Как освятить крещенской водой? «Точию агиасму да пиет»

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Январь богат на праздники, только прошло Рождество, и уже близится Крещение. Но начинается оно, как многие заблуждаются не 19 января, а на сутки раньше, и именуется Навечерие Богоявления, иными словами, Крещенский сочельник.

Само по себе слово «навечерие» простым языком означает «канун», т.е. время перед праздником. А вот известное всем второе название «сочельник» своим происхождением обязано главному блюду этого праздника, даже традиции Крещенского сочельника - сочиву, постному блюду, ставящееся на столы в это время. Сочельник нужен для того, чтобы отдалиться от мирской суеты и подготовить свое сердце к таинству.

История происхождения

Церковь начинает праздновать Крещение 18 января, и праздник несет в себе глубинный смысл, определяющий, в принципе, всю сущность христианства. Он выделяет в истории то важное событие, которое описано в 13 главе Евангелия от Матфея - Крещение Иисуса.

Иоанн Креститель был пророком в Израиле и служил на берегах Иордана, где говорил евреям о том, что грядет Мессия, и время Его пришествия близко. Он увещевал фарисеев отойти от закона и обратиться к Живому Господу. Иисус Христос был в ту пору молодым мужчиной 30 лет и пришел на берег Иордана, чтоб также креститься. Иоанн же почувствовал (Дух Святой дал ему видение), что перед ним стоит тот самый Мессия, о котором он проповедует.

На просьбу Иисуса покрестить Его, Иоанн ответил, что по своей сути даже недостоин перевязать Его обувь. Но Иисус настоял на этом, говоря, что должно исполниться написанное в пророках. Иоанн окрестил Христа и в тот момент, когда Он вынырнул из реки, с неба прилетел белый голубь и коснулся Его, а голос громко произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный».

Так прошло Крещение Господне, но что оно означает на самом деле? Иисус Христос крестился и в тот же момент народ, бывшему там явилась Святая Троица - Отец, Сын и Дух. Именно поэтому праздник имеет и второе имя Богоявление или Феофания, когда люди узрели Троицу.

В 1-4 веках христиане вспоминали Рождество и Крещение Христа вместе 6 января. Это был праздник воплощения Христа и явления Троицы. В начале 5 века празднование Рождества было перенесено на 25 декабря по старому стилю, чтобы отвернуть язычников от праздника, посвященного богу солнца. А Крещение перенесли на более позднее время, в Православной Церкви - 19 января.

Появившееся в результате святки заканчиваются навечерием Крещения.

Икона «Крещение Господне»

Крещенский пост

Само Крещение проходит без поста, но вот Сочельник подразумевает строгий пост - кушать нельзя даже рыбу. Кушать можно только сочиво (традиционное блюдо), которое состоит из отваренных зерен пшеницы, меда и нарезанных сухофруктов (изюма, кураги и чернослива).

Кроме этого, кушать нельзя ничего до того момента, как вынесут свечи сразу после божественной литургии ранним утром 19 января. Стоит также упомянуть, что первой пищей должна быть освященная крещенская вода, которую следует выпить до первого приема пищи после поста.

Важно! Во время Крещенского поста нельзя кушать и пить ничего, кроме сочива.

Если же человек не может придерживаться поста по состоянию здоровья, ему следует отказаться от изысканных блюд и довольствоваться постными простыми блюдами. Если же человек по немощи не может выдержать воздержание от пищи, ему можно выпить кружку чая или скушать несколько кусочков хлеба.

После окончания поста (это происходит сразу после вечерней службы 18 января) можно съесть пищи растительного происхождения, смешанную с елеем, а запить простой водой или соком.

Когда Навечерие приходится на выходные дни, постится можно по облегченному варианту: кушать не один раз, а два. Первый раз покушать можно после литургии и второй раз после освящения воды.

Ход празднования

Утром Крещенского Сочельника происходит литургия Василия Великого, духовенство проводит ее в торжественном облачении. Перед ней же священник читает пророчества из Ветхого завета о Христе.

Сама же литургия имеет в основе более древнюю литургию, а та, в свою очередь, по преданию, была написана апостолом Иаковом. Позже ее переработали на современный язык (около 5 века) святыми Иоанном Златоустом и Василием Великим.

После совершения литургии 18 января священники начинают процесс освящения воды (обычно ее приносят прихожане прямо в храм). Это действие называют великой Агиасмой, что в переводе означает «великая святыня», или крещенской водой.

Этот процесс отличается торжественностью и совершается дважды:

  • в Крещенский сочельник (18 числа);
  • в праздник Крещения (19 числа).
Важно! Оба действия освящения воды совершается одинаково, поэтому вода не отличается по своей сущности в эти дни. Делается это дважды, во-первых, по Иерусалимскому уставу, а во-вторых, чтобы все люди успели прийти в храм и освятить воду. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Традиционно люди вместе со священником после освящения воды у стен храма отправляются крестным ходом до ближайшего водоема, чтобы освятить его. Эта традиция имеет корни в еврейской культуре, ведь евреи шли к Иордану для ритуального омовения, а после шли туда, чтобы получить крещение у Иоанна Крестителя.

Среди людей есть хорошая традиция освящать свой дом в эти дни, окропляя его святой водой и проговаривая Богоявленского тропаря. Делать это можно самостоятельно или же пригласить священнослужителя. Святую воду употребляют в течение года, в идеале - до следующего Крещения, во время причащения вместе с просфорой. Также ее можно употреблять во время болезней или искушений.

Внимание! Следует помнить, что святая вода - это освященный предмет, и он требует к себе соответственного отношения. Поэтому ее лучше всего хранить в отдельной емкости и не использовать для мытья рук или полов. Лучше всего вода хранится в стеклянных емкостях под крышкой.

Крещение воды в храме

Традиции и поверья

Как и любой другой праздник, Крещение на Руси смешалось с некоторыми народными обрядами и традициями. Некоторые из них Церкви запрещает, например, гадание, а другие не воспрещает.

В давние времена 18 января люди помечали свой дом над всеми отверстиями крестами, нарисованными мелом, считая, что это защитит жилище от нападения злых духов и бесов. Христиане сегодня знают, что их дом защищает сам Господь, но дополнительно освящают его окроплением святой воды. Так народная традиция (имеющая языческие корни) модифицировалась в христианский обычай со светлым смыслом.

Но главная традиция касается воды.

Считается, что купание в проруби после освящения водоема смывает с человека всю мирскую грязь и грехи. Конечно. Церковь имеет четкую позицию по этому поводу - освящает человека и прощает ему все грехи только Господь Бог, но купание в проруби не запрещается, поскольку это народная традиция, приносящая пользу человеческому телу. Более того, по преданию старцев, в ночь Крещенского Сочельника вода везде становится подобной водам Иордана в тот момент, когда в него зашел Христос.

Поэтому купание в такой воде более чем полезно для тела и духа, ведь предание говорит и о ее исцеляющей способности.

Совет! Купание в проруби на Крещение не запрещается, но следует помнить, что это не принесет спасения человеческой душе, только искреннее покаяние на это способно. Это не магический ритуал, поэтому ему не стоит придавать некий магический смысл. Это не волшебная палочка, решающая все проблемы, это лишь купание в проруби.

Посмотрите видео о Крещенском сочельнике

Или Крещенский сочельник.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – .

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды, и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в , не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник после литургии в храмах совершается великое . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры, “дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога”.

При этом читается молитва: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”. При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Читайте также:

Крещение Господне - один из главных праздников Православной Церкви. Совершается 6 января/19 января (н.ст.). Предлагаем читателям подборку материалов о празднике Крещения Господня .

Библия о Крещении и Богоявлении

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ».

Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий»

Богословие. Проповеди

  • - митрополит Вениамин (Федченков)
  • - Святейший Патриарх Кирилл
  • - митрополит Антоний Сурожский
  • - митрополит Иларион (Алфеев)
  • - зачем вообще Иисусу нужно было это крещение в Иордане, в котором Он нисколько не нуждался?
  • - схиигумен Савва (Остапенко)
  • - как на Руси праздновали Богоявление? Почему в народной традиции смешалось церковное и языческое?
  • - о богослужении Крещения
  • – митрополит Филарет (Вознесенский)

О празднике Крещения Господня и о том, что с ним связано, нам любезно рассказал Благочинный приходов Донецкого округа, иерей Владимир Татаркин.

Крещение мы начинаем праздновать с 18 числа. Тогда же совершается и первое освящение воды. То есть вода, которая освящена утром, уже считается крещенской. Затем вода освящается ещё и 19 числа, непосредственно в сам праздник Богоявления. И она тоже является крещенской. Вообще, это одна и та же вода.

Крещенская вода - это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня.

Крещение и Богоявление - названия одного и того же праздника. Церковь вспоминает, как Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи, и в этот момент была явлена Святая Троица: Сын Божий стоял в водах Иордана, Голос Бога Отца зазвучал с Небес, а Святой Дух сошел в виде голубя.

Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования этих Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления.

Крещенская вода не превращается в нечто иное, она не становится каким-то «магическим веществом», которая в момент изменит жизнь человека, очистит его от всех грехов. Нет, это не так.

У нас есть важные таинства Церкви, такие, как покаяние и Причащение Святых Христовых Тайн, про которые не стоит забывать.

Не то важно, когда набирать крещенскую воду, а с какими намерениями, с каким сердцем вы подходите в храм и совершаете те или иные действия. Ведь если не прикладывать никаких усилий, хотя бы даже стремления познать смысл, то можно обесценить таким образом всё, что угодно, даже Великую Агиасму.

Что же касается частоты употребления Крещенской воды, святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще».

Можно окропить квартиру крещенской водой. Существует даже традиция после водоосвящения с пением тропаря праздника окроплять крещенской водой свой дом.

Крещенская вода обладает особыми свойствами, не портится год и более и способна помогать в избавлении от физических и духовных недугов. Святитель Феофан Затворник утверждает: «…благодать <…> не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан». Поэтому Великую Агиасму нужно пить не как «церковное лекарство», а с верой, молитвой, благоговением, стремлением самому меняться и идти к Христу.

Прошлогоднюю крещенскую воду можно продолжать употреблять как и положено - натощак с молитвой. Известны случаи, когда крещенская вода хранится десятилетиями и сохраняет свежесть.

Если же вас смущает ее сохранность, то можно вылить старую крещенскую воду в так называемое непопираемое место (т.е. чистое, закрытое от хождения по нему ногами). Надо помнить, что Агиасма - это святыня, и нельзя ее просто выплеснуть в раковину или где угодно на землю. Вылить прошлогоднюю крещенскую воду можно в водоем с проточной водой или же в горшки с домашними цветами.

Но если святая вода испортилась, то нужно взять её и вылить в какое-то чистое место под деревце, в цветок, в реку. А бутылкой можно пользоваться дальше».

Молитва на принятие Крещенской воды.

“Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.

Можно ли купаться в Крещенской воде?

Конечно можно, но очень важно с какой мотивацией и каким настроем мы это делаем. Понятно, что если мы возьмём эту воду и начнём как-то осквернять её, именно своим поведением, то это будет нехорошо, если это используется для готовки, или для омовения больных органов нашего тела, или купания, то это замечательно. В этом случае вода должна стать неким символом очищения внутреннего. То есть она очищает тело, но символизирует очищение души.

Очень важно, какое отношение мы вкладываем в наши действия, будь то купание в крещенской воде или что-то иное.

И для того, чтобы приобщиться к этой великой радости раздника, совершенно не обязательно насильно заставлять себя и своих родных нырять в ледяные проруби. Главное - сохранить в своём сердце веру и благой настрой. Ведь почему нам так необходимо до мелочей всё соблюсти, обложиться всем материальным (бутылками с водой, к примеру) - оттого, что нет веры.

А может, я выпью воды или окунусь, и она (вера) появится, вдруг я прозрею. Но само по себе это не произойдёт. Откуда взяться благим чувствам, если мы для этого не приложили никаких усилий?

Всех в праздником, дорогие друзья!

Фото: редакция Н. и из открытых источников

Завтра Крещенский Сочельник, хотелось бы всем напомнить...И хотя я эту памятку публикую каждый год, могу сказать, что польза от нее не уменьшается. Увы, предрассудки и язычество быстро приходят и медленно изгоняются. Так будем же от них избавляться всем миром...

Христос посреди нас!

Поздравляю всех с наступающим Крещенским Сочельником!
И хотелось бы напомнить несколько простых, но очень важных вещей, которые помогут нам в борьбе с собственным язычеством. И хотя памятке этой уже не первый год, мне думается, что пока не рассеется запредельное скаженное понимание у людей не воцерковленных (а порой, увы, и воцерковленных) об этой святыне, напоминать эти прописные истины надо каждый год. Господи, помоги нам всем вырасти из постоянного нашего язычества и хотя бы начинать становиться православными!

1. Вода, которая будет освящаться завтра в Крещенский Сочельник и которая будет освящаться послезавтра, одинаковая и ничем не отличается одна от другой. Не надо ждать послезавтра, потому что "это особенная вода, не такая как в Сочельник " или наоборот "Вода, освященная в Сочельник особенная, более сильная "...или еще какие байки - просто надо запомнить - вода и та и другая совершенно одинаковая!

2. Вода, набранная в одном храме ничем не отличается от набранной в другом, разве что по вкусу из-за особенностей системы водопровода. И если кто-то вам станет говорить, что "в этом храме вода мощнее заряжена, тут священник с сильной энергией освящал ", то не прибегая к ругани, а очень мягко и деликатно напомните о том, чем отличается православие от оккультизма и магии и вообще от язычества.

Воду освящает Сам Бог:

«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа… » (ектиния великого освящения воды).

3. Купаетесь ли вы в Крещенских водах или нет - это не суть важно. Важно понимать, что если вы не живете в ограде Церкви, то толку от купания нет никакого. Хотя купание в освященной воде обычай благочестивый, старый и не только Русской Православной Церкви - купаются в Крещенских водах и в Греции и в Сербии и в Болгарии и на Афоне (некоторые обители совершают это всей братией), и на Святой Земле, на Иордане.

4. Купание в Крещенской воде не исцеляет мгновенно всех от всякой болезни и не омывает грехи.
Кто-то и правда может получить исцеление, а кто-то и умереть в проруби - это зависит и от веры и от состояния здоровья и Бог еще знает от чего еще. Важно понимать, что если вы серьезно больны, то подвергать себя таким серьезным испытаниям сродни искушению Господа... Ну и уж если решились, то сделайте это с благословения священника, который вас достаточно хорошо знает и обязательно с верой. Тогда никакие напасти с вами не приключатся и такое купание будет только на пользу и духу (как преодоление страхов и как укрепление веры во всемогущество Божье) и телу (как кратковременная стрессовая нагрузка на организм, перезапускающая и разбуждающая поникший иммунитет). И уж разумеется, купаться следует трезвым. Пьяным, находящимся под действием одурманивающих веществ и относящихся к действию как к магии следует держаться подальше от Крещенской воды, чтобы не согрешить осквернением святыни и богохульством.

Возвращаясь к грехам...омывает их не Крещенская вода, а покаяние в Таинстве Исповеди. Больше никак. Даже если вы километра два проплывете в проруби туда-сюда, а на исповедь не придете, то грехов меньше не станет.


5.
Если вы приходите в храм пару раз в году - весной, освятить куличи с яйцами и зимой, за Крещенской водой, то толку от набранной воды для вас практически не будет никакого. Это обычное язычество, вера в магию, в то, что "вода заряжена ". Надо становиться православным христианином, тогда и вода будет в пользу. И куличи с яйцами. А для этого надо начать ходить на богослужения (хотя бы для начала на Воскресную Литургию) и прибегать к Таинствам, главные из которых Исповедь и Причастие. Надо начать перестраивать свою жизнь на Евангельский лад, научиться не просто верить в Бога но и верить Богу. Ну и уж окончательно изгнать из себя самого страшного беса наших дней - "бога в душе"! Помоги нам всем в этом Господь!


6.
Крещенскую воду принято потреблять каждый день утром натощак вместе с просфорой или артосом, прочитав наперед молитву:

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый святая Твоя просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

И осенив себя Крестным знамением.

Поэтому наберите себе в эти два дня воды столько, чтобы хватило для всех членов семьи, кому это потребно. Но и цистерна вам скорее всего не потребуется - Крещенскую воду можно разбавлять простой и от этого она не станет "менее сильная " или "слабее заряженная " - гоните от себя язычество и подальше!

По нашей практике скажу (у нас воду потребляют три человека, не считая эпизодических приездов духовника или кого-то из родственников, кто сподобился) - нам на год хватает 20 литров с запасом.

Не забудьте набрать водички для тех, кто сам не в силах - бабушкам, больным, кормящим и т.п. - они помянут вас в своих молитвах и Господь их непременно услышит.

7. Если человек серьезно заболел или какая-то надобность важная, то потреблять воду можно не только утром и не обязательно натощак.
Кроме того, этой водой можно (и нужно!) иногда кропить с молитвой квартиру или дом. Хорошо, когда это действие совершит священник во время молебна, но может это творить и мирянин. Не смущайтесь при окроплении "царских комнат", т.е. туалетов, скотных дворов и прочих не самых чистых мест - святыню таким образом вы не оскверните. Оскверните вы ее (да не случится такого!) только если будете не благоговейно к ней относиться не по назначению (например, использовать ее для заваривания кофе или разбавления спирта) или как к магической жидкости.

8. Если Крещенская вода у вас испортилась, такое редко, но бывает, не стоит тяжко скорбеть, а вот укорить себя следует. Нам не всегда известны причины подобного, но часто это бывает при ненадлежащем, без благоговения, хранении.
В этом случае, воду нельзя выливать в унитаз или в раковину или из окошка. Воду надо вылить в не попираемое место. Например, полить ей цветы на даче.

9. " по вере вашей да будет вам " (Мф. 9: 29). Хотя освящение происходит естества всех вод, не надо думать, что можно вместо того, чтобы пойти в храм на богослужение и водосвятный молебен просто открыть дома кран и набрать Крещенской воды. Если вы в силах, не скованы неразрешимыми обстоятельствами и по лени не пошли в храм, то для вас вода из водопровода потечет обычная, а не Крещенская.
Иное дело, если человек тяжко болен и не имеет тех, кто мог бы принести ему Крещенской воды или отвести в храм - по вере его, вода, которую он с молитвой к Богу наберет из того же крана может стать настоящей Крещенской в том же самом доме в то же самое время.

10. Случается, хотя, Слава Богу и крайне редко, что священник по неразумию, лени или еще каким причинам (крайнему дерзновению, ничем не обоснованному), будет "освящать" воду для того совершенно не пригодную - в каком-то грязном болоте, глубокой луже, сточной реке или пруду - надо помнить слова прп. Паисия Святогорца:

"Освящается только то, что принимает освящение. Например, вода принимает освящение и становится Агиасмой (святой водой). Моча не принимает освящения. Камень чудом становится хлебом. Нечистоты не принимают освящения " (прп. Паисий Святогорец. Знамения времен, 666).

Потому, если вы столкнулись с подобным, не набирайте себе в бутыли того, что даже при видимом освящении не стало освященной водой. Не поленитесь и сходите за святыней туда, где она на самом деле освящена.

Если я что-то важное упустил в этой памятке, то буду вам признателен за замечания и непременно добавлю.

Еще раз с наступающим вас Крещенским Сочельником!

С любовью,
рБ Дмитрий

В Крещенский сочельник совершается особый чин водосвятия - Великая Агиасма; освещение воды на Богоявление происходит потому, что в это время открылись Небеса, открылся Христос как Сын Божий; хотим ли мы, чтобы нам открылись Небеса для того, чтобы нам понять, что Христос, действительно, Бог?; святая вода служит в осуждение тем, кто берет ее с верою в ее магические свойства, а не с верою во Христа, как Сына Божия, который был засвидетельствован во Иордане; если мы берем святую воду и веруем, что она, действительно, действует силою Божию, силою Иисуса Христа, то тогда надо верить и во всем остальном, а это значит, причащаться и исповедоваться; надо начать делать что-нибудь небольшое, что я могу делать: учиться молиться и начать следить за собой, за своими грехами, готовясь к исповеди; в духовной жизни очень важно ставить себе маленькие задания и стараться их выполнять.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы начали праздновать Крещение Господне, Богоявление. В память об этом событии - о том, как Христос крестился от Иоанна во Иордане, как Святой Дух в виде голубя сошел на него, и Глас от Отца засвидетельствовал, что это, действительно, Сын Божий, Сын Его, - мы сегодня освящаем воду.

Кто может, освящает воду в открытых водоемах, у кого нет поблизости, как у нас, то освящают, как могут. Это особый чин водосвятия.

Он особый не только потому, что там особые молитвы, какие не бывают в другие дни освящения воды, но, конечно, и по сути. Поэтому он называется Великая Агиасма. Агиасма – святая вода по-гречески. Что же он нам указывает? Для чего мы стараемся прийти и взять воду, принести ее домой? К сожалению, очень по-разному у людей это бывает.

Если спросить у человека, который пришел за водой в этот день в церковь, зачем ему эта вода, что он с ней будет делать, то ответы будут самые разные. И, скорее всего, не будет ни одного ответа, согласного с церковной традицией. Хотя, конечно, есть и такие люди, которые более или менее понимают, зачем это все надо. Вот мы и должны подумать о том, зачем это все надо. Почему мы освящаем воду сегодня?

Потому что в это время открылись небеса, открылся Христос как Сын Божий. Как человека Его и раньше знали и видели. И вот Он пришел, и было уже явлено всем, что это Сын Божий. Вот хотим ли мы, чтобы это нам было открыто? Чтобы нам открылись Небеса, и чтобы нам открылся Христос не просто как какой-то исторический человек, который, может быть, был хороший, но когда-то давно, и мало ли этих хороших людей было? Мы всех хороших людей уважаем, но не более того. - Но хотим ли мы, чтобы нам открылись Небеса для того, чтобы нам понять, что это, действительно, Бог? Хотим ли мы этого? Если хотим, то мы правильно пришли за водой. Даже если мы на данный момент, предположим, о христианстве почти ничего не слышали, и только какие-то смутные слухи до нас дошли, что христианство – это что-то хорошее, и что этому в принципе надо доверять, - то этого уже достаточно для того, чтобы уже начать христианскую жизнь.

Этого еще не достаточно для того, чтобы в полноте начать христианскую жизнь, но полнота христианской жизни – это вопрос относительный. С одной стороны, под полнотой подразумевают участие в обрядах, а, с другой стороны, полнотой христианской жизни живут только святые. Все мы должны стать святыми, но не всё сразу.

Поэтому начнем с того, что просто посмотрим, что христианская жизнь составляет для меня. Нужна ли она мне вообще? Конечно, может быть, найдутся такие люди, которые скажут, что вообще им это не нужно, а просто есть какой-то обычай приносить эту воду. Такие люди бывают. Не знаю, присутствуют ли они сейчас, скорее всего, нет, но такие люди есть, наверное, среди знакомых у каждого из нас.

Этим людям надо сказать, что тогда вообще им не нужно брать святую воду. Это будет только лишний грех пренебрежения к святыне, а не пренебрежительного отношения к святыне у таких людей просто быть не может. У всех остальных людей может быть такое отношение к святыне, которое принесет им пользу, и тогда правильно, что они ее берут, а может быть и такое, которое принесет им вред. И тогда от святыни они получат совсем не то, что чают.

Отчего же это зависит? От того, как мы хотим относиться к христианской жизни. Если мы еще не привыкли исповедоваться и причащаться регулярно, как это нужно делать всем христианам, то тогда нужно подумать о том, что мне мешает. Может быть, я не верю в это? Или верю, но еще не собрался?

Если не верю, то почему я не верю в это, а в то, что вода святая, верю? Потому что какие-то магические свойства приписывают этой воде разные безумные люди и даже пишут в газетах об этом, по телевизору говорят? Если это так, то это очень глупые основания. Никакими магическими свойствами святая вода не обладает. Она обладает сверхъестественными свойствами, но не магическими.

Надо помнить, что она помогает, но служит еще и в осуждение тем, кто берет ее с верою. Все зависит от того, какая эта вера. Вера в то, что вода какая-то магическая? Или вера во Христа как Сына Божия, который был засвидетельствован в Иордане?

Поэтому если мы берем святую воду и веруем, что она, действительно, действует силою Божиею, силою Иисуса Христа и действует тем, кто верит в Иисуса Христа, то бывает от действия польза. А на тех, кто не верит и как-то иначе к ней относится, она тоже действует, но только так, что получается вред. Вот верить так – значит верить церковному учению. Если мы верим в это – хорошо, но тогда надо верить и во всем остальном.

Верить во всем остальном – это значит причащаться и исповедоваться. Понятно, что если даже мы считаем, что, в принципе, это правильно, то все равно еще трудно преодолеть барьеры. Если никогда раньше человек этого не делал, то для него вдруг начать - это будет очень резкое изменение жизни. Это все понятно.

Если трудно, значит надо не сразу, а постепенно и не забегая вперед, чтоб потом не пришлось отступать с поражением. Бывает, что люди очень резво возьмутся за всякие христианские дела, а потом через какое-то время совершенно отпадают – это еще хуже, чем если бы они вообще не начинали. Так не надо.

Надо начать делать что-нибудь небольшое, что я могу делать. Например, если я беру воду, то хотя бы каждый раз молиться: “Господи, помилуй”. А также надо молиться и когда ее употребляю. Надо научиться молиться утром и вечером. Но еще очень важно научиться смотреть за своими грехами: в чем я согрешил в течение жизни, в чем меня особенно совесть обличает.

Надо следить за собой каждый день, к вечеру, или когда едем в транспорте, или мало ли какая свободная минута будет – в чем я согрешаю, что я делаю неправильно. Тем более так приходится думать тогда, когда в нашей жизни какие-то неудачи, тяжелые обстоятельства. Почему случилось именно так, что надо исправить в своей жизни? И вот это будет подготовкой к исповеди.

И надо в какой-то момент себе сказать, что я не просто об этом думаю, а я готовлюсь к исповеди. Тогда можно будет прийти в церковь, постоять, послушать богослужение. Не надо брать на себя никаких обязательств. Не обязательно прийти к началу в такой ситуации, не обязательно уходить в конце, а просто прийти, когда кто может, постоять и помолиться.

От этого уже будет польза, а потом в какой-то момент узнать у священника или у монахини, или еще у кого-то, кто это знает – просто у прихожанина можно узнать, - когда будет исповедь, как подготовиться к исповеди. И так прийти к исповеди, прийти к причастию. Постепенно надо об этом думать. Может быть, если сейчас начать об этом думать, то хорошее время, когда можно будет созреть и все это сделать, - Великий пост, благо, он в этом году очень скоро наступает.

Вот можно ставить себе такие задания. Самое главное, что в духовной жизни очень важно все время перед собой ставить не только глобальные проблемы, что вот хорошо бы там иметь спасение души и получить Царство Небесное. Если мы так себе скажем, то это ровно ни к чему дальше не приведет. Надо конкретно сказать, что вот мне сегодня, или, скажем, в ближайшую неделю, или в ближайшие три недели надо постараться к чему-то приучиться, избавиться или, по крайней мере, ослабить ту или другую греховную привычку.

Греховной привычкой надо называть и какое-то плохое обращение с людьми, с которыми мы регулярно общаемся. Например, я привык в раздраженном тоне отвечать этому человеку, потому что он меня раздражает. Я не могу сделать, чтоб он меня не раздражал – он меня и дальше будет раздражать, - но я могу ему не отвечать в раздраженном тоне. Могу, например, ничего не говорить или говорить необходимый минимум.

Вот такие вещи надо делать и постепенно приходить в церковь, когда можно, и поставить себе задачу, - но кому-то это, может, и рано, - готовиться к исповеди и причаститься. Тогда все на своем месте будут что-то такое делать для себя, что необходимо для спасения души. Каждый человек должен себе такие задачи ставить, независимо от того, насколько он давно живет в Церкви. Тогда все будем двигаться к Царствию Небесному.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»