Развитие конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок в сфере дорожного хозяйства сулима, виктор васильевич. Развитие конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок в сфере дорожного хозяйства сулима, викт

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ПОСТАВЩИКОВ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА.

1.1. Характеристика дорожного хозяйства Российской Федерации.

1.2. Государственные закупки в России и за рубежом.

1.3. Развитие конкурсного отбора поставщиков в проекте Федеральной контрактной системы.

1.4. Требования международной системы менеджмента качества

ISO 9000:-2008 к закупкам и надежности поставщиков.

1.5. Существующие методы оценки конкурсных предложений участников закупок с учетом неопределенности и риска.

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ПОСТАВЩИКОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК.

2.1. Системные аспекты исследования эффективности конкурсного отбора поставщиков товаров, работ, услуг для государственных нужд.

2.2. Развитие методологических основ и принципов конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок.

2.3. Обоснование показателей и критериев надежности поставщиков при организации закупок в сфере дорожного хозяйства.

2.4. Развитие математических основ и методов вероятностной оценки конкурсных заявок по критерию надежности поставщиков.

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОНКУРСНОГО ОТБОРА ПОСТАВЩИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА.

3.1. Этапы конкурсного отбора, исходные данные и положения.

3.2. Квалификационный отбор (квалификация) участников закупок.

3.3.1.Критерии оценки конкурсных заявок.

3.3.2.Оценка конкурсных заявок по критерию «функциональные или качественные характеристики товара» и «качество работ, услуг и (или) квалификация участника».

3.3.3.Оценка конкуосных заявок по кпитерию «цена контракта» и другим 1 А А 1 Х^ " "I / критериям.

3.4. Вероятностная оценка конкурсных заявок участников закупок по критерию «надежность поставщика».

3.4.1.Вероятностные критерии оценки конкурсных заявок.

3.4.2. Интегральная оценка конкурсных заявок по критерию «надежность поставщика».

3.5. Определение победителя конкурса (поставщика, подрядчика) и заключение государственного контракта.

ГЛАВА 4. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КОНКУРСНЫХ ЗАЯВОК УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК НА ПРИМЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ФКУ «ДСТО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ».

4.1. Метод деловой игры при организации государственных закупок в дорожном хозяйстве ФКУ «ДСТО «Санкт-Петербург».

4.2. Участники деловой игры и их функции.

4.3. Порядок подготовки и проведения деловой игры.

4.4. Программное обеспечение «Tender» и оценка конкурсных заявок на ПЭВМ в среде Microsoft Excel.

Рекомендованный список диссертаций

  • Формирование системы размещения заказов предпринимательской структурой на основе конкурсных торгов 2006 год, кандидат экономических наук Черныш, Владимир Владимирович

  • Финансово-правовое регулирование бюджетных закупок 2004 год, кандидат юридических наук Золотарева, Анна Борисовна

  • Государственный заказ как форма регулирования и поддержки малых предприятий сферы услуг 2006 год, кандидат экономических наук Илюхин, Вячеслав Вячеславович

  • Совершенствование системы государственных закупок для нужд таможенных органов 2011 год, кандидат экономических наук Кодрик, Владимир Николаевич

  • Повышение эффективности выбора подрядчика на производство строительных и ремонтных работ 2012 год, кандидат экономических наук Евтюкова, Ксения Сергеевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок в сфере дорожного хозяйства»

Актуальность темы исследования.

Современная Транспортная стратегия развития России отражает беспрецедентный в мировой истории переход к инновационной рыночной экономике при сохранении государственной собственности на средства производства в сфере транспорта. Стратегическими целями развития транспортной системы на период до 2030 года являются обеспечение доступности и конкурентоспособности транспортных услуг.

Развитие конкурентного рынка потребует в ближайшее время обеспечения публичности и информационной открытости рынка по ценам, срокам, качеству продукции и надежности поставщиков. Это стимулирует развитие свободной конкуренции в экономике и сделает сроки, качество и надежность предметом конкуренции.

На пути формирования инновационной рыночной экономики возникло немало проблем, требующих научного решения, в числе которых и проблемы, связанные с закупками товаров, работ, услуг для нужд дорожного хозяйства и дорожной деятельности предприятий транспорта.

Принятие в 2005 году Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» послужило началом перехода от системы государственных закупок на принципах Типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) о закупках товаров (работ) и услуг к системе размещения заказов, препятствующей развитию конкурентного рынка.

Если в период до 2005 года для участия в конкурсе и получения государственного заказа поставщик (подрядчик) должен удовлетворять квалификационным требованиям, обладать профессиональной и управленческой компетентностью, опытом и репутацией, производственными возможностями, финансовыми и трудовыми ресурсами, то после 2005 года решающим фактором при выборе поставщика становится цена контракта, устанавливаемая по результатам аукциона. В конкурсной процедуре отменяется квалификация и оценка надежности поставщика, но уже в 2007 году Федеральным законом №218-ФЗ вводится критерий, определяемый как «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.

Практика проведения аукционов выявила целый ряд недостатков, включая : наличие недобросовестной конкуренции и сговор участников аукциона, спекулятивный демпинг, ухудшение качества продукции, ограниченные возможности привлечения к торгам квалифицированных поставщиков, - поэтому в последние годы наметился постепенный возврат к квалификации и конкурсному отбору поставщиков (подрядчиков). Проводимые в России конкурсы все больше стали опираться на процедуры, основанные на конкуренции. Это позволило в определенной мере стабилизировать цены на товары, работы, услуги в сфере дорожного хозяйства.

Правительством России, начиная с 2011 года, осуществляется переход к федеральной контрактной системе закупок товаров, работ, услуг, которая в отличие от существующей системы размещения заказов будет базироваться на принципах открытости, конкуренции, профессионализма заказчика, единства и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд и эффективность расходования бюджетных средств. Законопроект «О федеральной контрактной системе» предусматривает внедрение новых способов проведения государственных закупок, включая конкурс " с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Одновременно предлагается ликвидировать аукцион, оставив только электронный аукцион с некоторыми важными ограничениями по его использованию для размещения заказов.

Для достижения целей дорожного хозяйства транспортные предприятия и организации все больше опираются на международную систему менеджмента качества серии ISO 9000:-2008 и национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000:-2008 . В соответствии с данным стандартом оценка и отбор поставщиков должны производиться на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями к закупкам. Надежность поставщика оказывает существенное влияние на эффективность закупок, распределение ответственности и рисков. Вместе с тем, при организации государственных закупок в сфере дорожного хозяйства конкурсный отбор поставщиков (подрядчиков) по критерию надежности не рассматривается.

В сфере дорожного хозяйства сложилась проблемная ситуация: с одной стороны, возникает необходимость в развитии процедуры конкурсного отбора поставщиков на основе оценки их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями к закупкам, а с другой стороны, отсутствуют научно обоснованные критерии и методы оценки надежности участников закупок. Применяемые правила рейтинговой оценки конкурсных заявок участников закупок в баллах не обеспечивают необходимую для практических целей точность и достоверность оценок.

Необходимость развития конкурсного отбора поставщиков товаров, работ, услуг для нужд дорожного хозяйства по показателям и критериям надежности поставщиков обуславливает актуальность темы диссертационного исследования, ее цель и задачи.

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы и практические методы размещения заказов, организации подрядных торгов и конкурсного отбора поставщиков (подрядчиков) рассмотрены во многих работах отечественных и зарубежных авторов: Асаула А.Н., Бабенко A.A., Болотина A.B., Волкова Б.А., Гасилова В.В., Дидковского В.М., Дорожкина В.Р., Зайцева A.A., Нестеровича Н.В., Околеловой Э.Ю., Опарина С.Г., Панибратова Ю.П., Рикардо Д., Серова В.М., Смирнова В.И., Шакирова Р.Б., Яковлева В.А., и др.

Вопросам размещения заказов с позиций управления проектами и оценке надежности организаций посвящены научные труды: Бронниковой Т.М., Будриной Е.В., Воропаева В.И., Гальперина З.М., Коваленок Т.П.,

Околеловой Э.Ю., Опарина С.Г., Панибратова Ю.П., Титова С.А., Хьюса С.

Целью диссертационного исследования является формирование конкурентного рынка и повышение эффективности государственных закупок в сфере дорожного хозяйства путем развития конкурсного отбора поставщиков товаров, работ, услуг с использованием критерия надежности поставщиков.

Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании решены следующие основные задачи:

Анализ современного состояния, проблем и перспектив развития конкурентного рынка и конкурсного отбора поставщиков в сфере дорожного хозяйства;

Развитие теоретических основ конкурсного отбора поставщиков в системе государственных закупок товаров, работ и услуг, обоснование критериев и методов оценки конкурсных заявок при организации закупок в сфере дорожного хозяйства;

Разработка метода интегральной оценки конкурсных заявок участников государственных закупок по критерию надежности с учетом неопределенности и риска;

Разработка методики конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок товаров, работ, услуг в сфере дорожного хозяйства с учетом оценки надежности поставщиков;

Разработка и проведение деловой игры по организации государственных закупок в дорожном хозяйстве и дорожной деятельности на примере размещения заказа по диагностике мостовых сооружений автомобильных дорог федерального значения в 2011 году.

Объектом исследования являются транспортные предприятия и организации, осуществляющие дорожную деятельность и государственные закупки в сфере дорожного хозяйства.

Предмет исследования - критерии и методы оценки конкурсных заявок участников закупок для нужд дорожного хозяйства.

Научная новизна результатов исследования:

1. Развитие принципов конкурсного отбора поставщиков в системе государственных закупок, обоснование критериев и методов оценки конкурсных заявок при организации закупок в сфере дорожного хозяйства.

2. Метод интегральной оценки конкурсных заявок участников государственных закупок по критерию надежности поставщиков с учетом неопределенности и риска.

3. Методика конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок товаров, работ, услуг в сфере дорожного хозяйства с учетом оценки надежности поставщиков.

4. Применение метода деловой игры и его программного обеспечения при организации государственных закупок в дорожном хозяйстве.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теоретических основ и разработке метода интегральной оценки конкурсных заявок участников государственных закупок по показателям и критериям надежности поставщиков.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке методики конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок по критерию надежности поставщиков и её программной реализации в среде Microsoft Excel. Практическая значимость диссертации для дорожного хозяйства заключается в разработке и апробации деловой игры «Размещение заказа на выполнение работ по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах федерального значения».

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивается глубиной проработки теоретических основ осуществления закупок, обобщением отечественного и зарубежного опыта организации закупок, использованием в оценке конкурсных заявок критерия надежности поставщиков, корректным учетом факторов, влияющих на эффективность государственных закупок в дорожном хозяйстве. Использование в процедуре конкурсного отбора критерия надежности поставщиков обеспечивает возможность установления доверительного интервала и доверительной вероятности, характеризующих способность поставщиков выполнить требования, установленные в конкурсной документации.

Степень достоверности полученных в диссертации оценок подтверждается результатами деловой игры, проведенной на примере размещения заказа по диагностике мостовых сооружений автомобильных дорог федерального значения в 2011 году. Результаты деловой игры сопоставлены с данными, полученными на основании действующих Правил рейтинговой оценки конкурсных заявок (Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 №722). Выводы диссертации не противоречат существующим представлениям об экономической эффективности государственных закупок для нужд дорожного хозяйства.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Результаты диссертационной работы докладывались на VII Международной конференции «Математическое моделирование в образовании, науке и производстве» (Тирасполь, Приднестровский университет, 20011). Основные положения работы доложены, обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры экономики и менеджмента в строительстве ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения».

Публикации. Результаты диссертационного исследования опубликованы в 5 печатных работах общим объемом 14,3 п.л., лично автора-7,2 п.л., в том числе 2 работы в рецензируемых изданиях, включенных в перечень ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 120 наименований и 4 приложений. Диссертационная работа изложена на 142 страницах и содержит 17 таблиц и 15 рисунков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

  • Контроль участия аудиторских организаций в процедуре государственных закупок 2011 год, кандидат экономических наук Плисова, Алла Борисовна

  • Разработка методики размещения государственного заказа в региональной инновационной системе на примере Санкт-Петербурга 2011 год, кандидат экономических наук Погорельцев, Александр Сергеевич

  • Механизмы регулирования региональных рынков научно-исследовательских работ и консультационных услуг для государственных нужд 2008 год, кандидат экономических наук Алтынцев, Алексей Викторович

  • Построение систем конкурсных торгов на основе технологий электронной коммерции 2004 год, доктор экономических наук Юрасов, Алексей Владимирович

  • Совершенствование рыночных механизмов осуществления госзакупок в России 2000 год, кандидат экономических наук Селяметов, Алексей Маркович

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Сулима, Виктор Васильевич

Результаты исследования сопоставлены с данными, полученными на основании действующих Правил рейтинговой оценки конкурсных заявок, утвержденных Правительством Российской Федерации, и отражают эффективность применения критерия надежности в конкурсном отборе поставщиков. Показана возможность построения интегральной функции надежности поставщиков в условиях многокритериальной оценки конкурсных предложений (заявок) поставщиков.

В случае использования в федеральной контрактной системе интегрального критерия надежности поставщиков конкурс как форма осуществления государственных закупок может стать эффективным экономическим инструментом развития конкурентного рынка и отбора поставщиков в сфере дорожного хозяйства.

Конкурсный отбор поставщиков должен стать конкурентным способом размещения заказа, при котором заказчик, конкурсная комиссия на основании квалификационного отбора (квалификации) участников закупок, а также критериев и порядка оценки, установленных в конкурсной документации, определяет участника конкурса, предложившего либо лучшие условия исполнения контракта на поставку товаров, работ, услуг либо надлежащее исполнение такого контракта с более высокой надежностью поставки.

Основные методические положения и выводы диссертационного исследования целесообразно использовать для принятия управленческих решений при организации государственных закупок товаров, работ, услуг в сфере дорожного хозяйства и дорожной деятельности транспортных предприятий и организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате диссертационного исследования установлено, что в сравнении с существующими подходами и применяемыми критериями оценки заявок на участие в конкурсе критерий надежности поставщиков наиболее полно раскрывает конкурентную среду, разнообразие действующих факторов, и интегрально отражает способность поставщиков выполнить требования, содержащиеся в конкурсной документации, проекте государственного контракта и конкурсных предложениях (заявках) поставщиков.

Надежность поставщиков является системным свойством процесса закупок, что обуславливает возможность и целесообразность применения критерия надежности в конкурсном отборе поставщиков товаров, работ, услуг для нужд дорожного хозяйства.

Проведение экономической оценки надежности поставщиков при организации государственных закупок требует предварительных исследований, тщательной подготовки и обоснования применяемых исходных данных и положений. При этом не вызывает сомнений, что распределенная оценка надежности, основанная на процессном подходе к организации закупок, методах интегральных сверток чисел и последовательного наложения ограничений на критерии в многокритериальной оценке конкурсных заявок позволяет уйти от необходимости рейтинговой оценки в баллах и получить результаты, которые вызывают доверие.

В целях формирования конкурентного рынка и повышения эффективности государственных закупок в сфере дорожного хозяйства в диссертационном исследовании решены следующие задачи:

1) выполнен анализ современного состояния, проблем и перспектив развития конкурентного рынка, существующих критериев и методов конкурсного отбора поставщиков в сфере дорожного хозяйства;

2) сформированы теоретические основы и предложены принципы конкурсного отбора поставщиков в системе государственных закупок, раскрыта сущность надежности поставщиков, обоснованы вероятностные критерии и методы оценки конкурсных заявок при организации закупок в сфере дорожного хозяйства;

3) разработан дискретный метод интегральной оценки конкурсных заявок участников государственных закупок по критерию надежности поставщиков с учетом неопределенности и риска, основанный на процедуре интегральной свертки случайных числовых последовательностей;

4) разработана методика конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок товаров, работ, услуг в сфере дорожного хозяйства, предназначенная для оценки конкурсных заявок по действующим Правилам рейтинговой оценки и расширенной интегральной оценки заявок с учетом надежности поставщиков. Данная методика реализована на ПЭВМ в среде Microsoft Excel;

5) разработана и проведена деловая игра по организации государственных закупок в дорожном хозяйстве на примере размещения заказа по диагностике мостовых сооружений автомобильных дорог федерального значения в 2011 году по ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода вокруг города Санкт-Петербурга». Применение метода деловой игры при организации государственных закупок в дорожном хозяйстве обеспечивает принятие обоснованных решений по условиям размещения заказов и выбору критериев оценки конкурсных предложений, а также подготовку лиц, принимающих непосредственное участие в конкурсной процедуре закупок. С другой стороны, деловая игра рассматривается как способ проверки работоспособности предложенной методики конкурсного отбора поставщиков, обоснования достоверности результатов и выводов диссертационного исследования.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Введение в строй Охтинского канализационного коллектора позволит очистить Охту. Он может быть запущен уже в 2018 году.

Об этом заявил главный строитель «Водоканала» Виктор Сулима. Журналистам сегодня показали, как ведутся работы на объекте.

Сейчас он построен почти на треть, на реализацию глобального проекта выделено 8 миллиардов рублей, всего запланировало проложить больше 7 километров канализации. Грандиозную стройку увидел Александр Одинцов.

Александр Одинцов, корреспондент: «Строительство Охтинского канализационного коллектора начали в июне прошлого года. Именно на него вся надежда при очистке рек в Красногвардейском районе. Окончание строительства запланировано на 2020 год. А пока миллиметр за миллиметром на глубине 30 метров проталкивают грунт для будущей прокладки труб. Ювелирная работа. Ни больше ни меньше. Только тяжелой техникой».

Тихий ход тоннелепроходческого комплекса на 15 метров в день приближает очищенное будущее рек Охта и Лубья. В этой шахте под номером 645А в недры земли уходит труба диаметром полтора метра. Ее не собирают из двух частей, как это чаще всего бывает, а по сути вдавливают целую окружность, что исключает внутренние работы. Таким образом экономится время.

«Труба устанавливается за пресс-кольцом. С помощью домкратов вдавливается в землю. Впереди идет тоннелепроходческий комплекс, который с помощью воды разрабатывает грунт».

Под землей Красногвардейского района пройдут трубы самых разных калибров. От метра 20 сантиметров до 3 метров. Из-за особенностей грунта иногда его приходится замораживать, чтобы, например, обходить плывуны. А уже после прокладывают цепочки тоннелей. Кстати, железобетонные трубы, как гордятся строители, все отечественные и со специальным заводским покрытием.

Андрей Булыгин, заместитель директора компании-подрядчика: «Внутри в заводских условиях наносится пластиковая футеровка, которая предотвращает от химической коррозии в будущем».

Специалисты уже приступили к проходке 18-й шахты из 20. На отдельных участках планируют использовать щит с внутренним диаметром больше трех метров. Охтинский коллектор позволит перенаправить стоки из 43 прямых выпусков, по сути труб, напрямую на Северную станцию аэрации.

Виктор Сулима, заместитель директора по капитальному строительству и инвестициям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: «Позволит убрать 11 миллионов кубических метров неочищенных вод, которые в настоящее время поступает в реку Охта, а дальше в Неву и так далее. В настоящее время 98 процентов сточных вод очищается, а остальные идут неочищенными в различные реки и каналы».

Кроме отвода стоков, к Охтинскому коллектору подключат и абонентов района перспективной застройки. Сама экологическая обстановка должна стать настолько благоприятной, подчеркивают в «Водоканале», что в той же Охте, можно будет поймать карпа.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Сулима, Виктор Васильевич. Развитие конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок в сфере дорожного хозяйства: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Сулима Виктор Васильевич; [Место защиты: Петерб. гос. ун-т путей сообщ.].- Санкт-Петербург, 2012.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-8/3226

Введение

ГЛАВА 1. Современное состояние и перспективы развития конкурсного отбора поставщиков в сфере дорожного хозяйства 10

1.1. Характеристика дорожного хозяйства Российской Федерации 10

1.2. Государственные закупки в России и за рубежом 19

1.3. Развитие конкурсного отбора поставщиков в проекте Федеральной контрактной системы 26

1.4. Требования международной системы менеджмента качества ISO 9000:-2008 к закупкам и надежности поставщиков 31

1.5. Существующие методы оценки конкурсных предложений участников закупок с учетом неопределенности и риска 35

ГЛАВА 2. Теоретические основы конкурсного отбора поставщиков в системе государственных закупок 41

2.1. Системные аспекты исследования эффективности конкурсного отбора поставщиков товаров, работ, услуг для государственных нужд 41

2.2. Развитие методологических основ и принципов конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок 46

2.3. Обоснование показателей и критериев надежности поставщиков при организации закупок в сфере дорожного хозяйства 51

2.4. Развитие математических основ и методов вероятностной оценки конкурсных заявок по критерию надежности поставщиков 57

ГЛАВА 3. Методика конкурсного отбора поставщиков при организации закупок в сфере дорожного хозяйства 65

3.1. Этапы конкурсного отбора, исходные данные и положения 65

3.2. Квалификационный отбор (квалификация) участников закупок 70

3.3.1.Критерии оценки конкурсных заявок 74

3.3.2. Оценка конкурсных заявок по критерию «функциональные или качественные характеристики товара» и «качество работ, услуг и (или) квалификация участника» 78

3.3.3.Оценка конкурсных заявок по кпитерию «цена контракта» и другим критериям 85

3.4. Вероятностная оценка конкурсных заявок участников закупок по критерию «надежность поставщика» 96

3.4.1.Вероятностные критерии оценки конкурсных заявок 96

3.4.2. Интегральная оценка конкурсных заявок по критерию «надежность поставщика» 97

3.5. Определение победителя конкурса (поставщика, подрядчика) и заключение государственного контракта 101

ГЛАВА 4. Интегральная оценка конкурсных заявок участников закупок на примере дорожного хозяйства ФКУ «ДСТО «Санкт-Петербург» 106

4.1. Метод деловой игры при организации государственных закупок в дорожном хозяйстве ФКУ «ДСТО «Санкт-Петербург» 106

4.2. Участники деловой игры и их функции 112

4.3. Порядок подготовки и проведения деловой игры 117

4.4. Программное обеспечение «Tender» и оценка конкурсных заявок на ПЭВМ в среде Microsoft Excel 122

Заключение 129

Список литературы 132

Приложение А. Термины и определения 143

Введение к работе

I. Актуальность темы исследования.

Стратегическими целями развития транспортной системы России на период до 2030 года являются обеспечение доступности и конкурентоспособности транспортных услуг. Развитие конкурентного рынка в сфере транспорта потребует в ближайшее время обеспечения публичности и информационной открытости рынка по ценам, срокам, качеству продукции и надежности поставщиков. Это стимулирует развитие свободной конкуренции в экономике и сделает сроки, качество и надежность предметом конкуренции.

На пути формирования инновационной рыночной экономики возникло немало проблем, требующих научного решения, в числе которых и проблемы, связанные с закупками товаров, работ, услуг для нужд дорожного хозяйства и дорожной деятельности предприятий транспорта.

Принятие в 2005 году Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» послужило началом перехода от системы государственных закупок на принципах Типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) о закупках товаров, работ, услуг к системе размещения заказов, препятствующей развитию конкурентного рынка.

Если в период до 2005 года для участия в конкурсе и получения государственного заказа поставщик (подрядчик) должен удовлетворять квалификационным требованиям, обладать профессиональной и управленческой компетентностью, опытом и репутацией, производственными возможностями, финансовыми и трудовыми ресурсами, то после 2005 года решающим фактором при выборе поставщика становится цена контракта, устанавливаемая по результатам аукциона. В конкурсной процедуре отменяется квалификация и оценка надежности поставщика, но уже в 2007 году Федеральным законом №218-ФЗ вводится критерий, определяемый как «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.

Практика проведения аукционов выявила целый ряд недостатков, включая наличие недобросовестной конкуренции и сговор участников аукциона, спекулятивный демпинг, ухудшение качества продукции, ограниченные возможности привлечения к торгам квалифицированных поставщиков, поэтому в последние годы наметился постепенный возврат к квалификации и конкурсному отбору поставщиков (подрядчиков). Проводимые в России конкурсы все больше стали опираться на процедуры, основанные на конкуренции. Это позволило в определенной мере стабилизировать цены на товары, работы, услуги в сфере дорожного хозяйства.

Правительством России, начиная с 2011 года, осуществляется переход к федеральной контрактной системе закупок товаров, работ, услуг, которая в отличие от существующей системы размещения заказов будет базироваться на принципах открытости, конкуренции, профессионализма заказчика, единства и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд и эффективность расходования бюджетных средств. Законопроект «О федеральной контрактной системе» предусматривает внедрение новых способов проведения государственных закупок, включая конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Одновременно предлагается ликвидировать аукцион, оставив только электронный аукцион с некоторыми важными ограничениями по его использованию для размещения заказов.

Для достижения целей дорожного хозяйства транспортные предприятия и организации все больше опираются на международную систему менеджмента качества серии ISO 9000:-2008. В соответствии с данным стандартом оценка и отбор поставщиков должны производиться на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями к закупкам. Надежность поставщика оказывает существенное влияние на эффективность закупок, распределение ответственности и рисков. Вместе с тем, при организации государственных закупок в сфере дорожного хозяйства конкурсный отбор поставщиков (подрядчиков) по критерию надежности не рассматривается.

В сфере дорожного хозяйства сложилась проблемная ситуация: с одной стороны, возникает необходимость в развитии процедуры конкурсного отбора поставщиков на основе оценки их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями к закупкам, а с другой стороны, отсутствуют научно обоснованные критерии и методы оценки надежности участников закупок. Применяемые правила рейтинговой оценки конкурсных заявок участников закупок в баллах не обеспечивают необходимую для практических целей точность и достоверность оценок.

Необходимость развития конкурсного отбора поставщиков товаров, работ, услуг для нужд дорожного хозяйства по показателям и критериям надежности поставщиков обуславливает актуальность темы диссертационного исследования, ее цель и задачи.

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы и практические методы размещения заказов, организации подрядных торгов и конкурсного отбора поставщиков (подрядчиков) рассмотрены во многих работах отечественных и зарубежных авторов: Бабенко А.А., Болотина А.В., Будриной Е.В., ВолковаБ.А., Гасилова В.В., Дидковского В.М., Дорожкина В.Р., Зайцева А.А., Нестеровича Н.В., Околеловой Э.Ю., Опарина С.Г., Рикардо Д., Серова В.М., Смирнова В.И., Шакирова Р.Б., Яковлева В.А., и др.

Вопросам размещения заказов с позиций управления проектами и оценке надежности организаций посвящены научные труды: Бронниковой Т.М., Воропаева В.И., Гальперина З.М., Коваленок Т.П., Околеловой Э.Ю., Опарина С.Г., Панибратова Ю.П., Титова С.А., Хьюса С. и др.

Целью диссертационного исследования является формирование конкурентного рынка и повышение эффективности государственных закупок в сфере дорожного хозяйства путем развития конкурсного отбора поставщиков товаров, работ, услуг с использованием показателей и критериев надежности поставщиков.

Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании решены следующие основные задачи:

анализ современного состояния, проблем и перспектив развития конкурентного рынка и конкурсного отбора поставщиков в сфере дорожного хозяйства;

развитие теоретических основ конкурсного отбора поставщиков в системе государственных закупок товаров, работ и услуг, обоснование критериев и методов оценки конкурсных заявок при организации закупок в сфере дорожного хозяйства;

разработка метода интегральной оценки конкурсных заявок участников государственных закупок по критерию надежности с учетом неопределенности и риска;

разработка методики конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок товаров, работ, услуг в сфере дорожного хозяйства с учетом оценки надежности поставщиков;

разработка и проведение деловой игры по организации государственных закупок в дорожном хозяйстве и дорожной деятельности на примере размещения заказа по диагностике мостовых сооружений автомобильных дорог федерального значения в 2011 году.

Объектом исследования являются транспортные предприятия и организации, осуществляющие дорожную деятельность и государственные закупки в сфере дорожного хозяйства.

Предмет исследования - критерии и методы оценки конкурсных заявок участников закупок для нужд дорожного хозяйства.

Научная новизна результатов исследования:

    Развитие принципов конкурсного отбора поставщиков в системе государственных закупок, обоснование критериев и методов оценки конкурсных заявок при организации закупок в сфере дорожного хозяйства.

    Метод интегральной оценки конкурсных заявок участников государственных закупок по критерию надежности поставщиков с учетом неопределенности и риска.

    Методика конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок товаров, работ, услуг в сфере дорожного хозяйства с учетом оценки надежности поставщиков.

4. Применение метода деловой игры и его программного обеспечения при организации государственных закупок в дорожном хозяйстве.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теоретических основ и разработке метода интегральной оценки конкурсных заявок участников государственных закупок по показателям и критериям надежности поставщиков.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке методики конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок по критерию надежности поставщиков и её программной реализации в среде Microsoft Excel. Практическая значимость диссертации для дорожного хозяйства заключается в разработке и апробации деловой игры «Размещение заказа на выполнение работ по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах федерального значения».

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивается глубиной проработки теоретических основ осуществления закупок, обобщением отечественного и зарубежного опыта организации закупок, использованием в оценке конкурсных заявок критерия надежности поставщиков, корректным учетом факторов, влияющих на эффективность государственных закупок в дорожном хозяйстве. Использование в процедуре конкурсного отбора критерия надежности поставщиков обеспечивает возможность установления доверительного интервала и доверительной вероятности, характеризующих способность поставщиков выполнить требования, установленные в конкурсной документации.

Степень достоверности полученных в диссертации оценок подтверждается результатами деловой игры, проведенной на примере размещения заказа по диагностике мостовых сооружений автомобильных дорог федерального значения в 2011 году. Результаты деловой игры сопоставлены с данными, полученными на основании действующих Правил рейтинговой оценки конкурсных заявок (Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 №722). Выводы диссертации не противоречат существующим представлениям об экономической эффективности государственных закупок для нужд дорожного хозяйства.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Результаты диссертационной работы докладывались на VII Международной конференции «Математическое моделирование в образовании, науке и производстве» (Тирасполь, Приднестровский университет, 20011). Основные положения работы доложены, обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры экономики и менеджмента в строительстве ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения».

Публикации. Результаты диссертационного исследования опубликованы в 5 печатных работах общим объемом 14,3 п.л., лично автора - 7,2 п.л., в том числе 2 работы в рецензируемых изданиях, включенных в перечень ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 120 наименований и 4 приложений. Диссертационная работа изложена на 128 страницах и содержит 20 таблиц и 16 рисунков.

Развитие конкурсного отбора поставщиков в проекте Федеральной контрактной системы

Правительством России, начиная с 2011 года, проводится комплекс мероприятий по переходу в сфере закупок товаров, работ, услуг к так называемой «федеральной контрактной системе».

Проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе» ориентирован на регулирование закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и должен будет заменить Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Законопроект, в случае его принятия, внесет существенные изменения в правила осуществления государственных закупок. Вся система государственных закупок будет преобразована в федеральную контрактную систему. Существенным отличием федеральной контрактной системы от существующей системы государственных закупок будет долгосрочное планирование государственных и муниципальных нужд. Законопроект предусматривает изменение правил определения начальной цены контракта, правил оценки заявок на участие в государственных закупках.

Федеральная контрактная система строится на принципах открытости, конкуренции, профессионализма заказчика, единства и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.

Один из принципов федеральной контрактной системы - принцип прогнозирования и планирования государственных и муниципальных нужд. Планирование будет долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Долгосрочный план под названием «сводный прогноз государственных нужд» будет приниматься на срок не менее пяти лет. Это будет аналитический документ, содержащий научно и нормативно обоснованные представления об основных направлениях и приоритетах обеспечения государственных нужд в товарах, работах и услугах на долгосрочный период.

На основании сводного прогноза государственных нужд будут приниматься планы обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это документы, рассчитанные на среднесрочную перспективу (3 года). В них уже более детально будет зафиксировано, в какие сроки и какие именно объемы закупок необходимо будет осуществить государственным и муниципальным заказчикам, чтобы обеспечить собственные нужды. Планы обеспечения государственных и муниципальных нужд будут приниматься на уровне Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

Разработкой планов обеспечения государственных и муниципальных нужд будут заниматься главные распорядители бюджетных средств.

Ежегодно на основании планов обеспечения государственных и муниципальных нужд будут приниматься планы-графики осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. В планы-графики будут включаться сведения об условиях контрактов, минимально необходимые требования к объектам закупок, начальная (максимальная) цена контракта и иные сведения, достаточные для идентификации каждой конкретной закупки. Также в планы-графики будут включаться графики осуществления процедур закупки. Разрабатывать и утверждать планы-графики будут заказчики в пределах доведенных до них лимитов бюджетных ассигнований на соответствующие цели в очередном финансовом году.

Предусматривается создание единой информационной системы, в которой будет содержаться информация обо всех этапах государственных закупок, начиная от этапа планирования и заканчивая этапом исполнения контракта. В нее будут включены все документы по планированию закупок, документы по реализации планов закупок, информация о заключении и исполнении контрактов. Законопроект предоставит гражданам и общественным объединениям возможность осуществлять общественный контроль за федеральной контрактной системой. Предусматривается создание Совета по федеральной контрактной системе при Правительстве РФ, в состав которого войдут как должностные лица органов государственной власти, связанных с контрактной системой, так и представители общественных объединений. Совет по федеральной контрактной системе сможет предъявлять заказчикам и правоохранительным органам требования об устранении нарушений, выявленных по результатам общественного контроля. Советы по федеральной контрактной системе должны будут создаваться на уровне субъектов РФ (региональные), но могут также создаваться и на местном уровне.

Данный законопроект устанавливает новые требования к описанию объекта закупок, обоснованию начальной цены, обеспечению заявки на участие в закупке, к оценке заявок.

Предлагается установить единые критерии описания объекта государственных закупок. Товары, работы и услуги должны соответствовать минимально достаточным требованиям. Это означает, что они должны полностью удовлетворять ту или иную государственную нужду, но при этом не обладать излишними свойствами, не являться предметами роскоши и не относиться к категории «люкс».

Развитие методологических основ и принципов конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок

Методологические основы определяют цели и концепцию конкурсного отбора поставщиков, аксиоматику и семантику в системе государственных закупок, принципы конкурсного отбора поставщиков и функционально-технологическую схему взаимодействия участников процесса закупок (рис.2.1). Наиболее полно методологические основы конкурсного отбора поставщиков, аксиоматика и семантика получили развитие в законопроекте «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» .

Федеральная контрактная система основывается на принципах открытости, конкуренции, профессионализма заказчика, единства, а также ответственности за результативность обеспечения государственных нужд и эффективность расходования бюджетных средств. В действующем Федеральном законе №94-ФЗ о размещении заказов для государственных нужд принципы осуществления государственных закупок не формулируются.

С введением федеральной контрактной системы заказчики при осуществлении закупок смогут использовать открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс, рассматриваемые как основные способы осуществления закупок.

Под конкурсом с ограниченным участием понимается способ осуществления закупок, при котором победителем конкурса признается лицо, прошедшее предварительный квалификационный отбор и предложившее лучшие условия исполнения контракта на поставку товаров, работ, услуг. Конкурс с ограниченным участием используется в случае, когда товары, работы, услуги сложного или специализированного характера способны поставить или выполнить только ограниченное число поставщиков (подрядчиков). Предварительный квалификационный отбор участников закупок является важной составной частью конкурса.

При двухэтапном конкурсе победителем признается лицо, участвующее в двух этапах его проведения и предложившее лучшие условия исполнения контракта на поставку товаров, работ, услуг. Двухэтапный конкурс предусматривается в случаях: 1) если заказчик пришел к выводу, что для уточнения характеристик объекта закупок и формулирования требований с необходимой для осуществления закупок точностью, необходимы предварительные переговоры с поставщиками (подрядчиками); 2) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий... Анализ практики проведения конкурсов в России и за рубежом показывает, что такое толкование конкурсного отбора в действующем законодательстве и проекте федеральной контрактной системе не отражает ни потребительскую ценность товаров, работ, услуг в процессе закупок, ни способность поставщиков выполнить условия государственного контракта и требования конкурсной документации. В результате к поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг часто допускаются неквалифицированные и (или) ненадежные поставщики (подрядчики). В данной работе под конкурсным отбором поставщиков понимается конкурентный способ размещения заказа, при котором заказчик, конкурсная комиссия на основании квалификационного отбора (квалификации) участников закупок, а также критериев и порядка оценки, установленных в конкурсной документации, определяет наиболее надежного поставщика (подрядчика), предложившего надлежащее исполнение контракта на поставку товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями конкурсной документации и (или) конкурсной заявкой. Квалификация участников закупок является обязательной процедурой в составе конкурсного отбора. Наличие в конкурсной заявке лучших, по сравнению с требованиями конкурсной документации, условий исполнения контракта на поставку товаров, работ, услуг может служить дополнительным критерием оценки конкурсных заявок, использование которого не должно приводить к снижению надежности поставщика. Надежность отражает степень доверия к поставщикам в отношении размещаемого заказа с учетом неопределенности процесса закупок, оказывает существенное влияние на эффективность закупок и обеспечивает возможность обоснованного распределения ответственности и рисков. Надежность является системным свойством и поэтому может служить интегральным критерием оценки конкурсных заявок, а его применение в конкурсном отборе позволяет перейти от рейтинговой оценки конкурсных заявок в баллах к оценке заявок по значению доверительной вероятности поставки товара, работ, услуг на условиях конкурсной документации в натуральных и относительных показателях. В данной работе раскрыты специфические особенности развития конкурентного рынка и предложены новые принципы конкурсного отбора поставщиков при организации закупок в сфере дорожного хозяйства: 1) принцип ориентации на конечных потребителей товаров, работ, услуг и процессный подход, при котором активами и ресурсами предприятия (организации) управляют как процессом, а ожидаемые результаты оцениваются в натуральных и относительных показателях; 2) принцип обеспечения и улучшения качества - создания уверенности в том, что требования к качеству товаров, работ, услуг будут выполнены, и увеличения способности поставщиков выполнить требования в соответствии с программой улучшения качества; 3) принцип пригодности поставщиков, реализуемый на этапе квалификационного отбора (квалификации) участников закупок с использованием квалификационных показателей и критериев пригодности; 4) принцип превосходства победителя конкурса - более высокой способности выполнить требования, реализуемый на этапе конкурсного отбора с использованием критерия (критериев) превосходства; 5) принцип сопоставимости результатов оценки конкурсных предложений (заявок) участников закупок; 6) принцип учета неопределенности и риска; неопределенность как неполнота, неточность или случайность данных порождает возможность неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта.

Оценка конкурсных заявок по критерию «функциональные или качественные характеристики товара» и «качество работ, услуг и (или) квалификация участника»

Вероятностная оценка применима, когда надежность поставщиков обусловлена неопределенностью и случайностью характеристик процесса закупок и факторов, характеризующих способность поставщиков выполнить требования конкурсной документации. К таким характеристикам процесса закупок следует отнести (табл.2.2): - поставка товаров, работ, услуг при заданных условиях обеспечения контракта, распределения ответственности и рисков; - выполнение поставщиком требований по объему, составу поставки и качеству товаров, работ, услуг; - выдерживание поставщиком срока (сроков, графика) поставки товаров, работ, услуг; - выполнение соглашения по цене контракта (отсутствие потребности в дополнительном финансировании); - поддержка поставщиком гарантий по срокам и (или) объему поставки; - соблюдение установленного регламента сдачи-приемки выполненных работ и др.

Анализ показал, что стохастическая природа процесса закупок и надежности поставщиков обусловлена неопределенностью и случайностью их текущего финансового состояния, достигнутого уровня в управлении качеством товаров, работ, услуг, текущего состояния трудовых ресурсов и производственных возможностей, которые могут быть оценены количественно по показателям, приведенным в табл.2.2. Существенное влияние на надежность поставщиков в сфере дорожного хозяйства оказывают квалификационные характеристики поставщиков и приведенный размер обеспечения ответственности по контракту. Моделирование и детерминированная оценка финансового состояния поставщиков производятся с использованием коэффициентов покрытия, общей платежеспособности, текущей ликвидности, маневренности, обеспечения собственными средствами, оборачиваемости оборотных активов, финансовой независимости в формировании оборотных активов, а также по величине стоимости активов поставщика (чистых, ликвидных или оборотных). Для описания производственных возможностей поставщиков используются показатели производственной мощности, размер резервов (запасов) и (или) коэффициент готовности производства. Приведенный размер обеспечения контракта оценивается в валюте Российской Федерации в результате комплекса мероприятий, предусмотренных конкурсной документацией и контрактом, включая обеспечение контракта по Федеральному закону №94-ФЗ, страхование гражданской ответственности, ответственность по контракту, гарантии и поручительства.

Активы и ресурсы поставщиков (подрядчиков) постоянно меняются, что прямо отражается на их способности выполнить требования к закупкам, поставить товары, выполнить работы, оказать услуги в соответствии с условиями государственного контракта.

Математические основы раскрывают логику конкурсного отбора поставщиков при осуществлении государственных закупок, формируют экономико-математические модели оценки конкурсных заявок участников, систему функциональных и параметрических ограничений моделей.

Проведенный анализ показал, что существенное влияние на надежность поставщиков в сфере дорожного хозяйства оказывают квалификационные характеристики поставщиков, наличие финансовых и трудовых ресурсов, текущая платежеспособность и собственные производственные мощности. Для вероятностной оценки надежности поставщиков с учетом количественных характеристик неопределенности и случайности действующих факторов необходимо использовать дискретный метод интегральных сверток случайных числовых последовательностей и метод последовательного наложения ограничений на критерии. При наличии проблемных ситуаций или информационной неопределённости процесса закупок, исходных данных и положений, а также в целях подготовки лиц, принимающих непосредственное участие в конкурсной процедуре закупок, необходимо переходить к современным методам имитации принятия решений, одним из которых является метод деловой игры с соответствующим информационным и компьютерным обеспечением. Указанные на рис.2.1 математические методы в совокупности позволяют получать результаты конкурсного отбора поставщиков с необходимой для практических целей точностью и достоверностью.

Деловая игра рассматривается как метод имитации принятия решений обучаемыми и специалистами в различных условиях осуществления государственных закупок и выбора поставщика (подрядчика), осуществляемый по заданным правилам группой обучаемых (специалистов) и отдельными лицами в реальном масштабе времени с применением ПЭВМ, информационного и компьютерного обеспечения. Важным условием проведения деловой игры является наличие проблемной ситуации (проблемных ситуаций) и (или) информационной неопределённости.

В данной работе предложен метод интегральной оценки конкурсных заявок участников государственных закупок по критерию надежности, ориентированный на получение дискретной функции надежности поставщиков с учетом неопределенности и случайности срока (сроков) поставки, показателя (показателей) качества и фактической стоимости товаров, работ, услуг, поставляемых по контракту.

Метод деловой игры при организации государственных закупок в дорожном хозяйстве ФКУ «ДСТО «Санкт-Петербург»

Важное место в совершенствовании конкурсного отбора поставщиков (подрядчиков), обосновании условий размещения заказов и критериев оценки конкурсных заявок участников закупок, а также в подготовке лиц, принимающих непосредственное участие в конкурсной процедуре закупок, может занять метод деловой игры.

Деловая игра рассматривается как метод имитации принятия решений по конкурсному отбору поставщиков (подрядчиков) в различных условиях организации закупок, при наличии проблемных ситуаций и (или) информационной неопределённости, осуществляемый по заданным правилам группой специалистов и отдельными лицами (обучаемыми) в реальном масштабе времени с применением информационного и программного обеспечения для ПЭВМ.

В общем случае деловая игра проводится в целях: - развития способности специалистов (обучаемых) анализировать конкретную маркетинговую ситуацию, принимать обоснованные организационно-управленческие решения по закупке работ, оценивать их последствия и представлять результаты в виде отчета и презентации; - приобретения профессиональных компетенций и практических навыков обоснования существенных условий и требований конкурсной документации, квалификации участников размещения, интегральной оценки конкурсных заявок, определения победителя и заключения контракта по результатам конкурса; - формирования у специалистов, принимающих непосредственное участие в процедуре конкурсного отбора, и (или) обучаемых, объективного представления о проблемных вопросах и перспективах организации государственных закупок в сфере дорожного хозяйства.

Деловая игра может служить также способом проверки работоспособности предложенной в диссертации методики конкурсного отбора поставщиков, обоснования достоверности результатов и выводов диссертационного исследования.

Для достижения указанных целей в данной работе разработана и получила апробацию деловая игра «Размещение заказа на выполнение работ по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах федерального значения» с соответствующим информационным и компьютерным обеспечением. При подготовке и проведении игры использованы данные реального конкурса на право заключения государственного контракта, проводимого Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) Минтранса РФ в 2011 году по ФКУ «Дирекция транспортного обхода вокруг города Санкт-Петербурга» (ФКУ «ДСТО «Санкт-Петербург»).

Под размещением заказа (иначе закупкой) понимается совокупность действий, осуществляемых заказчиком, другими участниками процесса закупки, и направленных на заключение и исполнение государственного контракта. Процедура закупки начинается с размещения извещения об осуществлении закупки и завершается приемкой работ в установленном контрактом порядке, а также оплатой указанных работ.

Конкурс - конкурсный отбор, конкурентный способ размещения заказа, при котором заказчик, конкурсная комиссия на основании квалификации участников закупок, критериев и порядка оценки, установленных в конкурсной документации, определяет участника конкурса, предложившего либо лучшие условия исполнения контракта на поставку товаров, работ, услуг, либо надлежащее исполнение такого контракта с более высокой надежностью поставки. Победителем конкурса признается участник конкурса, конкурсной заявке которого присвоен первый номер.

Информационное обеспечение деловой игры осуществлялось специализированной организацией ФКУ «ДСТО «Санкт-Петербург». Программное обеспечение деловой игры разработано в среде Microsoft Excel. Апробация деловой игры осуществлялась при поддержке специалистов ФКУ «ДСТО «Санкт-Петербург», непосредственно участвующих в размещении государственных заказов для нужд дорожного хозяйства и дорожной деятельности.

Участники деловой игры осуществляют свои функции в соответствии с заданием на деловую игру {приложение Б) и Федеральным законом №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 8.11.2007. Задание на деловую игру содержит исходные данные, этапы деловой игры, вопросы подлежащие разработке, требования к отчетной документации и рекомендуемые источники информации.

В ходе деловой игры имитируется реальная маркетинговая ситуация и действия участников по подготовке и проведению конкурса на право заключения государственного контракта на примере выполнения работ по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах федерального значения в 2011 году по ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург», решаются проблемно-ориентированные ситуационные задачи.

Объектом размещения заказа являются мостовые сооружения на автомобильных дорогах федерального значения в 2011 году по кольцевой автомобильной дороге вокруг г. Санкт-Петербурга (КАД) от железнодорожной станции Горская до автомобильной дороги М-11 «Нарва» общей протяженностью 80,5 лин. км. На рис.4.1 представлена схема кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга.

Заказчиком работ является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Минтранса РФ. ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург» является специализированной организацией по объекту размещения заказа.

Смольный продолжает традицию Георгия Полтавченко по привлечению в городское правительство генералов. Как стало известно «Фонтанке», в начале марта дирекцию транспортного строительства с бюджетом 6,6 млрд рублей возглавит генерал-майор Виктор Сулима, который, будучи военным, занимался строительством и содержанием военных аэродромов и взлетно-посадочных полос. Назначение Сулимы можно считать возвращением в родной кабинет, где он работал в 2000-х годах.

Смольный продолжает традицию Георгия Полтавченко по привлечению в городское правительство генералов. Как стало известно «Фонтанке», в начале марта дирекцию транспортного строительства с бюджетом 6,6 млрд рублей возглавит генерал-майор Виктор Сулима, который, будучи военным, занимался строительством и содержанием военных аэродромов и взлетно-посадочных полос. Назначение Сулимы можно считать возвращением в родной кабинет, где он работал в 2000-х годах.


Правительство Петербурга продолжает традицию по привлечению в Смольный высокопоставленных военных. За последние годы Георгий Полтавченко собрал вокруг себя крепкий взвод . Как стало известно, «Фонтанке», глава ДТС Антон Иванов ушел в отпуск до 7 марта, из которого, скорее всего, не вернется. Его место займет 58-летний генерал-майор ВМФ в запасе Виктор Сулима, который уже возглавлял эту дирекцию при Владимире Дедюхине и Олеге Виролайнене, а в последние годы работал в дирекции КАД Росавтодора.

Генерал во время воинской службы отвечал за строительство и эксплуатацию военных аэродромов и аэропортов, а также за подготовку и содержание взлетно-посадочных полос, в том числе за их обработку противогололедными материалами. Ушел в запас в звании генерал-майора Военно-морского флота. Сочетание сухопутного звания и морского ведомства объясняется тем, что он служил на берегу в тыловых подразделениях.

Свою работу гражданским специалистом Виктор Сулима начинал в дирекции транспортного строительства упраздненного ныне комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (который впоследствии был разделен на комитет по благоустройству и КРТИ). Проработал там руководителем с июля 2004 по январь 2007 года при Владимире Дедюхине (возглавлял КБДХ до 2006 года) и Олеге Виролайнене (руководил комитетом с 2006-го). Впоследствии перешел в дирекцию КАД на должность заместителя директора, где и проработал последние три-четыре года.

По информации «Фонтанки», у Виктора Сулимы и обширное научное прошлое. В 2012 году в Университете путей сообщения защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие конкурсного отбора поставщиков при организации государственных закупок в сфере дорожного хозяйства». В 2011 году его научное сочинение, посвященное «моделированию эффективности инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры с использованием интегральных сверток случайных чисел», вошло в тезисы международной конференции, которая прошла в приднестровском городе Тирасполе.

Насколько научные познания Виктора Сулимы пригодились ему на практике, сказать сложно. В дирекции КАД он курировал содержание и эксплуатацию дорог. Но так исторически сложилось, что с начала образования кольцевой дороги и до 2013 года ее обслуживанием занималась одна и та же организация - ЗАО «ПО «Росдорстрой». В прошлом году это обстоятельство привело к недовольству среди других дорожных компаний, которые хотели поучаствовать в содержании КАД, что и .

Формально Виктор Сулима пока остается заместителем главы дирекции КАД, однако, по информации «Фонтанки», вопрос о его переходе в ДТС в Смольном уже решен. Антон Иванов, ушедший в бессрочный отпуск, пояснять причины своего ухода не стал. По данным «Фонтанки», он с увольнением не согласен. Его дальнейшие действия в связи с этим пока остаются неясными.

Антон Иванов в КРТИ является последним человеком Дмитрия Буренина, который из-за конфликта с вице-губернатором Маратом Оганесяном вынужден был в ноябре 2013 года. В дирекцию Иванов пришел в апреле прошлого года (сменив Александра Зубарева) вслед за Бурениным, с которым вместе работал в комитете финансового контроля.

Результаты работы ДТС в 2013 году . Из 2,2 млрд рублей, предусмотренных на капремонт, было освоено лишь 50% - это наименьший показатель за последние годы. Справедливости ради следует отметить, что причиной неосвоения стали ставшие модными в 2013 году жалобы в ФАС на конкурсы, в результате которых ремонты затягивались и переносились на следующий год.

Из текущего ремонта, на который было предусмотрено 6,5 млрд рублей, дирекция освоила 89%. Это на 39% больше, чем процент освоения капремонта, но меньше, чем итоги текущего ремонта прошлых лет: 90,3% в 2012 году (от предусмотренных 4,99 млрд) и 93,3% в 2011-м (от 4,1 млрд).

В период работы Антона Иванова произошел ряд скандалов. В середине октября компания «МК-20СХ» самовольно перекрыла движение по Старо-Калинкину, в результате которого юго-запад Петербурга встал в огромную пробку, а зампред КРТИ . Подрядчика обвинили в предоставлении фальшивых документов на конкурс (актов приемки работ). Антон Иванов после этого подписал уведомление о планах расторгнуть с «МК-20СХ» еще один контракт - на ремонт трамвайной эстакады на Володарском мосту. Однако Смольный не захотел затягивать ее ремонт, в результате чего Иванов свое уведомление отозвал. Таким образом, одни и те же документы на одном конкурсе были признаны «фальшивыми», на другом - действительными.

В ноябре 2013 года широкую известность получила компания «Фирма резерв», совладельцем которой оказался сын бывшего замглавы ДТС Денис Горшнев. В результате ремонтных работ на Стародеревенской улице .

Однако любопытнее всего то, что 21 октября 2013 года Антон Иванов написал первому заму КРТИ Анатолию Мишанову письмо с просьбой оказать «содействие в осуществлении авансового платежа» на счет «Фирмы резерв» по этому госконтракту (в результате компания получила около 10 млн). Между тем срок действия этого контракта истекал 31 октября, через 10 дней после обращения Иванова. В Смольном объяснили, что на самом деле контракт продлевался, однако сайтом госзакупок это не подтверждается.

Наконец, незадолго до своего ухода в отпуск Антон Иванов уведомил «Фирму резерв» о планах расторгнуть с ней данный контракт, поскольку «по состоянию на 14 февраля 2014 года работы не выполнены». Владельцы «Фирмы резерв» к этому времени продали свою организацию. По данным СПАРК, теперь она принадлежит Алексею Аулову. А телефоны прежних владельцев фирмы, как ее руководителя, так и его помощника, либо выключены, либо уже не существуют.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»