Анализ работы учителя: примеры, образцы аналитических справок, отчетов. Анализ профессиональной деятельности педагога

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Информация

по работе учителя 2,4 классов Петринич Натальи Анатольевны

Петринич Наталья Анатольевна – учитель начальных классов.

Стаж работы – 21 год.

Тема самообразования «Дидактические игры на уроках как средство общения и развития ребенка». Данная тема позволяет шире и глубже преодолевать учебные трудности на уроках русского языка, математики, познания мира, что дает хорошие результаты в обучении и повышает качество знаний учащихся.

На уроках применяю элементы технологии разноуровневого обучения, игровые технологии, объяснительно-иллюстративные технологии. Результатом применения элементов этих технологий является повышение интереса детей к изучаемым предметам, что влияет на повышение качества знаний учащихся.

В этом учебном году занимаемся по учебникам издательства «Атамура». Для 2-го класса выделены бесплатные учебники, рабочие тетради по всем предметам, что является неоценимым помощником учителю для закрепления изученного материала и для проверки знаний, полученных при изучении той или иной темы.

Провожу внеклассные я и открытые уроки с целью совершенствования личности педагога и повышение эффективности его работы через приобщение к инновационной и опытно-экспериментальной деятельности; формирования поликультурной личности учащихся, обладающих достаточным уровнем базовых знаний, способных к творческой, познавательной деятельности через использование приемов личностно-ориентированного обучения; привлечение учащихся к активной демонстрации умений учащихся по предмету; привлекаю родителей к участию в мероприятиях класса; сравнительного анализа достигнутого с прошлыми успехами и достижениями учителей и учащихся. Учащиеся показали свои знания по предметам, полученные как на уроках, так и на внеурочных занятиях, что способствовало получению знаний, способных к творческой, познавательной деятельности через использование приемов личностно-ориентированного обучения. Мои ребята принимали участие в конкурсах «Ак бота» - учащиеся 4 класса Пфайфер Карина, Крылова Дарья, Гузьо Инна, «Золотое руно» - учащаяся 4 класса Крылова Дарья, «Кенгуренок» - Пфайфер Карина (награждена сертификатом за участие), хотя они и не победили, но, главное, они самоутвердились в том, что могут успешно осваивать внеурочный материал для совершенствования своих знаний.

В данное время являюсь руководителем МО учителей начальных классов. В состав МО входят 2 учителя начальных классов 1 воспитатель мини-центра и КПП. Работа МО ведется по намеченному плану. Члены МО активно участвуют в мероприятиях, проводимых в школе. Участвуют в семинарах, являются их активными участниками.

Оказываю методическую и психологическую помощь молодым специалистам, в частности, воспитателю м/ц Савицкой А.В.

За время своей работы неоднократно проводила открытые уроки русского языка, литературы, математики, познания мира, интегрированные уроки математики и трудового обучения.

Весь накопленный методический и дидактический материал распределен по папкам. Имеются следующие папки: «Учебные программы», «Инструктажи по работе в кабинете и на уроках труда и познания мира», «По применению гос. символов», «Внеклассная работа», «Классные часы», «Работа с родителями», «Измерители по русскому языку», «Измерители по математике», «Измерители по литературе», «Измерители по познанию мира», справочный материал по предметам, разработки уроков по русскому языку, литературе, математике, познанию мира.

Для обобщения опыта своей работы в этом учебном году собираюсь защищать первую категорию.

Информация

по работе воспитателя мини – центра Савицкой Анастасии Викторовны.

Савицкая Анастасия Викторовна – воспитатель мини-центра

Стаж работы – 2 месяца

Тема самообразования «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры». Данная тема позволяет шире и глубже преодолевать трудности в воспитании и развитии детей, что дает хорошие результаты в обучении и повышает качество знаний детей данного возраста.

Я еще только учусь воспитывать и обучать детей в возрасте 2-5 лет, которые собраны в одну группу, поэтому часто обращаюсь к коллегам за методической помощью– учителям начальных классов, которые всегда готовы прийти на помощь. В частности, оказание методической помощи при составлении плана занятий, подготовке к занятиям, подбора наглядного пособия, демонстрационного материала, индивидуальной работе со слабыми детьми большую помощь оказывает мой наставник Петринич Н.А., занятия провожу по технологическим картам, составленным согласно перспективному планированию и соответствующих циклограмм. На занятиях по развитию речи применяю игровые технологии при разучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок, проговаривание звуков. Обязательно уделяю больше времени плохо говорящим детям, проговариваю отдельные звуки, буквы, слова.

Занятия по изобразительной деятельности позволяют посредством применения дидактической игры, элементов игровой технологии расширять кругозор детей, развивать их творческие способности.

С целью укрепления физического здоровья и улучшения самочувствия детей ежедневно провожу разминки, зарядку, коллективные игры с мячом, с гимнастическими палками, со скакалками.

В данное время подбираю необходимый материал для своего самообразования, т.е. изучаю методическую литературу, занимаюсь оформлением своего кабинета, изучаю и стараюсь применять инновационные технологии на занятиях с детьми.

По теме самообразования подготовила доклад, который изучался на заседании МО и поступило предложение: продолжать работу по данной теме с целью саморазвития, чем я и занимаюсь все время работы в данной школе.

Весь накопленный методический и дидактический материал распределен по папкам.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе –педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций педагог должен обладать определенным профессионализмом. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. В обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям. Но при этом уровень профессиональной деятельности не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг. Противоречия, существующие в сфере профессиональной деятельности современных педагогов, определяют несомненную актуальность данного вопроса, и требуют анализа профессиональной деятельности педагога.

Приступим к раскрытию содержания основных понятий:

Педагог в Энциклопедическом словаре:

Педагог - (от греч. paidagogos - воспитатель) - 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.). 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Де́ятельность (активность) - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

Педагогическая деятельность- разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

Профессиональная деятельность представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

II. Профессиональная деятельность педагога

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое определяется постановкой целей и задач воспитательно-образовательной работы с детьми адекватно современным запросам, подбором наиболее эффективных методов и приемов для их реализации, и, главное, достижением тех результатов, которые были запланированы. Качество достигаемых результатов зависит от личностных характеристик педагога, его педагогических умений, компетентности.

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

С одной стороны, эти цели являются вполне конкретными и даже в определенном смысле узкими, если рассматривать отдельные эпизоды взаимодействия субъектов педагогического процесса, такие, например, как сообщение той или иной информации ребенку, значимой для формирования его представлений об окружающем мире, обсуждение или оценка поступка ребенка и развитие у него адекватных форм поведения. С другой стороны, смысл педагогической работы с детьми, а, следовательно, значительно более важная стратегическая ее цель - развитие ребенка как самобытной и неповторимой личности.

Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек-человек».

Педагогическая задача - это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.

Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного состояния к другому.

Все педагогические задачи делятся на два больших класса - задачи по обучению и задачи по воспитанию человека.

Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, в положительную сторону изменить его отношение к коллективу, стимулировать ответственные поступки, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.

Задачи процесса обучения :

    стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;

    организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

    развитие мышления, творческих способностей и дарований;

    выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

    совершенствование учебных умений и навыков.

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы включают в себя различные методические приемы. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.

Классификация методов.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Применение методов осуществления педагогического процесса ведет к изменению личности постольку, поскольку оно ведет к возникновению мыслей, чувств, потребностей, которые побуждают к определенным поступкам. Отсюда можно сделать вывод, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися необходимо формировать их сознание, возбуждать соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения, навыки и привычки. А это происходит как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, что требует объединения методов обучения и воспитания в единую систему.

Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид:

    методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

    методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные _методы);

    методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

    методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

Таким образом, в практической деятельности учитель, выбирая методы педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Оригинальная концепция деятельности учителя разработана в работах А. К. Марковой. В рамках концепции А. К. Маркова (1993) выявляет и описывает десять групп педагогических умений, которыми должен владеть педагог. Рассмотрим вкратце содержание данной модели.

Первая группа включает в себя следующий ряд педагогических умений. Преподаватель должен уметь:

увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;

конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения подобных задач.

Вторую группу педагогических умений составляют:

работа с содержанием учебного материала;

способность к педагогическому истолкованию информации;

формирование у школьников учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей;

изучение состояния психических функций учащихся, учет учебных возможностей школьников, предвидение типичных затруднений учащихся;

умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;

умение использовать сочетания форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя.

Третья группа педагогических умений относится к области психолого- педагогических знаний и их практического применения. Преподавателю следует:

соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;

уметь создавать планы развития своей педагогической деятельности.

Четвертая группа умений - это приемы, позволяющие поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные - создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.

Пятая группа умений включает в себя приемы, способствующие достижению высокого уровня общения. К ним относятся:

умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком (ученик должен ощущать себя уникальной полноценной личностью);

владение приемами риторики;

использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;

преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Шестая группа умений. Это умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, то есть реализация и развитие педагогических способностей; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер; осознание собственных положительных возможностей и возможностей учащихся, способствующее упрочению своей позитивной Я-концепции.

Седьмая группа умений понимается как осознание перспективы собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, максимальное использование природных интеллектуальных данных.

Восьмая группа умений представляет собой определение характеристик знаний, полученных учащимися в период учебного года; умение определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года; умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Девятая группа умений - это оценивание учителем воспитанности и воспитуемости школьников; умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; способность учителя увидеть личность ученика в целом, взаимосвязь его мыслей и поступков, умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности.

Десятая группа умений связана с интегральной, неотъемлемой способностью учителя оценить свой труд в целом. Речь идет об умении увидеть причинно-следственные связи между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами.

Таким образом педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма.

Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки.

Анализируя профессиональную деятельность педагога можно сказать, что его деятельность строится не только на постановке целей, задач, использования методов и приемов в своей работе, но и умением взаимодействовать с семьей.

Современная семья - это источник самых разнообразных психолого-педагогических проблем. Далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему воспитания, что, и призвано скорректировать образовательное учреждение. Для того чтобы помочь обучающемуся в решении разнообразных проблемных ситуаций педагогу необходимо владеть необходимым уровнем психолого-педагогического знания в области семьи и организации бесконфликтных семейных отношений. Современный педагог-профессионал должен в совершенстве знать психологию и педагогику семьи, основы теории и методики работы с семьей. Он должен быть не только высоко квалифицированным специалистом-предметником, но и творчески работающим воспитателем, в совершенстве знающим своих детей, их проблемы, склонности, личностные ориентации, условия их жизни в семье.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы с определенным коллективом родителей.

Традиционные формы работы с родителями:

    родительские собрания

    общеклассные и общешкольные конференции

    индивидуальные консультации педагога

    посещения на дому

Рассматривая профессиональную деятельность педагога П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные «нравственно-волевые свойства» учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям. При этом «...любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии: можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь собственно против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать ни малейшего расположения ни к детям, ни к юношеству». Очевидно, что только объединение подлинной любви к учащимся и к педагогической профессии обеспечивает профессионализм учителя.

III. Вывод

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Эта важнейшая мысль подчеркивалась П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и другими педагогами и психологами.

Список литературы:

    Педагогика: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.- 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576с.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/ Свободная энциклопедия.

    http://drusa-nvkz.narod.ru/Pedagog-Sib.html С.А.Дружилов

Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход.

// Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8), – С.26-44.

    Большой энциклопедический словарь

    Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, A. А. Реан. - СПб., 2000.

    http://www.chuvsu.ru Психология и педагогика. Лялина Л.В.

Педагог – это не профессия, это образ жизни. Нет почетнее профессии, чем профессия

педагога, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыка-

ми, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют личностные качества, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как быть молодому педагогу, только начинающему свою педагогическую деятельность, не имеющего порой ни образования, ни опыта работы?

Сегодня в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. По-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и того, как удержать их там.

Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих деятельности методической работы в школе. Она посвящена анализу наиболее типичных затруднений учебного, дидактического характера, которые испытывают начинающие учителя в своей преподавательской деятельности.

Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом.

Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - «вживания» в профессию.

Молодой специалист, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. С целью оказания методической помощи начинающим педагогам с 2012-2013 учебного года организована работа муниципальной «Школы молодого педагога».

Проект «Школа молодого педагога» представляет собой педагогическую систему повышения уровня профессиональной компетентности молодых специалистов в условиях инновационных изменений системы современного образования.

В основе проекта – профессионально-личностное развитие и саморазвитие молодого

педагога, способного выходить за пределы устоявшихся стандартов деятельности, самостоятельно осуществлять инновационные процессы творчества в самом широком смысле. Одним из основных условий реализации проекта является решение фундаментальной задачи комплексной подготовки педагога на основе компетентностного подхода.

Проект создает возможность для поступательной динамики личностного роста молодого

специалиста и его профессиональной мобильности.

На 1 сентября 2012года в состав « Школы молодого педагога» вошли 31 молодой педагог: 11 из них без стажа работы, 6 чел. имели стаж работы 1 год, 8 чел. – 2 года, 6 чел. – 3 года.

2013-2014 учебном году

2014-2015 учебном году

В школе занимались 37 молодых педагогов: 12 из них без стажа работы, 10 чел. имели стаж работы 1 год, 11чел. – 2 года, 4 чел. – 3 года.

2015-2016 учебном году занимаются 35 молодых педагогов: 12 из них без стажа работы, 10 чел. имеют стаж работы 1 год, 9 чел. – 2 года, 4 чел. – 3 года.

«Школа молодого педагога «– является одной из форм
повышения мастерства начинающих педагогов.

Цель:
Создание организационно-методических условий для эффективного развития профессиональной компетентности начинающего педагогав условиях современной школы.

Задачи:
1. Сформировать представление о статусе педагога и системе его работы в условиях инновационного развития в образовательном учреждении.
2. Расширить знания, умения и навыки в организации педагогической деятельности: самообразование, обобщение и внедрение передового опыта, создание методической продукции, аналитической деятельности.
3. Выявлять профессиональные, методические проблемы в учебном процессе начинающих преподавателей и содействовать их разрешению.
4. Пропагандировать педагогическое мастерство опытных преподавателей и оказывать помощь в совершенствовании знаний методики и педагогики.
5.Формировать творческую индивидуальность молодого педагога.
6.Создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов.
7.Развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.

Основные направления работы:
-
профилактическая работа;
- организация профессиональной коммуникации;
- мотивация самообразования;
- повышение квалификации начинающих педагогов;
- воспитательная работа в школе;
- психологическое сопровождение деятельности начинающих педагогов

Формы работы:
1. Масстер-классы

2.Семинары

3.Консультации

4.Практикумы

5.Анкетирование

Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года. В план включаются вопросы, которые интересуют молодых педагогов. В работе школы молодого педагога принимают участие директора школ, заместители по учебно-воспитательной работе, опытные учителя –наставники, творчески работающие педагоги.

На заседаниях школы молодого педагога были рассмотрены следующие вопросы:

    Работа со школьной документацией.(Молодые педагоги познакомились с оформлением классного журнала, личного дела учащегося. составлению календарно-тематических планов, нормативно - правовой базы:(Законом об образовании РФ», «Семейным кодексом», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка», «Конвенцией о правах ребенка», СанПин ом. ,локальными актами)

    Особенности ФГОС. (Современный урок, целеполагание, различные методы обучения, моделирование урока и его анализ)

    Практикум «технологическая карта урока» (структура современного урока)

    Организация проектной деятельности.

    Взаимодействие с родителями.( Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей, формирование психологического контакта с родителями, условия эффективного общения,

    Подготовка и проведение родительского собрания. (Психологические основы проведения родительского собрания)

    Современные образовательные технологии. (Технология как способ совершенствования качества образования, основные характеристики современных педагогических технологий, современные образовательные технологии деятельностного типа: Икт –технология, проблемно-диалогическую технологию; игровую технологию; технологию организации проектной деятельности; здоровьесберегающую технологию, технология критического мышления, технология сотрудничества, технология перспективно-опережающего обучения, технология продуктивного чтения. Использование новых педагогических технологий в учебном процессе,

    Психолого-педагогическая диагностика.

9.Электронное портфолио учителя. (Обобщение и систематизация педагогических достижений

10.Практикум «Составление рабочих программ».(структура рабочих программ)

11.Система работы с одаренными детьми. (обмен опытом)

12.Работа по теме самообразования.(Выбор темы и составление плана работы)

13.Мастер-классы «Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы».

14.Мастер-классы «Организация внеурочной деятельности».

Антон Семенович Макаренко писал:

«Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз,

как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет

хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»

Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь. За молодыми специалистамизакреплены учителя- наставники. Наставничество один из эффективных методов адаптации. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с молодым специалистом. Важную роль в планировании, составлении индивидуальных планов, планов работы наставников, играет диагностика молодых учителей. Результаты анкеты свидетельствует о том, каких успехов, достижений достиг учитель, какие проблемы возникли в процессе работы, какую методическую помощь необходимо ему дать. На основании этих результатов составляется план самообразования, изучения основных направлений его деятельности.

В течение учебного года регулярно (по мере необходимости) проводятся индивидуальные консультации. Молодые учителя получают конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов уроков, рекомендации.

Молодой специалист получает помощь не только от наставника. а так же от руководителя предметного объединения, заместителя директора, психолога, опытных учителей, классных руководителей. Открытые уроки, которые проводят учителя по разным предметам, дают возможность увидеть на практике особенности разнообразия форм и методов работы на уроках.

Обязанности педагогов-наставников

1. Оказывать помощь в разработке рабочих учебных программ и календарно- тематических планов преподаваемых дисциплин.

2. Оказывать помощь в подготовке к аудиторным и лабораторно- практическим занятиям.

3. Посещать занятия начинающего педагога и анализировать их проведение.

4. Помогать в организации самообразования начинающего педагога.

Подводя итоги работы Школы молодого педагога, можно сделать вывод, что методическое сопровождение способствует успешной педагогической адаптации начинающих учителей, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить профессиональный уровень.

Этому свидетельствует и то, что педагогические коллективы школ района пополнились молодыми специалистами

На этом фоне одной из первостепенных задач становится всемерная поддержка молодых специалистов, которые выбрали нелегкий путь педагога.

Вхожу я в класс, а сердце бьется:

«Надеюсь, верую, люблю!»

И эти три святые слова

душе ребенка отдаю.

Учитель – я!

И званье это –

предназначение судьбы,

Великий дар, сиянье света,

осуществление мечты.

Спасибо за внимание.

Анализ педагогической деятельности учителя МБОУ" ***** основная общеобразовательная школа» ****ой Н.Н.

Я, **** Наталья Николаевна *.*.19** года рождения, учитель начальных классов первой квалификационной категории. Образование среднее - специальное, окончила **** педагогическое училище в 1986 году, специальность - педагогика и методика начального обучения, квалификация - учитель начальных классов. Стаж педагогической работы по специальности 30 лет. По итогам предыдущей аттестации 2012 года имею первую квалификационную категорию, следующая аттестация в марте 2017г.

Основными целями своей педагогической деятельности считаю: целостное гармоничное развитие личности младшего школьника. Важным в своей работе считаю создание ситуации успеха. Научить ребенка учиться — значит обеспечить его успехи, которые располагают ученика к деятельности и направленные на то, чтобы он справился с работой. Данные цели реализуется через решение следующих задач: воспитание интереса к процессу познания, поиску новых источников информации, развитие познавательной активности через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения, развитие самостоятельности, навыков исследовательской деятельности. Основа моего педагогического опыта - деятельностный подход, педагогика сотрудничества.

Для осуществления учебно-воспитательного процесса использую различные формы и методы урочной и внеурочной деятельности.

Внедряя в свою педагогическую деятельность современные образовательные технологии (технологию проблемно-диалогического обучения, проектно-исследовательскую деятельность, технологию критического мышления , технологию продуктивного чтения), заметила, что у детей повысился интерес к учебным занятиям, они стали более активными на уроках.

Технология проблемного обучения позволяет создавать на уроке проблемные ситуации. Учу детей не получать готовые знания, а «открывать» знания совместно с учителем. Данную технологию применяю на уроках русского языка и окружающего мира, где учащиеся делают сравнения, обобщения, выводы, сопоставляют факты.

Проектно-исследовательская технология применяется в урочной и внеурочной деятельности. На уроках окружающего мира дети создают проекты «Моя семья», «Покормите птиц зимой» и др. Ребята с большим интересом делали кормушки для пернатых друзей, наблюдали за ними, кормили их, исследовали, какие птицы живут в окрестностях нашего села. Создаём с учащимися и коллективные проекты: «Спасибо деду, за Победу!», «Пожилые люди - мудрые люди», «Наш край», «Права и обязанности школьника». Коллективная проектная деятельность создаёт атмосферу дружелюбия и ответственности, самовыражения и желание что-то создать. В период разработки проекта учащиеся читают книги, обращаются к справочной литературе. Ученики стали победителями краевых конкурсов «Моя фамилия в истории населённого пункта» - 2014 г. ПРДОО «Муравей», «Водоплавающие птицы наших прудов» - 2016 г. межтерриториального конкурса «Моя особо охраняемая территория» в г.О***, и в школьном конкурсе исследовательских работ и проектов в декабре 2016г.

На уроках литературного чтения использую технологию продуктивного чтения, применение которой помогает совершенствовать навыки осознанного правильного чтения. Данная технология помогает понять замысел автора, его жизненную позицию и умение дать правильную оценку событиям. По данной технологии мною разработан урок литературного чтения на конкурс «Учитель года- 2017г.»

Использование данных педагогических технологий способствует повышению мотивации учащихся к изучению предметов и умению добывать знания. Эффективность применяемых технологий подтверждается стабильными результатами учебных и внеучебных достижений моих учеников.

Успеваемость учащихся. таблица1

Качество %

Успеваемость %

Результаты мониторинговых исследований, проводимые региональной системой оценки качества образования в 2014-2015 уч.г. таблица 2

В рамках ФГОС все учащиеся заняты во внеурочной деятельности различных направлений. Мною разработаны для учащихся начальных классов программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Наш Пермский край», общеинтеллектуальному «Учусь создавать проект», «Путь к грамотности», спортивному «Безопасное колесо». Занятия в данных кружках способствуют развитию творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов и увлечений.

Приложение 1. (Отзыв родителей и детей о посещаемых кружках)

Учащиеся моих классов не только активно участвуют в интеллектуально-творческих конкурсах, соревнованиях, но и становятся призерами.

таблица 3

Название мероприятия

2014-2015уч.год

Викторина по БДД

«Мой друг - светофор»

Грамота, подарок

районный

Творческий конкурс (краевой)

«Открой дверь в сказку»

Творческий конкурс (районный)

«Открой дверь в сказку»

Грамота, подарок

районный

Смотр- конкурс «ЮИД»

районный

IV краевой конкурс исследовательских работ «Муравьишка»

победитель

Диплом, медаль

Творческий турнир

«Марафон знаний»

Грамота, медаль

районный

Конкурс «Безопасное колесо»

Грамота, медаль

районный

Конкурс «Безопасное колесо»

на этапе «Правила дорожного движения»

районный

Конкурс кормушек и скворечников

Ценный подарок

районный

Школьный тур олимпиад

победитель

школьный

2015 - 2016уч.год

сертификат

Краевой конкурс-фестиваль ЮИД «Безопасное колесо»

Этап «Фигурное вождение»

Грамота, ценный подарок

Районный слёт отрядов «ЮИД»

Грамота, подарок

районный

Интеллектуально-творческий турнир

«Любознайка» ОМ и ТРИЗ

Грамота, медаль

районный

Интеллектуально-творческий турнир «Любознайка» Математика и ТРИЗ

Грамота, медаль

Районный

Конкур стихов «Моё любимое произведение о школе»

школьный

Команда «Автостоп»

Грамота, медали,

районный

Районный конкурс ЮИД «Безопасное колесо»

Этап «Фигурное вождение»

Ценный подарок

районный

2016-2017 уч.год

«Моя особо охраняемая территория»

Победитель

межтерриториальный

Конкурс презентаций «Берегите природу»

«Счастливый случай-2016»

Диплом, кубок

районный

«Открой дверь в сказку»

Победитель

районный

«Открой дверь в сказку»

Победитель

Школьная конференция исследовательских работ и проектов

Победитель

школьный

Я - классный руководитель 2 и 4 классов. Воспитательную работу осуществляю по программе «Я живу в России». Цель воспитательной работы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма воспитание любви к Отечеству, духовности.

Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Пробудить душу ребёнка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания, привить навыки здорового образа жизни - вот основные задачи, которые я ставлю перед собой на четыре года.

Провожу много интересных мероприятий: это разнообразные утренники, конкурсы, беседы, КВН и многое другое. Уделяю внимание работе с родителями. Мои уроки и воспитательные мероприятия всегда открыты для родителей.

Учащиеся моих классов активные участники школьных мероприятий: «Турслёт», День Матери, Новый год, За честь школы и др.

Приложение 2. (Отзыв родителей о проведенных мероприятиях)

Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, освоения новых педагогических технологий и активно распространяю свой педагогический опыт. С 2012-2016 являлась руководителем школьного методического объединения начальных классов и воспитателей структурного подразделения д/сад.

Цель ШМО «Преемственность»: создание условий для работы в обеспечении единой воспитательно-образовательной среды; создание условий для стимулирования познавательной деятельности через повышение мотивации учебной деятельности и активизации личностной позиции обучающихся.

С сентября 2016 года являюсь руководителем районного методического объединения учителей начальных классов.

Тема РМО:«Современные образовательные технологии как эффективное средство реализации требований ФГОС НОО и средство развития профессиональной компетентности учителей начальных классов».

Цель работы РМО учителей начальных классов: повышение качества начального образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя.

Опыт работы по технологии продуктивного чтения обобщила на секции учителей начальных классов на августовской конференции в 2016 году и выступила с докладом «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода» в 2014 году. На педагогическом совете школы обобщила опыт работы по инновационным педагогическим технологиям, на методическом совете «Формирование метапредметных результатов». В ноябре 2015 на базе нашей школы состоялся районный семинар

Анализ работы педагога
Альсеитовой А.Б
кл.рук: коррекционного класса №2
На 2015-2016 учебный год мною были поставлены следующие цели:
психологическое сопровождение учеников в процессе школьного обучения;
сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе обучения в учреждении;
создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребёнка;
создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
формирование психологической культуры учеников, учителей, родителей.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в учебном году работа велась по основным направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, просветительское, в соответствии с перспективным планом работы.
Диагностическое направление.
В течение всего года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. Всего за I полугодие 2015-2016 учебного года в групповой диагностике приняло участие 4 ученика коррекционного класса №2.
Для диагностики использовалась следующая методика «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» авторы методики Г.В.Репкина, Е.В.Заика.
Цель данной методики: оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности. Диагностика проходила в IIIэтапа:
I этап - подготовительный (сбор анамнеза, выбор методики);
II этап - основной (проведение методики);
III этап - завершающий (анализ полученных результатов).
Интерпретация результатов:
таблица 1

Ф.И обучающегося
Компоненты учебной деятельности

Учебный интерес
Целеполагание
Учебные действия
Контроль
Оценка

Л.В
(6 класс)
Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал), безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач, более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.
Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется, выделяет промежуточные цели.
Неадекватный перенос учебных действий. Владислав самостоятельно применяет усвоенный способ действия к решению новой задачи, но не способен внести в него даже не большие изменения, чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи.
Контроль на уровне непроизвольного внимания. В Отношении многократно повторенных действий может, хотя и не систематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемы, заметив и исправив ошибку, не может обосновать своих действий.
Отсутствие оценки. Ученик не умеет, и не испытывает потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя.

О.С
(4 класс)
Ситуативный учебный интерес. Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы)
Переопределение познавательной задачи в практическую. Охотно включается в решение познавательной задачи и отвечает на вопросы о её содержании; возникшая познавательная цель крайне неустойчива; при выполнении задания ориентируется лишь на практическую его часть и фактически не достигает познавательной цели.
Неадекватный перенос учебных действий. Усвоенный способ применяет «слепо», не соотнося его с условиями задачи; такое соотнесение и перестройку действия может осуществлять лишь с помощью учителя, а не самостоятельно; при неизменности условий способен успешно выполнять действия самостоятельно
Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. При выполнении нового действия введённая его схема осознаётся, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ретроспективно такое соотнесение проделывает, ошибки исправляет и обосновывает

Р.А
(4 класс)

Отсутствие цели. Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Может принимать лишь простейшие (не предполагающие промежуточных целей) требования
Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности. Не осознаёт содержание учебных действий и не может дать отчёта о них; ни самостоятельно, ни с помощью учителя (за исключением прямого показа) не способен выполнять учебные действия; навыки образуются с трудом и оказываются крайне неустойчивыми.
Отсутствие контроля. Учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторённых действий
Отсутствие оценки. Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои возможности относительно решения поставленной задачи

Л.А
(5 класс)
Отсутствие интереса. Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые
Отсутствие цели. Плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделять промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал
Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности. Не может выполнять учебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копировать внешнюю форму действий
Отсутствие контроля. Не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя в отношении неоднократно повторённых действий; часто допускает одни и те же ошибки; некритически относится к исправленным ошибкам в своих работах.
Адекватная ретроспективная оценка. Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать;

Коррекционно-развивающее направление
еженедельно проводилась работа, направленная на помощь в школьной адаптации, на познавательно-личностное развитие школьников, стремящейся последовательно и планомерно сформировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического и умственного, развития.
проводилась развивающая работа по формированию позитивного отношения к школе, повышению учебной мотивации, снятию эмоционального напряжения, развитию личностного потенциала.
участвовали в общешкольных мероприятиях:

а) « День открытых дверей», в результате чего оформили вместе с родителями газету «Мы вместе»;
б) «Весёлое новогодие» - изготовление игрушек для ёлки;
в) «День здоровья».
Просветительская деятельность
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах:
1.Проведение тематических классных часов для учащихся 1-4классов.
Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
Основные темы классных часов:
-«Стратегии поведения в конфликте»
-«Портрет нашего класса»
В связи с тем, что были получены положительные отзывы о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях. Данное направление деятельности можно считать очень эффективным.
2. Выступления на родительских собраниях:
- «Семья и школа вместе: помощь родителей в школьной адаптации».
В целом выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультацией.
Консультативная работа
За текущий период было проведены беседы и консультации со всеми субъектами образовательной среды: учениками, учащимися, педагогами, родителями. В целом все запросы можно разделить по следующей тематике:
-трудности в общении со сверстниками;
-эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность);
- проблемы в детско-родительских отношениях;
- трудности обучения;
- консультации по результатам групповой диагностики;
- эмоциональная поддержка в сложных ситуациях.
В процессе консультирования решались следующие вопросы:
диагностика нарушений;
рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
составление плана дальнейшей работы по запросу.
В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволила решить большинство необходимых задач консультативной деятельности.
Хочется отметить большую активность в консультативной работе педагогов(социального педагога, психолога, логопеда), так как в следующем году необходимо активизировать работу с родителями как участниками консультативного процесса.
Анализируя всю проведенную работу за 1полугодие 2015– 2016 учебного года, можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. В следующем полугодии запланировано:
- групповая диагностическая работа с классом,
- продолжение коррекционно-развивающих занятий,
- проведение тренингов, классных часов, родительских собраний по психологической готовности.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»