Что означает обряд соборования. Соборование - что это? Как проходит соборование

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Что такое соборование? Кому и зачем нужно собороваться? Почему в храме соборование совершается только во время постов?

Православный катехизис дает этому Таинству следующее определение: «Соборование (Елеосвящение) есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Вопреки распространенному ложному мнению, это Таинство не носит характера исключительно напутствия умирающим и не служит всего лишь неким «полезным дополнением» к медицине. Соборование - это Таинство исцеления; в нем открывается возможность приостановить процесс не только физического, но и духовного умирания, вновь ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царствия Божия, в «радость и мир» (см.: Рим. 14 , 17). Святого Духа. Прибегать к этому Таинству может всякий верующий, православный человек, чувствующий свою немощь - телесную или душевную, нуждающийся в помощи Божией и молитвах Церкви, привлекающих эту помощь. Немощью в данном случае может быть как тяжкая, ведущая к смерти болезнь, так и просто заболевание, угнетающее тело и душу, но не сопряженное с угрозой близкой смерти. Может немощью быть и тяжелое душевное состояние - уныние, отчаяние, то, что часто именуют депрессией.

Собороваться можно в любое время церковного года - как в храме, так и на дому, если больной прикован к постели. Традиция собороваться Великим и Рождественским постами вполне объяснима с точки зрения духовной: пост - время по преимуществу покаянное, и такой же характер носит данное Таинство.

Нужно ли готовиться к соборованию? Можно ли собороваться тем, кто не ходит в храм постоянно, не исповедуется, не причащается?

Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно. Более того - приходилось видеть, как человек, по чьему-то совету пришедший в храм постом на соборование, затем становился прихожанином этого (или другого) храма: по совершении Таинства в жизни его происходил переворот, она вся разворачивалась к Богу... Однако в идеале это Таинство требует подготовки. Прежде всего - осознанной, глубокой, серьезной исповеди, которая соборованию должна предшествовать. А уже после исповеди и соборования человек приступает к Таинству Причащения. В практике Древней Церкви соборование воспринималось не только как Таинство исцеления, но и как Таинство, во многом покаянное - чтобы понять, почему это так, достаточно внимательно прочитать его последование. В некоторых Поместных Церквах Таинство соборования совершалось над людьми, находившимися под длительным запрещением: когда заканчивался срок епитимии, отлучения, они соборовались и приступали к Причастию.

Я соборуюсь ежегодно. Однако мои болезни никуда не делись, а некоторые даже усугубились. Почему так происходит, ведь соборование по своей сути - это Таинство исцеления?

Да, Таинство исцеления. Однако мы часто забываем, что подлинная наша цель - не здоровье само по себе, а спасение души, для которого порой полезно и поболеть. Поэтому соборование - не универсальное «лекарство», которое действует «автоматически». Соборуясь, мы предаем себя воле Божией - в надежде на его милость. Если даровал нам Господь исцеление - важно, чтобы мы были подлинно благодарны Ему, жили так, как это Ему угодно. А если попустил еще пострадать - важно, чтобы изменилось наше отношение к болезни, чтобы мы перестали воспринимать болезнь как стихийную, неизвестно откуда обрушившуюся на нас беду и увидели бы в ней средство, поданное нам Господом для уврачевания наших душевных недугов, епитимию за наши грехи.

Нужно ли соборовать детей, тем более младенцев, которые еще не исповедуются, не имеют «забытых грехов» и, в принципе, здоровы? Слышала о случаях, когда дети, наоборот, заболевали после того, как над ними было совершено Таинство соборования.

Детей в возрасте до семи лет соборовать, безусловно, не надо. Однако о случаях, когда маленькие дети после совершения над ними Таинства соборования заболевали бы, мне неизвестно.

Несколько лет назад умирала наша бабушка. Она не была воцерковленным человеком и не выражала желания собороваться, но, когда она уже была без сознания, мы пригласили священника, и он соборовал ее. Недавно ситуация повторилась с другой нашей родственницей. Но священник (из другого храма) отказался ее, уже бессознательную, соборовать, узнав, что она не ходила в церковь. Кто из этих батюшек прав?

Отношение к возможности соборования людей, находящихся без сознания, у различных пастырей мы можем видеть различное, это вопрос до известной степени дискуссионный. В «Настольной книге священнослужителя» мы читаем, что совершение этого Таинства над людьми в бессознательном состоянии невозможно. Но есть, например, практика Болгарской Церкви, допускающая соборование даже заочное. То же самое мы находим и в практике Греческой Церкви. В жизнеописании известного афонского старца иеросхимонаха Ефрема Катунакского рассказывается о том, как он именно заочно несколько раз соборовал одного из старцев своей келлии, удалившегося для операции со Святой Горы в Салоники. Лично мне близка позиция пастырей, которые допускают соборование людей, впавших в бессознательное состояние, но прежде того живших сознательной церковной жизнью, а тем паче - выражавших свое желание, чтобы над ними было совершено Таинство елеосвящения. И не допускают это в отношении тех, кто церковной жизни был чужд, поскольку в данном случае действительно имело бы место некое насилие над волей человека.

Я проходил соборование от своей болезни еще до Великого поста. Можно ли повторить соборование? Если да, то через какой срок это можно сделать? Во время соборования я забыл записать свое имя. Важно ли это?

Препятствий к тому, чтобы повторить соборование, нет. Однако нет нужды приступать к этому Таинству и слишком часто, раз за разом. Имя свое, конечно же, обязательно нужно записать, чтобы священник мог помянуть его, произнося соответствующие молитвословия.

Я читал недавно книгу убитого священника Даниила Сысоева («Инструкция для бессмертных, или Что делать, если вы все-таки умерли...») - очень рекомендую ее всем! Отец Даниил говорит о соборовании то, что мне, как и вам, не поднимет настроения. Ссылаясь на святых отцов, он утверждает, что соборование разрешает только от болезней разного рода (духовных, душевных, телесных), но не от забытых грехов. Во время соборования молятся о даровании воспоминания о забытых грехах, но «автоматического» оставления этих грехов Церковь не обещает...

В Церкви вообще ничего не совершается «автоматически», в неком одностороннем порядке. Все требует участия самого человека, его труда, сознательного очищения сердца. Что касается забытых грехов... Это вообще сложный вопрос. Мы грешим не только ежедневно, но и ежечасно, порой - ежесекундно. Можем ли мы упомнить решительно все свои грехи - и делом, и словом, и помышлением содеянные? Разумеется, нет. Мы должны жить внимательно, испытывать свою совесть, просить у Бога зрения своих грехов, каяться в них с сокрушением сердечным, ничего не утаивая и не скрывая. А самое главное - приносить плоды, достойные покаяния, уклоняясь от зла и творя благо (см.: Пс. 33 , 15). В этом суть покаяния, в этом залог нашего прощения и оправдания на Страшном суде. Но не в том, чтобы с математической точностью высчитывать и определять, сколько раз и как мы согрешили, не упустив при этом ни дела, ни слова, ни мысли греховных.

Грех уродует человека, удаляет от Бога, вырастает в стену между нами и Господом. И мы не можем сами эту стену зачастую преодолеть. А в Таинстве соборования мы как раз и просим, чтобы преклонился Господь к нашей немощи, исцелил изъязвленную страстями душу, уврачевал ее раны Своей благодатью, восполнил то, на что недостает сил, разума, решимости нам самим. Никто никогда не скажет Вам: «Вы соборовались (покаялись, причастились) и потому точно спасены». Спасение наше всегда будет совершаться, по слову преподобного Петра Дамаскина, между страхом и надеждой.

По мнению моего духовника, соборование для молодых незамужних девушек не рекомендуется, если ты в будущем собираешься выходить замуж, а если не собираешься, то можно.

Поверьте: абсолютно никакой связи между соборованием и семейным положением девушки или молодого человека нет и быть не может. Думаю, Вы просто не совсем правильно поняли своего духовника.

Мне посоветовали собороваться, потому что не все ладится у меня - и в личной жизни, и в материальном смысле, одним словом, не везет...

Нельзя относиться к Таинству так утилитарно. Чего мы ищем - в Церкви, в Таинствах ее? Или, точнее, чего должны искать? Царствия Божия и правды его (см.: Мф. 6 , 33). А все остальное, по-настоящему необходимое, приложился, как свидетельствует Евангелие, а вернее сказать - Сам Господь.

Игумен Нектарий (Морозов)
Газета «Православная вера» № 5 (457)

Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает протоиерей Валентин АСМУС.

Прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Из глубины веков

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес…” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Два варианта, одна суть

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Как не надо

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Что такое соборование в церкви и как к нему готовиться. Соборование – редко проводимое, в основном в период больших постов, Таинство православной церкви. Его еще называют Елеосвящением. Потому как во время Таинства молитвами и чтением священных писаний освящается елей (масло) и им семикратно помазываются участвующие в Таинстве.

Для избавления по милости Бога, от болезней тела и души и грехов, которые и являются основной причиной недугов. Можно ощущить мощную духовную энергию, настолько, что некоторые священники рекомендуют его только больным людям.

Участвуют в нем обычно раз в год и берут с собой освященное масло для освящения своего масла в течение года. Сейчас как раз это Таинство проводится во многих храмах.

Что такое соборование и как оно проводится

Что такое соборование и как оно проводится?

Это Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.

Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собираются семь священников, хотя по нужде может совершить его и один иерей.

Соборование ведет свое начало от Св. Апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть исцелять всякую болезнь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Марк. 6, 13). Подробно говорит об этом Таинстве ап. Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне.

Таинство елеосвящения (соборование)

И молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Младенцев не соборуют, т. к. у них не может быть сознательно совершенных грехов.

Раньше елеосвящение совершалось у постели болящего, теперь — чаще — в церкви, сразу для многих людей. В блюдо с пшеницею (или другим зерном) помещают небольшой сосуд с маслом, как знаком милости Божией, к которому, в подражание евангельскому милосердному самарянину и в напоминание о пролитой Христом Крови, добавляют красное вино.

Вокруг сосуда ставятся в пшеницу семь свечей и семь палочек с ватой на конце. Все присутствующие держат в руках зажженные свечи. После особых молитв читается семь избранных мест из посланий апостольских и семь евангельских повествований.

Что такое соборование в православии

Что такое соборование в православии?

После каждого из них, с произнесением молитвы ко Господу-врачу душ и телес наших, священник крестообразно помазует у больных чело, щеки, грудь, руки. После седьмого чтения он возлагает раскрытое Евангелие, словно исцеляющую руку Самого Спасителя, на голову болящих и молит Бога о прощении всех их грехов.

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение же грехов, забытых или неосознанных, всегда даруется соборующемуся.

Как проходит соборование в церкви

Взято из церковной литературы

Как проходит соборование в церкви?

Соборование обычно совершается для прихожан в Великий пост. По четвергам, если на него не падает праздник, можно в послеобеденное время получить данное таинство.

Обычно через неделю после поста в церкви вывешивают объявление с датами и временем соборования. Даются несколько дней. Можно выбрать любой. На протяжении всего поста можно выбрать удобный день. На все соборования ходить не нужно, только на одно. Много дней дается для того, чтобы все желающие могли получить таинство.

Спросите заранее, что принести с собой. Обычно просят 1кг любой крупы, бутылку масла и бутылку кагора. Деньги для милостыни и для свечи.

Если с деньгами у Вас проблема, то можно не все принести или принести маленько — Бог все видит и воздаст Вам по усердию.

Таинство соборования как подготовиться

Таинство соборования как подготовиться

Покупаете 7 свечей или одну большую. Свечи зажигают перед очередным чтением святых писаний и тушат перед помазанием. Всего помазаний 7. На каждое берут новую свечу или зажигают прежнюю.

Возьмите с собой платочек носовой, женщинам нужно взять еще и головной платок, емкость для масла (банку или бутылку с крышкой) и пакет или мешочек для крупы.

Одеться надо так, чтобы можно было расстегнуть кофточку на груди — будут помазывать маслом. С рукавов не должны свисать висюльки и бахрома — тыльная сторона ладоней так же будет помазаться. Лоб должен быть открыт для того же. Не надевайте золота на шею и пальцы, браслеты так же выпачкаются и будут мешать.

Платочек Вам понадобится, чтобы в конце чуть утереться (не все начисто стереть) или во время соборования если масло потечет, промокнете платочком.

Соборование что нужно делать

Соборование что нужно делать?

После соборования всем будут раздавать в их тару масло, смешанное с вином и крупу — обычно смесь разных круп.

Это масло Вы можете по столовой ложке добавлять в бутылку обычного масла, которое используете для жарки, салатов и прочих блюд. Так же освященным елеем можно натирать больные части тела. Это масло, как и крупа используются по чуть-чуть на протяжении всего года — до следующего поста.

Крупа по маленьким горсточкам кладется в блюда при готовке. Все это очень помогает соборовавшемуся.

После данного таинства могут быть какие-либо обострения в жизни или у физического тела. Скоро пройдут. Не переживайте.

Соборование идет долго. В зависимости от того, сколько в церкви народу — от 2 до 4 часов. Учитывайте это, планируйте, как Вы будете добираться домой. Главное, постарайтесь пронести благоговейно таинство на себе хотя бы всю следующую неделю от соборования. Свеча или свечи после соборования надо забрать домой и зажигать для себя в случае болезни или другой крайней необходимости с молитвой.

Соборование – таинство очищения и прощения грехов, проводимое обычно несколькими священнослужителями. Именно от соборного проведения и название – . Чем же отличается это таинство от обычной исповеди, на которой человеку также отпускаются грехи? Дело в том, что исповедь носит более сознательный характер и призвана освободить верующего от тех грехов, которые он за собой замечает и в которых может сознаться перед священнослужителем и Господом. Во время же происходит очищение и от тех грехов, которые человек может совершить невольно и даже не отдавать себе в этом отчета.

Сила соборования очень велика, не случайно оно применяется для облегчения страданий тяжело болящих и умирающих. Разумеется, полное исцеление таинство не гарантирует, на все воля Господа, но часто случается, что больные начинают чувствовать себя гораздо лучше или вовсе выздоравливают. Не стоит воспринимать это таинство как панацею от всех бед, ведь любая молитва доходит до Господа и обязательно будет им услышана. Сила соборования заключается, прежде всего, в вере самого человека, а не в ритуалах и песнопениях, проводимых в храме.

Собороваться могут как больные, так и совершенно здоровые, ведь очистить свою душу и открыться перед Господом человек может не только в состоянии тяжелого телесного недуга или при . Обычно соборуются раз в год, но если вы ощущаете потребность пройти это таинство дополнительно, не стоит останавливать себя. Для совершения соборования нет определенных сроков или канонов, поэтому, если человек готов к нему и чувствует настоятельную потребность, необходимо .

Одним из обязательных атрибутов таинства является помазание елеем в знак очищения тела от греха. Священнослужитель мажет соборующихся, читая молитвы. Цикл из чтения писания и помазания повторяется семь раз, после чего верующие прикладываются к . Масло, оставшееся после завершения церемонии, соборующиеся могут забрать домой, чтобы также совершать им помазание. По церковной традиции этот же елей наливается в гроб усопшим, что жизнь вечную.

Тяжелобольным боятся таинства соборования не стоит. Бытует суеверие, что собороваться необходимо лишь умирающим и только при приближении чувства скорого конца. Именно по этой причине многие , что после соборования дни их будут сочтены. Это представление совершенно ничем не обосновано и полностью неверно. То, сколько отпущено человеку на этом свете, зависит ни от проведения того или иного ритуала, а исключительно от воли Господа. Если ему будет угодно, болящий может и вовсе исцелиться или проживет достаточно долго и после соборования.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • как проходит соборование
  • Таинство Соборования

Евангелие – греческое слово «евангелион», в переводе означает «радостная, или благая весть». Первоначально это слово означало радостную весть о спасении через Иисуса Христа, его искупительную смерть на кресте за всех грешников.

Через некоторое время после возникновения, Евангелия стало подразумевать повествование о земной жизни Иисусе Христе, записанное в Библии. Все четыре Евангелия, являются каноническими книгами Нового Завета, входящими в Библию. Они описывают чудесное рождение младенца Иисуса, жизнь, служение, деяния, страдания Христа и его воскресение.Евангелия – наиболее важный источник, людям знания об Иисусе. Они содержат его речи, проповеди, поучительные . У каждого из четырех Евангелий свой . В Новом Завете эти книги расположены в следующем порядке – Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Среди авторов Евангелий Матфей и Иоанн были учениками и апостолами Иисуса Христа. Марк – был сотрудником Петра, который тоже причислен к апостолам, а Лука – сотрудничал с Павлом, который получил апостольство намного позже других.Несмотря на то, что содержание всех четырех Евангелий описывает одни и те же события из жизни и служения Христа, они разнятся в подаче, стиле, а также аудитории, для которой эти книги предназначались. Каждый автор особенным образом описывает отдельные моменты из жизни Иисуса. И каждый по-своему описывает Христа. В Евангелии от Матфея идет речь о Христе как о Мессии, сыне Авраама и Давида, в котором исполнились все и обетования. Евангелие от Марка показывает Иисуса Слугой, пришедшим на землю, несмотря на то, что Он был Сыном Божьим. Лука в своем повествовании обращается ко всему человечеству, и потому Иисус у него представлен как Сын Человеческий, сошедший с небес для всех людей. Иоанн описывает не биографические данные о Христе, а свидетельствует о Нем как о предвечном Сыне Небесного Отца, который является Хлебом, Светом, Истиной и Жизнью для всего мира.Первые три Евангелия – от Матфея, Марка и Луки по большей части описывают схожие события из жизни Иисуса. В Евангелии же от Иоанна подача, стиль и содержание заметно разнится с остальными тремя книгами. Но все четыре Евангелия – это короткий о пришествии на землю Спасителя Иисуса Христа и Его миссии здесь на . Все Евангелия рассказывают о Иисуса на , а также о Его .Заключительные главы всех четырех Евангелий повествуют о том, что воскресший Иисус дал поручение своим ученикам идти и нести спасительную благую весть среди всех народов земли. Каждый человек посредством благой вести и обретением веры в Иисуса имеет спасение для вечной жизни.Книга Деяний Апостолов, следующая за четырьмя Евангелиями, описывает служение и деятельность уже учеников, апостолов Иисуса Христа.

Видео по теме

Источники:

  • Проект "Библия Онлайн"

В христианской православной традиции существует семь таинств. Это особые священнодействия, необходимые для призывания благодати Святого Духа и освящения человеческой Личности. Основной идеей бытия людей является стремление к святости. Поэтому участие в освящающих человеческую личность таинствах просто необходимо.

Что такое соборование

Существует семь церковных таинств, одним из которых является . В богословской можно встретить и иное название этого священнодействия - елеосвящение. История установления возводит нас ко временам апостолов. В послании Иакова говорится о том, что если кто заболеет, то должен призвать пресвитеров Церкви для молитвы над ним и (). В этом вера и надежда на то, что веры спасет болящего и Господь его исцелит. Получается, что соборование необходимо человеку, как средство помощи при заболеваниях. У каждого есть те или иные болезни серьезные и незначительные, а человек по своей сути стремится к сохранению своего тела.


Многие неправильно считают, что соборуются только . Это серьезное заблуждение. Таинсва Церкви не для смерти, а жизни! Часто соборуют больных именно для того, чтобы облегчить их муки и страдания.


Необходимо осознавать, что соборование полезно не только для тела. Так, определяется, что в этом таинстве человеку прощаются забытые грехи. Но не те, которые он запамятовал по лени, а совершенные по неведению или напрочь исчезнувшие из памяти. Происходит очищение души приступающего к этой святыни и на человека нисходит благодать, которая укрепляет и придает духовных сил верующему.

В Православной Церкви существует семь таинств, одним из которых является соборование. В этом таинстве верующим испрашивается божественная благодать, исцеляющая различные недуги телесные и душевные. Также считается, что в таинстве соборования прощаются забытые грехи.

Таинство соборования иначе именуется елеосвящением. Само название елеосвящения указывает на то, что человек освящается от специального елея (растительного масла). Помазание человека святым маслом является главной составляющей таинства.


Чаще всего соборование совершается в храмах во время постов, однако время совершения елеосвящения может быть и другим - совершитель таинства (священник) сам может выбрать время. Исторически таинство соборования совершалось семью или несколькими священниками - происходило соборное служение. Отсюда и название таинства.


Начинается соборование обычным чином - молитва "Царю Небесный", трисвятое по Отче наш, "Приидите поклонимся Цареви нашему Богу". Далее читается псалом 142, после которого следует малая ектенья. Иногда псалом и ектенья сокращаются.


После этого поются определенные тропари, читается 50-й псалом, после которого совершается чтение канона о болящих священником. После канона исполняются хором особые стихиры и тропарь о болящих. Затем великая ектенья с особыми прошениями о болящих, молитва священника о болящих и тропари святым целителям. Далее читаются отрывки из Священного Писания Нового Завета (из Апостола и Евангелия). После чтения священных текстов священнослужитель читает определенные две молитвы о болящих. На соборовании принято читать отрывки из Священного Писания семикратно. После возвещения текстов Апостола и Евангелия и происходит помазание.


После седьмого помазания священником произносится сугубая ектенья, поются стихиры и совершается отпуст.


Также можно отметить, что существует распространенная практика совершения таинства соборования перед одром болящего. Это может быть на дому или в больнице. В таком случае священник может сократить таинство (страха ради смертного). Вычитывается канон и один комплекс отрывков Священного Писания. После этого происходит однократное помазание.

Среди приверженцев всех религий особенно выделяются три наиболее многочисленные группы верующих: католики, православные, или, как еще говорят, христиане, и буддисты. Католицизм является ветвью христианства. Значение слова «католик» - «целостность», именно этот постулат лежит в основе католицизма как части христианского верования.

Сегодня католицизм находит своих последователей в различных странах, таких как: Италия, Франция, Чехия, Куба, США и многие другие. Людей, которые придерживаются данной веры, принято называть католиками, название они получили от латинского latholicismus – «всеобщий, единый», главою и основателем своей церкви они считают Христа.

Догмы

Для католиков существует две основных истины в вере: Библия, которая являет собою Священное писание, и священные предания. Стоит отметить, что характерными догматами в католицизме принято считать: учения о чистилище, веру в непорочное зачатие Девы Марии, догмат о не грешности главы церкви. Каждый католик обязан знать семь основных таинств, лежащих в основе культа католицизма.


Таинства

Таинство крещения, является одним из самых первых. Католики верят, что через омовение человек очищается от своего первоначального греха, путем омовения освященной водой, начиная с головы.


После крещения происходит процедура , обряд этот совершают над детьми, достигшими 7 лет. Эта процедура - символ чистоты полученной после крещения, кстати, у православных эта процедура происходит сразу после крещения, это является еще одной отличительной чертой религиозных традиций католиков.


Следующее таинство называется «причащение » - это обряд с использованием хлеба и вина, символизирующих плоть и кровь сына божьего. Употребляя символическое количество хлеба и вина, человек приобщается к , разделяет с ним его долю.



Таинством покаяния в общепринятой форме исповеди является процесс признания своих грехов, раскаяния за совершенные проступки. У католиков в церквях существуют кабинки, разделяющие исповедующегося и священника, так человек может покаяться и остаться не узнанным. У православных исповедь проходит лицом к лицу.


Таинство брака для католика является главным в семейной жизни. Особенностью свадьбы у католиков является венчание и публичные обещания супругов – клятвы . Клятвы приносятся пред ликом божьим, а свидетельствует их священник.


Двумя последними таинствами католиков являются соборование и священство. Отличительной чертой соборования является смазывание тела больного человека специальной священной жидкостью, которая называется елей. Елей это как дар божий, благодать, которая посылается человеку. Священство же заключается в передаче от епископа к священнику особой благодати: католики верят, что священник это образ Христа.

Во время церковного православного богослужения в храмах используются различные книги. Кроме служб суточного круга священнослужители исполняют так называемые требы - определенные последования, совершаемые по нужде человека.

Требником называется книга, в которой собраны чинопоследования таинств, молебных пений, молитв для освящения различных вещей, последования проводов в последний путь умерших. Верующий человек в течение своей жизни испытывает различные потребности, отсюда собрание чинопоследований для нужд христианина, объединенное в одну книгу, и получило название.


Православные требники используются преимущественно священником. Именно пресвитеры совершают таинства крещения (молитвы к этому таинству в требнике печатаются первыми), миропомазания, венчания, исповеди, соборования. Каждое православное священнодействие сопутствуется определенными молитвами. Корпус этих молитвословий составляет основную часть требника.


В православной традиции существует много видов молебных последований. В требнике содержатся тексты особых молебнов о болящих, путешествующих, об умножении любви и примерении враждующих, молебен. В расширенных требниках печатаются молебны перед началом Нового года, а также "учения отроков". Особое место в требнике занимает последование освящения жилища.


Особую часть в требнике занимают последования, относящиеся к проводам в вечную жизнь умерших. Так, в книге содержатся чины погребения православных мирских христиан (отпевание), печатается текст панихиды.


Кроме распространенных последований, используемых верующими людьми в жизни, в требнике расположены молитвы на освящение разных вещей: икон, нательных крестов, священнических . Можно увидеть в требнике и молитвы на освящение свечей, вербы, различных транспортных средств.

Таинство соборования иначе называют елеосвящением. Такая формулировка обуславливается тем, что во время священнодействия человек помазывается святым елеем (маслом) для исцеления душевных и телесных недугов. Также считается, что в соборовании прощаются забытые грехи.


Обычай помазывать больных елеем известен еще с библейских времен. Апостол и евангелист Марк в своей благой вести повествует о том, что Христос призвал двенадцать апостолов и повелел помазывать больных маслом для исцеления. Это описывается в 6-ой главе Евангелия от Марка. Кроме этого, в Библии есть и еще конкретные указания на помазание больного человека маслом для облегчения телесных недугов. В соборном послании апостола Иакова говорится, что больной человек должен призвать церковных пресвитеров для получения помазания елеем. Ради веры болящего и молитв священнослужителей Господь способен даровать исцеление и здравие нуждающемуся человеку (Иак. 5, 14-15). Таким образом, указание на совершение таинства соборования содержится непосредственно в новозаветных текстах Библии.


Само таинство соборования (точнее его чинопоследование) изменялось на протяжении веков. В библейские времена главными совершителями таинства были святые апостолы. Позднее, когда вера христианская получила большее распространение, елеосвящение производили священники Церкви. Именно об этом и указывает апостол Иаков в своем соборном послании.


Чинопоследование соборования также видоизменялось с первых веков. Приблизительно последование, которое и сейчас совершается в православных храмах или на дому, оформилось в XV веке.


На Руси таинство соборования до XIX века именовалось "последним помазанием". Однако святитель Филарет Дроздов настоял, чтобы такое именование церковного таинства было изъято из употребления по причине несоответствия главной сути священнодействия. Таинство соборования совершалось не только над умирающими, но и просто над больными людьми. Именно такой практики и сейчас придерживается Русская Православная Церковь.

Если у вас возникает вопрос: "Что такое соборование и как оно проводится?", рекомендуем потратить немного времени и прочесть нашу статью: здесь вы сможете найти полноценный ответ. Также вы узнаете, что говорится в Евангелии о елеосвящении, как к нему подготовится и что после его проведения нужно делать с маслом и зерном.

Обряд соборования. Его предназначение

В христианской традиции существуют некоторые таинства, которые очень важны для верующих. Одним из таковых можно считать соборование, или елеосвящение. Истоки этого обряда уходят еще в евангельские времена, однако сам ритуал в сегодняшней интерпретации значительно изменен.

Чтобы понять, что такое соборование и как оно проводится, следует узнать, в чем его предназначение. Главная цель таинства - это исцеление. Причем исцеление не только телесных недугов, но и душевных. Также во время обряда происходит отпущение грехов, о которых человек мог забыть и не исповедаться. Считается даже, что соборование в чем-то сродни исповеди.

Это таинство называется по-разному. Изначально это было елеосвящение, так как для обряда использовался елей, которым помазывался человек. В дальнейшем его стали называть не иначе, как таинство соборования. А все дело в том, что исполняют обряд несколько священников (семь), т. е. собор.

Евангельские и исторические упоминания о возникновении обряда

В чем же суть соборования? Чтобы разобраться, необходимо углубиться в историю. Как уже упоминалось, истоки таинства следует искать в евангелиевском времени, в частности речь идет о периоде, когда жил Иисус Христос. Его действия по исцелению больных и нашли свое отражение в обряде соборования, или елеосвящения. В дальнейшем такие чудесные деяния продолжили его апостолы.

Первые обряды исцеления происходили путем возложения рук, однако через некоторое время в послании, который написал апостол Иаков, можно было прочесть, что болящий может позвать служителей церкви, чтобы они помолились и помазали его елеем во имя Господа. Если страждущий человек имеет веру, то он исцелится, и все грехи простятся ему (имеется в виду те, о которых он забыл). В современном варианте таинства возложение рук заменилось помазыванием елеем, а в память о старинном обряде на лоб больного кладут Евангелие.

Первые процедуры елеосвящения на Руси были совсем несложны, читались всего лишь псалмы и несколько молитв. К тому же обряды проводились в основном дома. Лишь с шестого века это таинство начало приобретать тот вид, который оно имеет сейчас.

Когда проводится соборование

Что еще нужно знать о таком обряде, как соборование? Как пройти его. Когда именно оно проводится. Для больных прихожан, которые не могут посетить храм и выстоять службу, разрешается проведение ритуала на дому в любой из оговоренных со священнослужителями дней.

Существуют также традиционные дни соборования. Они припадают на время Великого поста или Рождественского. Обычно это не один день, а несколько, так как желающих исцелить душу много. Обо всем этом следует узнать в выбранном храме, так как еще и не во всех проводятся подобные таинства. К слову сказать, узнавайте наперед и о том, чтобы перед соборованием не проводилась вычитка одержимых, так как это совсем не приветствуется.

Кто может собороваться?

Для того чтобы понять, что такое соборование и как оно проводится, следует также разобраться с вопросом о том, кто может пройти этот ритуал. Собороваться может каждый христианин, достигший семилетнего возраста. Более младшим этот ритуал проходить не разрешают. Однако некоторые священнослужители считают, что в исключительных случаях, когда ребенок болен, это вполне уместно.

Также нельзя проходить соборование женщинам во время критических дней. Поэтому, если все же так случилось, то лучше воздержаться от этого обряда.

Многие люди уверены, что к этому таинству прибегают в случае, когда человек лежит на смертном одре. На самом деле это не так. Обряд проводят не только над человеком, который болен или в скором времени покинет сей бренный мир. Ведь что такое соборование (как пройти этот обряд - обсудим чуть ниже)? Это не последняя исповедь и отпущение грехов перед переходом в мир иной, и уж тем более не отпевание, Боже упаси! Да, в первую очередь это таинство проходят болящие, однако при проведении ритуала на дому священным елеем помазывают не только того, кто в этом особо нуждается, но и всех домочадцев, благословляя их. Поэтому не стоит подвергать себя страху о скорой кончине. Очень многие болящие после соборования поправлялись или им становилось значительно лучше. Умершие же уже христиане и те, кто находится без сознания, к таинству не допускаются.

Итак, как уже упоминалось, собороваться могут совершенно однако не чаще, чем раз в год (обычно в Великий Пост). Это таинство освобождает от забытых грехов, а также лечит от душевных болезней. Но следует помнить, что само соборование не заменит

Подготовка к обряду

У некоторых верующих возникает вопрос перед тем, как пройти соборование: как готовиться к этому обряду? Особых приготовлений не требуется. Однако верующий перед таинством должен причаститься и исповедоваться. То же самое необходимо сделать и после завершения обряда. Как видим, исповедь является неотъемлемой процедурой. Если вы вдруг решили, что все грехи будут отпущены, стоит лишь пройти соборование, то это не так. На самом деле человеку следует искренне раскаяться в том, что он когда-нибудь что-нибудь неосознанно совершил.

Также перед соборованием священнослужители подготавливают специальные предметы, которые понадобятся во время таинства. Человеку же, который пришел в храм, следует приобрести свечу. Поститься не обязательно (кроме тех случаев, когда соборуются во время Великого поста).

Что необходимо для совершения обряда

Обычно для проведения обряда в домашних условиях и в храме необходимы следующие предметы:

  • покрытый чистой тканью (скатертью) столик (в церкви используется аналой);
  • зерна пшеницы (допускаются и другие злаки), помещенные на блюде (символизируют саму жизнь, а также обновление, как физическое, так и духовное);
  • сосуд для освящения елея;
  • семь свечек;
  • семь палочек, которые нужно обернуть ваткой;
  • растительное масло (обычно оливковое, которое для древних имело особую ценность);
  • немного красного вина (символизирует кровь Господню).

Помимо этого священнослужитель использует Евангелие и крест. Как видим, все же необходимо подготовить некоторые предметы, чтобы провести соборование. Как готовиться человеку, который хочет пройти это таинство, написано выше.

Проведение обряда в церкви

Таинство соборования традиционно проводят в храме (исключение - немощные верующие, которые не могут прийти из-за болезни). Обряд совершают семь священнослужителей, однако допускается и один в особых случаях. Почему именно семь? Вся суть в том, что во время обряда именно столько раз зачитываются тексты из Апостола, Евангелия, а также молитвы. Семь раз соборующийся помазывается священным елеем.

Перед тем как начнется обряд, все прихожане должны зажечь свечи. Само соборование в храме делится на три части (условно):

  • пение молебное;
  • освящение елея;
  • помазание елеем.

В первой части идут песнопения и молитвы, а также перечисляются поименно те, кто пришел на соборование. Начинается таинство со слов “Благословен Бог наш…”, далее процесс представляет собой укороченную утреннюю службу, которую совершают в то время, когда длится пост. К слову сказать, современные требники совсем не похожи на древние, и некоторые молитвы значительно отличаются (да и сам обряд тоже). Возможно, именно поэтому и возникли некоторые устойчивые предрассудки.

Во второй части освящается елей для помазания. Для этого следует смешать вино и растительное масло в отдельном сосуде. Вино обязательный компонент, так как оно символизирует кровь Господню, пролитую ради спасения человечества Иисусом Христом. Затем следует зажечь семь свечей, и священнослужитель должен прочесть специальную молитву для освящения елея.

И в завершение происходит помазывание соборующихся. В это же время читаются Апостолы, Евангелие, краткая ектенья, а также специальная молитва, в которой говорится о прощении и исцелении.

Последняя часть совершается семь раз, но каждый раз читаются совершенно разные отрывки из Евангелия и Апостолов. В самом конце, после семикратного помазывания, все прихожане окружают священнослужителей. Последние произносят молитву и кладут на каждого открытое Евангелие. Затем идет целование этой священной книги, а после - ектенья и поклоны прихожан. На этом таинство закончено.

Проведение обряда в домашних условиях

Обычно проводится в церкви даже над болящими. Однако если нет возможности прийти в храм и там совершить обряд, то священники могут посетить больного на дому. Обряд проходит практически так же, как и в храме. При таинстве могут присутствовать все родные, во время ритуала их также помазывают священным елеем.

Что необходимо делать после соборования

После соборования верующий должен причаститься, а также он может забрать домой злаки, которые использовались во время таинства, и священный елей. Дома все это можно добавлять в малых количествах в пищу. Елеем же крестообразно помазываются больные места.

Обратите внимание! Если до следующего соборования у вас остался елей и злаки, то их нужно сжечь, а пепел закопать в месте, где почти никто не ходит. Также можно отдать остатки в храм, чтобы их там сожгли (в некоторых имеются специальные печи для уничтожения ветхих предметов ритуала). Следует заметить, что в древности все, что оставалось от соборования, не отдавалось прихожанам, а сжигалось. Даже сейчас в некоторых церквях елей и пшеницу могут отдать, только если специально об этом просил тот, кто соборуется.

Прихожане, которые прошли обряд

Те прихожане, которые сознательно, с глубокой верой и раскаянием прошли таинство соборования, отмечают значительное духовное облегчение. Что же касается физического исцеления, заметим, что вовсе не обязательно оно случается сразу же после обряда. Однако в дальнейшем, если верить словам прихожан, ставших свидетелями чуда, человек вполне может исцелиться, особенно если регулярно молиться. Тут главное - не забыть о Господе, о своих грехах, которые и привели к физической немощи.

После таинства очень многие, особенно те, кто болен душевно, чувствуют успокоение и заступничество Всевышнего. Ежели кому суждено было после обряда покинуть этот мир, то они успевали благословить родных (кроме очень тяжелых случаев) и с умиротворенной душой отойти.

Отличие миропомазания и соборования (елеосвящения)

Надеемся, теперь вам понятно, как проходит соборование. Однако существует очень сходное с елеосвящением таинство - миропомазание. Суть обоих обрядов заключается в помазании священным елеем, однако соборование свершают чаще над болящими верующими (духовно или физически). Миропомазание же совершают единожды в жизни, сразу после крещение человека или если он перешел в православие из другой конфессии.

Также помазывают прихожан святым елеем во время Всенощной, однако это не считается отдельным таинством, а лишь частью богослужения.

Мифы о соборовании

Если вы уже поняли, как проходит соборование, давайте обсудим некоторые аспекты этого таинства, о которых может сложиться неверное впечатление. К примеру, как уже упоминалось, некоторые считают, что этот обряд выполняется только над умирающими, следовательно, он каким-то образом ускоряет кончину страждущих. Конечно, это все не так на самом деле.

Это совсем не последнее таинство, однако здоровый человек собороваться должен не чаще раза в год. Для находящегося на смертном одре обязательно нужно пройти три таинства - исповедоваться (если он в состоянии), причаститься и собороваться. Возможно, именно поэтому и возник этот миф, но никто же не говорит, что исповедь только для умирающих? Поэтому и соборования не стоит опасаться, ведь помимо телесных болезней есть еще и душевные, которые также исцеляются. А также происходит отпущение грехов, о которых не сказали или забыли.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, что такое соборование и как оно проводится. В заключение можно сказать, что это очень важный обряд для верующих, так как идет полное прощение всех забытых грехов, а также духовное и физическое исцеление. Конечно, это возможно только при условии искреннего раскаяния и наличии веры в силу и всемогущество Всевышнего.

Что касается действительного отпущения грехов, здесь есть оговорка. Если вы утаили что-то на исповеди (а соборуются только после нее), то прощения таким деяниям или мыслям не будет. Грехи должны быть действительно забыты человеком - вольно или невольно. Тот же, кто регулярно исповедуется, проходит таинство соборования (и не только), может помочь не только себе, но и другим людям, которые состоят с ним в родстве. Таким образом, обращение к Господу в молитве и надежда на его милость, посещение церкви и анализ своей жизни и поступков поможет спастись и очистится от грехов.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»