Святые равноапостольные кирилл и мефодий и святой ростислав, князь моравский

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Имена: происхождение и формы

Ростислав - (от старославянского) возрастающая слава.

Производные : Ростиславка, Ростя, Ростяна, Рося, Ротя, Слава, Славуня, Славуся.

Тайна имени oculus.ru

Ростислав - растущая слава (старославянское).
Имя редкое, сейчас им называют детей в основном в городах.
Зодиак имени : Рыбы.
Планета : Венера.
Цвет имени : серо-стальной.
Камень-талисман : жемчуг.
Благоприятное растение : сосна, незабудка.
Покровитель имени : щука.
Счастливый день : четверг.
Счастливое время года : зима.
Основные черты : эмоциональность, высокая интуиция.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Ростислав , благоверный князь, внук Мономаха, 27 (14) марта. Святой Ростислав, великий князь Киевский, является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины XII века. С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска и Смоленской земли. В пятидесятые годы XII века ему пришлось участвовать в длительной борьбе за Киев, которую вели представители сильнейших княжеских группировок. Дважды он был великим князем Киевским (вторично - с 1159 по 1167 год). Самым близким к святому князю Ростиславу человеком был преподобный Поликарп, архимандрит Печерский. Духовное общение со святыми старцами Киево-Печерской обители служило великим утешением для святого князя, хотя его давнее желание - окончить жизнь Печерским иноком - не осуществилось: он умер, возвращаясь из похода на Новгород в 1167 году.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Ростик легковозбудим и непоседлив. Ему трудно усидеть на месте, в один день он может начать и бросить несколько занятий. Он может быть вспыльчивым и раздражительным. В играх любит устанавливать свои правила и всегда настаивает на своем. Его можно убедить, когда он неправ, запрещать и наказывать бесполезно. Ростик справедливый и смелый, если виноват, не будет прятаться за спину товарища, а, честно глядя в глаза, признает свою вину. Учится хорошо, любит читать сказки, хорошо рисует, с удовольствием слушает музыку, танцует.

Ростислав не со всеми находит общий язык. Он раздражителен, поэтому способен на необдуманные шаги. Любит спорить, постоянно выясняет отношения, вечно в борьбе за справедливость. Но работает он усердно, старательно, предпочитает точные науки, очень предприимчивый. Может успешно преподавать в ВУЗе, заниматься коммерцией. Он надежный партнер, ему можно доверять. Богатый эмоционально, с огромной интуицией, тонким юмором, Ростислав очень артистичен. Он может быть артистом, художником, музыкантом. Но Ростислав с трудом утверждает себя, пытаясь найти свое место в жизни, он все время в поиске.

У Ростислава великодушная и сочувствующая душа. Он верный друг, всю жизнь поддерживает отношения со школьными товарищами. Он очень подвержен стороннему влиянию и вредным привычкам, например, алкоголю. В застолье он быстро хмелеет и становится неуправляем. Ростислав азартен: играет в карты, на бегах, далеко не всегда удачно.

Сексуальная жизнь Ростислава зависит от чувств. Он верен домашнему очагу и семье, но из-за пристрастия к алкоголю брак Ростислава неоднократно распадается. Он гостеприимный человек и сам отлично готовит.

Интуитивная, чувствительная, творческая личность, Ростислав в зрелом возрасте все же находит внимательную и заботливую жену. Он и сам будет готов проявить максимум внимания к ней, живо участвовать в ее делах, принимать ее родственников.

Отчество : Ростиславович, Ростиславовна.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Ростислав Янович Плятт (1908-1989) - блестящий универсальный актер. Он замечательный комедийный мастер, тонкий и сильный драматический талант. В его актерских возможностях была и яркая, почти плакатная броскость характеристики, и то, что принято называть интеллектуальным актером - глубокая мысль, сдержанность художественных средств.

Ростислав Плятт начал свою актерскую жизнь в конце 1920-х годов как комедийный актер в театре-студии Ю.А. Завадского, учителя Р. Плятта и режиссера многих его этапных ролей на протяжении всей жизни артиста. В кино также были комедийные роли - "Подкидыш", "Слон и веревочка", "Весна". Плятту приходилось работать с детьми и сфальшивить, хоть самую малость, было невозможно: на вас смотрят глаза шестилетней партнерши, абсолютно захваченной происходящим. Теперь "Игра" из профессионального актерского термина превращалась в свою первооснову.

Театр, кино, радио, эстрада - в каждом из этих искусств Р. Плятт умел делать все, присущее именно данному виду, и в каждом есть что-то добавившееся от других видов искусства. Но самым важным для него был, конечно, театр. С 1943 года он играл в Театре имени Моссовета и создал множество ярких запоминающихся ролей, от Нин-ковича, смешного, глупого, самовлюбленного альфонса в пьесе Нушича "Госпожа министерша" до трагедийного, сыгранного до боли и слез, образа Барклая Купера в спектакле "Дальше тишина". К сожалению, театральные спектакли остаются в своем времени, только книги, киноленты сохраняют нам облик артиста. Р. Плятт прекрасно владел пером, писал статьи о театре, в конце жизни написал книгу воспоминаний "Без эпилога", где поделился с читателями "значительными встречами и событиями" своей жизни. Вот что он пишет о работе в кино:

"Я был жаден до работы и очень контактен - мне нравилось узнавать людей. Я брался за все, что предлагали, стараясь (по возможности) не ронять свою марку московского артиста Театра имени Моссовета. До явной халтуры не опускался, тем более что с голоду не умирал. Но если в том, что предлагали, мне чудилась искорка чего-то настоящего, я с полной верой в успех входил в работу, а в финале с недоумением и тоской спрашивал себя: зачем же я все это делал?!

Бывало и так. И не раз. Я был занят круглосуточно, и мне это нравилось - создавалось ощущение моей нужно-сти людям. Иной раз, разгримировавшись и переодевшись, после генеральной у себя в театре, я торопился на "Мосфильм", чтобы снять кадр в комедии "Сердца четырех", а оттуда летел на Киевский вокзал (билет был взят заранее), в поезде ужинал и засыпал как убитый, чтобы в Киеве вскочить, на киностудии отснятъся в положенных мне кадрах в фильме "Ветер с востока", затем опять - международный вагон. И из поезда иногда не домой, а прямо в театр, чтобы поспеть на очередную генеральную.

Я снялся примерно в сорока фильмах, не считая телевизионных, и в стольких же пробовался. Цифра ничтожная рядом с Жаровым или Крючковым, но и она, на мой взгляд, завышена, в том смысле, что настоящих удач в этом списке немного.

Я с теплотой вспоминаю длительный период съемок "Семнадцати мгновений весны", где играл пастора Шлага, и вообще всю работу с Татьяной Михайловной Лиоз-новой в этом сериале. И, наконец, последнюю свою работу в большом кино у Хуциева в "Послесловии". Очень жалею, что с Хуциевым познакомился так поздно! Фильм "Послесловие" посвящен жизни двух людей: зятя и тестя. Но в этом как бы интимном скажете вскрываются глубочайшие пласты нашей жизни, поднимаются самые разнообразные вопросы - от сугубо нравственных до высоко гражданственных. Зять - уверенный прагматик, а тесть - восторженный старик, сохранивший до старости живую душу, умение радоваться небу, солнцу, хлебу - всему, что окружает его. В конце фильма тесть уезжает, а зять остается в размышлениях - пример старика смутил спокойное течение его сытой жизни.

Хуциев - мое самое свежее воспоминание о работе в большом кино, и, если ему суждено стать последним моим впечатлением от кинематографа, спасибо ему за то, что он принес в мою жизнь радость".

Как видно из этого фрагмента, Ростислав Янович Плятт обладал великим человеческим даром любоваться людьми и радоваться их таланту.

Публикуется с любезного разрешения проекта "ОКУЛУС" - астропсихология.

Святой Ростислав, великий князь Киевский , сын великого князя Киевского святого Мстислава Великого († 1132, память 14 июня), брат († 1138, память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября), является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины ХII века.

С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска, Смоленского княжества и Смоленской епархии.

До ХII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от своего отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу). Благодаря трудам и подвигам святого Ростислава Смоленское княжество, которым он правил более 40 лет, расширяется, застраивается городами и селами, украшается храмами и монастырями, приобретает влияние на общерусские дела.

Святым Ростиславом основаны в Смоленской земле города Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Пропойск, Васильев и другие. Он стал родоначальником смоленской княжеской династии.

В 1136 году святой Ростислав добился основания отдельной Смоленской епархии. Первым ее епископом стал Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом, а имущественное ее положение было обеспечено Уставом князя Ростислава, изданным в том же году. Кроме того, 30 сентября 1150 года специальной грамотой святой Ростислав подтвердил передачу Смоленской кафедре Соборной горы в Смоленске, на которой стоял кафедральный Успенский собор и другие епархиальные здания.

Современники высоко ценили церковное строительство князя Ростислава. Даже источники, ничего более не сообщающие о нем, отмечают, что "сей князь Святую Богородицу строил в Смоленске". Эти слова следует понимать не только в смысле перестройки и расширения при князе Ростиславе Успенского собора, воздвигнутого его дедом, Владимиром Мономахом, в 1101 году (перестроенный собор был освящен епископом Мануилом на праздник Успения 15 августа 1150 г.). Князь Ростислав был "строителем Церкви" в более широком смысле: он обеспечил Смоленский храм Успения Богородицы материально, превратил из городского собора в церковный центр огромной Смоленской епархии.

Святой князь Ростислав был строителем Смоленского Кремля и Спасского собора Смядынского Борисоглебского монастыря, основанного на месте убийства († 1015, память 5 сентября). Позже его сын Давид, выполняя, возможно, желание своего отца, перенес на Смядынь из Киевского Вышгорода ветхие деревянные раки святых Бориса и Глеба, в которых их мощи покоились до переложения в каменные раки в 1115 году.

В пятидесятые годы ХII века святой Ростислав был втянут в длительную борьбу за Киев, которую вели представители двух сильнейших княжеских группировок - Ольговичей и Мономаховичей.

Хотя основным претендентом на великое княжение со стороны Мономаховичей был дядя Ростислава Юрий Долгорукий, Смоленскому князю, одному из самых могущественных властителей Русской земли, нередко принадлежал решающий голос в военном и дипломатическом соперничестве. Для каждого из участников схватки он - одновременно опасный противник и желанный союзник, помимо своей воли он оказывается в центре событий. Это имело промыслительное значение, потому что святой Ростислав выделялся среди современников государственной мудростью, строгой справедливостью и безусловным послушанием старшим, глубоким почтением к Церкви и ее иерархии. Для нескольких поколений он стал олицетворенным носителем Русской Правды и русской праведности.

После смерти брата Изяслава († 13 ноября 1154 г.) святой Ростислав на короткое время стал великим князем Киевским, но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. После смерти последнего (в конце того же года) он вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжение другому своему дяде - Юрию Долгорукому, и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах. Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 года и оставался великим князем до самой смерти († 1167), хотя еще не раз пришлось ему отстаивать отчее наследие с мечом в руках.

Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви. Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты русского ученого инока Климента Смолятича и повелел поставить его в митрополиты собором русских епископов, без обращения к Константинопольскому Патриарху. Это произошло в 1147 году. Русская иерархия в основном поддержала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Новгородским (память 8 апреля), не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные "автокефальные" церковные округа. Так поступил и епископ Мануил Смоленский. Святой Ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробенности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложнилась бы такой же "битвой" за киевскую митрополичью кафедру между многочисленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка.

Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом. Им стал святой Константин (память 5 июня), но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого († 15 мая 1157). А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава, Мстислав Изяславич, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент Смолятич. Началась церковная смута - на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у Патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.

Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру (память 4 июля), пытавшегося в это время провести в митрополиты своего сподвижника епископа Феодора, святой Ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент Смолятич.

Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, блюститель печерских преданий (в 1165 году он стал настоятелем обители), был самым близким к святому Ростиславу человеком.

Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу Печерского игумена с двенадцатью иноками и сам им прислуживал. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в обители преподобных Антония и Феодосия и даже приказал построить себе там келлию. Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением относительно их православности, в связи с известным "спором о постах" ("леонтианская ересь"). Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у Патриарха благословения русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи. В 1165 году в Киев прибыл новый митрополит - грек Иоанн IV, и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года († 1166). Киевская кафедра вновь осталась вдовствующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. Единственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и святыми старцами Киевого монастыря и Феодоровского монастыря в Киеве, основанного его отцом.

Возвращаясь из похода на Новгород весной 1167 года, святой Ростислав занемог. Когда он доехал до Смоленска, где княжил его сын Роман, родные уговаривали его остаться в Смоленске, но великий князь приказал везти его в Киев. "Если умру по дороге, - завещал он, - положите меня в отчем монастыре у святого Феодора. Если Бог исцелит меня, молитвами Пречистой Своей Матери и преподобного Феодосия, постригусь в Печерском монастыре".

Бог не судил исполниться давнему желанию Ростислава - окончить жизнь иноком святой обители. Святой князь скончался на пути в Киев 14 марта 1167 года. (В других источниках указан 1168 год.) Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодоровском монастыре.

*Новейшие публикации Уставной грамоты святого князя Ростислава Смоленской епископской кафедре содержатся в книгах:

1. Смоленские грамоты ХIII-ХIV вв. / Подг. к печати Т. А. Сумникова и В. В. Лопатин. М., 1963. С. 75-79.

2. Древнерусские княжеские уставы ХI-ХV вв. / Издание подг. Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 141-146.

3. Похвала святому князю Ростиславу // Издана в работах Сумниковой Т. А.

4. "Повесть о великом князе Ростиславе Мстиславиче Смоленском и о церкви" в кругу других смоленских источников ХII в. // Восточнославянские языки. Источники для их изучения. М., 1973. С. 128-146.

5. Щапов Я. Н. Похвала князю Ростиславу Мстиславичу как памятник литературы Смоленска ХII в. // ТОДРЛ. ХХVIII. Л., 1974. С. 47-59.*

27 марта Русская Православная Церковь чтит память одного из выдающихся государственных деятелей Руси середины XII века, Святого благоверного князя Смоленского Ростислава Мстиславича. Он также состоит в Соборе Белорусских святых.

Прозванный Набожным, князь Ростислав Михайлович стал в древнерусской истории воплощением слова пророка Исаии о царе, который будет править по правде, и князьях, которые будут править по закону (Ис. 32, 1) Этот князь был необычайно любим и уважаем людьми за христолюбивую жизнь, хотя судьба судила ему вести непрестанные междоусобные брани. Он был весьма почитаем народом и Церковью как заступник русской державы. О таких князьях народ слагал песни, легенды и жития, сохраняя вечную память о них для наставления потомкам.

Родился князь Ростислав (в крещении Михаил) около 1110 года. Он был из рода Рюриковичей, сын князя Киевского Мстислава Великого, внук князя Владимира Мономаха. Матерью Ростислава была Христина Шведская, дочь шведского короля Инге Старшего.

До XII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от своего отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу.

В период своего княжения Ростислав всеми силами стремился укрепить Смоленскую землю. Объединить кривичей, сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств - такова была цель его внутренней политики. Для этого он образовал из Смоленской области особое княжество и стал называться великим князем смоленским. Таким образом, Ростислав Мстиславович стал родоначальником смоленской княжеской династии.

Его княжество заключало в своих пределах, кроме нынешней Смоленской области, часть Псковской, половину Могилевской, части Витебской, Тверской, Московской и Калужской областей. Его владения на территории современной Беларуси доходили до Орши, Копыся

Однако жить тихо и мирно Смоленскому княжеству было не суждено. Уже в 1127 году князю Ростиславу пришлось участвовать в походе против полоцких князей, в 1130 воевал с чудью. В 1139 новый великий князь Киевский Всеволод Ольгович пытался изгнать Ростислава Смоленского и его брата Изяслава Мстиславича Владимир-Волынского из их уделов. В 1142 Ростислав военной силой успешно поддержал своего дядю Вячеслава Владимировича против братьев Всеволода Ольговича Игоря и Святослава.

После кончины Всеволода Ольговича в 1146 на киевский престол вступил Изяслав Мстиславич. Ростислав Мстиславич поддерживал брата и по его приказанию воевал с князем Туровским Вячеславом Владимировичем. Вел боевые действия против суздальского князя Юрия Долгорукого.

В 1158 году Ростислав оказывал помощь полоцкому князю Рогволоду в борьбе за полоцкий престол и поддерживал его позднее.

Как свидетельствуют древние летописи, князь Ростислав отличался в боях подвигами мужества, но также и высокими христианскими качествами: он был незлобив, уступчив и миролюбив. Любовь к своим подчиненным, желание им всякого блага, забвение обид и постоянное памятование о своих грехах составляли неотъемлемую принадлежность его души.

Хотя основным претендентом на великое княжение в Киеве со стороны Мономаховичей был дядя Ростислава Юрий Долгорукий, Смоленскому князю, одному из самых могущественных властителей Русской земли, нередко принадлежал решающий голос в военном и дипломатическом соперничестве. Для каждого из участников схватки он - одновременно опасный противник и желанный союзник, помимо своей воли он оказывается в центре событий. Это имело большое значение, потому что святой Ростислав выделялся среди современников государственной мудростью, строгой справедливостью и безусловным послушанием старшим, глубоким почтением к Церкви и ее иерархии. Для нескольких поколений он стал олицетворенным носителем Русской Правды и русской праведности.

В 1154 году умирает Изяслав, и Ростислав становится великим князем киевским, но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. В конце этого же года после смерти Вячеслава Владимировича он вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжение другому своему дяде - Юрию Долгорукому, и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах. Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 года и оставался великим князем до самой смерти.

Когда же Ростислав стал великим князем, то больше всего заботился о мире на Земле Русской. Во времена его княжения междоусобицы на Руси практически не было. Он старался поддерживать безопасность Киева и следил за порядком. В 1165 г. он фактически присоединил к Смоленскому княжеству Витебск, куда посадил своего сына Давыда Ростиславича. За это витебский князь Роман получил в управление два смоленских города.

Своей примирительной, справедливой политикой Ростислав Мстиславич Смоленский сумел привлечь к себе симпатии многих удельных князей; даже с лютыми врагами русских земель, половцами, он старался наладить отношения с помощью родственных связей.

Велик вклад святого князя Ростислава Смоленского в развитие Древнерусского государства и Русской Православной Церкви.

Более 40 лет князь правил Смоленской землей. За это время она застраивается городами и селами украшается храмами и монастырями. Святым Ростиславом был основан город Рославль (Смоленская область), белорусские города Мстиславль (названный по имени его отца князя Мстислава), Кричев, Славгород.

В 1136 году Ростислав добился создания отдельной Смоленской епархии. Первым ее епископом стал Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом, а имущественное ее положение было обеспечено Уставом князя Ростислава, изданным в том же году. В Уставе отмечены волости Смоленского княжества, размещенные на территории современной Беларуси: Копысь, Лучин, Басея (сейчас - на стыке Горецкого и Шкловского районов), Мирачицы, Витрино, Прупой (Пропойск, в настоящее время Славгород), Кречуг (Кричев). Хлопотами князя был перестроен и расширен большой Успенский собор, заложенный его дедом Владимиром Мономахом. Он обеспечил Смоленский храм Успения Богородицы материально, превратил из городского собора в церковный центр огромной Смоленской епархии. Святой князь Ростислав был строителем Смоленского Кремля и Спасского собора Смядынского Борисоглебского монастыря, основанного на месте убийства святого князя Глеба. Позже его сын Давыд, выполняя, возможно, желание своего отца, перенес на Смядынь из Киевского Вышгорода ветхие деревянные раки святых Бориса и Глеба, в которых их мощи покоились до переложения в каменные раки.

Ростислав много заботился о собирании и списывании книг и рукописей. В самом Смоленске, в других городах и селениях в его время появились книгохранилища светской и духовной литературы. Смоленские летописи не сохранились до нашего времени, но то, что смоленская летопись существовала, ведет свое начало со времен Ростислава, не вызывает никаких сомнений. Смоленские известия 30-60-х гг. XII века стали основой «Хроники Ростиславичей», которая написана в 80-е гг., и через нее вошли в Киевский свод 1200 г., составленный по приказу сына Ростислава, князя киевского Рюрика.

Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных периодов в истории Русской Православной Церкви. Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты русского ученого инока Климента Смолятича и повелел поставить его в митрополиты собором русских епископов, без обращения к Константинопольскому Патриарху. Это произошло в 1147 году. Русская иерархия в основном поддержала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Новгородским, не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные «автокефальные» церковные округа. Так поступил и епископ Мануил Смоленский.

Святой Ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробленности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложнилась бы такой же «битвой» за киевскую митрополичью кафедру между многочисленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка.

Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом. Им стал святой Константин, но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого. А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава, Мстислав Изяславич, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент Смолятич.

Началась церковная смута - на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у Патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.

Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру Андрея Боголюбского, пытавшегося в это время провести в митрополиты своего сподвижника епископа Феодора, Ростислав Мстиславович выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент Смолятич.

Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа, который был самым близким к святому Ростиславу человеком.

Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением относительно их православности, в связи с известным «спором о постах» (леонтианская ересь).

Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у патриарха благословения русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи. В 1165 году в Киев прибыл новый митрополит - грек Иоанн IV, и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года. Киевская кафедра вновь осталась пустующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. Единственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и святыми старцами Киево-Печерского монастыря и Феодоровского монастыря в Киеве, основанного его отцом.

В 1167 году Ростислав отправился в Новгород улаживать конфликт между своим сыном Святославом и горожанами. Однако по пути он заболел и остановился в Великих Луках. Сюда приехали к нему Святослав и представители новгородцев. Помирив их, Ростислав вернулся в Смоленск совсем больной. Перед смертью он сетовал своему духовнику, священнику Семену, на то, что тот не допустил его до пострижения. Святой Ростислав постоянно имел эту мысль и часто твердил игумену Поликарпу: «Поставь мне келью, боюсь смерти неожидаемой». Но Поликарп отговаривал его, указывая на то, что дело князя - ограждать покой людей правосудием и мечом, наконец, предложил ему предоставить себя воле Божией.

Теперь князь спешил в Киев, чтобы постричься. Сестра и сын уговаривали его остаться в Смоленске, чтобы быть погребенным в храме, им созданным. «Везите меня в Киев, - отвечал он, - если умру на дороге, положите меня в отчем монастыре у св. Феодора, если Бог исцелит меня молитвами Пречистой Своей Матери и св. Феодосия, постригусь в Печерском монастыре».

Предчувствуя скорую смерть, на пути в Киев, он еще раз вознамеревается постричься, но от этого поступка отговаривает духовник его Симеон: «Княже! Для чего хочешь оне сотворить! Бог тебя учинил князем, определил тебе правду делать и праведно подданных судить, все свои обещения и клятвы твердо и нерушимо держать, а не как чернецу уединиться от людей. » Но князь уже предчувствовал кончину. В селе Гордино, позвав к ложу Симеона, своего постельничего Иванку Флоровича и смоленского боярина Бориса Захарьинича, «воздев руки, начал молиться и, воззрев на икону Господа Иисуса Христа, тихо говорил со слезами: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по Глаголу твоему, с миром!» С тем и скончался 14 марта (27 марта) 1167 года. Через неделю тело его было погребено в Киево-Феодоровском монастыре, где и покоится до сих пор.

Со смертью Ростислава Мстиславича ушла в прошлое целая эпоха - эпоха укрепления отдельных княжеств. Смоленский князь Ростислав был представителем нового поколения русских князей, которые действовали, прежде всего, в интересах собственных семей и собственных земель. Политика Ростислава Мстиславича в Смоленске и Киеве яркий тому пример. Он сумел превратить Смоленское княжество в одно из сильнейших княжеств Киевской Руси и поднять авторитет князя Киевского.

Его деяния во благо государства и православного народа русского, Святой Церкви высоко оценены Православной Церковью. В 1984 году он был прославлен Русской Православной Церковью в лике святого. Дни памяти 14/27 марта; в Соборе Белорусских святых - 3 Неделя по Пятидесятнице и в Соборе Смоленских святых - воскресенье перед 28 июля/10 августа

Александр Медельцов


Житие СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ

РОСТИСЛАВА—МИХАИЛА КИЕВСКОГО

Святой Ростислав, великий князь киевский, внук благочестивого Мономаха, сын великого князя киевского святого Мстислава Великого (+1132, память 14/27 июня), брат святого князя Всеволода-Гавриила (+1138, память 1/14 февраля, 22 апреля/5 мая и 27 ноября/10 декабря), является одним из выдающихся госу-дарственных и церковных деятелей Руси середины XII века.

В молодых годах отличался он подвигами мужества в боях. Ростислав отли-чался как храбростью и подвигами мужества, так и высокими христиан-скими качествами: он был незлобив, уступчив и миролюбив. Любовь к своим под-чиненным, желание им всякого блага, забвение обид и постоянное памято-вание о своих грехах составляли неотъемлемую принадлежность его души. Во время борьбы брата его великого князя Изяслава с Ольговичами и Юрием во многих случаях показал он храбрость бестрепетную, но вместе старался тушить вражду князей любовью уступчивой.С его именем Ростислава связано укрепление и возвышение Смоленска, Смолен-ского княжества и Смоленской епархии.

До XII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от сво-его отца, Владимира Мономаха, Киевский великокня-жеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу). Благодаря тру-дам и подвигам святого Ростислава Смоленское кня-жество, которым он правил более 40 лет, расширяется, застраивается городами и селами, украшается храма-ми и монастырями, приоб-ретает влияние на общерус-ские дела. Каменный храм в честь святых князей Бо-риса и Глеба, построенный в 1145 г. на месте мученической кончины послед-него, на Смядыне, и в Смоленске Петропавловский — памятники благочестивого ро-дона-чальника князей смоленских.

Дадите Господу Богу вашему славу прежде даже не смеркнется (Иер. 13, 16), — учит пророк Божий. Блаженный князь Ростислав поступал по учению откровения Божия. За счастье земное благодарил Господа и блага земные употреблял в славу имени Божия; для него прежде всего и выше всего была слава Божия.

После смерти брата Изяслава (13 ноября 1154 г.) святой Ростислав на короткое время стал великим князем киевским, но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. После смерти последнего (в конце того же года) он вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжение другому своему дяде — Юрию Долгорукому, и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах. Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 года и оста-вался великим князем до самой смерти (в 1167 г.), хотя еще не раз пришлось ему отстаивать отчее наследие с мечом в руках.

Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных перио-дов в истории Русской Церкви. Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты рус-ского ученого инока Климента смолятича и повелел поставить его в митропо-литы cобо-ром русских епископов, без обращения к константинопольскому патриарху. Это произошло в 1147 году. Русская иерархия в основном поддержала митро-полита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независи-мость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Нов-городским (память 8/21 апреля), не признали автокефального русского митро-полита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные «автокефальные» церковные округи. Так поступил и епископ Мануил Смоленский. Святой Ростислав понимал опас-ность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях разд-роб-ленности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложни-лась бы такой же «битвой» за Киевскую митрополичью кафедру между много-чис-ленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка.

Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немед-ленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митропо-литом. Им стал святой Константин (память 5/18 июня), но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого (+15 мая 1157 г.).
А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава Мстислав Изяславович, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент смолятич. Началась церков-ник смута — на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторон-ников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав поста-новили удалить обоих митрополитов и просить у патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.

Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру святого Андрея Боголюбского (память 4/17 июля), пытавшегося в это время провести в митропо-литы своего подвижника епископа Феодора, святой Ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент смолятич.

Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Кли-менту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поли-карп, блюститель печерских преданий (в 1165 году он стал настоятелем обители), был самым близким к святому Ростиславу человеком.

Князь Ростислав, окруженный счастьем, не пленялся ничем земным. Никогда не искал он власти, а только принимал ее, когда вручали, и притом как тя-жесть. Незлобие его прощало все другим; он помнил о своих грехах, о своих долгах перед Богом и забывал о том, чем должны ему другие. Он постоянно забо-тился о том, как угодить Господу. Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу печерского игумена с шестнадцатью иноками и сам им прислуживал. Часто говорил он печерскому игумену: «Приготовь мне келлию, боюсь смерти неожи-даемой», — и сам в каждое воскресенье поста приобщался Св. Таин. Ему очень хотелось уклониться от сует жизни в Печерскую обитель, не раз говорил он о том печерскому игумену. Игумен останавливал его, указывая на то, что дело князя — ограждать покой людей правосудием и мечом, наконец предложил ему предоставить себя воле Божией.

Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением отно-си-тельно их православности, в связи с известным «спором о постах» (леон-тианская ересь). Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у патриарха благослове-ния русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важ-нейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько поли-тическими интересами империи. В 1165 году в Киев прибыл новый митропо-лит — грек Иоанн IV, и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года (+1165 г.). Киевская кафедра вновь осталась вдовствующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. Един-ственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и свя-тыми старцами Киево-Печерского монастыря и Феодоровского монастыря в Кие-ве, основанного его отцом.

В 1167 г., несмотря на старость свою, отправился он в Новгород, чтобы утвер--дить там сына своего Святослава. На дороге смоленские послы встретили его за 300 верст от Смоленска; потом жители всех сословий приняли его
с подар-ками: так любили добродетельного старца-князя в Смоленске. В Великих Луках взял он клятву с послов новгородских забыть неудовольствия на сына его и разлучиться с ним одною смертью. Больным прибыл он на возвратном пути в Смоленск. Сестра и сын уговаривали его остаться в Смоленске, чтобы быть погребенным в храме, им созданным. «Везите меня в Киев, — отвечал он, — если умру на дороге, положите меня в отчем монастыре у св. Феодора, если Бог исцелит меня молитвами Пречи-стой Своей Матери и св. Феодосия, постригусь в Печерском монастыре».

Бог не судил исполниться давнему желанию Ростислава — окончить жизнь иноком святой обители. Блаженный князь скончался на пути в Киев, с тихою молит-вою на устах. «Ныне отпусти раба Своего, Владыко, по глаголу Твоему
с миром», — это были последние слова, и слезы остановились на застывшем лице его. Праведник почил 14 марта 1167 года. (В других источниках указан 1168 год.) Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодо-ровском монастыре.

«Поступайте, — говорит нам в заключение жизнь праведного князя, — поступайте сообразно званию, в которое признаны, со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием, снисходя друг другу из любви» (Еф. 4, 1—2).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»