Воздух нагревается от подстилающей поверхности. Солнечные лучи сильно рассеиваются и приносят на Землю меньше тепла. Приземный слой воздуха нагревается от подстилающей поверхности, следовательно, температура воздуха уменьшается от экватора к полюсам. При

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Наша планета имеет шарообразную форму, поэтому солнечные лучи падают на земную поверхность под разными углами и нагревают её неравномерно. На экваторе, где солнечные лучи падают отвесно, поверхность Земли нагревается сильнее. Чем ближе к полюсам, тем меньше угол падения солнечных лучей и тем слабее нагревается поверхность.

В полярных областях лучи как будто скользят по планете и почти не нагревают её. К тому же, проходя в атмосфере длинный путь,

солнечные лучи сильно рассеиваются и приносят на Землю меньше тепла. Приземный слой воздуха нагревается от подстилающей поверхности, следовательно, температура воздуха уменьшается от экватора к полюсам.

Известно, что земная ось наклонена к плоскости орбиты, по которой Земля вращается вокруг Солнца, поэтому Северное и Южное полушария нагреваются неравномерно в зависимости от времён года, что тоже влияет на температуру воздуха.

В любой точке Земли температура воздуха изменяется в течение суток и в течение года. Она зависит от того, как высоко стоит Солнце над горизонтом, и от продолжительности дня. В течение суток самая высокая температура наблюдается в 14-15 часов, а самая низкая - вскоре после восхода Солнца.

Изменение температуры от экватора к полюсам зависит не только от географической широты места, но и от планетарного переноса тепла из низких широт в высокие, от распределения на поверхности планеты материков и океанов, которые по-

разному нагреваются Солнцем и по-разному отдают тепло, а также от положения горных хребтов и океанических течений. Например, Северное полу-

шарие теплее Южного, потому что в южной полярной области находится крупный материк Антарктида, покрытый ледяным панцирем.

На картах температуру воздуха над земной поверхностью показывают с помощью изотерм - линий, соединяющих точки с одинаковой температурой. Изотермы близки к параллелям только там, где пересекают океаны, и сильно изгибаются над материками.

Интенсивность нагрева поверхности Земли в зависимости от падения солнечных лучей

Области, где солнечные лучи сильно нагревают поверхность Земли

Области, где солнечные лучи нагревают поверхность Земли слабее

Области, где солнечные лучи почти не нагревают Землю

На основе карт изотерм на планете выделяют тепловые пояса . Жаркий пояс расположен в экваториальных широтах между среднегодовыми изотермами +20 °С. Умеренные пояса находятся к северу и югу от жаркого и ограничены изотермами + 10 °С. Два холодных пояса лежат между изотермами + 10 °С и 0 °С, а у Северного и Южного полюсов находятся пояса мороза.

С высотой температура воздуха убывает в среднем на 6 °С при подъёме на 1 км.

Осенью и весной нередко случаются заморозки - понижение температуры воздуха ночью ниже 0 °С, в то время как среднесуточные температуры держатся выше нуля. Заморозки чаще всего происходят в ясные тихие ночи, когда на данную территорию поступают достаточно холодные воздушные массы, например, из Арктики. При заморозках воздух значительно охлаждается у земной поверхности, над холодным слоем воздуха оказывается тёплый, и происходит температурная инверсия - повышение температуры с высотой. Она часто наблюдается в полярных областях, где в ночные часы земная поверхность сильно охлаждается.

Ночные заморозки

Тепловые пояса Земли

В атмосфере вода находится в трех агрегатных состояниях - газообразном (водяной пар), жидком (капли дождя) и твердом (кристаллики снега и льда). По сравнению со всей массой воды на планете, в атмосфере её совсем немного - около 0,001%, но её значение огромно. Облака и водяные пары поглощают и отражают избыток солнечной радиации, а также регулируют ее поступление на Землю. Одновременно они задерживают встречное тепловое излучение, идущее от поверхности Земли в межпланетное пространство. Содержание воды в атмосфере определяет погоду и климат местности. От него зависит, какая установится температура, образуются ли облака над данной территорией, пойдёт ли из облаков дождь, выпадет ли роса.

Три состояния воды

Водяной пар непрерывно поступает в атмосферу, испаряясь с поверхности водоёмов и почвы. Его выделяют и растения - этот процесс называется транспирацией . Молекулы воды сильно притягиваются друг к другу благодаря силам межмолекулярного притяжения, и Солнцу приходится тратить очень много энергии, чтобы разделить их и превратить в пар. На создание одного грамма водяного пара затрачивается 537 калорий солнечной энергии. Нет ни одного вещества, у которого удельная теплота испарения была бы больше, чем у воды. Подсчитано, что за одну минуту Солнце испаряет на Земле миллиард тонн воды. Водяной пар поднимается в атмосферу вместе с

восходящими потоками воздуха. Охлаждаясь, он конденсируется, образуются облака, и при этом выделяется огромное количество энергии, которую водяной пар возвращает атмосфере. Именно эта энергия заставляет дуть ветры, переносит сотни миллиардов тонн воды в облаках и увлажняет дождями поверхность Земли.

Испарение состоит в том, что молекулы воды, отрываясь от водной поверхности или влажной почвы, переходят в воздух и превращаются в молекулы водяного пара. В воздухе они двигаются самостоятельно и переносятся ветром, а их место занимают новые испарившиеся молекулы. Одновременно с испарением с поверхности почвы и водоёмов происходит и обратный процесс - молекулы воды из воздуха переходят в воду или почву. Воздух, в котором количество испаряющихся молекул водяного пара равно количеству возвратившихся молекул, называется насыщенным, а сам процесс - насыщением. Чем больше температура воздуха, тем больше водяного пара может в нём содержаться. Так, в 1м3 возду-

АЭРОПЛАНКТОН

Американский микробиолог Паркер установил, что воздух содержит большое количество органических веществ и множество микроорганизмов, в том числе водоросли, часть из которых находится в активном состоянии. Временным местопребыванием этих организмов могут быть, например, кучевые облака. Приемлемая для протекания жизненных процессов температура, вода, микроэлементы, лучистая энергия - всё это создает благоприятные условия для фотосинтеза, обмена веществ и роста клеток. По мнению Паркера, «облака представляют собой живые экологические системы», дающие многоклеточным микроорганизмам возможность жить и размножаться.

ха при температуре +20 °С может содержаться 17 г водяного пара, а при температуре -20 °С только 1 г водяного пара.

При малейшем понижении температуры насыщенный водяным паром воздух уже не способен больше вместить влагу и из него выпадают атмосферные осадки, например, образуется туман или выпадает роса. Водяной пар при этом конденсируется - переходит из газообразного состояния в жидкое. Температура, при которой находящийся в воздухе водяной пар насытит его и начнётся конденсация, называется точка росы .

Влажность воздуха характеризуется несколькими показателями.

Абсолютная влажность воздуха - количество водяного пара, содержащегося в воздухе, выраженное в граммах на кубический метр, иногда ещё называется упругостью или плотностью водяного пара. При температуре 0 °С абсолютная влажность насыщенного воздуха - 4,9 г/м 3 . В экваториальных широтах абсолютная влажность воздуха составляет около 30 г/м 3 , а в приполярных

областях - 0,1 г/м3 .

Процентное отношение количества водяного пара, содержащегося в воздухе, к количеству водяного пара, которое может содержаться в воздухе

при данной температуре, называется

относительной

влажностью воздуха . Она показывает степень насыщения воздуха водяным паром. Если, например, относительная влажность равна 50%, это значит, что воздух содержит только половину водяного пара из того количества, которое он мог бы вместить при данной температуре. В экваториальных широтах и в полярных районах относительная влажность воздуха всегда высока. На экваторе при большой облачности температура воздуха не слишком высока, а содержание влаги в нём значительно. В высоких широтах влагосодержание воздуха низкое, но и температура не большая, особенно зимой. Очень низкая относительная влажность воздуха характерна для тропических пустынь - 50% и ниже.

Облака бывают самые разные. В хмурый дождливый день их плотные серые слои низко висят над Землёй, мешая пробиться солнечным лучам. Летом по голубому небу друг за другом бегут причудливые белые «барашки», а иногда высоко-высоко, где серебристой звёздочкой летит самолёт, можно увидеть белоснежные прозрачные «перышки» и «коготки». Всё это облака - скопление в атмосфере капелек воды, кристаллов льда, а чаще тех и других одновременно.

Несмотря на всё разнообразие форм и видов облаков, причина их формирования одна. Облако образуется, потому что воздух, нагретый у поверхности Земли, поднимается вверх и постепенно охлаждается. На определённой высоте из него начинают конденсироваться (от лат. condensatio - сгущение) мельчайшие капельки воды, водяной пар переходит из газообразного состояния в жидкое. Это происходит оттого, что холодный воздух содержит меньше водяного пара, чем тёплый. Для начала процесса конденсации необходимо, чтобы в воздухе

присутствовали ядра конденсации - мельчайшие твёрдые частицы (пыль, соли и другие вещества), к которым могут прилипнуть молекулы воды.

Большая часть облаков образуется в тропосфере, но изредка они встречаются и в более высоких атмосферных слоях. Облака тропосферы условно разделяют на три яруса: нижний - до 2 км, средний - от 2 до 8 км и верхний ярус - от 8 до 18 км. По форме различают перистые , слоистые и кучевые облака, но их вид и строение настолько многообразны, что метеорологи выделяют типы, виды и отдельные разновидности облаков. Каждой форме облака соответствует специально

утверждённое латинское название. Например, высококучевые чечевицеобразные облака

называются Altocumulus Lenticularis. Длянижнегоярусахарактерны слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-до-

ждевые облака. Они почти все-

гда непроницаемы для солнечных лучей и дают обложные и длительные осадки.

В нижнем ярусе могут образовываться кучевые и ку-

чево-дождевые облака.

Схема образования кучевого облака

Они нередко имеют вид башен или куполов, растущих вверх до 5-8 км и выше. Нижняя часть этих облаков - серая, а иногда иссиня-чёрная - состоит из воды, а верхняя - ярко-белая - из ледяных кристаллов. С кучевыми облаками связаны ливни, грозы и град.

Для среднего яруса характерны высокослоистые и высококучевые облака, состоящие из смеси капель, кристалликов льда и снежинок.

В верхнем ярусе образуются перистые, перистослоистые и перисто-кучевые облака. Через эти ледяные полупрозрачные облака хорошо видны Луна и Солнце. Перистые облака не несут осадков, но часто являются предвестниками перемены погоды.

Изредка на высоте 20-25 км формируются особые, очень лёгкие перламутровые облака , состоящие из переохлаждённых водяных капель. А ещё выше - на высоте 75-90 км - серебристые облака , состоящие из ледяных кристаллов. Днём эти облака увидеть невозможно, а ночью их освещает Солнце, находящееся под горизонтом, и они слабо блестят.

Степень покрытия неба облаками называется облачностью . Она измеряется в баллах по десятибалльной шкале (полная облачность - 10 баллов) или в процентах. Днём облака предохраняют поверхность планеты от чрезмерного нагрева солнечными лучами, а ночью препятствуют выхолаживанию. Облака покрывают почти половину земного шара, их больше в областях пониженного давления (там, где воздух поднимается) и особенного много над океанами, где в воздухе содержится больше влаги, чем над материками.

Ливни и моросящие дожди, пушистый лёгкий снег

и обильные снегопады, град и капли росы, густые туманы и кристаллики изморози на ветках деревьев - вот что такое атмосферные осадки. Это вода в твёрдом или жидком состоянии, которая выпадает из облаков или осаждается на поверхности Земли, а также на различных предметах непосредственно из воздуха в результате конденсации водяного пара.

Облака состоят из мельчайших капель диаметром от 0,05 до 0,1 мм. Они настолько малы, что могут свободно парить в воздухе. Когда температура в облаке понижается, капель образуется всё больше

и больше, они сливаются, тяжелеют и, наконец, падают на Землю в виде дождя . Иногда температура

в облаке падает так низко, что капли, слива-

ясь, образуют кристаллики льда. Они летят вниз, попадают в более тёплые слои воздуха, тают и тоже проливаются дождём.

Летом обычно выпадает дождь, состоящий из крупных капель, потому что в это время земная поверхность интенсивно нагревается и насыщенный влагой воздух стремительно поднимается вверх. Весной и осенью чаще идут моросящие дожди, а иногда в воздухе висят мельчайшие водяные капельки - морось.

Случается, что летом сильные восходящие потоки воздуха поднимают влажный тёплый воздух на большую высоту, и тогда капли воды замерзают. Падая, они сталкиваются с другими каплями, которые прилипают к ним и тоже

замерзают. Образовавшиеся градины

поднимаются вверх вос-

ходящими потоками воздуха, постепенно на них нарастает несколько слоев льда, они тяжелеют и, наконец, падают на землю. Расколов градину, можно увидеть, как на её ядро нарастали слои льда, подобно годичным кольцам у дерева.

Осадки в виде снега выпадают тогда, когда облако находится в воздухе при температуре ниже 0 °С. Снежинки - это сложные кристаллики льда, шестилучевые звездочки различной формы, которые не повторя-

ют друг друга. Падая, они соединяются, образуя снежные хлопья.

Летом в течение дня Солнце хорошо прогревает поверх-

ность земли, нагревается и приземный слой возду-

ха. Вечером земля и воздух над ней ос-

тывают. Водяной пар, который содержался в тёплом воздухе, уже не может удерживаться в нём, конденсируется и выпадает в виде капель росы на земную поверхность, на траву, листья деревьев. Как только утром Солнце нагреет землю, приземный слой воздуха тоже нагреется и роса испарится.

Иней - это тонкий слой ледяных кристаллов различной формы, которые образуются при тех же условиях, что и роса, но при отрицательной температуре. Иней появляется в тихие ясные ночи на поверхности Земли, на траве и различных предметах, температура которых ниже температуры воздуха. При этом водяной пар превращается в ледяные кристаллы, минуя жидкое состояние. Этот процесс называется сублимацией .

В тихую, морозную погоду, когда образуется туман, на ветвях деревьях, тонких изгородях и проводах мельчайшие капли воды оседают в виде кристалликов льда. Так появляется из -

морозь.

Весной во время оттепелей иногда осадки выпадают в виде дождя и снега одновременно

Осадки на нашей планете распределены крайне неравномерно. В одних районах дожди льют каждый день и влаги на поверхность Земли поступает столько, что реки остаются полноводными весь год, а тропические леса поднимаются ярусами, закрывая солнечный свет. Но можно найти на планете и такие места, где несколько лет подряд с неба не падает ни капли дождя, высохшие русла временных водных потоков растрескиваются под лучами палящего Солнца, а скудные растения лишь благодаря длинным корням могут добраться до глубоких слоев подземных вод. В чём причина такой несправедливости?

Распределение осадков на земном шаре зависит от того, сколько облаков, содержащих влагу, образуется над данной территорией или сколько их может принести ветер. Очень важна температура воздуха, потому что интенсивное испарение влаги происходит именно при высокой температуре. Влага испаряется, поднимается вверх и на определённой высоте образуются облака.

Температура воздуха убывает от экватора к полюсам, следовательно, и количество выпадающих осадков максимально в экваториальных широтах и уменьшается к полюсам. Однако на суше распределение осадков зависит от целого ряда дополнительных факторов.

Над прибрежными территориями выпадает много осадков, а по мере удаления от океанов их количество уменьшается. Больше осадков на на-

На наветренные склоны гор осадков выпадает больше, чем на подветренные

ветренных склонах горных хребтов и значительно меньше на подветренных. Например, на атлантическом побережье Норвегии в Бергене выпадает 1730 мм осадков в год, а в Осло (за хребтом) только 560 мм. Невысокие горы тоже оказывают воздействие на распределение осадков - на за-

Над районами, где протекают тёплые течения, осадков выпадает больше, а там, где поблизости протекают холодные течения - меньше

падном склоне Урала, в Уфе, выпадает в среднем 600 мм осадков, а на восточном склоне, в Челябинске, - 370 мм.

На распределение осадков влияют и течения Мирового океана. Над районами, вблизи которых

КОЭФФИЦИЕНТ УВЛАЖНЕНИЯ

Часть выпавших атмосферных осадков испаряется с поверхности почвы, а часть просачивается вглубь.

Испаряемостью называют слой воды, исчисляемый в миллиметрах, который может испариться за год при климатических условиях определённой местности. Чтобы понять, как обеспечена территория влагой, используют коэффициент увлажнения К.

где R - годовое количество осадков, а Е - испаряемость.

Коэффициент увлажнения показывает соотношение тепла и влаги на данной территории, если К > 1 - то увлажнение считают избыточным, если К=1 - достаточным, а если К < 1 - недостаточным.

Распределение осадков на земном шаре

проходят тёплые течения, количество осадков увеличивается, так как от тёплых водных масс воздух нагревается, он поднимается вверх и образуются облака с достаточной водностью. Над территориями, рядом с которыми проходят холодные течения, воздух охлаждается, опускается вниз, облака не образуются, и осадков выпадает значительно меньше.

Наибольшее количество осадков выпадает в бассейне Амазонки, у берега Гвинейского залива и в Индонезии. В некоторых районах Индонезии их максимальные значения достигают 7000 мм в год. В Индии в предгорьях Гималаев на высоте около 1300 м над уровнем моря находится самое дождливое место на Земле - Черапунджи (25,3° с.ш. и 91,8° в.д.), здесь выпадает в среднем более 11 000 мм осадков в год. Такое обилие влаги приносит в эти места влажный летний юго-западный муссон, который поднимается по крутым склонам гор, охлаждается и проливается мощным дождём.

Задание 1

(10 баллов) Назовите имя путешественника. Он прошел Сибирь и Среднюю Азию, Крым и Кавказ, Северный Китай и Центральную Азию. Он изучал пески пустыни Каракумы и разработал теорию движущихся песков. За первые свои труды он был награжден серебряной и золотой медалями Русского географического общества. После экспедиции в Китай он стал известен всему миру как крупнейший исследователь Азии. Русское географическое общество наградило его высшей своей наградой – Большой золотой медалью. Многим он известен как автор увлекательных научно-фантастических романов.

Кто он? Какие его книги вы знаете? Какие географические объекты названы его именем?

Ответ:

Обручев. Книги "Плутония", "Земля Санникова", "Золотоискатели в пустыне", "В дебрях Центральной Азии". Имя Обручева носят горный хребет в Туве, гора в верховьях реки Витим, одна из вершин в Русском Алтае, оазис в Антарктиде.

Критерии оценивания: Правильное определение путешественника – 2 балла. За примеры книг ученого и перечисление географических объектов по 1 баллу. Итого 10 баллов.

Задание 2

(15 баллов) Воздух нагревается от подстилающей поверхности, в горах эта поверхность располагается ближе к Солнцу, и, следовательно, приток солнечной радиации с подъёмом вверх должен возрастать и температура увеличиваться. Однако, нам известно, что этого не происходит. Почему?


Ответ:

Во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли. Чем ниже плотность воздуха, тем меньше передается тепла. Образно это можно объяснить так: чем выше плотность воздуха, тем больше молекул в единице объема, тем быстрее они двигаются и чаще сталкиваются, а такие столкновения, как и любое трение, вызывают выделение тепла. В-третьих, солнечные лучи на поверхность горных склонов всегда падают не отвесно, как на земную поверхность, а под углом. А, кроме того, горам мешают прогреваться плотные снеговые шапки, которыми они покрыты, - белый снег попросту отражает солнечные лучи.

Критерии оценивания: Выделение трех причин и их пояснение по 5 баллов. Итого 15 баллов.

Задание 3

(10 баллов) Назовите субъект РФ, для которого характерны следующие изображения.

Критерии оценивания: Итого 10 баллов.

Задание 4

Примерно за 10 дней до взрыва в этом районе произошло небольшое землетрясение. От этого землетрясения произошло вскрытие месторождения природного газа. Наличие месторождения газа в данном районе подтверждено исследованиями Сибирского НИИ геологии, геофизики и минерального сырья, о чем имеется официальное заключение института. В результате выхода газа на поверхности должны были образоваться кратеры. Эти кратеры имеются в реальности, были обнаружены еще экспедицией Кулика и по ошибке приняты за метеоритные воронки. Выходя в атмосферу, газ поднимался в верхние слои атмосферы, смешивался с воздухом и относился ветром. В верхних слоях атмосферы газ взаимодействовал с озоном. Происходило медленное окисление газа, сопровождающееся свечением.

Гипотеза выброса газа не объясняет наблюдение болида и плохо согласуется с отсутствием в эпицентре каналов выброса газа.

Есть предположение, что Тунгусский феномен – это взрыв «космического звездолета». Спустя 68 лет после Тунгусской катастрофы группа, посланная, нашла кусок «марсианского корабля» на берегу реки Вашка в Коми АССР.

Двое рыбачивших рабочих из поселка Ертош обнаружили на берегу необычный кусок металла весом в 1,5 кг.

Когда его случайно ударили о камень, он брызнул снопом искр. В необычном сплаве присутствовало около 67% цезия, 10% лантана, отделенного от всех лантановых металлов, что пока еще не удается сделать на Земле, и 8% ниобия. Вид обломка вызвал предположение, что он был частью кольца или сферы или цилиндра диаметром около 1,2м.

Все говорило о том, что сплав искусственного происхождения.

Так и не был получен ответ на вопрос: где и в каких аппаратах или двигателях могут применяться такие детали и сплавы

Комета.

Советский астроном,

Руководитель Лондонской обсерватории Кью-Ф. Уипл

Нет кратера. Нет никаких следов небесного тела на почве.

Световые явления в ночном небе в разных частях планеты, возможно, вызваны «пылесодержащим хвостом ядра такой малой кометы». Частицы пыли рассеялись в атмосфере планеты и отражали солнечный свет

Никто раньше не заметил приближение небесного тела.

Эксперименты

Никола Тесла

В подтверждение этой гипотезы сообщается, что якобы в то время у Теслы видели карту Сибири, включающую район, в котором произошел взрыв, а время проведения экспериментов непосредственно предшествовало «Тунгусскому диву»

Не существует документов, подтверждающих проведение эксперимента Н. Тесла. Сам он отрицал свою причастность к этому событию.

Критерии оценивания: За каждую предложенную гипотезу по 9 баллов: учитываются только те ответы, которые составлены согласно заданию (гипотеза и её автор 3 балла, наличие подтверждающих её аргументов - 3балла, наличие фактов, опровергающих гипотезу - 3 балла). Предполагается до 5 версий. Итого до 45 баллов.

Итого 100 баллов

Целями школьного этапа Олимпиады по географии являются: стимулирование интереса обучающихся к географии; выявление обучающихся, интересующихся географией; оценка знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в школьном курсе географии; активизация творческих способностей обучающихся; выявление обучающихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады; популяризация географии как науки и школьного предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

Тесты: (за верный ответ 1 балл)

1. Дробь, показывающая, сколько километров на местности содержится в 1 см на карте, называется:

А) Численным масштабом;

Б) Именованным масштабом;

В) Линейным масштабом.

2. Самый крупный по площади материк:

А) Австралия; Б) Африка;

В) Евразия; Г) Антарктида.

3. Крупнейшие формы рельефа поверхности Земли:

А) Холмы и овраги; Б) Горы и равнины;

В) Возвышенности и плоскогорья; Г) Хребты и нагорья.

4. Выберите верное утверждение:

А) Америка- это самый крупный материк;

Б) Европа- это часть света;

В) На планете Земля 5 материков;

Г) Самый глубокий океан - Атлантический.

5. Ямало- Ненецкий автономный округ расположен на севере крупнейшей равнины планеты:

А) Восточно-Европейской; Б) Великих равнин;

В) Западно- Сибирской; Г) Среднесибирской. (5 баллов)

II . Исправьте географические ошибки: (за верный ответ- 1 балл)

Город Мадагаскар ________________;

Аравийский залив ________________;

Ладожское море___________________;

Остров Гималаи___________________;

Озеро Амазонка___________________;

Красное озеро ____________________;

Вулкан Гренландия________________. (7 баллов)

III. (за верный ответ 1 балл)

На южном полюсе холоднее, чем на северном

Берингов пролив открыл Витус Беринг

Карта имеет более крупный масштаб, чем топографический план

Азимут на восток означает 180 градусов

Самый большой остров в мире – это Сахалин

Самая высокая вершина мира называется Джомолунгма

На юге Евразия омывается Индийским океаном (3 балла)

IV. Расположите страны с запада на восток: (3 балла)

США, Япония, Индия, Испания, Германия, Китай, Украина

V. На Земле есть города, где в то время, когда в Ямало-Ненецком автономном округе наступает суровая зима, людям не требуются шубы, меховые шапки и перчатки. Выберите из перечисленных городов те, жители которых в январе не нуждаются в тёплой зимней одежде.

Канберра, Пекин, Париж, Буэнос-Айрес, Оттава. (2 балла)

ИТОГО: 20 баллов

Ключи к заданиям школьного этапа по географии в 6 классе:

Тесты:

А; 2. В; 3. Б; 4. Б; 5. В;

Остров Мадагаскар, Аравийский море, Ладожское озеро , горы Гималаи, река Амазонка, Красное море , остров Гренландия.

1,6,7

США, Испания, Германия, Украина, Индия, Китай, Япония

V. Канберра, Буэнос-Айрес.

Олимпиадные задания по географии, школьный этап

7 класс

Тесты: (за верный ответ 1 балл)

Какое утверждение о земной коре верно?

А) Земная кора под материками и океанами имеет одинаковое строение.

Б) Под океанами мощность земной коры больше, чем под материками.

В) Границы литосферных плит совпадают с контурами материков.

Г) Литосферные плиты медленно перемещаются по поверхности мантии.

2. Когда на всем земном шаре продолжительность дня равна продолжительности ночи?

3. Из- за разницы атмосферного давления над различными участками земной поверхности возникает (-ют):

А) ветер; Б) облака;

В) радуга; Г) туман.

4. Соотнесите названия стран и характерные для них особенности территории или географического положения.

А) «страна-материк»; 1. Австралия

Б) «карликовое государство»; 2. Монако

В) островное государство; 3. Монголия

Г) приморское положение; 4. Филиппины

Д) не имеет выхода к морю. 5. Франция

5. Этот океан расположен преимущественно в Южном полушарии, с небольшим количеством островов и слабой изрезанностью берегов. О каком океане идет речь?

А) Атлантическом; Б) Индийском;

В) Северном Ледовитом; Г) Тихом.

II. Определите, какие продукты вулканического извержения описываются в стихотворении А. С. Пушкина.

Везувий зев открыл –

Дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось,

Как боевое знамя.

Земля волнуется –

С шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем,

Под воспаленным прахом.

Толпами, стар и млад,

Бежит из града вон. (3 балла)

Составьте логическую цепочку основных элементов мирового круговорота воды. (3 балла)

Где находятся самые полноводные реки мира? Объясните причину их полноводности. (3 балла)

Определите, какие из перечисленных ветров относятся к постоянным: муссон, пассат, фен, бриз, стоковые, западные ветры.

(3 балла)

ИТОГО: 17 баллов

Ключи к заданиям школьного этапа по географии в 7 классе

Тесты

Г; 2. Б; 3. А; 4. А) - 1; Б) – 2; В) – 4; Г) – 5; Д) – 3,

Лава, вулканические бомбы, пепел.

Океан – пар – облака- осадки - суша - реки- океан

Самые полноводные реки находятся в экваториальных широтах. Это объясняется наибольшим количеством выпавших осадков в течение года. Среднегодовое количество осадков составляет 2000- 3000 мм. в год.

Постоянные ветры: пассат, западные ветры.

Олимпиадные задания по географии, школьный этап

8 класс

1. Какое растение типично для Австралии?

а) эвкалипт

б) баобаб

в) секвойя

г) гевея

2. Какие моря относятся к бассейну Атлантического океана?

а) Карибское и Черное в) Баренцево и Аравийское

б) Белое и Баренцево г) Тасманово и Берингово

3. Самые высокие горы на материке Евразия – это

а) Гималаи б) Тянь - Шань в) Кавказ г) Альпы

4. Ближайший к земной поверхности слой атмосферы называется?

а) тропосфера в) ионосфера

б) стратосфера г) термосфера

5. Определите, о какой природной зоне Африки идет речь: Здесь два сезона года – сухой зимний и влажный летний. Эта зона занимает около 40 % площади материка

а) зона влажных экваториальных лесов

б) зона саванн и редколесий

в) зона тропических пустынь

6. Фундамент Сибирской платформы выходит на поверхность в виде щитов?

а) Анабарский и Балтийский

б) Анабарский и Алданский

в) Алданский и Украинский

г) Украинский и Балтийский

7. Россия занимает ведущее место в мире по запасам:

а) природного газа, алмазов, угля

б) медных руд, угля, золота

в) золота, алмаз

8. Какие из перечисленных периодов относятся к палеозойской эре.

а) кембрий б) ордовик в) девон г) палеоген д) юрский е) четвертичный

9. Какую площадь имеют Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.

10. В каких часовых поясах расположена наша страна? Сколько часовых поясов разделяет Чукотку и Калининградскую область?

11. С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?

12. Установите соответствие:

Материк Высшая точка

А) Африка 1) гора Косцюшко

Б) Южная Америка 2) гора Джомолунгма

В) Северная Америка 3) гора Аконкагуа

Г) Австралия 4) гора Мак – Кинли

Д) Евразия 5) вулкан Килиманджаро

13. Дополните:

1) Наибольшие площади зона саванн и редколесий занимает в ………...

2) Наиболее безжизненна зона ………. пустынь.

3) Леса полностью отсутствуют на материке ………..

4) Кампос – это природная зона, которая находиться на ………плоскогорье

14. Назовите крайние точки России? Укажите острова, полуострова, горы, на которых они находятся?

15. Назовите страны, которые соседствуют с Россией через морские границы?

16. С Атлантического океана на территорию России, как правило, приходят:

а) циклоны б) антициклоны в) холодный фронт г) стационарный фронт

17. Умеренно – резко континентальный тип климата в России характерен для:

а) Восточно – Европейской равнины

б) Западно – Сибирской равнины

в) Северо – Восточной Сибири

г) Дальнего Востока.

18. Какой стороне соответствует азимут 225 градусов?

а) Югу – западу

б) Югу – востоку

в) Северо – востоку

г) Северо – западу

19. Какой масштаб крупнее?

а) 1: 50 000

б) 1: 50 000 000

20. Топонимика – это область знаний, изучающая:

а) климатические особенности местности

б) рельеф

в) географические названия

г) животных

ИТОГО: 25 баллов

8 класса:

1. а - 1 балл

2. а - 1 балл

3. а - 1 балл

4. а - 1 балл

5. б - 1 балл

6. б - 1 балл

7. а - 1 балл

8. а, б, д - 2 балла

9. Восточно – Европейская – 4 млн.кв.км, Западно – Сибирская – 3 млн. кв.км, Среднесибирское плоскогорье – 3,5 млн. кв.км 2 балла

10. В России 9 часовых поясов, 8 поясов разделяют Чукотку и Калининградскую область.

1 балл

11. Казахстан 1 балл

12. а-5, б-3, в-4, г-1, д-2 2 балла

13. Африка, арктические, Антарктида, Бразильское. 2 балла

14. южная точка – г.Базардюзю на Кавказе

Северная точка – на материке мыс Челюскин, полуостров Таймыр,

На острове Рудольфа мыс Флигели

Западная точка – Балтийская коса

Восточная точка – на материке мыс Дежнева, на острове Ратманова

2 балла

15. США, Япония. – 1 балл

16. а - 1 балл

17. в - 1 балл

18. а - 1 балл

19. а - 1 балл

20. в - 1 балл

ИТОГО: 25 баллов

Олимпиадные задания по географии, школьный этап

9 класс

I. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

Мореплаватель, который задумал, но не смог до конца совершить первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало наличие единого Мирового океана и шарообразности Земли.

Российский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, член-учредитель Русского географического общества, начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», автор «Атласа Южного моря».

Итальянский путешественник, исследователь Китая, Индии. Первым наиболее подробно описал Азию.

Российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Командовал шлюпом «Восток».

Английский мореплаватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции, открыл множество островов в Тихом океане, выяснил островное положение Новой Зеландии, открыл Большой Барьерный Риф, восточное побережье Австралии, Гавайские острова.

II. Определите соответствие:

(за каждый верный ответ 1 балл)

III. Выберите верные утверждения.

Самые большие низменности России расположены к востоку от Енисея.

Сели, обвалы и осыпи чаще всего происходят в районах с большим уклоном местности.

Преобразование рельефа Восточно-Европейской равнины в значительной степени связано с четвертичным оледенением.

Западная Сибирь - главный район выращивания подсолнечника в России.

Кукуруза - важнейшая зерновая культура России.

Крупнейшие ГЭС России располагаются в Восточной Сибири.

Рис выращивают в России в пойме реки Кубань.

Старейший угольный бассейн в России - Подмосковный.

Для населения России характерно снижение численности.

Естественный прирост это разница между числом приехавших и уехавших людей

(за каждый верный ответ 1 балл)

IV. Воздух нагревается от подстилающей поверхности, в горах эта поверхность располагается ближе к Солнцу, и, следовательно, приток солнечной радиации с подъёмом вверх должен возрастать и температура увеличиваться. Однако, нам известно, что этого не происходит. Почему?

(за правильный ответ с доказательствами 5 баллов)

V. Вы работаете в крупной туристической фирме и вам необходимо разработать маршруты по Ямало- Ненецкому автономному округу, которые учитывали бы интересы следующих групп:

А) экологи, изучающие охраняемые памятники природы

Б) этнографы, изучающие быт северных народов

В) историки

ИТОГО: 35 баллов

Ключи к заданиям школьной олимпиады по географии для 9 класса:

(за каждый верный ответ 1 балл)

Магеллан

Крузенштерн

Марко Поло

Беллинсгаузен

Кук

1 - D ; 2- H ; 3 - E ; 4 - J ; 5 - I ; 6- G ; 7- B; 8- A ; 9 - C ; 10 - F

(за каждый верный ответ 1 балл)

III. 2, 3, 6, 7, 9 (за каждый верный ответ 1 балл)

IV. Во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у поверхности земли. Чем ниже плотность воздуха, тем меньше передается тепла. Образно это можно объяснить так: чем выше плотность воздуха, тем больше молекул в единице объема, тем быстрее они двигаются и чаще сталкиваются, а такие столкновения, как и любое трение, вызывают выделение тепла. В-третьих, солнечные лучи на поверхность горных склонов всегда падают не отвесно, как на земную поверхность, а под углом. А, кроме того, горам мешают прогреваться плотные снеговые шапки, которыми они покрыты, - белый снег попросту отражает солнечные лучи. (за правильный ответ с доказательствами 5 баллов)

V . 501 и 503 стройки; по Верхнетазовскому и Гыданскому заповедникам, Мангазея, Салехард и т.д.

(3 балла за интересно составленный маршрут, + по 1 баллу за аннотацию каждого посещаемого объекта.)

Олимпиадные задания по географии, школьный этап

10 - 11 классы

1 . Какая вершина: Джомолунгма, Аконкагуа, Килиманджаро - дальше отстоит от центра Земли? (за верный ответ 1 балл)
2. Прочитайте фрагмент литературного произведения и ответьте на вопросы.

«…Клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как какое-то гигантское кольцо; материк, где, быть может, в середине имеется наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где не существует влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не своей поверхностью, а ребром и не дают тени; где леса низкорослы, а травы гигантской высоты; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда-либо существовавших…»

(за каждый верный ответ 1 балл)

3. Выберите федеративные государства с монархической формой правления

А) Саудовская Аравия Г) Россия Ж) Бельгия

Б) США Д) Индия З) Бразилия

В) Малайзия Е) Швейцария И) Франция

4 . В какой стране на португальском языке говорят в 18 раз больше людей, чем в Португалии?

1) Аргентина 2) Мексика 3) Бразилия 4) Перу (1 балл)

5. Исправьте географические ошибки

Остров Юкатан; Залив Ютландия; Карибское озеро; Река Гекла; Гора Меконг; Город Лабрадор; Страна Тегеран (за каждый правильный ответ 1 балл)

6 . Что расположено не в России

Атлас, Вогезы, Сунтар-Хаята, Ангара, Сихотэ-Алинь, Ньяса, Мак-Кинли

(за каждый правильный ответ 1 балл)

7 . Что лишнее и почему?

Великобритания, Швеция, Франция

Аргентина, Португалия, Перу

ФРГ, Литва, США

Грузия, Лихтенштейн, Армения

Мадагаскар, Италия, Филиппины

Теократическая, парламентская, абсолютная

Анкара, Ливерпуль, Глазго (7 баллов)

8 . Выберите правильные утверждения

Вторая по численности населения страна мира – США

Б) Самая высокая рождаемость в мире во Франции

В)Независимые государства называются суверенными

Г) Индия, Бразилия, Мексика – ключевые развивающиеся страны

Д) Рудные полезные ископаемые сопутствуют осадочному чехлу платформ

е) 88% необходимых человечеству продуктов дают обрабатываемые земли

ж) Пакистан имеет унитарную форму административного устройства

(за каждый правильный ответ 1 балл)

9 . Международная организация ОПЕК представляет собой

а) ассоциация государств Юго – Восточной Азии

б) организация стран – экспортеров нефти

в) Лигу арабских государств

Г) Североамериканскую ассоциацию свободной торговли. (1 балл)

10. Какой из городов – «миллионеров» России самый северный, восточный, южный и западный? Сколько городов – «миллионеров» в настоящее время в России? (3 балла)

11 . Назовите африканские страны:

а) Руанда, Барбадос, Эритрея б) Бурунди, Лесото, Сан – Томе, Свазиленд

в) Принсипи, Буркино – Фасо, Тонга г) Кабо – Верде, Бруней, Доминика (1 балл)

12. Определите страну по ее краткому описанию.

Это латиноамериканская страна была в прошлом испанской колонией. На ее территории находиться крупнейшее озеро материка. Богатые недра, обширные леса создают хорошие предпосылки для развития экономики, основой которой является нефтяная промышленность. (1 балл)

13. Определите страну по её краткому описанию.

Страна СНГ, имеет густую сеть железных дорог, крупный производитель зерна, подсолнечника и сахарной свеклы, есть мощный район черной металлургии вблизи месторождения угля, железной руды и марганца. (1 балл)

14. Вы знаете, что у жителей влажных тропических лесов никогда не бывает аллергии? Почему? Назовите не менее трёх причин. (3 балла)

15. Эти горы неоднократно являлись театром военных действий: в 218 г. до н.э. там был Ганнибал, в 58 г. до н.э.- Юлий Цезарь, в 1799- А. Суворов. Что это за горы? (1 балл)

ИТОГО: 40 баллов

Ключи к олимпиадным заданиям по географии 10-11 классы

Килиманджаро. (за верный ответ 1 балл)

Как называется материк, о котором идет речь? Австралия.

Какая природная зона занимает наибольшую территорию в пределах этого материка? Пустыня.

Какие необычные млекопитающие встречаются на этом материке? Кенгуру

Как называется «внутреннее море», упомянутое в тексте? Большой артезианский бассейн. В какой части материка расположена его самая высокая горная система? Юго-восточной (за каждый верный ответ 1 балл)

3. В,Ж (за каждый правильный ответ 1 балл)

4. Бразилия (за правильный ответ 1 балл)

5. Остров Юкатан полуостров , Залив Флорида полуостров , Карибское озеро море , Река Гекла вулкан , Гора Меконг река , Город Лабрадор полуостров , Страна Тегеран город . (за каждый правильный ответ 1 балл)

6 . Атлас, Вогезы, Ньяса, Мак-Кинли (за каждый правильный ответ 1 балл)

Франция не монархия, а республика

Португалия не в Юж. Америке

Литва не федерация, а унитарное гос-во

Лихтенштейн не на Кавказе

Италия не островное гос-во

парламентская – форма не у монархий

Анкара не город в Великобритании (за каждый правильный ответ 1 балл)

8 . в,г,е. (за каждый правильный ответ 1 балл)

9 . б (1 балл)

10 . Северный и западный – город Санкт – Петербург

Восточный – город – Новосибирск

Южный – Ростов – на Дону. Всего городов - миллионеров в России-12

(всего 3 балла)

Б (1 балл)

Венесуэла(1 балл)

Украина(1 балл)

1. Из-за обильных осадков в тропических лесах отсутствуют ветроопыляемые растения, а значит, пыльца, важнейший аллерген, не попадает в воздух. 2. Частые дожди промывают воздух, а значит, в нём мало пыли. 3. Влажные тропические леса расположены в странах, где химическая промышленность развита плохо, а значит, нет химических аллергенов. (всего 3 балла)

Альпы. (1 балл)




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»