Статистическая отчетность общественных организаций. Отчетность некоммерческих организаций

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Плюс к этому некоторые НКО сдают Отчет о финансовых результатах . Это нужно делать, когда:

  • НПО получила существенный доход от предпринимательской деятельности;
  • невозможно оценить финансовое положение НКО без показателя полученного дохода.

Во всех остальных случаях НКО отражает данные от предпринимательской деятельности в отчете о целевом использовании по строке «Прибыль от приносящей доход деятельности». Но если этого недостаточно, чтобы отразить финансовое положение НКО, сдайте отчет о финансовых результатах. Об этом говорится в информации Минфина России № ПЗ-10/2012.

Бухгалтерский баланс

НКО заполняют баланс по-особому. Некоторые разделы нужно переименовать. К примеру, Раздел III нужно назвать не «Капитал и резервы», а «Целевое финансирование». Ведь у некоммерческой организации нет цели получить прибыль. Вместо капитала и резервов НПО отражают остаток целевых поступлений. Строки баланса, которые НКО должны заменить в разделе III, названы в таблице ниже.

Код строки баланса, название которой НКО нужно заменить

Название строк у коммерческих организаций

Название строк у НКО

Раздел III Бухгалтерского баланса «Капитал и резервы»

Раздел III Бухгалтерского баланса «Целевое финансирование»

1310

Уставный капитал

Паевой фонд

1320

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Целевой капитал

1350

Добавочный капитал (без переоценки)

Целевые средства

1360

Резервный капитал

Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества

1370

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Резервный и иные целевые фонды

Такой порядок прописан в примечании 6 к Бухгалтерскому балансу и в примечании к приложению 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств НКО в состав бухгалтерской отчетности не включают. Это прямо прописано в пункте 85 положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Другие отчеты

Для фондов есть особенности. Они обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 7 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Налоговая отчетность

Все НКО обязаны сдавать в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников. Делать это нужно, даже если сотрудников нет. Кроме того, все НКО обязаны сдавать справки по форме 2-НДФЛ на каждого сотрудника и расчет по форме 6-НДФЛ .

Подробнее на эту тему см.:

  • Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков ;

А в остальном состав налоговой отчетности в НКО зависит от налогового режима.

Налоговая отчетность: ОСНО

НКО на общем режиме сдают налоговую отчетность, обязательную .

Налог на прибыль

Сдавать декларацию по налогу на прибыль обязаны все НПО. Эта обязанность не зависит от того, есть облагаемые доходы или нет. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

Для НКО, у которых нет прибыли, есть особенности. Они сдают декларацию только раз в год в упрощенном составе:

  • Титульный лист (лист 01);
  • Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
  • Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);
  • приложение № 1 к налоговой декларации.

Это следует из статьи 285 и пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ, пункта 1.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Если некоммерческая орагнизация получает прибыль, декларацию нужно сдавать ежеквартально. При этом авансовые платежи не платят НКО, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).

НДС

НКО на общем режиме обязаны сдавать декларацию по НДС ежеквартально в общем порядке. Если объекта обложения НДС нет, сдайте только титульный лист и раздел 1 (п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Сдавать единую (упрощенную) налоговую декларацию, которая утверждена приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н, НКО может, только если у нее одновременно нет:

  • объекта налогообложения по НДС;
  • операций по расчетным счетам.

Налог на имущество

НКО на общем режиме сдают декларацию по налогу на имущество ежеквартально, в общем порядке . Исключение – организации, у которых нет основных средств.

Так как НПО амортизацию не начисляют, по строкам 020–140 раздела 2 декларации укажите разницу между остатком по счету 01 «Основные средства» и суммой износа на забалансовом счете 010 (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у НКО облагаемого соответствующим налогом объекта.

Налоговая отчетность: УСН

НКО на упрощенке сдают отчетность, обязательную . Кроме того, НКО на упрощенке сдают ежегодно в налоговую инспекцию декларацию по единому налогу, который они платят (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). Причем обязанность сдавать декларации не зависит от того, были доходы и расходы в отчетном периоде или нет.

Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, НКО на упрощенке обязаны вести книгу учета доходов и расходов . Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Подробнее на эту тему см.:

  • Как составить и сдать декларацию по единому налогу при упрощенке ;
  • Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке .

НКО на упрощенке не платят налог на прибыль, налог на имущество и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому и сдавать декларации по перечисленным налогам некоммерческая организация не обязана. Но из этого правила есть исключения:

  • НПО, у которых есть имущество, облагаемое по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), платят налог с этого имущества и сдают декларацию по нему в общем порядке;
  • некоммерческие орагнизации – налоговые агенты по НДС, которые, например, арендуют государственное или муниципальное имущество (п. 3 ст. 161 НК РФ), обязаны

– форма правовой собственности, после регистрации которой необходимо сдавать декларации не только в налоговые органы, но и в другие контролирующие инстанции. О том, какую отчетность НКО обязаны представлять и в какие сроки, читайте в нашей статье.

Отчеты по налогам

В зависимости от выбранной системы налогообложения, некоммерческая организация обязана представлять требуемую отчетность в ИФНС по месту регистрации. Наиболее сложной является общая система. В этом случае налогоплательщик обязан подать в органы ИФНС декларацию по налогу на прибыль за каждый квартал (ст. 285 НК РФ).

Если предприятие не вело коммерческую деятельность и у него не возникло объекта для исчисления налога, то отчет представляется по истечении года до 15.04 следующего года в упрощенной форме. Причем целевое финансирование не учитывается в качестве дохода при определении налоговой базы.

Отчетность по НДС – одна из форм, которую представляет налогоплательщик, применяющий для ведения своей деятельности ОСНО (ст. 143 НК РФ). Декларация также сдается за каждый квартал. Заполнять всю форму не нужно, достаточно определить те сферы деятельности, по которым предприятие осуществляло свою работу. А вот уплачивать налог можно ежемесячно до 20 числа следующего месяца, разделив исчисленную сумму за квартал на 3 части.

Если за предприятием числится транспортное средство, то в его обязанность вменяется сдача декларации по транспортному налогу (ст. 357 НК РФ). Отчетный период для представления формы считается год – следовательно, декларация подается до 20 февраля следующего года.

Ст. 398 НК РФ обязует предприятия ежегодно представлять в ИФНС отчетность по земельному налогу не позднее 01.02 следующего года.

Если организация выступает в качестве налогового агента по подоходному налогу, то необходимо представить в органы ИФНС форму 2-НДФЛ на каждого сотрудника до 01.04 следующего года. Налоговая отчетность с 2016 года для этой категории предприятий пополнилась еще одной формой – 6-НДФЛ , которую предприятия представляют в налоговую ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. Годовая форма сдается до 01.04 следующего года.

Если предприятие зарегистрировано в качестве работодателя, не забывайте про отчетность в фонды ФСС и ПФР, которая сдается ежеквартально. В ФСС – до 20 числа следующего за отчетным месяца на бумажном носителе и до 25 числа – если представляете форму в электронном виде. В ПФР отчетность сдается по форме РСВ до 20 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом. Кроме того, организации обязаны ежемесячно до 10 числа сдавать форму СЗВМ в органы ПФР.

Особенности формирования налоговой отчетности организации, находящейся на , заключается в том, что фирма не платит, а, следовательно, не подает декларации по налогу на прибыль, имущество, НДС. Однако обязанность отчитываться в органы ФСС и ПФР остается.

Но в этом случае предприятие ежегодно отчитывается в ИФНС, представляя до 31.03 следующего года.

Специфические формы отчетности

Некоммерческая организация, помимо налоговой отчетности, обязана представлять в органы ИФНС не только налоговую, но и бухгалтерскую отчетность до 31 марта следующего года. Бухгалтерская отчетность включает в себя следующие формы:

  • Баланс организации.
  • Отчет о финансовых результатах со всеми имеющимися приложениями.
  • Отчет о целевом финансировании.
  • Отчет о движении денежных средств.
  • Пояснительная записка с приложением.

Помимо этой отчетности некоммерческие организации обязаны предоставлять сведения, содержащие следующую информацию:

  • Деятельность предприятия.
  • Недостатки, выявленные во время проверок.
  • Благотворительные программы и их результаты.

Форма отчетности в органы статистики общественными организациями представляется ежеквартально в виде баланса и отчета о финансовых результатах и сведений о движении наличности. Важен и тот факт, что годовая финансовая отчетность некоммерческих предприятий подлежит обязательной публикации в средствах массовой информации.

Помимо вышеперечисленных контролирующих инстанций, НКО представляют перечисленные формы бухгалтерской отчетности . Сроки сдачи регулируются налоговыми органами, причем не реже одного раза в год.

Несмотря на то, что НКО не всегда ведет , отчетность ей необходимо сдавать в полном объеме, в противном случае на организацию могут быть наложены штрафные санкции.

Г.В. Кузьмин,
ведущий эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Некоммерческие организации составляют и представляют различную отчетность в органы статистики, Минюста России (по формам, утвержденным приказом Минюста России от 29.03.2010 N 72 "06 утверждении форм отчетности некоммерческих организаций"), государственные внебюджетные фонды, учредителям, жертвователям, грантодателям, а также другим заинтересованным пользователям. Особого внимания заслуживает бухгалтерская отчетность, представляемая в налоговые органы, поэтому рассмотрим ее состав более подробно. О других вопросах, связанных с учетом в некоммерческих организациях, читайте в книге Г.В. Кузьмина "Некоммерческие организации: учет и налогообложение".

Общие положения

Все организации в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года. Для организаций, созданных после 1 октября, первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года (ст. 14 Закона N 129-ФЗ).

Бухгалтерская отчетность представляется в налоговый орган (подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ), орган статистики (постановление Государственного комитета РФ по статистике от 27.09.1995 N 157), а также другим лицам (например, жертвователям и грантодателям).

Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность состоит из:

Бухгалтерского баланса;

Отчета о прибылях и убытках;

Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

Пояснительной записки.

Приказом от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" Минфин России утвердил новые формы бухгалтерской отчетности, которые следует представлять начиная с годовой отчетности за 2011 год:

Бухгалтерский баланс;

Отчет о прибылях и убытках;

Отчет об изменениях капитала;

Отчет о движении денежных средств;

Отчет о целевом использовании полученных средств.

В названиях новых форм нет привычных номеров: форма N 1 стала просто бухгалтерским балансом, форма N 2 - отчетом о прибылях и убытках и т.д. Нет среди новых отчетов бывшей формы N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", которая представляла собой краткую форму пояснительной записки и расшифровывала данные статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Структура разделов бухгалтерского баланса в новой форме не изменилась. Сохранилась при его заполнении и некоторая специфика для НКО. Некоммерческая организация именует раздел "Капитал и резервы" по-другому: "Целевое финансирование". Вместо групп статей "Уставный капитал",

"Добавочный капитал", "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" НКО включает показатели "Паевой фонд", "Целевой капитал", "Целевые средства", "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества", "Резервный и иные целевые фонды" (в зависимости от формы НКО и источников формирования ее имущества).

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), обязаны включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств. Всем остальным НКО составлять этот отчет лишь рекомендуется.

Кроме того, в силу п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ указанные выше общественные организации (объединения) обязаны представлять в налоговые органы только годовую бухгалтерскую отчетность (в течение 90 дней по окончании года), тогда как другие некоммерческие организации - еще и квартальную (в течение 30 дней по окончании квартала).

В письме Минфина России от 25.10.1996 N 92 "О ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами" сказано: во исполнение постановления Правительства РФ от 27.06.1996 N 758 "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" садоводческие товарищества "представляют бухгалтерскую отчетность в составе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах только один раз в году". Правда, не указано, куда именно они ее представляют, и касается ли это садоводческих товариществ, имеющих доход от осуществления предпринимательской деятельности.

В письме УФНС России по г. Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361 со ссылкой на письмо МНС России от 16.05.2003 N ВГ-6-02/563@ сказано: религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, вообще никогда не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.

На наш взгляд, не стоит злоупотреблять указанными разъяснениями, поскольку оснований, установленных в законодательном порядке, для этого нет.

Кстати, некоторые некоммерческие организации действительно могут не вести бухгалтерский учет и не представлять бухгалтерскую отчетность.

Согласно требованиям ст. 51 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация приобретает права юридического лица со дня внесения соответствующей записи о его создании в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Однако НКО может существовать и до государственной регистрации, не преследуя при этом цели, запрещенные законом, и не вступая в отношения гражданско-правового характера. Не являясь субъектом гражданского права, такая организация не в состоянии иметь и осуществлять имущественные права от своего имени.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности (п. 2 ст. 1 Закона N 129-ФЗ).

Поскольку быть участниками гражданских отношений, т.е. приобретать права и обязанности (в т.ч. в отношении имущества), совершать хозяйственные операции (сделки) могут только физические и юридические лица (п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 2 ГК РФ), у некоммерческих организаций, не являющихся юридическими лицами, объекты бухгалтерского учета не возникают. Эти же нормы касаются налоговых отношений: быть налогоплательщиком (иметь соответствующие права и обязанности) может только организация, являющаяся юридическим лицом, или физическое лицо.

Иными словами, у некоммерческой организации, не являющейся юридическим лицом, обязанность по ведению бухгалтерского учета отсутствует, и представлять отчетность она не должна.

(бывшая форма N 6) характеризует движение средств, поступающих в распоряжение НКО. Именно ему и уделим отдельное внимание, поскольку заполнение прочих форм при составлении годовой бухгалтерской отчетности подробно изложено во множестве других изданий.

Как уже отмечалось, этот отчет обязателен для представления только общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательскую деятельность и не имеющими, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

Всем иным некоммерческим организациям его лишь рекомендовано включать в состав годовой бухгалтерской отчетности. Это означает, что данную форму можно и не представлять, однако на практике практически все НКО подают в налоговую инспекцию данный отчет.

Приказом Минфина России N 66н кодировка строк отчетных форм не предусмотрена, поэтому организации могут самостоятельно присваивать каждой строке свой код. Между тем в годовых отчетах, представляемых в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, в формах после графы "Наименование показателя" организация в обязательном порядке вводит графу "Код". В ней указываются коды показателей, приведенные в приложении N 4 к приказу N 66н.

На наш взгляд, для единообразия целесообразно применять обязательную кодировку показателей годовой бухгалтерской отчетности для всех ее пользователей.

Итак, присвоив для удобства каждой строке отчета о целевом использовании полученных средств код из приказа N 66н, давайте разберемся, как правильно его заполнить.

Отчет о целевом использовании полученных средств

По строке 6100 "Остаток средств на начало отчетного года" некоммерческая организация показывает сумму, равную кредитовому сальдо по счету 86 "Целевое финансирование" на начало года.

Как правило, сумма кредитового сальдо по указанному счету возникает, когда целевые программы рассчитаны на несколько лет. Ведь необязательно, чтобы по состоянию на конец года целевые средства были полностью использованы - они расходуются в течение всего срока реализации программы.

Кроме того, это может быть сумма прибыли от предпринимательской деятельности и прочих доходов, оставшаяся в распоряжении НКО после налогообложения и не использованная в предыдущем году.

По строке 6200 "Поступило средств - всего" отражается показатель суммы строк 6210-6250, данные строки 6100 при этом в расчет не принимаются.

По строкам 6210 "Вступительные взносы" и 6215 "Членские взносы" отражаются поступившие (подлежащие к поступлению) взносы, которые формируются главным образом в общественных объединениях, союзах и ассоциациях, а также потребительских кооперативах, т.е. в организациях, являющихся членскими. Под вступительными взносами обычно понимаются однократные, а под членскими - регулярно осуществляемые взносы на покрытие административно-хозяйственных расходов; порядок и возможность их взимания должны быть предусмотрены уставом некоммерческой организации.

По строке 6220 "Целевые взносы", на наш взгляд, можно показать:

Суммы грантов;

Средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ;

Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

Средства, полученные на осуществление благотворительной деятельности;

Поступления от собственников созданным ими учреждениям;

Имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;

Денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства на приобретение (создание) объектов общего пользования;

Денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала.

Напомним: в силу Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ не все НКО имеют право на формирование целевого капитала, а лишь созданные в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации.

По строке 6230 "Добровольные имущественные взносы и пожертвования" следует указывать взносы, поступающие (подлежащие к поступлению) от других юридических и физических лиц, на уставную деятельность некоммерческой организации.

Как правило, добровольные имущественные взносы формируются у автономных НКО и фондов, поскольку в силу ст. 7 и ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ именно эти формы некоммерческих организаций учреждаются гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Под начисленными целевыми поступлениями понимается задолженность юридических и (или) физических лиц по уплате взносов или средств.

Например, согласно гл. 32 "Дарение" ГК РФ, если договор дарения заключен в письменной форме и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем, а не в момент его подписания, безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу, даритель обязан передать свой дар по истечении обусловленного срока и не имеет права отказаться от своего обещания за исключением случаев, указанных в ст. 577 ГК РФ.

Еще раз подчеркнем: не все некоммерческие организации могут принимать пожертвования. В силу ст. 582 ГК РФ на это имеют право только лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты (другие аналогичным учреждения), благотворительные, научные и образовательные учреждения, фонды, музеи (другие учреждения культуры), общественные и религиозные организации, иные НКО в соответствии с законом, а также государство и субъекты гражданского права, указанные в ст. 124 ГК РФ (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования).

По строке 6240 "Прибыль от предпринимательской деятельности организации" следует отражать чистую прибыль предыдущего отчетного года, сформированную в отчете о прибылях и убытках по итогам предпринимательской деятельности*1 за отчетный год, направленную некоммерческой организацией для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
_____
*1 Российским законодательством могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься отдельные НКО. Если некоммерческая организация совершила сделку, вступающую в противоречие с целями деятельности, определенными в ее учредительных документах, такая сделка может быть признана судом недействительной (ст. 173 ГК РФ).

По строке 6250 "Прочие" следует отразить величину иных поступлений, предназначенных для обеспечения уставной деятельности некоммерческой организации. Например, сумму дополнительных взносов на покрытие убытков, образовавшихся в деятельности садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива, кредитного потребительского кооператива граждан.

По строке 6300 "Использовано средств - всего" отражается показатель суммы строк 6310, 6320, 6330 и 6350, данные стр. 6311 -6313 и 6321-6326 в расчет не берутся.

По строке 6310 "Расходы на целевые мероприятия" показывается общая сумма средств израсходованных на целевые мероприятия, под которыми принято понимать проекты и программы, осуществляемые НКО в целях, ради которых она создана. Данные этой строки являются суммой показателей стр. 6311, 6312 и 6313, более подробно характеризующих сущность израсходованных на целевые мероприятия средств.

По строке 6311 "Социальная и благотворительная помощь" указываются суммы, фактически потраченные на оказание социальной и благотворительной помощи гражданам и юридическим лицам. К таким видам помощи обычно относится безвозмездная (либо на льготных условиях) передача имущества, в т.ч. денежных средств, безвозмездное выполнение работ, предоставление услуг и т.п. Причем в отношении граждан - как безадресная (обезличенная), так и адресная (конкретному лицу) помощь.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона РФ от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

По строке 6312 "Проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п.", как правило, отражаются расходы на:

Аренду конференц-зала;

Гонорары приглашенным лекторам;

Транспортное обслуживание участников мероприятия;

Питание и проживание в гостиничном номере участников мероприятия и т.п.

По строке 6313 "Иные мероприятия" показываются затраты на целевые мероприятия, не являющиеся расходами на проведение конференций, совещаний, семинаров, "круглых столов" (не относящиеся ни к социальной, ни к благотворительной помощи, но являющиеся целевыми мероприятиями, осуществляемыми в целях создания некоммерческой организации).

Таковыми могут быть программы и проекты, преследующие культурные, образовательные, научные и управленческие цели, а также проводимые в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и др.

По строке 6320 "Расходы на содержание аппарата управления" указывается общая сумма использованных средств на содержание аппарата управления некоммерческой организации, а также других ее расходов, связанных с осуществлением управленческих и координирующих функций, выполнением иных уставных задач, включая организацию работы по получению финансовых средств для достижения целей, предусмотренных уставом.

Данные, отражаемые по этой строке, являются суммой показателей стр. 6321 -6326, раскрывающих структуру расходов на содержание аппарата управления.

По строке 6321 "Расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления)" отражаются затраты на оплату труда аппарата управления (начисления в пользу работников согласно трудовым договорам, заключенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также авторским договорам) с учетом начислений во внебюджетные фонды.

К расходам на оплату труда, в частности, относятся:

Суммы, начисленные по тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;

Начисления стимулирующего характера, в т.ч. премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в т.ч. надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни;

Суммы начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;

Расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска;

Денежные компенсации за неиспользованный отпуск;

Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (по районным коэффициентам, коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных районах, процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями) и др.

По строке 6322 "Выплаты, не связанные с оплатой труда" указываются расходы организации на выплаты социального характера, а также выплаты, не связанные с оплатой труда. К ним, в частности, относятся:

Надбавки к пенсиям пенсионерам, работающим в организации;

Единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

Страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников;

Взносы на добровольное медицинское страхование работников;

Оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия;

Оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования;

Материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.п.;

Стоимость выданных бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам;

Стоимость выданной спецодежды.

По строке 6323 "Расходы на служебные командировки и деловые поездки" показываются командировочные расходы организации, а также расходы на деловые поездки, причем как по территории России, так и за ее пределами. Под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Под местом постоянной работы следует понимать место работы (включая структурное подразделение), в котором работник выполняет трудовую функцию, определенную трудовым договором, постоянно.

К затратам на служебные командировки, в частности, относятся:

Расходы на проезд;

Расходы на наем жилого помещения;

Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

Расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

Консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

Иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Под деловыми поездками следует понимать служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.

По строке 6324 "Содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта)" нужно отразить эксплуатационные расходы на содержание и обслуживание зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и т.п., а также служебного автомобильного транспорта. Расходы НКО на ремонт основных средств отражаются отдельно - по строке 6325. К расходам на содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества, как правило, относятся:

Затраты на аренду помещения;

Оплата стоимости услуг по электроснабжению, обеспечению теплом, водоснабжению, канализации, оказываемых специализированными организациями и т.п.;

Затраты на обслуживание компьютеров, факсов, ксероксов и т.п.;

Затраты на аренду автомобильных, а также иных транспортных средств;

Оплата стоимости топлива и иных, расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства материалов;

Оплата сборов, связанных с эксплуатацией транспортного средства (платных стоянок, платных дорог и т.п.);

Плата за проведение государственного технического осмотра транспортных средств;

Страхование транспортного средства и (или) ответственности за ущерб, который может быть причинен транспортным средством или в связи с его эксплуатацией;

Профилактический осмотр транспортного средства, проводимый специализированной ремонтной организацией, и др.

По строке 6325 "Ремонт основных средств и иного имущества" отражаются затраты организации на текущий, средний и капитальный ремонт объектов основных средств и иного имущества, осуществленный как подрядным, так и хозяйственным способами. К текущему и среднему ремонту относятся работы по систематическому и своевременному предохранению имущества от преждевременного износа и его поддержанию в рабочем состоянии. Проведение капитального ремонта предполагает комплексное исправление повреждений объекта, при этом не происходит изменение технологического или служебного назначения объекта, ему не придаются новые качества.

Осуществление капитального ремонта зданий и сооружений предполагает смену изношенных конструкций и деталей или замену их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемого объекта (за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим). При капитальном ремонте оборудования и транспортных средств производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена и восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.

По строке 6326 "Прочие" показываются иные расходы организации, в частности на оплату:

Услуг связи;

Доступа в интернет;

Консультационных и информационных услуг и др.

По строке 6330 "Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества" следует указать расходы на покупку основных средств и материально-производственных запасов.

Их стоимость согласно нормам ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н) отражается в сумме фактических затрат организации на покупку этого имущества.

По строке 6350 "Прочие" указываются затраты организации, которые не являются расходами на содержание аппарата управления и на целевые мероприятия.

В частности, к ним относятся:

Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

Затраты, связанные с ревизией или аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации;

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности некоммерческой организации;

Суммы земельного налога и налога на имущество организаций.

Таблица

Отчет о целевом использовании полученных средств за 2011 год (тыс. руб.)

Наименование показателя

Код строки

За отчетный год

За предыдущий год

Остаток средств на начало отчетного года

Поступило средств

Вступительные взносы

Членские взносы

Целевые взносы

Добровольные имущественные взносы и пожертвования

Прибыль от предпринимательской деятельности организации

Прочие

Всего поступило средств*1

Использовано средств

Расходы на целевые мероприятия

В т.ч.: социальная и благотворительная помощь

проведение конференций, совещаний, семинаров и т. п.

Иные мероприятия

Расходы на содержание аппарата управления

В т.ч.: расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления)

выплаты, не связанные с оплатой труда

расходы на служебные командировки и деловые поездки

ремонт основных средств и иного имущества

прочие

Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества

Прочие

Всего использовано средств

Остаток средств на конец отчетного года

_____
*1 Именно такая, мягко говоря странная, кодировка указана в приложении N 4 к приказу Минфина России N 66н. Не совпадают и некоторые наименования показателей. Надеемся, данная техническая ошибка в скором времени будет устранена.

По строке 6400 "Остаток средств на конец отчетного года" организация показывает сумму остатка средств (с учетом остатка на начало отчетного периода), равную кредитовому сальдо по счету 86 "Целевое финансирование" на конец отчетного периода (стр. 6100 + стр. 6200 - стр. 6300).

Когда сумма расходов некоммерческой организации равна сумме поступивших целевых средств с учетом остатка на начало года, по стр. 6400 ставится прочерк (сумма стр. 6100 и 6200 равна показателю стр. 6300). Если произведенные в отчетном периоде расходы превышают поступившие целевые средства (с учетом остатка на начало отчетного периода), разница отражается по строке 6400 в круглых скобках.

Пример

Фонд "Муза" учрежден гражданами в 2010 году. Сумма добровольных имущественных взносов за 2011 год составила 4 500 000 руб. Чистая прибыль от предпринимательской деятельности - 300 000 руб.

За отчетный год целевые средства использованы не полностью, а в размере 4 101 000 руб., в т.ч. на:

- проведение конференций и семинаров - 2 300 000 руб.;

- оплату труда - 300 000 руб.;

- командировки - 51 000 руб.;

- аренду помещения - 1 200 000 руб.;

- оплату услуг связи - 40 000 руб.;

- приобретение основных средств и материально-производственных запасов - 200 000 руб.;

- оплату услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание - 10 000 руб.

Данные за 2010 год:

- сумма добровольных имущественных взносов - 2 000 000 руб.;

- расходы на проведение конференций и семинаров - 900 000 руб.;

- расходы на оплату труда - 300 000 руб.;

- затраты на командировки - 31 000 руб.;

- оплата аренды помещения - 600 000 руб.;

- оплата услуг связи - 30 000 руб.;

- расходы на приобретение основных средств и МПЗ - 100 000 руб.;

- оплата услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание - 2000 руб.

Отчет о целевом использовании полученных средств за 2011 год фонда "Муза" будет выглядеть следующим образом (см. таблицу на с. 55).

НКО отличается от коммерческих структур нацеленностью на достижение социально значимого результата, получение материальной выгоды не является для них приоритетом. Их деятельность регулируется ГК РФ, НК РФ и отраслевым законодательством (Закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ). В роли НКО могут выступать объединения предприятий или физических лиц. Формами некоммерческих учреждений являются потребительские кооперативные структуры, фонды, организации, ведущие религиозную деятельность.

Какую отчетность должны сдавать НКО

Некоммерческим учреждениям законодательно вменено в обязанность регулярно отчитываться об итогах деятельности. НКО должны подавать в контролирующие органы полный комплект бухгалтерской отчетности. Ее состав регулируется ст. 14 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, бланки актуальных форм приведены в Приказе авторства Минфина от 02.07.2010 г. № 66н.

ВАЖНО! Бухгалтерская отчетность должна формироваться с периодичностью 1 раз в год.

Структура составляемой налоговой отчетности напрямую зависит от применяемого НКО режима налогообложения. Обширный перечень отчетных форм присущ общей системе, при использовании упрощенного спецрежима можно ограничиться декларацией по . Дополнительно надо будет подавать декларационную форму по налогу на недвижимое имущество, если оно имеется в собственности у НКО.

Бухгалтерская и налоговая отчетность составляют базу для подведения итогов деятельности. Этими формами НКО при взаимодействии с контролирующими органами не ограничиваются. Надо составлять и такие виды отчетности:

  • статистическая;
  • формы по расчетам с бюджетом по страховым взносам (подаются в ФНС и во внебюджетные фонды);
  • специализированный тип документации, представляемой в Минюст.

Состав и классификация отчетности

Бухгалтерская отчетность действующими некоммерческими организациями может подаваться в полном или упрощенном формате. Состав такого комплекта документации будет содержать:

  • форму баланса;
  • отчет, отражающий финансовые результаты работы;
  • отчетность по целевому характеру использования средств.

Предусмотренный законодательством бланк отчета о движении денежных ресурсов НКО могут не составлять и не подавать в проверяющий орган. ПБУ 4/99 наделяет НКО полномочиями по непредоставлению отчета об изменениях в капитале.

ВНИМАНИЕ! Религиозные организации могут не сдавать бухгалтерский комплект отчетности, если у них в отчетном интервале нет обязательств налогового типа.

При необходимости дать более детальную расшифровку отдельным показателям в бухотчетности НКО могут воспользоваться рекомендованными Минфином формами пояснений или разработать собственный шаблон. О том, как подавать бухгалтерскую отчетную документацию в электронном виде, рассказывается в Приказе ФНС от 20.03.2017 г. № ММВ-7-6/228@.

Отчетность по прибылям и убыткам должна оформляться при условии соответствия нескольким критериям:

Налоговая отчетность на будет состоять из таких форм:

  • декларация по ;
  • по налогу на имущество;
  • по ;
  • по земельному виду налога;
  • по транспортному налогу;
  • информация о ССЧ (усредненном показателе численности наемных работников).

Часть из указанных форм подлежит заполнению только в тех случаях, когда у компании есть объект налогообложения. Например, если организация не имеет в собственности транспортных средств, то у нее не возникают налоговые обязательства перед бюджетом по транспортному налогу. Сведения о ССЧ подаются при условии соответствия нормативу численности.

Не входят в состав отчетности, но обязательны для предоставления в ФНС при наличии наемных работников, справки 2-НДФЛ. По доходам персонала необходимо отчитываться и по форме 6-НДФЛ.

Для организаций, официально оформивших переход на спецрежим, установлены особые формы налоговой отчетности:

  1. Если НКО применяет УСН, то она обязательно сдает в ФНС декларацию по этому виду налога.
  2. При использовании спецрежима в форме большая часть отчетности будет заменена декларацией по ЕНВД.

Отчетность во внебюджетные фонды представлена формой 4-ФСС, мониторингом которой занимается ФСС, и бланком РСВ. Последний объединил в себе признаки нескольких документов, которые раньше подавались в разные фонды по страховым взносам. Он должен быть сдан в обслуживающий орган ФНС. В отделение ПФР надо подать два вида отчетных документов:

  • СЗВ-СТАЖ;
  • СЗВ-М.

При взаимодействии с органами статистки на НКО возлагается обязанность по подготовке двух обязательных бланков:

  • форма 1-СОНКО;
  • форма 11 (краткая).

Форма 11 (краткая) утверждена Приказом Росстата от 26.06.2017 № 428. В графах этого документа раскрывается информация об основных фондах НКО, их движении и текущем объеме. Отчет 1-СОНКО регламентируется положениями Приказа, изданного Росстатом 22.09.2017 г. № 623.

  1. Формы № 0Н0001. В документе раскрываются сведения о лицах, осуществляющих руководство некоммерческой структурой, о направлении деятельности учреждения.
  2. Формы № 0Н0002. Бланк расшифровывает данные по расходным операциям с привлечением ресурсов целевого финансирования. Этим отчетом подтверждается факт соблюдения целевого характера трат. Дополнительно указываются сведения о мероприятиях по использованию имущественных активов.
  3. Формы № 0Н0003. Их заполнение осуществляется не на бумажных носителях, а сразу на сайте Минюста.

КСТАТИ, от подачи отчетов в Минюст НКО освобождаются при условии, что в рассматриваемом периоде у них не было зафиксировано операций по поступлению активов от международных компаний или лиц с иностранным гражданством. Дополнительное требование – соответствие общего объема годовых поступлений пределу в 3 млн рублей.

При освобождении от подачи отчетных форм в Минюст бланки №0Н0001 и №0Н0002 заменяются формой заявления.

Сроки сдачи отчетных форм

Для некоммерческих организаций при подготовке документов отчетного характера актуальны способы подачи их в контролирующие органы посредством личного визита, почтового отправления или ТКС. Последний вариант доступен для тех учреждений, которые оформили цифровую подпись квалифицированного типа.

В Минюст отчетные формы должны быть поданы представителями НКО в срок до 15 апреля. Сформированный комплект бухгалтерской отчетности принимается у субъекта хозяйственной деятельности с соблюдением предельных сроков – до окончания трехмесячного интервала, отсчитываемого от даты завершения отчетного года.

Эти нормы актуальны и для упрощенного набора бухгалтерской отчетной документации, для представления письменных пояснений и расшифровок к отдельным статьям отчетных форм.

Декларационная форма по НДС готовится на ежеквартальной основе. Сдать ее надо успеть до 25 числа месяца, следующего за отчетным отрезком времени. По имущественным налоговым обязательствам декларация подается в ФНС раз в год. На ее оформление дается 3 месяца после завершения рассматриваемого периода. По производимым авансовым платежам подается отдельный бланк на ежеквартальной основе.

По налогу на прибыль надо отчитываться ежемесячно или поквартально. На подготовку отводится 28 календарных дней. По налоговым обязательствам на земельные наделы декларация сдается в срок до 1 февраля после завершения отчетного годового интервала. Аналогичные временные рамки выставлены для транспортного налога. Сведения о ССЧ налоговые органы собирают до 20 января каждого года за предыдущий период. Декларация по УСН сдается раз в год до конца марта. Обязанность по ее сдаче установлена для предприятий даже в ситуациях, когда они фактически не имели доходных поступлений.

ВАЖНО! Статистические формы, которые некоммерческие структуры должны составлять и представлять обслуживающим их территорию подразделениям Росстата, подаются с учетом предельного срока до 1 апреля в году, следующем за отчетным промежутком.

Налоговым периодом является год (ст. 285 НК РФ),

В. НДС при наличии движений по счету

Нужно подать декларацию по НДС в обновленной форме . Налогоплательщики, в том числе являющиеся налоговыми агентами, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).

Г. 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, если весь год не производились выплаты сотрудникам

Даже если НКО не осуществляет деятельность, у нее все равно сохраняется руководящий орган, например, председатель. Обычно в этом случае председатель работает без оплаты. Но как показывает наша практика, невыплата зарплаты может вызвать претензии у проверяющих органов. В этой ситуации мы рекомендуем заключить .

Если работающие в НКО лица не получают заработную плату или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, то отчёты 2-НДФЛ и 6-НДФЛ сдавать не нужно (п. 2 ст. 230 НК РФ (п. 2 ст. 230 НК РФ ).

Но если организация опасается, что ее счет могут заблокировать из-за не сдачи нулевой отчетности, то можно направить в ФНС с уведомлением о том, что НКО не является налоговым агентом, а значит, не должна предоставлять расчет 6-НДФЛ.

Д. Декларация по налогу на имущество организаций, по земельному и транспортному налогу

Организация, не имеющая имущества, признаваемого объектом налогообложения, декларацию не сдает . Налоговую декларацию по налогу на имущество, земельному и транспортному налогу должны представлять только налогоплательщики (ст. 386 НК РФ , п. 1 статьи 388 НК РФ и абз. 1 статьи 357 НК РФ).

Е. Сведения о среднесписочной численности работников

Если НКО не вело работы, то это не освобождает ее от необходимости подать сведения. Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ, налогоплательщиком представляются в налоговый орган не позднее 20 января текущего года сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме, утвержденной приказом ФНС от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.

Ж. Бухгалтерская отчетность

Обязанность направлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту нахождения организации закреплена пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Отчетность предоставляется в налоговый орган по месту нахождения организации в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Некоммерческие организации, у которых за отчетный период не было доходов и расходов, могут сдавать нулевой отчет.

2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

А. Форма РСВ-1 (с 2017 года администратор ИФНС)

Представлять расчет по форме РСВ-1 должен каждый страхователь по окончании отчетного и расчетного периода (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), даже если деятельности не было. Минтруд считает, что такая обязанность сохраняется, даже если выплаты в пользу физлиц страхователь не делает . Другими словами, обязанность предоставлять отчетность связана статусом страхователя. Страхователем считается лицо, у которого работают люди по трудовому договору или который выплачивает страховые взносы по лицам, работающим в рамках гражданского договора (ст. 5 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Если таких людей нет, то логично предположить, что и нет обязанности предоставлять отчетность.

Нами были направлены запросы в Пенсионной фонд и Министерство труда по делу НКО «Матери Прикумья», где единственный постоянный сотрудник не получал никакой заработной платы, выполняя по сути волонтерскую работу. Пенсионный фонд предъявил претензии организации .

В ответ на наши запросы , что по общему правилу с председателем НКО необходимо заключать трудовой договор. Однако не исключил возможности бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки в рамках гражданского законодательства. Минтруд также подчеркнул, что «условия осуществления указанных работ могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре». Таким образом, Минтруд не исключил возможности заключения не трудового договора, а договора безвозмездного выполнения услуг с председателем. Вместе с тем, такую возможность Минтруд указал вскользь, что свидетельствует о не проработанности вопроса на уровне министерства. То есть, во избежание претензий со стороны Пенсионного фонда, лучше направить нулевой расчет.

Б. Форма СЗВ-М

Ежемесячный отчёт по форме СЗВ-М предоставляется в пенсионный фонд и содержит список всех сотрудников. При отсутствии деятельности и при заключении гражданско-правового договора с председателем о безвозмездном выполнении своих обязанностей, сдавать этот ежемесячный отчет, по нашему мнению, не нужно.

ПФ РФ в своем письме указал: вопрос о необходимости представления общественными объединениями, являющимися страхователями по обязательному пенсионному страхованию, отчетности по форме СЗВ-М зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений между общественными объединениями и их участниками, основанных на трудовых или гражданско-правовых договорах на выплаты, по которым начисляются и уплачиваются в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В случае отсутствия такого оформления отношений, представление отчетности по форме СЗВ-М за таких лиц общественными объединениями не осуществляется.

Обратим внимание, что в этом письме Пенсионный фонд указывает, что «за таких лиц» не нужно сдавать отчетность. Но не пишет, что отчетность не нужно сдавать вообще. Поэтому, в таком случае будет лучше направить нулевую отчетность.

3. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

А. Форма 4-ФСС

Ситуация с отчетностью в ФСС такая же, как и с отчетностью в ПФ РФ. Если есть руководитель, который трудится во благо организации бесплатно, то мы рекомендуем заключить соответствующий гражданско-правовой договор. Если гарантированно не хочется иметь претензий со стороны ФСС, то лучше сдать нулевую отчётность. Обратите внимание, что с 1 января 2017 года была введена новая форма для сдачи 4-ФСС.

Б. Подтверждение основного вида деятельности

Отсутствие деятельности не освобождает от обязанности подтвердить основной вид. Для этого до 15 апреля в ФСС необходимо представить:

  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
  • справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
  • копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.

4. Росстат

Организации должны представить годовую бухгалтерскую отчетность в Росстат. Как мы указали выше, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Более того, российские юридические лица, в том числе НКО, обязаны предоставлять в Росстат первичные статистические данные . Узнать подробнее о том, какие это данные и в какие сроки их нужно сдавать, можно заполнив форму на сайте http://statreg.gks.ru/ . Как правило, каждой организации нужно сдавать с десяток форм, да еще и в разное время.

5. Министерство юстиции РФ

Законодательством определен разный состав отчетности для

  • общественных объединений
  • всех иных НКО
  • НКО, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента».

А. Общественные объединения

Даже если не было никакой деятельности, нужно сдать отчет по форме ОН0003 и письмо о продолжении деятельности,

Б. Другие НКО (кроме «иностранных агентов»)

Здесь два варианта. Первый предназначен для НКО, у которых присутствует хотя бы один из критериев:

  • учредителями (участниками, членами) являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства,
  • за предыдущий год были поступления имущества и денежных средств от иностранных источников,
  • за предыдущий год поступление имущества и денежных средств НКО (из любых источников) составили свыше трех миллионов рублей.

Такие организации представляют отчет по форме ОН0001 и по форме ОН0002. Отчет размещается на сайте Минюста России по адресу http://unro.minjust.ru/ Срок – до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Второй вариант предназначен для НКО, которые не имеет ни одного из указанных выше критериев. В данном случае НКО размещает на сайте Минюста заявление/сообщение о продолжении деятельности, а также заявление о том, что НКО не имеет ни одного из указанных выше критериев. Срок — до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Благотворительная организация дополнительно представляет в Минюст России отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

  • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований вышеуказанного закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Ежегодный отчет представляется лично (через представителя) или по почте в территориальный орган Минюста России не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

В. НКО – «иностранные агенты»

Представляют следующие отчеты в сроки:

  • отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов — один раз в полгода, не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);
  • отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников — ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября);
  • Письмо ПФ РФ от 13 июля 2016 г. N ЛЧ-08-26/9856 «О направлении разъяснений по предоставлению ежемесячной отчетности»

    п. 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»