Дети - это счастье, дети - это радость,
Дети - это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.
Дети, как ни странно, также испытанье,
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, пониманье,
Дети - это время, дети - это труд.
Дети - это будто жизнь пошла сначала:
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети - это опыт. Дети - это мы.
Но одного желания работать с детьми, любви недостаточно. Необходимы качественные знания в области возрастной педагогики и психологии, основы профессионального мастерства, развитие творческого потенциала педагога. Поэтому начальной ступенью в овладении педагогической профессией для меня стало обучение в Борисоглебском педагогическом училище и Борисоглебском государственном педагогическом институте.
Переступив впервые порог детского сада, я поняла, что это моя «стихия» и в другом месте я себя не представляю. Самое главное – это любовь к детям, к своей профессии.
А чтобы понять и овладеть детскими умами и сердцами, нужно просто быть искренним и честным. Всем известно, что обмануть ребенка невозможно. Дети – это живые детекторы лжи – они точно чувствуют, от кого исходит искренность, а от кого - притворство. Если ты испытываешь неподдельный интерес, внимателен, то и они ответит тебе тем же. Очень важно понять детскую душу, а тепло своей души подарить детям. Поэтому мое общение с детьми строится не на уровне «ребенок-ребенок» или «взрослый-взрослый», а с позиции равенства. Это когда воспитатель легко готов себя поставить на место ребенка, мыслить его понятиями, быть ему не только наставником, но и другом.
«Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, - плохой воспитатель». (М.Эбнер - Эшенбах)
Именно такими должны быть отношения воспитателя и его воспитанников. А каким должен быть сам педагог? Считаю, что современный педагог, а особенно педагог-дошкольник, должен быть добрым и любящим, терпеливым и толерантным, справедливым и понимающим. А еще трудолюбивым, дисциплинированным, ответственным, жизнерадостным, веселым, обладать чувством юмора. Он должен быть образованным, творческим, мобильным, то есть идти в ногу со временем. Воспитатель должен быть таким, который не представляет себе жизни без детского смеха, шуток, бесконечных «почему», «зачем» и «как». А главное, он должен быть сам воспитан, потому что только личность может воспитать другую личность.
Конечно, главное счастье в жизни каждой женщины – это дети. Помимо 30 пытливых, озорных, любознательных, любимых и дорогих моих дошколят, у меня растут два прекрасных сыночка, которых я люблю безгранично. Ведь именно от них я заряжаюсь жизненной энергией, детской непосредственностью, искренностью. Взамен даю им свою любовь, заботу, поддержку. Вместе мы проходим уроки добра, они учат меня, а я их. Вместе с материнством у меня появился бесконечный поток нежности к каждому ребенку. Если мое женское счастье – это мои сыночки, то главное счастье в моей работе - это мои детсадовские дети. Каждого из них я воспринимаю как «потенциального» ребенка, то есть возможного сына или дочку.
Главное правило в моей жизни – никогда не отчаиваться, смело преодолевать любые трудности и находить выход из любых ситуаций. Считаю себя оптимистом. А если у нас в душе царит мир, покой и любовь, то и окружающие будут «впитывать» только позитив и отвечать тем же. «Как внутри, так и снаружи»
Приложение №2
к Положению муниципального конкурса
«Молодой педагог-2016»
Муниципальный конкурс
«Молодой педагог-2016»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества ст-цы Петропавловской
ЭССЕ
«Мое будущее в педагогической профессии»
Педагог дополнительного образования
Костарнова Ольга Александровна
2015-2016 учебный год
Размышляя о своем профессиональном предназначении, я периодически задаю себе вопрос: «Могу ли я называть себя настоящим педагогом?». Педагогом с большой буквы, профессионализм которого определяется не просто возможностью обучить, но и призванием развивать и воспитывать.
На мой взгляд, профессия педагог - одна из самых важных и ответственных профессий в мире. Я считаю, что это основополагающий фундамент в формировании будущего не только отдельно взятого человека, но и всей страны. Ведь ещё в раннем возрасте именно педагог вкладывает ребёнку первые установки того, кем он станет в будущем: дает необходимые навыки, умения, формирует различные способности. Вследствие чего вырастают великие люди, способные вершить судьбу государства.
Сфера моей деятельности - дополнительное образование, которое имеет небольшое, но очень весомое отличие от общего и дошкольного образования. Дополнительное образование не имеет стандартов. Это дает возможность, выбирать вид деятельности, самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования. Это занимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи (педагог дополнительного образования - профессионал, творец, волшебник).
Я как педагог дополнительного образования стараюсь решать важные задачи: увидеть, разглядеть и не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть. Зацепиться за это зёрнышко и взрастить из него сильное и устойчивое деревце. Ведь определенными задатками обладает каждый из нас, - самое важное вовремя все это увидеть и направить в нужном направлении, создать среду единомышленников, в которой будет комфортно и интересно, где будет возможность получать новые знания, развиваться и чувствовать себя успешными. Внутри этого сложного процесса формирования личности я, как педагог стараюсь быть проводником, показывающим путь к тем вершинам, которые по силам преодолеть отдельно взятому ребёнку. Итогом такой совместной работы становятся успешные результаты. Результатом для меня является не только правильное выполнение какого-либо задания, но и простая детская улыбка, чувство радости и гордости за себя и за свои успехи у обучаемых. Именно это позволяет мне чувствовать свою значимость как педагога.
Я считаю, что при любых обстоятельствах я, как педагог должна уважать чувство собственного достоинства каждого обучаемого. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Необходимо помочь обучаемым отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.
На своих занятиях я обучаю детей художественному мастерству, но основной упор стараюсь делать на построении отношений с детьми и на взаимопонимании. Только добившись взаимопонимания, я могу передать свои знания детям. И не важно, какому мастерству ты обучаешь в своём объединении, важно то – какую личность мы увидим в процессе обучения, и каким ребёнок выйдет за пределы кабинета. Взрослея и развиваясь, ребёнок складывает мир из кусочков пазлов, которые ему показывают окружающие: семья, друзья, педагоги. Я стремлюсь показать обучаемым самое яркое и лучшее, из чего может складываться их дальнейшее будущее.
Мир меняется, меняется общество, меняются технологии. Но никогда и не при каких условиях инновационные технологии не заменят живого контакта с педагогом. Педагог будущего должен быть личностью. И еще он должен помнить, что каждый мальчик и девочка, сидящие перед ним, вырастут человеком и гражданином. А какими они станут – это зависит от личностных и профессиональных качеств педагога.
Каждый из нас индивидуален. И так будет всегда. Как сейчас, так и в будущем педагог должен уметь находить подход к каждому. Поэтому я стремлюсь стать другом и наставником для каждого обучаемого в отдельности и для группы в целом. Моя главная задача – помочь детям стать гармонично развитыми личностями. И не важно, какой сейчас год, и что ждет нас ещё впереди – и сейчас и в будущем я вижу себя только в этой профессии. Ведь как важно и отрадно дарить детям возможность раскрыться, увидеть себя изнутри! Вместе с ними я сама погружаюсь в их эмоциональную среду, радуюсь их, а следовательно нашим совместным успехам. Стараюсь соответствовать их времени – жить как они, дышать как они, чтобы понимать их в полной мере. Мне кажется, этого легко добиться, если знать основной принцип – нужно знать все ответы на любые вопросы детей. Поэтому мне тоже не придется стоять на месте.
Сегодня я могу сказать: «Я – педагог!». Это стало моим призванием, теперь это мой жизненный путь. Путь, по которому я иду второй год, но я не собираюсь с него сворачивать. Иногда, только на мгновение, я останавливаюсь, чтобы оглянуться назад и подумать, что может ждать меня впереди, и чему еще меня научат дети. Во мне живет великое желание обучать детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству.
В заключение хотелось бы процитировать Сократа «Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних» – этими словами должен руководствоваться каждый педагог.
Я нашла свое призвание – это и есть мое счастье.
Работая в детском саду, я сделала выводы и могу сказать, что самое прекрасное на свете – это дети. Их воспитание также носит прекрасный характер, но более важная роль заключается в качестве данного воспитания. И я как никто другой понимаю всю степень ответственности, возлагаемую на меня. Ведь в твоих руках все ниточки будущего, их будущее и вся дальнейшая жизнь целиком и полностью зависит от того, насколько серьезно ты отнесешься к своей работе. Безусловно, воспитание играет большую роль в жизни каждого человека.
По определению известно, что воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Важнейшая задача воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. И поэтому, ввиду вышеизложенного, можно сказать, что целью воспитания должно стать, прежде всего, стремление создать достойное продолжение нашей страны. Но нельзя забывать и о том, что немало важную роль играют заложенные природой задатки.
Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, и оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. Существует много мнений о воспитании, о том, как оно должно осуществляться и влиять на судьбу человека.
«Воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные задания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям» – (М.И. Калинин).
Ребенок является тем еще не разумным существом, который только-только начинает познавать мир своими маленькими глазками и ручками. Он как белый лист бумаги, и оттого, что будет написано в нем, будет зависеть вся дальнейшая судьба ребенка. Воспитание – дело крайней важности. От него идут все истоки развития, поведения ребенка. Определенную роль в жизни ребенка играет коллектив детского сада. Ведь именно там он проводит значительное количество своего времени. Отношение предопределяет характер ребенка, его дальнейшее отношение к окружающим, к жизни. Большую роль в жизни ребенка играет воспитатель, который является образцом для подражания. От него зависит самое важное в жизни каждого человека – создание фундамента в развитии личностного роста ребенка.
«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей» – (В. Вильсон). Действительно, говоря одно, а думая совершенно другое – не есть то, что может хорошо повлиять на ребенка. Такое отношение, увы, не увенчается успехом отличного воспитания. При таком раскладе воспитывающий, так или иначе, будет показывать обратное действие своим сказанным словам. Например, мы говорим детям «не обижайте животных, не бросайте их, заботьтесь о них. А зачастую дети видят, как те же взрослые нарушают это правило. Поэтому, прежде чем научить чему-то наших детей, нам самим следует поверить в то, что говорим.
И как сказал русский ученый, писатель, лексикограф Владимир Иванович Даль: «Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника»
На мой взгляд, немаловажная деталь в правильности заложенного в ребенка фундамента зависит не только от воспитателей, но и от родителей.
Так, ярким примером неправильного воспитания является герой пьесы Фонвизина «Недоросль» Митрофан Простаков (Митрофанушка). С детства у него была дозволенность во всем, чего он только хотел. Его мать, госпожа Простакова была представителем русской зажиточной буржуазии XVIII века. Женщина грубая, невоспитанная, необразованная женщина. Считает, что грамотность – ненужная роскошь, которая может только испортить человека. Своему сыну ни в чем не отказывает, хорошо балует его, что, в конце концов, приводит к тому, что сын отрекается от своей «горячо любимой» матушки. А все потому, что воспитывать нужно было правильно. Из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что баловать ребенка нужно, но в разумных количествах, а также уделять ребенку внимание, говорить, что любите его – и тогда из вашего ребенка получится достойный представитель человечества, от которого будет огромная польза обществу.
Таким образом, ввиду вышеизложенного, следует, что педагог – не просто слово, а великое дело, от которого зависит будущее человека. И я горжусь тем, что ношу гордое звание «педагог» !
А закончить хочу стихотворением собственного сочинения
«Профессия-педагог»
Много на свете профессий прекрасных,
Нужных и важных, порою опасных…
Но есть среди этих профессий одна,
Во все времена она будет нужна.
«Сеять разумное, доброе, вечное»…
Что может быть лучше и человечнее?
Детям себя отдавать без остатка,
Забывая порой о себе.
Ведь педагог,
Он не просто «смотрящий»
Он след оставляет в детской судьбе.
Ребенок, как маленький, нежный росток
Он станет растением,
Дайте лишь срок,
Нужна ему ласка, забота, любовь.
И педагог, как садовник умелый,
Детишек он учит, их холит, лелеет.
Не ждет он наград, а просто любит свой труд
Наши детишки нас «мамой» зовут.
Низкий поклон педагогам во все времена
Будет гордиться нами страна!
Эссе на тему “Профессия – педагог” обновлено: Октябрь 9, 2017 автором: Научные Статьи.Ру
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.
Раздел первый ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава I
ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ
Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее „ появления не представляется возможным.
Содержание профессии педагога заключается в воспитании подрастающего поколения, поэтому целесообразно сделать небольшой исторический экскурс, чтобы выяснить, когда в человеческом обществе возникла потребность в воспитании и обучении детей. При этом следует подчеркнуть, что в течение большого исторического отрезка времен» воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими.
Материалы археологических раскопок, данные этнографии позволили ученым сделать предположение, что воспитание как объективный процесс начало складываться в период перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. Орудийная деятельность влияла на биоморфологическое развитие человека, способствовала изменению его сознания, появлению членораздельной речи. Эволюция в хозяйственной деятельности сказалась на общих условиях жизни людей: улучшилось питание, стали возникать постоянные стойбища. Эти перемены повлекли за собой рост численности детей, удлинение периода детства.
В обществе стала формироваться объективная потребность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой - подготовить их к будущей самостоятельной жизни.
Первоначально эта потребность удовлетворялась в совместной деятельности взрослых и детей. Раннее приобщение младшего поколения к хозяйственной деятельности взрослых облегчалось тем, что и сам труд (сбор кореньев, плодов; приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и др.), и орудия, с помощью которых он осуществлялся, были достаточно примитивны. Заботу о подрастающем поколении сначала проявляли все взрослые члены общины. Затем она концентрируется в руках представителя старшего, умудренного опытом поколения.
Воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли и поведение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты. Это знаменовало зарождение собственно форм воспитания, целью которого становилась не только передача опыта трудовой деятельности, но и развитие у детей таких качеств, форм поведения, которые соответствовали требованиям общества, особенностям хозяйствования.
Долгое время подготовка ребенка к жизни не отделялась от его практического участия в коллективной и трудовой жизни сообщества. Однако, по утверждению исследователей-этнографов, к периоду первобытного общества относятся возникновение и накопление эмпирических средств воспитания и обучения (игрушки, ритуалы, обряды, произведения устного народного творчества).
С упорядочением брачных отношений, появлением парного брака зарождаются домашне-семейные формы воспитания, где функцию воспитания выполняют родители, родственники. Усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей повлекло за собой изменения в воспитании детей и подростков. Возникает первая в истории человечества форма воспитания и обучения - инициация. Инициация - это совершение ритуальных обрядов посвящения юношей и девушек в класс взрослых. Это был (у многих народов сохранился и поныне) своеобразный экзамен на взрослость. Для успешной сдачи экзамена надлежало усвоить обширную программу, состоявшую из определенных знаний, практических умений, физической, ритуальной, социально-нравственной подготовки. Главным в подготовке мальчиков было формирование навыков и умений той деятельности, которая им предстояла во взрослой жизни (земледелие, охота, скотоводство, воинское дело и др.). Девочки овладевали секретами домоводства, учились тка-* честву, гончарному делу, плетению и т.д.
Значительную часть требуемых инициацией умений дети приобретали в семье, в общине. Но непосредственно перед
инициацией мальчиков и девочек собирали (раздельно) в специальные дома или лагеря молодежи, где шла поэтапная подготовка. Эти дома и лагеря можно считать прообразом школы. Тогда же в общине выделились лица, посвятившие свою жизнь обучению и воспитанию молодежи. Конечно, это еще не учителя в полном смысле слова, но они, несомненно, являлись историческими предшественниками педагогов-профессионалов.
Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В этой колыбели человеческой цивилизации в состоятельных семьях попечение о детях возлагали на более или менее образованного раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидался окончания занятий, чтобы, почтительно следуя позади своего подопечного, довести его до дома. Дома раб следил за ребенком, за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель.
Позднее из обычного раба педагог превратился в домашнего воспитателя. Таким образом, слово «педагог» утратило свое первоначальное значение. Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей.
Для любознательных
В древнерусском языке слово «учитель» употреблялось обычно в его высшем значении - наставник на жизненном пути, человек, проповедующий «учение», слово Божие. К учителю ученик обязан был всю жизнь испытывать чувства почитания, уважения, благодарности. Со времен Киевской Руси из рукописи в рукопись переписывалось «Слово о том, яко не забывать учителей своих» Кирилла Туровского: «Если ты научился и от простого человека, а не от иерея, то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души своей...» (Рукопись гр. А.С.Уварова. - СПб., 1858. - Т. 2. - С. 131).
Людей же, профессионально занимавшихся обучением детей грамоте на Руси, называли чаще всего не «учитель», а «мастер грамоты» или просто «мастер». Для таких мастеров преподавание, как правило, не было основным видом деятельности. Ими становились люди разных профессий, владевшие грамотой, - книжные писцы, иконописцы, дьяки и др. Профессиональные навыки дети, как правило, получали в семье или в ближайшем сословном окружении. Иногда ребенка отдавали в обучение мастеру-профессионалу. Таким образом, обучение осуществлялось в рамках народной трудовой «педагогики» и сословных традиций.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля значение слова «учитель» определяется как наставник, преподаватель.
Наставник наставляет, как надо жить, как вести себя, чтобы стать настоящим человеком, т. е. воспитывает. Преподаватель вооружает детей знаниями, помогает овладеть элементами разных культур, человеческими ценностями, т.е. обучает. Эти две составные части (воспитание и обучение) деятельности по передаче подрастающему поколению об- щественно-исторического опыта, по формированию ценностных ориентаций и подготовке его к жизни и труду осуществляет одно лицо - учитель. Таким образом, в современном понимании учитель - это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание.
В «веере» тесно переплетающихся педагогических профессий достойное место занимает воспитатель. Воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развития личности другого человека. Профессия воспитателя известна, как отмечалось выше, со времен античности. В средние века и в новое время в некоторых учебно-воспитательных учреждениях (гимназия, институт для благородных девиц, кадетский корпус и др.) воспитательные функции выполняли особые должностные лица - классные дамы, классный надзиратель, наставник и др. В состоятельные семьи приглашались (и приглашаются в настоящее время) домашние воспитатели - гувернеры, бонны и др.
В современной системе общественного воспитания утверждены специальные должности, реализующие воспитательные функции. Это воспитатель в детском доме, интернате, дошкольном учреждении. Однако следует учесть, что в педагогическом процессе обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, в силу чего функции воспитания осуществляет каждый педагог, работающий в детском саду, школе, колледже, вузе.
Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массовых современных педагогических профессий. Она возникла в XVII-XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения. В Европе, в том числе и в России, такие учреждения первоначально предназначались для детей-сирот. Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища» во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, ясли-приюты в России). Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей. Лица, которые осуществляли присмотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т.е. выполняли воспитательную работу, в разных странах именовались по-своему: нянями, руководительницами, учителями, наставницами, воспитателями. Примечательно, что среди первых педагогов дошкольных учреждений лиц мужского пола было больше, чем в дальнейшем.
1840 г. ознаменован в истории педагогики тем, что Ф.Фребель (1782-1852), выдающийся немецкий педагог, дал своему дошкольному заведению (год открытия - 1837-й) в г. Бланкенбурге название детский сад. Однако новым было не только название дошкольного учреждения, но и его на значение, а именно: обучить матерей с помощью практического руководства и показа приемов правильному воспитанию детей. Идеи Ф. Фребеля и разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира. Не составила исключение и Россия, где были организованы детские сады по системе Ф. Фребеля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них. Воспитательниц, работавших во фребелевских детских садах, стали называть садовницами или «фребеличками».
Сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осознавалось особое значение периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств. В развитых странах (Франция, Великобритания, США) охват детей дошкольными учреждениями составляет 80-90%. Необходимость расширения сети дошкольных учреждений диктуется не только педагогическими, но и социально-экономическими причинами (возрастание притока женщин на рынке труда, необходимость оказания помощи в воспитании детей малоимущим семьям и др.). Тенденция дальнейшего развития общественного дошкольного воспитания сопряжена с постоянным ростом численности профессиональных воспитателей. Учитывая возрастающие требования к образовательным функциям дошкольного учреждения, более высокий уровень профессиональной подготовки современного воспитателя, его все чаще называют педагогом.
Слова «учитель», «педагог», «преподаватель», «воспитатель» очень близки по значению, поскольку ими называют людей, которые посвятили себя педагогической деятельности, выбрали служение педагогической профессии.
Педагог, где бы он ни трудился - в дошкольном учреждении, школе, колледже, университете, художественной студии, спортивной секции, на курсах повышения квалификации и т.п., является, представителем одной из самых социаль но значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педагога в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога.
В современной науке принято деление профессий на те, представители которых заняты в производственной сфере (в создании материальных ценностей), и те, представители которых не заняты в этой сфере. Учитель, воспитатель дошкольного учреждения, преподаватель университета и др. не участвуют непосредственно в общественном производстве. Но они, содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.
Однако, чтобы по-настоящему содействовать прогрессивному развитию общества, педагоги, как и образовательная система (дошкольные учреждения, школы, колледжи и др.), в которой они трудятся, должны быть устремлены, ориентированы на будущее. Дети, посещающие сегодня детский сад, ученики школы вступят в самостоятельную жизнь по прошествии более или менее значительного числа лет. Студент колледжа, который овладевает содержанием учебно-воспитательной работы, вступит в пору своей самостоятельной профессиональной деятельности, находясь уже не в современной школе, не в нынешнем дошкольном учреждении. Какой станет тогда жизнь, так стремительно меняющаяся в последнее время? Насколько сегодняшние воспитанники, ученики, студенты окажутся подготовленными к ней?
Функция современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом. Например, во многих странах мира, не исключая и нашу, наблюдается всплеск насилия, терроризма, экстремизма. Эта проблема постоянно муссируется в средствах массовой информации, рассматривается на государственном уровне и т. д. Но не грубая сила и попрание прав человека, а ростки гуманизма, символом которого стала всемирно известная мать Тереза, - вот основа прогресса общества. И именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания должно строиться сегодняшнее воспитание.
В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.).
Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога. Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Десятилетие назад известный социолог И. В. Бестужев-Лада назвал детские сады «камерами хранения», подчеркнув тем самым, что они годятся лишь для присмотра за детьми. Сегодня функция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях - одна из важных для общества, но не единственная, школа требует, чтобы в дошкольном учреждении осуществлялась полноценная подготовка к школе. Родители воспитанников дошкольного учреждения хотят, чтобы педагог изучал индивидуальные особенности детей и соответственно строил процесс воспитания, чтобы их дочери и сыновья получали широкое образование, выходящее за рамки традиционного (иностранные языки, спортивные занятия, приобщение к искусству и т.д.). Не менее остро стоит вопрос о подготовке «эффективного учителя», способного в условиях массовой школы обеспечивать высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспитании. Чтобы отвечать современным повышенным требованиям, педагог должен постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.
Таким образом, в современном мире растет объективная социальная значимость профессии педагога. Однако, справедливости ради, необходимо сказать, что одновременно отмечается и недооценка педагогического труда со стороны общества.
Педагогическая деятельность имеет черты, общие с любой деятельностью, и вместе с тем отличается рядом особенностей.
Эссе
«Моя педагогическая профессия»
Детство - важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,
- от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Эти слова говорят о многом. Ребенок растет сам. Можно росту помешать, можно его задержать и заглушить, а можно создать благоприятные условия для расцвета и развития тех способностей, которыми природа одарила ребенка. И в этом состоит цель воспитания. Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитателю доверено будущее детей. Быть воспитателем – это призвание. Это значит хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, познавать мир вместе с ним. Быть воспитателем – это ответственность. Это значит видеть неповторимость каждого ребенка, осознавать, что в ваших руках его жизнь и душа. Быть воспитателем – это радость. Это значит видеть, как растет малыш, ощущать его привязанность и доверие, отдавать ему бескорыстно свою любовь. Почему я выбрала профессию воспитателя? Ответ на этот вопрос очень прост: для меня это не просто профессия или работа - это призвание, состояние моей души, образ жизни. Я часто задавала себе вопрос, а правильно ли я сделала свой выбор? Сейчас я могу с уверенностью ответить – «ДА, правильно.
Я - счастливый человек! Мне позволено судьбой, быть рядом с нашим будущим – с нашими детьми! Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребенком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз "уча других, учиться самой"! Я могу назвать себя "Мамой" с большой буквы, ведь у меня
больше сотни детей, и все они мои, все любимые мною, каждому из них я отдала частичку своей души, своего сердца! Кто-то из них уже ходит в школу, кто-то только недавно начал ходить в детский сад - но все они для меня одинаково любимы, за каждого я переживаю, как мать.
Мне очень близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии» У меня прекрасная миссия - дарить свою Любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю её в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству. Как говорил Л.Н. Толстой: "Любить - значит жить жизнью того, кого любишь."
Каждый день, встречаясь со своими воспитанниками, я вижу в их глазах доверие и уважение, чувствую их доверчивую ответную любовь. А для этого я просто живу детством: играю, мечтаю и фантазирую вместе с детьми. Для меня нет большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям! Дети – мое главное богатство, в окружении которых я нахожусь и на работе и дома.
Я - воспитатель!!! Я горжусь этим! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. "Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию" (Л.Н.Толстой) Людей, несущих гордое звание - воспитатель, объединяет одно - они с радостью отдают своё сердце детям и не мыслят свою жизнь без этого! Я согласна с тем, что есть "Педагоги" с большой буквы. Это не всегда
обозначает высокий профессионализм, здесь огромную роль играют ещё человеческие качества. "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель" (Л.Н.Толстой).
Могу ли я назвать себя Воспитателем с большой буквы? Я считаю, что это звание складывается из отзывов родителей и, конечно же, моих воспитанников. Важен процесс ежеминутного взаимодействия с детьми.
С радостью ли ребёнок переступает каждый день порог детского сада, встречает ли тебя с улыбкой, даже если он уже учится в школе, играет ли в сюжетно-ролевую игру "Детский сад" дома, непременно становясь именно на твоё место - вот наивысшая оценка для любого воспитателя.
Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече улыбаются, здороваются, делятся своими новостями и достижениями. Работая в детском саду, я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии. Но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко – воспитывать детей! Я стремлюсь совершенствовать свое мастерство, осваиваю инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не забываю доброе старое, например, устное народное творчество. Мне необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка. Я стремлюсь стать авторитетом для детей и их родителей и вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Это мой долг, к которому я подхожу со всей ответственностью, потому что я люблю свою профессию – профессию «ВОСПИТАТЕЛЬ»
Избрали в жизни вы дорогу верную
И вам сходить с нее, причины нет.
Нельзя забыть учительницу первую –
Наставницу детей дошкольных лет!
Порой веселая, подчас и трудная,
Не назовешь забавное игрой,
Из всех профессий мирная и нужная
Дошкольная работа с детворой .
Мастерим пингвина (модульное оригами)
Праздник «День защиты детей»
Бабочки на шаре (оригами)
Елочка – колкая иголочка
Участие в конкурсе «Покормите птиц зимой»