Русь державная православная. Россия – это Русь Державная

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Разговор у иконы Матери Божией Державной

Беседа с епископом Гурием (Шалимовым), настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

❓– Дорогой владыка, мы с вами находимся рядом с храмом Казанской Иконы Божией Матери в Коломенском, где Вы имеете счастье совершать богослужения. Этот храм не закрывался никогда, и поэтому он всегда притягивал к себе людей верующих. И, наверное, неслучайно Митрополит Питирим в свое время икону Державной Божией Матери, которую ему удалось вызволить из Исторического музея, передал именно сюда, в Коломенское. Вы были свидетелем, как в прошлом году Святейший Патриарх Кирилл и Вы вместе с ним служили литургию, посвященную столетию обретения этого образа. В этом году на вечерней службе я хорошо запомнил Ваши слова. Вы сказали, что нужно молиться за рабу божию Евдокию и за отца Николая, которые обрели эту великую святыню. Это я впервые слышу, об этом как-то люди забывают. Хотелось бы узнать Ваши впечатления о столетнем юбилее.

– Позвольте, дорогой Андрей Николаевич, внести некоторые поправки. Первое. Казанский храм в селе Коломенском закрывался. Ненадолго – год, два или три, не могу точно сказать. В войну снова открылся и слава Богу, что он открылся. Он был единственным действующим храмом на территории сегодняшнего музея-заповедника, и не только в этой части Москвы. От Бирюлева и до Таганки не было ни одного храма, кроме Казанского, поэтому народ сюда стремился. В праздничные и воскресные дни храм был переполнен.

Второе. Действительно, столетний юбилей в прошлом году украсило богослужение, возглавленное Святейшим Патриархом Кириллом в день обретения иконы Державной. Эта икона сразу же после обретения стала духовным средоточием Русской Церкви и России в то время. Много народу стало ходить к этой иконе, а она была обретена, как Вы знаете из письменных источников, в подклете Вознесенского храма. Это, действительно храм уникальный, очень красивый. Мы его все любим, восхищаемся и даже ЮНЕСКО его полюбило и взяло под свою охрану.

Но такой «разгул мракобесия» на языке большевиков надо было прекращать, потому что после чудесного обретения иконы народ толпами шел сюда, а ее поставили для удобства не в Вознесенской (очень тесная церковь), а в Георгиевской церкви. Тоже не слишком просторная, но все-таки попросторнее. Она квадратиками такими поставлена, ходи народ и ходи. Сюда вошел, тут вышел. Конечно же, Державную икону надо было изъять немедленно. Слава Богу, что успели много списков написать. Даже у нас в храме несколько списков и почти в каждом московском храме есть список с новообретенной Державной иконы, в то время написанные. Икону изъяли, поместили ее, слава Богу, в Исторический музей в хорошие условия. Могли бы и продать кому-нибудь заграницу или просто на дрова пустить. В то время такие решения были нередкими. Слава Богу, Икона Державная сохранилась и хранилась в хороших музейных условиях.

Но место любой иконы – в храме или в доме верующих.

Когда наступило тысячелетие Крещения Руси, в отношениях государственных учреждений к Церкви наступили определенные послабления, они ощущались, и Церковь в лице Святейшего Патриарха, видимо, начинала зондировать почву, что можно, а что пока нельзя, в том числе и относительно возвращения Державной Иконы Церкви. За несколько лет до юбилея был передан Патриархии Даниловский монастырь, сами празднества были проведены на высочайшем уровне. Впервые духовенство в рясах, с крестами и в камилавках присутствовало на торжественном акте в Большом театре. Президиум разместился на сцене. Я помню, во время заседания поступило и было озвучено известие о том, что Правительством принято решение передать Церкви Киево-Печерскую Лавру, весь зал без команды поднялся и раздались аплодисменты, переходящие в овации, как раньше писали в газетах, продолжались они очень долго. Это было счастье, на глазах слезы, радость в сердцах. Сразу же, видите, передали Киево-Печерскую лавру – матерь наших монашеских обителей.

Немножко попозже, когда вообще уже наступила гласность и перестройка, отношения стали еще более изменяться. Тогда-то и, не помню точно каким образом, началось возвращение Державной святыни. У Митрополита Волоколамского Питирима были хорошие отношения с Советом по делам религий. Он возглавлял издательский отдел, очень много работал с иностранцами, принимал гостей у себя в издательском отделе. Ему позволялось для престижа Церкви кое-что, что не позволялось бы другому, скажем, какому-то провинциальному архиерею. Ему и передали Державную икону для его домовой церкви Иосифа Волоцкого в издательском отделе. Там она до поры, до времени и пребывала. А потом наступило время, когда можно было ее официально возвратить в село Коломенское, даже с некоторой помпой – с небольшим Крестным ходом. Поскольку в Вознесенской церкви службы не было, это был музей, то она не очень подходила для принятия святыни, сейчас там служба совершается на Вознесение и в другие дни. До музейных времен это был парадный царский храм для редких служб. А рядом с ним – действующий храм, Казанский. Вот туда Державную Икону и передал Святейший Патриарх Алексий II при участии владыки Питирима. Передача состоялась 27 июля 1990 года. Однажды Митрополиту Истринскому Арсению пришла в голову замечательная мысль: в подклете Казанского храма оборудовать церковь и посвятить ее Державной иконе Божией Матери. Замечательный храм, любимая всеми нами позолота, все очень хорошо и красиво. И у Державной Иконы теперь тоже есть престольный праздник.

Праздник так и называется – второе обретение, то есть передача иконы в Церковь. В нашу церковь и вообще в Русскую Православную Церковь из музея. Мы празднуем всегда 27 июля накануне дня равноапостольного князя Владимира. В прошлом году, в году юбилейном, столетия со дня обретения в 1917 году Державной иконы, мы устроили очень красочную службу. Во время всенощного бдения Икона была поднята, вынесена на крыльцо и началась лития. Было время, когда в Троице-Сергиевой лавре лития со всеми прошениями совершались вокруг Успенского собора. Вот и мы попытались совершить литию и одовременно крестный ход – перенесение Державной Иконы. Первое прошение – около Казанского храма, второе и третье по пути к Вознесенскому храму и последнее – уже перед подиумом около Вознесенского храма, где совершилась следующая часть всенощного бдения. В положенное время духовенство и присутствовавшие богомольцы прикладывались к Иконе и совершалось помазание освяшенным елеем. Народу было не очень много, потому что это была первая такая служба и проинформировать московские храмы было трудно, кроме того, все готовились к предстоящему празднику Равноапостольного Князя Владимира, тем более что сейчас это и День крещения Руси. На следующий день была совершена литургия. Икону на ночь поместили в Вознесенский храм. Была организована охрана святыни. Литургию возглавил владыка Арсений. Ну, и мы по окончании литургии понесли икону тоже крестным ходом назад в Казанский храм и там завершили, закончили поздравлением в храме. Такая красивая служба, объединивщая и всенощное бдение, и крестный ход, и литургию, понравилась владыке митрополиту и он выразил пожелание и надежду, что мы и в следующем году тоже так сделаем. Я думаю, мы будем стараться, хотя это требует определенных усилий, забот, хлопот, но ради москвичей, желающих помолиться у великой святыни, мы будем стараться, чтобы такой же праздник, лучше по качеству, но такой же по содержанию, состоялся бы и в этом году. Если даст Бог и дальше во второе обретение будем устраивать такой праздник.

❓– Мы со своей стороны постараемся как можно больше информировать людей, чтобы все знали о том, что такой праздник предстоит.

– Что касается поминовения, желательно ежедневного, на домашней келейной молитве священника Николая и рабы Божией Евдокии, то это, конечно же, долг наш. Одной Сама Матерь Божия явилась и потребовала, чтобы она шла и искала черную доску и сделала ее красной, а другой в принципе, может быть, не слишком много сделал, но и не отогнал Евдокию, а сказал: «Ищи, пожалуйста». Помог найти, и совершил первый молебен. Так что они непосредственные служители этого чуда. Конечно, речь не идет о их канонизации. Наша благодарность им – наши молитвы.

– Это где было подписание отречения?

❓– На станции Дно поезд царя остановили. А было или не было подписание отречения, это уже не нам судить.

– Во всяком случае, императорская канцелярия существовала.

В том-то и дело, на обрывке бумажки такие исторические документы не пишутся. Конечно, и там знают, как писать, на чем писать. И знают, что если отрекаешься, то в пользу кого. Много там запутанных вещей. Не нам судить, судить историкам, политикам, которые все знают, а мы будем молиться.

❓– И, вот когда мы прибыли на станцию Дно, там было много других делегаций из Петербурга и из других мест, много священников. Сначала был молебен в храме архангела Михаила на станции Дно, а потом крестным ходом пошли на станцию, а мои знакомые привезли крест деревянный четырехметровый. Я понимал, что возможно, не удастся его установить, потому что не было никаких согласований. Но каким-то чудом Божиим был установлен этот крест, и икона, которая у меня в доме находится, царя-мученика, на ней из глаз императора слезы начали истекать… Это видели сотни людей. И две Державные иконы замироточили. Одну из них я привез в Коломенское и 15 марта после Божественной литургии вручил Святейшему Патриарху Алексею. Икона была мелкими-мелкими мироточинками, как бисером усыпана. Случайно такие вещи не происходят. Вы правильно сказали: это чудо – явление Державной иконы. Конечно, это чудо продолжается. В прошлом году мы приехали на столетие на псковскую станцию Дно, где мой друг Николай, который и нам помогает газету издавать, вместе с митрополитом Евсевием и губернатором псковской области, в то время А.А. Турчаком, заложили храм во имя святых царственных мучеников. Ничего случайного не бывает. И конечно, не случайно народ обращается к Державной иконе, потому что надеется на то, что Матерь Божия взяла в свое время руководство над страной и, надеется, что с Божией помощью устроится в России наша жизнь.

И еще хотел рассказать об одном чудесном явлении, которому 20 лет исполнилось в этом году. В селе Лужки Истринского района ныне покойный отец Василий в первую неделю Великого Поста выходит из храма и видит с прихожанами прямо над храмом Матерь Божию Державную. Тогда я провел небольшое расследование: почему именно в никому не известном селе Подмосковья было это явление? Потом выяснилось, что на месте этого храма Петра и Павла в XV веке, может быть, я ошибаюсь, в XVI, стоял храм святителя Николая – подворье Чудова монастыря в Кремле. А Державная икона, она из Кремля, из Вознесенского монастыря.

– Конечно, можно восстановить в Кремле эти порушенные святыни, Но сейчас уже находятся люди, которые с пеной у рта требуют возвратить Державную Икону в Кремль. Они требуют принести ее туда и к фонарному столбу ее приставить что-ли? Больше ведь некуда помещать. Здесь она стоит в Казанском храме и, слава Богу, перед ней совершается постоянная молитва. Если же восстановить Чудов монастырь то он уже не будет кафедральным, как он был всегда. Это будет какой-то музейный объект. Если будет восстановлен Вознесенский, то он тоже не будет тем монастырем, каким он был, где постригались великие княгини. Есть у нас в Испании великая княгиня, кажется она не собирается постригаться в монахини ни в Кремле, ни где-либо еще. Можно, конечно, сделать его музейным объектом, но более – ничего. Пусть будут живые монастыри с живой молитвой с настоящим монашеством.

Я продолжаю молиться за то, чтобы Державная Икона пребывала здесь. Мы к ней привыкли. Надеюсь, она к нам привыкла и за чад своих считает. Когда нужно, ее по благословению Святейшего Патриарха можно на какое-то время передать в другой храм или даже в другую епархию, ведь она после того, как ее сюда поместили, когда наступило время особо тесной дружбы между нашей Матерью-Церковью и зарубежной, в Америку летала. И когда выставки организовывались по истории Отечества нашего в Манеже, тоже мы эту святыню туда перевозили. Святейший Патриарх Кирилл перед ней молился и слово говорил, и Президент наш там тоже был. Никаких препятствий для того, чтобы бóльшее количество людей, даже людей далеких от Церкви, постояло бы перед этой иконой, не существует. Просто люди постояли бы, осенили бы себя крестным знамением. А у кого душа требует молитвы, приходите. Даже если у нас в храме уборка происходит, настоящей молитве это не помешает. Человек встанет перед этой иконой, голову склонит и в сердце своем скажет все то, о чем хотел сказать Матери Божией, и услышит от нее ответ. Что еще желать?

❓– Полностью с вами согласен. И еще один, по-моему, важный момент. Конечно, Матерь Божия как бы управляет нашей страной. Так вот если бы в кабинетах людей, которые решают судьбы Отечества, висели бы иконы Державной Божией Матери, и эти наши руководители понимали бы, что всем руководит Матерь Божия, так, может быть, и сдвиг бы был какой-то в лучшую сторону.

– Вы сказали «как бы руководит». Это «как бы» надо вообще выбрасывать. Или руководит, или понарошку. Как бы это понарошку? Есть такое мнение: народ – хранитель истины. Многие считают так и, наверное, справедливо считают. И народ решил, когда увидел изображение Державной в виде царицы земной на троне с царскими регалиями: скипетр, держава, на коленях Божественный младенец. Вот она – наша царица. Других нет.

❓– Митрополит Арсений как-то сказал: «Царствующая Божия Матерь».

– Да, да. Конечно, она управляет невидимо, но она, также как и Сын ее Божественный, никого не принуждает. Бог дал свободу. За нее распялся, за эту свободу, и даровал ее. Ну и чувство ответственности должно быть у каждого человека на его месте. Сейчас все больше и больше людей во власти каким-то образом воцерковляются. Действительно или им самим кажется, что воцерковляются, но положительный сдвиг в этом направлении происходит. Я думаю, что постепенно они осознают, что они, конечно, люди очень важные и очень значительные, но все-таки должны бы волю царицы Державной, правительницы Руси исполнять. Чтобы ее исполнять, ее нужно знать. Узнать ее можно только через молитву. Вот пусть они молятся у себя ли в кабинете, у себя ли в келье, или к нам приезжают, но молиться надо. В молитве вопрос, и в молитве ответ. Поучение, наставление, указание и все, что потребно для того, чтобы написать закон, который действительно бы работал, и работал бы на Отечество, а не на избранных.

– Спаси Господи Вас, дорогой владыка. Будем молиться Матери Божией Державной и призывать к этому наш народ. А Матерь Божия в лице ее Державной иконы лучше знает, где ей надо пребывать.

Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ

Чем ближе приближается дата 7 сентября, тем чаще всплывают в моей памяти события теперь уже двадцатилетней давности. Наверное, это свойство человеческой души - помнить доброе и счастливое и забывать навсегда неприятные или трагические моменты жизни.

28 августа 1993 года. Праздник Успения Богородицы. Божественная литургия в Успенском соборе Кремля. Краткий разговор со Святейшим Патриархом Алексием о том, что в ближайшие дни выйдет первый номер нашей «Руси Державной». Кажется, я сегодня впервые вспоминаю об этом. А ведь это было, по сути дела, благословение на наше дальнейшее двадцатилетнее плавание. Правда, сама идея газеты уже обсуждалась мною со Святейшим Патриархом Алексием несколькими месяцами ранее.

Помню его вопрос: «Почему все-таки «Русь Державная»? И мой маловразумительный ответ. Как мог, я попытался объяснить. Благословение было получено. На прощание Святейший внимательно посмотрел на меня и сказал: «Я хочу, чтобы в этой газете вы говорили и о том, о чем я не всегда могу говорить от своего лица...»

Не мне, конечно, судить, а нашим читателям, о том, выполняем ли мы этот завет Патриарха Алексия или нет.

Тревожные сентябрьские дни 1993... Противостояние мятежного парламента и власти нарастало с каждым днем. Страсти в обществе были накалены до предела...

В этот момент, наверное, и было угодно Господу Богу нашему, чтобы появился некий общественный противовес в лице православной народной газеты «Русь Державная».

После водосвятного молебна, который совершил сельский священник отец Геннадий Сандаков, в типографии «Правда» на станке №13 потекла красной рекой «Русь Державная». Мы не осознавали тогда, но это, несомненно, был вызов той тьме, которая сгущалась над Москвой и Россией. Как вспоминал мой друг и соратник Валерий Григоренко, он привез первый номер «Руси Державной» к Белому Дому. И видел, как газету с иконой Богородицы прикрепили над одним из подъездов...

Тираж первого номера - 50 тысяч экземпляров - мы отвезли к скульптору Вячеславу Михайловичу Клыкову в Международный фонд славянской письменности и культуры. И вместе мы с ним радовались этому событию - появлению «Руси Державной».

Навсегда останутся в памяти улыбки и теплые напутствия Святейшего Патриарха Алексия и членов Священного Синода, провожавших Патриарха в аэропорту Внуково-2 в поездку в Америку. Мы вместе с Борисом Журавским, автором оформления газеты, погрузили тогда несколько пачек «Руси Державной» в самолет. До сих пор не знаю, как впустили нас тогда на стареньком «жигуленке» Бориса прямо на полосу правительственного аэродрома.

Помню встречу с митрополитом Кириллом в Даниловском монастыре, его напряженное и сосредоточенное лицо... Он возглавлял тогда трудный процесс переговоров между представителями Кремля и парламентом.

А 3 октября утром в Богоявленский собор под усиленной охраной привезли из Третьяковской галереи нашу великую Святыню - образ Владимирской Божией Матери. И Святейший Патриарх Алексий отслужил перед чудотворной защитницей Земли Русской молебен о спасении Отечества. Мы молились вместе с народом Божиим, сердцем ощущая, что происходят у нас на глазах исторические события. Мы вручали людям «Русь Державную» и видели, как появляются улыбки на их суровых лицах...

«Пролилась невинная кровь», - скажет потом Патриарх.

Помню панихиду за стадионом у Белого Дома, которую служил архиепископ Алексий Орехово-Зуевский и подмосковные священники отец Никон Белавенец и отец Алексий Злобин, которые были вместе с защитниками парламента, причащали раненых, отпевали убитых. Владислав Парадня, известный правдинский фоторепортер, снимал тогда эту панихиду. Помню, как отмахнулся он от моего не вовремя заданного вопроса. И действительно, ему удалось поймать мгновения, которые запомнились многим нашим читателям: потемневшее от горя лицо женщины и крупная слеза на щеке, троица - монах, пожилая женщина и маленькая девочка с плюшевым мишкой. Я долго не мог подобрать соответствующего текста к этому пронзительному фоторепортажу и, наконец, поместил рядом слова песни Игоря Талькова «Россия». Как мне кажется, именно за эту песню и убили певца...

Таким был второй номер «Руси Державной». Были в нем и статьи священников Александра Шаргунова и Артемия Владимирова. Батюшки назвали тогда вещи своими именами и обличили убийц невинных людей...

Это было трудное, но очень счастливое время моей жизни: осмысление духовных основ и становление нового газетного издания. Нас буквально завалили письмами: теплыми, восторженными, вселяющими надежду. Были и недовольные: почему икона на первой полосе, силуэт несуществующего Храма Христа Спасителя, двуглавый орел на Спасской башне Кремля?!

Храм Христа Спасителя уже навеки распростер свой шатер над Москвой и, наверное, молодежь, которая приходит сюда помолиться и прикоснуться к православным святыням, не вся знает, что еще, по историческим меркам, совсем недавно зияла на этом месте лужа бассейна «Москва».

Храм рос буквально на глазах у всей изумленной Москвы, и мы старались запечатлеть каждую подробность: от освящения креста на месте строительства до первой литургии.

А начиналось всё с акафиста Державной Божией Матери, который изо дня в день читали у действующего бассейна православные люди...

В августе 2000 года в Храме Христа Спасителя были прославлены более 1000 новомученников российских. В сонме страстотерпцев была прославлена Царская семья. Никогда не забуду встречу в тот день в алтаре храма с митрополитом Ювеналием, который возглавлял тогда комиссию по канонизации святых. Он обнял меня и сказал: «В том, что сегодня прославлена Царская семья, немалая заслуга «Руси Державной».

К главному храму России сошлись в июне 2008 года восемь крестных ходов, которые в течение года пересекли нашу страну с востока на запад, с юга на север, с севера на юг. И во главе этих именно пеших ходов с кровью и потом, холодом и жарой, а не в автобусных и прочих поездках, шествовала икона Державной Божией Матери. Ее несли военные, священники, руководители областей и районов. Программа «Под звездой Богородицы» пробудила многих моих соотечественников от духовной спячки...

В Храме Христа Спасителя вся Россия оплакивала в декабре 2008 года Святейшего Патриарха Алексия...

Выборы и торжественная интронизация Святейшего Патриарха Кирилла, который уверенно встал у руля нашей Церкви, также состоялись в Храме Христа Спасителя.

Быстро летит время. Вроде бы совсем недавно шли мы с дочерью с Крестным ходом на закладку Храма, когда после молебна разошлись над закладным Крестом свинцовые тучи и засияло солнце...

За 20 лет многие события политической, общественной и церковной жизни прошли через страницы «Руси Державной».

За эти годы у газеты появилось много единомышленников и друзей.

Трудно сейчас даже перечислить архиереев Русской Православной Церкви, известных писателей, политических и общественных деятелей, которые выступали в «Руси Державной» со своими раздумьями о нашем Отечестве. В них звучат боль и озабоченность состоянием нашего общества, надежда на то, что мы преодолеем все трудности. Приведу только некоторые из них. Это простые и открытые высказывания политиков, для которых православие является определяющим критерием.

«Я хотел бы увидеть нашу Родину цветущим садом, яблоневым или черешневым, населенной добрыми, трудолюбивыми и дружелюбными людьми, - подчеркнул в беседе со мной первый заместитель председателя Совета Федерации России Александр Порфирьевич Торшин. - Страной, в которой уютно жить. «Россия сосредоточивается», как говорил министр иностранных дел России князь Александр Михайлович Горчаков. Затянули мы этот процесс. Хватит сосредоточиваться! Про нас ведь говорят: русские долго запрягают, но потом быстро едут. Давайте закончим запрягать. Лошади уже застоялись, и надо уже потихонечку трогать».

Дважды выступал на наших страницах полномочный представитель президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгий Сергеевич Полтавченко:

«...Сегодня, к сожалению, как в обществе, так и в сознании отдельных людей различными силами насаждается потребительское мировоззрение, поощряются эгоистические устремления человека. В основе такого мировоззрения лежит забвение традиционных нравственных ценностей, поклонение инстинктам, поэтому оно несет в себе не созидание, а разрушение человеческой души, происходит деградация личности, разрушение семейных и общественных устоев, самоуничтожение народа.

В связи с этим руководство России, определяя будущее страны, предлагает строить социальную политику на основе четких критериев, отражающих высшие человеческие ценности, традиционные для нашей страны. Без опоры на людей, исповедующих такие ценности, тех, кто считает себя патриотом своей страны, выстроить будущее России невозможно...»

Трудно представить «Русь Державную» без связи с нашими читателями. И самыми благодарными из них являются люди, которые находятся в беде, в жестоких болезнях, в заключении. Сегодня, наверное, в каждой тюрьме есть православный храм или молельная комната. А в 90-е годы мы узнавали из писем, что заключенные вырезают красную часть нашей газеты с ликом Божией Матери и молятся перед ним. А однажды пришел в редакцию человек, который, находясь в заключении, начал читать молитву Державной Божией Матери, и его нежданно-негаданно освободили досрочно. Вот она - сила молитвы!

И еще об одном письме из глухого сибирского села. В конверт была вложена тысяча рублей - пожертвование на газету. Вот строчка из письма: «...Получила «Русь Державную», и хочется жить!»

Только ради таких слов и хочется нам работать...

Многие годы жизни в «Руси Державной» мне помогали встречи и долгие беседы с моим дорогим батюшкой архимандритом Кириллом Павловым. Именно он с самой первой нашей встречи в Троице-Сергиевой Лавре уверенно направил меня: «Православную веру утверждать и Россию защищать!» Уверен, что его молитвами и сохранилась до сих пор «Русь Державная». Я недавно посетил его в Переделкино. Мне говорили, что батюшка уже почти не слышит и не видит. Но когда я начал рассказывать ему о нашем житье-бытье, я увидел, как задрожали его ресницы и губы. Я верю, что он услышал меня...

Наш Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, как-то в беседе со мной подчеркнул: «Нам нужно сегодня не только стены храмов штукатурить, нам необходимо возрождать и очищать от всякой скверны души людей». Замечательные слова!

Этому служит и с Божией помощью будет всегда служить православная народная газета «Русь Державная».

*«Русь Державная», 2013, №9

Андрей Печерский, главный редактор


Больше двадцати лет назад мне, журналисту совсем еще недавно «главной газеты страны» газеты «Правда», довелось познакомиться с людьми, которые называли себя общиной Храма Христа Спасителя.

Тогда я делал еще только первые шаги в Православии и хорошо помню, как меня изумило то горячее желание людей совершенно разных профессий и возрастов возродить порушенный храм. Побывал на молебне у действовавшего бассейна «Москва». На свои скудные средства русский скульптор Владимир Мокроусов отлил распятие и установил его с единомышленниками на серой гранитной глыбе. Вскоре место это обросло любовно выстроенной деревянной сенью.

Сюда на акафист Державной Божией Матери собирался православный люд со всего города, да и, наверное, не только москвичи приезжали. Сейчас уже не вспомнить, когда и как пришла мысль сделать номер газеты, посвященный Храму Христа Спасителя. Собирать материал активно помогал протоиерей Георгий Докукин, возглавлявший в то время братство Храма Христа Спасителя. А познакомился я с ним на спектакле русского духовного театра «Глас», который он духовно окормлял.

Вот только краткая фраза из устава братства: «Для нас своевременно звучат слова Манифеста Императора Александра I на поставление Храма Христа Спасителя: «В ознаменование благодарности нашей промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей гибели, и в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к вере, к Отечеству, каким в трудные времена превознес себя народ российский». Слова эти актуальны до сегодняшнего дня.

Материал для номера собирался на удивление быстро. Запомнились встречи и беседы с людьми, для которых восстановление храма стало поистине делом жизни. Автор неопубликованного еще в то время романа «Тайны Храма Христа» Аполлос Иванов, который был свидетелем уничтожения храма в 1931 году, предложил нам перепечатать главу из романа, повествующую о самом драматическом моменте – взрыве храма. Насколько должно было потрясти это событие, чтобы более чем через пятьдесят лет написать об этом роман.

Запомнилась беседа с протоиереем Аркадием Станько, которая вылилась затем в многозначительную статью «Слово о правде», рассказ скульптора Мокроусова, беседы с руководителями русского духовного театра «Глас» Никитой Астаховым и Татьяной Белевич.

Мы особенно признательны были Святейшему Патриарху Алексию, который специально для спецвыпуска написал статью «Дом молитвенный памяти» и тем самым благословил выпуск этого номера.

Выпустить газету «Храм Христа Спасителя» помог президент международного Банка Храма Христа Спасителя Валерий Сергеевич Балакирев, который полностью взял на себя финансирование номера. С выходом спецвыпуска связаны также некоторые совпадения и даже препятствия. Старый москвич Николай Ротов любезно предоставил нам для этого выпуска ряд фотографий, в том числе пожелавшего запечатлеть себя в храме перед самым взрывом Л.М. Кагановича, кстати, одного из инициаторов уничтожения храма. Так вот, во время верстки клише с этим фото трижды непонятным образом исчезало. Из-за этого выпуск номера задерживался. Можно было, конечно, поставить какую-нибудь другую фотографию, благо резерв был. Но я упрямо настаивал изготовить новое клише (с Кагановичем), который, видимо, никак не хотел попадать на газетную полосу.

Интересное происшествие было и с фотоиллюстрацией на 1-й странице. Художника у нас не было, а хотелось изобразить Храм Христа Спасителя как-то символически. Времени же на раздумья не было, и решили просто поставить на 1-ю полосу большое фото храма.
Посмотрели – не очень хорошо смотрится. И тогда наш фотоиллюстратор выстроил из трех храмов разного размера необычную на первый взгляд композицию. Все присутствующие были просто потрясены: в центре на 1-й странице, над краткой, но глубокой силы заметкой писателя Владимира Крупина «Загорится свеча» пламенем в трех лицах возвышался Храм Христа Спасителя. Так решено было и оставить. Правда, потом никто не верил, что это случайно получилось.

Когда отпечатали стотысячный тираж, в редакцию приехал отец Георгий Докукин. Порадовавшись вместе со мной и Владимиром Потаповым выходу газеты, он как бы невзначай заметил: «А вы знаете, какое сегодня число?» «22 апреля», – не задумываясь, ответил я. И только через некоторое время до меня дошло, что «Храм Христа Спасителя» появился на свет в день рождения вождя мирового пролетариата. Чудны дела Твои, Господи!

Реакция на выход газеты была неоднозначной. Были возмущенные письма и авторитетные звонки руководству редакции. Основным лейтмотивом этих обращений была такая примерно мысль: не посходили вы там с ума в «Правде»? Главным редактором был в это время Геннадий Николаевич Селезнев.

Но было много благодарных и теплых писем и звонков с просьбой продолжить публикации.
Акафист Державной Божией Матери у стен бассейна «Москва» собирал сотни православных людей. Помню морозное воскресное утро, молящихся людей и раскрасневшиеся, пышущие здоровьем лица купальщиков, выходящих из бассейна, их любопытствующие взгляды.
В один из пасхальных дней 1994 года решено было провести Крестный ход вокруг опустевшего, но не сдававшегося бассейна. Городские власти, разрешив Крестный ход, одновременно разрешили каким-то странным людям собраться внутри бассейна.
Охарактеризовать эту публику было довольно трудно: не то хиппи, не то какие-то заблудившиеся в глубинах своих экспериментов художники, а может быть, и половые извращенцы. Помню, как они по одному прошмыгивали мимо нас за ограду бассейна, вход в который бдительно охраняла милиция. Невдалеке можно было заметить автобус, заполненный людьми в милицейской форме.

Перед Крестным ходом начался молебен. И в это время со дна бассейна, усиленные мощными динамиками, раздались ужасающие низкие звуки. У многих было впечатление, что это звучала преисподняя. Пошел Крестный ход. С хоругвями, иконами, с пасхальным пением шли православные люди вокруг облупившихся стен бассейна.

Был момент, когда противостояние людей внутри бассейна и верующих могло выплеснуться наружу. Помог отец Владимир Ригин. Пасхальная молитва сохранила мир.

Празднование Рождества Христова 1995 года совпало с радостным и долгожданным для всех православных событием. После торжественного богослужения в Успенском соборе Московского Кремля к закладному камню возрождаемого Храма Христа Спасителя направился многотысячный Крестный ход. В одной из колонн шел и я с дочерью. Уже при подходе к храму по рядам начали шнырять какие-то люди в штатском, очевидно, из службы безопасности. Проверяли наличие каких-то особых пропусков. Оказалось, что у нас с дочерью такого не было, и строгий молодой человек попросил нас выйти из Крестного хода и перейти в другие ряды. Я решительно отказался это сделать. Но никакие аргументы на служителя охраны не действовали. Только после моих слов: «Как я объясню это своей дочери», – он отстал от нас, проронив: «Вас все равно дальше не пропустят!». И действительно, при входе на стройплощадку плотным строем стояли охранники и, насколько это было возможно, прочесывали массу идущих людей.

И здесь, мне кажется, произошло чудо: читая про себя «Богородице Дево, радуйся», мы беспрепятственно прошли за ограждение и оказались на помосте, где был водружен большой деревянный крест, совсем рядом со Святейшим Патриархом.

После водосвятного молебна Его Святейшество прочел грамоту, которая была положена в основание храма. В ней говорилось: «Не нам, не нам, но имени Твоему... Спаситель наш, призри с высоты Святыя Твоея на место сие и избери его в жилище Себе, и благослови дело рук наших...» Запечатанная в капсулу, грамота эта под пение молитвы о спасении Отечества была замурована в бетонный блок фундамента храма. А на нее поставили камень, привезенный из Святого Вифлеема, где родился Христос.

И в это время свинцовое январское небо внезапно очистилось над деревянным крестом. Ясный и однозначный ответ посылал Господь всем нам – верящим, колеблющимся и заблудшим: Храму Христа быть!

Это ты, моя Русь державная,

Моя родина Православная!

И.С. Никитин ,

русский поэт XIX века

Это смелое и, может быть, даже отчасти дерзкое утверждение, я считаю, имеет тем не менее под собой убедительное основание.

Мы прожили трудный и в то же время радостный и счастливый год. Вернулся, наконец, на долгожданную Родину Крым, но началась братоубийственная война на юго-востоке Украины, которая унесла и продолжает уносить многие жизни наших кровных братьев. А ведь всех нас крестил в православие князь Владимир Красное Солнышко. В 2015 году будет отмечаться 1000 лет со дня его преставления. Так с чем идем мы к этому славному юбилею?

Драматические события на Украине со всей откровенностью высветили прежде всего добро и зло, совершаемое в мире. И сегодня с каждым часом, с каждой минутой все меньше остается среди нас равнодушных и безразличных людей.

В марте 2007 года редакция «Руси Державной» провела крестный ход, который связал Казанский храм в Коломенском, где находится чудотворный образ Державной Божией Матери и псковскую станцию Дно, где последний император России Николай II был лишен престола. В этот день была явлена миру Державная икона. В руках Богородицы символы царской власти – скипетр и держава.

На месте стоянки царского поезда участники крестного хода установили четырехметровый покаянный крест. Сотни людей стали свидетелями обильного мироточения икон Державной Божией Матери. С иконы царя-мученика Николая II из глаз полились тонкие ручейки слёз.

В те памятные дни мы посетили псковский Спасо-Елеазаровский монастырь, где в ХV веке старец Филофей провозгласил: «Москва – Третий Рим, а четвертому не быти…»

Уже в наше время известный старец с острова Залит о. Николай Гурьянов говорил: «С возрождения Спасо-Елеазаровской обители будет возрождаться Россия».

И обитель стала быстро возрождаться буквально с первых дней после президентской инаугурации Владимира Путина в 2000 году. Вряд ли это случайное совпадение.

В 1992 году в самом сердце Москвы, на площади, которая теперь носит название Славянской, был установлен памятник Вячеслава Клыкова равноапостольным Кириллу и Мефодию. Тогда же впервые за долгие десятилетия был привезен из Иерусалима Благодатный Огонь. Святейший Патриарх Алексий, открывая памятник, произнес поистине пророческие слова: «Во главе всех процессов в России должна стоять духовность». И эти слова похоже начинают сбываться.

В центральной российской прессе была кем-то инициирована дискуссия, – а нужен ли нам Храм Христа Спасителя? И вот уже почти два десятилетия возвышается над столицей главный храм нашего Отечества – Храм Христа Спасителя. Молодые люди, что идут мимо по Волхонке подчас и не знают, что всё началось здесь с молитвы Державной Божией Матери в маленькой самодельной часовенке рядом с бассейном «Москва».

«Без Бога не до порога», – любил повторять наш великий старец архимандрит Кирилл (Павлов). И действительно, наша сегодняшняя суровая жизнь – ставит всех нас по разные стороны баррикад, выдвигает вперед людей, к мнению которых прислушивается весь мир.

В ноябре прошлого года на XVIII Всемирном Русском Народном Соборе Святейший Патриарх Кирилл озвучил важнейшую формулу нашего будущего бытия. «Нам нужен великий синтез: вера – справедливость – солидарность – достоинство – державность», – подчеркнул он в своем выступлении. И всем нам надо внимательно вдуматься в глубокий смысл этих слов. В них заключена краткая формула дальнейшего пути России, наша долгожданная национальная идея.

Ее, по сути дела, озвучил в своем послании Федеральному Собранию наш Президент Владимир Владимирович Путин. Говоря о возвращении Крыма, где «находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации», о том, что «христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые различные по крови племена», о том, что «именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым

народом», – Владимир Владимирович Путин заключает: «Именно так мы будем к этому относиться отныне и навсегда!»

Эти слова в устах Президента нашей страны очень дорогого стоят. Прежде всего, в них звучит твердая уверенность, что мы сможем встать на этот путь державного строительства, о котором еще в 90-е годы говорил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.

«Державное строительство – есть подвиг», – говорит владыка Иоанн в одноименной статье. «В первоначальном, духовном смысле этого слова – «подвиг» – оно означает движение по пути нравственного совершенствования, неутомимое стремление к Святости. Народ, идущий таким путем, воплощает в государственной и общественной жизни свои нравственные идеалы. Поэтому державное строительство невозможно без опоры на религиозные святыни».

Слова «державность, патриотизм, русский» с трудом пробивали дорогу в мутном потоке космополитизма, откровенного и безудержного преклонения перед Западом, которые начали «править бал» в нашей стране два десятилетия тому назад. По словам человека «в этой» или «в нашей стране» легко можно было отличить новоиспеченного «россиянина» от русского патриота.

Святейший Патриарх Кирилл, вручая Президенту России первую премию за сохранение державности России от имени Всемирного Русского Народного Собора, подчеркнул: «Одной из тем, которая близка сердцу соборян, является тема державности нашей страны. Под державностью подразумевается мощное, сильное государство, которое самоуважает себя и которое уважают все остальные».

Наконец сдвинулось что-то в нашей державе, в нашем сознании. Мы вспомнили о русском народе, о веротерпимости, о патриотическом воспитании молодежи. Как будто после долгой болезни стала выздоравливать Россия, приходить к своей державной миссии в мире, возвращаться к себе самой…

«Россия – это судьба!» – так ответил на Валдайском форуме наш Президент на вопрос о будущем устроении страны. А судьба для православного человека, – это Богом предначертанный путь.

«Сегодня идет битва за Россию». Так назвал свою статью, опубликованную в декабрьском номере «Руси Державной» первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Порфирьевич Торшин. «Мир проходит через момент истории, который можно назвать переломным для всего человечества», – подчеркивает автор.

Тернистым путем испытаний шла Россия на протяжении всей своей истории. И нашему народу не привыкать к трудностям. Нужно только ясно осознавать – во имя чего мы приносим жертву. А если этой ясности цели у общества нет, то тогда и начинается поиск виновных в наших трудностях.

На ежегодной пресс-конференции Президента России В.В. Путина я прежде всего увидел убежденного в выбранной жизненной позиции человека. Несмотря на разноголосицу задаваемых вопросов, ни один из них не поставил его в тупик. Ровный и уверенный тон Президента свидетельствовал об одном – перед нами несомненный лидер, настоящий боец, который умеет держать удар.

К великому сожалению не все так думают. Этим людям я хочу привести слова моего духовного отца, великого старца архимандрита Кирилла (Павлова). Много лет тому назад наместник Троице-Сергиевой лавры, тогда еще архимандрит Феогност, рассказал мне, как он в минуту отчаяния посетовал батюшке, как ему трудно руководить монастырем… «Не расстраивайся, сынок, – с любовью ему ответил старец, – других-то у нас нет».

Возьму на себя мужество перенести слова великого старца на сегодняшний день применительно к нашему Президенту. Других действительно у нас нет. Потому что сегодня каждый из нас на своем месте незаменим.

Наверное, надо понять глубинный смысл этих слов и поддержать нашего Президента молитвой и созидательным трудом. «Надо работать!» – несколько раз повторил Владимир Путин на пресс-конференции. Простые, доходчивые и, наверное, самые важные слова…

В Истринском районе Подмосковья, в селе Лужки, есть храм во имя апостолов Петра и Павла, который восстановил из небытия протоиерей Василий Дыгалов. Однажды в день празднования иконы Державной Божией Матери он с прихожанами стал свидетелем чудесного явления Державной иконы в небе над куполом храма. Я тогда задался вопросом – почему именно в этом глухом селе было явлено такое чудо? Как удалось выяснить, на этом месте в XV веке стоял храм святителя Николая, который был подворьем Чудова монастыря в Кремле. Уничтоженный под корень во время безбожных лихолетий, этот монастырь по решению Президента России будет восстановлен. Я не думаю, что это все случайные совпадения.

В редакции «Руси Державной» с ноября месяца мироточит образ Державной Божией Матери. Капли мира изливаются из самой державы, которую держит в своих руках Матерь Божия…

Будем верить, что это добрый знак!

Андрей Печерский , главный редактор газеты “Русь Державная”



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»