Еврейский танк на дорогах россии. Стальной кулак израиля Новый танк израиля

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Танковые войска Израиля появились в середине прошлого столетия во время войны за независимость. На сегодняшний день танковый парк израильской армии насчитывает от 4 до 5 тысяч танков, а танкисты обладают бесценным боевым опытом, который получили в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах.

Перед войной 1956 года правительство Израиля решило провести реорганизацию армии, ядром которой должны были стать танковые войска. В этих целях закупили в Великобритании 1000 шт. «Центурионов», в США «М48» и несколько позже «М60». После войны в армии появилось свыше 500 советских трофейных «Т-52», «Т-55» и «Т-62», кроме этого в составе парка имелись машины периода Второй мировой войны.

В попытках модернизировать устаревавшие модели, а главное в стремлении унифицировать «разношерстный» танковый парк между собой позволило израильским конструкторам накопить производственный и конструкторский опыт, который позволил заняться разработками собственного танка.

В 70-х годах началась реализация программы правительства Израиля по созданию национального танка. Основным требованием к созданию основного боевого танка было: обеспечение высокой живучести танка в целом и экипажа в частности, возможно даже в ущерб некоторым другим техническим характеристикам. Результатом решения таких требований стало переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения, как дополнительной защиты экипажа. Уже в 1976 году на заводах Израиля был запущен в серийное производство основной боевой танк «Меркава-1». После ряда модернизаций «Меркава МК 2», «Меркава» МК 3» и «Меркава МК 4» танк залужено считается одним из лучших в мире.

Если первыми боевыми самолетами, которые оказались в распоряжении израильской армии,стали Мессершмитты чешской послевоенной сборки (S-199), то их первыми танками стали английские «Кромвели». При этом первые два средних танка Cromwell были в буквальном смысле угнаны прямо из-под носа у англичан. В этой детективной истории оказались замешаны два сержанта: ирландец-механик Майкл Фланаган и шотландец Гарри Макдональд. Один из угнанных ими танков до сих пор можно увидеть в Латурне, где расположен израильский музей бронетанковых войск «Яд ле-Ширьон».

В 1947 году Великобритания приняла решение отказаться от своего колониального мандата на управление Палестиной. Англичанам откровенно надоело искать какое-либо решение арабо-еврейского конфликта, поэтому они решили устраниться от данной проблемы. Официально окончание действия их мандата должно было произойти 14 мая 1948 года. В тот же день было объявлено о создании независимого государства Израиль, после чего начался второй этап арабо-израильской войны 1947-49 годов, которая в самом еврейском государстве, как и в большинстве стран мира, носит название «Война за независимость» (в то время как государства, которые сочувствовали антиизраильской коалиции, называют ее по-другому - «Накба», то есть «катастрофа»).


Фактически война на территории Палестины началась еще до того, как ее покинули представители британской администрации. Однако на первом этапе данного конфликта боевые действия носили исключительно позиционный характер, а стороны конфликта главным образом занимались добычей вооружения, строительством фортификационных сооружений и укреплением своих позиций. При этом к началу войны евреи успели создать две крупных военных организации полуподпольного плана - «Хагану» и «Иргун». Обе организации в 1948 году были распущены, влившись в образованную в мае того же года Армию обороны Израиля (ЦАХАЛ).

При этом Армия обороны Израиля была вооружена самым различным по своему происхождению оружием. Сбор различного оружия начался задолго до мая 1948 года. Собранные евреями арсеналы были невероятно разномастные по моделям, калибрам, происхождению и возрасту. К примеру, еще до начала Второй мировой войны в распоряжении Хаганы появились пистолеты-пулеметы, полученные контрабандным путем, это были финские «Cуоми» и американские «Томпсоны», которые были очень удобны для боев в городе и поселениях. Не прекращался поток контрабанды оружия и после завершения большой войны в Европе. С 1946 по 1948 годы в Израиль было передано более 1300 различных пистолетов-пулеметов, а еще примерно 870 пистолетов-пулеметов, главным образом британских «Стэн», было добыто за период 1941-1947 годов непосредственно «на месте». Их похищали с британских складов, покупали у арабских контрабандистов и т.д. Таким же способом шла добыча магазинных винтовок и даже легких минометов.

В результате территория Палестины оказалась буквально нашпигована оружием. Схроны находили по всей стране. Так в 1946 году в Тель-Авиве только в одном здании школы Тахемони представители британской администрации обнаружили более 50 минометов, 50 винтовок и несколько тысяч патронов и мин к ним. А в кибуце Дорот было найдено два десятка пистолетов-пулеметов и ручных пулеметов. Оружие покупалось даже у самих британцев. При этом объяснялось это достаточно просто: дисциплина в войсках, которые уже считали дни до своего ухода из Палестины, мягко говоря, хромала. К примеру, уже в 1951 году в Великобритании был осужден офицер, который в 1948 году продал евреям партию оружия. Первоначально он собирался сбыть всю партию арабам за 25 000 фунтов стерлингов, однако представители Хаганы предложили за нее 30 тысяч и выиграли. В результате этой сделки они получили бронеавтомобиль, машину типа «джип», 180 пулеметов «Браунинг», винтовки и тысячи патронов к ним. При этом «Хагана» скупала оружие не только у британцев, но и у самих арабов на территории Палестины, а также соседних Египта и Сирии.

Шла охота и за серийной бронетехникой, ее добывали у тех же британцев. В некоторых случаях бронеавтомобили просто угонялись. Действовали евреи по всем правилам: брали бронемашину под свое наблюдение и дожидались того момента, пока экипаж отправится искупаться или перекусить. Однако речь шла не о танках. Первые танки, которые стали родоначальниками израильских танковых войск, были угнаны у британского контингента самими британскими военнослужащими гусарского полка, расположенного в Хайфе. Это были два средних танка Cromwell, вооруженных 75-мм пушками.

До отмены действия британского мандата в Палестине Хагана успела раздобыть перечисленные выше два танка «Кромвель», один бронеавтомобиль «Даймлер», два разоруженных танка «Шерман» (были куплены) и разведывательный автомобиль GМС «Оттер». Уже в мае 1948 года началось формирование израильской бронетанковой службы, однако на 15 мая из всех танков только что провозглашенного израильского государства на ходу был лишь один. В июне того же года в Израиль прибыли 10 легких танков «Гочкис» Н-39, которые на тот момент времени являлись безнадежно устаревшими машинами, их купили во Франции. А в июле «Гочкисы», «Кромвели» и «Шерманы» уже приняли участие в боях с арабами в составе 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. При этом из 30 неисправных танков «Шерман», которые спешно были приобретены в Италии, во время войны удалось ввести в строй всего две машины.

Возвращаясь к британскому среднему танку «Кромвель», который по английской терминологии был крейсерским танком, можно отметить, что во время Второй мировой войны этот танк по праву считался одной из лучших британских боевых машин. Данный танк был создан в Великобритании уже в годы войны и, благодаря сравнительно легкому бронированию и мощному двигателю «Роллс-Ройс», отличался высокой скоростью передвижения. Вооруженный 75-мм пушкой танк нашел себе достойное применение в годы Второй мировой войны, сражаясь против немецких войск. История появления данных танков в ЦАХАЛ начинается с идеи, которая пришла в голову Ицхаку Саде - основателю первой танковой бригады еврейского государства. Весной 1948 года, он принял решение воспользоваться проводимой британцами эвакуацией своей армии, для того чтобы просто угнать несколько таких машин, присоединив их к силам «Хаганы».

Первая попытка украсть танки у англичан во время их перегона из сворачиваемой военной базы в Изреэльской долине в Хайфу была запланирована на конец мая 1948 года. Предварительно, специально созданный при «Хагане» отдел «закупок» смог договориться с несколькими британскими солдатами о том, что во время переезда последние танки отстанут от колонны и свернут на боковую дорогу, где их будут поджидать бойцы организации. За каждый из угнанных танков солдатам обещали передать по 3 тысячи фунтов стерлингов. Однако данный план провалился, так как охрана колонны был усилена, что испугало солдат, принявших участие в сделке. Но Ицхак Саде не собирался сдаваться и приказал заниматься поиском новых возможностей, чтобы завладеть танками. Так в начале лета того же года «Хагана» смогла выйти на двух британских сержантов - ирландца-механика Майкла Фланагана и шотландца Гарри Макдональда, который служил командиром одного из танков.

Операция по угону бронетехники была запланирована на ночь с 29 на 30 июня 1948 года, накануне отхода из Палестины последних частей британской армии. Четыре остававшихся танка «Кромвель» планировалось угнать с базы, находящейся при хайфском аэродроме, при помощи двух вышеназванных сержантов и пары еврейских бойцов, которые успели пройти ускоренный курс управления танком Cromwell. За неимением для этого других возможностей британские сержанты обучали своих напарников управлению боевой машиной, проводя лишь теоретические занятия в одном из кафе Хайфы - при помощи чертежей и рисунков.

Вечером перед «днем Х» подготовленные бойцы «Хаганы» проникли на британский аэродром, где спрятались внутри легкого самолета, который принадлежал одному из состоятельных евреев. В назначенный ночной час все четверо угонщиков заняли свои места в заранее подготовленных сержантами к угону танках, которые были нагружены запасными частями и боеприпасами. Однако тут начались первые проблемы. Один из новоиспеченных израильских механиков-водителей не смог завести танк и, бросив боевую машину, сбежал с базы. Три других танка, проломив ворота базы, устремились в сторону киббуца Ягур, находящегося в Изреэльской долине, в нескольких десятках километров к востоку от Хайфы. Здесь окончательно выяснилось, что теоретической подготовки, которая была получена в кафе, явно недостаточно для управления танков. Еще один «Кромвель», которым управлял еврейский водитель, сошел с дороги и буквально увяз в песке. Пытаясь освободить танк из ловушки, неопытный механик-водитель только вывел из строя коробку передач. В итоге боевую машину пришлось бросить. Впоследствии стало понятно, что два оставленных танка помогли скрыться остальным. В атмосфере страшной неразберихи, которая возникла на британской базе после дерзкого угона, офицеры потратили не менее 30 минут на выяснение ситуации и осмотр двух брошенных танков, что позволило двум другим «Кромвелям» успешно оторваться от погони.

Непосредственно в кибуце Ягур танки должны были встретить автомобили-трейлеры, предназначенные для их транспортировки, но грузовиков на месте не оказалось. Ждать их прибытия было опасно, так как британцы к тому моменту подняли в воздух авиацию, которая должна была найти и уничтожить беглецов. Поэтому «Кромвели» помчались в Тель-Авив, но своим ходом. Впереди, указывая танкистам дорогу, следовал джип «Хаганы». А заранее купленные еще в ходе подготовки к проведению операции старые грузовики, загруженные щебнем и с пробитыми шинами, перегораживали вслед за прошедшими танками узловые перекрестки, отрезая их от возможных преследователей. Добравшиеся до Тель-Авива боевые машины были спрятаны непосредственно во дворе жилого дома в одном из восточных пригородов города - Гиватаиме.

Танк, угнанный Майком Фланагеном

Узнав об успешном угоне танков, британское командование было в бешенстве. Офицеры отказались от участия в прощальном банкете, который организовывал мэр Хайфы и, надеясь как-то замять эту позорную для британской армии историю, неофициально предлагали провести обмен, отдав «Хагане» взамен двух угнанных «Кромвелей», три танка другого типа. По всей видимости, предложение оказалось не таким интересным и британские офицеры получили отказ.

А уже неделю спустя оба угнанных танка «Кромвель» оказались в расположении 82-го танкового батальона 8-й танковой бригады Ицхака Саде. Собственно они вместе с танком «Шерман», у которого на тот момент не было орудия, составляли первую и единственную на тот момент времени тяжелую танковую роту израильской армии. Помимо них танковая бригада располагала лишь несколькими легкими французскими танками, которые были отбиты у сирийцев еще во время боев в мае 1948 года.

В июле того же года израильская танковая часть приняла участие в дерзкой и успешной операции «Дани», результатом которой стал последующий захват аэропорта Лидда (сегодня это аэропорт «Бен-Гурион») и других стратегических позиций, расположенных в центре страны. В октябре 1948 года бригада была переброшена на южный фронт, где в ходе операции «Иоав» смогла захватить полицейский форт Ирак-Сувейдан. А во время зимней операции «Хорев» израильские танки сумели разгромить части египтян и вышли на границу с Синаем.

Память о первых израильских «Кромвелях» живет по сей день, силуэт данного танка украсил эмблему, которую можно встретить на беретах израильских танкистов. Сами танки смогли попасть в Музей танковых войск, находящийся на месте британского форта Латрун, который так и не удалось захватить во время Войны за независимость (израильтяне захватили форт только во время Шестидневной войны). Британские сержанты Гарри Макдональд и Майкл Фланаган остались в Израиле, поступив на службу в бригаду Саде. Со временем Макдональд покинул службу и уехал из Израиля, а Фланаган прошел гиюр, женился на Рут Леви, которая служила в том же подразделении, и поселился с ней в киббуце Шаар ха-Амаким.

До сих пор довольно трудно судить о том, что именно заставило двух сержантов британской армии летом 1948 года дезертировать, прихватив с собой танки. Со временем данная история, как это часто бывает, обросла большим количеством легенд - и про девушек, которыми «Хагана» соблазнила сержантов, и про огромное денежное вознаграждение, и про то, что бойцы израильского подполья угрожали сержантом оружием. Возможно, свою роль сыграло и то, что оба угонщика по национальности были ирландцем и шотландцем и в британской армии чувствовали себя не совсем уютно.

Однако Амнон Думани, который лично был знаком с Фланганом на протяжении многих лет, пока тот жил в киббуца Шаар ха-Амаким, убежден, что ирландца на угон танка толкнули вовсе не лирические и коммерческие причины. На его выбор повлияло совсем другое. Майкл Фланган в 16 лет окончил военное училище, а в возрасте 19 лет принял участие в освобождении концлагеря Берген-Бельзен в Европе. В концлагере он увидел то, что сильно потрясло его и навсегда изменило его жизнь. При этом он никогда подробно не рассказывал об увиденном лагере, стараясь уйти от этих разговоров. За время своей службы в Палестине после окончания Второй мировой войны он стал открыто симпатизировать евреям, решив в итоге остаться в стране, чтобы помочь молодому государству устоять в борьбе с арабами. Сержант Гарри МакДональд был его единомышленником, поддержав его выбор.

Источники информации:

В данной статье поговорим о вооружении. Разберём подробно три модели самых распространённых израильских танков, рассмотрим их боевые характеристики и применение.

"Меркава МК.4"

Один из самых ярких представителей нашего списка. Проект был разработан и утвержден в августе 1970 года. В декабре 1974 года были выпущены два первых опытных образца танка "Меркава МК.1", а спустя 5 лет данный танк был официально принят на вооружение армии Израиля.

После того как "МК.1" поучаствует в Ливанской войне, израильское правительство решит модернизировать данную модель. В период с 1982 по 2002 года боевая машина будет трижды модернизирована, а в 2004 году на вооружении армии Израиля появится окончательный вариант танка "Меркава МК.4".

На танке установлен дизельный двигатель от американского производителя Generals Dinamics, мощность которого составляет 1500 лошадиных сил. Оборудование, предназначенное для преодоления водных препятствий, на боевой машине отсутствует, механизмов для самокопания тоже нет.

Израильский танк имеет массу 70 тонн, но при этом степень его защищенности ниже, чем у "Т-90", масса которого составляет 50 тонн. Новая башня после ряда изменений получила наиболее высокое бронирование, а вот нижний бронилист танка имеет броню всего в 100 мм.

На "Меркава МК.4" установлено орудие марки MG 253, которое обладает отличной скорострельностью и барабанным механизмом заряжания, количество патронов в барабане равняется десяти. Весь боекомплект составляет 46 снарядов (вместе с изначально заряженным барабаном). Ещё одно преимущество данного орудия заключается в том, что экипаж имеет возможность стрелять лёгкими противотанковыми ракетами LAHAT.

За всё свое время существования в бою израильские танки "Меркава МК.4" были испытаны дважды: Вторая ливанская война (2006 года), Сектор Газа (2011).

"Магах 3"

В период с 1964 по 1966 год из Германии и США на вооружение израильской армии поступило 150 единиц танков М48А1 и около 100 боевых машин марки М48А2С, которые в дальнейшем получили название "Магах", что в переводе означает "удар тарана".

15 декабря 1966 года начались работы по модернизации моделей "Магах 1" и "Магах 2". В конечным результате после ряда изменений появился израильский танк "Магах 3",который отличался от предшественников новым английским орудием марки L7 калибром в 105 мм, ранее было установлено американское орудие марки М41 калибром в 85 мм. Башня была полностью заменена и имела очень низкий профиль, бензиновый двигатель был заменён на дизельный, мощность которого составляла 750 лошадиных сил, а для работы гидравлической системы начали применять негорючую жидкость, для большей защищённости экипажа на танк была добавлена динамическая защита Blazer.

В дальнейшем танк "Магах-3" пережил около 15 модернизаций, на момент начала 1990 годов на вооружении израильской армии находилось более 1800 единиц танков семейства "Магах" различных модификаций.

Израильские танки семейства "Магах" отлично проявили себя в боевых действиях и участвовали в таких войнах, как Шестидневная война, Война на истощение, Война Судного дня, Ливанская война. Также данные боевые машины участвовали в боевых действиях в южном Ливане и Секторе Газа.

В 2006 году все устаревшие образцы "Магах" были заменены на израильские танки "Меркава". После замены всех старых образцов было принято решение о том, что на вооружении 460-ой учебной бригады останутся танки модели "Магах", остальные боевые единицы были переданы в армейский резерв.

Краткая история танка "Магах 3" в российском танковом музее

В ходе ведения боевых действий в Ливане сирийским войскам удалось захватить танк "Магах 3", трое членов без вести пропали, за информацию об их местонахождении правительство Израиля объявило награду в 10 миллионов долларов, на данный момент израильский танк в Кубинке. В СМИ ранее обсуждалось множество различных версий по поводу захвата боевой машины сирийскими войсками.

В подмосковном танковом музее нет подобных экспонатов, на которых установлена динамическая защита Blazer или что-то в этом роде, "Магах 3" остаётся пока единственным представителем, но, скорее всего, танк в ближайшее время будет возвращён на родину.

"Сабра"

Израильские танки представляет также боевая машина, которая разработана израильской компанией в период с 2002 по 2005 год, ее название - "Сабра".

Данная модель является глубокой модернизацией танка США "М60А3". В сравнении с американским предшественником бронирование и защищенность "Сабра" значительно выше, а благодаря тому, что на машину установлен пасивный модульный комплект броневой защиты, можно изменять массу боевой машины в зависимости от обстановки на поле боя, что является большим плюсом.

Танк оборудован орудием марки MG 253, калибр которого 120 мм. Плюсы данного выбора заключаются в том, что орудие обладает очень большой дальностью поражения цели, для его наведения используется перископический прибор дневного видения с кратностью X8 и прибор ночного видения с кратностью X5.3.

Имеется возможность ведения огня с помощью компьютера, разработкой данной функции занимались израильские компании Elbit Systems и El-Op. Система пожаротушения машины автоматическая.

Помимо основного орудия танк оснащен 60-ти мм минометом и двумя пулеметами калибров 7,62 и 5,56 мм, также на технике установлены дымовые гранатометы, которые обеспечивают машине маскировку после выстрела. Боекомплект основного орудия включает в себя 42 снаряда.

Танковые войска Израиля

Танковые войска Израиля состоят из четырех танковых бригад:

  • 7-я - на вооружении танки марки "Меркава 4"
  • 188-я - "Меркава 3".
  • 401-я - "Меркава 4".
  • 460-я учебная танковая бригада - на вооружении множество различных видов техники.

С июля 2016 года штат командования сухопутными возглавил генерал-майор Коби Барак.

Заключение

За время существования израильской армии страна участвовала во множестве военных конфликтов, поэтому развитие военной промышленности в Израиле оставалось одной из главных задач. На сегодняшний день танк "Сабра" достойно способен конкурировать на мировом рынке со своими "одноклассниками" из других стран. Пусть большинство моделей израильских танков выпущено на основе американских боевых машин, но отличия в них действительно существенные.

Израильская промышленность имеет долгую историю модификации различных танков, приобретенных в странах Большой пятерки, и приспособления бронированных машин для собственных нужд.

Это происходило из-за того, что маленькой стране, не имеющей значительных финансовых и промышленных ресурсов, непросто начать производство танков с нуля. Все изменилось в 1979 г., когда израильская армия представила миру новый основной боевой танк, названный «Меркава» (на иврите - "колесница").

Ранние модификации «Меркавы» были вооружены орудием калибра 120 мм британской конструкции. На более поздних моделях появились орудия того же калибра, но сконструированные и произведенные в Израиле. Единственной важной частью танка, получаемой из-за границы, является американский дизельный двигатель.

Главной отличительной чертой «Меркавы», делающей этот танк особенно интересным, является размещение двигателя в передней части корпуса, а башни - в задней. Этим «Меркава» отличается практически от всех моделей танков, построенных после Первой мировой войны. На сегодня привычной стала компоновка с двигателем в задней части корпуса и башней посредине. Решение израильских конструкторов разместить двигатель в передней части вызвано желанием обеспечить дополнительную защиту экипажа.

Американские и Европейские танки на вооружении Израиля


Израильским танк М1 «Супер Шерман», ныне принадлежащий частному коллекционеру. Орудие калибра 76.2 мм времен Второй мировой войны устарело и не соответствовало послевоенным стандартам. Майкл Грин

Попытки израильских военных продлить жизнь -Шерманов- привели к установке пушки калибра 75 мм французского образца в модифицированную башню Танк получил обозначение М50. Роберт Манашвроб
Последней модификацией «Шермана» в израильской армии стала вооруженная французской пушкой калибра 105 мм бронированная машина Танк получил обозначение М51. Армия обороны Израиля

Основную тяжесть войны Израиля с арабскими соседями, известной под названием Шестидневной войны, вынес сконструированный и построенный в Великобритании «Центурион», вооруженный орудием калибра 105 мм. Роберт Манашероб

Выставленный на обозрение в Танковом музее Армии обороны Израиля сконструированный и построенный в США средний танк М48 -Паттон». На танке видна маркировка израильской армии Израильтяне сохранили 90-мм орудие, но установили более мощный дизельный двигатель. Роберт Манашероб

Следующим большим шагом по модернизации американского среднего М48 -Паттон» стала установка на нем орудия калибра 105 мм британской конструкции Армия обороны Израиля

Соединенные Штаты поставили в Израиль большое количество основных боевых танков М60 во время войны Судного дня (1973), чтобы возместить боевые потери Армия обороны Израиля

Для того чтобы поддерживать основной боевой танк М60А1 американского производства в надлежащем состоянии, израильские военные постоянно совершенствуют бро-незащиту Новейшая модификация, изображенная на фото, включает в себя дополнительное бронирование корпуса и башни. Роберт Манашероб

Израильские военные модернизировали трофейные танки советского производства Т-54/55 Вместо 100-мм орудия было установлено орудие калибра 105 мм британской конструкции. Роберт Манашероб

Израильский танк Меркава

После десятилетий, проведенных в работе над модернизацией иностранных танков, армейское командование Израиля в начале 1970-х годов приняло решение приступить к производству собственного танка Он попучил название «Меркава» и поступил на вооружение в 1977 г. Роберт Манашероб

Каждое лето по городам России ездят евреи в домиках на колёсах. Несколько машин выезжают из Москвы и разделяются по маршрутам. Их путь лежит в большие города и глухие городки, где есть еврейские общины. Эти автомобили - передвижные синагоги, и иногда их называют “танками".

Я принял участие в этнографической экспедиции в качестве блогера, чтобы рассказать вам о том, как это происходит. Среди моих читателей немало людей с еврейским происхождением, но уверен, что этот репортаж будет интересен не только им.

Чтобы крепко стоять на земле, нужно чувствовать корни. Я не помню, когда впервые узнал о своём еврейском происхождении. Никогда этого не скрывал, но и не интересовался. Осознание и гордость пришли значительно позже.

Две тысячи лет назад еврейский народ выгнали со своей земли завоеватели. Рассеяние по планете должно было стереть его память в коридорах времени. Это уже случалось с другими народами, но евреи смогли сохранить свою идентичность, пронести её через все войны и гонения. А потом, впервые в истории, возродить своё государство и собрать из пепла забвения древний язык.

Но в мире ещё живёт много людей, которые хоть и знают о происхождении, не знакомы с еврейскими традициями. Живший в Нью-Йорке раввин Менахем-Мендл Шнеерсон (7-й Любавичский ребе), лидер движения Хабад, придумал способ, как найти как можно большее число людей с “корнями”, но далёких от общины. “Если еврей не идёт в синагогу - синагога идёт к еврею!”. Активисты нью-йоркской общины арендовали два трейлера, которые раскрасили в яркие цвета и установили громкоговорители, а внутрь положили книги и брошюры. На этих машинах молодые раввины стали ездить в разные концы Нью-Йорка для агитации евреев. Акция оказалась успешной, и количество домиков на колёсах стало увеличиваться, а география их поездок - расширяться. Позже синагоги на колёсах появились в других странах мира, в том числе и у нас.

Трагические события 20 века в России прошлись по многим народам нашей страны. Людей переселяли и ссылали, стреляли в затылок и сжигали в печах, заставляли забыть свою историю и идентичность. Это коснулось всех. Взрывали храмы, мечети, закрывали синагоги. Всё, что было дорого и свято, семейные и общинные традиции кидались в жертву новым идеологиям.

В 90-е годы в России стали возрождаться религиозные общины. Даже в крошечных городках находились несколько евреев, начавших собираться вместе. В то же время поднялся “железный занавес”, открылись границы и очень многие уехали жить в Израиль: из Советского Союза репатриировались больше миллиона человек. Но и сегодня остаётся немало людей, потерявших связь с корнями. Еврейские организации проводят образовательные программы для детей, взрослых и пожилых, возят бесплатные туры в Израиль и Европу. Всё это не для того, чтобы люди непременно “свалили”, совсем нет. Чтобы знали и помнили, кто они.

Это была краткая предыстория. Теперь к истории.

1 Наш экипаж “танкистов” - Исроэл, Давид и Менахем-Мендл. Они молодые раввины, учащиеся ешив из разных стран мира. Я присоединился к ним в Казани, до этого ребята полторы недели ездили по городам России и успели побывать в Иваново, Костроме, Рязани, Пензе и Ижевске.

Кстати, "танки" не имеют никакого отношения к военной технике. Так эти машины называл Любавичский ребе, "танки для войны с ассимиляцией".

2 Наша первая точка - база отдыха “Глубокое озеро” под Казанью, где этим летом проводится лагерь “Ган Исраэль”.

3 В лагере находятся 90 детей из поволжских регионов, смена длится две недели. За это время они успевают не только отдохнуть и потусоваться с новыми друзьями, но и узнать многое о еврейских традициях и культуре.

4 Мицва-танк они ждали с самого утра и вышли встречать нас всем лагерем.

5 Вожатые и “танкисты” оказались хорошо знакомы, и это не удивительно, в еврейской тусовке все знают друг друга. В общем, встреча была тёплой.

6 Дети в восторге от домика на колёсах! Каждый хотел зайти внутрь и посмотреть, как там всё устроено. Они буквально засыпали вопросами, и так как раввины были заняты, мне достались самые каверзные: “А спать удобно? Не выпадаешь на ходу?” “А как тут туалет работает?” и тому подобное. Хорошо, у меня есть “бэкграунд”: в прошлом году мы с блогерами ездили в точно таком же автодоме по Татарстану, просветит ребят, что к чему.




7 Исроэл Лазар, сын главного раввина России Берла Лазара, рассказывает ребятам историю об одиноком еврее из Австралии, захотите - расскажу её вам.

9 Прогулялся по лагерю. Пока одни играют,





10 Другие учатся и молятся. В “Ган Исраэль” ребят учат жить по еврейским заповедям, в том числе и молитвам.

11 Чёрные коробочки называются “тфилин”, и это одна из самых важных заповедей для религиозного еврея, совершать ежедневную молитву, возлагая тфилин на руку и голову. Тфилин – символ неразрывной связи между народом Израиля и Всевышним.

В Торе есть четыре отрывка, в которых содержится предписание: "Повяжи их (слова Б-га) в знак на руку твою, и да будут они знамением над глазами твоими!" Эта заповедь, символически предписывающая подчинять действия и сознание воле Творца, на буквальном уровне обязывает взрослых евреев-мужчин возлагать "эти слова" (то есть, слова Торы, содержащиеся в этих отрывках) на руку и на голову. Эти четыре отрывка переписчики священных текстов (софрим, в ед. ч. софер) пишут на маленьких пергаментных свитках, изготовленных из особым образом обработанной кожи кошерного животного. Специальные коробочки (также изготовленные из кожи кошерного животного), в которых содержатся эти отрывки, и называются тфилин. // ru.chabad.org





13 Синагога в Казани. Она находится в самом центре, и я много раз её видел, но внутри бывать не доводилось. Прямо напротив синагоги есть кафе “Сирия”, где готовят ближневосточную еду - хумус, фалафель и всё такое. Всегда было интересно, ходят ли посетители синагоги в это кафе, ведь кухня у соседних стран похожая. Спосил - не ходят, потому что там нет сертификата кошерности, религиозным евреям это важно. А ведь те могли бы получить, от клиентов отбоя бы не было!

Так или иначе, вот чем прекрасен Татарстан - своей веротерпимостью. Регион, где тесно переплетены несколько народов, может быть хорошим примером, как жить в мире.

16 Раввин Казани Ицхак Горелик.

17 Прогуляемся по синагоге. Листайте фотографии влево-вправо при помощи стрелок.

Здание синагоги недавно отметило 100-летний юбилей. Его построили в 1915 году на деньги, собранные общиной.
В советские годы синагогу изъяли и отдали министерству просвещения. И только в 90-е годы здание вернулось к еврейской общине.










17 На других этажах синагоги расположены разные организации и фонды., помогающие общине в жизни. Здесь же есть небольшой музей казанской общины.




18 Строительство продолжается. На верхнем этаже, под крышей, сейчас строят ешиву - учебные классы религиозной школы.

20 Я давно хотел там оказаться: много раз ездил по трассе в Казань, но сюда не добирался, нужно делать большой крюк. А посмотреть в Йошкар-Оле есть что. Покажу в отдельном посте.

21 Мицва-мобиль припарковался в одном из дворов в центре города. Необычная машина привлекает внимание, многие подходят, интересуются, задают вопросы.

22 За всё время мы не встретили никакого негатива или неприятия со стороны прохожих.

23 Община в Йошкар-Оле очень маленькая, а сейчас, летом, большинство людей на дачах. Пришло всего несколько человек, но встреча была тёплой. Своей синагоги здесь нет, как и здания. Арендуют небольшую комнату в полуподвале. Нет и раввина, но это не мешает людям собираться вместе. Большинство из них пожилые, дети и внуки выросли и уехали. Из города бегут очень многие, в Казань и Москву, многие евреи уехали в Израиль ещё в 90-е.

24 Сын руководителя общины погиб во время операции в Газе в начале 2000х.

25 Такие общины меня очень трогают. В 2015 году я тоже ездил с мицва-танком по Поволжью, и больше всего тогда запомнился город Сызрань: ещё меньше “Йошки”. Старый кирпичный домик на окраине, столетняя синагога, которую лишь недавно вернули евреям. Здание требует капитального ремонта, денег на него нет, но люди поддерживают старый дом и друг друга.

26 Подарок от экспедиции - еврейские часы. Вместо цифр здесь буквы алфавита, а стрелки идут в обратную сторону.

27 Раввины предложили поехать домой к людям общины и установить мезузу. Охранные молитвы в пластиковых футлярах, оберегающие дом. Оказалось, мезузы у всех уже есть.

28 После встречи в общины мы поехали посмотреть достопримечательности города. Нет, это не Красная площадь, а одна из многочисленных копий известных зданий в Йошкар-Оле. Говорю же - город необычный.

29 Главная задача экспедиции - познакомиться с деятельностью еврейских общин в России, приобщить людей к изучению истории, культуры и традиций своего народа.

30 Говорить с каждым на близком ему языке. В мицва-танке много литературы, книжки для детей, рассказывающие об истории народа.

31 На пешеходной улочке, возле “Кремля” мужичок в спортивном костюме сдаёт в аренду гироскутеры. Десять минут - сто рублей. Раввины заинтересовались темой, и довольно быстро освоили транспорт, хотя стояли на нём впервые.

32 Сделали эффектный лук!

33 Дальше предстоял трудный ночной перегон в Нижний Новгород и ночлег в машине. В принципе это не проблема, тут же целый дом на колёсах, со спальными местами, душевой и кухней. Но делать это в движении всё-таки не очень просто.

34 Поздний ужин. Ребята устроили целый пир с переменой блюд. Большинство продуктов они везут с собой, но время от времени пополняют запасы в местных магазинах.

36 В Нижнем Новгороде тоже есть синагога и большая община. Это красивое здание в виде свитка Торы, которое не влезло в ширину угла моей камеры, но в интернете можно . Здесь наши дороги разошлись. Раввины и мицва-танк остались в городе встречать шаббат, а я уехал на поезде в Москву, чтобы отправиться дальше.

Понравился пост? Ставьте лайк и пишите комментарий! Больше откликов - больше качественных репортажей:)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»