Социальная защищенность. Большая энциклопедия нефти и газа

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Всегда считалось: одна из самых больших потерь каждого эмигранта, сбежавшего из СССР, – потеря чувства социальной защищенности.

В Советском Союзе ходила шутка, что «профсоюзы защищают трудящихся даже тогда, когда они не трудятся». Так и было.

Человек приходил на работу, и уволить его не было почти никакой возможности, что бы он ни выделывал. Можно было являться на работу пьяным и ругать начальника матом, можно было в служебное время раскладывать пасьянсы, травить анекдоты и валять дурака множеством других способов.

Не всем эта сторона социальной защищенности была так уж нужна, но она ведь была.

Не говорю уже о неукоснительной оплате больничных листов, декретных отпусков, пособий по болезни и пенсий по старости, стипендий. Житель СССР мог трудиться не особо напрягаясь – свой минимум имели все, кроме разве что бродяг и многодетных мамаш из самых низов общества.

Где бы ни работал подданный СССР, везде была очередь на получение жилья или на право вступить в жилищный кооператив. На богатых предприятиях предлагали подписать договор на несколько лет и призывно позванивали ключами от квартиры. На бедных – человек работал на квартиру и 10, и 15 лет. Но 15 лет – это срок получения бесплатной государственной квартиры. Получил – и кто же тебя из нее выгонит?! Житель Запада тоже мог заработать на жилье. Но он или платил от 25 до 33 % своего бюджета за снятое жилище, или тратил примерно такую же сумму на выплату процентов по ипотечному кредиту. И платил не 10 и не 15, а как правило, 20 или 25 лет.

А ведь многие советские люди получали квартиру гораздо быстрее, чем за 10 лет, особенно в новых городах или у кого были востребованные профессии. Западный человек, если терял работу, платить по кредиту не мог. Болезнь вполне реально могла обернуться тем, что всей семье становится негде жить.

По качеству советское жилье, по крайней мере, на этапе до 1970‑х годов было ничуть не хуже западного. Как свидетельствует В. Аксенов, «советские „жилплощади“ тесноваты, но они теплые и удобные», не требующие ремонта. Да и ремонт дома тоже делало государство.

В свое время Марина Влади устроила в Париже выставку привезенного из СССР дамского белья. Лейтмотивом этой выставки было что‑то типа: «какой ужас!!!» Действительно, одежда советского производства проигрывала западной. Женщины томились в очередях, чтобы «достать» колготки из ГДР или туфли из Венгрии. Но одежда и обувь всегда были, и всегда по доступной цене.

Советский человек в 1960–70‑е годы был хорошо и без особых усилий обеспечен даже сравнительно со средними странами Запада, причем пищей лучше, чем жильем, а жильем лучше, чем одеждой.



Добавьте к тому доступность транспорта и отдыха. Сегодня билет на самолет Москва‑Владивосток стоит в 2 раза больше средней месячной зарплаты по России. В СССР он стоил МЕНЬШЕ одной месячной зарплаты по стране. Ездить на поездах могли люди самого скромного достатка. У жителей Москвы и Ленинграда, в том числе у студентов и младших научных сотрудников, была возможность в пятницу сесть в поезд на Таллин или Ригу, погулять по городу день, вечером опять на поезд – и домой.

Многие семьи, в том числе из Казахстана и Сибири, даже с Дальнего Востока, регулярно отдыхали на Черном море. Путевки давал профсоюз – даром или за полцены. Проезд был копеечным.

Добавьте к этому доходящее до абсурда (с современной, но не с советской точки зрения) равенство в доходах. Шофер на Севере, член Академии наук, уникальный специалист – все они могли иметь максимальную зарплату в 800–1000 рублей. При том, что минимальная зарплата составляла 90 рублей, а средняя по СССР – 140–150 рублей.

Разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными в СССР мог достигать в 10 раз. Пожалуй, это предел. Наиболее четко эта ситуация видна на примере окладной системы советской армии. Лейтенант – выпускник училища получал в среднем около 220 рублей, это выше, кстати, средней зарплаты по стране.

Полковник, командир полка – около 400. Генерал – от 500. То есть разрыв – в 2–3 раза, не более. И это после 25–30 лет «безупречной» и тяжелой армейской службы. Никому в голову не приходило, что в одном городе могут жить люди с разницей в доходах не в 10, а в 1000 или в 10 000 раз. Что кто‑то может ездить на машине, а кто‑то способен купить разве что покрышку от ее колеса – если подкопит.

Уже давно, еще в 1960‑е годы, за рубежом стали писать, что именно опыт СССР подталкивал Запад к социализму. Ведь если где‑то существует царство такой социальной защищенности, приходится волей‑неволей на это царство равняться. Иначе жди неприятностей…

Социальная защищенность -- это система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости и т. д.

Социальная защищенность -- проблема макроэкономическая, поэтому она должна опираться на правовую основу в рамках всей страны. Исходные принципы социальной защищенности надлежит разрабатывать высшим законодательным и исполнительным органам власти. Однако конкретные программы реализации социальной помощи могут иметь и общенациональный, и региональный характер.

Объектами социальной защиты должны быть все основные показатели уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.п.

Конкретные формы социальной защищенности многообразны. Основные социальные гарантии, которые государство должно предоставить населению России, следующие.

  • 1. Государство должно установить такие правила «игры» в экономической системе, чтобы сам российский рынок был социально ориентированным, поскольку Конституция Российской Федерации нашу страну провозгласила социальным государством.
  • 2. Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., предприняла попытку дать каждому человеку на земле не только равные политические права, о чем так заботится «западный мир», -- эта декларация предприняла попытку отстаивать экономические, социальные и культурные права для каждого человека, живущего на Земле.
  • 3. Высшим выражением социальной направленности государства должна быть сама государственная власть. Между тем в современной России произошло сращивание государственных чиновников с преступным миром. Социологические анализы показывают, что общие затраты на взятки в год, отдаваемые гражданами России на всех рынках бытовой коррупции, достигают астрономических величин и стали обычным экономическим преступлением. По данным Генпрокуратуры РФ, объем рынка коррупции в России ныне сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивается свыше 240 млрд долл.
  • 4. Важнейшей формой социальной гарантии является минимальная оплата труда и соответственно минимальный прожиточный минимум.
  • 5. Социальная защита населения предполагает регулярную выплату заработной платы хотя бы один раз в месяц.
  • 6. Социальная защита населения предполагает индексацию доходов населения в условиях инфляции.
  • 7. С точки зрения социальной защищенности населения России, которое вымирает со скоростью более 700 тыс. человек в год, особое значение имеют уровень и динамика цен на лекарства. Цены на лекарства растут. Система льгот при покупке этих товаров пенсионерами, ветеранами, инвалидами практически не действует. Как правило, по льготным ценам нужных лекарств в аптеках нет.
  • 8. Одной из самых важнейших форм социальной защиты населения являются пенсии. Это основная форма социального обеспечения людей пенсионного возраста и инвалидов.

Средний размер назначенных месячных пенсий в настоящее время практически сравнялся с величиной прожиточного минимума пенсионера, но составляет всего 1/4 часть средней начисленной заработной платы. У людей, которые выйдут на пенсию после 2013 г., трудовая пенсия будет состоять из трех частей: а) базовой части, одинаковой для всех и финансируемой из бюджета за счет Единого социального налога в размере 6%; б) страховой части, перечисляемой организациями из Единого социального налога в размере 10%; в) накопительной части, направляемой на пенсионные нужды из Единого социального налога в размере 4%. Остальные 6% этого налога идут на другие социальные нужды.

9. В современных условиях громадное социальное значение приобретает жилищная проблема. Практически все жилье стало товаром. Бесплатно получает жилье небольшая часть населения.

Национальный проект по обеспечению жильем основную ставку делает на покупку квартир с использованием кредита. Узловой экономической и социальной проблемой становится рост цен на само жилье и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Из года в год растет квартирная плата, плата за электроэнергию, водоснабжение и канализацию, отопление, горячее и холодное водоснабжение, уборку мусора и т.д. Причем на многие виды услуг цены повышаются несколько раз в году.

10. В социальном аспекте громадное значение приобретают условия труда в России. Декларация Международной организации труда (МОТ) провозглашает право на ведение коллективных переговоров, упразднение принудительного труда, недопущение дискриминации в области труда, создание надлежащих условий труда всем работникам, создание особых условий для труда инвалидов, запрещение эксплуатации детского труда. Почти 11 млн. россиян -- инвалиды, и только один из десяти инвалидов имеет возможность устроиться на работу, как правило, низкооплачиваемую.

Следует помнить о том, что в труде человек проводит одну третью часть своей жизни. Уже из этого следует громадная социальная значимость условий труда, охраны труда, забота о том, чтобы человек испытывал счастье в труде, ибо личный, свободный труд -- важнейшая часть нашей жизни.

  • 11. Один из важнейших социальных аспектов -- забота о безработных. Человеку труда надоело ждать и стоять у ворот неработающего завода; ему надоело ждать, пока он снова станет за станок; ему надоело бастовать и ждать пособия по безработице.
  • 12. Особую социальную озабоченность вызывает морально-этическое разложение детей России: это наркомания, пропаганда секса, передача в частные руки средств массовой информации, радио, телевидения, киностудий.

Наши СМИ соревнуются в том, кто больше и смачнее расскажет о веревке, на которой повесился человек, а не о том, почему человек ушел из жизни. С видом эстетов работники телевидения рассуждают о войнах, катастрофах, убийствах, сексе, безнравственности. Но ни один из них не рассуждает о целомудрии и любви. И это ли не признак морального разложения самих эстетов от российского телевидения.

  • 13. Социальной проблемой стали катастрофы всех форм и всех видов. Горят самолеты, тонут корабли, гибнут подводные лодки, идут под откос поезда, взрываются дома, гибнут невинные люди от взрыва самодельных средств террористов.
  • 14. Вечной социальной проблемой является забота о престарелых и инвалидах не только с точки зрения их денежных доходов, а с точки зрения их социального обслуживания, оказания им помощи в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Следует различать три основных формы этих социальных учреждений:
    • - стационарные учреждения, предназначенные для постоянного проживания людей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании;
    • - реабилитационные центры для инвалидов молодого возраста;
    • - отделения социальной помощи на дому.

Становится очевидным, что Россия не может не заботиться о социальной безопасности, которая не менее важна, чем безопасность военная, продовольственная или какая-либо другая.

В России во все времена ценилось чувство социальной справедливости. В этом -- одна из особенностей российского менталитета, и прежде всего менталитета русского народа, который всегда утверждал мысль: все делить по справедливости. В России почти с детства человек обретает это чувство справедливости. Оздоровление экономики надо начинать с человека, и прежде всего с человека труда, с человека, который создает все блага, все услуги, все ценности. Нельзя допускать положения, чтобы большая часть населения целой страны жила в условиях материально -- за чертой бедности, социально -- с чувством нарушенной справедливости. Подобные условия народ может терпеть в чрезвычайных условиях, но всю жизнь эти условия все население огромной страны выдержать не может. Хотелось бы верить, что и Россия найдет в себе силы решить и разрешить все узловые вопросы социальной проблемы своей страны.

Cтраница 1


Социальная защищенность позволяет сотрудникам сосредоточиться на производственном процессе, а не на поиске дополнительных или запасных мест работы.  

Социальная защищенность, экономические права и творческий характер труда способствуют созданию здорового морального климата. Хороший моральный климат заключается в убежденности работников, что их интересы совпадают с интересами фирмы. Как следствие существенно облегчается предотвращение таких проблем, как хищения, текучесть персонала, прогулы, производство бракованной и невостребованной продукции.  

Социальная защищенность школьников формируется, например, путем дифференциации индивидуальных планов развития личности, учебных заданий, образования. В результате дифференциации образования школьники приобретают знания, достаточные для реализации их профессиональных намерений, познавательных интересов.  

Социальная защищенность детства во многом определяется качеством развития учреждений образования и воспитания детей. В частности, в отношении детских домов, школ-интернатов, домов ребенка могут быть приняты следующие основные положения их развития.  

Понятие социальная защищенность человека отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако такой подход возник недавно. В период существования командно-административной системы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих.  

Проблема социальной защищенности населения в условиях рынка рабочей силы в России является одной из наименее изученных среди других социальных проблем. Сам термин социальная защита является новым для отечественной науки.  

Конкретные формы социальной защищенности многообразны. Основные социальные гарантии, которые государство предоставляет населению России, следующие.  

Для усиления социальной защищенности военнослужащих и военнообязанных в РФ введено обязательное страхование жизни и здоровья указанных лиц. Наряду с этим в настоящее время некоторые страховые организации практикуют добровольное страхование от несчастных случаев призывников.  

В целях социальной защищенности населения в Законе закреплено за территориальными органами власти право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов.  

В целях социальной защищенности населения в Законе за территориальными органами власти закреплено право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов.  

К стратегическим мерам социальной защищенности следует отнести систему мер, обеспечивающую всеобщую рациональную занятость.  

Особую актуальность вопросы социальной защищенности работников имеют для тех предприятий, которые находятся на грани банкротства. К ним относятся меры по сохранению рабочих мест, недопущению массового увольнения работников, финансовой поддержке для части уволенных работников, желающих заняться предпринимательской деятельностью, досрочному переводу на пенсию работников предпенсионного возраста, временному ограничению роста заработной платы, переходу на неполный рабочий день и неполную рабочую неделю с целью сохранения численности персонала. Одной из мер смягчения социальных последствий кризиса несостоятельных предприятий является первоочередное предоставление увольняемым работникам возможности устроиться на вакантные места по другим, смежным специальностям с возможностью переквалификации.  

В целях усиления экономической и социальной защищенности как населения в целом, так и отдельных категорий граждан в условиях перехода экономики на рыночные отношения налоговым законодательством России освобождены от обложения обороты по реализации отдельных социально значимых товаров, работ и услуг.  

Результатом работы является формирование социальной защищенности детей и подростков.  

Кроме того, уровень социальной защищенности населения, и в особенности его малоимущих слоев, является индикатором развития общества, степени признания им общечеловеческих ценностей. В нашей республике уже сделаны первые шаги по созданию новой системы социальной защиты населения, адекватной современному этапу развития общества. Однако в этой сфере сохраняется еще множество проблем, требующих своего незамедлительного разрешения.  

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

">Федеральное государственное бюджетное образование учреждение

">высшего профессионального образования

">«Российский государственный социальный университет»

Кафедра: «Экономики и финансового права»

">Реферат

">Тема: «Социальная защита и социальная защищенность граждан: социологический аспект»

">Выполнил студент Елдашева О.Б.

">Руководитель Деникаева Е.А.

">Дедовск 2013г.

;color:#ec1c24">Сущность социальной защиты населения

;color:#000000">Экономика должна функционировать в целях удовлетворения потребностей ее организатора – человека. В силу несовершенства экономических законов производства, распределения, обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства: нехватка и невозможность приобретения первоочередных предметов потребления, невозможность получения медицинской помощи при высоком уровне развития отрасли, безработица, нехватка жилья при наличии пустующих квартир, лишения и страдания в старости и т. д.

;color:#000000">Смягчение последствий несовершенства организации общественного производства в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан, т. е. путем придания общественному производству большей ;color:#000000"> социальной справедливости. ;color:#000000">Между эффективностью производства и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями существует определенное противоречие. Достижение эффективности часто приводит к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов и к обострению социальных отношений. С другой стороны, государственное вмешательство с целью повышения социальной защищенности людей зачастую приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защищенности.

;color:#000000">Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства, материальных благ и их распределения. ;color:#000000">Сущность социальной защищенности состоит в законодательном ;color:#000000"> обеспечении ;color:#000000"> экономических, политических, социальных и иных прав, ;color:#000000"> свобод ;color:#000000"> и интересов граждан. ;color:#000000">Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, но, как показывает мировая практика, в Конституции права граждан зачастую только сформулированы. Их реализация не всегда является фактом.

;color:#000000">В нашей стране система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

;color:#000000">В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

;color:#000000">Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, обычно имеет дело с установленным законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных условий предоставляется помощь в виде компенсации в денежной и натуральной формах либо в форме каких-либо услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. ;color:#000000">Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др.

;color:#000000">Следует различать два понятия: «социальная защищенность» и «социальная защита».

;color:#000000">Социальная защищенность ;color:#000000"> – это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека.

;color:#000000"> ;color:#000000">Социальная защита ;color:#000000"> – это более конкретное понятие, которое сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» эти законы работать.

;color:#000000">С точки зрения трудового вклада в общественное производство, существует два вида социальной защищенности: ограниченная и абсолютная. ;color:#000000">Ограниченная социальная защищенность ;color:#000000"> – это обеспечение всем членам общества гарантированного минимума жизненного уровня, защита от тяжелых физических лишений. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен рассматриваться в качестве привилегии. ;color:#000000">Абсолютная социальная защищенность ;color:#000000"> представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-либо лицу или категории граждан. ;color:#000000">Цель ;color:#000000"> абсолютной защищенности – застраховать отдельных членов общества от возможного уменьшения уровня доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т. е. вознаграждения, соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидированы рыночные отношения.

;color:#ec1c24">Субъекты и объекты социальной защиты

;color:#000000">К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, а также отдельных личностей, именуемых правозащитниками. ;color:#000000">Во-первых, ;color:#000000"> главным объектом социальной защиты является все население страны. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. ;color:#000000">Во-вторых, ;color:#000000"> к объектам социальной защиты относятся отдельные группы и слои населения. Отсюда проистекает, например, социальная защита военнослужащих, работников образования и т. д. ;color:#000000">В-третьих, ;color:#000000"> объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, неработающие пенсионеры, женщины, безработные и т. д.

;color:#000000">Рассмотрим подробнее роли и функции субъектов социальной защиты.

;color:#000000">Главным субъектом социальной защиты, как уже отмечалось, является государство. Однако роль государства при осуществлении вышеуказанных видов социальной защиты различна. Если обеспечение ограниченной защищенности требует от государства поддержания и развития рыночного механизма, то осуществление абсолютной защиты предполагает ограничение данных рыночных отношений и даже сводит их на нет. В первом случае государственное участие является опосредованным. Государство разрабатывает и принимает меры социальной защиты, например, правовые акты, регулирующие трудовые соглашения, общественные отношения, связанные с распределением и использованием жилищного фонда, характер медицинского обслуживания и нормы пенсионного обеспечения. В настоящее время в развитых странах защита первого вида гарантирована всем. Государство должно помогать гражданам, попавшим в беду в результате непредвиденных событий, от которых никто не может быть застрахован: болезнь, несчастный случай, безработица и т. д.

;color:#000000">При обеспечении абсолютной защищенности, ;color:#000000"> государство объединяет в себе собственника, законодателя и исполнителя. Обладая огромными ресурсами, государство имеет реальную возможность подчинить экономику государственным инвестициям и на этой основе расширить масштабы государственного вмешательства посредством тотального планирования. Реальным источником власти государства над своими гражданами является его контроль над производственной сферой. Государственный аппарат, управляющий экономической деятельностью, контролирует не только материальные стороны жизни. В его ведении оказывается распределение лимитированных средств, необходимых для достижения любых целей граждан. На этой основе чиновник определяет не только цели, достойные осуществления, но и социальный статус человека и даже отдельных социальных слоев общества, а следовательно, и уровень их социальной защиты.

;color:#000000">В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов. Создание для всех граждан гарантий стабильности их доходов возможно лишь при уничтожении рыночных отношений и свободы выбора жизненного поприща. Чем больше мы стремимся к абсолютной защите, воздействуя государственными рычагами на механизмы рынка, тем менее реальной оказывается наша защищенность. Таким образом, в подходе к определению меры социальной защиты и государственного вмешательства нужны взвешенность и осторожность, поскольку последствия «социальной терапии» могут оказаться тяжелее самой болезни.

;color:#000000">Важнейшим субъектом трудовых отношений являются профсоюзы. Их деятельность по защите интересов работников регламентируется международными конвенциями, национальными законами и трудовыми договорами (соглашениями) с работодателями. Профсоюзы призваны решать широкий круг социально-экономических проблем для повышения уровня социальной защиты работников. Это: размер и формы оплаты труда, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска, медицинское страхование и т. д.

;color:#000000">Деятельность профсоюзов характеризуется «встроенной» в рыночный механизм социальной ориентацией. Это находит свое отражение в технологии заключения коллективных трудовых договоров, которая предполагает определенный элемент борьбы. Коллективные договоры являются сегодня одним из главных средств осуществления социального прогресса. Достижения трудящихся и их профсоюзов сначала фиксируются в коллективных договорах, а затем закрепляются в законодательстве.

;color:#000000">Интересы предпринимателей в системе общественных интересов заключаются в сохранении и увеличение уровня и масштаба доходности предпринимательского дела. Реализация этих целей требует учета требований профсоюзов. Поэтому предприниматели вынуждены активно участвовать в сохранении достигнутых стандартов уровня жизни трудящихся. Для этого, ;color:#000000"> во-первых ;color:#000000">, работодатели участвуют в создании различных страховых фондов. ;color:#000000">Во-вторых, ;color:#000000"> способствуют улучшению условий труда, медицинского и бытового обслуживания непосредственно на предприятиях. ;color:#000000">В-третьих, ;color:#000000"> вводят новые, более прогрессивные формы оплаты труда и дополнительные выплаты.

;color:#000000">

;color:#000000">Только взаимодействие субъектов социальной защиты способно позитивно сказаться на уровне социальной защиты населения.

;color:#ec1c24">Особенности развития социальной защиты населения в России

;color:#000000">Развитие института социальной защиты в пореформенной России осуществлялось в большей степени стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

;color:#000000">Несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции. Характерным примером этого являлась принятая в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программа социальных реформ на 1997–2000 гг., где понятие «социальной защиты» сводилось лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.

;color:#000000">Отсутствие правильного представления о характере института социальной защиты и его содержании ведет к смешению и произвольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия значения данного института.

;color:#000000">В советский период, термин ;color:#000000"> «социальное обеспечение» ;color:#000000"> использовался в широком смысле для определения всей совокупности социальных, экономических и др. отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета.

;color:#000000">В эпоху развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в системе планового ведения хозяйства, не может использоваться ни для определения совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной защиты, ни для ее административных структур с новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита».

;color:#000000">Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».

;color:#ec1c24">Виды и организационно-правовые формы социальной защиты

;color:#000000">Институт социальной защиты характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм.

;color:#000000">К видам социальной защиты ;color:#000000"> относятся:

;color:#000000"> медицинская помощь и обеспечение по временной нетрудоспособности (например, на случай болезни или несчастного случая на производстве);

;color:#000000"> социальная помощь в случае потери кормильца, по старости и инвалидности;

;color:#000000"> социальная поддержка материнства и семьи вообще;

;color:#000000"> социальная защита безработных.

;color:#000000">Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, жилья, лечения).

;color:#000000">К организационно-правовым формам ;color:#000000"> социальной защиты можно отнести:

;color:#000000"> социальное страхование;

;color:#000000"> социальная помощь;

;color:#000000"> государственное обеспечение;

;color:#000000"> обязательные накопления;

;color:#000000"> частные формы социальной поддержки.

;color:#000000">Социальная защита осуществляется в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различных услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

;color:#000000">Основные признаки государственного обеспечения нетрудоспособных лиц – финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти. В странах с рыночной экономикой государственное обеспечение имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

;color:#000000">Социальное страхование ;color:#000000"> широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.

;color:#000000">Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования может участвовать государство.

;color:#000000">Приведенные организационно-правовые формы являются ;color:#000000"> классическими. ;color:#000000">В нашей стране принято говорить о социальном обеспечении, считая ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения социальное страхование и национальную систему социального обеспечения, финансируемую в основном за счет налогов. Подобное положение закреплено в ст. 39 Конституции РФ.

;color:#000000">В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как ;color:#000000"> социальная помощь. ;color:#000000">Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

;color:#000000">Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть ;color:#000000"> провидентные фонды – обязательное (принудительное) накопление средств ;color:#000000"> на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах Азии и Африки и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

;color:#000000">Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

;color:#000000">

;color:#000000">Таким образом, социальная защита – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальные изменения, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

">Конкретные формы социальной защищенности многообразны. Основные социальные гарантии, которые государство предоставляет населению России, следующие.

">1. Минимальная оплата труда

">2. Пенсии.

">3. Пособия

">4. Стипендии.

">6. Компенсация потерь от стихийных бедствий (в отдельных случаях),

">7. Пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы предприятий и организаций.

">8. Медицинское страхование.

">9. Защита условий труда.

">10.Социальное обслуживание лиц пожилого возраста иинвалидов, оказание медицинских услуг и т. п.

;color:#000000">Социальная защищенность населения

;color:#000000">Социальная защищенность - эта категория, как и многие из данной области, весьма сложна и неоднозначна. Поэтому необходимо, как нам представляется, разобраться в сущности данного понятия, условиях и механизме его реализации.

;color:#000000">Состояние социальной защищенности характеризуется как объективными, так и субъективными показателями.

;color:#000000">К первым относятся реальные условия для удовлетворения жизненно важных потребностей.

;color:#000000">Это реальная возможность социального функционирования в соответствии с условиями и нормами данного общества. Она обеспечивается как политикой доходов и заработной платы для трудоспособного населения, так и политикой льгот, дотаций, нематериальных форм помощи для уязвимых слоев населения.

;color:#000000">К субъективным показателям относятся восприятие и оценка личностью этих реальных условий.

;color:#000000">Это самооценка индивидов, семей и групп, ощущение ими своего социально го статуса, что в значительной мере зависит от уровня притязаний индивидов, а также от сравнения их сегодняшнего положения с положением других людей или собственным положением в предшествующий период.

;color:#000000">Объективные и субъективные показатели иногда могут совпадать, но иногда - расходиться.

;color:#000000">Социальная защищенность должна быть показателем не только возможности удовлетворения жизненно важных личных потребностей. Прежде всего, необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан.

;color:#000000">Такая трактовка данной категории имеет конституционный оттенок. И это правомерно. Но их реализация - проблема, которая должна еще решаться. Следовательно, социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека

;color:#000000">Социальная защищенность является основой взаимодействия человека и социума, практическим воплощением социальной политики и критерием психологического самочувствия людей.

;color:#000000">Социальная защищенность выступает как:

;color:#000000">* многомерное социальное бытие во взаимодействии экономической, политической и духовной сфер;

;color:#000000">* уровень межличностных отношений человек - общество;

;color:#000000">* качество социальных институтов.

;color:#000000">Другими словами, это одновременно и совокупное состояние, и цель, и средство стабильного существования человека в социуме.

;color:#000000">Социальная защищенность - не привилегия отдельных: индивидов или слоев, она должна быть образом жизни большинства населения. Вне сомнения, что уровень и качество социальной защищенности членов общества прямо зависят от уровня развития и экономической эффективности общественного производства.

;color:#000000">Социальная защищенность, касающаяся всех и каждого в социуме, независимо от принадлежности к той или иной социальной, этнической, религиозной, половозрастной группе, имеет ряд объективных показателей.

;color:#000000">К ним относятся:

;color:#000000">* распространяемый на всех гарантируемый минимум материального обеспечения, достигаемый, прежде всего усилиями самого человека;

;color:#000000">* взаимная ответственность общества и человека;

;color:#000000">* стабильность общества как следствие его управляемости

;color:#000000">* защищенность от экстремизма, анархии, бездуховности;

;color:#000000">* реальные, реализуемые свободы личности, ее самоопределение и самовыражение;

;color:#000000">* права на жизнь, труд, безопасность, уважение, независимость, поддержку и помощь общества в том случае, когда сам человек не справляется со своими жизненными проблемами;

;color:#000000">* умение и желание пользоваться правами и свободами, осознавать и отстаивать свои интересы;

;color:#000000">* свободный и ответственный социальный выбор как: неотъемлемое свойство личности.

;color:#000000">В рыночной экономике возрастает роль социальной защищенности всех слоев населения, в особенности наименее обеспеченных. Система социальной защищенности включает: обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, минимальные социальные гарантии, выплату пособий по нетрудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связи с рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попечения родителей, дотации и льготы малообеспеченным слоям населения.

">Заключение

"> Сущность социально-экономической защищенности граждан состоит в

">законодательном обеспечении их экономических, политических, социальных и

">иных прав и интересов. Различают два вила социально-экономической

">защищенности: ограниченную и абсолютную. Ограничения социально-

">экономическая защищенность - это обеспечение всем членам общества

">гарантированного минимума уровня жизни, защиты от тяжелых физических

">лишений.

"> Абсолютная защищенность представляет собой обеспечена государством

">относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан.

"> Субъектами социально-экономической защищенности являются;

">государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, различные

">общества и объединения потребителей.

"> Источники социально-экономической незащищенности подразделяются на

">две группы? ‘абсолютные и относительные, К абсолютным источникам относятся

">те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на

">защищенность граждан - снижает ее. Это прежде всего безработица, инфляция,

">милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы.

"> Вторая группа включает такие источники, которые только при ухудшении

">их динамики становятся. источниками незащищенности. Это несправедливое

">распределение доходов, сан *елке уровня личного потребления, сокращение

">объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение социального

">обеспечения и сокращение социальной помощи, обострение жилищной проблемы.

Экономика должна функционировать в целях удовлетворения потребностей ее организатора – человека. В силу несовершенства экономических законов производства, распределения, обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства: нехватка и невозможность приобретения первоочередных предметов потребления, невозможность получения медицинской помощи при высоком уровне развития отрасли, безработица, нехватка жилья при наличии пустующих квартир, лишения и страдания в старости и т. д.

Смягчение последствий несовершенства организации общественного производства в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан, т. е. путем придания общественному производству большейсоциальной справедливости. Между эффективностью производства и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями существует определенное противоречие. Достижение эффективности часто приводит к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов и к обострению социальных отношений. С другой стороны, государственное вмешательство с целью повышения социальной защищенности людей зачастую приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защищенности.

Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства, материальных благ и их распределения. Сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспеченииэкономических, политических, социальных и иных прав, свободи интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, но, как показывает мировая практика, в Конституции права граждан зачастую только сформулированы. Их реализация не всегда является фактом.

В нашей стране система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно‑правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно‑правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, обычно имеет дело с установленным законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных условий предоставляется помощь в виде компенсации в денежной и натуральной формах либо в форме каких‑либо услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно‑правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др.


Следует различать два понятия: «социальная защищенность» и «социальная защита». Социальная защищенность – это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита – это более конкретное понятие, которое сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» эти законы работать.

С точки зрения трудового вклада в общественное производство, существует два вида социальной защищенности: ограниченная и абсолютная. Ограниченная социальная защищенность – это обеспечение всем членам общества гарантированного минимума жизненного уровня, защита от тяжелых физических лишений. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен рассматриваться в качестве привилегии. Абсолютная социальная защищенность представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому‑либо лицу или категории граждан. Цель абсолютной защищенности – застраховать отдельных членов общества от возможного уменьшения уровня доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т. е. вознаграждения, соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидированы рыночные отношения.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»