Сколько стран есть на земле. Сколько стран в мире. страны имеют статус независимых государств

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Миграция неквалифицированной рабочей силы

Значительные масштабы приобрела и миграция неквалифицированной рабочей силы. Около 100 млн чел. ежегодно впервые приходят на мировой рынок труда. Их основную часть составляют граждане развивающихся стран. Они еще более усугубляют и без того серьезную проблему безработицы, которая затрагивает не менее 1 млрд чел., не имеющих работы или полной занятости.

В развивающихся странах достойные рабочие места создаются недостаточно быстрыми темпами для поглощения растущего числа людей, вступающих на рынок труда каждый год. По оценкам МОТ, в настоящее время число людей, зарабатывающих около 1 долл. в день, составляет около 550 млн чел. Неспособность глобальной экономической системы создавать рабочие места там, где живут люди, возлагает бремя перестройки экономики на семью и ее членов. В бедных странах семьи вынуждены принимать трудные решения в отношении направления за границу одного из членов семьи, чтобы обеспечить существование остальным ее членам.

Иммигранты из бедных стран используются в развитых странах на самых тяжелых, вредных и малооплачиваемых работах: в коммунальном хозяйстве, строительстве, на транспорте, в химической и металлургической промышленности, занимая те ниши на рынке труда, которые не востребованы коренными жителями. Они же служат своеобразным социальным буфером: в условиях кризиса иммигранты первыми увольняются. Значительная часть таких мигрантов – бесправные нелегалы.

Последствия трудовой миграции для принимающих стран и государств-доноров

Трудовая миграция, темпы которой особенно возросли в 1990– 2000-е гг., оказывает противоречивое воздействие на принимающие страны и государства-доноры. Сопоставление выгод и недостатков трудовой миграции показывает, что в целом принимающие страны выигрывают, а страны-доноры – проигрывают. Примером преимущественно позитивного влияния иммиграции на экономику страны может служить Израиль. Проводя целенаправленную политику на привлечение евреев в страну со всего мира, Израиль, во многом благодаря иммиграции научных и других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира.

Среди положительных последствий для принимающих стран можно отметить следующее:

  • 1. В случае притока квалифицированных специалистов происходит значительная экономия на их подготовке. Например, в США сосредоточена бо́льшая часть нобелевских лауреатов, при этом более половины из них – иммигранты в первом поколении. Подавляющая часть школьных и вузовских преподавателей математики в США получили образование в России и других бывших советских республиках. Почти 90% работников ВПК Израиля – выходцы из бывшего СССР. Приток квалифицированных кадров повышает качество трудовых ресурсов.
  • 2. Приток дешевой неквалифицированной рабочей силы позволяет снижать издержки во многих сферах экономики. Иммигранты заполняют ниши на рынке труда и "выталкивают" коренное население на более квалифицированные и более высокооплачиваемые "этажи занятости".
  • 3. Иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, их расходы стимулируют экономику. Они также выступают в качестве налогоплательщиков. Так, в конце 1990-х гг. в США проживало более 13 млн иммигрантов; они зарабатывали, но оценкам, 240 млрд долл. в год. При этом они платили налоги в размере более 90 млрд долл. в год.
  • 4. Иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в развитых странах, где идет интенсивный процесс постарения населения, препятствуют сокращению его численности. Специалисты подсчитали, например, что если бы не иммигранты, то к середине XXI в. численность населения Германии могла бы сократиться вдвое.

Но страны-реципиенты сталкиваются и с отрицательными последствиями миграции.

  • 1. Целые отрасли экономики (транспорт, строительство, торговля, добыча полезных ископаемых и др.) при длительном использовании иностранных работников попадают в зависимость от их труда.
  • 2. Происходит снижение цены национальной рабочей силы, так как растет предложение на рынке труда.
  • 3. Происходит переполнение инфраструктуры городов (муниципального транспорта, больниц, школ и детских садов), что вызывает недовольство местного населения.
  • 4. Растет преступность (например, в Москве, согласно официальной статистике, более 60% преступлений против личности совершается мигрантами).
  • 5. Провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами на религиозной и расовой почве.
  • 6. Перевод мигрантами валютных средств на родину ухудшает состояние платежного баланса принимающих стран.

На странах-донорах эмиграция также сказывается двояко. С одной стороны, это положительные моменты эмиграции.

  • 1. Эмиграция уменьшает безработицу, уменьшает напряжение на рынке труда. Это, в свою очередь, вызывает увеличение цены национальной рабочей силы.
  • 2. Эмигранты приобретают квалификацию, трудовые навыки, приобщаются к передовым технологиям, которые используют при возвращении на родину. Многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие.
  • 3. Перевод доходов на родину увеличивает ВВП страны, улучшает состояние платежного баланса. Например, денежные переводы мигрантов на родину составляют 29% ВВП Кыргызстана, таджикских мигрантов – 60% ВВП.
  • 4. При возвращении мигранты привозят материальные ценности и сбережения, что повышает уровень благосостояния населения.
  • 5. Эмиграция из развивающихся стран способствует снижению темпов прироста населения в них и уменьшению демографического давления.

С другой стороны, это отрицательные последствия.

  • 1. В случае отъезда квалифицированной рабочей силы страна теряет значительную часть бюджета, снижается качество трудовых ресурсов. По оценкам экспертов ООН, только финансовые потери развивающихся стран от "утечки умов" за последние 30 лет превысили 60 млрд долл. А общие объемы интеллектуальной эмиграции из развивающихся стран составили от 10 до 30% их интеллектуального потенциала. "Утечка умов" может привести к образованию замкнутого порочного круга, который замедляет развитие.
  • 2. Уменьшаются налоговые поступления в бюджет.
  • 3. Страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, происходит постарение населения.

Тема 8. Международное движение рабочей силы

3. Государственное регулирование трудовой миграции

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта необходимо использовать арсенал средств политики государственного регулирования этого процесса, выработанный практикой многих стран.

Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. В связи с противоречивостью последствий миграции государственное регулирование этого процесса может быть направлено как на привлечение иммигрантов и стимулирование миграции, так и на сокращение потоков миграции.

Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании внешнеторговых потоков. Уже в конце ХVIII в. в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX в. многие европейские страны приняли законы, ограничившие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует и поныне.

В странах-импортерах рабочей силы система государственного регулирования включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения.

Государственные органы почти всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию иностранной рабочей силы.

Рабочие-иммигранты заняты преимущественно неквалифицированным трудом. В области занятости на них распространяется принцип: нанят последним, уволен первым. Существует дискриминация в оплате труда, хотя в подавляющем большинстве стран это юридически запрещено. Иностранные рабочие дискриминируются при найме жилья, при попытке получить образование, при обращении за медицинской помощью и т. д.

Одной из форм рабочей силы является ротация, которая предполагает постоянное замещение работающих мигрантов новыми партиями иностранных рабочих. Практикуется и контрабандный ввоз иностранных рабочих в обход существующего законодательства.

Страны-реципиенты (принимающие) применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

1. профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности). Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что подтверждается соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтвердить или оценить в принимающей стране. Стаж работы по специальности должен быть от 2 до 5 лет (Кипр - 2 года, Австралия - 3 года, США - 5 лет);

2. возрастной ценз (обычно 20-40 лет);

3. состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);

4. социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также состоящих в рядах реакционных партий);

5. квотирование (законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий, при этом страны устанавливают квоты на въезд иностранцев из определенных стран – Азии, Африки).

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

Уплату иммигрантом пошлины за трудоустройство;

Первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

Налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

Ограничение времени пребывания иностранных рабочих в данной стране.

В странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции (депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение). Они могут налагаться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.

Если в стране увеличивается безработица государство может:

Ограничить въезд иммигрантов

Выслать насильственно (депортировать) иностранных рабочих в их отечества;

Стимулировать добровольное переселение (репатриацию) рабочих-иммигрантов.

В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторонними межправительственными соглашениями, так и многосторонними.

Международная организация труда (МОТ) действует в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов.

Верховный комиссариат ООН по делам беженцев решает вопросы их защиты, реализует долгосрочные решения и в первую очередь проблемы репатриации.

Предыдущая

Международная миграция рабочей силы в условиях современной экономики

Столбовская Анна Геннадьевна,

магистрант Донского государственного технического университета.

Рассматривается международная миграция, основные центры притяжения рабочей силы, причины и последствия миграции населения для страны и отдельно взятого гражданина, регулирование миграционных потоков. Актуальность работы обусловлена превращением нелегальной миграции в серьезную проблему для многих стран мира, особенно для Евросоюза и России, постоянным ростом числа нелегальных мигрантов.

Ключевые слова : миграция, мигрант, эмигрант, иммигрант, развитые страны, развивающиеся страны, рабочая сила, миграционный поток, Евросоюз, конвенция, налоговая система, трудовая мобильность, международные соглашения, Организация Объединенных Наций.

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы, которая перемещается в страны с более высоким уровнем жизни, для улучшения своего материального положения. В современных условиях международная миграция трудовых ресурсов приобрела глобальный характер. В последнее десятилетие возросло количество стран, вовлеченных в международный миграционный процесс (за счет государств Центральной и Восточной Европы, также стран СНГ).

Центрами притяжения иностранной рабочей силы являются: Северная и Южная Америка, Западная Европа, Юго-Восточная и Западная Азия. Крупнейшими центрами привлечения населения являются США, в которых 13,5 % всего населения составляют мигранты, Канада (21%), Австралия (21,9 %) . Неравномерность перемещений трудовых ресурсов характеризуется тем, что 90% мигрантов проживают лишь в 55 странах мира. Основными странами-донорами являются Китай, Индия, Филиппины, Мексика и Индонезия. Успешно конкурируют с ними страны Европы. Характерно, что в последние десятилетия свыше 1 млн. человек ежегодно переезжают в поисках работы из одной европейской страны в другую.

В январе 1993 г. Европейский союз объявил себя единым рыночным пространством. Жители государств-членов ЕС получили возможность свободно мигрировать по территории ЕС. В настоящее время численность иностранцев, проживающих в странах Евросоюза, превышает 23 млн. чел. Из них около 7 млн. являются гражданами стран, входящих в ЕС. В Западной Европе главным центром притяжения иммиграции является Германия. Общее количество долгосрочных иммигрантов в 2013 г. составило 692 тыс. 713 чел.. За Германией следует Франция – 332 тыс. 640 чел.. Главные источники иммиграции в эту страну – бывшие французские колонии, прежде всего страны Магриба, а также Испания, Португалия и Мальта. Великобритания также является одним из главных центров притяжения рабочей силы. Иммигрантами в основном являются представители стран британского содружества наций.

Серьезной проблемой на сегодняшний день для стран Евросоюза является нелегальная миграция. По данным Международной морской организации (IMO) в 2015 число мигрантов, нелегально пытающихся попасть в Европу по Средиземному морю, может составить 500 тыс. Как сообщает телеканал BFMTV, в конце июля этого года около 300 мигрантов предприняли попытку незаконно проникнуть в Евротуннель под проливом Ла-Манш, чтобы попасть из Франции в Великобританию. Всего рядом с туннелем правоохранительные органы насчитали от 800 до 1 тысячи мигрантов.

Кто является мигрантом? В соответствии с Международной конвенцией ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990г.), трудящийся-мигрант - это лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает .

Существует несколько видов миграции:

1. В зависимости от сроков: окончательная или временная.

Миграцию, приводящую к изменению места жительства, называют окончательной, постоянной или безвозвратной. Окончательная миграция бывает внешней (международной) и внутренней (миграция внутри страны).

Миграцию, означающую перемещение населения на короткий срок, предполагающую возвращение населения к прежнему месту постоянного жительства, называют временной.

2. По причинам перемещения населения: добровольная или вынужденная.

Миграцию называют добровольной, если перемещение за границу осуществляется по причинам, зависящим от мигранта. Вынужденная миграция порождается причинами, не зависящими от мигрантов.

3. По характеру перемещения населения: периодическая, сезонная и маятниковая.

Совокупность перемещения населения за пределы национальных границ, происходящее в данное время, образует миграционные потоки. Согласно классификации МОТ выделяют пять типов потоков международной миграции.

1. Переселенцы. К этой категории относятся лица, переезжающие в другую страну на постоянное местожительство. Основной поток переселенцев направляется в развитые страны – США, Канаду, Австралию. Чаще всего этот поток основывается на воссоединение семей.

2. Работающие по контракту. Срок пребывания в принимающей стране данной категории мигрантов строго ограничен. К ним относятся сезонные рабочие, а также лица, занимающиеся неквалифицированным и малоквалифицированным трудом, занятые на тяжелых работах, не дающие возможности для профессионального роста.

3. Профессионалы. К ним относятся лица с высоким уровнем теоретической подготовки и соответствующим практическим опытом работы.

4. Нелегальные иммигранты, въезжающие в принимающую страну не на законных основаниях.

5. Потоки вынужденных мигрантов. К массовым перемещениям за пределы национальных границ их вынуждают войны, насилие, нарушение прав человека, стихийные бедствия, экологические катастрофы.

Выделяют несколько категорий вынужденных мигрантов. Это беженцы и фактически приравненные к ним в некоторых странах вынужденные переселенцы. Статус беженца имеют люди, подвергающиеся непосредственной опасности преследования по политическим, религиозным, расовым мотивам, а также лица, жизнь которых подвергается угрозам вследствие войны или агрессии. Другая категория - внутренние мигранты, не покинувшие своих стран беженцы. Есть еще экологические мигранты и жертвы стихийных бедствий.

По целям миграции населения можно разделить на две большие группы:

1) экономические – связаны с извлечением перемещающимися лицами материальной выгоды;

2) социальные – обусловлены преимущественно потребностью в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Самой распространенной разновидность экономической миграции является трудовая – добровольные перемещения людей, связанные с наличием у них способности и желания осуществлять целесообразную деятельность, направленную на создание материальных и духовных ценностей .

Одной из разновидностей экономической миграции является налоговая миграция, которая получила развитие в последнее десятилетия. Она связана с межстрановыми различиями в налоговых системах, что находит существенное отражение в размерах получаемых гражданами доходов.

К экономическим перемещениям населения относится и так называемая инвестиционная миграция, связанная с желанием вложить средства в создание предприятий за рубежом. Данный вид миграции активно стимулируется США, Канадой, Австралией и некоторыми другими государствами посредством предоставления данной категории мигрантов определенных льгот и преференций.

К социальной миграции обычно относят брачную, учебную, религиозную, этническую миграцию населения, перемещения с целью воссоединения с семьей, а также паломничество, туризм и другие виды перемещения.

По структурным признакам миграцию дифференцируют в зависимости от возраста, пола, семейного положения, уровня образования, квалификации, гражданства перемещающихся лиц.

В определенные периоды движущимися силами международной трудовой мобильности могут выступать также политические, военные, религиозные, национальные, культурные, семейные и другие социальные факторы.

Что заставляет людей менять место жительства? Каковы причины миграции населения? Проблемы миграции рассматривали Дж. Хикс, М. Тодаро, Дж. Харрис. Данные представители неоклассической теории в качестве основных выделяют экономические причины международной миграции трудовых ресурсов, связанные с масштабами, структурой и темпами накопления капитала:

- отличия в темпах накопления капитала обусловливают различия сил притяжения или выталкивания трудовых ресурсов в различных регионах мирового хозяйства, что в конечном итоге определяет направления перемещения данного фактора производства между странами;

- уровень и масштабы накопления капитала оказывают непосредственное воздействие на уровень занятости трудоспособного населения и, следовательно, на размер относительного перенаселения (безработицы), которое является основной исходной предпосылкой миграции;

- темпы и размеры накопления капитала, в свою очередь, в определенной степени зависят от уровня миграции. Это зависимость заключается в том, что сравнительно низкая заработная плата иммигрантов и возможность снизить оплату труда отечественным работникам позволяет снизить издержки производства и тем самым увеличить накопление капитала. Данная цель также достигается путем организации производства в стране с дешевой рабочей силой. Транснациональные корпорации для ускорения накопления капитала как используют движение рабочей силы к капиталу, так и перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы .

В современном мире возрастает неравенство между странами в уровнях доходов, дефицита достойного труда, личной безопасности, условий для самореализации, экономических и гражданских свобод, демографический контракт между стареющим населением развитых стран и молодым населением развивающихся. Население более развитых стран мира росло с годовыми темпами 0,25 %, а в менее развитых регионах – в шесть раз выше (1,5 % в год, и эта разница может сохраняться до 2050г.) 97 % прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны, что усугубляет и так серьезную проблему безработицы, затрагивающую более 1 млрд. чел. Эти различия нарастают, условия жизни и труда стран часто ухудшаются, способствуя расширению миграции.

Процесс миграции имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Потенциальные преимущества и недостатки процесса миграции можно выделить на уровнях – самих мигрантов, предприятий и страны в целом .

Таблица 1.

Потенциальные недостатки и преимущества эмиграции и иммиграции .

Вид/уровень

Недостатки

Преимущества

Эмиграция

Иммиграция

Эмиграция

Иммиграция

Для иммигрантов/отдельных лиц

Перерыв в работе, потеря трудового стажа

Конкуренция за рабочие места, маргинализация малоквалифицированных работников

Улучшение занятости и условий жизни

Услуги, освобождающие женщин от необходимости трудиться

Плохие условия труда и жизни

Снижение зарплаты местных работников

Более высокий доход

Более дешевые товары и услуги

Работа более низкого уровня, потеря квалификации

Переполнение больниц, школ, яслей, садов

Бесплатное обучение новым знаниям и профессиональным навыкам, приобщение к передовым технологиям

Более "дешевые" рабочие для тяжелых, монотонных, непрестижных работ

Дискриминация или расизм

Непривычные языки или обычаи

Новый и разнообразный культурный опыт

Более свободная и богатая культурная жизнь

Отделение от семьи, неблагоприятное воздействие на детей

Ущемление экономических интересов отдельных категорий населения при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники

Продуктивные встречи с новыми людьми

Расширение знаний о других странах и обычаях

Для предприятий

Потеря квалифицированной рабочей силы и заполнение вакансий менее подготовленными людьми

Менее стабильная и лояльная рабочая сила

Навыки возвращающихся мигрантов

Повышение конкурентоспособности товаров из-за снижения издержек производства

Нехватка рабочей силы, приводящая к повышению зарплаты

Зависимость от иностранной рабочей силы по отдельным видам работ

Привлекательный бизнес агентств по набору рабочей силы

Разнообразие и гибкость рабочей силы

Для станы в целом

Потеря более молодых и энергичных людей

Социальные трения, конфликты и обострение политических, национальных, религиозных, иных противоречий

Дополнительный бизнес для коммуникационных и туристических фирм

Увеличение рынков и экономии на масштабах производства

Откладывание назревших социальн0-экономических реформ

Сдерживание назревших социальных реформ (в пенсионной системе, здравоохранении, ЖКХ, образовании и др.)

Снижение демографического и социального давления избыточных ресурсов и безработицы

Омоложение населения и повышение его активности

Проблемы, связанные в внезапным возвращением работников

Задержки в модернизации технологий (автоматизации производств и др.)

Значительный объем переводов в иностранной валюте

Экономия затрат на образование и профессиональную подготовку квалифицированных иммигрантов

Потеря потенциального объема производства и налоговых поступлений

Рост неравенства доходов, ощущений несправедливости

Увеличение платежеспособного спроса за счет переводов

Рост населения, платежеспособного спроса и снижение инфляции

"Утечка умов", потеря более квалифицированных работников; сокращение объема НИОКР, научно - технического потенциала; ущерб национальному престижу

Затраты на интеграционные программы (обучение языку, адаптация в обществе и производстве)

Личные инвестиции эмигрантов в отечественный бизнес и создание рабочих мест

Рост ВВП, капиталов, ввозимых иммигрантами-инвесторами

Нарушение социального единства и культурная эмиграция (анклавы)

Усиление расслоения общества, образование иммигрантских гетто

Расширение среднего класса за счет возвращения эмигрантов и их родственников

Экономия на пенсиях и других социальных расходах

Растущее неравенство (во всех сферах)

Издержки на социальные услуги, пособия и др.

Передовые знания и профессиональные навыки возвратившихся мигрантов

"Приток умов", идей, инициатив

Ограничение совокупного спроса как стимулятора хозяйственной конъюнктуры

Ограничение среднего уровня зарплаты в отраслях высокой занятости иммигрантов

Образование транснациональных сообществ и ассоциаций земляков

Расширение товарооборота с другими странами (этническими и др.) продуктов и услуг

Задержка в развитии национального бизнеса и важных отраслей

Расширение теневой экономики, коррупции, уклонений от уплаты налогов, прочих форм преступности

Как мы видим, миграция влияет на состояние экономики всей страны и на отдельно взятого человека. Данный процесс необходимо регулировать, чтобы избежать отрицательных последствий.

Система международного регулирования миграционных процессов включает в себя: двусторонние и многосторонние международные соглашения об использовании труда мигрантов и их социально - экономических правах; деятельность международной экономической организации, таких как Международная организация (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ) и другие.

Ведущую роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит МОТ, имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г., согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Нации как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда .

Разработка конвенций и рекомендаций о труде – важнейшая форма деятельности МОТ. Содержащая в них международные нормы о труде охватывает самые различные области трудовых отношений и социальных вопросов, относящихся к трудящимся – мигрантам . Например, Рекомендация Об отношении к трудящимся – иностранцам (1919г.); О вербовке, трудоустройстве и условиях труда трудящихся – мигрантов (1939 г.); О защите трудящихся - мигрантов в слаборазвитых странах и территории (1955 г.). В этом же году МОТ разрабатывает Рекомендацию 100 – О защите трудящихся – мигрантов развивающихся стран.

Первым нормативным актом МОТ стала Конвенция 48, принятая в 1935 г., вступившая в силу в 1938 г. В соответствии с этой Конвенцией устанавливалась система международного сотрудничества по страхованию по старости, инвалидности, на случай потери кормильца.

Еще одной важной организацией в регулировании миграции на международном уровне является Международная организация по миграции (МОМ). Её основная деятельность – разработка программ, направленных на упорядочение миграционных потоков, оказания практической помощи в организации миграции.

Большую работу по защите беженцев и их репутации проводит Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН.

Итак, международная миграция трудовых ресурсов – это движения относительно избыточного населения из одного центра накопления капитала в другой. Это и есть суть экономической природы миграции населения и ее ключевая причина. Международная миграция занимает важное место в мировой экономике и международных экономических отношениях. Ее регулирование является одной из характерных черт развития международных экономических отношений в современных условиях. Международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов, руководствуясь принципами свободы и демократии, при этом учитывают и национальные интересы.

Литература

1. Козак Ю. Г., Международная экономика: учебное пособие / Козака Ю. Г., Лебедевой С. Н., - Минск: Издательство Гревцова, 2011. 368 с. ил.

2. Ливенцева Н. Н., Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. - Издательство с обновлениями / под редакцией под. ред. проф. Ливенцева Н. Н., - М.: Магистр, 2010. - 654 с.

3. Николаевой И. П., Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / под ред. проф. Николаевой И. П., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 510 с.

4. Пузакова Е. П., Международные экономические отношения. Учебное пособие / Пузакова Е. П., Ростов - на / Д: Издательский центр «МарТ», 2000. - 352 с.

5. Шаховской Л. С., Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / под ред. проф. Шаховской Л. С., - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашкови К.», 2013. - 244 с.

6. Шкваря Л.В. Мировая экономика. Курс лекции: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Шкваря Л. В., - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. – 303с.

7. Щенина Р. К., Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров / под ред. Щенина Р. К., Полякова В. В., - М.: Издательство Юрайт, 2013 - 446 с. - серия: Бакалавр. Базовый курс.

8. World Migrant Stock: web - based migrant stock data base // United National / Mode of access: http://esa/un/org/migration.

9. www.europa.eu.int/comm/eurostat - Дата доступа 08.08. 2015.

10. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] – 1990 – Режим доступа: http://www.un.org/russian/document/convents/migrant.pdf.

Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны):

позитивные для экономики в целом:

Эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

Из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

Переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны;

При возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения.

Негативные:

Страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

Теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

Происходит «утечка умов».

Необходимо выработать меры, позволяющие обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран.

Значение трудовой миграции для стран-импортеров (значениеиммиграции) заключается в следующем :

1. Трудовая иммиграция обеспечивает нормальный воспроизводственный процесс в ряде отраслей экономики. Особенно это имеет значение для отраслей, не пользующихся популярностью у местных жителей трудоспособного возраста, в том числе для отраслей с более низким уровнем заработной платы и со сложными условиями труда (горное дело, металлургия, строительство, уборка мусора и т.д.). В ряде стран отрасли производства, дающие экспортный доход, в значительной степени зависят от труда иммигрантов (горнорудная промышленность ЮАР, сельское хозяйство Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии).

2. Иммигранты в результате хозяйственной деятельности получают доходы, а, следовательно, предъявляют дополнительный спрос на потребительские товары, стимулируя тем самым развитие отраслей потребительского сектора, а также определяя мультипликационный эффект в смежных отраслях экономики.

3. Работники-иммигранты платят налоги государству, что позволяет правительству иметь дополнительные средства, чтобы реализовать те или иные государственные программы.

4. Предприниматели, использующие иностранную рабочую силу, платят им, как правило, более низкую заработную плату, что является фактором экономии на издержках производства, а, следовательно, и фактором повышения прибыли хозяйственных ячеек.

5. Государство, привлекающее на свою территорию иностранную рабочую силу высокой квалификации, тем самым экономит на затратах на науку и образование. Благодаря притоку ученых и специалистов привносится динамизм в экономическое развитие страны.

В качестве отрицательного последствия иммиграции следует назвать возможность конфликтов между иностранными и местными работниками на религиозной, расовой и этнической почве.

60.Национальное регулирование процесса трудовой международной миграции.

На национальном уровне можно выделить два подхода:

1) ассимиляционный

2) отходнический

Выгоды странам иммиграции:

Высокая мобильность более дешевого рабочего труда

Занятость в отраслях непопулярных у местного населения

Использование опыта других стран

Оплата ниже национальных кадров

Омоложение структуры трудовых ресурсов

Расширение емкости внутреннего рынка

Экономия на обучении прибывающих

Выгоды странам эмиграции;

Снижается нагрузка на уровень безработицы в стране

2/3 дохода эмигранты отправляют в страну

Возможность мигрировать членам семьи

Страны не несут расходы на медицинское обслуживание

Используются деньги бюджета страны для решения внутренних проблем

Проблемы и противоречия:

- обостряется ситуация на нац. Рынке

Усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы

Провоцируются национальные и этнические конфликты

Противоречия законодательством страны.

(НЕОБЯЗАТЕЛЬНО):

Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:

Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;

Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;

Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;

Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах

60 вопрос. Национальное регулирование процесса трудовой международной миграции.!!!

а национальном уровне можно выделить два подхода:

1) ассимиляционный – его придерживаются США, Канада, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия, Израиль: привлечение мигрантов на постоянное место жительства с семьей, но без заранее определенного трудоустройства;

2) отходнический – прием работников по приглашениям национальных фирм на определенный срок (без семьи, но на определенное рабочее место).

Россия придерживается строго отходнического принципа для рабочей силы из стран СНГ и дальнего зарубежья и ассимиляционного для беженцев и переселенцев из числа русскоязычного населения из республик бывшего СССР.

В миграционных процессах Россия участвует двояко: и как страна-донор, и как принимающее государство. Вопреки алармистским прогнозам конца 1980-х гг., из России не наблюдалось массовой эмиграции. Хотя число уехавших велико. За период с 1990 по 2010 г. Россию покинуло 3,6 млн чел. С 1990 по 2000 г. эмиграция населения постоянно увеличивалась: с 103,7 тыс. чел. в 1990 г. до 145,7 тыс. в 2000 г. С 2001 г. количество эмигрантов резко сократилось, составив в 2011 г. порядка 30 тыс. чел.

В это же время резко возросло число иммигрантов, главным образом из бывших республик Советского СоюзаСредней Азии и Закавказья, а также Украины и Молдовы. В 1990-е годы среди иммигрантов из этих стран значительную часть составляло русское и русскоязычное население, вытесняемое оттуда вследствие роста националистических настроений. Сегодня иммигранты – это преимущественно неквалифицированная местная рабочая сила, выталкиваемая из своих стран вследствие экономических трудностей. Как правило, такие мигранты не знают русского, незнакомы с русской культурой и не ставят задачу ассимилироваться в нашей стране. Зачастую они соглашаются на самые низкие заработки и занимают непрестижные для коренного населения рабочие места. Все это отрицательно сказывается на российском рынке труда, снижает уровень заработной платы для граждан России. Вкупе с эмиграцией квалифицированных работников такая иммиграция ведет к деградации трудового потенциала страны.


Похожая информация.


Введение

С увеличением интеграций мирового сообщества также увеличивается актуальность такого понятия, как миграция. На экономики стран особенно начинает влиять трудовая миграция, т.е. миграция трудового населения, становясь важным фактором экономического развития.

Явление трудовой миграции сложный процесс, который вызывают полемику в стране, как на уровне политической элиты, так и рядовых граждан страны. Иностранная рабочая сила трактуется неоднозначно, особенно много споров возникает, когда встает вопрос о влиянии данного явления на положение дел в экономике страны.

Речь чаще всего заходит о внутреннем рынке труда и о противоречивости влияния иностранцев на рынок труда в стране реципиенте . Также в ситуации демографического кризиса в России, актуальным становится анализ полового состава мигрантов и факторов, влияющих на величину данной миграции, ссылаясь на демографию, анализ акцентируется на женской миграции .

В целом трудовая миграция влияет не только на рынок труда и на демографическое положение в страну, тем самым на экономическое развитие страны, но и на социальные процессы, социальную и межнациональную напряженность. Таким образом, исследование тенденций и последствий трудовой иммиграции, а также противоречия данного процесса является важной частью изучения рынка труда и всего макроэкономического положения в стране.

Цель данной работы заключается в исследовании теоретических аспектов иммиграции и анализ тенденций и последствий данного явления в России в настоящее время.

В соответствие с целями работы были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать динамику миграционного прироста в России 1990-2015 года;
  • проанализировать структуру иностранной рабочей силы в России 2015 года;
  • выявить социально-экономические последствия использования иностранной рабочей силы в России в настоящее время.

Объектом исследования работы стала миграция в Россию. Предметом исследования данной работы является изучение тенденций и последствий использования иностранной рабочей силы в России.

Для теоретической части проводимого исследования были выбраны труды и исследовательские работы теоретиков и практиков в области мировой экономики: Абрамов В.Л., Николаева И.П., Шаховская Л.С.; международной миграции: Метелёв С.В., Воробьева О.Д., Топилин А.В.

Источниками фактического материала стали данные: Федеральной Службы Государственной Статистики, Министерства Экономического Развития РФ, Центра стратегических разработок и Представительства Организации Объединенных Наций в РФ, Федеральной Миграционной Службы Российской Федерации, Международной Организации Труда (International Labor Organization), Всероссийского Центра Исследований Общественного Мнения.

Основные характеристики миграционных потоков в России

Начиная с 2005г. миграционный прирост в страну остаётся на стабильном уровне в пределах 300 тыс. чел., однако на протяжении двадцатилетия эта тенденция не была стабильной (рис.1) . Так, наблюдались и резкие скачки (1994г.) и спады (2004г.). Объясняется это, прежде всего, факторами, которые влияют на прибытие в страну, нежели чем на отток населения из страны. Такими факторами становятся изменение в законодательстве России и мерах миграционной политики страны .

Рисунок 1 – Миграционный прирост за счёт миграционного обмена населением с зарубежными странами в России 1990-213гг., чел.

На 1994 г. пришелся пик миграции в страну, с тех пор количество мигрантов постепенно снижалось вплоть до 2003г., после чего наблюдается подъем миграционной активности (рис.2) . На данном этапе обнаруживается тенденция на увеличение притока мигрантов в нашу страну. Так, по сравнению с 2009г. в 2013г. приток мигрантов был уже 1,5 раза больше. Вместе с тем, количество выбывших постепенно снижается, держась на уровне меньшем, чем количество прибывших. Лишь в 2011г. наблюдается так же скачок в количестве эмигрантов из страны, пропорциональный тому же росту прибывших так, что сальдо на протяжении последних трех лет почти неизменно. В 2013г. прибыло в Россию 482,2 тыс. чел., а выбыло в зарубежные страны 186,4 тыс. чел.

Рисунок 2 – Миграционный обмен с зарубежными странами в России 1990-2013 гг., чел.

На рис. 3 представлены данные Федеральной Миграционной службы по въехавшим на территорию страны, и в дальнейшем поставленным на учёт иностранцам . Данные были ранжированы по гражданству иностранцев , находящихся на территории России. Для того, что бы выявить размер потенциальной рабочей силы, было вычислено количество иностранных граждан в возрасте от 18 до 60 лет. Ранжированные данные представлены в таблице 2, основные страны доноры представлены на рис. 4.

Рисунок 3 – Динамика иностранных граждан, въехавших в Россию и иностранных граждан, поставленных на учет ФМС, 2012-март 2015гг.

Больше всего рабочей силы в России поступает из Украины: почти 2 млн. граждан Украины трудоспособного возраста находились на территории страны в марте 2015г. Однако по официальным данным всего на 50тыс. меньше граждан Узбекистана в России, что составляет 2,57% от экономически активного населения России.

Следующий в списке Таджикистан, граждан которого на территории России уже в два раза меньше: 840 тыс. граждан данной страны трудоспособного возраста составляют 1,12% экономически активного населения России.

Далее количество иностранцев для каждой страны уже меньше полумиллиона: Республика Молдова, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Киргизия, Армения, Китай. Интересно, что из Европейских стран наибольшее количество иностранцев из Германии: 132 тыс. чел.

Таблица 2.

Гражданство

Количество

Доля от ЭАН
Украина
Узбекистан
Таджикистан
Молдова, республика
Казахстан
Беларусь
Азербайджан
Киргизия
Армения
Китай
Германия
Турция
Соединенные штаты
Вьетнам
Соединенное королевство
Финляндия
Филиппины
Италия
Франция
Литва
Корея, народно-демократическая республика
Испания
Индия
Грузия
Сербия
Лицо без гражданства
Латвия
Польша
Корея, республика
Туркмения
Израиль
Эстония
Бразилия
Канада
Нидерланды
Монголия
Таиланд
Япония
Австралия
Неопр

Несмотря на то, что миграция по сравнению в начале 2000-х начала затухать, доля иностранной рабочей силы в составе занятого населения России при этом заметно увеличилась: для сравнения в 2004 г. иностранных рабочих было примерно 1% от экономически активного населения (ЭАН). Сейчас этот показатель более 6%.

Рисунок 4 – Иностранные граждане трудоспособного возраста, находящиеся на территории Российской Федерации на март 2015г.

Половозрастной состав гастарбайтеров почти не меняется: подавляющее большинство из них мужчины (на протяжении многих лет – около 90%). Сводные данные по трем самым многочисленным странам донорам для мужской и женской миграции в Россию представлены в таблице 3. Причём только из Узбекистана на территории России находится 1,6 млн. мужчин, что составляет 4,15% экономически активного мужского населения. Среди мигрантов большинство находятся в возрасте от 18 до 39 лет, причем самая многочисленная группа 30-39 лет (около 40%).

Таблица 3. Половозрастной состав мигрантов по трем самым многочисленным странам донорам России 2015г.

Гражданство

Кол-во мигрантов

Доля от ЭАН

Гражданство

Кол-во мигрантов

Доля от ЭАН

Узбекистан

Узбекистан

Беларусь

Таджикистан

Согласно данным ФМС РФ основная часть иностранцев работала по трудовым договорам с российскими юридическими и физическими лицами, т.е. по стабильным контрактам, остальные в рамках осуществления договоров подряда, были наняты на краткий срок работы или на определенный объем работы.

Приток в Россию иностранных работников позволяет решать задачу заполнения свободных рабочих мест, на которые не идет местное население. Свыше 90% всех трудовых иммигрантов в России заняты низкоквалифицированными, непрестижными и тяжелыми видами труда. Крупнейшим работодателем для гастарбайтеров традиционно остаются стройплощадки (43 %), сельское хозяйство (14,8 %), производство (14 %), торговля (11,9 %) и различные услуги (8,7 %). По данным Международной организации по миграции, средний заработок гастарбайтера в России в 2010 г. был равен средней официальной зарплате. Как правило, им не платят меньше, просто речь идет о работе, оплата за которую сама по себе низкая.

Качественные характеристики иностранной рабочей силы на протяжении времени сильно не менялись. Распределение трудовых мигрантов в России по уровню образования представлено на рисунке 5 . Так, наибольшее часть мигрантов не имеют высшего образования: треть мигрантов получили среднее специальное образование(31%), ещё треть ­ среднее (34%). С высшим и незаконченным высшим образованием пятая часть мигрантов, остальные имеют лишь начальное или неполное среднее образование.

Рисунок 5 – Распределение трудовых мигрантов в России по уровню образования

Таким образом, большинство иностранных рабочих имеют низкую квалификацию и в основном работают в следующих отраслях: строительство, промышленность и сельское хозяйство. Особенно интересно то, что из разных стран рабочие предпочитают различные отрасли: для Украины преобладающими отраслями являются строительство и ремонтные работы, промышленность и транспорт. Строительство и промышленность так же привлекательна для Узбекистана и Таджикистана, как и сфера торговли. Рабочие из стран Азербайджана, Китая и Вьетнама привлекаются в торговлю, также работники из Китая привлекаются в сферу сельского хозяйства.

Из стран, таких как США и страны Европы, мигранты преимущественно осваивают престижные профессии и должности в сферах финансов, аудите, коммерции. В России складываются сегменты рынка труда, на которых трудовые мигранты из-за рубежа трудоустраиваются по этно-территориальному принципу.

До этих пор были представлены данные об официальной миграции, однако разница между ними и реальной миграцией огромна. Оценивать нелегальную миграцию довольно трудно, а оценки различных экспертов разняться между собой. Чаще всего государственные органы дают более высокие оценки нелегальной трудовой миграции. Так, органы МВД говорят о цифре в 10млн. чел., причём динамика нелегальной миграции показывает увеличивающиеся тенденции. Надо сказать о том, что в России существует проблема нелегальной миграции и, пожалуй, это проблема является основной из негативных последствий международной миграции для нашей страны.

Социально – экономические последствия миграционных процессов в Российской Федерации

Ожидаемые демографические сдвиги задают жесткие требования к будущим тенденциям развития рынка труда и в России. Согласно прогнозу Минэкономразвития возрастная структура населения будет сдвигаться в сторону старения, будет увеличиваться численность населения старше трудоспособного возраста, а численность населения трудоспособного возраста, наоборот, снижаться . Эти тренды приведут к существенному росту демографической нагрузки на трудоспособное население. По мере увеличения мобильности населения и улучшения профессионального соответствия уровень безработицы снизится. Однако структурные несоответствия частично будут восполнены миграционным приростом. Данные о миграционном приросте согласно прогнозу до 2030 г. представлены в таблице 4 . Согласно второму сценарию миграция будет увеличиваться стремительно и к 2030г. достигнет более 500 тыс. чел. Первый сценарий более консервативный предполагает небольшое изменение в миграционном приросте.

Таблица 4. Прогноз миграционного прироста в России до 2030г.

Миграционный прирост, тыс. чел.

В целом миграция для стран реципиентов имеет позитивные значения, в том числе для России. Помимо того, что миграция является оздоровляющим фактором для демографического положения в стране, благодаря иностранной рабочей силе развиваются сектора экономики и пополняется рабочая сила в непривлекательных для резидентов страны отраслях. Труд рабочих повсеместно используется в строительстве, торговли, промышленности, в непопулярных и непрестижных нишах рынка труда.

Нужно отметить также особенность современной миграции: огромные объемы переводов денежных средств мигрантов на родину. Может быть две ситуации: денежные суммы переводятся официально через банковскую систему (remittances), либо через семейные каналы (private transfers). Конечно, от таких трансфертов выигрывают страны доноры, однако если переводы официальны, то выигрывает и банковская система страны реципиента. По некоторым данным Международного Валютного Фонда трансферты иностранных рабочих составляют ежегодно 15 млрд. долл. Таким образом, объем налоговых отчислений должен составлять около 4,5 млрд. долл. в виде налога на доходы иностранных физических лиц.

Однако существует очень много негативных последствий миграции в нашу страну. Уже говорилось об огромных вывозах денежных средств из России, минуя систему государственного контроля. Еще одним негативным аспектом может быть относительная зависимость экономики от иностранной рабочей силы .

Особо опасна нелегальная миграция, которая ведет к расцвету теневой экономики: это опасно, как для экономической, так и для бюджетной системы. Нелегальные мигранты обособляются, скрываются их доходы, а значит, не выплачиваются налоги, развивается коррупция .

Миграционные процессы усугубляют межнациональную рознь, даже несмотря на то, что сама миграция может быть полезна для экономики. Согласно опросу ВЦИОМ в 2013г. большинство россиян считают, что иммигранты в стране это отрицательное явление. Причём негативно настроенных россиян со временем становится больше. Особенно данную позицию поддерживают жители Москвы и Санкт-Петербурга (84%).

Россияне чаще призывают к ужесточению законов об иммиграции (53% против 40% в 2005г.). О частичном запрете въезда говорят жители средних городов, тогда как о полном запрете – москвичи (20%).

Опрошенные высказались в пользу того, что иммигранты повышают уровень преступности в стране (65%), ещё 23% отчасти согласны с таким мнением. Создание конкуренции на рынке труда также предписывают мигрантам больше половины Россиян (56%) и отчасти согласны 27%. В то же время в качестве необходимой для страны рабочей силы, которая восполняет нехватку на малоквалифицированных должностях, мигрантов охарактеризовали 47% Россиян. На вопрос «Иммигранты делают Россию более открытой новым идеям и культурам» ответили согласием лишь 15% опрошенных.

Таким образом, миграция отрицательно влияет, увеличивая социальную и межнациональную напряженность в стране. Эта тенденция усугубляется формированием зон расселения мигрантов по национальному признаку, особенно это заметно в больших городах, что ещё более затрудняет интеграцию мигрантов, а значит, уменьшает вероятность долгосрочной миграции.

Заключение

Несмотря на сбалансированную миграционную политику в России, очень остро стоит проблема трудовой миграции в страну. В данной работе были разобрано понятие миграции, её классификация, основные причины трудовой миграции, а также социально-экономические последствия, к которым может привести массовая международная миграция в страну. Трудовая миграция влечет за собой оздоровление рынка труда, и демографического положения в стране, однако ухудшает социальную напряжённость. Благодаря состоявшимся мифам о трудовой миграции это явление рассматривается гражданами России как негативное, что влечет к усилению межнациональных противоречий и враждебных настроений.

Согласно динамике миграционного сальдо в России с 1990г. приток в страну был максимален в период 90-х годов, однако начиная с 2005г. миграционный прирост в страну остаётся на стабильном уровне в пределах 300 тыс. чел., в том числе данная цифра была свойственна и для 2014г.

Основным поставщиком трудовых ресурсов в страну являются страны ближнего зарубежья, бывшие страны СНГ: Украина, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Белоруссия. На фоне стабильного миграционного прироста растет доля иммигрантов в составе экономически активного населения страны. Так, на начало 2015г. более 6% экономически активного населения были иностранцами. Официально из Узбекистана на территории страны находится 1,6 млн. чел., или чуть более 4% от экономически активного мужского населения страны.

Иностранная рабочая сила в России неквалифицирована и заполняет непрестижные ниши на рынке труда (более 90%), которые не востребованы местным населением, тем самым положительно влияя на отдельные отрасли (промышленность, рыболовство, сельское хозяйство, мелкая торговля) и на экономику страны в целом.

В прогнозе экономического развития Российской Федерации отдельно выделен пункт иностранной миграции, в оптимистическом прогнозе сальдо миграции к 2013г. достигнет цифры более 500 тыс. чел., которое призвано уменьшить демографический спад в стране.

  1. Бугаев М. А. Влияние внешней трудовой миграции на российский рынок труда. // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 5. Экономика. Выпуск 4. 2014.
  2. Илимбетова А.А. Факторы и экономические последствия женской трудовой миграции в Россию. // Вестник Московского университета. Серия 6. 2013. №4.
  3. Официальная статистика. Миграция. // Федеральная Служба Государственной статистики [Электронный ресурс].URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
  4. Воробьева О.Д., Топилин А.В. Миграция населения: теория и политика. М.: Экономическое образование, 2012. 366 с.
  5. Официальные статистические данные ФМС России. Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации. // Федеральная Миграционная Служба Российской Федерации [Электронный ресурс].URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/ (дата обращения: 01.05.2015).
  6. Официальные статистические данные ФМС России. Сведения в отношении иностранных граждан// Федеральная Миграционная Служба Российской Федерации [Электронный ресурс].URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/ (дата обращения: 01.05.2015).
  7. Демографическая политика России: от размышлений к действию. // Центр стратегических разработок и Представительство Организации Объединенных Наций в Российской Федерации [Электронный ресурс].URL: http://www.unrussia.ru/ru/documents (дата обращения: 01.05.2015).
  8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Минэкономразвития [Электронный ресурс].URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 19.04.2015).
  9. Метелёв С.Е.Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. 176 с.
  10. World of Work 2014: Developing with jobs // International Labor Organization [Электронный ресурс].URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/—dcomm/documents/publication/wcms_243961.pdf (дата обращения: 01.05.2015).
  11. Данные Всероссийского Опроса // ВЦИОМ [Электронный ресурс].URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=919&q_id=63494&date=14.07.2013 (дата обращения: 01.05.2015).
Количество просмотров публикации: Please wait

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»