Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Эстетические ценности

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Эстетикой называется отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, развития художественной культуры. Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята еще Сократом и Платоном. На протяжении всей истории философии создавались эстетические концепции, в которых прослеживается явное смещение в сторону интереса к творческой личности. Между тем, эстетические категории имеют непосредственное отношение к бытию человека в целом, к его качественному отличию от животной жизнедеятельности.

Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие здесь – эстетическое. Иногда его отождествляют с понятием «прекрасное». Под эстетическим понимается чувственно воспринимаемая и приносящая наслаждение и удовольствие специфическая сторона бытия человека. Противопоставляется эстетическому (или прекрасному) – неэстетичность бытия (или – безобразное). Представления о прекрасном и безобразном связаны с пониманием гармонии, соответствия частей целому, согласованностью, нравственностью, духовностью и душевностью.

Категория «эстетические ценности» достаточно широко используется в современном научном лексиконе, однако это вовсе не значит, что она столь же стара, как мир. Обратимся к предыстории этого понятия. Эстетика как философская наука о прекрасном складывается в виде самостоятельной дисциплины лишь XVIII столетия. Немецкий философ Александр Баумгартен в 1735 году в диссертации «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» впервые употребляет термин «эстетика», образуя его из греческого «чувственное восприятие». Согласно мыслителю, эстетика - эта наука о чувственном познании, которая дает возможность «проникать также в те искусства, которыми могут быть усовершенствованы низшие познавательные способности, заостряться и применяться более благоприятным образом на благо мира». Заслуга Баумгартена заключалась в том, что он нашел ключ к единству эстетической сферы, введя не только термин «эстетика», но и производное от него «эстетическое». С этого момента философское познание уже не расставалось с «эстетическим» как самостоятельной категорией, охватывающей весь предмет эстетики - эстетическое отношение человека к миру. И хотя у Баумгартена понятие «эстетическая ценность» отсутствует, на подступах к нему находятся термины «эстетическая значимость», «эстетическое богатство», «эстетическое достоинство». Соединение «эстетического» с понятием «ценность» происходит в работе Иоганна Зульцера «Всеобщая теория изящных искусств»: «Художник, притязающий на подлинную славу, должен направить свое внимание на ценность эстетического материала». Следует отметить, что до этого «ценность» употреблялась лишь в морально-нравственном смысле.

Эстетические ценности (как и любые другие) представляют собой синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Вещественно-предметное значение включает в себя характеристику внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения. Второе значение характеризует психологические качества человека как субъекта ценностных отношений. Социальное значение указывает на отношение между людьми, благодаря которым ценности обретают общезначимый характер. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности. Оно подразумевает чувственно-духовное, бескорыстное восприятие реальности, которое направлено на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов.

Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер, т. е. указывают на соотнесенность их с человеком, наличие эстетической ценности у этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально-исторических отношений они включены. Поэтому эстетические ценности имеют зыбкие границы и их содержание всегда является социально-историческим. Исходя из разработанной эстетической наукой классификации эстетических ценностей, основным ее видом является прекрасное, которое в свою очередь выступает во множестве конкретных вариаций (как изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д.); другой вид эстетической ценности - возвышенное - также имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все другие положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями, «антиценностями», - с безобразным (уродливым) и низменным.

Особую группу эстетических ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека и общества и образно моделируемых в искусстве.

Известное выражение Ф.М.Достоевског о – «Красота спасет мир» - нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине 18в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов, самого человека, а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д.

Эстетические ценности тесно связаны с нравственными ценностями. Так, "возвышенным" или "низменным" в обществе признаются такие мысли, порывы, поступки или отношения людей, которые основаны на представлениях о совершенном, предельном состоянии человеческого бытия, имеющем позитивную или негативную оценку общества. В искусстве низменное может быть представлено как возвышенное, а возвышенное – как низменное, и тогда эти эстетические ценности актуализируются, становятся источником для размышления и самоопределения человека.

Под "героическим" обычно понимается альтруистическая деятельность человека, связанная с самопожертвованием или готовностью к нему с целью принесения пользы другим людям. Героизм может быть не только экстремальным (например, на войне), но и повседневным, обыденным (например, героизм медиков, оперирующих и выхаживающих после травм больных СПИДом; героизм матери, вопреки обстоятельствам внушающей добросердечие своим обездоленным детям ит. п.).

Трагическое и комическое – категории-антиподы: восприятие первого вызывает у человека чувство психологического и физического потрясения, страха, отчаяния, создает эмоциональное напряжение. Эмоциональное напряжение, вызванное переживанием трагического, в искусстве приносит ощущение очищения (катарсис). Комическое, также создавая эмоциональное напряжение, формирует его в положительном ключе, принося удовольствие и смех. Смех – собственно человеческое проявление чувств, не свойственное другим живым существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств. Комическое – одна из самых загадочных эстетических категорий (см. лекцию о смехе в элективных темах в данном учебном пособии).

Практической сферой реализации эстетических представлений является эстетическая деятельность в искусстве. Воссоздание и возвышение прекрасного и осуждение безобразного – одна из важнейших функций искусства. Эстетические ценности выполняют в жизни человека роль оснований картины мира и принципов ее структурирования .


Похожая информация.


Эстетическое как Ценность

Эстетическое выступает в роли полезного до тех пор, пока в общественно-исторической практике полно не выявляется и не формируется оппозиция: природа-культура, естественное-общественное. Человек наслаждается прекрасным не для удовлетворения утилитарных нужд (голод, жажда).

При эстетическом восприятии существует та высшая заинтересованность, которая возникает, лишь, когда у человека удовлетворенны его непосредственные потребности и когда складывается сложная сеть общественных интересов, часто далеких от утилитарных потребностей. Эстетический объект и отношение к нему содержательно определены всемирно-историческим развитием человечества. Воспринимся в предмете эстетическое, мы схватываем его самую широкую общественно-практическую значимость, его ценность для человечества в целом, для всего человеческого рода.

Способность предмета быть носителем социальных и культурных значений и составляют основу их эстетической ценности. Вещественная определенность, чувственная конкретность и натуральные свойства предметов есть естественно-природный материал эстетического. Благодаря общественно-исторической практике предметы и явления втягиваются в сферу интересов человека и обретают общественные свойства, «чувственно-сверхчувственную» природу, свою ценность для человечества, т. е. свое эстетическое начало, свои эстетические свойства.

Эстетическая ценность предмета зависит не только от его естественных качеств, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включен. Золото оказывает на человека определенное эстетическое воздействие не только будучи «самородным светом», но и как металл, олицетворяющий деньги, т. е. в конечном итоге как определенный тип общественных отношений. Эстетическое свойство предметов не тождественны цветовым.

Эстетические ценности

Категория «эстетические ценности» достаточно широко используется в современном научном лексиконе, однако это вовсе не значит, что она столь же стара, как мир. Обратимся к предыстории этого понятия. Эстетика как философская наука о прекрасном складывается в виде самостоятельной дисциплины лишь XVIII столетия. Немецкий философ Александр Баумгартен в 1735 году в диссертации «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» впервые употребляет термин «эстетика», образуя его из греческого «чувственное восприятие». Согласно мыслителю, эстетика - эта наука о чувственном познании, которая дает возможность «проникать также в те искусства, которыми могут быть усовершенствованы низшие познавательные способности, заостряться и применяться более благоприятным образом на благо мира». Заслуга Баумгартена заключалась в том, что он нашел ключ к единству эстетической сферы, введя не только термин «эстетика», но и производное от него «эстетическое». С этого момента философское познание уже не расставалось с «эстетическим» как самостоятельной категорией, охватывающей весь предмет эстетики - эстетическое отношение человека к миру. И хотя у Баумгартена понятие «эстетическая ценность» отсутствует, на подступах к нему находятся термины «эстетическая значимость», «эстетическое богатство», «эстетическое достоинство». Соединение «эстетического» с понятием «ценность» происходит в работе Иоганна Зульцера «Всеобщая теория изящных искусств»: «Художник, притязающий на подлинную славу, должен направить свое внимание на ценность эстетического материала». Следует отметить, что до этого «ценность» употреблялась лишь в морально-нравственном смысле.



Эстетические ценности (как и любые другие) представляют собой синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Вещественно-предметное значение включает в себя характеристику внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения. Второе значение характеризует психологические качества человека как субъекта ценностных отношений. Социальное значение указывает на отношение между людьми, благодаря которым ценности обретают общезначимый характер. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности. Оно подразумевает чувственно-духовное, бескорыстное восприятие реальности, которое направлено на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов.

Было бы неверным полагать, что возникновение понятия «эстетическая ценность» привело к возникновению «пропасти» между эстетическим и этическим. Возводя понятия ценности в ранг философской категории, Герман Лотце показал, что высшая степень эстетической ценности неразрывна с нравственно-этической. Эстетическая ценность единства и многообразия, последовательности и контраста, напряжения и расслабления, ожидания и неожиданности, тождества и противоположности не заключается сама в себе. И если сложность, напряженность и расслабление, если неожиданность и контраст обладают эстетической ценностью, то эта ценность основывается на том, что все эти формы отношений и явлений являются необходимыми элементами в порядке мира, которые в своей взаимосвязи должны создавать неизбежные формальные условия для всестороннего осуществления добра.

Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер, т. е. указывают на соотнесенность их с человеком, наличие эстетической ценности у этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально-исторических отношений они включены. Поэтому эстетические ценности имеют зыбкие границы и их содержание всегда является социально-историческим. Исходя из разработанной эстетической наукой классификации эстетических ценностей, основным ее видом является прекрасное, которое в свою очередь выступает во множестве конкретных вариаций (как изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д.); другой вид эстетической ценности - возвышенное - также имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все другие положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями, «антиценностями», - с безобразным (уродливым) и низменным.

Особую группу эстетических ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека и общества и образно моделируемых в искусстве.

Следует обратить внимание на противоречивую природу эстетических ценностей. Еще древние заметили несовпадение внутреннего и внешнего. Впервые в философии Платон ставит проблему отличия сущности красоты от ее проявлений. «Что такое прекрасное?» и «Что прекрасно?» - вопрошает он. Различение между сущностью эстетической ценности и ее проявлением, между объективной и субъективной стороной ценности можно найти и в размышлениях Рихарда Авенариуса. Этот представитель эмпириокритицизма для пояснения своей мысли ввел понятие «Е-ценность», называя ее также «характером». По его определению, «Е-ценность» есть доступная описанию ценность, «раз она считается содержанием заявления другого человека». «Прекрасное» и «безобразное» мыслитель относит к «характеру», или «Е-ценностям», со всеми вытекающими из его интерпретации субъективистскими последствиями. Авенариус видит ценностную природу «этической и эстетической апперцепции»: «Каждая из них имеет целью определение ценности предмета, и результат этой оценки в виде предиката присоединяют к предмету, называя его хорошим или дурным, красивым или безобразным». Однако сама ценность, по Авенариусу, сводится к позитивистски понимаемой целесообразности - «принципу наименьшей траты сил». «Мы не покажемся, пожалуй, слишком смелыми, - пишет от в «Философии как мышлении о мире согласно принципу наименьшей меры силы», - если мы попытаемся свести и эстетическую ценность определенных форм к тому же принципу целесообразной затраты силы».

Оригинальную систему ценностей предложил психолог и философ Гуго Мюнстерберг. Эстетические ценности выражают самосогласованность мира. Они существуют на двух уровнях: на уровне жизненных ценностей и на уровне ценностей культурных. На первом уровне - это предмет радости: гармония внешнего мира, любовь между людьми, чувство счастья в человеческой душе. На уровне культурной ценности - это ценности прекрасного, воплощенные в искусстве, воспроизводящем внешний мир (изобразительное искусство), раскрывающем связи между людьми (поэзия), выражающем внутренний мир человека (музыка). Красота как ценность воплощает эстетическое единство человека и мира. Она сверхиндивидуальна, но предполагает индивидуальное отношение - стихийное на первом уровне и осознанное на втором.

Проблема эстетической ценности подробно исследуется таким неокантианцем баденской школы, как Ионас Кон. Он ставит задачу определить место эстетической области ценностей среди других видов ценностей - «ценности приятного», логической, моральной сфер ценности, религиозной. Мыслитель делит ценности на два класса:

1. консекутивная ценность - это то, что мы ценим как средство к цели;

2. интенсивная ценность - это то, что мы ценим ради него самого, поэтому степень и мера ценности лежит исключительно в самой этой вещи.

Эстетическая ценность является интенсивной ценностью, и это отличает ее от полезного. Но интенсивной ценностью в таком ее понимании являются также истина как логическая ценность и добро как ценность моральная. Для определения последующих различий в мире ценностей и выявления специфики эстетической ценности Кон сами «интенсивные ценности» подразделяет на:

1. ценность имманентную, т. е. такую ценность, которая замкнута на своем внутренним значении;

2. трансгредиентную ценность - ценность, указывающую в своем значении за пределы собственной области.

Последней является ценность истины и нравственности. Эстетическая же ценность имманентна, это имманентно-интенсивная ценность, или ценность чисто интенсивная, т. к. имманентность представляет собою, в известной мере, добавление и восполнение интенсивности.

Следует согласиться с Коном в том, что эстетические ценности могут сочетаться с другими ценностями, образуя новые, «промежуточные ценности». Так, в прикладных искусствах и архитектуре «эстетическая ценность действует совместно с полезностью». «Промежуточной» ценностью являются «нравственная красота», «красивое решение математической задачи», «художественная правда».

Как мы видим, существует большое множество концепций эстетических ценностей. Этот аксиологический плюрализм выражает сложность самого изучаемого явления и подчеркивает актуальность вопроса о специфике эстетических ценностей.

Духовные ценности

Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идёт прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считают высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих

друг друга установок, отражающих разные системы ценностей. Одна из наиболее древних – гедонизм. Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека.

Аскетизм

Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников. Утилитаризмвеличайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И.Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.

В 20в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как Ф. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел и др. бурные социальные потрясения, появления возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания.

Известное выражение Ф.М.Достоевского – «Красота спасет мир» - нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине 18в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов, самого человека, а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д.

62. Специфика философского знания
Основные понятия Философия – это теоретическое мировоззрение, т.е. умозрение вечных идей и высших ценностей, познание смысла и приобщение к смыслу. Культура – совокупность продуктов материальной и духовной деятельности человека, духовных и материальных ценностей, система норм и учреждений, отличающая человека от животных. Антропоцентризм – философский мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа, центра Вселенной и целью всех свершающихся событий. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности. Ценность – термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определенных явлений действительности.

Место и роль философии в культуре.

Понятие «культура» более широкое, чем понятие «философия». Культура – результат человеческой деятельности и сама эта деятельность, она представлена в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Культура – это то, что отличает человека от животных. Через творчество – создание новых смыслов и ценностей, человек преодолевает свою культурную и природную предопределенность. Основаниями культуры являются: - знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке, - ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы. Философия как компонент культуры представляет собой одновременно и знания, и ценности, является ядром (квинтэссенцией) самосознания исторической эпохи. Имея дело с постоянно меняющейся реальностью, она формирует в рациональной форме общезначимые и непреходящие смысложизненные ценности: добро и зло, истины и заблуждения, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.п. В рамках философии обсуждаются и другие проблемы, однако она принципиально центрирована именно на экзистенциальных (смысложизненных) ценностях, которые определяют мировоззренческую природу философского знания. Философия черпает свои проблемы из жизни, но всегда стремится преодолеть познанное, заглянуть за горизонт известного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта. Она размышляет об отражении природной и социальной реальности в других формах духовной культуры: науки, религии, искусстве и т.п., т.е. философия является таким типом общественного сознания, которое направлено на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Способ мышления философии, обращенный ко всему полю культуры называют критически – рефлексивным.

Предмет философия.

Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир», философия – это рационально – теоретическое осмысление этих связей. В природе и культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его деятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждениях. В истории философии представление о ее предмете менялись. В рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные представления о предмете философии. Для Сократа философия была искусством самопознания. Платон считал философию познанием истинно существующего бытия – мира идей, который он противопоставляет миру материи (небытия) и миру вещей. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей. В средние века философия была служанкой богословия, выполняя функцию инструмента в богословских спорах. Возрождение характеризуется эмансипацией философии от теологии. Новое время определило философию как науку наук, соотнося философию с познающим разумом. Во второй половине XVIII в. – начале XIX в. происходит постепенное осмысление того, что философия есть наука о всеобщем. В XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о частном.Гегель называл философию царицей наук, наукой о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наукой о разуме, постигающем самого себя. Кант определял предмет философии как учение о последних целях человеческого разума. XX в. предложил большое разнообразие трактовок предмета философии. Неокантианцы рассматривают философию как науку о ценностях, обнаруживая всеобщее в сфере ценностей. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает философии в собственном предмете, она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания. Можно сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии она всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинаково и обнаруживается в разных сферах. При этом философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности.

Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил Кант, сведя их к четырем вопросам:

1. 1).что я могу знать?

2. 2). что я должен делать?

3. 3). на что я могу надеяться?

4. 4). что такое человек?

Кант первым в классической философии осознал антропоцентристский характер философского знания. Источник философских проблем – вся сфера человеческого существования, что обусловливает вопросы мировоззренческого характера. Поскольку на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательный ответ, философские проблемы на каждом историческом этапе осмысливаются по иному. Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, которая актуализируется той или иной эпохой. Она представляет собой рационально–теоретическую форму мировоззрения, в которой взгляды человека на мир и место в этом мире представлены в форме понятий, теорий. Философия создается сознательно как результат особой профессиональной деятельности. Основной проблемой любого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Именно эта тема становится стержнем философии, вокруг которого формируется развернутая система других вопросов и проблем. Любой философский вопрос рассматривается сквозь призму человеческого отношения к нему. Философию интересует отношение человека и мира, человека и человека, человека и его природных или культурных воплощений. Спецификой философского мышления являются: - рефлексия – обращение мышления к собственным исходным предпосылкам; - универсализация – выявление всеобщих форм бытия и мышления; - тотализация – целостный охват отношений в системе «человек – мир»; - абстрагирование – мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и состредоточение внимания на существенных; - идеализация – мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности. Также идеальные объекты опосредованно выражают реальные связи и отношения, представляют собой предельные случаи последних.

Основные функции философии.

Главной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека в форме высших духовных ценностей. Из мировоззренческой функции вытекает интегральная функция. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Важной функцией философии является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие актуальность. Критичность является основой движения философской мысли. Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. В рамках философии намечаются новые перспективы научного знания и формируются стандарты научности.

  • 10. Философские концепции Фихте и Шеллинга. Антропологический материализм Фейербаха.
  • 11. Марксистская философия.
  • 14. Русская религиозная философия второй половины 19 века.
  • 15. Русская религиозная философия 20 века. Философия русского космизма.
  • 16. Неокантианство и неогегельянство. Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм.
  • 17. Исторические формы позитивизма. Аналитическая философия.
  • 18. Иррационализм как направление философии 19-21 века.
  • 19. Современная западная религиозная философия.
  • 20. Современная западная религиозная философия.
  • 21. Герменевтика, структурализм, постмодернизм как новейшие философские течения.
  • 22. Научные, философские и религиозные картины мира.
  • 24. Понятие материального и идеального. Отражение как всеобщее свойство материи. Мозг и сознание.
  • 25. Современное естествознание о материи, ее структуре и атрибутах. Пространство и время как философские категории.
  • 26. Движение, его основные формы. Развитие, его основные характеристики.
  • 27. Диалектика, ее законы и принципы.
  • 27. Диалектика, ее законы и принципы.
  • 28. Категории диалектики.
  • 29. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
  • 30. Проблема сознания в философии. Сознание и познание. Самосознание и личность. Творческая активность сознания.
  • 31. Структура сознания в философии. Действительность, мышление, логика и язык.
  • 32. Общелогические методы познания. Методы научного теоритического исследования.
  • 33. Гносеологическая проблематика в философии. Проблема истины.
  • 34. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Понимание и объяснение.
  • 35. Познание, творчество, практика. Чувственное и логическое познание.
  • 36. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания.
  • 37. Закономерности развития науки. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.
  • 38. Наука и ее роль в жизни общества. Философия и методология науки в структуре философского знания.
  • 39. Наука и техника. Техника: ее специфика и закономерности развития. Философия техники.
  • 40. Методы научного познания, их типы и уровни. Методы эмпирического исследования.
  • 41. Формы научного познания. Этика науки.
  • 41. Человек и природа. Природная среда, ее роль в развитии общества.
  • 43. Философская антропология. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в обществе.
  • 44. Смысл человеческого бытия. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
  • 45. Социальная философия и ее функции. Человек, общество, культура. Культура и цивилизация. Специфика социального познания.
  • 46. Общество и его структура. Основные критерии и формы социальной дифференциации.
  • 47. Основные сферы жизнедеятельности общества (экономическая, социальная, политическая). Гражданское общество и государство.
  • 49. Человек в системе социальных связей. Человек, индивид, личность.
  • 50. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и историческая необходимость.
  • 51. Свобода воли. Фатализм и волюнтаризм. Свобода и ответственность.
  • 52. Этика как учение о морали. Нравственные ценности. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
  • 53. Эстетика как раздел философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Философия религии.
  • 54. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. Взаимодействие цивиллизаций и сценарии будущего.
  • 55. Философия истории. Основные этапы ее развития. Проблемы прогресса, направленности исторического развития и «смысла истории».
  • 56. Традиционное общество и проблема модернизации. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.
  • 57. Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
  • 2. Структура общественного сознания
  • 53. Эстетика как раздел философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Философия религии.

    Эстетика - наука о чувственно-ценностном отношении человека к миру и способах его духовно-пpактического освоения. Универсальность эстетического отношения и сферы эстетического опыта: природа, культура, общество, человек. Тpиединство пpедмета эстетики: субъект - объект - ценность.

    Многообpазие подходов к опpеделению пpедмета эстетики. Эстетика как философское знание о стpуктуpно-смысловых закономеpностях бытия, выраженных в формах, о способах их постижения, о качественных хаpактеpистиках чувственно постигаемых феноменов в их отношениях к собственно-человеческим сущностным силам, cпособностям и целям.

    Онтология эстетического: способность к различению и выбору «по мере собственного вида» - сущностная характеристика сознания; объект эстетического отношения - явленная сущность, содержательная форма. Эстетическая гносеология: чувственное познание как первая ступень освоения мира. Особенности чувственного опыта: эстетическая интуиция смысла, «прорыв» сквозь форму к сущности. Эстетическая аксиология: освоение мира в форме ценностей. Эстетические аспекты философского знания как условие полноты и целостности миропонимания. Эстетика и этика: различия предмета, способов получения знаний и функций в культуре. Эстетика и религия: эстетический и мистический опыт; иерархия ценностей; смысложизненные ориентиры; роль в культурном творчестве.

    Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

    Слово «эстетика» происходит от греческого aisthetikos - чувствующий, чувственный. Сферой практического применения эстетики является художественная деятельность, продукты которой - произведения искусства - подлежат оценке с точки зрения их эстетической ценности. В процессе воспитания у человека формируются различные эстетические ценности (вкус), отвечающие представлениям о добре и красоте, прекрасном и безобразном, трагическом и комическом.

    Красота есть мера соответствия сущности вещи и ее внешнего облика, ее чувственного образа. Вещь, которой в полной мере выразить свою природу в своем наличном, чувственно воспринимаемом бытии, именуется «прекрасной» (в противном случае она считается «безобразной»).

    Принципом, уравновешивающим противоположности, является гармония, служащая мерилом эстетических ценностей. В античной философии гармония означала порядок и согласованность космоса, доступный в понимании и чувствах человека через музыку, т.е. последовательность тонов. В эпоху Возрождения поиск гармонии был связан с исследованием строения тела человека, признанным эталоном красоты и пропорции.

    В настоящее время господствует релятивистский взгляд на категории эстетики, художественные ценности, которые рассматриваются соотносительно с индивидуальными потребностями в красоте, добре, истине, что значительно затрудняет их понимание и философское объяснение.

    Религиозные ценности и свобода совести.

    Религия - это особая форма человеческого самосознания, т.е. своего рода «зеркало», в котором человек видит самого себя, свой собственный облик. Религию рассматривают и как особый вид духовного освоения действительности, наиболее ранний по историческому времени возникновения и устойчивый по масштабам распространения. В науке и философии нет единого мнения по вопросу о причинах происхождения религии, но существует достаточно традиционное мнение о ее эволюции от наиболее ранних первобытных верований (семейных культов) до возникновения института священства в монотеистических верованиях (признающих верховным только одно божество, к их числу относят: иудаизм, христианство, ислам и др.) и политеистических верованиях (насчитывающих многочисленный пантеон богов, к их числу относят: индуизм, синтоизм, буддизм и др.). Характерной особенностью религии является ее консерватизм, понимаемый как традиционализм - неизменное следование священной традиции.

    Религиозное мышление отличается иррациональностью и верой в сверхъестественное, оно глубоко символично и не нуждается в формальной логике для понимания и объяснения таинств. Религиозное начало культуры противостоит светскому, признающему исключительное положение разума человека, способного ниспровергать веру в сверхъестественное. Побочным проявлением религиозного мышления является фанатизм веры, продуктом светского (секулярного) мышления - воинствующий атеизм. Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. Религиозные убеждения и атеизм, в свою очередь, образуют антогонистическую систему ценностей. Религиозные ценности связаны с отправлением культа, атеистические - с его развенчанием.

    ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ

    С момента возникновения философии религия стала одной из ее тем. Дело в том, что большинство вопросов, на которые пытается ответить философия - вопросы об истоках мира, положении человека в космосе, основаниях человеческих действий, возможностях и границах познания, - одновременно стали темами религиозного миропонимания. Поэтому в течение всей своей истории философия нуждалась в критическом разграничении с религией. Само название "философия религии" появилось довольно поздно - в XVIII веке, но уже в античной философии можно обнаружить определенные представление о божестве, об отношении божественного и конечной действительности. История философии религии самым тесным образом сближается с историей европейской философии. Философия религии - это философское мышление, имеющее религию в качестве своего предмета. Философствовать о религии может не только верующий, но и атеист, и агностик. Философия религии принадлежит философии, а не теологии (пример именно философского рассмотрения вопроса о религии см. хрестоматию 11.1). Это такое философское мышление, которое проясняет сущность и способ бытия религии, отвечает на вопрос: "Что есть религия как таковая?" Философия религии как культурное явление возникло в рамках иудео-христианской традиции. Мы рассмотрим не универсальное определение религии, а то понимание, которое сложилось в процессе сложных взаимоотношений европейской философии и христианского вероучения.

    Религия старше философии и очевидно имеет свои собственные корни. Она скорее нечто "иное" по отношению к философии, поскольку здесь мы имеем дело с реальностью, превосходящей границы и возможности человеческого разума. Эта ситуация особенно ярко ощущалась в эпоху раннего христианства, не видевшего ни малейшей нужды в философском обосновании. И дальнейшая история христианства дает немало примеров того, что религия относится к философии как к своей противоположности. Но при этом в своих истоках религия осуществляется как человеческое событие, как форма человеческого существования. Всегда есть человек, который верит, молится, участвует в культе. Поэтому философия религии рассматривает теологические понятия прежде всего как феномены религиозного опыта.

    Религиозный опыт осуществляется в тесной связи с человеческим самопониманием и пониманием бытия. Люди пытаются понять самих себя и свою веру в Бога, задавая себе вопрос: "Что означает мое верование?" Кроме того, религия исполняется в человеческом языке, формах и категориях человеческой мысли. Это объясняет тот факт, что религия изменяется вместе с историческими переменами в понимании человека и бытия. Религия имеет человеческую историю, хотя Бог, как источник религиозного понимания, неизменен и пребывает над историей. Значит, возможен философский вопрос о религии, даже если то, о чем спрашивается, оказывается совершенно иным по отношению к философии (пути возможного научного изучения религии рассматриваются в хрестоматии 11.6).

    Теперь можно попытаться дать определение религии, чтобы прояснить, с чем же философской мысли приходиться иметь дело. С давних пор под религией понималось отношение человека к Богу или области божественного. Это определение могло по-разному интерпретироваться, но основные термины - Бог, человек, отношение, оставались неизменными. Мы приходим к вопросам о Боге как принципе религии, о человеке как носителе религии, и об отношении человека и Бога, составляющем основу целостности, называемой религией. Философская разработка этих вопросов отличается от догматических построений традиционных религий. Философия исходит из естественных условий человеческого существования без привлечения откровения. Уже в эпоху раннего христианства апологеты II века спрашивают, существует ли Бог. Этот вопрос предполагает понимание того, "что" есть Бог, и такое понимание реальности, которое обосновывает возможность разума давать ответы на эти вопросы. В средневековой схоластике философское богопознание называется естественной теологией и противопоставляется теологии откровения. Обоснование возможности естественной теологии в средневековой мысли базировалось на фрагменте Послания ап. Павла к Римлянам (1:18), в соответствии с которым человек оказывался способным достичь религиозной истины, применяя естественные силы дискурсивной мысли. Если происхождение и назначение человека определяется в его отношении к абсолюту, человек должен иметь знание об этом абсолюте. Возможность такого знания проистекает из зависимости творения от Бога. Объектом философского богопознания становится Бог, поскольку Он познаваем через свои творения, человеческую душу в ее свободе и бессмертии и через естественный закон.

    Эстетика как философская наука о прекрасном складывается в виде самостоятельной дисциплины лишь XVIII столетия. Немецкий философ Александр Баумгартен в 1735 году в диссертации «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» впервые употребляет термин «эстетика», образуя его из греческого «чувственное восприятие». Согласно мыслителю, эстетика -- эта наука о чувственном познании, которая дает возможность «проникать также в те искусства, которыми могут быть усовершенствованы низшие познавательные способности, заостряться и применяться более благоприятным образом на благо мира». Заслуга Баумгартена заключалась в том, что он нашел ключ к единству эстетической сферы, введя не только термин «эстетика», но и производное от него «эстетическое». С этого момента философское познание уже не расставалось с «эстетическим» как самостоятельной категорией, охватывающей весь предмет эстетики -- эстетическое отношение человека к миру. И хотя у Баумгартена понятие «эстетическая ценность» отсутствует, на подступах к нему находятся термины «эстетическая значимость», «эстетическое богатство», «эстетическое достоинство». Соединение «эстетического» с понятием «ценность» происходит в работе Иоганна Зульцера «Всеобщая теория изящных искусств»: «Художник, притязающий на подлинную славу, должен направить свое внимание на ценность эстетического материала». Следует отметить, что до этого «ценность» употреблялась лишь в морально-нравственном смысле.

    Эстетические ценности (как и любые другие) представляют собой синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Вещественно-предметное значение включает в себя характеристику внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения. Второе значение характеризует психологические качества человека как субъекта ценностных отношений. Социальное значение указывает на отношение между людьми, благодаря которым ценности обретают общезначимый характер. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности. Оно подразумевает чувственно-духовное, бескорыстное восприятие реальности, которое направлено на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов.

    Было бы неверным полагать, что возникновение понятия «эстетическая ценность» привело к возникновению «пропасти» между эстетическим и этическим. Возводя понятия ценности в ранг философской категории, Герман Лотце показал, что высшая степень эстетической ценности неразрывна с нравственно-этической. Эстетическая ценность единства и многообразия, последовательности и контраста, напряжения и расслабления, ожидания и неожиданности, тождества и противоположности не заключается сама в себе. И если сложность, напряженность и расслабление, если неожиданность и контраст обладают эстетической ценностью, то эта ценность основывается на том, что все эти формы отношений и явлений являются необходимыми элементами в порядке мира, которые в своей взаимосвязи должны создавать неизбежные формальные условия для всестороннего осуществления добра.

    Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер, т. е. указывают на соотнесенность их с человеком, наличие эстетической ценности у этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально-исторических отношений они включены. Поэтому эстетические ценности имеют зыбкие границы и их содержание всегда является социально-историческим.

    Исходя из разработанной эстетической наукой классификации эстетических ценностей, основным ее видом является прекрасное, которое в свою очередь выступает во множестве конкретных вариаций (как изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д.); другой вид эстетической ценности -- возвышенное -- также имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все другие положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями, «антиценностями», -- с безобразным (уродливым) и низменным.

    Особую группу эстетических ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека и общества и образно моделируемых в искусстве.

    Следует обратить внимание на противоречивую природу эстетических ценностей. Еще древние заметили несовпадение внутреннего и внешнего. Впервые в философии Платон ставит проблему отличия сущности красоты от ее проявлений. «Что такое прекрасное?» и «Что прекрасно?» -- вопрошает он. Различение между сущностью эстетической ценности и ее проявлением, между объективной и субъективной стороной ценности можно найти и в размышлениях Рихарда Авенариуса. Этот представитель эмпириокритицизма для пояснения своей мысли ввел понятие «Е-ценность», называя ее также «характером». По его определению, «Е-ценность» есть доступная описанию ценность, «раз она считается содержанием заявления другого человека». «Прекрасное» и «безобразное» мыслитель относит к «характеру», или «Е-ценностям», со всеми вытекающими из его интерпретации субъективистскими последствиями. Авенариус видит ценностную природу «этической и эстетической апперцепции»: «Каждая из них имеет целью определение ценности предмета, и результат этой оценки в виде предиката присоединяют к предмету, называя его хорошим или дурным, красивым или безобразным».

    Однако сама ценность, по Авенариусу, сводится к позитивистски понимаемой целесообразности -- «принципу наименьшей траты сил». «Мы не покажемся, пожалуй, слишком смелыми, -- пишет от в «Философии как мышлении о мире согласно принципу наименьшей меры силы», -- если мы попытаемся свести и эстетическую ценность определенных форм к тому же принципу целесообразной затраты силы».

    Оригинальную систему ценностей предложил психолог и философ Гуго Мюнстерберг. Эстетические ценности выражают самосогласованность мира. Они существуют на двух уровнях: на уровне жизненных ценностей и на уровне ценностей культурных. На первом уровне -- это предмет радости: гармония внешнего мира, любовь между людьми, чувство счастья в человеческой душе.

    На уровне культурной ценности -- это ценности прекрасного, воплощенные в искусстве, воспроизводящем внешний мир (изобразительное искусство), раскрывающем связи между людьми (поэзия), выражающем внутренний мир человека (музыка). Красота как ценность воплощает эстетическое единство человека и мира. Она сверхиндивидуальна, но предполагает индивидуальное отношение -- стихийное на первом уровне и осознанное на втором.

    Проблема эстетической ценности подробно исследуется таким неокантианцем баденской школы, как Ионас Кон. Он ставит задачу определить место эстетической области ценностей среди других видов ценностей -- «ценности приятного», логической, моральной сфер ценности, религиозной.

    Мыслитель делит ценности на два класса:

    • 1) консекутивная ценность -- это то, что мы ценим как средство к цели;
    • 2) интенсивная ценность -- это то, что мы ценим ради него самого, поэтому степень и мера ценности лежит исключительно в самой этой вещи.

    Эстетическая ценность является интенсивной ценностью, и это отличает ее от полезного. Но интенсивной ценностью в таком ее понимании являются также истина как логическая ценность и добро как ценность моральная. Для определения последующих различий в мире ценностей и выявления специфики эстетической ценности Кон сами «интенсивные ценности» подразделяет на 1) ценность имманентную, т. е. такую ценность, которая замкнута на своем внутренним значении; 2) трансгредиентную ценность -- ценность, указывающую в своем значении за пределы собственной области. Последней является ценность истины и нравственности. Эстетическая же ценность имманентна, это имманентно-интенсивная ценность, или ценность чисто интенсивная, т. к. имманентность представляет собою, в известной мере, добавление и восполнение интенсивности.

    Следует согласиться с Коном в том, что эстетические ценности могут сочетаться с другими ценностями, образуя новые, «промежуточные ценности». Так, в прикладных искусствах и архитектуре «эстетическая ценность действует совместно с полезностью». «Промежуточной» ценностью являются «нравственная красота», «красивое решение математической задачи», «художественная правда».

    Как мы видим, существует большое множество концепций эстетических ценностей. Этот аксиологический плюрализм выражает сложность самого изучаемого явления и подчеркивает актуальность вопроса о специфике эстетических ценностей.

    Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идёт прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считают высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

    Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих

    друг друга установок, отражающих разные системы ценностей.

    Одна из наиболее древних - гедонизм. Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека.

    Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников.

    Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И.Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.

    В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как Ф. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел и др. бурные социальные потрясения, появления возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания.

    Известное выражение Ф.М.Достоевского - «Красота спасет мир» - нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине 18в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

    Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов, самого человека, а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д.

    Эстетика (от греч. - относящийся к чувству) - философская дисциплина. Ее предмет определяют по-разному. Часто эстетику считают философской наукой о красоте, прекрасном и возвышенном. Согласно более современному ее определению эстетика есть метанаука по отношению ко всему комплексу искусствоведческих дисциплин, как то литературоведение, музыковедение, теория театра, теория кино. Для введения читателя в курс обсуждаемых проблем, представим основные эстетические направления.

    Таблица 8.1.

    Итак, существует много эстетических направлений, некоторая их часть, причем в нарочито упрощенном виде представлена в табл. 8.1. Выше эти направления всего лишь констатировались. Но теперь пора поставить по-настоящему актуальный с философской точки зрения вопрос. Каким образом можно осмыслить сферу эстетического? Пора заняться поиском ответа на этот вопрос.

    Абсолютное большинство философов считает, что в систематической форме эстетика была впервые изложена И. Кантом в его книге "Критика способности суждения" (1790). Его решающая идея состояла в том, что эстетический вкус, проявляющийся как склонность к тому или иному предмету, имеет свою априорную предпосылку в разуме, и ею является способность суждения. Внутри нас самих есть такая гармония, которая позволяет любое чувственное восприятие оценить как приносящее либо не приносящее удовольствие. Таким образом, эстетика подобно другим наукам имеет свои априорные предпосылки в разуме. Но, по Канту, эстетика в отличие от этики не вырабатывает некоторые цели, которые необходимо достичь. Суждение о красоте исключает интерес к цели. Она не инструментальна и абсолютна. Искусство бескорыстно, и в этом своем качестве оно всеобще. Всеобщее в искусстве выступает как общее чувство. "Во всех суждениях, в которых мы признаем что-то прекрасным, мы никому не позволяем быть другого мнения, хотя мы основываем наше суждение не на понятиях, а только на нашем чувстве, которое мы, следовательно, полагаем в основу не как частное чувство, а как общее". Как видим, Кант в своем стремлении обосновать эстетику в качестве философской дисциплины принизил понятия в пользу чувств. Сделал он это неслучайно. Многие деятели искусства при всяком удобном случае подчеркивают, что в отличие от науки искусство имеет дело не с понятиями, а с чувствами. После Канта эстетическая теория многократно пересматривалась, но, как правило, с учетом сделанного им. Обратимся и мы к наиболее актуальным в плане понимания природы эстетики вопросам.

    Во-первых, несомненно, что в искусстве оперируют ценностями. О том, что герои литературных произведений руководствуются различными ценностями, не приходится спорить. Но концептуально-ценностным содержанием обладает любое произведение искусства. Если, например, блюз выражает меланхолию, одиночество и трагедию, то музыкальный марш - бравурность и торжественность. Эстетическая ценность- это всегда некоторый концепт, посредством которого интерпретируется содержание произведения искусства.

    Во-вторых, как нам представляется, не следует эстетические ценности квалифицировать в качестве общих чувств. Концепты, к какой бы области они ни относились, всегда выступают в единстве чувства и мысли. Странно утверждать, что, например, знаменитые стихи К. Симонова "Жди меня" выражают чувства, но не мысли. Эстетические - это особые концепты, но отсюда не следует, что они лишены мыслительного содержания.

    В-третьих, искусство представляет собой поле широчайшего варьирования ценностей. Обилие ценностей, характерное для искусства, не встречается в какой-либо другой области действительности.

    В-четвертых, искусство имеет дело с вымыслом, все его миры являются исключительно воображаемыми. Нелепо утверждать, что реальная действительность должна быть перестроена в соответствии с некоторым произведением искусства. Среди деятелей искусства часто встречаются моралисты, а порой, как об этом свидетельствует случай с Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым, даже выдающиеся этики. Но это имеет место лишь постольку, поскольку эстетическим ценностям вменяются этические ценности.

    В-пятых, крайне сомнительно, что искусство, как это часто утверждается, лишено критериев истинности. Рассматриваемое убеждение основано на том, что искусство не является описанием действительности и поэтому оно не может быть истинным или ложным. Но совсем не обязательно критерий истинности связывать с описанием действительности. Истина имеет место там, где проводится некоторая сепарация, что-то принимается и что-то отвергается. Такого рода процесс характерен для искусства не меньше, чем для другой области деятельности человека. Эстетическая истина- это разновидность прагматической истины, она устанавливается в соответствии с содержанием искусствоведческих теорий. Значимее то произведение, которое более искусно.

    В-шестых, художник стремится создать искусное произведение. Следовательно, он руководствуется своеобразным принципом ответственности, который выступает как принцип искусности.

    В-седьмых, люди, причастные к сфере искусства, оперируя концептами, непременно руководствуются некоторыми теориями. Строго говоря, эти теории являются не эстетическими, а искусствоведческими.

    В-восьмых, потенциал философии реализуется при проблематизации и критике искусствоведческих теорий. В своей метафизической форме эстетика замещает искусствоведение. Его развитие приводит к переводу эстетики на метанаучный уровень. Системы соответственно К.С. Станиславского и Б. Брехта - это разновидности теорий театра. Но эти теории не лишены проблемного содержания. Чтобы с ним совладать, необходима философия, а именно эстетика.

    В-девятых, разнообразный мир искусствоведческих ценностей группируется посредством определенных теорий. Он не может быть представлен одной категорией, например концептом красоты. Поэтому все попытки дать определение красоте обречены на провал.

    В-десятых, противопоставление искусства, искусствоведения и эстетики науке является метафизическим пережитком. Его живучесть определяется недостаточно развитым характером современного искусствоведения и эстетики. Очень часто искусствоведение и эстетика просто-напросто отождествляются.

    Итак, эстетика - это высококонцептуальная область философского аксиологического знания, которая, способствуя совершенствованию человека, занимает видное место в его жизнедеятельности. Что касается искусствоведческих ценностей, то они изобретаются. Если бы человек не обладал креативной способностью, то, надо полагать, вообще бы не было сферы искусства.

    Искусствоведческие ценности могут вменяться другим концептам. Если это случается, то налицо вполне определенная интердисциплинарная связь. В этом отношении весьма показательным является статус дизайна, одной из сфер проектирования промышленных изделий. Концепты дизайна своеобразны, но они могут "нагружаться" искусствоведческим содержанием. Иногда к искусству приравнивают спорт. Но и это отождествление несостоятельно. Говорили, например, что шахматы для М. Таля- искусство, а для М. Ботвинника - наука. Но в матче друг с другом оба стремились к выигрышу, а это концепт спорта.

    Следует отметить, что в плане интерпретации статуса эстетики современные философы весьма активны. Статус этики интерпретируется в соответствии с содержанием основных философских направлений.

    Таблица 8.2.

    Недостаток приведенных в табл. 8.2 концепций состоит в том, что все они не учитывают современное состояние искусствоведческих дисциплин (теорий театра, кино и т.п.). Но зато они актуальны в качестве интерпретаций этих дисциплин (их содержание в рамках данной книги не может быть рассмотрено).

    В заключение параграфа обратимся к вопросу об актуальности искусства в жизнедеятельности людей. Само по себе искусство и его теории, как уже отмечалось, не ориентированы на переустройство действительности. Но тем не менее оно в высшей степени актуально. Объясняется это тем, что в рамках человеческой культуры эстетика является ближайшей соседкой этики. Сохранить их в изоляции друг от друга невозможно. Поэтому в той или иной форме эстетическое непременно нагружается этическим. Эстетика становится символом этики. В силу этого эстетика приобретает не только сугубо теоретический, но и практический характер. В тысячах фильмов повествуется о взаимоотношениях детективов и преступников. Ни один из этих фильмов не является руководством к поведению каких-либо реальных людей. Но зритель может интерпретировать их именно таким образом. В результате один берет пример с экранного преступника, а другой- с экранного детектива. Возможно, что режиссер фильма этого не желает, но зритель интерпретирует содержание фильма не по его указке, а в соответствии со своими собственными эстетическими и этическими представлениями.

    Сфера эстетического (искусство, искусствоведение и эстетика), разумеется, не ориентирована однозначно на добро. В этом смысле афоризм князя Мышкина из известного романа Ф.М. Достоевского "Красота спасет мир" не следует воспринимать в качестве научного закона. Сам Достоевский неоднократно отмечал, что с красотой часто связаны зло и позор. Мир спасет не красота, а бдительность людей, ответственно использующих потенциал субнауки и метанауки, в том числе эстетики и особенно этики.

    Таким образом, сфера эстетического неоднозначна в этическом отношении. Далеко не все, что в ней происходит, заслуживает высокой оценки. В этой связи часто негативно оценивается поп-арт (популярное искусство, или массовая культура). Отмечается, что он в своей изменчивости подвержен моде, меркантильности, низкопробным вкусам. Согласно другой точке зрения, поп-арт представляет собой всего лишь повседневный образ жизни.

    Довольно часто отождествляют сферу эстетического с культурой. Однако эта позиция не является доминирующей. К сведению читателей приведем смысл ряда культурологических терминов.

    Таблица 8.3.

    Человеческое общество за время своего существования создало разветвленную культуру Ее будущее зависит от людей. В его обеспечении нет более надежной опоры, чем наука и метанаука, особенно эстетика и этика.

    • - Намой взгляд, современное искусство недопустимо рассматривать вне экономики. И дело тут не в том, что экономика калечит искусство. Просто в эпоху развитых рыночных отношений искусство становится другим.
    • - Связь искусства с экономикой, конечно же, существует. Но, по-моему, Вы явно недооцениваете относительную самостоятельность искусства от экономики.
    • - Я не отрицаю эту самостоятельность. Но я не вижу ничего плохого в том, что люди искусства стремятся заработать много денег.
    • - Любыми средствами?
    • - Не любыми, а теми, которые эффективны с экономической точки зрения.
    • - Искусство- это не бизнес, а сфера деятельности людей, связанная с экономикой.
    • - Но почему бы не оценить искусство просто сферой бизнеса?
    • - В искусствоведении господствуют иные ценности, чем в экономике. И в этом все дело. Если все сферы жизнедеятельности людей свести к экономике, то получите общество, изображенное в кинофильме Г. Данелия "Кин-дза-дза".
    • 1. Искусство имеет дело с областью художественного вымысла.
    • 2. Искусствоведение - это совокупность теорий об искусстве. Оно удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к науке.
    • 3. Эстетика - это метанаука по отношению к искусствоведению.
    • 4. При метафизической интерпретации эстетики ею подменяют искусствоведение.
    • 5. Основными современными эстетическими направлениями являются авангардизм, модернизм и постмодернизм.
    • 6. В рамках каждого основного философского направления статус эстетики определяется по-особому.
    • 7. Эстетические ценности входят в состав искусствоведческих теорий.
    • 8. Эстетическое может быть символом этического.
    • 9. Будущее культуры человечества зависит от людей.


    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»