Вторая чеченская война пограничные войска. Пограничники Чечни: шахматная партия с врагом. Пограничные войска в чеченском конфликте

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В наши дни служба на границе - забота особой государственной
важности. Обязанности пограничников нередко возлагаются и на другие
подразделения войск. С 90-х годов сотрудники УВД Норильска более 25 раз
выезжали в «горячие» точки: Северная Осетия, Дагестан и, конечно, Чечня.

Говорят, тот, кто видел одну войну, побывал на всех войнах. Человек,
побывавший там, меняется, порой, очень сильно. Но есть среди военных
люди, изначально, кажется, готовые к таким испытаниям. Один из них
прибыл в Норильск в командировку…

Иван Николаевич Агеенко, полковник, боевой командир 14 погранотряда,
дислоцированного в Чечне, даже рассказывая о военных действиях,
подчёркнуто спокоен, как и положено военному.

Судьба столкнула его с норильчанами в «горячей» точке России. В тот
период, когда отряд милиции, костяк которого, в основном, составляли
сотрудники УВД Норильска, прибыл для выполнения поставленных задач в
Итумкалинский район Чечни. За время пребывания отряда совместно
выполняли задачи, которые возлагаются и на пограничные войска, и на
органы внутренних дел в этой части Чеченской республики. Задачи схожие. В
условиях, приближенных к боевым, у офицеров пограничного отряда
остались самые тёплые воспоминания о взаимодействии с норильской
милицией.

Название сменилось осенью прошлого года: Аргунский пограничный отряд
раньше был Итумкалинским. Вместе с подразделениями Минобороны - это
свыше трёх тысяч человек - 15 линейных пограничных застав, две резервных
пограничных заставы и три пограничных комендатуры. Погранотряд
выполняет задачи по охране государственной границы в пределах Чеченской
республики протяжённостью 82 километра.

Те, кто служат здесь, по-настоящему знают, что такое граница. Отряд
действует в сложных военно-политических и географических условиях. Для
них всех каждый день - война. Здесь не бывает учений, постоянно ведутся
активные разведывательно-поисковые и боевые действия на участках
пограничных застав - в тех местах, которые проходимы для противника.
Казалось бы, полковник Агеенко должен был привыкнуть, но не получается:
«За два с небольшим года моего командования погранотрядом, нашим
подразделениям, во взаимодействии с органами внутренних дел и
подразделениями Минобороны, более десяти раз приходилось сталкиваться с
вооружённым противником, вести боевые действия. За это время уничтожено
свыше 30 бандитов. Четверо взяты в плен. Не обошлось без потерь и с
нашей стороны. Десять пограничников: офицеры, солдаты, сержанты погибли в
Шаро-Аргунской операции 2001-го года и Керигойской операции 2002-го
года».

Информация о подобных событиях поступает в СМИ более-менее
объективно, насколько возможно объективно описать бои, в которых гибнут
люди. Итумкалинский погранотряд находится в пекле. Назвать его положение
и позицию прочными и выгодными никак нельзя. Судите сами. В тылу отряда
- горный край Чечни, который пока не очищен от бандитов. Шатили, Шатой,
Шарой, Итум-Кале, Аргунское ущелье - эти названия часто мелькают в
сообщениях о дерзких вылазках бандитской нечисти. Страдают от этого и
пограничники. С правого и левого флангов стоят соседи, здесь проходит
две административные границы: с Ингушетией и Дагестаном. Они тоже
требуют внимания пограничников. А впереди - 81 километр и 700 метров
границы с Грузией. Конечно, если бы почти 3000 бойцов, которыми
располагает Итум-Калинский погранотряд, были заняты только охраной этого
опасного рубежа и не отвлекались на всякие «тыловые проблемы», то
шансов проникнуть из Грузии на нашу территорию у бандитов было бы
гораздо меньше. Тем более что пограничники этого отряда, несмотря на
тяжелейшие условия несения службы, всё-таки дают действительно достойный
отпор бандитам. Это ведь Итумкалинский отряд в начале августа 2001-го
(???) года уничтожил большой отряд боевиков. Уничтожил своими силами и
средствами и с небольшими потерями: восемь солдат погибли, пятеро были
ранены. Правда, бой происходил на российской земле, а не на подступах к
ней…

О нём вспоминал полковник Агеенко: «Шла хорошо подготовленная,
достаточно оснащённая группа арабских наёмников. На участке пограничного
отряда в Шаройском районе Чеченской республики банда была обнаружена,
частично уничтожена и рассеяна. Остатки банды добивали в тылах. Часть
банды вернулась за границу, так и не выполнив на территориях Чечни,
Дагестана и Ставропольского края задачи, поставленные главарями
бандформирований. Кроме стрелкового и холодного оружия, бандиты имели
при себе средства диверсии: различного рода детонаторы, радиовзрыватели,
тротил, пластит, отравляющие вещества. Тогда, да и сейчас, понятно, как
много жизней они бы унесли - ведь одной войны им недостаточно - нужно,
чтобы гремели взрывы в городах и сёлах».

Таким был неспокойный 2001-й год, год, в который официально Россия
прекратила войну в Чечне. А в 2002-м погранотряд выполнял сложную и
очень важную задачу. Репортажи об этом на неделю стали главной темой
телепрограмм и газетных публикаций. В ночь с 25 на 26 июля
бандформирования Руслана Гелаева общей численностью до 400 человек
подошли к государственной границе Российской Федерации. В эту ночь
гелаевцы нарушили государственную границу через не обозначенный на
картах перевал на высоте примерно 4000 метров. Отряд Ивана Агеенко
первым встретил их.

Численность отряда примерно 60 человек. Все прекрасно вооружены:
гранатомёты, снайперские винтовки. Практически у каждого - нож,
пистолет, автомат. Эту банду отряд обнаружил в шесть утра 27 июля в
ущелье Кериго в пяти километрах от государственной границы.

Резерв пограничной заставы - 20 человек и резерв пограничного отряда,
который был переброшен в район столкновения, - 40 человек. Вертолёт,
который доставлял резерв в район боя, был обстрелян из стрелкового
оружия, затем из гранатомёта, а после этого из зенитно-ракетной
установки. В том самом вертолёте находился бывший начальник штаба
Аргунского пограничного отряда полковник Сергей Васильевич Вахренев.
Остаться в живых ему тогда помогло чудо - ракета взорвалась в 50 метрах
под бортом вертолёта.

Десант был высажен на вертолётной площадке в пяти километрах от места
боя. Боевые действия на этом участке продолжались десять дней. Высадить
подкрепление не было возможности: плотность огня возрастала. В момент
захода вертолётов резерв пограничной заставы вступил в бой, своим огнём
сковывая действия отряда до подхода десанта.

Тогда нашим пограничникам приходилось сходиться с бандитами чуть ли
не в рукопашную. Бой вёлся на расстоянии 10–15 метров. Группа Героя
России старшего лейтенанта Руслана Кокшина дважды оказывалась в
окружении. Погранотряд понёс первые потери. До сих пор Иван Агеенко
помнит каждого поимённо и, наверное, никогда не сможет забыть…

В первый раз окружение длилось 4–5 часов. Появились первые раненые и
первые убитые. Погибли начальник мотоманевренной группы подполковник
Ладыгин и начальник заставы Сергей Попов - офицеры, которые отдали
сполна долг Родине. Они продвигали свои группы, чтобы вывести из
окружения группу Кокшина, окружённые бойцы остались в осаде на ночь.
Раненые не позволяли группе выйти на тот рубеж, который занял резерв
пограничного отряда. А бросить своих никто из нас бы не смог.

В четыре утра банда попыталась прорваться повторно. И опять на пути
встала ослабленная группа Руслана Кокшина. В этот раз бой на расстоянии
пяти метров - стреляли почти в упор. Миномётным огнём удалось немного
оттеснить бандитов от группы Кокшина - спасти ребят из окружения.
Добивали банду на отдельных направлениях.

Подвиг Руслана Кошкина достаточно широко освещался и газетами, и
телевидением, но «за кадром» осталось нападение второй группы из отряда
Руслана Гилаева, в ночь с 28 на 29 июля. Под бомбоштурмовым ударом
оказалась вторая банда, которая вслед за первой должна была нарушить
российскую границу. Противник понёс потери: 30 человек убитыми, 8 взяли в
плен грузинские пограничники, затем передали их России. В результате
этих действий Гелаев отказался от своих намерений по проникновению на
территорию Чеченской Республики на данном направлении.

Через полтора месяца - более удачная для боевиков попытка. Через
территорию Ингушетии бандиты под предводительством Гелаева прорвались на
территорию Чечни. По первоначальному замыслу на территории Чеченской
Республики планировалось провести широкомасштабные действия по захвату
части Грозного, продемонстрировать готовность и возможность
бандформирований контролировать ситуацию в Чечне. А то, что было бы
дальше, нам уже, увы, знакомо - нескончаемая череда диверсий в русских
городах, похищения людей, работорговля, наркобизнес и так далее.

На границе стоят не только военные. Работники Норильского УВД,
которые и сейчас в Чечне, будут в командировке до конца 2003-го года.
Главной задачей милиционеров является подготовка специалистов из числа
проживающих на территории Чеченской Республики. Как запланировали
военные, к концу нынешнего года часть полномочий всё-таки будет передана
представителям постоянного отдела внутренних дел Чечни. Может быть,
тогда перестанут греметь взрывы на улицах чеченских городов? Невозможно
переоценить важность Пограничных Войск России для нашего государства.
После распада Советского Союза ПВ наиболее полно выполнили возложенные
на них традиционные задачи - охрану границ Родины, поддержание
государственного строя и сохранение стабильности. Хочется пожелать
здоровья, любви, удачи и военного счастья всем тем, кто каждый день и
каждую ночь стоит на страже государственной границы, покоя россиян, кто
вносит свой вклад в дело обеспечения существования Российского
государства!

P.S. В канун празднования Дня пограничника из Москвы пришло
сообщение: Указом Президента Российской Федерации орденами и медалями
награждены ряд военнослужащих Аргунского пограничного отряда, которые
отличились при выполнении боевых задач в одноимённом ущелье Чечни.
Ордена «За военные заслуги» удостоен и начальник отряда полковник Иван
Агеенко.

Текущая страница: 35 (всего у книги 37 страниц)

2. ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙСКА В ЧЕЧЕНСКОМ КОНФЛИКТЕ

Предпосылки и причины чеченского конфликта, безусловно, носят комплексный характер. Тут и смена общественного строя в стране, и поощрение сепаратистских движений на местах, и непоследовательность российского руководства по отношению к чеченскому сепаратизму, и оставление большого количества оружия и боевой техники после вывода советских войск из Чечни.

Наряду с внутренними причинами, способствовавшими возникновению чеченского политического конфликта и перерастанию его в военный, существовали и причины внешние. Есть много факторов в этом регионе, привлекающих к себе постоянное внимание. Один из них – запасы нефти676
По оценке специалистов, только в Прикаспии и на акватории Каспийского моря сосредоточено около 25 млрд. т нефти.

При сокращении нефтяных запасов на планете данный регион превращается в зону повышенных интересов многих субъектов мировой политики, в частности США, Великобритании, Германии, а также некоторых других стран Запада и Ближнего и Среднего Востока. Весьма существен в Чечне и фактор исламизма, точнее поощряемого Саудовской Аравией движения ваххабитов, крайне агрессивного не только к «неправоверным», но и к сторонникам традиционного ислама.

Воздействие этого комплекса причин осложнило военно-политическую обстановку на Кавказе. В начале 90-х гг. возник конфликт между осетинами и ингушами. Чечено-Ингушская АССР разделилась на две республики в составе России. Именно в это время в Чечне проходила перегруппировка и концентрация политических сил. Были декларированы первые требования о предоставлении ей суверенитета.

События развивались в такой последовательности. В ноябре 1990 г. был образован Общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН). Его исполком возглавил Д. Дудаев. I съезд ОКЧН принял Декларацию об образовании Чеченской Республики (ЧР), а сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР – Декларацию о суверенитете. В марте 1991 г. законодательный орган Чечено-Ингушетии постановил отказаться от проведения российского референдума. С этого времени ЧР не участвует в общероссийских политических мероприятиях. В то же время некоторые ингушские районы (Назранский, Малгобекский и Сунженский) приняли участие в российском референдуме. Объективности ради следует отметить, что политических причин для сепаратизма со стороны чеченцев не существовало. Верховный Совет России в 1991 г. принял Закон о реабилитации репрессированных народов, который осудил жестокость и признал незаконность действий сталинского режима, предусмотрел ряд мер по устранению последствий насильственной депортации чеченцев, ингушей и других народов. Правительство России выделило значительные средства для реализации социально-экономических и экологических программ на Северном Кавказе.

Тем не менее сепаратизм набирал силу, искусно подогреваемый как изнутри честолюбивыми и небескорыстными деятелями, так и извне силами, заинтересованными в ослаблении России. В июле 1991 г. II съезд ОКЧН официально объявляет о выходе из состава РСФСР и СССР, а в сентябре Д. Дудаев изгоняет Верховный Совет, возглавляемый Д. Завгаевым, и распускает в то время еще существовавший Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики. В октябре 1991 г. исполком ОКЧН с нарушениями демократических норм проводит выборы парламента и президента. Верховный Совет РСФСР признает выборы незаконными, но, несмотря на это, Д. Дудаев становится президентом Чечни. Возникает оппозиция дудаевской администрации. В апреле 1993 г. Дудаев распускает Совет Министров и парламент и вводит президентское правление. Объявляется независимость Республики Ичкерия. Однако власть в Чечне не была легитимной, так как большая часть ее жителей не участвовала в выборах президента.

Достижение политических целей сепаратистами предусматривало использование военных средств. С первых дней своего существования режим приступил к созданию вооруженных формирований и их техническому оснащению. На первом этапе основным источником поступления оружия и боевой техники дудаевским незаконным формированиям стало вооружение советских войск. Еще до их вывода в июне 1992 г. был организован ряд нападений на воинские части в целях захвата оружия. Последнюю точку в снабжении оружием незаконных формирований в Чечне поставил бывший тогда министром обороны РФ П.С. Грачев677
Кто развязал вооруженный конфликт в Чечне. Комиссия Говорухина. М., 1995.

О том, каким образом было оставлено оружие на чеченской территории, докладывал заместитель начальника Генштаба генерал-полковник В. Дубинин в июне 1992 г. Отвечая на запрос председателя Комитета по вопросам безопасности Верховного Совета РФ С. Степашина, он, в частности, отмечал: «Вследствие резкого обострения обстановки в г. Грозном и ультимативного требования руководства Чечни к военным до 10 июня с.г. покинуть город командование СКВО было вынуждено срочно вывести оставшийся личный состав Грозненского гарнизона за пределы республики. В результате часть вооружения, боеприпасов и запасов материальных средств были захвачены»678
Музаев Т . Чеченская Республика: Органы власти и политические силы. М., 1995, с. 25–26.

Достоверных данных о составе и численности незаконных вооруженных формирований (НВФ) в Чечне не было. Правительство национального возрождения заявляло о наличии 4–5 тыс. человек, в том числе 1,5–2 тыс. наемников и 1 тыс. добровольцев в основном из сельских районов самопровозглашенной Ичкерии. По данным соответствующих органов Российской Федерации, в рядах дудаевских ополченцев насчитывалось около 15 тыс. человек, в том числе в Грозном и Гудермесе – по 5 тыс., в Шеховском районе – 1,5 тыс., в горной части Чечни – 2 тыс., в Аргуне – 500 человек и в ст-це Каргалинская – 100 человек. Точные сведения о количестве оружия и боевой техники у дудаевцев отсутствовали. Из заявления экссекретаря Совета безопасности РФ О. Лобова следовало, что на вооружении НВФ было около 300 учебных самолетов, 100 современных танков, десятки установок «Град», различные виды артиллерийских установок, средства ПВО, множество стрелкового оружия.

По данным наблюдателей, в НВФ Чеченской Республики насчитывалось: танков Т-62 и Т-72 – 42, БМП-1 и БМП-2 – 36, БТР-70 и БРДМ-2 – 30, противотанковых ракетных комплексов «Конкурс» – 2, «Фагот» – 24, «Метис» – 51, гранатометов РПГ-7 – 513, реактивных систем залпового огня (РСЗО) – 24, минометов, пушек и гаубиц – 124, самолетов и вертолетов – 258, средств ПВО («Стрела», «Игла», «Шилка, а с 1999 г. и «Стингер») – 40, стрелкового оружия – более 41 тыс. единиц679
Новичков Н.Н. и др . Российские Вооруженные Силы в чеченском конфликте: Анализ. Итоги. Выводы. Париж. М., 1995, с. 13–17.

Организация экономической, социально-политической и духовной жизни в республике свидетельствовала о реакционно-криминальном характере дудаевского режима. Это и стало основной причиной его противостояния с оппозицией. С августа 1994 г. в ЧР фактически была развязана гражданская война. Ультимативное требование Президента России прекратить огонь и сложить оружие выполнено не было. Д. Дудаев объявил о мобилизации и информировал мировую общественность о том, что в республику стягиваются добровольцы со всего Кавказа.

Обсуждение чеченской проблемы на заседаниях Совета безопасности (СБ) начиная с 1992 г. и мирные переговоры не привели к нормализации отношений внутри Чечни и ЧР с РФ. Решение применить военную силу в Чечне было принято Президентом Российской Федерации 30 ноября 1994 г. Его указом была создана группа руководства действиями по разоружению НВФ, на основе которой в декабре этого года сформирован штаб руководства военной операцией в Чечне во главе с Н. Егоровым. В группу входили руководители всех силовых ведомств, включая директора Федеральной пограничной службы генерал-полковника А.И. Николаева. 1 декабря 1994 г. Президент РФ «в целях неотложных мер по урегулированию вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и в соответствии со ст. 83 Конституции Российской Федерации» назначил полномочного представителя Президента России в Чеченской Республике. Он гарантировал освобождение от уголовной ответственности граждан Чеченской Республики, добровольно сдавших оружие и непричастных к тяжким преступлениям против человечества. Однако указ Президента России не возымел действия на чеченских сепаратистов, и 9 декабря 1994 г. он подписывает Указ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта».

Для проведения операции по разоружению НВФ со стороны Вооруженных Сил РФ были созданы три группы: «Север», «Запад» и «Восток». Состав был весьма неоднородным. К операции привлекались соединения и части четырех видов вооруженных сил, пограничные и внутренние войска, силы и средства Федеральной службы контрразведки (ФСК). Основу ее составляли: 8-й армейский корпус, 76-я (Псковская) дивизия ВДВ и другие соединения и части военных округов. Численность войск менялась, и на момент заключения Хасавюртовских соглашений группировка вооруженных сил в Чечне составляла 39 188 человек, в том числе: Министерства обороны – 12 990, внутренних зойск – 24 229, подразделений спецназа МВД – 1969 человек680
Красная звезда, 1996, 4 окт.

11 декабря 1994 г. федеральные вооруженные силы, войска МВД и других силовых структур были введены в Чеченскую Республику. В Обращении Президента РФ к гражданам России отмечалось: «Сегодня, 11 декабря 1994 года, на территорию Чеченской Республики введены подразделения войск Министерства внутренних дел и Министерства обороны Российской Федерации. Действия правительства вызваны угрозой целостности России, безопасности ее граждан как в Чечне, так и за ее пределами, возможностью дестабилизации политической и экономической ситуации»681
Российская газ., 1994, 13 дек.

Сложившиеся условия объективно, пусть и опосредованно, вводили в чеченские события войска Кавказского особого пограничного округа (КОПО). Войска округа до введения федеральных сил в Чечню осуществляли охрану государственной границы и защиту интересов России по двум рубежам: первый – на границе бывшего Советского Союза с Турцией и Ираном (силами двух войсковых групп – «Грузия» и «Армения»); второй – на государственной границе России с Грузией и Азербайджаном.

Обстановка на границе осложнялась по мере нарастания противоборства между Грозным и Москвой, между режимом Дудаева и оппозицией в Чечне. Участились попытки провоза через границы контрабандного оружия, пересечения ее по поддельным документам, нарушения морской границы на Черном и Каспийском морях военными, торговыми и промысловыми судами. Все это еще до принятия решения на применение Пограничных войск РФ в чеченском конфликте вынуждало осуществлять охрану границы в усиленном режиме.

Впервые вопрос о включении пограничных частей и подразделений в операцию по разоружению НВФ рассматривался на заседании СБ в ноябре 1994 г. Руководство ФПС России высказало мнение о нецелесообразности применения пограничных войск для прикрытия административной границы Чечни с Дагестаном и Ингушетией. Тем не менее Совет безопасности решил включить пограничников в состав федеральных сил. Им была поставлена задача прикрывать административную границу, а также выполнять поручения по восстановлению и поддержанию конституционного порядка на сопредельных с Чечней территориях субъектов Российской Федерации682
Интервью А.И. Николаева // Панорама, 1995, № 10, с. 11.

Указом Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. правительству поручалось в соответствии с пунктами «д» и «е» ст. 114 Конституции России использовать все имеющиеся у государства средства для обеспечения государственной безопасности683
Война в Чечне. Кризис федеральной власти // «Клуб Реалисты», М., 1995, с. 80.

Во исполнение этого Указа было принято постановление правительства России от 9 декабря 1994 г. «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа». На основании этих документов 17 декабря 1994 г. Совет безопасности принял решение о привлечении пограничных войск к выполнению задачи по прикрытию административной границы Чеченской Республики с Ингушетией (протяженностью 80 км) и Дагестаном (150 км). Конкретные задачи войскам были определены в решении Совета безопасности РФ от 6 января 1995 г. и директиве директора ФПС России от 9 января 1995 г. 10–11 января того же года была осуществлена перегруппировка войск КОПО и взяты под охрану участки административной границы ЧР в бывшей зоне ответственности внутренних войск МВД России.

По замыслу руководства ФПС России, главной целью пограничных войск на административной границе Чечни, Ингушетии и Дагестана должны были стать прикрытие и контроль тех важнейших направлений, которые могли бы использовать сепаратисты и их покровители для переброски в Чечню оружия, материальных средств, наемников и для других целей, и тем самым оказание содействия Министерству обороны и МВД. К июню 1995 г. группировка была сформирована. Всего для выполнения задачи руководством погранвойск было привлечено около 6 тыс. человек684
Граница России, 1997, № 1.

Пограничные войска получили две зоны ответственности в Дагестане и одну в Ингушетии.

Выполнение задачи по прикрытию административной границы Чечни, недопущению провоза контрабанды и проникновения боевиков было чрезвычайно затруднено. Полное закрытие административной границы для передвижения граждан и транспортных средств оказалось невозможным по объективным причинам. Пограничные войска прикрывали только участки с наиболее интенсивным движением. Во исполнение указов президента и решений Совета безопасности в ФПС России был разработан план действий, создана система управления, включающая кроме постоянно существующих органов оперативные группы и др.

По решению командующего войсками КОПО предусматривалось во взаимодействии с соединениями и частями Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД и управлениями ФСБ сосредоточить усилия по охране государственной и административной границы на направлениях активных действий экстремистских, националистических и контрабандных группировок. Происходило последовательное наращивание усилий в прикрытии границы путем выставления на предполагаемых участках прорыва пограничных постов. В необходимых случаях применялись авиация, морские силы и средства. Войска КОПО усиливались внештатными мотоманевренными группами.

Тактика пограничных войск обусловливалась приемами и методами борьбы НВФ, которые включали: засады, минирование объектов и коммуникаций пограничных войск, обстрелы их позиций, прорывы для совершения диверсионных и террористических актов, нападения наемников, переодетых в форму российских военнослужащих, на пограничные подразделения и колонны для захвата оружия и боевой техники, похищение пограничников в целях получения выкупа или обмена на пленных боевиков и лиц, отбывающих наказание в местах заключения за всевозможные преступления.

Исключительно высокая мобильность незаконных вооруженных формирований вынуждала командование округа совершать маневры имеющимися силами и средствами на наиболее угрожаемых направлениях, непрерывно наращивать плотность охраны государственной и административной границы, создавать резервы, вести жестхую оборону на прикрываемых участках и активные засадные и разведывательно-поисковые действия, наносить огневые удары по противнику, чтобы не допустить прорыва чеченских формирований через административную границу на территорию сопредельных с Чечней субъектов Российской Федерации.

По мере накопления боевого опыта личный состав погранвойск, принимавший участие в чеченском конфликте, постоянно совершенствуя боевое и служебное мастерство, успешно выполнял поставленные задачи. По оценке руководства ФПС РФ, особенно сложная обстановка возникла на административной границе Чечни с Ингушетией в районе населенных пунктов Нижний и Верхний Алкун, Алхасты. Боевики не прекращали попыток минировать приграничную территорию, захвата заложников, прорыва границы в целях проникновения на территорию Ингушской Республики. На дагестано-чеченском участке обстановка была не намного лучше. Только за 1995 г. подразделения погранвойск, дислоцируемые на административной границе Чечни, 119 раз вступали в боевые столкновения с нарушителями. О напряженности обстановки на границе говорит динамика противоправных действий по отношению к пограничникам в первые месяцы военного конфликта. Если за декабрь 1994 г. было совершено одно подобное действие, то в январе 1995 г. их было уже 20, в том числе 13 обстрелов, 5 нападений, 2 случая минирования. Погибли три пограничника, трое были ранены.

Отдельные периоды противостояния были особенно напряженными. Например, только с 3 по 10 февраля 1995 г. было совершено 16 противоправных актов в отношении пограничников. О варварском характере действий дудаевских формирований свидетельствуют события в населенном пункте Ассиновская, где были зверски убиты три пограничника, а их трупы обезображены. Ряд подобных акций предпринимался в целях деморализации пограничных войск. Бандитские вылазки НВФ получали раз за разом все более решительный отпор.

Так, 19 мая 1995 г. в районе пос. Мужичи группа чеченских боевиков численностью более 30 человек совершила нападение на бронетранспортер пограничных войск. Завязался бой, который продолжался около двух часов. Слаженность экипажа, взаимовыручка, приобретенная уже в ходе выполнения служебно-боевых задач на административной границе, вынудили боевиков отступить.

18 июня 1995 г. нападению боевиков подвергся пограничный пост в селении Зиберхали. Соотношение сил было неравным, но пограничники, несмотря на это, остались верными своему воинскому долгу. Умело маневрируя, используя инженерные сооружения и естественные укрытия, они выдержали натиск боевиков. Руководство боевыми действиями умело осуществляли майор И. Пинчук, капитаны И. Бондаренко, В. Бухаров, А. Виноградов, младший лейтенант П. Иваненко, проявившие при этом высокие командирские качества. Геройски действовали в бою младшие сержанты А. Писличин, В. Антропов и другие воины. Акция по уничтожению пограничного поста и захвату оружия, боеприпасов и материальных средств не удалась. Но в этом бою погибли ефрейтор И. Асадуллин, рядовые В. Васильев, С. Красноглазов и С. Рябов. Одна из застав Железноводского погранотряда названа сегодня именем отважного пограничника И. Асадуллина.

У ст-цы Нестеровская в январе 1996 г. неизвестные убили сержанта С. Нензу. Через несколько дней из засады на окраине этой станицы из автоматического оружия практически в упор был обстрелян бронетранспортер, возвращавшийся с поста боевого охранения в расположение мотоманевренной группы. На борту машины находилось восемь человек. В результате бандитского нападения погибли начальник заставы капитан А. Прилуцкий, командир роты материального обеспечения Игнатовской школы сержантского состава старший лейтенант В. Носиков. Еще двое пограничников были тяжело ранены.

Боевые действия на границе требовали соответствующих мер от Главного штаба пограничных войск.

Командованию КОПО постоянно приходилось осуществлять маневры имеющимися силами и средствами в целях безусловного выполнения поставленных перед войсками округа задач, повышения безопасности на особо угрожаемых направлениях. В борьбе с чеченскими незаконными формированиями они использовали жесткую оборону, осуществляли активные засады и разведывательные поиски, наносили огневые удары по противнику в случаях осуществления попыток прорыва через административную границу на территорию сопредельных объектов Российской Федерации. В ходе выполнения служебно-боевых задач неуклонно совершенствовалось взаимодействие войск округа с другими войсками, участвующими в разоружении незаконных военизированных формирований и наведении конституционного порядка в Чеченской Республике, хотя многие проблемы взаимодействия погранвойск с другими войсками долгое время оставались нерешенными.

Чем дольше продолжался военный конфликт в Чечне, тем больше требовалось незаконным вооруженным формированиям оружия, боеприпасов, других материальных средств для ведения боевых действий с федеральными силами. Пополнить боевые запасы было возможно лишь за пределами чеченской административной границы. И чем острее ощущалась надобность в оружии, тем напряженнее становилась жизнь пограничников. Складывающаяся военная обстановка вынуждала действовать активно, вырабатывать новую тактику, непрерывно совершенствовать профессиональное мастерство.

Но, несмотря на полную самоотдачу пограничных частей и подразделений, участвующих в прекращении военного конфликта на территории Российской Федерации, результативность их служебно-боевой деятельности не могла быть достаточно эффективной. Это обусловливалось рядом причин, негативно влияющих на характер и результаты жизнедеятельности пограничных войск.

Одной из таких причин являлось отсутствие правовой базы применения войск во внутренних военных конфликтах. В ст. 30 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» говорится: «Пограничные войска охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, а также в пунктах пропуска через Государственную границу… Не допускается использование Пограничными войсками предоставленных им прав для решения задач, не возложенных на них федеральными законами». Служебно-боевая деятельность погранвойск на административной границе ни одним законодательным актом не предусматривается.

Отсутствие четко установленной границы между Чечней и другими субъектами Российской Федерации, режима пропуска граждан и различных грузов с территории Дагестана, Ингушетии в Чечню и обратно, а также отсутствие правовой базы использования пограничных войск во внутренних военных конфликтах ставили пограничников в весьма трудное положение.

Существенно затрудняла выполнение ими служебно-боевых задач прозрачность границ Азербайджана с Турцией и Ираном. Определенные политические силы, будучи заинтересованными в нагнетании напряженности на Кавказе, использовали открытую границу в неблаговидных целях. Например, до введения временных ограничений на пересечение государственной границы из Азербайджана в Россию выехали 16 тыс. человек, а возвратились только 14 тыс. Более 200 иностранных граждан дальнего зарубежья с паспортами СССР, выданными МИД Азербайджана, не получили разрешения на въезд, так как они имели характерные признаки наемников685
Правда, 1996, 15 окт.

Пресекались также попытки переправить из Азербайджана в Чечню большие партии оружия…

Негативное влияние на жизнедеятельность пограничных войск оказывало неприятие большинством населения, многими политическими партиями и движениями силовых методов разрешения чеченского кризиса. Совет Федерации накануне (8 декабря 1994 г.) принятия Президентом России Указа «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» (9 декабря 1994 г.) принял постановление «О положении в Чеченской Республике», в котором осудил использование войск в разрешении конфликта. Исполнительной власти было предложено строго руководствоваться Конституцией и федеральными законами при выборе методов и средств для сохранения государственной целостности страны, прекратить вооруженное противостояние и «не допускать применения силы на территории Чеченской Республики до принятия в соответствии с Конституцией Российской Федерации компетентными органами иного решения»686
Война в Чечне: Кризис федеральной власти, с. 81.

Существенным фактором, влияющим на результативность выполнения пограничниками боевых задач в зоне чеченского конфликта, являлось слабое материально-техническое и финансовое обеспечение. По данным бывшего директора ФПС России генерала армии А.И. Николаева, выставление подразделений погранвойск на административной границе с Чечней осуществлялось за счет уже утвержденного бюджета Федеральной пограничной службы России. Никаких дополнительных ассигнований не производилось687
Моск. комсомолец, 1995, 30 мая.

В результате хронического недофинансирования долг КОПО поставщикам к сентябрю 1996 г. достиг почти 15 млрд руб. Помощь от местных организаций в этом же году превысила 9 млрд. руб. и явилась одним из источников финансирования жизнедеятельности пограничников. Но этих средств было явно недостаточно. Например, доставка из Забайкалья на Кавказ в одну сторону только одной мотоманевренной группы обходилась в 1 млрд руб. (по курсу 1996 г.), а в Чечне их насчитывалось более десяти688
Интервью А.И. Николаева …, с. 11.

Только на питание личного состава КОПО, как заявлял командующий войсками генерал-полковник В Л. Земцов, требовалось 460 млн. руб. в сутки. Свыше 30 частей и соединений округа были расквартированы по полевому варианту, в палатках689
Сельская жизнь, 1996, 24 сент.

Ни в какое сравнение не шло материально-техническое обеспечение незаконных чеченских военизированных формирований.

Но особенно негативное воздействие на характер и результаты служебно-боевой деятельности пограничников, участвующих в чеченском конфликте, оказывал криминальный аспект. Он проявился прежде всего в противозаконном накоплении оружия и боевой техники на территории Чечни – одного из субъектов Российской Федерации и в сосредоточении их в руках политической силы, проводящей активную деятельность по разрушению государственной целостности страны.

Криминальный аспект просматривался и в непрерывном пополнении средств ведения войны, материальных, экономических и финансовых ресурсов незаконными вооруженными формированиями в ходе боевых действий в Чечне. На наличие криминала в чеченском конфликте указывалось и на слушаниях в Госдуме по чеченскому вопросу. В ходе обсуждения отмечалось, что не столько из-за границы, сколько из России «поставляются БТР-90, грузовики с оружием и боеприпасами для боевиков. Плати деньги – и оружие будет»690
Новая газ., 1996, 7-13 окт., с. 8.

Небезосновательны и многочисленные указания, что наиболее экстремистски настроенные элементы находили моральную и финансовую поддержку со стороны некоторых московских правительственных чиновников и олигархов.

Криминалом являлось и то, что сотни миллиардов рублей, выделенных на восстановление разрушенного хозяйства Чечни, не использовались по назначению, уходили из бюджета бесследно. «Мы можем с большой долей ответственности говорить о том, что для выполнения задач, для ведения боевых действий никто ни в Чечне, ни в Чечню не пробирается горными тропами, – заявлял директор ФПС России генерал армии А.И. Николаев. – Боевики – живые и раненые – вполне комфортабельно передвигаются с соответствующими законным образом оформленными документами. И решить эту проблему невозможно только с помощью проведения определенных мероприятий на государственной границе»691
Лит. газ., 1996, 4 сент.

Всему этому пограничники противопоставляли достаточно эффективную систему управления войсками во всех видах их боевой деятельности и формах жизнедеятельности, непрерывное и на максимальном уровне возможностей ФПС России обеспечение служебно– боевой деятельности войск КОПО, организацию взаимодействия и взаимопомощи соединений и частей округа, верность личного состава воинскому долгу, высочайшую ответственность за судьбу общества и государства.

Высокие морально-боевые качества воинов границы были и остаются важнейшим фактором боеготовности погранвойск. Но опыт их участия в чеченском конфликте показал, что способность к действиям в экстремальной ситуации не дается от рождения, а формируется целенаправленной кропотливой работой командиров, воспитателей, организацией повседневной жизни.

Группировка пограничных войск на указанных направлениях выполняла поставленные задачи до конца ноября – начала декабря 1996 г., после чего было принято решение о передаче участков, прикрываемых пограничниками на административной границе с Чечней, под контроль МВД692
Граница России, 1997, № 1.

Подписание 22 августа 1996 г. так называемых Хасавюртовских соглашений о неотложных мерах по прекращению огня и боевых действий в Грозном и на территории Чеченской Республики положило начало прекращению боевых действий и выводу федеральных войск в районы прежней или новой дислокации, но до нормализации отношений центра с ЧР было еще далеко. Каждая из воевавших сторон заявляла о собственной победе. Однако выигрыш чеченской стороны был более очевиден, поэтому от руководства Российской Федерации требовались воля и безграничное терпение для полной и окончательной нормализации положения в Чечне и во всем Северо-Кавказском регионе.

Руководители ЧР, не говоря уже о полевых командирах, как часто называют лидеров вооруженных группировок, не скрывали своей цели на отделение от России. Один из наиболее авторитетных среди них Ваха Арсанов заявил: «Пусть все, кому не нравится Ичкерия, уезжают в свою Россию. Я их в упор не вижу и знать не хочу»693
Моск. новости, 1996, 10 сент.

Не только заявления, но и конкретные действия сепаратистов подчеркивали их пренебрежительное отношение к Хасавюртовским соглашениям. Силовые структуры Российской Федерации были выведены из мятежной республики, а разоружение боевиков не проводилось, пленные не выдавались. Активно претворялась в жизнь идея создания так называемого вайнахского государства, предусматривающая включение в состав Чечни Ингушетии, части Дагестана с выходом к Каспийскому морю и отторжение части Ставропольского края.

Руководство России находилось если не в полной растерянности, то в ожидании некоего саморазрешения проблемы. Взрывы в Армавире, Пятигорске, Каспийске, сотни похищенных российских и иностранных граждан, укрепление отрядов боевиков на территории Чечни, нападения на милицейские блокпосты и воинские части и многое другое свидетельствовало о целеустремленности чеченской стороны в достижении своих целей и пассивности официальной власти Российской Федерации в решении проблемы Чечни и Северного Кавказа в целом.

В этих условиях на многих участках КОПО служба была организована по усиленному режиму. Резко ухудшилась криминальная обстановка. В пять раз возросло количество нарушений территориальных вод иностранными судами. Наиболее серьезная ситуация сложилась на российско-азербайджанском участке границы, где за 1996 г. произошло более половины от общего количества задержаний контрабандистов. Только браконьерская добыча осетровой икры, по прогнозам, достигла 200 т в год. Убытки преступных кланов от акций пограничников по задержанию спирта на российско-грузинской границе оцениваются в 4 трл. неденоминированных рублей. Однако противостояние на пропускном пункте «Верхний Ларс» закончилось далеко не в пользу ФПС России. По одной из версий именно в отмщение за честную и принципиальную службу был взорван дом, в котором проживали пограничники Каспийского пограничного отряда. Жертвами стали 54 человека. В 1997 г. были взяты в заложники 10 российских пограничников. В июне 1998 г. подверглись обстрелу отдельная авиационная эскадрилья КОПО и гражданский транспорт в 200 м южнее пропускного пункта «Верхний Ларс».

На заседание Конституционного суда активистов пускали выборочно

Сегодня, 27 ноября, Конституционный суд России рассмотрел запрос главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова о соглашении об установлении административной границы между Ингушетией и Чечней, по которому часть ингушской территории переход под контроль Грозного. Ранее Конституционный суд Ингушетии признал незаконность этого документа и Евкуров, фактически, оспаривает это решение в Санкт-Петербурге. Решение Конституционного суда на данный момент не озвучено.

Глава Ингушетии заявил – «каждый желающий смог там присутствовать ». Но на самом деле это было не так. О том, как реально проходило заседание во главе с председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным «Обзору» рассказал председатель республиканского отделения партии «Яблоко» Руслан Муцольгов:

Конечно, и речи нет о реальной открытости заседания, учета на нем всех обстоятельств, а также справедливом рассмотрении только потому, что люди, зарегистрировавшиеся на сайте Конституционного суда России в установленном самим же судом порядке, не попали на процесс. Преднамеренно не пустили без объяснения причин меня и еще порядка десяти человек, специально приехавших из Ингушетии. Пока мы стояли и ждали, в зал абсолютно без препятствий, даже без пропусков проводили целые группы, представлявшие властные круги, в том числе «карманную» общественность. Правда, на заседании присутствовали и депутаты Народного Собрания Ингушетии, и представители Всемирного конгресса ингушского народа, которым просто дали высказаться, но практически весь зал был забит людьми, которыми его просто наполнили, чтобы не пустить реальных активистов, заинтересованных в объективном рассмотрении вопроса.

На митинг в Магасе, по оченкам организаторов, пришли более 10 тысяч человек

www.facebook.com

Процесс готовился в исключительной спешке и, скорее всего, для оправдания действий главы республики. Обычно подготовка к заседанию Конституционного суда России занимает месяцы, а здесь от подачи запроса до рассмотрения прошло меньше трех недель. Наконец, изначально Конституционный суд России не имел права принимать обращение Евкурова, так как этот вопрос не в его компетенции и глава республики фактически обжалует законное решение Конституционного суда Ингушетии, что вообще невозможно.

Иллюзий насчет решения Конституционного суда России о соглашении по границе с Чечней не питаем. Но остается надежда, что суд все-таки будет мудрее и не пойдет на поводу у властей, а вынесет оптимальное решение, основанное на законе, а не лоббировании чьих-то сиюминутных интересов.

В республике этого решения ждут с нетерпением. Сегодня в Назрани прошел митинг, в котором приняли участие более 10 тысяч человек – для чуть более 400-тысячной Ингушетии это огромные цифры. И каждый из этих людей ждет, что скажет Конституционный суд.

Ранее « » писал, что Конституционный суд России принял запрос о проверке соответствия соглашения о границе между Ингушетией и Чечней тексту Конституции. Документ, по информации пресс-службы, проходит предварительное изучение в секретариате.

Конституционный суд Ингушетии закон, принимающий соглашение о границе, конституционным, а также решил, что территориальный вопрос может решаться только на референдуме. В ответ на это глава республики Евкуров о продолжении действия соглашения и о намерении проверить компетентность местного суда в принятии таких решений. По мнению руководителя региона, договор с Чечней может проверить только Конституционный суд и исключительно на соответствие главному закону страны.

Напомним, 26 сентября в Магасе соглашение о границе между Чечней и Ингушетией. 4 октября соглашение ратифицировали парламенты республик. Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров заявили, что граница не будет препятствием, а ее установление является историческим событием для регионов. Ингушские тейпы Евкурова в предательстве интересов республики. Жители , что территория передана Чечне из-за нефти.

ПОГРАНИЧНИКИ Северо-Кавказского регионального управления (СКРУ) ФПС приняли под свою охрану два участка административной границы с Чечней, примыкающие к российско-грузинской государственной границе. Один - на территории Дагестана в пределах Цумадинского района, другой - в Джейрахском районе Ингушетии. На новых рубежах возводятся необходимые оборонительные сооружения, отработано взаимодействие с группировками Минобороны и МВД. Пограничные подразделения усилены тяжелым оружием. Созданы необходимые резервы. Армейские артиллеристы и вертолетчики по просьбе пограничников готовы в любой момент прийти им на помощь. При организации системы огня учтены все возможные подходы боевиков к заставам и блокпостам. К немедленному открытию огня днем и ночью постоянно готовы расчеты дежурных орудий, минометов и систем залпового огня. Проведены тренировки по применению дистанционных авиационных и артиллерийских средств минирования.

Один из руководителей российских пограничников генерал-лейтенант Николай Резниченко особо отметил, что в местах дислокации застав и постов между пограничниками и населением достигнуто полное взаимопонимание. После того что натворили в августе в Цумадинском районе боевики Хаттаба и Басаева, местные жители поняли, какая угроза исходила для их семей с территории Чечни. Те, кто живет в горных селениях, и ополченцы помогают пограничникам наладить быт, обустроить оборонительные рубежи, сообщают о всех подозрительных лицах. Российские военнослужащие, со своей стороны, обеспечили средствами связи всех глав поселковых администраций, и теперь данные об обстановке на административной границе своевременно сообщаются на командный пункт.

Другим важным направлением деятельности СКРУ, по словам генерала, является пресечение попыток проникновения на Северный Кавказ иностранных наемников и оружия с территории сопредельных Азербайджана и Грузии. По словам Николая Резниченко, полное взаимопонимание по этому вопросу было достигнуто во время недавней его встречи с командующим погранвойсками Азербайджана генералом Новрузовым. Азербайджанская сторона не только принимает все необходимые меры, но и готова по первой просьбе российских пограничников принять у себя соответствующую группу инспекторов для проверки данных, вызывающих сомнения. Что касается грузинской стороны, то пока такого взаимодействия с ней наладить не удалось. Грузинские пограничники также усилили охрану границы, однако, как отметил начальник Главного штаба ФПС России, российские пограничники не располагают какими-то конкретными данными о принятых их коллегами мерах.

Кстати, вчера посол Азербайджана в Москве Рамиз Ризаев, как и несколькими днями раньше его грузинский коллега, был приглашен в МИД России, где до его сведения была доведена имеющаяся у российской стороны информация относительно деятельности в Азербайджане организаций и фондов, которые под видом гуманитарной помощи мусульманам оказывают финансовое и иное содействие чеченским и дагестанским экстремистам и террористам.

В то же время помимо обстрелов позиций федеральных сил экстремисты планируют проведение нескольких изощренных акций. Российским спецслужбам стало известно о том, что Хаттаб и Басаев готовят крупную провокацию в отношении российских войск и населения Чечни, Дагестана и Ставропольского края. По их замыслу группы боевиков в форме военнослужащих федеральных войск должны совершить ряд зверских убийств, изнасилований и разбойных нападений на мирных граждан. При этом лжевоенные будут якобы находиться под воздействием алкоголя и наркотиков.

Для выполнения этих акций подобраны боевики с европейской и славянской внешностью. Известно, что в рядах бандитов, участвовавших в боевых действиях на территории Дагестана, были и украинцы, и белорусы, и представители балтийских стран. Преимущественно это были люди с криминальным прошлым, покинувшие свои страны, скрываясь от правосудия. Для проведения этой провокации у бандитов имеются комплекты полевой формы военнослужащих Российской армии и МВД, соответствующие знаки различия. Предусмотрено оставить на месте преступлений и другие "следы зверств" федеральных сил.

Цель акции - обвинить федеральные силы в совершении преступлений, массовых убийств, отсутствии дисциплины и порядка, вызвать соответствующие настроения населения Чечни, Дагестана и Ставропольского края.

Добрый день всем! Несколько дней назад я вернулся с Кавказа, с большой поездки по горам Чечни и Ингушетии, которая закончилась большим пресс-туром, организованным Пограничным управлением ФСБ по РИ для журналистов и блогеров региона.

На фото: река Асса в километре от границы с Грузией.

Сразу скажу, это был лучший пресс-тур в последнее время. Пару лет назад мне запрещали фотографировать погранинфрастуктуру даже издалека, а сейчас оказалось возможным побывать на четырех пограничных заставах Ингушетии (на одной мы ночевали), съездить в дикие заповедные места, куда не пускают гражданских, в том числе прямо на границу с Грузией. Нам детально показали, как живут пограничники, несут службу и охраняют территорию. И дали самим немного почувствовать в их роли)) Подобная открытость удивляет и радует. А больше всего меня поражает готовность погранслужб помогать туристам, доброжелательность и гостеприимность. Я помню как три года назад, еще до открытия границ и туристического кластера, на постах меня встречали с недоверием и опасением. Но уже в прошлом году пограничники при встрече, еще до проверки документов, меня начали приглашать в гостевую комнату "на чай". Я тогда был сильно удивлен. Оказалось, это не случайно. В погранслужбе действительно происходят положительные изменения, и пресс-тур это отлично показал.

1. Пресс-тур начался в Назрани, откуда мы организованной колонной, на новеньких "патриотах" двинулись в горы. В кармашке сидения каждый участник пресс-тура нашел минеральную воду "Ачалуки" и стаканчик. Мелочь, но как удобно прокатиться с удобствами на нормальном джипе:)

2. При въезде в горный Джейрахский район Ингушетии со стороны Владикавказа всех встречает контрольно-пропускной пост "Эзми", выполненный в форме средневековой арки. "Ворота в горы" были построены весной 2013-го, после того, как был облегчен порядок пропуска на пограничные территории. Сейчас для проезда гражданам России нужно показать только российский паспорт. Если вы забыли паспорт - придется ехать за ним обратно, тут граница, правила строгие, никакие другие удостоверения и "звонки другу" не принимаются. На наших глазах пограничники также провели выборочный досмотр багажника одной из проезжающих машин.

3. Мемориальная доска в память о погибших в годы войны.

4. Второй контрольно-пропускной пост "Хамхи" расположен при выезде из Ассинского ущелья, если добираться в горы из Сунженского района Ингушетии. Его реконструкция закончилась в 2015-м году, особенно красиво он смотрится вечером. Мы зашли внутрь, на мониторах было видно как осуществляется видео контроль. Как рассказал наш сопровождающий, сейчас при проверке паспортов особое внимание уделяется уменьшению возможных конфликтов с приезжающими, когда например, забывают паспорт.

5. Первая погранзастава со стороны военно-грузинской дороги, "Эзми". В глубине видны многоквартирные дома - тут строится жилье для нескольких десятков семей пограничников, обустраивается детская площадка. Также два больших дома будут в Магасе.

6. При въезде на каждую погранзаставу участников пресс-тура встречали на самом высоком уровне, проводили экскурсию, давали интервью.

7. В "Эзми" в те минуты устраивали экскурсию для школьников из соседнего Джейраха, пограничники рассказали о своей экипировке, но больше всего интерес вызвало, конечно, оружие)

8. Военное-патриотическая работа со школами района проводится регулярно.

10. Завтрак в столовой погранзаставы "Эзми". Булочки, фрукты, сладости, чай или кофе. Сервировка как в ресторане:)

11. Вторая погранзастава в Ингушетии - "Ляжги", расположена недалеко от известного водопада .

12. Тут нам показали местную баню)

13. Это парилка.

14. А это часть зоны отдыха. Напротив - большой стол с самоваром.

15. Мы спустились в складские помещения. Это овощехранилище. Тут поддерживается комфортная температура для хранения, продукты свежие, местная фермерская продукция.

16. Второй завтрак) Пограничники не отпустили нас пока мы не остались на чай:) Каждая столовая в погранзаставах сделана в индивидуальном дизайне, с душой, силами самих же пограничников. По мне тут настоящая курортная зона, которая с успехом может конкурировать со столовой ЛОК "Армхи")))

19. Четвертая погранзастава в горной Ингушетии - "Бешт".

20. Она самая высокогорная, прямо под Цей-Лоам, такой вид видят пограничники каждый день.

21. Ниже погранзаставы - многочисленные охраняемые ущелья. В условиях горной местности самый популярный транспорт тут - лошадиный.

22. В "Беште" есть отдельные конюшни, каждая лошадь обычно имеет одного хозяина-всадника, но журналистам разрешили покататься на них.

23. Также на "Беште" есть ослики. Они перевозят грузы, без них - никуда. Ослики, кстати, хорошо размножаются))

24. Продовольственный склад. Нам показали даже содержимое холодильников, все продукты свежие, а в конце пресс-тура каждому участнику выдали в качестве презента сухой паек для горной местности) Он рассчитан на одного человека на один день, я его ел три дня, пока добирался до Москвы))

25. Снаряжение для спасательных команд. Почти такая же экипировка есть у меня.

26. Все коридоры погранзастав украшены фотографиями, это либо горы, либо башенные комплексы Ингушетии, либо из истории погранслужбы России.

27. Обед. Вкусно и сытно. Большое спасибо поварам!

28. Далее наш путь лежал вниз по перевалу, по новому асфальту, проложенному от поста "Хамхи" до почти у гостиницы для бейсджамперов. А чтобы соединить Джейрах и Таргим, осталось проложить около 10 километров асфальта, остальное уже готово.

29. По дороге к шестой погранзаставе, которая расположена под башнями Оздиче.

30. Остановка у знаменитых башен Вовнушки, построенного на краю скалы.

31. Пятая погранзастава, "Таргим".

32-33. Отработка выезда по тревоге. При получении команды (в громкоговорителях на всю заставу звучит определенный сигнал)) пограничники из состава "тревожной группы" или других должны оперативно собраться и выехать на автотранспорте, на это даются определенные временные нормативы. Учебные тренировки бывают каждую неделю, мы стали свидетелем одной из них.

34. Неотъемлемый спутник пограничников - служебные собаки.

35. Их тоже тренируют каждую неделю.

36. В том числе отрабатывают задержание правонарушителей.

37. Один из журналистов, Адам Буражев, вызвался проверить, насколько крепка хватка))

38. Каждая из собак закреплена за своим вожатым, их содержат в хорошо обустроенных вольерах.

39. Столовая для собак.

40. А это - специальный медицинский кабинет для их лечения.

41. Людям в "Таргиме" тоже комфортно) Кухня в одном из корпусов. На этой погранзастве мы и заночевали, отбой был после 21:00.

42. Завтрак в 8:00.

43. Недалеко от "Таргима" - один из старейших христинских храмов России Тхаба-Ерды. К нему нам сделали экскурсию.

44. Затем мы поехали в Пялинг.

45. Рядом с башнями расположено хозяйство Исрапила Чаниева.

46. Некоторое время назад, рассказал Исрапил, он получил травму, и первыми, кто ему оказал медицинскую помощь, были пограничники. Врач из погранзаставы навещал старика каждый день в течение двух недель, беспокоясь за его здоровье. Взаимовыручка в горах - непреложное правило даже сейчас.

47. Исрапил угостил нас яблоками из собственного сада.

48. И показал прудик, в котором водится рыба:)

49. Дальше наш путь лежал на самую границу с Грузией, тут буквально в километре от нее оборудован пограничный обогревательный пункт "Асса", предназначенный для отдыха пограничных нарядов в период длительного несения службы.

50. Он работает полностью автономно. А условия - почти как на курорте))

51. Следующая остановка - у скалодрома, для обучения горной подготовке. К проведению занятий приглашаются специалисты из КБР.

52. Наши журналисты тоже решили испытать себя, на спуске - Амир Кокурхоев ghalgha (кстати, Амир, было очень приятно тебя тут видеть, спасибо что ты помог мне попасть в этот пресс-тур:))

53-56. Недалеко от "Таргима" сейчас оборудуется стрелковый комплекс, на котором проводятся учебные стрельбы и отрабатываются приемы рукопашного боя.

54.

55.

56.

57. Журналистам не отказали в удовольствии прокатиться с ветерком)

58. По окончании на стрельбище приехал начальник Пограничного управления ФСБ России по Ингушетии генерал-майор Игорь Цветков, и состоялась небольшая пресс-конференция. Меня интересовал вопрос взаимоотношений погранслужбы с туристами и местным населением, готовы ли пограничники к увеличению приезжающих в район, готовы ли помогать в случае необходимости? Генерал-майор уверил, что с увеличение потока также будет наращиваться инфраструктура, и проблем не возникнет. Надеюсь, так и будет.

Также я много общался с рядовыми пограничниками (кстати, много приехало из Дагестана), меня впечатлило, что они хорошо знают историю, древние памятники на территории Ингушетии. Только я заикнулся о том, что хотел побывать в одном из отделенных башенных поселков - мне сразу нашли сотрудника, готового меня сопроводить. На телефонах многих ребят есть фотографии обнаруженных ими развалин в лесах, о которых мало кто знает. Есть те, кто почти вплотную добирался до Девичьей Башни, я видел ее фото вблизи! В общем, из разговоров я убедился, что времена варварского отношения к наследию прошлого прошли, сейчас погранслужба пытается сохранить, улучшить то, что есть, не меньше местных жителей, которыми, по сути, они уже и являются. Кстати, в этой записи я по понятным причинам не рассказал о технических средствах контроля, но поверьте, они есть, от простых видекамер, до специальных тепловизоров, от которых не ускользнет ничего.

В заключение пресс-тура каждому участнику была вручена благодарность (ее фото сразу опубликовал Ахмед Осмиев в своём инстаграмме , теперь походу все будут уверены что я работаю на ФСБ)).

Больше спасибо всем организаторам пресс-тура, все прошло по военному четко и слаженно. Удачи вам в несении службы и всем нам мирного неба над головой!

PS. Другие репортажи с пресс-тура:
Амира Кокурхоева: http://ghalgha.livejournal.com/505479.html
Адама Буражева:



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»