Презентация на тему характеристика стран опек. Презентация на тему "нефтяная промышленность опек и россия" Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

ИСТОРИЯ ОПЕК Организация стран- экспортёров нефти была основана на конференции в Багдаде 10- 14 сентября 1960 года по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы. Целью создания организации явилось стремление новых независимых государств получить контроль над своими ресурсами и их эксплуатацией с учётом национальных интересов. В 1960 -х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и поэтому одной из целей создания ОПЕК было предотвращение дальнейшего падения цен. ОПЕК разработала своё коллективное видение добычи нефти и создала Секретариат организации, который вначале располагался в Женеве, а с 1 сентября 1965 года- в Вене. В 1968 году ОПЕК приняла Декларацию «О нефтяной политике стран- членов ОПЕК» , в которой подчеркивалось неотъемлемое право всех стран на осуществление постоянного суверенитета над своими природными ресурсами в интересах их национального развития.

СОСТАВ В настоящее время членами организации являются 13 стран Алжир Ангола Венесуэла Габон Иран, Ирак, Кувейт, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия Эквадор

СТРУКТУРА ОПЕК Главный секретарь Президент Конференция министров государств(Совет управляющих) Секретариат(три департамента) Экономическая комиссия

ЗАДАЧА ОПЕК Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40% от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Пик нефти ещё не пройден только странами ОПЕК и Канадой (из крупных экспортёров).

ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран- участниц организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль. Министры энергетики и нефти государств-членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

КОРЗИНА ОПЕК Термин «корзина» ОПЕЕК был официально введен 1 января 1987 г. Его ценовое значение является средним арифметическим спотовых цен для сортов нефти, производимых участниками организации. Arab Light (Саудовская Аравия) Basra Light (Ирак) Bonny Light (Нигерия) Es Sider (Ливия) Girassol (Ангола) Iran Heavy (Иран) Kuwait Export (Кувейт) Merey (Венесуэла) Murban (ОАЭ) Oriente (Эквадор) Qatar Marine (Катар) Saharan Blend (Алжир)

РОССИЯ И ОПЕК С 1998 года Россия является наблюдателем в ОПЕК. Начиная с этого периода Россия участвует в сессиях Конференции ОПЕК, а также в совещаниях экспертов и других мероприятиях организации с представителями стран, не входящих в неё. Проходят регулярные встречи российских министров с руководителями ОПЕК и коллегами из стран ОПЕК. Россия выступила с инициативой организовать регулярный Энергодиалог Россия-ОПЕК, заключать Соглашение (Меморандум) об Энергодиалоге, уполномоченным представителем которого с российской стороны будет Министерство энергетики Российской Федерации. Отношения с Россией оказывают значительное влияние на политику организации. Из опасения, что Россия увеличит свою долю на рынке, ОПЕК отказывается снизить объемы добычи, если Россия не сделает того же. Эта ситуация является основным препятствием к восстановлению мировой цены на нефть. В 2015 году ОПЕК предлагала России войти в её состав, однако страна решила остаться наблюдателем.

ПРОБЛЕМЫ СТРАН ОПЕК Проблемы крупнонаселённых стран Нерациональное вложение денег Отсталость стран ОПЕК от ведущих стран мира Недостаточная квалификация национальных кадров.





Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений. Сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.


ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 1014 сентября Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла(инициатор создания). К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились ещё 9:Катар (1961), Индонезия (, 1 ноября 2008 г. вышла из состава ОПЕК), Ливия (1962),Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (, 2007), Габон (), Ангола (2007). Индонезия вышла из организации в 2008 году после того, как стала страной-импортером нефти, но заявила, что она, скорее всего, вернётся, если она станет экспортером снова. В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 г.: появления нового члена организации Анголы и возвращения в лоно организации Эквадора. В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле. Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия). Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.


Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров, в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации. Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента. Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.


Многосторонние институты помощи ОПЕК Арабское главное управление сельскохозяйственных инвестиций и развития (Судан) Программа арабских государств Персидского залива для организаций развития системы ООН (Саудовская Аравия) Арабский валютный фонд (Объединенные Арабские Эмираты) Арабский фонд экономического и социального развития (Кувейт) Арабская программа финансирования торговли (Объединенные Арабские Эмираты) Арабский банк экономического развития Африки Исламский банк развития Фонд международного развития ОПЕК двусторонние институты помощи развитию ОПЕК Фонд арабского экономического развития (ОАЭ) Организация по инвестициям, экономической и технической помощи Ирана - Организация Ирана (Саудовская Аравия) Иракский фонд развития зарубежных стран - Иракский фонд (Ирак) Кувейтский фонд арабского экономического развития - Кувейтский фонд (Кувейт) Саудовский фонд развития - Саудовский фонд (Саудовская Аравия) Венесуэльский инвестиционный фонд (Венесуэла) трастовые фонды ОПЕК Арабский нефтяной фонд (Кот"де"Ивуар) Трастовый фонд Нигерии Африканский банк развития (Кот"де"Ивуар) Венесуэльский трастовый фонд Межамериканский банк развития


Нефтяная корзина ОПЕК это условная смесь, составленная из марок нефти, которые поставляют на мировой рынок страны картеля. Его ценовое значение является средним арифметическим стоповых цен для сортов нефти, производимых участниками организации. Термин «корзина» ОПЕК был официально введен 1 января 1987 г. Состав корзины периодически меняется, последние изменения были внесены в январе 2009 года. В марте 2008 года в корзину включили Oriente (Эквадор).В январе 2009 года из корзины была исключена Minas (Индонезия), а вместо BCF 17 (Венесуэла) в корзину включили Merey (Венесуэла). На настоящий момент (декабрь 2011) корзина включает в себя 12 сортов нефти.



Устав ОПЕК требует, чтобы компания добивалась стабильности и благосостояния своих членов на мировом нефтяном рынке. ОПЕК координирует добывающую политику своих членов. Одним из способов такой политики является установление квот торговой деятельности черного золота. В случае если требования потребителей черного золота растут, а рынок насытить нельзя, то необходимо поднять уровень нефтедобычи, для чего устанавливается более высокая квота. Юридически поднятие квоты возможно только в случае быстрого роста цен на нефть во избежание кризиса, подобного кризису 1978 года, когда цены на нефть выросли в 4 раза. Аналогичная мера предусмотрена уставом в отношения случая быстрого падения цен. ОПЕК очень сильно вовлечен в мировую продажу и его руководство осознает необходимость коренного реформирования системы международной коммерции.


За 12 месяцев, которые завершились 31 января 2012 года, чистые инвестиции стран ОПЕК в долговые бумаги США выросли на 20%, или на 43,3 миллиарда долларов. Сумма инвестиций составила 258,8 миллиарда долларов против 215,5 миллиарда долларов за аналогичный период, завершившийся 31 января 2011 года, и 211,9 миллиарда долларов годом ранее. При этом инвестиции стран, не входящих в Организацию стран-экспортеров нефти, за отчетный период увеличились на 13%. Основной причиной такой динамики является удорожание нефти. Так, по данным агентства Bloomberg, в связи с увеличением цен на нефть в среднем на 26 долларов с сентября 2011 года страны ОПЕК получают каждый день дополнительные 780 миллионов долларов.


Украина заинтересована в активизации отношений с Организацией транспортеров нефти (ОПЕК) в связи с увеличением объема транзита нефти через территорию страны. В 2010 году Украина предложила Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК подумать о возможности предоставления ей статуса наблюдателя при организации. Но в 2012 году представитель Ирана в ОПЕК Мухаммад аль-Хатиби заявил, что участники картеля «не должны сотрудничать со странами Европы и США».


Организация стран экспортёров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращённо ОПЕК, англ. OPEC) Организация стран экспортёров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращённо ОПЕК, англ. OPEC) англ. англ. англ. англ. международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. нефть


В состав ОПЕК входят: В состав ОПЕК входят: Иран Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла (инициатор создания), Катар (1961), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (, 2007), Ангола (2007). Ирак Кувейт Саудовская Аравия Венесуэла Катар 1961Ливия 1962Объединённые Арабские Эмираты 1967Алжир 1969 Нигерия 1971Эквадор Ангола 2007 Иран Ирак Кувейт Саудовская Аравия Венесуэла Катар 1961Ливия 1962Объединённые Арабские Эмираты 1967Алжир 1969 Нигерия 1971Эквадор Ангола 2007 Штаб-квартира находится в Вене(с 1 сентября 1965 г.) Штаб-квартира находится в Вене(с 1 сентября 1965 г.)


Структура ОПЕК: Главный секретарь Главный секретарь Президент Президент Конференция министров государств(Совет управляющих) Конференция министров государств(Совет управляющих) Секретариат(три департамента) Секретариат(три департамента) Экономическая комиссия Экономическая комиссия


Задача ОПЕК Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. П П П П П ии кк н н н н ее ффс тттт ии ещё не пройден только странами ОПЕК и Канадой (из крупных экспортёров). В России пик нефти был пройден в г г г г ооо ддт уууу


Основными целями создания Организации являются: Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. Внимание к интересам стран-производителей нефти cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК


Проблемы стран Опек Проблемы крупно населённых стран Проблемы крупно населённых стран Нерациональное вложение денег Нерациональное вложение денег Отсталость стран ОПЕК от ведущих стран мира Отсталость стран ОПЕК от ведущих стран мира Недостаточная квалификация национальных кадров. Недостаточная квалификация национальных кадров.

Министерство Образования и Науки Украины

Одесский государственный экономический университет

Индивидуальная работа на тему:

«Анализ деятельности ОПЕК как международного и наднационального регулятора мировой торговли»

Одесса-2010

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время действует более 4000 международных межправительственных организаций. Их роль в мировой экономике сложно переоценить.

Рано или поздно перед государствами встает задача их взаимодействия, целью которого является взаимопомощь, а также решение общих проблем в различных областях деятельности: политической, экономической, культурной, правовой, научно–технической и других.

Например, для решения проблем, связанных с упрощением международной торговли, было создано Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ (ВТО), для решения мировой продовольственной проблемы – Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), а для решения проблем международных расчетов – МВФ.

Так, в конце 50-х годов образование Организации стран–экспортеров нефти (ОПЕК) являлось закономерным путем развития мировой экономики. ОПЕК - добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов. ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избегания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли. ОПЕК в современных условиях оказывает существенное воздействие на регулирование мирового рынка нефти путем установления цен на нее.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАН – ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ

С началом нефтедобычи в странах Ближнего Востока и Африки месторождения этих регионов оказались в категории лучших. Чрезвычайно благоприятные естественные условия добычи (небольшая глубина залегания, наличие фонтанирующих скважин и др.) наряду с низкой заработной платой рабочей силы обусловили весьма незначительный уровень себестоимости добычи в этих регионах.

К 1960 году добыча нефти в капиталистических странах достигала 885 млн. тонн, из которых 496 млн. тонн приходилось на развивающиеся страны. 53 % этого количества обеспечивали страны Ближнего Востока, удельный вес которых в мировой капиталистической добыче нефти увеличился с 17 % в 1950 году до 30 % в 1960 году.

Однако большое влияние на мировую экономику со стороны Международного нефтяного картеля, который был образован в 1928 году семью крупнейшими нефтяными компаниями: “Gulf oil”, “Standard oil”, “Mobil oil”, “Texaco”, “British petroleum”, “Royal Dutch” и “France petrol”, не давало в полной мере развиваться данным государствам.

В течение длительного периода времени минеральное и сельскохозяйственное сырье выкачивалось из развивающихся стран в значительной мере методами, оставшимися от колониального периода. Главным среди них был прямой контроль иностранного капитала над производством и экспортом сырья в форме сугубо невыгодных для развивающихся стран концессий и монопольно низких закупочных цен на вывозимое сырье.

Так, например, с середины 50-х годов все возрастающее количество нефти, добывающейся на Ближнем и Среднем Востоке, направлялось в США, где издержки по добыче собственной нефти более чем в 10 раз превышали этот показатель по ближневосточным странам. Приток дешевой нефти, позволяющей монополиям получать сверхприбыли за счет разницы в издержках производства, способствовали быстрому росту неиспользуемых мощностей по добыче в США. Американская нефть не могла выдержать конкуренцию дешевого топлива, ввозимого из стран Ближнего Востока и Африки. Это побудило правительства США ввести с 1959 года количественные ограничения на импорт в размере 12,2 % объема добычи за предшествующий год. В этих условиях цены фактических сделок на нефть начали все больше отрываться от справочных. Для приведения справочных цен в соответствие с положением на рынке, а также в целях сокращения платежей правительствам нефтедобывающих стран монополии в 1959 году провели снижение справочных цен на нефть Венесуэлы и Ближнего Востока. Только Венесуэла потеряла в 1959 году 140 млн. долл.

Эти и другие действия международного нефтяного картеля вызвали резкое недовольство в арабском мире и Венесуэле, что способствовало сближению стран – экспортеров нефти.

Необходимо было в корне менять всю ситуацию на мировом рынке. Именно реальная угроза дальнейшей стабилизации доходов развивающихся стран явилось решающим обстоятельством, склонившим нефтедобывающие страны к созданию специального органа с целью коллективной защиты своих интересов. На конференции, созванной по инициативе иракского правительства в сентябре 1960 года в Багдаде, была образована Организация стран – экспортеров нефти.

В настоящее время в состав ОПЕК входят 11 стран: Алжир (с 1969 г.), Индонезия (с 1962 г.), Ирак (с 1960 г.), Иран (с 1960 г.), Кувейт (с 1960 г.), Ливан (с 1962 г.), Нигерия (с 1971 г.), Катар (с 1961 г.), Саудовская Аравия (с 1960 г.), Объединенные Арабские Эмираты (с 1967 г.) и Венесуэла (с 1960 г.).

ОПЕК организована странами нефтеэкспортерами для выполнения следующих основных целей и задач:

1. координация и унификация нефтяной политики стран – членов;

2. определение наиболее эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты их интересов;

3. использование необходимых средств и способов обеспечения стабильности цен на мировом рынке нефти;

4. защита интересов стран – производителей нефти путем обеспечения им устойчивых доходов;

5. обеспечение эффективного, регулярного и рентабельного снабжения нефтью стран – потребителей;

6. обеспечение получения справедливых доходов инвесторами от капиталовложений в нефтяную промышленность;

7. обеспечение охраны окружающей среды;

8. сотрудничество со странами – не членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делегаций, представляющих государства – члены, возглавляемых министрами нефтяной добывающей промышленности или энергетики. Заседания Конференции проводятся два раза в год, в штаб – квартире ОПЕК, находящейся в городе Вене (Австрия).

ОПЕК И МИРОВОЙ РЫНОК НЕФТИ

Для ослабления конкурентной борьбы и завоевания мирового рынка нефти в 1928 году семь крупнейших нефтяных компаний: “Gulf oil”, “Standard oil”, “Mobil oil”, “Texaco”, “British petroleum”, “Royal Dutch” и “France petrol” образовали картель, который контролировал практически весь мировой рынок нефти (по данным на 1965 год в распоряжении картеля имелось 79 % запасов и 60 % добычи нефти в капиталистическом мире). Основой их господства был контроль над источниками нефти в развивающихся странах в форме владения концессиями. Они не только обеспечивали прибыли монополий, но и гарантировали империалистическим государствам бесперебойное снабжение жидким топливом. Установив низкие цены, картель добился расширения рынков сбыта и переориентации мировой экономики на жидкое топливо.

Поделив между собой рынки сбыта, источники сырья и согласовывая размеры добычи, участники картеля долгое время практически единолично регулировали цены мирового рынка, заставляя следовать за собой других конкурентов. Кроме того, нефтяные корпорации контролировали не только нефтедобычу, но и операции по транспортировки, переработке и сбыту жидкого топлива.

В течение длительного периода до конца 40-х годов XX столетия цены на нефть поддерживались картелем на уровне, соответствовавшем наивысшим мировым издержкам производства – на худших месторождениях США.

Однако после Второй мировой войны начался распад колониальной системы, после чего развивающиеся страны начали борьбу против их империалистической эксплуатации со стороны США и стран Запада. Важной составной частью этой борьбы является движение развивающихся стран за завоевание и упрочение национального суверенитета над своим важнейшим природным богатством.

Борьба данной группы была направлена, в первую очередь, на изменение условий концессиональных соглашений, служивших серьезным тормозом в экономическом развитии нефтедобывающих стран.

Положения об обязательном сокращении площадей концессий стали появляться с середины 50-х годов. Но лишь после образования ОПЕК развивающиеся страны – экспортеры нефтяного топлива пришли к осознанию необходимости, прежде всего, изменить в свою пользу условия иностранных концессий, которые являются основой эксплуатации этих стран.

Первым шагом правительств этих стран стала организация государственных нефтяных компаний. В 1960 г. национальная компания была образована в Кувейте, 1962 г. – в Саудовской Аравии, 1963 г. – в Алжире, 1964 г. – в Ираке. Но нефтяные монополии по-прежнему сохраняли низкие цены на мировом рынке. Тогда руководство нефтедобывающих стран перешло к более решительным действиям. Вначале 70-х гг. были полностью или частично национализированы на возмездной основе добывающие страны и перерабатывающие предприятия иностранных монополий. В январе 1973 г. вступили в силу соглашения Саудовской Аравии, Катара и Кувейта с девятью нефтяными монополиями о том, что в дочерних компаниях, ведущих добычу на их территории государству, будет принадлежать 25 % акций, а через 10 лет – 50 %.

Реальный итог был виден уже в 1974 году, когда в большинстве из нефтеэкспортирующих стран была ликвидирована концессионная система и установлен государственный контроль, хотя и неполный, над нефтедобывающей промышленностью.

По данным различных ученых, в середине 1974 г. под контролем государства в странах ОПЕК находилось 59 % всей добываемой в них нефти. Характерно, что в тот период в результате национализации был установлен контроль над 32 % всей добычи и за счет приобретения долевого участия в концессиях – над 26 %.

Добившись значительного роста цены на нефть, развивающиеся страны многократно увеличили свои доходы. За этот счет были переоснащены действующие и построены новые нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, получили развитие другие сектора экономики.

На мировом рынке нефти стали действовать два крупных центра – Запад и Восток.

Такая структура нефтяного рынка сохранилась и по сей день, однако в результате согласованной политики стран – участниц ОПЕК государства Восточного полушария имеют в настоящее время значительно больший удельный вес на мировом рынке нефти, нежели страны Западного полушария.

Несмотря на это, ОПЕК не способна справиться с трудностями, которые время от времени все-таки возникают перед ней. На мировом рынке нефти сегодня активную роль играют также такие страны, как: США, Мексика, Россия и другие. ОПЕК вынуждена считаться с этими странами, вести переговоры о сотрудничестве с целью стабилизации цен на нефть.

РОЛЬ ОПЕК В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

В современных условиях объем промышленного производства в структуре мирового ВВП – 60 %, а промышленной продукции в структуре мировой торговли – 70 %. Из этого видно, что развитие мировой экономики напрямую зависит от развития промышленности. При этом мировая промышленность зависит от нефти, как одного из самых дешевых и распространенных источников энергии на промышленных предприятиях. Нефть также имеет большое хозяйственное значение, от нее зависит работа автомобильного, воздушного, морского и значительной части железнодорожного транспорта. Поэтому можно смело говорить о том, что нефтяной фактор является существенным в поддержании стабильности функционирования мировой экономической системы.

Однако при всей значимости нефтяного фактора не каждая страна, добывающая данный вид сырья, может реально влиять на мировую экономику.

В настоящее время на мировом рынке нефти реальной силой, способной в полном объеме использовать данный фактор, является ОПЕК. Строго регулируя добычу и экспорт нефти, страны ОПЕК обладают действительной возможностью диктовать мировые цены на нефть с учетом в первую очередь своих национальных интересов. Такая возможность является следствием многих факторов.

Во-первых, страны, входящие в ОПЕК, обладают богатейшими запасами нефти, на их долю приходится более трех четвертей всех доказанных мировых запасов.

Во-вторых, на сегодняшний день ОПЕК добывает около 24 млн. баррелей сырой нефти в день, обеспечивая около 40% мирового предложения.

В-третьих, себестоимость добычи нефти на месторождениях ОПЕК существенно ниже, чем в других регионах планеты, поэтому ОПЕК может довольно легко изменять уровень добычи нефти, как в сторону уменьшения, так и увеличения. По оценкам EIA (Energy Information Administration), без привлечения существенных инвестиций, нефтяной картель может увеличить добычу нефти до 35 млн. барр./сут. При этом вложения в увеличение уровня добычи на 1 барр./сут. составляют всего около 2,8 долл.

Итак, ОПЕК действительно способна влиять на уровень цен на нефть, ее роль в мировой экономике сводится к поддержанию стабильности цен на нефть, уравновешиванию спроса и предложения посредством увеличения или уменьшения добычи нефти.

Однако для более полного понимания ее роли в мировой экономике необходимо рассмотреть функционирование картеля в кризисных ситуациях.

В октябре 1973 года началась четвертая Арабо-Израильская война. В ответ ОПЕК сначала сократила, а затем и вовсе наложил эмбарго на экспорт нефти союзникам Израиля: США, Голландии, Португалии, и ЮАР.

Эти действия ОПЕК, наряду с такими факторами, как подъем в капиталистической экономике, вызвавший резкое повышение спроса на нефть, спекулятивные операции монополий с товарными запасами нефти, усиливавшиеся диспропорции между спросом и предложением – все это неминуемо привело к первому энергетическому кризису, который продолжался пять месяцев вплоть до 18 марта 1974 года, пока действовало эмбарго картеля против США. За это время цены взлетели с 4,5 до 12 долларов за баррель.

Второй кризис, разразившийся в 1979 году, был еще опасней. В Иране произошла революция, а с 1 апреля ОПЕК увеличил цены на 14,5 %. Это привело к тому, что рыночная цена выросла до 14,6 долл. за баррель. С июля картель повысил цены еще на 15 %. Затем последовал захват Ираном западных заложников и разрыв отношений с США. В то же время действия Саудовской Аравии привели к росту цен с 19 до 26 долл. за баррель. В 1980 году ситуацию обострила Ирано-Иракская война. Смесь Saudi Light выросла до 34 долларов за баррель, достигнув своего исторического максимума.

Первый и второй энергетические кризисы показали низкую эффективность деятельности ОПЕК, не отлаженный механизм координации нефтяной политики, входящих в нее стран. В обоих случаях ситуация на рынке развивалась спонтанно, при участии стран – членов ОПЕК, но не под контролем организации, как таковой.

Но говоря о неспособности или, по крайней мере, слабом воздействии ОПЕК на мировую экономику в период кризисов, следует отметить, ее роль в стабилизации цен на нефть в последующие годы огромна. В период повышения цен общий объем поставок из этих стран оставался практически неизменным. Именно данный аспект затруднял вмешательство ОПЕК в стремительное развитие энергетических кризисов. Но в те моменты – соответственно 1975 г. и с конца 1980 г.,– когда начиналось ощущаться вызванное подорожанием жидкого топлива сокращение спроса, участники ассоциации нефтеэкспортеров существенно снижали добычу и тем самым устанавливали новый уровень цен.

В течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть, но когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти до 18 млн. барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. ОПЕК заявила об отказе от роли «регулятора» рынка и решила отстаивать более высокую долю на рынке. Страны – участницы ОПЕК резко повысили добычу нефти в своих странах. Однако новая стратегия не принесла ожидаемого успеха: в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза с 27 до 12 долл. за баррель – капиталистический рынок поразил очередной кризис – кризис перепроизводства.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции «Буря в пустыне», завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны, продолжающейся по сей день.

После кризиса в ЮВА 1997г. произошел обвал фондовых рынков по всему миру. Однако ОПЕК не обратила внимание на тревожные симптомы. Более того, на ноябрьской встрече было решено увеличить производство на 10 % - до 27,5 млн. барр./сут. Вся несвоевременность этого шага проявилась в 1998 году, когда рост предложения нефти на фоне сокращения ее потребления в Азии привел к увеличению промышленных запасов нефти и обвалу цен. В течение целого года ОПЕК не мог переломить ситуацию, и это поставило под сомнение само существование картеля. Дважды в марте и июне ОПЕК принимал решение о сокращении производства, однако низкая дисциплина внутри организации существенно подорвала доверие рынка. К декабрю 1998 года цены опустились до 10 долларов за баррель, а промышленные запасы в США достигли 330 млн. баррелей. Лишь в марте 1999 года картель не только принял решение о сокращении добычи, но и сумел его исполнить. Снижение добычи нефти с 25,5 млн барр./сут. до почти 23-х, наряду с восстановлением экономик стран Юго-восточной Азии сделали свое дело. Практически весь год после исторического решения цены на нефть непрерывно росли, причем если в феврале 1999 года Brent стоил около 10 долл. за баррель, то в марте 2000 все 30.

Современная ситуация показывает, что ОПЕК как никогда заинтересована в поддержании стабильности на мировом рынке нефти, во-первых потому, что не полностью отошедшие от последнего кризиса экономики некоторых стран не в состоянии будут перенести еще один кризис. Существование не только ОПЕК, но и стран, входящих в нее, зависит от грамотной политики данной организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объединившись, страны – нефтеэкспортеры смогли противостоять международному нефтяному картелю, бороться против империалистической эксплуатации со стороны США и стран Запада и в конечном итоге вытеснить картель с мирового рынка нефти, начать самим распоряжаться своим национальным богатством, устанавливая на него «справедливую» цену. Однако, имея реальную силу на мировом нефтяном рынке, ОПЕК не только не смогла предотвратить нефтяные кризисы, но и своими действиями способствовала их нарастанию.

В настоящее время ОПЕК продолжает играть огромную роль в функционировании мирового хозяйства, но, очевидно, что ее роль на международной арене становится с каждым годом все ниже и ниже. Это объясняется многими факторами. Вот основные из них. Во-первых, вследствие того, что уже сегодня ОПЕК не в состоянии самостоятельно справиться с падением цен на нефть, ей приходится искать поддержки со стороны других стран экспортеров нефти, т. е. увеличивается ее зависимость от других стран. Во-вторых, усилившаяся в последнее время рационализация в использовании природных ресурсов и переход к использованию альтернативных источников энергии, ведет к сокращению спроса на нефть. В этих условиях ОПЕК проводит политику сокращения добычи «черного золота». Но, при сокращении добычи нефти в странах – участницах ОПЕК, государства, не входящие в нее, наоборот, стремятся увеличить добычу, постепенно вытесняя ОПЕК с мирового рынка нефти.

В долгосрочной перспективе (80–100 лет), на мой взгляд, ОПЕК ждет куда более серьезная проблема: исчерпание природных ресурсов. Экономика большинства стран, входящих в ОПЕК, преимущественно зависит от нефтяного фактора. Большинство доходов эти государства получают от продажи нефти. Поэтому экономики данной группы стран должны быть в срочном порядке диверсифицированы, иначе при полном исчерпании природных богатств возникнет угроза их дальнейшему существованию.

Кроме того я считаю, что крах экономик государств, зависящих более чем на 70% от нефти, произойдет намного раньше, чем фактическое исчерпание природных ресурсов. Объясняется это тем, что уже в скором времени (20–40 лет) нефть перестанет играть роль источника энергии. А в таком случае отпадет и необходимость мирового рынка в жидком топливе.

«Международные экономические организации» - Место международных организаций. Организация экономического сотрудничества и развития. Специализированные учреждения ООН. Название на русском языке. Основные региональные (многосторонние) банки развития. Неформальные экономические организации. Международные организации. Вспомогательные органы. Группа Всемирного Банка.

«Международные выставки» - Подход к направлениям оценки международной выставочной деятельности промышленного предприятия. Методы оценки резервов выставочной деятельности. Методика оценки эффективности проведения международной выставки для организатора. Международные выставки как фактор формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий.

«Международные организации» - 6. Функции международных организаций. Понятие международного режима. 6. Функции международных организаций. Порядок создания и прекращения деятельности МО. 2. Возникновение и историческое развитие международных организаций. Роль МО в мировой политике. Международные организации: История, классификация.

«Форум в Давосе» - Газпром. Активисты Greenpeace. Россия. Алексей Репик. Всемирный экономический форум. Европейский форум менеджмента. Олег Дерипаска. Папа Римский. Всемирный экономический форум в Давосе. Историография форума. Участники форума. Ежегодные встречи. Мнение Президента РК. Клаус Шваб.

«Международные финансовые организации» - Квота страны-члена МВФ. Роль международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Исполнительный совет. Структура управления МБРР. Счётная денежная единица. Финансовые организации. Стабилизационные программы МВФ. Международный банк. Специальные кредитные механизмы. Структура квоты. Кредиты МВФ.

«Всемирная торговая организация» - Таблица проведения основных раундов ГАТТ\ВТО. Генеральное соглашение по тарифам. Уругвайский раунд. Предпосылки создания ГАТТ\ВТО. Начальные раунды. Всемирная торговая организация. Страны подписавшие ГАТТ. Международная торговая организация. Переговорные раунды ГАТТ\ВТО. Создания международной торговой организации.

Всего в теме 7 презентаций



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»