Апостол христов матфий заменивший иуду. Святой апостол матфий (†ок.63). Избрание святого Матфия в число двенадцати апостолов

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Единственный раз имя Матфия упоминается в книге "Деяния святых апостолов", входящей в канонический корпус текстов Нового Завета — исторической хронике создания христианской церкви и ее развития в первые 30 лет существования. После предательства Иуды Искариота, одного из 12 ближайших учеников Иисуса Христа, апостолы решили выбрать ему замену.

"И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал: …надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцатиапостолам". (Дея. 1:15-26).

Сведения о жизни этого апостола крайне скудны, возможно еще и потому, что из-за схожести имен его часто путали с евангелистом Матфеем, и даже разных редакциях одного и того же текста, например, апокрифических "Деяний Андрея и Матфия", встречаются разные написания имени этого апостола.

Между тем, именно "Деяния Андрея" — самый древний апостольский акт, рассказывающий об апостоле Матфии. Именно в нем говорится о том, как апостолы бросали жребий, чтобы определить, кому в какую землю отправляться на проповедь. Андрею досталась провинция Вифания в Малой Азии и Лакедемон и Ахайя на юге Пелопонеса, а Матфию — Парфия (Иран) и загадочный город Мирминда.

К сожалению, оригинальный текст этих "Деяний" до нас не дошел. Последний христианский писатель, державший его в руках в VI веке — епископ Григорий Турский — начинает свою "Книгу о чудесах блаженного апостола Андрея" с рассказа о том, как апостол Матфий "провозглашал слово спасения в городе Мирмидоне" и за это попал в темницу, из которой его вызволил апостол Андрей, сам чуть было не поплатившийся за это жизнью.

Где находился этот загадочный город Мирмидон, или Мирминда? Средневековые авторы жития апостола Матфия называют эту страну Эфиопией. Однако еще в конце XIX века российский исследователь Петровский, проанализировав все доступные на тот момент дкументы, доказывал, что в данном случае речь идет не об африканской Эфиопии, а о Северном Причерноморье — в апостольские времена оно входило в состав Боспорского царства, жили там греки, скифы, тавры, синды, меоты, а правила сарматская династия.

А к югу же от от Боспорского царства лежала Колхида, которую греческие географы часто называли "внешней Эфиопией", поскольку, по свидетельству Геродота, населяли ее темнокожие люди с курчавыми волосами, похожие на египтян и эфиопов.

Но если рассказ о проповеди в этих землях апостола Андрея церковная традиция сохранила, то память о миссии апостола Матфия стерлась. Что, кроме преданий, оставил нам этот удивительный человек, о котором мы так мало знаем?

В ранней христианской церкви была известна книга под названием "Предания Матфия". О ней в III веке вполне уважительно упоминает знаменитый богослов Климент Александрийский, отнюдь не считая ее еретической. Но и она, как и "Деяния Андрея", до нас не дошла.

По церковному преданию, апостол Матфий был человеком глубокой веры и большой отваги, несшим евангельскую Благую Весть самым диким в те времена племенам, много раз оказываясь на волосок от смерти, и под конец приняв мученический венец около 63 года — согласно житию, он вернулся в Иудею и там за проповедь христианства был осужден синедрионом и побит камнями.

Мощи его, перенесенные в Германию матерью императора Константина Великого императрицей Еленой, хранятся в Трире, в аббатстве святого Матфия, а память его почитается не только православной, но и католической и англиканской церквями.

Апостол Матфи́й (греч. Ματθίας, лат. Matthias) - один из учеников Иисуса Христа, по жребию занявший место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота.

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран сначала в число 70 меньших апостолов, о которых в Евангелии говорится: «Избрал Господь и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицом Своим» (Лк. 10:1).

По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12-ти Апостолов. По отпадении Иуды лик 12-ти Апостолов утратил свою полноту, а с ним и право на именование двенадцати. Господь же избрал двенадцать родоначальников Общины Нового Завета подобно тому, как древний Израиль вел происхождение от двенадцати патриархов. Поэтому верховный из Апостолов, святой Петр, став посреди собрания первых христиан, предложил выбрать апостола вместо Иуды: «и поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом (справедливым), и Матфия» - свидетелей земной жизни Господа от Его Крещения до Вознесения. Для того чтобы избрать апостолом одного из них, присутствующие кинули жребий, перед этим обратившись в молитве к Господу, сказали: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал» (Деян. 1:24). Как в свое время Иисус Сам избирал Себе апостолов, так и ученики не сами выбирали в свои ряды двенадцатого апостола, а обратились к Воскресшему Учителю, чтобы Он сам выбрал «недостающего» ученика. Жребий пал на Матфия, который и стал двенадцатым. Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков, даровавшего ему равную благодать с другими учениками.

Избрание святого апостола Матфия по жребию в число двенадцати апостолов, напоминает нам о той истине, что "жребием владеет Бог" . Так всегда было в Ветхом Завете, идет ли речь об пророке Ионе, бежавшего от лица Господня на корабле в Фарсис, и которого по жребию бросили в море; или об избрании по жребию Саула сына Кисова на царство. В начале Евангелия от Луки Захария по жребию входит в храм Господень для каждения (Лк. 1:9). После Пятидесятницы в первых христианских общинах служение распределялось также по жребию, который одновременно определял «эсхатологический жребий или вечный удел», дарованный Богом. Апостолы по жребию получают землю, где они должны благовествовать. Божия Матерь, согласно преданию, принимает жребий служения в земле Иверской. Таков завет апостольской Церкви до скончания века. Жребий есть обращение к Самому Богу. Этот способ необходим в решающих судьбу Церкви моментах при условии осознания всеми значительности происходящего. Как это было при избрании патриарха Тихона. Среди торжественной духовной атмосферы, среди молитвы всей Церкви, исполненной веры и доверия. Вся Церковь должна стать на молитву. Чтобы число апостолов всегда было полным.

По сошествии Святого Духа Апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской. Святому Матфию досталась по жребию Иудея, где он и трудился, обходя города и веси. Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. Согласно апокрифическим Acta Andreaae, он был будто бы Апостолом Андреем чудесно спасен от "людоедов" (скифов?).

По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия) , где претерпел много мучений за имя Христово. Его и били, и влачили по земле, и вешали, и строгали острым железом, и жгли на огне - с радостью шел апостол на все эти муки и с мужеством их переносил.

Проповедовал Матфий Слово Божие и в Македонии. Греки-идолопоклонники захотели испытать силу проповедуемой им веры. Они заставили Матфия выпить отраву, лишающую человека зрения. Апостол выпил зелье и, силою Божией, остался невредим. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других около двухсот пятидесяти узников, ослепших от этого питья. Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. Наконец он сам отдался в руки народу - тогда апостола связали и бросили в темницу. Здесь окружили Матфия злые духи, яростно скрежеща зубами. В следующую же ночь явился ему Сам Господь, в сиянии лучезарного небесного света. Господь освободил Матфия от уз, отворив двери темницы. Тогда апостол снова открыто стал пред народом и безбоязненно проповедовал Слово Божие. Озлобленные язычники хотели тут же своими руками убить проповедника Христова. Земля внезапно разверзлась и поглотила их. Оставшийся в живых народ, пораженный этим чудом, уверовал во Христа и крестился.

Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа.

Мученическая кончина святого апостола Матфия

Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос - Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. Первосвященник пришел в страшный гнев. Он не хотел более ни слова слышать от Матфия, и зажал уши, скрежеща зубами. «Богохульствует! богохульствует!» - яростно вскричал Анания и обратился к апостолу: «Ты сам свидетельствовал на себя. Кровь твоя будет на главе твоей».

После этого первосвященник осудил побить апостола камнями. Около Иерусалима было место казни, называемое «Вефласкила», что значит - Дом побиенных каменьями. Сюда привели и Матфия. Два свидетеля (как требовал того закон) положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея. Они же первые бросили камни в святого Матфия, причем последний просил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом весь народ стал бросать камни на Матфия, и он предал дух свой Богу. Когда апостол был уже мертв, ему отрубили голову секирой. Это сделали, чтобы показать, будто Матфий был противником римского правительства, и снять с себя виновность в его смерти. Христиане с честью погребли тело мученика за имя Христово. (По греческим минеям, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.

Иногда путают имена двоих апостолов: евангелиста Матфея (Левия) и Матфия. Различия в их именах можно увидеть, посмотрев их перевод с арамейского. Матфей – Маттайя (в переводе «дар Господень»), Матфий – Маттий. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним.

Некоторое время в раннехристианском мире было известно Евангелие, приписываемое Матфию, однако позднее оно было утеряно, от него до нас дошли только несколько предложений в пересказе других источников.
Известно, что честная глава апостола Матфия хранилась в храме святых апостолов в Константинополе. Часть его мощей видели в Риме. Есть сведения, что святые мощи апостола хранились в некоем «монастыре братьев армянских» на берегу озера Иссык-Куль. Однако вот уже многие столетия монастырь этот скрыт водами озера, а экспедиции, организуемые с целью его обнаружения, не дали пока обнадеживающих результатов.

Мощи святого апостола Матфия в Трире

Часть святых мощей апостола Матфия, перенесённых, по преданию, в Германию императрицей Еленой, хранится в Трире (одна из императорских резиденций в римскую эпоху) в аббатстве св. Матфия, на территории бенедиктинского монастыря.

Аббатство св.Матфия в Трире. Под плитой находится саркофаг с мощами святого апостола Матфия

Предание гласит, что о существовании мощей в Трире известно было давно, но обнаружены они были случайно. В 1127 году на территории южного римского кладбища раскопали ковчег с мощами апостола Матфия. Чудесное обретение спрятанных от врагов мощей апостола послужило поводом для строительства в Трире храма, получившего наименование церкви святого Маттиаса (так в западной традиции называют апостола). Ковчег с мощами апостола Матфия вмонтирован в основание постамента, стилизованного под высокое надгробие из черного мрамора, на котором лежит белая мраморная фигура апостола. В Трире культ св. Матфия некогда был очень развит. В Госларе чеканили из серебра, добываемого в Гарце, монету Матфия (мафирий).

Храм святого Апостола Матфия в Санкт-Петербурге

Если на Западе существует более полусотни католических, методических и лютеранских храмов, посвященных апостолу Матфию, то в России находился только один православный Храм святого Апостола Матфия (Покровская церковь) в Санкт- Петербурге, взорванный в 1932году.

Церковь Святого Апостола Матфия в начале ХХ века. Санкт-Петербург.

Этот исторический храм – ровесник города. 9 августа 1704 года, в день апостола Матфия, русские войска взяли Нарву. Годом ранее по проекту самого Петра была заложена первая деревянная церковь Петра и Павла. Позднее, когда рядом положили основание будущему каменному собору, деревянную церковь перенесли с Заячего острова на Березовый (ныне – Петроградский). Она то и была освящена в честь святого апостола Матфия в 1720 г. в память о Нарвской победе. Этот храм связан также с именем блаженной Ксении Петербургской. В житии блаженной говорится, что «проживая в Петербурге, какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петроградской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви Святого Апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди». В приходе этого храма прошла вся ее жизнь: здесь она венчалась, исповедовалась, причащалась и была отпета. К сожалению теперь на этом месте находится сквер с возвышением от остатков старинного здания. С 2001 года здесь проходят молитвенные стояния с целью возрождения исторической святыни.

Тропарь, глас 3:
Апостоле святый Матфие, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 4:
Светозарное, яко солнце, во весь мир изшедшее вещание твое, просвещает языческую церковь благодатию, чудоносче Матфие апостоле.

Приходская и аббатская церковь святого Евхариуса и святого Матфия на территории бенедиктинского монастыря (Basilika St. Eucharius – St. Matthias) в немецком городе Трире, где хранится значительная часть мощей святого апостола Матфия, уже несколько столетий является местом паломничества христиан Западной Европы. Церковь, датируемая в справочниках Х–ХII веками, освящена в 1148 году, а построена она на фундаменте древней римской церкви, в крипте которой с середины III века находились захоронения первых трирских епископов Евхариуса и Валериуса. По данным немецких историков Ганса-Иоахима Канна и Эдуарда Зебалда, этот римский храм был построен во времена правления в Трире Константина Великого (306–316) – примерно в 313 году. В те годы на этом месте располагалось большое римское кладбище, где совершались захоронения вплоть до V века. Археологи обнаружили здесь несколько могильных слоев и насчитали в общей сложности около четырех-пяти тысяч каменных саркофагов, некоторые из которых сегодня можно видеть на новом кладбище бенедиктинского монастыря.

Кладбищенский храм с криптой в народе называли церковью святого Евхариуса. По преданию, некая трирская вдова по имени Альбана имела в своем владении на территории кладбища нечто вроде просторного склепа, где по ее желанию и похоронили первого трирского епископа Евхариуса. На месте захоронения епископа позже построили церковь. По одной версии, то ли в алтаре, то ли в ее стене, а по другой – среди древних кладбищенских надгробий жители Трира, подвергшиеся в конце VIII века нападению норманнов, надолго спрятали великую святыню – ковчег с мощами святого апостола Матфия. Считается, что эти мощи доставлены в Трир из Святой Земли матерью Константина Великого – равноапостольной царицей Еленой.

Апостол Матфий принял мученическую смерть в 63-м году. Разные источники указывают на разные места его кончины (Иерусалим и Колхида), не сходятся и в том, какой именно казни подвергся апостол: был ли он побит камнями или распят на кресте.

Из Деяний святых апостолов известно, что апостол Матфий везде сопутствовал Иисусу Христу, слушал Его Божественное учение, был свидетелем Его дивных чудес и славного служения Господа роду человеческому, начиная от Крещения Его до дня Вознесения на небо (см.: Деян 1: 21–23).

Житие апостола, вошедшее в составленные святителем Димитрием Ростовским Четьи Минеи, повествует о том, что апостол Матфий происходил из племени Иудова и родился в Вифлееме. С ранних лет он изучал в Иерусалиме закон Божий по священным книгам под руководством праведного Симеона Богоприимца. Господь избрал его сначала в ученики, а потом и в апостолы. Матфий был одним из 70 меньших апостолов, которых Господь избрал вскоре после избрания 12 апостолов. После Вознесения Господа на небо Матфий был причтен к 12 апостолам вместо отпадшего Иуды Искариота. Приняв дары Духа Святого в день Пятидесятницы, апостол Матфий стал проповедовать Христа. Сначала местом его проповеди была Иудея, позже – Эфиопия Понтийская. Здесь он претерпел много мучений за имя Христово: его били, влачили по земле, вешали, строгали острым железом, жгли на огне. Однако он с радостью шел на все муки и переносил их мужественно.

После этого апостол Матфий проповедовал в Македонии, где идолопоклонники решили испытать силу проповедуемой им веры, заставив его выпить отраву, делающую выпившего слепым. Силою Божией апостол Матфий остался невредим, и затем вернул зрение 250 язычникам, которым диавол внушил убить апостола. Его связали и бросили в темницу, но Господь отворил ему ее двери. Святой апостол стал безбоязненно проповедовать слово Божие, а озлобленные язычники хотели умертвить проповедника Христова, но разверзшаяся внезапно земля поглотила дерзновенных. Оставшиеся в живых люди при виде этого чуда уверовали во Христа и крестились.

Потом апостол Матфий вернулся в Иудею, где проповедовал, творил многие чудеса, исцелял больных, очищал прокаженных, изгонял злых духов и воскрешал мертвых. Его проповеди сопровождали дивные знамения, что привлекало многих израильтян ко Христу. Озлобленные и ослепленные неверием иудеи схватили апостола и привели его в Иерусалим на суд первосвященника Анана и синедриона. Апостол Матфий изъяснил иудейскому собранию те места из Ветхого Завета, где многое в прообразах предвещено было об Иисусе Христе. Первосвященник Анан пришел в ярость и осудил апостола на побиение камнями.

Апостола Матфия привели в местечко недалеко от Иерусалима, называемое Вефласкила, где обыкновенно совершалась казнь осужденных на побиение. Два свидетеля положили руки на голову осужденного, что свидетельствовало по еврейскому закону о хуле на Бога, и исполнили свою обязанность – первыми бросили камни. Святой апостол обратился к ним с просьбой, чтобы первые два камня положили с ним в гроб как свидетельство его страданий за Христа. Потом и все собравшиеся люди стали бросать камни в Матфия, и он предал душу Богу. Уже мертвому апостолу отрубили голову.

Христиане с честью погребли тело мученика Христова.

Известно, что честная глава апостола Божия хранилась в храме святых апостолов в Константинополе. Часть мощей апостола Матфия видели в Риме. Есть сведения, что святые мощи апостола хранились в некоем «монастыре братьев армянских» на берегу озера Иссык-Куль. Однако вот уже многие столетия монастырь этот скрыт водами озера, а экспедиции, организуемые с целью его обнаружения, не дали пока обнадеживающих результатов.

Хранящаяся в трирском соборе часть святых мощей апостола Матфия – единственные, по утверждению немецких историков, мощи этого святого в Европе севернее Альп. Предание гласит, что о существовании мощей в Трире известно было давно, но обнаружены они были случайно. В 1127 году на территории того самого южного римского кладбища, о котором уже упоминалось выше, раскопали ковчег с мощами апостола Матфия. Чудесное обретение спрятанных от врагов мощей апостола послужило поводом для строительства в Трире величественного храма, получившего наименование церкви святого Маттиаса (так в западной традиции называют апостола). В последнее время в письменных источниках церковь эта все чаще упоминается как церковь святых Евхариуса и Матфия.

Ковчег с мощами апостола Матфия вмонтирован в основание постамента, стилизованного под высокое надгробие из черного мрамора, на котором лежит белая мраморная фигура апостола. Сам ковчег виден молящимся сквозь прутья решетки каменного постамента, установленного перед алтарем. В некоторых немецких туристических справочниках и их «перепевах» на русский язык интернет-сайтов этот мраморный постамент в готическом стиле называют «саркофагом» или даже «могилой» апостола Матфия, что не соответствует действительности, как и то, что этот святой якобы проповедовал в Галлии.

По данным бенедиктинского монастыря в Трире, его церковь, где хранится «трирская» часть мощей апостола Матфия, ежегодно посещают около 50 тысяч паломников, а в последнее время множится число верующих из стран Восточной Европы.

Святой апостол Матфий, происходивший из колена Иудина, родился в Вифлееме. С раннего детства он начал изучать священные книги и закон Божий в Иерусалиме под руководством святого Симеона Богоприимца. От него святой Матфий был наставлен в добродетельной жизни: он проводил богоугодную жизнь, строго следуя по пути, начертанному в заповедях Божиих.

Настало время, когда Господь, по прошествии 30 лет со дня Своего рождения от Пречистой Девы Марии и по принятии крещения от Иоанна, явил Себя миру: собрав учеников, Он проповедовал наступление Царствия Божия, совершая в то же время неисчислимые чудеса и знамения. Святой Матфий, внимая учению Христа и видя Его чудотворения, исполнился к Нему любовью — оставив мирские заботы, он вместе с другими учениками и народом последовал за Господом, наслаждаясь лицезрением воплотившегося Бога и неизреченною радостью Его учения. Господь, Которому открыты самые сокровенные движения человеческого сердца, видя рвение и чистоту душевную святого Матфия, избрал его не только в число Своих учеников, но и для апостольского служения.

Сначала святой Матфий принадлежал к числу 70 меньших апостолов, о которых в Евангелии говорится: «Избрал Господь и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицом Своим» (Лк. 10:1). После же вольных страданий, воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо и по отпадении Иуды святой Матфий был сопричислен к 11 апостолам (Деян. 1:26) как двенадцатый. Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков: ибо Дух Святой опочил как на прочих святых апостолах, так и на святом Матфие, даруя ему равную благодать с учениками Господа.

По сошествии Святого Духа апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской. Святому Матфию досталась по жребию Иудея, где он и трудился, обходя города и веси и благовествуя о явлении во Христе Иисусе спасения миру. Впрочем, не только среди иудеев, но и среди язычников проповедовал он имя Христово. Предание говорит, что святой Матфий обращался с благовестием Христовым и к жителям Эфиопии и претерпел здесь множество различных мучений: его влачили по земле, подвергали побоям, привешивали к столбу, строгая бока железом и поджигая огнем; но, укрепляемый Христом, святой Матфий мужественно и с радостью переносил эти мучения.

По некоторым же сведениям святой Матфий проповедовал Евангелие и в Македонии, где нечестивые греки, желая испытать силу возвещаемого святым апостолом учения, схватили его и заставили выпить отраву, лишавшую человека зрения. Но святой Матфий, выпив во имя Христово отраву, не потерпел от нее никакого вреда и даже ослепленных этой отравой — их было более 250 человек — исцелил, возлагая руки и призывая имя Христово.

Дьавол, не терпя такого поругания, явился язычникам в виде отрока, повелевая убить Матфия. Когда же они хотели схватить святого апостола, то принуждены были в течение трех дней безуспешно искать его: святой Матфий, хотя и ходил среди них, был им невидим. Потом святой апостол явился к искавшим его язычникам и добровольно предал себя в руки их. Они связали его и заключили в темницу, где явились ему бесы, с яростью скрежетавшие на него зубами, но в следующую ночь ему в великом свете явился Господь. Ободрив святого Матфия и освободив от оков, Он открыл двери темницы и выпустил его на волю. Настал день, и апостол с еще большею безбоязненностью стал проповедовать имя Христово среди народа. Когда же некоторые, ожесточившиеся сердцем, не веруя его проповеди и придя в ярость, хотели убить его своими руками, внезапно разверзлась земля и поглотила их, оставшиеся же пришли в ужас, обратились ко Христу и крестились.

Затем апостол Матфий снова возвратился в Иудею, и многих от сынов Израилевых он обратил к Господу, возвещая им слово Божие и подтверждая его знамениями и чудесами: именем Христовым святой Матфий возвращал слепым зрение, глухим — слух, умирающим — жизнь, восстановлял хромых, очищал прокаженных и изгонял бесов. Называя Моисея святым и побуждая соблюдать закон, данный ему Богом на скрижалях, святой Матфий в то же время учил веровать во Христа, в знамениях и прообразах предвозвещенного самим Моисеем, предсказанного пророками, посланного Богом Отцом на спасение миру и воплотившегося от Пречистой и Пренепорочной Девы. При этом все пророчества о Христе святой Матфий истолковывал, как уже сбывшиеся на пришедшем Мессии.

В это время первосвященником иудейским был Анан, ненавидевший Христа и хуливший Его имя, гонитель христиан, повелевший сбросить с кровли церковной святого апостола и брата Божия Иакова и тем убивший его. И вот когда святой Матфий, обходя Галилею, проповедовал Христа, Сына Божия в здешних синагогах, ослепленные неверием и злобой иудеи, исполнившись сильной ярости, схватили святого апостола и привели в Иерусалим к помянутому первосвященнику Анану.

Первосвященник, собрав Синедрион, осудил святого Матфия на побиение камнями. Когда апостола привели на казнь на место, называемое Вефласкила, то есть дом побитых камнями, святой Матфий сказал к ведшим его иудеям: «Лицемеры, справедливо говорил о подобных вам пророк Давид: Толпою устремляются на душу праведника и осуждают кровь неповинную (Пс. 93:21); то же говорит и пророк Иезекииль о такого рода людях, что они умерщвляют души, которые не должны умирать (Иез. 13:19)».

После этих слов апостола Христова два свидетеля (как требовал того закон) положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея. Они же первые бросили камни в святого Матфия, причем последний просил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом и остальные начали бросать каменья, побивая святого апостола, и он, подняв руки свои, предал дух свой Господу. Беззаконные же иудеи уже по смерти мученика из угоды римлянам, отсекли ему мечом по обычаю римскому голову, точно апостол Христов был противник кесаря. Верующие же, взяв тело святого апостола, с честью предали его погребению.

Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.

Из книги «Жития святых святителя Димитрия Ростовского»

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим" (Лк. 10, 1). По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского (Деян. 1, 15-26). После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами (Деян. 6, 2; 8, 14). Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности, но Господь сохранял его живым для дальнейшей проповеди Евангелия. Однажды язычники заставили апостола выпить отравленное питье. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других узников, ослепших от этого питья. Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. В другой раз, когда язычники в ярости бросились, чтобы убить апостола, земля разверзлась и поглотила их. Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос - Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. (По некоторым источникам, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»