Международные организации
Только международные межправительственные организации относятся к производным (вторичным) субъектам международного права. Неправительственные международные организации этим качеством не обладают.
В отличие от правосубъектности государств, правосубъектность международных межправительственных организаций носит функциональный характер, поскольку она ограничена компетенцией, а также целями и задачами, определенными учредительным документом.
Часто за международными организациями признается право на «подразумеваемые полномочия», т.е., теми, которые организация вправе осуществлять в целях реализации уставных функций, но которые не прописаны в уставе. С данной концепцией можно согласиться, если она подразумевает согласие членов организации.
Кроме межправительственных организаций, субъектами международного права могут быть и иные международные органы. Так, в соответствии со ст. 4 Римского Статута Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. названный суд обладает международной правосубъектностью. Естественно, что правосубъектность Международного уголовного суда является ограниченной по сравнению с таковой межправительственных организаций. Международный уголовный суд обладает такой международной правосубъектностью, которая необходима для осуществления целей и задач в рамках его компетенции.
Нации (народы), борющиеся за независимость
Если нация (народ) начинает борьбу за независимость и создает органы освобождения, которые эффективно осуществляют управление и контроль над значительной частью народа и территории, обеспечивают в ходе борьбы соблюдение норм МП, а также представляют народ на международной арене, то за ним может быть признана м/д правосбъектность.
Воюющая сторона - Национальный комитет «Сражающаяся Франция», позже – Французский комитет национального освобождения, Организация освобождения Палестины (ООП).
Государственно-подобные образования
К государственно-подобным образованиям относится Ватикан (Святой престол).
Государство Ватикан является особым образованием, созданным в соответствии с Латеранским договором между Италией и Святым престолом от 11 февраля 1929 года и наделенным некоторыми чертами государственности, что означает чисто формальное выражение самостоятельности и независимости Ватикана в мировых делах.
В настоящее время общепризнано, что Святейший престол является субъектом международного права. Такое признание со стороны международного сообщества он получил вследствие его международного авторитета как независимого руководящего центра католической церкви, объединяющего всех католиков мира и активно участвующего в мировой политике.
Именно с Ватиканом (Святым престолом), а не с государством-городом Ватикан поддерживают дипломатические и официальные отношения 165 стран мира, включая Российскую Федерацию (с 1990 г.) и практически все страны СНГ. Ватикан участвует во многих двусторонних и многосторонних международных соглашениях. Имеет статус официального наблюдателя в ООН, ЮНЕСКО, ФАО, является членом ОБСЕ. Ватикан заключает особые международные договоры - конкордаты, которые регулируют взаимоотношения католической церкви с государственными властями, имеет во многих странах послов , именуемых нунциями.
В международно-правовой литературе можно встретить утверждение, что определенной международной правосубъектностью обладает Суверенный военный орден св. Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского (Мальтийский орден).
После потери территориального суверенитета и государственности на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1844 года в Италии, где были подтверждены его права суверенного образования и международная правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает официальные и дипломатические отношения с 81 государством, включая РФ, представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих официальных представителей при ЮНЕСКО, ФАО, Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.
Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена - Великий магистр обладает иммунитетами и привилегиями, присущими главе государства.
Однако Мальтийский орден по своей сущности является международной неправительственной организацией, осуществляющей благотворительную деятельность. Сохранение в названии Ордена термина «суверенный» - исторический анахронизм, поскольку свойством суверенности обладает лишь государство. Скорее этот термин в названии Мальтийского ордена с точки зрения современной международно-правовой науки означает «независимый», чем «суверенный».
Поэтому Мальтийский орден не считается субъектом международного права, несмотря на такие атрибуты государственности, как поддержание дипломатических отношений и обладание иммунитетами и привилегиями.
История международных отношений знает и другие государственно-подобные образования, которые обладали внутренним самоуправлением и некоторыми правами в области международных отношений. Чаще всего такие образования носят временный характер и возникают как следствие неурегулированности территориальных претензий различных стран друг к другу. Именно к этой категории исторически относились Вольный город Краков (1815-1846 гг.), Свободное государство Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), а в послевоенный период Свободная территория Триест (1947-1954 гг.) и, в определенной степени, Западный Берлин, который пользовался особым статусом, установленным в 1971 году четырехсторонним соглашением СССР, США, Великобритании и Франции.
Субъекты федеративных государств
Компоненты международно-правового статуса республик, областей, краев и других субъектов РФ воплощены в Федеральном законе от 4 января 1999 г. «О координации международных внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Прежде всего, подтверждено и конкретизировано конституционное право субъектов РФ в пределах предоставленных им полномочий осуществлять международные и внешнеэкономические связи, т. е. право на отношения, выходящие за внутригосударственные рамки. Субъекты вправе поддерживать связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а с согласия Правительства РФ - и с органами государственной власти иностранных государств. Предусмотрено также право на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Связи субъектов с иностранными партнерами , согласно Закону, могут осуществляться в торгово-экономической, научно-технической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях . В процессе этой деятельности субъекты РФ имеют право на ведение переговоров с указанными иностранными партнерами и на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Такие соглашения заключаются прежде всего с равноуровневыми контрагентами - с членами (субъектами) зарубежных федеративных государств и с административно-территориальными единицами унитарных стран. Вместе с тем сохраняется практика взаимосвязей с центральными органами иностранных государств.
В то же время Конституционный Суд РФ в определении от 27 июня 2000 г. подтвердил свою правовую позицию относительно того, что «республика не может быть субъектом международного права в качестве суверенного государства и участником соответствующих межгосударственных отношений...». При толковании этого положения допустим акцент именно на отрицании суверенного статуса республики, что означает признание и осуществление не основанных на суверенитете международных и внешнеэкономических отношений (связей) с определенными контрагентами, указанными в Федеральном законе от 4 января 1999 г.
Физические лица
В некоторых учебниках за рубежом и в России утверждается, что субъектами МП являются физические лица. Обычно в качестве аргумента приводится ситуация с правами человека. Императивные нормы МП закрепили все основные права человека. Учреждены международные суды по правам человека. Каждый человек связи с нарушением его прав может теперь подать в международный суд жалобу на собственное государство.
На самом деле все международно-правовые акты по вопросам прав человека регулируют данную проблематику не напрямую, а через межгосударственное сотрудничество. Международные акты закрепляют права и обязанности государств как субъектов МП, а уже затем государства обепочивают или обязаны обеспечить соответствующие права в своем внуреннем праве.
Права человека - это один из примеров того, как современное международное право концентрируется на регулировании не собственно поведения субъектов МП, а на внутренних правовых режимах. В данном случае.- на внутреннем правовом режиме, касающемся прав человека. Нормы МП все чаще и больше воздействуют на внутренние правовые режимы государств, будь то в сфере экономической, финансовой или конституционной, административной, уголовной.
Именно поэтому можно утверждать, что предметом регулирования посредством МП являются две большие группы межгосударственных отношений: а) отношения между субъектами МП по поводу их поведения в международной системе; б) отношения между субъектами МП по поводу их внутренних правовых режимов. И акцент в международно-правовом регулировании постепенно смещается на вторую группу межгосударственных отношений.
Поэтому можно говорить об усилении взаимного переплетения МП и внутреннего права при примате МП. Единство внутреннего права и МП называют Глобальным правом.
Только если смотреть на любую правовую проблему в свете Глобального права (т. е. комплекса из внутреннего и международного права), можно допустить, что субъектами Глобального права являются как публичные лица, так и частные лица.
Физические лица могут быть признаны в качестве субъекта МП, если только сами государства признают их таковыми. Однако нет каких-либо международных актов, на основании которых можно было бы сделать вывод о международной правосубъектности индивидов. Признание индивида субъектом МП означало бы, что мы имеем дело уже с каким-то другим (не международным) правом. Такое «другое право» - это Глобальное право.
Проявлением Глобального права можно считать, например, наличие в МП уголовной ответственности индивида за преступления против мира и безопасности человечества, практику Европейского суда по правам человека и др. В этих случаях признается, что международно-правовые нормы могут порождать права и обязанности для физических лиц непосредственно напрямую, а не через посредство государств.
Лекция 5. Субъекты международного права
5.6. Государственноподобные образования как субъекты международного права
Истории известны отдельные политико-территориальные образования, по своему содержанию не являющиеся государствами, так как их правосубъектность производна от правосубъектности государств, их создавших. К числу таких образований относятся вольные города (Краков -1815 - 1846 гг., Данциг - 1920 - 1939 гг., Западный Берлин - 1971 - 1990 гг.). Указанные образования были созданы международными договорами, в которых определялся их правовой статус.
Поскольку данные образования отвечали практически всем признакам государства, но правосубъектностью обладали производной, то их в международном праве стали называть государствоподобными образованиями.
В настоящее время к таким образованиям принадлежат Ватикан и Мальтийский орден.
Правовое положение Ватикана определено соглашением между Итальянской республикой и святым престолом от 11 февраля 1929 г. В соответствии с указанным соглашением Ватикан наделен всеми атрибутами государства: территорией, гражданством, законодательством, армией и т.д.
Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование, активно участвующее в международных отношениях. Обменивается представительством с государствами, имеет миссии наблюдателей при ООН и специализированных учреждениях ООН.
Государственно-подобное образование -- довольно сложное и исключительное явление международно-правового характера, еще слабо изученное отечественной наукой международного права. Учебная литература содержит крайне мало сведений об этом уникальном явлении, а специальная литература лишь затрагивает определенные моменты отдельных государственно-подобных образований. Отдельных же монографических или диссертационных работ, посвященных понятию, международной правосубъектности и иным вопросам статуса государственно-подобных образований в России нет.
В международных отношениях могут участвовать особые политико- территориальные образования (иногда их называют государство-подобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью.
Чаще всего такие образования носят временный характер и возникают как следствие неурегулированности территориальных претензий различных стран друг к другу.
Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституционное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы.
Таковыми, в частности, являются вольные города и Ватикан.
Вольным городом называется государство-город, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой международной правосубъектностью. Одним из первых таких городов был Великий Новгород. К числу вольных городов относились и ганзейские города (в состав Ганзейского Союза входили Любек, Гамбург, Бремен, Росток, Данциг, Рига, Дерпт, Ревель, Амстердам, Кеннигсберг, Киль, Штральзунд и др. - всего 50 городов).
В XIX и XX вв. статус вольных городов определялся международно-правовыми актами или резолюциями Лиги Наций и Генеральной Ассамблеи ООН и других организаций. Например, статус Кракова был установлен в ст. 4 российско-австрийского договора, в ст. 2 российско-прусского договора, в дополнительном австро-российско-прусском договоре от 3 мая 1815 г.; в ст. 6-10 Заключительного акта Венского конгресса от 9 июня 1815 г.; в Конституции вольного города 1815/1833 гг. Впоследствии договором от 6 ноября 1846 г., заключенным Австрией, Пруссией и Россией, статус Кракова был изменен и он вошел в состав Австрии.
Статус вольного города Данцига (в настоящее время Гданьск) был определен в ст. 100-108 Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г., в польско-данцигской Конвенции от 9 ноября 1920 г. и в ряде других соглашений (например, в соглашении от 24 октября 1921 г. и в решениях Верховного комиссара Лиги Наций, признанных впоследствии польским правительством).
Объем международной правосубъектности вольных городов определялся международными соглашениями и конституциями таких городов. Последние не являлись государствами или подопечными территориями, а занимали как бы промежуточное положение. Вольные города не обладали полным самоуправлением. Вместе с тем они подчинялись только международному праву. Для жителей вольных городов создавалось специальное гражданство. Многие города имели право заключать международные договоры и вступать в межправительственные организации. Гарантами статуса вольных городов выступали либо группа государств, либо международные организации (Лига Наций, ООН и др.). Неотъемлемым признаком вольного города являются его демилитаризация и нейтрализация.
Особый международно-правовой статус имел Западный Берлин. После окончания второй мировой войны в результате раскола Германии образовались два суверенных государства: Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика, а также особая политико-территориальная единица - Западный Берлин.
Правительство СССР по согласованию с правительством ГДР в 1958 г. предложило придать Западному Берлину, находившемуся на территории ГДР, статус демилитаризованного вольного города, способного осуществлять международные функции в условиях гарантии со стороны четырех держав: Великобритании, СССР, США и Франции.
Международно-правовой статус Западного Берлина был определен Четырехсторонним Соглашением, подписанным правительствами Великобритании, СССР, США и Франции 3 сентября 1971 г. В соответствии с этим документом Западный Берлин имел единственный в своем роде международно-правовой статус. Государственно-политическое устройство Западного Берлина определялось Конституцией, вступившей в силу 1 октября 1950 г. Международная правосубъектность Западного Берлина носила ограниченный характер. Город имел свой дипломатический и консульский корпус, аккредитованный при соответствующих властях правительств США, Великобритании и Франции. СССР с согласия правительств этих стран учредил Генеральное консульство. Западный Берлин имел право участвовать в международных переговорах, заключать соглашения, касающиеся связи, телеграфа, регламентировать поездки постоянных жителей в различные районы ГДР и т.д. ФРГ представляло западные сектора Берлина в международных организациях и конференциях.
Особый статус Западного Берлина был аннулирован в 1990 г. В соответствии с Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. объединенная Германия включает территории ГДР, ФРГ и всего Берлина.
Ватикан. В 1929 г. на основании Латеранского договора, подписанного папским представителем Гаспари и главой правительства Италии Муссолини, было искусственно создано «государство» Ватикан (договор пересмотрен в 1984 г.). Создание Ватикана диктовалось стремлением итальянского фашизма в его внутренней и внешней политике заручиться активной поддержкой католической церкви. В преамбуле Латеранского договора определен международно-правовой статус государства «Город Ватикан» следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной независимости Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный суверенитет на международной арене, выявилась необходимость создания «государства» Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию.
Главная цель Ватикана - создать условия независимого правления для главы католической церкви. Вместе с тем Ватикан является самостоятельной международной личностью. Он поддерживает внешние связи со многими государствами, учреждает в этих государствах свои постоянные представительства (посольства), возглавляемые папскими нунциями или интернунциями (ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.). Делегации Ватикана участвуют в работе международных организаций и конференций. Он является членом ряда межправительственных организаций (МАГАТЭ, МСЭ, ВПС и др.), имеет постоянных наблюдателей при ООН, ОАО, ЮНЕСКО и других организациях.
Вместе с тем Ватикан -- не государство в социальном смысле как механизм управления определенным обществом, им порожденный и его представляющий. Скорее он может рассматриваться как административный центр католической церкви.
Согласно Основному закону (Конституции) Ватикана право представлять государство принадлежит главе католической церкви - папе. При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан.
Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. В их числе были т.н. «вольные города», Западный Берлин. К данной категории субъектов относятся Ватикан и Мальтийский орден. Поскольку данные образования больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства, они получили название «государственно-подобных формирований».
Правоспособность вольных городов определялась соответствующими международными договорами. Так, согласно положениям Венского трактата 1815 г. вольным городом был объявлен Краков (1815- 1846 гг.). По Версальскому мирному договору 1919 г. статусом «свободного государства» пользовался Данциг (1920-1939 гг.), а в соответствии с мирным договором с Италией 1947 г. предусматривалось создание Свободной территории Триест, которая, впрочем, так и не была создана.
Особым статусом, предоставленным четырехсторонним соглашением по Западному Берлину 1971 г., обладал Западный Берлин (1971-1990 гг.). В соответствии с этим соглашением западные секторы Берлина были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом и т.д.), которым была передана часть полномочий, например, издание нормативных актов. Ряд правомочий осуществлялся союзными властями держав-победительниц. Интересы же населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консульскими должностными лицами ФРГ.
Ватикан - государство-город, расположенный в пределах столицы Италии - Рима. Здесь находится резиденция главы католической церкви - Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Латеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 г., которые в основном действуют и в настоящее время. В соответствии с этим документом Ватикан пользуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. Ватикан активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах постоянные представительства (представительство Ватикана есть и в России), возглавляемые папскими нунциями (послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т.д.
Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование с административным центром в Риме. Мальтийский орден активно участвует в международных отношениях, заключает договоры, обменивается представительствами с государствами, имеет миссии наблюдателей в ООН, ЮНЕСКО и ряде других международных организаций * .
Международно-правовой статус субъектов федерации
В международной практике, а также зарубежной международно-правовой доктрине признано, что субъекты некоторых федераций являются самостоятельными государствами, суверенитет которых ограничен вхождением в состав федерации. За субъектами федерации признается право выступать в международных отношениях в установленных федеральным законодательством рамках.
Конституция Германии, например, предусматривает, что земли, с согласия федерального правительства, могут заключать договоры с иностранными государствами. Нормы аналогичного содержания закреплены и в праве некоторых других федеративных государств. В настоящее время в международных отношениях принимают активное участие земли ФРГ, провинции Канады, штаты США, штаты Австралии и другие образования, которые в этой связи признаются субъектами международного права.
Международная деятельность субъектов зарубежных федераций развивается в следующих основных направлениях: заключение международных соглашений; открытие представительств в других государствах; участие в деятельности некоторых международных организаций.
Возникает вопрос, имеются ли в международном праве нормы о международной правосубъектности субъектов федерации?
Как известно, важнейшим элементом международной правосубъектности является договорная правоспособность. Она представляет собой право непосредственно участвовать в создании международно-правовых норм и присуща любому субъекту международного права с момента его возникновения.
Вопросы заключения, исполнения и прекращения договоров государствами регулируются прежде всего Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Ни Конвенция 1969 г., ни другие международные документы не предусматривают возможности самостоятельного заключения международных договоров субъектами федерации.
Вообще говоря, международное право не содержит запрета на установление договорных отношений между государствами и субъектами федераций и субъектов между собой. Однако международное право не относит эти соглашения к международным договорам, так же как не являются таковыми и контракты между государством и крупным иностранным предприятием. Для того чтобы быть субъектом права международных договоров, недостаточно быть участником того или иного международного соглашения. Необходимо еще обладать правоспособностью заключать международные договоры.
Возникает вопрос о международно-правовом статусе субъектов РФ.
Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Как известно, Конституция СССР 1977 г. признавала союзные республики субъектами международного права. Украина и Белоруссия были членамиООН, участвовали во многих международных договорах. Менее активными участниками международных отношений были другие союзные республики, конституции которых предусматривали возможность заключения международных договоров, обмена представительствами с иностранными государствами. С распадом СССР бывшие союзные республики обрели полную международную правосубъектность, и проблема их статуса как самостоятельных субъектов международного права отпала.
Однако процессы суверенизации, охватившие новые независимые государства, поставили вопрос о правосубъектности бывших национально-государственных (автономные республики) и административно-территориальных (области, края) образований. Особую значимость эта проблема приобрела с принятием новой Конституции РФ 1993 г. и заключением Федеративного договора. Сегодня о своей международной правосубъектности заявили некоторые субъекты Российской Федерации.
Субъекты РФ пробуют самостоятельно выступать в международных отношениях, заключают соглашения с субъектами зарубежных федераций и административно-территориальными единицами, обмениваются с ними представительствами и закрепляют соответствующие положения в своем законодательстве. Устав Воронежской области 1995 г., например, признает, что организационно-правовыми формами международных связей области являются общепринятые в международной практике формы, за исключением договоров (соглашений) межгосударственного уровня. Принимая участие в международных и внешнеэкономических отношениях самостоятельно или с другими субъектами РФ, Воронежская область открывает на территории иностранных государств представительства для представления интересов области, которые действуют в соответствии с законодательством страны пребывания.
Нормативные акты некоторых субъектов РФ предусматривают возможность заключения ими международных договоров от своего имени. Так, ст. 8 Устава Воронежской области 1995 г. устанавливает, что частью правовой системы области являются международные договоры Воронежской области. Нормы аналогичного содержания зафиксированы в ст. 6 Устава Свердловской области 1994 г., ст. 45 Устава (Основного закона) Ставропольского края 1994 г., ст. 20 Устава Иркутской области 1995 г. и др. уставах субъектов РФ, а также в конституциях республик (ст. 61 Конституции Республики Татарстан).
Более того, в некоторых субъектах РФ приняты нормативные акты, регулирующие процедуру заключения, исполнения и прекращения договоров, например, принят закон Тюменской области «О международных соглашениях Тюменской области и договорах Тюменской области с субъектами Российской Федерации» 1995 г. Закон Воронежской области «О правовых нормативных актах Воронежской области» 1995 г. устанавливает (ст. 17), что органы государственной власти области вправе заключать договоры, являющиеся нормативно-правовыми актами, с органами государственной власти РФ, с субъектами РФ, с иностранными государствами по вопросам, представляющим их общий, взаимный интерес.
Однако заявления субъектов РФ о своей международной договорной правоспособности еще не означают, по моему глубокому убеждению, наличия этого юридического качества в действительности. Необходим анализ соответствующих норм законодательства.
Федеральное законодательство не решает пока этого вопроса.
Согласно Конституции РФ (п. «о» ч. 1 ст. 72), координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Однако Конституция прямо не говорит о возможности субъектов РФ заключать соглашения, которые являлись бы международными договорами. Не содержит таких норм и Федеративный договор.
Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. также относит заключение международных договоров РФ к ведению РФ. Установлено, что международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъектов Федерации, заключаются по согласованию с соответствующими органами субъектов. При этом основные положения договоров, затрагивающих вопросы совместного ведения, должны направляться для внесения предложений в соответствующие органы субъекта федерации, которые, однако, не имеют права вето на заключение договора. О договорах субъектов Федерации в законе 1995 г. ничего не говорится.
Следует учитывать и тот факт, что ни КонституцияРФ, ни Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. не закрепляют норм о проверке конституционности международных договоров субъектов Федерации, хотя в отношении международных договоров РФ такая процедура предусмотрена.
Что касается практики обмена представительствами с субъектами иностранных федераций, то это качество не является главным в характеристике международной правосубъектности, однако заметим, что ни в Конституции, ни в законодательстве РФ данный вопрос пока никак не урегулирован. Указанные представительства открываются не на основе взаимности и аккредитуются при каком-либо органе власти субъекта зарубежной федерации или территориальной единицы. Эти органы, являясь иностранными юридическими лицами, не имеют статуса дипломатических или консульских представительств и на них не распространяются положения соответствующих конвенций о дипломатических и консульских сношениях.
То же самое можно сказать и о членстве субъектов РФ в международных организациях. Известно, что уставы некоторых международных организаций (ЮНЕСКО, ВОЗ и др.) допускают членство в них образований, не являющихся независимыми государствами. Однако, во-первых, членство в этих организациях субъектов РФ пока не оформлено, и, во-вторых, этот признак, как уже говорилось, далеко не самый главный в характеристике субъектов международного права.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод:
хотя в настоящее время субъекты РФ не обладают в полной мере всеми элементами международной правосубъектности, тенденция развития их правосубъектности и оформления их в субъекты международного права налицо. На мой взгляд, этот вопрос требует решения в федеральном законодательстве.
(квазигосударства) являются производными субъектами международного права, поскольку также как и международные организации, создаются первичными субъектами – суверенными государствами.
Создавая , государства наделяют их соответствующим объемом прав и обязанностей. В этом и состоит принципиальное отличие квазигосударств от основных субъектов международного права. В остальном, государственно-подобное образование
обладает всеми признаками, присущими суверенному государству: собственной территорией, государственным суверенитетом, высшими органами государственной власти, наличием собственного гражданства, а также способностью выступать в качестве полноправного участника международных правоотношений.
Государственно-подобные образования
являются, как правило, нейтрализованным и демилитаризованным.
Теория международного права выделяет следующие виды государственно-подобных образований
:
1) политико-территориальные (Данциг – 1919 г., Западный Берлин – 1971 г.).
2) религиозно-территориальные (Ватикан – 1929 г., Мальтийский Орден – 1889 г.). В настоящее время субъектом международного права является только одно религиозно-территориальное государственно-подобное образование – Ватикан.
Мальтийский орден признан суверенным военным образованием в 1889 г. Его местопребывание – Рим (Италия). Основной целью Ордена является благотворительность. В настоящее время Орден установил дипломатические отношения с суверенными государствами (104), означающими его международное признание. Кроме того, Орден имеет статус наблюдателя при ООН, собственную валюту и гражданство. Однако этого недостаточно. Орден не располагает ни своей территорией, ни собственным населением. Из чего следует, что субъектом международного права он не является, а его суверенитет и способность участвовать в международных отношениях, можно назвать правовой фикцией.
Ватикан, в отличие от Мальтийского ордена обладает практически всеми признаками государства: собственной территорией, населением, высшими органами власти и управления. Особенность его статуса заключается в том, что цель его существования – представление интересов католической церкви на международной арене, а практически все население является подданными Святого престола.
Международная правосубъектность Ватикана официально подтверждена Латеранским договором 1929 г. Однако еще задолго до его заключения институт папства получил международное признание. В настоящее время Святой Престол установил дипломатические отношения со 178 суверенными государствами и другими субъектами международного права – Европейским Союзом и Мальтийским орденом. Следует отметить, что весь объем международной правосубъектности, предоставленной Ватикану осуществляет Святой престол: участвует в международных организациях, заключает международные договоры, устанавливает дипломатические отношения. Сам Ватикан является только территорией Святого Престола.