Под председательством Министра энергетики РФ состоялось совещание по вопросам социальной политики с участием полномочных представителей работодателей и работников отрасли – Объединения РаЭл и Всероссийского Электропрофсоюза. Минфин опубликовал данные о за

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

22 декабря 2017 года в Министерстве энергетики РФ состоялось совещание по вопросам социально-трудовых отношений в электроэнергетике под председательством Министра энергетики А.В. Новака. Это уже пятое совещание с участием Сторон социального партнерства отрасли, которое ежегодно проходит в День энергетика. Приветствуя участников совещания, А.В. Новак поздравил их с профессиональным праздником и коротко подвел основные итоги года в сфере социального партнерства в электроэнергетике. Министр в частности отметил, что неуклонно растет количество организаций, присоединившихся к Отраслевому тарифному соглашению, что демонстрирует правильность выбранного направления работы. Активизировалось взаимодействие с ФАС России по выработке взаимоприемлемых подходов к определению правил учета в тарифах экономически обоснованных затрат на персонал, обусловленных отраслевыми тарифными соглашениями.

Министр энергетики отметил активную роль отраслевого Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике (ЭСПК), с участием которого разработано 40 профессиональных стандартов в электроэнергетике, создано 2 региональных центра оценки квалификации электроэнергетики в Новосибирске и Ростове-на-Дону, проводится работа с федеральными учебно-методическими объединениями по внедрению положений профстандартов электроэнергетики в федеральные государственные образовательные стандарты. При этом ЭСПК рекомендовано при участии крупнейших работодателей активнее продвигаться в синхронизации системы оценки квалификации с проверкой знаний в рамках действующей практики работы с персоналом в организациях электроэнергетики.

Среди одной из основных задач в сфере социального партнерства А.В. Новак отметил заключение Отраслевого соглашения на очередной период. Министр подчеркнул, что в процессе коллективных переговоров Сторон социального партнерства необходимо выработать взаимоприемлемые условия. Это позволит укрепить имеющийся задел для долгосрочного регулирования социально-трудовых отношений между работодателями, работниками и их представителями в лице Электропрофсоюза.

С докладом по основным вопросам регулирования социально-трудовых отношений выступили руководители Сторон социального партнерства: Генеральный директор Объединения РаЭл А.В. Замосковный и Председатель Всероссийского Электропрофсоюза В.Н. Вахрушкин.

Председатель ВЭП прежде всего поблагодарил А.В. Новака за предоставленную возможность традиционной встречи Сторон социального партнерства в День энергетика. Далее В.Н. Вахрушкин остановился на предложениях по дальнейшему повышению уровня доходов работников электроэнергетики, включая промышленно-производственный и административно-управленческий персонал, а также отметил целесообразность оказания содействия со стороны Минэнерго России в проведении переговоров по заключению ОТС в электроэнергетике Российской Федерации на очередной период, в том числе с целью последующего присоединения к его нормам основных субъектов электроэнергетики. Представитель Электропрофсоюза подчеркнул, что серьезное влияние на характер отношений Сторон социального партнерства оказывает внешний фактор – тарифные решения государственных регуляторов, которые в настоящее время не учитывают в полном объеме затраты на персонал в тарифах на услуги компаний. Руководитель Отраслевого профсоюза поделился своим мнением относительно перспектив заключения Отраслевого тарифного соглашения на очередной период.

В основных тезисах доклада А.В. Замосковного прозвучали:

  • опережающий рост размера Минимальной месячной тарифной ставки в электроэнергетике Российской Федерации в период действия ОТС в сопоставлении с индексом потребительских цен;
  • 15-процентное превышение средней заработной платы по виду деятельности «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды» над средней заработной платой в целом по Российской Федерации на основании данных Росстата (по состоянию на июль 2017 года);
  • рост реальной заработной платы в 2017 году в организациях электроэнергетики.

В частности, руководитель Объединения РаЭл привел данные о том, что число работодателей, проиндексировавших размеры тарифных ставок по итогам I полугодия 2017 года (70% от общего числа участников ОТС), достигло максимальной величины за период 2014 – 2017 годов.

А.В. Замосковный также проинформировал о налаживании системного диалога на трехсторонней основе на уровне руководителей крупнейших энергетических компаний, включая ПАО «Россети» и ПАО «РусГидро», акцентировал внимание на сохранении проблем в сфере учета в тарифах на электрическую энергию экономически обоснованных расходов работодателей в социально-трудовой сфере, рассчитанных на базе положений ОТС, отметил серьезный прогресс в сфере диалога с ФАС России, которого удалось провести при поддержке Минэнерго России.

Говоря о перспективах коллективных переговоров по заключению нового Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации, которое может вступить в силу в 2019 году, руководитель Объединения работодателей отметил, что это будут первые полноценные переговоры, начиная с I квартала 2013 года. В настоящее время у каждой из Сторон накоплен серьезный опыт, а также перечень проблем и ожиданий.

В связи с этим А.В. Замосковный привел ряд предложений и принципов, связанных с предстоящими переговорами, которые были поддержаны участниками совещания.

Среди основных задач, стоящих перед ЭСПК в 2018 году, А.В. Замосковный назвал следующие:

  • продолжение работы с профильными федеральными учебно-методическими объединениями по формированию примерных образовательных программ;
  • развитие сети региональных энергетических центров оценки квалификации, корректное внедрение в электроэнергетике положений Федерального закона «О независимой оценке квалификации»;
  • формирование перечня профессиональных квалификаций в электроэнергетике и требований к ним, разработка оценочных средств;
  • мониторинг рынка труда, выявление потребности в квалификациях.

Руководитель Объединения работодателей высказал предложения в Концепцию подготовки к празднованию столетней годовщины принятия Плана ГОЭЛРО.

Стороны социального партнерства обсудили вопрос о необходимости систематизации и обновления ряда документов в сфере нормирования труда в электроэнергетике и предложили начать работу по совершенствованию нормативов численности промышленно-производственного и административно-управленческого персонала для субъектов электроэнергетики с преобладающим государственным участием.

Подводя итоги встречи, А.В. Новак сформулировал ряд протокольных поручений, а также обратил внимание на необходимость проведения взвешенной социальной политики в ключевых компаниях отрасли и в сфере электроэнергетики в целом, подчеркнув, что такой подход является важным фактором обеспечения надежного энерго- и теплоснабжения потребителей.

Стороны также зафиксировали намерение продолжить практику совместного мониторинга состояния социально-трудовых отношений в организациях электроэнергетики с последующим подведением итогов на уровне Минэнерго России с периодичностью не реже одного раза в год.

Участники совещания

Государство побуждает работодателей к постоянному увеличению заработной платы сотрудникам. Повышение зарплат идет несколькими путями. Во-первых, за счет увеличения показателей федерального и регионального МРОТ. Во-вторых, путем применения обязательной индексации. Наконец, по договоренности между работодателями и сотрудниками. Но обязаны ли работодатели применять все эти механизмы увеличения зарплат или могут легально сэкономить? Рассказываем.

Зарплата – не ниже МРОТ

ТК РФ устанавливает гарантированный зарплатный минимум, на который вправе претендовать любой работник. В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период положенную норму рабочего времени, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и обязателен для всех организаций и ИП, использующих наемную рабочую силу. Величина минимальной зарплаты регулируется ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Согласно этой норме, МРОТ в РФ в настоящее время равен 7 800 рублей в месяц.

Ближайшее повышение данной величины запланировано на 1 января 2018 года в рамках поэтапного доведения МРОТ до прожиточного минимума ( и рекомендован к принятию).

С 1 января 2018 года МРОТ будет повышен до 85% от прожиточного минимума и составит 9 489 рублей в месяц.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Государство побуждает работодателей к постоянному увеличению заработной платы сотрудникам.

2. ТК РФ устанавливает гарантированный зарплатный минимум – минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

3. МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и обязателен для всех организаций и ИП, использующих наемную рабочую силу.

4. МРОТ в РФ в настоящее время равен 7 800 рублей в месяц.

5. При повышении МРОТ работодатели, уплачивающие своим сотрудникам минимальную зарплату, обязаны ее повысить до новых значений.

6. В ряде случае, указанных в ТК РФ, работодатель не обязан придерживаться МРОТ.

7. Штраф за выплату зарплаты ниже МРОТ для юридических лиц составляет от 30 000 до 50 000 рублей. Повторное нарушение повысит штраф до 70 000 рублей.

8. Работодатели должны проводить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

9. Законодательство не устанавливает четкой величины индексации. Работодатель от индексации может «увильнуть», оформив локальные акты определенным образом.

10. Наряду с общефедеральным МРОТ в каждом российском регионе действует свой собственный показатель минимальной зарплаты. Как правило, региональный МРОТ значительно выше федерального.

11. Работодатели считаются автоматически присоединившимися к соглашению о региональном МРОТ по истечении 30 дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к такому соглашению. Письменно выраженного согласия от работодателей не требуется. Но отказаться письменно возможно.

Соответственно, с 1 января 2018 года работодатель, уплачивающий своим сотрудникам минимальную зарплату, обязан ее повысить до новых значений. Для этого нужно издать приказ о внесении изменений в штатное расписание. Это возможно сделать как путем утверждения нового приложения к расписанию, так и путем принятия нового штатного расписания.

Говоря о зарплате «не ниже МРОТ», всегда имеют в виду выплаты именно по трудовому, а не по гражданско-правовому договору. Привлекая к работе сотрудников на основании договора подряда или платного оказания услуг, работодатель может не соблюдать условия о МРОТ. Соответственно, повышение этого показателя не приводит к обязанности работодателя увеличивать размеры вознаграждений по договорам ГПХ.

Кроме того, в ряде случае, прямо указанных в ТК РФ, работодатель также не обязан придерживаться МРОТ. Это, например, работа в условиях неполного рабочего дня (ст. 93 ТК РФ) и работа по совместительству (ст. 284 ТК РФ). В отношении таких работников работодатель не обязан оформлять никаких дополнительных соглашений в связи с повышением МРОТ.

Во всех других случаях, которые прямо не указаны в ТК РФ, работодатели не могут платить своим работникам зарплату ниже МРОТ. В противном случае их могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф за выплату зарплаты ниже МРОТ для юридических лиц составляет от 30 000 до 50 000 рублей. Повторное нарушение повысит штраф до 70 000 рублей.

Обязательная индексация зарплаты

В соответствии со ст. 134 ТК РФ работодатели должны проводить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Согласно данной норме, государственные органы, органы местного самоуправления, а также учреждения производят индексацию зарплаты в порядке, установленном трудовым законодательством. Все прочие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором и локальными нормативными актами.

Норма ст. 134 ТК РФ, как мы видим, носит неопределенный характер и не устанавливает четкого порядка индексации зарплат сотрудников коммерческих компаний. У многих работодателей в связи с этим возникает заблуждение о том, что индексация зарплаты является обязательной только для госорганов и учреждений. На самом деле это не так. Индексация зарплат обязательна для всех работодателей, но с некоторыми оговорками.

Конституционный Суд РФ в Определении от 19.11.2015 № 2618-О отметил, что ТК РФ не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, уклоняться от индексации зарплаты. Индексация направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания зарплаты, ее покупательной способности. По своей правовой природе индексация представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

При этом законодательство не устанавливает четкой величины индексации. Поэтому установление размера индексации производится по усмотрению самого работодателя с учетом мнения профсоюза. Применять официальный уровень инфляции работодатель не обязан. Всякая прибавка к зарплате в связи с ростом потребительских цен считается индексацией. Для документального оформления индексации трудовые договоры не пересматриваются. Индексация производится на основании приказа об индексации зарплат.

БУХ.1С открыл канал в мессенджере Telegram. Этот канал ежедневно с юмором пишет о главных новостях для бухгалтеров и пользователей программ 1С. Чтобы стать подписчиком канала, необходимо установить мессенджер Telegram на телефон или планшет и присоединиться к каналу: https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram). Новости о налогах, бухучете и 1С - оперативно в вашем телефоне!

Между тем, здесь есть один нюанс. Порядок индексации должен быть четко прописан при заключении коллективного договора либо закреплен в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения профсоюза. Только в этом случае работодатель должен производить индексацию. Без установления порядка индексации в локальных актах, работодатель не обязан повышать своим работникам зарплату.

Аналогичное мнение высказал Конституционный Суд и в Определении от 17.07.2014 № 1707-О.

Следовательно, если порядок индексации зарплаты был закреплен в коллективном договоре или любом другом локальном акте, работодатель в любом случае обязан индексировать зарплату своим сотрудникам. Поэтому при заключении коллективных договоров это обстоятельство следует принимать во внимание.

Если у работодателя отсутствуют финансовые возможности для регулярного повышения зарплат, всякие упоминания об индексации из текста трудового, коллективного договоров и локальных актов лучше вообще исключить.

Обратите внимание на то, что недавно Роструд дал разъяснения , касающиеся индексации зарплат в коммерческих организациях. С точки зрения ведомства, работодатели в любом случае обязаны производить индексацию заработной платы в связи с инфляцией. Порядок такой индексации необходимо закрепить в коллективном договоре или другом локальном акте.

При этом Роструд требует штрафовать работодателей, которые не индесируют зарплаты в связи с инфляцией. Причем независимо от того, принят ли в организации локальный акт об индексации зарплат, или нет.

Данная позиция является, мягко говоря, спорной, поскольку ст. 134 ТК РФ прямо не устанавливает обязанность работодателей принимать локальные акты об индексации зарплат. Как бы то ни было, подобные разъяснения могут спровоцировать волну штрафов по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф до 50 тыс. рублей) и судебных разбирательств.

Применение регионального МРОТ

Наряду с общефедеральным МРОТ в каждом российском регионе действует свой собственный показатель минимальной зарплаты. Причем, как правило, региональный МРОТ значительно выше федерального. Например, МРОТ в Москве сейчас составляет 18742 рубля (постановление правительства Москвы 12.09.2017 № 663-ПП).

Порядок установления региональных показателей МРОТ регламентирован ст. 133.1 ТК РФ. Конкретная величина регионального МРОТ утверждается и регулярно обновляется на основании регионального соглашения о минимальной заработной плате. Соглашение разрабатывается и принимается трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ.

Работодатели считаются автоматически присоединившимися к соглашению о региональном МРОТ по истечении 30 дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к такому соглашению. Никакого письменно выраженного согласия от работодателей не требуется.

По истечении 30 календарных дней после публикации предложения работодатели обязаны применять региональный МРОТ. Выплата зарплаты ниже указанной величины считается нарушением по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Напомним, штраф для организаций по данной норме составляет до 50 000 рублей.

При этом у организаций есть вполне легальная возможность не применять региональный МРОТ. Для этого они должны составить письменный отказ от присоединения к соглашению о региональном МРОТ. Отказ нужно направить в трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ не позднее 30 календарных дней со дня опубликования соглашения и предложения о присоединении к нему.

При этом к отказу нужно будет приложить протокол консультаций с профсоюзной организацией и предложения по срокам повышения зарплаты сотрудников до размера регионального МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). В протоколе профсоюз как бы соглашается с тем, что в настоящее время работодатель не может повысить зарплату до регионального МРОТ. Одновременно с этим указываются предположительные сроки перехода на региональный МРОТ, которые не являются обязательными, но, указывая их, работодатель не отказывается от регионального МРОТ в перспективе.

Зачем работодатели отказываются от регионального МРОТ, спросите вы? Очень просто - отказ от регионального МРОТ предоставляет возможность экономить на фонде оплаты труда. Никакой ответственности за такой отказ законодательством не предусмотрено.

Однако необходимо учитывать, что выплата зарплаты ниже региональной «минималки» дает контролирующим ведомствам дополнительный повод для ужесточения контроля за таким работодателем. По логике проверяющих, если сотрудники согласны работать в организации с зарплатой ниже среднего по региону, значит, речь может идти о серых схемах выплаты зарплат в конвертах и ухода от уплаты налогов.

Ежемесячная зарплата министра энергетики была на уровне 1,16 млн рублей, 954 тысячи рублей получал глава , чуть меньше — 921 тысячу рублей — министр промышленности и торговли .

У министров юстиции, спорта, иностранных дел, здравоохранения и образования ежемесячная зарплата составляла от 497 до 634 тыс. рублей.

Самые маленькие зарплаты были у глав и — получал в 2016 году 443 тысячи рублей, — 451 тысячу рублей.

Данных о зарплатах в , и СВР нет. Равно как и нет в открытых данных Минфина сведений о зарплате президента РФ.

В 2017 году зарплаты чиновников не индексировались. При этом ведомствам было разрешено в ограниченном масштабе использовать зарплатный фонд по вакантным должностям, чтобы обеспечить дополнительные выплаты штатным работникам.

Зарплата главы Счетной палаты (эту должность с 2013 года занимает ), ее заместителя и всех аудиторов в среднем составила 668,8 тыс. рублей. Председатель Конституционного суда, его заместители и судьи получали в среднем 615 тыс. рублей в месяц.

Средняя зарплата депутата Госдумы в 2016 году составила 420 тыс. руб., сенаторов — 385 тыс. руб.

Зарплаты такого уровня могут быть у топ-менеджеров, также сейчас на рынке «перегреты» зарплаты в сфере блокчейна, криптовалют, ICO, отмечает представитель Superjob. Это касается «нетоповых» позиций, в этой области спрос резко превышает предложение, и кандидатам предлагают заоблачные цифры.

По данным , среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в федеральных госу-дарственных органах составила в 2016 году 115,7 тыс. рублей, что на 4% больше, чем годом ранее.

Средняя зарплата в составляла 219 тыс. рублей, в аппарате правительства — 228 тыс. рублей, в МИДе — 147 тыс. рублей, в МЧС — 137 тыс. рублей, отмечается в материалах Росстата.

При этом среди федеральных ведомств самый маленький размер средней зарплаты отмечен у сотрудников Федерального агентства по делам молодежи (58 тыс. руб.), Федерального агентства по недропользованию (57 тыс.руб.), Федерального агентства по делам национальностей (53 тыс. рублей).

Средняя зарплата сотрудников , по данным Росстата, составляла в 2016 году порядка 84 тыс. рублей, — 57,6 тыс. рублей.

В феврале 2015 года президент РФ подписал указ о снижении зарплаты себе и некоторым другим чиновникам на 10%. Этот документ действовал до конца 2015 года, затем был пролонгирован на 2016 и 2017 годы. Два месяца назад Путин продлил действие своего указа еще на год.

Таким образом, в 2018 году зарплаты главы государства и председателя правительства, вице-премьеров и министров, а также генерального прокурора, главы Следственного комитета и руководителя Центральной избирательной комиссии будут выплачиваться с «дисконтом» в 10%.

Зарплаты президента и премьер-министра официально не публикуются. Согласно официальной декларации, Путин в 2016 году заработал 8 млн 858 тыс. 432 руб. Совокупный доход премьер-министра России по итогам 2016 года составил 8,587 млн руб.

Дороже всего обходятся командировки сотрудников центрального аппарата правительства: в зарубежных поездках их суточные составляют 270 тыс. руб., еще 700 тыс. рублей выделяется на проезд и проживание.

Расходы на эти цели сотрудников намного скромнее — в зарубежных поездках дипломаты получают 147 тыс. руб. в сутки, а на их проживание выделяется 52 тыс. руб.

В середине декабря этого года президент подписал указ о повышении окладов месячного денежного содержания лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы: с 1 января 2018 года их оклады увеличатся на 4%. Зарплата чиновников, занятых на федеральной гражданской госслужбе, не индексировалась с 2013 года, когда она была повышена на 5,5%.

Отметим, что по данным Росстата, средняя зарплата по стране в 2016 году составляла 36,7 тыс. рублей.

МОСКВА, 18 янв - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Зарплаты в наступившем 2017 году будут расти лишь в избранных отраслях и вряд ли смогут значительно обогнать инфляцию. Большинству россиян придется довольствоваться прежними доходами, а некоторым даже грозит сокращение оплаты труда. Пока никаких оснований для хоть сколько-нибудь значительного массового роста зарплат эксперты не видят. Они прогнозируют увеличение спроса на квалифицированных специалистов, но те, чей труд можно автоматизировать, рискуют оказаться на бирже труда.

Министр труда пообещал россиянам рост зарплат‍

Глава Министерства труда и социального развития Максим Топилин накануне в интервью "Российской газете" пообещал, что заработная плата россиян в 2017 году будет увеличиваться. Однако проректор Академии труда и социальных отношений (АТиСО) по развитию Александр Сафонов находит это высказывание излишне оптимистичным. "Мы видим, что во всех программах правительства экономический рост на 2017 год не выше 1%, а для роста реальных зарплат нужен другой экономический фон. Например, даже в США при хороших темпах развития экономики роста зарплат не наблюдалось достаточно долго", - отметил он.

В России экономика пока не может преодолеть последствия кризиса, нет высокомаржинального производства, которое позволяло бы делиться с работниками прибылью, а конкуренция за рабочую силу низкая. Бюджет также не выступает драйвером роста зарплат, как это было в докризисные годы, экономят и большинство регионов. Исходя из этого, максимальный рост реальных зарплат не превысит инфляции, а по большей части будет ниже, считает эксперт. Банк России установил на 2017 год целевой уровень инфляции в 4%.

Размер индексации Фонда оплаты труда (ФОТ), заложенный в бюджетах компаний, составляет 5-10%, что незначительно покрывает инфляцию, указывает руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. "Рост цен за последние два года, когда оклады практически не росли, это не компенсирует. Московские компании готовы к повышению меньше, чем региональные. При этом средние зарплаты в регионах вдвое ниже столичных, если не брать в расчет города-миллионники", - добавила она.

Рост зарплат в других странах также оставляет желать лучшего. По оценке международной консалтинговой компании Korn Ferry Hay Group, в 2017 году фактические зарплаты, за вычетом инфляции, в мире вырастут в среднем на 2,3%. Самыми высокими показатели роста будут в Азии. В России ожидаемый экспертами компании рост зарплат инфляцию догнать не сможет - реальные зарплаты просядут на 0,1% к прошлому году.

Наиболее вероятно ожидать роста зарплат в таких секторах, как переработка пищевой продукции, фармакология, IT, полагает Сафонов. Кроме того, есть потенциал для роста зарплат в энергетике и сфере ЖКХ, которые могут устанавливать тарифы выше инфляции. "Предвыборный период может подтолкнуть к повышению зарплат врачам и учителям, что было прописано в майских указах президента. Однако единственным резервом для этого станет оптимизация бюджетной сети. Те, кого сократят, останутся без работы, поэтому на уровне доходов населения все это не отразится", - рассуждает эксперт.

Практически остановятся темпы роста в отраслях, связанных с добычей сырья и строительством жилой недвижимости. Сокращению подвергнутся инвестиции в инфраструктурные проекты. Сокращаются и поставки сельхозпродукции за рубеж, что может затормозить рост зарплат в сельском хозяйстве.

В то же время предложение на рынке труда будет расти, хотя и довольно умеренными темпами. В 2017 году число вакансий может увеличиться примерно на 10%, что сопоставимо с результатами прошлого года, рассказала Игнатова. Темпы роста в Москве могут быть ниже, чем в регионах. В основном, это будут замещающие вакансии за счет увольнений и переходов в другие компании, смены специализации. Но с развитием проектов будет возникать потребность и в новых сотрудниках, особенно если компания только выходит на рынок.

По словам эксперта, наиболее высокое предложение вакансий сейчас в сфере IT, которая активно наращивает обороты. Компьютерные технологии внедряются во все бизнес-процессы, поэтому спрос на квалифицированных специалистов здесь и в дальнейшем не будет снижаться. В настоящее время налицо дефицит разработчиков мобильных приложений - специалистов на рынке для замещения данных вакансий недостаточно. Также высокий спрос на узкоспециализированных инженеров, руководителей проектов и аналитиков.

В свою очередь, руководитель исследовательского центра сервиса по поиску работы и сотрудников Superjob.ru Наталья Голованова ожидает рост спроса на специалистов в банковской сфере - управленцев, в том числе, антикризисных, работников с залогами и проблемной задолженностью. Востребованы будут инженеры в машиностроении, в том числе, нефтегазовом, а также специалисты в лесной, авиационной и пищевой промышленности. Компании будут стараться нанять лучших специалистов, поэтому им понадобятся HR-директоры, аналитики с техническим бэкграундом и специалисты по внутреннему обучению.

Однако, по мнению Головановой, 2017-й станет последним годом, когда можно будет констатировать общий рост количества реальных рабочих мест. "В следующем году начнет снижаться реальный спрос на бухгалтеров начального уровня. К 2020 году рынок труда для них, как и для делопроизводителей, может сократиться в три раза", - говорит она.

Этой тенденции, констатирует эксперт, будет способствовать переход на электронный документооборот - люди, работающие с "бумажками", больше не будут нужны. Банки также откажутся от бумажного документооборота, что вызовет сокращение сотрудников. Рост автоматизации приведет к сокращению вакансий специалистов контакт-центров, обработчиков информации и даже квалифицированных рабочих, чей труд также будет постепенно механизирован.

Как ожидает Голованова, с 2018 года начнется сокращение предложений для сотрудников низкой квалификации - на 5% ежегодно. Реальная безработица будет расти на ту же цифру. Таким образом, при существующих тенденциях общий уровень реальной безработицы в России к 2022 году может вырасти в несколько раз, до 20-25%. При этом спрос на специалистов высокой квалификации будет расти. По мнению эксперта, сохранить занятость населения существующими методами государственной поддержки не получится - понадобится разработка новых программ, которые, с одной стороны, смогут поддержать мало востребованных специалистов, с другой - эффективно замещать вакансии, в соответствии с текущими потребностями рынка труда.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»