Когда последний раз принимали в пионеры. История пионерии

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня все больший интерес начинает вызывать история СССР. Кто-то пытается найти в ней отрицательные моменты, кто-то положительные. В этой статье мы говорим об истории пионерской организации, которая в наше время вызывает бурные дискуссии. Особенно когда возникают вопросы, чем занять детей или почему нынешнее поколение выросло таким безответственным. О том, насколько эта организация была полезна или вредна, речи идти не будет, эти выводы для себя надо сделать самостоятельно.

Истоки пионерского движения

Удивительно, но корни этого, казалось бы, чисто коммунистического движения уходят в скаутинг. Мало кто знает, что к 1917 году в России было сформировано немало детских скаутских объединений. В целом эта организация насчитывала около 50 тысяч участников. В преддверии Гражданской войны скауты оказывали различную социальную помощь, были организаторами отрядов детской милиции, устраивали поиски беспризорных детей.

Когда к власти пришла Советская власть, скаутское движение начало распадаться по направлениям в зависимости от территории нахождения. Например, в Казани и Петрограде возникли объединения «Лесных братьев», а московское общество строилось на принципах Баден-Пауэлла. Также возникло течение «юкизм», т. е. «юные коммунисты». Они пытались объединить коммунистическую идеологию с принципами скаутизма. Основателем движения юкистов была партийный функционер Вера Бонч-Бруевич. Но в 1919 году на съезде РКСМ приняли решение распустить все скаутские отряды.

Предложение Крупской

С этого момента начинается история пионерской организации в том виде, в каком она запомнилась. Итак, после запрета скаутских отрядов остро началась ощущаться нехватка организаций по работе с детьми. Первой идею сформулировала Н. К. Крупская, выступившая в ноябре 1921 года с докладом, который назывался «О бойскаутизме». Вскоре это выступление было издано в виде небольшой брошюры, в которой говорилось о том, что необходимо в кратчайшие сроки создать детскую организацию, которая была бы «скаутской по форме и коммунистической по содержанию».

Сначала руководители комсомола, негативно воспринимавшие скаутизм, настороженно отнеслись к данному предложению. Ведь, вступая в ряды такой организации, дети, по сути, сохраняли традицию, заведенную еще при царизме, что не могло не вызывать опасений. Однако все изменилось, когда после очередного выступления Крупской была сформирована специальная комиссия. На ней И. Жуков представил свой доклад, который был положительно оценен членами Бюро. Сразу после этого началось обсуждение организаторской стороны дела.

В самом начале 1922 года на рассмотрение комиссии было выдвинуто предложение о включении в скаутские организации детей, а не комсомольцев, как предлагалось изначально. В это же время И. Жуков предложил назвать новую организацию «пионерской». Само название он позаимствовал у Сетона-Томпсона. Кроме того, пионерская организация многое взяла у скаутизма. Например, игровую форму обучения, организацию по отрядам, управление детьми с помощью вожатых, элементы символики, сборы у костра. Даже девиз «Будь готов!» не является оригинальным.

Первые группы

2 февраля 1922 года был сделан следующий шаг на пути развития истории пионерской организации. Именно в этот день в областные центры были разосланы письма из бюро ЦК о создании детской группы при комсомольской ячейке. Уже было создано специальное бюро, в которое входил Валерий Зорин, бывший скаутмастер. Именно он организовал первую детскую группу в одном из интернатов Замоскворечья. Отряд назвали «Юные разведчики», но долго он не просуществовал. И в скором времени Зорин взялся за организацию детей при заводе «Каучук».

Параллельно с Зориным начал работать в этом же направлении Михаил Стремяков, еще один скаутмастер. Он организовал группы в школе фабрично-заводского ученичества при бывшей типографии Машистова. Обычно именно эту детскую группу называют первым пионерским отрядом. Там же в апреле начинает выходить «Барабан», первый пионерский журнал, а затем и «Пионерская правда».

2 марта было создано бюро детских групп, в задачу которого входила разработка устава. Рассмотрен и принят он был на II Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая. День пионерской организации - именно так позднее будет названа эта дата. Конференция не только согласовала устав, но и приняла решение начать повсеместное распространение пионерских организаций. После этого было создано специальное бюро для работы с детьми, в которое вошло семь человек. Среди них были И. Жуков, а также Крупская, в роли наблюдателя от партии, и Луначарский как наблюдатель от правительства.

Повсеместно распространение и выбор названия

С этого момента начинают активно формироваться пионерские отряды по всей территории страны. Одновременно с этим распространяется и создается пионерская символика. Именно в 1922 году был сочинен текст одной из известнейших пионерских песен - «Взвейтесь кострами, синие ночи». В Петрограде первая детская группа появилась только 3 декабря. Организатором ее стал комсомолец Сергей Марго. Первые четыре пионерских отряда были созданы из российских групп юных разведчиков.

В октябре на очередном съезде РКСМ было принято решение об объединении всех пионерских отрядов в единую организацию, которой было присвоено название «Юные пионеры имени Спартака». В день смерти Ленина организации присвоили имя вождя. В 1926 году было выпущено специальное постановление, где указывалось новое название детского объединения, сохранившееся до последних дней его существования. Звучало оно как «Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина».

Пионеры во время ВОВ

Год образования пионерской организации стал годом начала новой эпохи в жизни многих детей. После 1922 года быть пионером стало так же почетно, как быть комсомольцем. Да и попасть в комсомольцы, не побывав пионером, позднее стало практически невозможно.

Постепенно пионерская организация стала неотделима от социальной жизни страны. Не удивительно, что и во время страшной беды, постигшей весь Советский Союз, она не осталась в стороне.

С момента объявления о начале войны пионеры во всем старались не отставать от взрослых и помогать бороться с врагом не только в тылу, но и на фронте. Многие дети присоединялись к подполью и партизанским отрядам. Пионеры становились юнгами на военных кораблях, разведчиками, помогали скрывать от вражеских солдат раненных, приносили провизию партизанам, скрывающимся в лесах. Детей редко воспринимали всерьез, поэтому им легче было пробраться через или разузнать секретную информацию.

Однако не всегда боевое задание оканчивалось для детей благополучно. Так, посмертно были награждены званием Героя Советского Союза четверо ребят - Зина, Портнова, Леня Голиков, Валя Котиков и Марат Казей.

После окончания войны все имена погибших детей были вписаны в официальный список тех, кто получил звание пионеров-героев.

Послевоенный этап

История пионерской организации в послевоенное время также тяжела, как и история всей страны. Необходимо было восстанавливать разрушенное, и здесь имела большое значение даже детская помощь. Городские дети собирали металлолом и макулатуру, занимались посадкой зеленых насаждений. На сельские пионерские отряды легла более сложная задача - они выращивали мелких домашних животных, например, птиц и кроликов. Лучшие из маленьких тружеников были награждены различными орденами. Дети также принимали участи в сборе урожая, шли работать на завод. В общем, везде, где не хватало рук, брали на работу пионеров. Огромное число здоровых мужчин погибло на войне, поэтому не было возможности отказываться ни от какой помощи. Тем более что дети, сознавая необходимость, трудились наравне со взрослыми, стараясь ни в чем им не уступать.

Сейчас подобное кажется негуманным, но в то время пионеры сами хотели помогать. Никто не принуждал детей работать. Многие сами брались за тяжелый труд.

Дальнейшие годы

В 1953 году пионеры СССР едва не были переименованы. После смерти Сталина многие предлагали дополнить название организации. И если раньше Всесоюзная пионерская организация были только имени Ленина, то теперь вносились предложения добавить сюда недавно почившего вождя. Однако после разоблачения культа личности Сталина этот вопрос был полностью исчерпан, и организация так и не была переименована.

С 1955 года появилась традиция вносить имена выдающихся детей в специальную книгу почета. В 1958 году претерпела небольшое изменение структура организации. С этого года были введены три уровня развития, на каждом из которых ребенок получал особый значок. Чтобы достичь следующего этапа, пионер должен был заниматься по специальной индивидуальной программе. При этом вся пионерская работа была объединена в план, рассчитанный на два года, который был ориентирован на помощь страшим в выполнении их семилетнего плана.

В 1962 году изображение было изменено - на него добавили профиль Ленина. Это было знаком того, что государство признает огромные заслуги пионерской организации. Событие было вызвано вручением ордена Ленина Всесоюзной пионерской организации за успехи в деле социалистического воспитания подростков. Черед десять лет, в 1972 году, была повторна удостоена этой же высокой награды.

К этому времени в пионерах состояли более чем 23 миллиона детей по всему Советскому Союзу.

Прекращение существования

Первые изменения пионерская организация претерпела в период перестройки и начала либеральных реформ. В это время И. Н. Никитин, председатель Центрального союза пионерской организации, предложил внести изменения в пионерскую структуру с целью ее демократизации. И уже 1 октября 1990 года на 10 Всесоюзном пионерском слете, который проходил в Артеке, детскую организацию переименовали в СПО-ФДО (Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций). Председателем нового учреждения был назначен Е. Е. Чепурных. Однако самостоятельно вносить изменения и проводить реорганизацию СПО-ФДО не мог. Дело в том, что он все еще оставался в составе ЦК ВЛКСМ. Поэтому никаких коренных изменений проведено не было.

После запрета КПСС, провозглашенного в сентябре 1991 года, прошел чрезвычайный съезд ВЛКСМ, на котором было объявлена, что историческая роль ВЛКСМ была исчерпана, комсомольская организация была распущена, а также прекратила свое существование и Всесоюзная пионерская организация. С этого дня 19 мая, день пионерской организации, больше не считался праздником. В стране произошли коренные изменения, которые повлекли за собой распад множества государственных учреждений.

После окончательного распада СССР, имущество пионерской организации было изъято. Все Дворцы пионеров в регионе были перепрофилированы и стали «Домами детского и юношеского творчества». Большая часть пионерских лагерей оказалась в руках частников, которые превратили их в пансионы и турбазы. Только небольшая их часть оставила за собой статус детского оздоровительного лагеря.

Чем занимались пионеры?

Деятельность пионерской организации всегда была направлена на помощь комсомолу и взрослым. Но это не всегда были мирные действия. В начале 30-х годов пионеров решили привлечь к борьбе с противниками советской власти. Это позиционировалось как гражданский долг каждого верного Советам человека, включая и детей. Образцом для всех пионеров был избран Павлик Морозов. Согласно официальной версии, он донес власти на родного отца, который помогал кулакам, а затем выступил против него в суде. За это Павлик и был убит отцом.

После этого напряженного времени борьба с антисоветчиной приняла идеологический и пропагандистский характер.

Однако пионеры занимались не только идеологическим воспитанием. Также в их обязанности в разное время входило:

  • Сбор металлолома и макулатуры.
  • Участие в смотре строя и песни.
  • Участие в
  • Участие во всесоюзных спортивных соревнованиях «Кожаный мяч», «Золотая шайба».
  • Проведение спортивно-военной «Зарницы».
  • Командные игры с мячом «Пионербол» и «Снайпер».
  • Входили в ряды юных помощников инспекторов дорожного движения, а также в юношеские добровольные пожарные дружины.
  • Организовывали «Зеленый патруль» (занимались охраной лесов), «Голубой патруль» (занимались охраной водных ресурсов).
  • Занятия в спортивных секциях и кружках.
  • Выращивание служебных собак и коней.

Порядок приема

В пионеры принимали детей от 9 до 14 лет. Официально это происходило на добровольных началах. Осуществлялся прием индивидуально, голосованием на общем совете пионерского отряда. Вступивший в организацию на линейке приносил клятву пионера, затем ему повязывали красный галстук и вручали пионерский значок. Обычно церемония проходила в местах историко-революционной памяти в период коммунистических праздников. Например, у памятников Ленину 22 апреля.

Торжественное обещание, или клятва пионера, имела регламентированный текст, который заучивался вступающим наизусть. За время существования организации правки в эту клятву вносились только несколько раз и всегда согласовывались с партией. Во время принесения клятвы пионер называл свое имя и клялся, вступая в ряды пионерской организации, «перед лицом своих товарищей» любить свою Родину, жить по заветам Ленина и соблюдать Законы пионерской организации.

Устав

Устав пионерской организации, он же закон пионеров, должен был соблюдаться беспрекословно. Он был не особенно длинным и его легко можно было выучить наизусть. Согласно уставу, пионер должен был:

  • Быть предан коммунизму, партии и Родине.
  • Готовиться поступить в комсомольцы.
  • Равняться на героев труда и борьбы.
  • Чтить погибших бойцов и быть готовым самому стать защитником Родины.
  • Быть лучшим в труде, спорте и учебе.
  • Быть верным и честным товарищем, который всегда защищает правду.
  • Быть вожатым и товарищем октябрят.

Гимн

Гимном пионерской организации служил «Марш юных пионеров». Эта советская песня была написана специально для пионеров в 1922 году. Авторами марша стали поэт и пианист Сергей Кайдан-Дешкин. Некоторые строки из этой песни знакомы даже тем, кто никогда не поступал в пионеры. Например, «Взвейтесь кострами, синие ночи. Мы пионеры - дети рабочих!»

В мае 1922 года, после выступления Крупской на совещании Центрального комитета, Жарову было дано задание: придумать за две недели песню, которая могла бы стать гимном новой детской организации. Жаров обратился за советом к Д. Фурманову, который посоветовал ему взять за основу какую-нибудь уже существующую композицию. В это же время в «Большом театре» шла опера «Фауст». На спектакле Жаров услышал «Марш солдат», который и стал основой революционного сочинения.

Символика

Как у любой идеологической организации, у данной также были свои атрибуты. Символы пионерской организации были призваны вызывать уважение, как и те, кто в ней состоит. К ним относились:

  • Пионерский галстук - олицетворял собой часть пионерского знамени и был обязательной частью формы. Три конца галстука обозначали прочную связь 3-х поколений, т. е. коммунистов, затем комсомольцев, а потом уже пионеров. Завязывался этот предмет специальным узлом. У представителей дружины на красном галстуке было желтое клеймо. В довоенное время часто концы галстука закрепляли специальным зажимом. Выполнен он был в виде костра, пять поленьев которого обозначали пять континентов, а три языка пламени - третий Интернационал. Исчезновение зажима было обусловлено, во-первых, роспуском Коминтерна, а во-вторых, тем, что кто-то из глав ЦК углядел в нем схожесть с нацисткой символикой.
  • Значок - также был обязательным символом пионерских организаций в школе. Форма и вид значка были описаны в специальном Положении о детских организациях. За всю историю учреждения они несколько раз менялись.
  • Пионерское знамя - представляло собой полотно красного цвета с изображением пионерского знака и девиза. Знамена были не только у пионерских отрядов, но и школьных классов.
  • Отрядный флаг - олицетворял честь и сплоченность ребят, служил для обозначения принадлежности к какому-то пионерскому коллективу. С этим знаменем дети выходили на парады, линейки, сборы, экскурсии, походы и даже трудовые дела. Нес полотно флаговой, который шел за вожатым впереди барабанщика и горниста.
  • Горн - без этого атрибута невозможно представить пионерскую жизнь. Этот музыкальный инструмент служил для подачи различных сигналов. Должность горниста была очень почетна, на нее назначали самых ответственных и проверенных ребят. Шел он сразу же за флаговым.
  • Барабан - второй по значению музыкальный инструмент пионеров. Необходим был во время шествий, походов и парадов. Барабанщик исполнял дробь и марш, а также помогал выполнять основные строевые приемы.

Награды пионерской организации

Пионеры могли удостоиться следующих знаков отличия:

  • «Миллион Родине» - вручался за успехи в сборе металлолома.
  • «Юный следопыт» - выдавался тем, кто мог ориентироваться на местности.
  • Кроме того, было множество медалей различных наградных значков за победу в различных спортивных мероприятиях.

Пионеры СССР часто получали знаки отличия и награды общие для всех советских людей, например, орден Красного Знамени. К сожалению, в военное время множество подобных медалей было присвоено ребятам посмертно.

МОСКВА, 19 мая — РИА Новости, Анна Михайлова. Красный галстук, торжественная клятва перед лицом своих товарищей и клич "Всегда готов!" — 19 мая 1922 года в СССР появилась Всесоюзная пионерская организация. В ряды юных ленинцев принимали в третьем классе, когда детям было по 9-10 лет. В 1991-м эта традиция прервалась, организацию распустили, а День пионера перестал быть государственным праздником. В годовщину 95-летия основания организации последнее поколение советских пионеров вспоминает о том, что этот день значил для них.

Илья Казаков, вступил в пионеры в 1980 году

Вступление в пионеры было связано с обидой, потому что я вступал в первую очередь, и нам сказали, что в связи с какой-то загвоздкой первую очередь будут принимать в пионеры в Музее имени Калинина, а следующую — в музее Ленина. У меня это вызвало какой-то детский шок: я не понимал, как Калинин может оказаться старше Ленина. Подробности мероприятия я плохо помню, это было очень торжественно, надо было выучить клятву пионера. Волнение, подготовка и какое-то ощущение советского праздника — вроде демонстрации. Это была очень четкая эволюционная цепь советского человека — октябренок, пионер, комсомолец, коммунист — и каждое звено нужно было покорить в определенном возрасте. Люди, которых принимали в третью очередь, считались отстающими в глазах самих детей. Во что бы то ни стало надо было в первую или вторую очередь попасть, чтобы чувствовать себя полноценным советским ребенком. Особой идеологии в этом не было — это было не более чем испытание соревновательное, которое очень хорошо стимулировало.

Екатерина Некрасова, вступила в пионеры в 1989 году

Не попасть в пионеры боялись не только двоечники, но и отличники, потому что можно было проколоться на самых незначительных вещах вроде не возвращенной вовремя библиотечной книги. Естественно, все мы заучивали клятву пионера: я не помню сейчас ни строчки, но тогда мы ее знали назубок. Принимали нас в пионеры в Музыкальном театре имени Натальи Сац. Все были одеты в белые рубашки, девочки — в синих юбках, мальчики — в синих брюках. Принесли с собой тщательнейшим образом отглаженные галстуки, все говорили: "Это я стоял с утра гладил" — но понятно, что гладили бабушки, которые в четыре утра ради этого встали. Дети постарше — пятиклассники или шестиклассники — надевали на нас эти галстуки. Я особенно гордилась тем, что на меня надела галстук моя учительница: то есть совсем высокая честь была оказана, что сама учительница приобщает меня к священному званию пионера. Ходили слухи о том, что гладить галстук нужно каждое утро, но уже через месяц они превращались просто в тряпочки — скомканные и пережеванные. Хотя у самых ответственных отличников они действительно были отглажены, но не у меня. Отдельная была история научиться завязывать галстук, чтобы получился красивый узелок. Это тоже была специальная процедура.

Сергей, вступил в пионеры в 1989 году

Когда принимали в пионеры, главными эмоциями были радость и гордость. В то время не быть пионером означало быть своего рода изгоем, поэтому пионерами стремились стать все, хотя каких-то конкретных ожиданий и размышлений, зачем это, у меня не было. Роспуск организации прошел для меня незаметно, самое яркое воспоминание — дети перестали носить галстуки. Особого разочарования не было, ведь из-за галстука было много проблем — даже в школу не пускали, если забыл его надеть.

Екатерина Нигматулина, должна была вступить в пионеры в 1991 году

В год, когда я должна была вступить в пионеры, их как раз распустили. Я очень хотела стать пионеркой, и для меня это была самая большая трагедия, что все отменили. Я была морально полностью готова к вступлению. Во-первых, у меня во дворе была подружка, которая была меня старше на пару лет. Она все время ходила с этим галстуком, и я думала: "Ну когда же я дорасту и буду тоже ходить с галстуком?". Вторая мотивация — это, конечно, советские фильмы типа "Гостья из будущего", "Приключения электроника", где все были дружные, прекрасные. И третье: я, наверное, всегда была послушной отличницей, и мне казалось, что это очень престижно.

Что в СССР делали пионеры, как принимали в комсомол и кто такие октябрята?

Ответ редакции

После победы Октябрьской революции в различных городах возникли красные детские организации, группы и объединения. 19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

В первые годы советской власти пионеры помогали беспризорникам и боролись с безграмотностью, собирали книги и устраивали библиотеки, занимались в технических кружках, ухаживали за животными, ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг.

АиФ.ru вспоминает, как в советское время принимали в октябрята, пионеры и кто мог стать комсомольцем.

С какого класса принимали в октябрята?

Октябрятами становились школьники 1-3-х классов, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная звезда с детским портретом Ленина. Символом был красный октябрьский флажок.

В честь победы Октябрьской революции с 1923 года школьников называли «октябрята». Октябрята объединялись в звёздочки (аналог пионерского звена) — 5 октябрят и ещё «серп» и «молот» — вожатый звёздочки и его помощник. В звёздочке октябрёнок мог занять одну из должностей — командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

В последние десятилетия советской власти в октябрята принимали всех подряд учеников начальной школы, обычно уже в первом классе.

Кого принимали в пионеры?

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Формально приём осуществлялся на добровольной основе. Отбор кандидатов производился открытым голосованием на сборе пионерского отряда (обычно соответствовавшего классу) или на высшем — на уровне школы — пионерском органе: на Совете дружины.

Ученик, вступающий в пионерскую организацию, на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза (текст обещания в 1980-х годах можно было увидеть на задней обложке школьных тетрадей). Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал новичку красный пионерский галстук и пионерский значок. Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей её знамени. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров; пионер был обязан заботиться о своём галстуке и беречь его.

Приветствием пионеров был салют — поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. «Будь готов!» — призывал пионеров вожатый и слышал в ответ: «Всегда готов!»

Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

К членам организации, нарушившим Законы пионеров Советского Союза, применялись наказания: обсуждение на сборе звена, отряда, совета дружины; замечание; предупреждение об исключении; как крайняя мера — исключение из пионерской организации. Исключить из пионеров могли за неудовлетворительное поведение и хулиганство.

Сбор металлолома и макулатуры и другие виды общественно-полезной работы, помощь младшеклассникам, участие в военно-спортивных «Зарницах», занятия в кружках и, конечно, отличная учёба — вот чем были наполнены пионерские будни.

Как становились комсомольцами?

Комсомольцами становились с 14 лет. Приём проводили индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.

Тем, чьё заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Чтобы пройти собеседование, нужно было выучить устав ВЛКСМ, имена ключевых вождей комсомола и партии, важные даты и главное — ответить на вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».

Любой из членов комитета мог на испытательном этапе задать каверзный вопрос. Если кандидат успешно проходил собеседование, ему вручали комсомольский билет, в котором документировалась уплата взносов. Школьники и студенты платили 2 коп. в месяц, работающие — один процент от зарплаты.

Исключить из комсомола могли за разгильдяйство, посещение церкви, за неуплату членских взносов, за семейные неурядицы. Исключение из организации грозило отсутствием хорошей перспективы и карьеры в будущем. Бывший комсомолец не имел права вступить в партию, уехать за границу, в некоторых случаях ему грозило увольнение с работы.

Пионер - значит первый.
Пионерская организация основана 19 мая 1922 года решением Всероссийской конференции комсомола для организации детей в возрасте от 9 до 14 лет. На V съезде комсомола принимаются Законы и обычаи юных пионеров, Торжественное обещание, Положение о пионерской организации. Пионерскую организацию можно назвать школой политической активности. Пионеры помогали взрослым строить новую, справедливую и счастливую жизнь.

Через пионерскую организацию прошло не одно поколение ребят. Умение дружить и помогать друг другу, умение трудиться и выполнять свой долг перед коллективом, умение любить Родину – все эти качества советские люди впитали в себя с пионерской организации.

«Страна пионерия» - какая она была в нашей республике, каким делам отдавали свои горячие сердца, ум и все свои силы пионеры разных лет и поколений.

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.

Пионер готовится стать комсомольцем.

Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.

Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.

Пионер настойчив в учении, труде и спорте.

Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.

Пионер – товарищ и вожак октябрят.

Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской

организации имени Владимира Ильича Ленина,

перед лицом своих товарищей торжественно обещаю:

горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться,

как завещал великий Ленин,

как учит коммунистическая партия,

всегда выполнять Законы пионеров Советского союза.

Декретом советской власти от 29 октября 1917 года был запрещен наемный труд детей. Для подростков с 14-летнего возраста установлен 6-часовой рабочий день. Запрещены ночная и сверхурочная работы. Перед ними открылись двери всех учебных заведений.

Летом 1918 года враги молодой Советской республики начали гражданскую войну.

В Ижевске и Воткинске родились детские коммунистические организации – «Дом юного пролетария» (ДЮП).

Когда старшие товарищи объединились Коммунистический Союз Молодежи, то тяга к нему любознательных, энергичных, безрассудно смелых ребят оказалась беспредельной. Но преградой к вступлению в РКСМ для 10-12-летних юнцов был его Устав. На помощь пришел его старший брат – комсомол. Ижевцы выделили для детей одну из комнат, а главное - направили к ребятам душевного, инициативного и веселого вожака – комсомольца Кирьякова. Скоро прозвучали слова клятвы юных пролетариев: «Бороться за советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, быть надежными и верными помощниками комсомольцев и большевиков, быть всегда храбрыми и правдивыми».

Чем занимались юные пионеры? – помогали взрослым строить новую жизнь.

Дети жадно слушали рассказы о Ленине, Красной Арми, комсомоле, ходили в походы, участвовали в субботниках, военных играх, проводимых комсомолом.

4 ноября 1920 года декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР было провозглашено образование Удмуртской автономной области. Гражданская война закончилась, но трудности послевоенной разрухи умножило неурожайное лето, наступил 1921-й голодный год.

Партия призывала народ к борьбе с разрухой и голодом, к отеческой заботе о детях. Вятский губком комсомола обратился с воззванием: «Молодежь, ты слышишь? В твоей помощи, в твоей поддержке нуждаются маленькие дети-сироты, отцы и матери которых пали жертвой на фронтах гражданской войны или закопаны в землю живыми, сожжены баржах, расстреляны или повешены белогвардейцами на телеграфных столбах. Сейчас это дети Республики. Им нужен хлеб, им нужен кров. Им нужны свет и тепло. Им нужны ласка, привет. Эти дети – будущие строители новой жизни, творцы будущей Коммуны. Но их нужно воспитать, вспоить, вскормить». (Пионерская летопись. Киров, 1972, с. 20.)

Тысячи малолеток заполнили биржи труда. Для сирот открыли 137 детдомов. На заводы Ижевска приняли 1181 подростка. Для них была открыта специальная столовая. Благодаря усилиям ижевских комсомольцев, 150 ребят стали первыми учениками школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

17 мая 1923 года, дата принятия решения президиума облисполкома о признании организации отрядов юных пионеров необходимой и заслуживающей всякого поощрения.

Дата принятия решения, стала днем рождения Удмуртской областной пионерской организации.

Памятное событие свершилось в живописном уголке у Важнина ключа, под Ижевском. Здесь все было первым – и пионерский лагерь в шалашах, где уже 45 пионеров жили весь июль, и линейка, выстроенная вокруг пионерского костра, и впервые прозвучавшие слова торжественного обещания перед лицом старших товарищей – коммунистов, комсомольцев, рабочих завода.

Пионер! Борись с беспризорностью! Призывы, концерты, демонстрации, массовые праздники, вечера, походы на привалах играли в разведчиков, любили состязаться на лучшего бегуна, повара, доктора.

Паролем тех лет было учение! Учились сами и учили других. Уставал один, ему на смену за букварь с бабушкой садился другой. Чем только не награждали наши ученики – пирогами, яблоками, вареньем, слезами.

К середине 20-х годов экономика страны была восстановлена. Итоги медицинского обследования детей показали: 60% детей малокровны, 70% перенесли корь, скарлатину и другие заразные болезни. Участники областного совещания пионер-работников 1926 года решили: укреплению здоровья, физвоспитанию , проблемам быта и просвещения – первое место в работе.

В 20-х годах началось увлечение спортом. Комсомол выдвинул лозунг «Даешь физкультуру!». Но вожатому пока нечего было дать пионерам. Он не имел ни материальной базы, ни тренерских навыков.

С 1926 года началось увлечение пирамидами и вольными упражнениями. На всех праздниках и слетах можно было слышать призыв вроде этого:

Дурево – брось! Курево – брось!

Физ-культуру строй!

В 1932 году ЦБ ДКО предложило начать подготовку к массовым физкультурным праздникам на основе комплекса ГТО. Началась систематическая всеохватывающая работа по овладению секретами спортивного мастерства.

Пионерская история 20-х запечатлела многочисленные шалашные городки в живописных местечках Удмуртии. Но романтика лагерной жизни имела трудности. Пихтовые лапники служили постелью и крышей. Домашние продукты доставляли на лодках. Обеды готовили в самодельной печи, вырытой на склоне обрыва. Картошку пекли на костре. Продуктов не хватало. Собирали ягоды, грибы, щавель, шиповник.

С 1926 кода любимая «картошка» становится песней пионерской истории.

Самый восторженный отзыв на заботу Родины о здоровье детей дали первые артековцы. Всесоюзный лагерь открылся в 1925 году, а на следующее лето он принимает 70 пионеров Урала.

Борьба на фронте здоровья явилась составной частью начавшейся в стране культурной революции. Ее масштабы расширил фронт просвещения масс.

Поход против неграмотности являлся центральной проблемой культурной революции. В избах-читальнях крупными буквами написали:

Пора, товарищ дедушка,

Пора, товарищ бабушка,

Садиться за букварь.

Старшие пионеры учили грамоте в кружках по ликвидации безграмотности (ликбезах), а младшие - на дому. У них была еще одна обязанность – следить, чтобы неграмотные не пропускали занятия, к началу их готовить мел, тряпку, стулья. Часто самим приходилось мастерить скамейки. Пионер получил задачу: и если в его семье есть неграмотный – научи его писать и читать, помоги соседу.

1-й Всесоюзный слет пионеров «Вперед, отряды сжатые!», слет дал оценку работе пионеров в годы первой пятилетки.

Пионеры 30-х постигали грамоту по словам «пятилетка», «ударник», «колхоз», «индустрия». На всю жизнь запомнилась делегатам областного слета пионеров-ударников (1932 года) экскурсия на Ижевский оружейный завод. В памяти запечатлелась мощь индустрии: огромные цехи, фонтаны пылающих металлических искр, русло огненной реки и дышащего проката. Ребята по настоящему осознали, что экономическим трудностям государства близок конец. Будут, скоро будут и сахар, и чай, и белый хлеб, и уйдут в историю самодельные холщовые тапочки с подошвой из пеньковой веревки.

Это годы новостроек-гигантов, партии большевиков нужны были финансовые средства и ударный темп работы. Соц соревнования, стахановское движение. Агитация за приобретение облигаций государственного займа.

ЦК ВКП(б) в своем постановлении 1932 года «О работе пионерской организации» предлагал отрядам решительно перестроить работу. Деятельность пионеров сосредоточить в школе, чтобы возглавить детский коллектив в борьбе за знания, за сознательную дисциплину, помочь в перестройке школы на политехнической основе, развивать интерес детей к науке, технике, производству и широкому творчеству.

Высоко поднял слет проблему глубоких и прочных знаний. В идейно-зрелых, образованных, культурных выпускниках школ нуждались первенцы индустрии и колхозного строя, их ждали вузы и техникумы. Чтобы возглавить детский коллектив на выполнение одной из важнейших задач социалистического строительства, пионерская организация полностью перешла в школу.

Мы – пролетариата дети,

Нам приказ страною дан:

В план великих пятилетий

Входит наш учебный план…

Все отряды собирая,

Дуй, горнист, в свою трубу!

Хулигану и лентяю

Объявляем мы борьбу.

Главный наказ слета звучал лаконично: за знания!

Активно вошла пионерская организация в школьную жизнь, были организованы группы подготовки вожатых при педтехникуме Глазова, Як-Бодье, Мултане.

Пионерские наставники учатся, а в 1940 году сдают экзамен на аттестат «Старший вожатый юных пионеров». Так старший вожатый пришел в школу.

Формы пионерской работы углубляются, совершенствуются. Непременными спутниками учебы стали кружки, исследования, опыты, сценарии, литературные вечера в библиотеках.

Николай Николаевич Осипов с его именем связана история создания первых детских технических станций. Начало в 1932 году положила Ижевская ДТС. Руководители воспитатели-мастера Н.Н.Юминов, В.Л.Фетцер воспитанники не раз становились участниками ВСХВ, а в авиамодельном кружке определили свое призвание будущие Герои Советского Союза А.Заровняев, Л.Рыков и дважды Герой Советского Союза Е.Кунгурцев. повезло мальчишкам и с шефами – ими стали заводы. Юные техники Ижевска задались целью ускорить создание ДТС в городах и районах республики. Помощниками ребят стали модели планеров. Их полет на парадах и демонстрациях или в залах партийных и комсомольских конференций был прекрасной агитацией, призывом содействовать развитию детского технического творчества. В день авиации небо Ижевска заполняли коробчатые змеи, воздушные почтальоны, парили модели самолетов с бензиновым моторчиком. Агитация имела успех. В 1935 году на соревнования по моделизму прибыли юные техники Ижевска,Глазова, Кеза, Шаркана, Алнашей.

Юность спешила жить и мечтать, знать и уметь.

Художественным творчеством детей в начале 30-х годов руководили только вожатые и некоторые учителя. Но вот, в 1933 году зазвучали позывные детской радиостудии. Ребят знакомили с произведениями классической и советской музыки, литературы, помогали разучивать пионерские песни. Первые радиоточки были только в клубах районных центров. .свои впечатления, новые песни, стихи рассказы пионеры несли в отряды и родные селения. Ребята не только слушали еженедельную радиопередачу, но и готовили ее, сопровождая выступлением хора, оркестра, драмкружка; присылали письма-запросы.

Большим шагом в развитии юных дарований было открытие в Ижевске Дома художественного воспитания детей (ДХВД), пришедшего на смену детскому клубу. В нем работали 16 кружков художественного творчества. Дом стал центром методической подготовки вожатых и пионерского актива республики. Год своего рождения (1935) ДХВД ознаменовал первой олимпиадой детского творчества и слетом юных затейников.

1937 год явился подлинным праздником юных дарований. Три дня сверкал россыпью самородков первый республиканский фестиваль. Звучные народные мелодии, задорные танцы, виртуозная игра на балалайке, художественный свист, звонкие песни свободно и красиво наполняли зал театра.

Грозные тучи наступали с запада и востока еще в начале 30-х годов. Эти годы породили девиз подготовки не только к труду, но и к обороне. Он стал составной частью новой системы обучения и воспитания школ, отрядов.

«Пусть у каждого пионера будет по три оборонных значка!»

это значит,

Что я умею стрелять по-ворошиловски,

Готов к санитарной обороне

и сдал все нормы на юного физкультурника.

Своими значками я горжусь и, когда нужно будет, применю эти знания на деле».

Началось увлечение военной игрой. Бойцы учились оборонному делу, изучали противогаз и мелкокалиберную винтовку. Все хотели быть героями.

28 декабря 1934 года постановлением ВЦИК автономная область была преобразована в республику.

Право детей на образование, на отдых, право участия в работе общественных организаций было утверждено пламенем строк Конституции 1936 года о победе социализма в стране свободных и равноправных. В 1936 году Испания стала бастионом первой международной битвы против фашизма.

Война…

В стране введено военное положение. Объявлена мобилизация. Пробил час мужества.

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Отовсюду встревоженные ребята бежали в родную школу. На митингах они заявляли: «Судьба родины – наша судьба! – и определяли свое место в ряду защитников.

Сейчас каждый от мала до велика должен считать себя мобилизованным. Мы, пионеры, комсомольцы, все учащиеся школы №27, решили дружно выйти на работу, где наш труд может быть полезен…». Помощь взрослым на производстве, в домашнем хозяйстве, уход за маленькими детьми, чьи отцы ушли на фронт, помощь колхозам на полях.

Начали прибывать эшелоны с ранеными. Госпитали разместились в школьных зданиях. Появилось слово - эвакуированный. Их ходили встречать всем отрядом размещали по квартирам.

Активно вошел гайдаровский Тимур в семью удмуртских ребят. Его команды родились вместе с выходом книги. Тимуровец – очень нужное и очень почетное звание. Они научились орудовать топором и пилой, собирали шишки и хворост, ласкали детей, ухаживали за раненными, носили воду, рубили дрова, очищали крышу от снега. За годы войны пионеры и школьники Удмуртии дали в госпиталях 5000 концертов, склеили и сшили десятки тысяч конвертов и пакетов для лекарств. Любовно, с большим желанием собирали ребята посылки для фронтовиков. Сами вязали шерстяные носки, варежки, вышивали кисеты, на заработанные деньги покупали гостинцы. Всего за время войны пионеры и школьники Удмуртии отправили 4000 посылок.

К 1 ноября 1941 года ребята собрали на танк «Пионер Удмуртии» 150000 рублей.

В годы войны ЦК ВЛКСМ перестроил структуру пионерской организации. Пионерские отряды объединились в школьную дружину со штабом во главе. По Удмуртии их было 919. пионерский актив не избирался, а назначался. Значком юного ленинца стала звездочка, как у бойца. Ее изготовляли сами. В новом тексте торжественного обещания пионера звучало: «…Я всем сердцем ненавижу фашистских захватчиков и буду неустанно готовить себя к защите Родины. Клянусь в этом именем бойцов, отдавших жизнь за наше счастье. Буду вечно помнить, что их кровь горит на моем пионерском галстуке и на нашем красном знамени».

Подростки сел оказывали большую помощь старшим в лесозаготовительных работах.

Лес везли в Ижевск гужевым транспортом, в основном на лошадях. Нужды фронта требовали соединения Волги и Северного Урала.

В ходе войны началось народное строительство железной дороги протяженностью в 146 километров от Ижевска до Балезино . Строили ее в основном женщины и подростки 13 – 16 лет.

За годы Великой отечественной войны пионеры и школьники внесли на строительство танковой колонны «Советский школьник» 924 000 рублей. Учителя и школьники Удмуртии внесли в фонд обороны страны 1 миллион 47 тысяч 767 рублей. Благодарности Ставки Верховного Главнокомандующего они удостоились дважды.

Война подходила к концу, оставляя разрушенные обожженные войной территории. Судьба детей освобожденных районов волновала ребят далекой Удмуртии.«Мы, пионеры, знаем, что немецко-фашистские звери, вынужденные отступать под мощными ударами Советской Армии, уничтожают все на своем пути: клубы школы, учебные пособия. Нам… очень хочется помочь своим товарищам – ребятам освобожденных районов. Мы организовали сбор школьных принадлежностей и уже собрали 400 ручек, 5000 карандашей, 6 коробок перьев, художественную литературу, бумагу, посуду, ящик учебных пособий. Присоединяйтесь к нам ребята!» (газета «Ленинский путь» Глазов, 1942, 18 марта)

Со всех концов страны шли эшелоны Дружбы . В Белоруссию шли 130 вагонов с зерном, скотом, сельскохозяйственными орудиями, подарками от трудящихся и детей Удмуртии. Отстраивались города, запахивались пустыри, восстанавливались школы, крепла страна. И настал долгожданный день, когда вместо взрывов войны раздались взрывы салюта Победы. Вместе с народом страны ликовала его смена. В ногу с отцами прошла его смена. В ногу с отцами прошла она все невзгоды войны, поравнялась с ними геройством, доблестью, выдержав испытание на зрелость.

Победа! Бойцы вернулись в родные края. Страна восстанавливала хозяйство. Школам вернули здания, временно занятые под госпитали, но занятия шли пока в 2 – 3 смены. Не хватало учебников, наглядных пособий. Комсомол призвал пионеров направить усилия на борьбу за глубокие и прочные знания, к осуществлению всеобщего семилетнего обучения, вовлечению учащихся в общественно полезный труд. Дела юных пионеров возглавил совет пионеров. ЦК ВЛКСМ вновь ввел выборность пионерского актива. В организациях учредил пионерские знамена, а в отрядах – красные флажки.

Принимая знамя, пионеры давали клятву свято хранить его и умножать традиции комсомольской смены по служению Отчизне.

Пионерский призыв «Украсим Родину садами!» дал начало месячникам леса и сада. Каждый пионер посадит по 3 дерева, и будет республика-сад.

На областном 4-м слете (1956 год) прошли первые соревнования юношеских добровольных пожарных дружин Удмуртии (ЮДПД).

Центральным советом пионерской организации имени В.И.Ленина (ЦС ВПО) были разработаны новые «Законы юных пионеров», «Примерный перечень умений и навыков» (ступеньки юного пионера).

«Спутник семилетки» - звание стало пионерским символом лучших отрядов и организаций, посвященных 90-летию со дня рождения В.И.Ленина.

комсомольско–пионерская стройка - дело очень ответственное.

Всесоюзное соревнование пионерских отрядов 1963 –1964 годов , посвященное 40-летию присвоения пионерии и комсомолу имени В.И.Ленина.

Старт его был удачным. По приказу Тимура, опубликованному в «Пионерской правде», отряды стали в этой игре экипажами, председатели советов – командирами, звеньевые – рулевыми и пустились в плавание по «Океану полезных дел».

У пионеров 1-й фронт действия – школа. С 1959 года в Удмуртии вместо семилетнего вводится всеобщее восьмилетнее политехническое обучение. Страна держит курс на постепенный переход ко всеобщему среднему с кабинетной системой обучения.

С 1961 года стали традиционными республиканские олимпиады по математике, физике.

Год от года ширится творчество детей. с первого республиканского слета юных техников1962 года до второго в 1965 году число участников выставок технического творчества возросло на 6 тысяч. В первую очередь их модели пополняли кабинеты школ. Отправной точкой детского творчества и знакомства с основами современного производства стали учебные мастерские.

Велика роль в развитии детского творчества мастерских 28-й школы. От них стартовали и к ним финишировали многие пионерские экипажи Ижевска. Начало стартам положили в 1960 году преподаватель слесарного дела Анатолий Васильевич Новиков. Вскоре родился самодеятельный ПАМК (пионерский автомотоклуб ). Мотовождению учились на машине А.В.Новикова, а правилам уличного движения – по самодельным электрофицированным стендам. Появился совет содействия. В него вошли работники ОК ВЛКСМ, ДОСААФ, ветераны мотостроения, стахановки, совершившие женский пробег по маршруту Ижевск – Москва – Ижевск на первых мотоциклах «Иж-7», спортсмены-мотогонщики.

В 1965 году открылся клуб юных моряков с настоящим плаванием и несением службы. Увлечение отрядов всех родов войск скоро возглавит Всесоюзная пионерская «Зарница», а любители спорта станут членами клубов «Золотая шайба» и «Кожаный мяч».

Пионеры-опытники Байтеряковской семилетней школы Алнашского района. Под руководством неутомимого энтузиаста, заслуженного учителя школы РСФСР, обладателя бронзовой и серебрянной медалей ВДНХ Л.Д.Белоусова, они превратили пришкольный участок в «зеленую лабораторию» колхоза «Искра». Возле школы заложили плодовый сад, разбили делянки для опытов.

1962 год – первое в Российской Федерации школьное лесничество создано в Удмуртии.

Юные лесоводы Шарканской школы, получили массив в 500 гектаров, избрали совет и лесничего, составили карту и разбили на пять лесных обходов. И зимнюю стужу, и в летний зной их проверяют лесотехники и инспекторы со своими звеньями. Ведут наблюдения и лечат зараженные вредителями участки, развешивают кормушки, искусственные гнездовья птиц, берут на учет и размножают муравейники, смело борются с браконьерами. В пути читают «лесную книгу» - живой организм леса со следами и повадками его обитателей. А весной в питомнике идут новые посевы семян древесных пород.

Новые всесоюзные операции умножили романтику пионерских дел .

Участники операции «Зеленая стрела» к концу 1973 года посадили лес на площади 8248 гектаров.

Итогом операции «Птичий городок» стало 52 428 искусственных гнездовий.

В операции «Муравей» взят на учет и размножен 1121 муравейник.

А участники операции «Родничок» за пятилетку благоустроили 712 и взяли на учет 1176 родников.

22 апреля 1967 года внимание областной пионерской организации было приковано к мартеновской печи №2. лучший сталевар Удмуртии, кавалер ордена Ленина, Евгений Черных и его подручные имели 19 юных помощников из школ №18 сарапула, №9 и 12 Глазова, №9, 30, 32, 54, 56 Ижевска; Кезской и Сюрекской. Здесь шла пионерская плавка . Сталь от 6852 тонн металлолома пошла на строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Десятки тракторов, сотни автомашин, БАМу – пионерские рельсы

Операция «Миллион Родине!» - не легко перечесть пионерский вклад в достояние народа.

Важной вехой в развитии туризма стали решения ХII Съезда ВЛКСМ (1954 г.). туристско-краеведческая работа превратилась в один из действенных методов укрепления связи школы с жизнью. Ребята разных школ пошли в походы, первыми их возглавили учителя географии, истории, биологии, физкультуры. Деятельность их направляла Республиканская детская экскурсионно-туристическая станция (РДЭТС). Ее возглавил ветеран туризма и спорта Алексей Владимирович Емельянов. Огромное стремление детей к походам подтвердил слет путешественников. Решение о его проведении принимало бюро обкома ВЛКСМ в 1955 году . Руководителем утвердили секретаря обкома Ю.К.Шибанова, а начальником штаба – А.В.Емельянова. первый слет… Где его провести? И выбор пал на берег Камы, где создавался еще один гигант энергетики. Пройдет несколько лет, и затопит новое море живописный полуостров Носок. Так пусть первый слет путешественников увековечит его красоту. Впервые прибывшие команды познали азарт туристической эстафеты, крепость дружбы, романтику жизни в природе. Боевой дух пронизывал всю работу: он был в эстафете, в конкурсе самодеятельности, на костре встречи со строителями Воткинского гиганта.

«Родине Советской, в Октябре рожденной, все наши открытия, всю нашу любовь!» - призвала «Пионерская правда» в год 40 летия Октября . Девиз знаменовал новый этап туризма. Объявлена 1-я Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников 1956 – 1957 годов.

Возросшее увлечение туризмом и азарт на слетовских эстафетах породили новый, самый молодой вид состязаний – спортивное ориентирование на местности. Первые Всероссийские соревнования школьников прошли в 1970 году. « Судьи работают оперативно, вывешивая контрольные карты участников. Слышаться странные слова: «привязка», «запоролся на 5-м», «прицепился к №44 и проскочил первое КП». Есть сникшие лица. Но чем сложнее программа и упорнее борьба, тем крепче товарищество дружба.

И с первого слета, проведенного у будущей ГЭС, началась летопись большого туризма удмуртских ребят.

Туризм – это мужество, воля к победе и дружба. Он соединил в одно целое гордость за землю, за свой народ, детскую пытливость, широту познаний и спортивное мастерство.

Благородные дела последователей Генки-ординарца и Тимура подчинены выполнению принципов:

Гуманные отношения и взаимное уважение между людми;

Человек человеку – друг, товарищ и брат;

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни…

Интересная работа юных интернационалистов Ижевска. Возглавляет их городской клуб «Глобус». В совете «Глобуса» президенты 34 школьных КИДов. Он организовал 6 городских фестивалей Мира и Дружбы, явился инициатором проведения смотра работы школьных клубов.1976 году они провели первый республиканский слет.

Большая часть людей, которым исполнилось 10 лет до 1989 года, помнят тот день, когда они перед строем своих одноклассников произнесли: «Я, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза». Пионером мог стать каждый школьник, достигший 10 лет и произнесший на торжественной линейке обещание выполнять законы пионерской организации. А кто не мог им быть?

Дети классовых врагов

У истоков пионерской организации стояла Надежда Константиновна Крупская. В 1921 году она выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором советовала комсомольцам обратить внимание на опыт скаутских детских отрядов и создать организацию «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Резолюция, принятая 19 мая 1922 года на II конференции ВЛКСМ, гласила: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы «скаутинг». Учитывая опыт Московской организации, Конференция поставляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК».
Пионерия с самого начала создавалась как коммунистическая организация пролетарских детей. «Мы - пионеры, дети рабочих!» - пелось в хорошо известной всем песне. В пионерскую организацию принимали, прежде всего, детей из рабочих и бедных крестьянских семей. Детям «классовых врагов» - представителей буржуазии и кулачества – путь в организацию был заказан.

Впрочем, вряд ли они туда стремились, ведь первые пионеры должны были действительно соответствовать идеалам строителей коммунизма, в том числе быть активными борцами с религией и другими «пережитками прошлого». Пионеры помогали старшим бороться с беспризорностью, обучали желающих грамоте, работали наравне со взрослыми, когда была объявлена борьба с разрухой.
Позднее, в 30-е годы, прием в пионеры стал массовым, пионерские организации существовали во всех школах. Жизнь детей сделалась более упорядоченной, в число пионерских обязанностей вошли хорошая учеба и примерное поведение в школе. В этот период в пионеры не принимали детей «врагов народа». Сохранилось много воспоминаний тех, кому довелось пройти через унизительную процедуру исключения из пионеров, - с них снимали галстук при всей школе.

Хулиганы и двоечники

Позднее, в эпоху развитого социализма, из жизни пионерской организации ушли романтика ее первых лет и яростная непримиримость к врагам. В пионеры стали принимать всех, кому исполнилось 10 лет. Считалось, что пионерами могут стать самые лучшие, те, кто хорошо учится, активно участвует в жизни школы, в сборе макулатуры, является тимуровцем и так далее. Но на деле в пионеры принимали всех. Происходило это по следующей схеме. Самых лучших, круглых отличников и активистов, в пионеры принимали красиво в день рождения Ленина на главной площади города, у памятника вождю. Тех, кто учился похуже и особых достижений не имел, - в школе на торжественной линейке. А потом совсем незаметно и без парадности галстук повязывали самым отпетым двоечникам и хулиганам. Считалось, что их могут и вовсе не принять в пионеры, что действительно крайне редко, но происходило. Каждый такой случай считался едва ли не ЧП. Неудивительно, что такое формальное отношение привело в итоге к тому, что пионерия погрязла в формализме.

Дети священников

Была в СССР еще одна категория детей, которые не носили красных галстуков, - это дети священнослужителей и верующих людей. Таких семей было немного. При этом детям священников не было запрещено вступать в пионеры, напротив, в школе были бы рады тому, что еще один ребенок из «поповской» семьи отказался от заблуждений своих родителей. Такие дети сами не хотели вступать в пионерскую организацию. Некоторые - под давлением родителей, другие – по причине искренней религиозности. Поскольку в стране была объявлена свобода совести и вступление в пионеры декларировалось как дело добровольное, никто этих детей повязывать галстуки не принуждал.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»