Надо исповедоваться перед причастием. Как правильно исповедоваться и что говорить батюшке: примеры

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Одним из самых важных таинств в православии можно назвать Причащение Тела и Крови Христовы. Это момент, когда верующий соединяется с Сыном Божьим. Однако следует знать, как происходит подготовка к причастию, особенно для тех, кто впервые решился его принять (к примеру, нужно исповедаться, помолиться и др.). Это необходимо для того, чтобы появился правильный настрой, осознание будущего единства с Христом.

Подготовка к исповеди и причастию - это не однодневная процедура, поэтому нужно точно знать, что и когда делать. Именно об этом и пойдет речь в статье.

Что такое Таинство Причастия?

Перед тем как разобрать, с чего начинается подготовка к причастию (для начинающих это особенно важно), следует знать, что это за таинство вообще. Впервые его принял Христос и заповедал повторять это своим последователям. Первое причастие случилось на Тайной Вечере накануне его распятия.

Перед таинством обязательно совершается богослужение, которое называется Божественной Литургией, или Евхаристией, которое переводится с греческого как "благодарение". Именно это действо и совершил Христос в далеком прошлом перед тем, как причастить своих учеников.

Таким образом, подготовка к причастию должна включать в себя и воспоминания об этих далеких древних событиях. Все это позволяет настроиться на правильный лад, что, несомненно, приведет к более глубокому принятию Таинства.

Как часто нужно причащаться?

Подготовка к причастию (особенно для тех, кто это делает нечасто или вообще впервые) должна включать в себя понятие того, сколько раз можно участвовать в этом таинстве. Тут следует знать, что это действо добровольное, поэтому ни в коей мере нельзя принуждать себя к этому. Главное - прийти на причащение с чистым и легким сердцем, когда хочется приобщиться к Тайне Христовой. Тем, кто находится в каких-либо сомнениях, лучше посоветоваться со священником.

Рекомендуется приступать к причастию в том случае, если вы готовы к этому внутренне. Тот христианин, который живет с верой в Бога, может совершать это таинство на каждой литургии. Если же в вашем сердце еще существуют сомнения, но вы веруете в Бога и находитесь на этом пути, то причащаться можно один раз в неделю или месяц. На крайний случай во время каждого большого поста. Однако все это должно быть регулярным.

Также следует заметить, что, по древним источникам, причащение желательно было выполнять ежедневно, но хорошо и четырежды в неделю (воскресенье, среда, пятница, суббота). Тем, кто только становится на путь веры христианской, следует знать, что в году есть один день - Великий Четверг (перед Пасхой), когда причащение просто необходимо, это дань древней традиции, с которой все началось. О ней же написано в статье выше.

Некоторые священнослужители считают, что частое принятие причастия недопустимо. Однако тут сразу следует сказать, что, по каноническим законам, они не правы. Здесь нужно смотреть в человека очень глубоко и видеть, насколько ему действительно нужно это действие. Помимо этого, причастие не должно быть механическим. Поэтому, если оно совершается часто, то мирянин постоянно должен держать себя в тонусе, быть готовым к принятию Даров. Это могут не все, поэтому то, что описано в этой статье про подготовку, должно происходить регулярно. Постоянные молитвы, исповедь и соблюдение всех постов. Обо всем этом должен знать священник, так как такую жизнь на самом деле не спрячешь.

Молитвенное правило перед причащением

Итак, теперь более конкретно рассмотрим все моменты, которые нужно учесть перед подготовкой к причастию. Первым делом, следует заметить, что очень важна домашняя молитва перед Таинством. В Православном Молитвослове существует специальное последование, которое читают перед причащением. Это есть подготовка к причастию. Молитвы, которые читаются перед этим, не только домашние, но и церковные, также входят в подготовку к Таинству. Обязательно нужно посетить богослужение непосредственно перед Таинством, но вообще желательно это делать каждый день.

  • молебный канон Божьей Матери;
  • покаянный канон к Иисусу Христу;
  • канон Ангелу Хранителю.

Таким образом, осознанная подготовка к причастию и исповеди, молитвы от чистого сердца смогут помочь верующему проникнуться важностью Таинства и духовно подготовиться к этому чуду.

Соблюдение поста перед причащением

Не менее важно перед причастием соблюдать пост. Это обязательное условие. Ведь Святое Причастие, подготовка к которому должна происходить осознанно, - это очень важный обряд, и он не должен быть механическим, иначе пользы от него не будет никакой.

Итак, тем верующим, которые регулярно соблюдают многодневные и однодневные посты, полагается только так называемый литургический пост. Его смысл заключается в том, чтобы не вкушать пищу и питье с двенадцати часов ночи перед принятием Таинства. Этот пост продолжается и утром (т.е. причастие происходит натощак).

Для тех прихожан, которые не соблюдают никакие посты, а также тех, кто только присоединился к православию, священник может установить семидневный или трехдневный пост перед причастием. Все подобные нюансы следует согласовывать дополнительно в церкви и не бояться спрашивать о них.

Как нужно себя вести, каких мыслей избегать перед Таинством

Когда начинается подготовка к причастию, грехи свои должно осознать в полном объеме. Но помимо этого, чтобы их не стало больше, нужно воздержать и от различных увеселений, к примеру, посещений театра, просмотра телевизора. Супругам необходимо отказаться от телесной связи за день до причастия и в день его принятия.

Особое внимание нужно обратить на свое настроение, поведение и мысли. Следите за тем, чтобы никого не осуждать, отбрасывайте непотребные и злобные помыслы. Не поддавайтесь плохому настроению, раздражению. Свободное время следует проводить в уединении, предаваясь чтению духовных книг или молитве (насколько это возможно).

Следует заметить, что самым главным для принятия Святых Даров Христовых является покаяние. Человек должен искренне раскаяться в своих деяниях. Именно на этом и нужно акцентировать свое внимание. Пост, молитва, чтение Священных Писаний - это всего лишь средства достижения этого состояния. И об этом нужно помнить.

Как подготовиться к исповеди

Очень важна исповедь перед причастием. Обратитесь за этой просьбой к священнику церкви, в которой собираетесь принять Таинство. Подготовка к причастию и исповеданию - это особый настрой, направленный на исправление своих грехов, своего дурного поведения и нечистых мыслей, а также отслеживание всего того, что противоречит и нарушает Заповеди Господни. Обо всем том, что было найдено и осознанно, и следует исповедаться. Но помните про искренность, не превращайте беседу со священником просто в формальное перечисление грехов по списку.

Итак, зачем же необходима такая серьезная подготовка к исповеди и причастию? Грехи свои следует осознать заранее для того, чтобы знать, о чем рассказывать священнику. Зачастую бывает, что верующий приходит, но не знает, что сказать, с чего начать. Также нужно настроиться на то, что священник - всего лишь проводник, Таинство Покаяния остается с ним и Господом. Поэтому не нужно испытывать смущение, говоря о своих грехах. Это необходимо, чтобы очиститься и продолжить жизнь свободно.

Исповедь перед причастием: осознание грехов

Итак, подготовка к исповеди и причастию окончена. Но самое трудное еще впереди. Придя на исповедь, откройте свое сердце, не дожидаясь вопросов священника. Расскажите все, что лежит камнем на вашей душе. Совершить сие действо лучше вечером, накануне литургии, хотя не будет ошибкой сделать это и утром перед ней.

Если вы впервые собираетесь причащаться, то исповедаться лучше накануне. Это необходимо для того, чтобы у священника было время вас выслушать. Если же вы желаете исповедаться утром, то выберите день, когда людей немного. К примеру, в воскресенье в храме прихожан очень много, поэтому священник не сможет вас выслушать подробно. После исповеди грехов следует придерживаться правильного пути и стремиться всеми силами в дальнейшем их не совершать, иначе какой был смыл в этой духовной беседе?

День причастия. Что делать?

В день причастия нужно соблюдать некоторые правила. Как было сказано выше, в храм нужно идти натощак. Если вы курите, то нужно воздержаться от сигарет до того, пока не примите Дары Христовы. В церкви, когда наступит момент их вынесения, нужно приблизиться к алтарю, но вперед пропустить детей, если они пришли, так как они причащаются первыми.

Креститься возле Чаши не нужно, следует лишь сделать заранее поклон, скрестив руки на груди. Перед тем как принимать дары, нужно произнести свое христианское имя, а после их сразу съесть.

Что нужно делать после того, как человек причастился?

В правила подготовки к причастию также входит знание о том, что нужно делать после того, как Таинство свершилось. Поцелуйте край Чаши и идите к столику с просфорами, чтобы скушать кусочек. Не уходите из церкви до тех пор, пока не поцелуете напрестольный крест, который будет держать священник.

Также в храме читаются благодарственные молитвы, которые нужно выслушать. На крайний случай вы их можете прочесть дома самостоятельно. Сохраняйте чистоту, которую получили, внутри своей души. С каждым разом это будет происходить все легче и легче.

Что следует знать о причащении детей и больных

Следует сказать о том, что маленькие детки (до семилетнего возраста) причащаются без исповеди. Также им не нужно готовиться так, как это делает взрослый человек (пост, молитва, покаяние). Те младенцы, которые получили крещение, причащаются в тот же день или во время ближайшей литургии, которая следует за их крещением.

Для больных тоже делают исключения. Им можно не готовиться так, как это делают здоровые люди, однако при возможности нужно хотя бы исповедаться. Но если больной не может этого сделать, то священник читает ”Верую, Господи, и исповедую”. После чего сразу причащает.

В церковной практике не отказывают в принятии Святых Даров теми прихожанами, которые отлучены на время от причастия, но находятся на смертном одре или в опасности. Однако по выздоровлении (если так случается) запрет продолжает действовать.

Кто не может принять причастие

Подготовка к причастию для начинающих включает в себя знание и того, кто не может его принять. Об этом будет сказано ниже:

  • не могут принять причастие те, кто не исповедался (исключение составляют дети, которым не исполнилось семи лет);
  • прихожане, которых отлучили от принятия Святых Таинств, также не могут причащаться;
  • те, кто находится в бесчувствии;
  • прихожане, которые являются умалишенными и бесноватыми в том случае, если они в своих припадках богохульствуют (если же этого не случается, то можно причащать, но это не должно случаться каждый день);
  • супруги, которые накануне принятия Таинств имели интимную жизнь;
  • нельзя причащаться женщинам, у которых менструация.

Краткая памятка для причащающихся и исповедующихся

Итак, теперь обобщим все моменты, которые возникают, когда происходит подготовка к исповеди и причастию. Памятка поможет не забыть все этапы.

  1. Осознание греха.
  2. Покаяние в совершенном, особое состояние, когда вы всех простили и не чувствуете зла.
  3. Подготовка к исповеди. Тут нужно пересмотреть, какие грехи могут быть: по отношению к Богу, близким, к самому себе (курение, например), плотские грехи, те, которые относятся к семье (неверность и тому подобное).
  4. Правильная и искренняя, без утайки, исповедь.
  5. Пост при необходимости.
  6. Молитвы.
  7. Непосредственно причащение.
  8. Дальнейшее удержание чистоты и Христа в теле.

Отдельно нужно сказать о том, как вести себя в храме во время причащения.

  1. Не опаздывать на литургию.
  2. Нужно перекреститься при открытии царских врат, затем сложить руки крестообразно. Так же подходить и отходить от Чаши.
  3. Подходить с правой стороны, а левая должна быть свободна. Не толкаться.
  4. Причастие должно происходить по очереди: епископ, пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, дети, взрослые.
  5. Женщинам необходимо приходить в храм без губной помады.
  6. Перед тем как принять Дары Христовы, не забудьте назвать свое имя.
  7. Непосредственно перед Чашей не крестятся.
  8. Бывает, что Святые Дары дают из двух или более Чаш. Следует выбрать в таком случае одну, так как причащение больше раза в день считается грехом.
  9. Дома после причащения нужно прочитать благодарственные молитвы, если вы не прослушали их в храме.

Теперь, пожалуй, вам известны все этапы, которые включает в себя причастие в церкви, подготовка к нему. Очень важно подойти к этому осознанно, с глубокой верой в сердце. Самое главное - это покаяние в своих грехах, которое должно быть истинным, а не просто на словах. Но на этом тоже не стоит останавливаться. Нужно отринуть грех из жизни, как нечто чужеродное, понять, что так жить невозможно, осознать, что легкость может прийти только с чистотой.

В заключение

Итак, как видим, подготовка к причастию - это серьезный этап перед самим Таинством. Все рекомендации следует соблюдать, дабы прийти готовым принять Дары Христовы. Необходимо заранее осознать важность этого момента, поэтому и требуется более усердная молитва. А очистить тело верующему поможет соблюдение поста, очистить душу - исповедь священнику. Осознанная подготовка к причастию и исповеданию поможет прихожанину понять, что это Таинство - вовсе не одно из многочисленных обрядов, а нечто более глубокое. Это особое общение с Господом, в результате которого жизнь христианина меняется кардинальным образом.

Однако следует учесть (это важно в первую очередь для тех прихожан, которые только ступили на путь покаяния), что невозможно за раз все исправить. Если вы десятилетиями наращивали греховный груз, то и избавляться от него нужно постепенно. И принятие причастия - это первый шаг на этом пути.

Был опубликован проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» , подготовленный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики. В настоящее время этот проект активно обсуждается в церковной прессе и на сайтах, мирянами и церковнослужителями.

В этом документе поднимаются крайне важные вопросы, касающиеся подготовки ко Святому Причащению, в частности, связь Исповеди и Святого Причастия, частота приобщения ко Святым Таинам, продолжительность и строгость поста (говения) перед Святым Причастием, Причастие на Светлой Седмице, а также особенности евхаристического поста.

Особое место в проекте документа уделено вопросу необходимости исповедоваться каждый раз перед принятием Святым Причащением. Так, в частности, предложено такое послабление: «В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели - в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, - могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением». («Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»).

Обсуждая этот проект в своих статьях, беседах, комментариях и церковнослужители, и миряне останавливались на нескольких основных вопросах. Можно ли не исповедоваться перед каждым принятием Святого Причастия? Как долго поститься (говеть) перед Причастием? И не скажется ли частая исповедь на ее духовности ?

Итак, попробуем осветить настрой церковнослужителей к этим главным вопросам.

Вопрос 1. Надо ли исповедоваться перед каждым Святым причастием?

Необходимо отметить, что некоторое послабление в вопросе исповеди, прописанное в проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению», многими священнослужителями было оценено достаточно высоко. К примеру, настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, протоиерей Максим Козлов в своем интервью , опубликованном на портале богослов.ru , признается: «Мне кажется, в иных случаях нужно больше доверять священнику. Конечно, в современной церковной действительности с преобладанием в нашей пастве новообращенных, недавно пришедших и не вполне воцерковленных людей разрешение мирянам совершенно самостоятельно определять, когда они будут исповедоваться перед причастием, повлечет, на мой взгляд, только отрицательные последствия. <…> Однако разрешение священнику давать известным ему духовным чадам благословение причащаться на протяжении какого-то периода в том случае, если они тщательно исповедовались и не знают за собой смертных грехов после последней исповеди, будет полезным, поскольку позволит нам избежать профанации Таинства исповеди. Ведь порой человек с трудом придумывает, что бы ему такое сказать, исповедуясь, или начинает рассказ о повседневных бытовых проступках, в которых он, конечно, раскаивается, по жизни сознавая себя греховным пред Богом, но в данном случае говорит о них только для того, чтобы на исповеди было сказано хоть что-то. В иных случаях я благословлял известных мне людей, живущих церковной жизнью, подойти к Чаше не только наутро после вечерней исповеди, но и, предположим, в ближайший праздник через несколько дней. Если такое положение будет утверждено, это можно будет только приветствовать».

Правда, протоиерей Максим Козлов тут же оговаривается, что такое послабление должно обязательно контролироваться священником: «Контроль со стороны священства, безусловно, должен быть сохранен. Но это можно было бы сделать, например, в форме благословения. Скажем, мирянин подходит, получает благословение и на этой литургии причащается, не профанируя при этом Таинство исповеди ».

С ним, похоже, категорически не согласен священник Николай Булгаков , он утверждает: «Оговорка о том, что «в отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели - в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, - могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением», выглядит нарушением важнейшего традиционного принципа, уступкой противникам непременной исповеди перед причащением в день Литургии или накануне вечером. Стоит только сделать одну такую уступку, предоставить решение вопроса «на усмотрение духовника» (уже и звучит предложение прибавить сюда Святки), – и пошло-поехало. <…> Часто исповедуешься? Даже, бывает, каждый день? Ведешь такую серьезную духовную жизнь? И при этом считаешь, что можешь прожить хотя бы сутки без греха? Только в одном случае такое возможно: если ты их не видишь, не замечаешь.<…> Нежелание мирянина приступать к исповеди каждый день, каждый раз перед причащением говорит, скорее всего, о его недостаточно развитой, глубокой, внимательной духовной жизни, о недостатке покаянного чувства ».

Еще более резко о необходимости исповеди перед каждым Святым Причастием пишет настоятель Успенского храма с. Алешково Ступинского района Московской области, протоиерей Михаил Редкин в своей статье «Об исповеди и Причастии» : «Если христианин не испытывает потребности в постоянной исповеди (не только перед Причастием, а перед Причастием в особенности), то он находится в опасном духовном состоянии. Это относится и к священникам, и к мирянам. <…> Причастие без исповеди – очень опасная тенденция. Во-первых, как уже говорилось, если христианин не испытывает потребности в исповеди каждый день, особенно перед Причастием (ибо добрый хозяин сначала наведет порядок в своем доме, а затем приглашает дорогого Гостя), значит душа его пребывает в духовном сне. Во-вторых, это может привести к ложному пониманию Причастия как автоматического привлечения благодати Божией».

Их позицию разделяет и мирянка Елене Кравец. В своей статье , анализируя вопрос Причастия без исповеди, она делает неожиданный вывод: «Я не знаю мирян (включая себя), которые хотели бы обойтись без исповеди перед причащением (вне зависимости от частоты участия в таинстве), но я встречала священнослужителей, по разным причинам ратовавших за сокращение подготовки к причастию за счет исповеди. Это объяснимо. Верующий всегда рад поговорить о себе со священником, в то время как регулярно повторяющиеся списки одних и тех же «обыденных», мелких грехов вызывают у исповедующих священнослужителей чувство замкнутого круга и «дурной бесконечности» (такие высказывания я почерпнула из отзывов священнослужителей)».

И после такого вывода, обращаясь к тем священнослужителям, которые ратуют за послабления при подготовке ко Святому Причастию, Елена Кравец замечает: «Позвольте не поверить вам в том, что частое причащение без предварительной работы над собой механически изменяет и исцеляет душу, что Бог, ценящий человеческую свободу, в духовной жизни действует помимо человеческой воли. Боюсь, что предлагаемые изменения практики подготовки к причащению имеют в виду не духовную пользу прихожан, но решение некоторых проблем приходского служения духовенства. Не отрицая наличия этих проблем, я думаю, что такое решение неудачно. Оно предлагает бедному «постоянному прихожанину» в важнейших моментах его духовной жизни закрывать глаза на собственное внутреннее состояние при условии соблюдения им определенных форм религиозной жизни. Полагаю, что постоянный прихожанин, верный член Церкви заслужил большее внимание к своему внутреннему миру».

И тут же добавляет: «Я предлагаю не лишать Господа Бога возможности изменить, исправить, утешить или просветить человеческую душу в таинстве исповеди, в обязательной молитве перед причащением при условии, что и прихожанин и его духовник считают это нужным и важным.<…> Я предлагаю священнослужителям делать то, что делалось раньше, в недавнее время, и не менять эту практику» («Мнение немолодой прихожанки о подготовке к причастию»).

А вот священник Петр (Прутяну) , который служит в португальском городе Кашкайш, Корсунская Епархия РПЦ, напротив, предлагает сделать еще большое послабление в отношении исповеди. В своей статье « он даже вводит некий математический подход в этом вопросе: «Для тех, кто приходит причаститься один или три-четыре раза в год, исповедь перед каждым причащением обязательна, особенно если священник не знает жизни этого человека. Фактически, исповедь перед каждым причащением появилась именно тогда, когда люди стали причащаться только несколько раз в год. Возникает вопрос, следует ли причащать тех, кто уже на протяжении многих лет подряд причащается раз в год, «по традиции», не имея при этом искреннего желания быть живыми членами Церкви. Зачем нам обманывать этих людей и себя самих? Евхаристический минимум, установленный Церковью, предполагает причастие раз в три воскресенья (80-е правило Трулльского собора), а не раз в год. Тем, кто причащался один раз в год, я разрешил причащаться только при условии (на мой взгляд, оправданном), что они придут, по меньшей мере, два-три воскресенья подряд на причастие. Так, некоторые впервые в своей жизни причащались несколько воскресений подряд и даже держали весь Великий пост. Некоторые из тех людей продолжают причащаться и сейчас, а других я больше не видел. Несмотря на это, по крайней мере, я попытался вывести их из ложного понимания о том, что если ты причащаешься раз в год, то все в порядке, и тот, кто делает это, является православным по всем правилам. <…> Те христиане, которые являются живыми членами Церкви, читают Священное Писание и другие духовные книги, совершают утреннее и вечернее правило, соблюдают четыре многодневных поста, а также среды и пятницы, находятся в мире со всеми и исповедуются раз в три-четыре недели, могут, на мой взгляд, причащаться на каждой литургии без особых дополнительных условий».

Вопрос 2. Частая исповедь: благо или формальность?

Священник Николай Булгаков крайне отрицательно относится к мысли, что частая исповедь может стать формальной: «Противники правила исповеди перед причащением говорят о том, что прихожане, которые часто причащаются, высказывают недоумение: мол, на исповеди приходится говорить об одном и том же. Ну, так что? Мы и молитвы читаем одни и те же, и службы у нас повторяются, и умываемся одинаково много раз в день, - так что же, не молиться, не умываться? Мы каемся не в новых только, а во всех совершённых нами к моменту исповеди грехах, до конца – тогда это будет чистая исповедь: Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши. <…> Нет, не отменять нужно исповедь, если приходится каяться в одних и тех же грехах, но, напротив, тут-то и нужна более глубокая исповедь, в том числе и в том, что человек духовно не совершенствуется, не избавляется от грехов, с выяснением причин, которые ведут к такому печальному топтанию на месте. Надо от повторяющихся грехов отставать, а не от исповеди» («Исповедь перед причащением - всегда»).

А чтобы не было у мирян ощущения привыкания к исповеди, формального подхода, священник Николай Булгаков советует: «Призывать наших прихожан на исповеди действительно просить у Бога прощения за свои грехи, учиться видеть их, учиться ни в чем себя не оправдывать, но быть построже к себе. <…> Учиться на исповеди не многословить, не рассказывать историй со многими подробностями, не впутывать в свои грехи других людей, тем самым стараясь себя оправдать. Не осуждать других, прибавляя себе на исповеди новых грехов. Не путать исповедь с приемом у врача (болезни – не грехи, но следствие грехов). Не хвалиться на исповеди в том, что ты выполняешь, но просить у Бога прощения за содеянное, действительно обличая себя» («Исповедь перед причащением - всегда»).

Иное видение неформального подхода к исповеди и Святому Причастию предлагает священник Андрей Кордочкин . В своей статье, которая так и называется «Комментарий к проекту Межсоборного присутствия “О подготовке ко Святому Причащение”» , он говорит: «Нельзя освободить человека от исповеди. Освободить можно от физкультуры, от прививок, от налогов, от иной повинности. От исповеди нельзя освободить, как и нельзя к исповеди принудить. Исповедь есть прежде всего свободное проявление человеческого духа, совершаемое при нужде и необходимости. <…> Чтобы избежать профанации таинства, можно идти по другому пути – созидать.

Церковь как общину, в которой пастырь знает своих овец, и при отсутствии тяжелых грехов не заставляет их дышать друг другу в затылок перед аналоем за полчаса до начала Литургии. Так он сможет уделять больше времени для исповеди тех людей, кто в ней реально нуждается, делая в Церкви первые шаги, или освобождаясь от тяжелых грехов и пороков.

В этом смысле, в документе следует отметить, что практика принудительной исповеди для мирян, имея свои преимущества и достоинства, никогда и нигде не являлась общепринятой, и священник может сам, согласно своему пастырскому рассуждению, допускать или не допускать человека ко Святой Чаше, не превращая исповедь в формальность ».

Против частого, но формального подхода к Причащению выступает и упоминаемый выше протоиерей Михаил Редкин. В своей статье он сначала приводит следующие слова Феофана Затворника «Исповедь и Святое Причастие – неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища. Надо причащаться все четыре поста. Можно прибавить, причащаясь в Великий и Предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем, т. 1».

А потом развивает их: «Современная тенденция частого Причащения без рассуждения (в отличие от древней) весьма опасна. Если для первых христиан частое Причащение венчало их постоянную подвижническую жизнь, то сегодня наблюдается попытка заменить подвиг Причастием, которому придается чуть ли не магический смысл. То есть причастился и тем самым автоматически освятился. Но думать так, как уже было сказано, неверно и опасно.

В итоге частое Причащение без напряжения всех духовных сил может дать противоположный результат. Поэтому ни частое Причащение не спасет, ни редкое не погубит. Причащаться можно и часто, и редко, в зависимости от обстоятельств. Ценность Причастия зависит не от частоты или редкости, а от благоговения пред Святыней и от сознания своего недостоинства». («Об исповеди и Причастии» )

Достаточно парадоксальные мысли высказывает уже упоминаемый нами служащий в Португалии священник Петр (Прутяну). Он пишет: «Священное Писание и святоотеческое предание нашей Церкви уделяют большое внимание духовному росту, который возможен только через созревание духовного сознания. Разумеется, более частая исповедь помогает в этом, но только тем, кто из «среднего класса». Те, кто приходит в церковь от случая к случаю, не понимают, почему им следовало бы чаще исповедоваться. Это может их даже пугать. А тех, кто обладает каким-то духовным опытом, это утомляет или замедляет их естественный духовный подъем. Исповедь не следует рассматривать как возможность получить прощение за грехи, которые человек не понимает или с которыми никак не борется. Такая исповедь вскоре становится формализмом, вводящим в заблуждение!

Духовная практика показывает, что человек, который причащается несколько недель подряд, исповедовавшись при этом всего один раз, более внимателен к своей духовной жизни, нежели тот, кого призывают исповедоваться перед каждым причастием. Люди из первой категории будет духовно возрастать, правильно понимая смысл причастия и исповеди, в то время как люди из второй категории будут воспринимать исповедь как своего рода «окошко», в котором выдаются (или даже продаются!) «билеты» на причастие. Так происходит чаще всего, хотя может быть и целый ряд исключений. <…> Для причащения Святым Тайнам нам надо постоянно пребывать в состоянии покаяния и сокрушения сердца, без которых мы не можем приступать к евхаристической Чаше. Но это не означает, что каждый раз мы должны идти на исповедь, если наша совесть нас к этому не побуждает. <…>

Есть люди (особенно женщины), которые, если бы это было возможно, исповедовались бы каждый день по целому часу, впадая в опасные заблуждения. Но такой подход является не духовным, но сентиментальным, а порой даже бесовским. По всей видимости, лукавому интереснее создавать у тебя впечатление, будто ты делаешь что-то хорошее, нежели тогда, когда он ничего не дает тебе сделать.

Поэтому священники, особенно молодые, должны быть внимательны к длительным и подробным исповедям, в то же время не впадая в формализм исповедей «на конвейере», которые, по сути, исповедями и не являются» («Снова о главном, или пятому пункту посвящается»).

Вопрос 3. Как долго следует поститься (говеть) перед Святым Причастием?

Дискуссионным стал и вопрос поста (говения) перед исповедью и принятием Святых Таин. Так, в своем уже упоминаемом интервью «Важно указать пределы, дальше которых требовать от мирян невозможно» протоиерей Максим Козлов замечает: «Мне, в частности, кажется вполне разумным, что длительность подготовки к причастию напрямую должна быть связана с регулярностью приобщения человека Святым Таинам, регулярностью его участия в таинственной жизни Церкви. <…> Стоит ли прописывать длительность говения в документе? Наверное, да. Полагаю, если кто-то причащается один-два раза в месяц, два-три дня поста для него вполне вместимы, требование же воздержания от скоромной пищи в течение недели было бы странным, ведь, учитывая четыре многодневных поста в течение года, жизнь этого человека превратилась бы тогда в сплошной пост. Если же человек причащается раз или дважды в год, поговеть можно и побольше, хотя и здесь нужно смотреть на конкретного человека».

А священник Николай Булгаков предлагает в вопросе поста не вносить каких-либо кардинальных изменений. В своей статье он отмечает: «Миряне хорошо знают, что поститься перед причащением обычно полагается три дня. Поскольку они, как показывает опыт, сами «успешно» сокращают это правило, то лучше их в этом не расхолаживать. Если «официально» разрешить говеть в течение года один день, то может получиться, что и от этого дня ничего не останется». («Исповедь перед причащением - всегда»).

У упоминаемого протоиерея Михаила Редкина по поводу говения перед исповедью свой взгляд на вещи: «На одном и том же приходе одному прихожанину духовник может благословить говеть (в том числе и поститься) 7 дней, другому 3 дня, третьему 1 день, а кого-то допустить к Причастию по соблюдении только евхаристического поста. Все зависит от духовного и физического состояния говеющего, что и прописано в документе: принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего» («Об исповеди и Причастии»).

Вот с такими разными точками зрения приходится встречаться. И, судя по бурному и противоречивому обсуждению проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению» , можно сделать вывод, что этот документ сегодня крайне актуален для нашей Церкви. И его скорейшее принятие поможет внести ясность в ряд важнейших вопросов.

Церковная жизнь наполнена разными правилами и обрядами. Но существует один самый главный - это Таинство Причастия. Однако, необходимо знать, как именно причаститься в церкви. Иначе можно нарушить строгие церковные порядки. Считается, что это наносит Богу оскорбление, не надо допускать такого греха. Поэтому следует серьезно подойти к данному вопросу.


Что такое Причастие

Перед тем, как причаститься в церкви, необходимо несколько дней посвятить подготовке. Это самое важное Таинство из семи, которые есть в Православии. Аналогичные таинства есть у католиков. Протестантские церкви по-разному относятся к этому вопросу.

Во время Тайной вечери Христос впервые причастил своих учеников, предложим им хлеб и вино. До момента крестной смерти Спасителя люди приносили в жертву животных, как прообраз будущих испытаний Сына Божьего. После того, как Он воскрес, отпала необходимость в других приношениях. Поэтому теперь молитвы читаются над хлебом и вином. Ими же совершается Причастие.

Зачем же в церкви требуют, чтобы прихожане причащались и исповедовались? Как это сделать правильно? Это символ единения Бога с человеком. Сам Христос заповедал, чтобы люди так поступали. Таинство превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Иисуса. Принимая их, верующий принимает в себя Господа. Он поддерживает свои духовные силы на должном уровне.

Причастие дает большой «заряд» духовности. Особенно важно, чтобы это Таинство совершалось над больными, умирающими. Живые должны к нему приступать регулярно. Как минимум - один раз в пост, желательно и в каждый большой праздник.


Как подготовиться к причастию

К таинству в Православной церкви не допускают всех подряд. Нужно выполнить ряд условий:

  • быть православным христианином;
  • выдержать строгий пост (минимум 3 дня);
  • прочитать все необходимые молитвы;
  • сходить на исповедь после Всенощного бдения;
  • прийти утром на Литургию.

Только при исполнении всех этих условий прихожанин сможет правильно причаститься в Церкви. В некоторых храмах исповедь принимают не накануне вечером, а утром во время службы. Но тогда получается, что во время Богослужения люди отвлекаются на стояние в очередях. Лучше все же исповедоваться, когда не надо торопиться и вокруг нет столпотворения.

Без исповеди к Таинству допускаются:

  • младенцы (дети до 6 лет) - однако их нежелательно кормить перед службой;
  • те, кто накануне принял Крещение - но им тоже необходимо поститься, а также прочесть молитвы.

Пост должен быть строгим - требуется отказаться от всей животной пищи (мясо, рыба, все молочное, яйца). Сориентироваться поможет церковный календарь. Там указывается, какие продукты разрешены. В некоторые дни и растительное масло может быть под запретом. Для больных и пожилых людей священник может сделать исключение, но вообще послаблять пост не принято. Также нельзя пить после 12 ночи и до самого момента Причастия.


Как правильно исповедаться в церкви

Многих также волнует вопрос, как правильно исповедоваться в церкви - мешает смущение, неопытность. Но чтобы доказать Богу свое твердое стремление исправиться, придется побороть свои страхи. Священник является лишь свидетелем, он видел и слышал многое, так что вряд ли получится его сильно удивить. Но перед тем, как подойти к духовнику, надо подготовиться.

Поскольку многих на исповеди охватывает волнение, существует традиция записывать свои грехи на листочке. В конце исповеди батюшка забирает этот «список» и рвет его, в знак того, что Господь все прощает. Для составления исповеди можно воспользоваться специальной брошюрой, или просто взять 10 заповедей и подумать, чем согрешили против каждой.

  • Не стоит на исповеди обвинять других, тем самым оправдывая свое отрицательное поведение. Пример: жена накричала на мужа и говорит, что он «сам виноват», потому что пришел пьяный. Пусть так, но в любой ситуации надо сдерживаться, действовать с любовью, без оскорблений. Как и исповедоваться в церкви необходимо, рассказывая лишь о себе, а не о других.
  • Не нужно также хвалиться тем, что против некоторых заповедей грехов нет. Да и так ли это? Прелюбодеянием считается не только физическая измена, но даже мысли о ней. Курение - медленный вид самоубийства, а это тягчайший грех. К тому же курящий вредит и окружающим, усугубляя вину. Необходимо каяться в этом грехе, ведь христианин должен поддерживать порядок не только в душе, но и следить за здоровьем тела.
  • Не нужно спорить со священником. Это сугубый грех, за который могут вообще отлучить от причастия. Скорей всего, есть вещи, которые пока вам непонятны. Следует поразмышлять над тем, что было сказано.

Не существует каких-то строгих правил, регулирующих, что говорить в церкви во время исповеди. Важно проявлять искреннее желание исправиться. Духовники обычно помогают тем, кто испытывает затруднения, задают вопросы. Нет необходимости перечислять каждый грех, название которого вычитано в книгах. Многие имеют общий корень - гордость, жадность, нежелание работать над собой, нелюбовь к ближним.

Молитвы и богослужение

После того, как названы грехи, священник покроет голову епитрахилью (часть облачения, длинная вышивая полоса), прочитает специальную молитву. Во время нее надо будет назвать свое имя. После этого взять благословение у батюшки, выслушать наставления, если они будут. Затем необходимо пойти домой, чтобы готовиться дальше.

Перед тем, как причаститься, следует прочитать ежедневное молитвенное правило и специальные причастные каноны. Они публикуются во всех молитвословах. Канон - это вид церковной поэзии, который настраивает душу на нужный лад. Можно прочесть их в церкви до того, как исповедаться.

После канонов следуют молитвы, их можно прочесть и утром, если будет время, только не во время Литургии, а до нее. Причастное правило иногда разбивают на несколько частей, чтобы прочитать в течение трех дней. Но тогда не достигается необходимый настрой. В случае сомнений надо спросить совета у батюшки - он скажет, как лучше поступить.

Надо стараться в дни поста сохранять спокойствие духа, ни с кем не ссориться, или вся подготовка пропадет. Многие святые отцы учат, что воздержание от определенной пищи не так важно, как воздержание от гнева, дурных поступков.

  • На Литургию необходимо прийти без опозданий.
  • Маленьких детей обычно приносят на Причастие позже - священник подскажет, во сколько подойти.
  • Женщинам не стоит сильно душиться и краситься - Церковь это не светская тусовка, а Храм Божий.
  • Если в церкви сделали замечание - лучше не обижаться, а поблагодарить и отойти в сторону.
  • Если после исповеди совершили какой-то грех, надо постараться найти своего духовника, рассказать ему об этом. Обычно перед Причастием один из священнослужителей выходит из алтаря, чтобы поддерживать порядок.
  • Перед тем, как идти к Чаше, надо сложить руки на груди, чтобы правая была сверху. Земные поклоны сделать заранее!

Если человек только принял Крещение, он обязан прийти на ближайшую Литургию. К Причастию его допустят без исповеди. В противном случае «христианин» демонстрирует полное пренебрежение ко всему, на чем строится духовная жизнь. Крещение как ритуал не гарантирует спасения, для этого необходимо постоянно совершенствоваться.

Теперь вам известно, как правильно причащаться и исповедоваться в церкви. Со временем большинство вопросов отпадает само собой, вчерашний новичок становится опытным прихожанином. Да будет принятие Святых Христовых Тайн во спасение души и тела!

Как правильно исповедаться впервые

Как правильно причаститься и исповедаться в церкви was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

О Таинстве Причащения

(Лк.22:19).

15.6. Кто может причащаться?

О Таинстве Причащения

15.1. Что означает Причащение?

– В этом Таинстве под видом хлеба и вина православный христианин вкушает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится Весь Христос. Постижение этого Таинства превосходит разум человека.

Это Таинство именуется Евхаристией, что значит «благодарение».

15.2. Кем установлено Таинство Причащения?

– Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом.

15.3. Как и для чего Иисус Христос установил Таинство Причащения?

– Это Святое Таинство Господь Иисус Христос установил на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил Своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое » (Мф.26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27,28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совершать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).

15.4. Для чего надо причащаться?

– Чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь. Без частого Причащения Святых Христовых Таин достигнуть совершенства в духовной жизни невозможно.

Действующая в Таинствах Исповеди и Святого Причащения благодать Божия оживляет душу и тело, исцеляет их, осязательно действует так, что человек-христианин становится чувствительным к своим грехам и немощам, не так легко поддается греховным делам и укрепляется в истинах веры. Вера, Церковь и все ее установления делаются родными, близкими сердцу.

15.5. Достаточно ли для очищения от греха одного покаяния, без Причастия?

– Покаяние очищает от скверн души, а Причастие наполняет Божией благодатью и препятствует возвращению в душу лукавого духа, изгнанного покаянием.

15.6. Кто может причащаться?

– Причащаться могут и должны все крещеные православные христиане после положенной для этого подготовки постом, молитвами и Исповедью.

15.7. Как подготовиться к Причащению?

– Желающий достойно причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться и начать благочестивую жизнь. Готовиться к Таинству Причащения надо несколько дней: больше и усерднее молиться дома, быть на вечернем богослужении накануне дня Причащения.

С молитвой обычно соединяется пост (от одних до трех суток) – воздержание от скоромной пищи: мяса, молока, масла, яиц (при строгом посте и от рыбы) и вообще умеренность в еде и питье. Следует проникнуться осознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Надо исповедоваться вечером накануне дня Причащения или утром до Литургии. Перед Исповедью надо примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно попросив у всех прощения. Накануне дня Причащения воздержаться от супружеских отношений, после полуночи не есть, не пить и не курить.

15.8. Какими молитвами надо готовиться к Причащению?

– Для молитвенной подготовки к Причащению существует особое правило, которое есть в православных молитвословах. Оно обычно состоит из чтения накануне вечером четырех канонов: канона покаянного ко Господу Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю, канона из Последования ко Святому Причащению. Утром прочитываются молитвы из Последования ко Святому Причащению. Вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущим, а утром – утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

15.9. Как подходить к Причащению?

– После пения «Отче наш» надо приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Святой Чаши. Детей надо пропустить вперед. Подходя к Чаше, надо крестообразно сложить руки на груди (правая поверх левой) и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть ее.

Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое христианское имя, данное при Крещении, широко открыть рот, благоговейно принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать низ Чаши как ребро Христа. Нельзя трогать Чашу и целовать руку священника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

15.10. Как часто надо причащаться?

– Это надо согласовать с духовным отцом, так как священники благословляют по-разному. Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, некоторые современные пастыри рекомендуют причащаться от одного до двух раз в месяц. Другие священники благословляют и более частое Причащение.

Обычно исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и храмовые праздники, в дни своих именин и рождения, супруги – в день их венчания.

Не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.

15.11. Кто не имеет права причащаться?

– Не крещеный в Православной Церкви или крещеный в других религиозных конфессиях, не перешедший в Православие,

– тот, кто не носит нательного крестика,

– кто получил запрет священника причащаться,

– женщины в период месячного очищения.

Причащаться нельзя для «галочки», ради определенных количественных норм. Таинство Причащения должно стать для православного христианина потребностью души.

15.12. Можно ли причащаться беременной?

– Надо, и как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, посильной молитвой. От поста беременных женщин Церковь освобождает.

Воцерковление ребенка надо начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. До него доходят отзвуки внешнего мира и в них он способен улавливать тревогу или покой. Ребенок чувствует настроение своей мамы. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей, чтобы Господь посредством их воздействовал Своей благодатью на дитя.

15.13. Может ли православный христианин причаститься в какой-либо другой инославной церкви?

– Нет, только в Православной Церкви.

15.14. В любой ли день можно причаститься?

– Каждый день в Церкви происходит Причащение верующих, за исключением Великого поста, во время которого причаститься можно только по средам, пятницам, субботам и воскресеньям.

15.15. Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

– В Великий пост взрослые могут причащаться по средам, пятницам, субботам и воскресеньям; маленькие дети – по субботам и воскресеньям.

15.16. Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

– Дело в том, что на Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословлённое вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как младенцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают.

15.17. Можно ли причаститься в один день несколько раз?

– Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

15.18. Можно ли причаститься после Соборования без Исповеди?

– Соборование не отменяет Исповедь. На Соборовании прощаются не все грехи, а лишь забытые и неосознанные.

15.19. Как причаститься болящему на дому?

– Родственники больного должны предварительно договориться со священником о времени Причащения и о мерах по подготовке болящего к этому Таинству.

15.20. Как причастить годовалого ребенка?

– Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести к завершению Литургии – к началу пения молитвы «Отче наш» и затем причастить.

15.21. Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

– Только в исключительных случаях разрешается причащаться не натощак. Этот вопрос решается индивидуально по совету со священником. Младенцам до 7 лет разрешается причащаться не натощак. Детей к воздержанию от пищи и пития перед Причастием надо приучать с малолетства.

15.22. Можно ли причаститься, если не был на всенощном бдении? Можно ли причаститься, если постился, но не читал или не дочитал правило?

– Такие вопросы решаются только со священником индивидуально. Если причины отсутствия на всенощном бдении или не выполнения молитвенного правила являются уважительными, то священник может допустить причаститься. Важно не количество прочитанных молитв, а расположение сердца, живая вера, раскаяние в грехах, намерение исправить свою жизнь.

15.23. Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк.5:31). На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Таин, и если люди все-таки причащаются, то лишь по особому милосердию Божию. Именно грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаются в этом спасительном источнике – как болящие в лечении. А те, кто сам себя считает недостойным и удаляет от Причащения, подобен еретикам и язычникам.

При искреннем покаянии Бог прощает человеку грехи, и Причащение постепенно исправляет его недостатки.

В основе решения вопроса о том, как часто надо причащаться, лежит степень подготовленности души, ее любовь к Господу, сила ее покаяния. Поэтому Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам.

15.24. Если после Причастия ощущается холодность, значит ли это, что причастился недостойно?

– Холодность бывает у тех, кто ищет от Причащения утешений, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать. Однако, когда после Причащения в душе нет мира и радости, надо усматривать в этом повод к глубокому смирению и сокрушению о грехах. Но отчаиваться и скорбеть не стоит: корыстного отношения к Таинству быть не должно.

Кроме того, Таинства не всегда отражаются на чувствах, а действуют и сокровенно.

15.25. Как вести себя в день Причащения?

– День Причащения – это особый день для христианской души, когда она таинственным образом соединяется с Христом. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению.

После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить дар достойно и не возвращаться назад, то есть на прежние грехи.

Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Святыня может быть оскорблена зрением, неосторожным словом, слухом, осуждением. В день Причащения надо умеренно питаться, не развлекаться, вести себя благопристойно.

Следует хранить себя от праздных разговоров, а чтобы их не было, надо читать Евангелие, Иисусову молитву, акафисты, жития святых.

15.26. Можно ли целовать крест после Причастия?

– После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

15.27. Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

– После Причастия до запивки следует воздержаться от целования икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

15.28. Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

– Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из-за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равнозначную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

15.29. Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

– Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают только после Исповеди.

15.30. Оплачивается ли Причащение?

– Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершается бесплатно.

15.31. Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

– С брезгливостью можно бороться только верой. Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Чашу: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпидемий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное в том числе и во исцеление души и тела, и Господь не посрамляет веру христиан.

Если часто исповедоваться, не превращается ли исповедь в формальность? Отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа.

Обязательно ли исповедоваться перед причастием?

Отец Константин, в современной практике Русской Православной Церкви таинства исповеди и причастия напрямую связаны. Если человек причащается раз в две недели и чаще, не превращается ли для него исповедь в формальное перечисление грехов?

Я слышал, что во многих местах за границей исповедь и разделены. На воскресной и праздничной литургии причащается вся община, и далеко не перед каждым причащением прихожанин исповедуется. Если я не ошибаюсь, это практикуется в маленьких приходах, где священники хорошо знают всех прихожан лично, имеют представление о внутреннем мире каждого, его духовном устроении.

В современных российских условиях, особенно в Москве и Московской области, где прихожан очень много, причем не все они ходят каждое воскресенье, некоторые причащаются несколько раз или даже один раз в год, если просто разрешить всем причащаться без исповеди, это, скорее всего, приведет только к тому, что люди потеряют благоговение перед святыней, станут относиться к величайшему таинству как к одному из многочисленных обрядов.

Поэтому обычай исповедоваться перед причастием в наших условиях я считаю разумным и нужным, но надо понимать, что это именно обычай, а не канон и не догмат. И прихожанин, про которого я знаю, что он регулярно исповедуется и причащается, серьезно относится к своей духовной жизни, может просто подойти ко мне и сказать: «Батюшка, благословите причаститься». И я благословляю.

Но если он по каким-то причинам придёт в другой храм, в котором принято, чтобы перед причастием каждый подходил к исповеди и что-то говорил священнику, пусть следует тамошним обычаям. Это вообще не повод для спора. Глубоко человек кается или формально перечисляет грехи, зависит не от обычаев.

С другой стороны, не только среди новоначальных, но и среди тех, кто в Церкви с детства, есть люди, которые причащаются два раза в год. На мой взгляд, этого мало, но не могу же я им запретить причащаться и эти два раза? Разговаривал как-то раз с одним таким христианином, он сказал, что причащается на Рождество и на Пасху, а чаще ему тяжело. И что теперь? Отлучить его от Церкви? Или заставить причащаться чаще? Думаю, ни то, ни другое неправильно.

В идеале мы должны всей общиной причащаться за каждой литургией. Эта норма в первые века сложилась. Но сегодня от неё есть разные отступления, и не все они плохие. Ведь во многих больших храмах, в том числе и в нашем, литургия совершается ежедневно. Понятно, что вся община не может собираться каждый день, но я не считаю, что надо отменять ежедневные литургии и по будням вместо литургии читать часы.

А вот то, что некоторые прихожане причащаются всего несколько раз в году – отступление от нормы по нашим немощам. В Синодальный период это отступление стало признаваться нормой, считалось, что достаточно причащаться один раз в году, а пять раз в год - каждым постом и на День Ангела - уже много. Это совсем неправильный обычай, противоречащий церковной традиции, но ведь и в то время люди достигали святости. Если человек стремится к Богу, никакие правила ему не помешают.

В наше время, я считаю, церковная жизнь устроена разумней, чем перед революцией, и тем более незачем спорить о порядках. Боюсь, от таких споров будет больше вреда, чем пользы. Просвещать надо людей, публиковать книги и статьи о смысле Божественной литургии.

Слава Богу, сейчас изданы и популярны труды и других великих богословов нашего времени. Но, кстати, замечу, что если административно насаждать, то, что предлагал отец Александр, тоже добра не будет. Добрые обычаи должны вырастать из глубины приходской жизни. Жизнь нужно налаживать, а не администрировать на литургическую тему.

Беседовал Леонид Виноградов



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»