Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ — Российская газета. Глава третья применение оружия пограничными нарядами Применение физической силы пограничн

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

91. Сержанты и солдаты, назначенные в пограничный наряд, вооружаются закрепленным за ними оружием. Боеприпасы выдаются из расчета на каждым автомат по два снаряженных магазина (50 патронов), на сигнальный пистолет - не менее 8 патронов. Офицеры и прапорщики, возглавляющие наряды, вооружаются личным оружием с двумя снаряженными магазинами (16 патронов) на каждый пистолет.

В необходимых случаях, по указанию начальника пограничного отряда, снаряды могут вооружаться пулеметами, гранатометами, ручными гранатами и дополнительным запасом боеприпасов.

92. На всех сухопутных и морских участках границы наряды перед выходом (заступлением) на службу оружие не заряжают, а осматривают его в установленном для заряжания оружия месте по команде и под наблюдением дежурного по заставе, при этом снаряженные магазины имеют при себе.

Осмотр оружия производится перед выходом (заступлением), на службу в установленном и оборудованном для этого месте по команде и под наблюдением дежурного по заставе или возглавляющего наряд офицера (прапорщика). Движение наряда к месту заряжения оружия совершается в колонну по одному, при этом старший наряда двигается направляющим, а дежурный по заставе - слева или справа колонны, в двух-трех шагах позади. Наряды, доставляемые на машине (вертолете, катере), оружие заряжают по прибытии к месту несения службы по команде и под наблюдением старшего наряда.

По команде дежурного по заставе (старшего наряда) "Оружие - к осмотру" пограничник должен:

Принять положение изготовки для стрельбы стоя;

Снять оружие с предохранителя, отвести затворную раму назад до отказа и после команды дежурного по заставе (старшего наряда) "Осмотрено" отпустить ее;

Произвести контрольный спуск курка, поставить оружие на предохранитель;

Взять оружие в положение "на ремень".

Во время несения службы личному составу наряда присоединять снаряженный магазин и досылать патрон в патронник категорически запрещается.

Заряжение оружия личным составом наряда производится по команде старшего наряда и патрон в патронник досылается, перед его применением в случаях, предусмотренных ст. 98, 99, 100.

После применения оружия личным составом наряда по команде старшего наряда производится разряжение и проверка оружия.

Ручные гранаты заряжаются по указанию старшего наряда непосредственно перед их применением. Неиспользованные гранаты немедленно разряжаются.

93. В зависимости от обстановки и выполняемой задачи оружие у пограничников в наряде может быть в положении "на ремень", "на грудь", "за спину" или в положении изготовки для стрельбы.

Пешие пограничники при движении по охраняемому участку, населенному пункту оружие, как правило, имеют в положении "на ремень". При движении на крутых спусках и подъемах, по пешеходным мостам, кладям, при переправе через водные преграды, подъеме на наблюдательную вышку и спуске с нее, выполнении различных работ оружие у пограничников должно находиться в положении "за спину". Оружие в положении "за спину" могут иметь также пограничники, передвигающиеся на лошадях, лыжах, снегоходах, пограничники, непосредственно осуществляющие проверку документов, и специалисты службы собак.

Водители (механики-водители, мотористы), личный состав постов технического наблюдения, подвижных пограничных постов, постов наблюдения имеют оружие при себе или в специально оборудованных пирамидах (местах) в положении, обеспечивающем быстрое ого применение и незатрудняющем несение службы и управление машиной (катером).

При конвоировании задержанных нарушителей государственной границы в пешем порядке оружие, как правило, должно находиться в положении изготовки для стрельбы стоя.

94. Наряды, несущие службу в районах курортных зон, зонах отдыха и местах массового нахождения населения, по сопровождению поездов, а также высылаемые для контроля за выполнением правил пограничного режима в поездах и автобусах, на железнодорожных и автобусных станциях, в портах, вооружаются только штык ножами. Офицеры и прапорщики (сверхсрочнослужащие), назначенные старшими нарядов, вооружаются пистолетами с двумя снаряженными магазинами (16 патронов) на каждый пистолет.

95. При сопровождении поездов, когда их движение осуществляется в непосредственной близости от государственной границы вооружение нарядов огнестрельным оружием определяется решением командующего Пограничными войсками Республики Казахстан.

96. Пограничным нарядам выдаются наручники или концы шнура (ремня) для связывания рук нарушителям границы, а также индивидуальные перевязочные пакеты на каждого пограничника.

97. По командам (сигналам) "К бою", "Тревога", "Воздух" личный состав заставы вооружается штатным оружием (пулеметчики пулеметами, гранатометчики - гранатометами, остальные - автоматами) и носимым запасом боеприпасов, расчеты автоматических и станковых гранатометов имеют также при себе автоматы.

98. Пограничные наряды, выполняя задачи по охране государственной границы Республики Казахстан, применяют оружие и боевую технику:

Без предупреждения оружие и боевая техника применяются:

Для отражения вооруженного вторжения на территорию Республики Казахстан войсковых групп и банд;

При внезапном вооруженном нападении на пограничный наряд;

При оказании вооруженного сопротивления нарушителями границы;

Для отражения нападения с использованием боевой техники;

При побеге задержанных лиц с захваченным оружием.

99. Пограничные наряды применяют оружие и боевую технику после оклика "Стой!" и предупредительного выстрела вверх, если требования пограничных нарядов не выполняются:

Для отражения, вооруженного нападения и пресечения вооруженных провокаций на государственной границе;

Для отражения вооруженного, нападения на подразделения пограничных войск;

Против лиц, морских (речных) судов, летательных воздушных средств, незаконно пересекших государственную границу и оказывающих вооруженное сопротивление;

Для предотвращения угона воздушных и морских (речных) судов;

Для отражения нападения на военнослужащих, других лиц, выполнявших служебные обязанности или общественный долг по охране государственной границы, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности;

Для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, а также освобождения заложников.

100. Пограничные наряды при несении службы также имеют право использовать оружие, для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

101. Пограничным нарядам воспрещается применять оружие:

В отношении лиц, нарушивших государственную границу в том числе в отношении лиц, которые при их задержании будут пытаться возвратиться обратно, если они не оказывают вооруженного сопротивления;

В отношении лиц, нарушивших государственную границу на виду у пограничников, если эти нарушения происходят явно случайно или в связи с производством вблизи государственной-границы сельскохозяйственных и других работ (охота, выпас скота, сбор грибов, ягод, топлива и др.), а также во время купания и плавания на самоходных и несамоходных судах;

При попытке к побегу лиц, задержанных за нарушение пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу;

В отнесении иностранных рыболовных и других промысловых судов, занимающихся в территориальных водах (территориальном море) Республики Казахстан и казахстанской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, если они не оказывают вооруженного сопротивления;

В отношении автомототранспортных средств, следующих по дорогам пограничной зоны, территории районов, городов, поселков, сел и аулов, прилегающей к государственной границе или к охраняемому пограничными войсками побережью моря, и не выполняющих требования пограничных войск об остановке, если не имеется реальной опасности нарушения государственной границы;

По животным, переходящим государственную границу;

По нарушителям режима государственной границы.

102. При применении оружия, как правило, не допускается полет пуль и снарядов на территорию сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного нападения и вторжения на территорию Республики Казахстан войсковых групп и банд, пресечения вооруженных провокаций и столкновений с вооруженными нарушителями государственной границы.

103. Право применять оружие налагает особую ответственность на пограничников, что требует от них твердых знаний и строгого соблюдения правил применения оружия и боевой техники, проявления выдержки, правильной оценки сложившейся обстановки и выбора наиболее целесообразных действий, позволяющих избежать возникновения конфликтных ситуаций на государственной границе.

Лица, незаконно применившие оружие, подлежат дисциплинарной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

104. Пограничники после применения оружия обязаны разрядить его, проверить, не осталось ли патронов в патроннике, поставить оружие на предохранитель, доложить начальнику заставы о причинах и результатах применения оружия, при необходимости - оказать первую помощь раненым пограничникам и задержанным нарушителям государственной границы.

105. С прибытием пограничного наряда на заставу осмотр оружия производится в установленном месте по командой под наблюдением дежурного по заставе или возглавляющего наряд офицера (прапорщика) и проверяется ими. Осмотр производится при отделенном от оружия магазине путем отвода затворной рамы назад, осмотра патронника и производства контрольного спуска курка. Проверка оружия осуществляется в обязательном порядке и у тех нарядов, которые несли службу с незаряженным оружием.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники
при защите государственной границы Российской Федерации


Утратило силу с 10 марта 2010 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 24 февраля 2010 года N 80
____________________________________________________________________

Во исполнение статьи 35 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации.

2. Федеральной пограничной службе Российской Федерации в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением, разработать и утвердить правила производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники военнослужащими органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации при защите государственной границы Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации

В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 января 1998 года
N 20

ПОРЯДОК
применения оружия и боевой техники при защите
государственной границы Российской Федерации

1. Настоящий Порядок регулирует применение оружия и боевой техники (оружие военных кораблей, летательных аппаратов, автобронетанковой техники) военнослужащими органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), выполняющими задачи по защите государственной границы Российской Федерации на суше, море, реках, озерах, иных водоемах и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах приграничной территории.

2. Оружие и боевая техника применяются в случаях и в соответствии с требованиями, определенными статьей 35 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" .

3. Военнослужащие применяют оружие и боевую технику по решению соответствующих командиров (начальников) или старших, а также самостоятельно при выполнении задач по защите государственной границы Российской Федерации (далее именуется - государственная граница) при нахождении в составе пограничных нарядов, осмотровых групп, расчетов, экипажей, подразделений, воинских частей и соединений.

4. Командир военного корабля или летательного аппарата перед применением оружия на поражение обязан:

подать судну, нарушившему общепризнанные принципы и нормы международного права или правила плавания (пребывания) в водах Российской Федерации (далее именуется - судно-нарушитель), принятые в международной практике сигналы с требованием остановиться (с дистанции, позволяющей экипажу этого судна увидеть или услышать эти сигналы);

предупредить в процессе преследования судно-нарушитель путем подачи принятых в международной практике сигналов (с дистанции, позволяющей экипажу этого судна увидеть или услышать эти сигналы) о применении оружия против судна в случае, если оно не выполнит требование остановиться;

произвести в случае неподчинения предупредительные выстрелы. При этом должны быть приняты меры по недопущению попадания в судно-нарушитель и находящиеся в этом районе другие суда и летательные аппараты. Решение о производстве предупредительных выстрелов принимает командир военного корабля или летательного аппарата;

убедиться в том, что, несмотря на поданные сигналы и предупредительные выстрелы, судно-нарушитель не выполняет требования остановиться и пытается скрыться.

О производстве предупредительных выстрелов и действиях судна-нарушителя командир военного корабля или летательного аппарата незамедлительно докладывает непосредственному начальнику.

Решение о применении оружия на поражение против судна-нарушителя принимает командир военного корабля, летательного аппарата или его непосредственный (прямой) начальник.

Применение оружия на поражение базирующимися на военном корабле вертолетами производится по решению командира военного корабля.

5. Оружие летательных аппаратов Федеральной пограничной службы Российской Федерации, выполняющих задачи по защите государственной границы, при их нахождении в составе дежурных сил и средств противовоздушной обороны может применяться по низколетящим и малоскоростным целям (легкомоторные самолеты и вертолеты, дельтапланы, воздушные шары и т.п.) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 года N 977 "О порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст.4982).

6. За пределами территориального моря Российской Федерации оружие военных кораблей и летательных аппаратов может применяться против судна-нарушителя до захода этого судна в территориальное море своего или третьего государства, если преследование было начато в водах Российской Федерации после подачи принятых в международной практике сигналов с требованием остановиться (с дистанции, позволяющей экипажу этого судна увидеть или услышать эти сигналы), велось непрерывно и исчерпаны другие меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания судна.

7. При применении оружия и боевой техники должны приниматься меры по недопущению попадания пуль (снарядов) на территорию сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного вторжения или нападения с территории этого государства на территорию Российской Федерации и пресечения вооруженных провокаций на государственной границе.

Оружие и боевая техника не применяются, если не обеспечиваются меры по недопущению попадания в находящиеся в этом районе другие суда и летательные аппараты или если в результате их применения могут пострадать посторонние лица.

8. Уполномоченные должностные лица Федеральной пограничной службы Российской Федерации незамедлительно (но не позднее одних суток) сообщают:

в Министерство иностранных дел Российской Федерации о каждом случае производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники против иностранных судов-нарушителей;

в соответствующий орган прокуратуры о каждом случае применения оружия и боевой техники, повлекшем ранение или гибель людей.

9. Военнослужащие органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации за нарушение настоящего Порядка несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
"Собрание законодательства Российской Федерации",
N 2, 12.01.98, ст.273

В статье 36 закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" регулирует применение специальных средств в защите Государственной границы в пределах приграничной территории, а также по обеспечению собственной безопасности системы Федеральной службы безопасности Российской Федерации военнослужащие применяют специальные средства (наручники или подручные средства для связывания, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего действия, устройства для принудительной остановки транспорта), физическую силу, включая боевые приемы борьбы, и служебных собак в соответствии с законом РФ "О милиции" .

Полный перечень специальных средств, состоящих на вооружении пограничных органов, основания и правила их применения военнослужащими пограничных органов, а также военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации при защите Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так в частности закон РФ "О милиции" предусматривает, что при применении физической силы, специальных средств сотрудник обязан:

предупредить о намерении использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

стремиться в зависимости от характера опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;

Кроме вышеназванных условий данный закон предусматривает запрет применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.

Положение Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 634 "Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и правил применения специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечения собственной безопасности системы Федеральной службы безопасности Российской Федерации".

Перечисленные в Постановлении специальные средства, физическая сила и служебные собаки используются для преодоления противодействия законным требованиям о соблюдении установленных правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и обеспечения собственной безопасности, а также задержания лиц, их нарушивших, когда применение иных способов пресечения правонарушений, исключая применение оружия и боевой техники, не обеспечивает выполнения возложенных на сотрудников (военнослужащих) обязанностей.

В данной главе мы дали рассмотрели правовые основы применения оружия и специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности, дали их краткую характеристику и привели примеры.

§2. Порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ России

Аналогично предыдущей главе порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ можно разделить на четыре составных части:

случаи применения специальных средств;

условия применения специальных средств;

собственно порядок применения специальных средств;

пределы применения специальных средств.

Правовое регулирование содержания всех вышеназванных элементов определяется в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 года № 634 "Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и правил применения специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечении собственной безопасности системы Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"

Случаями (основаниями) применения специальных средств в соответствии с Постановлением являются:

воспрепятствование проверке документов у лиц и документов на транспортные средства и перевозимые на них грузы;

нападение на военнослужащих и граждан РФ, участвующих на добровольных началах в защите Государственной границы РФ в пределах приграничной территории;

достаточные основания полагать, что лица намерены либо готовятся оказать вооруженное сопротивление;

захват заложников, зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности;

поведение лиц, дающее основания полагать, что могут совершить побеги либо причинить вред окружающим или себе;

невыполнение законных требований об остановке транспортных средств;

иные противоправные действия, нарушающие деятельность Пограничной службы ФСБ России.

Условиями применения специальных средств являются:

предупреждение о намерении использовать их, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований военнослужащего (сотрудника), за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств создает непосредственную опасность жизни и здоровью военнослужащих и граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

стремление, чтобы любой ущерб, причиненных при этом был минимальным;

обеспечение лицам, получившим телесные повреждения, оказания доврачебной помощи;

доклад по команде о применении специальных средств;

соблюдение установленных мер безопасности при обращении со специальными средствами;

в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости военнослужащие при отсутствии специальных средств вправе использовать в указанных целях любые подручные средства;

физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы, применяется для преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенным на сотрудников обязанностей.

Пределы применения специальных средств:

а) применение специальных средств допускается только при выполнении обязанностей по защите государственной границы РФ и в пределах приграничной территории;

б) запрет применения специальных средств в отношении лиц, которые нарушили режим Государственной границы, пограничный режим или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, если эти действия совершены явно случайной или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы, а равно в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения либо оказания сопротивления, угрожающего жизни и здоровью военнослужащих и граждан РФ, участвующих на добровольных началах в защите государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории.

В ходе работы над данным параграфом мы рассмотрели порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ, разделив на составляющие дали подробную характеристику каждому из элементов.

Подводя итог параграфу, можно сделать вывод, что мы дали понятие порядку применения оружия и специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности РФ, детально рассмотрели и охарактеризовали особенности всех элементов данной сферы деятельности сотрудников ФСБ.

Заключение

Подводя итог проделанной работе следует отметить, что нами было проведено комплексное исследование в области такой сферы деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности России, как применение оружия и специальных средств. Обобщая результаты проделанной работы мы можем утверждать, что применение и использование оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ является мерой государственного принуждения.

В первой части курсовой работы мы сосредоточились на изучении нормативного правового материала, а именно правовых основ, касающихся применения оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ. Здесь были приведены основные правовые акты, регулирующую данную сферу деятельности, как на уровне закона, так и на уровне подзаконного нормативного правового акта, им была дана характеристика.

Правовые основы применения оружия военнослужащими

при охране государственной границы

Legal basis for the use of weapons by military
at the State Border Guard

, кандидат юридических наук, доцент, *****@***ru .

Shcherbak SI , PhD, Associate Professor.

В статье показаны современные проблемы, обуславливающие необходимость применения оружия военнослужащими при выполнении служебных задач по охране государственной границы. Анализируются и разъясняются положения новых правовых актов , регламентирующих применение оружие.

The article shows the current problems, why they need the use of weapons by military personnel when performing their tasks for the protection of state borders. Analyzes and explains the provisions of new legislation regulating the use of weapons.

Государственная граница, военнослужащие, оружие, основания применения оружия, условия применения оружия, порядок применения оружия.

The state border, the military, weapons, weapons of reason, the terms of use of weapons, the use of weapons.

Третий фактор, объясняющий внимание к обозначенной проблеме, связан с тем, что оружие при защите и охране государственной границы Российской Федерации вправе применять не только пограничники, но также военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Часть восьмая ст. 35 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – закон о Границе) устанавливает, что «Военнослужащие иных органов федеральной службы безопасности, а также военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемые к защите Государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с требованиями настоящей статьи», а п.2 Порядка применения оружия уточняет, что оружие при охране государственной границы применяется «военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемыми на основании планов взаимодействия и совместных решений соответствующих федеральных органов исполнительной власти к охране государственной границы, в том числе для участия в пограничных поисках и операциях, а также оказания содействия в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации». Следовательно, все военнослужащие, в случае их привлечения к защите и охране государственной границы, должны знать правовые основы применения оружия. Заметим, что правильное применение оружия предполагает соблюдение установленных законодательством правовых основ.

Данная статья имеет целью разъяснить военнослужащим, участвующим или потенциально способным участвовать в охране государственной границы правила применения оружия, и тем самым способствовать обеспечению законности при реализации властных полномочий, поскольку как справедливо отмечает А. Тельминов «…как ни крути, еще пять лет, а то и десять в омской степи будут летать пули» . Создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана возможно повлияет на характер применения принуждения, но остаются другие участки государственной границы, не менее напряженные в этом отношении.

Каковы же современные правовые основы, регламентирующие правила применения оружия должностными лицами, выполняющими задачи по защите государственной границы Российской Федерации? Насколько они обеспечивают возможность оперативно принимать законные решения о применении оружия?

Российское законодательство , предоставляющее право должностным лицам применять оружие при охране государственной границы основано, прежде всего, на нормах международного права . Ст. 3 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. предусматривает: «Каждый имеет право на жизнь». Это право было конкретизировано в п. 1 ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) : «Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание».

П. п. 2 и 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) устанавливают:

«2. Каждый человек имеет право покинуть любую страну, включая свою собственную.

3. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами».

Полномочия по применению и использованию оружия и боевой техники в защите и охране Государственной границы содержатся в законе Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и постановлении Правительства Российской Федерации от 3 января 1998 года № 20 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы РФ", принятом во исполнении закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и регламентируют случаи, условия и порядок применения оружия в защите Государственной границы Российской Федерации.

Обобщая особенности нормативного регулирования применения оружия и боевой техники, в законодательстве Российской Федерации, под правовыми основами следует понимать совокупность правил, определяющих обстоятельства, при наличии которых применение оружия является правомерным. Мы полагаем, что под порядком применения оружия следует выделить элементы правовых основ:

Основания (случаи) применения оружия

Условия применения оружия

Собственно порядок применения оружия

Пределы применения оружия

Те обстоятельства, с возникновением которых законодатель полагает возможным применение оружия, трактуются как случаи (основания) применения оружия. Как правило, они являются результатом активных противоправных действий физических лиц, опасного поведения животного и являются определяющими для принятия решения о способе воздействия на правонарушителя.

По смыслу статьи 35 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" в качестве обстоятельств, а именно, случаев, порождающих право применения оружия и боевой техники, выделяются:

вооруженное вторжение на территорию РФ;

угон за границу транспортных средств;

пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами с нарушением установленных правил;

нападение на граждан и др.

В целях реализации положений Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 года № 20, издан приказ Директора Пограничной Службы Федеральной службы безопасности РФ "Об объявлении постановления Правительства РФ от 3 января 1998 года № 20 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации" и утверждении правил производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники военнослужащими органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации при защите Государственной границы Российской Федерации".

Данные правила определяют, что "сотрудники (военнослужащие) … имеют право производить предупредительные выстрелы и применять оружие. Так, например, Правил предусматривают в качестве оснований применения оружия и производства предупредительных выстрелов, следующие случаи;

противодействия законным требованиями о соблюдении установленных правил режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу и обеспечения собственной безопасности;

задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление:

незаконного изменения прохождения линии Государственной границы на местности.

Важную роль, в признании действий представителей власти, а именно сотрудников Федеральной службы безопасности, применяющих оружие правомерными независимо от противоправных общественно опасных действий физического лица, угрожающего поведения животного, то есть, являющиеся внешними по отношению к конфликту, образуют условия применения оружия.

Существуют две группы условий. К первой группе условий применения оружия следует отнести те, которые возникают и существуют независимо от воли противодействующих сторон, а ко второй группе следует отнести обстоятельства, порождаемые активными волевыми действиями представителя власти, совершение которых предусмотрено нормой права и является одной из гарантий правомерности нанесения вреда правонарушителю.

По смыслу законодательства, к первой группе условий применения оружия и боевой техники в охране Государственной границы РФ, относятся:

а) условия, допускающие применение:

отсутствие пассажиров в транспортных средствах, при попытке их угона;

применение оружия допускается только в пределах приграничной территории;

отсутствие возможности прекратить нарушение или задержать лиц, нарушающих установленные правила, с помощью других средств;

исполнение служебных обязанностей или общественного долга и др.

б) условия, исключающие применение:

случайный характер пересечения Государственной границы;

несчастный случай;

пол и возраст нападающих и др.

Для сотрудников Федеральной службы безопасности также важное значение имеют такие условия применения оружия, прописанные в Уголовном Кодексе РФ, как обстоятельства, вызывающие состояние необходимой обороны и крайней необходимости.

В большинстве законодательных актов для обозначения правил, которые необходимо соблюсти до, и после применения оружия используется термин "порядок". Для сотрудников Пограничной службы Федеральной службы безопасности, в частности, такой порядок установлен в Постановлении Правительства РФ от 3 января 1998 года № 20. Внешне выраженными проявлениями условий, по смыслу вышеназванного постановления Правительства РФ являются:

а) совершаемые до применения оружия:

получение разрешения на применение оружия (в том случае, если представитель власти не имеет права применять оружие самостоятельно);

информирование лица, в отношении которого может быть применено оружия об официальном положении должностного лица;

ясное и конкретное изложение требования, с невыполнением которого связана возможность применения огнестрельного оружия (в зависимости обстоятельств, требования могут иметь форму жестикуляции посредством рук и оружия);

производство предупреждения о применении данной меры принуждения. Предупреждение в зависимости от обстоятельств может быть выражено жестами, словами и предупредительными выстрелами;

предоставление лицу, которому адресовано предупреждение, достаточного времени для выполнения правомерных действий;

б) совершаемые после применения оружия:

предоставление доврачебной помощи лицам, получившим ранения;

охрана места происшествия;

доклад о факте применения оружия и его результатах;

информирование в некоторых случаях родственников и пострадавших лиц;

уведомление прокурора в случае ранения или гибели людей.

Еще одним элементом, составляющим правовые основы, являются пределы применения оружия. Под пределами следует понимать правил, устанавливающие границы допустимых действий должностных лиц по нанесению вреда правонарушителю.

В законодательстве, определяющем полномочия сотрудников и военнослужащих Пограничной службы Федеральной службы безопасности по применению оружия термин "пределы" не употребляется, но правоограничения установлены. Усматривается несколько пределов ограничений.

Первый предел ограничений - по территории. Например, абзац 1 статьи 35 закона РФ "О Государственной границе РФ" определяет допустимым применение оружия в пределах приграничной территории. Однако часть 3 ст.30 указанного закона предусматривает возможным использование предоставленных прав и за пределами приграничной территории в случаях пограничных поисков и операций сотрудников ФСБ на приграничной территории.

Второй предел ограничений - по времени. В большинстве случаев оружие сотрудниками ФСБ во время выполнения своих обязанностей по защите и охране Государственной границы РФ.

Третий предел ограничений - по субъектам применения. Усматривается три категории таких субъектов:

лица с меньшими физическими возможностями (женщины, несовершеннолетние)

пассажиры воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств

лица, которые пересекли Государственную границу случайно или в результате несчастного случая.

Четвертый предел - по размеру причиняемого вреда. Законодатель призывает сотрудников Федеральной службы безопасности стремиться, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным. Это требование очень актуально, так как вытекает из конституционных положений о высшей ценности человеческой жизни и здоровья. Во многом данное положение о минимизации вреда поглощается нормами Уголовного кодекса РФ о необходимой обороне.

В данном параграфе мы провели систематическое рассмотрения порядка применения оружия сотрудниками ФСБ РФ, дали основания применения сотрудниками ФСБ России оружия, выяснили в каких случаях оно может применяться. Опираясь на ссылки законодательства, провели подробный анализ полномочий сотрудников органов Федеральной службы безопасности по применению оружия.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»