Снг г. СНГ — расшифровка. Руководящие органы СНГ

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Содружество Независимых Государств (СНГ), также называемое «Русским содружеством» является региональной организацией, чьи страны-участницы - бывшие советские республики, образовавшиеся во время распада Советского Союза.

СНГ является свободным объединением государств. Хотя СНГ имеет мало наднациональных полномочий, оно представляет из себя нечто большее, чем чисто символическая организация, и номинально обладает координационными полномочиями в области торговли, финансов, законотворчества и безопасности. СНГ также содействует развитию сотрудничества по трансграничному предупреждению преступности. Некоторые из членов СНГ образовали Евразийское экономическое сообщество с целью создания полноценного общего рынка.

История СНГ

Организация была основана 8 декабря 1991 года Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Украиной, когда лидеры трех стран встретились в природном заповеднике Беловежская пуща, расположенном в 50 км к северу от Бреста в Беларуси и подписали соглашение о роспуске Советского Союза и создании СНГ как правопреемника СССР.

В то же время они объявили, что новый альянс будет открыт для всех республик бывшего Советского Союза, и других стран, разделяющих те же цели. В Уставе СНГ сказано, что все его члены являются суверенными и независимыми государствами, и тем самым по сути был упразднен Советский Союз.

21 декабря 1991 года лидеры восьми других бывших советских республик - Армении, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана - подписали алма-атинский протокол и вошли в состав СНГ, в результате чего количество стран-участниц увеличилось до 11. Грузия присоединилась к СНГ два года спустя в декабре 1993 года.

Между 2003 и 2005 годами в трех государствах-участниках СНГ произошла смена правительств в результате серии цветных революций: Эдуард Шеварднадзе был свергнут в Грузии; Виктор Ющенко был избран в Украине; а Аскар Акаев был свергнут в Кыргызстане. В феврале 2006 года Грузия вышла из Совета министров обороны СНГ в связи с тем, что "Грузия взяла курс на вступление в НАТО, и она не может быть частью двух военных структур одновременно", но она по-прежнему являлась полноправным членом СНГ до августа 2009 года, и вышла из СНГ через год после официального заявления о выходе сразу же после войны в Южной Осетии в 2008 году. В марте 2007 года Игорь Иванов, секретарь Совета безопасности России, выразил сомнения по поводу полезности СНГ, подчеркнув, что Евразийское экономическое сообщество становится более компетентной организацией, объединяющей крупнейшие страны СНГ. После выхода Грузии из СНГ, президенты Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана пропустил заседание СНГ в октябре 2009 года, при этом каждый из них имел свои собственные проблемы и разногласия с Российской Федерацией на тот момент.

В мае 2009 года Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина присоединились к Восточному партнерству - проекту, который был инициирован Европейским Союзом (ЕС).

Членство в СНГ

Соглашение о Создании оставалось главным учредительным документом СНГ до января 1993 года, когда был принят Устав СНГ. Устав закрепил понятие членства: страна-член определяется как страна, которая ратифицирует Устав СНГ. Туркменистан не ратифицировал Хартию и изменил свой статус в СНГ на ассоциированного члена по состоянию на 26 августа 2005 для того, чтобы соответствовать признанному ООН статусу международного нейтралитета. Хотя Украина была одной из трех стран-учредителей и ратифицировала Соглашение о Создании СНГ в декабре 1991 года, эта страна также не ратифицировала Устав СНГ, поскольку она была не согласна с тем, что Россия является единственным правопреемником Советского Союза. При этом официально Украина не считается членом СНГ, хотя фактически в нем состоит.

Официальные участники СНГ

Страна Подписанный Ратифицированный Устав ратифицирован Статус участника
Армения 21 декабря 1991 18 февраля 1992 16 марта 1994 Официальный участник
Азербайджан 21 декабря 1991 24 сентября 1993 14 декабря 1993 Официальный участник
Беларусь 8 декабря 1991 10 декабря 1991 18 января 1994 Официальный участник
Казахстан 21 декабря 1991 23 декабря 1991 20 апреля 1994 Официальный участник
Киргизия 21 декабря 1991 6 марта 1992 12 апреля 1994 Официальный участник
Молдова 21 декабря 1991 8 апреля 1994 27 июня 1994 Официальный участник
Россия 8 декабря 1991 12 декабря 1991 20 июля 1993 Официальный участник
Таджикистан 21 декабря 1991 26 июня 1993 4 августа 1993 Официальный участник
Узбекистан 21 декабря 1991 1 апреля 1992 9 февраля 1994 Официальный участник

Государства, не ратифицировавшие Устав СНГ

14 марта 2014 года был внесен в парламент Украины законопроект о выходе из СНГ после присоединения Крыма к России.

Хотя Украина была одной из трех стран-учредителей и ратифицировала Соглашение о создании СНГ в декабре 1991 года, Украина действительно не провела ратификацию Устава СНГ. В 1993 году Украина стала "Ассоциированным членом" СНГ.

Бывшие страны-члены СНГ

Исполнительные секретари СНГ

Права человека в СНГ

С момента своего создания, одна из основных задач СНГ состояла в том, чтобы служить форумом для обсуждения вопросов, связанных с социально-экономическим развитием новых независимых государств. Для достижения этой цели государства-члены цель договорились о поощрении и защите прав человека. Первоначально усилия по достижению этой цели состояли лишь из заявлений доброй воли, но 26 мая 1995 года, СНГ принял Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах человека и основных свободах.

Еще до 1995 года защита прав человека гарантировалась статьей 33 Устава СНГ, который был принят в 1991 году, а созданная Комиссия по правам человека находилась в Минске, Беларусь. Это было подтверждено решением Совета глав государств СНГ в 1993 году. В 1995 году, СНГ принял договор в области прав человека, который включает в себя гражданские и политические, а также социальные и экономические права человека. Этот договор вступил в силу в 1998 году. Договор СНГ был составлен по образцу Европейской конвенции по правам человека, однако в нем не хватает сильных механизмов реализации прав человека. В договоре СНГ очень смутно определены полномочия Комиссии по правам человека. Устав Комиссии по правам человека, однако, используется в государствах-участниках СНГ в качестве решения проблем, что дает Комиссию право на межгосударственные, а также индивидуальные коммуникации.

Договор СНГ предлагает ряд ценных новшеств, которые не встречаются в других организациях. Особенно региональные договоры по правам человека, такие, как Европейская конвенция о защите прав человека с точки зрения прав человека, которые он защищает и средства защиты. Он включают в себя сочетание социальных и экономических прав и прав в профессиональном образовании и гражданстве. Он также предлагает в странах бывшего Советского Союза возможность иметь дело с вопросами прав человека в более привычной культурной среде.

Тем не менее, члены СНГ, особенно в Центральной Азии, по-прежнему находятся среди самых отсталых стран в области прав человека в мире. Многие активисты указывают на андижанские события 2005 года в Узбекистане, или культ личности Президента Гурбангулы Бердымухамедова в Туркменистане, чтобы показать, что не произошло практически никаких улучшений в области прав человека с момента распада Советского Союза в Центральной Азии. Консолидация власти президентом Владимиром Путиным привела к устойчивому снижению скромного прогресса прошлых лет в России. Содружество Независимых Государств продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в достижении даже основных международных стандартов.

Военные структуры СНГ

Устав СНГ определяет деятельность Совета министров обороны, который наделен полномочиями по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ. С этой целью Совет разрабатывает концептуальные подходы к вопросам военной и оборонной политики государств-участников СНГ; разрабатывает предложения, направленные на предотвращение вооруженных конфликтов на территории государств-членов или с их участием; дает экспертные заключения по проектам договоров и соглашений, связанных с вопросами обороны и военных разработок; доводит вопросы, связанные с предложениями и инициативами до сведения Совета глав государств СНГ. Также важной является работа Совета по сближению правовых актов в области обороны и военного строительства.

Важным проявлением интеграционных процессов в области военного и оборонного сотрудничества государств-участников СНГ является создание в 1995 году совместной системы ПВО СНГ. На протяжении многих лет, численность военнослужащих совместной системы ПВО СНГ выросла в два раза вдоль западной европейской границы СНГ и в 1,5 раза на южных границах.

Связанные с СНГ организации

Зона свободной торговли СНГ (CISFTA)

В 1994 году страны СНГ "договорились" создать зону свободной торговли (ЗСТ), однако так и не подписали соответствующие соглашения. Соглашение о ЗСТ СНГ объединило бы всех членов, кроме Туркменистана.

В 2009 было подписано новое соглашение о начале создания ЗСТ СНГ (CISFTA). В октябре 2011 года новое соглашение о свободной торговле подписали восемь премьер-министров стран СНГ из одиннадцати: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина на встрече в Санкт-Петербурге. По состоянию на 2013 год, она была ратифицирована Украиной, Россией, Беларусью, Молдовой и Арменией, и действует только между этими государствами.

Соглашение о свободной торговле устраняет экспортные и импортные пошлины на ряд товаров, но и содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут удалены. Также было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в странах СНГ на той же самой встрече в октябре 2011 года.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) возникло из таможенного союза между Беларуси, России и Казахстана 29 марта 1996 года. Оно было названо ЕврАзЭС 10 октября 2000 года, когда Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали соответствующий договор. ЕврАзЭС был официально создан, когда договор был наконец ратифицирован всеми пятью государствами-членами в мае 2001 года. Армения, Молдова и Украина имеют статус наблюдателей. ЕврАзЭС работает над созданием общего энергетического рынка и изучением более эффективного использования воды в Центральной Азии.

Организация Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС)

Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан сформировали ОЦАС в 1991 году как Центрально-Азиатское Содружество (ЦAC). Организация продолжила работу в 1994 году как Центрально-Азиатский экономический союз (ЦАЭС), в котором Таджикистан и Туркменистан не участвовали. В 1998 году он стал называться Центрально-Азиатское экономическое сотрудничество (ЦАЭС), которое ознаменовало возвращение Таджикистана. 28 февраля 2002 года он был переименован в свое нынешнее название. Россия присоединилась к ОЦАС 28 мая 2004 года. 7 октября 2005 года было принято решение между государствами-членами, что Узбекистан присоединится к Евразийскому экономическому сообществу и что организации будут объединены.

Организации присоединились 25 января 2006 года. Пока не ясно, что произойдет со статусом текущих наблюдателей ЦАС, которые не являются наблюдателями в ЕврАзЭС (Грузия и Турция).

Единое экономическое пространство (ЕЭП)

После дискуссии о создании единого экономического пространства, между странами Содружества Независимых Государств (СНГ) Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, была достигнута принципиальная договоренность о создании этого пространства после встречи в подмосковном Ново-Огарево 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство предполагало создание наднациональной комиссии по торговле и тарифам, которая базируется в Киеве, первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет в подчинении правительствами четырех стран. Конечная целью станет региональная организация, которая будет открыта к присоединению для других стран, а также, и в конечном счете может привести даже к единой валюте.

22 мая 2003 года Верховная Рада (украинский парламент) проголосовала 266 голосами при 51 «против» за создание совместного экономического пространства. Тем не менее, большинство считают, что победа Виктора Ющенко на украинских президентских выборах 2004 года стала значительным ударом по организации: Ющенко показал возрождение интереса к членству Украины в Европейском Союзе и такое членство было бы несовместимо с членством в едином экономическом пространстве. Преемник Ющенко Виктор Янукович заявил 27 апреля 2010 года "Вступление Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана не возможно сегодня, так как экономические принципы и законы ВТО не позволяют сделать это, а мы разрабатываем нашу политику в соответствии с принципами ВТО». Украина на тот момент уже являлась членом ВТО, а остальные страны СНГ - нет.

Таким образом в 2010 году был создан Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, а создание единого рынка было предусмотрено в 2012 году.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) или просто Ташкентский договор впервые стартовала как Договор о коллективной безопасности СНГ, который был подписан 15 мая 1992 года Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Российской Федерацией, Таджикистаном и Узбекистаном в городе Ташкенте. Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 декабря 1993 года, а Беларусь - 31 декабря 1993 года. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года.

Договор о коллективной безопасности был подписан сроком на 5 лет. 2 апреля 1999 года только шесть членов ОДКБ подписали протокол о продлении договора еще на один пятилетний период, в то время как Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались подписать его, и вышли из договора; вместе с Молдовой и Украиной, они сформировали более прозападную проамериканскую группу, известный как «ГУАМ» (Georgia, Uzbekistan / Ukraine, Azerbaijan, Moldova). Организация была названа ОДКБ 7 октября 2002 года в Ташкенте. Николай Бордюжа был назначен генеральным секретарем новой организации. В течение 2005 года партнеры по ОДКБ провели несколько общих военных учений. В 2005 году Узбекистан вышел из ГУАМ, и 23 июня 2006 года Узбекистан стал полноправным участником ОДКБ, а его членство было официально ратифицировано парламентом 28 марта 2008 года. ОДКБ является организацией - наблюдателем на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.

Устав ОДКБ подтвердил стремление всех государств-участников воздерживаться от использования силы или угрозы силой. Подписавшие не могут присоединяться к другим военным союзам или другим группам государств, в то время как агрессия против одного подписавшего будет восприниматься как агрессия против всех. С этой целью, ОДКБ ежегодно проводит военные командные учения членов ОДКБ, чтобы иметь возможность улучшить сотрудничество внутри организации. Широкомасштабные военные учения ОДКБ были проведены в Армении и назывались "Рубеж-2008". В них было задействовано в общей сложности 4000 военнослужащих из всех 7 стран-членов ОДКБ для проведения оперативных, стратегических и тактических учений с акцентом в сторону дальнейшего повышения эффективности работы элементов коллективной защиты партнеров по ОДКБ.

В мае 2007 года генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа предложил Ирану присоединиться к ОДКБ, "ОДКБ является открытой организацией. Если Иран готов действовать в соответствии с нашей хартией, мы будем рассматривать его присоединение". Если бы Иран присоединился к ОДКБ, он было бы первым государством за пределами бывшего Советского Союза, которое стало членом организации.

6 октября 2007 года члены ОДКБ договорились значительно расширить организацию, в частности ввести возможность создавать миротворческие силы ОДКБ, которые могли бы быть развернуты по мандату ООН или без него в государствах-членах ОДКБ. Расширение также позволит всем членам приобретать российское оружие по той же цене, как и в России. ОДКБ подписала соглашение с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) в столице Таджикистана Душанбе, чтобы расширить сотрудничество по таким вопросам, как безопасность, преступность и незаконный оборот наркотиков.

29 августа 2008 года Россия объявила о своем намерении добиваться признания ОДКБ независимости Абхазии и Южной Осетии, через три дня после официального признания этих республик Россией. 5 сентября 2008 года Армения взяла на себя председательство в ОДКБ в ходе встречи ОДКБ в Москве, Россия.

В октябре 2009 года Украина отказалась разрешить Антитеррористическому центру СНГ провести антитеррористические учения на своей территории, потому что Конституция Украины запрещает размещение иностранных военных подразделений на своей территории.

Крупнейшие военные учения, когда-либо проводимые ОДКБ с участием до 12 тысяч военных, были проведены в период с 19 по 27 сентября 2011 года с целью повышения готовности и координации в области методов анти-дестабилизации, чтобы противостоять любым попыткам народных восстаний, таких как арабская весна.

Миссия наблюдателей СНГ

Организация СНГ по наблюдению за выборами является органом по наблюдению за выборами, который был сформирован в октябре 2002 года, после совещания глав государств Содружества Независимых Государств, на котором была принята Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. CIS-EMO отправляла наблюдателей за выборами в страны-члены СНГ; наблюдатели СНГ одобрили многие выборы, которые были подвергнуты резкой критике со стороны независимых наблюдателей.

Демократический характер заключительного тура украинских президентских выборов 2004 года, который последовал за оранжевой революцией и привел к власти бывшую оппозицию, изобиловал нарушениями, по мнению наблюдателей СНГ, в то время как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не обнаружила существенных проблем. Это был первый случай, когда команда наблюдателей от СНГ оспаривала законность выборов, заявив, что их следует считать нелегитимными. 15 марта 2005 года, в связи с этим фактом, Украина приостановила свое участие в организации по наблюдению за выборами СНГ.

СНГ высоко оценил парламентские выборы в Узбекистане в 2005 году как "легитимные, свободные и прозрачные", а ОБСЕ отозвался об узбекских выборах как о выборах в "значительной степени не соответствующих обязательствам ОБСЕ и другим международным стандартам демократических выборов".

Молдавские власти отказались пригласить наблюдателей от СНГ на молдавские парламентские выборы 2005 года – действие, которое подверглось резкой критике в России. Многие десятки наблюдателей из Беларуси и России были остановлены на границе Молдовы.

Наблюдатели от СНГ следили за парламентскими выборами в Таджикистане в 2005 году и в конце концов объявили их "законными, свободными и прозрачными". Те же выборы были охарактеризованы ОБСЕ как не соответствующие международным стандартам демократических выборов.

Вскоре после того, как Наблюдатели от СНГ приветствовали киргизские парламентские выборы 2005 года как "хорошо организованные, свободные и справедливые", по всей стране в знак протеста вспыхнули крупномасштабные и зачастую жестокие демонстрации, на которых оппозиция объявила о фальсификациях на парламентских выборах. В ОБСЕ сообщили, что выборы не соответствовали международным стандартам во многих областях.

Международные наблюдатели из Межпарламентской ассамблеи СНГ заявили, что местные выборы 2010 года в Украине были организованы хорошо, в то время как Совет Европы выявил целый ряд проблем в связи с новым законом о выборах, утвержденным непосредственно перед выборами, а Администрация Президента США Барака Обамы раскритиковала проведение выборов, заявив, что они "не соответствовали стандартам открытости и справедливости".

Межпарламентская Ассамблея СНГ

Межпарламентская Ассамблея СНГ, начавшая работу в марте 1995 года, является консультативным парламентским крылом СНГ, созданным для обсуждения проблем парламентского сотрудничества. Ассамблея провела свое 32-е пленарное заседание в Санкт-Петербурге 14 мая 2009 года. Украина участвует в Межпарламентской Ассамблее СНГ, а Узбекистан и Туркменистан не участвуют.

Статус русского языка в СНГ

Россия неоднократно призывала к тому, чтобы русский язык получил официальный статус во всех государствах-участниках СНГ. До сих пор русский язык является официальным языком только в четырех из этих государств: Россия, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Русский язык также считается официальным языком в регионе Приднестровья, а также в автономной области Гагаузия в Молдове. Виктор Янукович, поддерживаемый Москвой кандидат в президенты в 2004 году на украинских президентских выборах, заявил о своем намерении сделать русский вторым официальным языком в Украине. Тем не менее, Виктор Ющенко, победитель, не сделал этого. В начале 2010 года в связи с избранием на пост президента Янукович заявил (9 марта 2010 года), что "Украина будет продолжать рассматривать украинский язык в качестве единственного государственного языка".

Спортивные мероприятия СНГ

На момент распада Советского Союза в декабре 1991 года, его спортивные команды были приглашены или участвовали в квалификации в различных спортивных мероприятиях 1992 года. Объединенная команда СНГ соревновалась на зимних Олимпийских играх и летних Олимпийских играх 1992 года, а футбольная команда СНГ участвовала в Евро 1992. Сборная СНГ по хоккею с мячом сыграла несколько товарищеских в январе 1992 года и в последний раз появилась на публике в 1992 году на Кубке Правительства России, где она также играла против новой сборной России по хоккею с мячом. Чемпионат Советского Союза по хоккею с мячом 1991-1992 годов был переименован в чемпионат СНГ. С тех пор члены СНГ соревновались друг с другом отдельно в международном спорте.

Экономические показатели стран СНГ

Страна Население (2012) ВВП 2007 (USD) ВВП 2012 (USD) Рост ВВП (2012) ВВП на душу населения (2007) ВВП на душу населения (2012)
Беларусь 9460000 45275738770 58215000000 4,3% 4656 6710
Казахстан 16856000 104849915344 196642000000 5,2% 6805 11700
Киргизия 5654800 3802570572 6197000000 0,8% 711 1100
Россия 143369806 1.294.381.844.081 2.022.000.000.000 3,4% 9119 14240
Таджикистан 8010000 2265340888 7263000000 2,1% 337 900
Узбекистан 29874600 22355214805 51622000000 4,1% 831 1800
Общая ЕврАзЭС 213223782 1.465.256.182.498 2.339.852.000.000 - 7077 9700
Азербайджан 9235100 33049426816 71043000000 3,8% 3829 7500
Грузия 4585000 10172920422 15803000000 5,0% 2334 3400
Молдова 3559500 4401137824 7589000000 4,4% 1200 2100
Украина 45553000 142719009901 175174000000 0,2% 3083 3870
Общая ГУАМ 62932500 186996463870 269609000000 - 2975 4200
Армения 3274300 9204496419 10551000000 2,1% 2996 3500
Туркменистан 5169660 7940143236 33466000000 6,9% 1595 6100
Общий итог 284598122 1.668.683.151.661 2.598.572.000.000 - 6005 7800

Данные Статистического отдела Организации Объединенных Наций и ЦРУ

И Белоруссией. В настоящее время в состав СНГ входят страны: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Узбекистан, Украина.

Цели этой организации: координация деятельности бывших республик СССР в политической, экономической, культурной, военной и других областях.

В январе 1993 г. был принят Устав СНГ, предусматривающий всестороннее и сбалансированное развитие стран - членов СНГ, формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений, свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, налогов и сборов.

С образованием Содружества Независимых Государств было сформировано более 30 координирующих органов, среди которых:

Уставные органы СНГ:

  • Совет глав государств;
  • Совет глав правительств;
  • Совет министров иностранных дел;
  • Совет министров обороны;
  • Совет командующих пограничными войсками;
  • Межпарламентская Ассамблея СНГ;
  • Экономический суд.

Исполнительные органы СНГ:

  • Экономический совет СНГ;
  • Совет постоянных полномочных представителей государств - участников Со- дружества при уставных и других органах Содружества;
  • Исполнительный комитет СНГ (находится в Белоруссии, город Минск).

Органы отраслевого сотрудничества СНГ. Уставом предусмотрено создание органов отраслевого сотрудничества Содружества, которые призваны способствовать улучшению многостороннего делового взаимодействия государств, согласовывать принципы и правила сотрудничества отраслей, способствовать практической реализации договоренностей в конкретных областях экономики, науки, в гуманитарной сфере, в военном строительстве.

В их состав, как правило, входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств - членов Содружества.

Одним из первых, в декабре 1991 г., был создан Статистический комитет Содружества, который в соответствии с решением Совета глав правительств от 26 мая 1995 г. преобразован в Межгосударственный статистический комитет Содружества. Комитет разрабатывает и осуществляет единую статистическую политику, формирует сводные статистические данные в рамках стран - членов СНГ.

Межгосударственные и межправительственные советы действуют в сфере экономики, науки, экологии, транспорта и координируют взаимодействие отраслевых структур исполнительной власти по следующим направлениям:

  • промышленность и строительство;
  • сельское хозяйство;
  • транспорт и связь;
  • научно-технический прогресс;
  • энергетика;
  • торговля, финансы и таможенная политика;
  • экологическая безопасность;
  • безопасность и борьба с преступностью.

В 1995 г. Россия вошла в Таможенный союз с Белоруссией и , в который затем вступили Киргизия и Таджикистан. А в 2000 г. этот союз был фактически преобразован в Евро-Азиатское экономическое сообщество, которое ставит своей целью введение в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа, общего энергетического рынка и др. Для государств - членов этого сообщества Россия сохранила прежний безвизовый режим, хотя в отношениях с некоторыми странами СНГ (Грузия, Туркмения) он был отменен.

Белоруссия и Россия подписали договор о создании Союза (в 1999г.), который будет способствовать наиболее тесной интеграции стран, а впоследствии - созданию единой валюты и свободному передвижению людей, организации совместных производств. Уже действующие торговые отношения России и Белоруссии составляют 40% всего их товарооборота со странами СНГ.

В целом внешняя торговля России со странами СНГ составила в 2005 г. 51,5 млрд долларов , что значительно уступает масштабам торговых связей России с государствами дальнего зарубежья, особенно Европы.

Россию и страны СНГ объединяют историко-культурные связи, сложившиеся на основе взаимопроникновения культур, при особом значении русской культуры и языка.

Военная безопасность стран СНГ определяет необходимость их военного взаимодействия. При этом особая роль принадлежит военному потенциалу России - единственной ядерной державе СНГ. Белоруссия, Казахстан и Украина, обладавшие ядерным оружием, передали его России. Россия также подписала Договор о дружбе с Украиной и , на территории которых находятся российские военные базы (в том числе база Черноморского военно-морского флота России в ), а также соглашение с о военно-техническом сотрудничестве.

В 2002 г. создана Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) -международная военно-политическая организация на территории СНГ, в которую вошли государства: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, а в качестве наблюдателей - Молдавия, Украина.

Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем, т.е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к Белоруссии, но в гораздо большей - к Украине и ( и Севастополь, Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и природного газа в Зарубежную Европу). На южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с и, в особенности, с (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти, о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т.д.) На юго-востоке не может не беспокоить усиливающийся «геополитический вакуум» в отношениях России с Казахстаном и государствами Средней Азии.

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 апреля 2018 года президент Украины Петр Порошенко в ходе Киевского форума по безопасности заявил, что поручил правительству подготовить предложения по выходу страны из Содружества Независимых Государств (СНГ). В пресс-службе Исполкома СНГ заявили, что официального уведомления от Украины относительно ее выхода из организации пока не поступало.

Что такое СНГ

Содружество Независимых Государств - региональная межгосударственная организация, действующая с декабря 1991 года. В настоящее время объединяет 11 государств постсоветского пространства: Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Россию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан и Украину (с 1993 по 2009 год в СНГ входила также Грузия).

Организация была образована на основе Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, а также протокола к нему и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года. Основными задачами объединения являются сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях, создание общего экономического пространства, обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т. д.

Статус стран СНГ

Согласно уставу СНГ от 22 января 1993 ода., все страны, подписавшие и ратифицировавшие документы о создании организации в декабре 1991 года, являются ее учредителями или государствами-участниками.

При этом так называемыми членами Содружества являются только государства-участники, присоединившиеся к уставу организации в течение одного года после его принятия. В 1993 году устав подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, а также Азербайджан и Грузия. В 1994 году к ним присоединилась Молдавия. И лишь две страны - Украина и Туркмения - не присоединились к уставу и формально не имеют статуса члена СНГ. Несмотря на это, и государство-участник, и член Содружества обладают в организации равными правами.

Единственное государство СНГ, которое имеет статус ассоциированного члена при организации (позволяет участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации) - Туркмения (с 2005 года).

Процедура вступления и выхода из СНГ

Членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в ее уставе. Для выхода из Содружества участник организации должен письменно уведомить о своем намерении депозитарий устава СНГ (Минск, Белоруссия) - за 12 месяцев до предполагаемого выхода. При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в СНГ, должны быть полностью выполнены.

Ранее правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна - Грузия. Это решение было принято властями Грузии после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 года. 12 августа 2008 года президент страны Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе из СНГ, 14 августа парламент республики принял постановление о выходе ее из уставных документов организации, а 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту Минск. Решение вступило в силу 18 августа 2009 года.

Инициативы Украины о выходе из СНГ

С 2014 года, после смены власти на Украине и вхождения Крыма а в состав России, официальный Киев фактически не принимает участия в деятельности СНГ. В украинских СМИ неоднократно появлялись сообщения о возможном выходе страны из Содружества.

19 марта 2014 года Киев приостановил свое председательство в Содружестве (согласно ротации, Украина председательствовала в уставных органах СНГ с 1 января 2014 года - прим. ТАСС-ДОСЬЕ). Одновременно Совет национальной безопасности и обороны Украины заявил, что страны начнет процедуру выхода из СНГ. Однако официальное заявление в депозитарий организации направлено не было. В ноябре 2014 года в Верховную раду был внесен законопроект о прекращении участия Украины в органах Содружества, который, однако, так и не был вынесен на голосование.

В апреле 2015 года глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что считает нецелесообразным выход страны из СНГ. По словам министра, Киев принимает участие в мероприятиях Содружества, только когда ему необходимо "чего-то достичь".

В марте 2018 года депутат Верховной рады от Блока Петра Порошенко Светлана Залищук сообщила, что МИД Украины намерен представить президенту страны Петру Порошенко предложения о выходе из органов СНГ и денонсации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией.

Статистика

Украина - третье по величине государство СНГ после России и Казахстана. Ее площадь составляет 603 тыс. 700 кв. км. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, территория Украины занимает 2,7% общей площади Содружества (22 млн 66 тыс. 252 кв. км). По численности населения - 42,2 млн. человек - Украина на втором месте в СНГ после России (14,7% от совокупного населения СНГ, которое составляет 287,6 млн человек).

Доля Украины в общем товарообороте между странами СНГ за январь-ноябрь 2017 года составила 11,17% - $16,5 млрд из $147,7 млрд. Экспорт в страны Содружества - $6,3 млрд, импорт Украины из стран СНГ за тот же период - $10,2 млрд.

Согласно информации из действующего устава организации, ее членами являются страны-учредители, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к нему (21 декабря того же года) к моменту подписания устава. А действующими членами организации называются те страны, которые в дальнейшем приняли на себя обязательства, прописанные в этом уставе.

Каждое новое членство в СНГ должно получить одобрение всех остальных государств, уже являющихся частью организации.

В настоящее время членами Содружества являются 10 государств:
- Азербайджан;
- Армения;
- Белоруссия;
- Казахстан;
- Молдавия;
- Россия;
- Таджикистан;
- Туркменистан (но в особом статусе);
- Узбекистан.

Другие государства, ранее входившие в состав СССР, имеют следующие отношения с Содружеством:
- на саммите 26 августа 2005 года Туркменистан заявил о своем участии в СНГ в качестве ассоциированного члена;
- Украина с 19 марта 2014 года, по решению РНБО, больше не является членом Содружества;
- Грузия, ранее бывшая членом СНГ, вышла из организации 14 августа 2008 года, тогда (во времена президента Михаила Саакашвили) грузинский парламент единогласно принял решение о выходе из Содружества;
- Монголия в настоящее время участвует в СНГ в качестве независимого наблюдателя.

Афганистан, никогда не являвшийся частью СССР, в 2008 году заявил о своем желании вступить в СНГ и в настоящее время числится в Содружестве в качестве наблюдателя.

Цели, которые преследует образование организации

Самым важным принципом организации Содружества является то, что все его страны-члены являются полностью самостоятельными и независимыми. СНГ не представляет собой отдельное государства и не владеет наднациональными полномочиями.

К организационным целям СНГ относятся:
- более плотное государств в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и прочих областях;
- обеспечение гарантированных прав и свобод людей, живущих в СНГ;
- сотрудничество в области мира и безопасности на планете, а также достижение всеобщего полного разоружения;
- оказание правовой помощи;
- разрешение споров на мирной основе.

Высшим органом, регулирующим деятельность СНГ, является Совет глав государств, в котором у каждой страны-участника есть свой представитель. Его заседание проходит два раза в год, при этом члены Совета координируют будущее сотрудничество и деятельность.

(СНГ) – основанная в 1991 году международная организация, не обладающая наднациональными полномочиями. В СНГ в качестве участников входят 11 из 15 вывших союзных республик СССР.

Инструкция

Причиной появление этой организация в международном правовом поле является распад СССР и на его пространстве 15 новых суверенных государств, теснейшим образом связанных в политической, экономической, гуманитарной сферах, вследствие существования столетиями в рамках одной . Глубокая интеграция республик и предопределила объективную заинтересованность новых субъектов международного права в сотрудничестве в различных областях , политики, культуры на основе равноправного сотрудничества и уважении суверенитета друг друга.

СНГ было основано 8 1991 года, когда главами России, Украины и Белоруссии было подписано т.н. «Беловежское соглашение», в тексте которого было констатировано упразднение Советского Союза и образование на его базе новой формы межгосударственного сотрудничества бывших советских республик. Этот документ «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», и к 1994 году его ратифицировали и вошли в СНГ ещё 8 государств – Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

21 декабря 1991 года главами 11 бывших на саммите Алма-Ате были подписаны декларация о целях и принципах СНГ и протокол к соглашению о создании СНГ. В 1993 году в Минске был принят устав СНГ, основной нормативно-правовой документ организации, регламентирующий её . Согласно ст. 7. данного устава -участники СНГ подразделяются на государства-учредители и государства-члены Содружества. Учредителями СНГ являются страны, ратифицировавшие соглашение о его создании от 8 декабря 1991 года и протокол к соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами СНГ являются те его учредители, что приняли на себя обязательства устава. Устав был ратифицирован 10 из 12 участниками СНГ, за исключением Украины и Туркменистана.

Эстония, Латвия и Литва отказались от участия в СНГ изначально, выбрав интеграции. Украина, являясь одним из соучредителей и участником СНГ, отказалась ратифицировать устав СНГ, и юридически членом содружества не является. В 2009 году, под влиянием событий в Абхазии и Южной Осетии, из членства в СНГ вышла Грузия.

Таким образом, по состоянию на 2014 год, участниками СНГ являются 11 государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан. Членами СНГ являются все вышеперечисленные государства, кроме Туркменистана и Украины.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»