Женский монастырь во имя прп. Алексия человека Божия. Золотухино. Алексеевский женский монастырь

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Г осподу было угодно, чтобы женский монастырь во имя святого преподобного Алексия Человека Божия был создан в месте, где никогда, даже в дореволюционные времена, не было не только православной обители, но и приходского храма. Таким местом был и еще десять лет назад оставался поселок Золотухино Курской области...

В 1997 г. архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий узнал о том, что руководитель агропромышленного предприятия «Содружество» ищет покупателя на земельный участок с расположенными на нем жилыми и хозяйственными постройками. Участок находился в центре Золотухино, однако дорога, к нему ведущая, твердого покрытия не имела, здания же, на нем расположенные, стремительно ветшали. Заручившись поддержкой администрации Курской области, летом того же, 1997 г., Владыка Ювеналий обратился к директору АО «Содружество» с предложением приобрести землю, изначально имея намерение создать на ней монашескую обитель.

Когда переговоры были в самом разгаре, и наметилась лишь перспектива их благоприятного завершения, архиепископ Ювеналий приехал на хозяйственный двор Коренной пустыни, собрал небольшую общину подвизавшихся там монахинь и послушниц и предложил желающим переселиться во вновь создаваемый монастырь. При этом Владыка не скрывал тех трудностей, что ожидали сестер, которые приняли бы его предложения. На хоздворе они проживали в добротно отстроенном, теплом келейном корпусе, молились в просторном домовом храме во имя преподобного Серафима Саровского... В Золотухино же не было ничего, кроме ветхих сооружений, требующих срочного ремонта! Тем не менее четверо сестер разного возраста и различного духовного опыта сразу согласились на переезд в несуществующий еще монастырь.

Участок был передан Курской епархии 11 сентября 1997 г. - в день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи.

Еще до официальной регистрации монастырской общины в обители начались богослужения в наиболее подходящем для этих целей здании «клуба-столовой».

На заседании 9 апреля 1998 г Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел ходатайство Преосвященного Ювеналия об открытии монастыря и принял следующее постановление: «Благословить открытие в п. Золотухино Курской области женского монастыря во имя прп. Алексия, человека Божия». На заседании 17 июля того же 1998 г. Священный Синод утвердил монахиню Ангелину (Петренко) настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности.

Первый список насельниц монастыря состоял всего из шести имен: три монахини, включая настоятельницу, и три послушницы. Однако через год список значительно расширился: в обители проживали монахини Ангелина (Петренко), Феодосия (Чашко), инокини Мария (Алешина), Вероника (Юнацкая), Павла (Мирошникова), Христина (Бабурина), Екатерина (Гончаренко) и послушницы Татьяна Воробьева, Надежда Дерлеменко, Людмила Логвиненко, Лидия Остапченко.

В 1999 г. в помощь отцам Кириллу и Мефодию для прохождения послушания в обитель был направлен иеродиакон Михей (Гореславец).

В ноябре 2002 г. митрополит Ювеналий обратился к настоятелю храма Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами в Москве, с просьбой о выделении частицы мощей св. Алексия. Просьба не осталась безответной, и 2 января 2003 г., в день памяти св. праведного Иоанна Кронштадтского, исполняющий обязанности настоятеля Вознесенского храма иерей Константин Татаринцев подписал письмо следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство! Приход и клир Храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами передает женскому монастырю во имя прп. Алексия Человека Божия п. Золотухино Курской области частицу святых мощей прп. Алексия Человека Божия и просит Ваших святых молитв о приходе и прихожанах нашего Храма».

Так золотухинский монастырь обрел свою первую святыню. Ковчежец со св. мощами был помещен в киот иконы угодника Божия Алексия, которая постоянно пребывает на аналое, посередине храма.

Число насельниц монастыря в отдельные годы достигало 19 человек, но кто-то скончался, кто-то, не выдержав нелегких условий жизни, отъехал в иные обители. Жизнь монастырская оставалась скудной, отсутствие средств не позволяло вести необходимые ремонтно-восстановительные работы... Такая ситуация сохранялась до 2004 г., когда Священный Синод удовлетворил прошение митрополита Ювеналия об увольнении его на покой, и у него появилась возможность уделять созданной им обители гораздо больше времени.

25 мая 2005 г. он в очередной раз приехал в Золотухино с тем, чтобы определиться относительно дальнейших планов по обустройству обители. Средств не было, но были люди, готовые помочь трудом рук своих: в числе первых - студенты и преподаватели Курского филиала Орловского юридического университета МВД России, учащиеся профтехучилища № 9 г. Курска, прихожане курских храмов, которые неоднократно приезжали в монастырь, помогая в работах на огородах, скотном дворе и в обустройстве территории.

Весь 2005 г. ушел на восстановление келейного корпуса: вместо ветхих оконных переплетов были вставлены пластиковые стеклопакеты, отделан холл, келии, оборудованы санузлы и душевые комнаты, наружная отделка скрыла унылую кирпичную кладку.

Вскоре появились первые благотворители, как курские, так и из других регионов России. В состав Попечительского совета по обустройству монастыря, первое заседание которого состоялось 19 августа 2006 г., вошли люди известные и уважаемые: Игорь Михайлович Руденя, Евгений Степанович Савченко, Александр Владимирович Дегтярев, исполняющий обязанности казначея. Было вынесено решение о построении нового храма, корпусов и хозяйственных помещений монастыря.

25 сентября 2006 г. по просьбе схимитрополита Ювеналия архиепископ Курский и Рыльский Герман освятил закладной камень в основание нового храма во имя Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в конце октября утвержден генплан застройки монастырской территории, а в декабре утверждено архитектурное решение двух келейных корпусов и храма. В феврале 2007 г. на территорию монастыря въехал первый экскаватор, начались интенсивные строительные работы, так что уже к 30 марта, дню памяти преподобного Алексия, были перекрыты подвальные этажи трех сооружаемых корпусов. К июлю 2007 г. полностью были выведены стены храма, строительство двух корпусов, в одном из которых разместится трапезная и воскресная школа, а в другом - келии насельниц, было завершено, они были покрыты металлочерепицей, началась их внутренняя отделка. Оба корпуса соединяются с храмом крытыми галереями, благодаря чему монахини в любое время года и любую погоду смогут, не выходя на улицу, проходить на богослужение. Активно ведется внутренняя и внешняя отделка храма: завершается золочение куполов (их предполагается установить в первых числах февраля 2008 г.), в канун Рождества 2008 г. алтарные окна были украшены пятью витражами, выполненными художниками из Санкт-Петербурга.


Завершается отделка корпуса, в котором разместятся баня, прачечная и баптистерий, на хозяйственном дворе отстроены коровник и птичник, возведены стены овощехранилища. На хозяйственном дворе монастыря находятся трактор, две пассажирские «газели», автомобиль «волга», грузовой микроавтобус «фольксваген» и грузовой автомобиль УАЗ.

Отделывается паломнический корпус с кельями для монастырских трудников. Здесь же разместятся пекарня и свечной завод. Рядом с храмом завершается строительство настоятельского корпуса. Двор монастыря вымощен тротуарной плиткой, установлены фонари ночного освещения. В канун нового 2008 года, завершилось построении монастырской кирпичной ограды. С западной стороны, напротив храма, сооружены арочные святые врата, увенчанные небольшим золоченым куполом. В 2009 году близ монастыря благоустроен источник и часовня с купальней, освященные во имя новомученика Дамиана, архиепископа Курского.

13 октября 2006 г., в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы из курского Свято-Троицкого монастыря в золотухинскую обитель переехали схиигумения Антония, монахиня Михаила (ныне схимница Мелитина), инокини Таисия и Милица, послушница Ирина. В январе 2007 г. приехала инокиня Агапия. В настоящее время в монастыре проживают 15 насельниц: 1 схиигумения, 1 схимонахиня, 4 инокини, 2 монахини, послушницы.

В марте 2007 г. монахиня Ангелина (Петренко) обратилась к управляющему епархией с прошением об освобождении ее от должности настоятельницы по состоянию здоровья. 5 марта указом архиепископа Германа исполняющей обязанности настоятельницы монастыря была назначена монахиня Елисавета, а постановлением Священного Синода от 7 ноября 2007 г. она была утверждена в должности настоятельницы. 10 декабря, в день празднования иконе Божией Матери, именуемой «Знамение», архиепископ Герман возложил на матушку Елизавету наперсный крест. Богослужения в монастырском храме совершают иеромонах Роман (Архипов) и иерей Андрей Хлынин.

Женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия, появился на Курской земле в маленьком районном центре Золотухино, можно сказать, как из сказки. На этом месте никогда, даже до революции, не было не только православной обители, но и самого обычного приходского храма. Совсем недавно это был заброшенный земельный участок с административными и хозяйственными постройками, которые когда-то принадлежали местному совхозу.

В 1997 году ныне покойный архиепископ Курский и Рыльский схимитрополит Ювеналий (Тарасов) решил приобрести эту землю, чтобы создать на ней монашескую обитель в честь преподобного Алексия, человека Божия - небесного покровителя его отца Алексея Тарасова, который был расстрелян во время репрессий в 1937 году.

Случилось самое настоящее чудо: за полтора года были построены (приготовьтесь, перечислять буду долго!): храм Рождества Иоанна Предтечи, сестринский корпус с кельями, здание трапезной и воскресной школы, крестильня, настоятельский дом, а также коровник, птичник, гараж и овощехранилище. В 2009 годув двух шагах от монастыря был благоустроен и освящен источник в честь священномученика Дамиана Курского. Рядышком построена часовня и благоустроены удобные купальни.

В преддверии престольного праздника обители - дня памяти Алексия, человека Божия - мы задали несколько вопросов о монастыре и монашеской жизни игумении Елисавете (Семеновой).

Матушка, а вы помните тот день, когда приехали в Золотухино, чтобы остаться там? Как вы переживали этот поворот в монашеском пути?

Это было 23 февраля 2007 года, в канун празднования иконы Божией Матери «Иверская». До этого момента мы с сестрами приезжали сюда, и мне очень понравилось само место. В отличие от Курского Свято-Троицкого монастыря, откуда мы, собственно говоря, и приехали, городского, зажатого многоэтажными домами, здесь мы увидели небольшие деревенские дворы, простор, услышали тишину, людей мало. Я родилась и выросла в Москве и помню, как еще в детстве ощущала эту тяжесть задавленности многоэтажками. Мне было хорошо только в деревне у бабушки. Так что Золотухино сразу пришлось по душе.

Конечно, когда меня привезли сюда уже конкретно для того, чтобы я стала настоятельницей обители, душа моя заволновалась. Переживала предстоящее - по силам ли мне налаживать жизнь монастыря: дела административные, хозяйственные, экономические, строительные, ведь владыка Ювеналий уже начал к тому времени возведение нового монастыря. Но и это не самое главное.

Главное - это ответственность за людей, за сестер, которые пришли в обитель, за тех жителей, которые будут ходить к нам и станут нашей Церковью. Но как сказано в Евангелии: «Не бойся, только веруй!» Утешало и то, что мы отправились в Золотухино вслед за своей духовной наставницей схиигуменией Антонией (Сухих), у которой за плечами был многолетний опыт организации жизни монашеских общин. Царство матушке Небесное, упокоения в селении праведных…

- Матушка, а в каких условиях вы жили? Что здесь уже было?

На тот момент, когда мы приехали, сестры жили в кельях корпуса, который во времена совхоза был зданием администрации, и молились в храме Алексия, человека Божия, в который было переоборудовано здание бывшего клуба-столовой, тоже совхозных. Здесь же была устроена трапезная. Весной, а потом и летом перед сестринским корпусом расцветал сад, радовали свежей зеленью фруктовые деревья, кустарники. Так что, все уже было хорошо и красиво. Ну, а строительная площадка выглядела так, как ей и подобает: строительный материал, мусор и осенью грязь. Но куда от этого денешься?

Можно предположить, что большая стройка, шумная техника и люди по соседству могли мешать размеренной монашеской жизни, где по идее должны царить покой и молитва? …

Я бы не сказала, что это было тяжело. Всю нагрузку на себя взял владыка Ювеналий. Несмотря на всю немощь, которая его одолевала по возрасту, по болезням, он каждый Божий день на своей инвалидной коляске с моторчиком наматывал километр за километром, лично руководя и контролируя ход строительства. Главное, совершался богослужебный круг. Мы налаживали быт и лишь кормили людей, работавших на строительстве. Бригады были небольшие, в пределах 20–30 человек, и приготовить для них трапезу для нас не составляло большого труда. Да и само строительство было завершено в очень короткие сроки. Духовные чада владыки Ювеналия очень любили его и торопились, чтобы владыка, будучи в очень преклонном возрасте, успел пожить в своей обители, помолиться здесь, отдохнуть.

Когда строительство завершалось, как вы осваивали переданное вам богатство? Сестры не ссорились при «разделе имущества» - кто в какой келье будет жить?

Владыка сразу предупредил, что каждая келья будет благословляться матушкой, и сестрам пришлось подчиниться. Нас было не так много на тот момент, приблизительно 15–20, и места хватало всем. Хотя, конечно, по нашей духовной немощи всегда кто-то недоволен. Но эти чисто земные, человеческие переживания - лишний повод для внутренней работы каждого христианина, послушника, инока в том числе.

На взгляд человека обычного, в монастырь приходят люди, которые уже свободны от тех, скажем так, крупных грехов, от которых страдают люди в миру. С какими такими глубинными проблемами борются иноки?

Каких-то особо выраженных грехов, как правило, у послушника, у инока уже нет, но страсти-то остаются! В общежительном монастыре эти запрятанные страсти очень быстро проявляются: вроде бы, вид у человека такой смиренный - юбочка длинная, глаза в пол, и вдруг вырывается наружу раздражительность, гнев. «Мелкие» грехи ведь у инока такие же, как у человека в миру.

Задача инока - внимательно посмотреть на движение этих переживаний, чтобы понять, откуда они начинаются, где поселился корень искушения. Вырвать этот корень можно только тем, что поменять свое отношение к испытанному им чувству, образ мыслей поменять. Только постепенно, по маленькому шажочку инок учится страсти сначала обуздывать, а потом с Божией помощью искоренять. И вот тут как раз монашеская жизнь очень хорошо помогает. Человек уже не обременен какими-то сугубыми внешними заботами и может заниматься своей душой. Но, повторюсь, это очень длительный процесс.

- А из каких «ручейков» монастыри наполняются?

В Сам Господь приводит людей. Если говорить о нашей обители, то когда владыка Ювеналий призвал сюда матушку Антонию, сразу дал такой наказ: «Тебе, матушка, надо набрать пятьдесят сестер!» Матушка удивилась такому благословению и спросила: «А где же их взять, владыка?» Ответ можно было предугадать - «Молитесь, матушка!» Так и случилось - молитвами матушки Антонии нас сегодня и есть около пятидесяти.

- А с какими жизненными историями приходят к вам те, кто хочет остаться в монастыре?

Поводы разные бывают и истории разные. Но опять-таки - это то, что лежит на поверхности. Главное, чтобы этот приход, это желание уйти из мира не оказались лишь последствием какой-нибудь яркой эмоции, переживанием беды чисто человеческой, результатом какой-то бытовой неурядицы, последствием разочарования в ком-то и в чем-то. Все это - не причина покинуть привычную среду обитания. Да и разве от себя убежишь?

Например, приходят и просят оставить их в монастыре, потому что не могут ужиться со своими родными. Проходит месяц-другой, и те, у кого были проблемы в отношениях с близкими в миру, начинают испытывать те же самые проблемы и в стенах монастыря. Их обязательно кто-то раздражает, обижает, они начинают искать какую-то справедливость по отношению к себе, и так далее. В результате ни мира в душе, ни удовлетворения они не находят и здесь.

Конечно, хорошо, когда человек еще там, в миру, поймет, что именно в нем самом находится корень зла, нелюбви, тоски и так далее, потому что тогда он переступает порог обители не потому, что, к примеру, отношения с возлюбленным рухнули, а с одним единственным желанием - спасти свою бессмертную душу для вечности путем покаяния, молитвы и посильного труда.

То есть признание своей собственной греховности - это своего рода гарантия того, что все закончится монашеским постригом?

Монашеским постригом, по большому счету, все только начинается… И до монашеского пострига еще дойти надо. Наши монастыри чаще всего общежительные, и здесь быстро начинают вылезать «острые углы» в виде каких угодно страстей, которые скрыть невозможно. Чтобы понять, твое ли это - иночество - нужно прожить в монастыре не один год. Лучше всего 5-10 лет.

Как правило, если есть благословение, если ты вопрошал у Господа, как спасти душу, и Он ответил тем, что привел тебя в монастырь, то в этом случае ошибки не бывает. Конечно, враг не дремлет, и искушения бывают в виде каких-то навалившихся сомнений, когда уходит благодать и ничего не радует, когда все не так. Но это испытание надо перетерпеть, пережить, и Господь обязательно пошлет такое мирное состояние души, которое будет согревать потом очень долго.

Матушка, а что может спасти от «вражеских набегов»? Как иноку не потерять тот самый мир в душе, о котором вы только что сказали?

Это такая тайна! Как и само иночество. Не нами написано, а заповедано из глубины веков из уст самых первых монахов-подвижников, что для того, чтобы монах устоял, в нем постоянно должна звучать молитва. Не для красоты же на руке инока всегда можно увидеть четки. Далее, неукоснительное выполнение молитвенного правила. Еще монах обязательно должен слушаться духовного наставника и смирять себя перед всеми. Монашество - это очень долгий и трудный путь, сопряженный с ежесекундным вниманием к своей душе, контролем за каждым своим шагом, каждой пробежавшей в твоей голове мыслью. При этом никто не знает, когда произойдет твоя личная, настоящая встреча с Богом.

Тем не менее, первое, что бросается в глаза многим, кто приезжает в наши русские монастыри, это освещенные какой-то непостижимой радостью лица. Даже сейчас, во время . Так не могут выглядеть люди внутренне сосредоточенные, напряженные…

Для монаха пост - радость. В это время сокращаются сроки послушаний, больше внимания уделяется молитве, участию в Богослужениях, что становится очень хорошим подспорьем, возможностью еще более конкретно заняться благоустройством своего внутреннего состояния. Наступает время какой-то внутренней тишины. Для души, ищущей спасения, это - праздник.

Матушка, а совместимы ли в принципе такие понятия, как «монах» и «счастье»? Если да, то в таком случае, как выглядит счастливое монашество?

Для каждого человека понятие счастья индивидуально. Земное счастье зыбкое. Например, окончилось какое-то веселье, растаяло, как дым, а на душе чаще всего остается тяжесть или пустота. А вот Церковь наша - благодатная. И это верующие люди знают. Благодать эта передается через Таинства церковные, через жизнь во Христе, через участие в богослужениях. Безжалостная к самому себе исповедь, решимость преобразовать себя, дела милосердия - после всего этого человек испытывает состояние окрыленности, желание обнять весь мир, все и всем простить, одарить своим теплом, любовью.

А еще этой благодати сопутствуют душевный мир, примирение с совестью. От этого тоже возникает радость. Наверно, вот это умиротворение, когда перестают мучать угрызения совести, когда в душу входит вдохновение нести свой крест, входит радость, именно истинная радость - это и есть счастливые монашеские минуты. Но это можно только заслужить, и предваряют такой взлет души скорби и покаяние. Как гласит народная поговорка: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Матушка, где вы черпаете мудрость в решении тех или иных духовных проблем, возникающих у сестер, которые находятся под вашим «крылом»?

Мудрость - это очень высоко сказано. Мудрость - это дар, который дается благодатию Божией. Когда возникают те или иные вопросы, молимся Господу, просим вразумить. А еще, я уже говорила вам, что Господь даровал мне многолетнее общение с удивительной, замечательной духовной наставницей - старицей, схиигуменией Антонией (Сухих). В наше время, когда в монастырях явно ощущается недостаток благодатного духовничества, это - особая милость Божия.

Вся жизнь матушки - пример для православного христианина. Ей и 3-х лет не было, когда через бабушку, которая неустанно твердила: «Благодаря Бога не погибнешь!» - она ощутила себя верующей. Затем были годы тесного общения с маминой тетей - инокиней Евфросинией, от которой Промыслом Божиим она уже в детстве и юности, как говорится, из рук в руки, восприняла дореволюционную иноческую традицию. А серьезную духовную закалку матушка получила в тяжелые годы церковных гонений, когда Господь привел ее в Киев в монашеское подполье старцев, исповедников, воспитанников праведного Иоанна Кронштадтского, пострадавших от большевиков.

В Почаеве она молилась рядом с чудным старцем, к которому со всей России стекались богомольцы - уже в наше время он был прославлен Русской Православной Церковью как преподобный Кукша Одесский. Матушка просила его благословить в монастырь, а он в ответ сказал, что монастырь у нее дома. Тем самым прозорливый старец предсказал матушке встречу со строгим подвижником, гонимым властями архиепископом Антонием (Голынским), который впоследствии в течение 18-ти лет жил у матушки Антонии, и их дом, действительно, был самым настоящим монастырем, где совершались богослужения, осуществлялись монашеские постриги.

Уже в наше время, в 90-е годы, схиигумения Антония была призвана стать начинательницей восстановления после передачи Церкви Иосифо-Волоцкого монастыря под Волоколамском. Затем она с сестрами перебралась в Курск, на родину преподобного Серафима Саровского, где налаживала монашескую жизнь Свято-Троицкого женского монастыря и, как я ранее вам говорила, в последние годы жизни матушка Антония стала устроительницей и нашего монастыря - Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино.

Все последние годы жизни матушки вокруг нее, уже старицы, собиралось огромное количество людей, чтобы послушать ее наставления, с просьбами помолиться, в поисках здравия и спасения души. Матушка и почила как праведница - мирно, едва причастившись Христовых Тайн. Мы даже запивку не успели ей подать. Незадолго до своей блаженной кончины матушка говорила духовным чадам, умоляющим ее пожить подольше: «Вы меня зовите, и я услышу!» Вот и приезжают люди на могилку со всех концов России, приносят цветы, зажигают свечи, подолгу стоят, молятся, в келью ее заходят. Мы с первых же дней устроили там что-то наподобие музея. Матушка всегда с нами рядом и очень помогает. Очень.

- Матушка, а какими путями вы сами попали под духовное руководство схиигумении Антонии?

Наша встреча произошла, на первый взгляд, случайно, в Иосифо-Волоцком монастыре. Мы с мамой приехали в эту обитель летом 1995 года в поисках совсем другого человека - иеромонаха, с которым мама познакомилась в паломничестве на Святую Землю, чтобы исповедаться и испросить совета в накопившихся житейских и духовных проблемах.

Мы знали, что это мужской монастырь, и в полной уверенности, что нас не оставят на ночлег, взяли с собой спальные мешки, чтобы переночевать близ монастыря. Поэтому можно представить наше удивление, когда, войдя в ворота, мы тут же встретились с сестрами в монашеских одеждах. Как оказалось, монастырь поднимает женская монашеская община во главе с какой-то схиигуменией Антонией. Но, как известно, у Бога случайностей не бывает. Оказалось, мы приехали в монастырь в день праздничного поминовения Антония Киево-Печерского, с именем которого матушка и была пострижена в мантию.

Дальше - больше. Матушка нас приняла очень ласково и в конце беседы вдруг обратилась ко мне с вопросом: «А вы не хотели бы у нас остаться?» Несмотря на всю неожиданность прозвучавшего предложения, моя душа в первый же миг отозвалась согласием. Подумалось, вернее, почувствовалось, что ведь меня, действительно, ничего не держит в миру, что я уже «пришла», что мне уже никуда идти не надо.

Единственное, мне нужно было вернуться в Москву, чтобы уволиться с работы. Правда, когда я вернулась в мир, меня, честно говоря, начали мучать сомнения - выдержу ли я монашеский путь, который не для всех. Я ведь до того жила обычной светской жизнью. Училась в школе, закончив Московский Авиационный Институт, работала инженером, успела побывать замужем. Но Господь разрешил все мои переживания, и я осталась в обители.

- Эти сомнения были долгими?

С матушкой мы узнали друг друга в июле, а в монастырь я окончательно пришла в ноябре. Чаша весов, на которую, так сказать, было положен уход в монастырь, решительно перевесила, когда однажды я помолилась Господу и попросила подсказать мне, мое ли это. И Господь дал знамение. В то время я приглядывала за одной монахиней, которая лежала в больнице. И вот, в тот самый день, она мне позвонила и попросила к ней прийти. Когда я переступила порог палаты, она без какого-либо повода вдруг вручила мне в качестве подарка Евангелие на церковнославянском языке. Я восприняла это как четкий Божий знак. Однозначный.

А вы замечали за собой прежде, что вы не такая, как все? Я имею в виду то, что случались ли и раньше какие-то «подсказки» о предуготованном вам пути?

Я отличалась лишь какой-то замкнутостью, не более того… Да и в семье нашей верующими были только мама и сестра, а я относилась к этому как очередному увлечению, которое скоро пройдет. Сейчас я уже вспоминаю то время с юмором, если можно так выразиться, потому что тогда на полном серьезе считала себя «жертвой неофитов» (смеется). Они меня поучали, наставляли, а я всего этого избегала, как только могла, сопротивлялась.

Потом мама вдруг оставила меня в покое, и только я возрадовалась, что на меня больше не давят, пришли скорби. С мамой отношения у меня в тот момент не ладились, и я вдруг ни с того ни с сего все чаще и чаще стала обращаться с молитвой к Богу. Самым удивительным тогда для меня было то, что Господь это принял и ответил. И это была радость такой высоты, с которой не идет в сравнение ничто земное.

Матушка, а вы можете в нескольких словах объяснить, чем отличается внутреннее устройство монаха и человека тоже верующего, но живущего в миру?

И в том, и в другом случае речь идет о христианской душе, которую украшают или портят, радуют или печалят одни и те же вещи. Самое спасительное, монах ли ты, мирянин ли, быть способным ценить истинную красоту духовной жизни - жизни, которую нам хочет дать Бог. И если это случается, то душа и того, и другого человека приходит в такое состояние, когда ее ничего, кроме собственной духовной нищеты, не волнует.

Он не думает о пороках и страстях других людей, потому что нацелен на одно - как бы спасти свою собственную душу. То есть и у монаха, и у обычного верующего человека цель одна - достичь Царствия Небесного. Пути разные: одни идут через создание семьи, другие через отказ от мира.

Матушка, простите, если это любопытство - а вы сестер в какие-то поездки, отпуск, если такой вообще имеет место, отправляете в монашеском одеянии? Учитывая современный сложный мир…

Все зависит от ситуации в семье, навестить которую едет монахиня. Где иноческий путь дочери благословляется матерью от всей души и вызывает радость и одобрение у родных, там, конечно, монашеское облачение приветствуется и даже служит предметом для какой-то гордости. Бывает и такое, что домашние, хоть и любят свою родственницу, но считают, что лучше не смущать окружающих. Тогда благословляется облачиться в мирской наряд. Но это всегда благопристойно - длинная юбка, платочек. Встречая таких, люди все равно порой комментируют вслед: «Смотри, монашка пошла»…

Мы сейчас невольно затронули с вами тему родительского благословения, связанного с выбором иноческого пути. Насколько это важно?

Опыт показывает, что это, действительно, очень важно. В тех случаях, когда именно мать категорически против ухода дочери из мира в монастырь, этот самый иноческий путь, как правило, не складывается. Если мать лишь испытывает сомнения, сожаление какое-то чисто человеческое, то это рано или чуть позже, обязательно стихает, а на смену этим переживаниям приходит в материнское сердце утешение и радость. Поэтому и матушка Антония всегда встречалась с родными послушниц, беседовала, потому что если не благословение, то хотя бы согласие матери должно быть получено. По-другому - скорее всего, ничего не получится. Именно от благословения матери очень зависит то, как будет складываться иноческий путь дочери.

- Как отреагировала тогда, в ноябре 1995 года, ваша мама?

Мама была рада.

Матушка, а как же все это сопоставить с примером небесного покровителя вашего монастыря Алексия, человека Божия? Ведь из его жития мы знаем, что он просто взял и исчез из родного дома. Отправился в далекое и долгое странствие в поисках спасения души, не предупредив ни отца, ни мать, не объяснив ничего своей невесте, чем на долгие годы нанес каждому из них тяжелые душевные травмы.

Мы можем только предполагать, как и почему он поступил именно так. Существует не одна версия жизненного пути Алексия, человека Божия. Даже в художественной литературе есть произведения, описывающие его запредельно сложный, но святой путь. В любом случае у него, кристального чистого душой, обязательно была какая-то христианская, духовная причина. Так или иначе, он, как человек истинной веры, предал в руки Божии и себя, и свою семью. А это - свидетельство смирения и безграничной веры, о которой нам, нищим духом, можно только мечтать.

Про монашеское одеяние люди мирские по-разному говорят. Кто-то любуется им и втайне мечтает о таком же, а кто-то говорит, что оно слишком уж невзрачное, даже мрачное. А с какими мыслями вы каждый день облачаетесь в монашеские одежды?

При монашеском пострижении каждая часть монашеского облачения благословляется с определенными умилительными песнопениями и молитвословиями. Это говорит о высоком его предназначении. Мне по душе всегда было отношение матушки Антонии. Она с таким страхом, трепетом и благоговением относилась к облачению! Говорила, что монашескую одежду Сама Матерь Божия вручает. Матушка называла ее одеждой нетления и чистоты, бронею правды и ризой спасения. Оно так и есть.

Матушка, чем сегодня живет монастырь Алексия, человека Божия? Я говорю сейчас не только о духовной составляющей, но и о монастырских чисто жизненных нуждах.

Духовная жизнь в монастыре, слава Богу, идет своим чередом. Каждый день у нас совершается литургия и сопутствующий ей полный круг богослужений, молитвенных правил. Это - основное и главное. Развивается Воскресная школа. Хлебом насущным нас Господь тоже питает. Есть свое небольшое подсобное хозяйство: птица, коровки, козочки. Это, конечно же, нас подкармливает. И не только нас. Мы отправляем молочную продукцию и в другие монастыри.

В обитель приходит все больше и больше людей, молятся за литургией, подают записочки, просят поминать своих близких при чтении Псалтири, и не секрет, что это тоже наш хлеб. Матушка Антония иногда говорила: «Псалтирь для монаха - хлеб!» И пояснила при этом с непременной улыбкой в глазах: «Хлеб духовный и хлеб насущный!»

Да, мы находимся в стороне от крупных городов, но это, мы уже говорили об этом с вами, скорее плюс, нежели минус для монашеской жизни. Что же касается нужд, то они, действительно есть. Строительство монастыря было завершено в очень короткие сроки, что не могло не быть сопряжено с какими-то недоделками. Сейчас это проявляется то тут, то там и требует срочного устранения.

- А тех, кто желает потрудиться в вашей обители, принимаете?

Да, с весны у нас начинаются работы на территории, в огороде, на поле, в садах. До глубокой осени грибы собираем, заготовками на зиму занимаемся, и в это время с радостью принимаем всех, кто хочет потрудиться во славу Божию. Конечно, лучше, если человек загодя даст о себе знать, позвонит, напишет, чтобы согласовать свой приезд и получить благословение.

- Лично у вас есть какая-то мечта, если это, опять-таки, этично спрашивать у монахини?

Если продолжить тему благоустройства монастыря, то да, я могу сказать, что у меня есть мечта. Очень бы хотелось переустроить наш самый первый и самый главный храм - церковь преподобного Алексия, человека Божия. Он находится в помещении бывшего клуба-столовой, и внешний его облик, хотя бы фасад, можно было бы изменить, придать полагающееся благолепие и красоту.

Благодарю вас, матушка, за ответы и желаю вам молитвами небесного покровителя вашего монастыря Алексия, человека Божия, исполнения всех ваших задумок и, конечно же, спасения в вечности. Помоги вам, Господи!

Наталья Глебова

Золотухино-Курск-Москва

Господу было угодно, чтобы женский монастырь во имя святого преподобного Алексия Человека Божия был создан в месте, где никогда, даже в дореволюционные времена, не было не только православной обители, но и приходского храма. Таким местом был и еще десять лет назад оставался поселок Золотухино Курской области…

В 1997 г. архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий узнал о том, что руководитель агропромышленного предприятия «Содружество» ищет покупателя на земельный участок с расположенными на нем жилыми и хозяйственными постройками. Участок находился в центре Золотухина, однако дорога, к нему ведущая, твердого покрытия не имела, здания же, на нем расположенные, стремительно ветшали. Заручившись поддержкой администрации Курской области, летом того же, 1997 г., Владыка Ювеналий обратился к директору АО «Содружество» Н.С. Максимову с предложением приобрести землю, изначально имея намерение создать на ней монашескую обитель.

Когда переговоры были в самом разгаре, и наметилась лишь перспектива их благоприятного завершения, архиепископ Ювеналий приехал на хозяйственный двор Коренной пустыни, собрал небольшую общину подвизавшихся там монахинь и послушниц и предложил желающим переселиться во вновь создаваемый монастырь. При этом Владыка не скрывал тех трудностей, что ожидали сестер, которые приняли бы его предложения. На хоздворе они проживали в добротно отстроенном, теплом келейном корпусе, молились в просторном домовом храме во имя преподобного Серафима Саровского...

В Золотухино же не было ничего, кроме ветхих сооружений, требующих срочного ремонта! Тем не менее четверо сестер разного возраста и различного духовного опыта сразу согласились на переезд в несуществующий еще монастырь.

Монастырь был поименован в честь святого Алексия Человека Божия.

Число насельниц монастыря в отдельные годы достигало 19 человек, но кто-то скончался, кто-то, не выдержав нелегких условий жизни, отъехал в иные обители. Жизнь монастырская оставалась скудной, отсутствие средств не позволяло вести необходимые ремонтно-восстановительные работы… Такая ситуация сохранялась до 2004 г., когда Священный Синод удовлетворил прошение митрополита Ювеналия об увольнении его на покой, и у него появилась возможность уделять созданной им обители гораздо больше времени.

25 мая 2005 г. он в очередной раз приехал в Золотухино с тем, чтобы определиться относительно дальнейших планов по обустройству обители. Средств не было, но были люди, готовые помочь трудом рук своих: в числе первых - студенты и преподаватели Курского филиала Орловского юридического университета МВД России, учащиеся профтехучилища № 9 г. Курска, прихожане курских храмов, которые неоднократно приезжали в монастырь, помогая в работах на огородах, скотном дворе и в обустройстве территории.

Вскоре появились первые благотворители, как курские, так и из других регионов России. Было вынесено решение о построении нового храма, корпусов и хозяйственных помещений монастыря.

25 сентября 2006 г. по просьбе схимитрополита Ювеналия архиепископ Курский и Рыльский Герман освятил закладной камень в основание нового храма во имя Честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в конце октября утвержден генплан застройки монастырской территории, а в декабре утверждено архитектурное решение двух келейных корпусов и храма. В феврале 2007 г. на территорию монастыря въехал первый экскаватор, начались интенсивные строительные работы, так что уже к 30 марта, дню памяти преподобного Алексия, были перекрыты подвальные этажи трех сооружаемых корпусов. К июлю 2007 г. полностью были выведены стены храма, строительство двух корпусов, в одном из которых разместится трапезная и воскресная школа, а в другом - келии насельниц, было завершено, они были покрыты металлочерепицей, началась их внутренняя отделка. Оба корпуса соединяются с храмом крытыми галереями, благодаря чему монахини в любое время года и любую погоду смогут, не выходя на улицу, проходить на богослужение. Активно ведется внутренняя и внешняя отделка храма: завершается золочение куполов (их предполагается установить в первых числах февраля 2008 г.), в канун Рождества 2008 г. алтарные окна были украшены пятью витражами, выполненными художниками из Санкт-Петербурга.

Отделывается паломнический корпус с кельями для монастырских трудников. Здесь же разместятся пекарня и свечной завод. Рядом с храмом завершается строительство настоятельского корпуса, а в полукилометре от монастыря обустраивается источник, который будет освящен во имя святого Алексия Человека Божия и подле которого будут сооружены часовня и купель. Уже сейчас к источнику проложена дорожка с твердым покрытием. Двор монастыря вымощен тротуарной плиткой, установлены фонари ночного освещения. В канун нового 2008 года, завершилось построении монастырской кирпичной ограды. С западной стороны, напротив храма, сооружены арочные святые врата, увенчанные небольшим золоченым куполом.

13 октября 2006 г., в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы из курского Свято-Троицкого монастыря в золотухинскую обитель переехали схиигумения Антония, монахиня Михаила (ныне схимница Мелитина), инокини Таисия и Милица, послушница Ирина. В январе 2007 г. приехала инокиня Агапия. В настоящее время в монастыре проживают 15 насельниц: 1 схиигумения, 1 схимонахиня, 4 инокини, 2 монахини, послушницы.

При монастыре действует воскресная школа, которую посещают дети, проживающие в поселке Золотухино и близлежащих селах. В третий день Рождества Христова 9 января, в согласии со сложившейся традицией, в монастыре была проведена Рождественская елка для детей одной из золотухинских школ.

Кроме Рождественской елки, в обители установилась традиция общих трапез по воскресным и праздничным дням с приглашением всех присутствующих за богослужением паломников.

Золотухинский женский монастырь

Женская обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия, Курской епархии – «молодая». Она основана в 1997 году в поселке Золотухино, где ранее не существовало ни монастырей, ни даже храмов.

Основателем монастыря стал иерарх Русской Православной Церкви XX века митрополит Курский Иувеналий (+13 января 2013 г.). Приснопамятный владыка отличался любовью к монашеству, возродил древние святые обители Курской земли. Юную женскую обитель он посвятил памяти своего отца – благочестивого казака Алексея Тарасова, в годы сталинских репрессий разделившего страдальческую судьбу тысяч православных русских людей и в 1937 году расстрелянного большевиками. Сам митрополит Иувеналий впервые пострадал за Христа в том же году, когда, будучи восьмилетним мальчиком, был исключен из школы как сын «врага народа»; впоследствии, будучи приходским священником, он не раз подвергался угрозам, преследованиям и допросам.

Сформировать сестричество новой обители владыка благословил духовно опытной подвижнице – схимонахине Антонии (Сухих, +10 июля 2012 г.). Матушка Антония, приняв монашество во времена хрущевских гонений, помогала репрессированным священнослужителям и монахам: принимала их, скрывала у себя в доме, снабжала всем необходимым, помогала в их служении Богу. Владыка Иувеналий и матушка Антония были духовными наставниками большинства насельниц Золотухинского монастыря и явили собой образы исповедников земли Русской, возрастивших в себе веру Христову и пронесших ее сквозь годы лихолетий и испытаний.

Обитель прп. Алексия возглавляет игумения Елисавета, при которой есть Духовный собор, состоящий из благочинной, казначеи, эконома, келаря и ризничной. На сегодняшний день в обители сорок девять сестер, многие из них пришли сюда при жизни схимонахини Антонии, вдохновленные ее примером. Сейчас новые сестры тоже приходят в монастырь, но гораздо реже. Принимая в сестричество, матушка игумения смотрит, чего желает пришедшая от монастырской жизни. Главное, на что смотрит настоятельница, – есть ли у пришедшей желание спасти душу, послужить Богу и ближним.

Любая сестра может напрямую обращаться к игумении по возникающим у нее вопросам. В зависимости от характера и важности вопросов определяется время для беседы. Обычно сестра в назначенный час приходит в приемную к матушке. Иногда игумения сама расспрашивает насельницу о ее состоянии, проблемах, приходит к ней в келью. Откровения помыслов в качестве обязательного правила в монастыре нет, но любая сестра может рассказать настоятельнице о своем душевном состоянии, своих помыслах, проблемах и нуждах.

В обители действуют храмы во имя преподобного Алексия, человека Божия, и во имя Пророка Иоанна Крестителя, в день Усекновения главы которого нынешняя монастырская территория была передана Церкви. Суточный круг богослужения совершается ежедневно, в нем, кроме тех, кто не может по состоянию здоровья, участвуют все сестры, не задействованные на неотложных послушаниях. Каждая насельница бывает на богослужении не реже четырех раз в неделю.

День сестер начинается в 6 часов утра с правила (утренние молитвы, полунощница, монашеские каноны), затем следуют часы и Литургия. По окончании Литургии – трапеза, после которой сестры идут на определенные для них послушания. В 16 часов – вечернее богослужение, состоящее из девятого часа, вечерни, утрени и первого часа, затем крестный ход по территории монастыря, краткая заупокойная лития на могиле схимонахини Антонии. Далее – вечерняя трапеза. После трапезы – завершение дел на послушаниях. В 21:00 вечернее правило: чтение глав из Апостола, Евангелия и вечерние молитвы. После этого все расходятся по келиям для чтения келейного правила и отдыха. По определенной череде сестры читают неусыпаемую Псалтирь.

В основном сестры живут по одной в келье, несколько человек по двое. У каждой насельницы есть свое келейное правило, которое определяется ей духовным наставником в зависимости от ее духовного состояния, физического здоровья и занятости на послушаниях. Обычно оно состоит из определенного количества Иисусовых молитв, акафиста Божией Матери или святым и Псалтири.

На трудовые послушания в монастыре в среднем отводится по четыре-шесть часов в день, в зависимости от трудоемкости и срочности выполнения той или иной работы. Каждое послушание закреплено за определенной сестрой (или несколькими сестрами). Так, на алтарном послушании задействованы поочередно три сестры, а единственной церковнице монастыря помогают сестры, задействованные на кухне. Просфорница в монастыре также одна, но периодически ей помогает сестра, несущая послушание на птичнике. На кухне трудятся пятнадцать сестер: келарь, помощник келаря, три повара, три помощника повара, три трапезницы, две коренщицы в овощном цехе и две уборщицы трапезной и подсобных помещений. Семь сестер несут послушания на молочной ферме, три – на птичнике, три в иконной лавке, две за свечным ящиком, четыре в канцелярии и бухгалтерии, одна в библиотеке, одна в рухольной, одна в воскресной школе, две в экономской службе. За сад и огород отвечают по одной сестре, однако им помогают те, кто трудится на кухне, в иконной лавке, в канцелярии. Одна сестра вместе с помощницами ухаживает за больными, и одна отвечает за ремонтно-строительные работы.


В монастыре есть тринадцать наемных сотрудников: водитель, механик, тракторист, сварщик, пять рабочих-подсобников на хоздворе, повар и посудомойщицы, обеспечивающие трапезу рабочих. Деятельность сотрудников распределяют и контролируют сестры, ответственные на определенных участках, однако большинство послушаний насельниц не связаны с общением со светскими людьми. В социальной работе монастыря в первую очередь принимают участие сестры, несущие послушание в Воскресной школе и в канцелярии.

Трудовые послушания необходимы, но это далеко не самое главное в монастыре. Главное в жизни сестер – научиться любить Бога, любить ближних. Для этого надо привить себе любовь к молитве и к послушанию как добродетели, к отсечению своей воли, своих пожеланий ради Бога и ради ближних. Непрерывная духовная работа над собой, старание стяжать высшее состояние души, заключающееся в крепкой вере в Бога и добром отношении к людям, – вот заветы основателей монастыря митрополита Иувеналия и схимонахини Антонии, которые сестры стремятся воплотить в жизнь.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»