Курсовая работа особенности работы классного руководителя в начальной школе. Особенности работы классного руководителя в начальной школе

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Приложение 8

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

«ЯМАЛЬСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ (СРЕДНЕГО) ПОЛНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СПРАВКА

о результатах деятельности Никовской Натальи Дмитриевны, учителя начальных классов, в качестве классного руководителя

Стаж работы Никовской Н.Д. в должности классного руководителя составляет 32 года. В настоящее время Наталия Дмитриевна Никовская является классным руководителем учащихся 2д класса.

За время работы классным руководителем показала себя творчески работающим учителем. У педагога сложилась система воспитательной работы с учащимися начального звена. Основное направление воспитательной работы осуществляется на основе разработанной в МБОШИ «ЯШИС(П)ОО» целевой программы «Школа - воспитательное пространство». В 2012 году Наталия Дмитриевна разработала авторскую воспитательную программу «Шаг за шагом», которую использует в данное время.Ведущий замысел воспитательной системы состоит в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, основанной на дружелюбном обращении друг с другом, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству.

При проверке планов воспитательной работы выявлено, что классным руководителем Никовская Н.Д. перспективные планы составлены в соответствии с требованиями современной педагогики, на весь учебный год. В плане воспитательной работы отражено: характеристика класса, социальный состав семей, предусмотрена ежедневная, еженедельная и годовая циклограмма работы с классным коллективом. Прослеживается индивидуальная работа с учащимися (проблемными, гиперактивными), и их родителями, работа с активом класса, работа с дневниками. В планах прослеживается участие ребят как во внутриклассных, так и в общешкольных мероприятиях.

Анализ посещенных классных часов показал, что Наталия Дмитриевна Никовская большое внимание уделяет воспитанию:ответственности, дисциплины, объективной самооценки, правильно относиться к собственным успехам и неудачам, умению соревноваться с другими, умению подчиняться, умению руководить, умению добиваться успеха, развивать уверенность в себе.

Работая с классом, Наталия Дмитриевна добилась больших результатов в образовательном и воспитательном процессе с обучающимися. Результат - высокаяуровень успеваемости учащихся класса. Инициативность, активность, живой отклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты учащихся класса. Важнейшим аспектом воспитательной системы является снижение негативного влияния социума на личность ребёнка. Классный руководитель и коллектив класса тесно сотрудничают с домом культуры, спортивно-оздоровительным комплексом «Артика». Все ребята класса Наталии Дмитриевны активно занимаются в спортивных секциях, участвуют в школьных соревнованиях, являются участниками мероприятий, проводимых на базе школы – интерната.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на процесс развития личности ребёнка. Никовская Наталия Дмитриевна работает в тесном контакте с родителями, отношения строит на основе уважения и сотрудничества. Сотрудничество с родителями включает основные направления: психолого – педагогическое просвещение; вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс. Формы взаимодействия Натальи Дмитриевны при работе с семьей разнообразные: как индивидуальные, групповые, так и творческие (родительское собрание, родительский лекторий, встречи родительской общественности с администрацией школы, индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия учащихся и родителей, участие родителей в ученических конференциях и фестивалях, дни открытых уроков, праздники знаний, недели предметов, формы досуга: совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВНы, экскурсионные поездки и т.д.)

Организуя процесс воспитания, Никовская Н.Д. большое внимание уделяет воспитанию нравственной культуры у своих обучающихся, так как это основа воспитательной системы работы с классным коллективом. Проведён цикл бесед по теме «Уроки толерантности», цикл классных часов «Я причастен к России», « История Ямальского района», «Наша школьная семья» , лекторий и практикумы по этике поведения (открытые классные часы-практикумы «Этика речи и поведения», «Сквернословию – бой.Начни бой с себя!».), цикл бесед по психологии дружбы (открытый классный час «Истину назови мне»), классные часы « Что я могу», «Спешите делать добро», «Праздник светофорчика», «Народные игры на Святки», «9 мая – День Победы!», «Мы – Земляне!», «Спорт против наркотиков»

Обучающиеся активно участвовали в акции «Подари улыбку детям », «Чистый двор и моя школа», «Посылка и письмо солдату». Ребята с удовольствием следят за уголком живой природы «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Активное участие обучающихся класса в жизни школы, местного социума (концерты, фестивали, КВН, конкурсы, олимпиады, конференции, соревнования, экскурсии) отмечено грамотами и дипломами от институционального до федерального уровня.

Заместитель директора по ВР ________________ О.В.Лутошкина

Особенности работы классного руководителя в начальной школе

  1. Роль и значение классного руководителя в воспитании.

Все знают, что работа учителя трудная и многогранная. И одна из этих граней – быть классным руководителем. Он вмещает в себя сразу множество профессий. Классный руководитель должен быть педагогом, психологом, воспитателем, артистом, новатором, контролёром, адвокатом, другом и наставником одновременно. Сложность в том, что за всем этим стоит один человек. Сколько сил, здоровья, знаний, энергии, терпения отдаёт учитель, работая с детьми, не считаясь со своим личным временем. Учитель - классный руководитель – это не профессия, это образ жизни!

В настоящее время ученик начальных классов находится в школе большую часть времени и домой приходит вечером вместе с родителями, как после полного рабочего дня. Воспитание ложится на плечи тех, кто находится рядом, а это чаще всего учитель – классный руководитель! Социально-бытовые проблемы не позволяют родителям уделять должного внимания детям по формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности. Да и школа всецело поглощена задачами обучения, подготовки к экзаменам, заботой о повышении качества знаний, показателях, выполнении множества отчётов. Времени на всё не хватает! Когда сталкиваешься с некорректным поведением учащихся в той или иной жизненной ситуации, слышишь возмущённые голоса взрослых: «Чему вас только в школе учат?» Но мы - то понимаем, что в школе их учим мы, учителя, и учим хорошо. Так что, хотим мы или не хотим, можем или нет, но школе действительно не обойтись без классного наставника!

  1. Особенности работы классного руководителя в начальной школе.

В работе классного руководителя начальной школы есть свои особенности.

1. Младший школьный возраст – это возраст, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: ученик, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

2. Главной целью для классного руководителя является создание психологического комфорта в классе и основы для формирования дружного сплочённого коллектива. Прежде чем этого достигнуть, нужно пройти ряд важных этапов. Условно, первым этапом можно считать первое полугодие 1 класса. Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к школьной жизни. Класс впервые собирает вместе разных детей. Задача учителя познакомить их и научить общаться друг с другом. Учитель рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом. На начальном этапе классный руководитель сам управляет, и это правильно. Для маленьких детей он - образец для подражания во всём.

На втором этапе, а это второе полугодие 1-ого класса и весь второй класс, учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности коллектива. Он изучает интересы каждого ребёнка, его потребности, характер. Помогает укрепить межличностные отношения между детьми, начинает сплачивать коллектив, чтобы дети не чувствовали себя разрозненно.

Третий этап начинается с 3 класса. В этот период создаются условия для развития личности, творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются явные лидеры. Теперь нужно развивать самоуправление, прислушиваться к мнению, интересам, потребностям детей. Актив класса – большая опора для учителя в этот период. Воспитанию отводится большая роль.

В 4 классе, на четвёртом этапе, дети открывают в себе своё собственное «Я», могут смело проявлять себя. Класс что-то может делать самостоятельно, распределяя между собой обязанности, что-то под руководством учителя. На этом этапе учитель сотрудничает со своими детьми. Формы работы с классом самые разнообразные. Это тематические экскурсии, праздники, конкурсы, викторины, интересные проекты, коллективно-творческие дела. Все эти мероприятия способствуют сплочению класса. При проведении классных часов и бесед учитель должен стараться учитывать актуальные проблемы класса или отдельных учеников.

3. Классный руководитель должен быть сам увлечён своим делом, чтобы дети с удовольствием следовали за ним и помогали во всём. Дети не любят пустых надуманных занятий, им важно чувствовать результат и поощрение. Перед ними лучше всего ставить увлекательную цель, чтобы она манила их и подвигала к деятельности. Сплочению коллектива способствует любая совместная деятельность, которая организует их свободное время. Будь то живое общение, подвижные игры, выездные экскурсии, прогулки, субботники, трудовые поручения, приносящие пользу окружающим.

4. Важный момент в работе классного руководителя начальной школы – это умение работать с родителями. Для ребёнка, переступившего порог школы, содружество учителя и родителей очень важно для целостного развития. Ему одинаково значимы школа и семья. В начальных классах связь школы с родителями осуществляет учитель. Он делает первый шаг к взаимодействию. Очень важно, чтобы родители стали его единомышленниками и помощниками. Если созданы хорошие, доверительные отношения, в таком коллективе комфортно всем.

Формы работы классного руководителя с родителями:

Родительские собрания, обмен опытом;

Индивидуальные и тематические беседы, консультации;

Анкетирование;

Изучение и посещение семей учащихся;

Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий (поездки в музеи, театры, экскурсии, походы, праздники);

Родительские чтения и конференции;

Работа с родительским комитетом.

Чтобы оценить результаты в воспитании, классный руководитель 1 раз в год может проводить мониторинг, чтобы узнать, на каком уровне сплоченности находится его коллектив, социометрию - каковы в его классе межличностные отношения между учениками. Для изучения личности младших школьников есть множество интересных методик. Дети принимают их за игру, а классный руководитель, используя метод педагогического наблюдения и свой опыт, может многое увидеть в детях.

Приведу пример некоторых таких методик.

ΙΙΙ . Методики для изучения личности младших школьников.

Для изучения желаний школьников можно использовать методику «Если бы ты был волшебником» или «Цветик-семицветик».

Методика «Если бы ты был волшебником». Детям предлагается назвать три желания, которые они бы хотели исполнить: для себя, для близких людей, для людей вообще.

В методике «Цветик-семицветик» . Каждому ребёнку вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которых он записывает свои желания. Обработку результатов можно сделать по такой схеме: сгруппировать желания по смыслу: материальные(вещи, игрушки), нравственные, познавательные, разрушительные и т.д.

Для изучения характера, переживаний школьника используется методика «Радости и огорчения». Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения. Или дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой об огорчениях. По окончании лепестки собираются в ромашку. Детям 3-4 классов предлагается дополнить два предложения «Больше всего я радуюсь, когда….» «Больше всего я огорчаюсь, когда…»

Для выявления направленности потребностей используется методика «Выбор».

Представь, что тебе дали(или ты заработал …) рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги? Анализируется доминирование духовных или материальных индивидуальных или общественных потребностей.

Для изучения мотивации учения можно использовать методику «Неоконченные предложения». Даётся начало предложения, а школьник должен как можно быстрее придумать к нему предложение. Например:

  1. Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто….
  2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто….
  3. Мне радостно, когда в школе…
  4. Я боюсь, когда в школе…
  5. Если я не знаю, как решить задачу, я…
  6. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я…

Ответы детей можно оценивать по разным показателям мотивации обучения.

Для диагностики отношения ученика к конкретным учебным предметам используется методика «Составление расписания на неделю». Представляем, что дети учатся в щколе будущего, и им самим можно составлять расписание уроков. На каждый день ученик пишет любое количество уроков и названия нужных предметов. Затем это расписание сравнивается с реальным и выделяются предметы, которых больше или меньше, процент несоответствия и т.д. Проводится диагностика, обсуждение с детьми.

Для определения образцов и идеалов, которым хочет подражать ребёнок, подходит методика «Мой герой». Детям предлагаются устно или письменно ответить на вопрос «На кого ты хотел бы быть похожим и почему?» или пишется сочинение-рассказ-сказка «Я хочу быть, как…»

Для выявления интереса детей к профессиям , есть методика «Кем быть». Детям предлагается нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись или написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?"

Результаты методик дают хороший материал для дальнейших тем и бесед с учениками и родителями.

Ι V. Планирование воспитательной работы.

Для системности и результативности своей работы классный руководитель составляет программу воспитательной деятельности на 4 года и ежегодный план воспитательной работы. Планирование является значимым звеном в деятельности педагога. Оно обеспечивает чёткую организацию, намечает перспективы и способствует реализации воспитательной программы.

Я приведу краткий пример плана воспитательной работы на предстоящий 3 класс. Презентация.

V. Советы для учителей и родителей.

Советы педагогам и родителям

Если:

  • ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
  • ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
  • ребёнка хвалят, он учится быть благородным
  • ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
  • ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
  • ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
  • ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
  • ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
  • ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
  • ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

Спасибо за внимание! Хочу пожелать всем крепкого здоровья, творческих успехов, талантливых учеников, благодарных родителей!


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ работа

На тему:«Особенности работы классного руководителя в начальной школе »

Севастополь, 2012
Содержание

Введение………………………………………………………… …………………………………3
1 История возникновения классного руководителя…………………… ………………………..4
2 Сущность деятельности классного руководителя…………………… …………………...….5-7
3 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………………...… …….8
3.1 Цели, задачи классного руководителя……………………………………………… ………..8
3.2 Функции классного руководителя……………………………………………… …………8-12
4 Организация воспитательной работы в классе……………………………………..………13- 16
5 Взаимодействие классного руководителя с учениками……………………………..…….17- 21
6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями…………… ………….…22-23
Вывод………………………………………………………………… …………………….…..24-25

Введение.
В данной курсовой работе мы рассмотрим, какую роль играет классный руководитель в воспитании младших школьников и в формировании их знаний. Как известно, образование школьников не может осуществляться без непосредственной деятельности классного руководителя. Поэтому, данная должность обязательно должна присутствовать в сфере образования.
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.
Объектом данной курсовой работы будет являться процесс деятельности классного руководителя Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, дать определения основным понятиям. Определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, а также рассказать об основных формах и приемах работы педагога. Представить практические материалы реальной работы классного руководителя.

1.История возникновение классного руководства.
Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.
Педагоги-наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид являлся образцом для подражания.
Во времена Единой Трудовой Школы классный руководитель назывался групповодом.
Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) "О структуре начальной и средней школы в СССР".
Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

2.Сущность деятельности классного руководителя.
Классный руководитель- педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, одна из ведущих фигур в воспитательной системе школы.
Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре. Классный руководитель занимается воспитательной деятельностью, он центральное лицо воспитательного процесса. По словам К.Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности»
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).
Классный руководитель реализует эти задачи в своём учебном заведении:
1) осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием учащегося;
2) содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;
3) организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;
4) вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников;
5) помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;
6) работает над созданием классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка.
Деятельность классного руковод ителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.
Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.
Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.
Организация и воспитание классного ученического коллектива– это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.
Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.
Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы– ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.
Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя – обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.
Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.
Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.
Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.

3.Цель, задачи, функции классного руководителя.
3.1.Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.
Задачи классного руководителя:

      формирование и развитие коллектива класса;
      организация системной работы с обучающимися в классе;
      создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
      организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
      защита прав и интересов обучающихся;
      гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
      формирование здорового образа жизни;
      формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.
      организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
3.2.Функции воспитательной работы классного руководителя
Классный руководитель выполняет несколько функций:
- аналитико-прогнастическую;
- организационно-координирующую;
- коммуникативную;
- контрольную.
Аналитико-прогнастическая функция включает в себя:
- изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;
- изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI классов - с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);
- анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;
- анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.
Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе - в конце каждой четверти, в старшей - через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность - личную и учителей класса - надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.
Организационно-координирующая функция предполагает:
- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
- организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);
- работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII) классов - с воспитателями группы продленного дня;
- организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативная функция заключается:
- в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе;
- в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;
- в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;
- в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Контрольные функции предполагают:
- контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Педагогические задачи классного руководителя
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

По мнению В.А. Сластенина, учитель, вовлеченный в воспитательную систему самой логикой действительности, поставлен перед необходимостью решения бинарных групп педагогических задач. Это:

      аналитическо-рефлексивные задачи, т.е. задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса, его элементов, возникающих затруднений и др.;
      конструктивно-прогностические задачи, т.е. задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработкой и принятием педагогического решения, прогнозированием результатов и последствий принимаемых решений;
      организационно-деятельностные задачи - задачи реализации различных вариантов учебно-воспитательного процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;
      оценочно-информационные задачи, т.е. задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективной оценки;
      коррекционно-регулирующие задачи, т.е. задачи коррекции протекания педагогического процесса, установления необходимых коммуникативных связей, их регуляция и поддержка.
Полнота присутствия этих задач в сознании и деятельности педагога определяет уровень его субъектности в воспитательной системе.
Еще одной важной задачей классного руководителя по обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса является координация деятельности и налаживания взаимоотношений четырех ведущих коллективов: детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей и трудового (базового предприятия). В детском коллективе классный руководитель способствует организации ученического самоуправления, установлению деловых отношений ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости. С коллективом учителей, работающих в классе, классный руководитель обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных форма работы. Взаимодействия с родительским коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении родительского педагогического всеобуча, участии родителей в отдельных формах педагогической работы с детьми. Отношения с трудовым коллективом организуются как шефские, деловые и свободного общения.
Непосредственное общение с детьми, идейное, духовно-ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состояниям детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных результатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и мужество. Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект. Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности: осознание ее целей, требований, перспектив; познание в ее процессе своих сил и возможностей; преодоление (самоопределение) своих слабостей и осуществление самовоспитания. Классный руководитель, анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь, процесс их становления как личностей, формирования их мировоззрения, творческих способностей, предстает перед ними в качестве мыслителя, помогающего активно участвовать в становлении собственной личности, развитии и организации поведения.

4.Организация воспитательной работы в классе
Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения.
В узком смысле под воспитанием понимается целенаправленная деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-либо конкретное качество (например, воспитание творческой активности). В этом плане воспитание можно рассматривать как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для социального развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической деятельности.
Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой. Воспитательная работа, проводимая классным руководителем, включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитателями задачами и сам процесс их реализации. В воспитательной работе классного руководителя следует выделить три главных направления.
Первое связано с непосредственным воздействием на ученика:
- изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;
- программирование воспитательных воздействий;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
- анализ эффективности воспитательных воздействий.
Второе направление связано с созданием воспитывающей среды:
- сплочение коллектива
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;
- развитие детского самоуправления.
Третье направление предполагает коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка:
- соц. помощь семье;
- взаимодействие с педагогическим коллективом;
- коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
Возникает вопрос о том, какова же цель и задачи воспитания. Вообще все педагогические цели можно условно разделить на 2-е взаимообусловленные группы: идеальные и актуальные. Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся. Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, выделим 3 группы воспитательных задач, ориентированных на результат воспитания ребёнка.
Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. В процессе их решения происходит процесс присвоения ребёнком общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений.
Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.
Третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.
Процесс воспитания должен быть ориентирован на результат воспитания, способствующий формированию социальности человека, т.е. его готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах.
Главным инструментом решения воспитательных задач являются методы и приёмы воспитания.
Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Основная задача педагога – помочь ребёнку в его развитии, и педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер. Совокупное воздействие на них оказываю методы воспитания.
В целях воздействия на интеллектуальную сферу для формирования взглядов, понятий, установок, используются методы убеждения, предполагающие разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.
Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, основанный на том, что дети осознанно, самостоятельно, в поисках решения той или иной социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов, исходя из самостоятельно сделанных логических выводов.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого – формирование у учащихся осознанных побуждений жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты этого метода, как поощрение и наказание.
Методы стимулирования помогают формировать умение правильно оценивать своё поведение, что способствует осознанию собственных потребностей – пониманию смысла жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, т.е. тому, что составляет суть мотивации.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение самоуправлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, порождающих их. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. « Внушать – воздействовать на чувства, а через них – на ум и волю человека ». Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения: ребёнок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения.
Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психической и физической саморегуляции, развития навыков анализа жизненных ситуаций, осознание своего поведения и состояния окружающих людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность.
Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способностей к суждениям на основе принципа справедливости, а ещё лучше – решать так называемые дилеммы. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками разнообразных моральных проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение, по каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».
Соответствующим методу дилемм является метод самовоспитания – рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации или в определённый период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному педагогическому стилю учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов.
Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредствам которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, и
и т.д.................

Современная деятельность классного руководителя начальной школы

Глава 1. Классный руководитель и его функции

Классный руководитель - это педагог, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, зам. директора школы в установленном порядке.

Целью работы классного руководителя является создание благоприятных условий для развития личности, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности, взаимопомощи, самоутверждения каждого обучающегося, раскрытия его потенциальных возможностей.

Основные задачи и содержание работы классного руководителя:

содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания;

создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе;

помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;

содействует получению дополнительного образования обучающимися (воспитанниками) через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательных учреждениях по месту жительства;

оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

проводит инструктаж по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях, в каникулярное время с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;

соблюдает права и свободы обучающихся;

совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

Классный руководитель имеет право:

получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;

контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи для оказания своевременной помощи;

координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся на педагогических консилиумах;

разрабатывать, создавать совместно с социальным педагогом, медиками программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;

приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;

участвовать в работе педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;

вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;

создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания;

Классный руководитель не имеет права:

унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.

использовать оценку для наказания ученика;

злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово;

использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;

обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

Классный руководитель должен уметь:

общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности;

формировать свои воспитательные цели;

спланировать воспитательную работу;

организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный час;

провести родительское собрание;

пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и использовать их в работе.

Функции классного руководителя.

Ежедневно:

Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия учащихся.

Организация питания учащихся.

Организация дежурства в классных кабинетах.

Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно:

Проверка дневников учащихся.

Проведение мероприятий в классе (по плану).

Работа с родителями (по ситуации).

Работа с учителями-предметниками.

Каждый месяц:

Посещение уроков в своем классе.

Консультации у социального педагога, психолога.

Экскурсии, посещение театров и т.д.

Встреча с родительским активом.

Организация участия классного коллектива в делах школы.

Организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные конкурсы, предметные олимпиады, экскурсии и прочее).

Один раз в четверть:

Оформление классного журнала по итогам четверти.

Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

Проведение родительского собрания.

Один раз в год:

Проведение открытого мероприятия.

Оформление личных дел учащихся.

Анализ и составление плана работы класса.

Оформление портфолио учащегося.

Настоящий классный руководитель владеет технологией своей деятельности, благодаря которой он умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; с помощью которой глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива. Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а также в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

Но вместе с тем важны и профессиональные качества: образованность, общий кругозор, эрудиция.

Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Классный руководитель создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями - предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделям, тематических вечерах и других мероприятиях. В своей работе классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

Классный руководитель так же должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Уже с первого года обучения в школе классный руководитель развивает у ребят навыки самоуправления. Со 2-го класса сменный актив во главе со сменным командиром координирует работу по учебным предметам и творческие группы по подготовке классных мероприятий. Актив класса избирается тайным голосованием один раз в четверть. К 4-му классу дети вполне самостоятельно готовят классные часы, организуют праздники, встречи с интересными людьми, два раза в четверть выпускают газету. Самоуправление в детском коллективе включает в себя следующие направления:

образование

здоровье

культура

экология

информация

общественный порядок

Таким образом, классный руководитель - это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете - эффективность воспитательного процесса, как школьного...

Деятельность классного руководителя в условиях современной школы

Для организации внеклассной воспитательной работы в школе из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих школах учебную и воспитательную работу ведут несколько учителей...

Классный руководитель в современной школе

Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества...

Классный час как форма патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

Л.Н. Седова характеризует формы воспитания как конкретные акты деятельности, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса...

Методика изучения логарифмической функции Изучение логарифмической функции начинается с выделения определения: функцию, заданную формулой называют логарифмической функцией с основанием...

Научное объединение учащихся и технология их работы

Система занятий ИД (исследовательской деятельностью) представляет собой трёхуровневую систему, состоящую из трёх этапов, каждый из которых является качественно новым уровнем ИД...

Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. Практика работы отделения срочной социальной помощи нуждающимся гражданам

Заведующий является организатором и руководителем дошкольного учреждения, квалифицированным педагогом. Права и обязанности его определены «Уставом детского сада». Заведующий дошкольным учреждением назначается из лиц...

Планирование учебного процесса

Подготовка и проведение классного часа

Задача параграфа - представить анализ подготовки и проведения классного часа в логике компонентов структуры данного процесса, а именно дать характеристику целям, содержанию, формам, методам, принципам, функциям классного часа...

Проверка и оценка уровня знаний учащихся в процессе обучения географии

Проверка и оценка, т.е. контроль уровня усвоения содержания образования, достигнутого учащимися, являются неотъемлемой составной частью процесса обучения вообще и обучения географии в частности. ...

Психологический анализ лекций по психологии

Почему лекции в вузе придается такое значение? Потому что в условиях большего, чем в школе, демократизма вузовского обучения, когда студент приобретает знания главным образом в творческом поиске...

Реализация контрольно-диагностической функции руководителя ДОУ

Управление должно обеспечить стабильное функционирование дошкольного образовательного учреждения и в то же время его развитие, т.е. изменения, перестройку в соответствии с новыми педагогическими идеями и доктриной образования страны. К.Ю...

Система работы учителя (классного руководителя) с родителями учащихся

Место классного руководителя в воспитательной системе школы. Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность...

Специфика воспитательной работы в трудном классе

Термин «коллектив» произошел от латинского collectives - собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности...

Классный руководитель в общеобразовательной школе – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной и воспитательной работы. В начальной школе эти обязанности выполняет учитель, ведущий класс.

Задачи классного руководителя:

  • создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности и эмоционального комфорта);
  • организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни;
  • организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.

Основные направления деятельности классного руководителя

  • 1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка:
    • изучает особенности развития, состояния здоровья, эмоционального самочувствия, отражая все эти данные в психолого-педагогическом дневнике;
    • изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, подбирая виды и формы деятельности для их развития;
    • организует процесс воспитания и обучения для детей с особыми образовательными потребностями;
    • корректирует межличностные связи в классе, гуманизируя межличностные отношения;
    • в индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (особенно "трудных") к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, самоуправлению.
  • 2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива):
    • помогает в организации классной деятельности детей: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций с целью гуманизации межличностных отношений и накопления положительного коммуникативного опыта;
    • участвует с классом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях, воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи;
    • способствует формированию навыков самозащиты, изучает на классных часах вопросы прав человека, потребителя товаров, поощряет готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и группу от грубости и произвола в любой форме.
  • 3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:
    • помогает отдельным ученикам в преодолении проблем на уроках или при выполнении домашних заданий. Консультирует родителей;
    • поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе;
    • организует педконсилиумы (малые педсоветы) по учебным и психологическим проблемам учащихся и участвует в них;
    • способствует развитию познавательных интересов детей с помощью классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных клубов.
  • 4. Организует и направляет работу с родителями, привлекая их к участию в управлении школой.
  • 5. Организует режим питания и жизнедеятельности учащихся в школе.
  • 6. Ведет необходимую документацию.
  • 7. Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям обо всех происшествиях, имеющих реальную и потенциальную опасность для воспитанников.

Должностная инструкция классного руководителя

  • 1. Функции.
  • 1.1. Организация деятельности классного сообщества.
  • 1.2. Организация учебной работы детской группы и отдельных учащихся.
  • 1.3. Организация внеучебной жизнедеятельности класса.
  • 1.4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.
  • 1.5. Социальная защита школьников.
  • 1.6. Работа с родителями, общественностью, семьями учащихся.
  • 2. Должностные обязанности.
  • 2.1. Ведет журнал класса.
  • 2.2. Ведет личные дела учащихся класса и следит за их состоянием.
  • 2.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, направляет учеников класса в советы дел школы, организует коллективное творчество, помогает в работе старшего дежурного.
  • 2.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой.
  • 2.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.
  • 2.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.
  • 2.7. Организует питание учащихся. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного питания и корректного отношения одноклассников к таким детям.
  • 2.8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд.
  • 2.9. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин, совместно с социальным педагогом контролирует посещение уроков "трудными" учащимися.
  • 2.10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе детей.
  • 2.11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.
  • 2.12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников.
  • 2.13. Создает условия для развития наиболее одаренных учащихся, развития познавательных интересов, расширения кругозора школьников (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок и т.п.).
  • 2.14. Привлекает психолога для организации умственного труда и воспитания учащихся (групповые и индивидуальные консультации).
  • 2.15. Создает микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их.
  • 2.16. Организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса.
  • 2.17. Организует охрану здоровья учащихся с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в спортивную и физкультурную работу.
  • 2.18. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с коллективом детской группы (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т.п.), проводит не менее одного классного тематического часа в месяц.
  • 2.19. Изучает личность каждого школьника в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, психолога, родителей.
  • 2.20. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей. Сотрудничает с социальным педагогом.
  • 2.21. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.
  • 2.22. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей.
  • 2.23. Проводит тематические родительские собрания один раз в четверть.
  • 2.24. Изучает условия воспитания детей в семье.
  • 2.25. Организует работу с родителями учащихся, проводит индивидуальные консультации, привлекает родителей для организации внеучебной деятельности класса, влияет на общение детей с родителями.
  • 3. Права. Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции.
  • 3.1. Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых учителями-предметниками (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в процессе урока).
  • 3.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.
  • 3.3. Поощрять учащихся в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
  • 3.4. Требовать от учителей-предметников информацию об организации учебно-воспитательного процесса класса и отдельных учащихся.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»