Сау советской армии. Самоходные артиллерийские установки. Двигатель и трансмиссия

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Самоходное орудие «Конденсатор-2П»

Самоходное орудие «Конденсатор-2П», индекс ГРАУ 2А3 – тяжелая самоходная установка весом в 64 тонны, способная отправить 570 килограммовый снаряд на дальность в 25,6 километра. Серийно не выпускалась, всего было изготовлено 4 орудия. Впервые самоходное орудие было показано на параде на Красной площади в 1957 году. Показанная САУ произвела фурор среди отечественных зрителей и иностранных журналистов. Некоторые иностранные специалисты высказывали предположение о том, что показанные во время парада машины были бутафорскими, рассчитанными на эффект устрашения, на самом же деле это была реальная артсистема калибра 406-мм, отстрелянная на полигоне.

К созданию 460-мм самоходной пушки особой мощности в СССР приступили в 1954 году. Данная САУ предназначалась для поражения обычными и ядерными снарядами крупных промышленных и военных объектов противника, находящихся на удалении более 25 километров. На всякий случай в СССР приступили к разработке 3-х ядерных суперорудий: пушки, миномета и безоткатного орудия, калибрами существенно превышавшими существующие атомные пушки. Выбранный огромный калибр возник в результате неспособности советских ядерщиков произвести компактный боеприпас. В процессе разработки в целях обеспечения секретности артсистеме было присвоено обозначение «Конденсатор-2П» (объект 271), уже позднее орудие получило свой настоящий индекс 2А3. САУ разрабатывалась параллельно с 420-мм самоходным минометом 2Б1 «Ока» (объект 273), согласно постановлению Совета Министров от 18.04.1955 года.

Артиллерийская часть САУ (механизм наведения и заряжания, качающаяся часть) проектировалась ЦКБ-34 под управлением И. И. Иванова, здесь ей был присвоен индекс СМ-54. Горизонтальная наводка пушки осуществлялась с помощью поворота всей САУ, при этом точная наводка осуществлялась при помощи специального электромотора через механизм поворота. Наведение орудия по вертикали осуществлялось при помощи гидравлических подъемников, вес снаряда составлял 570 кг., дальность стрельбы составляла 25,6 км.

По причине того, что подходящего шасси для монтажа столь крупного орудия в СССР не было, в ОКБТ ленинградского завода им. Кирова для САУ 2А3 «Конденсатор-2П» на базе узлов, деталей, технических решений ходовой части тяжелого танка Т-10М (объект 272) была создана новая восьмикатковая ходовая часть, получившая обозначение «объект 271». При разработке данного шасси разработчики основное внимание уделили необходимости восприятия больших сил отдачи при произведении выстрела. Разработанное ими шасси имело опускающиеся ленивцы и гидроамортизаторы, которые должны были частично гасить энергию отдачи. Моторно-силовая установка для данной САУ была позаимствована у тяжелого танка Т-10, практически не претерпев каких-либо изменений.

В 1955 году на заводе №221 были закончены работы по созданию 406-мм экспериментального баллистического ствола СМ-Э124, на котором была проведена отработка выстрелов к орудию СМ-54. В августе этого же года на заводе была готова первая полностью укомплектованная артиллерийская часть орудия СМ-54. Ее монтаж на шасси Кировского завода был завершен 26 декабря 1956 года. Испытания САУ «Конденсатор-2П» проходили с 1957 по 1959 год на Центральном артиллерийском полигоне под Ленинградом, также известном, как «Ржевский полигон». Испытания проходили совместно с 420-мм самоходным минометом 2Б1 «Ока». До проведения данных испытаний многие специалисты скептически относились к тому, что данная самоходная артустановка сможет пережить выстрел без разрушения. Однако, 406-мм САУ 2А3 «Конденсатор-2П» вполне успешно прошла испытания пробегом и стрельбой.

На первом этапе испытания САУ сопровождались многочисленными поломками. Так при выстреле сила отдачи пушки СМ-54, установленной на САУ, была такой, что самоходная пушка на гусеничном ходу откатывалась на несколько метров назад. При проведении первых стрельб с использованием имитаторов ядерных снарядов у САУ были повреждены ленивцы, которые не выдержали огромных сил отдачи данного орудия. В ряде других случаев были отмечены случаи с разваливанием аппаратуры установки, срывом с креплений коробки передач.

После проведения каждого выстрела инженеры внимательно изучали состояние материальной части, определяли слабые детали и узлы конструкции, придумывали новые технические решения для их ликвидации. В результате таких действий конструкция САУ непрерывно совершенствовалась, надежность установки повышалась. На испытаниях также была выявлена низкая маневренность и проходимость САУ. При этом победить все обнаруженные недостатки не удавалось. Не удавалось целиком погасить отдачу орудия, при выстреле пушка отъезжала назад на несколько метров. Также был недостаточен угол горизонтального наведения. Из-за своих значительных массогабаритных характеристик (вес около 64 тонн, длина вместе с пушкой – 20 метров) для подготовки позиций САУ 2А3 «Конденсатор-2П» требовалось значительное количество времени. Заданная точность стрельбы орудия требовала не только точной наводки, но и тщательной подготовки артиллерийской позиции. Для заряжания пушки использовалось специальное оборудование, при этом заряжание осуществлялось только в горизонтальном положении.

Всего было изготовлено 4 экземпляра 406-мм САУ «Конденсатор-2П», все они были показаны в 1957 году во время парада на Красной площади. Не смотря на скептицизм ряда иностранных военных и журналистов, установка была боевой, хотя и обладала рядом существенных недостатков. Мобильность артиллерийской системы оставляла желать лучшего, она не могла проходить по улицам малых городов, под мостами, по проселочным мостам, под линиями электропередач. По данным параметрам и по своей дальности стрельбы она не могла конкурировать с дивизионной тактической ракетой «Луна», поэтому на вооружении войск САУ 2А3 «Конденсатор-2П» так и не поступила.

САМОХОДНЫЙ МИНОМЕТ 2Б1 ОКА

Холодная война подтолкнула советскую оборонную промышленность к разработке уникальных образцов вооружений, которые даже спустя 50 лет способны будоражить воображение обывателя. Все, кто бы в артиллерийском музее в Санкт-Петербурге, наверняка удивлялись размерам самоходного миномета 2Б1 «Ока», который является одним наиболее интересных экспонатов экспозиции. Этот 420-мм самоходный миномет, спроектированный в СССР в середине 50-х годов прошлого века, является самым большим минометом в истории человечества. Более того, концепция его использования предполагала применение ядерных боеприпасов. Всего было изготовлено 4 опытных образца данного миномета, серийно он никогда не выпускался.

Работы по созданию мощного 420-мм миномета велись параллельно с разработкой 406-мм САУ 2А3 (шифр «Конденсатор-2П»). Главным конструктором уникального самоходного миномета являлся Б. И. Шавырин. Разработка миномета началась в 1955 году и велась известными советскими оборонными предприятиями. Разработкой его артиллерийской части занималось коломенское СКБ машиностроения. За создание гусеничного самоходного шасси для миномета (объект 273) отвечало КБ Кировского завода в Ленинграде. Разработкой 420-мм ствола миномета занимался завод «Баррикады». Длина ствола миномета составляла без малого 20 метров. Первый опытный образец миномета 2Б1 «Ока» (шифр «Трансформатор») был готов в 1957 году. Работы над разработкой самоходного миномета «Ока» продолжались до 1960 года, после чего, согласно постановлению Совмина СССР, они были остановлены. Обозначения «Конденсатор-2П» и «Трансформатор» использовались в том числе и в целях дезинформации вероятного противника по поводу истинной цели разработок.

Ходовая часть машины, сконструированная КБ Кировского завода, согласно классификации ГБТУ получила обозначение «Объект 273». Данное шасси было максимально унифицировано с САУ 2А3 и отвечало повышенным требованиям, предъявляемым к прочности конструкции. На данном шасси использовалась силовая установка с советского тяжелого танка Т-10. Шасси самоходного миномета «Ока» обладало 8 сдвоенными опорными катками и 4 поддерживающими роликами (с каждой стороны корпуса), заднее колесо было направляющим, переднее - ведущим. Направляющие колеса шасси обладали гидросистемой опускания их в боевом положении на грунт. Подвеска шасси была торсионной пучковой с гидравлическими амортизаторами, которые были в состоянии поглотить существенную часть энергии отдачи в момент выстрела из миномета. Однако и этого было недостаточно. Сказывалось также отсутствие на миномете противооткатных устройств. По этой причине при выстреле 420-мм миномет отъезжал на гусеницах назад на расстояние до 5 метров.

Во время похода самоходным минометом управлял лишь механик-водитель, в то время как весь остальной расчет (7 человек) перевозился отдельно на бронетранспортере или грузовике. В передней части корпуса машины размещалось МТО - моторно-трансмиссионное отделение, в котором был установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б, оснащенный системой турбонаддува и развивающий мощность в 750 л.с. Здесь же находилась механическая планетарная трансмиссия, которая была сблокирована с механизмом поворота.

В качестве основного вооружения на миномете использовался 420-мм гладкоствольный миномет 2Б2 длиной в 47,5 калибров. Заряжание мин осуществлялось с казенной части миномета при помощи подъемного крана (вес мины 750 кг), что негативно влияло на его скорострельность. Скорострельность миномета составляла всего 1 выстрел в 5 минут. Возимый боезапас миномета 2Б1 «Ока» включал в себя всего одну мину с ядерной боеголовкой, что гарантировало как минимум одно нанесение тактического ядерного удара при любых обстоятельствах. Угол вертикального наведения миномета лежал в диапазоне от +50 до +75 градусов. В вертикальной плоскости ствол перемещался благодаря гидросистеме, в то же время горизонтальное наведение миномета производилось в 2 этапа: первоначально грубая наладка всей установки и только уже после этого наведение на цель с помощью электропривода.

Всего на Кировском заводе в Ленинграде было собрано 4 самоходных миномета 2Б1 «Ока». В 1957 году их показали во время традиционного военного парада, который состоялся на Красной площади. Здесь же на параде миномет смогли увидеть и иностранцы. Демонстрация этого по-настоящему огромного орудия произвела настоящий фурор среди иностранных журналистов, а также советских обозревателей. При этом некоторые иностранные журналисты даже выступили с предположением о том, что показанная на параде артиллерийская установка является только бутафорией, которая рассчитана на то, чтобы произвести устрашающий эффект.

Стоит отметить, что это утверждение не так далеко от истины. Машина была больше показательной, чем боевой. В ходе проведения испытаний было отмечено, что при стрельбе обычными минами не выдерживают ленивцы, коробку передач срывало со своего места, происходили разрушения конструкции шасси, а также отмечались и другие поломки и недостатки. Доработка самоходного миномета 2Б1 «Ока» шла до 1960 года, когда было принято решение об окончательной остановке работ по данному проекту и самоходному орудию 2А3.

Главной причиной сворачивания работ по проекту стало появление новых тактических неуправляемых ракет, которые можно было установить на более легкие гусеничные шасси, обладающие лучшей проходимостью, которые были дешевле и гораздо проще в эксплуатации. Примером может служить тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна». Несмотря на неудачу с минометом «Ока», советские конструкторы смогли использовать весь накопленный опыт, в том числе и отрицательный, при проектировании подобных артиллерийских систем в дальнейшем. Что, в свою очередь, позволило им выйти на качественно новый уровень проектирования различных самоходных артиллерийских установок.

Технические характеристики 2Б1 «Ока»:
Габариты: длина (вместе с пушкой) - 27,85 м., ширина - 3,08 м., высота - 5,73 м.
Масса - 55,3 т.
Бронирование - противопульное.
Силовая установка - дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б, мощностью 552 кВт (750 л.с.).
Удельная мощность - 13,6 л.с./т.
Максимальная скорость по шоссе - 30 км/ч.
Запас хода по шоссе - 220 км.
Вооружение - 420-мм миномет 2Б2, длина ствола 47,5 калибров (около 20 м).
Скорострельность - 1 выстр./5 мин.
Дальность стрельбы - до 45 км, с использованием активно-реактивных боеприпасов.
Экипаж - 7 чел.

В начале 1960-х годов выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т. Д-25 и М-62, которыми были вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить ни лобовой брони, ни корпуса, ни башни американского танка M60 и английского "Чифтен". Для борьбы с этими танками параллельно были начаты работы в различных направлениях: создание новых подкалиберных и кумулятивных снарядов для старых танковых пушек; новых нарезных и гладкоствольных танковых пушек калибра 115-130 мм; танковых управляемых снарядов и др. Одним из элементов этой программы стала 152-мм самоходная артиллерийская установка СУ-152 (объект 120), шифр разработки ("Таран") ...

Артиллерийскую систему для нее спроектировали в ОКБ завода №172, а шасси — на Свердловском заводе транспортного машиностроения (главный конструктор Ефимов). Опытный образец самоходки СУ-152 "Таран" (объект 120) был изготовлен в 1965 году и представлял собой полностью закрытую машину с боевым отделением в кормовой части, а двигателем и трансмиссией — в носовой. Ходовая часть и силовая установка самоходки заимствованы у СУ-152П.

Пушка М-69 со стволом-моноблоком длиной 9045 мм (59,5 клб) помещена во вращающейся башне в кормовой части САУ. Ее горизонтальное наведение осуществляется поворотом башни с помощью электропривода, а вертикальное — гидравлическим приводом. Пушка снабжена эжектором, смонтированным в дульной части ствола: при выстреле пороховые газы наполняли его ресивер и затем, — когда давление в нем и в канале ствола после выпета снаряда сравнивалось, — через наклонные сопла устремлялись к дулу, вытягивая за собой те газы, что еще оставались в казеннике. Время действия эжектора регулировали шариковые клапаны наполнительных каналов ресивера.


Затвор пушки М-69 — клиновой полуавтоматический горизонтапьный, заряжание — раздельно-гильзовое. Пороховые заряды — полный весом 10,7 кг, и уменьшенный весом 3,5 кг. — располагались в металлических или сгораемых гильзах. Для бронебойно-трассирующих снарядов применялся специальный заряд весом 9,8 кг.

Пушка могла вести стрельбу осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг, подкалиберными бронебойными снарядами весом 12,5 кг, а также кумулятивными снарядами. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами применялись два типа зарядов: полный — массой 10,7 кг, и уменьшенный — массой 3,5 кг. Для бронебойного снаряда использовался специальный заряд массой 9,8 кг. Бронебойные снаряды были способны пробивать броню толщиной до 295 мм с дистанции до 3500 м. Дальность прямого выстрела составляла 2050 м при высоте цели 2 м и 2500 м при высоте цели 3 м. Для наведения орудия на цель в светлое время суток использовался прицел ТШ-22, в тёмное время — перископический ночной прицел. Общий возимый боекомплект САУ составлял 22 выстрела. В состав дополнительного вооружения входил 14,5-мм пулемёт, а также 2 автомата АК-47 и 20 ручных гранат Ф-1.

Корпус САУ был сварен из стальных броневых катаных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. Толщина лобового листа корпуса составляла 30 мм. Согласно тактико-техническим требованиям лобовая броня корпуса и башни должна была защищать САУ от поражения бронебойными снарядами калибра 57 мм с ударной скоростью 950 м/с.

На вооружение СУ-152 Таран (объект 120) не была принята. Основной причиной тому стало создание эффективных альтернативных противотанковых средств - 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 и противотанковых реактивных управляемых снарядов.

Создавая СУ-152 Таран, конструкторы применили немало новых и оригинальных инженерно-технических решений. Многие из них пригодились позже, в 60-е годы, при создании самоходной артиллерии следующего поколения.


Тактико-технические характеристики 152-мм САУ СУ-152 Таран (Объект 120)

Боевая масса.т 27
Экипаж. чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина корпуса 6870
ширина 3120
высота 2820
Бронирование, мм:
лоб корпуса 30
Вооружение 152-мм пушка М-69
Боекомплект 22 выстрела
Двигатель В-54-105, 12-цилиндровый, V-образный. 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 294 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 63,4
Запас хода по шоссе, км 280



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»