Что сказал вице спикер толстой. Глава федерации еврейских общин простил толстого за фразу о "выскочивших из-за черты оседлости"

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Краткая история черты оседлости, за упоминание которой вице-спикера Госдумы и бывшего ведущего Первого канала обвинили в антисемитизме.

В закладки

Пётр Толстой

Скандал вокруг высказывания Петра Толстого

10 января 2016 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко появившуюся в СМИ информацию о возможной передаче одного из главных символов города и его крупнейшего храма - собора преподобного Исаакия Далматского - в собственность Русской православной церкви и назвал этот вопрос решённым.

По словам Полтавченко, в соборе и дальше будет осуществляться как музейная деятельность, так и ежедневные религиозные обряды, с сохранением свободного входа в здание для представителей всех конфессий. Решение поддержал и министр культуры РФ Владимир Мединский, который , что передача Исаакия только упростит доступ туриста к одной из самых популярных российских достопримечательностей.

23 января бывший журналист «ТВ-6» и «Первого канала», а ныне - вице-председатель Государственной думы Пётр Толстой принимал участие в пресс-конференции в московском отделении ТАСС. В ходе мероприятия он заявил, что против передачи Исакиевского собора РПЦ выступают потомки «тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом».

Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек.

Пётр Толстой, вице-спикер Государственной думы

Подобные высказывания возмутили евреев России. Федерация еврейских общин России (ФЕОР) Толстого в «подрыве межнационального мира», а глава организации Александр Борода потребовал руководство «Единой России» и Государственной думы отреагировать на слова политика. Позднее реплику Бороды прокомментировал председатель нижней палаты российского парламента Вячеслав Володин, который назвал недопустимыми «любые выпады, способные обидеть ту или иную национальность».

Официальный представитель ФЕОР Борух Горин в разговоре с «Эхо Москвы» Петру Толстому, что среди рушивших культовые учреждения было много последователей его прадеда Льва Толстого, которого РПЦ предала анафеме, и назвал слова вице-председателя Государственной думы «открытым антисемитизмом».

Он рассуждает о правнуках и говорит как праправнук человека, в свое время преданного анафеме православной церковью России. Значит ли это, что он несёт такую же ответственность за то, что происходило в 17-м году с храмами православной церкви, когда рушили их, конечно, не только евреи, а рушили люди разных национальностей и вероисповеданий?

Борух Горин, официальный представитель Федерации еврейских общин России

С подобной оценкой согласился и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от «Яблока» Борис Вишневский. По его словам, за высказывание аналогичных мнений следует не только лишать поста вице-спикера и депутатского мандата, но и исключать из партии. Парламентарий также обвинил своего федерального коллегу в непонимании происходящих в Петербурге процессов.

Возмущение словами Петра Толстого и член израильского кнессета Ксения Светлова, которая, как и заместитель председателя Госдумы, тоже в прошлом занималась журналистикой.

Что общего между Исаакием и отсутствием воды в кранах? Правильно, внуки тех, кто когда-то покинул черту оседлости (интересно, кто они по национальности - шведы?) и вице-спикер Думы.

Ксения Светлова, депутат Кнессета Израиля

Светлова добавила, что «если раньше антисемитизм пытались прикрыть хоть фиговым листком, хоть детской присыпкой, то теперь вице-спикеры прут как на буфет» и поинтересовалась, как скоро российские чиновники перейдут к обвинениям евреев в замешивании мацы на крови христианских младенцев.

Сам Пётр Толстой усмотревших в его словах признаки антисемитизма людьми «с больным воображением», которые не знают историю родной страны. По мнению политика, в его заявлении содержалось только «предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны».

В то же время, многим российский изданиям пришлось в своих материалах пояснять значение употреблённого Толстым термина. Президент «Российского еврейского конгресса» Юрий Каннер , что «мало кто, кроме интеллектуалов и евреев, знает, что такое черта оседлости». TJ разобрался в том, что же за историческое явление скрыто за этими словами, и как оно повлияло на историю евреев всего мира.

Возникновение черты оседлости

В 1794 году Российская империя, Королевство Пруссия и Австро-Венгерская империя завершили раздел бывшего Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Приобретения России тогда были огромными: управляемая Екатериной II страна получила в своё распоряжение исторические земли Литвы, Белоруссии и Украины.

На отошедших Российской империи территориях ещё в середине 16-го века проживала половина всех евреев мира. К моменту раздела Речи Посполитой их число увеличилось вдвое, превысив миллион человек и составив 10% от всего населения Польши. Особенно высокая популяция евреев - более двухсот тысяч - тогда наблюдалась в губерниях, окружавших Гродно и Вильно (современный Вильнюс).

За три года до включения в состав России областей с большой частью еврейского населения Екатерина II выпустила указ о даровании евреям права заниматься торговлей и производством (например винокурением и пивоварением). При этом регионы, на которые распространялись предоставленные российской короной послабления, были жёстко ограничены.

Восточная граница выделенной для евреев территории, позднее получившей название «черта оседлости», простиралась от Балтийского до Чёрного моря вдоль Псковской, Смоленской, Орловской, Курской и Харьковской губерний

Отношение к евреям в России никогда не было благожелательным. Петру I приписывают высказывание о том, что он бы пожелал видеть у себя в стране «лучше народов магометанской [мусульманской] и языческой веры, нежели жидов», которых он считал плутами и обманщиками. Николай I сравнивал евреев с надувающимися кровью пиявками, которые «высасывают незадачливые сии [юго-западные] провинции до полнейшего истощения».

Интеллигенция Российской империи не была о «лицах иудейского вероисповедания» отличного мнения. Льву Толстому часто приписывают авторство эссе «Что такое еврей?», в котором он якобы использовал эпитеты «святое существо», «первооткрыватель культуры», «олицетворение вечности». Согласно эмигрантскому журналу «Рассвет», это эссе было написано неким Г. Гутманом спустя четыре года после смерти писателя.

Наибольшую нелюбовь к евреям среди жителей России 19-го века испытывали жители тех юго-западных губерний, которые были присоединены после раздела Речи Посполитой. В этих регионах численность еврейского населения не только не уменьшалась, но и увеличивалась благодаря географическим ограничениям. До определённого времени подобная ограниченность шла на пользу культуре евреев России, которая смогла лучше сохраниться благодаря близкому проживанию её носителей.

Русские погромы в еврейской черте оседлости

С 1821 года в прилегающих к Одессе районах начали происходить регулярные погромы еврейских кварталов и поселений. Изначально их устраивали проживавшие там греки, однако ситуация качественно изменилась в 1881 году после убийства императора Александра II: в Черниговской губернии, неизвестными был пущен слух о том, что именно евреи убили освободителя российского крестьянства. Погромщикам даже была выдана бумага, освобождавшая их от ответственности за возможные преступления.

В погромах, захлестнувших территорию черты оседлости после 1881 года, принимали участие мещане, крестьяне и деклассированные элементы. В течение двух лет они ранили около двух тысяч евреев и убили нескольких из них (в том числе семилетнего мальчика, отказавшегося осенить себя крестным знамением), параллельно изнасиловав несколько сотен женщин.

До середины 1882 года погромы продолжались почти без вмешательства властей. В редких случаях погромщиков разгоняли обеспечивавшие правопорядок солдаты. Более того, в высших правительственных кругах империи бытовало мнение о том, что евреи сами виноваты в погромах, которые возникли из-за «некоторых видов экономической деятельности».

Нападение на евреев в Киеве в присутствии военных

Для снижения градуса насилия «лицам иудейского вероисповедания» было запрещено жить в сельской местности. Из-за этого они начали переезжать в города. Согласно переписи 1897 года, население четвёртого по величине города и второго по грузообороту порта страны -Одессы - на треть состояло из представителей еврейской диаспоры. Аналогичная ситуация была и в Екатеринославе (современный Днепр), в котором евреи составляли более 36% от всех жителей.

В мае 1882 министром внутренних дел Российской империи стал граф Дмитрий Толстой, выступивший как решительный противник погромов. Он возложил ответственность за обеспечение правопорядка в губерниях на местное начальство, после чего массовые беспорядки стали возникать гораздо реже. В течение года масштабные погромы прекратились - почти на двадцать лет.

После подписания Николаем II манифеста от 17 октября 1905 года об учреждении Государственной думы в 660 населённых пунктах снова начались масштабные погромы, связанные с участием еврейской молодёжи в антиправительственных выступлениях. Хотя исследователи и отмечают, что жертвами беспорядков становились любые люди, которых погромщики относили к демократам, больше всего погибших тогда было среди евреев - более 800 человек.

Еврейские погромы в Одессе в 1905 году

Холокост и уничтожение черты

2 апреля 1917 года указом Временного правительства были отменены ограничения на расселение евреев по территории молодой Российской республики. Ещё спустя год значительная часть территорий бывшей черты оседлости вошли в состав восстановленной Польской республики. Через двадцать лет количество евреев на них сравняется с показателями старой Речи Посполитой, составив десять процентов населения.

Несмотря на последствия Первой мировой и Гражданских войн, еврейское население советской части территорий, которые раньше входили в черту оседлости, снова начало интенсивно расти по мере того, как люди возвращались в родные места. К 1939 году евреи стали вторым после русских национальным меньшинством Украинской ССР и составили почти половину от всего городского населения Белорусской ССР.

В 1939 году войска нацистской Германии оккупировали Польшу, а ещё через два года - территории Украины и Белоруссии. Там они начали проводить политику отчуждения еврейского населения. Реализована она была через создание этнического гетто в Варшаве, население которого в течение четырёх последующих лет из-за голода и бунтов уменьшилось в десять раз.

Позднее нацисты начали уничтожать проживавших на территории бывшей черты оседлости евреев. Только в трёх самых известных «лагерях смерти», созданных на территории Польши - Освенциме, Треблинке и Собиборе - было убито по меньшей мере полтора миллиона человек. Ещё 150 тысяч человек были убиты в находящемся возле Киева урочище Бабий Яр.

Подготовка советских евреев к расстрелу в Бабьем Яру

После окончания Второй мировой войны многие советские евреи отказались приезжать на выжженные территории, которые раньше считали своим домом. Одни остались жить там, где они пережидали эвакуацию, другие уезжали в созданное в 1948 году еврейское государство Израиль. Ещё несколько волн эмиграции последовали после распада Советского союза в 1991 году.

Сегодня территория, на которой в 16-м веке находились самая большая еврейская диаспора планеты, поделена между шестью странами: Польшей, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией и Эстонией. Там проживает около 130 тысяч евреев - меньше 1% от мировой численности.

При создании исторической справки использованы материалы Атласа истории еврейского народа и Краткой еврейской энциклопедии .

Вице-спикер Госдумы, депутат от «Единой России», бывший ведущий Первого канала Пётр Толстой на пресс-конференции сказал фразу, которая многими была истолкована, как антисемитская. Он указал на то, что сегодня против передачи Исаакиевского собора РПЦ выступают «внуки и правнуки» тех, кто «выскочил из-за черты оседлости» в 1917 году. После волны возмущения Толстой не стал опровергать своё заявление, но отрицает, что оно является антисемитским.

Выступая на пресс-конференции в ТАСС, посвящённой открытию рождественских чтений «1917–2017: уроки столетия», телеведущий и депутат Пётр Толстой, который сейчас занимает пост заместителя председателя Государственной Думы, сказал буквально следующее:

Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек.

В сообщениях самого ТАСС, а также других государственных информационных агентств, этих слов нет. Их процитировало «Эхо Москвы» . В подтверждение радиостанция опубликовала аудиозапись .

Высказывание Толстого вызвало негодование очень многих, в том числе публикации в СМИ и соцсетях. Петербургский депутат Александр Кобринский назвал его антисемитским и отметил, что от официальных лиц такого никто в России не слышал с 1980-х годов. Кроме того, многие обратили внимание на то, что слова о «черте оседлости» прозвучали за четыре дня до международного Дня памяти жертв Холокоста: 27 января советские войска освободили концлагерь Освенцим.

Кобринский, как и двое других депутатов Законодательного собрания Петербурга, Борис Вишневский и Максим Резник, выступает против передачи Исаакиевского собора под управление РПЦ. Кроме него высказались многие из тех, кто к конфликту вокруг собора отношения не имеет.

Издатель сайта «Такие дела» и руководитель благотворительного фонда «Нужна помощь» Дмитрий Алешковский написал в фейсбуке:

Мои еврейские предки как раз занимались тем, что били фашистскую сволочь и восстанавливали храмы, а такие как Пётр Толстой их как раз и уничтожали. Как жаль, что фашистом в нашей стране теперь быть дозволено и почётно.

Он также рассказал о своей семье и её вкладе в российскую историю и культуру.

Многие, как журналист Александр Цыпкин, отнеслись к словам Толстого с иронией. Пост Цыпкина расшарили почти 100 раз: он просто задаёт Толстому «организационные вопросы»:

Также о словах вице-спикера высказался предприниматель и журналист Антон Носик , один из самых популярных блогеров в ЖЖ и фейсбуке. Он обвинил Толстого не только в антисемитизме, но ещё и в безграмотности, приведя другую цитату из Петра Толстого об Исаакиевском соборе.

В том же выступлении наци-спикер Госдумы сообщил, что в настоящее время в Исаакиевском соборе «болтается маятник Фуко», а на его балкон «петербургская интеллигенция водит экскурсии с шампанским». Если б он ограничился первой частью этого утверждения, можно было бы предположить, что в Исаакиевский собор он не заглядывал с 1986 года (маятник Фуко был демонтирован именно тогда). Однако же, судя по второй части наброса, он не был там вообще никогда. Потому что у Исаакиевского собора нет никакого балкона. Там есть колоннада. […] Никакого шампанского в Исаакиевском соборе (равно как и нигде в радиусе 100 метров от его касс) не наливают и не продают, в отличие от московского Храма Христа Спасителя, славного, помимо автомойки и химчистки, своими VIP-банкетами и корпоративами.

Носик не считает, что главная проблема Толстого - антисемитизм.

Предвижу недовольство российских евреев тем фактом, что зампред Госдумы оказался наци-спикером. Но, думаю, не меньшая проблема для российских граждан любой национальности - что зампред парламента от правящей партии до такой степени невменяем и упорот. Кстати, он ещё и дурак: для своего выхода из шкафа в качестве наци-спикера выбрал ту одну неделю в году, когда внукам и правнукам полицаев, вертухаев и власовцев, как кровным, так и идейным, разумно было бы промолчать.

О ситуации высказался и глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин, его слова приводит «Эхо Москвы» . По его мнению, заявление вице-спикера «недопустимо». Кроме того, оно нелогично.

Он рассуждает о правнуках и говорит как праправнук человека, в своё время преданного анафеме православной церковью России. Значит ли это, что он несёт такую же ответственность за то, что происходило в 17-м году с храмами православной церкви, когда рушили их, конечно, не только евреи, а рушили люди разных национальностей и вероисповеданий? И среди них, конечно, было огромное количество толстовцев, которые рушили церкви, в том числе, из-за того безобразного отношения, которое тогдашняя православная церковь проявляла к великому гуманитарному мыслителю, великому писателю земли русской Льву Николаевичу Толстому. Это, так сказать, просто, если уже вспоминать родственные связи.

Обвинения Петра Толстого в адрес евреев Борух Горин считает несостоятельными:

Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за её национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщения, а обобщения националистические, в данном случае юдофобские. Отдельно можно заметить, что это никак не соответствует реальности, потому что не существует никаких единых взглядов на возвращение Исаакиевского собора не то что у еврейской общины России, но у евреев России как индивидуумов.

Сам Пётр Толстой отрицает, что в его словах был антисемитизм, хотя не отрицает, что фраза действительно прозвучала на пресс-конференции. Об этом он написал в фейсбуке.

Твиттер на слова Толстого реагирует в основном шутками.

24 января на радио «КоммерсантЪ.FM» в программе «Pro et Contra» меня пригласили обсудить высказывание Петра Толстого, которое вызвало бурную дискуссию в обществе. Моим оппонентом в эфире был глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.

Источник: КоммерсантЪ.FM
Высказывание вице-спикера Госдумы Петра Толстого по поводу передачи Исаакиевского собора РПЦ вызвало острую общественную реакцию. Депутат в ходе пресс-конференции назвал противников передачи собора людьми, которые являются «внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в 1917 году». В Федерации еврейских общин считают эти заявления явно антисемитскими. В руководстве Госдумы не согласны с такими обвинениями и заявляют о недопустимости любых выпадов, способных обидеть ту или иную национальность. Высказывание вызвало широкую дискуссию в СМИ и социальных сетях. Означает ли столь бурная реакция на эти слова наличие запроса в обществе на антисемитизм? Ведущий «Коммерсантъ FM» Марат Кашин в рамках программы «Pro et Contra» обсудил ситуацию с лидером партии «Великое Отечество» Николаем Стариковым и главой департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борухом Гориным.

Николай Стариков: Я не думаю, что здесь можно говорить о каком-либо антисемитизме и, тем более, говорить о запросе в нашем обществе на антисемитизм. Это, конечно же, колоссальное преувеличение и даже спекуляция. Дело в том, что большая роль российских подданных еврейской национальности в революционных событиях 1917 года - наряду, например, с российскими подданными латышской национальности - никогда не скрывалась - это знает любой, кто хоть как-то знаком с историей Гражданской войны. Скажу больше, если вы в Москве придете в Музей толерантности, вы прочитаете информацию и про черту оседлости, и настоящие фамилии революционных деятелей партии большевиков и эсеров. Это не является какой-то закрытой информацией. Я уверен, что Петр Толстой никого не собирался оскорбить.

Борух Горин: Я абсолютно убежден, в отличие от господ Толстого и Володина, что это однозначные слова про «людей, которые выпрыгнули с наганами из черты оседлости, чтобы рушить храмы». «Черта оседлости» - это, конечно, национальное понятие. Господин Толстой рассказал о том, что те люди, которые выступают сегодня против возвращения Исаакиевского собора РПЦ, это потомки евреев, которые рушили церкви в России. Мне это обобщение, как, впрочем, и любое другое, кажется некорректным. Когда это обобщение касается национального или вероисповедального происхождения, оно мне кажется ксенофобским. Поэтому для меня совершенно очевидно, что такого рода заявление надо рассматривать как националистическое, ксенофобское, сеющее религиозную и национальную рознь, в зависимости от того, кого именно имел в виду господин Толстой.

Вице-спикер Государственной думы Петр Толстой обвинил «правнуков тех, кто разрушал храмы с наганами», в желании сделать то же с Исаакиевским собором. На единоросса обиделись депутаты ЗакСа и еврейская община.

В понедельник, 23 января, в дискуссию по передаче Исаакиевского собора РПЦ единоросс и вице-спикер Государственной думы Петр Толстой добавил националистическую нотку, назвав защитников храма продолжателями дела «прадедов, вышедших из-за черты оседлости в 1917 году». На телеведущего и депутата обиделись все: и журналисты, и депутаты ЗакСа, и еврейская община.

«Люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто разрушал наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганами в 1917 году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях – продолжают дело своих дедов», – заявил вице-спикер Госдумы Петр Толстой на пресс-конференции днем 23 января.

Антисемитскую фразу распознали не сразу, вначале разлетелась другая мысль единоросса. «Все те граждане, которые подписывают петиции, называются "артель напрасный труд". К сожалению, наша фейсбучная публика, не зная ничего, с дикой скоростью обменивается сигналами SOS с одного дивана на другой, считая, что таким образом и будет управлять государством», – цитировал политика «Интерфакс».

Уже под вечер журналисты переслушали запись выступления Толстого и обнаружили очевидную отсылку к еврейскому народу – тому самому, который в Российской империи проживал за чертой оседлости.

Для справки: территория черты оседлости была первоначально определена указом Екатерины II 1791 года как территория России, где дозволялось селиться и торговать иудеям. Черта оседлости охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки, поскольку в сельской местности проживание также не дозволялось) значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, Латгалии, которая была частью Витебской губернии, а сейчас - Латвии, а также части территории современной Украины, соответствующей южным губерниям Российской империи. Сам термин (первоначально «черта постоянного жительства евреев») впервые появился в «Положении о евреях» 1835 года. Черта оседлости была отменена Временным правительством после Февральской революции.

Одними из первых отреагировали на слова вице-спикера в еврейской общине. «Заявление не просто сомнительно, а оно абсолютно недопустимо, и мне бы очень хотелось знать оценку руководства Государственной думы, руководства страны такого рода заявлениям, которые, на мой взгляд, совершенно подрывают основы современной России, современного общества» , – заявил радио «Эхо Москвы» глава департамента общественных связей Федерации еврейских организаций России Борух Горин.

«Я лично считаю заявление Толстого открытым антисемитизмом, чего уж там. Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за ее национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщения, а обобщения националистические, в данном случае юдофобские. Отдельно можно заметить, что это никак не соответствует реальности, потому что не существует никаких единых взглядов на возвращение Исаакиевского собора не то что у еврейской общины России, но у евреев России как индивидуумов. Есть совершенно разные взгляды на этот вопрос» , – добавил он.

Дискуссию о том, является ли выступление Петра Толстого оскорблением или нет, развернули совладелец Юридической компании «CLC» Наталья Шатихина и экс-сенатор, статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин.

«Похоже, завтра будет день опровержений и слов про "неправильно поняли"», – написал Добрынин на своей странице в Facebook. «На самом деле он попытался тихо обтечь тот факт, что революцию сделали в массе лидеров евреи, заняв кратковременно наркоматы, а теперь Резник с Вишневским (депутаты ЗакСа, организаторы протестной акции) тоже не без этого», – ответила в ветке комментариев Шатихина.

Больнее всех воспринял высказывание единоросса депутат петербургского ЗакСа яблочник Борис Вишневский: он пообещал, что обратится в Следственный комитет, чтобы тот проверил высказывание вице-спикера на экстремизм. «Друзья, с юристами посоветуемся – и, думаю, сильно испортим (ему) настроение», – написал парламентарий в соцсетях.

Его коллега депутат Максим Резник сообщил «Фонтанке», что пока не намерен жаловаться на Толстого, однако считает такую выходку «пещерным уровнем».

Пиарщик и писатель Александр Цыпкин задается следующими вопросами: «Петр Толстой сообщил гражданам, что от РПЦ Исаакий защищают евреи, потомки евреев, рушивших храмы во время революции. В связи с этим возник ряд сугубо организационных вопросов: 1. Как именно проводилось днк-тестирование и должны ли защищающие собор носить на одежде желтые звезды, а также где в Питере для них планируется гетто? 2. Откуда известно о генеалогическом древе всех протестующих? Бесплатная ли это услуга? 3. Являются ли протестующие также потомками апостолов, которые, как известно, были по недосмотру властей тоже евреями? И как поступать с ними в таком случае?» .

Сам Толстой объяснил в «Фейсбуке» свои слова на пресс-конференции так: «Сильно удивлен реакцией на мою оценку правомерности передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви. Только люди с больным воображением и не знающие истории своей страны могут усмотреть в моих словах «признаки антисемитизма». Это было, напротив, предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны. Кому-то явно очень хочется навесить ярлык в попытках внести в общественную дискуссию очередную линию раскола, теперь – по национальному признаку. Еще раз подчеркиваю: в моем отсыле к действительным историческим событиям нет никаких признаков того, что хотят разглядеть особо бдительные товарищи» .

Петр Толстой – вице-спикер Государственной думы, депутат «Единой России » . Бывший ведущий ряда информационно-политических передач и ток-шоу на Первом канале и заместитель директора Дирекции социальных и публицистических программ Первого канала (2009-2016). Единоросс и медиаменеджер – праправнук писателя Льва Толстого, которого в свое время отлучали от Церкви. Летом 2016 года Петр Толстой и несколько других родственников писателя, в том числе советник президента Владимир Толстой, стали фигурантами скандала: блогеры обнаружили, что в период с 2011 по 2013 год компания родственников писателя без какой-либо конкуренции получила 14 контрактов с ФГБУ «Музей-усадьба Ясная Поляна» на общую сумму 11,9 миллиона рублей.

Напомним, что в Государственной думе не пришли к единому мнению о том, нужно ли передавать Исаакиевский собор РПЦ. Так, против этого . «Во мне, – признался он, – что-то сопротивляется этому решению. Интуитивно. Наша страна на четверть мусульманская, и я сомневаюсь, что мусульманин с семьей посетит действующий православный храм. В музей пойдет, а в церковь – вряд ли. Мне кажется, мы отрезаем от знакомства с культурными ценностями целый пласт населения. И странно, конечно, что памятник всемирного значения оказался в собственности горсовета, который и решает теперь судьбу музея». Противоположные точки зрения высказали коммунист Владимир Бортко и единоросс Марат Сафин.

Отметим, что решение о передачи Исаакиевского собора РПЦ было принято в конце 2016 года. До этого, год назад, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко на самый доходный в городе музей.

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

Обвинения в антисемитизме, в том числе со стороны Федерации еврейских общин России (ФЕОР), примирился с главой ФЕОР Александром Бородой, объяснив ему, что не вкладывал в эти слова националистического смысла.

Разъяснения Толстого о том, что он не имел в виду никакой национальности, когда говорил о разрушающих религиозные святыни людях, устроили главу федерации, во всяком случае Толстой и Борода пожали друг другу руки в знак примирения, передает "Интерфакс" со ссылкой на очевидца этого события.

Примирение состоялось в Госдуме, где в четверг, 26 января, прошли Рождественские парламентские чтения с участием представителей всех конфессий, в том числе патриарха Кирилла. Борода и Толстой поговорили на организованной в нижней палате парламента выставке "Достояние России. Страницы истории и духовные традиции".

В извинительной речи Толстой возложил вину на "недобросовестных журналистов", приписавших ему антисемитизм

"Хотел два слова сказать по поводу тех обвинений, которые в мой адрес раздаются по поводу антисемитизма, - цитирует извинения Толстого ТАСС. - Конечно, никакой национальности я не имел в виду и говорил об истории нашей страны и о тех людях, которые разрушали и храмы, и синагоги, и речь шла не о национальностях". "Поэтому прошу вас, если это кого-то задело, то я сожалею, прошу вас правильно понять", - обратился он к Бороде.

"Это наша общая с вами история, общая наша с вами страна, и мы, конечно, должны беречь межнациональное согласие и межконфессиональный мир", - добавил вице-спикер, поздравив главу ФЕОР с началом Рождественских чтений.

"Это очень важно сейчас, накануне Дня памяти Холокоста (отмечается 27 января - в этот день в 1945 году советские войска освободили концлагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау)", - отозвался Борода. "Действительно, у нас многонациональная страна, и сегодня уникальный межнациональный и межконфессиональный мир требует поддержания и укрепления", - добавил он.

"Конечно, - согласился Толстой. - У нас есть уникальный опыт межконфессионального мира, и я очень сожалею, что по вине недобросовестных журналистов, которые мне приписали некоторый набор понятий, вся эта шумиха была поднята". "Надеюсь, что вы правильно поймете", - заключил он.

В ФЕОР сочли вопрос исчерпанным, а разъяснения Толстого - достаточными

После беседы Борода заявил, что считает вопрос исчерпанным: "Мне кажется, что мы сняли вопрос. Он сказал, что сожалеет, что неправильно был понят, и он просит прощения (у тех), кого он обидел".

"Если мы посмотрим объективно на историю журналистской деятельности Петра Толстого, то можем сказать, что заявление не является частью какой-то политики, которую он озвучивал раньше, мы не можем сказать, что он антисемит с прошлым, мы этого не видели, нет смысла заниматься нагнетанием, все исчерпано", - заявил Борода сайту Life .

"Надеюсь, наше взаимодействие с Госдумой, деятельность Госдумы и деятельность Петра Толстого будут способствовать укреплению межнационального мира и согласия", - добавил он.

Глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин заявил радиостанции "Говорит Москва" , что Толстой извинился за слова, которые могли быть неправильно поняты, и этого достаточно, хотя трудно говорить об удовлетворенности, неудовлетворенности или исчерпанности конфликта.

"Была некая заявленная идея, которая в устах государственного чиновника выражала наши опасения. Госчиновник нашел необходимым эту идею дезавуировать. Опасения о том, что такая позиция теперь официальная, исчерпаны. Он высказал свое отношение к тому, что он сказал. То есть это не то, что нас бы возмутило", - сказал Горин.

Тем не менее так просто для Петра Толстого эта история не закончится. На пятницу назначено заседание комитета по этике, где будет рассмотрен вопрос о его высказывании, а депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский обещал обратиться в Следственный комитет РФ с просьбой проверить эту фразу на экстремизм.

23 января вице-спикер Госдумы, выступая на пресс-конференции по поводу дискуссии вокруг передачи Исаакиевского собора, заявил, в частности, что "люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, - сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях - продолжают дело своих дедушек и прадедушек".



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»