Начало земледелия и скотоводства. Возникновение земледелия Когда человек стал заниматься земледелием

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

§ 4. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла

Зарождение земледелия

Люди подметили, что зерна колосьев или плодов, упав на рыхлую почву, прорастают и дают плоды. Они поняли, что пищу можно выращивать, и стали сажать в землю семена съедобных растений. Так из собирательства возникло земледелие.

Для посевов выбирали ровные участки, расположенные неподалеку от воды. После расчистки от деревьев поле рыхлили мотыгами. Затем бросали в землю зерна. Такой вид земледелия называют мотыжным. Когда урожай созревал, его собирали при помощи серпов. Они состояли из дугообразной костяной или деревянной основы, в которую по краю вставляли осколки камней.

Древнейшие орудия земледелия

Со временем люди изобрели плуг. Вначале это была жердь с острым сучком на конце, которую привязывали к упряжке быков. Один человек вел их по полю, а другой шел за плугом и нажимал на него, чтобы тот глубже входил в землю. Плугом можно было обработать больше земли, да и урожай со вспаханного плугом поля был выше, чем с обработанного мотыгой. Это происходило потому, что плугом земля вспахивалась глубже, а семена, посаженные глубоко в землю, давали лучшие всходы.

Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были пшеница, ячмень и просо. Родина этих растений – Передняя Азия. Так называют полуостров Малая Азия и прилегающие к нему области. Именно здесь найдены древнейшие поселения земледельцев. Они были основаны более 10 тысяч лет назад. Из Передней Азии земледелие постепенно распространилось по всему миру.

Появление скотоводства

Человек издавна начал одомашнивать животных. Первым, кого он приручил, была собака, ставшая его верным другом. Собаки оказались прекрасными сторожами. Если они чувствовали, что к поселению подкрадываются враги или хищники, то поднимали громкий лай. На охоте собаки помогали выслеживать и загонять дичь.

Возвращаясь домой, охотники иногда приносили детенышей убитых животных. Их выкармливали до тех пор, пока те не становились взрослыми. Постепенно люди приручили и начали разводить свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство.

Скотоводы. Древнее наскальное изображение

Возникновение ремесла

Появление земледелия и скотоводства изменило образ жизни людей. Теперь им не надо было переходить из одного места на другое вслед за кочующими стадами животных. Не надо было и каждый раз возводить новое жилье. Люди постепенно перешли к оседлому образу жизни. Это экономило их силы и время, которое можно было потратить с большей пользой: например, посвятить его совершенствованию орудий труда и жилищ.

Древняя глиняная посуда

Примерно в это время люди научились изготавливать глиняную посуду. В ней можно было хранить продукты, готовить пищу. Так возникло гончарное дело. Люди научились также из волокон льна и шерсти домашних животных прясть нити, из которых ткали материю для изготовления одежды. Эта одежда получалась красивее и удобнее той, что делалась из шкур животных. Так появилось ткачество.

Переход к оседлости способствовал появлению у людей новых изобретений и совершенствованию орудий труда. У них начало развиваться ремесло, то есть изготовление различных изделий.

Начало обработки металлов

Около 7 тысяч лет назад люди научились обрабатывать металлы, первым из которых была медь. В Передней Азии, где были богатейшие залежи меди, люди порой находили руду прямо под ногами. Иногда она попадала в огонь, начинала плавиться и застывала причудливыми слитками. Люди подметили это, стали заливать расплавленную медь в специальные формы, отливая наконечники стрел, топоры, ножи и многое другое.

С помощью медных орудий труда стало легче обрабатывать дерево и кость. Но медь встречается редко, и поэтому изделия из нее были доступны далеко не всем. Почти одновременно с медью люди научились обрабатывать золото и серебро. Но эти металлы встречались еще реже, чем медь, и шли лишь на изготовление украшений.

Металлическая иголка и каменная форма для ее отливки

Подведем итоги

Освоив земледелие и скотоводство, человечество перешло от присваивающего хозяйства к производящему. Человек стал меньше зависеть от природы. Более быстрыми темпами пошел процесс совершенствования орудий труда, что привело к появлению нового занятия – ремесла.

10 тысяч лет назад Появление первых земледельческих поселений.

7 тысяч лет назад Начало обработки металлов.

Вопросы и задания

1. Расскажите о возникновении земледелия и скотоводства.

2. Где и когда возникло земледелие? Как называется древнейший способ земледелия?

3. Какое значение имел переход людей к земледелию и скотоводству?

4. Что такое ремесло? Расскажите о том, как оно появилось. Назовите два-три вида древнейших ремесел.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Около десяти тысяч лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты - скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство.

Тема: Жизнь первобытных людей

Урок: Возникновение земледелия и скотоводства

Около 10 тыс. лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты — скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство. Что стало причиной отказа от традиционных для первобытного общества способов добычи пропитания? Какие изменения в жизни людей произошли вследствие перехода к земледелию и скотоводству? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Совершенствуя способы охоты и собирательства, первобытные люди все равно испытывали трудности, связанные с недостатком пищи, они были вынуждены постоянно кочевать в поисках животных и съедобных растений. Люди зависели от природы.

Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зерна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие.

Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их можно было выкормить и приручить. Люди одомашнили диких собак, свиней, овец, коз и коров (рис. 1). Так из охоты возникло скотоводство.

Рис. 1. Дикие свиньи ()

Переход от присваивающего хозяйства к производящему ученые назвали неолитической революцией. Этот процесс занял целые сотни и даже тысячи лет.

В результате распространения земледелия и скотоводства стали появляться новые орудия труда. Для расчистки лесов под пашню стали изготавливать особо прочные каменные топоры из нефрита, палка-копалка превратилась в мотыгу, каменный нож для срезания колосьев был заменен костяным серпом с каменными вкладышами (рис. 2). Появилось более совершенное оружие для охоты.

Рис. 2. Орудия труда земледельцев ()

Для приготовления и хранения пищи стали использовать глиняную посуду. Примитивные горшки изготавливали из сплетенных из прутьев и обмазанных глиной корзин, позже люди научились обжигать глину. Так возникло одно из самых древних ремесел — гончарное (рис. 3).

Рис. 3. Керамика (глиняная посуда) ()

Из шерсти овец и волокон льна люди научились изготавливать нити (прядение). С начала люди вручную сплетали нити, затем появился примитивный ткацкий станок. Так возникло ткачество (рис. 4). С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.

Рис. 4. Ткацкий станок ()

Переход к земледелию и скотоводству, изобретение ремесел привели к изменениям человеческого коллектива. Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых членов рода, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами. Между родовыми общинами, жившими в одной местности, устанавливались тесные контакты, заключались союзы. Несколько родовых общин объединялись в племя. Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Всемирная история для школьников ().
  2. Всемирная история для школьников ().

Домашнее задание

  1. Из каких занятий возникли земледелие и скотоводство?
  2. Какие перемены произошли в жизни людей в результате неолитической революции?
  3. Какие функции в племени выполнял совет старейшин?

Люди среднего каменного века всё больше внимания уделяли сбору съедобных растений, причём не всех подряд, а тех, которые давали больше плодов и которые было легче собирать. Среди них были прародители современных злаков - пшеницы, ячменя, риса, которые в некоторых районах Азии образовывали целые поля. В Америке внимание людей особенно привлекали кукуруза, бобовые, картофель, томаты, а обитателей островов Тихого океана - различные съедобные клубни вроде ямса или таро.
Очень полезными оказались злаки. Их зёрна содержали питательные вещества и хорошо насыщали. Такие зёрна можно было дробить, при добавлении воды они размягчались и становились похожими на кашу. Их также растирали между двумя камнями и получали муку, которую смешивали с водой, а из полученной массы на раскалённом камне выпекали самую простую лепёшку. Зёрна можно было запасать впрок, что очень важно - ведь не всегда охота оказывалась удачной, а дикие плоды растений можно собирать только в определённое время года. И мясо, и такие плоды сохранить го-раздо труднее, чем хорошо просушенное зерно. Накопив его запас, можно спасти себя от голода.
Зная, где расположены поля диких злаков и когда они созревают, общины охотников с жёнами и

Женщина растирающая зерно.


детьми стали приходить туда. Зёрна прямо из колосьев стряхивали в мешки или корзины. Стали срезать и стебли, для этого пользовались прямым жатвенным ножом - предшественником серпа, его основа была костяной или деревянной, лезвием служили несколько закреплённых в ней острых каменных пластинок.
Одни из самых древних признаков регулярного сбора диких злаков обнаружены на территории Па-лестины. Они относятся к X-IX тыс. до н. э. Здесь жили охотники и рыболовы, которые уже не кочевали, а проводили значительные промежутки времени на одном месте. Жили они в пещерах или в поселениях, состоящих из небольших круглых домов. Эти жилища немного углубляли в землю, стены обмазывали глиной, смешанной с песком и мелкими камешками; полы выстилали каменными плитками. Скорее всего верхняя часть этих жилищ напоминала шалаш.
Постепенно люди поняли, что можно не ходить далеко к полям дикой пшеницы или ячменя. Их зёрна прорастали и в земле около селения. Слегка разрыхлив её, можно и самим их выращивать, за-щищать посевы от диких зверей и птиц. Эта работа не была особенно тяжёлой, её могли делать женщины, старики и даже дети. Для разрыхления почвы использовали орудия, которыми выкапывали съедобные корни, рыли ямы. Так люди постепенно становились земледельцами.


Жилище селения рыболовов. Бассейн Дуная. VII-VI тыс. до н. э.



Жилище. Китай. IV тыс. до н. э.



Кирпич. Новый каменный век. Палестина.


Жилище (реконструкция). Долина Дуная. IV тыс. до н. э.


Одновременно люди стали приручать диких животных. Первой из них была собака - помощник на охоте и защитник от хищников и врагов. Дикие предки овец, коз, свиней, крупного скота обитали в Азии. В Америке единственным животным, которое удалось приручить, была лама.
Наверное, первые попытки приручения довольно безобидных травоядных животных делались и раньше, когда в руки охотников попадали симпатичные козлята и ягнята. Сначала с ними играли дети. Но потом, когда эти животные подрастали и прокормить их становилось всё труднее, они убегали или их съедали. Теперь, когда люди значительную часть года могли жить на одном месте, для детёнышей животных можно было строить загоны. Вырастая, самки давали потомство. Постепенно козы и овцы становились всё более ручными и не только не боялись людей, но даже шли за ними, потому что получали от них корм.
Теперь мясо и шкуры не только добывали на охоте, но и получали благодаря скотоводству. Появи-лись пастухи, отгонявшие стада на пастбища. Люди научились прясть из шерсти животных нити, ткать, шить одежду. Позже стали получать молоко и делать из него сыр, творог.
Переход к земледелию и скотоводству сыграл огромную роль в жизни человечества. Это событие было настолько значительным, что его называют
«неолитической революцией». Новые формы жизни начали складываться ещё в среднем каменном веке, но на более обширные территории они распространились позднее, в новом каменном веке - неолите (по-гречески «неолит» - «новый камень»), «Неолитическая революция» заняла не десятки и даже не сотни лет, а тысячелетия. Для тех времён такие темпы не были медленными.
Первым обширным регионом, где люди начали выращивать растения, разводить домашних живот-ных и переходить к оседлому образу жизни, стал Ближний Восток. На территориях Западного Ира-на, Северного Ирака, части Сирии, юго-востока Турции, Палестины это произошло в VIII-VII тыс. до н. э., а в некоторых местах - несколько раньше. В VII-VI тыс. до н.э, земледелием стали заниматься в северо-западной части Индостана. В Юго-Восточной Азии первые признаки знакомства с земледелием относят к X тыс. до н. э., но шире оно распространяется к VI тыс. до н. э. Приблизительно в это время или немного позже оно становится известным в Китае и Японии.
Новые способы ведения хозяйства быстро распространялись. Так, в Средней Азии земледелие стало известно в конце VII - VI тыс. до н. э. и пришло сюда из Ирана. В Египте собирательством диких растений занимались ещё в среднем каменном веке, но настоящее земледелие появилось позже, в
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ в ВОСТОЧНОМ ПОЛУШАРИИ 10-4 тысячи лет назад


1. 10-7 тысяч лет назад.
2. 7-5 тысяч лет назад.
3. 5-4 тысячи лет назад.
4. Районы расселения людей, занимавшихся охотой и собирательством.
5. Пути распространения земледелия и скотоводства в древности.


И рыболовство. Датировать время возникновения земледелия не приходится! С одной стороны, о самых начальных, самых примитивных формах выращивания съедобных растений мы не имеем никаких показаний. С другой стороны, в различных местах, в зависимости от местных условий, от наличия тех видов растений, которые могли быть культивированы, земледелие могло возникнуть раньше или позже. Совершенно искусственными представляются, поэтому, конструкции, по которым земледелие якобы возникло в одном месте земного шара и лишь оттуда распространилось по всему свету.

Как было упомянуто, существует мнение, которое относит возникновение земледелия уже к палеолиту, а именно, к ориньяко-солютрейской эпохе. Совершенно достоверно, однако, датировать земледелие только неолитом, для одних районов - ранним, для других - развитым. Так, возникновение земледелия в Средней Азии датируют 5-м тысячелетием до н. э., южнее восточноевропейской равнины, в районе Трипольской культуры, тоже в Закавказье,- 3-м тысячелетием до н. э., в Прибалтике, в центральных районах Восточной Европы, в районе Урала и в Южной Сибири - 2 тысячелетием.

Уже давно было высказано мнение, что изобретательницей земледелия была женщина. Это вполне вероятно.

По всем видимостям, земледелие развилось непосредственно из собирательства, ставшего, как мы знаем, специальной отраслью женского труда. Мы видели уже, что развитому собирательству свойственны некоторый уход за естественно произрастающими съедобными растениями и забота об их умножении. Вполне вероятна, поэтому, догадка, что женщина изобрела земледелие, наблюдая условия роста и созревания диких растений. Это делает честь наблюдательности женщины, а наблюдательность - мать изобретения.

На первых порах земледелие имело, конечно, очень ограниченные масштабы. Это было возделывание одного или растений разных видов вблизи жилища на сравнительно малом земельном участке. Но уже в таком примитивном виде земледелие давало уже новый, стабильный и не сложно добываемый вид сытной пищи. Естественно, что данному способу добывания средств для существования было предназначено развиваться с большей интенсивностью, отодвигая собирательство, охоту и рыболовство на второй, а быть может и еще более дальний план.

Болотное земледелие

Но для своего развития земледелию требуются соответствующие земельные участки. В первобытную пору не было готового поля. Кроме сухих неплодородных пустынь, вся почва или покрыта была лесом, кустарником или степными зарослями, либо существовали затопляемые низины болотистого типа. Сильно заросшая земля нуждалась в очистке и подготовке, что вынуждало применение большого труда на фоне недостатка необходимых орудий. В то время, как болотистые участки покрытые илом являли собой вполне пригодные плодородные участки для засева. Вполне вероятно поэтому, что в некоторых местностях земледелие стало развиваться именно на таких болотистых местах. Недаром болото или ил фигурирует в фольклоре различных народов в качестве символа плодородия. Возможно, что именно с таким «болотным» или «мокрым» земледелием были иногда связаны неолитические свайные поселки.

Ирригация

Для своего дальнейшего развития болотное земледелие требует все же особой земледельческой техники. Представляя естественные условия для плодородного произрастания посева, заливаемая болотистая земля может быть слишком обильна влагой. В таком случае оказывается необходимым регулировать накопление и распределение влаги при помощи системы каналов. Эту земледельческую форму мы встречаем у некоторых народностей, точнее на юго-востоке Азии, где рис является основным растением, культивируемый данным способом.

Подсечно-огневая система

Гораздо более сложным и тяжелым путем развивалось земледелие на сухих, покрытых растительностью местах. Но, преодолев все трудности, это «сухое» земледелие оказалось гораздо более прогрессивным, чем «мокрое», дав, в конечном счете, основной источник пищи большинству человечества.

А трудности были очень велики. Открытые места непригодны для земледелия: посев здесь подвергался выветриванию. Необходимо было выбирать места, естественно защищенные от ветра. Но для этого надо было освободить нужный участок от растительности. Лучше всего было подготовить такой участок в лесу, где он оставался бы естественно защищенным деревьями. Опыт поджигания сухой травы и леса, знакомый собирателям и охотникам, дал мысль поджигать лес и сеять на выжженных местах. Так, вероятно, и делалось первоначально. Но, с одной стороны, поджечь растущий лес не всегда легко, с другой стороны, огонь - опасная стихия, которая, разбушевавшись, уж не знает предела и становится угрозой для самого человека. Возникала задача выжечь в лесу такой участок, какой именно требовался, и там, где это было наиболее удобно. Эту задачу решило развитие техники. Своего рода революцию произвел здесь скромный топор. Каменный топор, в его хотя бы самом примитивном виде, дал возможность вырубить лес и кустарник, чтобы затем, когда срубленное высохнет, все это сжечь. При этом в какой-то момент было сделано еще одно важнейшее открытие: оставшаяся от пожога зола является удобрением!

Так возникает подсечно-огневая система, ставшая ведущей формой возделывания земли в первобытных обществах, имеющая распространение и посейчас у некоторых народностей и племен.

Существует наивное мнение, будто подсечно-огневое земледелие - легкое дело. В действительности оно требует ряда последовательных, хорошо согласованных, сложных операций. Прежде всего, вырубка леса каменным топором, хотя в этом, как показывали наблюдения над отсталыми земледельцами, и достигается замечательная сноровка, дается все-таки далеко не легко.

Поэтому нередко вырубается только мелкий лес, а большие деревья остаются стоять, пока, после пожара, не высохнут и не упадут сами. Когда весь срубленный лес высохнет, он сжигается. Затем участок расчищается от недогоревших частей дерева и разравнивается, причем равномерно разбрасывается зола. Существенную операцию составляет, далее, разрыхление почвы. Затем следует сев, приуроченный как раз к наступлению дождливого времени. Засеянный участок требует ухода. В частности, его необходимо огородить, чтобы охранить от вытаптывания дикими зверями. Отчаянными врагами посевов являются в особенности крупные стадные животные. Стадо слонов или кабанов в несколько минут, как ураган, уничтожает засеянный участок. Необходимо и дальнейшее наблюдение за полем, в частности полка. Когда посеянное созревает, усиливается необходимость охраны участка от зверей, появляющихся теперь, чтобы пожирать молодые ростки. Давними врагами засеянного поля являются и птицы. Охрану посевов от мелких зверей и птиц обычно несут дети, криком и шумом отгоняющие непрошенных гостей. Но весьма древним изобретением является и наше огородное чучело. По крайней мере, оно широко распространено в полевом хозяйстве современных отсталых земледельцев. Наконец, наступает сбор урожая. Ряд видов культивируемых растений даст возможность собирать урожай не сразу, а в течение известного времени, по мере надобности. Для других видов создаются разные способы хранения урожая.

Как было сказано, подсечно-огневая система неизбежно сопряжена с истощением почвы и необходимостью смены обрабатываемых участков. Но с размножением человечества свободной земли становится меньше. С другой стороны, эта система ведет постепенно к гибели лесов. Все это в особенности сказывается в малолесистых районах. При таких условиях приходится все чаще возвращаться к одному и тому же участку, дающему, однако, все меньший урожай. Некоторым выходом из этого положения является так называемая плодопеременная система, или севооборот, т. е. засевание одного участка последовательно разными культурами. Трудно сказать, была ли изобретена эта система уже в первобытную эпоху, но она существует у ряда весьма отсталых племен. Так, туземцы Меланезии сеют последовательно ямс, таро и сахарный тростник, а затем на некоторое время оставляют участок под паром.

Мотыжное земледелие

Помимо топора, с помощью которого вырубается лес, одним из простейших орудий примитивного земледелия является та же простая копательная палка, имеющая заостренный и обожженный конец, которая участвует уже в собирательстве.

Иногда эта палка имеет плоское окончание. Отсюда свое происхождение ведет лопата или заступ. Иногда на копательную палку для тяжести надевается просверленный камень. Более совершенным и более широко распространенным орудием является мотыга. Поэтому ранняя форма земледелия обычно именуется мотыжной. В самом элементарном своем виде мотыга представляет собой обыкновенный сук или побег дерева с коротким отростком. Встречаются самые различные разновидности мотыги. Развиваясь, она становится составной, имея вместо естественного отростка прикрепленное к палке особое «лезвие», деревянное, каменное, костяное, из раковины. Орудием разрыхления земли служила на севере Восточной Европы суковатка - часть ствола ели с подрубленными и заостренными сучьями.

Таковы несложные орудия примитивного земледелия. Поэтому основную роль играет в нем человеческий труд, его организация и его разделение. По распространенному мнению, мотыжное земледелие составляет дело исключительно женщины. Это не правильно. Во-первых, это сложное и длительное дело требует коллективного организованного труда большой, хорошо сплоченной человеческой группы и, следовательно, возможно только при более или менее развитом родовом строе. Для подготовки участка у современных мотыжных земледельцев обычно соединяется несколько родственных групп. В ряде производственных процедур всем, и мужчинам с женщинами, и старикам и детям, находится дело по их силам и способностям. Вырубка леса производится мужчинами, но женщины часто вырубают кустарники. Расчищают вырубленный участок мужчины и женщины совместно, огораживают его мужчины. Разравнивание и взрыхление палкой или мотыгой составляет обычно дело женщины, в котором активное участие принимают и дети.

Нередко земля растирается просто руками и так тщательно, как этого не могла бы сделать ни одна машина. Сеют совместно мужчины и женщины: мужчина идет впереди и делает палкой ямки, женщина следует за ним и, доставая из плетеной сумки зерна, засовывает их в землю и заравнивает ее руками. Наконец, дальнейшие операции - уход за посевом и сбор урожая - составляют обычно дело исключительно женщин. Таким образом, в развитом мотыжном земледелии участвуют оба пола, причем преобладающая доля постоянного труда падает все же на плечи женщины. Можно, однако, предполагать, что в самом примитивном своем виде мотыжное земледелие действительно было делом исключительно женщины, тогда как мужчина оставил за собой область охоты. Но с развитием этой формы земледелия и ее усложнением в данную область производительной деятельности стал входить и мужчина.

В благоприятных условиях климата, в особенности, конечно, в тропиках, вновь расчищенный участок дает богатый урожай нескольких сезонов подряд. Затем, однако, земля истощается и при столь примитивной ее обработке дать больше не может. К тому же,- это особое значение имеет в более теплом климате,- если успешно растет посеянное, то еще более буйно растут сорняки. Борьба с сорняками - тяжелое дело, и современные отсталые земледельческие племена предпочитают расчистить новый участок, чем очищать от сорняков старый. Так, подсечно-огневая система необходимо оказывается связанной с частой сменой обрабатываемого поля и периодической подготовкой нового участка. Покинутый участок более или менее быстро зарастает, и, в зависимости от местных условий, к нему вновь возвращаются через меньшее или большее число лет. На севере Европы для этого требовалось 40-60 лет, в тропических странах, конечно, гораздо меньше.

Земледелие возникало не только в лесных районах, как это описано выше, но и в степных, например, в степной полосе Восточной Европы. И в этих географических условиях перед первобытным земледельцем стояли не меньшие трудности освоения обрабатываемой земли, в частности тягчайшая задача уничтожения покрывавшего землю мощного слоя вековой дернины. К сожалению, вопрос о возникновении земледелия в степных областях остается, можно сказать, совершенно неисследованным. Земледелие в степных районах не требовало тех передвижек, которые были связаны с подсечно-огневой системой, однако для восстановления плодородия почвы через несколько лет ее использования и здесь обрабатываемое поле оставлялось хотя бы на небольшой срок незасеянным, пока не начиналось вновь произрастание трав. И здесь, по-видимому, в технику обработки земли в той или иной форме входило применение огня. Эта система земледелия именуется залежной, или переложной. Надо еще заметить, что степное земледелие, в особенности в условиях сурового климата и малоплодородной почвы, могло быть в хозяйстве местного первобытного населения лишь второстепенной отраслью производительной деятельности, наряду с сохранявшими основное значение охотой и рыболовством.

Мотыжное земледелие стало основной отраслью производительной деятельности развитого первобытного общества. Оно было массово распространено и сейчас удерживается у некоторых отсталых племен и народностей. Мотыжное земледелие было распространено по всей доколумбовой Америке, по всей Африке между 18° северной и 22° южной широты, по всей Океании, Индонезии и по всему Индокитаю, в значительной части Индии, в части Китая и в ряде других местностей Азии. Широко была распространена эта форма обработки земли и по всей Европе в историческом прошлом. В отдельных местностях и у отдельных народов, например у ирокезов в Северной Америке, мотыжное земледелие с культурой маиса достигало очень больших масштабов и высокого технического уровня. Прекрасно обработанные, тщательно содержимые поля маиса ирокезов приводили в изумление европейских колонистов Америки.

Религия - это инструмент социализации или форма социализации индивидуумов посредством установленных норм поведения, обрядов, культовых действий и системы взглядов, в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, находящиеся над миром физическим и действующих вне законов природы. Так как религия представляет собой систему взглядов, то ее можно интерпретировать и как мировоззрение, т.е. система представлений об окружающем мире, в котором человек занимает определенное место. Такая система включает в себя определенные принципы человеческого существования и ценностные ориентиры для всех членов общества, что и объединяет их в единый социум, который обладает надиндивидуальным статусом. Можно сказать, что религия представляет собой совокупность коллективных представлений об окружающем мире, т.е. как начальная стадия общественного сознания или мироосознания, отражающая общественную действительность человеческого бытия. Это определенная точка зрения на окружающие людей объекты и предметы, только не конкретного человека, а общества в целом, которая включает в себя совокупность взглядов, убеждений, ценностей, подкрепленных культовыми действиями и сведенных в единую систему. Таких точек зрения или систем может быть несколько, и даже множество. По этой причине и религий существует большое множество (более 5000).
Истоки зарождения религиозных направлений берут свое начало в период первобытнообщинного общества, когда человек не был способен объяснить природные явления вследствие отсутствия достаточных знаний о природе и развитого интеллектуального мышления. По этой причине первичной формой религии были символические действия, совершаемые для достижения определенной цели с привлечением сверхъестественных сил, т.е. магия. Спустя некоторое время эти действия трансформировались в веру в существование души, духов и в одушевленность всей природы в целом, т.е. анимизм. Далее в тотемизм, фетишизм, политеизм и, в конечном итоге, монотеизм. Нужно добавить, что мифология также стала исходной формой познавательной деятельности человеческого мышления, как предшественница более развитых форм: религиозной, философской и научной. Например, французский этнолог К. Леви-Стросс показал, что мышление древних людей обладало теми же свойствами гомологии, сравнения и анализа, как и научное мышление современного человека. Однако разница заключается в том, что умозаключения древних людей опирались на непосредственные ощущения чувственных органов, выступающих в качестве посредников между ощущениями и возникающими образами. В конечном итоге стремление к пониманию и осмыслению мира природы, себя самого и общества позволило сформировать окончательное строение окружающего мира.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»