О церковных суевериях. Протоиерей Максим Козлов: Ошибки постящихся

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Поститься по строгому уставу, не шутить, не смеяться, внимательно читать состав продуктов и готовиться к самому худшему – все же знают, что в пост дела идут хуже некуда. «Правмир» представляет 10 популярных суеверий и заблуждений относительно Великого поста. Знаете еще? Добавляйте в комментариях на форуме.

Конечно, вы можете так поступить, ведь пост, во-первых – дело личное, во-вторых – творческое. Постарайтесь, чтобы ваше творчество не привело к Торжеству Православия на больничном одре.

Придется вкушать неуставную еду, а то и бульон мясной заботливые родственники притащат. Весь пост насмарку.

Правильно будет соизмерять силы и здоровье со своим стремлением поститься по всем правилам. Жесткий устав придуман был для монашествующих. А постная практика Восточного Средиземноморья в холодной части России – это, как минимум, не для всех.

Если же вы крепки телом и духом – пробуйте постепенно, и не надо никому ничего навязывать.


Пожалейте батюшку! У него большие нагрузки, особенно в первую седмицу, когда вы еще не определились с тем, что вам можно и нельзя.

О мере поста хорошо было бы советоваться заранее. Во всяком случае, не тащите священнику упаковку и не заставляйте его с лупой разбирать, какой в этих печеньках меланж – это просто глупо и невежливо.

Меру поста стоит определить для себя глобально. Но если уж вам так нравится выискивать следы молочного в капустных котлетах, эти поиски поддерживают в вас бодрый постный настрой, делайте это самостоятельно.


Вспоминается товарищ Огурцов: «Я и сам шутить не люблю, и людя м не дам». Он тогда пытался отравить всем Новый год, но из этого ничего не вышло. Зато какой образ!

Так что если цель – показать родным и коллегам, что православный пост – это не шутки, а весьма унылое и беспросветное существование, милости просим. Веселье испортить не выйдет, однако вряд ли ваши друзья через это приблизятся к христианству.

Если же в вашем коллективе принято травить скабрезные анекдотики, отпускать пошлые шуточки и сомнительные комплименты дамам, самое время свести на нет эти дурные привычки. И после поста уже к ним не возвращаться.


Если вы настолько погрузились в великопостное бдение, что грядущий день рождения не кажется поводом нарушить настрой – не отмечайте.

Если же мысль о празднике, попавшем на пост, тревожит, мучает и огорчает – конечно, стоит отметить на радость себе и родным. Мнения о том, как следует это делать, разнятся, поэтому решение за вами. Вкусный постный стол сегодня не проблема. А еще можно сделать из дня рождения благотворительную акцию, конечно, если это близко вам и вашим гостям.


Да можно, вопрос только – зачем?

Если никто вокруг не постится, а то и негативно относится к вере – не стоит рассказывать и раздражать людей лишний раз. Скорее всего, вы вступите в бесплодную дискуссию, от которой расстроятся все участники.

Если же вопрос задают прямо – нужно отвечать правду. И, конечно, удовлетворить искренний интерес к посту, ответить на вопросы. Часто люди сокрушаются о том, что даже не попробовали хоть минимально соблюсти пост – может, ваш рассказ придаст им решимости.


Еще один верный способ обрести вместе с постом кучу проблем, а то и помереть ненароком.

А если дело поручили на работе, можно ли его начинать, или подождать, пока уволят?

А если серьезно заболел ребенок, можно ли его лечить, или подождем, пока погибнет?

А если профессия предполагает экстремальные операции каждый день – пожарный, врач, полицейский? Им тоже следует подождать до Пасхи с вашим спасением?

Ответ напрашивается сам собой: не нужно придумывать причин не делать дело, хотя, возможно, в этом случае не так уж оно и важно. Если же исход дела сильно тревожит, может, лучше помолиться, а не откладывать его на послезавтра?


Суеверие, связанное с совершенно немилосердной, крайне неприличной, а откровенно говоря, просто гадкой привычкой совать свой нос куда не следует. А именно – в супружеские отношения.

Если же подобные мысли относительно чужих нездоровых детей иногда посещают, надо научиться хотя бы их не озвучивать, так как это принесет родителям дополнительную боль и отчаяние.

По поводу отношений в пост, как и в любое другое время, стоит лишь отметить, что это дело супругов, и больше ничье. А по поводу дат зачатия сомнения помогут развеять самые разные даты рождения святых подвижников Церкви, родители которых, возможно, не всегда соблюдали посты, но это не мешает нам сегодня молиться им и чтить даты их рождения и упокоения.


Это заблуждение. Таинство крещения, безусловно, совершается в пост, и нет дат, в которые оно не могло бы совершаться.

Также путаница может быть связана с таинством венчания, которое действительно не совершается в пост. Все остальные таинства в пост совершают, а к некоторым из них рекомендуется особенно усердно прибегать именно в этот период: к исповеди, причащению и соборованию.


Речь идет не об индивидуальном подходе к причастникам, и даже не о реальной практике конца XIX – начала XX века, а об очередном распространенном суеверии, которое вселяет в человека реальный страх: если причащаться чаще, случится что-то плохое.

Подкрепляется оно образными рассуждениями о том, что частое причастие, «как солнце, когда его слишком много, сжигает человека». Из этого, видимо, следует сделать вывод, что и солнца нам должно быть мало, чтобы жизнь малиной не казалась.

По вопросу о частоте причащения существует множество различных мнений, и здесь также есть место творчеству и личностному подходу. Не следует только превращать великое таинство в повод для страхов и суеверий.


Жить вообще тяжело, но у кого-то различные трудности почему-то связаны именно с постом.

Любопытно, что подмечают это именно верующие, те, кто постится.

От старшего поколения можно услышать ахи-вздохи: «Ох, искушения в пост». Молодежь как-то стесняется, вроде суеверие получается – разве не в пост не бывает тяжко?

Вероятно, в постное время обостряется чувствительность, ведь мы сосредоточены на борьбе с недостатками. Например, пытаемся сдерживаться, не ругаться – а сорвались, обиделись, рассорились, и от этого тяжелее, чем если бы это произошло в обычное время.

Бывает, что на это состояние накладываются и более тяжелые испытания, болезни, страдания. И не всегда советы «принимать это благодушно», размышления о том, что «искушения – это нормально и полезно» оказываются в тему. Пожалуй, самим таких советов в адрес других уж точно стоит избегать. Лучше оказать нашим близким реальную помощь и поддержку.

Ирина Якушева

Находясь раньше вне Православия, я и представить себе не могла, что в среде православных могут быть суеверия. «Как можно в них верить?» — думала я. Но, когда пришла в православие, поняла, что не все так просто. Церковные суеверия, верования в нечто тщетное, напрасное, распространяются столь быстро, что не успеваешь за ними уследить.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Без настоящей веры человек блуждает в жизни как в потемках и зачастую сам себе создает массу ложных ориентиров: разнообразные приметы, вещие сны, гадания, предзнаменования. Если Богу угодно что-то открыть тебе, Он сделает это так, что ты сразу поймешь. А когда человек сам навыдумывает себе массу каких-то примет и ни на чем не основанных правил, запретов, это чистейшей воды суеверия, даже если случаются они в церковных стенах. Чего только не придумывают! Какой рукой свечку следует передавать. Или — нельзя одну свечку от другой зажигать, чтобы чужую беду не подхватить. И много чего еще в таком же духе. Все это вымысел и никакого отношения к вере не имеет».

Печально то, что суеверия могут сильно отпугнуть людей, только приходящих к Богу. Помню себя, когда только начала ходить в церковь, суеверные люди ко мне так и липли. Всего и не перечислишь, но помню, как одна женщина, как мне показалось, воцерквовленная, сказала мне, что скоро, очень скоро, буквально в ближайшие дни, случится что-то страшное, а может, будет и Конец Света… Неизвестно, скольким людям она поведала свое предсказание, и сколько людей поверило в это.

Часто приходится слышать в нашем храме во время Всенощного бдения, что елеопомазание это и есть миропомазание, хотя последнее — одно из христианских таинств, через которое верующему подаются дары Святого Духа, и совершается оно непосредственно после Крещения. Распространенное суеверие, связанные с таинством Исповеди, известно наверно каждому. Также, по словам священников, люди рассказывают не о грехах, а о проблемах, считая, что проблемы сама по себе должны разрешиться. Совсем недавно после таинства Причащения по окончании службы, когда я начала подходить к иконе, ко мне тут же подбежала женщина и сказала, что после Причастия прикладываться к иконам нельзя. Игумен Тихон на сайте Владивостокской епархии говорит: «Если после Причастия вы запили запивку, то прикладываться можно, иначе тогда ложку за обедом нельзя было бы в рот класть». Касаемо Причастия еще приходилось слышать, что не следует чистить зубы перед этим таинством, так как ничего не должно входить в уста перед Причастием. Вот, что говорит на это протоиерей Дмитрий Смирнов на сайте «Радонеж»: «Вообще по утрам надо чистить зубы, особенно, если идешь в церковь. Даже хорошо бы и причесаться. Не плохо надеть и лучшую одежду, и чтобы она была чистая и выглаженная. А насчет того, что ничего не должно входить в уста - я такого нигде не читал. Когда мы делаем вдох, разве в наши уста не входит воздух? А с этим воздухом — вода? Ведь в атмосфере 70% процентов воды! Ну, а со вздохом мы еще вкушаем и пыль, а вместе с пылью микроорганизмы. Их вообще-то, можно воспринимать, как некую еду».

Нельзя тут не сказать и о свечах, для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не самым основным в их духовной жизни. Особенно «свечные» суеверия можно встретить во время больших праздников, когда в храме много людей, мало знакомых с православием. Попробуй, передай свечи левой рукой - скорее всего, услышишь обвинение. А однажды, работая у подсвечника, услышала, как женщина, которая никак не могла закрепить свечку, сказала: «Ох, не любит видно меня Господь, раз не хочет свечку принимать».

Газета «Мир православия» (№6 (87) июнь 2005) пишет: «В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманию — поиск старцев, а если быть точнее — вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении». Многие люди же почему-то уверены, что священнослужителем человек становится в силу самого факта окончания духовной семинарии, приходилось слышать это и в нашем храме.

Всего, как видите, не перечислишь, но тот факт, что суеверия имеют место быть в церковной среде — не радует. Священник Александр Пикалев в журнале «Самиздат» пишет: «Лучшее лекарство от лжи и заблуждений - это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственно греховности. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Вот осознание своей греховности — самое неприятное, но и самое необходимое в жизни христианина. Именно этой неприятности многие бегают как огня. Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство — это религия спасения. Об этом забывать нельзя».

Из своего опыта я знаю, что многие священники, служащие на приходе, во время каждого поста или непосредственно перед ним, «страдают» от докучливых вопросов прихожан, о том, как поститься, что есть, что не есть, когда можно масло, когда рыбу, когда нельзя ни того, ни другого, сколько раз в день и в какое время есть и т. д. и т. п.

И невольно возникает такое впечатление, что православный пост есть такая необыкновенно сложная и изощренная диета, которая не приснится ни одному специалисту-диетологу.

Да, к сожалению, очень и очень часто для постящихся время поста становится временем скрупулезного исследования надписей на упаковках пищевых продуктов: есть ли в составе молоко, яйца и т. п., пусть в ничтожных количествах, но их наличие даже на уровне 0,001% уже делает продукт негодным к употреблению.

Может то, что я пишу, кому-то покажется насмешкой над христианским воздержанием и благочестием, но описанное – лишь самая безобидная степень постовых суеверий. Например, бытует мнение, что в пост нельзя есть ничего вкусного, сладкого, соленого, приправленного, ничего, что могло бы доставлять приятные вкусовые ощущения, т. к. это уже страшный грех гортанобесия.

Бывают случаи откровенного постового искажения, когда не в меру постящийся доводит себя как минимум до голодного головокружений, потому что не позволяет себе сделать до захода солнца даже глотка воды.

Я лично узнал одну «великую постницу», которая надкусив булочку и проглотив кусочек, обнаружила в булочке крем. Она тут же кинулась в санузел, чтобы при помощи известного способа извлечь назад из организма «небогоугодное». Таким образом, пост очень часто сводится для нас к изучению содержимого собственной тарелки. Конечно же, нельзя говорить, что пост в пище есть что-то маловажное и третьестепенное. О важности и пользе постового воздержания в пище пишут все святые отцы, и каждый нелицемерно постящийся знает, как они правы. Речь о другом. О том, что происходит однобокое, чисто гастрономическое понимание поста без нравственной и духовной основы, которая есть покаяние, Евхаристия и рождающееся от них смирение. Пост без смирения превращается в свою противоположность. Всем известно, что злой и голодный человек это гораздо хуже, чем просто злой. И тут сам собой вспоминается один литературный анекдот: убили разбойники ночью на дороге мужика, обыскали труп, денег не нашли. Нашли котомочку, а в ней хлеб и сало. Хлеб забрали, а сало не тронули, потому что был Великий пост.

Тем не менее пост необходим. И как все в Церкви, пост регламентирован уставом.

Еще нужно отметить, что пост строго по уставу рассчитан на здорового человека и, само собой, неприменим к больным, старикам, детям, беременным и кормящим женщинам или людям, занимающимся тяжелым физическим трудом. В такой ситуации устав уступает место объективным человеческим нуждам. И нет ничего антиправославного, что крестьянам, работающим весной в поле вовремя поста, разрешаются молочные продукты, а учащимся (даже семинаристам) рыба, потому что устав этот не с неба упал. Его писали люди.

Постясь телесно, нельзя забывать, ради чего мы постимся, какой цели служит это церковное средство. Пост — это подвиг нашего церковного единства, и не только единства наших убеждений, а прежде всего проявления единства евхаристического, без которого пост превращается просто в пустую внешнюю форму.

священник Александр Пикалев

Я практически уверен, что каждый или почти каждый священник, служащий на приходе, во время Великого поста или непосредственно перед ним, страдает от докучливых вопросов прихожан и просто людей, случайно заходящих в , о том, как поститься, что есть, что не есть, когда можно масло, когда рыбу, когда нельзя ни того, ни другого, сколько раз в день и в какое время есть и т.д. и т.п.

И невольно возникает такое впечатление, что православный пост есть такая необыкновенно сложная и изощренная диета, которая ни одному специалисту-диетологу не приснится и в кошмарном сне.

Да, к сожалению, очень и очень не редко для постящихся время поста становится временем скрупулезного исследования надписей на упаковках пищевых продуктов: есть ли в составе молоко, яйца и т.п., пусть в ничтожных количествах, но их наличие даже на уровне 0,001% уже делает продукт негодным к употреблению.

Когда я, зайдя однажды в супермаркет, решил посмотреть на окружающее меня изобилие глазами такого вот гастрономического фарисея, то был поставлен в совершеннейший тупик надписью на коробке с рисовыми хлопьями. Надпись гласила: «продукт МОЖЕТ содержать незначительное количество молока». И тут возникает дилемма не слабее гамлетовского «быть или не быть?» – «содержит или нет?» из надписи следует, что продукт МОЖЕТ содержать молоко, следовательно, может и НЕ содержать. И как тут быть бедному постящемуся без проведения серьезной экспертизы, непонятно.

Может то, что я пишу, кому-то покажется насмешкой над христианским воздержанием и благочестием, но описанное – лишь самая безобидная степень постовых суеверий. Например, бытует мнение, что в пост нельзя есть ничего вкусного, сиречь сладкого, соленого, приправленного, ничего чтобы доставляло приятные вкусовые ощущения, т.к. это уже страшный грех гортанобесия. Так же весьма не рекомендуется соевое «мясо» (у кого только язык повернулся назвать эту гадость мясом – прим. авт. ) т.к. оно, якобы похоже(?) на мясо, следовательно. вкушающий этот растительный продукт, думает о мясе и в мыслях своих нарушает пост.

Но это все опять же, мелочи. Бывают случаи откровенного постового мазохизма, когда не в меру постящийся доводит себя как минимум до голодного головокружения, потому что (это чаще всего бывает на первой неделе поста) не позволяет себе сделать до захода солнца даже глотка воды. Я лично знал одну «великую постницу», которая надкусив булочку и проглотив кусочек, обнаружила в булочке крем. Тут же она кинулась бегом в санузел, чтобы при помощи известного способа извлечь назад из организма «небогоугодное» брашно.

К таким же суеверным курьезам можно отнести и не имеющие непосредственного отношения к Великому посту суеверия: не есть мяса в день причастия (кстати, такую рекомендацию иногда можно услышать и от священнослужителей), не есть ничего 2 часа после причастия, ждать пока «всосется», не есть после причастия рыбу, а уж если забыл и поел и уж если выплюнул косточки, то сжигаются они с такими церемониями, с какими, наверное не приносилась жертва всесожжения в ветхозаветном Храме. Существует необыкновенно стойкая традиция (которую опять же нередко поддерживают священнослужители) поститься перед причастием несколько дней (обычно три) даже в те дни, в которые пост запрещен уставом (суббота и воскресенье). Абсурдность этой традиции усугубляется еще и тем, что священники, благословляющие такой пост, сами его не соблюдают и с чистой совестью едят мясо перед воскресной всенощной, не смотря на то, что завтра служить Литургию, воплощая слова Христа: «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» ().

Но если все сказанное можно назвать досадным недоразумением, существующим либо по причине невежества, либо показного благочестия или неразумной ревности по вере, то особенно хотелось бы выделить одно кощунственное и антицерковное суеверие – недопущение всех без разбору верующих к Евхаристии на Пасху и всю Светлую седмицу под предлогом: мол, они весь пост постились, причащались, а теперь поста нет и причащаться не надо. Таким образом приходится наблюдать, что пасхальные Литургии всю Светлую седмицу – время особого торжества Церкви, особой радости, время Праздника праздников и Торжества торжеств (а церковное торжество вне Евхаристии – НЕ церковное торжество), превращаются в театр одного актера и слова ектеньи: «о предложенных и освященных Честных Дарех Господу помолимся» звучат в пустом пространстве, некому о них молиться, т.к. в эти центральные для всего богослужебного года дни никто этим Дарам не причастен.

Но вернемся к Великому посту и к тому досадному обстоятельству, что очень часто это пост сводится для нас к изучению содержимого собственной тарелки. В связи с этим мне в голову невольно пришла мысль: если бы сейчас к власти пришли какие-нибудь тайные враги Церкви, то для того, чтобы деморализовать верующих им не пришлось бы, подобно Юлиану Отступнику, кропить все подряд идоложертвенной кровью. Достаточно было бы на всех продуктах написать, желательно покрупнее, что в состав входят молоко и яйца. Смута, не меньшая по масштабу, чем недавняя эпидемия ИННизма, была бы гарантирована.

Конечно же нельзя говорить, что пост в пище есть что-то маловажное и третьестепенное. О важности и пользе постового воздержания в пище пишут все святые отцы, и каждый нелицемерно постящийся знает, как они правы. Речь о другом. О том, что однобокое, чисто гастрономическое понимание поста без нравственной и духовной основы, которая есть покаяние, Евхаристия и рождающееся от них смирение. Пост без смирения превращается в свою противоположность. Всем известно, что злой и голодный человек это гораздо хуже, чем просто злой. И тут сам собой вспоминается один литературный анекдот: убили разбойники ночью на дороге мужика, обыскали труп, денег не нашли. Нашли котомочку, а в ней хлеб и сало. Хлеб забрали, а сало не тронули, потому что был Великий пост.

Тем не менее пост необходим. И как все в Церкви, пост регламентирован уставом. Вот там-то, в Типиконе, и написано, когда с маслом, когда без масла, когда можно рыбу и т.п. Но прежде чем избрать для себя Типикон как непреложное руководство в деле поста, надо вспомнить, что это древний монашеский устав, устав древних и истинных, а не показушных, подвижников, для которых строгость телесного поста была полностью созвучна их духовному и нравственному воздержанию. Духовная и телесная жизнь находилась у них в полной симфонии. Поэтому пост по Типикону для современных любителей гламурных журналов и «Поля чудес» – это просто насмешка над постом и его профанация.

Еще необходимо отметить, что пост строго по Уставу рассчитан на здорового человека и само собой неприемлем к больным, старикам, детям, беременным и кормящим женщинам или людям, занимающимся тяжелым физическим трудом. И такой ситуации Устав уступает место объективным человеческим нуждам. И нет ничего антиправославного, что крестьянам, работающим весной в поле во время поста, разрешаются молочные продукты, а учащимся (даже семинаристам) рыба, потому что типикон ведь не с неба упал. Его писали люди. И одним из самых ярких свидетельств его человечности служат слова стоящие в начале главы о Святой Четыредесятнице: «в понедельник первыя седмицы знаменает параекклесиарх к свету коснее, вечернего ради утешения», по-русски: «в понедельник первой недели поста утром пономарь созывает братию на молитву позже обычного по причине вчерашнего застолья». На языке типикона словом «утешение» обозначается наличие на монастырской трапезе вина и чисто по человечески понятно, что тому, кто выпил накануне спиртного несколько больше обычного, сегодня не мешает поспать подольше. Вот об этой человечности устава неплохо бы вспомнить его чрезмерным ревнителям.

Постясь телесно, нельзя забывать, ради чего мы постимся, какой цели служит это церковное средство. Пост – это подвиг нашего церковного единства, единства не просто традиционалистического, не просто проявления единства наших убеждений, а прежде всего проявления единства евхаристического, без которого пост превращается просто в пустую внешнюю форму.

Прекрасным примером правильного отношения к Евхаристии, служит историческое повествование о гонениях римского императора Диоклетиана (конец III – начало IV века) гонения эти были самыми сильными за всю трехсотлетнюю историю гонений. Никто до него не проливал столько христианской крови.

Император, будучи человеком весьма неглупым, сумел найти основной нервный узел Церкви и нанести в него удар. Он своим указом объявил вне закона евхаристические собрания христиан, а тех, кто в них участвует – государственными преступниками, заслуживающими смертной казни. Диоклетиан издал такое распоряжение, прекрасно зная, что христиане не смогут не собираться на Евхаристию, не смогут жить без Причастия, и конечно же не ошибся. Возможность участвовать в Евхаристии была для первых христиан дороже жизни.

Легко можно себе представить, как бы был озадачен великий гонитель, если бы попытался провернуть такой маневр сегодня. Кругом вроде бы христиане, а хватать и львам скармливать некого.

Мы необыкновенно много теряем, видя в посте только диету, которая предшествует обильному пасхальному столу. Пост – это напоминание нам о нашей греховности, напоминание о том, как мы зависимы от материального мира, от сытости и как мы в этой зависимости перестаем быть рабами Христа. Пост напоминает нам об утраченном Небесном отечестве, недаром за Всенощным бдением звучат слова 136-го псалма – плача плененных вавилонянами израильтян. Это напоминание нам о том, что мы на земле чуждей, на которой нельзя петь песнь Господню.

Суть поста не в посте, а в Пасхе, а суть Пасхи в спасении, обОжении человеческой природы, даруемой нам через Причастие.

Поэтому православный пост, как и вообще христианская жизнь, должен свидетельствовать о том, что христианин живет для того, ради чего не страшно умереть. И поэтому Диоклетиан не ошибся.

Беседы с батюшкой. Приметы и суеверия

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

П риметы и суеверия, это такая страшная трясина, из которой (если человек в ней глубоко погряз), очень трудно выбраться.

Число 13, високосный год, черная кошка, разбитое зеркало, просыпанная соль и другие стандартные и самые обыкновенные явления нашей жизни приобретают весьма греховную форму, делая легкомысленных людей глупыми и, даже, смешными…

Эта актуальная тема была освещена в передаче телеканала “Союз” – “Беседы с батюшкой”, гостем которой стал игумен Фома (Василенко), настоятель храма св. Димитрия Донского при Университете МВД РФ.

Православный сайт «Семья и Вера»

Ведущий диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Евгения Осипцова

– Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема звучит так: «Приметы и суеверия». Батюшка, Вы в своей приходской практике часто сталкиваетесь с такими явлениями?

– Практически каждый день. Это и смешно, и грешно, как Юрий Шевчук поет: «Я слов уже не нахожу, и сильно раздражает…» Бывает, что чувство раздражения вызывают те внешние мелочи, поступки, которым люди уделяют большое внимание, забывая о своем внутреннем, о каких-то евангельских истинах. Случается, что люди, высокообразованные, занимающие высокие посты, так сроднились с этими заблуждениями, что несут их через всю жизнь. Причем они как будто бы соглашаются с тем, что это ерунда, но и отказаться от них не могут. У меня есть пара примеров тому.

Так, несколько лет назад я общался с таким человеком, который пришел ко мне с вопросами по поводу венчания. Обычно люди спрашивают о внешних моментах: что купить, кого пригласить, куда встать, что надеть и т. д. Он тоже об этом спрашивал, а в конце беседы задает вопрос: «А вот сейчас, в високосный год, нельзя ведь венчаться?» Причем сам при этом улыбается, понимая всю нелепость своего вопроса. Я отвечаю: «Вы же образованный человек и понимаете, что все это несерьезно». Он опять улыбается и говорит: «Да я-то понимаю, но вот жена…» Супруга должна быть помощницей для мужа, а оказывается, она им рулит – и не в том направлении.

Приведу другой пример. Совсем недавно зашел разговор о числе 13. Не то чтобы это был спор – я понял: человек твердо стоит на своем и спорить с ним сейчас бесполезно. Но решил, что, как только будет удобный случай, я с ним поговорю, найду возможность, чтобы переубедить. А может быть, он смотрит эту передачу. Хотя человек, в общем, находится в таком возрасте, когда трудно расставаться со своими убеждениями. Помните, как преподобный Павел Препростый, которому было уже под 60 лет, пришел к Антонию Великому и тот ему сказал: «Да какой из тебя выйдет монах? Уходи! Ты уже привык жить по-своему, и тебя трудно будет переделать». Все-таки я постараюсь исправить заблуждение того человека, потому буду искать удобный случай. Человек, занимающий высокое положение, в возрасте, имеющий образование, всерьез считает, что число 13 какое-то не совсем надлежащее. А почему? Ну, вот он так решил, кто-то что-то сказал, он слышал какие-то выражения (не будем их сейчас повторять), но если здраво рассудить, включить ум, то станет понятно, что нет разницы – 12, 13 или 666. В Библии тоже есть эти числа, что же, как сказал один священник, вырезать страницы с этими числами? Или пусть после 12-й страницы сразу будет 14-я? Как в некоторых небоскребах не заселяют 13-й этаж, а также 26-й, 39-й, то есть кратные 13…

– В Японии 4-й этаж не занимают, у них он считается несчастливым.

– В Японии в головах тоже свое брожение на эту тему. Так что таких примеров очень много. Поставил человек свечку, к примеру, и смотрит за тем, что с ней происходит: потекла – ой, это что-то не так; а не дай Бог она упала – это опять какой-то нехороший знак. Получается, что люди во всем ищут какие-то знаки: черная кошка, птица пролетела не так; верят в какие-то приметы, суеверия. Но это такие вещи, которые унижают человека, вызывают у нормальных людей улыбку, смех. Хотя, если по-хорошему, надо жалеть человека, пытаться переубедить его.

Ко мне очень часто обращаются с такими вопросами, что сначала даже слов не можешь найти, думаешь: ну как только в голову могло такое прийти? Или задают такие избитые вопросы, что возникает мысль: «Сколько раз можно спрашивать об одном и том же?» Как будто, знаете, лукавый взял свой отряд и подсылает ко мне людей, зараженных этими вопросами, чтобы так меня на терпение проверять и проверять…

Или что касается расторжения церковных браков… Есть грамотное выражение – «расторжение церковных браков», но – нет! Люди приходят и говорят: «Мне надо развенчаться!» Сейчас уже я смирился, может быть, думаю: ладно, не буду на эти слова размениваться, буду помогать человеку по-другому. А раньше раздражало.

– Батюшка, а что делать с теми приметами, которые уже стали привычкой: посмотреть в зеркало, если вернулся; постучать по дереву, чтобы не сглазить, поплевать через левое плечо… Многие люди даже не замечают, что они это делают. Как с этим быть?

– Во всем и везде нужна Божественная благодать. В любом случае надо обращаться к Евангелию, в котором содержатся ответы на все вопросы, а если там нет прямого ответа, то можно посмотреть толкования святых отцов. Христос сказал нам: «Без Меня ничего не можете делать». И все эти привычки, которые мы считаем нашей природой, на самом деле являются своеобразными ниточками, за которые нас дергают духи лукавые: они привязались к нам через какие-то наши привычки и управляют нами. Божья благодать все это разрушает, но тогда, если человек сам эти привычки за собой заметит или кто-то ему о них скажет. Обычно лучше видятся чужие грехи, чем свои. В таких случаях нужно быть благодарным, терпеливо перенести замечание и задуматься: наверное, это мне надо исправить. Конечно же, важна исповедь, если человек раскаивается, исправляется. А когда он причащается, то уже приходит Сам Христос, вселяется в человека и меняет его. Если человек может удержать в себе Христа какими-то усилиями воли, то тогда он становится другим, преображается. Петр Мамонов однажды в интервью (по-моему, на телеканале «Союз») рассказал о том, как действует благодать: «Раньше, забивая в стену гвоздь и попадая молотком по пальцу, я произносил определенные непечатные выражения. После того как стал ходить в храм, причащаться, сделал какие-то более-менее церковные шаги, стал говорить теперь так, если попадаю молотком по пальцу мимо гвоздя: «Ой! Это не я сделал, это благодать Божья!» Сказать «ой!» для человека естественно, а вот непечатные слова – нет!

Прекрасный пример, батюшка! Позвольте, я Вам задам вопрос, который к нам поступил через нашу группу «ВКонтакте»: «Видела, что в церковной лавке продают освященную соль с такой надписью: «Соль, освященная на Пасху, которую необходимо посыпать возле своего дома для отогнания всякой нечистой силы». Является ли такой подход к освящению своего жилища православным, или же это скорее язычество?»

– Как мы помним из Священного Писания, даже от тени апостола Петра совершались чудеса, а опоясания и главотяжения (то есть повязки на голову) апостола Павла исцеляли больных. Поэтому все освященное имеет какую-то благодатную силу. У нас в Церкви действует правило: в главном – сходство, во второстепенном же – различие. Может быть, эта соль имеет благодатную силу, я не могу сказать, исходя из своего опыта, но я так рассуждаю: у нас есть традиционные вещи – святая вода, чин освящения жилища или того земельного участка, на котором живешь, к этому можно прибегать, пользоваться этим. А если человек хочет что-то изобрести свое, то тут нужно смотреть на то, какой мотив им движет. Если он хочет выделиться, себя показать («вот смотрите, какой я оригинальный!»), то это ни к чему, грех. А когда есть просто необходимость (я бы рад по-иному поступить, но нет возможности), то это другое дело. Были случаи в истории Церкви, когда людей крестили песком за недостатком воды. Так что нужно смотреть на то, какая причина движет человеком, если он так и или иначе поступает.

– Батюшка, как различить грань между традицией и суеверием? Вот, например, у нас есть традиция нести пятничную или четверговую свечу на Страстной неделе домой и на дверных косяках ею делать крестики. Это суеверие или такая традиция?

– Лично я это делал, начиная с первых своих уже серьезных шагов в Церкви, после того как перевернулась моя жизнь: меня выкинуло из мира и я стал прирастать к вере. Жил я тогда в Мордовии, в монастыре, в одной келье с водителем, который был абсолютно нецерковным человеком. Он был любителем, что называется, заложить за воротник. Когда в монастыре шли продолжительные службы и игуменья была на них занята, его отпускали, и так у него появлялись выходные. И вот, вернувшись после службы в свою келью со свечкой, я закоптил крестик на дверном косяке, почитал молитвы перед сном и подумал, что если сейчас лягу спать и закрою дверь на шпингалет, то мой сосед придет ночью подвыпивший, будет стучать и меня разбудит, поэтому я решил оставить дверь открытой. Лег спать, слышу: он пришел. У него были кирзовые сапоги, и было слышно, как он стучал в коридоре каблуками. Меня в то время звали Александр, я еще не имел священного сана и жил в монастыре трудником. И вот бегает мой сосед вокруг двери, стучит каблуками и кричит: «Александр, открой дверь! Дверь открой, я сказал! Чего ты закрылся?» Как видите, пьяница – это любимое дитя дьявола. Естественно, когда человек находится в таком состоянии, то Святого Духа в нем нет. Есть лишь остатки разума, которые Бог дает ему, чтобы человек не погиб окончательно. И вот этот маленький крестик не дает ему войти – дверь открыта, а он не может войти! Как будто бы есть невидимый панцирь или незримый скафандр. Поэтому я каждый год делаю так и буду делать дальше. Конечно, я никого не призываю ставить свечкой крестики, но мой личный опыт меня убедил, что делать это нужно. Я спрашивал об этом и у митрополита. Он тоже придерживается такой традиции. Однажды смотрю, что уже некуда ставить крестик – весь косяк в них. Спрашиваю: «Как же быть, владыка? Куда ставить?» «По второму кругу делай, прямо на другом», – ответил он. Так что вот так, это скорее всего такая традиция. А что такое традиция? Церковное правило говорит, что традиция – это то, что хотя бы в течение тридцати лет применялось людьми. Могут, конечно, и застаревшие убеждения попасть в церковную традицию. Здесь нужно какой-то опыт иметь, как-то проверять подобное либо посоветоваться с более опытными людьми – с теми, кому доверяешь.

– Спасибо, батюшка! А вот телезрители спрашивают: «Чем чреваты гадания?»

– Гадания – смертный грех. Мы же всё берем из Священного Предания, а оно состоит из устного и письменного. Библия прямо говорит, что Саул был наказан за то, что он обратился к гадалке. Гадание было запрещено еще в Ветхом Завете, а ветхозаветные правила сохранились, они дисциплинируют людей. Я вспоминаю сейчас рождественские гадания, которые распространены в народе. Причем их связывают с крещенским купанием в купели. Я читал выражение одного архиерея об этом, распространенное на Руси еще до революции: «Тот, кто гадает на Рождество, тот и купается в Крещение». Купаться на Крещение не так страшно, как гадать, гадание – это абсолютное зло. Причем в обычае купаться на Крещение может быть скрыто заблуждение. В жизни человека происходит погружение один раз, причем для нас, когда мы крестим человека, важна не природа, не то, что это водная стихия, а то, что мы крестим в Иисуса Христа. Вода берется как удобная стихия, потому что человека удобно туда опустить, а так, по идее, надо бы трижды погружать в землю, в честь тех трех дней, что Господь был погребен в земле. Мы берем воду, потому что так удобнее, а кроме того, вода используется как средство очищения тела, также Иоанн Креститель и ученики Христовы использовали воду, когда крестили в покаяние.

Но опять же нужно смотреть на то, какой у тебя мотив, для чего ты идешь в Крещение к купели. У меня есть один знакомый, с которым мы немало общаемся, он часто задает мне вопросы по поводу духовной жизни. Я его переубедил, и он перестал купаться на Крещение. А вместо этого стал ходить на службу в эти дни, причащаться. Он понял: вот где находится центр, именно здесь самая главизна всего праздника, а не то, чтобы быстрее побежать и окунуться в купель. Конечно, это имеет силу: вода-то святая, Великая агиасма. Но это, знаете, можно ведь и так сказать: люди возлюбили свет, но немного. Когда ты причащаешься, то все свое существо отдаешь Христу – Он приходит и вселяется в тебя, а ты сам становишься храмом. А это купание, на мой взгляд, только внешнее, хотя оно тоже освящает, но не дает прощения грехов, что происходит на исповеди.

– Спаси Господи, батюшка! Дополнительно к вопросу о гаданиях: если формально православный человек занимается экстрасенсорикой, эзотерикой, увлекается, одним словом, этими современными веяниями, то как к нему относиться?

– Формально. Есть такое выражение – убить время. Это грех. Мы будем отвечать за все перед Богом. Нам дается время, чтобы мы его потратили на добрые дела. А какие добрые дела, если человек занимается экстрасенсорикой, гаданиями, астрологическими прогнозами, чтением сонников?

– Да, вот о сонниках тоже бы хотелось поговорить…

По поводу их можно сказать, что это набор каких-то верований… Вообще откуда берется эта вера в сны? Во-первых, люди бывают разные по природе: кто-то более восприимчив, кто-то менее – ты ему хоть кол на голове теши, а он все равно будет стоять на своем. Так и тут. Из некоторых бесы могут слепить все, что им надо, а с другими ничего не могут сделать. Через сны человек бывает более восприимчивым, бесы стараются через сновидения на него воздействовать, и у человека начинает складываться какая-то определенная формула: если приснилось то, значит – будет вот так. Бесы ему в этом помогают и делают все для того, чтобы увести подальше от Бога. Помогают-помогают, убеждают-убеждают, и человек все тверже и тверже становится на ложный путь, начинает верить себе, то есть впадает в прелесть. А что такое прелесть? Это когда человек поверил лжи, отошел от истины. Он даже книги начинает составлять, к нему приходят подобные ему люди, которых он начинает учить.

А как на самом деле учит Церковь? Святые отцы говорят, что есть три вида сновидений: от Бога, от дьявола и естественный сон. Если ты весь день чем-то занимался, копал, например, землю на огороде, то ты и во сне продолжаешь ее копать – это естественный сон. А от Бога бывает какое-то откровение. Мы знаем об этом из Евангелия – например, Иосифу оно было дано; можно и другие примеры привести. Бывают сны от дьявола, и от них начинается всяческое смущение, а все, что смущает человека, приносит в его душу неразбериху, сумятицу, – все от дьявола и его бесов. Вот так! Поэтому формально вообще ничего делать нельзя, даже крест накладывать на себя. Есть такой грех – крест творить без страха Божия, небрежно, то есть так: махнув рукой и что-то там такое изобразив. Нельзя ничего делать так, как лебедь, рак и щука, помните басню Крылова? Один туда, второй – сюда, третий – в другую сторону, а в результате ничего. Так и мы иногда себя ведем. Если ты задумал что-то сделать, то должно быть основанием Священное Писание: какую пользу это принесет тебе или твоим ближним, как ты потом будешь за это отвечать? Поэтому ум должен быть с чувствами, пожеланиями, действиями, словами направлен в одну сторону, тогда и воз сдвинется с места.

Можно много сегодня говорить про порчу и сглаз. «Мне на смерть сделали, понимаете…» Да это ты сам себе ничего не сделал! Ты ничего не сделал для того, чтобы они тебе не навредили. А что ты должен был сделать? Есть воля Божия, которая проявляется в заповедях Божиих. Ты их исполняешь? Нет! Ты сам себе и сделал, а бесы и рады. Они тебя взяли за твой грех, им есть за что зацепиться. Нет у тебя греха, так они и ходят вокруг тебя как акулы, но ничего сделать не могут, а если грех есть, значит ты их добыча – тут и сглаз, и порча. Все это одного поля ягоды.

– Батюшка, что касается снов, к нам поступил такой вопрос от наших телезрителей: «Если снится кто-то из святых, что-то говорит или какие-то действия совершает в сновидении, можно ли доверять этим снам?»

– Святителю Димитрию Ростовскому многие святые во сне являлись. Но кто был Димитрий Ростовский? Он вел аскетическую, подвижническую жизнь. Поэтому тут нужно иметь рассуждение: если сон от Бога, то бывает, что в него сразу не поверишь, но сновидение повторится и во второй, и в третий раз, может быть даже очень настойчивым. Одним словом, человеку, которому это снится, нужно посоветоваться с кем-то опытным в духовной жизни. И потом, Бог не настолько нетерпелив, как мы: сразу как человек не послушался, давай на него воздействовать. Господь найдет такие рычаги, чтобы донести до человека то, что Он хотел ему сказать, если это действительно от Него.

Спасибо, батюшка! Очень много в нашей церковной среде разнообразных суеверий, связанных со свечами. Кто-то им отводит особенную роль при молитве, то есть нужно будто бы особо молиться, когда ставишь свечу. Кто-то говорит, что передавать ее нужно каким-то определенным образом. Кто-то не разрешает подпаливать снизу свечу… Скажите, почему такое значение придается церковной свече и откуда она вообще у нас появилась?

– Свеча – это форма милостыни. Раньше люди приносили в жертву Богу животных, сжигали их, а сейчас используют свечи: животных все-таки жалко. Бог ведь не делает все сразу перпендикулярно: раз – и исправился человек. Сложно все это. Даже ветхозаветная заповедь «око за око» о чем говорит? О том, что нельзя человеку, который выбил мне глаз, взять и выбить два глаза – только один и не больше. И вот Бог исправлял человека постепенно, ведь человечество после грехопадения стало кровожадным: приносились в жертву животные, даже детей приносили в жертву какое-то время. И постепенно что делает Бог? Устанавливает обрезание. Кровь проливается, но ребенок остается живым. Вроде бы и волки эти кровожадные сыты, и младенцы, эти овцы, целы почти, всего лишь рана небольшая.

И так постепенно мы дошли до того, что сжигаем свечу. Нужны ли Богу эти свечи? Нет! Ему нужно благодарное расположение сердца, от которого мы хотим что-то доброе сделать, и Церковь, как чадолюбивая мать, дает нам это: возьмите, сожгите свечи. И не нужно из-за этого устраивать склоки и что-то выдумывать: «ты мне левой рукой свечу подаешь» или вот «у меня свеча упала, оплавилась» и т. д. Бывает, что свечи текут, потому что где-то была нарушена технология: должна быть определенная толщина фитиля по отношению к диаметру свечи. Когда это соблюдено, воск сгорает весь, а если фитиль чуть-чуть тоньше, чем надо, тогда свеча будет течь: температуры огонька будет недостаточно для того, чтобы сжечь весь воск. А люди на это смотрят так, что чуть ли не гадание на кофейной гуще устраивают. По-моему, и на воске тоже гадают, но про это мы уже говорили. В общем, когда в голове нет Царя (а Царь у нас Кто? Христос!), то люди и выдумывают себе неизвестно что. Если в голове есть Царь Христос, если человек изучает Священное Писание, то и не будут в ней появляться глупости по поводу того, какой рукой свечку передавать, как ее ставить.

Есть еще такое: многие выбирают себе, в каком месте храма встать. Не знаю, что они получают, из космоса энергию, наверное… Или когда священник благословляет прихожан именословным сложением руки, некоторые люди складывают руки так, как это делает футбольный вратарь, пытаются что-то поймать и умыть этим лицо. Человек, который первый раз в Церкви, увидев подобное, скажет: «Сумасшедшие! Я к ним больше никогда не пойду!» И будет прав! А мы в результате, все такие «православные», стараясь сделать как можно лучше, отгоним от Церкви тех людей, которые пришли сюда, потому что их Бог привел. Они посмотрят на нас, таких «заумных», и уйдут.

– Батюшка, о гороскопах хотелось бы с Вами поговорить. По крайней мере, у нас в Петербурге в каждой маршрутке висят экраны, на которых постоянно показывают гороскопы. Кому же они в конце концов нужны?

– Бесам, дьяволу нужны. Они нужны тем, кто хочет человека погубить. По гороскопам человек получается такое простое существо – инфузория-туфелька. Шесть миллиардов живет сейчас на Земле, и нет ни одного похожего человека. Двойняшки-близнецы и то разные. Да если и природу взять, не найдешь, к примеру, двух одинаковых зебр, даже два листочка с одного дерева не найдешь одинаковые. Бог настолько Премудрый, настолько все разнообразно сотворил, что нельзя вот так взять и искусственно подогнать людей под двенадцать типов. Это понятно, когда люди живут плотской, телесной жизнью. Они совершают какие-то необходимые действия для того, чтобы жизнь продолжить в теле: немного поработать, развлечься как-то, еще что-то сделать – и всё. А что дальше? Что с тобой потом будет, человек? Что с тобой будет в четверг, если в среду ты умрешь? Разве этот вопрос никому не приходит на ум? Это же естественно – человеку задумываться над этим: кто он есть вообще? Кем он создан, для чего? Вот когда у человека этого нет, то такое невежество порождает во всем всяческие шаблоны, не только в этой характеристике людей по двенадцати типам. Да некоторые у нас на работу, наверное, не пойдут, пока не посмотрят: «Так, что там сегодня у меня? Ага, вот это!»

– Батюшка, у нас есть вопрос от телезрителя из Москвы: «Есть такое православное приложение к айфону «Православный молитвослов», и среди молитв к святым есть молитва к священномученику Киприану и мученице Иустине, но там написано в скобках, что она читается только по благословению духовника. Я стараюсь им молиться просто потому, что это святые угодники Божии, но мне не совсем понятно, почему обращение к этим святым должно быть только по благословению духовника».

– Во-первых, я думаю, что надо обратиться к тому человеку, который это напечатал. Видимо, у него были основания для этого. Может быть, причины для этого были не общие, а частные, поэтому на самом деле нужно к этому прислушаться. Ведь эта молитва от чародейства, от того, чтобы оно не действовало на людей, защита от колдунов. С чем же связан этот совет – читать по благословению духовника? С тем, что какой-нибудь человек, по христианской любви захотевший вдруг помолиться о своих друзьях или родственниках, которые, по его мнению (а может быть, и на самом деле), подвержены власти нечистых сил, не остался бы один на один с ними. Вот он и хочет взять на себя этот подвиг, чтобы отбить у дьявола и бесов своих близких, ну а кто отдаст ему эту добычу? Разве дьявол отдаст ему просто так? Нет! Поэтому здесь и берется благословение духовника. Ведь что значит его благословение? Это его молитва, это значит, что вы теперь вдвоем с духовником, который вас благословил, вместе стали бороться за этих людей. Я думаю, что так можно объяснить это примечание.

А с другой стороны, все нужно делать по благословению. Если посмотреть наш Требник, то с первого дня, как родился ребенок, которого еще не крестили (у него еще, возможно, и имени нет), уже священника просят, чтобы он прочитал молитву об этой жене, которая родилаотроча, и о доме, где этот ребенок родился. А это и есть благословение. Поэтому все нужно делать по благословению.

– Спаси Господи, батюшка! Наши телезрители задают вопросы о венчании. Есть масса суеверий, связанных с ним, например: когда падают кольца или то, что касается свечей, которые нужно прятать или которые гаснут во время церемонии. А что главное в венчании и что является критерием крепкого брака?

– Главное в венчании то, что до этого нужно дорасти. У митрополита Антония Сурожского среди духовных чад были семейные пары, состоявшие в светском браке много лет, но он их не венчал и говорил: «Вы еще не доросли и не понимаете, для чего это нужно». Потому что большая часть венчающихся (хотя это правильно, с одной стороны) хочет получить что-то здесь для себя: защиту брака, детей, чтобы дети родились и т. д. Это так же, как крестят детей. Спрашиваешь: «Зачем крестишь ребенка?» И в ответ слышишь: «Чтобы не болел, чтоб вот это было или то…» А не из-за того, чтобы он Богу был теперь посвящен. Бог его усыновил, чтобы ребенок был с Ним и здесь, сейчас, и там, в той жизни. Нет! Вот такие меркантильные интересы: чтобы не болел… А раз ребенок не болеет, значит мне хорошо, у меня нет проблем. Или, к примеру, чтоб он учился нормально – чтоб я с ним не сидел и не «вдалбливал» ему знания… То есть получается, чтобы меня избавили от всяких неприятных моментов: от любви вот к этому самому противному ближнему, которому только и надо, чтобы я тратил на него свои силы, внимание и время. Поэтому, еще раз говорю, нужно до этого дорасти, во-первых, а во-вторых, надо иметь конкретно перед собой цель. А какая цель у человека? Это быть с Богом, потому что Он создал человека для вечной жизни, и жизни радостной. Когда у людей эта цель стоит у каждого в отдельности, то в церковном браке два человека соединяются вместе, чтобы помочь друг другу достичь этой цели. Они подставляют друг другу плечо, ободряют взаимно, помогают в этом достижении, а земное уже все второстепенно. Христос же сказал в Евангелии: «Ищите прежде всего Царствия Небесного, и все остальное приложится вам». А мы поступаем наоборот: мы ищем того, что бы такого нам здесь приложилось, а Царствие Божие – так, мы про него вообще забыли.

– Батюшка, Вы знаете, во всяких газетах, которые вкладывают в почтовые ящики, чаще всего на последней странице обязательно есть объявления разных целительниц. Есть целая категория тех, кто лечит молитвой или Причастием. Каким образом они умудряются сочетать наши церковные элементы со своей практикой?

– Надо исследовать каждый случай в отдельности. В жизни святителя Луки, архиепископа Крымского, который сам был врачом, был такой случай. К нему обратились люди и сказали: «Некоторая женщина занимается целительством. Владыка, Вы ее, пожалуйста, отлучите от Церкви». Вот так. Как же? Целительница – само слово это не может быть в церковной среде. Но владыка, будучи человеком рассудительным, человеком святым (известно, Церковь причислила его потом к лику святых), решил лично исследовать это дело, а не поступать формально. Оказалось, что молитвы она читала самые обычные, ничего не придумывая; чтобы сделать снадобья, использовала чистые вещества – к примеру, свежую сметану; делала какие-то примочки. Он посмотрел и сказал: «Я ее благословляю: она делает все нормально и ничего против Бога и человека не совершает плохого, нечистую силу не призывает. Молитвы, если она и использует, применяет их так, как они есть, а не так, как некоторые искажают молитву, чтобы поглумиться над ней, либо речитатив какой-то используют, быстро-быстро читая, чтобы поиздеваться над священным текстом. Здесь этого нет». Поэтому каждый случай нужно исследовать отдельно, при этом хорошо бы, чтобы была какая-то комиссия, но для этого у Церкви, к сожалению, не хватает священников. Ведь нужно, чтобы человек был богословски образован, а таких людей мало. Можно сравнить, сколько было священников в древнем Израиле, сколько жертв они приносили, сжигали (ведь священники были тогда как мясники – они же закалывали скот). Сколько туш надо было сжечь, сколько было священников и левитов-помощников у них!

А сейчас нет такого труда, но есть другой труд – умственный. Нужно иметь особое образование, чтобы не запутаться в этих тонкостях. Внешне же бывает так: вроде и иконка висит, и свечка горит, и вода какая-то стоит, и что-то там целительница шепчет, но что-то там не так. Но случается и по-другому, конечно. Дай Бог, чтобы так было. А бывает так, как в истории Церкви однажды произошло. Один придворный сказал своему императору: «Давай поиздеваемся над христианством. Пригласим православного священника сюда – он ведь все равно к смертной казни приговорен, так что никуда не денется, а мы его в любое время можем убить, пусть он меня покрестит – так, для смеха». Но Бог поругаем не бывает, Господь, где хочет, побеждает чин естества и творит, как Он хочет. Люди рассудили так, а Бог по-другому: кто еще над кем посмеется. Привели православного священника, он, как положено, совершил над этим человеком крещение. Придворный выходит из воды, от него все ждут какого-то шутовства, клоунады на эту тему, а он говорит императору: «А почему ты так к христианам относишься? Что они тебе плохого сделали?» И начал перечислять их добродетели. Он стал апологетом, защитником христианства. Бог его взял и уловил! Вот так и здесь: бывает, что эти бабки, целительницы преследуют свои какие-то цели, но Бог может направить это туда, куда Ему нужно.

Вспоминаю, как когда-то давно была реклама джинсов в Москве. Взяли в качестве формата картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». С одной стороны, кощунство, а с другой – человека, далекого от Церкви, это могло заинтересовать. Я вспоминаю себя, каким я был в молодости, далеким от веры: в 90-х годах я крестился, в 1996 году я впервые исповедовался и причастился, а в 1997 году стал священником. И как говорится на молодежном сленге, меня очень «колбасило» в то время, когда я пришел в храм. И для себя я понимаю эту рекламную акцию так: да, с одной стороны, это кощунство, а с другой стороны, для молодого человека, каким был я, это покажется интересным, он может сказать: «А что это за «Тайная вечеря» такая?» У меня это произошло почти что так. Я начал читать роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Читал его несколько раз, и мне говорили: «Ты что, умом повелся?» А я читал и перечитывал этот роман по нескольку раз. Мне было интересно (по моей внутренней страсти) не столько евангельское повествование там, а сколько те фокусы, которые выкидывал Воланд со своей свитой. А потом я задумался (опять же, это Бог действовал, как Он действует через каждого человека, желая его спасти): в романе изображение Иисуса Христа художественное, и я захотел узнать, как это на самом деле, почитать о Нем в Новом Завете. И у меня так мягко и незаметно произошел переход от одного к другому. То есть не сразу я решил: «Новый Завет хочу читать!» Нет, вначале «Мастер и Маргарита» и все эти дьявольские выкрутасы, а рядышком, оказывается, был Иешуа, хотя Он там и не так изображен, но мне это помогло: я начал читать Новый Завет, стал ходить в храм, записался в церковную библиотеку. Потом, через несколько лет, когда я был уже священником, мне пришла в голову мысль: а не почитать ли мне опять «Мастера и Маргариту»? Я взял книгу и сразу положил ее на место – понял, что это не то, что время этой книги прошло. Был период, когда она послужила мне каким-то маячком в жизни, а сейчас превратилась в груз, который тянет вниз.

– Батюшка, давайте ответим на вопрос нашей телезрительницы из Башкирии: «Я крестилась, когда была уже взрослой, в 24 года. Тогда священник просто побрызгал мне на голову святой водой. Понятно, что купель только для младенцев, но скажите, пожалуйста, может, мне надо в связи с этим хотя бы раз в жизни искупаться в крещенской купели?»

– Не надо. Крещение не зависит от количества вылитой святой воды. Ваше крещение действительное. Что Вам нужно, так это изучать нашу православную веру. Опять же, когда я крестился, то все было так же, как у этой женщины: я пришел, заплатил денежки, водой мне помочили голову… А через какое-то время открыл нашу местную газету и увидел, что там написано объявление: «Для тех, кто желает принять Таинство святого Крещения, проводятся огласительные беседы». Я подумал про себя: «А я ведь их не проходил, пойду-ка я послушаю». И придя на них, я сидел затаив дыхание все то время, пока псаломщик рассказывал нам о таких вещах, которых я никогда и нигде не слышал: ни от друзей, ни в школе, ни в армии, ни в училище… Я все это жадно впитывал, так что теперь, когда в последнее время Священный Синод по благословению Патриарха принял решение вернуть эту практику перед крещением и венчанием, я понимаю, насколько это важно и нужно, потому что сам в свое время через это прошел. И вот этой женщине нужно думать не про то, сколько воды было на нее во время крещения вылито, а необходимо изучать свою веру. Это очень важно, потому что в Евангелии написано: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». В семинарии я писал контрольную работу на тему крещения (думаю, многие писали ее), в которой поднимались разные исторические моменты. В древности епископ сначала принимал экзамен у человека, который приходил ко крещению, и только потом допускал до него. В советское время у нас считалось подвигом креститься, потому что за это увольняли с работы и были разные преследования. Сейчас такого нет: хочешь – крестись, не хочешь – не крестись, тебе ничего за это не будет, никто тебя не будет преследовать за убеждения. А вот научиться можно – и нужно обязательно! Нужно учиться своей вере.

– Спаси Господи, батюшка! Еще такой вопрос: что касается погребения, очень много суеверий существует – и зеркала завешивают, и все прочее… Насколько серьезно нужно относиться к любым таким моментам, связанным с погребением?

– У нас же с вами у всех голова есть не просто для того, чтобы шапку носить, нужно же ее включать периодически для мыслительных процессов. Для чего зеркало завешивается? Обычно человек перед ним прихорашивается, бывает это и лишним: он слишком увлекается. А в те дни, когда дома покойник, не до прихорашивания.

– Траур.

– Траур, и к тому же не нужно увлекаться своей внешностью. Вот посмотри, что с ней будет! Подойди, в гроб глянь! Там же будешь лежать… Задумайся о своем внутреннем мире. Может быть, конечно, еще какие-то предрассудки существуют на эту тему. Возможно, кто-то боится увидеть в зеркале кого-то из потустороннего мира? Так если Богу это будет угодно, то и завешенное зеркало не поможет: явится это страшилище и сделает свое дело, если на то будет воля Божия, потому что без нее никто ничего сделать не может. И все остальные приметы можно объяснить. К примеру, что делать с этими завязками на руках и ногах? В гроб их положить.

Бывает, что некоторые люди хотят себе взять что-то с могилы на память. Если это был святой человек, то взять можно. Мы так и делаем. Ведь что такое мощи? На церковнославянском языке «мощи» – это кости, но в нашем разумении это все, что обладает какой-то святостью: одежда, вещь, кусочек от гроба этого святого человека, земля, которая покрывала его гроб. А если человек был грешным, то брать что-нибудь от его гроба опасно.

В общем, одним словом можно сказать, нужно учиться, учиться и учиться, но высказывание это не принадлежит Ленину, а сказано давно в Священном Писании: «Будьте совершенны», что и означает учиться, учиться и учиться. Учиться во всем, и в вере своей прежде всего, потому что когда ты будешь ее знать, тогда уже не будет вопросов, поскольку это все второстепенно.

– Спаси Господи Вас, батюшка! Может быть, еще несколько слов скажете нам в напутствие?

– Хочется всем пожелать того, о чем я говорил только что выше: нужно учиться своей вере, чтобы прогнать это невежество. Ведь что такое невежество на самом деле? Это значит: я «не ведаю», а надо ведать, нужно знать! Опять же, мы все крещеные, а научились ли мы тому, что это такое? Вот дай нам Бог научиться знать свою веру, сохранять ее своим сердцем. Если мы в сердце ее сохраним, тогда и внешнее все будет по-другому. А если я буду стараться соблюдать только внешнее, не сберегая при этом ничего в своем сердце, тогда ничего не получится, и все будет так: как листья опадают потом, когда приходит их время.

Благодарю очень интересно.

Ответить

    Ирина, во славу Божию!

    Ответить



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»