Контроль за состоянием охраны труда и функционированием системы управления охраной труда. Разновидности контроля по охране труда и методика его проведения

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Надзор за исполнением норм безопасности в организациях и производственных объектах осуществляется со стороны ряда государственных органов. Это инспекция по трудовым спорам и прокуратура. Однако руководство организации самостоятельно обязано принимать меры к обеспечению безопасности производственных процессов и охране труда.

Как правило, работодатель ограничивается введением штатной должности инженера по защите труда и инструктажем с работниками. Но существует и более эффективная система, которая называется трехступенчатой.

Что такое трехступенчатый контроль по охране труда?

Такой надзор по охране труда не является обязательным. Действующее законодательство о труде не содержит норм, которые бы обязывали работодателя устанавливать такую систему. Однако она весьма эффективна, поскольку позволяет обеспечить отслеживание соблюдения норм безопасности в постоянном режиме.

Поэтому, введение трехступенчатого контроля по охране труда на предприятии представляется обоснованным решением. Такое решение может быть принято на уровне вышестоящего руководства компании или быть инициативой местного уровня. Обычно, введение трехступенчатого контроля над охраной труда на предприятии целесообразно для крупных производственных объектов. Указанный трехступенчатый контроль на предприятии позволит избежать множества внештатных ситуаций и крупных штрафов от надзорных органов.

Порядок проведения трехступенчатого контроля по охране труда

Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда на предприятии вводится специальным приказом работодателя. Данный приказ выносится в связи с указанием вышестоящего руководства или рекомендациями надзирающего органа. В некоторых случаях, ходатайствовать о такой системе могут профсоюзные органы.

Трехступенчатый контроль на предприятии имеет следующую структуру:

  • Первое звено заключается в деятельности локального руководства. Это может быть начальник строительной площадки, старший в смене, мастер производственного цеха и так далее. Он является непосредственным исполнителем норм закона, регламентирующих обеспечение безопасности работ;
  • Руководитель структурного подразделения. Например, начальник цеха или производственного участка будет следующим звеном в цепочке обеспечения безопасности работ. Он обязан непосредственно проводить или контролировать проведение инструктажа, исключать случаи выполнения работ без применения страховочных систем или нарушением правил безопасности;
  • Высшим звеном трехступенчатой системы является комиссия по охране труда. Она создается на основании отдельного распорядительного акта или в рамках общего приказа во введении рассматриваемой системы. Указанная комиссия разрешает трудовые споры, связанные с нарушением положений о безопасности проведения работ.

С приказом о создании такой системы работодатель обязан ознакомить сотрудников и информировать профсоюзную организацию.

Приказ о введении трехступенчатого контроля за охраной труда на предприятии

Образец приказа о введении трехступенчатого контроля может быть разработан самой организацией или предприятием. Можно воспользоваться и существующим примером. В любом случае, данный распорядительный документ должен быть основан на требованиях закона и учитывать внутреннюю специфику работы предприятия.

Среди основных положений указанного документа, следует указать:

  • Необходимо подробно расписать структурные подразделение, которые будут осуществлять данную систему. Следует указать их наименование и кратко отразить специфику работу;
  • Нужно указать всех должностных лиц, ответственных за контроль. При этом нет необходимости указывать их фамилии, поскольку люди могут меняться. Рекомендуется отражать наименования должностей. Например, технолог 6-ой печи и так далее;
  • Следует предусмотреть формы отчетности. Ведь каждое звено обязано фиксировать ход рабочих процессов и докладывать обо всех внештатных ситуациях с персоналом. Как правило, учет работы осуществляется посредством заполнения специального журнала;
  • Нужно оговорить порядок взаимодействия между первыми двумя звеньями и комиссией.

Журнал трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда

Такой журнал представляет собой отличную форму первичного учета течения трудовых процессов. Охрана безопасности на предприятии и контроль за состоянием защиты рабочих процессов отражается в нескольких графах данного журнала. В нем можно предусмотреть удобные для себя графы. Однако существует и стандартная форма.

Она предусматривает несколько обязательных разделов:

  • Если выявлено то или иное нарушение, то следует вкратце отразить его сущность и обстоятельства;
  • Указать сведения о сроках устранения выявленного нарушения;
  • В отдельной графе подлежит отражения подпись лица, которое было ответственно в конкретный день и сведения о нем;
  • Следует включить отдельную графу для отражения сведений об исполнителе работ по устранению нарушения.

Работодатель вправе самостоятельно дополнять журнал любыми графами по своему усмотрению.

Образец заполнения журнала трехступенчатого контроля по охране труда

Этот пример содержит все важные разделы журнала. Более того, имеющиеся графы довольно подробно заполнены. Поэтому, указанный бланк можно применять в различных организациях и на предприятиях. Это могут быть бюджетные учреждения или производственные объекты.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации по организации и проведению трехступенчатого контро-ля за состоянием охраны труда распространяются на все организации, предприятия и уч-реждения (далее -предприятия) независимо от организационно-правовых форм и форм соб-ственности.
1.2. Трехступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителями работодателя и трудового коллектива предприятия за со-стоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках и цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работниками требо-ваний трудового законодательства. Он является важным фактором в системе мероприятий по оздоровлению условий труда и повышению культуры производства, дальнейшему сниже-нию производственного травматизма и заболеваемости, обеспечивает коллективную ответ-ственность за состояние охраны труда всех работников - от рядового работника до ру-ководителя организации, т.е. - контроль снизу доверху.
1.3. Трехступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятия, а также общественного контроля в соответствии со статьей 20 Фе-дерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.
1.4. В зависимости от специфики производства, структуры предприятия и масштабов его подразделений трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится в следующем порядке:
на первой ступени - на участке цеха (производства), в смене или бригаде (далее - уча-сток);
на второй ступени - в цехе, на производстве или участке предприятия (далее - цех);
на третьей ступени - на предприятии в целом.
1.5. Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют работода-тель и руководитель профсоюзного или иного представительного органа работников.

II. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ТРЕХСТУПЕНЧАТОГО КОНТРОЛЯ

2.1. Первая ступень трехступенчатого контроля осуществляется руководителем со-ответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и уполно-моченным (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (постановление Минтруда России "Об утверждении рекомендаций по организа-ции работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива" от 8 апреля 1994 г. № 30). Контроль проводится ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью и др.) и в течение рабочего дня (смены).
2.1.1. При наличии в составе участка, смены нескольких мастерских, бригад первая ступень проводится всеми мастерами. Начальник участка (старший мастер) в этом случае обязан обеспечить ежесменное качественное проведение первой ступени всеми мастерами.

2.2. На первой ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:
выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей про-веркой;
состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необ-ходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);
состояние проходов, переходов, проездов;
безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроуста-новках и электроинструментом;
соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;
исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пылеулавливаю-щих устройств;

наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защи-ты (СИЗ);
наличие у работающих удостоверений по охране труда и технике безопасности, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью.

2.3. Выявленные при проверке нарушения и недостатки вносятся в специаль-ный журнал по первому этапу (приложение №1), определяются сроки и ответствен-ные за исполнение.
2.4. Устранение выявленных нарушений правил и норм техники безопасности, требующих неотложного решения, должно проводиться незамедлительно под непосред-ственным надзором руководителя участка. Если недостатки, выявленные проверкой не могут быть устранены силами участка, то его руководитель должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.
В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устране-ния этого нарушения.
2.5. Журнал первого этапа контроля за состоянием охраны труда должен храниться у руководителя участка.
2.6. Руководитель участка и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда должны на сменных собраниях информировать свои коллективы о нарушениях, выявленных в результате проверки на первой ступени контроля и о принятых мерах.
2.7. Ежедневно в конце смены руководитель участка должен отчитываться перед ру-ководством цеха о состоянии охраны труда на производственном участке.

III. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ТРЕХСТУПЕНЧАТОГО КОНТРОЛЯ

3.1. Вторая ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой началь-ником цеха, производства, как правило, еженедельно, но не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха (служба тех-нолога, механика, энергетика и др.), уполномоченные лица по охране труда, инженер служ-бы охраны труда предприятия и медработник, закрепленный за цехом (при его наличии).
3.2. Участки и график проверки устанавливаются председателем комиссии по согла-сованию с членами комиссии.
3.3. На второй ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:
организацию и результаты работы первой ступени контроля;
выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
выполнение приказов и распоряжений руководителя предприятия и начальника цеха, решений профсоюзного или другого представительного органа работников, предложений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;
выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой норма-тивно-технической документации по охране труда;
соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроуста-новках и с электроинструментом;
соблюдение графиков и планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических ре-жимов и инструкций;
состояние переходов и галерей;
состояние уголков охраны труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сиг-нальных цветов и знаков безопасности;
наличие и состояние защитных, специальных и противопожарных средств и уст-ройств, контрольно-измерительных приборов;
соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаро-взрывоопасными веществами и материалами;
своевременность и качество проведения инструктажа работающих по безопасности труда;
наличие и правильность использования работающими СИЗ;
обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

3.4. Результаты проверки записываются в журнале второй ступени (приложение 1), При этом комиссия намечает мероприятия, а начальник цеха, производства назначает ис-полнителей и сроки исполнения.
Если намеченные мероприятия не могут быть выполнены силами цеха, то начальник цеха, производства по окончании работы комиссии обязан доложить об этом вышестояще-му руководителю для принятия соответствующих мер.
В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающим или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.
3.5. Журнал второй ступени должен храниться у председателя комиссии - на-чальника цеха, производства. Начальник цеха, производства должен организовать выпол-нение мероприятий по охране труда, выявленных комиссией второй ступени контроля.
3.6. Контроль за выполнением этих мероприятий осуществляют инженер службы охраны труда предприятия и уполномоченный по охране труда.
3.7. Ежемесячно начальник цеха и уполномоченное лицо по охране труда цеха ин-формируют свой коллектив о состоянии охраны труда в цехе и о ходе выполнения меро-приятий, намеченных комиссиями второй и третьей ступеней трехступенчатого контроля.
3.8. Один раз в месяц начальник цеха должен отчитываться перед руководителем предприятия о состоянии охраны труда в цехе.

IV. ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ТРЕХСТУПЕНЧАТОГО КОНТРОЛЯ

4.1. Третья ступень контроля проводится не реже одного раза в квартал (как пра-вило, один раз в месяц) комиссией, возглавляемой руководителем или главным инжене-ром предприятия и руководителем профсоюзного или иного представительного органа ра-ботников.
В состав комиссии входят заместитель главного инженера по охране труда или руко-водитель службы охраны труда, председатель совместной комиссии по охране труда, руко-водители подразделений.
К контролю рекомендуется привлекать внештатных государственных инспекторов по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Проверка проводится в присутствии руководителя и уполномоченного (доверенного) лица по охране труда проверяемого подразделения.
4.2. График проверки согласовывается с профсоюзным или иным представительным органом работников, утверждается руководителем предприятия.
4.2.1. Проведение в установленное для третьей ступени время совещаний, не касаю-щихся вопросов охраны труда, или отвлечение членов комиссии от участия в ее работе за-прещается.
4.3. Комиссия третьей ступени контроля может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или заместителей главного инженера для проведе-ния проверок по отдельным объектам предприятия.

4.4. На третьей ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:
организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени кон-троля;
выполнение предписаний органов надзора и контроля, приказов и распоряжений вы-шестоящих хозяйственных органов, приказов руководителя предприятия и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда, и другими документами;
выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых, групповых, несча-стных случаев со смертельным исходом и аварий;
состояние дел по аттестации рабочих мест по условиям труда;
техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и приле-гающих к ним мероприятий в соответствии с требованиями нормативно-технической доку-ментации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, пере-ходов и галерей;
соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям стандартов безопасности и другой нормативно-технической документации по охране труда;
эффективность работ приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газо-улавливающих устройств;
выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного обо-рудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;
обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами инди-видуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ре-монта;
обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
проведение периодических медицинских осмотров;
обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов;
организацию лечебно-профилактического обследования работающих;
выплату возмещения вреда в связи с травмой или профессиональным заболеванием;
состояние кабинетов охраны труда;
организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безо-пасности труда;
пересмотр инструкций по охране труда;
подготовленность персонала цеха к работе в аварийных условиях;
соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.
4.5. Результаты проверки должны оформляться актом и обсуждаться на совещаниях у руководителя предприятия. На совещании рассматривается положительный опыт, в а также заслушиваются руководители цехов, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда, допускаются нарушения государственных стандартов безопасности труда, правил и норм охраны труда.
Проведение совещания оформляется протоколом, по его итогам издается приказ, с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков ис-полнения и ответственных лиц.

4.6. Целесообразно проведение третьей ступени контроля совмещать с "Днем охраны труда", проводимом на предприятии. Акт проверки состояния охраны труда на III ступени контроля идентичен акту проверки результатов проведения "Дня охраны труда".

Проведение Дня охраны труда должно способствовать улучшению общего состояния усло-вий труда, техники безопасности, производственной санитарии, пожарной и электробезопасности в учреждении; усилению контроля со стороны руководителя и специалиста за соблюдением требований нормативных правовых актов по охране труда.

Приложение 1

Примерная форма журнала I и II ступеней контроля состояния охраны труда

________________________________________________________
(наименование цеха, участка)

Защита сотрудников от вредных и опасных факторов производства считается главнейшей задачей любого работодателя. Для ее реализации внедряются разнообразные системы ОТ. В качестве одного из наиболее эффективных инструментов непрерывного мониторинга состояния безопасности выступает трехступенчатый контроль по охране труда.

Нормативный документ, которым он вводится, - ГОСТ Р. 12.0.007-2009. В п. 9.5 определены основные его мероприятия. Рассмотрим их подробнее.

Общие сведения

Трехступенчатый контроль по охране труда представляет собой многоуровневую систему непрерывного мониторинга за выполнением требований ОТ. Он выступает в качестве основной формы наблюдения представителями нанимателя и коллектива за состоянием условий на рабочих местах. Для некоторых учреждений эта система имеет особое значение. К примеру, , ДОУ, на опасных производствах, кроме общих мероприятий, включает и специальные процедуры, позволяющие оценить эффективность предпринятых мер по защите физлиц от негативного влияния среды. В рамках мониторинга отслеживается соблюдение стандартов безопасности, выполнение инструкций, норм, правил. Трехступенчатый контроль по охране труда выступает в качестве важнейшего фактора в комплексе мероприятий по оздоровлению условий работы, повышению производственной культуры, последующему снижению количества травматизма и профзаболеваемости. Система призвана обеспечивать всех работников от рядового сотрудника до директора за состояние ОТ.

Задачи

Организация трехступенчатого контроля по охране труда направлена на:

  1. Выполнение комплекса установленных мероприятий по ОТ.
  2. Определение сотрудников, несущих ответственность за своевременную проверку безопасности рабочих условий.
  3. Устранение недостатков, обнаруженных на 3-х последовательных уровнях ОТ.

Нанимателю не предписывается введение системы. Однако стать эффективным инструментом предупреждения травматизма и заболеваемости.

Уровни

Как выше было указано, ГОСТ Р. 12.0.007-2009 определяет мероприятия, которые включаются в трехступенчатый контроль по охране труда. Нормативный документ, в частности, предусматривает следующие уровни мониторинга:

  1. Мастер и доверенный (уполномоченный) сотрудник по ОТ профсоюза осуществляют обход всех рабочих мест каждый день. Выявленные неполадки должны устраняться незамедлительно.
  2. Начальник участка (цеха) и уполномоченный сотрудник с инженером по ОТ производят обход раз в неделю. Результаты проверок заносятся в журналы по охране труда. В них указываются исполнители и срок устранения выявленных несоответствий.
  3. Комитет учреждения (комиссия) изучает состояние ОТ в подразделении раз в месяц. По результатам проверки составляется акт о нарушениях, издается приказ об их ликвидации.

Надзор и контроль за охраной труда в компаниях с небольшой численностью сотрудников осуществляется в два этапа:

  1. Руководитель ежедневно осматривает все рабочие места.
  2. Каждый месяц выполняется углубленное обследование комиссией по ОТ с участием ведущих сотрудников компании, доверенного лица профсоюза или коллектива.

По итогам проверки отмеченные недостатки заносятся в журналы по охране труда. В них же записываются предложения по устранению несоответствий, сроки выполнения соответствующих мероприятий и исполнителей. Последние ставят подписи.

Важный момент

Необходимо учитывать, чтобудет только тогда эффективен, когда весь персонал от рядовых работников до руководителей будет настойчиво и последовательно бороться за повышение качества рабочих условий. ключевым условием для компании в данном случае выступает наличие профсоюза или представительной структуры от коллектива. Председатель профессионального объединения играет значительную роль в решении вопросов по ОТ. В его компетенцию входит организация общественного контроля, руководство деятельностью уполномоченных сотрудников по охране труда, ведение переговоров с руководством.

Комиссия

В ее компетенцию входит организация совместной деятельности нанимателя и персонала по охране труда. На комиссию возлагаются следующие обязанности:

  1. Проверка состояния условий на рабочих местах.
  2. Информирование персонала о результатах обследования.
  3. Сбор предложений к разделу коллективного соглашения по ОТ.

Участие сотрудников

Ответственность за организацию и методическое сопровождение выполнения трехступенчатого контроля возлагается на соответствующий отдел или одного уполномоченного специалиста. Каждому инженерно-техническому работнику в рамках своей компетенции, установленной в должностной инструкции, надлежит участвовать в осуществлении мероприятий по ОТ. Содержание проверок на этапах контроля может дополняться в соответствии со спецификой деятельности предприятия, используемыми технологиями. Периодичность выполнения обследований и правила документирования их результатов почти одинаковы во всех компаниях и учреждениях.

Значение

Трехступенчатый контроль по охране труда на предприятии позволяет обеспечить:

  1. Выполнение требований законодательства по ОТ.
  2. Безопасность технологических процессов, сооружений, зданий, оборудования.
  3. Содержание территорий в надлежащем состоянии.
  4. Применение персоналом средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Соответствующие санитарно-гигиенические условия.
  6. Лечебно-профилактическое обслуживание персонала.
  7. Инструктаж, обучение, специальный анализ состояния рабочих участков в соответствии с требованиями ТК.

Положение о трехступенчатом контроле по охране труда

Этот акт определяет основные мероприятия и ответственных за их выполнение лиц. В Положении устанавливаются конкретные параметры контроля. На первом уровне мониторинг осуществляется в отношении:

  1. Выполнения мероприятий по ликвидации нарушений, обнаруженных в процессе предыдущих проверок.
  2. Микроклимата, освещенности на рабочих участках.
  3. Чистоты прилегающей территории.
  4. Исправности оснастки и рабочего инструмента.
  5. Состояния соответствия нормам электро- и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим правилам.

На первом уровне также проверяется:


Еженедельный осмотр

Проведение трехступенчатого контроля по охране труда на втором уровне предполагает проверку:


Третий уровень

На последней ступени контроль проводится по всему предприятию в целом. Мероприятия осуществляются в соответствии с графиком, утвержденным руководством. Проверку выполняет комиссия во главе с техническим начальником. В ее состав включаются главные специалисты, работники службы ОТ, представители коллектива. На третьей ступени рекомендована проверка:

  1. Выполнения и результатов мероприятий, осуществленных на предыдущих этапах.
  2. Реализацию предписаний, приказов, распоряжений вышестоящих инстанций, комитета профсоюза.
  3. Выполнение мероприятий, установленных в коллективном соглашении и прочих актах.
  4. Состояния специальной оценки мест работы по условиям труда.
  5. Содержание сооружений, строений, помещений, проезжей, пешеходной части, переходов, галерей, тоннелей.
  6. Соответствия грузоподъемного, технологического, энергетического, транспортного и прочего оборудования установленным в стандартах по ОТ требованиям.
  7. Эффективности функционирования вытяжной и приточной вентиляционных систем, газо- и пылеулавливающих устройств.
  8. Выполнения графиков по планово-предупредительным ремонтам производственного, учебного оборудования, наличия схем коммуникаций и подключения энергоустановок.
  9. Обеспеченности персонала спецобувью, спецодеждой и прочими СИЗ, правильности их выдачи, содержания, стирки, ремонта, чистки.
  10. Проведения
  11. Обеспеченности персонала санитарно-бытовыми помещениями.
  12. Состояния уголков по ОТ.
  13. Соблюдения режима отдыха и работы, дисциплины.
  14. Состояния соответствия правилам электро- и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и пр.

На этом этапе также осуществляется пересмотр инструкций по ОТ, инструктажи и проверка знаний руководителей и специалистов.

Заключение

По результатам мониторинга оформляются акты о дисциплинарных взысканиях сотрудников, не исполняющих установленные предписания, разрабатываются мероприятия по совершенствованию рабочих условий с назначением их исполнителей и сроков реализации. На каждом этапе должны решаться самостоятельные задачи. На последующей ступени проводится контроль мероприятий, выполненных на предыдущем уровне. Результаты проверок в обязательном порядке документируются. Журналы по ОТ должны храниться у председателя комиссии. Члены комитета разрабатывают мероприятия по улучшению безопасности рабочих условий и представляет их руководству.

Система контроля за состоянием условий и охраны труда

Целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.
Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству (государственным нормативным требованиям охраны труда), разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:
- проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;
- измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
- регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
- обследования состояния здоровья работников;
- мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.
Контроль за состоянием охраны труда является одним из главных элементов СУОТ и направлен на:
- проверку соответствия состояния условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда;
- выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;
- выявление и предупреждение нарушений и отклонений от требований государственных стандартов ССБТ, правил, норм, инструкций по охране труда;
- принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.
Кроме того, при контроле за состоянием охраны труда анализируются результаты аттестации рабочих мест, делается оценка безопасности производства, эффективности средств коллективной и индивидуальной защиты.
Основными видами контроля являются:
- административно-общественный (оперативный) контроль;
- ведомственный контроль;
- государственный контроль;
- общественный контроль.

Административно-общественный (оперативный) контроль бывает, как правило - двух-, трехступенчатый.
Первая ступень - проводится непосредственным руководителем работ (мастером, сменным инженером, механиком, бригадиром и т.д.) непосредственно на участке, ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, работа вентустановок, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.
В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале.
На второй ступени оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения (начальником цеха, лаборатории, службы и т.д.) с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда и других служб подразделения с периодичностью не реже одного раза в месяц (день устанавливается исходя из графика проверок).
Контролируется состояние условий и охраны труда на одном из участков, при этом проверяется кроме перечня позиций первой ступени:
- исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;
- своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;
- выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;
- выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;
Обнаруженные недостатки устраняются, делается запись в журнале. В случае невозможности выполнения какого либо мероприятия, оформляется докладная (служебная) записка на имя главного инженера.
По результатам проверки издается распоряжение по подразделению с конкретными мерами и выводами.
На третьей ступени оперативный контроль проводится главным инженером предприятия (техническим директором), совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда, с руководителем службы охраны труда и другими специалистами организации, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в одном из цехов (участков), при этом проверяется, кроме перечня позиций второй ступени:
- выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;
- выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;
- организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов структурных подразделений;
- организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;
- проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей структурных подразделений и главных специалистов функциональных служб.
Результаты обследования (проверки) оформляются актом с изданием приказа по организации, итоги рассматриваются на производственном совещании проверенного структурного подразделения.
Генеральным директором один раз в год проводится комплексное обследование состояния охраны труда одного из структурных подразделений организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.

Ведомственный контроль. Осуществляется вышестоящей организацией:
- при проведении комплексных проверок подведомственных организаций;
- при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;
- по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Общественный контроль. В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда во всех структурных подразделения организации избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
На основании рекомендаций Минтруда РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации организации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее 2-х лет. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в организации.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.
Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями участков (подразделений), выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой (специалистом) охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.
Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.


Примечание:
Подробнее о работе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда можно прочитать в статье: «Общественный контроль охраны труда в организации»

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Аудит системы управления охраной труда

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудита СУОТ.
Аудит системы управления охраной труда проводят для:
- определения наличия в организации функционирующей СУОТ, определения соответствия СУОТ требованиям охраны труда, положениям политики в области охраны труда;
- определения качества функционирования СУОТ, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;
- рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита системы управления охраной труда;
- представления информации по результатам аудита СУОТ руководству организации.
План проведения аудита СУОТ должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок СУОТ.
Методы аудита СУОТ должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.
По результатам аудита СУОТ составляют отчеты.
Аудит СУОТ по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

Осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(К от ):

K ot = (K сп + К б + К впр) / 3

  • К сп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • К б — коэффициент безопасности оборудования;
  • К впр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения К сп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (К б ) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (К бу ) и цеха (К бц ):

K бу = (K б 1 + K б2 + ... + K бn / n,

  • К бi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:

К бц = (К бу1 + К бу2 + ... + K буm) / m,

  • К бyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m) ;
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (К впр ) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины : техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины : ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (К ч ) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

К ч = (N/P) * 1000 ,

  • N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (К т ) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

К т = Т/N ,

Т общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод - определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (К п ) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

К п = К ч * К т = (Т/Р) * 1000

Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3 п - Т)/Р * 1000 , где З п — средняя зарплата пострадавшего.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»