На основании чего заключаются госконтракты. Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

- В юридических вопросах лучше обращаться не к здравому смыслу, а к юристам.

Администрация компании «Лигалзум»

На сегодняшний день существуют различные виды договоров государственного контракта. Это могут быть договоры поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, подряда и.т.д. В целом по своему содержанию они не отличаются от подобных договоров с таким же наименованием. Однако, их основное и принципиальное отличие от обычных гражданско-правовых договоров, заключаемых между хозяйствующими субъектами, в том, что, во-первых, одной из сторон такого договора выступает специальный субъект – государство или муниципальное образование, а, во-вторых, действует особый порядок заключения и исполнения такого договора (государственного контракта).

Гражданский кодекс РФ в соответствующей главе об отдельных видах обязательств, содержит соответствующее регулирование предмета, заключения, исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов. Кроме того, данный вопрос регулируется различными федеральными законами: ФЗ «О государственном оборонном заказе», ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» , ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и др. Механизм государственного (муниципального) контракта тесно связан с механизмом тендеров, конкурсов и аукционов.

Согласно ст.525 ГК РФ, поставка товаров для государственных (муниципальных) нужд, осуществляется на основании соответствующего контракта, а так же на основании заключаемых в соответствии с таким контрактом договоров поставки товаров. В свою очередь, государственный контракт заключается на основании заказа на поставку товаров, размещенного в установленном законодательством порядке. Причем для государственного заказчика, разместившего заказ, заключение государственного контракта является обязательным.

При выполнении государственных контрактов нередко возникают сложные ситуации, вплоть до арбитражного разбирательства. В этой ситуации всегда лучше обратиться к профессионалам, имеющим опыт работы в области права государственных контрактов. Специалисты «ЛИГАЛЗУМ» проанализирует сложившуюся ситуацию, соберут доказательную базу для разрешения спора, составят в соответствии с действующим законодательством исковое заявление в Арбитражный суд, проконсультируют Вас о возможном развитии событий в Вашей конкретной ситуации и вместе с Вами составят план дальнейших действий исключительно в Ваших интересах. Кроме того свою позицию мы всегда обосновываем на примере арбитражной практики, сложившейся в соответствующем регионе.

Исполнение госконтракта осуществляется по определенным принципам. Займ госконтракту – целевой кредит на исполнение Государственного контракта. При невыполнении обязанностей, с исполнителя госзаказа взыскивается пеня и штрафы, возможно освобождение от выполнения договора.

Условия контракта или договора, который заключается по государственному заказу, должны выполняться в полном объеме. На обеспечение госконтракта заключается договор, где указываются меры по минимализации потерь государства, если исполнитель не выполняет условий договора. Банковская гарантия является способом обеспечения исполнения государственного контракта, как поручительство и страхование, которые по законодательству не подлежат сегодня к использованию. Банк, за обеспечение госзаказа, получает вознаграждение. С банковской гарантией, в случае неисполнения заказчиком договора, все проблемы по возврату средств ложатся на банк.

Юристы нашей компании специализируются в области государственных контрактов и предлагают профессиональную помощь для разрешения правового вопроса любой сложности. Специалисты «Легалзум» досконально знают все виды государственных контрактов и способы их исполнения.

Мы готовы предоставить Вам компетентную юридическую консультацию, помощь с договорной документацией, обеспечить представительство в судебных инстанциях.

3 простых ШАГА

Для того, чтобы воспользоваться услугами профессионального юриста Вам необходимо совершить всего 3 простых шага:
    1-й шаг:
  • Вы регистрируетесь на сайте нашей компании ЛегалЗум, затем путем ответа на стандартные вопросы кратко описываете суть Вашей проблемы и отправляете заявку нам.
    Начать
  • 2-й шаг:
  • Ваши документы и представленная Вами информация изучаются нашими специалистами. В течение 3-5 дней они дают заключение по Вашему вопросу.
    Начать
  • 3-й шаг:
  • Выбранным Вами способом (электронная почта, обычная почта, доставка курьером) Вы получаете подробную юридическую консультацию по интересующему вас вопросу или составленное исковое заявление в суд. При необходимости мы представляем также обзор судебной практики по Вашему вопросу и рекомендации, как действовать в случае возникновения конфликтных ситуаций.
    Начать
В чем основное и неоспоримое преимущество проекта ЛИГАЛЗУМ

«Прежде чем отправиться в ближайшую юридическую консультацию, попробуйте обратиться к нам. Возможно, проблема отпадет сама собой, а Вы существенно сэкономите время и деньги».

Когда Вы собираетесь в заграничную поездку, особенно в ту страну, где никогда не были, то тщательно изучаете информацию о ней в Интернете, в туристических справочниках и других доступных источниках. И это разумно, поскольку незнание традиций, обычаев и особенностей проживающего там народа, может, как минимум, создать неловкую ситуацию, или, того хуже, Вы можете стать жертвой обмана и потерять, в лучшем случае, деньги.

Планируя визит к врачу в платную клинику, также не лишним будет осведомиться в специальных источниках о симптомах предполагаемой болезни, а также способах и методах её лечения. В противном случае Вас могут начать «лечить», что называется «по полной программе».

Да мало ли в жизни различных сфер, в которых мы не сильно разбираемся, поэтому рискуем стать легкой добычей для разного рода дельцов.

Не является исключением и юриспруденция, с которой сталкиваются в повседневной деятельности многие люди, среди которых и те, с кем случилась неприятность, и те, кто намерен отстаивать свои ущемленные права и законные интересы, в том числе и в судебном порядке. И тех, и других объединяет одно – они нуждаются в юридической помощи, но ничего в этом не понимают. Следовательно, они не подготовленные отправляются к специалисту в ближайшую консультацию и вынуждены ему полностью довериться. Хорошо, если это будет профессионал и порядочный человек. А если нет?

Проект ЛИГАЛЗУМ дает Вам возможность не играть в эти игры вслепую. Отправляясь к специалисту, Вы должны быть хотя бы минимально подготовлены и понимать существо проблемы, с которой обратились, а также возможные способы её разрешения, тогда Вы обязательно почувствуйте фальшь и не дадите себя обмануть.

На нашем сайте Вы, за относительно небольшие деньги, получите исчерпывающую письменную информацию по поставленной Вами проблеме. Причем стоимость услуги не будет меняться на протяжении всего сотрудничества с нами, то есть из Вас не будут «тянуть деньги», как, к сожалению, происходит в отдельных непорядочных организациях, поскольку конструкция и форма деятельности сайта исключают такую возможность.

После получения такой информации, возможно, Вы поймете, что проблема не такая уж глобальная, а способы её разрешения не сильно затратные, поэтому обращаться к адвокату и платить ему немалые деньги в данном конкретном случае нецелесообразно.


Начать

Государственный заказ - совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

В широком понимании государственный заказ - это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии.

В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти . Например, Правительство Москвы размещает заказ на строительство мини-метро до ММДЦ "Москва-Сити". Или Федеральная пограничная служба Российской Федерации размещает заказ на поставку горюче-смазочных материалов для службы автотранспорта.

Государственный контракт - это договор, заключенный органом государственной власти или местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

Государственный контракт - основной документ, определяющий права и обязанности государственного заказчика и поставщика продукции для государственных нужд. В госконтракте отражаются:

    объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении

    с указанием номенклатуры и ассортимента;

    требования, предъявляемые к качеству продукции (работ,

  • сроки поставок продукции;

    товарные цены и условия их изменения;

    объемы финансовых ресурсов, предоставляемые поставщику для закупки материальных ресурсов, необходимых для исполнения госконтракта.

Контрактом может также предусматриваться:

    контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению контракта и оказание помощи поставщику (без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего);

    экономическое стимулирование (льготы по налогам, целевые дотации и субсидии, льготное кредитование).

Государственный заказ отличается прежде всего тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Это так называемый принцип "источника средств ".

При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции - тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конечным потребителем. Например, конечным получателем закупаемых в рамках государственного заказа лекарств могут быть комитет здравоохранения, государственный аптечный склад или аптеки. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие "государственный заказ".

Государственные заказчики

Обычно под этим понимается орган государственного управления или государственное учреждение, которое непосредственно занимается формированием и размещением государственного заказа . Особенно часто это понятие встречается при анализе деятельности администраций субъектов Российской Федерации. Часто перечень государственных заказчиков утверждается ежегодно постановлением или распоряжением губернатора. На государственном заказчике лежат:

    функции формирования государственного заказа.

    функции размещения государственного заказа (то есть определения конкретных поставщиков и исполнителей, которые будут поставлять нужные товары, выполнять работы и оказывать услуги).

Размещение государственного заказа связано с заключением государственного контракта на поставку товаров, выполнение подрядных работ или оказание услуг.

Размещение госзаказа. Государственный заказ размещается в основном среди частный предприятий и организаций . Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа. Для определения конкретных исполнителей государственного заказа чаще всего применяются торги (конкурсы), также известные как тендеры. Также применяются другие способы размещения государственного заказа (способы закупки).

Государственные закупки. Органы государственного управления осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки и называются государственными. В ходе процедур государственных закупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики), которые поставляют товары, работы и услуги для государственных нужд. Основным способом государственных закупок, согласно действующему законодательству, является открытый конкурс. Другими способами закупок, разрешенными законодательством, являются закрытые и двухэтапные конкурсы, запрос котировок и закупка у единственного источника (поставщика).

Государственные нужды

Потребности органов государственного управления в товарах, работах и услугах . Действующее законодательство определяет государственные нужды как "потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования". Понятие "государственные нужды" формально несколько шире, чем понятие "государственный заказ", поскольку и в широком, и в узком смысле этого слова государственный заказ является должным образом обобщенным и оформленным выражением государственных нужд.

Государственный контракт - договор на поставку товаров для государственных нужд, в соответствии с которым поставщик (исполнитель) обязуется передать производимые им товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Государственный контракт заключается на основе государственного заказа, принятого поставщиком (исполнителем). Для государственного заказчика заключение контракта является обязательным всегда, а для исполнителя - лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что заказчик возместит все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта Коваленко Н.И. Практикум по гражданскому праву. Учебное пособие для вузов. В 2-х ч. М.,2003г..

По государственному контракту на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров [Статья 526 Гражданского Кодекса Российской федерации (от 19.07.2007 N 197-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ)].

Сторонами государственного контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд являются государственный заказчик и поставщик (исполнитель).

В качестве государственных заказчиков в соответствии с Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" могут выступать федеральные органы исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а государственными заказчиками на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв признаются также и иные федеральные органы исполнительной власти. В качестве государственного заказчика по оборонному заказу выступает орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска или вооруженные формирования Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, М.И.Брагинский.

Поставщиками (исполнителями) являются организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях размещения государственных заказов, либо принявшие доведенный до них государственный заказ к исполнению.

В случаях размещения государственного заказа путем проведения конкурса и определения его победителя либо принятия поставщиком (исполнителем) доведенного до него государственного заказа для государственного заказчика заключение государственного контракта с указанными поставщиками является обязательным. Поставщик (исполнитель) также обязан заключить государственный контракт, если он принял доведенный до него госзаказчиком государственный заказ либо стал победителем конкурса, проведенного для размещения государственного заказа. В некоторых случаях принятие доведенного до поставщика (исполнителя) государственного заказа является обязательным для последнего. Например, федеральное казенное предприятие ни при каких условиях не вправе отказаться от доведенного до него государственного заказа. Коммерческие организации, действующие в иных организационно-правовых формах, обязаны принять доведенный до них государственный заказ, а следовательно, и заключить государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, если они занимают доминирующее положение на рынке соответствующего товара, при условии возмещения государственным заказчиком убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) исполнением государственного заказа.

Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государственного контракта и в тридцатидневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении. Возможны три варианта такого решения:

Во-первых, согласие заключить государственный контракт на условиях, предложенных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подписывает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государственному заказчику;

Во-вторых, согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложены государственным заказчиком. При таких обстоятельствах поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;

В-третьих, отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же тридцатидневный срок.

Государственному заказчику предоставляется тридцать дней для рассмотрения протокола разногласий к государственному контракту, составленному поставщиком (исполнителем). Здесь возможны следующие варианты: государственный заказчик в течение указанного срока может сообщить поставщику (исполнителю) о принятии его редакции спорных условий государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также при истечении тридцатидневного срока разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для государственного заказчика или поставщика (исполнителя), могут быть переданы другой стороной в срок не позднее тридцати дней на рассмотрение арбитражного суда. Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению государственного контракта.

Основным же правилом, как и в других цивилизованных странах, должно стать размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд (государственного заказа) путем проведения соответствующих конкурсов. И в этом случае заключение государственного контракта с победителем конкурса становится для государственного заказчика обязательным. Государственный контракт должен быть оформлен не позже чем через двадцать дней со дня проведения конкурса Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, О.Н.Садиков;.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком прикрепляется к поставщику (исполнителю). Выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для государственных нужд.

Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в тридцатидневный срок направить проект договора покупателю. Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект договора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласованию и в тридцатидневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в тридцатидневный срок.

Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обратиться в таком случае в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора Мозолин В.П. Гражданское право. В 2-х частях. М.: Юристъ, Ч1 -2005г, 719с.; Ч2 - 2007г, 927с..

Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора в целом. При таких обстоятельствах вопрос о прикреплении поставщика (исполнителя) к другому покупателю должен быть решен государственным заказчиком в течение тридцати дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя). В противном случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государственного заказчика принятия и оплаты товаров либо возмещения расходов, связанных с реализацией этих товаров другому потребителю Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, А.М.Эрделевский;.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»