Интегрированное обучение и воспитание детей с ооп. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В настоящее время все больше и больше детей нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функций. Под развитием познавательной деятельности следует понимать качественные изменения в личности. Развитие мышления не является самоцелью. Учить мыслить необходимо не для того, чтобы ребенок умел делать это, а для того, чтобы он мог лучше ориентироваться в окружающем его мире, организовывать свою жизнь, становится все более самостоятельным.
У ребенка дошкольного возраста должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьных знаний. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать.
Общеизвестно, что при разных видах задержек психического развития наблюдаются общие особенности психо-физического развития, такие как: нарушения общей и мелкой моторики, повышенная истощаемость, общая физическая и соматическая ослабленность, недоразвитие высших психических функций, нарушения речевого развития, незрелость эмоционально-волевой сферы, слабое развитие коммуникативных навыков и др.
С целью обеспечения эффективной образовательной интеграции в общеразвивающие группы детского сада интегрированы дети с ООП. Следует отметить, что оптимально включение одного, двух детей с ЗПР в общеразвивающие группы, воспитанники обязательно будут получать необходимую коррекционную помощь. Цель коррекционных занятий - повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, восполнение пробелов предшествующего обучения и другое.
Вопросу обучения и воспитания детей с ООП неслучайно уделяется такое серьёзное внимание, ведь эта деятельность очень разнопланова и включает несколько разделов: - диагностика уровня развития ребенка, - составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка и его реализация, - отслеживание динамики развития ребёнка, - взаимодействие со специалистами, и родителями.
Взаимодействие специалистов обеспечивается в результате знакомства и обсуждения результатов комплексной диагностики, участия в работе психолого-медико-педагогических консилиумов, отслеживания диагностики усвоения учебного материала.
Коррекционное воздействие на ребёнка с ООП в условиях общеразвивающей группы не может, ограничивается только специально организованными формами деятельности. Усваиваемые детьми знания и умения должны включатся во все виды детской деятельности, важно научить детей применять отработанные умения и навыки в аналогичных или новых ситуациях, использовать полученные навыки в собственной самостоятельной деятельности.
В центре сюжетно-ролевых игр в качестве реквизита используются не только игрушки, но и предметы символы заместители, пособия, развивающие все виды восприятия, сенсорные представления (о форме, цвете, величине, весе, материале и т.д.). Подобраны атрибуты, рассчитанные на коррекцию нарушений речи, основных мыслительных операций (сравнение, сопоставление, анализ, синтез), а также способствующие закреплению полученных на занятиях знаний.
Специалистами активно используются материалы двигательных центров для реализации коррекционных задач. Например, кегли оснащены прозрачными кармашками или липучками, куда вставляются или прикрепляются предметные картинки (карточки) с изображением букв, цифр, геометрических фигур и другого материала.
При оформлении центров активности мы хотели, чтобы атрибутика игр создавала условия не только для возможностей освоения различных социальных ролей, но и стимулировала мыслительную и речевую активность.
При использовании атрибутов сюжетных игр была предусмотрена работа детей с контурными, силуэтным и наложенными изображениями, (отражениями) предметов разной формы, величины, рассчитанная на сравнение предметов и их изображений, с этой целью были наклеены пиктограммы на контейнеры для хранения различного материала для самостоятельной художественной деятельности, различного вида конструктора, на полках, обозначающие назначения автомобиля.
Например, в игре «Магазин» находятся коробки с «соком» (яблочным, апельсиновым, виноградным), схожие по внешнему виду, но различные по размеру, величине, работая с которыми закрепляются умения находить сходства и различия, дифференцировать овощи и фрукты, образовывать относительные прилагательные.
Здесь же есть «звуковые» денежки – карточки-схемы слов с заданным звуком, на которые покупатель должен купить товар, начинающиеся на заданный звук или «цветные» денежки, на которые можно купить товар только заданного цвета и т.д.
Организованная таким образом работа по сюжетно-ролевой игре позволяет максимально скоррегировать высшие психические функции, речь детей и эмоционально-волевую сферу, дать возможность получения ими полноценного образования, избежать ограничения возможности социализации в общество.
Литература.
Басилова. Т.А. Воспитание детей дошкольного возраста со сложными множественными нарушениями//Под ред. Е.А. Стребелевой.-М., 2004
Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания. Хрестоматия / Сост. Н.Д. Соколов, Л.В. Калинникова. – М., 2001.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. // Дефектология, 2006. -№6.
Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей М.,2009., Изд. «Айрис», с 160
Соловьева И.Л. Соловьева Е.А. К вопросу об использовании новой педагогической технологии в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении // Вопросы теории и практики сурдопедагогики (Межвузовский сборник научных трудов №2), 2003.
Шматко Н.Д., Головчиц Л.А., Стребелева Е.А. Подходы к модернизации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология. 2009, №1. С19-23.

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

Среди множества научных теорий, так или иначе оказавших влияние на становление и развитие отечественного специального образования, особое место занимают положения, сформулированные Л.С. Выготским, которого по праву считают основателем современной дефектологической науки. Им сформулирован ряд теорий, получивших в дальнейшем свое развитие в работах его последователей А.Н. Леонтьева, В.В. Лебединского, Т.А. Власовой и др., что позволило создать концепцию современной системы образования и воспитания детей с различными отклонениями в развитии.

Можно выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психофизического развития.

1. Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)

2. Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально- бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.).

2. Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении "обходных путей", использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т.п.;

3. В особой организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды (Так, например, дети с аутизмом нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение).

4. В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

5. В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.

6. В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

Таким образом, знание и учет принципов обучения, опирающихся на важнейшие методологические подходы к развитию психики в норме и патологии, позволят коррекционному педагогу определить основные направления коррекционного воздействия и прогнозировать результат их социализации и адаптации.

25 Основные положения историко-генетического и социокультурного подхода Н.Н. Малофеева, объясняющего становление, оформление и развитие системы специального образования. Факторы, оказывающие влияние на развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды.

Подход Малофеева позволяет уйти от традиционного сопоставления зарубежных и отечественной системы специального образования по хронологическому принципу, проводить сопоставление систем на содержательном уровне, выявлять историко-генетические и социо-культурные основы современных инновационных процессов.

Проведенный анализ литературных источников позволил выявить в хронологии исторических событий "критические точки" - переломные моменты в отношении западноевропейских государств к лицам с отклонениями в развитии и построить содержательную периодизацию данного процесса от 19 века до наших дней.

1. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости помощи. Условной границей периода в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах - открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г. В России же прецеденты возникновения первых монастырских приютов приходятся на 1706 - 1715 гг. и связаны с реформами Петра.

2. От осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них. Условной границей периода в Западной Европе можно считать переосмысление во Франции гражданских прав лиц с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия в Париже специальных школ: для глухонемых (1770) и для слепых (1784). В России прецеденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих - 1806 и для слепых - 1807 гг.) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.

3. От осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. Условной границей периода в Западной Европе можно считать последнюю четверть 19 века - время принятия в западноевропейских странах Законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе - Законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Это время создания параллельной образовательной системы - системы специального образования для трех категорий детей. В России оформление параллельной образовательной системы с теми же тремя типами специальных школ приходится на советский период - 1927 - 1935-е гг. и связано с Законом о всеобуче.

4. От осознания необходимости обучения отдельных категорий аномальных детей к дифференцированной системе специального образования. Он приходится в Западной Европе на период от начала 20 в. до конца 70-х гг. и характеризуется там развитием законодательной базы специального образования, структурным совершенствованием национальных систем (в некоторых западноевропейских странах было создано до 20 типов спецшкол). К концу 70-х гг. специальным образованием в странах Западной Европы охватывается от 5 до 15 % детей школьного возраста. В России же развитие и дифференциация системы, ее структурное совершенствование, переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения осуществляется в 50 - 90-е гг. Однако специальным образованием на территории СССР было охвачено не более 3 % детей школьного возраста, а специальные образовательные учреждения и дефектологические кадры крайне неравномерно распределялись по территории страны.

Для Западной Европы 70-е гг. можно считать условной нижней границей четвертого периода эволюции. В ситуации бурного экономического роста, развития демократии и либерально-демократических настроений, на смену старой парадигме "полноценное большинство" - "неполноценное меньшинство" приходит новая - "единое сообщество, включающее людей с различными проблемами". При таком понимании вычленение меньшинств становится недопустимым, что и фиксирует законодательство, это Декларации ООН "О правах умственно отсталых лиц" (1971), "О правах инвалидов" (1975). В этом контексте спецшколы, интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования - дискриминационной. Объявив себя демократическим государством, РФ в 1991 г. ратифицировала Конвенции ООН "О правах ребенка", "О правах инвалидов", "О правах умственно отсталых лиц".

5. От изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии, новой философии общества, уважении к различиям между людьми. Развитие социальной интеграции инвалидов вызывает к жизни идеи интеграции в образовании. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80 - 90-е гг. организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоотношений массового и специального образования.

В эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в масштабе исторического времени Россия значительно отстает от стран Западной Европы. В настоящее время можно условно определить место России на данной эволюционной шкале на переходе от четвертого к пятому периоду. Это связано с тем, что становление и оформление национальной системы помощи детям с нарушениями в развитии было прервано двумя революциями, приведшими к коренному переустройству государства и общества.

Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с:

социально-экономическим устройством страны,

ценностными ориентациями государства и общества,

политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии,

законодательством в сфере образования в целом,

уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики,

мировым историко-педагогическим процессом.

Психология и педагогика

Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве

85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них 30% нуждаются в комплексной реабилитации. Обычные педагоги в детских садах чаще всего не готовы эффективно работать с такими детьми, и корпорация «Российский учебник» получает много запросов на тему инклюзивного воспитания. Наш постоянный эксперт Элеонора Кулешова представляет основные правила коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе дошкольного образования.

Правила обучения дошкольников с ОВЗ

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья , согласно официальному определению, - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Именно на основе справки от комиссии ребенку присваивается статус ученика с ОВЗ. Когда родители предоставляют администрации документ о том, что их ребенок должен обучаться по адаптированной основной образовательной программе, организация не в праве отказать в обучении и создании специальных условий. При отсутствии документа, ребенок статус не получает, даже если нарушения очевидны.

Адаптированная основная образовательная программа - это основная образовательная программа, которая учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию. На сайте F gosreestr.ru можно ознакомиться с примерными образовательными программами для инклюзивного дошкольного образования.

Справка ПМПК не только накладывает на администрацию новые обязательства, вроде обучения коррекционной работе с детьми с ОВЗ обычных воспитателей, но и открывает возможности для получения ресурсов, позволяющих организовать коррекционные занятия, осуществить применение индивидуальных программ в образовании - то есть сделать свой вклад в улучшение жизни и перспектив ребенка с проблемами здоровья. На основе справки ПМПК образовательная организация имеет право заказать у государства средства на необходимое техническое обеспечение и привлечение дополнительных специалистов.

Классификация детей с ОВЗ

    Дети с нарушениями слуха.

    Дети с нарушениями зрения.

    Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    Дети со стойкими нарушениями интеллекта.

    Дети со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.

    Дети с нарушениями речи.

    Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.

    Дети со сложными нарушениями в развитии (сочетаются две и более из перечисленных групп).

Эта книга великого педагога и гуманиста Януша Корчака - подлинная энциклопедия воспитания человека, от грудного возраста до становления личности и самоуправления подростков. В ней - серьезность наблюдений ученого и мягкий лиризм художника слова. Текст Корчака напитан бесценными мыслями, яркими метафорами и четкими рекомендациями. В течение многих десятилетий эта книга служит вдохновляющим ориентиром для миллионов родителей.

Корректные термины появились недавно, и не все их можно встретить в тематической литературе. Однако нужно иметь в виду, что именно такое разделение сегодня актуально.

Любая из представленных групп неоднородна. Например, среди детей с нарушениями слуха есть те, кто не слышит вообще, и те, кто не может слышать без специальных приспособлений, операций. Степень сохранности - это всегда резерв для получения ребенком большего количества знаний. Поскольку дети даже в определенной группе разные - значит, и нарушения разные, и рекомендации по работе тоже. Под каждого ребенка со правкой ПМПК должна быть написана индивидуальная образовательная программа, даже если в коллективе имеются дети со схожими нарушениями.

Необходимо учитывать общие особенности детей с ОВЗ:

    Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.

    Проблемы с общей и мелкой моторикой.

    Заторможенность в развитии речи.

    Трудность в произвольной регулировке поведения. Некоммуникабельность.

    Проблемы с познавательной деятельностью.

    Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.

    Низкая или слишком высокая самооценка.

    Неуверенность в своих силах.

    Полная или частичная зависимость от окружающих.

Среди специфических черт, наблюдаемых при всех недостатках развития, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении детей c такими недостатками. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями (ООП).

Особые образовательные потребности

Дошкольное образование детей с ОВЗ, помимо решения общих проблем, должно также включать и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включена образовательная деятельность по формированию устной речи. Обучение детей со специальными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии - это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.

Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми. В ней мы собрали две книги в одной: «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно» - книги, которые могут избавить вас и вашего ребенка от тонн психологической макулатуры. Нередко, став взрослыми, мы забываем, что некогда и сами были детьми. В первой части книги, основываясь на научной теории привязанности, она легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: «Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость?» и «Как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?» Вы сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими «капризами», «избалованностью», «агрессией», «вредным характером». Во второй части книги Людмила расскажет о том, как научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Вы сможете понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивалс, не тратя силы на борьбу за вашу любовь.

Задачи обучение детей с ООП:

    Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.

    Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений.

    Формирование и активация у обучающихся познавательной активности.

    Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.

Один из частых вопросов по данной теме: как психологу общеобразовательного детского сада не перейти в процессе реализации новых правил к работе дефектолога? Необходимо различать сферы деятельности, когда речь заходит о вторичных нарушениях. Дефектолог работает с коррекцией познавательной сферы (например, когда при нарушении зрения страдает восприятие). Психолог же детского сада, при участии дефектолога, занимается коррекцией эмоционально-личностной сферы ребенка, которая тоже страдает при нарушении здоровья. Производить таким образом комплексный подход - это идеальный вариант. В любом случае образовательная организация на основе справки ПМПК может найти разные способы привлечения необходимых специалистов - например, не брать дефектолога в штат, а заказывать услугу по сопровождению детей с ОВЗ в центрах психологической коррекции.

1. процессы ОбВоРа неразрывно связаны др с др.2 процесс Обр детей с ООП имеет коррекц направленносить, на преодоление вторимчных отклонений, вызванных первичным дефектом (структура дефекта у каждого своя)3 процессы ОВР детей с ООП по мимо общепедагогич задач имеют специфич коррекц задачи.воспитание (в узком смысле)воспитательная работа направленная на формирование у ребенка системы опр-ть качеств, азглядов и убеждений. Структура личности по К.К,Платонову:1 Психофизиологические особенности человека(тип нервн системы, соотнош процессов возбужд и торможения)2. Псих процессы:1 чувство познания (ощущение, восприятие,представления,)2. Высш псих фунпроцессы(внимание,память, речь, мышление, воображение)3. ЗУНЫ определяются условиями;4 направленность личности ребенка взгляды убеждения качества интересы и тд.

Структура: личность с ООП имеет те же самые структурные компоненты, что и в норме.2. чем дальше структурный компонент отстоить от первичного дефект, тем меньше проявл его зависимость от этого дефекта, тем больше выражена зависимость от условий ОВР воспитание в системе спец образования включ в себя не только традиционную воспитательную работу, но и коррекционно- педагогическую работу, направленную на формирование отсутствующих по причине первичного нарушения соц-ых, коммуникативных, поведенческих и иных навыков, а так же личностных качеств.

21. Методы воспитания детей с ООП. 1 информационные методы: беседа, анализ лит-ры, использов инфо из СМИ, экскурсии, встречи,2. Практикодейственные методы приучение, упражнение, игра, ручной труд и др. 3 побудительнво-оценочные М поощрение, наказание, осуждение, порицание и др. Особенности М воспита детей с ООП заключ в том, что 1 они имеют специфику в своей реализации 2 используются как в сочетании между собой так и с методами обучения. Т.о методы воспитания детей с ООП те же самые что и в норме, но имеют свои особенности, заключающиеся в учете особенностей заключающейся в учете особенностей развития детей и коррекционной направленности методов его воспитания

22. Система специального образования России современная система спец образования в России имеет вертик и гориз структуру.вертикальная структура состоит из 5 урвоней: период раннего младенчства)-3лет; период дошкольнгого возраста 3-7лет; период обязательного обучения 7-16лет; период среднего образования и проф подготовки от 15-18 л- ;период обучения взрослых инвалидов..

Дети обучаются дома, в детских яслях, дети сироты в домах ребенка, коррекционная работа с детьми инвалидами проводится в центах раннего вмешательства центрах реабилитации и абитации(недопущения вторичного отклонений)+ психолого-медик пед консультаций

Обучение и воспитание в специальном образовательном про­цессе органично взаимосвязаны и взаимодополняемы с само­развитием, и реализуются они в специальных образовательных условиях. Важнейшими составляющими этих условий являются следующие:

Наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);

Учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуаль­ный педагогический подход, проявляющийся в особой организа­ции коррекционно-педагогического процесса, в применении спе­циальных методов и средств обучения компенсации и коррекции (в том числе и технических);

Создание адекватной среды жизнедеятельности;

Реализация коррекционно-педагогического процесса специ­альными педагогами (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогами, логопедами и другими специалистами) и его психологическое со­провождение специальными психологами;

Предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

В зависимости от степени ограничения возможностей, и в пер­вую очередь от сохранности интеллекта, а также от качества и своевременности обеспечения специальными образовательными условиями люди, имеющие нарушения развития, могут осваи­вать разные уровни образования. Так, большинство неслышащих, слабослышащих, позднооглохших, незрячих, сла­бовидящих, людей, имеющих нарушения функций опорно-дви­гательного аппарата или эмоционально-волевой сферы и пове­дения, тяжелые нарушения речи, способны к освоению не толь­ко общего среднего образования, но и среднего и даже высшего профессионального образования. Те, у кого выявляются легкие формы интеллектуальной недостаточности, в состоянии полу­чить элементарную общеобразовательную подготовку и освоить профессии, не связанные с интенсивной интеллектуальной дея­тельностью или со сложными коммуникативными процессами, что в дальнейшем позволит им вести самостоятельный трудовой образ жизни и достаточно успешно адаптироваться в обществе.

Глубоко умственно отсталые дети и подростки, обучаясь по индивидуальным образовательным программам, получают возмож­ность достичь определенного, соответствующего особенностям их развития, уровня средового и социального адаптирования. В пред­назначенном для них содержании обучения имеются такие бло­ки, как образовательно-развивающий, оздоровительно-физкуль­турный, специальный. В них предусмотрено развитие коммуникативных способностей, формирование простейших математических представлений, навыков самообслуживания и гигиены. Не остав­лено без внимания музыкальное, физическое, религиозное, по­ловое воспитание таких детей. В содержание образовательных про­грамм входит также развитие познавательной деятельности, пси­хических функций, речи, моторики, ориентировки в простран­стве. Координированная работа по таким программам помогает им научиться существовать в Окружающем мире, адаптироваться к нему, участвовать в социальных отношениях, посильно общать­ся и трудиться или быть занятыми какой-либо деятельностью.


Специальное образование ребенка или взрослого с ограничен­ными возможностями - глубоко индивидуальный и специфиче­ский процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются очень многими факторами: характером отклонения (или отклонений) в развитии; сохранностью незатронутых ана­лизаторов, функций и систем организма; временем возникнове­ния и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультур­ными условиями жизнедеятельности обучаемого и его семьи; же­ланием и возможностями семьи участвовать в развивающем про­цессе; возможностями и готовностью окружающего социума, са­мой системы образования к выполнению всех требований и со­зданию необходимых условий для реализации задач образования; уровнем профессиональной компетенции педагогов и психоло­гов, работающих с обучаемым и его семьей.

Любой гражданин Российской Федерации имеет гарантирован­ное право на образование (ст. 43 Конституции Российской Феде­рации), в том числе и специальное, и равные возможности его получения. Условия их осуществления определяет Государствен­ный образовательный стандарт.

Образовательные нормативы, разработанные с учетом физи­ческих и психических особенностей и ограничений развития обу­чающихся, указываются и утверждаются Государственным стан­дартом общего образования детей с ограниченными возможно­стями здоровья, или Специальным образовательным стандартом. В нем в качестве нормы образованности представлены основные параметры, которые, с одной стороны, отражают представления современного общества о необходимом уровне образования для людей данной категории, с другой - учитывают возможности реальной личности в достижении этого уровня.

Стандарт специального образования применительно к людям с особыми образовательными потребностями разных категорий суммирует требования к общеобразовательной подготовке, к коррекционно-развивающей, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной под­готовке. При разработке этих требований учитывались как общие для всех людей с особыми образовательными потребностями не­достатки развития, так и особенности, свойственные только ка­кой-либо определенной категории.

К числу нарушений развития, характерных для всех категорий людей с особыми образовательными потребностями, относятся:

Замедленное и ограниченное восприятие;

Нарушения в становлении моторики;

Расстройства речевого развития;

Недостатки мыслительной деятельности;

Ослабленная по сравнению с обычными детьми познаватель­ная активность;

Пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, о межличностных отношениях;

Отклонения от нормы в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая ком­муникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышен­ная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

В соответствии с необходимостью преодоления этих недостат­ков в содержание образовательных предметов вносятся изменения, направленные на их корректировку. Например, вводятся пропе­девтические разделы, позволяющие восполнить имеющиеся у этих детей проблемы в знаниях и представлениях об окружающем мире. Для детей, обладающих особой спецификой развития, например учащихся с нарушенным интеллектом, предусматривается ориги­нальное (адаптированное, дозированное) содержание общеобра­зовательных предметов.

Для коррекции, облегчения или устранения последствий пер­вичных нарушений развития (отсутствие либо неполноценность зрительного или слухового восприятия, системное недоразвитие речи, поражение речевых зон коры головного мозга и др.) в со­держание специального образования включаются специфические учебные предметы, которые отсутствуют в обычных школьных про­граммах. Так, для слепых детей предусмотрены занятия по обуче­нию ориентировке в пространстве и развитию мобильности; для детей с нарушенным слухом - занятия по развитию остаточного слуха и формированию устной речи, а также уроки предметно-практической деятельности, направленные на совершенствование словесной речи в ее коммуникативной функции в процессе дея­тельности и т. п.

Стандарт специального образования учитывает также степень выраженности нарушения и вызываемые им ограничения возмож­ностей ребенка (например, существует стандарт образования для незрячих и отдельно - для слабовидящих; стандарт для неслыша­щих и отдельно - для слабослышащих), в нем также учтены осо­бенности развития, обусловленные сочетанием двух и более нару­шений (например, нарушения зрения и интеллекта; нарушения слуха и зрения и т.д.).

Установления стандарта отражают соответствие не только ин­дивидуальным особенностям развития различных категорий лю­дей с особыми образовательными потребностями, но и специ­фике социокультурных и этнокультурных условий их проживания. Поэтому он состоит из двух частей - федеральной, т. е. общей для всей страны, и национально-региональной, разработанной при­менительно к конкретным условиям и особенностям образования людей с ограниченными возможностями, проживающих на той или иной территории страны.

Государственные стандарты ориентированы на образователь­ную поддержку человека с ограниченными возможностями на протяжении всего периода его становления и социализации, т.е. с первых месяцев жизни до зрелого возраста.

Проблема стандартизации специального образования в нашей стране является новой, и в соответствии со сложившимися в со­ветской дефектологии традициями наиболее разработанной к на­стоящему времени оказалась та его часть, которая охватывает школьный период и реализованной в соответствующих учебных программах. (Далее мы рассмотрим ее в качестве описанного при­мера.)

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните значение выражения «социальная компенсация дефек­та». Как вы понимаете социальную реабилитацию человека с ограни­ченными возможностями жизнедеятельности средствами образования?

2. Какие отклонения развития наиболее характерны для всех детей с особыми образовательными потребностями? Какие ограничения возмож­ностей они влекут за собой?

4. Что такое «стандарт специального образования»? Каковы его важ­нейшие составляющие?

5. Чем отличается содержание образования применительно к разным категориям детей с особыми образовательными потребностями?

6. Подготовьте, используя программно-методические материалы спе­циального образования, описание содержания образования основных категорий детей с ограниченными возможностями.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»