В состав кружка ревнителей древнего благочестия входил. Предистория раскола. кружок «ревнителей благочестия. ревнителей древнего благочестия

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Церковный раскол

В XVII в. русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Раскол стал массовым религиозно - общественным движением, породившим свою собственную идеологию, культуру и историческую традицию. Одновременно с расколом произошел острый конфликт светской и духовной власти, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Кружок "ревнителей благочестия"

Церковные порядки середины XVII в. вызывали немало нареканий как у мирян, так и среди самого духовенства. Много нелепого было и в чине богослужения, например, многогласие, когда в целях сокращения церковной службы в храме одновременно читали евангелие, пели и произносили ектении или возгласы. Господствовало хомовое пении, при котором слова растягивались до бессмыслия, с переменою в них ударений и с прибавлением новых гласных Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994, с. 333-367. Против многогласия и других нарушений канонов выступал так называемый кружок "ревнителей благочестия", сложившийся вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева. Среди членов этого кружка можно назвать влиятельного государственного деятеля Федора Ртищева, протопопа Казанского собора в Москве Иоанна Неронова, юрьевского протопопа Аввакума и архиепископа Новгородского Никона Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XVIII - XVII вв. издательство МГУ М. 1988. с.135-136. Ревнители ввели в своих храмах единогласие и, пользуясь доступом к царю Алексею Михайловичу, добились нескольких царских указов об исправлении церковных недостатков. Их действия вызывали серьезное сопротивление со стороны высших иерархов, в особенности со стороны тогдашнего патриарха Иосифа. Между тем ревнители благочестия вовсе не ставили перед собой задачу коренных преобразований. С их точки зрения, реформа должна была коснуться только церковной организации и нравственности духовенства, они хотели заменить недостойных пастырей, к числу которых относили и патриарха Иосифа. Ревнители не посягали ни на вековые традиции, ни на местные особенности в богослужении. Однако у одного из членов кружка ревнителей благочестия - Никона имелось, как оказалось впоследствии, собственное представление о реформах, отличавшееся от мнения единомышленников.

Патриарх Никон

Судьба Никона необычна и ни с чем несравнима. Он стремительно вознесся с самого низа социальной лестницы на ее вершину. Никита Минов (так звали в миру будущего патриарха) родился в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку от Нижнего Новгорода "от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы". Отец его был крестьянином, по некоторым сведения - мордвином по национальности.

Детство Никиты выдалось нелегким, родная мать умерла, а мачеха была злой и жестокой. Мальчик отличался способностями: быстро усвоил грамоту, и это открыло ему путь в духовное сословие. Он был рукоположен в священники, женился, обзавелся детьми. Казалось бы, жизнь бедного сельского попа была навсегда предопределена и предначертана. Но внезапно от болезни умирают трое его детей, и эта трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили расстаться и постричься в монастырь. (см. приложение 1, рис.1)

Жена Никиты ушла в Алексеевский женский монастырь, а он сам отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит и был пострижен в монахи под именем Никона. Он стал монахом в расцвете сил. В его облике угадывалась крепкая крестьянская закваска. Он был высокого роста, могучего сложения, обладал невероятной выносливостью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел. Иноческого смирения в нем не было ни капли. Через три года, рассорившись с основателем скита и всей братией, Никон в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. Кстати, много лет спустя именно Соловецкий монастырь стал оплотом сопротивления никонианским нововведениям. Никон отправился в Новгородскую епархию, его приняли в Кожеозерскую пустынь, взяв вместо вклада переписанные им книги. Некоторое время Никон провел в уединенной келье, но уже через несколько лет братия выбрала его своим игуменом. В 1646 г. по делам обители отправился в Москву. Там настоятель захудалого монастыря обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича. По своему характеру Алексей Михайлович вообще был подвержен постороннему влиянию, а в свои семнадцать лет, царствуя меньше года, он нуждался в духовном руководстве. Никон произвел на молодого царя столь сильное впечатление, что он сделал его архимандритом Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых. Здесь каждую пятницу служили заутреню в присутствии Алексея Михайловича, а после заутрени архимандрит вел долгие нравоучительные беседы государем. Никон был свидетелем "соляного бунта" в Москве и участвовал в Земском соборе, принявшем Соборное Уложение. Его подпись стояла под этим сводом законов, но впоследствии Никон называл Уложение "проклятою книгою", выражая недовольство ограничениями привилегий монастырей.

В марте 1649 г. Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким. Произошло по настоянию царю, и Никон был рукоположен в митрополиты еще при живом митрополите Новгородском Авфонии. Никон проявил себя энергичным владыкой. По царскому повелению он вершил суд по уголовным делам на Софийском дворе. В 1650 г. Новгород охватило народное волнение, власть в городе перешла от воеводы к выборному правительству, заседавшему в земской избе. Никон поименно проклял новых правителей, но новгородцы не хотели его слушать. Он сам писал об этом: "Я вышел и стал их уговаривать, но они меня ухватили со всяким бесчинием, ослопом в грудь ударили и грудь расшибли, по бокам били кулаками и камнями, держа их в руках. " Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. с. 50-51. Когда волнения были подавлены, Никон принял деятельное участие в розыске над мятежными новгородцами.

Никон предложил перенести в Успенский собор Кремля гроб патриарха Гермогена из Чудова монастыря, гроб патриарха Иова из Старицы и мощи Филиппа митрополита из Соловок. За мощами Филиппа Никон отправился лично. С.М. Соловьев подчеркивал, что это была далеко идущая политическая акция: "Торжество это имело не одно религиозное значение: Филипп погиб вследствие столкновения власти светской с церковною; он был низвергнут царем Иоанном за смелые увещания, умерщвлен опричником Малютою Скуратовым. Бог прославил мученика святостью, но светская власть не принесла еще торжественного покаяния в грехе своем, и этим покаянием не отказались от возможности повторить когда-либо подобный поступок относительно власти церковной. Никон, пользуясь религиозностию и мягкостию молодого царя, заставил светскую власть принести это торжественное покаяние. "

Пока Никон был на Соловках, в Москве скончался патриарх Иосиф, славившегося непомерным любостяжанием. Царь писал в письме митрополиту, что ему пришлось прийти переписать серебряную казну покойного - "а если бы сам не ходил, то думаю, что и половины бы не по чему сыскать", впрочем, сам царь признавался: "Немного и я не покусился на иные сосуды, да милостию божиею воздержался и вашими молитвами святыми; ей, ей, владыка святый, ни до чего не дотронулся.". Алексей Михайлович призывал митрополита поскорее возвращаться для выборов патриарха: "а без тебя отнюдь ни за что не примемся" Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. СПб., 1995. с. 51.

Новгородский митрополит был главным претендентом на патриарший престол, но у него имелись серьезные противники. Бояр пугали властные замашки крестьянского сына, который смирял знатнейших князей. Во дворце шептались: "Никогда такого бесчестья не было, выдал нас царь митрополитам". Непростыми были отношения Никона с его прежними друзьями по кружку ревнителей благочестия. Они подали челобитную царю и царице, предлагая в патриархи царского духовника Стефана Вонифатьева. Объясняя их поступок, историк церкви митрополит Макарий отмечал: "Эти люди, особенно Вонифатьев и Неронов, привыкшие при слабом патриархе Иосифе заправлять делами в церковном управлении и суде, желали и теперь удержать за собою всю власть над Церковию и не без основания опасались Никона, достаточно ознакомившись с его характером" Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. Кн. 7. М., 1996. с. 80-81.. Тем не менее благоволение царя решило дело.22 июля 1652 г. церковный собор известил царя, ожидавшего в Золотой палате, что из двенадцати кандидатов был выбран один "муж благоговейный и преподобный" именем Никон.

Властному Никону было мало избрания на патриарший престол. Он долго отказывался от этой чести и лишь после того как царь Алексей Михайлович пал перед ним ниц в Успенском соборе, смилостивился и выдвинул следующее условие: "Если обещаетесь слушаться и меня как вашего главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я по вашему желанию и прошению не стану более отрекаться от великого архиерейства" Субботин Н. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. М., 1875. с. 279. Тогда царь, бояре и весь освященный Собор произнесли пред Евангелием обет исполнять все, что предлагал Никон. Так, в возрасте сорока семи лет Никон стал седьмым патриархом Московским и всея Руси.

"КРУЖОК РЕВНИТЕЛЕЙ БЛАГОЧЕСТИЯ" , сложился в конце 1640-х гг. вокруг духовника царя Алексея Михайловича С. Вонифатьева. Члены кружка (Ф. М. Ртищев, Никон, И. Неронов, Аввакум и др.) стремились поднять авторитет и влияние Русской православной церкви путём возрождения "христианского благочестия" среди духовенства и мирян. Распался после вступления Никона на патриарший престол (1652).

Источник: Энциклопедия "Отечество"


объединение единомышленников, группировавшихся в к. 1640-х - н. 1650-х вокруг духовника царя Алексея Михайловича Стефана Вонифатьева. В него входили: Ф.М. Ртищев, новоспасский архим. Никон (позднее патриарх), настоятель Казанского собора на Красной площади Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил. Душой кружка был Вонифатьев. Обладая большой начитанностью и живо интересуясь общественной и церковной жизнью, он скоро приобретает большое влияние на царя и бояр. Вместе с лучшими людьми того времени Вонифатьев сознает необходимость возвысить уровень религиозно-нравственной жизни современного ему общества. Задачей их кружка было: истребление различных языческих игрищ и суеверий, возвышение нравственного уровня духовенства, борьба против небрежности в богослужении, в частности введение единогласия, исправление церковных нотных книг и восстановление церковной проповеди. Пользуясь своей близостью к царю, члены кружка испрашивают у него и у патр. Иосифа ряд указов, реформирующих церковную жизнь. С той же целью Вонифатьев пополняет состав кружка несколькими наиболее энергичными священниками и выхлопатывает им видные назначения в разные города. Энергичная деятельность кружка и реформы к. 1640-х вызвали неудовольствие рядового русского духовенства. А 1649 у Вонифатьева произошел разрыв с самим патр. Иосифом, до сей поры не мешавшим деятельности кружка и даже пользовавшимся помощью некоторых его членов при издании и исправлении церковных книг. Причиной разрыва было, вероятно, недовольство Иосифа влиятельной ролью Вонифатьева и его кружка. Победа осталась на стороне Вонифатьева, и руководительство церковной жизнью почти всецело перешло к кружку. Причиной явился приезд в Москву 1649 иерусалимского патр. Паисия, резко критиковавшего московские порядки. Никон, Вонифатьев и Ртищев начали все более и более склоняться к исправлению церковного быта в духе приезжих киевских и греческих учителей. Когда в 1652 умер Иосиф, члены кружка выставили кандидатом на его место Вонифатьева. Тем не менее царь пожелал видеть патриархом Никона, и кружок с Вонифатьевым во главе подал челобитную за Никона. Книжная «справа» окончательно разделила друзей. Кружок распался.
С.Ю.

В конце 40-х годов ХVII века в Москве вокруг царя сложился кружок «ревнителей благочестия». Кроме царя А. Михайловича в него входили знатные люди, например: духовник царя

Стефан Вонифатьев, царский стольник боярин Хитрово. А также некоторые священнослужители:

Новоспасский Архимандрит Никон .

Урожденный крестьянин нижегородской губернии, мордвин по национальности, с детства отличался огромным ростом и страшной физической силой. Никита Минин женился, у него родились дети, но вскоре они умерли во время эпидемии чумы. Тогда Никита уговорил свою жену постричься в монахини, и сам стал монахом Никоном в Каргопольском монастыре.

Вскоре Никон выдвинулся среди братии благодаря своим умственным способностям и красноречию, он был отправлен в Москву как представитель этой обители. Там он случайно встретился с царем и очаровал А.Михайловича, стал его «собинным другом». После этого он был назначен архимандритом Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы бояр Романовых.

Никон стал в 1650 году митрополитом Новгородским‚ а в 1653 году - патриархом Всея Руси.

Протопоп Аввакум Петров.

Как и Никон был родом из-под Нижнего Новгорода. Родился в семье священника. Его отец, не смотря на духовный сан «был привержен хмельному питию», а мать отличалась пламенной верой Ее-то вместе с несгибаемым характером и унаследовал будущий лидер раскола. За свое исключительное благочестие он был выделен из провинциального духовенства и переведен в Москву, он стал настоятелем церкви Богородицы Казанской на Красной площади и был приближен к царю. В кружке говорили о недостатках, присущих русской церкви о необходимости преобразований, но преобразования эти разные члены кружка представляли себе по разному.

Никоновы новины.

Как только Никон стал первосвященником русской церкви, он взялся за изменение церковных обрядов. Образцом для их исправления стали греческие церковные обряды, причем не учитывалось, какие положения содержались в них издревле, а какие были введены относительно недавно. Это привело к противоречиям:

1. На Руси традиционно крестились двумя перстами, двуперстное крещение символизировало две природы Христа - божественную и человеческую. Никон велел креститься трехперстно: во имя Отца, Сына и Святого Духа. Обряд перстосложения стал главным поводом для возникновения раскола старообрядчества. Противники Никона, ругая

трехперстное крещение, утверждали, что оно символизирует не Бога, а антихриста (т.к. крещение происходит тремя пальцами - кукишем). Обряд двуперстного крещения действительно древнее трехперстного, но во времена раскола это не было точно известно.2. 2. Изменилось написание некоторых фраз в церковных книгах.

А) В древнерусских книгах имя спасителя писалось Iсус, по новому обряду требовалось

писать Iисус‚

Б) В древних книгах Богородица называлась девицей, согласно реформам Никона она

должна была называться девой.

В) Символ веры раньше звучал: «верую... во единого Бога Iсуса Христа, рождено, а не

сотворенного». Теперь писали: «верую... во единого Бога Iисуса Христа, рожденного, не

сотворенного».

3. Крестный ход по древним обычаям совершали вокруг храма против солнца, согласно

новинам Никона его должны были совершать посолонь (в обратную сторону).

4. Раньше службу проводили над семью просфорами, теперь стали над пятью.

5. Изменена была форма предалтарной преграды в храмах.

6. Раньше почитались только 6-ти и 8-ми конечные кресты, а Никон велел почитать и 4-х

конечные, которые ранее считались чисто католической символикой.

Нельзя сказать, что произошло качественное изменение обрядов, новины касались в основном частностей, тем не менее, для паствы древние обряды были символом истинного

благочестия. А любое, даже незначительное их изменение, казалось страшны кощунством.

Поэтому, значительная часть верующих не приняла Никоновых новин, ушла в раскол. Основную часть раскольников составляли крепостные крестьяне. Для них Никоновы новины прочно ассоциировались с государственными нововведениями, такими же, как недавно окончательно установленное крепостное право, а древние обряды воспринимались ими как символ свободы.

Однако к раскольникам примкнуло и часть консервативно настроенной аристократии, например, княгиня Урусова и боярыня Морозова открыто проповедовали взгляды раскольников в Москве, за это они были осуждены и сосланы в Сибирь. Моральным вождем раскольников стал протопоп Аввакум. Большинство эпизодов из его жизни известно из «Жития протопопа Аввакума», написанным им самим. После того как Аввакум не принял Никоновых новин, он с семьей был сослан в Сибирь. По пути в ссылку дети Аввакума умерли. Сам протопоп был вынужден принять участие в одной из землепроходческих экспедиций на Дальний Восток, где к нему относились без должного почтения. После отставки Никона в 1666 году Аввакума вернули из ссылки и предложили стать исповедником царя, при условии, что он примет новины. Аввакум гордо отказался: «Умру за аз единый!» Его заключили в земляную тюрьму в городе Пустозерск. В этой тюрьме Аввакум провел 11 лет. А уже после смерти Алексея Михайловича был сожжен на костре (огнеопальный протопоп) вместе со своими соратниками дьяконом Федором и иноком Епифанием.

Основные направления в старообрядчестве.

Несмотря на гонения, многие верующие не приняли новин. Обряды казались им признаками «истинного благочестия».

1. Безпоповцы.

Среди раскольников практически не было представителей высшего духовенства. Единственным раскольником был Коломенский архиепископ Амвросий, но он был очень пожилым человеком и вскоре умер. Некому стало рукополагать новых священников, поэтому среди части раскольников их не было.

2. Последователи попа Капитана.

Считали Никониан служителями антихриста, поэтому единственным вариантом спасения для них было принятие огненного крещения, т.е. они запирались в церквях и сжигали себя (устраивали гари, в результате которых погибшие возносились, по представлениям раскольников прямо на небо).

Дело патриарха Никона.

Со временем «собинный друг» царя проявлял все большую независимость. Он считал Соборное Уложение проклятой книгой, т.к. согласно Уложению все церковные земли изымались из ведения духовенства и переходили в ведение монастырского приказа. Отношения патриарха с царем становились более прохладными. Патриарх требовал, чтобы его называли «Великим государем всея Руси». Такой титул имел до Никона только патриарх Филарет, да и то потому, что был отцом правящего монарха. Алексей Михайлович противился этому, а в середине 60-х годов возник открытый конфликт. По мнению Никона, царский окольничий боярин Хитрово вел себя неподобающим образом во время службы. Никон сделал ему замечание, но боярин продолжал вести себя вызывающе. Патриарх потребовал выдать ему боярина головой, Алексей Михайлович отказался. Никон обиделся и уехал в незадолго до этого основанный им Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Никон рассчитывал, что его позовут обратно, но Алексей Михайлович не стал этого делать. В 1666 году царь пригласил в Москву других вселенских патриархов, они отрешили Никона от сана патриарха. Он стал простым монахом, был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где вскоре умер от цинги.

Однако, Никоновы новины были оставлены в силе, а гонения на старообрядцев лишь усилились.

Вставить внешнюю политику!

Личность царя Алексея Михайловича.

В современной ему научной литературе А.Михайлович получил прозвище Тишайший.Это прозвище не означало (как это считалось долгие годы), что А.Михайлович отличалсяособой кротостью нрава, напротив, во многих вопросах он проявлял заметную твердостьхарактера, например, в деле патриарха Никона или при подавлении Медного бунта. Прозвище объясняется особенностями времени, в которое правил второй представитель рода Романовых.ХУП век вошел в историю России под названием Бунташный. Смута и бунт в народномсознании противопоставлялись порядку и тишине. Главным оплотом тишины был именно царь.

Василий Осипович Ключевский говорил про А.Михайловича, что одной ногой он уже вступил в новое время, а другой еще прочно держался за праотеческую старину. В данном случае великий русский историк тоже верно подметил особенности российского. ХУП столетия. С одной стороны в Европе это была эпоха реконструкции и отголоски реконструкции не могли не сказаться в России.

Культура ХУП столетия

1 . При Алексее Михайловиче по просьбе его второй жены Н.К.Нарышкиной на Красной площади была открыта театральная хоромина. Православная церковь даже в Х1Х векеотносилась к театру и актерам резко отрицательно.(Актеров – лицедеев, даже запрещали хоронить на православных кладбищах) Первую пьесу поставил в Москве набиблейский сюжет протестантский пастор Глюк. Пьеса называлась «Артаксерсоводейство».С точки зрения русской церкви это было вопиющее кощунство.

2. В Москве появлялось все больше иноземцев. На северо-востоке Москвы, на берегуреки Яузы появилась немецкая слобода, где жили иноземцы со всей Европы.Ныне там находится район Лефортово.

В Культуре проявлялись те же тенденции, что и в общественной жизни. С одной стороны явно было заметно новаторство, а с другой стороны продолжали существовать древнерусские, православные традиции.

Литература.

ЖИТИЕ протопопа АВВАКУМА.

С одной стороны жанр жития типичен для древнерусской литературы, большинство канонов, присущих этому жанру, соблюдал и Аввакум Петров, но впервые житие писал сам его главный герой. Аввакум, при всём его консерватизме, был типичным представителем Нового времени, для него мир был гомоцентричным (человек мера всех вещей), для средневекового человека такие взаимоотношения с миром были невозможны, противоречивость позиций Аввакума заключается в том, что он активный человек нового времени, свято верил в древние традиции и отстаивал их всю жизнь.

Архитектура.

В первой половине ХУП века новаторство в строительстве было невелико. В храмовомзодчестве по-прежнему доминировал шатровый стиль.

Главным шедевром шатрового зодчества ХУП века являлась Дивная церковь Богородицы в Угличе. Она белокаменная, но в отличие от предыдущего периода, два шатра церкви не являются его куполами и венчают звонницу церкви. Здание небольшое, в начале XVII века из- за Смуты в стране не было средств на масштабные строительства.

Во второй половине XVII века строительство приобрело более масштабный характер. В50-60е годы сложился ансамбль Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. Он был построен по приказу патриарха Никона. Никон боролся за укрепление позиций церкви. Для этого под Москвой был воссоздан монастырь гроба Господня в Иерусалиме, что символизировало полнуюавтокефальность Русской церкви. Купол Воскресенского собора по аналогии с храмом Гроба Господня имеет своеобразную пирамидальную форму, диаметр купола превышает 20 метров, дополнительных опор кроме стен не имеет. В ЗО-ые годы ХХ века собор был взорван большевиками, купол обрушился. Начиная с 80-х годов ХХ века, монастырь был передан церкви, предпринимались попытки реставрации купола, трижды эти попытки были неудачными‚ лишь в начале 9О-х годов был смонтирован купол, венчающий собор ныне. Своеобразие собора заключается:

1) в наличии в западной части храма полукруглой ротонды, где в иерусалимском храме и располагался гроб Спасителя.

2) алтарь собора напоминает католические храмы (алтарь можно обойти вокруг).

З) с восточной стороны храма находится подземная Константино-Елененская церковь.Она символизирует иерусалимскуюкувуклию, подземное помещение, где был сразу после распятья похоронен Спаситель.

Нарышкинское (Московское) барокко.

Барокко - это один из стилей европейского искусства XVII - XVIII вв. Термин Нарышкинское барокко чисто исторический, свое название получил по первому храму построенному в этом стиле, это церковь Покрова в деревне Фили (близь Москвы), в усадьбе дяди Петра 1 - Льва Кирилловича Нарышкина. Ученые ХХ века по аналогии с нею относят к данному стилю и другие похожие церкви. Это, например, церковь Николы в Хамовниках и Всех Святых в Тропореве. Для Нарышкинского барокко характерно: двухцветность (церковь из красного кирпича, облицованна белыми наличниками); множество декоративных деталей; сложная планировка здания (оно имеет несколько объемов восьмерик на четверике).

Живопись.

Иконопись постепенно эволюционировала. Артель Симона Ушакова и Гурия Никитинапытались изображать на икоиах предметы «как в жизни есть» (реалистично). Впервые появился жанр светской живописи - порсуна (уже не икона, но еще не портрет). Первые порсуны изображали Федора Ивановича, Михаила Скопина-Шуйского. К концу ХУП века порсуны стали еще более реалистичными, например, порсуны Льва Кирилловича Нарышкина и молодого царя ПетраI реалистично отображают их облик.

Михаил Федерович Романов (1613-1645)

Первые годы правления он проводил осторожную политику. Сначала зависел от своей матери и родственников матери - бояре Стрешневы. А с 1618 года его отец - патриарх Всея Руси Филарет Романов. Не мог до этого, так как находился в польском плену. Филарет именовался Веоикий государь Патриарх Руси. В первые годы правления часто собирали Земские соборы. Здесь принимались самые важнейшие решения.

Внутренняя политика.

Пятая деньга.

Это единовременный чрезвычайный налог. Был собран со всех городов, кроме Нижнего Новгорода и Ярославля.

Писцовая книга -что-то тип прописки, где было прописано, кто и где живет.

Внешняя политика.

Смоленская война. В 1633 истек срок Диулинского перемирия. Россия попыталась вернуть Смоленск. Русская армия с боярином Шеином осадила Смоленск. Владислав (король Речи Посполитой) быстро среагировал. Русские были осаждени поляками, Шеин был вынужден сдаться. Он сдался без чести (знамен). Владислав не стал русским королем, он признал Михаила Романова царем.

Азовское сидение.

Азов - это крепость, которая находила у впадения Дона в Азовское море. Крепость прнадлежала Османской империи (Турции). В 1637 Азов был захвачен казаками. Турки пытались вернуть крепость. Два года подряд организовывали экспедиции на возвращение Азова. Гарнизон Азова насчитывал 8000 человек.

Казаки хотели взять Азов под свою руку. В 1639 году казаки были вынуждены оставить полностью разрушенную крепость.

Алексей Михайлович Романов (1645-1672)

В истории получил прозвище Тишайший. В 18-19 веке это прозвище пытались объяснить характером царя. Истинный образ не подходил прозвищу. Тишайший-официальный титул царя. При нем быломного бунтов, а царь олицетворял тишину и покой. При нем была эпоха абсолютизма.

Соборное уложение.

Соборное уложение 1649 года - уложение царя. Уложение - свод законов в 16-17 веках. 109 метров.

Первая глава: Как лучше государево здоровье оберегати? Преступлением сяиталосьнетолько покушение на царя, но и умысел. И недонисение.

Пятая глава: окончательное установление в России крепостного права. Все жителы сыскивались и возвращались по месту жительства. Срок сыска стал бессрочным. Крепостное право аспространялось и на жителей посада.

Внешняя политика Алексея Михайловича:

Войны с Речью Посполитой. Воссоединение Украины с Россией.

Украина была частью Речи Посполитой. Причем большинство населения исповедовало провославие. Они находились под тройным гнетом: национальном, религиозным и феодальным. Во главе патриотического движения встал мелкий провославный шляхтич (дворянин) Богдан Хмельницкий. Он обратился за помощью к русскому царю. Решение об это в 1653 году прнялаПереславская рада. Россия удовлетворила просьбу Украины и объявила о включении оной в состав Российскогогтсударства. Это вызвало длительные войны с Речью Посполитой. В результате к России отошла не вся Украина, а только её восточная (левобережная) часть.

ОрдынНащекин.

Глава посольского приказа. Вёл многочисленные переговоры.

Народное движение.

Семнадцатое столетие - Бенташный век. В связы с созданием абсолютийской монархии, окончательным закрепощением крестьян проходило множество бунтов.

1) Соляной бунт.

Соль в 17 веке была важнейшим продуктом питания. Государство имело монопольное право на торговлю солью. Денег в казне хронически не хватало. Руковолство страны в лице боярина Морозова. Алексей Михалович женился на Милославской, а морозов на её сестре. Боярыня Морозова решила ввести косвенный налог (повышение цены на товар в условиях монополии государства на его производство). В Москве вспыхнул бунт. Участники убили дька Приказа большого прихода - Траханиота. Толпа хотела убить боярина Морозова. Но Алексей Михайлович просил не убивать его любимца. Морозов был сослан, но цены на чоль не понизились.

2) Городские восстания.

Прошли после прнятия соборного улодения, в основном на севере страны -Новгороде, Вятке, Устюге, Пскове. На севере ещё помнили о вечевых традициях.

3) Медный бунт

Деньги на Руси делали из серебра, поэтому они являлись обеспеченными. Но к середине 17 века казна была пуста. Государство приняло решение о чеканке медной монеты. Причем все выплаты государство осуществляло медью, а налоги собирало только серебром. В Москве начался бунт. Часть бунтовщиков пошла громить дворцы знати, а часть отправилась в Коломенское к царю. Там они "поносными словами на царя орали и загрудки его хватали". Царь пообещал всё исполнить. Они ушли, но по поти встретили новую толпу и вновь двинулись в Коломенское. За это время царь позвал в Коломенское стрельцов. Толпа была оттеснена к высокому берегу Москва-реки и упала в реку. Участники бунта были сосланы. Но медные деньги всё же отменили.

4) Война под руководством степана Разина.

Население Дона делилось на две больших группы.

Домовитые казаки - давно жили на Дону и имели огромные табуны скота и рыбные ловли.

Голутвенные казаки - бывшие крепостные, бежавшие на Дон от помещиков.

Привилегии казаков сокращались. Домовитый казак из стоницыЗимовейская. Степан Разин собрал вокруг себя отряд голытьбы и организовал поход за зипунами. Отряд Разина перешел с Дона на Волгу и ограбил караван, в котором шли струги, принадлежавшие самому царю, Алексею Михайловичу, патриарху Никону и богатейшему московскому купцу, гостю (торговцы) Василий Шорин. Затем высли в Карспийское море и на берега Персии начали грабить. Занимались этим больше года, была там и награблена княжна. Персы собрали большое войско и Разин был вынужден отступить. Он вернулся на Дон. Но отряд распущен не был. Был остроен город Кагальник, где сидели войска.

В 1671 году начался новый поход Разина. Вновь он перешел на Волгу. Разин начал рассылать "прелестные письма". В них он псал, что народ обманывают бояре, что он идкт на Москву, чтобы стать близжайшим советником царя. В караване разина плыли струги с черным парусом, на котором якобы плыл опальный патриарх Никон, и с красным парусом, на котором якобы плал сын царя Алексея Михайловича. Разин взял Царицын (Волгоград), Астрахов и Саратов. Во всех взятых городах разинцы устраивали дестокую расправу над администрацией. Под Симбирском (Ульянск) Азин потерпел поражение и бежал на Дон. Аристовывать Разина пршел его крестный отец, Карнила Яковлев. Разина в клетке пррвезли по все России. Затем его казнили на Болотной площади, и его брата Фролла.

Церковный раскол.

В конце сороковых годов в Москве вокруг царя Алексея Михайловича возник кружок Ревнителей благочестия. В него входили царь, дьяк посольского приказа СтифанВонифатьев,боярин Хитрово, новоспасскийархимандрид Никон, протопоп Аввакум Петров.

Протопоп - белое духовенство, главный поп.

Члены кружка обсуждали проблемы, стоящие перед русской церквью.

Мнение членов кружка, по поводу исправления книг, расходились. Никон считал, что образцом для исправления церковных книг должны служить греческие книги.в это время шло воссоединение Украины и России, а там уже использовали греческие. Было решено использовать их. Аввакум считал, что основой для книг должны стать древнерусские или хартийные списки. Никон вскоре стал метрополитом новгородским. А в 1653 году Никон приказал исправлять книги по греческим образцам. Это исправление привело к существенному обрядов - Никоновы навины. До реформы Никона крещение осуществлялось двумя перстами. Ни один из обрядов не был более древним, но никонеане обмакивались кукишом.

Изменилось написание "Исус" на "Иисус".

Раньше Богородицу называли "девицей", а теперь стали "девой".

Раньше в символе веры писали "рожден, а не сотворен", а стали писать без "а".

Изменился порядок проведения крестного хода. Раньше против солнца, а теперь по солнцу.

Раньше служба проводилась над пятью просфорами, а теперь над семью.

Раньше провославные почитали 6 и 8 конечный креста.

Для верующих обряды казались покащателем истинного благочестия, а малейшее отступление - кащенством. Поэтому многие не приняли навин, ушли в раскол. Главной опорой раскольников были социальные низы.Раскольниками стали бояпыня Морозова и княгиня Урусова.

Молодость Никона и Аввакума.

Будущего патриарха звали Никита Минин. Родился в мордовской семье под Нижним. Никита женился, но дети умерли от ветряной оспы.

По делам братии Никон поехал в Москву, там встретил цара Алексея Михайловича и сумел стать его "сабинным другом". Царь был поражен красноречием Никона и его голосом.

Аввакум Петров. Родился в деревне под Нижним Новгородом. Отец Аввакума быльсвященником, но был "привержен пития хмельного". Мать Аввакума отличалась фанатичной набожностью. Аввакум стал священником и прославился своей принципиальностью. Аввакум стал идейным вождем раскола. И был сослан в Сибирь. По пути в сибирь все дети умерли. Позднее в сибири умерла жена Аввакума. Сам он 11 лет был священником в казачей экспедиции Поякова. В 1666 году Никон попал в опалу. Тогда Алексей Михайлович распорядился вернуть из ссылки аввакума. Ему предложили стать исповедником царя, при условии, что он отречется от раскола. В ответ он сказал "Умру за ас единый". Тогда аввакум был заключен в землянную тюрьму в Пустозерске. В тёрьме он проел 9 лет, там он напсал "Житие Аввакума". После этого Аввакум был сожжен вместе со сторонниками иноком Епифанием и дьяконом Федором. Аввакум Огнеопальный.

Направление в расколе.

1) Беспоповцы. Для поставления священника нужен епископ. Большинство высших иерархов приняли реформу Никона таким образом во многих раскольничьих общинах священников не было - беспоповцы.

Капитовцы

Поп Капитон считал никониан посланниками сатаны. Полагал, что спастись верующий может только благодаря огненному крещению.

Значительная часть старообрядства выражала соц.протест в виде раскола.

Соловецкое сидение.

Соловецкий монастырь. Соловей на Белом море. Соловецкие монахи не приняли Никовых новин. Правительство пыталась насильно заставить принять их. Кремль в Соловье является практически неприступным. Поэтому монахи продержались 6 лет.

Дело патриарха Никона.

Со временем Никон отерял чувство реальности. Он требовал, чтоб его называлиВеликим государем, а соборное уложение называл Проклятой книгой, тмкак там содержались нормы, которые отбирали у монастырей земли. Окончательный разрыв с царем наступил в 1666. Никон заявил, что он уходит с патриаршей кафедры. Он уехал в выстроенный незадолго Новоирусалимский Воскресенский монастырь. И жил там. Алексей Михайлович вызвал вселенских патриархов, и они отрешили Никона от сана. После этого Никон был сослан в Кирилло-Белоозерский монастырь, где умер от цинги. Но его новшества остались.

Ккльтура стала преобретать светский характер. Начала преобретать светский характер.

Изобразительное искусство.

Симон Нушаков

Руководитель артелии иконописцев. Впервые начал писать реалистичные иконы.

Портретирование. На иконе не изображался человек, а с 17 века это переход от иконы к портрету. Портрет Скупина-Шуйского одна из первых парсун.

Архитектура.

Церкви преобретают всё более декоротивный характер. Нарышкинскоеборокко (Церковь Покрова в Филях)

Новоирусалиский монастырь. Построен под Москвой по приказу Никона. Это точная копия монастыря Гроба Господня в Святой земле. Монастырь на берегах Истры (Иордан по Никону). Церковь под землей - кувуклия.

После второй женитьбы Алексея Михайловича на Нарышкиной. Для развлечения молодой царицы в Москве на Красной площади была построена театральная хоромина. Была поставлена пьеса пастера Глюка на библейский мотив "Аритаксейсево действо".

Деревянный дворец Алейксея Михайловича.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23

Обеспокоенность «нестроениями» в церковной жизни возросла во второй половине 40 - начале 50-х годов. Это нашло выражение в деятельности московского кружка ревните­лей благочестия (или «боголюбцев») и в требованиях отдельных светских феодалов, участни­ков земского собора 1648-1649 гг. В кружок ревнителей благочестия входили как ду­ховные, так и светские лица. Его главой был протопоп кремлевского Благовещенского собора и духовный отец царя Стефан Вонифатьев. В кружок входили царь Алексей Ми­хайлович, любимец царя его постельничий Ф. М. Рти­щев, сестра постельничего А. М. Ртищева, архимандрит Новоспасского монастыря Никон (позже - митрополит и патриарх), дьякон Благовещенского собора Федор Иванов, провинциальные ревнители благочестия: священники Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Лонгин и другие. Начинания кружка поддерживали и другие светские и духовные лица, в числе которых был воспитатель царя боярин Б. И. Моро­зов.

Члены кружка добивались устранения прямых на­рушений богослужебного чина, в частности «многогласия», усиления «учительного» элемента за счет введения проповедей, поучений и издания религиоз­ной литературы для чтения, устранения разночтений и разногласия в церковных чинах, повышения нравствен­ного уровня духовенства, в том числе и носителей церковной власти.

В 1648 г. Никон стал митрополитом новгородским и псковским. Тогда же Стефан Вонифатьев добился перевода Ивана Неронова из Нижнего Новгорода в Москву и назначения его протопопом Казанского собора, а несколько позже состоялись назначения протопопами других ревнителей благочестия: Аввакума Петрова - в Юрьевец-Поволжский, Даниила - в Кострому, Лазаря - в Романов и Лонгина - в Муром. Однако эти начинания не привели к желаемым результатам. У новых протопопов, которые ввели «единогласие» и дополнили службы проповедями и поучениями, не оказалось последователей среди приход­ского духовенства. Нетерпеливый и решительный протопоп Аввакум Петров пытался поднять благочестие священников и верующих Юрьевца-Поволжского прину­дительными мерами, но это кончилось возмущением на­селения и избиением протопопа.

Среди членов кружка не было единства в оценке рас­хождений в богословской системе и церковно-обрядовой практике, существовавших между русской и греческой церквами. По этому вопросу возникли две точки зрения, и кружок разделился на две группы.

Одну группу составили провинциальные ревнители благочестия - протопопы Иван Неронов, Аввакум Пет­ров, Даниил, Лазарь и Лонгин, а также дьякон Благове­щенского собора Федор Иванов. Их сторонником был первоначально и Никон. Они придерживались традици­онного для русского духовенства взгляда, который утвердился в XVI в. Его сторонники считали, что отличие чина богослужения и об­рядов греческой церкви от русских является показателем утраты греками истинной православной веры, что было, по их мнению, следствием завоевания Византии турками, подчи­нения греков «безбожным» завоевателям и сношений греческой церкви с «латинской» («еретической») рим­ской церковью. Они считали также, что вследствие реформы Петра Могилы (киевский митрополит с 1632 по 1647 г.) истинную веру утратила и украинская церковь.


Вторую группу составили царь Алексей Михайлович, Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев и другие столичные члены кружка. Позже к ним присоединился Никон. Они отказались (в известной мере - по политическим мотивам) от традиционной оценки греческой церкви, как уклонившейся от истинной веры. Новую ее оценку они выразили в «Книге о вере», изданной в 1648 г. по инициативе Стефана Вонифатьева, в частности в положении о том, что и в «нынешнее время в нево­ле турецкой християне веру православную целу соблю­дают, .да заградятся всякая уста глаголющих неправду.на смиренных греков». Эта группа ревнителей благочестия считала необходимым устранить расхождения в богословской системе и церковно-обрядовой практике между церквами на основе греческого образца. Это предложение получило поддержку узкого, но влиятельного круга духовных и светских лиц в России, в том числе патриарха Иосифа, и церковных иерархов Украины. Не дожидаясь решения вопроса о путях проведения унификации богословской системы и церковно-обрядовой практики, которое надлежало принять церковному собору, царь и другие столичные ревнители благочестия осуществили некоторые меры, положившие начало исправлению русских богослужебных книг по греческим образцам. Так, из Киева были приглашены в Москву ученые монахи, хорошо знавшие греческий язык, для исправления книг. Приехали в Москву в 1649 г. Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский, а в 1650 г. - Дамаскин Птицкий.

Наибольшее недовольство патриарха Иосифа вызвало самочинное введение ревнителями благочестия «единогла­сия» в ряде соборов и приходских храмов и их вмеша­тельство (благодаря принадлежности к кружку царя Алексея) в назначения архиереев, архимандритов и про­топопов. Чтобы положить конец этому вмешательству, патри­арх Иосиф на церковном соборе 11 февраля 1649 г., соз­ванном по распоряжению царя, использовал слабость позиции ревнителей благочестия в вопросе о «единогла­сии». Ревнители благочестия, настаивая на «единогла­сии», не предусматривали сокращения богослужебного текста, поэтому службы становились настолько продол­жительными, что многие верующие не выстаивали их до конца. Таким образом, верующие лишались установлен­ной для них «духовной пищи». Пропуск же службы или досрочный уход с нее считались большим грехом. Поэтому при рассмотрении 11 февраля 1649 г. по инициативе царя предложения ревнителей благочестия о введении в приходских церквах «едино­гласия» патриарх и архиереи отвергли предложение о введении «единогласия».

Царь Алексей Михайлович был недоволен решением церковного собора и поведением патриарха. Он не утвердил этого решения, но и не мог отменить его своей властью. В итоге царь потребовал передать вопрос о «единогласии» на рассмотрение константинопольского патриарха. Переписка заняла два года. В ответ на по­слание Иосифа, константинопольский патриарх, угождая по спорному воп­росу царю, писал, что «единогласие» и в приходских церквах «не только подобает, но и непременно должно быть». В связи с этим в 1651 г. был созван новый церковный собор. Он отменил решение предыдущего собора и постановил «пети во святых божиих церквах, .псалмы и псалтирь говорить в один голос, тихо и неспешно». Па­триарх и его сторонники выразили свое недовольство вмешательством светской власти в церковно-обрядовые дела. Это было осу­ждение намерений царя и близких к нему ревнителей благочестия самим осуществить церковную реформу

Победа осталась на стороне Вонифатьева, и руководительство церковной жизнью почтивсецело перешло к кружку. Причиной явился приезд в Москву 1649 иерусалимского патр. Паисия, резкокритиковавшего московские порядки. Никон, Вонифатьев и Ртищев начали все более и более склоняться кисправлению церковного быта в духе приезжих киевских и греческих учителей. Когда в 1652 умер Иосиф,члены кружка выставили кандидатом на его место Вонифатьева. Тем не менее царь пожелал видетьпатриархом Никона, и кружок с Вонифатьевым во главе подал челобитную за Никона. Книжная «справа»окончательно разделила друзей. Кружок распался.

Обеспокоенность «нестроениями» в церковной жизни возросла во второй половине 40 - начале 50-х годов. Это нашло выражение в деятельности московского кружка ревнителей благочестия (или «боголюбцев») и в требованиях отдельных светских феодалов, участников земского собора 1648--1649 гг. В кружок ревнителей благочестия входили как духовные, так и светские лица. Его главой был протопоп кремлевского Благовещенского собора и духовный отец царя Стефан Вонифатьев. В кружок входили царь Алексей Михайлович, любимец царя его постельничий Ф.М. Ртищев, сестра постельничего А.М. Ртищева, архимандрит Новоспасского монастыря Никон (позже - митрополит и патриарх), дьякон Благовещенского собора Федор Иванов, провинциальные ревнители благочестия: священники Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и другие. Начинания кружка поддерживали и другие светские и духовные лица, в числе которых был воспитатель царя боярин Б.И. Морозов.

Члены кружка добивались устранения прямых нарушений богослужебного чина, в частности «многогласия», усиления «учительного» элемента за счет введения проповедей, поучений и издания религиозной литературы для чтения, устранения разночтений и разногласия в церковных чинах, повышения нравственного уровня духовенства, в том числе и носителей церковной власти.

В 1648 г. Никон стал митрополитом новгородским и псковским. Тогда же Стефан Вонифатьев добился перевода Ивана Неронова из Нижнего Новгорода в Москву и назначения его протопопом Казанского собора, а несколько позже состоялись назначения протопопами других ревнителей благочестия: Аввакума Петрова - в Юрьевец-Поволжский, Даниила - в Кострому, Лазаря - в Романов и Логгина - в Муром. Однако эти начинания не привели к желаемым результатам. У новых протопопов, которые ввели «единогласие» и дополнили службы проповедями и поучениями, не оказалось последователей среди приходского духовенства. Нетерпеливый и решительный протопоп Аввакум Петров пытался поднять благочестие священников и верующих Юрьевца-Поволжского принудительными мерами, но это кончилось возмущением населения и избиением протопопа.

Среди членов кружка не было единства в оценке расхождений в богословской системе и церковно-обрядовой практике, существовавших между русской и греческой церквами. По этому вопросу возникли две точки зрения, и кружок разделился на две группы.

Одну группу составили провинциальные ревнители благочестия - протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь и Логгин, а также дьякон Благовещенского собора Федор Иванов. Их сторонником был первоначально и Никон. Они придерживались традиционного для русского духовенства взгляда, который утвердился в XVI в. Его сторонники считали, что отличие чина богослужения и обрядов греческой церкви от русских является показателем утраты греками истинной православной веры, что было, по их мнению, следствием завоевания Византии турками, подчинения греков «безбожным» завоевателям и сношений греческой церкви с «латинской» («еретической») римской церковью. Они считали также, что вследствие реформы Петра Могилы (киевский митрополит с 1632 по 1647 г.) истинную веру утратила и украинская церковь.

Вторую группу составили царь Алексей Михайлович, Стефан Вонифатьев, Ф.М. Ртищев и другие столичные члены кружка. Позже к ним присоединился Никон. Они отказались (в известной мере - по политическим мотивам) от традиционной оценки греческой церкви, как уклонившейся от истинной веры. Новую ее оценку они выразили в «Книге о вере», изданной в 1648 г. по инициативе Стефана Вонифатьева, в частности в положении о том, что и в «нынешнее время в неволе турецкой християне веру православную целу соблюдают, ...да заградятся всякая уста глаголющих неправду...на смиренных греков». Эта группа ревнителей благочестия считала необходимым устранить расхождения в богословской системе и церковно-обрядовой практике между церквами на основе греческого образца. Это предложение получило поддержку узкого, но влиятельного круга духовных и светских лиц в России, в том числе патриарха Иосифа, и церковных иерархов Украины. Не дожидаясь решения вопроса о путях проведения унификации богословской системы и церковно-обрядовой практики, которое надлежало принять церковному собору, царь и другие столичные ревнители благочестия осуществили некоторые меры, положившие начало исправлению русских богослужебных книг по греческим образцам. Так, из Киева были приглашены в Москву ученые монахи, хорошо знавшие греческий язык, для исправления книг. Приехали в Москву в 1649 г. Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский, а в 1650 г. - Дамаскин Птицкий.

Наибольшее недовольство патриарха Иосифа вызвало самочинное введение ревнителями благочестия «единогласия» в ряде соборов и приходских храмов и их вмешательство (благодаря принадлежности к кружку царя Алексея) в назначения архиереев, архимандритов и протопопов. Чтобы положить конец этому вмешательству, патриарх Иосиф на церковном соборе 11 февраля 1649 г., созванном по распоряжению царя, использовал слабость позиции ревнителей благочестия в вопросе о «единогласии». Ревнители благочестия, настаивая на «единогласии», не предусматривали сокращения богослужебного текста, поэтому службы становились настолько продолжительными, что многие верующие не выстаивали их до конца. Таким образом, верующие лишались установленной для них «духовной пищи». Пропуск же службы или досрочный уход с нее считались большим грехом. Поэтому при рассмотрении 11 февраля 1649 г. по инициативе царя предложения ревнителей благочестия о введении в приходских церквах «единогласия» патриарх и архиереи отвергли предложение о введении «единогласия».

Царь Алексей Михайлович был недоволен решением церковного собора и поведением патриарха. Он не утвердил этого решения, но и не мог отменить его своей властью. В итоге царь потребовал передать вопрос о «единогласии» на рассмотрение константинопольского патриарха. Переписка заняла два года. В ответ на послание Иосифа, константинопольский патриарх, угождая по спорному вопросу царю, писал, что «единогласие» и в приходских церквах «не только подобает, но и непременно должно быть». В связи с этим в 1651 г. был созван новый церковный собор. Он отменил решение предыдущего собора и постановил «пети во святых божиих церквах, ...псалмы и псалтирь говорить в один голос, тихо и неспешно». Патриарх и его сторонники выразили свое недовольство вмешательством светской власти в церковно-обрядовые дела. Это было осуждение намерений царя и близких к нему ревнителей благочестия самим осуществить церковную реформу.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»