Что такое тбо и что обязательно нужно знать. Классификация и утилизация твердых бытовых отходов

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Название документа:
Номер документа: 485-ПП
Вид документа:
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 13 сентября 2012
Дата начала действия: 13 сентября 2012
Дата редакции: 30 июня 2017

О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и внесении изменения в...

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 671-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 66 (том 7), 29.11.2012);
постановлением Правительства Москвы от 2 октября 2013 года N 662-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 56, 08.10.2013) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 23.12.2015);
постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 402-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 08.07.2016) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2016 года);
постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2017 года N 399-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 30.06.2017).
____________________________________________________________________

В целях повышения уровня защиты окружающей среды и здоровья населения от негативного воздействия отходов, а также увеличения доли сбора вторичных материальных ресурсов, с учетом требований федеральных законов от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , а также Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве" Правительство Москвы

постановляет:

1. Провести с 1 января по 31 декабря 2013 года на территории Юго-Западного административного округа города Москвы эксперимент по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах (далее - отходами).

2. Утвердить Порядок проведения эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы (приложение 1).

3. Утвердить Требования к составу и качеству оказания услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах (приложение 2).

4. Установить, что:

4.1. Для обеспечения бесперебойного проведения всего комплекса работ по обращению с отходами (создание инфраструктуры и технической базы, обеспечение сбора, транспортировки, обезвреживания, захоронение отходов), характеризующихся цикличностью и непрерывностью (п.1), государственный заказчик заключает государственный контракт сроком до 15 лет.

4.2. Целью государственного контракта является организация централизованного обращения с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, одним подрядчиком, выбранным в установленном порядке по итогам торгов.

4.3. Планируемые результаты государственного контракта:

Внедрение централизованной системы обращения с отходами, образующимися в многоквартирных домах (вывоз, транспортировка, переработка, размещение и обезвреживание);

Обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических, экологических и иных норм и правил в процессе обращения с отходами, в том числе требований к состоянию и характеристикам автомобильного транспорта, использующегося для транспортировки отходов;

Оптимизация расходов бюджета города Москвы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели;

Оптимизация логистики и уменьшение количества мусоровозов на улицах города Москвы;

Создание производств по сортировке отходов.

4.4. Состав работ по государственному контракту:

Вывоз и транспортировка твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, образующегося в многоквартирных домах Юго-Западного административного округа города Москвы, от мест их сбора (контейнерных площадок) до объекта обезвреживания/размещения;

Обезвреживание/размещение твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с обеспечением отбора вторичных материальных ресурсов в объеме, установленном настоящим постановлением.

4.5. Торги по выбору исполнителя на выполнение работ (оказание услуг) по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, на период до 15 лет должны быть:

4.6. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в законе города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

5. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 28 августа 2007 года N 752-ПП , от 11 марта 2008 года N 177-ПП , от 8 апреля 2008 года N 284-ПП , от 13 мая 2008 года N 381-ПП , от 22 июля 2008 года N 639-ПП , от 5 августа 2008 года N 708-ПП , от 19 августа 2008 года N 738-ПП , от 26 августа 2008 года N 766-ПП , от 30 декабря 2008 года N 1248-ПП , от 10 февраля 2009 года N 78-ПП , от 30 июня 2009 года N 642-ПП, от 4 августа 2009 года N 745-ПП, от 8 декабря 2009 года N 1357-ПП , от 29 сентября 2010 года N 854-ПП , от 30 ноября 2010 года N 1038-ПП , от 21 декабря 2010 года N 1080-ПП , от 18 января 2011 года N 4-ПП , от 29 марта 2011 года N 92-ПП , от 16 мая 2011 года N 202-ПП , от 16 августа 2011 года N 369-ПП , от 30 августа 2011 года N 401-ПП , от 6 декабря 2011 года N 574-ПП , от 15 июня 2012 года N 272-ПП), изложив приложение 2 к Временному порядку приложения 1 к постановлению в редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение 1. Порядок проведения эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок проведения эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы (далее - Порядок) определяет условия проведения эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором (далее - отходы), образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы.

1.2. Эксперимент по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы (далее также - эксперимент), проводится в целях повышения эффективности деятельности по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы.

1.3. Задачами эксперимента являются:

1.3.1. Обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических, экологических и иных норм и правил в процессе обращения с отходами, в том числе требований к состоянию и характеристикам автомобильного транспорта, использующегося для транспортировки отходов.

1.3.2. Внедрение комплексной системы обращения (вывоз, переработка, размещение и обезвреживание) с отходами, образующимися в многоквартирных домах.

1.4. Проведение эксперимента основывается на принципах добровольного участия в эксперименте и выбора способа обращения с отходами организаций, управляющих многоквартирными домами, расположенными на территории Юго-Западного административного округа города Москвы (далее - управляющие компании), и безусловного соблюдения их прав.

1.5. Показателями оценки эффективности проведения эксперимента являются:

1.5.1. Снижение средней (за тонну) стоимости обращения с отходами.

1.5.2. Увеличение доли отбора вторичных материальных ресурсов.

1.5.3. Снижение воздействия на окружающую среду, уменьшение доли захоронения отходов.

2. Предмет эксперимента

2.1. Эксперимент заключается в принятии городом Москвой обязательств по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, посредством заключения с управляющими компаниями, в случае принятия ими соответствующего решения, соглашения об участии в эксперименте.

2.2. При проведении эксперимента обеспечивается выполнение следующих технологических операций (далее - обращение с отходами):

2.2.1. Транспортировка отходов от контейнерной площадки (места сбора отходов) до места захоронения/обезвреживания.

2.2.2. Обезвреживание и/или захоронение отходов.

3. Организация эксперимента

3.1. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы:

3.1.1. Является координатором эксперимента.

3.1.2. Осуществляет методическое и нормативное обеспечение проведение эксперимента, в том числе устанавливает требования к обращению с отходами.

3.1.3. Утверждает примерную форму соглашения об участии в эксперименте с организациями, управляющими многоквартирными домами (п.4.1 Порядка).

3.1.4. В период проведения эксперимента представляет в Департамент экономической политики и развития города Москвы проект ставок планово-нормативного расхода по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в котором отдельно учитывается величина расходов на обращение с отходами из многоквартирного дома.

3.1.5. По итогам проведения эксперимента представляет в Правительство Москвы доклад о результатах его проведения и предложения о целесообразности внедрения механизмов эксперимента на всей территории города Москвы.

3.2. Государственное казенное учреждение города Москвы по организации обращения с отходами производства и потребления "Мосэкопром" (ГКУ "Мосэкопром"):

3.2.1. Осуществляет в рамках эксперимента функции государственного заказчика по организации и проведению работ по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, управляющими компаниями которых заключено соглашение об участии в эксперименте.

3.2.2. Уведомляет управляющие компании о проведении эксперимента.

3.3. Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы по запросу ГКУ "Мосэкопром" направляет в ГКУ "Мосэкопром" сведения, полученные от управ районов города Москвы, об управляющих компаниях, получающих в установленном порядке субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - Субсидия).
(Пункт 3.3 дополнительно включен с 1 января 2016 года постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2015 года N 920-ПП)

4. Условия и порядок участия в эксперименте

4.1. Привлечение управляющих компаний к участию в эксперименте обеспечивается ГКУ "Мосэкопром" путем направления подписанного проекта соглашения об участии в эксперименте по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах (далее - соглашение), управляющим компаниям, получающим в установленном порядке Субсидии, способом, обеспечивающим подтверждение их получения.
(Пункт 4.1 в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2015 года N 920-ПП .

4.2. Участниками эксперимента являются управляющие компании, получающие в установленном порядке Субсидии, добровольно подписавшие соглашение (п.4.1 Порядка) и представившие его в ГКУ "Мосэкопром" в установленном порядке.
(Пункт 4.2 в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2015 года N 920-ПП .

4.3. Участие управляющих компаний в эксперименте начинается с 1 числа календарного квартала, следующего за кварталом, в котором ГКУ "Мосэкопром" было получено подписанное соглашение от управляющей компании, но не ранее чем через 70 дней с даты получения соглашения ГКУ "Мосэкопром" (п.4.2 Порядка). ГКУ "Мосэкопром" уведомляет управляющую компанию о дате начала ее участия в эксперименте.

4.4. Прекращение управляющей компанией в проведении эксперимента осуществляется на основании заявления управляющей компании, которое представляется в ГКУ "Мосэкопром" в срок не позднее 1 октября календарного года.

Управляющая компания прекращает участие в проведении эксперимента с первого числа календарного года, следующего за годом, в котором подано в ГКУ "Мосэкопром" соответствующее заявление.

5. Финансирование эксперимента

5.1. Финансирование расходов, связанных с реализацией эксперимента, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы на указанные цели.

5.2. Размер Субсидии для организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и являющихся участниками эксперимента, подлежит уменьшению на стоимость работ по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, определяемую из расчета 2,34 руб. на 1 кв.м общей площади жилых и нежилых помещений.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2017 года N 398-ПП .

5.3. В случае, если размер Субсидии меньше чем стоимость работ по обращению с отходами, образующимися в многоквартирном доме, управляющая компания организует обращение с отходами в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 5.4 настоящего Порядка.

5.4. Организации, управляющие многоквартирными домами, расположенными на территории Юго-Западного административного округа города Москвы и не являющиеся получателями Субсидии, физические и юридические лица, владеющие и/или пользующиеся нежилыми помещениями в многоквартирных домах, и предприятия и организации, расположенные на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, организуют обращение с отходами за счет собственных средств.

6. Обеспечение обращения с отходами

6.1. В целях организации обращения с отходами, образующимися в многоквартирных домах, ГКУ "Мосэкопром" обеспечивает размещение государственного заказа в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и правовыми актами города Москвы.

6.2. Предметом государственного заказа является выполнение работ (оказание услуг) по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы.

Приложение 2. Требования к составу и качеству оказания услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах

1. Технические требования

1.1. Технические требования к контейнерам, бункерам, используемых для сбора отходов:

1.1.1. Контейнер должен отвечать следующим требованиям: оцинкованный или покрашенный (два раза в год: весна, осень), изготовлен из штампованной листовой стали с подпружиненной плотно закрывающейся и легко открывающейся крышкой с двумя парами поворотных, обрезиненных, металлических колес диаметром не менее 150 мм, емкостью 1,1 куб.м. Контейнер должен находиться в технически исправном состоянии, иметь маркировку с указанием реквизитов владельца, времени вывоза твердых бытовых отходов.

1.1.2. Дезинфекция и промывка контейнеров производится по мере необходимости, но не реже одного раза в 10 дней, кроме зимнего периода.

1.1.3. Бункер должен отвечать следующим требованиям: изготовлен из листового металла толщиной не менее 3 мм, емкостью не менее 8 куб.м. Бункер должен находиться в технически исправном состоянии, покрашен (два раза в год: весна, осень), иметь маркировку с указанием реквизитов владельца.

1.1.4. Бункеры должны доставляться в места сбора отходов в чистом и продезинфицированном виде.

1.1.5. В соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой санитарного содержания территории и по согласованию с территориальным органом исполнительной власти города Москвы контейнеры и бункеры могут иметь иной объем, размер, быть изготовлены из другого материала (пластик), быть заглубленными.

1.2. Технические требования к автотранспортным средствам (мусоровозам).

1.2.1. Автотранспортное средство (мусоровоз) должно быть оснащено системой позиционирования (ГЛОНАСС и/или GPS), обеспечивающей передачу данных в режиме реального времени, в том числе включая телеметрическое оборудование, для обеспечения:

Радиационного контроля;

Блокировки гидравлики механизма загрузки контейнеров при попытках несанкционированной загрузки контейнеров, непредусмотренных в электронной маршрутной карте;

Учета включения/выключения двигателя мусоровоза;

Фиксации текущей и средней скорости движения мусоровоза;

Фиксации расхода топлива мусоровоза;

Фиксации единичного веса отходов в контейнере;

Фиксация общего веса отходов в мусоровозе.

1.2.2. Мусоровоз должен соответствовать экологическим характеристикам не ниже ЕВРО-4.

1.2.3. Срок эксплуатации мусоровоза не должен превышать срок полезного использования автотранспортного средства согласно его техническому паспорту.

1.2.4. Мусоровоз должен быть оснащен видеорегистратором.

1.2.5. Водитель мусоровоза выходит на маршрут при наличии электронной маршрутной карты.

1.2.6. Уровень шума при загрузке контейнеров и бункеров, работе двигателя мусоровоза суммарно должен быть:

Максимальный: в ночное время не более 60 дБА, в дневное время не более 70 дБА;

Эквивалентный: в ночное время не более 45 дБА, в дневное время не более 55 дБА;

1.2.7. Мусоровоз должен выходить на маршрут в технически исправном состоянии, иметь маркировку с указанием реквизитов владельца.

1.3. Технические требования к объекту обезвреживания и размещения отходов:

1.3.1. Объект обезвреживания и/или размещения отходов должен быть оснащен оборудованием контроля и учета отходов, обеспечивающим передачу данных в режиме реального времени, для обеспечения:

Радиационного контроля;

Видеонаблюдения на въезде/выезде мусоровоза;

Весового учета отходов;

Считывания и учета электронной маршрутной карты.

1.3.2. Объект размещения (захоронения отходов) должен быть оснащен мачтой с поворотной камерой, обеспечивающей передачу данных в режиме реального времени.

1.3.3. Система видеонаблюдения должна соответствовать стандартам, определенным Правительством Москвы.

1.3.4. Объект обезвреживания и/или размещения отходов должен соответствовать требованиям, предъявляемым к подобным объектам законодательством и нормативно-правовым актам Российской Федерации и города Москвы.

2. Требования к информационному обеспечению

2.1. При выполнении работ по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, должно быть обеспечено материально-техническое оснащение (компьютеры, оргтехника, программное обеспечение, расходные материалы и др.) деятельности, в части информационного взаимодействия и раскрытия информации.

2.2. Ведется учет всех технических операций по обращению с отходами (в виде электронного журнала), в том числе данных телеметрии.

Указанная информация и данные подписываются электронно-цифровой подписью должностного лица исполнителя работ в АСУ ОДС.

2.3. Обеспечивается рассмотрение обоснованных жалоб граждан, поступающих на информационные порталы Правительства Москвы.

2.4. Обеспечение раскрытия информации о деятельности по проведению работ по обращению с отходами.

3. Перечень организаций, осуществляющих мониторинг, контроль и надзор за деятельностью исполнителя работ, оказывающего услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах

Перечень организаций, осуществляющих посредством АСУ ОДС мониторинг, контроль и надзор за деятельностью исполнителя работ, оказывающего услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, определяется в соответствии с действующим законодательством.

4. Требования к экологическому обеспечению выполнения работ по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах

4.1. Обеспечение раздельно сбора и/или сортировки отходов с выделением вторичного сырья: в 2013 году не менее 10%, в 2014 году не менее 15%, в 2015 году не менее 20%.

4.2. Исключение потери массы отходов при транспортировке более 0,5% от общего весового объема отходов.

4.3. Обеспечение обезвреживания отходов до V класса опасности.

4.4. Обеспечение в каждом районе сбора макулатуры, ПЭТФ-тары и алюминиевой тары, бытовых химических источников тока от населения с использованием стационарных, полумобильных и мобильных приемных пунктов на возмездной и безвозмездной основе из расчета 1 на 12,5 тыс.чел.

4.5. Обеспечение установки контейнеров или бункеров для сбора стеклянной тары от населения из расчета 1 контейнер на 1 тыс.чел.

5. Организационное обеспечение

5.1. Юридическое лицо, эксплуатирующее объект обезвреживания и/или размещения отходов, оформляет в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности и разрешение на прием соответствующего объема отходов.

5.2. Работы по обращению с отходами должны проводиться в соответствии с законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и города Москвы в сфере благоустройства, экологии и санитарии.

5.3. При проведении работ должна быть застрахована ответственность по следующим факторам:

Урон окружающей среде;

Нарушение санитарного и природоохранного законодательства;

Нанесение вреда здоровью граждан;

Нанесение вреда имуществу физических и юридических лиц.

5.4. Должна быть создана диспетчерская служба и горячая телефонная линия.

5.5. Рабочий день водителя мусоровоза длится не более 8 часов в сутки.

5.6. В установленном порядке подписывается трехстороннее соглашение (между Правительством Москвы, объединением профсоюзов города Москвы, объединением работодателей) и коллективный договор (между работодателем и работниками в лице их представителя).

Приложение 3. Внесение изменений в приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП

Приложение 2
к Временному порядку

Методика расчета размера (суммы) бюджетной субсидии

I. При применении порядка и цен, установленных Правительством Москвы

Размер (сумма) бюджетной субсидии определяется как разница между планово-нормативным расходом - суммой расходов, рассчитанной исходя из утвержденных в установленном порядке ставок планово-нормативного расхода, и доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы.

См (i) = Р (i) - Д (i) - А (i) *, где:

Р (i) - планово-нормативный расход за i-й месяц (руб.);

________________

Д (i) - доход за i-й месяц исходя из расчета начислений платежей за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений, оплаченных в порядке и по ценам, которые установлены Правительством Москвы (руб.);

А (i) - расходы на обращение с отходами за i-й месяц (руб.).

А (i) = О х П

Р (i) определяется по формуле:

Р (i) = Cт х [П1 (i) + П2 (i) + П3 (i)], где:

Ст - ставка планово-нормативного расхода по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденная в установленном порядке Правительством Москвы на соответствующий период времени (применяется ставка в зависимости от категории дома и того, входит или не входит земельный участок в состав общего имущества) (руб./кв.м в месяц);

П1 (i) - общая площадь жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимаемых на условиях договора социального найма жилого помещения или договора найма специализированного жилого помещения, оплачиваемая в порядке и по ценам, которые установлены Правительством Москвы за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);

П2 (i) - общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности граждан, имеющих право оплачивать услуги по содержанию и ремонту жилых помещений в порядке и по ценам, которые установлены Правительством Москвы за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);

П3 (i) - общая площадь жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимаемых по договору найма жилищного фонда коммерческого использования, оплачиваемых по ценам, установленным Правительством Москвы за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м).

Д (i) определяется по формуле:

Д (i) = Ц1 х [П1.1 (i) + П2.1 (i)] + Ц1 х П1.2 (i) +Ц2 х [П2.2 (i) + П3.1 (i)] + Ц3 х [П1.3 (i) + П2.3 (i)] + Ц4 х [П1.4 (i) + П2.4 (i)+ П3.2 (i)], где:

П2.1 (i) - общая площадь жилых помещений, расположенных на первом этаже дома, находящихся в собственности граждан, оплачиваемая в порядке и по ценам, которые установлены Правительством Москвы за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);

П2.2 (i) - общая площадь жилых помещений, расположенных на первом этаже дома, находящихся в собственности граждан, оплачиваемая в порядке и по ценам, которые установлены Правительством Москвы за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);

П2.3 (i) - общая площадь жилых помещений, расположенных на втором этаже дома и выше, находящихся в собственности граждан, оплачиваемая в порядке и по ценам, которые установлены Правительством Москвы за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);

П2.4 (i) - общая площадь жилых помещений, расположенных на втором этаже дома и выше, находящихся в собственности граждан, оплачиваемая в порядке и по ценам, которые установлены Правительством Москвы за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);

П3.1 (i) - общая площадь жилых помещений, расположенных на первом этаже дома, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимаемых гражданами по договору найма жилищного фонда коммерческого использования, оплачиваемая в порядке и по ценам, установленным Правительством Москвы за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);

П3.2 (i) - общая площадь жилых помещений, расположенных на втором этаже дома и выше, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимаемых гражданами по договору найма жилищного фонда коммерческого использования, оплачиваемая в порядке и по ценам, установленным Правительством Москвы за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);

Примечания:

1. При определении площади помещений, которую граждане имеют право оплачивать по ценам, установленным Правительством Москвы за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, учитывается в том числе сверхнормативная площадь, которую отдельные категории граждан имеют право оплачивать по ценам, установленным Правительством Москвы для оплаты за площадь, занимаемую в пределах установленных норм.

4. Если по состоянию на 1 января расчетного года ставка планово-нормативного расхода на расчетный год не утверждена, при определении размера бюджетной субсидии применяется ставка планово-нормативного расхода предыдущего года до момента утверждения ставки планово-нормативного расхода на расчетный период.

II. При применении цен, установленных собственниками помещений в многоквартирном доме

Размер (сумма) бюджетной субсидии определяется как разница между суммой доходов, определенной исходя из расчета начисления платежей нанимателям жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, по ценам за содержание и ремонт жилых помещений, установленных собственниками помещений в многоквартирном доме, и суммой доходов, полученных от начисления платежей за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, названным категориям граждан, в порядке и по ценам, которые установлены Правительством Москвы.

Размер (сумма) бюджетной субсидии определяется ежегодно путем следующего расчета по каждому дому:

Сг = сумма См (i), i = 1... 12, где:

Сг - размер (сумма) бюджетной субсидии в расчете на год (руб.);

См (i) - размер (сумма) бюджетной субсидии, определяемый для каждого (i-го) месяца по каждому дому (руб.).

См (i) определяется по формуле:

См (i) = Дс (i) - ДП (i) - А(i)*, где:

Дс (i) - доход за i-й месяц исходя из расчета начисления платежей нанимателям жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, по ценам, установленным собственниками помещений в многоквартирном доме (руб.);

ДП (i) - доход за i-й месяц, рассчитанный от начисления платежей нанимателям жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, в порядке и по ценам, установленным Правительством Москвы (руб.);

А (i) - расходы на обращение с отходами за i-й месяц, (руб.).

А (i) = О х П

О - величина расходов на обращение с отходами, утвержденная в установленном порядке (руб./кв.м в месяц).

П - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (кв.м).

Дс (i) определяется по формуле:

Дс (i) = Ц х [П1 (i) + П2 (i)], где:

Ц - цена за содержание и ремонт жилых помещений, установленная собственниками помещений в многоквартирном доме (руб./кв.м в месяц);

П1 (i) - общая площадь жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимаемых на условиях договора социального найма жилого помещения или договора найма специализированного жилого помещения, оплачиваемая в порядке и по ценам, установленным Правительством Москвы за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);
________________
* Указанный показатель применяется для организаций, управляющих многоквартирными домами, расположенными на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и получающих субсидии за счет средств бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

П2 (i) - общая площадь жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимаемых по договору найма жилищного фонда коммерческого использования, оплачиваемых по ценам, установленным Правительством Москвы за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м).

ДП (i) определяется по формуле:

ДП (i) = Ц1 х П1.1 (i) + Ц2 х [П1.2 (i) + П2.1 (i)] + Ц3 х П1.3 (i) + Ц4 х [П1.4 (i) + П2.2 (i)], где:

П1.1 (i) - общая площадь жилых помещений, расположенных на первом этаже дома, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимаемых на условиях договора социального найма жилого помещения или договора найма специализированного жилого помещения, оплачиваемая в порядке и по ценам, которые установлены Правительством Москвы за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);

П1.2 (i) - общая площадь жилых помещений, расположенных на первом этаже дома, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимаемых на условиях договора социального найма жилого помещения или договора найма специализированного жилого помещения, оплачиваемая в порядке и по ценам, которые установлены Правительством Москвы за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);

П1.3 (i) - общая площадь жилых помещений, расположенных на втором этаже дома и выше, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимаемых на условиях договора социального найма жилого помещения или договора найма специализированного жилого помещения, оплачиваемая в порядке и по ценам, которые установлены Правительством Москвы за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);

П1.4 (i) - общая площадь жилых помещений, расположенных на втором этаже дома и выше, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимаемых на условиях договора социального найма жилого помещения или договора найма специализированного жилого помещения, оплачиваемая в порядке и по ценам, которые установлены Правительством Москвы за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);

П2.1 (i) - общая площадь жилых помещений, расположенных на первом этаже дома, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимаемых по договору найма жилищного фонда коммерческого использования, оплачиваемая по ценам, установленным Правительством Москвы за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);

П2.2 (i) - общая площадь жилых помещений, расположенных на втором этаже дома и выше, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимаемых по договору найма жилищного фонда коммерческого использования, оплачиваемая по ценам, установленным Правительством Москвы за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для (i-го) месяца (кв.м);

Ц1 - цена за содержание и ремонт жилого помещения, установленная Правительством Москвы для расчетов с нанимателями или собственниками жилых помещений за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для жилых помещений, расположенных на первом этаже дома (руб./кв.м в месяц);

Ц2 - цена за содержание и ремонт жилого помещения, установленная Правительством Москвы для расчетов с нанимателями или собственниками жилых помещений за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для жилых помещений, расположенных на первом этаже дома (руб./кв.м в месяц);

Ц3 - цена за содержание и ремонт жилого помещения, установленная Правительством Москвы для расчетов с нанимателями или собственниками жилых помещений за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для жилых помещений, расположенных на втором этаже дома и выше (руб./кв.м в месяц);

Ц4 - цена за содержание и ремонт жилого помещения, установленная Правительством Москвы для расчетов с нанимателями или собственниками жилых помещений за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для жилых помещений, расположенных на втором этаже дома и выше (руб./кв.м в месяц).

Примечания:

1. При определении площади помещений, которую граждане имеют право оплачивать по ценам, установленным Правительством Москвы за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, учитывается, в том числе дополнительная площадь, предоставленная таким гражданам в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

2. Для расчета бюджетной субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества общежития показатель "общая площадь" используется с увеличением на площадь мест общего пользования (коридоры, туалеты, кухни, душевые).

3. Указывается фактическая стоимость, если утвержденные цены за площадь, превышающую установленные нормы, превышают ее показатели в расчете на 1 кв.м общей площади.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП (с изменениями на 30 июня 2017 года)

Название документа: О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП (с изменениями на 30 июня 2017 года)
Номер документа: 485-ПП
Вид документа: Постановление Правительства Москвы
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 54, 29.09.2012
Дата принятия: 13 сентября 2012
Дата начала действия: 13 сентября 2012
Дата редакции: 30 июня 2017

Под твердыми бытовыми отходами (общепринятое – ТБО) подразумевают предметы, которые не утилизируются в быту и не имеют нужных потребителю свойств.

  • кодексы, законы и постановления;
  • правила и нормы – строительные, санитарные, ведомственные;
  • существующие стандарты и технические условия.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Государственная политика в такой отрасли отражена в первую очередь в федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ. Этот закон определяет:

  • права собственности на отходы;
  • классы опасности отходов;
  • компетенцию государства, полномочия ее граждан и власти на местах;
  • нормирование, государственный учет и отчетность;
  • экономическое регулирование;
  • государственный надзор;
  • степень ответственности в случае нарушения законодательства.

Помимо этого, в указанном нормативно-правовом акте закреплено за муниципальной властью право организовывать работу в сфере ТБО. Что еще раз подтверждается другим федеральным законом от 16.09.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (последняя редакция от 14.10.2014) №307-ФЗ. Получается, что в компетенцию местных органов власти входит сбор ТБО, сортировка и утилизация.

Законы, регламентирующие утилизацию ТБО

  • Экологические проблемы тесно связаны с проблемами утилизации ТБО. Отсюда наличие в нормативно-правовой базе по ТБО таких федеральных законов:
    от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции
    от 24.11.2014 №361-ФЗ (обязывает соблюдение требований безопасной утилизации ТБО);
  • от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в редакции от 23.07.2013 №226-ФЗ (регламентирует правила переработки, обезвреживания и захоронения с учетом нанесения наименьшего вреда атмосфере путем выброса в воздух вредных веществ);
  • от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в редакции от 23.06.2014 №160-ФЗ (регулирует порядок, условия, способ сбора, транспортировку ТБО с точки зрения санитарных норм).

Перечень документов в жилищно-коммунальной области

Законодательная база, которая регулирует деятельность в жилищно-коммунальной сфере , выступает неотъемлемой частью законодательных актов, определяющих деятельность в сфере вывоза ТБО.

Следует отметить такие нормативно-правовые документы:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (редакция от 21.07.2014);
  • закон РФ от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (редакция от 04.10.2014);
  • от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (редакция от 01.05.2005);
  • правительство Российской Федерации приняло Постановление
    от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» (редакция от 23 мая.2006);
  • правительство Российской Федерации приняло Постановление
    от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (редакция от 28.07.2012);
  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 01.12.2014) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В соответствии с Жилищным кодексом плата за оказание такой услуги, как сбор и , не входит в плату за коммунальные услуги. Она входит в структуру расчета по содержанию и ремонту жилых территорий в многоквартирных домах. Это отражено в постановлениях правительства России от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (редакция от 27.08.2012) и от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (редакция от 26.03.2014).

Другие документы

Помимо перечисленных законодательных актов существует еще множество методических рекомендаций (например, методические рекомендации по определению временных нормативов накопления твердых бытовых отходов), санитарных норм (например, СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест») и технических условий (типа «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» от 2003 года), определяющих политику нашего государства в сфере ТБО.

Класс опасности

Работа, связанная с накоплением отходов І–V категории опасности, а также работа, связанная со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов V категории опасности, не требует лицензирования.
Если отходы перемещаются с помощью транспортных средств, то это не подлежит лицензированию. При наличии у компании договора, который заключен с третьим лицом, на размещение отходов на полигоне лицензия не нужна (сбор и перемещение освобождены от лицензирования).
Однако мусор, который образуется в связи с жизнедеятельностью человека, в России не сортируется и зачастую относится к ІV–V классу опасности. Иногда трудно определить класс вывозимых ТБО.

Поэтому для сбора, перевозки, хранения, и обезвреживания требуется лицензия. Выделяют лицензии на:

  • вывоз;
  • транспортировку;
  • утилизацию;
  • сбор;
  • полигон;
  • обеззараживание.

Лицензирование

Закон РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 14.10.2014 №307-ФЗ требует наличия лицензии, когда осуществляется деятельность по накоплению, утилизации и использованию отходов І–ІV категории опасности.

Орган, выдающий лицензии представлен, федеральной службой, осуществляющей надзор в области природопользования. Действие разрешения бессрочное. Оформляется в течение 2,5–3 месяцев. Лицензию получают специализированные предприятия, у которых есть соответствующая техническая база, возможность соблюдения санитарно-эпидемиологических, экологических и других нормативных требований. Чаще всего для получения бумаги обращаются в компании, которые занимаются сбором и представлением документов в необходимые инстанции.

Существует российские классификаторы экономической деятельности ОКВЭД (код на этот вид деятельности 90.00.2) и ОКПД (код для вывоза ТБО 93 190) , которые были обновлены в сентябре 2014 года.

Учет

Существует три группы потребителей: население, бюджетные и прочие.

Каждой группе соответствует своя система образования тарифов. Для каждого человека тарифы устанавливаются согласно нормам накопления ТБО. Тарифы разрабатываются в органах местного самоуправления и меняются только после прохождения специальной экспертизы.
Эта отрасль требует совершенствования.

Существует методика расчета тарифов на 1 м3, которая зависит от расстояния до места обезвреживания отходов, от марки автомобиля на котором их вывозят. В качестве исходной калькуляции затрат выступают себестоимость работ и получаемая прибыль. Себестоимость включает в себя:

  • сбор и выгрузку отходов;
  • доставку ТБО до мест обезвреживания;
  • заезды в дома для сбора ТБО;
  • нулевые пробеги.

Зачастую проблемы в организации учета источников влекут за собой превышение объемов ТБО. В результате – наличие огромного количества несанкционированных свалок по всей стране. Подсчитано, что один представитель человечества за 365 дней может производить мусора около трехсот килограммов.

В настоящее время этот хлам содержит много пластика, пластмассы, использованную технику. Это все имеет длительный период распада, что, соответственно, сильно загрязняет окружающую среду. Множество вопросов, связанных с утилизацией мусора, стоят очень остро и затрагивают многие сферы нашей жизни.

Что относится к твердым бытовым отходам (ТБО)?

К твердым бытовым отходам (ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы (смешанные ТБО). Такое определение соответствует зарубежному термину "твердые муниципальные отходы" (Municipal Solid Waste).

ТБО классифицируют по источникам образования, по морфологическому составу, по степени опасности, по направлениям переработки и т.д. Юридической основой для классификации ТБО служит Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), который классифицирует отходы по происхождению, агрегатному состоянию и опасности. В ФККО используется термин "Твердые коммунальные отходы" код раздела 91000000 00 00 0 .

Так вот, к твердо-бытовым отходам (ТБО) относится достаточно много разновидностей мусора. Это не только ненужные газеты и бумаги, испортившиеся продукты питания и использованные предметы гигиены, обрывки картона и разбившаяся посуда. Все это просто чаще других видов оказывается в мусорном баке возле вашего дома. В современной классификации к группе твердо-бытовых отходов, которые можно выбрасывать в контейнер, относят древесину, смет (собранная в процессе уборки пыль, мелкий мусор, сигареты и пр.), растительные отходы, пищевые (не жидкие) отходы, текстиль и кожа, резина (к шинам это не относится) и упаковочный материал (из картона, стекла, бумаги, пластмассы), а также полимерные отходы .

Крупногаритный мусор, строительные отходы, жидкость и различные масла, органические останки (собак, например, или любимого хомячка), токсичные и опасные для жизни, а также горючие вещества, различные медицинские и фармацевтические отходы выбрасывать в контейнер категорически нельзя . Вывоз отходов в данных случаях должен осуществляться в индивидуальном порядке, а не попадать в общий бак.

Особенно будьте осторожны с теми отходами, которые представляют опасность. И если вы решили, что выброшенная, например, энергосберегающая лампа или градусник ничем вам не грозит - вы глубоко заблуждаетесь. И то, и другое содержит жидкий металл - ртуть, которая даже в малых дозах крайне опасна для человеческого организма. Так что задумайтесь, прежде чем решиться выбросить в мусор очередную сгоревшую лампочку, которая сэкономила вам электричество, а теперь может стать источником проблем со здоровьем.

Мы часто не задумываемся над тем, что выбрасываем. А ведь вывоз мусора, который мы с вами выкинули в контейнер, производится не каждый день, а значит, возможен риск заражения (если там недопустимые органические отходы) или отравления (токсичными веществами или парами тяжелых металлов), не говоря уж о том, что возможно возгорание или даже взрыв (от присутствия горюче-смазочных материалов, например).

Разработанные правила выброса, а также вывоза и последующей утилизации мусора созданы не для того, чтобы ограничить нас с вами и усложнить нам жизнь. Это необходимо нам самим, для того чтобы сохранить здоровье и не ухудшить и без того неважную экологическую обстановку. Так что, если мусор, который вы собрались выкидывать, на самом деле нельзя выбрасывать в общий контейнер, тогда сделайте доброе дело - обратитесь в соответствующую организацию, занимающуюся вывозом мусора или его непосредственной утилизацией.

Многие из нас часто сталкиваются с незнанием того, что означает тот или иной термин, при этом наше любопытство бесконечно. Каждый взрослый человек должен знать, что такое «ТБО», ведь с этим понятием связаны наши платежи, определенные требования закона и СанПиНа, а также множество экологических проблем, виной которым является человечество.

Расшифровка аббревиатуры «ТБО» – твердые бытовые отходы. ТБО – это уже использованные и ненужные человеку предметы, которые он выбрасывает в мусорные контейнеры или транспортирует в специально обозначенные зоны. При этом ТБО принято делить на органическую составляющую (еда) и бытовой мусор (например, стекло, пластмасса и др.). Из всех видов отходов ТБО составляют 25%, причем количество выбрасываемого бытового мусора каждый год неуклонно увеличивается, что превращается во все более серьезную экологическую проблему.

В нашей стране уже накоплено более 35 миллиардов тонн твердых отходов, занимающих 4 миллиона гектаров площади Российской Федерации.

Классификация твердых бытовых отходов

На данный момент выделяется несколько типологий классификации мусора. Так, отходы разделяют по составу, длительности использования и степени опасности для природы и человека.

По морфологическому составу ТБО выделяют:

  • органические отходы;
  • резину;
  • кожу;
  • стекло;
  • текстиль;
  • древесину;
  • металлы;
  • пластик;
  • бумагу и картон.

По длительности использования:

  • кратковременные (бумага, одежда и пр.);
  • длительного пользования (техника, электроника, шины и др.).

Разделение ТБО на классы опасности разберем подробнее, так как от присвоенной степени зависит модель экологического поведения общества.

Классы опасности ТБО

Как и любой продукт жизнедеятельности человека, бытовые отходы могут представлять опасность для жизни людей или быть абсолютно безвредными.

В составе ТБО встречаются отходы, относящиеся к одному из пяти классов опасности:

  1. I класс – материалы, которые могут принести колоссальный вред людям и природе. Окружающая среда не может восстановиться после концентрирования токсичных соединений опасного мусора. К этому классу относятся различные материалы, содержащие ртуть ( , и т.д.).
  2. II класс – предметы, которые также крайне негативно влияют на природную среду, однако она может в дальнейшем медленно восстановиться (от 30 лет и более), если вовремя принять меры по ликвидации отрицательного воздействия отходов. К данному классу относятся машинные , и пр.
  3. III класс – материалы, которые причиняют вред окружающей среде, но при этом природа способна «залечить раны» за временной промежуток в пределах одного десятилетия. К этому классу опасности относится : цемент, ацетон, краски, металлосодержащая продукция.
  4. IV класс – почти безвредные для человека и окружающей среды отходы. Загрязненная таким мусором природа может полностью восстановиться за 3 года. Данный класс составляют такие ТБО, как бумага, дерево, пластик и пр.
  5. V класс – материалы, безвредные и для природного окружения, и для человека. К этому классу относят пищевые отходы, посуду, керамику и т.д.

Классы опасности отходов определяются на основании паспорта – документа, в соответствии с которым оценивается угроза мусора для окружающей среды и человека. Посмотреть, к какому классу по степени опасности относится тот или иной вид ТБО, можно в федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО).

Оборудование для работы с ТБО

Основным оборудованием для переработки мусора на заводах ТБО являются:


Названное оборудование может быть как стационарным (неподвижным), так и мобильным (передвигающимся). Выбор между этими 2 формами зависит от стратегии и целей предприятия. При этом существуют дополнительные орудия, помогающие утилизации. К ним относятся тягачи, доставляющие груз, печи, в которых мусор сжигается, омыватели и сушилки, измельчители макулатуры, разрыватели пакетов и др.

Что гласит СанПиН и закон о ТБО?

Санитарные правила и нормы регламентируют принципы обращения с утильсырьем (СанПиН по ТБО). Они включают несколько пунктов:

  1. Мусор должен храниться строго определенное время. Так, зимой срок его хранения может быть не больше 3 суток, а летом – не более суток.
  2. Сбор утильсырья должен производиться в металлические контейнеры.
  3. Диапазон, в котором должны быть установлены контейнеры, составляет от 20 до 100 метров от жилого комплекса.
  4. Летом контейнерные шкафы должны промываться минимум один раз за 10 суток.
  5. Не допускается забирать мусор из сборных пунктов, чтобы использовать его как вторичное сырье.
  6. Новые жилые комплексы, которые имеют 5 и более этажей, должны быть оборудованы мусоропроводами, причем они обязаны соответствовать строительным нормам класса 8-72.
  7. Вывоз мусора из контейнеров осуществляется 1 раз в неделю. За это ответственен орган, следящий за жилым комплексом (управляющая компания или ТСЖ).

За несоблюдение любого из этих пунктов СанПиН на нарушителей накладывается штраф.

В РФ существует отдельный федеральный закон о ТБО, освещающий правовые стороны вопроса об обращении с отходами (ФЗ №89 от 24.06.1997 «Об отходах производства и потребления»). В нем прописаны классы опасности мусора, права и обязанности государства и граждан в области экологии, ответственность за нарушение закона. Также в документе говорится об обязательном получении лицензии на осуществление деятельности, связанной с опасными ТБО.

Последняя редакция закона от 28. 12. 2016 внесла некоторые изменения в правила обращения с ТБО. Так, вывоз мусора стал коммунальной услугой. Сейчас исполнительная власть обязана проводить тендер, на котором будет выбран единый оператор по работе с твердыми коммунальными отходами (ТКО), называющийся теперь «единой городской службой ТКО». В каждом регионе власть выбирает регионального оператора – юридическое лицо, которое единолично будет распоряжаться делами по утильсырью. Между исполнительными органами и оператором заключается договор, где прописываются обязанности сторон и формы контроля над деятельностью ответственного за обращение с ТКО лица. С введением термина «ТКО» изменилась и система расчета платежа за вывоз мусора: теперь он исчисляется по количеству проживающих в квартире людей.

Обратите внимание! ТКО и ТБО отныне являются синонимами.

Кроме того, сферу обращения с ТБО регламентируют ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» (затрагиваются вопросы утилизации), ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха» (рассказывает о правилах уничтожения, переработки и захоронения отходов), ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (определяет механизм сбора ТКО, условия, при которых это происходит, правила транспортировки).

Лицензия

Лицензия для ведения деятельности, связанной с отходами, предполагается законом РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», последняя редакция которого была 14.10.2014 №307-ФЗ. Оформление лицензий ТБО, как правило, занимает не менее 2 месяцев, для ускорения процесса ее получения необходимо соблюдение нескольких базовых параметров: наличие необходимой техники, следование нормам СанПиНа. Чтобы было удобнее отслеживать и контролировать подобные занятия, в РФ разработаны классификаторы экономической деятельности (ОКВЭД под кодом 90.00.2 для деятельности по сбору твердых отходов) и общероссийский классификатор продукции по видам деятельности (ОКПД 93 190).

Требования к транспорту для сбора ТБО

СанПиН также устанавливают определенные ограничения для сбора и перевозки мусора, которые выражаются в различных видах автомобилей под неоднородный состав ТБО.

  1. В документе указывается, что если контейнер-сборник постоянный, то его должен забирать кузовной собирающий мусоровоз с механической загрузкой/разгрузкой, а если он сменяемый, то должен быть автомобиль с водонепроницаемым контейнером с крышкой. При этом, если контейнер сменный, то перевозчики обязаны чистить и обрабатывать его хотя бы один раз за 10 дней.
  2. Прессованный мусор перевозится транспортными мусоровозами.
  3. Перевозка ТБО при помощи водного транспорта проводится в особых непромокающих емкостях.
  4. Биологические отходы вывозятся кузовными собирающими мусоровозами, причем они должны быть помещены в одноразовую не проницаемую для воды тару.
  5. Запрещено пользоваться транспортом, предназначенным для перевозки биоотходов, в других целях (например, для доставки токсичного утильсырья).
  6. Пищевые останки для кормления домашних животных доставляются в многоразовой таре.
  7. Твердые токсичные отходы вывозятся в контейнерах, емкостях из пластика или пакетах из полиэтилена, а жидкие или пастообразные остатки доставляются в вакуумных машинах.

Как устроены свалки ТБО?

Наибольшее распространение в России приобрело захоронение ТБО. Некоторые эксперты утверждают, что практически 95% отходов ликвидируется таким образом. Как это происходит? Свалки ТБО и полигоны являются по своей сути определенными котлованами или низинами, оврагами и карьерами. Как правило, они располагаются за пределами населенных пунктов.

На свалках введена система талонов. Когда заказчик и исполнитель договариваются об акте приема-передачи мусора, выдается определенная бумага, в которой указывается марка транспортного средства, забирающего мусор, его государственный знак, вид отхода и его вес. Талоны также подразделяются на несколько категорий в зависимости от вида мусора. Так, выделяют талоны на захоронение:

  • твердых отходов;
  • мусора крупного размера;
  • стройотходов;
  • грунта;
  • засоренного грунта.

Для удобства организации сбора мусора работают биржи, на которых компания или человек может разместить информацию о том, что они отдают утильсырье. Там же можно найти контрагента по этой сделке, посмотреть фирмы, которые предоставляют услуги по вывозу или утилизации ТБО. Биржи представляют собой удобную площадку для координирования усилий людей по природоохранной деятельности.

Экономически развитые государства стараются уменьшить количество бытовых отходов, вывозимых на свалки. Эти страны делают упор на и дальнейшее использование на благо своего населения. На данный момент самым эффективным способом переработки является термический, позволяющий снизить в 10 раз объем ТБО, который поступает на свалки. Сегодня процентное соотношение сжигаемых ТКО к не сжигаемым в РФ составляет 2%, в то время как, например, в Дании эта цифра достигает 80%.

Самым передовым методом сжигания является плазменная обработка, которая позволяет переработать мусор в электроэнергию и дизельное топливо Плазменная обработка ТБО является инновационной технологией в данной сфере.

Рано или поздно каждую свалку ТБО приходится закрывать, когда на ней набирается максимально допустимое количество отходов. Соответственно, земли, которые были ими заняты, приходится рекультивировать (заново вводить в использование). Такая операция должна изначально вноситься в план постройки полигона, чтобы потом дополнительно не изымать средства откуда-либо еще. Можно сказать, что рекультивация – это работа, которая направлена на возрождение значимости, ценности занятых ранее территорий.

Повторное введение участков в использование проходит в 2 этапа: технический и биологический. Техническая ступень включает в себя фильтрацию и переработку биологического газа, сбор и обезвреживание фильтрата и стоковых вод, производство защищающего экрана. Биологический этап состоит из агротехнических мероприятий (посев растений, забор газа со свалки), которые способствуют восстановлению нарушенных земель.

Помимо того, что заново облагораживается территория, образующийся на полигоне свалочный газ можно использовать для получения дополнительной энергии. Здесь применяется специальная техника — скрубберы, которые являются газоочистительными аппаратами (некоторые промывают газ водой). На этой методике основано несколько иностранных технологий рекультивации свалок ТБО. Однако свалочный газ состоит из большого количества углекислого газа, который не особо энергоэффективен, поэтому его дополнительно обогащают (увеличивают количество метана до предела), что позволяет тут же использовать полученную смесь для газовых сетей городов и деревень.

Рекомендуем посмотреть видео о том, как происходит переработка ТБО на Ярославском заводе. Помогать разбираться в этом вопросе вам будет легендарный вратарь футбольного клуба Манчестер «Юнайтед» Петер Шмейхель.

Мы разобрались, что такое ТБО и почему технологии их транспортировки и переработки так важны в современных условиях. Грамотная экологическая политика позволяет минимизировать риски нанесения вреда природе, что благотворно сказывается и на самом человеке.

Это товары и предметы потребления (включая их фрагменты), которые утратили свои первоначальные свойства и были выброшены их владельцем. Наряду с твёрдыми промышленными отходами, они представляют большую угрозу для окружающей среды и подлежат переработке.

Бытовой мусор не только ухудшает экологическую ситуацию, но и является источником дополнительных затрат, связанных с его сбором и утилизацией. По мере роста городов эти затраты увеличиваются. Для решения проблем с ТБО в мире разработаны различные технологии их переработки. Наиболее экологически безопасным и продвинутым в технологическом плане решением является разделение твёрдых бытовых отходов и последующее их использование в качестве вторичного сырья.

Проблема твёрдых бытовых отходов

Накопление твёрдых бытовых отходов - опасная проблема. Загрязнение территорий различными видами мусора распространено практически повсеместно. Огромное его количество разбросано по земной поверхности в виде фрагментов или скоплений (свалок). Попадают отходы и в воды Мирового океана.

Значительная доля ТБО - это продукты нефте- и газохимии. Они представляют собой стойкие полимерные соединения с большим периодом полураспада. Наиболее экологически вредным из них является поливинилхлорид (ПВХ), что связано с высоким содержанием хлора в его составе. Строительный мусор, по сравнению с полимерами, представляет существенно меньшую угрозу для окружающей среды.

Экологические риски, связанные с ТБО

Воздействие твёрдых бытовых отходов на биосферу разнообразно, масштабно и практически во всех случаях негативно. Варианты воздействия ТБО на окружающую среду следующие:

  • Засорение земной поверхности бытовым мусором. Целлофановые пакеты и другие виды бытового мусора являются препятствием для роста растений, способствуя снижению биологической продуктивности, скорости формирования почвы. Находящийся в водоёмах, океанах и морях бытовой мусор может сказаться на процессах испарения с поверхности воды.
  • Загрязнение окружающей среды продуктами распада ТБО. Это самая серьёзная из экологических проблем, связанных с бытовыми отходами. При распаде полимеров выделяются ядовитые соединения, которые отравляют почву и грунтовые воды. Не менее вредны и продукты их сжигания. Многие свалки постоянно дымят, загрязняя воздух, особенно в густонаселённых областях. Наиболее опасным и специфичным для ТБО является диоксин, который выделяется при сжигании изделий из ПВХ. Он считается самым токсичным из известных науке химических соединений. К счастью, объёмы выброса диоксина при сжигании не настолько велики, что бы вызвать отравление, однако, его вклад в общее загрязнение довольно значительный.

Помимо продуктов распада и сжигания полимеров различная бытовая химия, тяжёлые металлы, асбест из шифера, углеводороды и многие другие вещества тоже вносят вклад в общее загрязнение. Последствия могут быть ужасными:

  • Гибель животных и рыб. Как показали исследования, птицы и рыбы могут заглатывать небольшие пластиковые предметы, что иногда приводит к их гибели в результате накопления этого мусора в пищеварительной системе. К группе риска относятся и животные, питающиеся на свалках, ведь высока вероятность отравления.
  • Ухудшение гигиенической ситуации. Мусорные завалы нередко становятся местом размножения болезнетворных микроорганизмов, которые могут переноситься на другие территории обитающими там грызунами.
  • Потеря эстетической привлекательности местности. Нахождение среди бытового мусора не каждому придётся по душе. Неприглядный внешний вид, запахи, риск подцепить инфекцию, загрязнение воды в родниках - всё это может существенно подпортить отдых на природе.
  • Воздействие на климат. Пластиковые плёнки и стекло задерживают идущее от земли тепловое излучение, вызывая локальный парниковый эффект и повышение температуры земной поверхности. Крупные скопления мусора являются довольно мощным источником метана, который, поступая в атмосферу, усиливает парниковый эффект.
  • Изъятие земель. Свалки являются причиной сокращения свободных площадей, которые можно было бы использовать для строительства, создания скверов или парков. Эта проблема довольно актуальна, особенно вблизи крупных и средних городов.

Классификация твёрдых бытовых отходов

Единой системы для разделения на классы твёрдых бытовых отходов не существует. Изначально ТБО представляют собой единую общую массу. Однако твёрдые бытовые отходы - это весьма различные по химическому составу и физическим свойствам компоненты. Наибольшее распространение среди ТБО имеют: металл, пластик, стекло, древесина, бумага и картон. Во многих странах лежит в основе раздельной утилизации и вторичной переработки. В России они по-прежнему выбрасываются одной массой и затем складируются на полигонах ТБО.

Утилизация бытовых отходов

Утилизация ТБО предполагает применение различных методов. Наиболее распространённые в настоящее время способы, позволяющие утилизировать твёрдые бытовые отходы - это:

  • Переработка механическими способами.
  • Захоронение твёрдых бытовых отходов на полигонах (свалках).
  • Сжигание отходов.
  • Комплексная переработка.
  • Использование биотехнологий.

Вывоз на является традиционным и наиболее экологически вредным способом «избавления» от ТБО. В нашей стране он по-прежнему занимает лидирующие позиции.

В целях уменьшения объёма, который занимают отходы на свалках, их нередко поджигают, что приводит к распространению опасных веществ на значительные территории и ухудшению качества воздуха. Выделяемые при горении свалок продукты имеют сильно выраженный неприятный запах и являются вредными для здоровья. Размеры свалок в нашей стране постоянно увеличиваются.

Переработка отходов

На данный момент существует несколько методов утилизации. Основные способы, которые помогают переработать твёрдые бытовые отходы, - это:

  • Механическая переработка - это совокупность технологических операций по измельчению, прессованию, брикетированию. Всё это приводит к уплотнению и уменьшению объёма мусора до 10 раз, что делает более удобными его транспортировку и хранение. Однако такие методы только упрощают проблему утилизации, но не решают её полностью.

  • Комплексная переработка отходов предполагает создание мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий. На первом этапе отходы распределяют в зависимости от типа материала (стекло, пластик, металл и т. д.), а затем направляют на переработку в соответствующие цеха. Такой способ утилизации позволяет избавиться от большей части ТБО и получить вторичное сырьё.
  • Биологические методы переработки позволяют удалить из отходов наиболее доступную для разложения микроорганизмов органическую часть, которая преобразуется в так называемый биогумус. Для этого используют культурный штамм красного калифорнийского червя.

Брикетирование

Брикетирование целесообразно проводить уже после извлечения более ценных компонентов. Оставшийся мусор механически уплотняется и расфасовывается. Образованные брикеты более удобны в хранении, транспортировке и утилизации.

Компостирование

Компостирование - это биологический способ переработки, при котором утилизация ТБО осуществляется путём создания так называемых компостных куч. В зависимости от уровня развития технологии срок образования компоста составляет от 2-10 недель до 1-3 лет.

Использование отходов в качестве вторичного сырья

Наиболее сохранившиеся предметы извлекают, приводят в хорошее состояние и используют повторно. Такая практика действует и в некоторых российских городах. Стекло, железо, алюминий и другие металлы переплавляются и могут быть использованы заново. Вторично применяться может и значительная часть бумажных отходов.

Переработка пластмассы из бытового мусора в России не ведётся, поскольку считается малорентабельной. Тем более что в нашей стране имеются большие месторождения нефти и газа, которые дают более качественное сырьё.

Сжигание твёрдых бытовых отходов

Сжигание ТБО позволяет избавиться от больших объёмов мусора, но имеет и серьёзные недостатки. При горении пластмассы в воздух попадают вредные вещества, наиболее токсичным из которых является диоксин.

По этой причине в развитых странах теперь постепенно отказываются от этого способа удаления отходов. Дополнительный источник загрязнения при централизованном сжигании ТБО - это выбросы сажи, золы и образование не полостью сгоревших фрагментов, которые могут составлять треть от исходного объёма бытовых отходов. Все они имеют более высокий класс опасности, чем первоначальные ТБО, а потому требуют более жёстких условий хранения и утилизации.

Чтобы сжигание мусора приносило как можно больше пользы, в западных странах делаются попытки использовать его в качестве источника для получения электроэнергии и тепла. Благодаря этому снижается потребность в ископаемых видах. Примером такой успешной кооперации является в Вене. Там применяют современные технологии, благодаря которым процесс сжигания становится более безопасным.

Сбор бытового мусора в РФ

В России удаление ТБО с территорий городов регулируется 13 статьёй закона об «отходах производства и потребления». Для сбора бытового мусора применяются стандартные металлические контейнеры (мусорный бак). Эта практика действует ещё с советских времён.

Обычно мусорный бак располагают в пространстве между жилыми строениями. В настоящее время делаются попытки организации раздельного сбора отходов, что предусмотрено в соответствии с 13 статьёй вышеуказанного закона. Разделение производится по следующим категориям: пластиковые упаковки, изделия текстиля, бумага, стекло, металл, органические растительные отходы. Однако на данный момент массового внедрения в бытовую практику такое разделение мусора не получило.

Для перевозки ТБО используют специальные машины - мусоровозы. Они различаются по следующим признакам:

  • по применению: машины, используемые в жилых районах и транспорт, предназначенный для работы с крупными отходами (крупногабаритный мусор);
  • по объёму кузова;
  • по способу погрузки;
  • по типу механического уплотнения мусора;
  • по характеру выгрузки ТБО.

Целью транспортировки является вывоз твёрдых бытовых отходов на полигоны. В крупных городах вывоз мусора осложняется большим расстоянием, которое должна регулярно преодолевать машина.

Сбор и временное хранение отходов

В нашей стране сбор твёрдых бытовых отходов является наиболее затратным этапом их утилизации. Большие расстояния, которые должен проезжать мусоровоз в крупном городе, и огромное количество образующегося мусора вынуждает принимать меры по рациональному планированию системы сбора. По этой же причине приходится повышать тариф на вывоз мусорадля юридических лиц. Большое количество дополнительных отходов связано с работой коммерческих торговых точек, а средств для вывоза такого мусора зачастую бывает недостаточно.

Одним из возможных решений является создание станций промежуточного хранения ТБО, откуда крупногабаритный мусор может транспортироваться к месту утилизации с использованием различного транспорта, включая железнодорожные составы.

Способы сортировки бытовых отходов

При сортировке отходов из общей массы выделяют определённые фракции, которые могут быть направлены на вторичную переработку. Для этого применяют следующие методы:

  • Магнитная сепарация. Она основана на использовании мощных магнитов, которые притягивают сплавы на основе чёрных металлов. Коэффициент извлечения составляет около 90 % от общей массы металла в отходах.
  • Электродинамическая сепарация. Её применяют для изъятия алюминия, бронзы, латуни. Коэффициент извлечения превышает 80 %.
  • Аэродинамическая сепарация используется для удаления полимеров и бумаги из общей массы отходов. Этот метод заключается в создании мощного потока воздуха, в результате чего более лёгкие фракции отделяются от тяжёлых.
  • Баллистическая сепарация основана на резком изменении скорости и направления движения площадки с отходами, что позволяет отделять упругие компоненты от более вязких. Этот метод можно использовать для извлечения стекла и некоторых других видов мусора.

Несмотря на постоянное совершенствование методов утилизации, количество отходов с каждым годом возрастает на 3%.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»