Понятие о боевой готовности. Обязанности военнослужащих. Экипировка. Сообщение «Виды и характеристика степеней боевой готовности в ВС РФ. Факторы, от которых зависит уровень боевой готовности части » Боевая готовность внг

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина И.А. Маркова, установил:

1. Согласно статье 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели; при невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску; порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (пункт 1); боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха; порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 3).

При этом та же статья предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется (пункт 3.1). Конституционность этого законоположения оспаривается в жалобе гражданина И.А. Маркова, проходившего военную службу по контракту в звании старшего прапорщика в войсковой части 6832, которая, как следует из представленных материалов, с 1 января 2007 года относится к воинским частям постоянной готовности, переведенным на комплектование воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

В 2003-2012 годах И.А. Марков, будучи в служебных командировках в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан, принимал участие в боевых действиях (общий срок его участия в боевых действиях составил 445 суток). С 14 октября 2013 года он был досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), и с 1 ноября 2013 года исключен из списков личного состава воинской части.

Полагая, что при увольнении расчет с ним произведен не полностью - не выплачена денежная компенсация взамен предоставления дополнительных суток отдыха за период нахождения в служебных командировках и участия в боевых действиях, И.А. Марков обратился к командиру войсковой части 6832 с заявлением о расчете и выплате данной компенсации, однако в удовлетворении заявления ему было отказано.

Архангельский гарнизонный военный суд решением от 21 января 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 19 марта 2014 года, отказал И.А. Маркову в удовлетворении заявления об оспаривании действий командира воинской части, связанных с изданием приказа об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием в полном объеме и с отказом в выплате указанной компенсации. Определением судьи Северного флотского военного суда от 21 мая 2014 года И.А. Маркову отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции.

В судебных постановлениях, в частности, указывалось, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495) военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется; поскольку войсковая часть 6832 с 1 января 2007 года отнесена к частям постоянной готовности, отсутствуют основания для предоставления И.А. Маркову дополнительных дней отдыха, а следовательно, исключается и возможность выплаты денежной компенсации за эти дни; кроме того, И.А. Марков, обратившись в суд 9 января 2014 года, пропустил как предусмотренный статьей 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности в отношении требования о выплате компенсации за период с 2003 года по 9 января 2011 года, так и установленный статьей 256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица; каких-либо доказательств уважительности причин пропуска этого срока он не представил.

По мнению заявителя, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» допускает неравенство военнослужащих, поскольку ставит тех из них, кто проходит военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих в вопросах реализации права на дополнительный отдых или получение денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, и тем самым противоречит статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 55, 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в» и «м») Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в частности в постановлениях от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и от 21 марта 2013 года № 6-П, отмечал, что военная служба, заключая контракт о прохождении которой, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции.

Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно части первой статьи 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.

Соответственно, целями поддержания боеспособности воинских подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прохождения службы, в том числе в части реализации военнослужащими права на отдых.

Вместе с тем, осуществляя в соответствии со статьями 59 (часть 2) и 71 (пункты «м» и «т») Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с прохождением военной службы, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.

2.1. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право каждого на отдых (статья 37, часть 5), включающее в себя и предусмотренное статьей 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня, призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохранение физического и психического здоровья человека, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Право на отдых создает предпосылки и для реализации иных прав и свобод человека, в частности права на охрану здоровья, права на образование, права на участие в деятельности общественных объединений, прав в сфере физической культуры и спорта и др.

Будучи направленным на обеспечение каждому гражданину возможности восстановить способность к производительному труду или иной общественно полезной деятельности, посредством которой реализуется право на труд, конституционное право на отдых имеет универсальный характер, и особенности военной службы, хотя они и допускают установление специальных правил (механизмов) реализации данного права, тем не менее не предполагают его чрезмерного и некомпенсируемого ограничения.

2.2. Соединения и воинские части постоянной готовности комплектуются военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы и тем самым добровольно приступившими к осуществлению соответствующей профессиональной деятельности. Служебные обязанности военнослужащих соединений и частей постоянной готовности направлены на достижение особых результатов боевой подготовки, что позволяет им в любое время незамедлительно приступить к выполнению возложенных на них задач.

Таким образом, само по себе закрепление для данной категории военнослужащих повышенных требований, обусловленных в том числе интенсивностью мероприятий боевой подготовки и влекущих определенные особенности реализации права на отдых, равно как и установление для них специальных правил и форм компенсации при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, т.е. при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участии в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, отличающихся от тех правил и форм компенсации, которые предусмотрены для иных категорий военнослужащих, не означает нарушения их прав и не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации их ограничение.

Определение форм компенсации военнослужащим повышенных нагрузок при необходимости выполнения ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени - прерогатива законодателя и уполномоченных им органов исполнительной власти, которые могут для воинских подразделений, выполняющих специальные задачи, предусмотреть в качестве компенсации соответствующие денежные выплаты (например, повышение оклада, особую надбавку или доплату в составе денежного довольствия и др.) или иные предоставления взамен дополнительных дней отдыха, однако в силу универсального характера конституционного права на отдых они не вправе, регламентируя служебное время и время отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вводить такие правила, которые предусматривали бы выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени без какой-либо компенсации.

Наличие у органов государственной власти, реализующих полномочия в сфере военной службы, обязанности в той или иной форме компенсировать военнослужащим выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени ранее уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях. Так, применительно к правовой ситуации, связанной с обеспечением военнослужащему права на компенсацию за исполнение им обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период командировки, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исключение из Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492), пункта 8, предусматривавшего в числе указанных мероприятий нахождение в служебных командировках, само по себе не означает, что привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени может осуществляться без соответствующей компенсации (Определение от 24 июня 2014 года № 1366-О).

3. В целях создания необходимых условий для реализации лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых федеральный законодатель в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрел ряд положений гарантийного характера, которые закрепляют общую продолжительность еженедельного служебного времени и определяют механизм предоставления им дополнительных суток отдыха как в случае привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и при участии их в боевом дежурстве (боевой службе), учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, устанавливая в случае участия в таких мероприятиях также возможность выплаты по просьбе военнослужащего вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (пункты 1 и 3).

В исключение из указанных правил военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно пункту 3.1 данной статьи дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется. При этом в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи военнослужащим указанных соединений и воинских частей предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; в соответствии с абзацем вторым данного пункта дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

3.1. Оспариваемый заявителем пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был введен Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на создание законодательных основ для перехода к комплектованию соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и на совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей, а фактически - на реализацию положений Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523.

С тем чтобы компенсировать указанной категории военнослужащих дополнительные ограничения и нагрузки, обусловленные характером военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в том числе связанные с участием в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, этим же Федеральным законом пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был дополнен положением, согласно которому таким военнослужащим дополнительно выплачивалась дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Тем самым для указанной категории военнослужащих была введена особая форма компенсации в связи с выполнением ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, отличающаяся как от компенсации, предоставляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и от предусмотренной пунктом 3 данной статьи компенсации за участие в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Выбор такой формы компенсации, обусловленный особенностями прохождения военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности и относящийся к сфере дискреции федеральных органов государственной власти, осуществляющих правовое регулирование военной службы, не может рассматриваться как произвольный и противоречащий конституционному принципу равенства.

3.2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 6 его статьи 100, пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции и не содержал более упоминания о специальном компенсационном механизме для военнослужащих воинских частей постоянной готовности.

В то же время пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 808 «О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности» предусматривалась выплата дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, конкретный размер которой устанавливался Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 февраля 2004 года № 56 «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России» были определены размеры ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел России (к которым относился и заявитель). Этот приказ, как следует из его содержания, был издан во исполнение статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523 «О Федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы», чем подтверждается тождественность установленной им надбавки дифференцированной надбавке за особые условия боевой подготовки.

Таким образом, правовое регулирование, действовавшее в период 2004-2011 годов, предусматривало компенсацию военнослужащим, проходящим службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени посредством установления и выплаты им дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки. Данная надбавка, как указано в ответе на запрос Конституционного Суда Российской Федерации, полученном из войсковой части 6832, ежемесячно выплачивалась И.А. Маркову в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в размере 3 300 рублей.

3.3. В связи с проведенной в 2011-2012 годах комплексной реформой денежного довольствия военнослужащих и вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 7 ноября 2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», принятым с целью формирования новой системы денежного довольствия с упорядоченным набором дополнительных выплат, коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, подзаконные акты, устанавливавшие надбавки за особые условия боевой подготовки, утратили силу. Между тем подход законодателя, при котором особенности прохождения военнослужащими военной службы по контракту, в том числе особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности (связанные, помимо прочего, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени), подлежат учету при определении размера их денежного довольствия, не изменился.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты), а согласно части 34 той же статьи помимо предусмотренных ею выплат Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.

В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности и правила выплаты которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073. Указанная ежемесячная надбавка предоставляется, в частности, военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, в разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях) по перечню, утверждаемому государственным органом, и др. Материалы, дополнительно полученные Конституционным Судом Российской Федерации, свидетельствуют о том, что такую надбавку получал и И.А. Марков - в размере 100 процентов оклада по воинской должности (17 500 рублей), а в целом его денежное довольствие в результате проведенного реформирования системы денежного довольствия военнослужащих увеличилось почти в 2,5 раза.

Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней судебных решений, право на получение денежной компенсации взамен дней отдыха И.А. Марков связывает с участием в боевых действиях в период командировок на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Между тем за участие военнослужащего в боевых операциях законодательством о военной службе предусмотрены особые компенсационные выплаты в повышенном размере на основании специальных нормативных актов. Так, определенным категориям военнослужащих, в том числе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту и командированным на территорию Северо-Кавказского региона России, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (как это было закреплено и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации») к денежному содержанию предусматриваются дополнительные выплаты. В соответствии со справками Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части 6832 о составе денежного довольствия И.А. Маркова в 2012 году за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось и что особенности прохождения военной службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

4. Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку - как в системе утративших силу положений нормативных правовых актов, так и в системе действующего правового регулирования - при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных в том числе с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Разрешение же вопроса о том, в какой степени установленные действующими нормативными правовыми актами надбавка за особые условия службы и иные выплаты, предоставляемые военнослужащим, проходящим службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, компенсируют отмену дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, как связанное с проверкой обоснованности предусмотренных этими нормативными правовыми актами размеров указанных выплат, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу гражданина Маркова Ивана Александровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Обзор документа

Согласно Закону о статусе военнослужащих контрактники могут привлекаться к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Это компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае невозможности такой компенсации предоставляются дополнительные сутки отдыха. Дополнительными сутками отдыха компенсируется и участие в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Вместо этого может выплачиваться компенсация. Однако указанный дополнительный отдых не предоставляется тем, кто служит в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных на комплектование контрактниками.

Конституционность этих положений оспаривал гражданин, который служил в одной из таких воинских частей и которому отказали в выплате компенсации взамен дополнительных суток отдыха. По его мнению, приведенные нормы допускают неравенство военнослужащих.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив при этом следующее.

Для контрактников, которые служат в соединениях и воинских частях постоянной готовности, установлены повышенные требования, влекущие определенные особенности реализации права на отдых. Это обусловлено в т. ч. интенсивностью мероприятий боевой подготовки.

Правовое регулирование, действовавшее в 2004-2011 гг., предусматривало для таких военнослужащих дифференцированную надбавку за особые условия боевой подготовки. Заявитель получал ее ежемесячно.

В 2011-2012 гг. была проведена комплексная реформа денежного довольствия военнослужащих. Но и сейчас при определении размера денежного довольствия учитываются особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанные в т. ч. с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Так, для контрактников предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (до 100% оклада по воинской должности). Данную надбавку получал и заявитель. При этом в целом в результате реформы его денежное довольствие увеличилось почти в 2,5 раза.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось. И что особенности службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник военной кафедры

Полковник запаса А. Ибраев

«___»_______________2015г.

Экземпляров ______

Экземпляр № ______

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Для студентов, обучающихся по специальностям «Организация воспитательной работы», «Организация идеологической работы», «Организация специальной пропаганды», «Юрисконсультская работа»

Программа издания 2011 года.

Тема 3: «Боевая и мобилизационная готовность подразделений

И частей».

Рассмотрена на заседании предметно-методической комиссии

Протокол №____от «____» _____________20___г.

Уточнена: «____» _____________20___г.

«____» _____________20___г.

Г. АСТАНА 2015

Тема 3: «Боевая и мобилизационная готовность подразделений и

Частей Вооруженных Сил Республики Казахстан».

Учебные и воспитательные цели:

Довести до студентов содержание боевой готовности частей и подразделений, виды боевой готовности.

Разъяснить последовательность действий военнослужащих по различным степеням боевой готовности.

Формировать ответственность за выполнение воинского долга и самоотверженное выполнение обязанности при приведении воинской части высшие степени боевой готовности.

Время: 2 часа.

Место: лекционный зал.

Метод: лекция.

Материальное обеспечение:

Раздаточные материалы.

Литература: 1. Правила боевого применения, ч.2;

2. Устав внутренней службы и нормативно-правовые документы МО РК.

Учебные вопросы и примерное распределение времени

№ п/п Учебные вопросы Время
I Вводная часть -принять доклад дежурного по взводу; - проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность к занятию; - объявить тему и учебные вопросы занятия. 5 мин
II Основная часть 1. Понятие о боевой готовности подразделений и частей, чем она достигается. 2. Степени боевой готовности, их содержание и порядок действий при их введении. 70 мин 30 мин 40 мин
III Заключительная часть - напомнить тему и учебные цели занятия; - провести разбор занятия; - ответить на вопросы студентов; - дать задание на самоподготовку. 5 мин


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Обучение студентов по теме «Боевая и мобилизационная готовность подразделений и частей» проводится в составе взводов.

Формой проведения занятий данной темы является лекция.

Лекции составляют основу теоретической подготовки. Они имеют цель: дать систематизированные основы знаний по тактической подготовке, раскрывать наиболее сложные вопросы учебного материала с развернутым теоретическим рассуждением, способствовать развитию мышления обучаемых, пониманию ими природы современного общевойскового боя и требований правил боевого применения Сухопутных войск Вооруженных Сил Республики Казахстан, исключать предпосылки для шаблона в действиях и носить, как правило, проблемный характер.

Проблемными вопросами могут быть обоснования положений Правил боевого применения Сухопутных войск Вооруженных Сил Республики Казахстан, раскрытие динамики развития боя, правильного использования боевой техники и вооружения взвода, средств его усиления в бою.

Степень проблемности лекции должна возрастать последовательно с возрастанием объема полученных знаний. Содержание лекции и направленность её изложения должны побуждать обучаемых к изучению дополнительной учебной литературы, заставить проявить интерес к самостоятельному раскрытию проблемных вопросов.

I. Вводная часть

Принять рапорт дежурного по взводу;

Проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность к занятию;

Объявить тему и учебные вопросы занятия;

Провести контрольный опрос по пройденным темам.

II. Основная часть

Вопрос №1: « Понятие о боевой готовности подразделений и частей, чем она достигается».

Общевойсковой бой составляет основу общевойсковых (совместных, десантных, противодесантных) операций и ведется объединенными усилиями всех участвующих в нем войск, с применением танков, боевых машин пехоты (бронетранспортеров), артиллерии, средств противовоздушной обороны, самолетов, вертолетов, другого вооружения и военной техники. Он характеризуется скоротечностью, высокой маневренностью, напряженностью и решительностью, развертыванием боевых действий на земле и в воздухе, одновременным огневым и радиоэлектронным воздействием на всю глубину построения сторон, сложной тактической обстановкой и резкими ее изменениями, разнообразием применяемых способов выполнения боевых задач.

Современный общевойсковой бой требует от участвующих в нем соединений, частей и подразделений: высокой боевой готовности, непрерывного ведения разведки; умелого применения вооружения и военной техники, средств защиты и маскировки; высокой подвижности и организованности; полного напряжения всех моральных и физических сил, непреклонной воли к победе; высокой воинской дисциплины и сплоченности. Это достигается: высокой боевой выучкой, сознательным выполнением своего воинского долга, стойкостью, храбростью, отвагой и готовностью личного состава в любых условиях добиться полной победы над врагом, значением, к их боевой повседневной жизни и нуждам, высокой требовательностью к ним, воспитанием у подчиненных, веры в правоту нашего дела, преданности родине и правительству.

В современном общевойсковом бою широко будут применяться в различных сочетаниях, разнообразные силы и средства с полным использованием их боевых возможностей. Наши части и подразделения оснащены большим количеством разнообразной современной боевой первоклассной техникой.

Основными принципами ведения современного общевойскового боя является: постоянная боевая готовность подразделений; решительность, активность и непрерывность ведения боя; согласованное применение подразделений родов войск, специальных войск; других войск и воинских формирований и поддержание непрерывного взаимодействия между ними; внезапность действий и применение военной хитрости (мер по обману противника); сосредоточение основных усилий подразделений на главном направлении и в решающий момент; маневр подразделениями, ударами и огнем и сочетание огня с движением; современное восстановление боеспоспособности подразделений и всестороннее обеспечение боя; использование морально-психологического фактора в интересах выполнения постановленной задачи; твердое и непрерывное управление подразделениями.

Постоянная боевая готовность подразделений заключается в способности в любое время организованно, в установленные сроки вступить в бой и успешно выполнить поставленные задачи.

Важнейшими элементами боевой готовности является: знание предстоящих задач и своевременное, еще в мирное время, проведение мероприятий по подготовке к их выполнению, высокая боевая выучка; поддержание вооружения и военной техники в готовности к немедленному применению; содержание запасов военного имущества в необходимых размерах; постоянная готовность к отражению внезапного нападения противника; высокое морально-психологическое состояние, дисциплинированность и бдительность личного состава.

Боевая готовность – это такое состояние Вооруженных Сил, при котором они способны в любой момент и в самых сложных условиях обстановки отразить и сорвать агрессию противника, откуда бы она не исходила и какие бы для этого средства и способы не использовались, в том числе и ядерное оружие.

Важнейшими элементами боевой готовности являются :

Знание предстоящих задач и своевременное, еще в мирное время, проведение мероприятий по подготовке к их выполнению;

Высокая боевая выучка;

Поддержание вооружения и военной техники в готовности к немедленному применению;

Высокое морально-психологическое состояние, дисциплинированность и бдительность личного состава.

Требования, предъявляемые к боевой готовности:

1. Боевая готовность войск, расположенных в приграничных районах и в глубине страны, должна обеспечивать в любое время года и суток, в любых климатических и физико-географических условиях организованный переход соединений и частей в установленные для них сроки из условий мирного времени на военное положение.

2. Боевая готовность – должна обеспечивать быстрый вывод войск из мест постоянной дислокации, во избежание потерь боевой способности от ядерных ударов противника в короткие сроки и выполнением поставленных задач с началом войны.

3. Боевая готовность – должна обеспечить предупреждение вероятного противника в подготовке и организации наступления.

Войсковая мобилизация это процесс планомерного и организованного развертывания войск и сил флота до штатов военного времени с доукомплектованием в установленные сроки личным составом, призываемым из запаса, обеспечением техникой и материальными средствами из ресурсов народного хозяйства, боевого слаживания войск и приведение их в полную боевую готовность к выполнению боевых задач.

Постоянная боевая готовность подразделений заключается в способности в любое время организованно, в установленные сроки вступить в бой и успешно выполнить поставленные задачи.

Постоянная боевая готовность подразделений достигается :

Правильным пониманием командирами подразделений своих задач и умелой подготовкой войск, предвидением возможных изменений в обстановке и своевременным проведением необходимых мероприятий по подготовке предстоящих действий;

Укомплектованностью и обеспеченностью подразделений всем необходимым для ведения боя;

Высокой боевой выучкой подразделений и их готовностью к действиям в условиях применения противником оружия массового поражения;

Постоянной готовностью вооружения и военной техники к применению, а личного состава к выполнению поставленных задач;

Размещением подразделений с учетом их предназначения; непрерывным ведением разведки;

Четкой организацией и бдительным несением службы;

Организованным и быстрым приведением подразделений в боевую готовность;

Организацией и поддержанием твердого и непрерывного управления подразделениями.

Вывод: Таким образом, боевая готовность подразделений является оценкой всей жизни и деятельности войск и вы, как будущие офицеры обязаны учиться военному делу, а затем передавать свои умения и знания подчиненным и всемерно укреплять боевую готовность войск.

Вопрос №2: « Степени боевой готовности, их содержание и порядок действий при их введении».

Министерством обороны установлены 4 степени боевой готовности:

Боевая готовность «Постоянная»;

Боевая готовность «Повышенная»;

Боевая готовность «Военная опасность»;

Боевая готовность «Полная».

На основании Плана развертывания Республики Казахстан исходя из военной доктрины республики каждая воинская часть имеет конкретное предназначение на особый период (рассказать положения особого периода:

Закон об обороне РК;

Закон о военном положении РК;

Закон о переходе государства в военное положение), и воинская часть, его коллектив в мирное время составляет и постоянно совершенствует План приведения в/ч в различные степени боевой готовности.

Рассмотрим мероприятия, проводимые в воинской части при различных степенях боевой готовности:

1.«Постоянная» боевая готовность – это повседневное состояние

соединений и частей, содержащихся по штатам и табелям мирного времени и обеспеченность всеми видами войсковых запасов, способных в установленные сроки перейти в повышенную готовность, в состояние «военная опасность» или полную боевую готовность.

Выделенные части и подразделения несут боевое дежурство и выполняют боевые задачи согласно планам боевой подготовки.

В частях и штабах осуществляется круглосуточное дежурство. Соединения и части всех родов войск, выделенными силами несут боевое дежурство.

Боевая техника, вооружение содержатся в постоянной боевой готовности с нормами и порядком, установленными приказами, директивами МО РК.

Материально-технические средства хранятся на складах или на машинах. В готовности к выдаче и выводу в районы сосредоточения. В соединениях и частях сокращенного состава:

Боеприпасы, горюче-смазочные материалы и другие материально-технические средства хранятся установленным сроком на складах;

Оборудование пунктов приема личного состава и техники содержатся в готовности к погрузке и вывозу в район отмобилизования.

2.Боевая готовность «Повышенная» – это промежуточное состояние между постоянной боевой готовностью и состоянием «военной опасности», вводимая для проведения ряда мероприятий, направленных на сокращение сроков приведения соединений и частей в готовность к выполнению поставленных им задач.

При этой степени боевой готовности:

В штабах всех степеней и в военкоматах устанавливается круглосуточное дежурство генералов и офицеров из числа руководящего состава. Устанавливается охрана и оборона гарнизонов, важных объектов, штабов и командных пунктов, выставляются дополнительные посты, организуется патрулирование. Соединения, части и подразделения, находящиеся на полигонах и в районах учения возвращаются в свои гарнизоны. По дополнительному распоряжению личный состав вызывается из отпусков и командировок. Вооружение и боевая техника приводится в боевое состояние. Приписной личный состав, проходящий сборы, автомобильная техника, поставленная из народного хозяйства, находятся в войсках до особого распоряжения. Увольнение лиц, выслуживших сроки действительной службы, приостанавливается.

Войсковые запасы материально-технических средств загружаются в боевые машины и автотранспорт.

Излишествующие запасы (сверх подвижных норм) материально-технических средств, казарменный фонд, учебная техника и имущество готовятся к передаче.

Время приведения штабов, соединений и учреждений Сухопутных войск в боевую готовность «повышенную» устанавливается не более 4 часов.

3.Боевая готовность «Военная опасность» – это такое состояние, при котором выведенные в районы сосредоточения соединения, части, и подразделения в короткие сроки приводятся в готовность к выполнению задач, в соответствие с их предназначением. Приведение соединений, частей и подразделений в боевую готовность «военной опасности» осуществляется по боевой тревоге.

Соединения, части постоянной готовности и органы управления частями связи, охраны и обслуживания доукомплектовываются по штатам военного времени и приводятся в готовность к выполнению боевых задач, сокращенного состава, кадра и вновь формируемого – принимают из запаса орг. ядро и готовятся к отмобилизованию.

При этой степени боевой готовности:

Соединения, части всех родов войск по боевой тревоге выходят в район сосредоточения (для каждого соединения, части учреждения) подготавливаются два-три района, удаленных не ближе 10-15 км. от пункта постоянной дислокации, один из которых секретный, не оборудованный в инженерном отношении.

Время окончания выхода из военных городков с момента объявления боевой тревоги не должно превышать:

- из боевой готовности «постоянная» – летом 1 час, зимой – 1 час 30 минут;

- из боевой готовности «повышенная» – летом 40 минут, зимой – 1 час.

Время приведения соединений и частей в районах сосредоточения в готовность к выполнению задач установить:

Без доукомплектования до штатов военного времени:

- с доукомплектованием до штатов военного времени – не более 12 часов.

Время приема орг. ядра и развертывания пункта приема личного состава и пункта приема техники не должно превышать 8 часов.

Все виды вооружения и боевой техники приводятся в готовность к боевому применению.

Личному составу выдаются патроны, гранаты, стальные шлемы, секретные противогазы, дозиметры, перевязочные и противохимические пакеты.

Увольнение лиц, выслуживших установленные сроки действительной службы, и очередной призыв молодого пополнения приостанавливается.

4.Боевая готовность «Полная» – это состояние наивысшей готовности соединений и частей, выведенных в назначенные районы, выполнивших весь комплекс мероприятий по переводу с мирного на военное положение, включая полное отмобилизование и непосредственную подготовку к боевым действиям, обеспечивающих организованное вступление в бой и успешное выполнение полученной задачи. Приведение войск в боевую готовность «полная» осуществляется по боевой тревоге.

При этой степени боевой готовности:

На командных пунктах осуществляется круглосуточное дежурство полных смен боевых расчетов.

Соединения и части сокращенного состава, кадра и вновь формируемые - укомплектовываются по штатам военного времени, осуществляется боевое слаживание и приводятся в «полную» боевую готовность.

Соединения и части подготавливаются к выполнению задач по оперативному предназначению.

Время приведения соединений и частей из постоянной боевой готовности в боевую готовность «полная» – установить:

- без доукомплектования до штатов военного времени:

а) из боевой готовности «постоянная» – не более 5 часов.

б) из боевой готовности «повышенная» – не более 4 часов.

- с доукомплектованием до штатов военного времени:

из боевой готовности «постоянная» и «повышенная» – не более 12 часов.

Сроки развертывания до штатов военного времени и приведения в боевую готовность «полная» – соединения, части и учреждения сокращенного состава, кадра и вновь формируемые – определяются мобилизационными планами.

Порядок приведения войск в боевые готовности.

Боевая готовность «Повышенная», «Военная опасность», в Вооруженных Силах вводится Министром Обороны РК или от его имени Начальником Генерального Штаба.

Приведение войск в различные степени боевой готовности в зависимости от обстановки могут осуществляться последовательно или сразу в высшее, минуя промежуточные.

В боевую готовность «Военная опасность» и «Полную» войска приводятся по боевой тревоге.

Распоряжения даются:

Письменно, с доставкой нарочным или передачей по средствам засекреченной связи;

Установленными сигналами, с доведением их по системам автоматизированного управления, оповещения и связи;

Устно, при личном общении или по техническим средствам связи.

Боевая готовность

вооружённых сил (войск), состояние, определяющее степень подготовленности каждого вида вооруженных сил (войск) к выполнению возложенных на него боевых задач. Наличие на вооружении армии оружия массового поражения и возможность его внезапного и массированного применения предъявляют к Б. г. вооруженных сил (войск) высокие требования. Вооруженные силы должны быть способными в любое время начать активные боевые действия на суше, на море и в воздухе. С этой целью в современных армиях предусматривается поддержание войск в постоянной (повседневной) Б. г. Постоянная Б. г. обеспечивается необходимой укомплектованностью войск личным составом, вооружением, техникой, запасами материальных средств, а также высокой выучкой личного состава.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Боевая готовность" в других словарях:

    Боевая готовность - БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ, такъ называется готовность войскъ къ походу при переходѣ съ мирнаго положенія на воен. Срокъ Б. гот. складывается изъ времени, потребнаго на мобилизацію, т. е. на укомплектованіе людьми, лошадьми, пополненіе запасовъ и… … Военная энциклопедия

    Способность войск (сил) в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки и успешно выполнять поставленные задачи. Определяется боеспособностью войск (сил), правильным пониманием командирами, штабами, своевременной… … Морской словарь

    боевая готовность - kovinė parengtis statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Ginkluotųjų pajėgų būsena, kai jos pasirengusios bet kurioje situacijoje ir nustatytu laiku pradėti kovos veiksmus ir sėkmingai įvykdyti kovos užduotis. Kovinę parengtį … Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas

    боевая готовность - Боева/я готовность (номер один) 1) Способность войск в любой момент начать и успешно вести боевые действия. 2) шутл. О полной, мгновенной готовности к чему л. Привести себя в боевую готовность номер один … Словарь многих выражений

    Боевая готовность - состояние, обеспечивающее способность войск (сил) в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки и успешно выполнять поставленные задачи. Определяется боеспособностью войск (сил), своевременной подготовкой к предстоящим … Словарь военных терминов

    Боевая готовность - состояние объединений, соединений, частей (кораблей), подразделений войск и органов ПС РФ, определяющее их способность организованно и в установленные сроки выполнить поставленные служебно боевые задачи по защите и охране ГГ РФ, охране внутренних … Пограничный словарь

    Боевая готовность - способность войск быстро сосредоточивать усилия для отражения превосходящих сил противника в оборонительном бою или для нанесения мощного удара по противнику на избранном направлении в наступательном бою. Б. г. войск зависит от обученности… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ - состояние войск (сил), позволяющее им организованно, в установленные сроки начать боевые действия, в ходе к рых успешно выполнять поставленные задачи. Определяется боеспособностью войск (сил) и своеврем. их подготовкой к предстоящим действиями. В … Энциклопедия РВСН

    Боевая готовность крепостей - БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ КРѢПОСТЕЙ, являющихся большею частью передовыми оплотами государства, не менѣе важна, чѣмъ Б. гот. арміи и флота, опирающихся на эти крѣп.: неготовность крѣп., какъ существенный признакъ общей неготовности даннаго государства къ … Военная энциклопедия

    Состояние корабля (соединения), характеризующее способность вступить в бой с противником (в т. ч. к отражению его внезапного нападения). Имеет несколько состояний (№ 1,2). Например, по боевой готовности корабля № 1 весь личный состав корабля… … Морской словарь

Книги

  • Горечь таежных ягод , Владимир Петров. Подполковнику Петрову Владимиру Николаевичу сорок четыре года. Двадцать восемь из них он кровно связан с армией, со службой в войсках противовоздушной обороны. Онсам был летчиком, связистом,…

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.

2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме, при этом контролирует работу студентов по ведению конспектов.

3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.

Действия обучаемых:

1. Слушают руководителя занятия и ведут конспекты.

2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы.

3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.

Порядок приведения воинской части в высшие степени боевой готовности определяется планом, разрабатываемым штабом под непосредственным руководством командира воинской части и утверждаемым старшим командиром (начальником). В нем должны быть предусмотрены:

порядок оповещения личного состава и подразделений;

действия дежурного по воинской части (оперативного дежурного) и других лиц суточного наряда;

действия дежурных сил и средств;

район сбора воинской части, пункты сбора подразделений и порядок выхода в них личного состава, вывода (вывоза) вооружения, военной и другой техники, других материальных средств;

районы сосредоточения воинской части и места расположения в них подразделений, а также исходный рубеж (пункт), маршруты и порядок выдвижения воинской части;

мероприятия по всестороннему обеспечению воинской части;

организация управления и связи;

порядок выноса (вывоза) Боевого Знамени воинской части;

порядок выдачи оружия, боеприпасов и других материальных средств;

организация комендантской службы при выходе в районы сбора и сосредоточения;

должностные лица, имеющие право на приведение части в высшие степени боевой готовности;

другие необходимые мероприятия.

В степени боевой готовности ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ и ПОЛНАЯ подразделения и части приводятся по сигналу “Боевая тревога”, а в степень ПОВЫШЕННАЯ - по сигналу “Сбор”.

В целях качественного выполнения мероприятий и объема работ непосредственной подготовки к выполнению боевой задачи в соответствии с планом приведения части в полную боевую готовность в подразделениях отрабатывается боевой расчет действий личного состава.

В боевом расчете указывается:

Порядок оповещения военнослужащих, проходящих службу по контракту и проживающих вне расположения части;

Порядок получения оружия и боеприпасов, предметов экипировки и имущества;

Порядок выноса (вывоза) имущества и материальных средств;

Порядок охраны и обороны расположения подразделения;

Команды, назначаемые от подразделения и порядок их убытия;

Действия личного состава в районах сбора и сосредоточения подразделения.

С получением сигнала “Боевая тревога” дежурный по роте подтверждает прием сигнала, убеждается в его достоверности, отмечает время поступления в подразделение и далее действует в соответствии с положениями “Инструкции дежурному по роте”.

В зависимости от времени суток поступления сигнала дежурный по роте организует подъем или сбор личного состава в расположение роты, используя при этом средства телефонной связи, звуковой сигнализации, дневальных. Как правило, оповещается личный состав, находящийся на плановых занятиях в учебных корпусах и вблизи расположения части на объектах, связь с которыми отсутствует. По прибытии личного состава в расположение (по подъему личного состава) дежурный по роте выдает оружие и предметы снаряжения, хранящиеся в комнате для хранения оружия, осуществляет отправку посыльных за военнослужащими, проходящими службу по контракту, и по каким-либо причинам отсутствующими в расположении части, дает команду на построение команд, выделяемых от подразделения, и убывающих в парк для снятия техники с хранения и подготовки ее к выходу в район сосредоточения. Запись о выдаче оружия осуществляется в Книге выдачи оружия и боеприпасов в отведенном месте.

До прибытия в подразделение офицеров или старшины роты дежурный руководит действиями личного состава. Силами наряда по роте он организует охрану расположения, проверяет наличие и численный состав команд, выделяемых от подразделения, и производит их отправку к местам работ, осуществляет контроль за прибытием посыльных и их отправку в состав команд. С прибытием в роту одного из офицеров или старшины роты дежурный по роте докладывает прибывшему о времени поступления сигнала, перечень и содержание мероприятий, выполненных в подразделении на данное время, и действует согласно его указаниям.

С получением команды от дежурного по роте на подъем подразделения по боевой тревоге дневальный действует согласно “Инструкции дневальному по роте”, а также выполняет указания дежурного по оповещению (подъему) и сбору личного состава, отправке команд согласно боевого расчета, охране расположения, контролю за прибытием посыльных.

С поднятием роты по тревоге заместители командиров взводов организуют при необходимости светомаскировку расположения, получение оружия, предметов экипировки и имущества, вывозимого в район сосредоточения, выводят личный состав в указанные для построения места, проверяют наличие оружия, снаряжения и другого имущества, комплектуют команды, выделяемые от подразделения, докладывают дежурному по роте и организуют убытие команд в парк боевых машин и к местам работ согласно боевому расчету.

Личный состав с оружием, средствами индивидуальной защиты, имуществом установленным порядком убывает по местам работ согласно боевому расчету.


Похожая информация.


Существует разная боевая готовность. Степени ее значительно отличаются по тем мероприятиям, которые каждый солдат, единица техники, подразделение и так далее обязаны выполнять за конкретный период. Есть определенные исключения (особенности поведения в разных ситуациях для некоторых типов войск). Тем не менее по большей части готовность касается подавляющего большинства служащих, значительно влияя на их действия, оснащение, вооружение, а в некоторых случаях даже на эмоциональное и психическое состояние.

Что такое боевая готовность?

Есть очень простое определение того, что собой представляет боевая готовность. Степени, особенности, предварительная подготовка - это все очень важно, но намного существенней сам факт. Так, под данным понятием подразумевают способность определенного подразделения, войск приступить к выполнению своих непосредственных функций. Существуют различные нормативы по времени реагирования, которые напрямую зависит от конкретного типа используемой техники, особенностей отделения и так далее. Но все они обязаны выполняться строго в установленные сроки. Любое промедление будет караться, причем тут тоже есть разница. Чем выше боеготовность, тем серьезней будет наказание за проступок.

Факторы

Существует ряд признаков, которые напрямую влияют на готовность подразделений, вне зависимости от того, будут ли танки, авиация или пехотные части. Так, одним из таких факторов является обеспеченность резервами. Подразумеваются абсолютно все виды имущества, которые только могут понадобиться для ведения боевых действий, начиная от и заканчивая боеприпасами, топливом, системами связи и так далее. В данном случае учитывается их фактическое наличие.

Второй фактор — комплектация. Сюда входит количество солдат в соответствии со штатным расписанием и т. п. Если говорить проще, то можно выразиться так: достаточно ли будет служащих для того, чтобы вертолет, самолет, бронетранспортер или любая другая техника поехала/полетела и смогла воевать?

Дальше идет фактор технического состояния. Подразумевается, что все имущество, объекты, оборудование, оружие и так далее должны находиться в исправном состоянии. Также сюда относится вариант оснащения. То есть вооружены ли солдаты современным оружием, или будут вынуждены идти в атаку врукопашную.

Четвертый фактор — подготовка командного состава. Смогут ли служащие, руководящие подразделениями, адекватно реагировать на ситуацию и вести бой.

Пятым фактором считается моральная готовность войск действовать в бою.

Шестым и последним считается то, как подготовлен личный состав. То есть умеют ли солдаты вообще стрелять, смогут ли действовать в составе группы и так далее.

Поддержание готовности

Вполне естественно, что нужна отдельная подготовка, чтобы повысилась боевая готовность. Степени тут тоже могут быть разными, но по большей части просто учитывается, проводится ли то или иное обучение своевременно и в полном объеме, или нет. Так, солдат учат ходить строем, попадать в цель, производить инженерные работы, реагировать на их обучают основам тактики, развивают физически и так далее. Это только краткий перечень возможных типов подготовки, призванных поддерживать нужный уровень боеготовности. К этому же пункту относятся различные типы учений, воспитание солдат, их психологическая подготовка для выполнения задач и так далее.

Не последнюю роль играет система поощрений и наказаний. Она, работая правильно и стабильно, сильно мотивирует отдельно взятого служащего. Также не следует забывать о регулярном проведении обслуживания техники, работе разведки, обеспечении части всем необходимым и тому подобное. Из таких мелких или крупных факторов и складывается общая боевая подготовка как одного конкретного отделения, так и всей группировки войск страны в целом.

Внешние особенности

Все, что было указанно выше, касается только тех пунктов, которые могут выполняться непосредственно служащими. Однако есть и другие факторы, которые к ним напрямую не относятся, но от которых зависит и боевая подготовка в целом, и уровень боеготовности в частности. Очень важно, чтобы система транспорта страны была максимально эффективной. Государство обязано иметь возможность на протяжении длительного времени вести войну. Все части должны своевременно перевооружаться. Сама армия как структура обязана выглядеть в глазах большей части населения строго положительно. И, естественно, на все на это должно выделяться достаточное количество средств. Частично на некоторые из факторов способен повлиять министр обороны РФ и другие столь же высокопоставленные лица, напрямую заинтересованные в решении проблем. Однако простые солдаты тут ничего поделать не смогут. К примеру, в части может проводиться отличная подготовка по всем направлениям. Служащие будут просто великолепны. Но если им не давать современного оружия, не выделять средств на развитие и так далее, то толку от такой подготовки будет не очень много.

Постоянная готовность

Как было сказано выше, существует разная боевая готовность. Степени ее отличаются друг от друга весьма существенно. Самая простая, обычная и стандартная носит название - «постоянная». Она представляет собой самый классический режим работы подразделения. То есть именно в таком состоянии оно находится каждый день. занимается подготовкой, учебой, проводит плановое обслуживание техники и так далее. Вертолет, самолет и другие боевые единицы осуществляют учебные вылеты, и жизнь течет своим чередом. Естественно, даже в таком состоянии часть обязана уметь охранять себя и в случае чего хоть как-то начать воевать. Помимо всего прочего, это самый экономичный с точки зрения затрат ресурсов вид, который может иметь боевая готовность. Постоянная, стабильная и продуманная последовательность действий ничем не нарушается, и все идет в плановом режиме.

Повышенная

Это вторая степень, которая уже имеет определенные отличия от постоянной готовности. Так, производиться сбор всего состава подразделения, при необходимости происходит его доукомплектование до требуемого уровня. Также боевая готовность повышенная подразумевает необходимость проверить всю имеющуюся технику, оружие и тому подобное оборудование. Необходимо будет дополнительно акцентировать внимание на боевом слаживании. Проверка боевой готовности такого уровня также должна будет выявить, что часть полностью готова к изменению своего текущего положения, все материальные запасы имеются в нужном количестве, а транспорта вполне достаточно для перемещения армейского подразделения. Переход к этому режиму функционирования автоматически приводит к намного более существенным затратам средств, и потому к нему чаще всего прибегают только в рамках учений.

Опасность

Под таким понятием фигурирует третья степень готовности. Ее название несколько отличается от остальных, но суть остается прежней. Высокая боевая готовность официально звучит как «военная опасность», и это будет более правильным названием. Начинается она с того, что объявляется боевая тревога. Сразу после этого часть обязана выполнить следующие действия: отправится в точку сосредоточения войск, получить там пищу, связь, боеприпасы, защитные средства и организовать сторожевое охранение. Это касается любых К примеру, российские танки должны будут выдвинуться в нужную местность, где получат боекомплекты, будут дозаправлены и так далее. То же самое верно и для остальных типов подразделений, к чему бы они ни относились. Естественно, все данные и информация по конкретному месту назначения строго засекречены. Затраты средств в такой ситуации будут ещё более значительны, чем в двух предыдущих случаях.

Полная боевая готовность

Это последняя степень. Чаще всего при этом производится проверка какого-то определенного округа. Тем не менее объявление такой готовности по всей стране может стать последним шагом перед непосредственным началом боевых действий. Все части обязаны выдвинуться на заранее указанные позиции, получить собственные задания, развернуть имеющиеся огневые средства и приступить к боевому охранению. Это касается всех служащих, начиная от самого последнего солдата и заканчивая таким высоким постом, как министр обороны РФ. Это — самый затратный в плане финансирования уровень готовности, и потому он используется только по исключительным случаям. В частности, для осуществления глобальных проверок. Только некоторые подразделения функционируют в таком режиме на постоянной основе, но это уже обязательное требование безопасности любой страны мира.

Особенности родов войск

Учитывая особенности возможных боевых действий в современном мире, когда удар может последовать в любой момент и просто не дать возможности вовремя среагировать, некоторые типы войск находятся в полной готовности постоянно. Они всегда максимально укомплектованы, находятся на нужных позициях и так далее. Естественно, также проводится боевая подготовка и тому подобные действия, свойственные другим, обычным, частям. Однако в случае необходимости такое подразделение способно начать реагировать незамедлительно. К подобным категориями относятся радиотехнические, пограничные, противоракетные и противовоздушные силы.

Элитные подразделения

Некоторые части армии относятся к более привилегированным. Но не в том плане, что они живут лучше всех, а в том, что с них больше всего спрашивают. Такие подразделения находятся также в полной боевой готовности постоянно. В принципе, это не совсем верный термин, так как, по сути, они располагаются в местах своей дислокации и некоторые элементы, свойственные этой степени, им не присущи, но в случае необходимости, они так же, как и противоракетные войска, способны мгновенно начать бой. К ним относятся части специального назначения, охрана глав государств, стратегические войска и так далее. Боевая готовность подразделений подобного типа настолько высока, что попасть обычному служащему в штат такого отряда практически невозможно. Выбирают только самых лучших, отлично показавших себя по всем параметрам, обладающих правильным виденьем ситуации, стабильной психикой и так далее. Многие кадровые военные хотели бы служить в элитных частях, но не всем это дано по тем или иным причинам.

Мобилизационная готовность

Данное понятие также относится к вооруженным силам, однако основную роль тут играет именно государство в целом. Под готовностью такого типа подразумевается общая готовность страны к войне, наличие кадровых резервов, средств, вооружения, стратегических ресурсов и так далее. То есть это не прямой показатель того, как быстро страна может начать воевать, он выявляет, как надолго ее хватит. К примеру, у страны вся армия способна мгновенно начать боевые действия. Но вот мобилизационная готовность крайне низка. Как следствие, в случае начала войны армия будет способна сразу же открыть огонь, но продолжать это делать долго уже не сможет. То есть в такой ситуации ставка делается на молниеносный захват и достижение поставленных целей. В противоположном случае, если армия не слишком подготовлена, но накоплены огромные мобилизационные резервы, страна сможет переломить ситуацию в свою пользу по истечении определенного времени, когда ресурсы у противника закончатся.

Боевое дежурство

Это самый основной тип проведения мероприятий в части во время полной готовности. Так, в обычной ситуации он состоит из караульной и гарнизонной службы, а также охранения территории. Но в случае военных действий также дополняется боевым и сторожевым охранениями. Иногда добавляется комендантская служба. Боевое дежурство выполняет такие функции, как постоянный контроль обстановки, объектов (от внешних и внутренних проблем) и так далее. Дополнительно со всеми служащими проводятся учения по теме бдительности и адекватности решений в самых разных ситуациях, которые теоретически могут произойти. Все это направлено на то, чтобы с максимальной эффективностью затруднять работу разведки противника и ни в коем случае не допустить его внезапного нападения.

Разные страны

Особенности подготовки к тем или иным действиям могут достаточно сильно различаться в разных странах. Это зависит, в первую очередь, от самого государства, и только во вторую — от ее вооруженных сил. К примеру, если страна не вела боевые действия на протяжении очень долгого времени и в принципе не собирается это делать, то и степени готовности могут быть разными. То есть одна и та же ситуация в Северной Корее и Швейцарии приведет к совершенно отличающимся друг от друга реакциям. Считается, что чем лучше обучены солдаты, тем меньше времени уходит на полную подготовку к немедленной войне. Но фактически, учитывая, что после Второй мировой войны настолько глобальных конфликтов больше не было, точно сказать сейчас совершенно невозможно. Большая часть экспертов сходится во мнении, что если подобное повторится, то все страны, у которых есть ядерное оружие, просто обменяются ударами и человечество после этого перестанет существовать. За то время, пока это будет происходить, ни одна стандартная часть не успеет никак более-менее адекватно среагировать на обстановку и уж тем более ничего не сможет предпринять.

Итог

В целом, все вышеперечисленное касалось несения службы во времена СССР и остается актуальным на сегодняшний день. Некоторые элементы или особенности могут быть изменены. Вполне естественно, с целью борьбы с разведкой других стран о них не сообщается. В целом, все комплексы принимаемых мер с повышением боеготовности на каждую новую ступень становятся все более жесткими и направленным на немедленную реакцию частей на возникающую угрозу. Насколько они будут действенными в случае возникновения такой необходимости? Остается только надеяться, что мир об этом никогда не узнает.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»