Глобальные тенденции развития мира. Пять трендов, которые сейчас определяют наш мир Тенденции развития современного мира

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Основами развития политической системы России как суверенной демократии.

Основные тренды развития современного мира и Россия

Тема 1

Введение

Актуальные геополитические, экономические тенденции

Москва, 2010 год

Основные тренды развития современного мира и Россия. 5

Мировая политическая система. 24

Становление и развитие политической системы России в конце XX – начале XXI века. 41

Мировая экономическая система. 56

Мировые социально-демографические тенденции. 84

Третий сектор: Россия и мировые тенденции. 101

Мировая культура. 119

Мировое информационно-коммуникационное пространство. 137

Россия XXI века: стратегия развития. 150


Современный мир меняется на глазах. К этому можно относиться по-разному. Можно подобно страусу делать вид, что ничего не происходит. Можно бороться против изменений, стремиться отгородиться от них. Можно, «оседлав волну» изменений, попытаться вырваться вперед.

Этот курс предназначен для тех, кто выбирает последнюю стратегию.

Каждый молодой человек в нашей стране постоянно делает выбор, определяя свой жизненный путь.

Цель курса – создание целостной системы представлений о роли и месте России в системе международных отношений

Курс формирует следующие представления:

Об основных тенденциях мирового развития,

Конкурентной борьбе между ведущими мировыми державами в геополитическом, геоэкономическом, социально-демографическом и культурно-цивилизационном пространстве,

Сильных и слабых сторонах России в миросистеме,

Внешних угрозах и вызовах,

Конкурентных преимуществах России,

Возможных сценариях и перспективах её развития.

Разработчики этого курса будут искренне рады, если его слушатель в конечном итоге задаст себе простой вопрос: а каким я вижу свое будущее в России с учетом всего того, что я узнал?


В результате изучения этой темы вы познакомитесь:

С основными политическими, экономическими, социально-демографическими культурно-цивилизационными тенденциями, которые характеризуют мировое развитие;

- основными противоречиями и конфликтами мирового развития;

- основными пространствами глобальной конкуренции;

Позицией России в глобальной экономической, политической, социально-демографической и культурной конкуренции, уровнем её конкурентоспособности;

- базовыми принципами функционирования политической системы России;

- ролью президента, парламента, Правительства и судебных органов в политической системе России;

Современный мир представляет собой мир глобальной конкуренции, протекающей в разных формах. Необходимо выделить четыре основных пространства конкурентной борьбы: геополитическое, геоэкономическое, социально-демографическое и геокультурное. Каждая страна, претендующая на роль великой державы, должна быть конкурентоспособной в каждой сфере. Ведущей тенденцией развития международных отношений является усиление в условиях глобализации экономической составляющей конкуренции, выражающейся прежде всего в соперничестве национальных экономик.

1. Уровень развития экономики остается основным показателем силы и влияния государств в мире. Эта тенденция углубилась в последние десятилетия благодаря демократизации мира, почти повсеместному росту влияния масс на политику государств. А первое требование масс — благосостояние. Две ведущие державы мира — Соединенные Штаты и Китай — делают ставку на экономические факторы силы. США — из-за невозможности перевести военную силу (даже такую гигантскую, как американская) в сопоставимое политическое влияние (минувшее десятилетие это убедительно доказало). Китай — из-за относительной слабости других факторов влияния и в духе национальной культуры, которая в основном не предполагает силовую экспансию и опору на «жесткую силу».

2. Экономическое соревнование может обостриться и стать еще более значимой частью мировой конкуренции из-за начавшейся смены технологического уклада: развития цифровой революции, новой волны роботизации, почти революционных изменений в медицине, образовании, в энергетической сфере.

3. Технологическая революция, скорее всего, усугубит еще одну кардинальную тенденцию — непредсказуемое, сверхбыстрое перераспределение сил и повышение по этой причине потенциала конфликтности в мире. На этот раз, возможно, за счет нового сдвига глобального ВНП в сторону от производителей энергоносителей и сырья, дальнейшего вытеснения массовых профессий из индустрий теперь уже и в развивающемся мире, обострения неравенства внутри стран и между ними.

4. Неизвестно, приведет ли технологическая революция к возобновлению устойчивого экономического роста. На обозримую перспективу стоит ожидать его замедления, вероятно, нового кризиса по-прежнему неустойчивой международной финансовой системы, экономических шоков в широком понимании.

5. Старый Запад не останется лидером развития. Но взрывное смещение влияния в пользу «новых», которое наблюдалось в последние 15 лет, скорее всего, замедлится. А конкуренция обострится — из-за общего снижения темпов и накопленных диспропорций. Новые страны станут все громче требовать для себя такого положения в мировой экономической системе, которое соответствовало бы достигнутому ими уровню экономического развития. Старые — отчаяннее защищать свои позиции.

6. Это замедление наряду с технологическими переменами, «позеленением» мышления большинства человечества ведет к очередному циклическому падению спроса на традиционные энергоносители, многие виды сырья и металлов. Зато вероятен рост спроса на продовольствие и другие водоемкие товары.

7. Начался процесс быстрого переформатирования, если не разрушения системы глобального экономического регулирования, созданной в основном Западом после Второй мировой войны. Увидев, что сложившаяся модель дает равные преимущества поднимающимся конкурентам, старый Запад стал от нее отступать. ВТО постепенно отходит в тень, уступая место двух- и многосторонним торгово-экономическим соглашениям. Систему МВФ-Мирового банка дополняют (и начинают теснить) региональные структуры. Начинается медленная эрозия доминирования доллара. Возникают альтернативные платежные системы. Почти повсеместный провал политики «вашингтонского консенсуса» (которому пыталась, а частично и сейчас пытается следовать Россия), подорвал моральную легитимность прежних правил и институтов.

8. Конкуренция переносится в сферу технических, экологических и иных стандартов. В дополнение к региональным экономическим союзам, создававшимся в последнее десятилетие, строятся макроблоки. США с группой ориентированных на них стран запускают Транстихоокеанское партнерство (ТТП). Китай вместе со странами АСЕАН создает Региональное всестороннее экономическое партнерство (РВЭП). Одновременно Соединенные Штаты через заключение Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) стремятся закрепить в своей орбите Европу, не допустить ее сближения с евразийским пространством. Поскольку применение военной силы, особенно в отношениях между крупными государствами, крайне опасно, распространенным инструментом внешней политики становятся санкции, применение других экономических инструментов без легитимации СБ ООН. Ситуация напоминает прошлые века, когда блокады, эмбарго были обыденностью. И часто вели к войнам.

9. Взаимозависимость, глобализация, еще недавно считавшиеся преимущественно благом, все чаще становятся фактором уязвимости. Особенно когда страны, создавшие нынешнюю систему и сохраняющие в ней ведущие позиции, готовы использовать их для извлечения сиюминутной выгоды или удержания доминирования — экстерриториальным применением внутреннего законодательства, ограничительными мерами, созданием помех для взаимозависимости там, где она им представляется невыгодной. (Например, десятилетия усилий по предотвращению, а потом ослаблению позитивной взаимозависимости между СССР/Россией и Европой в области торговли газом и порождаемым ей встречным потоком товаров и услуг). Создатели либерального мирового экономического порядка во многом де-факто уже работают против него. Что остро ставит вопрос о соотношении необходимой открытости мировому рынку и защиты от него.

10. Сообщество развитых стран изменит свою конфигурацию. Раньше или позже в него вольются регионы и страны прежнего развивающегося мира, прежде всего, Китай, некоторые государства АСЕАН, Индия. Часть прежде развитого мира будет стремительно отставать. Такая участь угрожает странам юга и востока Европы, в том числе и России, если она не изменит коренным образом свою экономическую политику.

11. Основные тенденции экономического и технологического развития усугубляют неравенство внутри стран и между ними. Даже в относительно богатых государствах расслаивается и сжимается средний класс, растет число скользящих вниз по социальной лестнице. Это мощный источник обострения напряженности внутри стран и в мире, подъема радикальных сил и склонности к радикальной политике.

12. Катализатором конфликтности в современном и будущем мире служит структурная дестабилизация (на многие десятилетия) и хаотизация Ближнего и Среднего Востока, части Африки, других близлежащих регионов, рост исламского экстремизма, терроризма, массовых миграций.

13. Одной из коренных тенденций начала XXI века стала реакция Запада на резкое ослабление в 2000-е годы его позиций — военно-политических (из-за Афганистана, Ирака, Ливии), экономических (после кризиса 2008-2009 годов), морально-политических — из-за снижения эффективности современных западных демократий как способа управления, адекватного современному миру (Европа), его легитимности в глазах собственного населения (подъем правых и левых), несоответствия провозглашенного идеалам и ценностям (Гуантанамо, Ассанж, массовая слежка), из-за раскола элит (США). Ослабление воспринимается особенно болезненно после, как казалось, окончательной и блистательной победы к концу ХХ века. Последствия этого удара не преодолены, особенно в Европейском союзе, где усугубляется структурный кризис.

Налицо попытка консолидации и даже реванша перед лицом поднимающегося не-Запада. С этим связаны идеи ТТП и ТТИП, стремление развернуть финансовые потоки от развивающихся стран обратно в США; в этом один из истоков противостояния вокруг Украины, политики санкций, беспрецедентного со времен ранней холодной войны и часто за гранью «фола» политического и информационного давления на Россию. В ней видят «слабое звено» не- Запада. На кону позиции в мире, попытка развернуть вспять процесс укрепления новых лидеров, прежде всего, Китая. Если 10 лет тому назад в центре мировой политики было «управление подъемом новых», то, вероятно, в ближайшие годы лозунгом может стать «управление спадом старых». И это кроме всех других проблем.

14. Среди факторов, определяющих международную повестку дня, вес и влияние государств, по-прежнему преобладают экономические и научно-технические. Однако их стала теснить политика, в том числе силовая. Причин немало. Ключевые — рост нестабильности и турбулентности, «ренационализация» международных отношений (возвращение национальных государств в качестве главных игроков мировой политики и экономики вместо предсказывавшегося господства международных институтов, ТНК или НКО). Свою роль сыграл и подъем Азии — континента национальных государств. А государства, особенно новые, действуют, как правило, по классическим правилам. Стремятся обеспечить, прежде всего, свою безопасность и суверенитет.

Без сомнения, транснациональные факторы (глобальное гражданское общество, гигантские компании) крайне влиятельны. Однако они воздействуют на условия, в которых существуют и действуют государства, бросают им новые вызовы, но не подменяют государства (и в принципе не могут) в качестве базового элемента международной системы. Возвращению государства на центральные позиции в мировой системе содействует и увеличение числа нерешаемых глобальных проблем, в то время как старые институты международного управления не способны с ними справиться.

15. Повышение значимости военной силы в международных отношениях, как отмечалось, ограничено. На верхнем, глобальном уровне — между великими державами — прямая сила почти неприменима. Работает фактор ядерного сдерживания. Изменение менталитета и ценностей большинства человечества, информационная открытость, опасения эскалации конфликтов на ядерный уровень препятствуют массированному применению военной силы «на среднем уровне». А когда это происходит, то чаще всего приводит к политическому поражению (Афганистан, Ирак, Ливия). Хотя есть и обратные примеры — Россия в Чечне и Грузии. Пока в Сирии. Поэтому применение силы опускается на более низкие уровни — дестабилизация, провоцирование внутренних противостояний, гражданских войн и субрегиональных конфликтов и затем их урегулирование на выгодных внешним силам условиях.

16. Возможно, роль военной силы возрастет из-за долговременной дестабилизации Ближнего и Среднего Востока, Северной и Экваториальной Африки. В любом случае — из-за повышения динамики и непредсказуемости международных отношений, сверхбыстрого и разнонаправленного изменения соотношения сил в мире, между регионами и внутри них.

17. Этой тенденции способствует эрозия и раньше не всегда эффективно действовавшего международного права, особенно в 1990-е и 2000-е годы: нелегитимное признание Западом отколовшихся республик Югославии в начале 1990-х годов; бомбардировка в конце десятилетия того, что осталось от Югославии и отторжение Косово; агрессии против Ирака, Ливии. Россия в основном была привержена легитимистской традиции во внешней политике, однако временами отвечала в том же духе — в Закавказье, на Украине. Неясно, возможно ли возвращение к «игре по правилам», к 7 «концерту наций» или мир погружается в хаос вестфальской системы (а то и предвестфальского периода), но уже на глобальном уровне.

18. Военная сила вкупе с ответственной и умелой дипломатией становится важнейшим фактором поддержания международного мира, предотвращения эскалации накопившихся структурных экономических и политических противоречий к глобальной войне. Растет ответственность, роль и влияние стран (в том числе России), способных предотвращать скольжение к такой войне и эскалации конфликтов. Это тем важнее, что уже 7-8 лет мир, по сути, находится в предвоенном состоянии — из-за накопленных противоречий и дисбалансов, которые не уравновешиваются адекватной политикой и дееспособными институтами.

По мере того, как уходит память о страшном ХХ веке, слабеет страх перед большой войной. У части мировых элит ощущается даже подспудное стремление к ней, они не видят иного способа разрешить наслаивающиеся одно на другое противоречия. Тревожна ситуация в Азии. Конфликтность нарастает, а опыта предотвращения коллизий и институтов безопасности недостает. Весьма вероятно, что «вакуум безопасности» вокруг Китая создает запрос на творческую, ответственную и конструктивную дипломатию России.

19. В мире традиционной политики такое быстрое перераспределение экономических, политических сил, морального влияния почти неизбежно вызвало бы серию масштабных войн или даже новую мировую войну. Но пока их предотвращает главный среди структурных факторов, уже семьдесят лет определяющий развитие мира — наличие ядерного оружия, особенно сверхкрупных арсеналов у России и США. Они не только не допустили перерождения «холодной войны» в мировую. Не будь отрезвляющей роли угрозы ядерного Армагеддона, «старый» мировой истеблишмент едва ли согласился бы с взрывным ростом влияния поднимающихся держав, в первую очередь Китая, Индии. Но продолжается распространение ядерного оружия. А уровень доверия, диалога, позитивного взаимодействия в военно-стратегической сфере крайне низок. В совокупности это увеличивает вероятность ядерной войны. Менее устойчивой стала международная стратегическая стабильность.

20. В нестабильном мире, который все менее управляем, необходимо новое осмысление роли ядерного оружия. Не только как безусловного зла (так его трактует гуманистическая традиция), но и как гаранта мира и выживания человечества, обеспечения условий для свободного развития государств и народов. Мир видел, что происходит, когда жесткое ядерное сдерживание (deterrence) ушло на несколько лет из-за слабости России в 1990-е годы. НАТО напала на беззащитную Югославию и бомбила ее 78 дней. Под выдуманными предлогами была развязана война против Ирака, унесшая сотни тысяч жизней. Одновременно все более насущна задача предотвращения ядерной катастрофы, которая могла бы окончить историю человечества, или даже одиночного или ограниченного применения ядерного оружия. Последнее ослабит функцию ядерного оружия как средства поддержания международной стабильности и мира.

21. Первостепенной задачей становится недопущение новой большой войны в результате ошибки, эскалации напряженности, какого-либо конфликта или провокации. Вероятность провокаций растет. Особенно на Ближнем Востоке.

22. Помимо возвращения силовой политики начался быстрый процесс превращения экономических отношений в инструмент взаимного давления. Страны и их группы все чаще прибегают к использованию возросшей экономической взаимозависимости и открытости в национальных целях. Экономическая сфера на глазах перестает быть либеральной в прежнем понимании, становится геополитическим оружием. В первую очередь, это политика санкций, ограничения доступа к финансам, попытки диктовать технические, экономические и санитарные стандарты, манипулирование платежными системами, трансграничное распространение национальных правил и законов. Чаще других к таким мерам прибегают США, но не только они. Распространение подобной практики будет еще больше подрывать старую глобализацию, требовать 8 ренационализации или регионализации многих экономических режимов. Конкуренция становиться «бесшовной» и тотальной, грань между политическими целями и экономической целесообразностью стирается. ТНК и НКО участвуют в этой борьбе. Но, повторим, на переднем крае — государства и их объединения.

23. На место модели холодной войны (а большую ее часть существовала не двух-, а трехполярность, когда СССР приходилось противостоять и Западу, и Китаю), а затем краткого «однополярного момента» мир, похоже, движется через многополярность к новой (мягкой) двухполярности. При помощи остающихся военно-политических союзов, ТТП, ТТИП Соединенные Штаты стремятся консолидировать вокруг себя старый Запад, перетянуть часть новых развитых стран. Одновременно появились предпосылки для формирования другого центра — Большой Евразии. Ведущую экономическую роль там может играть Китай, но его превосходство будет уравновешиваться другими мощными партнерами — Россией, Индией, Ираном. Объективно центром, вокруг которого возможна консолидация, могла бы быть Шанхайская организация сотрудничества.

24. Пока неясно, какое место в новой конфигурации займет Европа. Вряд ли она сможет играть роль самостоятельного центра. Возможно, за нее развернётся или уже развернулась борьба.

25. Если нынешняя хаотическая и неустойчивая многополярность будет сменяться двухполярностью, важно избежать нового жесткого раскола, особенно военно- политического, следующего тура структурного военного соперничества.

26. Быстрые изменения с открытым результатом, чреватые скатыванием к конфронтации, требуют ответственной и конструктивной, нацеленной в будущее политики великих держав. Сейчас это «треугольник» — Россия, Китай, США. В перспективе — еше и Индия, Япония, возможно, Германия, Франция, Бразилия, ЮАР, Южная Корея, Великобритания. Пока к потребностям нового мира в «треугольнике» приближаются только отношения Россия-Китай. Но и им не хватает стратегической глубины и глобального охвата. Перспективы нового «концерта держав» для XXI века пока не просматриваются. «Большая двадцатка» полезна, но не способна заполнить геостратегический вакуум, она нацелена на регулирование сегодняшних проблем, а не на работу по упреждению будущих. «Большая семерка» — во многом организация из прошлого, и в любом случае не глобальный институт, а клуб западных государств, отражающий только их интересы.

27. Все большее влияние на мировую политику оказывает информационный фактор. И из-за технологических изменений, ведущих к взрывному росту объемов информации, которая обрушивается на людей, и из-за демократизации большинства стран. Под влиянием информационной революции меняется в сторону упрощения картины мира психология масс, значительной части политических лидеров, склонных все больше реагировать на последние информационные раздражители. Информатизации, идеологизации международных, в том числе, внешнеполитических процессов содействует и политика Запада, сохраняющего доминирование в мировых СМИ и информационных сетях. Их все активнее используют для продвижения односторонне выгодных представлений.

28. Новый и относительно неожиданный фактор мирового развития — реидеологизация международных отношений. 10-15 лет тому назад многим казалось, что мир пришел к единой идеологии либеральной демократии. Однако снижение эффективности развития стран демократического мира и относительный успех государств авторитарного капитализма или нелиберальных демократий с сильными лидерами вернул на повестку дня вопрос о том, кто побеждает и за кем следовать. В США и у части европейцев, теряющих мировые позиции, усилился оборонительный демократический мессианизм. Ему противостоит нарождающаяся идеология нового консерватизма (пока, правда, концептуально не оформленная), подъем национализма, культ суверенитета, модель лидерской демократии.

29. С частичным уходом традиционных ценностей и религий, с исчерпанием многих природных и, прежде всего, экологических ресурсов, с отступлением либеральной демократии в мире образовался и углубляется морально-идеологический вакуум. И за его заполнение разворачивается новый этап идеологической борьбы, который накладывается на все иные сдвиги и обостряет их.

30. Модернизация, вызванная в основном технологическими и информационными факторами, повсеместно обостряет напряжение внутри обществ и между государствами. В долгосрочной перспективе это напряжение не снять обращением только к консерватизму и традиционным ценностям. Стоит вопрос о постоянном поиске системы ценностей, соединяющей традицию и устремленность в будущее. Такая устремленность есть в западных обществах, лидирующих в сфере «позеленения» сознания и экономики.

31. Идейно-информационная сфера крайне подвижна, переменчива, играет важнейшую роль в каждодневной политике. Но влияние ее преходяще. Это ставит перед всеми странами, в том числе перед Россией, двуединую задачу: (1) активно воздействовать на нее и через нее — на мир и собственное население; но и (2) не стать в реальной политике заложником информационных сквозняков и бурь. Именно реальная (не виртуальная) политика по-прежнему определяет влияние государств, их способность проводить свои интересы. Москве это пока в целом удается.

32. В последние годы проявился ряд позитивных тенденций, позволяющих сохранять надежду на то, что в будущем мире сотрудничество будет превалировать над соперничеством. Между Россией и Китаем выстраиваются доверительные и дружеские отношения. Такие же связи возникают между Россией и Индией.

Решена проблема химического оружия в Сирии и ядерной программы Ирана. На Парижском саммите по климату достигнута потенциально историческая договоренность в первую очередь благодаря взаимодействию Китая и США, ранее препятствовавших таким соглашениям. Наконец, вселяют осторожный оптимизм дипломатические сдвиги в казавшемся абсолютно тупиковым и безнадежным сирийском конфликте (перемирие, политический процесс, сокращение российского контингента после успешной военной операции).

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий
  3. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  4. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  5. To creat the Future или видение инновационного развития компании из будущего.
  6. WWW и Интернет. Основные сведения об интернете. Сервисы интернета.
  7. Актуальность и методология обеспечения безопасности жизнедеятельности. Характерные особенности современного производства, зоны формирования опасных и вредных факторов.

Россия и вызовы современного мира

Москва, 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Тема. 1. Основные тренды развития современного мира и Россия

Тема 2. Мировая политическая система

Тема 3. Мировая экономическая система

Тема 4. Мировые социально-демографические тенденции

Тема 5. Мировая культура


Введение

Современный мир меняется на глазах. К этому можно относиться по-разному. Можно подобно страусу делать вид, что ничего не происходит. Можно бороться против изменений, стремиться отгородиться от них. Можно, «оседлав волну» изменений попытаться вырваться вперед.

Этот курс предназначен для тех, кто выбирает последнюю стратегию.

Каждый молодой человек в нашей стране постоянно делает выбор, определяя свой жизненный курс.

Цель курса - создание целостной системы представлений о роли и месте России в системе международных отношений

Курс формирует представления об

Основных тенденциях мирового развития,

Конкурентной борьбе между ведущими мировыми державами в геополитическом, геоэкономическом, социально-демографическом и культурно-цивилизационном пространстве,

Сильных и слабых сторонах России в миросистеме,

Внешних угрозах и вызовах,

Конкурентных преимуществах России,

Возможных сценариях и перспективах её развития.

Разработчики этого курса будут искренне рады, если его слушатель в конечном итоге задаст себе простой вопрос: а как я вижу свое будущее в России с учетом всего того, что я узнал из этого курса?
Тема 1.

Основные тренды развития современного мира и Россия

В результате изучения этой темы Вы познакомитесь с:

Основными политическими, экономическими, социально-демографическими культурно-цивилизационными и тенденциями, которые характеризуют мировое развитие;

- основными противоречиями и конфликтами мирового развития;

- основными пространствами глобальной конкуренции;

Позицией России в глобальной экономической, политической, социально-демографической и культурной конкуренции, уровнем её конкурентоспособности;

- базовыми принципами функционирования политической системы России;

- ролью Президента, парламента, Правительства и судебных органов в политической системе России;

- основами развития политической системы России как суверенной демократии.

Основные тенденции развития современного мира

Современный мир представляет собой мир глобальной конкуренции, протекающей в разных формах. Необходимо выделить четыре основных пространства конкурентной борьбы: геополитическое, геоэкономическое, социально-демографическое и геокультурное. Каждая страна, претендующая на роль великой державы, должна быть конкурентоспособной в каждой сфере. Ведущей тенденцией развития международных отношений является усиление в условиях глобализации экономической составляющей конкуренции, выражающегося, прежде всего, в соперничестве национальных экономик.

Кратко охарактеризуем современные тенденции развития образования :

    Гуманизация образования – рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.

    Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.

Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно-субъектных отношений между педагогом и учеником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного.

Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» ученика. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения.

Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат).

Выделение каждого из рассмотренных компонентов личностно-деятельностного подхода (личностного и деятельностного) условно, так как они неразрывно связаны между собой в силу того, что личность всегда выступает субъектом деятельности, а деятельность определяет развитие ее как субъекта.

    Демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием, основная идея которого состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организаторских проблем.

    Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат. – разнообразие, разностороннее развитие), образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных.

Она проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад – школа, школа – вуз и др.). Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

    Интегративность проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад-школа, школа-вуз и др.) Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

    Психологизация современного образовательного процесса интеграции, тем не менее правомерно выделить ее в самостоятельное направление. Это не только отражает повышенный социальный интерес к психологии (что характерно в периоды социальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и говорит о том, что сегодня меняется сама формулировка педагогических задач.

Кроме задачи формирования у учащихся знаний, умений и навыков (ЗУН), перед педагогом стоит задача развития мыслительных способностей, которые позволят ребенку получать их. Если формирование поля ЗУН- это педагогическая задача, то формирование мыслительных свойств -это психолого-педагогическая задача. Однако уровень психологической подготовки наших педагогов не позволяет сегодня успешно решать эту задачу.

Для решения этой задачи необходимо проведение специальных исследований, результаты которых помогли бы более качественно реализовать существующую сегодня тенденцию к практической интеграции педагогики и психологии.

    Переход от информативных к активным методам обучения включает элементы проблемности, научного поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся, он подразумевает отказ от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса в пользу развивающих, стимулирующих творчество личности.

Сегодня достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким потенциалом, умением системно ставить и решать различные задачи, Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимо личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Формирование такого качества требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

    Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как система основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала.

    Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные учреждения.

Функциональное назначение компьютера в обучении различно по отношению к учащимся и преподавателям. Для преподавателя компьютерная техника является орудием его труда, для учащихся и студентов - средством их развития. С одной стороны, компьютеры облегчают процесс обучения в смысле повышения оперативности передачи учебной информации, контроля ее усвоения, коррекции разного рода отклонений в обучении. С другой- чрезмерное увлечение компьютерами, неумелое их применение может стать источником потери познавательных интересов, лености мышления и других нежелательных последствий у обучающихся.

Отечественная система образования развивается последние десять лет в русле непрерывной реформы образования, осуществляемой в соответствии с требованиями таких основополагающих документов, как Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральная программа развития образования на 2000 - 2005 годы», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.
Основная цель реформы состоит не только в реорганизации су- шествующей системы образования, но и в сохранении и развитии ее позитивных аспектов.
Итоги работы в русле реализации основополагающей реформы ‘за определенный период ее проведения нашли отражение как в официальных документах Российской Федерации, в отчетных докладах и выступлениях министров образования, так и в работах отечественных философов, социологов, педагогов, психологов, посвященных данной проблеме (А.П. Балицкая, Б.С. Гершунский, М.И. Махмутов и др.).
В целом каждый из названных выше этапов реформы характеризуется определенными достижениями в развитии системы российского образования, им также присущи отдельные факторы, сдерживающие этот процесс, что требует научно-теоретического и методического осмысления. Так, государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали на российское образование существенное влияние: реализована автономия высших учебных заведений, обеспечено многообразие образовательных учреждений, вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования.
Ведущими тенденциями развития образования является демократизация и гуманизация школы. Реализация обозначенных тенденций означает становление новой школы с иной социальной ролью учителя и ученика. Школа теряет свой былой авторитарный стиль, становится демократическим учреждением. Родители и дети получают возможность свободного выбора школьного образования. Появляются альтернативные школы различных форм собственности. Школа и ее педагоги обретают право на самостоятельность в обучении и воспитании, на самоуправление, финансовую самостоятельность и самофинансирование.
Гуманизация школы также предполагает реализацию широкого диапазона мер: изменение содержания образования в аспекте увеличения в нем доли гуманитарных знаний и ценностей общемировой культуры; демократизацию педагогического общения и создание в каждом заведении благоприятного нравственно-психологического климата; необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка и т. д.
Вместе с тем развитие образования происходит сегодня в сложной ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее действие оказывают, как отмечается в «Федеральной программе развития образования», такие факторы, как со

циальная и экономическая нестабильность в обществе; неполнота нормативной правовой базы в области образования и др.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в развитии современной системы образования обозначились проблемы, без разрешения которых невозможно ее дальнейшее совершенствование. К ним относятся следующие: проблема «школа - рынок», в центре которой стоит решение задачи грамотного вхождения школы в рыночные отношения; развитие профильного образования; необходимость качественного изменения в учительском корпусе, совершенствование теоретико-методологической подготовки современного учителя; определение новых теоретико-методологических и методических подходов к организационным формам обучения и ко всей учебно-воспитательной работе в целом, путям реализации современных инновационных педагогических технологий в образовательную практику в условиях непрерывного образования, с учетом как интересов формирующей личности, так и культурных потребностей отдельных народов регионов России.
Одни из вышеобозначенных проблем требуют немедленного решения, связаны с коренным пересмотром сложившегося отношения государства к образованию, другие проблемы рассчитаны на перспективу.
Рассмотрим особенности и специфику этих проблем.
Прежде всего это проблема «школа - рынок», то есть проблема грамотного вхождения школы в рыночные отношения.
Рыночная экономика определяется как экономика, ориентированная на потребителя. В центре рынка стоит потребитель. В научной литературе выделяются как положительные, так и негативные аспекты рыночной экономики, но в целом она оценивается как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективная из всех существующих форм организация общественного производства, как общечеловеческая ценность.
Главный путь школы к рынку, как утверждают современные социологи, психологи, педагоги, - это обеспечение высокого качества образования. Так, современные зарубежные социологи дали следующую характеристику современной цивилизации: «В период классической индустриализации роль физической работы уменьшается, знаний - несколько увеличивается, капитала - значительно возрастает. В постиндустриальный период, который характеризуется как информационно-инновационный, соотношение 368

трех названных факторов меняется. Знания становятся наиболее значимым фактором, менее значимым - капитал, физическая работа очень малозначимый фактор». На Западе фирмы, концерны, компании довольно щедро финансируют образование. Например, в Японии фирмы, добиваясь благосклонности способных студентов, регулярно присылают им поздравительные открытки, сувениры, подарки, организуют для них бесплатные туристические поездки по стране и за рубеж. Развитые страны на каждый доллар, вложенный в систему высшего образования, получают шесть долларов прибыли. Прирост валового национального продукта США на одну треть обеспечивается повышением уровня образования, на 50% - техническими и технологическими инновациями и лишь на 15% - увеличением производственного оборудования.
В условиях рыночной экономики знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики. Поэтому предъявляются новые жесткие требования к школе (общеобразовательной и профессиональной), а также возникает необходимость уточнения таких педагогических понятий, как «профессионализм», «образованность», «компетентность». Когда говорят о профессионализме, то в этом случае подразумевается прежде всего владение человеком теми или иными технологиями (технология обработки материалов, выращивания культурных растений или строительных работ).
Под компетентностью понимается кроме технологической подготовки целый ряд компонентов, имеющих в основном внепрофес- сиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. К ним относятся такие качества личности, как гибкость мышления, самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления.
Таким образом, вышеизложенное позволяет заключить, что образование (общее и профессиональное) должно стать принципиально иным, стать товаром высокого спроса.
Сделать образование товаром высокого спроса - процесс сложный и долговременный. Именно на решение этой задачи ориентирует сегодня отечественных специалистов образовательной сферы «Концепция модернизации российского образования на период до

2010 года», в которой в качестве одной из ведущих целей и задач модернизации образования названы такие, как «достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования».
Существенной является сегодня и другая проблема. Необходимы серьезные качественные изменения в учительском корпусе. Современная школа нуждается в широкообразованных, социально-защищенных учителях, способных к активной профессиональной деятельности в условиях рынка.
Согласно результатам социологических исследований, педагоги школы подразделяются по их ориентации на профессиональную деятельность на следующие четыре типа: педагоги-новаторы, создатели авторских школ и соответствующих методик высокой эффективности; педагоги среднего уровня, которых отличает профессиональная мобильность, готовность к углублению своих знаний, привнесению нового в содержание и методику своих курсов; педагоги, находящиеся на перепутье, неуверенные в своих силах, нуждающиеся в профессиональной помощи извне, но еще способные соответствовать современным требованиям; педагоги, не способные к изменению своей деятельности в соответствии с новым заказом и не отвечающие потребностям общества в развитии школы и системы образования в целом1.
Приведенные данные свидетельствуют о значительном разбросе в культуре и профессионализме среди учителей и преподавателей: от новаторов, талантов до подчас глубокой невежественности. Изменятся и профессиональная компетентность учителя и его отношение к работе в ходе его педагогической деятельности. Так, на первом, десятом, двадцатом и сороковом году работы возможности учителя резко разнятся. Учителя приобретают как опыт профессионального педагогического мастерства, так и негативный опыт; у некоторых со временем возникает явление профессиональной амортизации, одни последовательно движутся к своему апогею, другие исчерпывают свои психические и физические возможности, становятся неспособными к восприятию инноваций . Инновационная деятельность, как правило, связана с преодолением ряда психоло

гических барьеров. Барьеры творчества осознаются и выходят на первое место по своей значимости у педагогов, проработавших в школе от 11 до 20 лет. В это время достигаются высокие процессуальные и результативные показатели труда учителя. В этом возрасте у них появляется недовольство собой, рутинными способами работы, что приводит часто к профессиональному кризису. Учитель как бы стоит перед профессиональным выбором: продолжать действовать «как всегда» или изменить свое профессиональное поведение, что не может не повлиять на состояние мотивационной сферы.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости развития педагогической направленности личности учителя уже на этапе его профессионального обучения в высшей педагогической школе и формирования профессионального интереса к будущей деятельности. Установлено, что менее 50% студентов педагогических учебных заведений выбирают профессию сознательно. Остальные - по совету знакомых, родителей или из-за небольшого конкурса, потому что легче получить диплом. Только 20 - 25% студентов к последнему курсу считают учительство своим призванием (А.М. Луш- ников). Среди будущих учителей, нынешних студентов педвузов, по-прежнему мало юношей (менее 20%). Это приводит к тому, что все более возрастает количество учителей-женщин. Если в 1939 г. среди учителей V-X классов в школах РСФСР женщины составляли 48,8%, то в настоящее время - более 80%; значит, в ближайшее время в школе сохранится феминизация. Студенткам нелегко выйти замуж; многие девушки стараются использовать для этого студенческие годы. В результате учеба отодвигается на второй план; по мнению многих студенток, она мешает их личной жизни. Так складывается неудовлетворенность своей судьбой. Часто студенты педвуза - интеллигенты в первом поколении, следовательно, у них отсутствуют глубокие культурные традиции. Любимые занятия студенток дома в свободное время - просмотр телепередач, чтение художественной литературы, многие любят вязать и шить; реже - встречи с друзьями. Вне дома на первом месте кинотеатр, дискотеки; а вот выставки, театры, филармония успехом не пользуются. Научно-исследовательской деятельностью занимается примерно каждый тринадцатый будущий учитель. Общественная неустроенность последних лет усиливает негативные стороны учительской профессии.
Если судить о реальном статусе профессии учителя по ее популярности среди выпускников школ, то она не входит в число предпочитаемых. Примечательно, что абитуриенты-девушки из сельской

местности ставят профессию учителя на 2-е место, девушки из города - на 24-е, а юноши-горожане - на 33 - 39-е места. Такое положение не соответствует объективным процессам, происходящим сегодня в российском обществе, той роли, которую учитель играет в условиях развития новых социально-экономических отношений. Поэтому одной из актуальных проблем образования сегодня является, с одной стороны, повышение социального статуса профессии учителя, улучшение его материального положения, с другой - совершенствование его профессиональной подготовки.
Весьма существенной является сегодня и другая проблема - разработка и реализация новых теоретико-методологических, методических и технологических подходов к учебно-воспитательному процессу. Основная задача состоит в том, чтобы весь учебно-воспитательный процесс в школе соотнести с теми концептуальными принципами гуманизации и демократизации, на основе и в русле реализации которых осуществляется модернизация современной российской системы образования. Теперь все больше осознается та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность.
На уроке и в учебно-воспитательной работе основным должен стать принцип: Человек - высшая ценность в обществе. Необходим культ Человека и личности. Учителю и ученику важно иметь убеждение в том, что человек не средство, а цель, «не винтик», а «венец творения». В центре внимания учителя должна быть личность ученика, ее уникальность и целостность. Одна из главных задач педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности каждого школьника, способствовать созданию условий, в которых достигаются осознание и реализация школьником своих потребностей и интересов. Реализация принципа гуманизации ориентирует педагога на принятие ребенка таким, каков он есть, на умение проникнуться его ощущениями и перспективами, проявление искренности и открытости, а также на организацию.учебно-воспитательного процесса на основе педагогики сотрудничества, сотворчества учителя и ученика.
Принципы гуманизации и демократизации образования тесно связаны с другим основополагающим принципом функционирования современной системы образования - принципом гуманитаризации. Реализация этого принципа предполагает приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования 372

и таким образом формирование личностной зрелости обучаемых. В этом случае система массового образования ориентирует учащихся не только и не столько на усвоение знаний, умений и навыков, а прежде всего на воспитание умений совершенствовать себя, быть самим собой, связывать самопознание с самоопределением, развитие исследовательского интереса учащихся и формирование у них мировоззрения.
Таковы некоторые проблемы образования, которые необходимо решить педагогической интеллигенции уже сегодня.
Вопросы и задания для самоконтроля Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации? В чем сущность понятия «система образования»? Назовите основные элементы системы образования в Российской Федерации. Что такое образовательные программы? Какие существуют образовательные программы? В каком случае учреждение можно назвать образовательным? Какие существуют типы образовательных учреждений? Какие существуют виды образовательных учреждений? Какой принцип лежит в основе построения управления образованием? Раскройте основные тенденции развития современной системы образования.
Литература
Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.
Концепция модернизации российского образования на периоддо 2010 года / / Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. 2002. № 6.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Дидакт. 2002. № 5.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
Максимова В.Н. Акмеология школьного образования. Санкт-Петербург, 2000.
Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления//Педагогика. 2001. №10.
Новиков А.М. Профессиональное образование России / Перспективы развития. М., 1997.
Отчетный доклад Министерства образования Российской Федерации Е.В. Ткаченко на расширенном заседании коллегии Министерства «Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год

(26 января 1996 г.)»//Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. 1996. №3.
Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника., М., 2000.
Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»