Школьные конфликты. Решение конфликтных ситуаций в начальной школе

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. Несмотря на то, что конфликты в школе доставляют множество негативных эмоций, как самому ребенку, так и его родителям, они все же полезны, так как учат подростка решать проблемы и находить общий язык со сверстниками. Коммуникативные навыки обязательно пригодятся ему в будущем, не только для выстраивания , но и для продуктивного сотрудничества на работе, ведь современный бизнес требует умения слаженно работать в команде, ответственно относиться к своим обязанностям, а порой даже уметь руководить и организовывать рабочий процесс. Итак, дети должны умет конфликтовать. Но как это правильно делать, чтобы не обижать глубокие чувства друг друга? И как правильно выходить из конфликтных ситуаций?

Причины конфликтов в школе

Чем младше ребенок, тем ниже уровень его интеллектуального развития, и тем меньше в его арсенале социальных навыков для разрешения споров. По мере взросления в сознании ребенка вырабатываются определенные модели взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Такие модели социального поведения сохраняются много лет, и могут претерпеть некоторые изменения лишь в переходном возрасте.

А пока дети растут, они вынуждены учиться бороться за свои интересы. Чаще всего конфликт между детьми в школе возникает из-за борьбы за авторитет. В каждом классе есть несколько лидеров, которые вынуждены противостоять друг другу, вовлекая в конфликт и других учеников. Нередко это может быть противостояние мальчиков и девочек, или, например, одного человека и всего класса. Дети школьного возраста склонны к демонстрации собственного превосходства, иногда даже это может проявляться в циничности и жестокости по отношению к окружающим и особенно к более слабым детям.

Конфликт между учениками может произойти по следующим причинам:

  • взаимные оскорбления и сплетни
  • предательство
  • любовь и симпатии к одноклассникам, не отвечающим взаимностью
  • борьба за одного парня или одну девочку
  • отсутствие взаимопонимания между детьми
  • неприятие отдельной личности коллективом
  • соперничество и борьба за лидерство
  • неприязнь «любимчиков» учителей
  • личные обиды

Чаще всего в конфликты вступают те дети, которые не имеют близких друзей и не увлекаются чем-либо помимо школы.

Предупреждение конфликтов в школе

Несмотря на то, что конфликты помогают формировать у детей социальные навыки, родители должны стараться избегать частых ссор и постоянной своих детей. Ведь конфликт можно разрешить быстро и спокойно, без взаимных унижений и обид. Не стоит влезать в конфликт, особенно если Вы чувствуете, что Ваш ребенок может сам справиться с ситуацией. Чрезмерная опека в этом случае только навредит. Но если Вам кажется, что прекратить конфликт самостоятельно ребенок не может, вмешиваться в ситуацию нужно очень аккуратно. Не нужно сильно давить ни на своего ребенка, ни на его оппонента. Ненужно требовать публичных извинений. Вы не должны вести себя как взрослый, который имеет власть и способен кардинально повлиять на ситуацию. Вы, конечно, мудрее и умнее, чем Ваш ребенок-школьник, но, тем не менее, лучше взять на себя роль друга, который просто подсказывает, что делать, но лично не участвует в выяснении отношений. Это будет более естественно и позволит детям научиться выходить даже из самых сложных ситуаций.

После того, как конфликт исчерпан, поговорите с ребенком. Скажите ему о том, что в его жизни будет еще множество подобных конфликтов, и сейчас нужно учесть все свои ошибки, чтобы не допустить их в будущем.

Очень часто родители задумываются над тем, как избежать конфликта в школе, еще на ранних стадиях, когда только начинают замечать напряженные отношения своего ребенка с одноклассниками или друзьями во дворе. Старайтесь создать в семье такую атмосферу доверия, чтобы ребенок не стеснялся делиться с Вами своими проблемами. В таком случае Ваш совет может помочь быстро исправить ситуацию.

Обязательно найдите для ребенка любимое занятие. Это может быть творческий кружок или . На основе общих интересов ребенок сможет найти себе близких друзей, с которыми он не будет конфликтовать. Это поможет ему отвлечься от глупых разборок в классе за лидерство, за любовь учителей, а иногда даже вовсе без причины.

Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правильное и взвешенное решение. Только открытый и прямолинейный диалог помогает выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения. Так что без конфликтов в нашей жизни никуда! Но они обязательно должны быстро разрешаться, так как скрытая агрессия и затаенные обиды могут негативно повлиять на психическое и эмоциональное состояние человека, развить в нем комплексы и привести к продолжительной депрессии.

Конфликтность ребенка ведет к недоверию в его сторону, враждебности, а впоследствии и к закреплению в его сознании стереотипов конфликтного поведения. Обязательно следите за тем, какие отношения поддерживает Ваш ребенок в школе, с одноклассниками и учителями. Старайтесь мягко и аккуратно корректировать его поведение и отношение к окружающим.

Часть 1. Конфликты между школьниками.

Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в пред-конфликтных и конфликтных ситуациях.

Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.

Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель - передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

Особенности конфликтов между школьниками.

В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родите-ли-родители; родители-администратор; администратор-администратор.

Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то бурса в произведениях Н. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух» английского писателя У. Голдинга.

Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства , в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных.

Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).

На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций . При наличии соответствующей личностной основы важной становится не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева).

Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются.

Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения между учителем и учеником. В меньшей степени исследованы конфликты во взаимоотношениях учеников. Еще меньше работ по проблеме регулирования конфликтов, возникающих между учителями. Это вполне объяснимо: конфликты между учителями наиболее сложные.

В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.

Возраст - определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Можно выделить такие основные возрастные периоды: младенческий (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года - 6-7 лет), младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет), подростковый (10-11 - 15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет), поздняя юность (18-23 года), зрелый возраст (до 60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (свыше 75 лет).

Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах. Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно - в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт . В ходе конфликтов с окружающими ребенок, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.

В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется внешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня в сельской местности. Сельская школа является неотъемлемым и важным структурным элементом сельского социума. Она влияет на жизнь в селе. Но и обстановка в селе вообще и конкретной деревне в частности оказывает существенное влияние на положение дел в сельской школе. Взаимоотношения и конфликты в коллективах сельских школ соответственно отражают все основные противоречия и проблемы, которыми насыщена сегодня жизнь на селе. Общаясь с родителями, ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Так или иначе, школьники знают о многих проблемах жизни села, по-своему переживают их, трансформируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.

Конфликты «ученик - ученик» возникают в таких ситуациях:

  • из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов - 11%;
  • из-за отсутствия взаимопонимания - 7%;
  • в связи с борьбой за лидерство - 7%;
  • из-за противопоставления личности ученика коллективу - 7%;
  • в связи с общественной работой - 6%;
  • у девочек - из-за парня - 5% .

Считают, что конфликтов у учеников не было - 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.

Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.

Основные причины ненависти к сверстникам:

  • подлость и предательство - 30%;
  • подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей - 27%;
  • личная обида - 15%;
  • ложь и высокомерие - 12%;
  • соперничество между одноклассниками - 9%.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учени­ков повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них - между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:

  • причина агрессии: желание выделиться среди сверстников - 12%;
  • источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых - 11%;
  • все зависит от взаимоотношений в классе - 9,5%;
  • в агрессивности ученика виновата семья - 8%;
  • агрессивные школьники - дети с психическими отклонениями - 4%;
  • агрессивность - явление возрастное, связанное с избытком энергии - 1%;
  • агрессивность - плохая черта характера - 1%;
  • в классе были агрессивные ученики - 12%;
  • в классе не было агрессивных учеников - 34,5%.

Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:

  • курение - 50%;
  • употребление спиртных напитков - 44%;
  • грубость, хамство в общении - 31%;
  • употребление в речи нецензурных выражений - 26,5%;
  • ложь - 15% ;
  • неуважение учеников друг к другу - 13%;
  • распущенность в половой жизни - 10%;
  • мелкие кражи - 10%; драки-10%;
  • хулиганство - 10%;
  • наркомания - 6%;
  • издевательства над младшими и слабыми - 6%;
  • азартные игры (на деньги) - 3%.

Особенности конфликтов в школьных коллективах.

Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.

Отчего возникают конфликты между одноклассниками? Причин может быть несколько:
борьба за авторитет,
соперничество,
обман, сплетни,
оскорбления,
обиды,
враждебность к любимым ученикам учителя,
личная неприязнь к человеку,
симпатия без взаимности,
борьба за девочку (мальчика).
Таких причин десятки и даже сотни. Необходимо еще в самом начале конфликта правильно определить причины противостояния, чтобы найти нужное конструктивное решение.
Важно также понимать, что не все детские конфликты нуждаются в участии взрослых. Часть из них ребята вполне способны разрешить сами. Учителю в подобных случаях лучше не вмешиваться в ход событий и не оказывать давления, а занять наблюдательную позицию, лишь иногда выступая в роли советчика. Опыт самостоятельного решения конфликтов поможет подросткам в формировании социальных навыков, необходимых им во взрослой жизни.
Если все же конфликт достиг стадии, когда вмешательство учителя необходимо, важно сделать это тактично и аккуратно, чтобы не задеть детскую гордость и не вызвать агрессию. Необходимо терпеливо и очень внимательно выслушать обе стороны, попутно задавая вопросы-подсказки, которые дадут возможность участникам конфликта задуматься и более взвешенно проанализировать ситуацию.
Для разрешения любых школьных конфликтов существует единый алгоритм:
1) Необходимо сохранить спокойную обстановку. Она позволит не дойти до уровня оскорблений и обид.
2) Постарайтесь оценить ситуацию как можно более объективно.
3) Необходимо создать условия, в которых конфликтующие стороны смогли бы вести открытый и конструктивный диалог.
4) Нужно помочь ученикам прийти к единому итогу и выявить общую цель.
5) Нужно подвести итоги и сделать выводы, которые помогут детям в дальнейшем лучше взаимодействовать.
В разрешении любого конфликта очень важен открытый диалог между его участниками. Дайте возможность ребятам спокойно и без истерик изложить друг другу свой взгляд на ситуацию, проговорив самые важные для них моменты. Умение слушать - важный навык, который в дальнейшем очень поможет детям в решении сложных взрослых проблем. Выслушав друг друга, ребята смогут гораздо быстрее прийти к общему знаменателю и найти решение, которое устроит обе стороны.
После того как конфликт будет полностью исчерпан, необходимо побеседовать с каждой из сторон. Не требуйте публичных извинений, это может уязвить гордость ребенка. Важно, чтобы подросток доверял взрослому, поэтому для создания доброжелательной атмосферы рекомендуется называть ребенка по имени и позиционировать его как равного себе. Нужно объяснить, что конфликт не повод для переживаний, это определенный жизненный опыт, которого будет еще много. И что куда лучше решать все ссоры мирно, без взаимных упреков и оскорблений, а также делать выводы и работать над ошибками.
Часто подросток проявляет агрессию в том случае, если у него недостаток общения и увлечений. Учитель может попробовать исправить ситуацию, побеседовав с родителями ученика насчет времяпрепровождения их ребенка. Можно предоставить информацию о кружках или секциях, об общественной работе, которая проводится в школе, и посоветовать привлечь ребенка к подобной деятельности. С новым занятием он получит большое количество положительных эмоций и новых знакомств, у него не останется времени на ссоры и сплетни.
Также для всех учеников будут полезны внеклассные мероприятия, в которых они смогут более неформально общаться. Ими могут быть совместный просмотр и обсуждение кинофильмов, тренинги на сплочение, отдых на природе и т. п.
Конфликты всегда будут присутствовать между учениками, и решать их (и учить решать) тоже необходимо всегда. Ведь доверительные отношения поддерживают мирную атмосферу в классе, а деструктивные влекут за собой обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынули негативные эмоции, - вот что самое важное в разрешении конфликтных ситуаций.

Лина МАКАРОВА, эксперт по психологии

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций


Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения


Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик - ученик»


Разногласия между детьми - обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками.

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт - не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию , согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель - родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика .

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем , оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример:

Антон - самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель - ученик»


Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать - составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций - то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы - лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.


Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой - все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта


Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент - анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу - выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.


Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе - явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное - копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев - важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Андреус Кристина

Это исследовательский проект, ученицы 10 класса (2009 год), в котором рассмотрены причины возникновения конфликтных ситуаций между учащимися начальной школы и способы профилактики их возникновения. В рамках проекта ученицей, совместно с психологом, были разработаны и проведены развивающие занятия для учащихся 2-3 классов, направленные на снятие эмоционального напряжения в классе и повышение общей культуры общения между учащимися, что привело к снижению конфликтности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 569

Невского района Санкт-Петербурга

Конфликты в начальной школе:

причины и способы профилактики

Исследовательская работа

Ученицы 10 а класса Андреус Кристины

Руководитель:
Федына Наталья Валерьевна,

педагог-психолог
высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

Март 2010 года

Введение

Формирование и развитие ребёнка как личности – сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов. Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения. Самым сильным фактором, влияющим на становление личности, является общение, особенно в процессе обучения. М.И. Лисина даёт следующее определение общения: «общение – это процесс взаимодействия двух или нескольких людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата»

Потребность в общении формируется на основе биологических, материальных, социальных и духовных потребностей, которые приводят к появлению различных мотивов.

Мотив – это осознанная или неосознанная причина активности человека, направленная на достижение цели. К мотивам относятся влечения, интересы, убеждения, стремления. (Лисина М. И.) Придерживаясь концепции деятельности Леонтьева, мотив – это «опредмеченная потребность», это значит, что мотив деятельности совпадает с её предметом. Значит, мотивом общения служит другой человек, его конкретные качества.

Анализируя развитие потребностей в общении ребёнка, можно выделить три группы мотивов:

  1. познавательные, когда взрослый или другой ребёнок выступает в качестве источника новых сведений и организатором новых впечатлений;
  2. деловые или деятельные, когда взрослый или другой ребёнок является партнёром по совместной практической деятельности, помощником и образцом правильных действий;
  3. личностные, когда взрослый или другой ребёнок является личностью, влияющей на формирование самооценки у ребёнка, на развитие ребёнка, как члена общества.

Поскольку мотивы направлены на достижение целей, то ребёнку необходимо овладеть определёнными средствами.

Средства любой деятельности по А.Н. Леонтьеву – это те операции, с помощью которых достигается цель действия. М.И. Лисина выделяет три основные категории средств общения:

  1. экспрессивно-мимические, т.е. улыбка, взгляд, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации и т.п.;
  2. предметно-действенные – локомоторные, предметные движения и позы (приближение, удаление, вручение предметов, притягивание к себе, отталкивание и т.п.);
  3. речевые средства общения .

От сформированности средств зависит качество общения, его продуктивность.

Однако общение для ребёнка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознавать себя и других.

Глава1. Проблема конфликтов в психолого-педагогической литературе

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов. Для возникновения конфликта необходимо наличие инцидента – когда одна сторона ущемляет другую. Выделяют разные типы конфликтов:

Внутриличностный конфликт - такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также в связи со стрессом.

Межличностный конфликт - когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.

Конфликт между личностью и группой - может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе, несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы.

Межгрупповой конфликт - возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Для возникновения любого конфликта, т. е. для перехода конфликтной ситуации в конфликт, необходим инцендент. Например, агрессивное поведение ребёнка в ответ на требования учителя, или действия одноклассника, проявленные в грубой форме, с угрозой, в форме ультиматума и др. Инцендент возникает тогда, когда обе стороны вступают в открытое противоборство. На этой стадии конфликт ещё можно остановить. Чаще всего конфликты возникают в подростковом возрасте.

О "кризисе подросткового возраста" знают сейчас все.

Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя.

Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту.

В первую очередь начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. Но проблемы физиологии обостряются кризисами из предшествующих стадий развития ребенка. Проявление таких качеств, как отделение себя от родителей и их опеки - это потребность обрести свою собственную власть над собственной жизнью. Этот конфликт основан на недавнем кризисе развития 7 лет (коммуникативная компетентность или неуспешность). Если в период начальной школы у ребенка сформировалось такое качество, как коммуникативная компетентность, ему легче адаптироваться в новых условиях, связанных с обретением власти над собственной жизнью, так как у него довольно устойчивые интересы и стремления.

Если же из этого возраста ребенок вынес «неуспешность», возникнет конфликт, связанный с адаптацией к новому состоянию подростка.

Поэтому наше исследование направлено на определение путей предупреждения конфликтов в начальной школе.

  1. Особенности конфликтов учащихся младшего школьного возраста

Конфликты в средней школе отличаются от конфликтов в младшей школе. Это связано с возрастными особенностями учеников. Для младших школьников характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний и свойственна потребность в защите со стороны взрослых.

Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению конфликтов.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

· взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;

· плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта.

Рассмотрим подробнее причины конфликтов в начальной школе и способы их решения и профилактики.

Глава2. Конфликты в начальной школы в психолого-педагогических исследованиях

Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.

Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли (Л.С. Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство.

Поведение младших школьников импульсивно, самоконтроль развит не у всех, и не всегда он способен сдерживать повышенную эмоциональность данного возраста. Межличностные конфликты есть и бывают в младших классах, но вспыхивают и гаснут они легко.

В психолого-педагогической литературе достаточно широко описана специфика возникновения и развития конфликтов в начальной школе.

2.1. Причины конфликтов в начальной школе

Возрастные особенности младшего школьника;

Специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

Отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.

Изучение причин возникновения межличностных конфликтов во взаимоотношениях младших школьников позволило в самых общих чертах вывить, что таковыми являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе.

Светлана Шабас отмечает: «в основном, конфликты детей между собой бывают на почве разноуровневой подготовки ("он умеет читать, а я – нет"), по причине разного возраста одноклассников ("я тебя старше, так что ты вообще помолчи") и – естественно - разного пола (я мальчик – я сильнее).

Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный достаток семей. Это – очень сложный момент. О достатке семьи в первую очередь, говорит предметный мир ребенка: какие портфели, тетради и проч. может позволить купить родитель. Ребенок говорит: "а я привез себе ручку из Парижа", а у соседа ручка за 2 руб. 30 коп... И не надо думать, что в младшей школе дети не понимают этой разницы!»

Таким образом, причины можно разделить на две группы эндогенные и экзогенные. К первой группе относятся причины связанные с социальным статусом ребенка, материальным положением семьи, особенностями воспитания, отношением учителя к детям. К экзогенным причинам можно отнести особенности нервной системы ребенка, его личностное развитие, уровень развития коммуникативных компетенций.

2.2. Способы решения конфликтов в начальной школе

Рассмотрим основные пути разрешения и профилактики конфликтов, существующие в теоретической и практической литературе. Это необходимо для того, чтобы, определить, насколько существующие пути разрешения и профилактики конфликтов могут быть использованы учителями младших классов в целях формирования опыта корректных взаимоотношений учащихся.

В этой связи мы выделяем три аспекта:

- управление конфликтной ситуацией / конфликтом;

- непосредственно пути разрешения конфликта;

- профилактика конфликтов.

Итак, согласно формуле В.И. Андреева, конфликт это проблема + конфликтная ситуация + участники конфликта + инцидент. Следовательно, чтобы разрешить конфликт необходимо внести изменения в конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация, как известно, перейти в конфликт без инцидента не может, поэтому, изменив ситуацию, предшествующую конфликту, мы можем предупредить конфликт.

Таким образом, если конфликт - это следствие определенной конфликтной ситуации, то прежде всего необходимо провести правильную диагностику конфликтной ситуации, то есть по возможности определить наличие проблемы и потенциальных участников возможного конфликта, их позиции и тип отношений между ними.

По мнению Х. Бродаля существует пять основных аспектов диагноза:

1) истоки конфликта, то есть субъективные или объективные переживания сторон, способы «борьбы», события внутри конфликта, противоречие мнений или конфронтация;

2) биография конфликта, то есть его история и фон, на котором он прогрессировал;

3) стороны конфликта, будь то личности или группы;

4) позиция и отношения сторон, формальные и неформальные; их взаимозависимости, их роли, личные отношения и тому подобное;

5) исходное отношение к конфликту - хотят ли стороны решить конфликт сами, каковы их надежды, ожидания, условия.

Следовательно, педагогу в конфликтной ситуации необходимо выявить ее основные структурные элементы, объективно оценить возникшую конфликтную ситуацию, чтобы в случае возникновения конфликта найти правильное конструктивное разрешение конфликтной ситуации, включая и возможные пути предупреждения или погашения конфликта, а, значит, установить такие взаимоотношения в среде, которые будут способствовать выполнению учебно-воспитательных целей и задач.

Для того чтобы целенаправленно внести изменения в конфликтную ситуацию необходимо знать основы управления такой ситуацией. Под управлением конфликтной ситуацией мы понимаем меры, направленные на предупреждение инцидента, а, следовательно, не способствующие переходу конфликтной ситуации в собственно конфликт. Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта

Таким образом, при устранении конфликтной ситуации еще не возникший конфликт можно считать разрешенным.

По мнению А.Г. Почебут и В.А. Чикер, управление конфликтом предполагает умение поддерживать его значение ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации. Умело управляя конфликтом, можно разрешить его, то есть устранить проблему, вызвавшую данный конфликт.

Отечественный исследователь Т.С. Сулимова выделяет следующие основные модели управления развитием конфликта:

Глава 3. Профилактика возникновения конфликтов в начальной школе на базе ГОУ школы № 569

В процессе изучения проблемы конфликтов в начальной школы у нас сформировалась гипотеза , что при организованном воздействии на учащихся начальной школы с участием ученика старшей школы, процесс формирования навыка бесконфликтного поведения будет более эффективен.

Исходя из гипотезы, была сформирована цель экспериментального исследования –определение способов профилактики конфликтов в начальной школе.

В соответствии с целью, были поставлены и решены следующие задачи :

  1. определить основные причины возникновения конфликтов в начальной школе
  2. разработать и провести ряд тематических бесед с учащимися начальной школы;
  3. разработать и провести психологическую игру направленную на формирование умения бесконфликтного взаимодействия
  4. определить эффективность выбранных способов профилактики конфликтов в начальной школе.

3.1. Причины конфликтов у учащихся 2-х классов в ГОУ СОШ № 569

В результате проведенного эксперимента были выявлены причины возникновения конфликтов у учащихся 2-х классов в ГОУ СОШ №569. К ним относятся:

  1. Трудности в общении, которые в основном выражаются в негативных высказываниях по отношению друг к другу. 42% учащихся отметили, что такая ситуация случается часто, 44% - редко и 14% никогда. Стоит отметить, что такую ситуацию по отношению к другим со своей стороны большинство учащихся отметило как не случающуюся никогда – 61%, и только 16% отметило, что они тоже часто дразнят и обзывают своих одноклассников.
  2. Агрессивные формы общения, которые отметили 30% учащихся, как частое проявление, 39%, как редкое;
  3. Не понимание со стороны одноклассников, как частую причину отметили только 12% учащихся, большинство (54%) не отметили эту причину, и 35% отметили, как редкую.

Таким образом, основными причинами конфликтов учащихся 2-х классов ГОУ СОШ №569 являются трудности в общении.

  1. Профилактика конфликтов у учащихся 2-х классов ГОУ СОШ № 569

Для формирования у учащихся умения бесконфликтного общения были разработаны следующие тематические беседы :

  1. Дружба
  2. Ссоры и мир
  3. Отношение к людям
  4. Ценность каждого

Целью проведения этих бесед стало обучение учащихся способам бесконфликтного общения в классе.

Во время бесед мы смогли показать детям возможность бесконфликтного взаимодействия, закрепить у них навыки саморегуляции, повысить взаимоуважение и развить интерес к общению друг с другом.

Заключительным этапом встреч с учащимися была игра «Необитаемый остров». Цель игры – показать учащимся значимость каждого в достижении общей цели.

В ходе игры ребятам надо было выполнить ряд различных заданий, направленных на достижение общей цели. Задания были продуманы таким образом, чтобы каждый ученик класса смог проявить себя. В процессе игры учащиеся смогли увидеть своих одноклассников с лучших сторон, что было подчёркнуто в обсуждении. Некоторые учащиеся отмечали, что они не знали о способностях своих одноклассников и теперь относятся к ним лучше.

В результате проведенной работы отмечается снижение количества учащихся вступающих в конфликтные ситуации. Повысился интерес учащихся к занятиям в этом направлении. Можно считать, что выбранные нами способы эффективны, гипотеза подтверждена.

Заключение

Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Различают объективные причины и их восприятие индивидами. В начальной школе чаще приходиться сталкиваться с субъективными причинами. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение.

Исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.

Поскольку работа по формированию навыков общения уже ведётся психологом школы, мы предположили, что если часть информации будет представлена одним из учащихся старшей школы, то эффективность будет выше.

В ходе проведенной работы, мы доказали нашу гипотезу. Мы отметили снижение частоты возникновения конфликтов во вторых классах, так же повысился интерес учащихся к занятиям. Произошли изменения и у меня: я стала лучше относиться к детям младшего возраста, изменила своё отношение к окружающим, преодолела барьер публичных выступлений.

В целом можно сказать, что такая работа помогает не только тем на кого она направлена, но и тому, кто её проводит.

Мы планируем продолжить работу в этом направлении в следующем году.

Список литературы



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»