Молитвы во время поста читать. Какие молитвы читать в великий пост дома. Утренние молитвы в Великий пост

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

К самым длинным и строгим периодам относят Великий пост. В это время человек очищается не только на физическом, но и на духовном уровне. В этот период важно обратиться к Господу, к Святым. Поэтому необходимо знать, какие молитвы читать во время великого поста.

Значение

Считается, что постом и молитвой человек готовится к приближению Пасхи. Таким образом верующий может достичь единства с Богом, очиститься от греховности. Необходимо в это время уделять большое внимание молениям. Стараться чаще посещать храм.

Основное значение поста состоит в очищении человеческого тела и души. Церковь акцентирует внимание на том, что необходимо во время поста поститься. В этот период следует ограничить развлечения, времяпрепровождение перед телекоммуникационными приборами. Ведь ежедневный поток информации разного характера засоряет наше сознание. Лучше это время провести с семьей, близкими вам людьми. Священнослужители советуют посетить церковь, покаяться в содеянном.

Временной промежуток: 19.02.18 – 07.04.18 является . На протяжении всех семи недель тело человека очищается.

Мольба

Утром пост с молитвой сердце отогреет, поможет создать хорошее настроение, защититься от неприятных мыслей или действий. Такие обращения считаются традиционными. Их можно читать в церкви, а также в домашних условиях. Основное их предназначение заключается в подготовке человека к покаянию, очищению, исповеди.

«Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь».

Стоит также обратиться к своему Ангелу – Хранителю. Верующие просят его об отпущении грехов, защиты от совершения греховных проступков.

Многие верующие спрашивают, какие молитвы читать в великий пост. В этот период читается молитва о прощении грехов. В это время постятся, каются о совершении греховных проступков. Весомое значение занимают читаемые моленья.

Пост

Начинать утро следует с обращений к Иисусу Христу, затем к Пресвятой Троице. Данные мольбы являются базовыми. Их произношение означает то, что верующий человек осознанно подходит к процессу испытания постом. Человек проявляет соучастие со страстями Иисуса, которые он испытывал, когда пребывал в пустыне.

В качестве благодарности за хлеб следует перед едой и после еды произносить молитвенные строки.

Готовясь к сну, необходимо обратить свое сердце к Ангелу – Хранителю и Господу. Во время поста стоит читать молитвенные строки, очищаться душой и телом.

Во время поста Церковь Христова заповедует вести умеренный образ жизни, соблюдать определенный режим питания. Выделяют дни, когда необходимо питаться постными блюдами. В этот период стоит думать о Господе, нужен молебен для раскаяния, избавления от грехов.

К позволенным продуктам питания относят хлеб, фрукты, овощи, а также каши. В среду и пятницу необходимо поститься:

  • в качестве воспоминания предательства Христа Иуды;
  • ради крестных страданий, смерти Спасителя в среду.

Под запретом находится скоромная еда, молочная продукция. Запрещено также кушать яйца.

Самым длинным и строгим считается Великий пост. В этот период стоит соблюдать пост. Ведь, когда ты постилась (постился), тело становилось легким. Желания плоти укрощаются. Подавляются порывы гнева, наступает долгожданное спокойствие, невоздержание постепенно проходит.

Святой Василий Великий говорил, что, постясь, человек удаляется от всякого греха, которые выполняются чувствами. Постясь, по словам Святого, мы выполняем благочестивый долг православного христианина.

Моление Ефрема Сирина

В Книге Пророка Исайи выделен целый раздел, в котором подробно описывается, как себя необходимо вести в этот период. Основной мольбой считается обращение к Ефрему Сирину. Она помогает освободиться от физических и душевных недугов, которые являются препятствиями на пути общения с Господом.

Великопостная молитва Ефрема считается одной из наиболее сильных молений в великий пост дома. Ее произносят также на богослужениях. Известно, что преподобный Ефрем совершил грех. Господь преподал ему за это урок. После этого Ефрем понял, что все находится под взором Бога, а за свои грехи каждый в ответе.

«Боже, Владыка моей жизни! Вразуми меня, не дай жить в праздности и лени. Избавь меня от пустословия, греховных мыслей и слабости духа. Тебе вверяю живот свой, в благочестии склоняю голову пред всевидящим взором Твоим. Покажи мне, Всевышний, все грехи мои, за которые я в ответе. Накажи справедливым судом и дай возможность исправиться, встав на путь единственно верный. Освети тьму вокруг меня, да ниспошли благость свою, чтобы словом Твоим мог защититься от несправедливости и происков лукавого. Дай мне силы избавиться от алчности, зависти и осуждения. Только Ты можешь наказывать неправедных. Во веки вечные благословен Ты. Даруй мне целомудрие и смирение. Глас Твой в веках разносится, не покидая ни Землю грешную, ни души наши. Аминь».

Постящийся должен произносить молитвенный текст 12 раз вместе с поясными наклонами. В конце необходимо совершить земной поклон полностью.

Нужно читать молитву в будни дни. Ведь в этом священном тексте собраны основные покаяния, просьбы, обращенные к Господу. Главное, чтобы слова молящегося исходили из глубины сердца. В этот период стоит просить о прощении своих грехов.

Грехи

Важно во время духовного общения остановиться на нескольких основных моментах, то есть на грехах, от которых стоит очиститься.

  1. Необходимо отметить дух праздности. Его всегда считали пороком. Ведь Господь дал каждому человеку определенные умения, таланты, которые он может со временем раскрыть и улучшить, направить на совершение благих дел. Праздность отвлекает верующего от истинной цели, сбивает с истинного пути.
  2. Никаких проблесков доброты или счастья человек не замечает, когда им управляет уныние. В такой ситуации верующий христианин погружается во тьму. В таком состоянии он не может двигаться в правильном направлении.
  3. Господь создал человека, который умеет говорить. Празднословие губит его душу, ведь используется для оскорблений других людей, произнесения проклятий. В мольбе необходимо просить Господа уберечь от злых, напрасно сказанных слов.
  4. Чрезмерное желание управлять другими людьми может стать проблемой, которая будет препятствовать развитию духовного общения.

Чтобы избавиться от этих грехов, стоит во время Великого поста читать молитвенные строки. Открыв сердце Господу, вы очистите тело и душу от греховности.

Необходимо покаяться, очиститься от совершенных ранее проступков. Если человек не может понять, где сбился с истинного пути, можно попросить Господа помощи. Во время Великого Поста необходимо простить тех, кто вас обидел, помогать другим людям, давать подаяние. Главное, чтобы ваши действия и намерения были искренними и имели благую цель.


Видео на тему: Как правильно молиться в Великий Пост? Какие молитвы читать?

Выводы

Огромную роль имеют произнесенные молитвы в пост. Ведь с их помощью человек очищается в физическом и душевном плане. В период великого поста можно заново переосмыслить собственную жизнь, предназначение. У вас появляется возможность понять, чего же вы на самом деле желаете.

Священнослужители советуют избавиться от плохих мыслей, забыть старые обиды. Также важно посещать церковь, молиться, открывать свое сердце Богу.

На вопросы телезрителей отвечает иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого. Передача из Екатеринбурга. Эфир 12 марта 2014 г.

Здравствуйте, уважаемые зрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Тимофей Обухов.

Сегодня у нас в гостях иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Война-Ясенецкого, архиепископа Крымского.

Батюшка, здравствуйте! Благословите.

Здравствуйте, Тимофей. Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Бог да благословит всех нас.

Сегодня мы будем говорить о Великом посте. Хотелось бы начать с того, для чего православный человек соблюдает Великий пост, и в чем он состоит?

К сожалению, чаще всего внимание людей в основном приковано к пище. Для большинства пост превращается в воздержание от определенной пищи и не сорваться до Пасхи. Дождавшись Пасхи, вернуться к тому, как мы жили раньше. Таким образом, получается, что мы служим своему чреву, думаем только о теле и больше ни о чем.

Пост является тем инструментом, с помощью которого человек может двигаться в сторону Бога и может встретиться с Ним. Смысл поста в том, чтобы помочь человеку встретить Бога. Если убрать Бога как цель поста, то останется одна диета.

Неправильное отношение к посту рождает неправильное ощущение себя. В первый понедельник Великого поста в наших храмах прозвучали слова «постимся, братия, постом приятным». Как правило, люди этого не понимают, для них это мука, которую надо протянуть. Поэтому важно переключать свое внимание на главное в Посте.

Поставим в Пост на первое место не тело, а Бога. Зададимся вопросом: какие у меня с Ним отношения, что я о Нем знаю, что происходит в моей духовной жизни. Это будет касаться и молитвы, и добрых дел.

Например, молитва. В чем она обычно состоит? В вычитывании утреннего и вечернего правила. Обычно критерий успешности - более или менее внимательно удалось прочитать все молитвы. Но почувствовал ли ты за это время Христа, изменилось ли что-то в тебе самом?

Как мерилом поста часто становится такой критерий, как «я не ем масла». Часто начинают тщательно исследовать химический состав продукта. Должны быть воздержание и усилие, но они не должны быть самоцелью поста. Пост должен помочь человеку убрать из жизни все лишнее, чтобы Господь в твоей жизни стал ближе и отчетливее, чтобы хотелось быть с Ним больше.

Например, когда человек готовится, скажем, к поступлению в вуз. Он знает, что такого-то числа у него экзамены, он заранее готовится: старается сосредоточить все свое внимание и усилие на подготовке к ним, читает книжки, узнает то, чего не успел. Все лишнее, как бы оно ни было привлекательно, старается в это время убрать. Самое главное - встреча с экзаменационным билетом и выполнение его заданий. Вся предыдущая работа была лишь подготовкой к этому дню. Так же и мы во время Великого поста готовимся к самому главному - к встрече с Господом. Причем, встреча происходит не через семь недель, встретиться можно уже сейчас, только надо убрать все лишнее из своей жизни. Постарайся, сделай это усилие, движение вперед, навстречу Господу.

- Что это лишнее, что мешает встретить человеку Бога?

Это должен определить каждый человек, внимательно посмотрев на свою жизнь. Что нас отвлекает от Бога, что нам мешает молиться? Конечно, есть и некие общие причины. Например, отвлекает телевидение, наш ум перегружен информацией, из-за этого мы не можем молиться, читать. Например, раньше человека не принимали в монастырь, если он не знал наизусть всю Псалтирь. Зададимся вопросом, сколько псалмов знаем мы? Ведь наша память не вмещает. Почему тогда могли не только Псалтирь, а и Священное Писание, и Патерики наизусть знать, а мы сейчас не можем. Потому что у человека жизнь заполнена чем-то иным, и Пост - это то время, когда ты это иное, хотя бы на какой-то срок, убираешь из жизни.

Злободневным является вопрос о детском посте, и опять на первое место выходит вопрос, что есть и что не есть. Но давайте будем думать не о еде, а о том, чтобы сделать жизнь ребенка яснее, например, ограничить от такого момента, как компьютерные игры. С ребенком можно договориться не играть в это время, от этого он не будет ощущать недостаток белков и жиров.

Почему современные дети не любят читать? Потому что они обильно получают «пережеванную» информацию из фильмов, интернета, телевидения. Конечно, ничто не может заменить книгу, поэтому давайте во время Великого поста возьмем подвиг читать книги. Конечно, родители тут же скажут, что легко говорить и трудно делать. Но ведь можно попробовать. Если ничего не пробовать, ничего и не произойдет.

Вопрос телезрительницы: Когда я начинаю ходить в Церковь, у нас с дочерью начинаются ссоры, и недавно она сказала мне, что я далеко зашла.

Прежде всего, хочу сказать, что дочь проявляет непозволительную дерзость, говоря так матери. Давно замечено, что во время поста силы зла активизируют свои движения. Бывает, человек собирается в храм, и тут у близких возникает куча дел и вопросов. Казалось бы, почему раньше об этом никто не думал и не спрашивал, но именно когда человек решил идти молиться Богу? Вам не надо переживать и стараться объяснять дочери мирно и полюбовно. Когда кто-то в семье начинает поститься, другим сразу кажется, что теперь человек истощится и к Пасхе его придется хоронить. Люди не знают, что такое пост, придумывают себе страшилки и проецируют на близких.

Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: Недавно я прочитал в книге по психологии, что один человек перенес травму головного мозга и в результате стал агрессивен, начал избивать жену. Неужели в таком случае нет ни добра, ни зла, ни Бога, ни дьявола, в такой ситуации все поведение человека определяет только мозг?

Конечно, есть разные причины поведения человека. Физическое состояние человека влияет на психику: все мы знаем, как мы раздражительны, когда болит зуб. Если же этот человек испытывает постоянную боль, представляете, как ему тяжело сдерживаться? Если мы говорим о Боге, то Он может попускать такую ситуацию, как испытание, некий крест. Мне, как человеку верующему, очевидно, что здесь необходима помощь Бога, обращения к Нему: я не могу справиться сам, вот до чего я дошел, Господи помоги! Верующему человеку проще, он может обратиться к самому источнику силы, а как справляются неверующие, не знаю. Если говорить о воздействии бесов на больного человека, надо понимать, что власть их ограничена промыслом Божиим. Все это понять и увидеть человеку дает вера, но не как набор неких знаний, а как опыт жизни, понимания, что Он всегда рядом и ведет тебя за руку. Пост, как раз время, когда это руководство более ощутимо.

Чтение хорошей духовной литературы является одной из добродетелей. Православие очень богато на чтение, у нас есть опыт святости и жизни в Боге, и каждый человек через чтение может прикоснуться к этому опыту, можно сказать, древу жизни.

К чтению нужно подходить разумно, и если есть духовник, обсудить с ним, что читать во время Великого поста. Надо спрашивать того человека, который знает тебя, твое состояние, что тебе уже известно. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что человеку, живущему миру не очень полезно читать глубокую аскетическую литературу, потому что в своей жизни, в силу ее образа и обстоятельств, применить полученные знания он не сможет, но может впасть в уныние. Ведь вот написано, как надо жить, а я так не могу. Чтение надо выбирать согласно образу своей жизни.

Если мы говорим об ограничении лишней, ненужной информации, то мозгу надо дать пищу правильную. Чтение как раз и есть самая правильная пища.

Вопрос телезрителя: Возможно ли причащаться, если назначена епитимия, но по причине болезни она не может быть исполнена?

Епитимия - это некие упражнения, которые даются человеку, чтобы он укрепился в духовной жизни. Епитимию нельзя считать наказанием. Если человека по какой-то причине отлучили от Причастия, это индивидуальные случаи, и обращаться надо к тому священнику, который ее назначил.

- Должен ли поститься каждый крещеный человек?

Должен. Но помнить, что пост это не диета.

Вопрос телезрителя: Главная добродетель - смирение, но как провести грань между смирением и человекоугодием, раболепством перед начальством?

Во-первых, смирение касается отношений человека и Бога. Это та дверь, через которую открывается путь к Богу. Только, когда я пойму, что без Бога, я ничего не значу. Любой, честно посмотрев на себя, поймет, что человек существо крайне ненадежное и без Бога ни на что не способное. Смирение - это, когда человек это поймет и будет не требовать от Бога благ, а просить спасти его: «Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».

Что касается наших отношений с людьми, то надо подходить разумно, бывает, что человек оправдывает человекоугодие смирением. Бывает, что не хочется конфликта, не хочется кого-то защитить или настоять на своем, и он начинает оправдываться тем, что не смиренно перечить руководству. Я не говорю, что перечить руководству надо, но только о том, что всегда надо смотреть в глубину, что стоит за этим смирением.

Если я не перечу руководству потому, что я самолюбивый и гордый, и мне полезно потерпеть, поэтому я закрою рот и промолчу - это одно. А когда я молчу, потому что я трус или это выгодно, чтобы не потерять лояльное к себе отношение руководства, то это совсем иное, и смирение тут совсем не при чем. Это внутренний корыстный расчет. Смирение - это могучая сила, которая делает его крепким, как скала. А человекоугодие превращает человека в труса и рохлю.

- Что еще включает в себя Великий пост, чтобы человек почувствовал себя ближе к Богу?

Пост и молитва, - говорят святые отцы. Пост не только как воздержание от определенной пищи, и молитва не как одно лишь вычитывание утреннего и вечернего правил, хотя порой с этого все начинается у человека.

Пост как отложение всего, что от нас закрывает Бога. Это и наш язык, и наши злые мысли, поступки, настроения - именно это надо изменять в себе.

Если бы можно было просто взять - и убрать. Но только человек начинает этим заниматься, как начинает понимать, как же крепко все это впилось в него, как глубоко проросло. Мрачное, мутное, гнилое, то, что не люблю, но оно прочно сидит во мне.

В Евангелии есть слова «если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную». Эти слова означают, что если в твоей жизни есть что-то, близкое и дорогое, как свой собственный глаз, но это тебя губит, не бойся этой боли, не бойся оторвать это. Когда же начинаешь это делать, видишь, насколько зависим и не свободен, насколько тебе нужна помощь Божия. Ведь задача поста в том, чтобы показать человеку его потребность в Боге.

Когда человек не живет православной традицией, он, как правило, живет в мечте о самом себе, ему кажется, что он и хороший, и добрый. Люди, которые не постятся, несчастны, потому что лишают себя уникальной возможности узнать себя настоящего. Да, это знание неприятное, это точно. Ты вовсе не столь ловок и силен, как тебе казалось, и не так уж много от тебя зависит, и вот тут у человека возникает вопрос: что же мне делать с собой таким? И человек начинает искать Бога, молитва становится его потребностью, а не вычитыванием текстов. Это потребность души в личности Бога, ему нужны та реакция, та любовь, которая есть в Боге. Складываются личные отношения с Богом, и этим нужно себя наполнять, это нужно ставить как цель.

Вопрос телезрительницы из г. Кирова: Всем ли полезно собороваться Великим постом, как правильно применять соборованное масло. Можно ли применять внутрь и с какой молитвой? Что делать с маслом, оставшимся от соборования прошлого года?

Интересно, что будет, если употребить масло от соборования неправильно? Мне даже сложно представить это.

Соборование - таинство со времен апостолов рекомендованное больным людям. В Послании апостола Иакова об этом есть четкое указание. Со временем акцент сместился: что раз в год собороваться надо всем, и что тогда весь год не будешь болеть, и что якобы во время соборования прощаются забытые грехи. Непонятно, откуда эта весть взялась, и люди начинают злоупотреблять этим. Пособоровался - и все. В отношениях с Богом не бывает ничего механического. Сделал что-то один раз - и все. Общение с Богом подразумевает продолжительность личных взаимоотношений человека и Бога. Грехи прощаются только, когда есть покаяние.

Что касается масла, то у апостола Иакова говорится о помазании маслом во время Таинства соборования, но ничего не говорится о том, чтобы набирать масло литрами. Но если уж взяли, то можно есть сразу или в течение года, помазывать больные места. По вере вашей, да будет вам. Молитву можно читать любую. Не надо создавать из этого фетиш, связывать Бога какими-то вещами.

- Вы сказали о покаянии, ведь это главное условие поста?

Конечно, пост - это время, которое мы должны наполнить покаянием. Откуда берется у человека покаяние? Из того, что он узнает сам себя, когда мы убираем то лишнее, что нас отвлекает и развлекает.

Например, сейчас в каждой машине вмонтирована магнитола, и, чаще всего, человек, запуская двигатель, тут же нажимает на кнопочку и слушает радио, музыку. И мы не замечаем, что это становится неотъемлемой частью жизни. А если не включать?

И тут происходит вот что: когда человек сталкивается с тишиной, он сталкивается с проблемой, с тем, что все мысли начинают вращаться вокруг него самого. На человека, не привыкшего думать о себе, это действует, как нечто оглушающее - поток мыслей в сознании. Но это надо сделать.

Пост - это время, когда мы можем создать в своей жизни тишину, чтобы прислушаться к самому себе, почувствовать себя, чтобы узнать самого себя. Из этого познания самого себя в конечном итоге рождается покаяние. Покаяние - это не списывание грехов из специальных книжек.

Покаяние будет тогда, когда человек произведет внутри себя переворот, перемену мыслей, взглядов на себя и свою жизнь. Это очень болезненный процесс - по-другому смотреть на привычные вещи, перестать себя оправдывать, утешать. Эта внутренняя перемена и приводит человека к встрече с Богом.

Наступает весна, поэтому такая аналогия с огородными работами. Те, кто когда-нибудь сажал картошку, знает, что нельзя привезти мешок, высыпать на поле и ждать урожая. Надо подготовить почву, очистить от лишнего, взрыхлить, удобрить, и только потом сажать. Так же и с душой человеческой: пока ты не вскопаешь себя, пока не решишься поднять слой своей греховной глины, души не достигнешь.

Вопрос телезрителя из Ленинградской области: Часто говорят о том, что в пост увеличить количество деланий, молитвы, быть внимательнее к своей внутренней жизни. Но разве так не должно поступать и вне поста?

Знаете, что такое идеальный пост? Это тот, который как начался, так больше и не заканчивается. Если человек в пост отложил какой-то грех, то по его окончании к нему уже больше не возвращается. Например, если человек решил во время поста не ругаться матом, он что после Пасхи опять начнет - это же абсурд! Или человек весь Великий пост не пил, а в Пасху взял и напился, так соскучился по выпивке.

Конечно, и семинедельный труд поста дает пользу душе, но хорошо, чтобы так было всегда. Начал заниматься самим собой - и не останавливайся. Понятно, что если человек живет духовной жизнью, то он всегда испытывает некое напряжение, а в пост только продолжает.

Однако живущие духовной жизнью знают, что в пост появляется ощущение, что ты занят делом, которое, может быть, внешне не проявляется, но наполняет и согревает душу. Тоже средство против уныния, болезни современного человечества.

Вопрос телезрительницы из Челябинска, которая никак не может справиться со страстью гнева, кается, исповедуется, причащается, но потом снова срывается. Спрашивает, что ей делать?

Во-первых, надо продолжать поражать страсть покаянием и сокрушением сердца. И надо понимать, что всякая страсть подпитывается самолюбием, поэтому сокрушение и покаяние уменьшают его.

Во-вторых, надо найти причину, почему так бывает. Гнев, как раздраженное состояние, может быть проявлением болезни. Так могут проявлять себя неврозы, тогда человека нужно лечить и медикаментозно, хотя Причастие Святых Христовых Таин остается первейшим лекарством. Лечить и душу, и тело. Также постараться, что вызывает гнев? Все вокруг - тогда точно нужно к врачу. Горячо любимая мама - надо разбираться, почему и когда это началось. Но главное не бросать и не отчаиваться, продолжать бороться.

- Давайте поговорим о Святом Причастии.

Святое Причастие - основа, смысл, центр всего христианства. В Причастии мы с Христом встречаемся. К сожалению, и причащаться можно механически, не рассуждая о том, что происходит. Здесь тоже от человека требуются усилия по сосредоточению, подготовке себя ко встрече с Христом в Причастии.

На протяжении двух тысяч лет Церковь говорит, что это самое главное в христианстве, это источник жизни вечной. Насколько без этого нет жизни. Если не причащаться, пост также становится бессмысленным.

- Что можно сказать людям, которые не постятся? Как их можно заинтересовать?

Заинтересовать вряд ли, но можно позвать в этот мир. Встреча с Богом реальна, а пост - одна из тех дверей, которая открывается для человека. Хочется пожелать не жалеть себя, а решиться, взять и попробовать. Пусть что-то будет неправильно с точки зрения предписаний и правил, но сам по себе этот труд, эта решимость важны сами по себе.

- Нужно ли брать благословение перед постом?

Это полезно и в педагогическом плане, и в смысле послушания, смирить свою жестокую, то есть жесткую, негнущуюся выю перед благословляющей десницей духовника. Кроме того через благословение мы получаем благословение Господа, просим Его помощи, силы, вразумления, понимая, что сами слабы, будем спотыкаться, Ты же мне помоги пройти время этого поста с толком.

- Большое спасибо, отец Анатолий, за беседу и наставления.

Спаси всех Господь.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

В этом году с понедельника до 3 апреля православные христиане будут соблюдать Великий пост - самый продолжительный и строгий из четырех постов. В это время верующие отказываются от скоромной пищи: мяса, рыбы, яиц, молока. Диетолог отмечает, что пост - это не только ограничение употребления отдельных продуктов или диета, но и преодоление себя, духовный подвиг, и об этом нужно помнить в первую очередь.

Не забывайте о витаминах
Рацион постящегося состоит из круп, бобовых, фруктов, овощей, растительного масла, сахара, меда, орехов, сообщила эксперт.

"Современная медицина видит ряд недостатков в рационе строгих вегетарианцев. Это недостаточное обеспечение организма солями кальция, железа, цинка и других минеральных веществ, нехватка аминокислот, недостаток витаминов В2, B9, С, D и йода", - сказала Неменова.

С другой стороны, отметила она, достоинством растительной пищи является высокое содержание в ней витаминов и растительных волокон, "обеспечивающих чувство насыщения и удаление из кишечника вредных веществ".

"Белки животного происхождения можно заменить на продукты из сои. Из нее сегодня делают различные напитки, продукты, БАДы", - сказала диетолог. По ее словам, особенно полезны продукты из сои для людей с высоким уровнем холестерина в крови.

Режим и творческий подход
"Важно соблюдать режим питания, чтобы человек получал завтрак, обед, полдник, ужин и еще что-то принимал перед сном", - сказала Неменова.

Она отметила, что пост дает простор для кулинарной фантазии. Морковь, лук, капуста, свекла, консервированный зеленый горошек, фасоль, горох, бобы, яблоки, апельсины, сухофрукты, орехи и семечки, в частности, кунжут - из этого набора можно приготовить разнообразные блюда, считает диетолог.

"Постный суп получается прекрасный из квашеной капусты с морковкой. Нужно отдельно отварить картофель, разварить немного квашеную капусту, заправить луком, поджаренным на растительном масле. Употреблять такой вегетарианский суп можно и в горячем, и в холодном виде", - сказала собеседница агентства. Она также отметила, что можно готовить супы с лапшой, рассольники, овощные, грибные, манные, морковные, фасолевые и гороховые супы.

По ее словам, обязательно должно быть три блюда утром (например, каша, салат и чай), четыре блюда в обед, на ужин два-три блюда и сок перед сном. Специалист посоветовала не пить пакетированные соки в чистом виде, а разбавлять их водой в соотношении один к одному, чтобы не возникало повышенное чувство жажды.

Пост полезен не всем
"Пост показан не всем. Например, пожилым лицам, малолетним детям , беременным, больным людям пост противопоказан", - сообщила эксперт.

Она предложила свой вариант однодневного меню для постящихся. На завтрак можно съесть тертую с растительным маслом свеклу или тертую морковь, гречневую кашу с луком на растительном масле и чай с лимоном, что укладывается в 320 килокалорий.

На обед можно приготовить картофельный суп или кислые щи, пшенную кашу с тыквой, кисель - это 600-700 килокалорий. На полдник предлагается разбавленный сок с сухариками, а на ужин - салат из свеклы или моркови с яблоками, фруктовый плов, чай с вареньем. А на ночь можно выпить разведенный овощной или фруктовый сок.

За день, с учетом 200 грамм пшеничного и 200 грамм ржаного хлеба и 25 грамм сахара, получится около 3 тысяч килокалорий. Это позволит обеспечить суточную потребность организма в энергии, считает Неменова.

Великий Пост — это период воздержания от привычных удовольствий, к которым привык православный христианин. К числу удовольствий Православная Церковь относит не только еду, но и развлечения — духовные и телесные.

В чем смысл поста?

Если бы смысл этой христианской традиции заключался только в пищевых ограничениях, то пост мало чем отличался бы от обычной диеты. Считается, что только в состоянии сдерживания телесных становится особенно восприимчивым к духовной работе над собой, поэтому пост — это период воздержания и покаяния. А покаяние немыслимо без чтения молитвы. Какие молитвы читать в пост? Наиболее известные великопостные молитвы и молитвословы - «На всякое прошение души», покаянный канон святого Андрея Критского. Наиболее известна и почитаема в Великий пост, ее читают во всех церквях и в домах верующих христиан на протяжении всего поста.

Молитвочтение во время поста

Известный святитель Феофан Затворник говорил, что человек не полон без тела так же, как и молитва не полна без в свою очередь, заключается в том, что следует:


Все эти правила следует строго соблюдать во время поста, а, кроме того, объем молитвочтений в этот период следует увеличить и уделить им особенное душевное внимание.


Значимость молитвы Ефрема Сирина

Покаянная молитва Ефрема Сирина состоит всего лишь из трех десятков слов, а вмещает в себе все самые главные элементы покаяния, указывает на то, к чему следует приложить основные усилия молящемуся. Благодаря этой молитве верующий определяет для себя путь избавления от недугов, которые препятствуют его сближению с Богом.

Кроме того, это моление доступно и емко выражает значение и смысл Великого поста. Молитва святого Ефрема Сирина отражает главные заповеди, дарованные Господом, и помогает в доступной форме осмыслить свое отношение к ним. Она читается православными в их домах и в церквях в конце каждого богослужения в великопостный период.


Кто такой Ефрем Сирин

Но далеко не только великопостная молитва Ефрема Сирина сделала его почитаемым святым, этот человек известен как церковный оратор, мыслитель и богослов. Родился он в IV веке в Месопотамии, в семье бедных крестьян. Долгое время Ефрем не верил в Бога, однако волею случая стал одним из лучших проповедников того времени. По легенде, Ефрема обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. Во время пребывания в темнице он услышал глас Божий, призывавший его покаяться и уверовать в Господа, после чего был оправдан судом и выпущен на свободу. Это событие перевернуло жизнь юноши, заставив его раскаяться и уединиться для жизни вдали от людей.

Долгое время он вел отшельнический образ жизни, позднее стал учеником известного аскета — святого Иакова, жившего в окрестных горах. Под его руководством Ефрем читал проповеди, обучал детей и помогал на службах. После кончины святого Иакова молодой человек поселился в монастыре рядом с городом Эдесса. Ефрем настойчиво изучал Слово Божие, труды великих мыслителей, святых старцев, ученых. Обладая даром учительства, он мог доступно и убедительно доносить эту информацию людям. Вскоре к нему стали приходить люди, нуждавшиеся в его наставлениях. Известно, что язычники, бывавшие на проповедях Ефрема, обращались в христианство легко и уверенно.

Почитание святого в наши дни

Сегодня Ефрема Сирина называют отцом церкви, учителем покаяния. Все его произведения пропитаны мыслью о том, что покаяние — это смысл и двигатель жизни каждого христианина. Искреннее покаяние в сочетании со слезами раскаяния, по мнению святого, полностью уничтожает и смывает любой грех человека. Духовное наследие святого насчитывает тысячи работ, однако на русский язык переведена лишь малая их часть. Наиболее известны молитва Ефрема Сирина в Великий пост, а также его слезные моления, моления на разные случаи жизни и беседа о свободной воле человека.

История возникновения молитвы

Каким образом Ефрем Сирин создал эту молитву, достоверно уже никто не расскажет. Согласно преданию, одному пустынному отшельнику привиделись ангелы, державшие в руках большой свиток, испещренный надписями с обеих сторон. Ангелы не знали, кому передать его, стояли в нерешительности и тогда с небес раздался Божий глас «Только Ефрем, избранник Мой». Отшельник привел к ангелам Ефрема Сирина, те передали ему свиток и велели проглотить его. Далее случилось чудо: слова из свитка распространил Ефрем, словно дивная лоза. Так молитва Ефрема Сирина в Великий пост стала известна каждому православному христианину. Моление это выделяется среди всех остальных великопостных песнопений, его чаще прочих читают в храме и чаще всего именно во время этой молитвы вся церковь преклоняет колени перед Богом.

Текст молитвы

Молитва Ефрема Сирина, текст которой представлен в этой статье, легко запоминается и читается, несмотря на наличие

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

Такова молитва Ефрема Сирина. Текст молитвы может быть понятен не всем христианам из-за наличия в ней церковнославянских слов, а за скромными прошениями в этом молении скрыт смысл настолько глубокий, что далеко не каждому христианину удается постичь его с первого прочтения. Для полного понимания ниже представлено толкование молитвы Ефрема Сирина.


Толкование молитвы

Как видно из текста моления, оно делится на два типа прошений: в одних молящий просит Господа «не дать» — то есть освободить от недостатков и грехов, а другим рядом прошений молящий, напротив, просит Господа «дать» ему духовные дары. Толкование молитвы Ефрема Сирина имеет глубокий духовный смысл, рассмотрим значение каждого из них.

Прошения об избавлении звучат так: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Только благодаря молитве человек способен совершить подвиг и избавиться от этих грехов.

Праздность

Казалось бы, праздность — не такой уж и великий грех по сравнению с завистью, убийством и воровством. Однако она является самым греховным отрицательным состоянием человека. Перевод этого слова с означает пустоту и пассивность души. Именно праздность является причиной унылого бессилия человека перед духовной работой над собой. Кроме того, она неизменно порождает уныние — второй страшный грех человеческой души.

Уныние

Говорят, что праздность символизирует отсутствие света в душе человека, а уныние — наличие в ней тьмы. Уныние — это пропитанность души ложью в отношении Бога, мира и людей. Дьявол в Евангелии назван отцом лжи, а потому уныние — это страшное дьявольское наваждение. В состоянии уныния человек различает только плохое и злое вокруг себя, он неспособен видеть в людях доброту и свет. Именно поэтому состояние уныния равноценно началу духовной смерти и разложению человеческой души.

Любоначалие

Покаянная молитва Ефрема Сирина упоминает и о таком состоянии души, как любоначалие, которое означает стремление человека к власти и господству над другими людьми. Стремление это рождается из уныния и праздности потому, что пребывая в них, человек рвет свои отношения с другими людьми. Таким образом он становится внутренне одиноким, а окружающие превращаются для него лишь в средство достижения его целей. Жажда власти продиктована стремлением унизить другого человека, сделать его зависимым от себя, отрицается его свобода. Говорят, что в мире нет ничего страшнее такой власти — обезображенной пустотой души и ее одиночеством и унынием.

Празднословие

Упоминает великопостная молитва Ефрема Сирина и такой грех души человеческой, как празднословие, то есть — пустословие. Дар речи был дарован человеку Богом, а потому использовать его можно лишь с добрым помыслом. Слово, использованное для совершения зла, обмана, выражения ненависти, нечистоты несет в себе большой грех. Об этом в Евангелии говорится, что на Великом Суде за каждое праздное слово, произнесенное при жизни, душа будет держать ответ. Празднословие несет людям ложь, соблазн, ненависть и разложение.

Молитва святого Ефрема Сирина помогает осознать эти грехи, покаяться в них, ведь только осознав свою неправоту, человек способен перейти к другим прошениям — положительным. Такие прошения звучат в молитве так: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве...даруй ми зрете моя прегрешения и не осуждати брата моего».


Целомудрие

Смысл этого слова широк, и означает он два основных понятия - «целостность» и «мудрость». Когда молящий просит у Господа целомудрия для себя, то это значит, что он просит знаний, опыта видеть добро, мудрости для ведения праведной жизни. Целостность этих прошений являет собой мудрость человеческую, позволяет человеку противостоять злу, распаду и уходу от мудрости. Прося о целомудрии, человек мечтает вернуть жизнь в мире и гармонии для ума, тела и души.

Смиренномудрие

Смирение и симренномудрие — понятия неодинаковые. И если смирение может трактоваться как обезличенная покорность, то смиренномудрие — это смирение, не имеющее ничего общего с самоунижением и презрением. Смиренномудрый человек радуется постижениям, открытым им Богом, той глубине жизни, которую открывает в смирении. Смиренный же человек падший нуждается в постоянном самопревозношении и самоутверждении. Смиренномудрому человеку гордыня не нужна, так как ему нечего скрывать от других людей, потому он и смиренен, не рвется доказывать другим и себе свою значимость.

Терпение

«Остается только терпеть» — это не христианское терпение. Истинное христианское терпение являет собой Господь, который верит каждому из нас, доверяет нам и любит нас. Оно базируется на убеждениях о том, что добро всегда побеждает зло, жизнь побеждает смерть в христианской вере. Именно эту добродетель молящий просит себе у Господа, когда говорит о терпении.

Любовь

По сути, вся молитва сводится к просьбе о любви. Праздность, уныние, любоначалие и празднословие являются помехой к любви, именно они не пускают ее в сердце человека. А целомудрие, смиренномудрие и терпение — это своего рода корни для прорастания любви.


Как правильно читать молитву

Когда читается молитва Ефрема Сирина, следует придерживаться некоторых правил:

  • Чтение производится во все дни Великого Поста, кроме субботы и воскресенья.
  • Если молитва читается впервые, то после каждого прошения следует воздавать земной поклон.
  • Впоследствии церковный устав требует воздавать земной поклон трижды во время чтения молитвы: перед прошениями об избавлении от недугов, перед прошениями о даровании и перед началом третьей части молитвы.
  • Если того требует душа, молитву можно производить и вне великопостных дней.

Какие молитвы читаются в пост

Кроме этого, верующие читают те молитвы, которые произносят и в обычные дни. Когда читается молитва Ефрема Сирина, обычно производится чтение и молитвословия из Часослова и Триоди, а также молитвослова «На всякое прошение души».

Заключение

Молитва Ефрема Сирина в Великий пост представляет собой квинтэссенцию духовных просьб молящего к Богу. Она учит его любить, радоваться жизни и помогает соблюдать режим поста.

Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» – тогда как причин для уныния нет. Долгие службы - это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.

Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету».

Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.

Вот это постоянное памятование о Боге - и будет нашей непрестанной радостью о Нем.


Нет, конечно, всем нам не надо становиться за пост исихастами, но попытаться стать на полшага ближе к идеалу можно.

Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах - иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило - выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить . В дороге послушать или почитать Псалтирь.

С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.


Домашние заботы, дорога в час пик, шум на работе - даже если мы смогли организовать свою жизнь так, чтобы есть только разрешенную пищу, читать молитвенное правило целиком и даже молиться в течение дня, от всей этой суеты мы страшно устаем. И здесь нам на помощь приходит храм.

В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы - это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.

Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы - в первые четыре дня Великого поста, вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы …

Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить - между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).

Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая - время покаяния, вторая - время очищения, подготовки к Пасхе.

Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.

Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься - напрасная трата здоровья.


Кстати, здоровье. Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует немедленно оговорить с духовником.

Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением - не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.

(Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство - помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.)

Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить - крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.


«Пощусь - тщеславлюсь, и не пощусь - тщеславлюсь», – скорбит в своей «Лествице».

«Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идет с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело. Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты). Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.

«Тщеславие непощением» – более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла - а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя - а зато я каюсь каждые выходные!

Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»


И вообще, меньше рассуждай о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени - изменение режима питания.

Вегетарианцы никогда животной пищи не едят - к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола.

Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», – идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии - слова Божьего - уделяется особенное внимание.

За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий Завет.


Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом.

Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.

Призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.

Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, - беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая - это не развлечение, а помощь ближнему.


Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием. На самом деле никакого доброго отношения здесь, как правило, нет - есть собственная слабохарактерность и зависимость от чужого мнения. Именно Великим постом эта страсть обостряется.

«Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» – предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное - нельзя же обижать!

«Приходи в гости в субботу вечером!» – зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье.

«Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» – откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.

Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный : мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный - это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.

Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования - надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.


Наконец, самое главное правило Великого поста - помнить, ради чего существует этот период.

Великий пост - время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…

Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»