Психологические аспекты знаменного распева, старообрядческое начетничество и духовная секуляризация в российской империи. Единогласное пение акцентирует единомыслие верующих

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Воскресная школа для взрослых

Каждое воскресенье после службы о. протодиакон Александр Говоров проводит занятия воскресной школы для взрослых. Новый, третий, учебный год начался 4 октября 2015 г.

Наш преподаватель очень рад видеть в воскресной школе новых людей! Приходите, вы обязательно почерпнете для себя что-то полезное, нужное, найдете ответы на все волнующие вас вопросы. Занятия длятся недолго, около часа. Приглашаем всех желающих!

Эта духовная пища - Священное Писание - нужна для нас во все дни нашей жизни. Автор Священного Писания сам Господь. Оно богодухновенно, свято, обязательно для исполнения. В нем всё исключительно на нашу пользу и благо.

Но когда мы открываем Евангелие, нам почти ничего не понятно. Мы читаем первые строки - родословие Христа, но знаем ли мы, почему ему отведено так много места? Оказывается, Евангелие от Матфея написано для иудеев, а для них родословная Христа важна чрезвычайно, поскольку Мессия, согласно пророчеству, должен произойти из дома Давыда и Авраама. В Священном Писании нет ни одной лишней буквы, всё имеет свой глубокий смысл. Посещая занятия воскресной школы, вы узнаете много интересного, такого, о чем вы даже не догадывались.

Вся сложность понимания Священного Писания заключается в том, что понимать его буквально нельзя. Для примера рассмотрим знаменитые слова Спасителя: « Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя…» (Мф. 5:29-30). В этих словах Господь не призывает нас вырвать свой правый глаз или отсечь себе правую руку. Здесь Он призывает нас полностью удаляться от наших близких, которых мы очень любим, но которые ведут нашу душу к погибели, как об этом пишет Евфимий Зигабен в строгом соответствии с православным толкованием:

Не о членах тела говорит здесь (члены тела свободны от вины; они управляются душою и двигаются, куда она прикажет), но под правым глазом разумеет пригодного, подобно правому глазу, друга, а под правой рукой полезного, подобно правой руке, помощника, - будут ли это мужья или жены. Итак, говорит: если они соблазняют тебя к страсти, не щади их, но лиши их влияния на тебя, и брось от себя.

о. протодиакон Александр Говоров — преподаватель воскресной школы

В течение прошлых двух лет о. протодиакон Александр Говоров разъяснял, в основном, недельные евангельские зачала, которые читались в тот день за богослужением. В этом новом учебном году разбор евангельских повествований происходит иначе - по порядку с самого начала, начиная с родословия Христа, Его преславного Рожества и далее.

о. протодиакон объясняет Священное Писание по творениям свт. Иоанна Златоустого, блаж. Феофилакта Болгарского и других святых отцов Церкви, делает это с любовью, кротостью, так, что слова проповеди врезаются в память и сердце. Кроме воскресной школы на Остоженке, о. протодиакон преподает Новый Завет в Московском старообрядческом духовном училище и общеобразовательной старообрядческой школе, что на Рогожском. Наш преподаватель делает многое на благо Церкви: кроме служения в храме на Остоженке, он несет службу в качестве секретаря Митрополита Корнилия. Спаси Христос за ваши труды! Мы вас очень ценим, любим и с нетерпением ждем следующего занятия воскресной школы!

Подготовила: прихожанка храма Ольга Самсонова

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ОСТОЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ РПСЦ

Диакон Александр Говоров: Сегодня я объясню, когда и какие свечи возжигаются, когда они тушатся, и для чего это нужно.

Святитель Арсений Уральский, живший всего сто лет назад, ездил по нашим епархиям, посещал разные приходы и везде собирал уставные данные. В результате он выпустил свой Устав, объясняющий различные службы. В нем также есть раздел «О возжигании свечей в церкви».

Во времена святителя еще были старообрядческие монастыри, поэтому здесь он также описывает, как свечи возжигали в монастырях. Нам следует иметь в виду, что есть разница между монастырем и мирским приходом. Например, в Уставе написано, что на малую вечерню возжигается только две свечи: образам Спасителя и Богородицы. Ну а здесь люди приходят, торопятся - у них, может быть, операция идет. Забежали срочно свечку поставить, просто молятся и уходят. Конечно, им нужно снисхождение делать, и поэтому есть послабление.

Основное же правило такое (мы будем брать в качестве примера воскресную службу): в субботу в три часа пополудни начинается малая вечерня. Лампады все зажигаются. Лампада - это то, что висит возле иконы. Она горит от масла, у нее есть фитиль. Лампада горит всю службу и тушится только в ее конце. А вот свечей на малой вечерне повелевается возжигать минимальное количество: только по одной свече образу Спасителя и образу Богородицы у Царских врат. Это касается и малой павечерицы, которая следует за малой вечерней. А потом, когда начинается великая вечерня, нужно возжигать чуть больше свечей, т.е. еще у некоторых образов. Хотя у нас в приходе, да и на Рогожском, в этот момент принято возжигать все свечи, которые стоят на подсвечниках. Зажигание всех свечей означает бόльшую торжественность великой вечерни. Тушить свечи нужно перед эксапсалмами.

Таким образом, мы плавно переходим в утреню, в начале которой читаются эксапсалмы. В этот момент службы на каждом подсвечнике оставляется по одной зажженной свече. Свечи тушатся для того, чтобы создать в храме соответствующую атмосферу, так как эксапсалмы должны читаться и слушаться с покаянным настроем. Множество же горящих свечей символизирует не покаяние, а некое торжество.

Свечи не возжигаются во все время чтения кафизм. После чтения кафизм начинается полиелеос. «Полиелеос» можно перевести как «много масла». То есть в начале полиелеоса в храме возжигаются все свечи, кроме паникадила. Паникадило возжигается только по особым двунадесятым праздникам. Теперь свечи в храме горят до третьей песни канона включительно.

Затем свечи опять тушат, кроме одной свечи на каждом подсвечнике. Канон молятся практически без свечей. Вновь возжигаются они к девятой песне канона и горят до великого славословия включительно. После него свечи положено снова тушить, и уже до конца службы они не возжигаются.

Здесь, правда, есть одно исключение: в приходских и соборных церквях бывает много приносных свечей, поэтому жгут их иногда и более указанного. Еще бывает, что на великие праздники мы возжигаем свечи и держим их в руках. Это тоже указывает на торжественность праздника. Также бывает, что горящие свечи мы держим в руках при погребении. Но это уже зависит от усердия, духовного рвения людей, участвующих в обряде погребения.

Во всех случаях нужно придерживаться требований Устава святителя Арсения Уральского. При этом и свечей хватает на большее время. Если же их не тушить, то они быстро прогорают, и на главные моменты службы - например, полиелеос - горящих свечей в храме уже не остается. Между тем, к полиелеосу храм должен быть полностью освещен.

Вопрос: Вот, например, в храме на Белорусской все свечи тушат, когда начинают читать первый час. А когда все свечи предписывает тушить полностью Устав?

Диакон Александр Говоров: Греха не будет, даже если мы вообще все свечи потушим. Дело в том, что в Уставе не предписано оставлять какие-то свечи горящими на часах. Достаточно лампад. Повторюсь: согласно Уставу, после великого славословия нужно все свечи тушить, даже те, что в руках. Но вот у нас в приходе так не принято. И очень тяжело доказать людям, что оставлять свечи горящими - нарушение Устава. Тем более что к этому моменту гореть им остается совсем недолго. Проще дать им догореть и не нарушать в храме атмосферу молитвы.

Еще хотелось бы отметить, что в наиболее ответственные моменты службы, такие как полиелеос, ставить свечи нежелательно. Самому приходилось бывать в такой ситуации, когда поешь полиелеос, и вдруг на амвон заходит человек, ставит свечи и еще по три поклона молится на каждую икону. Это сильно мешает общей молитве. Если опоздал поставить свечу, можно просто передать ее на клирос. Там их складывают в специальный мешочек, а в удобный момент расставляют на подсвечники и возжигают.

Не следует отвлекать молящихся постановкой свечей, потому что они - не главное в храме. Главное, чтобы мы сами горели ко Господу. А свеча - всего лишь символ нашего горения, нашей веры. Ведь для чего мы ставим свечи? Разве Господь нуждается в наших свечах? Не нуждается. Свечи призваны напоминать нам о том, какими должны быть мы: горящими душой в молитве, податливыми воле Господа. Поэтому ничего страшного нет в том, что человек не успел поставить свечу. Нужно горячо и усердно молиться, чтобы самому соответствовать этому символу. Именно этой жертвы Господь ждет от нас.

Еще немного скажу в дополнение к сегодняшнему Евангелию. Часто можно встретить таких людей, которые гордятся тем, что они «коренные старообрядцы». Они ставят это себе в какую-то заслугу, возвышают себя над прочими, например, - над пришлыми, «не коренными». Это неправильно. И сегодняшнее Евангелие как раз в подтверждение этому. У Бога нет людей «коренных» или «не коренных». Господь смотрит не на наш род, хотя бы в нем были и святые. Он смотрит на наше сердце, что мы сами из себя представляем. Если мы сами ведем плохую, недостойную христианина жизнь, то никакой похвалы нам не будет, даже если родители наши были мучениками. Наоборот, будет нам еще большее осуждение. Вот поэтому и хананеянка, которая была язычницей, но показала горячую веру, большую чем у иудеев, превзошла их.

Господь специально ждал, желая показать всем веру этой женщины. Он дал раскрыться этой жемчужине в пример всем нам, чтобы мы были долготерпеливыми в молитве. Не так, как у нас часто бывает: помолились день, два, неделю и ждем результатов. Их нет - значит, не слышит нас Господь. А раз так, то зачем тратить время на молитву? Лучше в это время заняться другими делами. Вот такие мы маловерные.

Совсем не так повела себя хананеянка. Она кричала, звала Господа. Но Господь как бы не замечал ее, шел своим путем. На самом деле он прекрасно слышал ее, и уже тогда был к ней милосерден. Он не отвечал ей, потому что хотел показать ученикам ее веру. Он слышал ее так же, как слышит сейчас каждого из нас. Где бы мы ни находились, все наполняет Собой Господь. Если Он знает каждое наше сердечное помышление, то, конечно, слышит и молитвы, но не всегда спешит исполнять. И мало того, за хананеянку начинают просить Господа апостолы. Он и им отказывает, объясняя, что послан не к язычникам, а к сынам Израиля, чадам Божиим. Но она проявляет благочестивое упорство: падает в ноги Господу и просит помиловать ее, потому что мучилась от страданий бесновавшейся дочери. Теперь уже Господь отказывается помочь, обращаясь к ней лично: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15; 26). Любая другая женщина на ее месте оскорбилась бы и ушла. Но у этой женщины было великое смирение. Видя это, Господь помиловал ее, «и исцелилась ее дочь в тот же час» (Мф. 15; 28).

Для нас это прекрасный пример того, каким неотступным нужно быть в своей молитве Богу. Мы должны приходить к Нему не просто с нашим обыкновенным правилом, а с горячей молитвой. Все, что используется в нашем богослужении, имеет символическое значение. Есть оно и у кадила. Когда мы кладем фимиам на горячие угли, он тает и превращается в благовоние. Если мы положим его на холодные угли, ничего не случится. Так и молитва: если молиться от души и от сердца, то она, как благоухающий фимиам, поднимается к Богу. Если же мы молимся с холодным сердцем, «вычитываем» правило, ничего не случится. А перед молитвой хорошо бы еще свое сердце «подогреть». Ведь мы, например, разогреваем пищу детям, чтобы она была приятна на вкус.

Чем же «подогреть» свое сердце? Вспомнить о своих грехах. Подумать о том, как Господь нас долготерпит, какие проявляет милости к нам. Кроме того, покойный владыка Алимпий советовал не начинать молитвенного правила, не положив несколько земных поклонов. Еще можно почитать святоотеческую литературу. Такое чтение как ничто другое может прояснить наш помутненный взор и растопить сердце. Эти тексты сейчас доступны в сети Интернет. Только не надо на первых порах читать новообрядческих богословов, потому что часто у них бывают мысли еретического свойства. Здесь нужно быть очень аккуратным и читать проверенных дораскольных или наших святых отцов. Например, епископа Михаила (Семенова) - это идеальное чтение.

Все это средства, которые должны приготовить нас к молитве. Чтобы мы становились на молитву осознанно, покаянно, внимательно и не машинально. Пусть она будет недолгой, но правильной. Нужно стараться брать не количеством, а качеством. Как сказал апостол Павел: «но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор. 14:19). Хотя на первых порах достаточно и количества, чтобы обрести привычку к молитве.

Но и малое лучшее все равно перерастет потом в большее. Когда человек по-настоящему молится, ему хочется еще больше молиться, продолжать общение с Богом, хочется сохранить это настроение души, снова возвратиться к нему. А если человек ни разу по-настоящему не молился, он, конечно же, не понимает, что такое настоящий плод от молитвы. Такая молитва никому не приносит пользы.

Вот такие выводы можно сделать из читавшегося сегодня отрывка Евангелия. Не нужно величаться своим родом. То же самое делали иудеи, называвшие себя потомками Авраама. Это неверно. Гораздо большего удивления достойны люди, которых Господь приводит к Себе из безбожной или еретической среды. Они бывают даже крепче в вере, чем так называемые «коренные». Поэтому Господь требует от нас не «коренного» происхождения, а горячей души и сердца. Именно это делает нас христианами.

Вопрос: Некоторые люди молятся с такой скоростью, что трудно предположить в их молитве сердечное обращение к Богу. Какова оптимальная скорость молитвы?

Диакон Александр Говоров: Очень быстро молиться, конечно, нехорошо. Но и чересчур медленная молитва также может быть пагубна для нас. Поэтому нужно брать средний темп. Как мы обычно разговариваем с людьми, с такой же скоростью можно и молиться. Так, чтобы успевать понимать слова молитвы и пропускать их через сердце. Оценивать эту скорость каждый должен сам для себя. При общей молитве в церкви текст нужно читать четко, ясно, не спеша. Так, чтобы каждый молящийся понимал, что читают и успевал молиться сам. При общей молитве нельзя повторно перечитывать строки молитвы. А вот когда молишься один, это допускается.

Расшифровку аудиозаписи в текст подготовил Евгений Хебнев.

16 марта 2017 года в Московском старообрядческом духовном училище состоялась научно-практическая конференция «Актуальные проблемы старообрядчества» . В конференции приняли участие ученые, преподаватели и студенты Московского старообрядческого духовного училища. Прозвучали доклады на тему психологических аспектов знаменного распева, старообрядческого начетничества и духовной секуляризации в Российской империи. Круглый стол прошел под председательством преподавателя МСДУ Романа Аторина.

Без самообразования человек деградирует

Открывая круглый стол, директор МСДУ А.И. Шатохин выступил с приветственным словом, в котором указал, что научно-практическая конференция проходит уже второй раз. Это необходимо, чтобы студенты были не простыми слушателями, но стали активными участниками процесса образования, сами начинали заниматься наукой. По мнению Анатолия Ивановича, всю свою жизнь надо учиться: когда человек прекращает заниматься самообразованием, он начинает деградировать. Директор выразил надежду, что развитие училища будет иметь все более поступательное движение.

Затем выступил преподаватель МСДУ иерей Никола Бобков : «Владыка, честные отцы, братья и сестры, присоединяюсь к словам Анатолия Ивановича. Благодарю тех, кто организовывает конференцию и участвует в ней. Ученье — свет, а неученье — тьма! Со светом сравнивают Христа, поэтому будем надеяться, что конференция принесет большую пользу для тех, кто участвует, для тех, кто смотрит за прогрессом училища и старообрядчества в целом. Сейчас наблюдается интерес к старообрядчеству. Дай Бог вам всем учиться и нести свет просвещения среди нашего народа».

Гость круглого стола иерей Михаил Родин отметил, что от души приветствует это дело. «Особенно мне приятно, что у нас сейчас идет работа по развитию просветительской деятельности, а одно из направлений просветительской работы — это духовное образование; чем больше студенты будут исследовать разные темы, прилагать усилия в этом направлении, тем больше будет результат. С радостью приветствую всех, и дай Бог, чтобы все было у нас успешно».

Преподаватель МСДУ иерей Иоанн Севастьянов высказал следующую мысль: «Любые действия на образовательном поле должны служить на пользу нашей души. Также важно, чтобы теоретическое исследование любых церковно-прикладных дисциплин помогало в повседневной жизни и церковной практике. Чтобы наши исследования были не ради самих исследований, а ради пользы в нашем конкретном служении на пастырской, церковной, общинной ниве. Призываю помнить, что это мы делаем не для галочки, а в ожидании добрых плодов, которые принесем нашим служением в Церкви Христовой».

Завершило открытие конференции слово предстоятеля РПсЦ митрополита Корнилия : «Хочу поблагодарить за организацию, прежде всего, Романа Аторина . Конечно, как уже говорили, нужно учиться всю жизнь, и учиться желательно на примерах тех людей, которые достойно прожили жизнь, особенно святых, для нас, христиан, это ясно. А учиться нужно, чтобы самим жить по законам, правилам, образцам тех людей, которые жили до нас. Хотелось бы, чтобы учение приносило пользу, прежде всего, для нашего духовного роста, спасения души. Наше положение в российском мире просто обязывает нас быть апологетами своей веры».

Единогласное пение акцентирует единомыслие верующих

Александр Александрович Ишутин , к.ф.н., доцент РГАУ МСХА имени К. А. Тимирязева выступил с докладом «Духовные аспекты знаменного пения» .

По его мнению, знаменное пение является важнейшей составляющей всей русской культуры, и с другой стороны — важнейшей составляющей старообрядческой традиции. Русская церковная музыкальная традиция началась именно со знаменного пения и называлась знаменной потому, что для записи использовались специальные крюки, которые назывались знаменами. В каждом знамени закладывалась информация о продолжительности звука, о мотиве, о специфике мелодии, исполнении и т. д. Однако точную высоту звука знамена не фиксировали — это была традиция, которая в первую очередь передавалась вживую, т. е. певчие церкви воспринимали пение именно по слуху. Музыкальный канон Древней Руси по линии православия пришел из византийской богослужебной практики. Основной принцип этого канона — пение или декламирование в одиночку. Суть заключалась в одноголосии, однако оно могло дублироваться в октаву или унисон. Аналогичные традиции присутствовали в Европе, в частности, с европейской трубадурой, труверой использовали подобный стиль пения. Конечно, на Руси византийская традиция существенно видоизменялась, но принцип одноголосия оставался основополагающим. При исполнении таких песнопений было важным, чтобы голоса как можно сильнее сливались и создавалось впечатление, что поет один человек.

Подлинными мастерами знаменного пения были Феодор Крестьянин, Иван Нос, Сава Рогов, митрополит Варлаам и многие другие. Знаменное пение на Руси было очень любимо народом. Его можно было услышать не только в церкви, но и дома. По крюкам пели великие князья, бояре, служилые люди, воины и даже кабальные работники. Знаменное пение имело общенациональный характер. Поместный собор 1274 года постановил, что церковное пение и чтение должно осуществляться исключительно людьми, которые получили посвящение от архиерея на это, т. е. церковными певчими. После этого стали открываться певческие школы, что повысило профессиональную подготовку. В каждом храме был свой хор. И можно сказать, что уровень даже приходского хора был высок, потому что был большой репертуар и значительное количество знаменных сборников.

Хотелось бы сказать о духовной сути знаменного пения. Это освобождение от страстей и эмоций, материального начала, приобщение человека к надмирному потустороннему началу. Знаменное пение звучало максимально эпично, бесстрастно. Единогласное пение акцентирует единомыслие верующих к тому состоянию, которое исихасты называли священным безмолвием. После раскола знаменное пение стало вытесняться, заменяться на западную, мажорно-минорную музыкальную систему (хроматический лад — прим. ред.). Пришло партесное пение, эмоции, чувства, изображение земных явлений. Защитниками знаменного пения стали старообрядцы. Но знаменное пение требует постоянной профессиональной переподготовки, а в условиях гонений это было проблематично, поэтому преемственность русского пения нарушилась. Но у старообрядцев знаменное пение все же сохранилось лучше, чем у греков.

Начетчики и азы старообрядческого богословия

Иерей Иоанн Севастьянов выступил с докладом «Старообрядческое начетничество как продолжение традиций древнерусского богословского образования» .

Очень известное явление внутри старообрядчества — начетничество. Начетники — это люди, являющиеся апологетами старой веры, которые при помощи самообразования, знаний в сфере истории и богословия отстаивали религиозные убеждения древлеправославия. Красной нитью просматривается связь, преемственность принципов богословского образования между Древней Русью и старообрядческим начетничеством. Это касается и проявления богословской мысли в самом старообрядчестве. Если говорить о дораскольном периоде, то в Русской Церкви богословское образование развивалось особым путем. С одной стороны, специальных богословских образовательных учреждений не было — разрозненные монастырские школы, скриптории не считаются классическими учебными учреждениями, особенно в сравнении с развивающимися западноевропейскими богословскими факультетами. С другой стороны, древнерусская литература, книжность свидетельствуют о том, что богословская мысль существовала и развивалась.

До нашего времени дошел целый ряд древнерусских произведений, в которых мы можем увидеть своеобразное отношение русского человека к образованию и просвещению. Во многих памятниках древнерусской литературы выражается негативное отношение к системному образованию, даже к любому знанию, которое является следствием ученической деятельности. Например, негативное отношение к образованию прослеживается в Киево-Печерском патерике, в повести о Никите-затворнике в «Слове» Даниила Заточника. Епифаний Премудрый высказывался, что не учился у философов и риторов, также об этом писали старец Филофей, протопоп Аввакум. Духовный отец протопопа Аввакума, Епифаний, высказывал определенный страх перед образованием. Вот такое отношение к образованию. Авторы нарочно дистанцируются от любого образования. Мы видим неприятие философии и вообще любого ученого влияния Запада на Древнюю Русь. Но вместе с тем все перечисленные литературные произведения — это произведения, написанные интеллектуалами, эрудированными авторами, к тому же высокохудожественные. Видится, что авторы этих работ были высокообразованными людьми для своего времени. Также в том же Киево-Печерском патерике мы видим запись Нестора летописца, который говорит совсем наоборот: велика польза от книжного учения. Епифаний Премудрый, который говорил, что ничего не может разобрать, на самом деле прекрасно цитировал Псалтырь, Новый и Ветхий Завет, был начитан и даже знал греческий язык. Старец Филофей также, кроме того, что сформулировал идею Москва-Третий Рим, был образован в области математических и астрономических знаний того времени. Произведения протопопа Аввакума тоже высокохудожественные.

Получается, что древнерусский человек, несмотря на то, что всячески пытался «замаскировать» приобретенные знания, все-таки активно их использовал в богословских целях. Старообрядческие начетчики использовали такие же методы для освоения апологетических навыков. Начетчики так же, как и древнерусские ученые мужи, производили определенную научную работу, несмотря на то, что многие из них не имели систематического образования. Созданные старообрядцами начетнические кружки и братства смогли выработать систему богословских знаний, которые они передавали друг другу, чадам Церкви и инославным. Фактически начетчики смогли сформулировать старообрядческое богословие. Хотя начетничество — это не какое-то новое изобретение старообрядцев, а именно продолжение традиции древнерусского богословского образования.

Счастье есть, его не может не быть

Выступил с сообщением «Что же такое счастье?» . В нем он отметил, что понятие счастья весьма субъективно.

Каждый может понимать его по-разному и по-своему. Представления к достижению счастья у людей часто бывают свои. Кто-то идет к достижению этой цели, давя людей, неся свое «Я» как знамя, и тем самым достигает своего «счастья». Бывает и так, что имеющееся счастье внезапно исчезает. Подлинное счастье важно распознать, почувствовать, это то, что дано нам Богом. Сам Господь сказал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и аз покою Вы». То есть успокою, дам Вам мир — счастье. Например, счастлив тот человек, который вызывает улыбку на лице у людей мрачных, счастлив тот человек, который примиряет обидчиков. Нужно уметь различать настоящее счастье от мнимого. И если мы это будем знать, то сможем по жизни делать счастливыми себя и других людей.

«Долой обряды, молитесь духом и истиной»

Историк и публицист представил доклад, посвященный этапам секуляризации церковного сознания, начиная с раскола Церкви XVII века и до революций 1917 года.

В этом году эти события мистическим образом пересекаются. Наша страна, если так можно выразиться, отмечает столетний юбилей революций 1917 года и 350-летний юбилей Большого Московского Собора, который проклял традиции древнерусской Церкви и христиан их придерживающихся. Реформа Патриарха Никона, церковные соборы второй половины XVII века и особенно Собор 1666-1667 годов внесли серьезные коррективы в церковное и историческое мироощущение, не только подорвали незыблемость старых православных форм богопочитания, но девальвировали дотоле непререкаемый авторитет христианской древности, в существенной степени дискредитировали дониконовскую историю русского православия.

Многое в истории Русской Церкви было объявлено ошибочным, погрешительным и даже еретическим. Деяния Соборов конца XVII века, указы новообрядческих патриархов и синода, полемические сочинения пестрят обвинениями и обличениями старого уклада русской церковной жизни и истории. Лучше всего суть церковного официоза второй половины XVII века передают сочинения, принадлежащие руке секретаря Собора 1666-1667 годов афонского иверского архимандрита Дионисия: «Диавол посеял многие зизания (сорняки — прим.), и не истерзаша их никто. Осталась земля сия не орана (не возделана — прим.), и возрастиша терние и триволи, и иные дикие зизания ».

Большой Московский Собор 1666-1667 года, прошедший с участием греческих и русских архиереев, создал исторический водораздел между дораскольной Церковью, объявив ее невежественной и не вполне просвещенной, и новой — исправленной, исцеленной и очищенной от плевел. Как пишет исследователь Карташев: «Патриархи, а за ними — увы! — и все русские отцы собора 1667 г. посадили на скамью подсудимых всю русскую московскую церковную историю, соборно осудили и отменили ее ».

В докладе были также процитированы ряд исторических документов, которые свидетельствовали, что во имя «борьбы с расколом» отменялись канонические правила, рушились церковные традиции, обесценивалось отношение к национальным святыням. В частности, в 1722 году вышло постановление Синода , повелевающее «деревянные часовни, где построены, разобрать, а каменные употребить на иные потребы ». Отдельными указами Синода было запрещено строительство традиционных древнерусских поклонных крестов-голбцов. Указом 1723 года запрещалось литье медных икон, как будто «неискусных».

Желая заставить все население страны посещать новообрядческие храмы, синод пошел на отмену постановлений Вселенских соборов и Святых Отец, касающихся церковных прещений за грехи. 28 февраля 1722 года вышел указ синода, разрешающий допускать к причастию всех, независимо от совершенных грехов: «Того ради церковь святая, всегда едину власть имущая издавати правила к исправлению сынов своих, по разсуждению времен и нравов человеческих прощает исповедающимся древний канон, яко отраву от злоковарненных человек на погибель их употребленный. Кающегося же и исповедающего грехи своя, какие ни были, к причастию святых тайн припускает безотложно ».

Подобным же образом формируется учение о равноспасительности обрядов, в реальности воспитывающее равнодушное отношение ко всякой церковной традиции. В частности, в одном из постановлений говорится: «Различие обрядов свободе церковной подлежит, и таинства не разрушает ». Все это привело к началу XX века к массовому безверию, а иногда и к настоящему атеизму. Даже выдающиеся умы эпохи, такие как историк Ключевский, с радостью приветствовали секуляризацию церковного сознания и провозглашали: «Со временем, когда-нибудь, эти накладки (обряды — прим. ред.) и станут излишними, когда человеческий дух путем дальнейшего совершенствования освободит свое религиозное чувство от влияния внешних впечатлений и от самой потребности в них, будет молиться “духом и истиной“ ». И действительно, в течение 19 - начале 20 века сотни тысяч граждан Российской империи стали отказываться от «закоснелого обрядоверия» и «ритуальной скорлупы». Словно на дрожжах стали расти многочисленные протестантские секты. Устав от «обрядности», россияне стали валить толпой в религиозные сообщества, где без всяких внешних «накладок» можно было молиться в «духе и истине». Штундисты и баптисты предлагали незамутненный преданиями старцев Новый Завет; толстовцы, сютаевцы и духоборцы — евангельские истины без обрядов и ритуалов; хлысты и скакуны — сошествие Святого Духа без елеопомазаний, кадильниц и прочей церковной бутафории.

Во второй части круглого стола состоялась небольшая презентация новой книги к.ф.н. Романа Юрьевича Аторина «Двоеперстие и русское христианство» .

Новая книга Р. Ю. Аторина представляет собой попытку систематизации исторической и богословской аргументации последователей старообрядчества, а также сторонников церковной реформы XVII века в деле защиты приемлемой для каждой из сторон формы совершения крестного знамения. В исследовании проводится обзор и анализ самых известных полемических сочинений и апологетических трудов, вышедших из-под пера деятелей раннего старообрядчества, богословов и миссионеров синодального периода РПЦ, выдающихся старообрядческих писателей XX века и современности. Книга предназначена историкам, философам, богословам и всем читателям, интересующимся судьбой русского православия и историей Церкви.

Начался первый заезд, который болельщики и игроки встретили оглушительным свистом. Первый заезд всегда уходит на то, чтобы публике усесться, успокоиться, купить сластей, поздороваться с соседями.

Послушай, послушай! - эмоциональный Фармацевт дергал за рукав Дениса. Прижатые к стенке широкими спинами царских секироносцев, они стояли в нижнем этаже Кафисмы. - Тебе не кажется, что в цирке что-то происходит?

Действительно, на ипподроме начиналось что-то политическое. Партия венетов - зеленых, расположившаяся на трибунах как раз напротив Кафисмы, где была царская ложа, требовала позволения вступить в публичный спор с правительством. Такие споры в цирке известны из истории, например, спор Юстиниана и Феодоры с враждебными партиями в ходе восстания «Ника». Обращение через головы чиновничьего аппарата прямо к императору, используя глашатая цирковой партии, было испытанным политическим приемом. К нему прибегали вожаки плебса или претенденты на престол, когда им казалось, что все остальные меры уже исчерпаны.

Но и цари делали все, чтобы избежать такой публичной перебранки. В последний раз диалог в цирке через глашатаев случился лет семьдесят тому назад, при первых Комнинах, которые широко похвалялись, что восстановили будто бы порядок и закон. Мануил таких вольностей не терпел.

Слушайте, слушайте! - Фармацевт буквально сжался в комок от переживаний, и его трепет передавался Денису. Толпа утихала, стараясь расслышать, что там происходит в высоких сферах. Даже безучастные ко всему секироносцы, которые набирались из варваров, плохо знавших греческий язык, становились на носки, чтобы что-нибудь различить за высокими шляпами придворных.

Всемилостивейший, высочайший! - гремел в переговорную трубу отлично натренированный бас венетов. - Защити правду!

В цирке стало слышно, как капает вода где-то из испортившегося крана. За дальним поворотом беговой дорожки визжали оси колес и хлопали бичи гонщиков. Из-за старых кирпичных стен ипподрома не утихал шум Вечного Города.

В Кафисме в первое время царило некое замешательство. Видимо, для властей все это было неожиданным. Да и властью теперь был не привычный для всех протосеваст, а слывший как палач и беззаконник Антихристофорит. Как он себя поведет?

Спешно искали глашатая для прасинов, тот куда-то как назло задевался. Нашелся голосистый протодиакон от Сергия и Вакха, он долго прокашливался. Фармацевт и Денис успели протолкаться наверх, в галерею, откуда слышно было, как кесарисса хорошо поставленным зычным голосом - ей бы самой в цирке вещать! - наставляет протодиакона.

Кто вы? - наконец трагично вопросил синий.

Мы обижены вами без воли и казнимы вами без вины, - по Еврипиду ответил глашатай венетов.

В публике усиленно зашептались. Назывались имена протосеваста, официально было ведь объявлено о его отставке, царицы Ксении-Марии, о которой ничего не было объявлено, но ходили упорные слухи о ее предстоящем пострижении в монастыре. А как же юный царевич Алексей, наследник? Ни его, ни его августейшей мамаши в данный момент не было в цирке.

Молчите, негодяи, изменники, я заткну вам рты каленым железом! - мирный протодиакон от Сергия и Вакха трепетал душой и страдал телом, когда произносил эти жестокие слова через подсказку кесариссы Марухи.

Цирк буквально окаменел, а в Кафисме стали слышны споры, видимо, среди правительственных лиц не всем понравился такой поворот.

О! - застонал венет. - Вы несправедливы, вы жестоки, но вы нас же и поносите! Кай, ты сердишься, следовательно, Кай, ты неправ!

Хорошо, я вам объясню вашу вину, хотя вам она известна. Вы радовались нашей болезни, когда мы были близки к вечности. А наш презренный слуга и племянник, которого вы приласкали, уже примерял нашу корону!

Ксения-Мария! Ксения-Мария! - говорили в публике.

Вы лжете! - отвечал невидимый во тьме венет. - Вас обманывают ваши бесчестные родичи!

Маруха! Маруха! - понимали на трибунах. - Это о Марухе!

Вы заслуживаете вечного проклятия! - гремел во весь наладившийся голос протодиакон прасинов. - Вы будете отторжены от брачного алтаря!

И правда ведь! - ахали обыватели. - Ползут упорные слухи о разводе…

Патриарх, эта бровастая вошь, ему не позволит, - возражали пылкие сторонники Мануила.

Римский народ никогда не стеснялся по поводу своих владык.

И тут стали замечать при последних лучах готовящегося заходить солнца, что на площадки ипподрома и в проходы трибун выдвигаются гвардейские лучники, за ними виднеются фигурные шлемы секироносцев, железные шапки латников. Все схолы иноземных наемников, которые всегда отличались жестокостью при подавлении бунтов, - саксы, варяги, норманны, русские - оказывается, были созваны в цирк.

Цирк заволновался - как бы Мануил не учинил какой-нибудь резни, как случалось с его дедом. Одни спешно стали собирать корзинки с едой и коврики, которые они приносили, чтобы класть на холодный камень сидений. Другие - их было большинство - им просто нечего терять. Найдись вождь - и они готовы взорваться, громить, поджигать, изобличать…

И тут из верхних галерей Кафисмы, где располагается императорская ложа, разнеслось:

Врача, врача! Где тут врачи? Боголюбивому плохо!

Первым был схвачен Фармацевт, узнанный, вероятно, по странному своему мухоморному хитончику и тимпану на голове. Затем мимо обескураженного Дениса (что же ему лично предпринять в данной ситуации?) секироносцы проволокли единственного найденного и выкупленного к тому времени врача - ужасно черноглазого и в спиралевидной митре.

Народ примолк, ожидая событий.

Мануила отнесли в глубь ложи, а его место занял зять Райнер, у которого и риза была заткана точно такими же пальметтами, как у царя, чтобы подменять его во время народных зрелищ.

Василеве уже пришел в себя, острил и смеялся, жуя мятные лепешки, которые дал ему Фармацевт. Дочь его, кесарисса, была вне себя, видя дурное состояние отца.

Кто позволил государя вести в цирк?

Кто может боголюбивому позволить или не позволить? - бесстрашно ответил маленький Фармацевт. - Врачи же не отысканы до сих пор…

Народ в каменных лабиринтах Большого Цирка урчал, как некий зверь в утробе Левиафана, и Маруха возле царя прислушивалась к его урчанью.

Вводить гвардейцев в цирк? Это прямой приказ к погрому!

Мануил беспечно отмахивался. После сильного сердечного приступа ему, как всегда бывает в таких случаях, стало легко и свободно, и он радовался этому, как ребенок.

Первый министр Агиохристофорит (он же Антихристофорит) обещал гвардейцев увести, но не спешил отдавать приказания. Кесарисса в волнении расхаживала широким шагом перед рядом придворных, бранила Антихристофорита. Она была одета, конечно, не в кавалерийские брюки, а в присвоенную ее сану златотканую ризу, наплечники, свисающий лор с орлами и очень напоминала вставшую на дыбы золотую черепашку.

Врачи должны были осмотреть императора, полулежащего в глубоком кресле. Денис не представлял себе, как они это будут делать: парадные облачения с пациента не сняли, даже не расстегнули как следует. О каких выстукиваниях и выслушиваниях может идти речь, если дозволяется коснуться только левого (от сердца) запястья руки повелителя, предварительно ее поцеловав? Денис усмехнулся: он читал, что выслушивания и выстукивания - аускультацию - вообще ввели только в девятнадцатом веке. А как же до тех пор жили, лечились, болели и умирали целые сонмы человеков?

Но эскулап в спиральной шляпе как главный врач этим удовольствовался. Он очень долго касался двумя пальцами руки монарха. Закрыв глаза, покачивался перед ним, а губы его шептали какие-то ритмические куплеты. Денис понял: его способ диагностики - магический, он доводил себя до состояния души пациента, чтобы понять и оценить его страдания.

Наконец, после многих напеваний и пришепетываний, эскулап, выглядевший в своих одеяниях очень монументально, объявил, что пациент практически здоров.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»