Обратная сила нормативно правового акта. Имеют обратную силу

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Нужно посмотреть ст.5 НК. Выписать три ситуации возможности придания закону обратной силы. Есть налоговые законы, которым никогда не может быть придана обратная сила, те, к которым всегда обратная сила применяется, и те, к которым оная может быть применена.

Когда обратной силы нет:

    Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (ч.2 ст.5 НК РФ).

Когда обратная сила всегда есть:

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу (ч.3 ст.5 НК РФ).

Когда обратная сила может быть предусмотрена принимаемым законом:

3. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (ч.4 ст.5 НК РФ).

Наша Конституция и налоговое законодательство лояльны к налогоплательщикам в вопросах обратной силы. В международной практике установление запрета на придание обратной силы законам не запрещается. В Швеции придание обратной силы допускается, но только при наличии основательной причины для придания закону обратной силы (причем такой закон может быть написан только Правительством Швеции или комиссией Парламента). В Греции придание обратной силы допускается, но ограничено пределами одного финансового года. В США в свое время в рамках разрешения одного конкретного дела было признано допустимым взимание налога с физлица (подоходный налог) за несколько месяцев, предшествующих дате вступления в силу соответствующего закона о подоходном налоге.

Так что наше налоговое законодательство и наша Конституция очень-очень либеральны.

В некоторых государствах вообще вопрос обратной силы не раскрывается.

Запрет на придание обратной силы законам, если они не связаны с юридической ответственностью, на уровне Конституции РФ установлен только для налоговых законов. Обратите внимание, что это положение призвано гарантировать стабильность экономического и правового положения налогоплательщика.

Несмотря, казалось бы, на такую ясность в регулировании вопроса об обратной силы, проблем в этом вопросе немало.

Казалось бы, закону всегда придается обратная сила, если таким законом дается дополнительная гарантия защиты прав налогоплательщика. А что такое "гарантия защиты прав налогоплательщика"? В законодательстве этого понятия нет. Понятие оценочное, и оно требует толкования. Толкование в значительной степени дается судами. Такой гарантией можно назвать положение НК, в соответствии с которым налогоплательщики освобождались от уплаты пеней, если неуплата налога была вызвана применением этими лицами разъяснениями Минфина или финансовых органов субъектов РФ.

Второй момент, на который нужно обратить внимание. Казалось бы, улучшает положение налогоплательщика - МОЖЕТ быть придана обратная сила, а если ухудшает, то обратной силы быть НЕ может. Речь, как правило, идет не о точечном изменении законодательства, а о масштабных и системных поправках, корректирующих обязанность налогоплательщика. Часть поправок может приводить к улучшению положения налогоплательщика, а другая часть - может приводить к ухудшению. А если посмотреть на действие этих поправок в совокупности, то результат будет вообще нейтральным. Кроме того, с учетом особенностей поведения налогоплательщика в гражданском обороте, эти поправки для одного налогоплательщика будут улучшающими его положения, а для другого - ухудшающими. Так вот вопрос - может ли один из налогоплательщиков настаивать на недопустимости придания соответствующим поправкам обратной силы, а другой - настаивать на необходимости придания таким изменениям обратной силы?

ОКС было по этому поводу, где были далеко небесспорные подходы.

2 ситуации:

Вне зависимости от того, указано в законе или не указано на обратную силу, имеют обратную силу всегда:

· Устраняющие или смягчающие ответственность

· Акты, устанавливающие дополнительные гарантии налогоплательщиков – обратная сила, вступают в силу со дня опубликования. Что это за дополнительные гарантии? Возник вопрос о применении ст.5 НК. В активе ВАС появилась еще одна правовая позиция, связанная с тем, что не изменилась норма об ответственности, но изменилась норма о сроке предоставлении сведений – возник вопрос о том, как мы должны рассматривать эту ситуацию. Здесь во многом будет играть роль, когда орган выносил решение о привлечении к ответственности, и если на дату привлечения эти действия перестали быть нарушением, но норма об ответственности осталась, то признаем наличие действующей гарантии налогоплательщика, предусмотренной гл.16 НК и ст.5 НК.

Дополнительные гарантии защит прав налогоплательщиков – действует Постановление Пленума ВАС от 28.02.01 №5 п.5 – ВАС попытался сказать о том, что это за нормы закона, где он видит гарантии защиты прав, это вполне справедливо и соответствует постановлениям КС. Ст.3 НК – это принципы, гл.16 – это принципы, ст.111, п.2 ст.112, 115 – это нормы-гарантии, нормы-принципы. Им может придаваться обратная сила.

Постановление ФАС СЗ округа от 20.09.2010 №А13- 12385/2009 – суд оценивает норму, содержит ли принципиальные дополнительные гарантии налогоплательщика.

Вторая группа – если сам законодательный акт предусматривает распространение обратной силы. Это акты, улучшающие положение налогоплательщиков. Мы рассматриваем вопрос о том, как изменяется налог обязанность налогоплательщика – должна снижаться. Не следует путать это с дополнительными гарантиями. Снижение налог обязанности, увеличение налог вычетов (вычет из налоговой базы, если увеличиваем размер налог вычета) при придании такому акту обратной силы будем применять повышенный размер налог вычета. Если законодатель такой оговорки не делает, то делаем такой вычет с 1 января следующего налог периода – общее правило ст.5 НК. Устранению обязанностей также может придаваться обратная сила. Могут вступать со дня официального опубликования, если такое усмотрение будет в законе.

Определение ВС от 13.01.2010 №20-Г09-24 – произошло или не произошло улучшение положения налогоплательщика.

Что касается нормативных актов органов исполнительной власти? Они формально в состав зак-ва не включаются, но регулируют налоговые отношения, но в отличие от бюджет сферы, это регулирование сведено к минимуму, тк вв данном случае изымаем у частных субъектов, дБ закон как гарантия прав налогоплательщиков. Когда могут:


· В случаях прямо предусмотренных зак-м могут принимать соответствующие акты ОИВ.

· В пределых компетенции органа

· Не могут изменять или дополнять налоговое законодательство

· Издаются в целях нормативно-правового регулирования в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного права.

Нормативное регулирование допускается со стороны органов общей компетенции в случаях прямо предусмотренных НК. – акты Правительства , например.

Нормативное регулирование со стороны Минфина – в случаях, предусмотренных в НК.

Законодатель установил и гарантии в этом случае, ст.5 распространяется и на акты ОИВ. Возникает ситуация – специфика регулирования налог отношений – иные органы исполнительной власти могут осуществлять нормативно-правовое регулирование не в рамках налогообложения, но оно влечет изменение в исполнение налоговой обязанности. Подобного рода постановления правительства, приказы министерств и служб могут привести к тому, что мы уплачивали налог на вмененный налог, но вдруг меняется классификатор, и нам приходится перейти к другому налогообложению. Орган действует не в рамках налоговых последствий, а в рамках своих полномочий, для цели статистического наблюдения, но ударило по налогоплательщику, так как в НК написано как он все это исполняет. Когда подзаконные акты применяются в другой сфере, но в силу правового регулирования начинает напрямую изменять налог обязанность, то в таком случае и на такие акты должны распространяться гарантии ст.5 НК. Вопросы правового регулирования гарантий постоянно встают применительно к законодательству и подзаконному регулированию.

Правила придания обратной силы нормативному правовому акту изложены в ряде нормативных документов Республики Беларусь, среди которых следует назвать Конституцию (ст. 104), Закон “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” (ст. 67), Уголовный кодекс (ст. 9), Кодекс об административных правонарушениях (ст. 8) и некоторые другие.

Согласно ст. 104 Конституции закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Автор в своих публикациях ранее высказывал идею о том, что этот конституционный принцип должен распространяться и на действие всех (не только законов) подконституционных нормативных актов, что в итоге и было реализовано в законодательстве.

На практике часто задают резонный вопрос о том, насколько справедливо в ст. 67 Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” предусмотрена возможность придания нормативному правовому акту обратной силы не только, когда им смягчается (отменяется) ответственность, иным образом улучшается правовое положение лиц, на которых распространяется действие акта, но и когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Полагаем, что здесь действительно есть проблемы, требующие правильного разрешения. В ч. 1 ст. 67 названного Закона прямо предусмотрены два случая придания акту обратной силы. С одной стороны, положения более мягкого акта “автоматически” имеют обратную силу, а с другой –нормотворческий орган может принять решение о придании акту обратной силы. Но с учетом редакции ч. 1 ст. 67 Закона законодателю остается только придать обратную силу... более “строгому” нормативному акту. А это в обычных, не чрезвычайных условиях недопустимо. Можно полагать, что лишь с учетом действия ст. 23 и 63 Конституции могут быть приняты какие-либо неординарные меры. Поэтому полагаем, что ч. 1 ст. 67 содержит в себе противоречия.

Считаем, что Парламент, принявший ст. 67 Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” в такой редакции, подвергать особо суровой критике в этой связи нельзя. Ведь уже то, что конституционный принцип придания обратной силы закону получил более широкое развитие, охватив не только вопросы ответственности, но и “иное улучшение положения лиц”, заслуживает на данном этапе одобрения. И прежде всего в силу нестабильности законодательства, его противоречивости, содержания в нем порой двусмысленных формулировок. Хотя, надо признать, что в перспективе ч. 1 ст. 67 Закона следует скорректировать таким образом, чтобы не нарушались принцип равенства, конституционные требования о надлежащем выполнении возложенных обязанностей и др.


В комментарии к Конституции автор статьи отстаивал идею недопустимости придания обратной силы акту не только при решении вопроса о возложении юридической ответственности, но и в случае такого изменения законодательства, в результате которого ухудшается положение граждан, юридических лиц, в том числе осуществляющих хозяйственную деятельность. То есть в публикациях автора шла речь о недопустимости ухудшать правовое положение субъектов права, а не о том, что всегда (помимо ответственности) более мягкий закон должен иметь обратную силу вопреки воле законодателя. На наш взгляд, будет соответствовать Конституции подход, когда, например, нормам акта о дополнительной налоговой нагрузке не придается обратная сила. В другой ситуации с субъекта хозяйствования, физического лица может и не сниматься обязанность выполнить те обязанности, которые были возложены ранее действовавшим актом, например, уплатить налог за определенный период по той ставке (пусть даже большей), которая была ранее предусмотрена. Если же узко толковать ч. 1 ст. 67 Закона, то в силу “улучшения” положения субъекта хозяйствования следует применять более “льготные” ставки. А это противоречит другим принципам, зафиксированным в Конституции, на что мы уже обращали внимание.

На наш взгляд, ч. 1 ст. 67 Закона целесообразно изложить в следующей редакции: “Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу; при этом нормативному правому акту, ухудшающему положение граждан или юридических лиц, не может быть придана обратная сила”.

При такой редакции логичным будет закрепление права нормотворческих органов придавать своим актам обратную силу. Речь, конечно же, идет о тех из них, где предусматриваются дополнительные гарантии, льготы, преимущества и т.п., то есть когда законодатель вправе (но не обязан) это сделать. Такой подход ни в коей мере не поколеблет устоявшиеся в праве подходы при решении вопросов юридической ответственности.

В юридической литературе ранее уделялось определенное внимание вопросу об обратной силе закона. Больше эта проблема интересовала специалистов в области уголовного и административного права. Однако в условиях нестабильного законодательства, “запаздывания” нормотворческих органов с корректировкой правового регулирования правильное применение правила об обратной силе закона стало актуальным и в других сферах, например, в области экономических отношений, особенно налогообложения.

Так, сегодня поднимаются вопросы о том, с какого времени возникает обязанность уплачивать республиканский сбор в связи с совершением сделок о передаче транспортных средств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Отдельные граждане опасаются, что соответствующему нормативному акту будет придана обратная сила, а некоторые должностные лица полагают, что для этого есть основания, разъясняя соответствующим образом законодательство.

По мнению М.С. Студеникиной, вопросы вступления законов в силу могут регламентироваться только такой формой акта, как закон. Этот подход заслуживает внимания.


1. Из перечисленного, к механизму государственного регулирования относятся
приватизация
лицензирование
регистрация
налогообложение
государственные заказы

2. Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется
органами внутренних дел
властями иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется
таможенными органами
службой судебных приставов
пограничными органами

3. Среди нормативных актов, обратную силу имеют
смягчающие (или отменяющие) ответственность за административные правонарушения
усиливающие (или устанавливающие) ответственность за административные правонарушения

4. Из перечисленных органов исполнительной власти, общей компетенцией наделены
Министерство образования и науки РФ
областная администрация
Федеральное агентство связи
Правительство РФ

5. Законодательство об административных правонарушениях включает
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях
Конституцию Российской Федерации
нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

6. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, до того, как его вина будет доказана и установлена в предусмотренном законом порядке, в КоАП РФ называется
лицом, в отношении которого ведется производство по делу
субъектом административного правонарушения
правонарушителем
ответчиком

7. Центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий государственное управление жилищно-коммунальным хозяйством, называется
Государственная жилищная инспекция РФ
Министерство строительства РФ
Госкомитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Министерство экономического развития и торговли РФ

8. Фундаментальные научные исследования - это
научная деятельность, направленная на достижение практических результатов
научная деятельность, осуществляемая государственными и муниципальными научными учреждениями
экспериментальная или теоретическая деятельность в сфере гуманитарных, естественных или технических наук
научные разработки по вопросам, включенным в перечень приоритетных проблем науки и техники

9. Контракт о прохождении военной службы мужчины могут заключить в первый раз
с 18 до 40 лет
с 18 до 27 лет
с 20 до 40 лет
с 17 до 60 лет

10. Государственное регулирование (в широком смысле слова) - это
одна из функций государственного управления
деятельность органов исполнительной власти по осуществлению функций государственного управления
деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников общественных отношений
то же, что и государственное управление

11. Санация предприятия - это:
проверка его хозяйственной деятельности
недопущение его банкротства
проверка его платежеспособности
его банкротство

12. Гражданин вправе обратиться с жалобой на незаконные действия (решения) должностных лиц …
первоначально - в вышестоящий орган, потом - в суд
в суд или в прокуратуру
в суд
в вышестоящий в порядке подчиненности орган или в суд

13. Процессуальный порядок рассмотрения дел в общих судах по жалобам граждан на акты должностных лиц и органов управления регламентируется нормами
Уголовно-процессуального кодекса
Кодекса об административных правонарушениях
Гражданско-процессуального кодекса
Арбитражного процессуального кодекса

14. По характеру должностных обязанностей государственные служащие делятся на
руководителей, специалистов, технических исполнителей, вспомогательно-обслуживающий персонал
служащих государственных органов, государственных организаций, предприятий, учреждений
должностных лиц и иных государственных служащих
федеральных служащих и служащих субъектов федерации

15. Срок альтернативной гражданской службы по сравнению со сроком службы в армии по призыву
равен ему или длиннее в зависимости от условий службы
короче
одинаков
длиннее



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»