Коллективный договор подлежит. Порядок заключения коллективного договора, срок и сфера его действия, регистрация коллективного договора

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключение определяется сторонами в соответствии с ТК и иными ФЗ – ст. 42 ТК РФ.

Правовая процедура разработки и заключения коллективного договора включает в себя условно следующие стадии:

1. Проявление инициативы по проведению коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора. Право проявить инициативу по проведению таких переговоров имеют представители работников и работодателей – ч.1 ст. 36 ТК. Право направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников имеют:

· Единый представительный орган, созданный двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя.

· Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников данного работодателя.

· Первичная профсоюзная организация, не объединяющая более половины работников или иной представительный оран по поручению общего собрания конференции работников.

Во всех случаях необходимо известить о коллективных переговорах все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение 5 рабочих дней создать с их согласия единый представительных орган или включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа – ч.2-5 ст. 37 ТК РФ.

2. Вступление в коллективные переговоры второй стороны. Представители стороны, получившей предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения предложения направив инициатору ответ с указанием представителя от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров.



3. Создание комиссии для ведения коллективных переговоров подготовки проекта и заключения коллективного договора из наделенных необходимыми полномочиями представителями сторон – ч.1 и ч.7 ст. 35 ТК.

4. Коллективные переговоры. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от второй стороны – ч.2 ст. 36 ТК. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров – ч.9 ст. 37 ТК. Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений – ч.1 ст. 37 ТК. Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров – ч.7 ст. 37 ТК.

5. Разработка проекта коллективного договора. Он разрабатывается в процессе коллективных переговоров. При не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3-х месяцев с начала коллективных переговоров, стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий – ч.2 ст. 40 ТК.

6. Урегулирование разногласий. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий – ст. 38 ТК. Не урегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров – ч.3 ст. 40 ТК. Или разрешаться в соответствии с порядком разрешения коллективных трудовых споров – ст. 398 ТК.

7. Обсуждение проекта коллективного договора, подразделение к организации и его доработки, если это определяется сторонами – ст. 42 ТК.

8. Утверждение проекта общим собранием (конференцией) работников, если это определено сторонами – ст. 42 ТК.

9. Подписание коллективного договора сторонами.

10. Регистрация коллективного договора. Коллективный договор в течении 7 дней со дня подписания направляется работодателем, его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду – органы МСУ. При осуществлении регистрации соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников, по сравнению с трудовым законодательством и иными НПА и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда – ст. 50 ТК.

Действие коллективного договора заключается на срок не более 3-х лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами, либо со дня, установленного коллективным договором. Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.

Стороны вправе продлевать действие коллективного договора на срок не более 3-х лет. Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение 3-х месяцев со дня перехода прав собственности. При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации. Действие коллективного договора распространяется на всех работников, работающих у данного работодателя – ст. 43 ТК.

Изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном для его заключения, или в порядке, установленном коллективном договором – ст. 44 ТК.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами, их представителями, а также соответствующими органами по труду – ст. 51 ТК.

16. Соглашения по социально-трудовым вопросам: понятие, виды, содержание, сфера действия. Генеральное соглашение по регулированию социально-трудовых отношений.

Соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, межотраслевом и территориальным уровнем социального партнерства в пределах их компетенции – ч.1 ст. 45 ТК.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах соглашения могут быть двусторонние и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов заключается при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов МСУ, являющиеся стороной соглашения.

Виды соглашений:

· В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых соглашений:

1. Генеральное;

2. Межрегиональное;

3. Региональное;

4. Отраслевое (межотраслевое);

5. Территориальное;

6. Иные соглашения – это соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений – ст. 45 ТК.

Соглашение не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными НПА. Если такие условия включены в соглашение, то они являются недействительными и применению не подлежат – ч.2 ст. 9 ТК.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключение определен ст. 47 ТК. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров в рамках действующей соответствующей трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Действие соглашений – ст. 48 ТК. Соглашение вступает в силу со дня подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия определяется сторонами, но не может превышать 3-х лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более 3-х лет.

Изменения и дополнения – ст. 49 ТК. Регистрация соглашений ст. 50 ТК. Контроль – ст. 51 ТК.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011 – 2013 годы заключено 29.12.2012 года на заседании российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне и совместное действие сторон по их реализации. Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.

Соглашение содержит 7 разделов: экономическая политика; заработная плата, доходы и уровень жизни населения; развитие рынка труда и содействие занятости населения; социальное страхование и социальная защита; условия и охрана труда и другие.

Соглашением предусмотрено представить на ратификацию 18 конвенций МОТ и других международных актов.

Правовое регулирование занятости населения в РФ: основные акты и понятия (занятость, занятые граждане, подходящая работа). Государственные органы содействия занятости РФ и субъектов РФ.

Основные акты и понятия в сфере занятости. Государственные органы содействия занятости.

Стратегическая цель государственной политики занятости населения в РФ – это содействие полной продуктивной и свободно избранной занятости (ст.1 конвенции МОТ №122 от 9 июля 1964 г. «о политике в области занятости» и ст.5 закона РФ от 19 апреля 1991 г. в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения в РФ»).

Отношения в сфере занятости населения регулируются законом РФ от 19 апреля 1991 в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения в РФ», положениями ТК РФ, отдельными нормами ФЗ «о статусе военнослужащих», «о беженцах», «о вынужденных переселенцах» и др., указами президента, постановлениями правительства, актами минздравсоцразвития, положениями генерального и других соглашений по вопросам СТО, коллективными договорами.

Расширение масштабов деятельности государства в сфере занятости, противодействие росту безработицы является одним из основных приоритетов программы антикризисных мер правительства РФ на 2009г.

Под занятостью граждан понимается их деятельность связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст.1 закона «о занятости»).

Занятыми считаются следующие категории граждан:

  1. работающие по ТД
  2. зарегистрированные в качестве ИП
  3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам
  4. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера
  5. являющиеся членами производственных кооперативов, артелей
  6. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность
  7. проходящие военную и приравненную к ней службу, а также альтернативную гражданскую службу
  8. проходящие очный курс обучение в образовательных учреждениях всех уровней
  9. временно отсутствующие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском или переподготовкой, исполнением государственных обязанностей, иными уважительными причинами
  10. являющиеся учредителями, участниками организации (ст.2 закона «о занятости»).
  11. К основным понятиям в сфере занятости относятся следующие понятия:

безработные граждане

подходящая и неподходящая работа

общественные работы

пособие по безработице

В РФ создано и функционирует государственная служба занятости населения (ГСЗН). ГСЗН включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Такими органами в настоящее время является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Положение об этой службе утверждено постановлением правительства от 30 июля 2004 года.

органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие в соответствие с законом полномочия в сфере занятости населения

государственные учреждения СЗН, это центры занятости населения, созданные и действующие в муниципальных образованиях.

Основные функции ГСЗН:

оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирования о положении на рынке труда

разработка и реализация программ содействия занятости населения

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

организация мероприятий активной политики занятости населения

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области населения.

Услуги, связанные с содействием занятости населения предоставляются гражданам бесплатно

  • 7. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования социально-трудовых отношений.
  • 9. Локальное регулирование труда.
  • 10. Роль судебной практики в регулировании трудовых отношений.
  • 11. Понятие и виды субъектов трудового права, их правового статуса
  • 12. Гражданин (работник) как субъект трудового права
  • 13. Работодатель как субъект трудового права
  • 14. Трудовое правоотношение
  • 16. Понятие социального партнерства
  • 17. Система социального партнерства
  • 19. Порядок заключения коллективных договоров
  • 21. Общая характеристика законодательства о занятости
  • 24. Пособия по безработице.
  • 28. Гарантии при заключении трудового договора
  • 37. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом обязательных правил при заключении трудового договора
  • 38. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации
  • 40. Расторжение трудового договора в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом
  • 43. Расторжение трудового договора в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причинтрудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание
  • 46. Участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов связанных с расторжением тд по инициативе работодателей.
  • 49. Ученический договор
  • 50. Защита персональных данных работника.
  • 53. Правовое регулирование сверх урочных работ
  • 55. Ежегодные отпуска
  • 57. Понятие, методы правового регулирования оплаты труда
  • 58. Тарифная система, её элементы.
  • 61. Оплата труда работников при отклонении от нормальных условий труда.
  • 62. Ограничение удержаний из зарплаты.
  • 65. Понятие и виды гарантий и компенсаций.
  • 68. Дисциплинарная ответственность и ее виды
  • 69. Меры дисциплинарного взыскания и порядок их применения
  • 71. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный производству, ее основание и условия
  • 72. Виды и пределы материальной ответственности работника
  • 74. Определение размера ущерба и порядок его взыскания.
  • 75. Понятие, содержание и значение охраны труда. Основные понятия
  • 76. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
  • 80. Особенности регулированиея труда лиц, принятых на временную, сезонную работу
  • 81. Особенности регулирования труда лиц работающих на севере.
  • 82. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству.
  • 83. Особенности регулирования труда руководителя организации.
  • 85. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового зак-ва.
  • 87. Защита труд. Прав работников профсоюзами.
  • 91. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах. Особенности рассмотрения дел в судах о восстановлении на работе
  • 92. Коллективные трудовые споры. Понятие и порядок их разрешения.
  • 93. Забастовка, порядок её проведения и правовые последствия для её участников.
  • 19. Порядок заключения коллективных договоров

    Порядок заключения коллективного договора установлен зако­ном. Коллективный договор заключается на предприятиях, в ор­ганизациях, учреждениях, а согласно п. 6 ст. 19 Федерального за­кона от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах» - и в производственных кооперативах (правлением кооператива с ра­ботниками - не членами кооператива). Решение о необходимо­сти заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (кон­ференция) работников организации. Коллективный договор за­ключается на срок от одного года до трех лет и вступает в силу с момента его подписания сторонами или со дня, установленного в договоре. Стороны могут продлить его действие на срок не бо­лее трех лет. По окончании срока он продолжает действовать до момента заключения нового договора или изменения, дополне­ния сторонами действующего. Свое действие коллективный до­говор сохраняет и в случае изменения состава, структуры, наиме­нования, органа управления организации, увольнения ее руково­дителя. При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, а затем по инициативе одной из сторон может быть пересмотрен. При смене формы собствености производства он сохраняет свое действие в течение трех месяцев, когда стороны могут начать переговоры о заключении нового или сохранении, изменении и дополнении действующего коллективного договора. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала или иного обособ­ленного подразделения. Контроль за выполнением коллективного договора осуществля­ют стороны и их представители, а также органы по труду. Сторо­ны отчитываются о выполнении договора на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Изменения коллективного договора производятся в том же порядке, какой установлен для его заключения.

    20. Соглашение. Виды соглашений Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации. Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Отраслевое тарифное соглашение по жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации на 2002-2004 гг. от 4 января 2002 г. Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними. Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.Содержание и структура соглашения Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

    Заключение коллективного договора базируется на следующих принципах:

    • соблюдения законодательства;
    • полномочности представителей сторон;
    • равноправия сторон;
    • свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора;
    • добровольности принятия обязательств;
    • реальности обеспечения принимаемых обязательств;
    • систематичности контроля и неотвратимой ответственности.

    Стороны коллективного договора и порядок его заключения

    Сторонами коллективного договора выступают: работники в лице их представителей; работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным, в соответствии с уставом (положением) организации (иным локальным актом), лицом.

    Работники, будучи стороной коллективного договора, являются самостоятельным субъектом трудового коллектива организации в целом или ее отдельного структурного подразделения с правами юридического лица . При этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей - органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов. Таким образом, следует различать сторону коллективного договора - ею являются работник (трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса - ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.

    Другой стороной коллективного договора является работодатель. Как отмечалось ранее, его представителем обычно выступает руководитель организации, но это могут быть и другие должностные лица организации (структурного подразделения, обладающего правами юридического лица), имеющие полномочия в соответствии с уставом (положением) организации либо иными локальными актами.

    Официально представительские правомочия указанных должностных лиц должны быть оформлены особым приказом (распоряжением) работодателя.

    Согласно действующему законодательству предусматривается обязательная процедура разработки и заключения коллективных договоров. Начальной стадией такой процедуры являются коллективные переговоры. В качестве инициатора коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступить любая из сторон. Для этого она должна послать письменное уведомление о начале переговоров другой стороне, которая обязана в семидневный срок со дня получения уведомления начать переговоры. Допускается ведение переговоров от имени работников лицами, представляющими работодателей (ст. 36 ТК РФ).

    В начале переговоров по новому коллективному договору любая из сторон вправе направить письменное уведомление в течение трех месяцев до окончания действия прежнего коллективного договора или в срок, указанный этим договором. Если в ходе переговоров между сторонами возникнут разногласия, составляется протокол разногласий. В течение трех дней после составления протокола стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию, а при недостижении согласия обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон. Им обычно бывает авторитетный ученый (юрист, экономист, социолог), специалист или общественный деятель.

    Примирительная комиссия либо посредник в срок до семи дней рассматривает протокол разногласий и выносит рекомендации по существу спора. Работодатели обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.

    Правом на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора с работодателем обладают:

    1. представители работников;
    2. общее собрание (конференция) работников организации.

    В целях конкретного ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей. Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон. Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии является моментом начала коллективных переговоров. Участвующим в переговорах сторонам предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора.

    Работодатель и его уполномоченные представители обязаны предоставлять не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса другой стороне имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. При этом участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведедения, если они являются государственной или коммерческой тайной . Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются в установленном законом порядке к ответственности (ст. 37 ТК РФ).

    При недостижении согласия сторон составляется протокол разногласий, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения причин разногласий, а также о сроке возобновления переговоров. Согласованные сторонами вопросы о порядке, сроках разработки проекта и заключения коллективного договора, составе комиссии по подготовке проекта, месте проведения и повестке дня переговоров оформляются приказом по организации и решением профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.

    ТК РФ предусмотрел процедуру уведомительной регистрации коллективного договора, которая осуществляется в соответствующих органах исполнительной власти по труду по месту нахождения организации. Работодатель обязан направить в семидневный срок в указанные органы подписанные сторонами коллективный договор, приложения, протоколы разногласий. С уведомительной регистрацией связывается вступление коллективного договора в юридическую силу. Такое значение имеет не уведомительная регистрация, а акт подписания коллективного договора его сторонами.

    Содержание и структура коллективного договора

    Нормативные условия (положения) коллективного договора - локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данной организации либо ее производственной единицы. Нормативные положения призваны решать три группы правовых вопросов:

    1. когда законодательство прямо предусмотрело коллективный договорный порядок их разрешения;
    2. если существует явный пробел в законодательстве, но их разрешение коллективным договорным путем не противоречит общим принципам права и законодательства;
    3. когда общие положения законодательства уточняются (конкретизируются) применительно к особенностям данной организации (структурного подразделения).

    Помимо названных к числу наиболее часто встречающихся нормативных положений коллективного договора относятся нормы, устанавливающие: перечень работников с ненормированным рабочим днем и продолжительность для них дополнительных отпусков; обязанность администрации не переводить учеников производственного обучения на другие работы, не связанные с осваиваемой профессией; запрет привлекать к сверхурочным работам лиц, проходящих производственное обучение, и др.

    По юридической природе нормы, содержащиеся в коллективных договорах, - это нормы-соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля государства (законодателя), предоставившего сторонам права по локальному правотворчеству .

    В отличие от нормативных условий (положений) коллективного договора, его обязательственные условия не предполагают наличия правил поведения общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Они всегда конкретны и касаются взаимных обязательств сторон, исполнение которых погашает сами обязательства.

    Информационные положения коллективного договора - это такие положения, которые не вырабатываются сторонами, а отбираются из действующего законодательства, актов социального партнерства более высокого уровня (отраслевых, региональных) в той части, в какой они содержат общие нормы по вопросам регулирования труда, социально-экономических и профессиональных отношений, характерные и для работников данной организации.

    Реализация коллективного договора и контроль за его выполнением

    Под реализацией коллективного договора следует понимать осуществление на практике тех условий (положений), которые составляют его содержание. С юридической точки зрения практическая реализация коллективного договора призвана создать правовой климат для существования социально-партнерских отношений между работодателем и работниками, сгладить угрозу социального конфликта, обеспечить благоприятную социальную инфраструктуру для работающих. Реальное действие условий коллективного договора ведет к устранению конфронтации и установлению социального мира в организации, что способствует прогрессивному развитию производства , трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений. И хотя в результате действия коллективного договора нельзя устранить эксплуатацию наемного труда, но ограничить работников от чрезмерной эксплуатации можно и нужно.

    Срок действия коллективного договора по законодательству не должен превышать трех лет. Начальный момент действия договора связывается с подписанием его сторонами либо с днем, установленным в самом договоре. По истечении указанного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет (ст. 43 ТК РФ).

    В течение срока действия коллективного договора по взаимному согласию сторон в его содержание могут вноситься изменения и дополнения. Процедура их внесения определяется коллективным договором, а если она не определена - в порядке, аналогичном заключению этого договора.

    При ликвидации организации законодательство гарантирует первоочередную защиту интересов работников, связанных с действием коллективного договора. Претензии работников по этому договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации до расчетов с бюджетом , банками и другими кредиторами в соответствии с действующим законодательством. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий работников организации по коллективному договору, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с представителем работников, подписавшим коллективный договор и приложения к нему.

    Если происходит смена формы собственности организации, коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

    При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложение о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет (ст. 43 ТК РФ).

    Ответственность за нарушение коллективного договора

    Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по коллективному договору предусматривается различными нормативными актами и имеет свою специфику в зависимости от того, какая сторона и какие конкретно лица оказались виновными в невыполнении обязательств по коллективному договору.

    Ответственность сторон социального партнерства. Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, установленных федеральным законом.

    Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, установленных федеральным законом (ст. 54 ТК РФ).

    Законодательство не исключает сочетания различных видов юридической ответственности за виновное нарушение должностными лицами обязательств по коллективному договору (например, административной ответственности в форме штрафа и дисциплинарной ответственности в форме выговора или строгого выговора).

    За уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения, либо нарушение сроков их заключения предусмотрена ответственность (ст. 5.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

    Привлечение лиц, представляющих работодателя, к штрафу за указанные выше нарушения производится судом:

    • по заявлению представителей работников;
    • по заявлению органов исполнительной власти по труду;
    • по инициативе прокурора .

    Порядок и сроки рассмотрения дел об административных наказаниях регламентируются законодательством (КоАП РФ).

    Действующее законодательство не предусматривает в отношении трудового коллектива и отдельных работников за невыполнение обязательств по коллективному договору какой-либо ответственности юридического характера. Они несут главным образом моральную и общественную ответственность. Если же, как указывалось выше, в невыполнении работником условий договора имеются признаки дисциплинарного проступка, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в надлежащих случаях (при наличии имущественного ущерба) - к материальной ответственности . Профсоюзный и иной уполномоченный работниками предприятия орган за невыполнение обязательств по договору несут моральную ответственность перед трудовым коллективом, который они представляют. Отдельные профсоюзные работники за невыполнение своих представительских обязательств могут привлекаться к ответственности в порядке профсоюзной дисциплины - по уставу профсоюзов.

    Если стороны предусмотрели в содержании коллективного договора обязательство об отказе от забастовок по условиям, включенным в данный договор, при своевременном и полном их выполнении, а работники и профсоюзная организация указанное обязательство не выполняют, то при признании забастовки незаконной они могут быть привлечены к юридической ответственности.

    Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отложении или приостановлении забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины. В случае, если незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, возмещение ущерба работодателю производится за счет профсоюзных средств в размере, определяемом судом с учетом имущественного положения профсоюза.

    Социально-партнерские соглашения

    Появившиеся в переходный к рыночной экономике период социально-партнерские соглашения на более высоком, чем предприятие, уровне - это новый в трудовом праве вид правовых актов-договоров.

    Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений , заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Как и коллективный договор, оно является правовой формой социального партнерства. Однако сфера и характер его применения иные. В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений коллективные соглашения могут быть: генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и иные.

    Целью заключения генерального соглашения является установление общих принципов регулирования социально-трудовых отношений в масштабах Федерации. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ. Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты труда , а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей). Профессиональное тарифное соглашение предусматривает нормирование оплаты и других условий труда, а также социальных гарантий и льгот для работников определенных профессий. Территориальное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

    В зависимости от количества сторон, участвующих в переговорах по заключению соглашений, они могут быть трехсторонними и двусторонними. При этом количество участников определяют caми стороны. Характер конкретных соглашений определяется уровнем регулируемых отношений. Действующее законодательство установило четыре возможных уровня заключения соглашений: общефедеральный, уровень субъекта Федерации, отраслевой и административно-территориальный.

    На федеральном уровне участниками соглашений могут выступать:

    • при заключении генерального соглашения - общероссийские объединения профсоюзов (например, ФНПР), общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ;
    • при заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Роструд;
    • при заключении профессионального тарифного соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения, соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган по труду.

    На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов РФ участниками соглашений выступают:

    • при заключении регионального соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта РФ;
    • при заключении отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган по труду субъекта РФ;
    • при заключении территориального соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган местного самоуправления .

    Заключению соглашений предшествует стадия ведения коллективных переговоров и формирование соответствующей комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей. Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией и оформляются ее решением.

    Подписанное сторонами соглашение с приложениями в семидневный срок направляется представителями работодателей, являющихся участниками соглашения, заключенного на федеральном уровне, - в Роструд; соглашение, заключенное на уровне субъекта РФ, - в орган по труду субъекта РФ для уведомительной регистрации.

    При осуществлении уведомительной регистрации двустороннего соглашения орган по труду (не являющийся участником соглашения) выявляет условия соглашения, противоречащие действующему законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях. Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.

    В соглашениях могут также содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащим законодательству. Некоторые положения могут включаться в качестве информационных условий (положений) коллективных договоров, заключаемых в организациях.

    Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо с установленного в нем дня. В соглашении стороны определяют срок его действия и порядок контроля за выполнением. При этом срок действия не может превышать трех лет (ст. 48 ТК РФ). Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение.

    Когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, то действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений. В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение о тарифах, а также межотраслевое тарифное соглашение и профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее 50% работников отрасли (отраслей), профессии, министр труда Российской Федерации имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

    Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения. По взаимной договоренности, т.е. в порядке, определенном соглашением, стороны могут вносить изменения и дополнения в его содержание. Если же указанный порядок в соглашении не определен, то изменения и дополнения вносятся в порядке, аналогичном заключению самого соглашения, т.е. с соблюдением процедуры предварительных коллективных переговоров.

    Действенность соглашения зависит от его содержания и от контроля за его неукоснительным соблюдением. Контроль устанавливается на всех указанных выше уровнях заключения соглашений и осуществляется самими сторонами непосредственно или уполномоченными ими представителями и соответствующими органами по труду. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

    Юридическая ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение соглашений установлена в отношении лиц, представляющих в соглашении работодателя (объединение работодателей): за уклонение от участия в переговорах; за нарушение и невыполнение условий (положений) соглашения; за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля. Виновные лица в указанных случаях несут, как правило, административную ответственность.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»