Народ азербайджанцы. Малочисленные народы азербайджана. Происхождение и история народа

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Есть ли у автохтонов союзники в Стране Огней?

Любая борьба в современном мире (и вообще как таковая) невозможна без союзников. Это касается и борьбы коренных народов АР за восстановление своих попранных прав. Поэтому многих из нас интересует вопрос: имеем ли мы каких-либо союзников в этом государстве?

Не думаю, что кому-то стоит доказывать, что правительство АР настроено полностью уничтожить коренные народы Восточного Закавказья и заменить их новыми поколениями «азербайджанцев». В нормальном государстве можно было бы ожидать, что оппозиционные силы воспользуются этой ошибкой в правительственной политике и, заняв сторону коренных народов, выступят вместе с ними (представляющими внушительную силу) против алиевского режима. Однако на деле происходит обратное. Оппозиция не только не борется с режимом, но и заодно с ним стремится заглушить голос коренного населения региона. В другой части света можно было бы ожидать, что на защиту автохтонного населения встанут представители творческой интеллигенции, которые не участвуют в политической жизни. Но где они, такие деятели? Появятся ли в АР акрамы-айлисли, которые скажут правду об «азербайджанцах», о попранных правах коренных народов, призовут власти страны покаяться за все те преследования и запреты, свидетелями которых являлись наши отцы и деды, а сегодня являемся мы?

Более того, не так давно в одной из своих статей я наивно писал, что «скоро они начнут говорить о том, что мы переименовываем их “Южный регион” в “Талыш”!». Мы почти приблизились к этой дате. Не так давно в Интернете появилась новость от «каналБаку» об открытии радиостанции «Голос Талышистана». Некий мужчина за кадром сообщает , что «в результате расследования «каналБаку» стало понятным, что азербайджанские песни переводятся на талышский язык и озвучиваются на талышском радио». Я не стану спрашивать о том, что это за песни такие – «азербайджанские» - т.к. всем известно, что они собраны из песен талышей, лезгин, парсов (татов), аварцев, курдов и др., переведены на тюркский, дальнейшем представлены миру как «тюркские». Разумеется, и у туркоманских племен, населяющих ныне исконные земли вышеназванных коренных народов, есть некоторое количество своих песен, но они в меньшинстве. Исторические памятники, принадлежащие нашим народам, почему-то называются «азербайджанскими». Наши герои становятся «азербайджанскими». Наших детей, так же как и нас самих, называют «азербайджанцами». А когда мы говорим «нет!» этой политике ассимиляции, нас просто называют преступниками.

Есть в психологии такое понятие – «покрывающее воспоминание». Это «воспоминание, имеющее целью скрыть другие воспоминания и связанные с ними аффекты и влечения. Покрывающее воспоминание часто представляет собой жестко фиксированное, внешне безобидное воспроизведение аффективно окрашенных травматических переживаний раннего детства. Оно представляет компромисс между отрицанием и памятью - болезненное переживание прикрывается безвредными воспоминаниями о менее значимых событиях («Психоаналитические термины и понятия»). Порой покрывающее воспоминание создается интеллектом искусственно, чтобы заменить какое-то реальное воспоминание. То, что происходит сейчас с тюркским населением Азербайджанской республики, это как раз то, что условно можно назвать синдромом покрывающих воспоминаний.

В течении всего периода двадцатилетней истории независимости в стране создается фальшивая история, фальшивая культура, которые собирают по частям из наворованных историй и культур коренных народов. На скорую руку к ним прикрепляется название «азербайджанский» или же более помпезное «древнеазербайджанский» и без всякого угрызения совести требуется, чтобы все воспринимали эту историю и культуру именно таковыми. Реальные корни истории и культуры забываются, замещаются новоявленным «покрывающим воспоминанием». Противостояние этой шизофрении воспринимается со стороны представителей так называемого «титульного этноса» с проявлениями какого-то психоза. Вот, например, известный сайт azerbaijans.com дает сведения о «малочисленных народах АР» . Там о талышах написано следующее: «Народ, проживающий на Юго-востоке Азербайджана, на территории Ленкоранского, Астаринского, Масаллинского и Лерикского районов Азербайджанской Республики, а также на севере Ирана. Разговаривают на талышском языке, входящем в состав Иранской семьи языков. Ученые бывшего союза считали талышей аборигенами. Они считали талышей потомками кадусов – одного из самых древних племен аборигенов Азербайджана. Но западные ученые (?) сомневаются в правильности данного утверждения. По их мнению, приход талышей на территорию Азербайджана связан с именем полководца Чингисхана Талыша (XIII век). Материальная и духовная культура талышей не сильно отличается от азербайджанской».

Такие сведения рассчитаны на дурачка, не более того. Например, для таких талышей, как некто по фамилии Гамидов, который в социальных сетях выступает со следующими абсурдными утверждениями: «Первый явственный до очевидности вывод из истории и свойства талышского народа есть тот, что это народ негосударственный, не ищущий участия в правлении, не желающий условиями ограничивать правительственную власть, не имеющий, одним словом, в себе никакого политического элемента, следовательно, не содержащий в себе даже зерна революции или устройства конституционного, - пишет он [...]. Отделив от себя правление государственное, народ талышский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этою общественною жизнью. Не желая править, народ наш желает жить, разумеется, не в одном животном смысле, а в смысле человеческом. Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной - народной жизни внутри себя».

Ну, какие монголы, Боже же мой?! Какие такие «западные ученые» писали подобное? Хотя бы одно имя реального ученого упомянули бы. Вместо того, чтобы писать о монгольском следе в составе тюркского этноса Азербайджанском Республики, они приписывают монгольство талышам. Такое ощущение, что их туркоманское и монгольское прошлое является для них такой большой психологической травмой, что они пытаются приписать это нам, талышам. Фраза о том, что «материальная и духовная культура талышей не сильно отличается от азербайджанской», близка к истине, так как так называемая «азербайджанская материальная и духовная культура» в реальности есть ничто иное, как материальная и духовная культура коренных народов этой земли, безбожным образом и бессовестно представляемая в Баку как «азербайджанская», а точнее, как «тюркская».

Еще один вопрос, которого необходимо коснуться, это вопрос территории Талышистана. В АР все годы независимости идет целенаправленный процесс по сокращению этой территории. Еще не так давно даже проправительственными организациями в нее включались районы Осторы, Лика, Ланкона, Масалона, Варгадиза (тюрк. Ярдымлинский р-н), Хамошару (тюрк. Джалилабадский р-н), Биласыво. Теперь уже из нее исключены не только Хамошару и Биласыво, но и Варгадиз. Пантюркистами постоянно муссируется фантасмогория о том, что «Масалон (тюрк. Масаллы) не только талышский». Что будет дальше? Из этой фразы выпадет слово «только», и она приобретет следующий вид: «Масалон - не талышский». Дальше придет очередь Ланкона, Лика и Осторы, и талыши фактически предстанут простой диаспорой иноземцев. Та же самая политика изживания с исторических земель проводится и в отношении лезгин, аварцев и других коренных народов!

Разумеется, этому давно пора сказать нет! Территория Талышистана не может быть сокращена и представляет собой (по нынешнему административному делению) территорию районов Осторы, Лика, Варгадиза, Ланкона, Масалона, Хамошару, Биласыво, Натачола (тюрк. Нефтчала), Салйона, Сабирабада, Саатлы, южную часть района Имишли, а также часть Хаджикабульского района вплоть до селения Талыш. Это земли, исторически принадлежащие талышам, и мы не намерены ни на йоту отодвигаться от них. Замечу также, – это известно не многим, - что о желании прислать своих представителей в Меджлис Талыш-Муганской республики в 1993 году высказывались и салйонцы, и натачолинцы, и саатлинцы и другие, однако условия военного времени не позволили это сделать. Поэтому не стоит полагать, что территория Талышистана – это исключительно территория ТМР образца 1993 года. Территория Талышистана доходит до (по старому административному делению - алибайрамлинского) левобережья Куры.

Какие исторические земли лезгин, аварцев и других коренных народов, разумеется, лучше других знают сами эти народы.

Кстати, еще раз о «Голосе Талышистана». Радио продолжает набирать поддержку различных групп талышей. В этом плане интересно процитировать заметку одного из авторов нашумевшего «негодующего» обращения к президенту М. Ахмадинежаду Рафига Джалилова, которую он оставил на своей странице в социальной сети Facebook: «Значит разговор о радио на талышском языке [якобы транслирующем в АР 15-минутную передачу – прим. Р.И.] оказался пустышкой. Это было очередной дезой: якобы на талышском языке есть международное радио, которое должно было транслироваться в четверг в 10:15. Может, и транслировалось, но тех, кто смог его послушать, не нашлось. Если талышское радио и есть, но его никто не может послушать, то кому это радио нужно? Если Иран каждый день предоставляет час радиоэфира на талышском языке, если Шуша 5 раз в день предоставляет час радиоэфира на талышском языке, то почему Баку транслирует радио на талышском языке на международной волне?»

Тем временем, азербайджанские власти пытаются найти какой-нибудь идеологический трюк, чтобы отпугнуть талышей от «Голоса Талышистана». Главным образом, они продолжают разрабатывать тезис об ирано-армянском вражеском проекте. Бакинский «политолог» Мубариз Ахмедоглу в своем недавнем интервью «newsazerbaijan.ru», судя по всему, напоминая попугая, который не может выучить больше нескольких программных выражений, сказал: «В Иране проживает в несколько раз больше талышей, чем в Азербайджане, но официальный Тегеран не признает никаких национальных прав талышского этноса. В Иране у талышей нет своего культурного центра, школы, печатного органа. Лидер иранских талышей живет в бедности».

Как выходец из Талышского региона (из села Алару района Хамошару), по идее, он должен был заявить о нарушении «национальных прав талышского этноса» в АР, а не в ИРИ, где, судя по всему, ни разу не был. В отличие от АР, в Иране и в Раште, и в Тегеране функционируют талышские культурные центры, и печатные органы на талышском языке, издаются многочисленные книги на талышском языке и о талышах. Непонятно, кого он имеет в виду под «лидером иранских талышей». Не Али Абдоли ли? Не того самого Али Абдоли, которого в МНБ Азербайджана называют чуть ли не самым главным «иранским шпионом» («сотрудничавшим в своих подлых делах с Новрузали и Гилалом Мамедовыми»)? Господа, решите наконец-то: этот человек в конфронтации с властями или заодно с ними?
Гилал Мамедов

Мубариз Ахмедоглу повторил еще один агитационный трюк бакинских властей, запущенный недели две назад: «Проживающие в России армяне строят в Нагорном Карабахе среднюю военную школу им. Суворова и Мадатова. Имеются соглашения об использовании школы для подготовки кадров ОДКБ. Предусматривается обучение в этой школе представителей этнических меньшинств, проживающих в Азербайджане. Они, по всей вероятности, могут быть использованы против Азербайджана».

Я, конечно, понимаю, что, находясь в совершенно безвыходном положении (талыши все чаще спрашивают «почему радио на талышском языке транслируется из Армении, а не из Ланкона?». Не исключено, что после открытия радио на лезгинском и аварском языках, это станут делать и представители этих народов), власти пытаются найти какой-нибудь козырь в информационной войне, но почему настолько примитивно? Честное слово, я не удивлюсь, если завтра кто-нибудь из представителей политикума АР скажет, что марсианское лобби готовит заговор против государства и подстрекает «малочисленные народы» к деятельности против Азербайджана. Правда их настолько пугает, что они не знают, какие шаги предпринять. А правда лежит на поверхности: политика этноцида коренных народов окончательно зашла в тупик; если не будут предпринять радикальные шаги, коренным образом меняющие структуру государства и вертикаль власти, само это государственное образование обречено на погибель.

Вместо того, чтобы попытаться начать конструктивный диалог с коренными народами, они продолжают свои дилетантские нападки на лидеров движений коренных народов. Ярким примером служит полуанонимная , подписанная неким «Р.Ш.» (четкий почерк МНБ АР), на которую мы наткнулись чисто случайно в поисках нужного нам материала.

Честно говоря, мы давно уже привыкли к таким «шедеврам» аналитической мысли «условных» бакинских авторов, под высокопарными и не имеющими под собой никакой основы, лишенными всякой логики высказываниями, в которых четко прослеживаются их интеллектуальные способности, точнее, отсутствие всякого интеллекта (и это не оскорбительный выпад, это прискорбный факт). Автор в рамках статьи доказывает не что иное, как свою полную безграмотность и неспособность разобраться в сути более или менее сложных вопросов общественно-политической жизни общества. В названной статье автор возмущается по поводу одной из статей Фахраддина Абосзоды, которая называется «Кремль требует от Ильхама Алиева 20 миллиардов долларов?» и была опубликована на сайте одного из ведущих российских информационных агентств. Не разобравшись, о чем на самом деле идет там речь, автор, прочитав фамилию автора данной статьи, сразу обрушился на лидера Движения за возрождение Талыша, буквально как бык на красное полотно, с целой кучей обвинений, главным среди которых является то, что якобы Ф. Абосзода пишет «по заказу» каких-то зарубежных недругов Азербайджанской Республики, в первую очередь, конечно, – Республики Армения. Не вдаваясь в подробности всех его оскорбительных высказываний, навеянных упомянутым выше синдромом покрывающих воспоминаний (чего только стоит одна фраза в данной статье - «Азербайджан – яркое Солнце Кавказа»), скажу только одно: если у этого человека (или же группы людей) есть толика хоть малейшего ума, то он (они) с первого раза прочтения статьи талышского деятеля должен был понять, что все, о чем в ней идет речь, было опубликовано в бакинской газете «Ени Мусават». Вот цитата из статьи Ф. Абосзода: «В номере от 15 марта эта же газета пошла еще дальше, и выступила с сенсационным материалом под интригующим заголовком «Москва требует от властей (АР) $20 млрд. и Каспий».

Несмотря на то, что источник информации газеты «Ени Мусават» является конфиденциальным, это – достаточно серьезная информация, и нет ничего удивительного, что политолог остановил на ней свое внимание. Разумеется, для читателя и специалистов также главным в данном случае является то, насколько достоверна данная информация. А как можно удостовериться в достоверности этой информации? Очень просто: согласно негласным правилам, официальные власти АР, согласно своим же привычкам, должны были немедленно отреагировать на появление данной информации, подтвердив ее или же опровергнув. Такая реакция властей АР отсутствовала, и отсутствует по сей день. Что это означает? Как гласит многовековая народная мудрость, если власть молчит, - значит, она косвенно подтверждает достоверность этой информации!

Мало того, в любой стране мира, тем более, перед выборами президента, оппозиция удачно воспользовалась бы появлением аналогичной информации, чтобы обвинить власть в предательстве национальных интересов и лично президента в нарушении Конституции! Увы, и этого не произошло. К удивлению многих, как в самом Баку, так и за его пределами, ни одно оппозиционное СМИ не стало распространять данную информацию, а лидеры оппозиции, даже независимые политики страны, будто воды набрав в рот, делали вид, что вовсе не заметили эту информацию. А что это значит? Это говорит о том, что оппозиция в стране, как была, так и продолжает оставаться «карманной», и служит интересам властвующего клана Алиевых. Такая тишина в оппозиционном лагере по поводу появления данной информации еще раз подтверждает правильность наших высказываний, которые не раз озвучены в наших материалах, о том, что эта оппозиция по сути своей является антинародной и в угоду своих сиюминутных корыстных интересов в любой момент готова поддержать все капризы президента И. Алиева!

После того, как Ф. Абосзода убедился в том, что реакция из Баку, скорее всего не последует, он, видимо, решил уточнить достоверность данной информации в Москве. И, несмотря на то, что после опубликования статьи прошел ровно месяц, Кремль тоже до сих пор не желает выражать своего отношения к данному вопросу. О чем это говорит, в свою очередь? О том, что своим молчанием Кремль тоже, хоть и косвенно, но все-таки подтверждает достоверность озвученной в статье информации. Вот и вся суть вопроса!

Таким образом, талышскому лидеру не было никакой необходимости в том, чтобы «высосать из пальца», как об этом пишет вышеназванный условный автор, обозначенную информацию, и не стоило обвинять его якобы в «подливании воды на мельницу тех, кто желает компрометировать российско-азербайджанские отношения». Сидящие в Баку господа, день и ночь облизывающие Ильхама Алиева, должны понимать, что «компрометирование российско-азербайджанских отношений» задача, не входящая в компетенцию Ф. Абосзоды. Он как аналитик готовит исключительно свое видение геополитических процессов, которые, несомненно, свидетельствуют о том, что предстоящее переформатирование геополитического поля в регионе Южного Кавказа, а точнее, на территории Азербайджанской Республики, – лишь вопрос времени! Нравится это кому-то в Баку или нет – это уже не наша забота!

В этой части статьи меня интересует еще один вопрос: почему под статьей стоят только инициалы ее автора, почему он не указал свое имя и фамилию? Может быть, боится нас? Возможно! Но мне кажется, дело даже не в нас. Судя по всему, автор боится, что умные люди в Баку после прочтения его пасквиля, просто плюнут ему в лицо и скажут: “Какой-то ты тупой, просто дуб дубом! Даже понял, о чем идет речь в статье Ф. Абосзода!”

Другой пример. Многие в Баку в последнее время возмущаются в связи с активизацией ФЛНКА и лично ее президента А.П. Керимова. В один голос все как проправительственные, так и оппозиционные СМИ поднимают настоящий волчий лай вокруг ФЛНКА. Больше всего их интересует следующий вопрос: кто дал право А.П. Керимову выступать от имени лезгинского народа?

Диву даешься такой «наивности» этих бакинских псевдоаналитиков и вороватых депутатов! Как будто, кто-то (в их понимании, видимо, это Ильхам Алиев!) должен прийти к нему и «дать ему такое право! Они даже понимать не хотят или же вовсе не понимают, что право никем не дается! Что тут сказать, если А.П. Керимов, как передовой и сознательный представитель интеллигенции лезгинского народа, больше и лучше понимает свою миссию и руководит борьбой своих соотечественников за спасение своего народа? Все дело в том, что это несчастные бакинские писаки без особого разрешения и указания сверху не могут самостоятельно ничего ни сделать, ни написать. Поэтому им даже в голову не приходит мысль о том, что тот же А.П. Керимов может просто так, без чьего-либо позволения взять в свои руки инициативу по освобождению своего народа!

Так что, сколько бы такие, как некий Р.Ш. и ему подобные безмозглые, не имеющие даже имени, щенята, не лаяли на Ф. Абосзода и руководителей других коренных народов, караван наших народов торжественно идет к своей заветной мечте! Своим лаем и созданием все новых покрывающих воспоминаний (грубо говоря, лжи и инсинуаций) они добьются только одного – еще большего усиления антагонизма между коренными народами АР и «титульным этносом», что ничего хорошего не сулит для этого псевдо государственного образования под названием Азербайджанская Республика.

Напоследок, возвращаясь к вопросу, вынесенному нами в заглавие статьи, я хочу ответить на него, как бы странно это не прозвучало, положительно: у коренных народов есть союзники в Азербайджанской Республике – это сами коренные народы этой земли и их ближайшие соседи - такие же коренные жители Кавказа. Это означает, что талыши, лезгины, аварцы, парсы и др. должны окончательно объединить свои усилия в борьбе против попирания их прав и за восстановление своей государственности! Что касается нападок на руководителей коренных народов нашей земли со стороны бакинских лизоблюдов, то, пусть они живут своей собачьей жизнью. Если бы читатели только знали, сколько таких бесхозных дворовых псов, лающих на добропорядочных людей, сегодня бродят по улицам Баку.

Рустам Искандари

Какова численность населения Азербайджана? Какие национальности проживают в этой стране, и как давно они там поселились? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Азербайджан: население и его численность по годам

Это небольшое государство расположено на берегу Каспийского моря, прямо на границе Азии и Европы, восточной и западной культуры. Сколько населения в Азербайджане проживает на данный момент? И какие этносы составляют его структуру?

Население Азербайджана, согласно самым последним данным ООН, насчитывает 9,7 миллиона человек. По этому показателю страна занимает первое место в регионе Закавказья. При этом около 120-140 тысяч из них проживает на территории непризнанного государства

Своего 9-миллионного рубежа население Азербайджана достигло в 2010 году. Рождение девятимиллионного гражданина страны даже было зафиксировано. Это случилось в городе Нахичевани утром 15 января упомянутого года.

Как свидетельствуют статистические данные, население Азербайджана за последние сто лет выросло почти в пять раз. За 25 лет независимости общий прирост населения этой страны составил около 2,5 миллиона человек, что является очень высоким показателем для постсоветских государств. Более наглядно динамика численности жителей Азербайджана представлена на следующем графике.

Рождаемость в этой стране в три раза превышает смертность. Этим и можно объяснить устойчивый ежегодный прирост её населения. Тем не менее средняя продолжительность жизни в Азербайджане не столь высока (72 года). Хотя, опять же, для стран постсоветского пространства - это довольно неплохой показатель.

Женщин в Азербайджане немного больше, чем мужчин (50,3%). Плотность населения страны составляет 98 человек на один квадратный километр территории.

Население Азербайджана и его религиозный состав

По Конституции в Азербайджане и не имеет влияния на образование, культуру или любые другие сферы общественной жизни.

Религиозный состав страны представлен различными течениями и конфессиями, главенствующую роль среди которых занимает ислам. 99% всего населения исповедуют именно эту религию. Причем примерно 85% из их числа являются мусульманами-шиитами.

Помимо этого, в Азербайджане свободно функционируют храмы других религий: синагоги, католические соборы, православные и протестантские церкви. Зарегистрирована и действует в стране даже община зороастрийцев.

Христианство в Азербайджане практически не распространено. Так, на территории государства нынче действует всего шесть православных храмов (из них половина расположена в столице). Католическая церковь в этой стране зародилась еще в XIV веке. Самым знаковым событием в жизни азербайджанских католиков стал приезд в Баку Папы Римского Иоанна Павла III, который состоялся весной 2002 года.

Этническое разнообразие населения Азербайджана

В Азербайджане проживают представители многих национальностей и этносов. Первая их десятка по численности выглядит следующим образом:

  • азербайджанцы (91%);
  • лезгины (2%);
  • армяне (1,4%);
  • русские (1,3%);
  • талыши (1,3%);
  • аварцы (0,6%);
  • турки (0,4%);
  • татары (0,3%);
  • украинцы (0,2%);
  • грузины (0,1%).

Абсолютное большинство в этнической структуре страны принадлежит азербайджанцам. Этот народ доминирует во всех регионах и городах государства (за исключением Нагорного Карабаха). В начале 1990-х годов доля этого этноса в структуре населения страны существенно возросла за счет активного переселения азербайджанцев из соседней Армении (вследствие Карабахского конфликта).

Самые многочисленные национальности Азербайджана и их размещение

Согласно данным последней переписи, в Азербайджане проживает около 120 тысяч армян. Этот народ компактно проживает в пределах Нагорного Карабаха - территории, неподконтрольной властям страны, а также в городе Баку.

Первые русские общины возникли на территории Азербайджана еще в XIX веке. Сейчас в стране проживает около 200 тысяч русских, однако их количество с каждым годом уменьшается (в основном за счет выезда из государства).

В Азербайджане сформировалась довольно крупная и целостная украинская диаспора. Украинцы начали переселяться в эту страну в конце XIX века в связи с активным промышленным развитием Азербайджана. В это же время на территорию страны (преимущественно - в Баку) стали массово приезжать поляки. Их переселение было связано, в первую очередь, с "нефтяным бумом" в Азербайджане. В Баку из Польши приезжали как высококвалифицированные инженеры, так и простые рабочие.

Города Азербайджана

Население составляет всего 53% от общего числа его жителей (по европейским меркам, это очень мало). Городов с населением свыше 50 тысяч человек в этой стране всего десять. Причем столица государства - город Баку существенно оторвался от них по количеству населения. На данный момент это единственный город-миллионник в государстве.

Крупнейшие города Азербайджана: Баку, Гянджа, Сумгаит, Мингечаур, Хырдалан, Нахичевань, Шеки.

В столице государства, по оценкам демографов, проживает сегодня около 2,1 миллиона человек. Этот город разительно отличается от всех остальных азербайджанских городов. Сегодня он активно развивается и обзаводится современными высотными зданиями.

В заключение...

На сегодняшний день в Азербайджане проживает около 9,7 миллиона человек, и население этой страны стремительно приближается к 10-миллионному рубежу. Этнический состав этого государства довольно пёстрый. Кроме коренного народа, здесь проживают представители многих других национальностей - армяне, русские, лезгины, курды, татары, турки, украинцы, талыши.

Азербайджанская Республика по численности населения находится на пятом месте в СНГ, в общемировом рейтинге по данному показателю стоит на 91 строке.

Официальные данные Азербайджанского государственного комитета по статистике таковы. Численность населения в 2015 году составила 9 593 000 человек. В городах проживает чуть больше людей, чем в сельской местности (5 млн 100 тыс. против 4 млн 500 тыс.).

Плотность населения в Азербайджане достаточно высока и составляет около 97 человек на один квадратный километр. Однако люди расселены по территории страны неравномерно. Так, расположенный на берегу Каспийского моря Апшеронский полуостров является весьма перенаселенным, тогда как горные районы безлюдны, оттуда постоянно происходит отток населения. Единственным действительно крупным городом Азербайджана является его столица Баку, там проживает чуть более двух миллионов человек. Все остальные города на порядок меньше. Например, во втором по размерам городе, Гянджа, проживает всего 320 тысяч человек.

Азербайджан многонационален, на его территории проживает около сотни различных национальностей и народов, однако все нации, кроме азербайджанской, являются малочисленными. К азербайджанцам себя относят более 90 процентов населения. Русская диаспора немногочисленна, ее размер равен примерно 120 тысячам человек.

Государственным языком является азербайджанский, однако достаточно широко распространен и русский.

Подавляющее большинство верующих исповедуют ислам шиитского толка, при этом страна провозглашена светской, и религия отделена от государства.

Несмотря на столь скромные количественные показатели численности населения, ошибочно полагать, что азербайджанцы – небольшая нация. Дело в том, что подавляющее их большинство проживает за пределами исторической родины. По различным оценкам, численность азербайджанской нации, проживающей по всему миру (кроме самого Азербайджана) составляет около 50(!) миллионов человек. Они расселились по всему миру. Их общины имеются на всех континентах. Например, в России численность азербайджанской диаспоры составляет около двух миллионов человек, в Турции – около трех. Но самое большое количество этнических азербайджанцев проживает в Иране. По приблизительным оценкам, их там около 30 миллионов человек, что составляет 40 процентов населения этой страны. Все они, даже те, кто никогда не был на исторической родине, не теряют своих корней, изучают родной язык, стремятся сохранить культуру, традиции и обычаи своих предков.

Демографическую ситуацию в Азербайджане можно охарактеризовать как благоприятную.

Рождаемость и естественный прирост населения растут достаточно быстрыми темпами. Ежегодно в течение последних десяти лет население увеличивалось и увеличивается на 100-120 тысяч человек. Двадцать лет назад, в 1996 году, в Азербайджане проживало чуть более 7 миллионов 700 тысяч человек. В 2006 году – уже восемь с половиной миллионов. В настоящее время – более девяти с половиной миллионов.

Рождаемость неуклонно повышается. В абсолютных величинах в последнее десятилетие рождается более 170 тысяч детей ежегодно. Суммарный коэффициент рождаемости составляет 2.2 на одну женщину и является самым высоким в Европе, это означает, что на тысячу человек в среднем в Азербайджане рождается 16.2 детей.

Естественный прирост населения в 2014 году составил почти 115 тысяч человек. Необходимо отметить, что положительное значение естественного прироста населения в Азербайджане сохранялось всегда за всю историю ведения статистики (с конца 19 столетия), независимо от политических и экономических событий в стране. Исключением стали лишь годы Великой отечественной войны.

Смертность в Азербайджане неуклонно снижается. В абсолютных величинах в год в стране умирает примерно 45-50 тысяч человек. Коэффициент смертности на тысячу населения равен 7.6, этот показатель близок к среднемировому.

Достаточно высокими являются показатели младенческой смертности. Ежегодно в Азербайджане по различным причинам умирает примерно 10 младенцев из тысячи живорожденных. Но необходимо отметить, что и этот показатель за последние двадцать лет снизился почти вдвое (с 19.9 в 1996 году до 10.2 в 2014).

Продолжительность жизни в Азербайджане является немаленькой и имеет тенденцию к дальнейшему росту. В 2014 году она была равна 74,2 годам, для женщин – 76,8 лет, для мужчин – 71,6. Для сравнения, в 1996 году в Азербайджане в среднем доживали до 70 лет.

Ежегодно в последнее десятилетие регистрируется 85-90 тысяч браков. Расторгается 10-11 тысяч, таким образом, распадается в Азербайджане максимум каждая седьмая-восьмая семья, а не более половины, как, например, в России и на Украине. Данное обстоятельство является одним из составляющих успешной демографической ситуации в стране.

Благотворно сказывается на уровне рождаемости и приросте населения также и гармоничное, практически равное соотношение количества женщин и мужчин. Мужчины составили 49,7 процентов от общего числа населения, женщины - 50,3 процентов, то есть на каждую тысячу мужчин приходится 1013 женщин.

Но причина благоприятной демографической ситуации не только в вышеперечисленных факторах. Главным является то обстоятельство, что многодетность в Азербайджане не редкость, а норма. Согласно статистическим данным многодетными являются почти половина семей, а именно, 48 процентов, а у 16 процентов в семье 5 и более детей.

Общемировой экономический кризис не обошел стороной и жизнь азербайджанцев. Уровень жизни населения в последние несколько лет претерпел значительное снижение. Средняя заработная плата в стране равняется 444.5 манатам, (примерно 275 долларам США). Надо отметить, что размер среднемесячной заработной платы немного возрастает с каждым годом, а вот покупательная способность национальной валюты падает. По расчетам Всемирного банка валовый национальный доход на душу населения в Азербайджане равен 7590 долларам США в год.

Минимальная пенсия в Азербайджане составляет 105 манатов (65 долларов США), средняя – 180 манатов (111 долларов США). Невелики и размеры социальных пособий. Так, единовременное пособие при рождении ребенка составляет 90 манатов (55 долларов США), до полутора лет выплачивается пособие в сумме 30 манатов, до трех лет – 15 манатов. Малоимущим семьям выплачивается адресная социальная помощь, средний размер которой равен 150 манатам (93 долларам США).

Таким образом, можно сделать вывод, что благоприятная демографическая ситуация в Азербайджане связана вовсе не с социально-ориентированной политикой государства в этой сфере. Причина демографического успеха Азербайджана заключается вовсе не мерах государственной поддержки рождаемости, а в укладе жизни азербайджанцев. Традиционное уважение к институту брака, понятие о нерушимости семьи заложены в них с рождения. Приветствуется здесь и многодетность. Этих принципов они придерживаются, несмотря на любые трудности, а также социальные, политические и экономические потрясения. Хочется надеяться, что и в дальнейшем благодаря устойчивым национальным традициям демографический кризис Азербайджана не коснется.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

На территории восточного Закавказья, на берегу Каспийского моря, расположен Азербайджан. Население этой страны достаточно однородное. Основная масса людей относится к национальности азербайджанцев и исповедует ислам шиитского толка. Численность населения Азербайджана отличается от других стран, находящихся в регионе, прежде всего позитивной демографической динамикой. Каждый год оно возрастает, и про эту страну точно нельзя сказать, что она «стареет». Как здесь проявляется демографическая ситуация? Что вообще можно сказать о населении Азербайджана?

Динамика роста населения в Азербайджане

Население Азербайджана по годам возрастает. За 2016 год прирост составит 1,39 процента, что представляет собой очень высокий показатель. Соседние страны, наоборот, с трудом достигают нулевой отметки в процентном соотношении между количеством населения по годам. Чаще всего число граждан, проживающих в государстве, с каждым днем убывает. Говоря о цифрах, на сегодняшний день количество жителей Азербайджана перевалило за 10 миллионов. Если принять во внимание тот факт, что только за прошлый год оно увеличилось на 140 тысяч, на протяжении 2017 года можно ожидать только ускорения динамики роста.

По данным, полученным от 31 декабря 2016 года, за весь год в Азербайджане родилось 208 тысяч малышей, умерло приблизительно 70 тысяч людей. Также страна понесла некоторые потери в демографических показателях из-за эмиграции - около 3 тысяч человек переехали из страны. Причины этому могут быть разные, и этот показатель не так высок, чтобы обращать на него большое внимание. Численность населения Азербайджана почти равноценно разделена между представителями обоих полов: 5 миллионов женщин и 4,9 миллиона мужчин.

Показатели за 2017 год

Интересно отметить динамику роста населения в новом, 2017 году. Несмотря на то что год только начался, полученные данные за январь позволяют спрогнозировать ситуацию на весь последующий год для страны Азербайджан. Население обещает вырасти так же, как и в прошлом году, на 140 тысяч, и до декабря 2017 года составит всего 10 100 тысяч людей. Количество эмигрантов и иммигрантов социологи также оценивают в пользу выселившихся из страны и ориентируются на цифру 3400.

Плотность населения

Плотность населения Азербайджана также немаловажна для изучения проблем, связанных с количеством населения. Так как площадь страны является относительно небольшой, в то время как население - достаточно приличным для маленькой страны, плотность проживания может объяснить, к примеру, причину высокого показателя эмиграции. Данные мы возьмем у Департамента статистики ООН, органа, признанного официальным арбитром в вопросах точного измерения территорий. Так, согласно этим данным, 86 600 кв. км составляют сегодня территорию (общую площадь, вместе с областями шельфа Каспийского моря) государства Азербайджан. Население, в свою очередь, почти достигло 10 миллионов. Показатель плотности как соотношение количества человек на один квадратный километр вывести вовсе не трудно, и на сегодняшний день он равен 115.

Возрастной состав

Большую роль при учете демографических параметров всегда играет возрастной состав населения. Так, чем больше пожилых людей проживает на территории государства, тем хуже будет развиваться динамика прироста населения. Падение отметки рождаемости вместе с увеличением среднего возраста и длительностью жизни называют «старением» государства. Как же обстоят дела с такой страной, как Азербайджан? Состав населения относительно возрастных групп на данный момент показывает один из наиболее низких показателей старения на территории бывшего Советского Союза. Так, всего 6,4 процента людей относятся к категории за 65 лет, около 23 процентов - молодежь, возраст которой не достиг 15 лет. Основная же часть - это работоспособные люди от 15 до 65 лет, всего они составляют 70 процентов от общего количества жителей. Средняя продолжительность жизни соответствует 63 годам для мужчин и 72 - для женщин. Согласно исследованиям статистов и социологов, в ближайшее время не стоит ожидать роста какого-то из показателей. В основном он будет находиться на прежних отметках, и соотношение, несмотря на прирост жителей, будет сохраняться.

Структура населения Азербайджана - омолаживающая пирамида

Если говорить о соотношении возрастных и половых показателей в такой стране, как Азербайджан, то его характеристики в целом соответствуют модели омолаживающей пирамиды. В чем суть этого термина?

Среди первого показателя (до 15 лет) преобладают мальчики, их в среднем на 150 тысяч больше, чем девочек. В то же время количество женщин возрастает в других позициях: на 100 тысяч больше женщин в категории от 15 до 65 лет, и на 200 тысяч - в третьей категории. Подобные показатели, вместе с возрастной классификацией, соответствуют омолаживающей пирамиде. Количество рождаемости начинает уменьшаться, по сравнению с более ранними периодами, но и смертность не является высокой. В итоге имеем относительно высокие показатели в области рождаемости, хотя на сегодня она развивается скорее по инерции, чем благодаря государственной политике или экономическому процветанию.

Демографическая нагрузка

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение демографической нагрузки в Республике Азербайджан. Население страны, которое может быть задействовано в экономической сфере, соотносится с количеством нетрудоспособных граждан (до 15 лет, после 65 и все категории населения, так или иначе относящиеся сюда - инвалиды и т. д.). Такой коэффициент позволяет определить, какие именно затраты на социальное обеспечение производятся в Республике Азербайджан. Население страны вынуждено платить более высокие налоговые ставки, если демографическая нагрузка является более высокой, так как именно из этого фонда обеспечиваются пенсии и социальная помощь сиротам и инвалидам.

Принимая во внимание возрастную стратификацию, которую мы уже описали выше, становится понятным тот факт, что большая демографическая нагрузка Азербайджану не грозит. Так, работоспособного населения на современном этапе почти вдвое больше, чем пенсионеров и детей. Учитывая эти показатели, статистика определяет коэффициент в 42 процента, достаточно низкий результат для всего региона. Он означает, что азербайджанцы без особого труда обеспечивают собственные бюджетные средства на выплату пенсий, поддержку здравоохранения и развитие социальной сферы в стране.

Г.САЛАЕВ

На конец августа 2017 года численность населения Азербайджана составляет 10048090 человек, из них 4974348 человек мужского (49.5%) и 5073742 (50,5%) – женского пола. Население Азербайджана за столетие выросло в 4 раза. Всего же во всех странах мира, включая Азербайджан, по оценке специалистов, проживают около 51 миллиона азербайджанцев.

В 1897 году население Азербайджана составляло 1806,7 тысячи человек, из которых в городах жили 16,89% от общего числа, а к началу войны 1941 года – 3331,8 тысячи и 37,21% – в городах. В годы нефтяного бума ХIХ века резко изменилась демография населения страны. Если в 1859 году в Баку проживали 12191 человек и в основном азербайджанцы, то в 1897 году численность населения города достигла уже 111904 человек, и из них 71591 были переселенцами.

Все население Азербайджана сегодня представляет собой: азербайджанцы, лезгины, армяне, русские. Другие народности, живущие в Азербайджане, это: талыши – 3%, аварцы – 0,6%,турки – 0,4%, татары – 0,3%, украинцы – 0,2%, цахуры – 0,1%, грузины (ингилойцы) – 0,1%, курды – 0,1%, таты – 0,3%, евреи – 0,1%, удины – 0,1%, другие народности – 0,1%.

Ниже предлагается краткий обзор народностей, проживающих на территории сегодняшнего Азербайджана.

Русские

Первые русские поселения на территории Азербайджана появились в 1830 – 50-х годах. Это были сосланные сюда при императоре Николае I и добровольные переселенцы – молокане из Оренбургской губернии в Шемахинском и Лянкяранском уездах, а впоследствии в Баку. Следующая волна миграции русского населения приходится на рубеж XIX – XX веков и связана с развитием нефтяной промышленности Азербайджана.

В 1920-х годах русские наряду с армянами и евреями полностью доминировали в управлении Азербайджаном. Так, в ЦК АзКП летом 1923 года состояло 13 русских, незначительно уступая азербайджанцам, коих было 16 человек. В 1925 году русские составляли 38% азербайджанского партийного аппарата (для сравнения: в Грузии в этот период 73% партаппарата – грузины, в Армении – 93% армяне). В 1960-х годах начался отток русских из Азербайджана, который усилился в 1980-е годы в основном из сельских районов страны.

Распад СССР и конфликт вокруг Нагорного Карабаха привели к очередным массовым этническим миграционным процессам населения Азербайджана. По данным Госкомстата Азербайджана, к началу февраля 1990 года число русских беженцев достигало 70-80 тысяч человек.

В настоящий момент русские продолжают играть заметную роль в жизни Азербайджана. С мая 1993 года в стране действует официально зарегистрированная русская община Азербайджана, успешно работает Российский информационно-культурный центр (РИКЦ). В нем проводятся методические семинары для учителей русского языка, проводятся конференции, “круглые столы”, олимпиады по русскому языку, художественные выставки, встречи с интеллигенцией России и других стран и т.д.

Армяне

По сведениям “Кавказского календаря”, на 1891 год в Баку проживали 24490 армян, при общей численности населения 86611 человек (28,3%). Численность армянского населения в Бакинской губернии “составляла 119526 человек, из коих 42921 человек – в уездах (преимущественно Гейчайском и Шемахинском), и 76605 армян – на территории Бакинского градоначальства” (Кавказский календарь, Тифлис, 1917, с. 182). Общее число армян к 1917 году на территории современного Азербайджана было порядка 450 тысяч человек.

После революции 1917 года в России армяно-азербайджанские столкновения привели к бегству армян из Азербайджана. По всесоюзной переписи 1979 года, в Азербайджанской ССР проживали 6026515 человек, из которых 475486 армян (8%). Спустя 10 лет, в 1989 году их число сократилось на 85000 человек. Армяне составляли основное население НКАО, и районов, непосредственно примыкающих к НКАО и в Баку.

По подсчетам одних экспертов, на основании итогов переписи населения 1989 года, число азербайджанских граждан армянского происхождения в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана составляло 120086 человек, а по итогам переписи населения 2009 года в Азербайджане, за исключением Нагорного Карабаха, их число составило 220 человек. Большинство из них (140) человек проживают в Баку. По другим данным, армян в Баку до 30 тысяч человек.

Грузины (ингилойцы) – одна из древнейших этнических групп Азербайджана, в настоящее время проживает в Гахском, Загатальском и Балакенском районах. Современный ингилойский язык – это восточный диалект грузинского языка. Примерно три четверти ингилойцев – мусульмане (сунниты), остальные – христиане православного толка. Ингилойцы появились в Азербайджане во второй половине XIX века в результате проводимой ассимиляционной политики христианизации и грузинизации населения региона.

Немцы

Переселение немцев, в основном из Швабии, в Азербайджан происходило в 1819 году. Они основали две колонии: Еленендорф и Анненфельд (ныне это города Гейгель и Шамкир). Большинство немцев были крестьянами. В 1886 году 1717 немцев проживали в Баку, внося свою лепту в социально-экономическую структуру города того периода. Накануне Первой мировой войны численность немцев в Баку составляла 5452 человека. После начала войны произошла первая волна эмиграции немцев из Азербайджана, а в первые годы советской власти – вторая, почти на 50%. Но в дальнейшем их число вновь возросло и достигло к 1931 году в Баку 7275 человек. Волна депортации дошла до немцев нашей страны осенью 1941 года.

Украинцы

Начало появления украинцев на территории современного Азербайджана относится ко времени Персидского похода Петра I (1722-1723 годы). Более всего казаков появилось в данном регионе после ликвидации Екатериной II Запорожской Сечи. Освоение нефтяных месторождений в конце XIX века вызвало миграцию населения, в том числе и украинского, на территорию нефтеносного Абшеронского полуострова и в сельские районы Азербайджана. В конце XIX века украинская диаспора Азербайджана насчитывала около 30 тысяч человек.

Причина большого притока украинцев на территорию Азербайджана – это Первая мировая война, события 1917 года, гражданская война, голод на Украине (1932-1933 годы), Вторая мировая война. Украинские специалисты принимали участие в строительстве Сумгайытского трубопрокатного комбината, Гянджинского алюминиевого завода, Мингячевирского водохранилища и ГЭС, в прокладке Самур-Девечинского канала, в освоении нефтяных промыслов Каспийского моря. По данным переписи 1989 года, украинцы были четвертой по численности этнической группой Азербайджана, она насчитывала 32,5 тысячи человек. В настоящее время действуют две украинские организации “Украинская община в Азербайджане имени Т.Г.Шевченко” и “Украинский конгресс Азербайджана”.

Поляки

Поляки в Азербайджане появились уже после раздела Польши (1772 год). В это время Россия вела войну на Кавказе, и в качестве вынужденных рекрутов сюда привлекались молодые мужчины из всех оккупированных территорий, в том числе из Польши. В 1813 году в Азербайджан была пригнана партия пленных поляков разбитой армии Наполеона в количестве 10 – 12 тысяч человек. К началу XX века в Закавказье было переселено 17264 человека. Некоторые ссыльные поляки были полностью лишены свободы и содержались под арестом в Загатальской крепости и на острове Наргин. Многие поляки прибывали в Азербайджан по долгу службы, среди них были путешественники – натуралисты, изучавшие флору и фауну Кавказа, и геологи. Они принимали активное участие в жизни бурно развивающегося Баку. В связи с этим интересны следующие факты. В 1889 году только в канцелярии бакинского губернатора работали 10 поляков.

В 1879 – 1894 годах обязанность городского главы исполнял поляк С.И. Деспот-Зенович. Плодотворно работали архитекторы, ученые, инженеры. В конце XIX века поляки занимали второе по численности место после русских. Они были самой образованной нацией. В 1913 году 52,2% всех поляков, живущих в Баку, были служащими города. С установлением советской власти в Азербайджане многие поляки покинули страну. Только после распада СССР у поляков в Баку появилась возможность объединения. В 2002 году образовалась польская община “Полония – Азербайджан”.

Татары

По последним данным переписи населения, в Азербайджане проживают около 30 тыс. татар, основная масса которых сосредоточена в Баку. Еще до революции в Баку сложилась большая прослойка татарской интеллигенции. В годы советской власти татарское население пополнилось за счет бежавших от голода в Поволжье в 20-е годы. В 1989 году был создано Общество татарской культуры “Туган тел”.

Евреи

На протяжении истории на территории Азербайджана жили евреи, принадлежащие к разным этнолингвистическим группам: горские евреи, ашкенази и грузинские евреи. С 1810 года ашкенази начинают селиться в Баку. В 1835 году, по официальным данным, в Губинском уезде проживали 2774 евреев. По переписи 1897 года в Баку насчитывался 2341 еврея. В период существования Азербайджанской Демократической Республики в 1918-1920 годах в состав правительства входил еврей Евсей Гиндес, занимавший пост министра здравоохранения АДР. Евреи Азербайджана практически никогда не сталкивались с какими-либо проявлениями антисемитизма в стране.

Многие представители еврейской общины Азербайджана принимали и принимают активное участие в политической, культурной, социальной и экономической жизни страны. В настоящее время в Азербайджане действует несколько синагог, функционируют отделение международной еврейской организации “Сохнут”, общество “Азербайджан-Израиль”. Ими, при содействии еврейских общин и посольства Израиля в Баку, проводится множество культурных мероприятий, издается еврейская литература, организовываются различные творческие коллективы. В образовательном центре на 450 ученических мест преподаются основы еврейской культуры.

Горские евреи из Губы

Заметное место в этнической мозаике Азербайджана занимают горские евреи, но, поскольку они говорят на татском языке, их называют иногда и татами-иудеями, живущими в стране с незапамятных времен. Как и на всем постсоветском пространстве, в Азербайджане в последние несколько десятилетий наблюдалась тенденция к сокращению числа евреев вследствие их большого миграционного оттока в Израиль и западные страны. Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тыс. в 1939 году, сократилась до 30,8 тыс. в 1989 году. Общая численность горских евреев в мире оценивается в 250000 человек.

Греки

Первые греческие поселения в Азербайджане появились в Карабахе в селе Мехмана, после русско-турецких войн. В 1897 году в Бакинской губернии проживали 278, а в Елизаветпольской – 658 греков. В 1923 году в Азербайджане среди городского населения проживали 1168 греков. В настоящее время в Баку функционирует Культурный центр греков Азербайджана. Число греков насчитывается 535 человек (176 семей), в основном проживающих в Баку, есть также семьи в Сумгайыте, Хачмазе, Губе, Гахе, Гяндже.

Дагестаноязычные (шахдагские) народности

Самым пестрым является национальный состав северной части страны, где наряду с азербайджанцами проживают народы нахско-дагестанской семьи. Наиболее многочисленны из них лезгины, аварцы и цахуры.

Лезгины

По данным переписи населения 1989 года, в Азербайджане проживали 171,4 тысячи лезгин. Они компактно проживают в северо-восточных районах Азербайджана, в бассейне реки Самур и на восточных отрогах Большого Кавказа. Наиболее велика их численность в Гусарском районе, где лезгины составляют 90,7% от всего населения – 73,3 тысячи человек. В соседнем Хачмазском районе живут 26 тысяч лезгин, почти столько же – в Габалинском районе. Значителен процент лезгинского населения также в Губинском, Исмаиллинском и Гейчайском районах. В 2009 году численность лезгин в Азербайджане составила 180,3 тысячи человек.

Аварцы живут в Балакенском и Загатальском районах. По данным же 1999 года, их численность составила 50,9 тысячи человек.

Цахуры – народ, близкородственный лезгинам – живут в Загатальском и Гахском районах. По данным переписи 1989 года, в Азербайджане их было 13,3 тысячи человек. Десять лет спустя их численность достигла 15,9 тыс. человек.

Есть, однако, и такие народы, которые практически не представлены в самом Дагестане. Это малые по численности этносы, близкородственные лезгинам – крызы, хиналыгцы, будухцы, удины . Первые три народа проживают в Губинском районе (так называемый Шахдагский ареал). Их родина – высокогорье, однако значительная их часть переселилась на равнину. Это выходцы из горных селений Хыналыг, Будух и Крыз, которые относятся к числу самых высокогорных и труднодоступных селений Кавказа.

Удины живут в селе Нидж Габалинского района. Согласно переписи 2009 года, удинов в Азербайджане было 3800 человек, а всего их (в России, Армении, Казахстане) около 10 тысяч человек. Происхождение удин восходит к древнему албанскому племени утиев. Исповедуют христианство православного и григорианского толка.

Еще один дагестанский народ – лакцы – в Азербайджане проживает в основном в крупных городах – Баку и Сумгайыте, места компактного расселения этого народа находятся исключительно в Дагестане.

Отдельного изучения требует вопрос о численности в Азербайджане рутульцев – дагестанского народа, родственного лезгинам. По данным последней советской переписи, рутульцев в Азербайджане было 850 человек. Помимо вышеперечисленных дагестанских народов, в Азербайджане проживает также небольшая группа табасаранов.

Ираноязычные народности – это талыши, таты и курды . Занимаемую территорию они населяют с незапамятных времен.

Талыши

Талыши – народ, являющийся потомками древнего коренного населения Кавказа, имеющий иранское происхождение. Проживают в Лянкяранском, Астаринском, Лерикском и Масаллинском районах, а также в Баку и Сумгайыте. По данным переписи 1999 года, численность талышей составляла 80 тысяч человек.

Курды

Курды проживают в Лачинском и Кяльбаджарском районах, а также в Нахчыванской АР. В 2009 году численность курдов составляла чуть более 6100 человек.

Таты

На территории Абшеронского, Хызынского, Девечинского, Губинского районов проживают группы небольшого по численности народа – татов. По данным переписи 1989 года, татов было чуть больше 10 тысяч человек.

Цыгане (карачи)

До революции 1917 года они проживали в Нахчыване, в Гейчайском и Губинском уездах (2399 человек). До Карабахской войны цыганские общины существовали в Шуше и Джабраиле. В Хачмазском районе Азербайджана сохранилось село Карачи.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»