Что значит поститься перед причастием. Как поститься перед исповедью и причастием

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Исповедь и причастие для многих людей – это способ восстановить духовное равновесие, очистится, стать ближе к Богу.

Точного правила, определяющего потребность в причастии или исповеди, нет, поэтому истинно верующие стараются проходить причастие каждое воскресенье.

В связи с этим возникает вопрос: какие действия должен совершить человек накануне данного события.

Обязательно ли поститься перед исповедью и причастием?

Точных инструкций относительно подготовки к причастию или исповеди не существует. Выделяются определенные обычаи, которым следуют люди перед церковными действиями.

Обычаи возникли в евхаристический период и считаются актуальными для современной церкви.

В связи с этим возникли следующие каноны:

  1. Перед причастием обязательна исповедь.
  2. Причастие совершается натощак, есть нельзя с полуночи.
  3. За день соблюсти супружеское воздержание.

Как поститься перед исповедью и причастием?

Пост перед причастием вызывает множество споров среди верующих. Перед причастием нельзя не только есть определенное время, но и курить, пить, злословить, спорить, пользоваться Интернетом, смотреть телевизор и читать прессу.

В преддверии исповеди и причастия нужно обязательно читать молитвы.

И употреблять определенные продукты, а также в умеренном количестве – без излишеств:

  1. Кушать пять раз в день и удерживать водный баланс.
  2. Употреблять вареные, сырые овощи с минимальным добавлением соли.
  3. Лучшие гарниры – это каши без масла.
  4. Фрукты и отвары из фруктов должны стать основным десертом.

Нужно обязательно в дни поста совершенствоваться духовно и эмоционально. Во время приема пищи обогащать себя положительными эмоциями и мыслями.

Сколько дней нужно держать пост?

Кроме того, что не все можно есть в преддверии исповеди и причастия, такое удержание должно продолжаться определенное время.

Каждый канон определяет промежуток времени разный, поэтому лучше посоветоваться с духовным наставником, который и будет осуществлять процедуру.

Возможные временные рамки:

  1. Строгий безоговорочный пост соблюдается в течение суток перед исповедью и причастием.
  2. В идеале стоит соблюдать трёхдневный пост перед церковными процедурами такого направления.
  3. Лучшим вариантом станет выполнение общепринятых постов, которые указаны в канонах Православной церкви.

Обратите внимание! В процессе соблюдения поста не стоит прибегать к крайностям – истощенное тело и разум не приветствуются.

Люди, которые причащаются редко, должны соблюдать обязательный недельный пост с попутным чтением основным молитв. В добавок стоит придерживаться поста и в плане развлечений, мыслей и высказываний.

Что нельзя есть в пост перед причастием?

Держать пост стоит с умом. Во внимание стоит брать и общепринятый пост, которого должны придерживаться верующие люди.

Внимание! Рыбу нельзя кушать только в те дни воздержания в пищу, когда они совпадают с основным православным постом – в остальной период этот продукт употреблять в пищу можно.

Умеренность должна соблюдаться не только в ограничении продуктами, но и порциями. Кушать нужно столько, сколько нужно для удовлетворения потребностей организма – переедать категорически нельзя.

Что можно кушать:

Продукты Какой должна быть еда Определенные рекомендации
Овощи Овощи могут быть вареными или свежими. Лучше не употреблять консервированные или квашенные овощи Вареные овощи служат дополнением к гарнирам. Салаты из свежих овощей могут быть вполне самостоятельным блюдом
Фрукты Консервированные фрукты исключаются. В пищу употребляются исключительно свежие продукты Фрукты могут служить перекусом, заменить десерты для сладкоежек. Более питательными станут грецкие орехи
Рыба Подойдут нежирные сорта рыбы. Стоит учитывать сезоны нереста. Не стоит использовать в пищу рыбу с икрой Рыба должна быть вареной или запеченной в духовке. Не стоит использовать специи и соль в огромных количествах
Напитки Нельзя использовать копченые сухофрукты. Чай, кофе, какао не входят в список дозволенных напитков. Самым лучшим вариантом будет вода Компоты и отвары не должны быть сладкими, должен сохраняться естественный вкус компонентов
Хлебобулочные изделия Идеальным вариантом станет хлеб с добавлением овса и других злаков Сухарики из любого хлеба можно использовать, как десерт и для перекуса. Сухарики из бородинского хлеба добавляют в салат

Пост для беременных и детей

Соблюдать пост перед исповедью и причастием можно не всем и не во всех ситуациях.

  • Для беременных женщин соблюдение ограничений в пище полностью исключается церковью.

    Будущим мамам лучше подумать про духовное и эмоциональное обогащение, которое стоит продолжать во время всей беременности.

  • Детям до пяти лет тоже лучше не прибегать к ограничениям в пище. С малышом стоит провести беседы, рассказать про таинство исповеди и причастия, ознакомить с традициями и правилами обряда.
  • Людям, которые придерживаются лечебных диет или страдающим от определенных заболеваний, придерживаться ограничений в пище не обязательно, а иногда полностью категорично.

Если в процессе «голодания» появились признаки недомогания или плохого самочувствия, то стоит вернуться к привычному рациону и провести причастие натощак.

Полезное видео

    Похожие записи

Из этой статьи Вы узнаете, как происходит подготовка к Причастию со стороны священников: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей.

Ваше Высокопреосвященство!

Всечестные отцы, братья и сестры!

если не будете есть Плоти Сына Человеческого
и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день
(Ин. 6, 53-54)

Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству.

Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона “определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня”.

Таким образом, мы видим, что причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви.

Сегодня мы можем наблюдать, что все большее количество наших прихожан стремятся к тому, чтобы приступать к святому причастию не от случая к случаю (раз в посту), а регулярно. Нередкими становятся случаи, когда миряне высказывают желание причащаться каждое воскресенье. Вместе с этим возникают вполне законные вопросы о том, какова должна быть норма подготовки к таинству причащения.

Сложившаяся церковная практика говорит нам о необходимости соблюдения трехдневного поста перед причастием, вычитывания последования состоящего из трех канонов и правила к святому причащению, вечерних и утренних молитв, обязательной исповеди накануне, либо в сам день причастия. Разумеется, причащаться возможно лишь натощак. Данная практика, которая стала почти что церковным правилом, стала нормой для большинства приходов Русской Православной Церкви. При этом мы должны понимать, что данная практика не является древней и не имеет статуса соборного постановления.

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е. Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9 правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения.

Подводя итог можно сказать, что согласно канонам Церкви православный христианин может приступать к причастию натощак (не вкушая пищи с полуночи), для тех православных христиан, кто состоит в браке, накануне причастия необходимо супружеское воздержание. Объем молитвенного правила, необходимость соблюдения дополнительных постных дней и обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются.

Все это, конечно, не говорит о том, что молитвенное правило, постные дни и исповедь должны отсутствовать в жизни православных христиан. Существующая в Русской Церкви практика подготовки к причастию, в том случае, если человек причащается лишь несколько раз в году, совершенно понятна и оправданна для тех, кто причащается редко. Действительно, если человек большую часть церковного года не живет церковной жизнью, не соблюдает посты установленные Церковью, не имеет опыта домашней келейной молитвы, для него будет полезным провести определенную духовную работу над собой, перед тем как причаститься. Вопросы возникают тогда, когда миряне, живущие полноценной церковной жизнью, посещающие регулярно богослужения, соблюдающие все установленные Церковью многодневные и однодневные посты, изъявляют желание причащаться на каждой воскресной литургии. Как быть в этом случае с обязательным трех-дневным постом, учитывая, что пост в субботу воспрещается 64 Апостольским правилом (Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единые токмо (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен)?

Не думаю, что будет большим секретом сказать о том, что готовящийся к совершению литургии священнослужитель не соблюдает дополнительных постных дней перед причастием, кроме тех постов, которые установлены Церковью. На это можно услышать возражение о том, что священник не может совершать литургию не причастившись, но ведь именно об этом говорят каноны и в отношении мирян. 9 Апостольское правило мы уже приводили. Что касается подготовки к причастию, то священники не имеют какого-либо особого привилегированного положения, о чем и пишет святитель Иоанн Златоуст: «Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так - но всем предлагается одно Тело и одна Чаша…».

Таким образом, мы видим, что возникает определенная коллизия – священник совершающий литургию освобождается от необходимости соблюдения дополнительных постных дней и обязательной исповеди перед причастием, мирянин, изъявивший желание причащаться каждый воскресный день вынужден помимо прочих постов соблюдать трех-дневный пост перед причастием, нарушая при этом 64 Апостольское правило, запрещающее пост в субботу.

Как обстоит дело в других Поместных Церквах? Сразу следует сказать, что нам не удалось провести всеобъемлющего исследования в отношении практик всех Поместных Православных Церквей. В мировом православии нами условно были определены две основные традиции – условно греческая и условно русская. Греческая практика, к которой мы относим приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской, Кипрской Церквей предполагает возможность причащения мирян за литургией без обязательной исповеди. Прихожане стараются причащаться каждое воскресенье, при этом исповедь совершается в отдельное от литургии время и никак не связана с причастием. Более того, исповедовать может не всякий священнослужитель, а только тот, кто получил специальную грамоту от архиерея, которая дает право на совершение исповеди. Обычно подобное разрешение выдается священнослужителю, который уже имеет достаточный пастырский опыт. Сам факт рукоположения в священники в греческой традиции еще не означает, что новорукоположенный батюшка сразу получает власть «вязать и решить».

В Сербской Церкви нет единообразия: все зависит от того, где «батюшка учился». Выпускники греческих духовных школ перенимают традиции Элладской Церкви, а священники русской школы считают исповедь непременным преддверием причащения, а во внепостное время многие из них причащаться не советуют.

Самая молодая Поместная Церковь – Православная Церковь в Америке, которая еще в прошлом веке имела те же самые проблемы, которыми мы задаемся в данном выступлении, в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся Церквей в Северной Америке. Подготовкой к причастию является сама Литургия по слову святого Николая Кавасилы: «псалмы и чтения Писаний предуготовляют нас к освящению Святыми Тайнами». Каждый верный причащается за каждой Литургией. Канон ко святому причащению и молитвы ко причащению входят в домашнее молитвенное правило.

Дополнительного поста не требуется. Соблюдение поста по средам и пятницам, а также больших постов является достаточным. Т.е. к верным предъявляются те же требования, которые выполняют сами священники (цитату из Святителя Иоанна Златоуста на этот счет мы уже приводили).

Исповедь требуется регулярная (по совету священника – раз в один-два месяца), по собственному желанию верующего (в большинстве храмов всегда можно поисповедываться до начала литургии или после вечерни), в случае если верный впал в смертный грех (убийство, прелюбодеяние, идолопоклонство – включая уход из церкви на длительный период). В Великом Посту исповедь обязательна для всех.

Еще в 70-х годах прошлого столетия православные христиане Америки жили в традиции «нечастого» причастия. Благодаря усилиям таких прославленных пастырей как протопресвитер Александр Шмеман и протопресвитер Иоанн Мейендорф сегодня посещаемость воскресных литургий и праздников в Православной Церкви в Америке (которая не имеет никаких других ресурсов кроме, собственно, церковных) – самая высокая среди всех православных юрисдикций США.

Увы, не во всех Поместных Православных Церквах ситуация столь благоприятная. Многим из нас знакома современная практика Болгарской Православной Церкви, в которой последование литургии почти повсеместно исключает возможность причащения мирян, т.к. предъявляемые требования для причащения неоправданно строги – месяц поста перед причастием. Следствием этого стали полупустые храмы Болгарии.

Хочет ли Русская Церковь пойти по стопам православных Болгарии или нет – зависит от той позиции, которую будет отстаивать духовенство нашей Церкви. Нам представляется, что существующее разнообразие богослужебных традиций в различных Поместных Церквах есть совершенно нормальное и объяснимое явление. Но отношение к таинствам, не может быть традицией той или иной Церкви. В этом вопросе мы можем говорить лишь о том, кто более, а кто менее соответствует тому, что называется Преданием Церкви.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы снять все возможные ограничения и причащать всех подряд без разбора. Как мы уже и говорили, для людей причащающихся редко существующая практика является вполне оправданной. Но задача пастыря в том, чтобы вдохновлять верных для постоянного участия в Таинствах и помочь выработать разумное и посильное правило подготовки. В том случае, если сам верный хочет более полного участия в Таинствах, мы должны всячески поддерживать такое стремление и выработать разумные пастырские подходы. В этом вопросе нам весьма необходимо то, что в православном богословии называется consensus patrum, т.е. «согласием отцов». И если святоотеческий consensus patrum по данной проблематике однозначен, согласие отцов ныне здравствующих не всегда очевидно.

Представляется целесообразным, опираясь на каноны Церкви, определить индивидуальный подход для каждого прихожанина, учитывая имеющийся у него опыт церковной жизни. В том случае, если человек изъявляет желание регулярного причастия за каждой воскресной литургией (что идеале должно стать нормой для всех прихожан) возможно преподание благословления на причащение без дополнительного трех-дневного поста (разумеется, с обязательным соблюдением имеющихся в Церкви постов). Объем молитвенного правила должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Правила ко святому причащению, включающее в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением. Чтение трех канонов должно быть оставлено на усмотрение готовящегося к причастию.

Вопрос об обязательной исповеди, конечно, один из наиболее деликатных. Исповедь не является служебным таинством по отношению к причащению, и особенно печально, когда исповедь многими прихожанами по меткому замечанию о. Александра Шмемана воспринимается как «билет на причастие». Разумеется, что и здесь возможен индивидуальный подход, особенно в тех случаях, если прихожане (согласно 66 правилу VI Вселенского собора) желают причащаться во все дни Светлой седмицы. Пытаясь оградить мирян от формализации таинства причастия мы, по сути, формализуем таинство исповеди, которое из таинства «второго крещения» становится одним из условий для причастия.

В любом случае пастырь всегда должен помнить, что он не имеет права требовать от пасомых того, что он сам не исполняет. Не лишним для нас было бы помнить слова Христа: «…Вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11, 46).

И завершить свое выступление хотелось бы словами архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, сказанные им во время принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы:

«Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».

Спасибо за внимание!

Таинство Причащения (Евхаристии) невозможно перед предварительного поста, домашней молитвы и исповеди. Пост позволяет нам смирить свои телесные страсти, отрешиться от земных удовольствий, заглянуть вглубь себя и приблизиться к осознанию грехов. Молитва служит «мостиком» между физической и духовной природой человека; она является дополнительным укреплением для приготовления к искреннему раскаянию, совершаемому на исповеди. Но начинается всё с поста.

В православии на один календарный год приходится четыре многодневных поста (Великий, Петров, Успенский и Рождественский) и большое количество однодневных (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня). При точном соблюдении многодневного поста специально поститься перед причастием не надо. Единственное исключение составляет рыба – от неё нужно отказаться за три дня до таинства.

Верующие, не соблюдающие установленные Церковью посты, в начале должны поговорить со священником, которому планируют исповедоваться. Допуск к причастию осуществляется после исповеди – соответственно, данной беседы не избежать. Обычно священники устанавливают строгий (допускается употребление растительной пищи, свежей и варёной, заправленной растительным маслом) трёхдневный пост, но в зависимости от возможностей человека и других, только им ведомых факторов, этот срок может быть увеличен до семи дней.

Верующие, строго соблюдающие как многодневные, так и однодневные посты, в свою очередь, могут рассчитывать на некоторые послабления, но о них они тоже в начале должны договориться со священником. То же самое касается людей, страдающих теми или иными заболеваниями, и беременных: если по состоянию здоровья они не могут отказаться от приёма конкретной пищи и лекарств, то в начале они должны известить об этом священника и только потом приступать к посту.

Лекарства нельзя принимать перед причастием, поскольку причастие – самое является лекарством не только для души, но и для тела. Травяные чаи, витаминные добавки и мази во время поста разрешены. К запрещённым лекарствам относятся только употребляемые внутрь препараты.

Минимальный пост перед причастием длится три дня. Он подразумевает отказ от пищи животного происхождения – мясных и молочных продуктов, яиц, сливочного масла, алкоголя. Курящие люди должны отказаться от сигарет или хотя бы постараться это сделать. Во время поста желательно воздерживаться не только от «запрещённой» пищи, но и от всего, что доставляет человеку удовольствие в земной жизни – секса, развлечений (дискотек, театров, концертов, просмотра ТВ и т.п.) и любых видов излишеств, в том числе и в постной пище (пост и обжорство – вещи несовместимые!).

Накануне причастия, начиная с двенадцати часов ночи, запрещается употребление любой пищи и воды. Чистить зубы после полуночи также нельзя. Если причастие приходится на ночь (Рождество, Пасха), то строгий пост начинает – минимум, за восемь часов до совершения таинства (в районе пяти вечера).

Многие православные ходят на причастия по воскресеньям. В этом случае пост перед причастием длится фактически не три, а четыре дня: к постному четвергу, пятницу и субботе присоединяется почти всегда постная среда, с той лишь разницей, что во время неё разрешена рыба. На сплошных седмицах (неделях, когда постные среды и пятницы отменяются) среда получается не постной, но пост перед причастием соблюдать всё равно надо.

Дети до семи лет причащаются без поста и исповеди, но чем раньше родители будут приучать их к воздержанию и осознанию своих грехов, тем лучше. Познакомить ребёнка с постом можно с отказа от любимых сладостей и мультфильмов.

Говорится, что перед причастием мирянину надо быть на вечернем богослужении и соблюдать пост. На возникшие в связи с этим вопросы* читателей «Фомы» ответил участник Межсоборного присутствия, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

– В документе «Об участии верных в Евхаристии» очень взвешенно и разумно объясняются причины тех или иных церковных требований. В данном случае, речь идет о том, что церковная служба – это целостное пространство, которое начинается с вечернего богослужения. Поэтому естественно предполагается, что человек, который намеревается приступить к Причащению – апогею богослужения, должен в нем участвовать с самого начала.

Но при этом в документе говорится, что невозможность для человека по объективным причинам присутствовать на вечернем богослужении, не до конца вычитанное им молитвенное правило, или какие-то другие внешние условия не могут быть абсолютными препятствиями для допуска человека к причащению. Это вопрос, который должен решать духовник. Именно он вправе определить, на самом ли деле отсутствие человека на вечернем богослужении было связано с какими-то объективными причинами или просто ему было лень пойти на службу, когда все возможности для этого имелись.

Что касается поста в субботу, то в документе сказано, что люди, которые соблюдают все уставные одно – и многодневные церковные посты и регулярно причащаются – еженедельно – могут, в согласии со своим духовником, получить благословение на несоблюдение поста в субботу или соблюдение поста в усеченном виде. Например, вкушение постной еды на ужин или отказ от ужина как такового. То есть возможны разные варианты в зависимости от здоровья человека, его жизненных нагрузок, среды, в которой он живет. Есть множество различных факторов, которые требуют своего решения в каждом конкретном случае. Здесь не может быть какого-то универсального правила. Однако – еще раз подчеркну! – это касается только тех случаев, когда человек – верное чадо Церкви, соблюдает все однодневные и многодневные посты, то есть живет в том ритме, в котором живет вся Церковь.

Но совершено другое дело, когда речь идет о прихожанах, которые причащаются редко или крайне редко. Если человек причащается, например, раз в месяц или раз в полгода, и при этом не соблюдает однодневные и многодневные посты, тогда естественно, что для того, чтобы его допустили к Святому Причастию, он должен совершить хотя бы какой-то минимальный труд подготовки – говения. Например, в Синодальный период, когда люди в большинстве причащались раз в год, это была неделя говения. Позднее, в советское и постсоветское время, многие духовники благословляли подготовку в виде трехдневного поста или четырехдневного.

В целом здесь должна быть следующая зависимость – чем чаще человек причащается и чем более интенсивной церковной жизнью он живет, тем менее обременительными должны быть условия его подготовки к Святому Причащению. Потому что каждый день недели для такого человека должен быть этапом подготовки к участию в литургии и причащению.

Если у человека нет духовника, то помочь ему решить все эти вопросы может тот священник, у которого он исповедуется. Духовник – это крайне желательное, но не безусловное требование. Все свои вопросы человек может решить в разговоре с тем священником, служащем в храме, куда он ходит, кому исповедуется, с кем общается. Ведь адресован не только к прихожанам: он адресован и к духовенству, которое должно понимать, что высшая церковная власть дает священникам право при определенных условиях делать послабление для человека. И, конечно, стоит помнить, что сама Литургия и есть главная подготовка человека к участию в Святом Причащении. Хотелось бы надеяться, что принятый Архиерейским совещанием документ послужит для вдохновения верных чад Церкви к более внимательной подготовке к Божественной Евхаристии – сердцевине духовной жизни, – и побудит к более частому причащению с полноценным и активным участием в совершении Литургии – общего дела, заповеданного нам Христом Спасителем.

* «Перед причастием мирянину необходимо быть на вечернем богослужении». А, ежели мирянин причащается на Литургии в субботу (в пятницу работает и на вечернюю службу не успевает), то причащаться ему нельзя? Получается, что причащаться можно только в воскресение? Это значит, что пост и в субботу?

Строка поиска: ПРИЧАСТИЕ

Найдено записей : 17

Здравствуйте, батюшки! Разъясните, пожалуйста, необходимо ли младенцам перед причастием соблюдать евхаристический пост?

Александр

Александр, младенцам перед причастием необязательно соблюдать евхаристический пост, но по мере возраста их нужно постепенно приучать к этому, чтобы к 7 годам они уже могли причащаться хотя бы с небольшим, но постом.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, перед причастием можно соблюдать пост по православному календарю (когда, например разрешена рыба в пятницу) или нужен особый строгий пост? И как поститься перед причастием, когда нет многодневного поста, если соблюдаешь пост в среду и пятницу, получается не 3 дня, а всегда 4, или четверг можно не поститься? Большое спасибо!

Анастасия

Анастасия, если Вы готовитесь к причастию в то время, когда многодневного поста нет, то пост перед причастием составляет обычно три дня, если Ваш духовник не назначил иного. В дни многодневных постов, если есть силы, можно усугубить свой пост перед причастием, например, не есть рыбы. Это очень благочестиво.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Ребенок пошел в школу, где обязательное питание. Отказываться от еды не разрешают, но можно выбрать блюдо, постных блюд нет. Посоветуйте, пожалуйста, как выйти из такой ситуации, как подготовить ребенка к причастию, ведь надо соблюдать пост хотя бы 3 дня?

Инна

Здравствуйте, Инна. Если до поступления в школу Вы заставляли ребенка поститься три дня перед причастием, то Вы поступали неправильно. Ребенок Ваш не постился, а вынужденно голодал. Пост - это добровольное воздержание от пищи. Ребенку, вплоть до подросткового возраста, достаточно воздержаться только от мяса в постные дни. Это правило не трудно выполнить даже в школьной столовой. Обычай трехдневного говения пришел из дореволюционной России, кода распространилась чудовищная практика исповедоваться и причащаться один раз в год. Устав предписывает поститься в среду и пятницу, в многодневные посты (Великий, петров, успенский и рождественский), в сочельники, на усекновение главы Иоанна Крестителя и на Крестовоздвижение. Евхаристический пост особый, он строгий, начинается с полуночи и продолжается до причащения. Эти правила общие для всех, а трехдневное говение полезно тем, кто исповедуется и причащается крайне редко, или впервые.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! К вере пришла совсем недавно, очень хочу жить по заповедям, совсем скоро Рождественский пост. Мой муж крещенный, но, можно сказать, неверующий. Подскажите, батюшка, как мне быть, как соблюсти пост и мужа не обидеть (я имею в виду супружеские отношения). Во время Великого поста, я его соблюдала, моя душа внутри плакала, я чувствовала постоянную вину внутри души. С мужем живем 18 лет, он согласился обвенчаться. Заранее благодарна за ответ.

Наталья

Наталья, по слову апостола Павла, муж и жена воздерживаются друг от друга "ради молитвы". Но ваш муж пока далек от церковной жизни и станет еще дальше, если Вы жестко ограничите ваши супружеские отношения. То есть, вместо желаемого воцерковления, Вы получите обратный эффект. Интимные отношения супругов не являются грехом, не являются чем-то нечистым, если они связаны супружеской любовью. Придерживайтесь простого правила - воздерживайтесь несколько дней перед причастием и накануне больших праздников. Можно также отказаться от них на первой седмице Великого Поста и Страстной. Думаю, пока для Вас этого будет достаточно. Сохраните семью, супружескую любовь, веру, а остальное приложится.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка! Объясните мне, пожалуйста, один момент, связанный с подготовкой к Причастию. Мне 13 лет, раньше не причащалась и не исповедовалась, но очень хочу, начала ходить на воскресные службы, молиться дома. В Церкви мне сказали, что для Причастия нужно хотя бы 3 дня поститься, прочесть каноны, отстоять вечернюю службу и исповедаться. У меня возникла проблема: каноны - молитвы длинные требующие времени, а я при всём желании чисто физически не смогу прочесть все каноны один за другим, а как их сократить, я не поняла, можно ли читать один канон в день и не в течении 3 постных дней? И ещё один вопрос - обязательно ли полное воздержание от мясной, молочной пищи и яиц, просто родных мои попытки поститься в среду и пятницу пугают, а тут сразу 3 дня, может быть, здесь могут быть какие-нибудь послабления? Мои близкие очень много делают для моей духовной жизни, а я своими религиозными опытами их сильно расстраиваю, довожу до слёз, поэтому не хочу, чтобы у них была неприязнь к Церкви из-за того, что я что-то из Устава делаю неправильно. Извините за такое долгое письмо. Дай вам Бог всего самого лучшего!

Ксения

Ксения, конечно, очень хорошо будет, если Вы сможете помолиться и попоститься перед причастием, как следует, но мне тоже кажется, что для первого раза сделать все в полном объеме может быть несколько трудновато. Поэтому, я думаю, надо попытаться найти срединный вариант: выбрать для себя то количество дней и то количество молитв, которые Вы сможете совершить, не подвергая себя сразу непривычным для Вас нагрузкам. Мне думается, если Вы уже соблюдаете пятницу, то можно вдобавок к ней в посте провести еще и субботу, а в воскресенье причаститься. В отношении молитв: постарайтесь прочесть обязательно Последование ко Святому Причащению и хотя бы один канон, например, Покаянный. Остальное – по мере Ваших сил. Кстати, Вы можете совершать правило к причастию не сразу, растянув чтение канонов на несколько дней. Одним словом, готовьтесь по мере сил, но с усердием, не спустя рукава, а на исповеди, если священник спросит, как именно Вы готовились, объясните ему, как и почему, я уверен, он снисходительно отнесется к Вашей немощи для первого раза. Но в будущем старайтесь привыкать к посту и полному молитвенному правилу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Считается ли грехом, если утром перед Причастием закапать в нос средство от насморка? Просто иногда часть этого средства попадает и в горло, и, соответственно, в желудок. Не могу сказать, что закапывание носа - это крайняя необходимость, но заложенность носа доставляет определенные неудобства.

Алексей

Нет, это допустимо. Перефразируя известный совет святителя Филарета, можно сказать: лучше с закапанным носом думать о Боге, чем с незакапанным - о соплях.

диакон Илья Кокин

Дорогой батюшка, как я могу помочь мужу избавиться от огромной зависимости к курению? Знаю, что нужно бросать в первый день Великого поста. Может, еще есть в течении года такие благодатные дни? Он постоянно пытается, но тщетно. Может, есть какая-то специальная молитва? И за что у человека образуется такая греховная привычка, от которой избавиться нет возможности? Он ходит и на исповедь, и на причастие. Правда, не так давно. И постился в Великий пост. Есть ли у него шанс? Эта привычка очень подрывает его здоровье. Заранее Господу и Вам безгранично благодарна. Простите, что занимаю Ваше драгоценное время.

Светлана

Дорогая Светлана, Ваш муж может бросить курить в любое время, когда он будет психологически готов бороться с этой страстью. Очень хорошо при этом принимать специальные препараты по назначению врача. Молитесь святому праведному Иоанну Кронштадтскому, чтобы по его молитвам Ваш супруг избавился от вредного пристрастия. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. Я сейчас готовлюсь к причастию (с 23.05.2013 по 26.05.13). Я знаю, что в эти дни нужно поститься, и хотела бы спросить, можно ли при этом есть рыбу?

Екатерина

Екатерина, по большому счету рыбу есть тоже нежелательно перед причастием. Но если Вам пока тяжело обойтись без рыбы, то можете кушать. Но все-таки постепенно нужно привыкать поститься перед причастием построже – без рыбы.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я готовлюсь к Причастию, хочу сходить в храм в воскресение. Начала поститься и тут же в первый день нарушила пост: купила пакетик чипсов. Поначалу я не заметила, что в состав входят молочные продукты, а потом увидела, но всё равно доела. Скажите, пожалуйста, можно ли продолжать держать пост и идти на Причастие? Или стоит перенести на другой день. Вся проблема в том, что я уже договорилась с отцом, чтобы он отвёз меня в храм, и, если я не поеду сейчас, то уже не знаю, когда поеду вновь. Заранее спасибо.

Анастасия

Анастасия, нужно быть всегда внимательным к своей жизни, к тому, что мы едим, что говорим, что делаем. Поститься продолжайте и к причастию готовьтесь. Я думаю, ничего страшного не произошло. Вы же не специально съели, а по невниманию. На исповеди скажите об этом священнику.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте батюшка! Я решила для себя причащаться часто (каждое воскресенье), особенно в пост. Но меня смущает, что я постоянно должна читать каноны и последование, а у меня это не всегда получается, т. к. маленький ребенок мешает сосредоточенно читать и молиться, и нет столько времени, да и муж и родители неверующие, и их раздражает, что я все время что-то читаю. Да и мне самой как-то при них стыдно молиться. Я стараюсь уединяться для молитвы, но это у нас дома почти невозможно. В прошлое воскресенье я вообще причастилась без подготовки, теперь как-то не по себе. Как же готовиться мне ко причастию, ведь я не в монастыре. А когда я редко причащаюсь (раз в месяц), потом очень тяжело опять настроиться на нормальную духовную жизнь.

Елена

Елена, Причастие - это Тело и Кровь Самого Христа. Мы в себя принимаем Самого Бога, и, конечно, к таинству Причастия нужно обязательно готовиться каждый раз. Нельзя допускать "привычки к Таинству", нельзя приступать к таинству без подготовки. Нужно обязательно читать правило ко причащению, поститься, молиться. Вас не заставляют причащаться каждое воскресенье, а если Вы сами так решили, то будьте добры исполнять все, как положено, и каноны все нужно вычитывать, и молитвы ко причащению читать, и пост соблюдать, и мир духовный нужно хранить. Да и относительно частоты причащения Вам нужно со своим духовником поговорить. Так как Вы причащаетесь, без подготовки, - нельзя. Лучше причаститься реже, но как положено, и тогда совесть будет спокойной и мир будет в душе

иеромонах Викторин (Асеев)

Благословите, батюшка! Если соборовались во время рождественского поста, то можно ли собороваться сейчас, чтобы очиститься от забытых грехов?

Елена

Елена, собороваться, конечно, хорошо. Обычно мы соборуемся один-два раза в год. Думаю, Вам можно собороваться в Великий пост, но чаще собороваться не нужно. Соборование больше предусмотрено для больных людей. Старайтесь больше смотреть внутрь себя и искоренять страсти, которые Вы там увидите, через покаяние и причастие.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Планировала на этой неделе причаститься (причащаюсь 1 раз в месяц), но ведь на этой неделе нет поста, а я упустила это из вида, и у батюшки в выходной не спросила, как быть. Как подготовиться на этой неделе к причастию, если нет поста, или попоститься хотя бы пятницу, если хочу причащаться в субботу?

Светлана

Светлана, я думаю, если Вы не уточнили у своего батюшки, как готовиться, то причастие один разок можно пропустить, в конце концов, что значит "планирование" причастия? А на будущее – уточняйте подробнее и со спокойной душой исполняйте, как послушание.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, перед Причастием нельзя кушать. А можно ли чистить зубы перед Причастием?

Ольга, перед Причастием чистить зубы можно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, нужно ли поститься перед Причастием в период от Рождества до Пасхи? Я слышал, что в какой-то период в году пост соблюдать перед этим не нужно. Есть ли такой период? И если есть, уточните, когда он происходит? Спасибо.

Дмитрий

Дмитрий, перед Причастием поститься нужно всегда. Причащаться в посты надо чаще, чем в те дни, когда нет поста. Есть дни в течение всего года, когда пост отменяется, но в эти дни без поста можно причащаться только тем христианам, которые соблюдают все посты в течении всего года, но даже и в этом случае они должны воздерживаться от мясной пищи. Вам, как, я думаю, человеку малоцерковному, перед каждым причастием надо постится, надо приучать себя к соблюдению церковных правил, для Вашего же блага. К тому же, поскольку Вы не знаете, когда можно поститься, а когда не постятся независимо от Причастия - приобретите себе церковный календарь, там обозначены постные и непостные дни в течение всего года.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, поздравляю Вас с праздником Крещения Господня! Благодарю за подробные и быстрые ответы. У меня еще один маленький вопрос: я готовилась к исповеди, постилась, а на Святках позволила себе консервы "печень трески" и не обратила внимания на состав, раньше кроме печени там ничего не было, а теперь там сухое молоко! Увидела я это случайно, уже после исповеди. Я решила, что на Причастие мне нельзя. Права ли я? Заранее благодарна за ответ. Спасибо Бог.

Вы правильно поступаете, не пропуская воскресную литургию. Тем самым Вы закладываете прочный фундамент своей духовной жизни. Сейчас Вы подошли к такому моменту, когда надо научиться в вопросах церковной жизни следовать благословению священника. Нельзя самостоятельно решать вопрос о причастии. Обсудите этот вопрос на исповеди и исповедуйтесь в самочинии, т. е. в своевольном нарушении установленного порядка.
Перед причастием, действительно, соблюдается трехдневный пост. Но в некоторых случаях, по усмотрению духовника, постными днями перед причастием являются среда, пятница и суббота. В вопросах поста неукоснительно следуйте благословению священника. Это тот случай, когда послушание ставится превыше молитвы.
Укрепи Господь.

иерей Сергий Осипов



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»