Школьные конфликты: как уладить без последствий? Способы разрешения школьных конфликтов (из опыта работы)

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Конфликтные ситуации в школе - вещь неизбежная. Другое дело, что направив ситуацию в нужное русло, из всего можно извлечь пользу. Научиться этому без помощи взрослых получится вряд ли.

Детское восприятие во многом зависит от реакции окружающих на те или иные действия. Если ребятам повезет с учителем в начальной школе, и конфликты будут решаться исключительно деструктивным методом, то школьный период будет вспоминаться с теплом и нежностью долгие годы.

Причины конфликтов между детьми в школе

Причин для недопонимания в стенах школы может быть немало. Даже присущий школьникам дух соревнования можно рассматривать как провокацию, стимулирующую к действию, познанию, стремлению стать лучшим. Задача учителя - сделать так, чтобы конкуренция была здоровой.

Возникнуть конфликт может по следующим причинам :

  • желание стать лидером;
  • личная неприязнь;
  • борьба за признание, обида;
  • безответное чувство;
  • недолюбливание и высокомерное снисходительное отношение к кому либо;
  • желание дружить с кем-то против кого-то.

Иногда в школе конфликтуют дети разных классов. А бывает и так, что на кланы разделены одноклассники.

Часто втянутыми в ситуацию оказываются также любимчики или те ученики, которым учителя постоянно делают прилюдные замечания. Дети жестоки, сильного они могут недолюбливать не меньше, чем слабого.

Как избежать конфликтных ситуаций

От учителя зависит не все, но многое. Это на его плечи ложиться груз ответственности. Избежать конфликта между детьми в школе и постараться сгладить ситуацию - святая обязанность педагога.

Даже после сорванного урока «разбор полетов может быть разным». Первый способ - искать виноватого среди учеников, возможно даже с привлечением директора и классного руководителя. Виноватые обязательно найдутся, и плодородная почва для разборок между учениками в будущем тоже.

Конструктивный способ выглядит иначе.

Ситуация следующая. Узнав о болезни учителя, старшеклассники договариваются прогуляться за территорией школы. Замена находится в последний момент, но решение прогулять принято и обжалованию не подлежит.

На урок приходит единственная девушка, отличница. Реакция учителя - единица в ее дневнике и никакого «разбора полетов» после. Непедагогично? Вряд ли. Так мог поступить только настоящий детский психолог.

Сложно представить каких масштабов мог бы достичь конфликт между оставшейся ученицей и ее одноклассниками, при «разборе полетов».

Причины конфликтов

Какими бы ни были причины конфликтов между детьми в школе, именно педагогу приходится разрешать многие из них. Иногда для этого не обязательно даже открыто вмешиваться в происходящее.

Учитель обучает не только грамоте, он помогает ребенку адаптироваться в коллективе, научиться цивилизовано общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, уступать, понимать и принимать ошибки, отвечать за свои поступки.

Особенности конфликтов

Несколько разную природу могут иметь конфликты между школьниками и одноклассниками. Важно понимать, что любой класс это коллектив. Иногда недопонимание может возникнуть между старшими и младшими школьниками.

Причин здесь может быть много вплоть до чувства ревности к любимому учителю, взявшему на воспитание других учеников.

Что делать, если у ребенка конфликт с учителем

Намного сложнее, если конфликтующими сторонами являются учащийся и учитель. Причины конфликта ребенка с учителем могут быть разными, вплоть до личной неприязни.

Иногда дают себя знать разные методы воспитания в стенах школы и в семье. Прежде чем принимать чью-либо сторону, важно разобраться в ситуации. Иногда родители точно не знают, как определить, что у ребенка конфликт с учителем.

Для начала стоит сходить в школу и пообщаться с учителем. Только так можно понять, кто виноват, и что происходит на самом деле. Исходы могут быть разными: от полного разрешения проблемы без привлечения посторонних до жалоб в вышестоящие инстанции и даже перевода в другую школу.

Всегда нужно пытаться сглаживать острые углы и не провоцировать возникновение конфликтных ситуаций.

Если не хотите, чтобы ребенок замкнулся в себе и затаил обиду на всех и вся, никогда нельзя ругать его прилюдно, даже если он не прав. Выслушать всех это одно, а лишить ребенка поддержки - другое.

Не помешает и беседа с учителем один на один или сбор информации о педагоге, его методах воспитания и прочем. Мирный путь всегда лучше.

Что делать если ребенок конфликтует в школе — советы родителям

На конфликт детей в школе действия родителей бывают разными. Всегда лучше сначала попробовать разобраться в ситуации. В большинстве случаев правда находится где-то посередине.

Принимать безапелляционно сторону учителя или ребенка нельзя. Делать поспешные выводы тоже не стоит.

Конечно можно при любых жалобах «любимого дитяти» учинять разборки и тут же переводить кровиночку в другую школу, но гарантий того, что в новом коллективе сын или дочь сможет адаптироваться и не станет конфликтовать, никто дать не сможет.

Не бойтесь общаться и открыто высказывать свое мнение. Только так можно найти истинные причины происходящего и варианты для устранения неприятной ситуации.

Разгневан - потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади, великий персидский писатель и мыслитель.

Работа в школе связана с быстро меняющимися ситуациями, что, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов. Как только возникает конфликт, сразу "срабатывают" эмоции, люди испытываем напряжение, дискомфорт, что может нанести вред здоровью всех участников конфликта.

Поэтому классному руководителю важно иметь элементарные представления о конфликтах, о том, как предотвратить конфликт, грозящий погубить добрые отношения между детьми, как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал, как завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам.

Одной из важнейших задач педагога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, привычки такими, какие они есть. Важно обучать детей навыкам общения и в случае необходимости корректировать их поведение, иначе у ребенка могут закрепиться такие формы поведения, которые станут помехой в его отношениях с окружающими и окажутся деструктивными для его собственного развития

Длясовременной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что он может являться сигналом к изменению, возможностью сближения, разрядки напряжения, "оздоровления" отношений и источником развития, то есть конфликты - при правильном к ним подходе - могут стать эффективным фактором педагогического процесса, воспитательного воздействия на детей, но при этом необходимо обязательно создать доброжелательную атмосферу.

I. Предконфликтная ситуация.

В 1 четверти появились сложности, связанные с обострением межличностных отношений: постоянные жалобы детей на то, что их не понимают, не слышат и не слушают одноклассники, дразнят, обзывают, на них кричат, появились взаимные обиды, претензии друг к другу, прослеживались отдельные случаи драк, также на почве недопонимания. Все эти действия представляют собой цепочку (эскалацию) конфликтогенов, которые сыграли главную роль в возникновении конфликта. Присутствовали следующие типы конфликтогенов: это и стремление к превосходству (7 человек в статусе "крутых"), проявление агрессии (в некоторых случаях происходили драки) и проявление эгоизма (каждый считал, что не слушают именно его, хотя сам и не пытался прислушиваться к мнению окружающих). Было ясно, что в классе возникла конфликтная ситуация.

Да, конфликту предшествовали объективные жизненные ситуации, в которых находились дети. Истоками возникновения конфликтных отношений явились потребности детей в безопасности, общении, контактах, взаимодействии, уважении, самовыражении и самоутверждении.

И, действительно, дети были перевозбуждены. Они резко реагировали на малейшие укоры, обвинения в свой адрес. По моим наблюдениям, примерно 80% ребят находились на грани "психологического срыва", они не могли спокойно разговаривать друг с другом, кричали, а когда я начинала с ними беседовать с целью разобраться в ситуации (это происходило каждый день), то большинство из них "срывались", начинали плакать, а обиды друг на друга не проходили, а только усиливались. На данном этапе моя задача состояла в том, чтоб предупредить надвигающийся конфликт . С этой целью я каждый день проводила индивидуальные, групповые беседы, в которых использовала метод убеждения. Я старалась проявлять внимание и уважительное отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию, мысленно ставила себя на его место, давала каждому выговориться, упор делала на его положительные качества. Но было время, когда я использовала авторитарные методы во время "разборок" с детьми. И, казалось бы, разрешили противоречие, но во время проведения следующего мероприятия, обязательно возникала ссора. Обстановка с каждым днем накалялась. Было ясно, что такими отношения оставлять дальше нельзя. "Последней каплей" моего терпения стал конкурс на "природе", который был просто "сорван" из-за разногласий между командами. Все ребята снова рассорились, настроение было испорчено.

II. Непосредственно конфликт.

И это уже был, действительно, конфликт , поскольку произошло столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом позиций в межличностных отношениях детей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

По типу это был межличностный конфликт , так как он возник между учащимися класса из-за несовместимости взглядов, интересов, целей, потребностей.

Причинами конфликта были: недостаточное понимание в процессе общения, индивидуально-личностные особенности детей класса (60% детей класса имеют способности и стремление быть лидерами, эта группа ребят стремится доминировать, быть первыми, сказать свое последнее слово; командир класса, девочка, настолько принципиальна, что иногда это подталкивает других ребят к "враждебным" действиям, многим детям данного класса присуща излишняя прямолинейность в высказываниях, суждениях, стремление сказать правду в глаза, настойчивость (кстати, мне эти качества импонирует в ребятах), но это нравится далеко не всем, повышенная эмоциональность, недостаточно развитое качество личности - толерантность, неумение контролировать свое эмоциональное состояние бестактность отдельной группы ребят).

Я также четко осознавала и другие причины конфликта в этом изумительном классе. Пятый класс - это период адаптации к новым условиям обучения. Дети включаются в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами. Кроме того, это ранний подростковый период. Дают о себе знать физиологические факторы в развитии, начинается перестройка гармональной системы, что приводит к перепадам самочувствия, настроения. Становясь подростком, ребенок часто теряют психологическое равновесие. Эти факторы способствуют обострению межличностных отношений в коллективе. Доминирующим становится потребность в самоутверждении , которая может проявляться в увеличении требовательности к другим, чувствительности к несправедливости других, в повышенной потребности в признании, внимании уважении со стороны сверстников и взрослых. Более того, у подростка появляется неадекватная самооценка , комплексы неполноценности, связанные с переживанием своих недостатков, в отношении которых они болезненно ранимы. Завышенная самооценка ведет к проявлению нахальства, болезненного самолюбия, обидчивости, а заниженная - рождает тревожность, неуверенность, страхи.

Поэтому я решила провести классный час, на котором мне было важно:

  • подвести детей к осознаванию конфликта в классе,
  • обсуждению разных стратегий взаимодействия в конфликте;
  • привести их к пониманию негативных последствий использования деструктивной стратегии, котораяпреобладала в их взаимоотношениях и важности использования конструктивной стратегии;
  • мне было необходимо, чтоб дети сами выявили причины такого положения в классе;
  • вместе с ними определить пути разрешения конфликта,
  • то есть моя задача состояла в том, чтоб данный конфликт послужил способом выявления и разрешения противоречий.

Предварительная подготовка к классному часу

состояла в более глубоком изучении межличностных отношений в классе. Кроме наблюдения за детьми, беседы с каждым в отдельности, я провела социометрическое исследование, которое дополнило мое представление об эмоциональной структуре класса. Я провела анкету, которая включала в себя такие вопросы, как "Всегда ли тебя устраивает то, как с тобой общаются одноклассники? Что тебя не устраивает в общении с одноклассниками? Что тебе нравится в общении с одноклассниками? О каком общении ты мечтаешь? Были ли такие моменты, когда тебя не поняли?"

Для проведения классного часа мною была создана презентация, в которую вошел небольшой сюжет видеозаписи из жизни класса. (Один из родителей "снимал" на телефон отдельные моменты отдыха детей в том самом однодневном походе и небольшая часть конкурса, где произошла ссора, тоже попала на камеру. Но, к сожалению, это был уже достаточно спокойный этап их ссоры). Тем не менее, данный сюжет явился удачным материалом для классного часа.

Моя стратегия поведения в конфликте.

По способу разрешения конфликта мною был выбран конструктивный способ , отдав предпочтение двум стилям разрешения данного конфликта: сотрудничеству и компромиссу.

Поскольку, сотрудничество предполагает поиск решения, удовлетворяющего интересы всех детей класса. Оно предполагает умение сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

А компромисс - это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Партнеры по общению сходятся на "золотой середине", то есть на частичном удовлетворении интересов каждого ребенка. Я предположила, что такая стратегия также будет эффективной, т.к. было ясно, что все дети желают одного и того же - улучшения отношений. Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

Во время проведения классного часа мною были использованы приемы конструктивного взаимодействия : убеждение, аргументация, попытка договориться.

Использовала метод аргументативной дискуссии, ц ель которой содействовать разрешению конфликта во мнениях. Я использовала все положительные стороны такого известного приема в заимодействия, как конструктивный спор по С. Кратохвилу. Во время обсуждения нашей проблемы речь шла о конкретной ситуации и обсуждалось конкретное поведение ребят (конкретность ). Все дети были вовлечены в беседу (вовлеченность). Демонстрировалась ясная, открытая коммуникация, где каждый говорил за себя и думал то, что говорил, была хорошая "обратная связь". Это была "честная игра".

III. Стадия разрешения конфликта

Последствия конфликта.

Возможно, что конфликт оказался единственным выходом из напряженной ситуации.

Говоря о позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что, частным последствием конфликта явилось усиление группового взаимодействия.

Таким образом, налицо интегративные последствия, которые определили выход из сложной ситуации, конфликт привел к разрешению проблем, усилил групповую сплоченность, привел к взаимопониманию.

Результаты конструктивного спора (по С. Кратохвилу) были также положительными.

Каждый ребенок что-то узнал новое, чему-то научился новому (информативность), исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснили претензии (отреагирование), обсуждение ситуации привело к взаимопониманию, некоторому сближению. Есть ощущение, что обсуждаемая проблема их волнует, было сохранено чувство собственного достоинства каждого участника беседы (сближение ). Ситуация была разрешена, проблема понята и практически разрешена, были извинения (совершенно неожиданно для всех в конце классного часа командир класса извинилась перед своей одноклассницей, оправдалась за свое поведение) и, наконец, были составлены правила взаимодействия в классе (улучшение).

Меры по предотвращению конфликтов в будущем

1) Проведена еще серия классных часов по данной теме. Главная идея заключалась в том, чтоб дети в шуточной форме "проигрывали" разные "конфликтные ситуации из их жизни" и научились сдерживать свои эмоции во время конфликта. Мне было важно "донести" до них идею о том, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия.

Специалисты в области конфликтологии разработали кодекс поведения в конфликте. (Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. - Ростов - на Дону, 1997. - с.468-472).

Данные правила поведения в конфликте мы проигрывали на классных часах. Все это было представлено в юмористической форме, причем, разные приемы поведения были детьми подготовлены заранее. Было смешно и весело. А дети обучались очень важным навыкам взаимодействия.

Вот эти правила:

  1. Дайте партнеру " выпустить пар". Если партнер раздражен и агрессивен, договориться с ним зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его "взрыва" рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
  2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для партнера деле или доверительно попросите у конфликтующего собеседника совета.
  3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: "Вы меня обманываете", а лучше звучит: "Я чувствую себя обманутым".
  4. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема - это то, что надо решать, а отношение к человеку - это фон, условия, в которых приходится принимать решение. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Вместе с собеседником определите проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите проблему от личности.
  5. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обоих партнеров по общению.
  6. В любом случае дайте партнеру "сохранить свое лицо". Не следует отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства партнера. Давайте оценку поступкам, а не личности.
  7. Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий. Употребление фраз типа "Правильно ли я Вас понял?", "Вы хотели сказать:" устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к собеседнику, что уменьшает его агрессию.
  8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает партнера по общению и и вызывает у него уважение и доверие.
  9. Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому ничего не смог доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться. Это пустая трата времени и бесполезное занятие.
  10. Замолчите первым. Не от собеседника - "противника" требуйте: "Замолчи", "Прекрати", а от себя. Но молчание не должно быть окрашено злорадством и вызовом.
  11. Не характеризуйте состояние оппонента. Такие фразы отрицательного эмоционального состояния партнера, как "Что ты злишься/ нервничаешь/ бесишься", только укрепляют и усиливают конфликт.
  12. Независимо от результата разрешения противоречий старайтесь не разрушать отношения.

2) Те правила толерантного общения, которые были выработаны на классном часе, мы с детьми доработали и поместили их в наш классный уголок. (Кстати, название нашего класса - города "Волшебники". В форме звезд эти правила расположены над нашим "городом"). В конце каждой недели, когда мы подводим итоги, каждый ученик "оценивает" свое поведение, учитывая то, как он выполнял "законы города "Волшебники", после своей оценки, идет обсуждение в "звездочках", если возникают разногласия, тогда "подключается" коллектив всего класса. Думаю, что это хороший опыт, т.к. такой прием "работает" на развитие толерантности, и, в результате, на предотвращение конфликтов.

3) Ни одно противоречие, недовольство, спор не остается незамеченным. Мы "разбираемся" на месте, анализируем ситуацию, обсуждаем вместе с детьми.

4) В будущем планирую продолжать работу по обучению детей навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения. Сейчас накоплен большой опыт по работе с детьми в данном направлении. (Так, например, книга под названием "Как научить детей сотрудничать?" (1998, автор - К. Фопель) содержит большое количество интерактивных игр, направленных на развитие "эмоционального" интеллекта детей.

Кроме того, в настоящее время существуют восстановительные технологии, которые включает в себя обучение школьников навыкам медиаторской деятельности. В нашей школе имеется сборник методических материалов "Организация работы школьной службы примирения" (г. Пермь, 2007), который содержит материалы по организации служб примирения в образовательном учреждении. Одной из целей работы школьной службы примирения (ШСП) является социальная реабилитация участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Задачами ШСП является проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов; обучение школьников методам урегулирования конфликтов. В скором времени, надеюсь, такая служба появится и в нашей школе.

5) Как известно, одной из основных причин конфликтов может быть недостаточно развитое качество личности - толерантность. Авторы книги "Воспитание толерантности у школьников" предлагают программы работы с детьми разного возраста, методические разработки различных форм воспитания толерантности у детей. В своей работе я буду продолжать пользоваться материалами данной книги.

Спустя 4 месяца, я снова провела анкетирование среди детей, которое показало, что конфликт разрешен, 65% детей довольны отношениями в классе, дразнятся и обзываются 25%, все отметили, что им приятно, что появился запрет на фамилии (без имени) и клички. Дети стали более уравновешенными, чуть спокойнее. В очень редких случаях переходят на крик, но их тут же кто-нибудь останавливает. Обстановка нормализовалась.

Литература.

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005.
  2. Домашний репетитор. Обществознание для абитуриентов (под научной редакцией В.Н. Князева и др.) - М.: Айрис пресс, 2007.
  3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
  4. Кан-Калик В.И. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение. 1992.
  5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М., 1999.
  6. Организация работы школьной службы примирения (сборник методических материалов).- Пермь, 2007.
  7. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2001.
  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль: Академия развития Академия Холдинг, 2003
  9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.
  10. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. "Школьные технологии" 1999, № 6.
  11. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. - М.: Academa, 2004.
  12. "Школьный психолог".: Изд. Дом Первое сентября, 2007, № 13.
  13. "Школьный психолог".: Изд. Дом Первое сентября, 2008, № 10.

не борясь с системой?

Практическая ситуация .

Является ли описанная ниже ситуация конфликтом (ответ обосновать). Если ситуация является конфликтом , описать его структуру, динамику, а также возможные причины возникновения. В противном случае ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы предотвратить назревающий конфликт?

Настя, ученица 11-А класса, претендует на золотую медаль. Эта медаль очень важна для девочки: у небогатой семьи нет денег на курсы и репетиторов, чтобы хорошо подготовиться к поступлению, а медаль дает весьма чувствительные льготы при поступлении в вуз. На контрольной работе по алгебре Настя сидела на первой парте перед учительским столом. Когда она решала на черновике последнюю, самую трудную задачу, к столу учительницы подошла другая кандидатка на медаль Лиза, – дочка одного из преподавателей. Учительница стала диктовать ей вполголоса эту задачу. Настя покосилась на них и продолжила решать, но тут учительница обратила на нее внимание и, посмотрев на записи в черновике, сказала: «Я не поняла – тебе кто-то разрешал нас слушать?». Учительница забрала у Насти черновик и вернула его на следующем уроке с оценкой «2» за списывание. Настя пошла жаловаться к директору, учителя «вызвали на разговор», но она сказала, что Настя списывала, пока та объясняла непонятно сформулированное задание Лизе. Вызвали и Лизу к директору, та подтвердила слова учителя.

Мой вариант ответа .

Оля безусловно данная ситуация являетсяконфликтной.

И сейчас я постараюсь развернуть ее на 360 градусов. Покажу все скрытые нюансы у данного конфликта . Но, которые существенно влияют на развязку и конечный результат.

И так поехали!

Если мы оттолкнемся от внешней стороны произошедшего. Посмотрим на все поведенческие проявления людей (Насти, учительницы, Лизы и директора) задействованных в данном процессе.

То однозначно можно сказать, что виновата учительница. Ведь это она не побоялась вызвать «огонь» на себя, поставив девочке двойку, несмотря на все ее старания. И при этом, заручилась еще двойной поддержкой — со стороны Лизы и директора.

О данной ситуации я рассказала своим детям (возраст 30 и 25 лет) и 14 летнему внуку. Мне было любопытно их видение. А самое главное, хотелось услышать их вердикт по отношению к произошедшему.

Будто сговорившись, все хором ответили, что виновата в этом конфликте — конечно же учительница. Это она «редиска»! Потому, что сделала неправильно, поставив двойку успевающей ученице.

Где – то я даже с ними согласилась. Ведь по сути, в этот момент, учительница ставила самой себе двойку. Так, как в данном случае Настя является продуктом исключительно ее деятельности. Особенно на этапе подведения общего итога. Но это только внешняя сторона у нашего айсберга.

Что удивительно, так это то, что примерно 90% ныне живущих людей на земле, именно так оценивают конфликт и конфликтные ситуации, в которых они оказываются.

Т.е. сразу ищут (грубо сказать) своего «козла». А именно того человека, который виноват в их несчастной судьбе. Отсюда и их беды. Как следствие, затянувшиеся конфликты , которые, как ни странно, ни куда не деваются. Они просто мигрируют с человеком из эпохи в эпоху.

И почему – то людям не досуг заглянуть за занавес таких процессов. Их упорное нежелание посмотреть на эти действа с другой стороны. Подойти к решению своих конфликтов без обвинения внешней стороны. Ведь именно здесь находится Ключ к качественному решению конфликтов любой сложности.

Поэтому я и хочу воспользоваться просьбой Оли. Именно на этой конфликтной ситуации, раскрою суть данного подхода. Чтобы вы наглядно увидели, как можно решать любой конфликт качественно, без «кровопролитий», излишней потери энергии. При этом, всегда получать желаемый результат легко и радостно.

Самое интересное — это то, что для решения любого конфликта совсем не надо идти на баррикады. Не надо доказывать кому – то, что ты не «верблюд».

Достаточно только повернуть взор в глубину себя, осознать суть произошедшего и сделать новый выбор.

Именно сейчас этот вариант на Настином примере, я и продемонстрирую вам.

Но для начала небольшой тест для вас.

Пример.

Девочке 5 лет и ее изнасиловали.

В задачке спрашивается – Кто виноват в этой ситуации?

— Насильник, мама, которая не доглядела или сама девочка?

Как правило, на моих тренингах люди говорят, что виноват насильник. У кого – то виновата мама. Ибо попустительски отнеслась к предоставленной для девочки свободе.

Но мой вариант ответа лежит в иной плоскости. Очень часто он шокирует многих.

Когда я говорю, что эту ситуацию спровоцировала сама девочка.

Что именно она бессознательно выбрала быть изнасилованной.

Так, что сейчас у меня для Насти плохая новость.

Ибо конфликтная ситуация , в которой она оказалась, как ни странно, бессознательно спровоцирована тоже ею.

При чем, в данном процессе, она дважды способствовала, как рождению, так и усилению конфликта.

Первый раз, (конечно же бессознательно). Произошло это в тот момент, когда она покосилась на учительницу и Лизу.

Скорее всего, именно в этом взгляде было нечто, что так сильно «возбудило» ЭГО школьного клерка. Предполагаю, что это была некоторая оценка с Настиной стороны учительского поведения.

Допускаю, что Настя могла не заметить этого или просто не обратила внимания на суть своего внутреннего посыла.

Но учителя, как правило, люди с обостренной психикой и мощным ЭГО.

Поэтому такие нюансы ловят на лету.

Так, что не удивительно!

Почему учительница так быстро среагировала на ее взгляд. А поставленная двойка лишь подтверждение выше сказанному.

Второй раз, Настя еще больше усилила данный конфликт , когда пошла к директору и стала озвучивать свою правду.

А, что лежит за этим намерением?!

Ну, конечно же — позиция доказательства своей правоты. Состоящей в несправедливом подходе учителя к ученику. Где учительская власть, как всегда в разы сильнее самой правдивой правды (уж извините масло масленое) ученика.

Конечно в данной ситуации, можно долбиться в «стену». И болезненно реагируя на сговор системы (учителя, ученика школьной учительницы и директора) продолжать бороться дальше. Например, идти в вышестоящие организации (департамент по образованию).

Только важно всегда помнить, что рыба гниет с головы.

И, что стратегия доказательства, чаще всего, не приносит желаемый результат. Особенно в борьбе с системами. И если вы посмотрите на нашу жизнь, то на каждом углу увидите подтверждение моих слов.

Так, что позиция доказательства в любом конфликте всегда ущербна. А тем более бороться с системами – это значит обречь себя на долгий мучительный процесс. И самое главное – не факт, что ты в нем выиграешь.

Сейчас в этой конфликтной ситуации, по сути встретились Настина Гордыня и учительское ЭГО. Гордыня всегда обидчивая и, одновременно, придирчивая смотрит на все свысока. Но Эго при мощной поддержке человеческого Ума, в разы оказывается сильнее в этом «поединке».

Более того, люди «заточенные» на идеальность (идеальная ученица, идеальные отношения, идеальное поведение …), как правило, чаще всего оказываются жертвами в этом конфликтном или по другому сказать, идеально не идеальном мире.

Потому, как именно они несут внутри себя мощное несогласие с тем, что видят их глаза.

И я думаю, что наша героиня не является исключением из общих правил, в этой земной игре. Именно поэтому учительница наделенная властью, так легко воспользовалась этим инструментом.

Отсюда вывод . Запущенный процесс, с целью доказать свою правоту есть, ни что иное, как борьба с «ветряными мельницами».

Лучше и правильнее сесть на «пенек», съесть «пирожок» и осознать суть всего произошедшего.

Для этой цели предлагаю свои помогающие вопросы:

Для чего я выбрала оказаться в данном конфликте?

— В чем суть скрытой выгоды от данного конфликта?

— Чему меня научил этот опыт?

— Какие уроки я извлекла из этой ситуации?

— Что хочу в будущем изменить в своей жизненной стратегии, при достижении

желаемого результата?

Если в своих ответах Настя не будет врать самой себе, то она очень быстро увидит скрытую для себя выгоду (а выгода точно есть). И это ей поможет достаточно быстро скорректировать данную ситуацию.

При этом совсем не требуется разборка с обидчиками. Коррекция эмоциональной реакции, за счет снятия внутреннего напряжения позволит посмотреть на данный конфликт более свободно и с разных сторон. А это значит, что и решение может прийти не тривиальное.

И если еще себя наполнить новым желанием, то и особых действий не потребуется.

Вселенная сама сделает 80% за человека нужные действия. А оставшиеся 20% потраченные на реализацию задуманного принесут легкий и радостный результат.

На десерт хочу сделать еще один акцент.

Важно знать и понимать, что внешний мир – это всегда наши зеркала. Именно они отражают суть наших внутренних «ребусов», конфликтов. Которые мы несем в глубине своего сознания. И, которые очень сильно связаны с нашей прошлой историей. Но в силу разных причин мы или не осознаем этого. Или осознанно не хотим прикасаться к этому неприятному своему прошлому.

Например, как согласиться женщине с тем, что на нее кричит мужчина. Ведь в такие минуты она даже мысли не допускает, что в этом «зеркале» она видит исключительно свое отражение. Ведь это ее внутреннее недовольство, чем – то или кем – то отразил данный мужчина.

Равно, как и Насте сейчас трудно согласиться с поставленной двойкой. Ее мир убеждений не соглашается с тем, что «зеркало» учительницы, отразило ее глубинное несогласие с поведением учителя и системой в целом.

Вот почему ученики сознательно и бессознательно борются с этой системой. И прежде всего, своим нежеланием учиться.

Только перфекционизм (синдром отличника) – это тоже одна из разновидностей этой борьбы и несогласия. Только в более завуалированной форме.

Поэтому до тех пор, пока мы ищем виновных в своих бедах во внешнем мире. Не берем ответственность за произошедшее на себя. Мы всегда будем жертвами , пребывающими в вечной борьбе.

Ну, а вы, как всегда не верьте мне.

Просто проверяйте на собственном опыте.

И смело делитесь своими наблюдениями и полученными результатами.

А сейчас я говорю пока и до новых встреч.

С вами была Пеняйчева Любовь .

Что делать, если у Вашего ребенка участились конфликты в школе? Надо ли родителям вмешиваться в ссоры между одноклассниками? Как научить ребенка справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно? На эти вопросы отвечает психолог Елена Абрамова

ЗАКОНЫ СТАИ

Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются лидеры и «отверженные». Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.

Особенно этот факт актуален для определенных возрастных периодов: поступление детей в первый класс, переход в среднее звено и период подросткового кризиса в старших классах.

Пришедшие из детского сада первоклассники еще не умеют самостоятельно идти на контакт, ориентируясь в вопросах дисциплины исключительно на авторитет взрослого.

В пятом классе изменение социальной роли совпадает с началом переходного кризиса, когда для ребенка определяющим становится мнение сверстников. Частой особенностью для пятиклассников являются драки и выяснение отношений у мальчишек между собой и между мальчиками и девочками. После своеобразной проверки на прочность такие дуэлянты часто становятся друзьями неразлей вода.

Старшеклассники проверяют друг друга «на прочность» с целью самоутверждения. Поэтому те подростки, которые могут выражать себя другими способами: в учебе, через спортивные или творческие достижения, в хобби – спокойнее переживают этот непростой для каждого ребенка период.

ПОМОГАЕМ ПРАВИЛЬНО

Что делать, если ваш ребенок стал участником или жертвой конфликта между одноклассниками? Надо ли родителям вмешиваться в конфликтные ситуации?

Перед тем, как принять решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно. От родителей требуется готовность обсудить дома сложившуюся ситуацию и выслушать ребенка без морализаторства. В ситуации, когда конфликты возникают между мальчиками, мамам стоит делегировать разговор о способах его преодоления папе или другому авторитетному для ребенка мужчине: родственнику, тренеру.

Если конфликт интересов не носит затяжной характер и угрозы физическому здоровью нет, то стоит поддержать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться с проблемой самостоятельно .

В том случае, если ситуация ухудшается, и ваш ребенок постоянно становится «слабым звеном» , то вместо понятного для многих родителей желания наказать обидчиков стоит потратить силы на сбор информации о том, почему это происходит.

Доверительный разговор с ребенком, классным руководителем, поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» на себя агрессию. Не всегда полезно ругаться с родителями обидчиков или требовать от школы административного решения проблемы. Искусственная защита ребенка учителем или директором может привлечь внимание и вынудить класс еще больше дразнить «любимчика». Не стоит разбираться с обидчиками ребенка самостоятельно, без присутствия их родителей.

ОДИН ЗА ВСЕХ

Если в классе постоянно происходит «травля» кого-то из одноклассников или класс поделен на группы, «враждующие» между собой, то в профилактической работе нуждается весь класс. На этом этапе поможет подключение школьного психолога и родительской общественности для проведения внеклассных мероприятий, игр и совместных поездок, сплачивающих класс. Целью общих дел должно быть обучение навыкам безопасного общения.

По моему опыту, более дружным является тот классный коллектив, в котором родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды. Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников. Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними.

В отличие от советской системы, современная школа не уделяет внимание развитию у детей навыков эффективного сотрудничества. В этих условиях «заказчиками» подобных курсов или мероприятий могут стать сами родители. Тренинги и игры командообразования можно организовывать самостоятельно или с помощью специалистов.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Если ситуация зашла в тупик, и «мирным путем» справиться с конфликтами в классе не получилось, единственным выходом для ребенка может стать перевод в другой класс или школу. Но важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в следующем коллективе необходимо системное обучение ребенка навыкам конструктивного общения. Полезный опыт ребенок может получить на психологических группах, в творческой студии или в спортивной секции, где обучают командным видам спорта.

Совсем избежать конфликтов невозможно, но любая проблема кроме негатива дает и опыт по преодолению похожих ситуаций в будущем. Частые конфликты в классе с участием вашего ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым можно и нужно работать. Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его другим способам взаимодействия.

Если у вас есть конкретные вопросы по школьным конфликтам, вы можете обратиться к специалистам Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

По адресу ул. Барбюса 65а каждую среду в 17.00 проходят группы по обучению навыкам эффективного общения для учеников 1-2 классов. Записаться в группы, на индивидуальную консультацию и получить подробную информацию можно у психолога Елены Абрамовой по телефону +79048122996.

Психологи Центра проводят психологические игры и тренинги командообразования по авторской программе «Нулевой Меридиан» , ставшей победителем Российского конкурса коррекционно-развивающих программ и курсов по выбору для школьников. Тренинги проводятся четыре раза в год для всех возрастов на базе вашей школы. Пригласить ведущих на родительское собрание или получить подробную информацию о тренингах можно по телефонам:

+79048122996, психолог Абрамова Елена

+79123144065, психолог Макарова Анжела.

11.11.2013

Школьные конфликты


школьный конфликт дисциплина ученик

Введение

Понятие школьных конфликтов

Уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностика

Заключение

Список литературы


Введение


Школа - это важная ступень эволюции человека в обществе. Именно здесь ребенок начинает проявлять свою самостоятельность относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Мы знаем, что каждый человек уникален, у каждого свои интересы и особенности. Когда же сталкиваются противоположности, возникает конфликт.

Конфликты среди учеников происходят довольно часто, что и, по мнению учителей, "являются обычным делом для школы". Основные поводы для конфликтов между учениками - грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого "подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли…".

Можно ли изжить конфликты между учениками? Вряд ли. В школе происходит формирование личности ребенка, и в зависимости от того, сколь успешно осуществляется этот процесс, в первую очередь усвоение духовных нравственных ценностей снижается (возрастает) количество конфликтов между школьниками. Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина - умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку.

Второй центральный конфликт "ученик - учитель". Причинами такого противостояния, с точки зрения учеников, являются: 1) оскорбления со стороны учителя; 2) нетактичное поведение; 3) необъективность при оценке знаний; 4) завышенные требования.

Наиболее распространены следующие формы поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях с учителем: 1) сотрудничество, 2) компромисс, 3) соперничество, 4) уклонение от контактов, 5) приспособление.

Целью данной работы будет изучение конфликтов в школьной среде.

В процессе ее достижения предполагается решение ряда задач:

рассмотреть понятие школьных конфликтов;

изучить уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностику;

Объектом данной работы являются конфликтные ситуации в процессе обучения.

Предметом, соответственно, будет значение и роль конфликтных ситуаций.

Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.


1. Понятие школьных конфликтов


Конфликт - чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни - между людьми, социальными группами, классами, государствами.

Конфликт (лат. coflic us - столкновение) в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям и выделить: ролевые и личностные, межличностные и внутриличностные, кратковременные и затяжные, явные и скрытые, конструктивные и деструктивные, ситуационные и системные и др.

В книге Чарльза Ликсона "Конфликт. Семь шагов к миру" приводится такое определение конфликта: "Конфликт - это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть, по крайней мере, два пути, два варианта поведения; причем или один из них, или оба могут оказаться либо приемлемы, либо неприемлемы".

Так, например, межличностный (межгрупповой) конфликт можно определить как ситуацию, в которой взаимодействующие люди или преследуют несовместимые цели, или придерживаются несовместимых (взаимоисключающих) ценностей и норм, или одновременно стремятся в острой конкурентной борьбе к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон.

Мы в своей работе рассмотрим школьный конфликт. Конфликт в школе - явление многоплановое.

В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными. Российские психологи недавно провели исследование, которое показало, что практически во всех типах школьных конфликтов "лидируют" мальчики. Так, проблемы из-за плохого поведения в школе имеют 18.9% юношей и 11,3% девочек, а пропуски занятий и опоздания характерны для 19,8% учеников и 15,7% учениц.

Многие родители считают, что школьник сам должен решать свои проблемы. Отправив детей в школу, некоторые родители вздохнули с облегчением: можно и отдохнуть, ведь теперь львиная доля забот о воспитании ляжет на плечи педагогов. Но расслабляться не стоит. Очень скоро у ребят появляются новые проблемы, одна из которых - школьный конфликт, без которого не обходится ни один учащийся. А у учащихся 1, 5 и 10 классов они просто неизбежны в силу того, что происходит процесс адаптации на новой ступени обучения.

Педагогические конфликты могут быть разнесены по трем большим группам. Первую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе.

Период №1:

Начиная обучение, первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни, происходит смена его ведущей деятельности с игровой на учебную, меняется его социальная позиция. Из ребенка он превращается в школьника, возникают новые для него требования и обязанности. В среднем психологическая адаптация в школе может длиться от нескольких месяцев до 1,5 года.

Только ученик привык к новой роли, учителю в школе, как наступает новый конфликтный период.

Период №2:

Ученик переходит в 5-й класс. Вместо одного учителя учащиеся начинают учиться у разных учителей-предметников. И если учителя начальных классов, как правило, опекают своих ребят, то учителя средних классов в основном относятся более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме того, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы.

Период №3:

В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема. Нужно решить, куда идти после 9-го класса: продолжить учебу в школе, и какой выбрать профиль или поступить в какое-то другое учебное заведение? Таким образом, для многих молодых людей 9-й класс выступает чертой, до которой они прожили беззаботное детство и бурное отрочество, но после которой они вынуждены начинать взрослую жизнь со всеми ее заботами и проблемами.

Период № 4:

Окончание школы, выбор профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни. К сожалению, школа, обеспечивая базовое образование, еще недостаточно готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работника, студента, мужа, отца. Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтный: неудачи, срывы и проблемы.

Во вторую группу входят мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учениками. Чаще всего мотивационные конфликты возникают по причине учеников из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются, и в конечном итоге между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. О чем чаше всего говорят в учительской? Конечно же, об учениках: "Они не хотят учиться! Они ничего не умеют и ничего не понимают! Не слушаются!" Нетрудно догадаться о ком говорят школьники, разумеется, об учителях: их неумении и нежелании понять, о несправедливых оценках, неуважении к ученикам. Конечно же, учителя устают, а ребята не хотят учиться.

Третью группу конфликтов составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей друг с другом, учителей и администрации. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера и личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентации.

Итак, мы убедились, что школьная жизнь насыщена педагогическими конфликтами. Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, часто конфликтуют группа мальчиков и девочек и т.д. Поэтому каждому необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, динамике, эффективных способах разрешения.

В конфликте необходимо выделять субъекты конфликта (участников), вторым элементом является объект, вызывающий данную конфликтную ситуацию. Определить его в каждом конкретном случае крайне не просто. Чтобы люди могли вступить в конфликт, они обязательно должны действовать. Для того чтобы конфликт произошел, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение целей. Такие действия называют инцидентом. Следовательно, конфликт - это конфликтная ситуация плюс инцидент.

Школьные конфликты очень разнообразны и почти не поддаются классификации.

Очень трудно найти критерии, по которым их можно было бы объединить в определенные однородные группы. Школьный конфликт почти всегда индивидуален, так как мы имеем дело с еще неустоявшейся психикой ребенка, и поэтому невозможно предугадать, в каком направлении развернется течение конфликта.

Существуют различные уровни развития конфликтных ситуаций, подробнее их мы рассмотрим во втором параграфе.


2. Уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностика


Выделяют следующие уровни развития конфликтных ситуаций:

Низкий уровень - деструктивный: школьник неверно воспринимает ситуацию рассогласования как конфликтную, в оценке конфликта наблюдается неправильное соотношение объективного и субъективного, налицо ложный конфликт; гибкость ума отсутствует; мотивации конфликта сопутствуют неуправляемые чувства гнева, ненависти, раздражения, злобы.

Тенденция вступления в конфликт актуализируется во всех случаях разногласия с оппонентом, при этом природа конфликта не принимается во внимание; конфликтное поведение реализуется в одном стиле соперничестве, отсутствие умений и навыков управления конфликтной ситуацией делает этот выбор устойчивым.

Средний уровень - непродуктивный: в анализе и оценке ситуации противоречия у школьников непоследовательно проявляется адекватное понимание конфликта; ситуативно (референтность оппонента) гибкость ума позволяет объективно воспринимать ситуацию как конфликтую или неконфликтную и находить оптимальные модели дальнейшего конфликтного поведения; эмоциональный фон - обида, нетерпение, чувство ущемления собственного достоинства; предпочитает не вступать ни в какие конфликты, от споров уходит, из стилей поведения в конфликтной ситуации выбирает приспособление.

Высокий уровень - продуктивный: школьник понимает причины и содержание ситуаций рассогласования, отличает предметные и непредметные конфликтные ситуации, может сформулировать объект конфликта; сознательно управляет конфликтом, использует оптимальный подход к выбору конфликтных стратегий; успешно контролирует отрицательные эмоции; с желанием проявляет в отношениях с окружающими коммуникативные и альтруистические эмоции; охотно отстаивает свои интересы в конструктивном споре, внимателен к эмоциональному благополучию оппонента.

Есть разные способы диагностики уровня конфликтности личности. В качестве примера мы приведем следующий тест.

Выберите один из трех предлагаемых вариантов ответа на вопросы и запишите его, например, в таком виде: 1 - А, 2 - Б, 3 - В.

Вы склонны к доминированию, то есть Вы подчинить своей воле других?

Б - Иногда.

Знаете ли Вы тех людей в коллективе, которые Вас побаиваются, а возможно ненавидят?

Б - Затрудняюсь ответить.

Кто Вы в большей степени?

А - Умиротворяющий.

Б - Принципиальный.

В - Предприимчивый.

Часто ли Вам приходится выступать с критическими суждениями?

А - Часто.

Б - Периодически.

В - Редко.

Что для Вас было бы на первом месте, если бы Вы возглавили новый коллектив?

А - Создал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в нее целеобразности.

Б - Изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами.

В - Советовался и общался бы с людьми.

Г- Начал бы размышления о монархии в России или как на Руси хорошо живется

В случае неудач, какое для Вас состояние наиболее характерно?

А - Пессимизм.

Б - Плохое настроение.

В - Обида на себя.

Вы отстаиваете и соблюдаете традиции Вашего коллектива?

Б - Скорее да.

Готовы услышать горькую правду о себе, сказанную в глаза?

Б - Скорее да.

Какие качества Вы стараетесь изжить в себе?

А - Раздражительность.

Б - Обидчивость.

В - Нетерпимость к критике в свой адрес.

Кто Вы в большей степени?

А - Независимый.

Б - Лидер.

В - Генератор идей.

Каким человеком считают Вас друзья?

А - Экстравагантным.

Б - Оптимистом.

В - Настойчивым.

С чем Вам чаще всего приходится бороться?

А - Несправедливостью.

Б - Бюрократизмом.

В - Эгоизмом.

Что для Вас наиболее характерно?

А - Недооценивание своих способностей.

Б - Объективная оценка своих способностей.

В - Переоценивание своих способностей.

Что приводит Вас к столкновению и конфликту с людьми?

А - Излишняя инициативность.

Б - Излишняя критичность.

В - Излишняя прямолинейность.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество набранных Вами баллов, используя приведенную далее таблицу. Отметим, что наиболее высокий уровень конфликтности предполагает наличие черт характера, обусловливающих продуцирование конфликтов, использование конфликтогенов общения и, безусловно, повышение конфликтности отношений в коллективе.

17 баллов - очень низкий уровень конфликтности.

20 - низкий уровень конфликтности.

23 - уровень конфликтности ниже среднего.

26 - уровень конфликтности несколько ниже среднего.

29 - средний уровень конфликтности.

32 - уровень конфликтности несколько выше среднего.

35 - уровень конфликтности выше среднего.

38 - высокий уровень конфликтности.

42 - очень высокий уровень конфликтности.


Признать существование конфликта. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с подростком по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, дети страдают, а открытого признания его нет. Каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого. Однако, совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить "с ходу" целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

Согласовать процедуру разговоров. Определить, где, когда и как начнутся "переговоры", т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.


Заключение


Конкретных советов по выходу из конфликтных ситуаций дать почти невозможно, так как конфликт всегда индивидуален. И здесь значение имеет педагогическое мастерство и такт учителя, или руководителя, его гражданское лицо, а также его авторитета в глазах учащихся. Еще ни один человек, не обладавший уважением учащихся, не смог ликвидировать конфликтную обстановку или же ликвидировать конфликт.

Конфликт нельзя ликвидировать с помощью волшебной палочки. Тем более конфликт детский, так как он основан в основном на эмоциях, которые в детском возрасте у детей очень сильны: они вытесняют голос рассудка. Эмоции дают установку на определенный тип отношения, и с этим трудно справиться. Конфликт можно погасить, доказывая оппоненту, что его соперник - достойный человек, что он обладает большими достоинствами, что ему трудно, как и тебе, что он переживает по поводу случившегося. Иногда при этом будет внешнее согласие при внутреннем: "Ничего, переживет и не только это еще переживет". Понимание, что другой страдает, в данном случае может вызвать не чувство сострадания к нему, а чувство удовлетворения.

Если же школьные конфликты становятся нормой, то лечить надо не психологией, а режимом и дисциплиной. "Школа без дисциплины, что мельница без воды" - отмечал великий чешский педагог Я.А. Коменский. На первых порах надо привести массу, пораженную "демократией", в норму. Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками, между учениками и педагогами, если не научимся бесконфликтно жить в школьной среде.

Прежде всего, надо начинать с себя. Здесь возможна профилактика, в том числе и психологическая: надо учиться слушать другого, видеть себя глазами другого, уметь чувствовать за другого, уметь решать бесконфликтно вопросы, прийти к общему мнению, уметь правильно спорить.


Список литературы


1. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 1991.

Чарльз Ликсон "Конфликт. ... Семь шагов к миру. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997 - (Серия "Гений общения").

3. Атаянц Н.Г. Психология конфликтов в средней школе: Моногр. - Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова, 2002. - 124 с. - Библиогр.: 134 назв.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C. 211-212.

Н.М. Коряк и Ф.М. Бородкин и "Внимание, конфликт". СПб., 1994.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»