Вопросы о таинстве крещения. Что такое Крещение

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании:

«Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Ин. 3, 5).

Христос говорит в Евангелии:

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»(Мк. 16, 16)

Прообразом новозаветного крещения явилось ветхозаветное обрезание. В Ветхом Завете младенцев на восьмой день приносили в храм для обрезания. Этим родители ребенка показывали свою и его веру и принадлежность к богоизбранному народу. Христиане тоже самое могут сказать о крещении словами Иоанна Златоуста:

«Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных».

Тем более что этому есть основание в Священном Писании:

«Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении»(Кол. 2, 11-12)

То есть, крещение – это умирание и погребение для греха и воскресение для совершенной жизни со Христом.

Обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже. Главное — не откладывать крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.

У каждого человека, по возможности, должны быть крестные родители – восприемники от купели крещения. Человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь.

КРЕЩЕНИЕ В НАШЕМ ХРАМЕ

Святое Таинство Крещения совершается ежедневно. Начало в 11.00. Прибыть в храм необходимо за полчаса до начала таинства.

ДЛЯ КРЕЩЕНИЯ НЕОБХОДИМО:

Свидетельство о рождении, крест нательный на цепочке или тесемке, чистая рубашка (желательно белая), полотенце, простыня, запасной памперс (для младенцев).
Крестный отец, крестная мать и один из родителей в период перед крещением должны исповедоваться и причаститься и пройти собеседование непосредственно перед крещением.
Крещаемым старше 7 лет необходимо приходить натощак, а взрослым необходимо воздерживаться от курения.
Во время крещения сохранять благоговейную тишину, не жевать жвачку и выключить телефоны.

ПОДГОТОВКА К КРЕЩЕНИЮ

Желающие креститься или стать восприемниками, а также один из родителей крещаемого должны пройти не менее двух огласительных бесед со священником или катехизатором. Восприемники (крестные) должны быть воцерковленными православными христианами, и накануне крещения ребенка исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

В нашем храме первая огласительная беседа проводится по четвергам с 19.00 до 20.00. Вторая беседа проводится непосредственно перед крещением (за полчаса до совершения таинства).

Если Вы решили принять Таинство Крещения, необходимо достойно к нему подготовиться:

1. В дни подготовки к крещению необходимо ознакомиться с толкованием на « » для того, чтобы знать и понимать во что верит православный христианин. Научиться хорошо читать «Символ Веры».

2. В процессе подготовки к Крещению необходимо прочитать Евангелие и «Закон Божий» .

3. Неотъемлемой частью подготовки к Таинству Крещения является осмысление своей жизни и покаяние в содеянных грехах.

4. Три дня перед Крещением желательно соблюдать пост (исключение пищи животного происхождения, воздержание от развлечений). В сам день крещения желательно воздержаться от курения, или свести его к возможному минимуму. Женщинам, находящимся в месячной нечистоте, необходимо отложить Крещение до окончания дней очищения. Для крещения младенцев необходимо:

  • купить освященный крестик (если крестик куплен в ювелирном магазине, то его необходимо освятить);
  • купить или принести икону святого, имя которого носит крещаемый;
  • рекомендуется также икона ангела хранителя;
  • принести пеленку и полотенце;
  • крестильная рубашка.

Помните, что мамам крещаемых младенцев в храм заходить не положено (только в притвор) до прочтения очистительной молитвы. Она читается только по истечении 40-ка дней после рождения ребенка.

При выборе восприемников необходимо помнить о следующем:

  • при крещении взрослых, старше 18-ти лет, крестные родители необязательны;
  • при крещении детей, мальчику необходим крестный отец, девочке – крестная мать, можно пригласить того и другого;
  • Крещение младенцев совершается по вере родителей и восприемников, поэтому важно выбирать крестными родителями воцерковленных людей (т.е. людей регулярно приступающих к Таинствам исповеди и Святого Причастия), которые могли бы научить ваших детей Православной вере;
  • крестные родители берут на себя обязанность воспитывать ребенка в Православной вере, и ответ за это воспитание будут давать на Суде перед Богом;
  • крестные родители должны позаботиться о том, чтобы у крестника дома были иконы, молитвослов и Закон Божий;
  • родители не могут быть крестными своих детей;
  • крестные родители не могут вступать в брак между собой, они становятся духовными родственниками;
  • бабушки, дедушки, братья и сестры могут быть крестными родителями, если они воцерковлены.

Что такое Крещение должен знать каждый христианин, который приходит в Православную Церковь, чтобы крестить своего ребенка. Если взрослый человек еще сам не принял Таинства Святого Крещения, то он тоже должен знать значение этого Таинства. Он должен понимать насколько важное значение имеет Крещение в жизни человека. Для многих людей этот момент является отправной точкой в духовном пути. Крещение неспроста называют духовным рождением, в этом Таинстве сообщается невидимым образом особая благодать Божия, и даются духовные силы на преодоление препятствий в деле спасения души. Если мы будем говорить о Крещении взрослого человека, то во время этого Таинства он сам отрекается от сатаны, его лукавых дел и мыслей и дает обещание хранить верность Богу и служить Ему. Во время Крещения ребенка от его имени такое обещание дают его крестные родители, таким образом, они берут на себя ответственность учить ребенка христианской нравственности и Церковной жизни. При троекратном погружении в святую купель священник произносит специальную крещальную формулу: «Крещается раб Божий (называет имя человека), Во имя Отца. Аминь. И сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». По учению Православной Церкви верное произнесение этой формулы является настолько важным, что если будет допущена хоть одна неточность, то Таинство не будет признанно совершенным. Крещение очищает человека от всех его грехов. Здесь некоторые люди могут задать закономерный вопрос, какие же грехи могут быть на маленьком ребенке, неужели же он тоже нуждается в духовном очищении, на самом деле каждый человек, который рождается в этот мир, появляется на свет уже оскверненным первородным грехом. Этот грех передается людям из поколения в поколение, он называется первородным, потому что его совершили первые люди, наши прародители Адам и Ева. Несмотря на то, что на протяжении всей своей жизни они потом каялись в совершенном грехе, он передается их потомкам. После Крещения ребенок становится абсолютно чистым, до семилетнего возраста он может не преступать к Таинству Исповеди или Покаяния. После семилетнего возраста при совершении злых поступков человек должен каяться в них на Исповеди. Исповедь называют вторым Крещением, так как в ней тоже происходит духовное очищение от греховной скверны.

Что такое Таинство Крещения? Духовные аспекты

Что такое Таинство Крещения и духовные аспекты своим умом человек осознать не может, но верующее сердце подсказывает необходимость постоянного очищения от всего злого и ненужного, что находится не только у нас наруже, но и также внутри. Примером того, что нужно креститься служит жизнь самого Господа. Наш Спаситель Иисус Христос сам принял Таинство Крещения, с одной стороны он, таким образом, показал пример всем людям и необходимость совершения этого Таинства. С другой стороны, Господь, который не имел на себе никакого греха, во время своего Крещения воспринял духовную скверну всего мира. А затем, он принял страдание на кресте не за свои грехи, а за грехи людей. Только мучения самого Бога смогли искупить зло совершенное человечеством. Важно знать тот факт, что Спаситель страдал не только за грехи и проступки тех людей, которые жили до Его воплощения и во время Его Земной жизни, но также и за грехи последующих поколений, в том числе, и наших современников. Теперь, когда человек принимает Таинство Святого Крещения, то ликуют Ангелы и Святые Угодники Божии. Если же человек совершает грех и оскверняет светлые крестильные одежды своей души, то таким образом, он отгоняет от себя благодать Божию и покровительство Ангелов и Святых.

Что такое обряд Крещения? Как правильно к нему подготовиться?

Обряд Крещения это не просто дань традиции или добрый народный обычай. Что такое обряд крещения должен понимать каждый человек, который готовится к участию в нем. Участие в Крещении может быть в качестве самого крещаемого, а также, родителей или крестных ребенка. При подготовке к Крещению нужно стремиться всеми своими силами к участию в Церковной жизни. Изначально в первые века христианства существовал институт оглашенных, первые люди, принимавшие Крещение были взрослые, их восприемники должны были готовить к восприятию всего учения Церкви своим сердцем. Они могли присутствовать только на определенной части Богослужения, после которой их просили выйти из Церкви. Маленьких детей также крестили, но от них не требовали осознанно исповедовать свою веру, это требование относилось к их родителям и крестным, которые несли ответственность за их воспитание. Теперь при Крещении ребенка или взрослого человека требуется прохождения специального собеседования со священником, во время этой беседы батюшка рассказывает о том, какие основные молитвы необходимо знать для участия в Таинстве, какие вещи приготовить, что значит обряд Крещения. Современным людям, которые обладают способностью читать еще со школьной скамьи, и живут в то время когда существует большое количество изданий Церковной литературы описывающей основные моменты Православного вероучения нужно пользоваться имеющимися возможностями, более того, сейчас доступно огромное количество различных фильмов и аудиоматериалов, объясняющих значение Таинства Крещения и многие моменты нашей веры. Большим подспорьем в духовной жизни служат Жития Святых Угодников Божиих. Каждое из них повествует о некоторых особенностях духовного подвига того или иного Святого человека. Они учат нас терпению, любви, пониманию и безропотному несению своего жизненного креста. Принять Таинство Крещения, это только начать свой духовный путь, чтобы его продолжить и идти по нему нужно постоянно прилагать усилия. Пусть сам Господь, Пресвятая Богородица, Святые Ангелы и Угодники Божии помогут Вам в пути духовного совершенствования!

Ксения Орабей, теолог-религиовед

По учению современных ортодоксальных церквей, посредством крещения человек становится членом Церкви. Только после крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, к причащению , в котором, по учению церкви, происходит соединение человека с Богом . Таинство состоит либо в троекратном погружении человека в воду, либо в обливании крестимого с произношением священником установленных молитв.

Происхождение таинства

Погружению в воду или обливанию у всех почти народов древности - халдеев , финикиян , египтян , персов , отчасти у греков и римлян - усвоялось особое значение, в смысле не только физического, но и нравственного очищения. По словам Макробия, у римлян обмывали новорожденных в воде в восьмой или девятый день по рождении, при чем нарекали им имя .

Богословие таинства

В различных христианских направлениях обряд крещения толкуется по-разному. В православной и католической церквях крещение относится к разряду таинств.

Слово «крещение» - славянский эквивалент греческого βάπτισμα («погружение»). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с деятельностью Иоанна Крестителя , который приходивших к нему погружал в воды реки Иордан в знак того, что они отказываются от совершения зла и смывают с себя грехи, чтобы с чистой душой встретить Мессию , приход которого проповедовал Иоанн.

В крещении, с точки зрения Церкви, человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Святого Духа в жизнь духовную. При крещении человек не только смывает с себя все прежние грехи, но он также умирает для греха:

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о таинстве крещения пишет следующее, ссылаясь при этом на псалом 50 :

Крещение в древней церкви

Крещение в православии

Крещение младенцев

В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев. Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников - крёстных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. Младенца мужского пола из купели после крещения берёт на руки мужчина, а женского - женщина. Крёстными родителями не могут быть: монашествующие, родители в отношении собственных детей, супруги при крещении одного младенца, но состоящим в браке разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей при условии, что их крещение совершается в разное время.

В древности крестить старались только тех, кто принимал крещение сознательно, поэтому крещение детей было редкостью и вызывало немалые споры . Некоторые считали, что дети безгрешны, и в случае их смерти, они и без крещения попадут в рай, другие считали необходимым крещение детей, основываясь на словах Христа: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.» (Мф. ). Многие, даже уверовавшие, оттягивали своё крещение, чуть ли не до смертного одра, рассчитывая подольше пожить в наслаждениях и грехах, а затем очиститься крещением от всех грехов и умереть почти безгрешным. Поэтому Церковь стала бороться с этим обычаем, и стала требовать крещения младенцев уже в 8-й день от роду (как было заведено и с ветхозаветным обрезанием), а в случае угрозы здоровью и жизни ребёнка, даже раньше. В этом случае несознательный ещё ребёнок крестится по вере родителей (от которых он ещё находится в почти полной духовной зависимости) и восприемников, и если крещёного младенца принесли в храм причащать, то поститься и вычитывать молитвы ко причащению (хотя бы частично) за младенца должны его родители (если слабая кормящая мать не может, тогда пост должен держать хотя бы отец причащаемого младенца) или крёстные, даже если сами они в этот день не причащаются.

До 40-го дня даже православной роженице нежелательно входить в храм (по примеру Девы Марии), поэтому, если крестят 8-дневного, то его мать стоит, обычно, в притворе , а ребёнок на руках у крёстных (в крайних случаях, на руках у его отца). При воцерковлении мальчиков с чтением песни Симеона Богоприимца заносят в алтарь через южные пономарские двери, кланяются с ним престолу проносят через горнее место и выносят уже через северные врата, а девочек в алтарь не вносят (священнослужителями могут стать лица только мужского пола). Хотя раньше и мальчиков, и девочек не только вводили в алтарь, но и прикладывали к престолу (мальчиков - три раза, девочек - один). И мальчики и девочки прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери на иконостасе и полагаются на амвоне . Отец должен перед амвоном и священником сделать 3 земных поклона и взять на руки своё чадо .

Перед крещением должно совершаться оглашение , то есть, глубокое и всестороннее объяснение основ и смысла Православной веры.

Массовое крещение взрослых в реке

В начале крещения сам человек или его крёстный родитель должен трижды отречься от сатаны «и всех дел его, и всего служения его », трижды исповедать (заявить во всеуслышание) своё желание «сочетаться со Христом » и осознанно прочитать Символ веры , который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам .

Затем священник произносит великую ектению , освящает воду в купели рукой, сложенной в именословное перстосложение , помазует воду и крещаемого елеем (см. елеопомазание), совершает собственно крещение (погружение); во время чтения 31-го псалма (Пс. ) на крещёного надевается крест и белая одежда (в древней церкви надевался ещё и венок на голову крестившегося, как на причисленного к лику мучеников и «царственного священства»). Священник совершает миропомазание и затем с крещёным и восприемниками троекратно обходит купель. Читается Апостол (Рим. ) и Евангелие (Мф. ), священник омывает и отирает миро , совершает постриг волос крещённого, произносит сугубую ектению и отпуст .

Таким образом, при совершении таинства крещения используется несколько обрядов , каждый из которых имеет символическое духовное значение:

  • обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма ;
  • помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной;
  • погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого, дарует семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов ;
  • возложение креста на грудь означает, что крестившийся желает постоянно помнить о кресте - символе спасения, и терпеливо (и с радостью) нести его всю свою жизнь.
  • одевание в белую одежду указывает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь. Кроме того, белый цвет - проявление радости от обручения со Христом (Святые отцы учат, что душа каждого человека призвана стать невестой Бога);
  • хождение вокруг купели - символ вечности;
  • пострижение волос - предание новокрещённого воле Божией.

После крещения совершаются

  • Причащение - если в тот день в этом храме совершалась божественная Литургия и Святые Дары ещё не потребились. Если Святые Дары уже потреблены, взрослых новокрещённых дозволяется причастить запасными (подсушенными) Святыми Дарами.

Символика таинства

Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Христу. Например, острижение волос в греко -римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крёстном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя:

Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещённому преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крёстного - духовное просвещение, свет радости.

Крещение является духовным рождением - после крещения (и миропомазания) можно приступать ко всем остальным таинствам Церкви (покаяние - в усечённом виде - можно совершать и над некрещеными).

Крещение в католицизме

Крещение младенца в католической традиции

Крещение младенцев

Таинство крещения

Крещение совершает диакон , священник или епископ , в крайнем случае крестить может и мирянин. Перед крещением кандидат отрекается от сатаны и читает Символ веры . Крещение производится путём троекратного погружения в крещальную купель , либо троекратным возлиянием воды на голову крещаемого. В латинском обряде чаще используется крещение окроплением, в восточных и в некоторых западных (например амвросианском) обрядах - погружением. Во время крещения обязательно произносится тайносовершительная формула «(имя), я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа».

После крещения следует помазание новокрещенного св. миром (не являющееся таинством миропомазания), облачение в белую одежду и вручение зажжённой свечи. Белая одежда является символом облечения во Христа, горящая свеча - символом света и истины.

Крещение в протестантизме

Крещение младенцев

Лютеранская церковь, как и многие другие протестантские церкви, принимает как крещение в младенческом возрасте, так и крещение взрослых. Некоторые протестантские конфессии не крестят детей от рождения, считая, что человек должен принять решение о крещении сознательно и четко понимать, зачем он это делает (так как крещение, по мнению некоторых протестантских конфессий, возможно только на основании личной веры человека, а верить Богу и принимать решения, основанные на вере, человек может только в сознательном возрасте) . Более подробное объяснение этого действия ниже.

Протестантская теология крещения

Среди течений протестантизма существуют различные подходы к теологии крещения.

Согласно классической протестантской мысли, крещение следует понимать как испытание обращения в веру, которое приводит к максимальному единению своих устремлений с целями Самого Господа. Крещение рассматривается как неотъемлемое условие для обретения жизни вечной со Христом и полноценной жизни христианина-протестанта в жизни церкви, но не рассматривается как обязательное условие спасения души . Крещение в Евангелическо-лютеранской Церкви воспринимается как таинство установленное Христом, в ходе которого крещаемый получает дар Святого Духа. Крещение рассматривается как акт покаяния дарующий прощение грехов, являющийся условием спасения и делающим человека частью народа Божьего.

Лютеране, англикане, кальвинисты и многие другие протестанты признают различные формы крещения, при условии присутствия в ходе него воды и слов «во имя Отца, Сына и Святого Духа», что происходит из понимания таинства, как оно установлено в Библии . У представителей многих более поздних направлений протестантизма признается только одна форма крещения - полное погружение, упоминание о крещении как о погребении с Христом (см. Кол. ). В Новом Завете протестантизм достаточно прямо усматривает логику погребения со Христом для последующего за этим воскресения. Фактически, смерть и последующее воскресение со Христом являются основными элементами крещения; погребение, в какой-то степени лишь второстепенный фактор. Учитывая все это, крещение полным погружением рассматривается как единственная форма крещения , полностью отображающая этот полный цикл.

Баптизм и близкие протестантские конфессии

Главная идея этого учения формулируется следующим образом: существуют три обязательных условия крещения.

Первое: крестить можно только взрослых. Крещение детей считается недействительным. Что такое взрослый? В разных странах и в разное время этому слову даётся разное толкование. В СССР и в России ранее крестили при достижении 18 лет, с середины 80-х гг. крестят с 16 лет.

Крещение

Один Господь, одна вера, одно крещение…

С начала третьего столетия и вплоть до наших дней, мы встречаем в христианских церквах множество разных определений сущности крещения.

Обратимся, поэтому, к первоисточнику. Посмотрим, что говорит о таинстве крещения Священное Писание и откуда произошли, связанные с этим вопросом, заблуждения.

Что такое крещение?

Слово «крестить» в греческом оригинале означает «погружать» или «хоронить в воде».

Крещение, по словам Священного Писания, является символом погребения греховной жизни уверовавшего. Со Христом крещаемый умер для греха и воскрес с Ним для «обновленной жизни». Поэтому, ап. Павел пишет: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим.6,3–5).

Крещение - прообраз омытия наших грехов в жертвенной Крови непорочного и чистого Агнца и возрождения от Духа Святого: «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол.2,13).

Крещение - наше публичное свидетельство пред людьми и пред Богом о том, что в смерти Христа мы нашли спасение: ибо «подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Петр. 3, 21).

Крестящийся, актом крещения исповедует, что он чрез веру вступил в тесное общение со Христом и получил от Него прощение грехов: «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним…. дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6,6). Ибо «во Христа крестившиеся во Христа облеклись» и «уже не я живу, но живёт во мне Христос», ибо «я сораспялся Христу» (Гал.2,19–20; 3,27). Крестящийся, как бы говорит: «я не возлагаю никакой надежды на мою плоть, я ей не доверяю. Я даже не допускаю мысли о возможности исправления своей ветхой, греховной натуры, а поэтому я отдаю её на смерть, перехожу на сторону Христа и выступаю против самого себя» (Рим.7,18–19; 6,11–14; 8,1,9).

Спасает ли крещение?

Крещение никого не спасает. Спасает Христос Своей пречистой Кровью (Откр. 1, 5; 1Иоан.1,7). Крещение является, как бы подтверждением того, что дар спасения нами уже принят, что Голгофская жертва и Дух Святой уже совершили дело спасения в нашем сердце, что мы уже приняли дарованную нам жизнь во Христе и наслаждаемся ею. Запомним же, что не крещение приводит к спасению и новой жизни, а новая жизнь приводит к крещению. Там, где Дух Святой не произвёл ещё перемены в жизни, там крещение лишено всякого основания. Предварительным условием истинного крещения является сознательная вера во Христа, покаяние и обращение к Богу, ибо только тот, «кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мк.16,16). Заметьте, что не креститься сначала, а потом веровать, но сначала уверовать, а затем уже креститься. Такой порядок установлен Самим Богом, и как много вреда причинило христианству искажение этой Божественной последовательности.

Господь дал людям ясное повеление, говоря: «Идите, научите все народы, крестя их» (Мф.28,19). Сначала надо научить, а потом уже крестить. Так крестил Иоанн Креститель (Мф.3,6). Так, исполняя всякую правду, крестился Сам Господь (Мк. 1,9). Так были крещены Его ученики (Иоан.3,22–26; 4,1). Так крестить заповедано апостолам (Мф.28,19). Так апостолы и совершали крещение (Деян.2,38–41; 8,12,36–38; 9,18–19; 10,47). Так крестились все верующие древне-апостольской церкви. Они, услышав Слово Спасения, каялись, принимали Христа в сердце, и затем крестились (Деян. 10,32–34,45-47; 16,14–15; 18,8; 19,5–7).

Заметим также, что для совершения крещения требовалось «много воды», настолько много, чтобы крещаемый мог «скрыться под водою» (Иоан.3,23).

Крещение есть личное повеление Господа, данное: проповедникам Евангелия - крестить: «крестя их» (Мф.28,19), а верующим в Евангелие - креститься: «и да крестится каждый из вас» (Деян.2,38; 9,10–18).

Ведёт ли обычай крещения детей своё начало от апостолов?

Мы, русские, принявшие христианство, спустя девять веков после его основания, унаследовали его от Греции уже тогда, когда христианство было сильно засорено, испытало на себе влияние различных государственных систем и пропиталось Византийским язычеством. Приняв христианство не из первоисточника, а как бы, из вторых рук, мы приобщились ко всем его «готовым» вековым наслоениям и заблуждениям. Вместе с этими отступлениями от Священного Писания мы приняли и учение о крещении детей. Этот исторический проверенный факт лишает нас, русских, права пользоваться всеми излюбленной фразой: «православие ведёт своё начало от апостолов…».

О крещении детей в первоапостольской церкви нигде нет ни малейшего упоминания. Мы не встречаем случая детокрещения ни в одной книге Священного Писания. Исследуя церковную историю, мы находим, что первым, кто упоминает о крещении детей, был епископ Лионский Ириней (около 200 года по Р.Х.). Но было бы ошибкой допустить, что к этому именно времени учение о крещении детей вылилось в форму церковного догмата. Напротив, ещё в IV веке крещение взрослых было обычным церковным правилом. Лишь в VI веке, когда господствующее положение государственной церкви утвердилось, крещение младенцев стало явлением распространённым, общепринятым и даже обязательным.

Для тех, кто любит ссылаться, в вопросе крещения детей, на отцов церкви, не лишним будет напомнить, что Иоанн Златоуст, живший в IV веке и родившийся от родителей-христиан, был крещен 20-летним юношей. Григорий Богослов, живший в IV веке, сын христианина-проповедника, был крещен только в 24-х летнем возрасте. Василий Великий, живший также в IV веке и родившийся в христианской семье, принял крещение, когда ему было уже 30 лет. Августин Блаженный, мать которого Моника была христианкой и даже причислена к лику святых, крестился также 30-ти лет. Киприан крестился будучи 45 лет от роду. Многие другие христианские подвижники и мученики приняли крещение также в зрелом возрасте.

Как и почему возник обряд крещения детей?

Детокрещение оказалось выгодным для государства, на службу к которому церковь попала, лишившись своей самостоятельности. Детокрещение доставляло государству подходящий элемент в лице людей, крещенных в детстве, но бессознательных и пассивных, готовых на послушание не только добру, но и злу, если таковое облечено в «благородные» и «возвышенные» идеи. Поддержанию такого учения содействовали и соответствующие правительственные указы. В кодексе Юстиниана сказано: «Родители, как скоро сами они крещены, обязуются под страхом тяжких наказаний, крестить и своих детей» (Алмазов, 592 стр.). Закреплению и узаконению этой ереси помогли знатные и влиятельные прихожане, так называемые «благотворители церкви». Император Лев Философ повелел крестить детей до истечения 40 дней после рождения. Были и другие государственные указы, направленные к закреплению этой ереси, перечислять которые считаем излишним.

Второй причиной к отступлению послужило то, что духовенство государственной церкви, переходя из рода в род, стало пополняться лицами не апостольского призвания. Появились люди «церковной профессии». Таким пастырям-профессионалам выгодно было умножать количество пасомых процентным ростом населения и при том, без всякой проповеди Евангелия, даже без катихизации и оглашения.

Евангелие, с течением времени, всё больше и больше заслонялось ложными человеческими учениями, как то: учением гностиков о магической силе таинств, языческими суевериями, традициями, постановлениями отцов церкви, вселенских соборов, всегда действовавших под известным давлением светской власти. Вековые заблуждения принимались сменявшимися поколениями безоговорочно, ибо заблуждения эти выдавались за истину кристальнейшей чистоты, не требующую доказательств, а всякий, кто имел смелость усомниться в подлинности догматов и верности учения, объявлялся церковью еретиком и отступником. Обсуждать и проверять правильность православных догматов веры? Да нужно ли это?

В России такой вопрос никогда не поднимался ни в церковной, ни в светской литературе. Церковная цензура никогда бы ничего подобного в печать не пропустила. Ожидать решения этого вопроса в общецерковном масштабе - не приходится. Те, кто прозрел духовно, решают его в личном порядке.

Что говорит о крещении детей Слово Божие?

Дети не нуждаются в крещении. Христос говорит, что «таковых есть Царствие Божие» (Лук. 18,16) и ограничивается благословением их. В другом месте Христос говорит, что «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18,10). Спаситель неоднократно подчёркивает, что если мы, взрослые, не обратимся и не станем как дети, «не сможем войти в Царство Небесное» (Мф.18,3).

Ап. Павел говорит, что дети освящаются родителями - христианами (1Кор. 7, 14) и, как таковые, не нуждаются в таинствах, пока - дети.

Крещение, ни в коем случае, не является «новозаветным обрезанием», иначе младенцам и взрослым женского пола не надо было бы креститься, вообще, как не надо им было обрезываться в Ветхом Завете. Галатам, признававшим ветхозаветное обрезание, ап. Павел не говорит, что оно заменено в Новом Завете крещением, но, напротив, (Гал.5,6-11 и 6,15), решительно разграничивает эти два понятия, открывая истинный смысл того и другого.

Для всякого уверовавшего в Иисуса Христа, крещение является сознательным вступлением в новый союз (Новый Завет) с Богом. Сознательная вера в Христа, как личного Спасителя, приводит грешника к возрождению. Там, где отсутствует такая вера, не может быть рождения свыше, а раз так, то недопустимо тогда и само крещение. В подобном случае оно окажется лишь лжесвидетельством о спасении, которого он, крещаемый, от Бога не получил.

Защитники крещения детей часто ссылаются на случай, где после проповеди ап. Петра крестился сотник Корнилий и «весь дом его», а там могли оказаться и дети. Но «могли быть» не значит «были», а если бы и были, то и тогда выражение «весь дом» относится лишь к тем, кто мог «внимать тому, что говорил Пётр», т. е. к людям, способным веровать. Говоря, «мобилизован весь дом» для работы в поле, мы подразумеваем, что принимают участие все способные к труду, а, отнюдь, не младенцы.

Крещение должны принимать не младенцы, не взрослые, а только уверовавшие, независимо от их пола и возраста. Но способны ли веровать младенцы?

Крещение - это единственная дверь к вступлению покаявшегося грешника в общение с видимой церковью Христовой: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч» (Деян.2,41).

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28,19–20).

Из книги Очерк православного догматического богословия. Часть II автора Малиновский Николай Платонович

§ 142. Необходимость крещения для всех. Крещение младенцев. Крещение кровью. Неповторяемость крещения. I. «Веруем, что крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Св. Троицы, необходимо. И без него никто не может спастись, как говорит Господь: аще кто не

Из книги О Библии и о Евангелии автора Волкославский Ростислав Николаевич

14. КРЕЩЕНИЕ Посредством акта крещения мы исповедуем нашу веру в смерть и воскресение Иисуса Христа, а также свидетельствуем о нашей смерти для греха и о нашем стремлении ходить в обновленной жизни. Таким образом, мы признаем Христа Господом и Спасителем, становимся Его

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

А. Крещение 1. Что ему предшествовало, и как оно возникло Возможно, внешняя форма крещения ведет начало либо от иудейского крещения прозелитов, либо от обряда, совершавшегося Иоанном Крестителем. В обоих случаях предполагается разрыв с прежней жизнью и принятие новой.

Из книги Преподобный Симеон Новый Богослов автора Кривошеин Василий

I. Крещение При изучении темы крещения очень важно опираться на библейское учение, которое лежит в его основе. Необходимо учитывать также и практические аспекты этого обряда, а также историю крещения на протяжении многих

Из книги Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022) автора (Кривошеин) Василий

А. Крещение 1. Значение священнодействий «Таинства крещения и Вечери Господней являются двумя монументальными столпами, один из которых внутри и один вне Церкви. В этих таинствах Христос начертал имя истинного Бога» (Евангелизм, с. 273). «Крещение - это самый священный и

Из книги Учение и жизнь ранней церкви автора Холл Стюарт Дж.

6. САКРАМЕНТАЛЬНОЕ КРЕЩЕНИЕ И КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ Среди высоких духовных состояний христианина, шествующего по пути к совершенству, мы хотели бы отметить еще одно, часто упоминаемое пр. Симеоном. Он называет его крещением Духа и отличает от сакраментального крещения. Излишне

Из книги Мы будем утешены автора Селахварзи Хризостом

6. Сакраментальное крещение и крещение Духом Среди высоких духовных состояний христианина, шествующего по пути к совершенству, мы хотели бы отметить еще одно, часто упоминаемое пр. Симеоном. Он называет его крещением Духа и отличает от сакраментального крещения. Излишне

Из книги Стеклянные глаза Индии автора Сербский Николай Велимирович

Крещение Ознакомившись с основами морали и важнейшими частями Библии, слушатели могли, при условии безупречного поведения, просить о крещении. Описание церемонии прошения в 200 г. н. э. сохранилось у Ипполита, римского богослова. Всех оглашенных проверяли, чтобы узнать,

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Мое крещение …Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Мы пришли в церковь около пяти часов в Рождественский Сочельник 1998 года. Большую купель, которую заказала Евгения, поставили в маленьком приделе, и дьякон

Из книги Единство и многообразие в Новом Завете Исследование природы первоначального христианства автора Данн Джеймс Д.

Крещение Какое прекрасное имя ты носишь, Теодул, слуга Божий! Тебе могут позавидовать тысячи людей с бессмысленными и глупыми именами. А твое имя прекрасно. У нас, сербов, первое имя дается на знамении, при рождении. Но его меняет крестный отец при крещении, давая ребенку

Из книги Главный дар вашему ребенку автора Гиппиус Анна

3. Крещение Таинство Крещения получило свое установление от Господа Иисуса Христа. В Евангелии повествуется о том, как по воскресении Господь являлся Своим ученикам–апостолам. Во время одного такого явления Он сказал им: «Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли, шедше

Из книги Догматы Христианства автора Кадри Абдулу Хамиду

§ 39. Крещение 39.1. Происхождение крещения. Относительно того, откуда пошло христианское крещение, ученые высказывали разные гипотезы. Его непосредственными предшественниками называли иудейские обрядовые омовения и кумранские ритуалы очищения, омовение прозелитов и

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

КРЕЩЕНИЕ

Из книги Уроки священного писания. Теория абстрагирования автора Зулумханов Давуд

Крещение Крещение - это ритуал, при котором все Принимающие христианство трижды погружаются в воду, чтобы очиститься от грехов. Считается, что это средство возрождения и рождения заново, и христиане верят, что после крещения, сбросив с себя все бремя грехов, человек

Из книги автора

65. КРЕЩЕНИЕ Существовавший с незапамятных времен и повсеместно символизм погружения в воду ради очищения и возрождения был воспринят христианством и обогащен новым религиозным смыслом. Св. Иоанн Предтеча крестил не для исцеления от телесных недугов, но для искупления

Из книги автора

Крещение Чтобы увидеть что-то, нужно различить его границы. Если человек не различает границы Мира, то он втягивается в него, поглощается им, сливается с Миром и Ничто опять в единое Бытие (первичную воду, рис. 1).Если до появления света все было только вода, и человек

КРЕЩЕНИЕ, христианское таинство вступления в Церковь, установленное Иисусом Христом; совершается над верующим прежде всех других таинств. Славянское слово «крещение» является эквивалентом греческого термина «βάπτισμα» (от глагола «βαπτίζω» - погружать в воду, окунать), который западноевропейскими языками был непосредственно заимствован.

История таинства . Обряд крещения связан с символикой воды как одной из «первичных стихий», одновременно животворящей и губительной. Ритуальное омовение, сопровождавшееся покаянием и отречением от прежней жизни, совершалось в Древнем Израиле над уверовавшими язычниками. Обряд очистительного омовения проходили также вступавшие в кумранскую общину (смотри в статье Кумранистика). К подобной практике восходило крещение, совершавшееся Иоанном Крестителем над уверовавшими в близкое пришествие Мессии. Это крещение принял от Иоанна в водах реки Иордан Иисус Христос (смотри Крещение Господне), который Свои будущие крестные муки также называл крещение (Мк. 10:38-39; Лк. 12:50). Указание на христианское таинство крещения усматривается в словах Христа о необходимости нового рождения человека «от воды и Духа» как условия его вхождения в Царство Божие (Ин. 3:5). «Иоанново» же крещение имело лишь подготовительный характер и не сопровождалось дарованием благодати Божией (даром Святого Духа - Деян. 1:5, 18:25, 19:1-6); такое крещение, по мнению отцов Церкви, совершали и апостолы во время земной жизни Христа. Собственно христианское таинство крещения было установлено воскресшим Спасителем перед Его Вознесением: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19; сравни: Мк. 16:16).

Изначально крещение совершалось через погружение в воду (Деян. 8:38-39), на что указывает само греческое название таинства. При этом нет сведений о специальном освящении воды: крестили в естественных водоёмах. С начала 4 века, после легализации христианства, при больших храмах стали устраивать особые помещения (баптистерии) с купелями в виде бассейнов. В случае необходимости допускалось крещение через обливание, о чём свидетельствует текст Дидахэ (конец 1 века). Постепенно крещение через обливание получило среди большинства христианских церквей равные права с крещением через погружение.

В первые века христианства, когда крестились в основном взрослые, проходившие длительную подготовку к принятию таинства (смотри в статье Катехизация), преимущественными днями крещения были праздник Крещения Господня и канун Пасхи. Это закрепилось в чинопоследовании литургии Страстной субботы: во время продолжительного чтения паремий оглашенных уводили в баптистерий, совершали над ними крещение и торжественно, в белых одеждах и со светильниками в руках, вводили в храм, где они впервые причащались Св. Тайн. (В память об этом и сейчас на литургии Страстной субботы, несмотря на отсутствие крещаемых, читается крещальный прокимен перед чтением Священного Писания, священнослужители меняют чёрные облачения на белые, все покровы на аналоях, иконах в храме также меняются на белые.) Новокрещёные носили белую одежду в течение недели; иногда на них возлагали венки из цветов или пальмовых листьев.

В современной практике крещение предшествует миропомазанию, однако в древней Церкви крещальное помазание могло совершаться как до, так и после погружения в воду, а в некоторых традициях - даже дважды, до тех пор пока повсеместно на Востоке и на Западе не установилась практика послекрещального помазания как основного и завершающего чин крещения.

Первые свидетельства о крещении детей датируются 2 веком, хотя, вероятно, оно существовало уже с апостольских времён, так как в Новом Завете упоминается о крещении целых семей (Деян. 16:15, 33). Крещальные обеты за детей произносили их родители и/или восприемники. Крещение детей вызывало полемику: одни богословы считали крещение детей необходимым, ссылаясь на апостольскую практику (Ориген), другие его отвергали, считая, что дети не имеют нужды в прощении грехов и что крещение необходимо совершать в сознательном возрасте (Тертуллиан). Блаженный Августин видел в практике крещения детей довод в пользу учения о грехе первородном, унаследованном всеми людьми (сравни: Рим. 5:12). После исчезновения института оглашенных (к 7 веку) практика крещения младенцев стала превалирующей.

Богословие и чинопоследование. Прообразы таинства крещения усматриваются в таких событиях Священной истории, как Сотворение мира («и Дух Божий носился над водою» - Быт. 1:2), спасительное плавание Ноева ковчега в водах потопа (Быт. 7), чудесный переход израильского народа через Красное море при освобождении из египетского рабства (Исх. 15) и его переход через реку Иордан перед завоеванием Земли обетованной (Нав. 3), ставшей позднее символом вечной жизни.

Православная и католическая церкви понимают крещение как таинственное и безусловно реальное соучастие человека в смерти и «тридневном Воскресении» Иисуса Христа, как рождение «водою и Духом» в новую жизнь в перспективе бессмертия (Ин. 3:3-5). «...Мы погреблись с Ним крещением в смерть, чтобы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и мы ходили в обновленной жизни» (Рим. 6:4). В крещение человек получает освобождение от первородного греха и прощение всех прежних личных грехов. Через Христа он получает усыновление Богу Отцу (Рим. 8:14-17) и становится «храмом Святого Духа» (1 Кор. 6:19).

Святой Дух совершает единение всех крещёных в одном Богочеловеческом организме («Теле Христовом») - Церкви (1 Кор. 12:13), делая их братьями и сёстрами в семье детей Божиих. Однако крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, залогом развития духовной жизни человека: если за крещение не следует обновление всей жизни, духовное перерождение человека, то оно не приносит плода.

Поскольку крещение раз и навсегда ставит человека в новое отношение к Богу, оно неповторимо. Его совершает архиерей или священник, в чрезвычайных обстоятельствах (например, при угрозе смерти желающему креститься) - диакон или даже мирянин, в том числе и женщина; если позднее чрезвычайные обстоятельства устраняются, то такое крещение остаётся действительным и лишь дополняется миропомазанием.

Имеет место различное отношение поместных православных церквей к признанию действительности крещения, совершённого инославными христианами. В Русской православной церкви, безусловно, признаётся крещение, совершаемое в Римско-католической церкви, а также крещение в большинстве протестантских деноминаций, за исключением радикальных течений, отрицающих традиционное учение о Святой Троице или совершающих крещение в одно погружение.

В протестантизме в понимании смысла крещения существенную роль играет субъективный фактор. Согласно классической протестантской мысли, крещение есть испытание обращения в веру, приводящую личные устремления человека в соответствие с волей Господа. Лютеране, англикане, кальвинисты признают различные формы крещения (погружение, обливание) при обязательной крещальной формуле «во имя Отца, Сына и Святого Духа». При этом они допускают крещение, как младенцев, так и взрослых. Баптисты, исходящие из буквального понимания символики крещения как погребения с Христом (Кол. 2:12), признают лишь погружение в воду. Во многих протестантских деноминациях (в том числе в баптистских общинах) не крестят малолетних детей: считается, что человек должен принять решение о крещении сознательно (крещение ставится, т.о., в полную зависимость от личной веры человека).

Современное православное чинопоследование крещения включает в себя ряд молитв и священнодействий, несущих следы древних догматических и культурных традиций.

В современной церковной практике все элементы предкрещального чина, как правило, совершаются в один день: непосредственно перед крещением оглашаемый (или восприемник младенца) поворачивается к западу и трижды отрекается от сатаны «и всех дел его, и всего служения его...», подтверждая своё отречение «дуновением и плюновением», после чего трижды громко исповедует желание «сочетаться со Христом» и читает Символ веры. В начале чина собственно крещения произносится великая ектения, в которой Церковь молится о своём новом члене; далее следует освящение воды и помазание крещаемого елеем. Во время погружения в воду (окропления водой) на крещаемого нисходит Святой Дух, дарующий ему семя вечной жизни и очищающий от грехов. Затем на новокрещёного надевают нательный крест (символ спасения), напоминающий ему об условии следования за Христом, и белую ризу (символ чистоты). После миропомазания, запечатывающего полученный новокрещёным дар Святого Духа, священник с новокрещёным и восприемниками трижды обходит вокруг купели, что символизирует вечность заключённого с Богом союза. После чтения «крещальных» Апостола (Рим. 6:3-11) и Евангелия (Мф. 28:16-20) священник омывает с тела крещёного миро и совершает крестообразно постриг волос (в античном мире острижение волос означало посвящение божеству или - для раба - переход к новому хозяину; в крещение же человек становится «рабом» Бога, дарующего ему подлинную свободу и грядущую вечную жизнь). Если крещение совершается в связи с «крещальной» литургией, то новокрещёный получает и первое причастие. Современный богослужебный текст чина крещения и миропомазания содержится в Требнике.

Лит.: Алмазов А. И. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884; Шмеман А., прот. Таинство крещения. М., 1996; он же. Водою и Духом: О таинстве крещения. М., 2004; Арранц М., иером. Крещение и миропомазание: Таинства Византийского Евхология. Рим, 1998; Johnson М. The rites of Christian initiation: their evolution and interpretation. Collegeville, 1999.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»