Предмет и объект философия. Основной вопрос философии. Объект и предмет философии

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

1264.31kb.

  • Объект и предмет , 783.23kb.
  • Объект и предмет , 790.62kb.
  • Билет №6. Предмет и объект бухгалтерского учета, анализа и аудита как функциональных , 17.66kb.
  • Контрольная работа №1 \1;16;8;9\ Тема Предмет философии науки:(1,2 , 47.17kb.
  • Тема введение 8 ч , 1291.99kb.
  • Содержание понятий «объект» и «свойство» в философии , 611.54kb.
  • Конспект лекций Содержание Политология междисциплинарная наука, ее законы и категории. , 1824.74kb.
  • Лекция 1

    ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ

    1.Понимание философии

    2.Предмет философии

    3.Функции философии

    1. Понимание философии

    Философия, с точки зрения Б. Рассела, является чем-то проме­жуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она со­стоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым, но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторите­ту, будь, то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, но его мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они пре­вышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теоло­гией и наукой имеется сфера, которая и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествующие столе­тия. Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что такое материя? На такие вопросы нельзя найти ответа в лабо­ратории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы, и притом весьма определенные, но сама определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с подозре­нием. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело, философии.

    Наука учит нас, что мы способны познавать, но то, что мы спо­собны познавать, ограниченно, и если мы забудем, как много лежит за этими границами, то утратим восприимчивость ко многим очень важным вещам. Теология, с другой стороны, вводит догматиче­скую веру и то, что мы обладаем знаниями там, где фактически мы невежественны, и тем самым порождает некоторого рола дерзкое неуважение к Вселенной.

    Философия как нечто отличное от теологии возникла в Греции и VI и. до н. э. Пережив свою историю в Античную эпоху, она снова, в эпоху возникновения христианства и падения Рима, была поглощена теологией. В течение своего второго великого периода, от XI до XIV в., она испытывает господство католической церкви, если не говорить о немногих великих мятежниках, таких как император - Фридрих 11 (1195-1250). Этому периоду был положен конец тем ом, который достиг своего кульминационного пункта в эпох) Реформации. Третий период - начиная с XVII столетия и вплоть до нашего времени - в большей степени, чем какой-либо из предшест­вующих, находится под влиянием науки. Современная философия начинается с Декарта, для которого основным бесспорным положением являлось положение о существовании лишь самого себя и своих собственных мыслей, из чего следует заключать о существовании внешнего мира. Это только первая стадия в развитии, которое привело через Беркли и Канта к Фихте, для которого все - только эманация «я».

    1. Предмет философии

    Вопрос о предмете философии ставится в рамках научной сто­роны философского знания, т.е. философия рассматривается здесь, прежде всего как наука. Предмет философии формировался исто­рически.

    Античное понятие философии было тождественно научному зна­нию вообще: предметом была вся действительность. Объект фило­софии начинал очерчиваться и изучаться на уровне «живого созер­цания».

    В течение многих веков философия выступала натурфилосо­фией. Частные естественные науки в течение длительного време­ни не имели в своей структуре теоретического уровня знания

    Теоретическое, умозрительное относилось к философии как уче­нию об общем. Понимание философии как, учения о всеобщем (теоретическом) встречается уже у Аристотеля. Впоследствии за «первой философией» (Аристотель) установилось название «метафизики» (то, что «после физики»). Метафизика стала сино­нимом

    Философской науки о первых началах, о всеобщем. В на­стоящее время термин «метафизика» имеет три значения: онто­логия; философия вообще; всеобщий метод, противоположный диалектике.

    Центральным понятием в определении предмета философии яв­ляется «всеобщее». Что есть всеобщее? Метафизика, по Канту, долж­на основываться на гносеологии, на учении о всеобщем в мышле­нии у Гегеля всеобщее существует исключительно в сфере «чистого мышления». Всеобщее есть чистая мысль. Понимание предмета философии как всеобщего, а философии как теории всеобщего общепризнано. И как прежде, так и сейчас сама трактовка «всеобщего» различна в разных философских системах.

    Исторически третье понимание философии (после «протознания» и «метафизики») связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Таким образом, рассмотрение вопроса о предмете философии связано с выяснением отношения филосо­фии частных наук в историческом аспекте. Существует две концепции изменения предмета философии. Норная концепция «распочкования»; вторая - предметное самоопределение философии. Суть первой концепции в том, что предмет философии в ходе развития научного знания и выделения частых наук должен был «распочковаться», т.е. содержание фи­лософии как метафизики и натурфилософии оказалось «разобранным, но частям - отдельными науками». Философия в итоге «распа­лась», разложилась. По этой концепции получается, что философия не может иметь собственного предмета познания, а потому не мо­жет быть и самостоятельной наукой. В лучшем случае философия оказывается, растворена в позитивном знании; выступает учением о науке вообще и о методах частных наук, т.е. не выходит за грани­цы совокупного частного знания. В соответствии с концепцией «предметного самоопределения философии» становление философии как самостоятельной науки завершилось примерно к середине XIX в. I исторически третье понимание философии связано с окончанием размежеванием философии с другими областями знания.

    Концепция «распочкования» рисует картину формирования фи­нн, философии (появление у нее предмета), в которой исторический путь философии оказывается принципиально иным, нежели любой дру­гой науки. На самом деле генезис философии как науки не отличался в главном от того пути, по которому шли к своей автономии частные науки.

    Предметом философии является всеобщее в системе «мир-человек,». В этой системе две подсистемы: «мир» и «человек». Взаи­моотношения между этими сторонами подразделяются на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духов­но практический.

    1. Функции философии

    Под «функцией» понимается:

    1)способ действия;

    2) способ проявления активности системы (философского знания)

    3)типы решаемых задач по отношению к человеку, социальной груп­пе, пауке, к искусству, другим явлениям социальной действительности.

    Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемах человек»,

    Философия выступает как:

    1) информация о миро в целом и об отношении человека к этому миру;

    2) комплекс принципов познания, всеобщий метод познавательной деятельности.

    Соответственно различают:

    1) мировоззренческие;

    2) методологические функции философии.

    Мировоззренческие функции включают в себя следующие.

    1)Гуманистическая функция: помогает осмыслить жизнь, найти ее смысл и укрепить свой дух.

    2)Социально-аксиологическая функция включает в себя под функции:

    3)конструктивно-ценностную разработку представлений о ценностях (добро, справедливость, правда, красота); формирование представлений о сопельном идеале (соотношении личности и об­щества);

    интерпретаторскую подфункцию - интерпретация социальной действительности;

    критическую - критика структур, состояний социальной действительности, расхождения социальной действительности с идеалами.

    4)Культурно-воспитательная функция. Функция способна оградить, человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышле­ния; воспитание способности субъекта не обходить познаватель­ные противоречия.

    5)Отражательно-информационная функция. Разработка мировоз­зрения, соответствующего современному уровню науки, истори­ческой практике и интеллектуальным требованиям человека.

    Методологические функции философии (отношение к пауке):

    эвристическая (формирование гипотез и теорий);

    координируемая (координация методов);

    ингефирующая (между научными дисциплинами);

    логико-гносеологическая (частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания).

    Философия как наука. До сих пор стоит вопрос о научности философии. Существует ли сходство частных наук и философии или они принципиально различны? Раскрываются ли научно-ра­ционалистические аспекты философии или нет?

    Та или иная система знания считается научной или относящейся к сфере науки, если она отвечает определенным критериям,

    Критерии научности следующие:

    1) объективность;

    2)рациональность;

    3)эссенциалистская направленность;

    4)системность знании;

    5)проверяемоеть.

    Критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии природы), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания.

    Таким образом, философия входит в состав научной сферы знания, по крайней мере, частью своего содержания; и в этом отношении философии есть наука, вид научного знания.

    Философия как идеология. Идеология всегда выражает интересы общества, ее главный принцип - не принцип объективности, как естественных наук, а принцип партийности. Партийность - это определенность социальной позиции субъекта.

    Поскольку в философии имеется идеологическая сторона, она есть одновременно идеология и наука. Философия стремится к научному познанию мира и в то же время к максимальному вы­ражению интересов субъекта или группы.

    Философия как гуманитарное знание. Философия относится к гуманитарным наукам. Наиболее яркие примеры в этом отноше­нии концепции Б. Паскаля, С. Кьеркегора, Л.И. Шестова.

    Объектом гуманитарных наук является индивид, его духовный, внутренний мир, а также связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества. Гуманитарные науки изучают духовный мир человека через текст.

    Дух (и свой, и чужой) не может быть дан как вещь, а только в знаковом выражении. Потенциальным текстом является и человеческий поступок. Текст и его понимание - специфическая особенность гуманитарного знания. Гуманитарное знание неотрывно от герменевтики как искусства истолкования текстов, как искусства постижения чужой индивидуальности, с ним связана диалогичность гуманитарного познания.

    Философское знание имеет гуманитарный характер.

    Философия как искусство. Философские произведения так же, как произведения искусства, оказываются личностными, выражаю­щими личность и переживания философа, его отношение к действительности. Результаты философствования тесно связаны, как и в ис­кусстве, с индивидуальностью. На этом своеобразии философского знания основан феномен личностного, «внутреннего» неприятия читателями одних философов и влечения к произведениям других (кто-то, например, не принимает Гегеля, но увлечен Сартром, другой - наоборот).

    Родственность философии и искусства и их взаимопроникнове­ние вплоть до слияния демонстрируется тем, что философские тру­ды нередко создавались в форме художественных произведений (к примеру, у Платона, Ницше, Камю), а многие выдающиеся поэты и писатели (Пушкин, Достоевский, Толстой) были философами-мыс­лителями.

    Философия как трансцендирующее постижение объекта. Трансцендирующий характер - сторона философского позна­ния. «Трансцендентный» (от лат. «переступать») понимается как выходящий за границы возможного опыта, лежащий за предела­ми этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Этому понятию противоположно «имманентное». Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и действия; первые имеют место в самих объектах, вторые находятся за пре­делами их наличия бытия. Трансцендентное входит в религиоз­ное познание и в философию. Трансцендирование хотя и не дает определенного и точного знания, как научная рациональность, но способно уловить некоторые глубинные свойства постигае­мого бытия («ведающее неведение»). Постижение богатства пер­воосновы мира происходит также благодаря медитации. Углуб­ляясь в себя, человек через себя постигает мир в его первооснове, а углубляясь в эту первооснову, человек постигает все более са­мого себя. Медитация входит составным элементом в общий фи­лософский метод трансцендирования. Трансцендирование тес­но связано с мистикой, если под ней понимать «нечто загадочное, необъяснимое», «веру в сверхъестественное, божественное, таинственное». Любое философствование, доходящее до границ с непостижимым и до представлений о первооснове мира, его свойствах, не может не касаться областей сверхъестественных. В мистическом опыте трансцендентное становится имманентным. Результатом философского трансцендирования - с включенны­ми в него медитацией и мистикой - является философская вера. Это уже не наука, а психологическая установка индивида, принимающего что-то необоснованное, нереально существующее. Специфика этой веры - в ее предмете, каким оказываются первоосновы мира и бытия человека.

    Верой (в философии), по Ясперсу, называется сознание экзистенции в соотнесении с трансценденцией. Подлинное отличие философии от предметно познающего мышления, применяемого в науках, состоит в том, что философии, и только ей, присуще трансцендирующее мышление.

    Из сказанного следует, что отдельными своими сторонами, как и отдельными концепциями, философия подобна религии и мистицизму как видам познания.

    Лекция 3

    СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

    1.Исторические основы структурализации философии

    2.Современная структура философского знания

    1. Исторические основы структурализации философии

    По мере того как философия в историческом развитии понима­ла свое содержание, определяла круг фундаментальных проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и за­дачу, складывалась структура философского знания. Уже антич­ная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы филосо­фии таким образом:

    теоретическая философия, ее цель - знания ради знания;

    практическая философия, ее цель - знания ради деятельности;

    творческая (патетичная) философия, ее цель-знания ради твор­чества.

    Этику и политику Аристотель относил к практической фило­софии, риторику и поэтику - к патетической. Теоретические науки Аристотель ставил выше практических и патетических, а первая философия, естественно, имела абсолютную первостепенность по отношению ко всем другим теоретическим дисцип­линам. У стоиков (IV в. до н. э.) философия начиналась с логики. Но она не имела статуса самостоятельной науки, а была введени­ем ко всему комплексу наук. После логики шла физика (учение о природе), а после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Для стоиков первостепенное значение имела этика, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе) только подготавливали основные жизнеполагающие положения и выводы философии о назначе­нии и судьбе человека, об отношении ее к вечному и бесконечно­му миру. Протоаристотелевая структура знания стала основой дисциплинарной схематизации философии в ее будущей исто­рии В Новое время в плане построения автономной метафизики фундаментальную разработку получила теория познания (гносео­логия). В представлениях того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретиче­ский, но и чувственный уровень познания (ощущение, восприя­тие, представление).

    То, что античные философы называли физикой, в философии последующих столетий получило название онтологии (учение о бы­тии, или о первоначале всего сущего).

    Попытку переосмысления структуры философского знания сде­лал И. Каши. В «Критике способности суждения» он говорит о трех частях философии и соотносит их с тремя «способностями души». Под ними он подразумевает познавательную, практиче­скую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие че­ловеку от рождения. Кант, т.о., трактует философию как учение о единении истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорациональное понимание, как только теории или методоло­гии научного познания, которые высказывались вначале просвети­телями, а потом позитивистами. Сфера философии охватывается следующими вопросами.

    Что я могу знать?

    Что я должен знать?

    На что я смею надеяться?

    Что такое человек?

    На первый вопрос отвечает метафизика, на второй-мораль, на третий - религия, на четвертый - антропология. Кант подчерки­вает и задает перспективу осмысления антропологической пробле­матики как наиважнейшей для философии, Гегель, наоборот, счита­ет, что главная цель философии состоит в диалектическом раскрытии категориальной структуры ума. В человеке Гегель прежде всего видит способность к разумному мышлению. Суть человека состоит в способности к постижению разумного ума. Поэтому философию. Поэтому философию Гегель определяет как самопостижеиие человеком своей сути. Идеал человека для Гегеля - разумный человек, который познает действительность при помощи понятий и категорий. Гегель выделяет три части философского знания:

    1)логику;

    2)философию природы;

    3)философию духа.

    К философии духа (объективного, субъективного, абсолютного) Гегель относит комплекс философских дисциплин о государстве и праве, морали и моральности, о всемирной истории, об искусстве, религию и саму философию. Таким образом, гегелевская системе философии универсальна, она охватывает мир человеческой культуры, действительность во всем ее разнообразии.

    1. Современная структура философского знания

    Онтология - учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия, его самая общая сущность и определе­ние. Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленны­ми и разнообразными вещами (большими и маленькими, продолжи­тельными и однодневными, живыми и неживыми). Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: является ли напрасным мельтешением отдель­ных вещей какая-то единая основа, какой-то незримый фундамент, что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и со­единяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность быть, существовать как мно­жество, появляться, и возникло понятие бытия.

    Онтологические проблемы - это проблемы объективного бы­тия действительности, того нерушимого фундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.

    Для ранних греческих философов поиски бытия - это поиски первовещества, из которого вроде бы сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, алейрон Анаксимаидра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась чрезвычайно актуальной в античном обще вестве (V-IV в. до н. э.), когда люди стали утрачивать веру в тради­ционных богов, начали разрушаться основы и нормы мира, глав-Ном реальностью которого были боги и традиция. Философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, не­изменном, едином, разумном бытии. Парменид обосновал тезис О тождественности мышления и бытия, сообщив людям об открытии им новой силы, силы абсолютного мнения, которая сдер­живает мир от хаоса, обеспечивает миру стабильность и надеж­ность. Следовательно, человек находил в античном мире некоторую уверенность в том, что все с необходимостью будет подчиняться

    некоторому порядку.

    Для Средневековья бытие равно Богу, потому что именно Бог, согласно с религиозным представлением, все творит и во все вдыха­ет жизнь. Начиная с XVI-XVII вв. проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими ее важнейшими атрибутами, как простор, время, движение, причинность. В XX в. возникает идея о том, что бытие мира может быть понятым только через бытие человека и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки. Глубокие тайники мира могут быть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, где объективное и субъек­тивное нераздельны.

    Второй раздел философского знания - теория познания (гносео­логия). Теория познания имеет свои истоки в древних философских учениях. Уже у античных мыслителей мы находим сложные раз­мышления о том, каким же способом человек получает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет, можно ли вообще по­знать истину.

    Гносеология тесно связана с онтологией. Если для индийской ведической философии мир построен так, что в нем царит иллюзия, то естественно, что обыкновенный человек, в т.ч. и ученый, никогда не касается истины, она только кружит в колесе иллюзорных пред­ставлений. Истина доступна только человеку, который самозабвенно занимается йогой и благодаря этому способен непосредственно переживать истину в духовном озарении без помощи слов и поня­тий. В европейской традиции, напротив, разумное слово (логос), понятийное мышление является адекватной формой выражения ис­тины. Так, Гегель утверждал, что ум - это подлинная суть бытия. Все вещи внутри себя разумные, а логика представляет их истин­ную природу.

    Третий раздел философии - логика, методология, философия" науки и научного познания (эпистемология). Если гносеология оза­бочена тем, можно ли познать мир, логика и методология непосред­ственно обращены ктому, что же нужно делать, чтобы познавать, т.е. она разрабатывает наиболее эффективные способы и правила процесса познания. Методология формулирует принципы, прояв­ляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в позна­нии мира.

    Можно перечислить множество методологий, которые устано­вились в XX столетии: позитивистская, диалектическая, феномено­логическая, герменевтическая, синергетическая. Каждая методоло­гия является целым миром идей и теоретических споров. Обращение к философии открывает возможность расширить методологический кругозор, формирует культуру мышления, которая отвечает совре­менному уровню науки.

    Философия науки вырабатывается из традиционной методоло­гической проблематики, но круг ее интересов шире. Она рассмат­ривает место и роль науки и ученых в жизни общества. Собственно, наука - не такое уж давнее явление в жизни людей. Как специали­зированный вид духовного производства и социальный институт она возникает только в XVII в., но с тех пор ее значение в жизни общества постоянно возрастает, а фигура ученого становится бо­лее влиятельной и весомой. Каким образом строится коммуникация между учеными, какие модели мира они признают, а какие отбрасы­вают, каково взаимоотношение естественно-научного и гуманитар­ного знания - все эти вопросы являются прерогативой философии науки.

    Четвертый раздел философии, который сформировался в XVIII в. и интенсивно развивается в XX и XXI вв., - это философская антропология и философия культуры. Философская антропология пытается выяснить место человека в мире, установить его и, поеное качество, что отличает его от животных, выявить ра­тную суть человека. Она пытается выявить общие моменты и за­мш ы биологического, психического, духовно-исторического к социального развития человека. «Кто мы, куда идем, где наше Место и назначение во Вселенной?» - вот вопросы, которые за­нимают разум философов-антропологов. И с этими вопросами тесно связана тема культуры, которая в первую очередь является «мерой развития самого человека». Философия изучает культу­ру (как вторую природу человека, как мир человеческих смыс­лов и ценностей) во всем объеме исторического становления и во всей глубине ее структурных спецификаций. Локальное и уни­версальное в культурах, природа и механизм культуротворчества, способы трансляции социокультурного опыта, взаимо­отношения культуры и цивилизации, культуры и свободы - вот круг проблем философии культуры.

    Крупным и традиционным разделом философии выступают социальная философия и философия истории. Социальная фило­софия близка к теоретической социологии, рассматривает орга­низацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоот­ношения, которые существуют между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отно­шений. Философия истории обращает внимание исследователя на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, нача­ла и конца.

    Два последних раздела в мире философии - этика и эстетика. Этика - это философская теория морали, которая изучает, что такое характер, натура человека и как они соотносятся с представлением о надлежащем. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какая вообще природа морали, добра и зла, что такое честь, совесть, вина, почему ответственность - неотъемлемый спут­ник свободы.

    И, наконец, эстетика - это теория прекрасного. Эстетика как философская дисциплина анализирует прекрасное и в жизни, и в искусстве, задается вопросом, что такое красота, где ее истоки, старается выяснить внутренние законы прекрасного.

    Наконец, можно сказать, что многочисленные гуманитарные науки тесно связаны с философией: психология, история, этнография! литературоведение, филология. Но эта связь и переплетения имею! место только там, где все эти дисциплины поднимаются над конкретным материалом и делают наибольшие обобщения, которые охватывают человека и мир в общем, в их взаимодействии и взаимопроникновении.

    Экзамен по философии.

    Философия -учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. Термин «философия» - греческого происхождения, означающий любовь к мудрости. Возникла ок.2500 л назад. Ввел Платон, который был первым философом.

    Объект -систему отношений человек-мир.

    Предмет -выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Предмет исследования философии менялся исторически:

    1.В эпоху античности предметом философии был космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, многообразный, гармоничный и одновременно вселяющий ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.

    2. Средние века-теоцентризм - философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

    3.Возрождение-антропоцентризм - ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

    4.Новое и новейшее время –наукоцентризм- тип мировоззрения, ориентирующийся на науку как основу конструирования мировоззренческой системы.

    Сегодняшнее значение философии в том, "что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки". Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса? Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То есть философия существенно отличается от специальных наук, существующих сегодня в нашем мире, и критерии вычленения "предмета науки", определения последнего к философии полностью не подходят. Как же быть? Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель (384-322 до н. э.), в качестве критерия предмета философии выделял степень

    "общего". Философия занимается более общими вещами, "вечными" и "божественными" первоначалами. Она показывает нам "первоначала бытия и познания". Философия - это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали и мыслители Нового времени: Декарт, Гегель. В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось "классическим". С некоторыми модификациями это определение предмета философии господствовало в программах и учебниках и в нашей стране. Философия определялась как "... наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления". Обычно к этому добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного сознания, а также "учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру". Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н. э.) определения философии как "любви к мудрости". Именно так переводится само слово "философия" с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии - мудрость, и возникает проблема, как определить мудрость?Древние греки определяли мудрость как некий космический "Ум", который правит всей Вселенной; или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Есть другие определения мудрости, их не меньше, чем определений философии. Другие, более поздние мудрецы, например Сенека (I в.) считали, что философия имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т.е. предмет философии - это учение о добре и зле.


    Философия, прежде всего, учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Такую же мысль развивал философ - И. Кант (XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. Альберт Швейцер и др. В Новое время (XVII- XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX-XX вв. предметом философии называли "мировое целое", "сущность и законы общества", "изучение наиболее общих понятий", науку о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства и т.д.

    Сказанного вполне достаточно, чтобы понять, что предмет философии - это проблема, которая связана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет.

    Часть 1. Основы метрологии

    Метрология, стандартизация, сертификация

    Ирина Геннадьевна Попова

    Периодические издания

    Дополнительная

    1. Бурдун Г.Д., Марков Б.Н. Основы метрологии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд – во стандартов, 1985. – 256 с.
    2. Коротков В.П., Тайц Б.А. Основы метрологии и теории точности измерительных устройств.- М.: Изд-во стандартов, 1978. – 352 с.
    3. РМГ 29-99 «ГСИ. Метрология. Основные термины и определения»
    4. Сергеев А.Г. Метрология: учебное пособие для вузов / А.Г. Сергеев, В.В. Крохин. – М.: Логос. 2000
    5. Зайдель, А. Н. Погрешности измерений физических величин /
      А. Н.Зайдель; ред. Ж. И. Алферов. – Л.: Наука; Ленингр. отд-ние, 1985.
    6. Рабинович С.Г. Погрешности измерений. –Л.: Энергия, 1978. 262 с.
    7. Худсон Д. Статистика для физиков. /Пер. с англ. В.Ф. Грушин; ред. Е.М. Лейкин. – М.: Мир, 1970. 193 с.
    1. Измерительная техника
    2. Метрология – приложение к журналу «Измерительная техника»
    3. Известия высших учебных заведений. Приборостроение
    4. Автоматика и Телемеханика / Automation and Remote

    Борис Моисеевич Кербель

    Учебное пособие

    Редактор: Р.В. Фирсова

    Технический редактор:

    Подписано к печати___ Формат 60х84/32.

    Гарнитура Times New Roman. Бумага писчая №2.

    Плоская печать. Усл. печ. л. ___. Уч. изд. л. __ .

    Тираж __ экз. Заказ_____

    Отпечатано в ИПО СТИ НИЯУ МИФИ

    636036, Томская обл., г. Северск,

    пр. Коммунистический, 65.

    Изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляда у человека в более продуманную систему. Разумеется, можно прожить без философии, но если стремиться выйти за узкие рамки обыденных представлений, то без философии не обойтись. В ней воплощен опыт человеческого сознания мира, искания истины, творческих удач. Философия-это свободное мышление.

    Стихотворение Х.Калау «Развитие»

    От дубины до атомной бомбы:

    Кто? Кого? За что?

    От вожака до президента:

    В чьих руках власть?

    Кто решает?

    От костяшек счетов до

    компьютера:

    Кто извлекает пользу?

    От идолопоклонничества до

    Марксизма:

    Чем жив человек?

    Насколько на самом деле

    Отдалились мы от царства зверей

    Зависит от наших ответов.

    Философия («любовь к мудрости»от греч. phileo – любовь и sophia – мудрость) – особый вид теоретической деятельности (что такое мудрость и как с ней подружиться).

    Сущность философии: философия – это учение о наиболее общих принципах объяснения мира и человеческой деятельности.

    Развитие теоретического мышления и становлении философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительной стадии классовых отношений, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.



    Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знания, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Свое отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах.

    Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой. Развитие практической деятельности человека пред­полагает совершенствование его способности предви­дения, основанную на наблюдении определенной по­следовательности событий и, таким образом, пости­жении некоторых закономерностей природных явлений. Этот процесс зависел от многих внешних обстоя­тельств и внутренних условий, характерных для опре­деленных областей и общностей.

    К важнейшим момен­там, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и, прежде всего, появле­ние абстрактных понятий, является важным свидетель­ством формирования теоретического мышления и скла­дывания предпосылок для возникновения общих умо­заключений, а тем самым и для философии.

    Философия формирует онтологические, гносеологические и мировоззренческие положения относительно природы-общества-мышления (это и является объектом философии)

    Сложность в том, что философия одновременно является наукой и мировоззрением.

    Философия - это общая наука. Ее отличие от частных в том, что непосредственно с предметом она не работает. Она лишь описывает предмет, объясняет закономерность и дает прогнозы на будущее.

    Философия возникла в развитом классовом обществе. Философские системы Востока и Запада чрезвычайно отличны разным предметом философии.

    Объект философии – объективная действительность вокруг нас, которая является объектом изучения (природа, общество (человек) и мышление).

    Предмет философии - тот угол зрения, под которым рассматривается объект исследования (онтология, гносеология, этика, антропология – все это разные точки зрения на объект философии).

    Предмет философии – это всегда ответ на вопросы общества. Например, в Древней Индии главным вопросом был: «Как жить, чтобы уменьшить страдания?». В то время в Индии имела место кастовая система, в которой, например, люди из низшей касты шудра не могли изменить своего социального положения. Количество социального горя было велико, следовательно, предметом философии стал вопрос «Как жить?». В Китае на первый план выходили проблемы социального устройства общества (борьба за власть, хаос в общественной жизни), следовательно, предметом философии был вопрос о порядке в обществе. В Античной Греции рабы могли получить свободу, уровень социального горя был низок, соответственно, предмет философии – онтология, мир вокруг.

    Предмет философии – всегда ответ на окружающую обстановку. Гегель говорил: «Философия – это визитная карточка эпохи», иначе говоря, философия – это эпоха, схваченная в мыслях.

    Что же изучает философия? Объектом исследования философии является та духовная реальность, которая формируется в результате взаимодействия человека с окружающим его миром. Эта реальность исключительно сложна и многообразна. Она включает: жизненный опыт человека (жизненная мудрость), а также разнообразные знания как естественно-научные (знания о природе и человеке, как части природы), так и социально-гуманитарные, в которых обобщается знание о человеке как о социальном существе, способном формировать знания об окружающем его мире и выстраивать свою жизнь в соответствии со своими представлении о должном, правильном и справедливом мире. Предмет исследования философии уже. Предмет философии составляет то предельно обобщенное знание, которое отражает закономерности природного и социального мира, обеспечивающие определенную упорядоченность мироздания. Разные философы определяли предмет философии по-разному.

    Ø Платон указывает, что предметом философии является объективная сущность мира идей, порождающих все сущее, а цели философии – постижение этого высшего знания, что делает философа равным Богу.

    Ø Аристотель считает, что предметом философии является предельно общее знание о первопричине каждой вещи, ее началах и конце. Это знание позволяет понять сущность вещи, избавляет от незнания, делает человека мудрым, т.е. способным учить других.

    Ø Гоббс, английский философ XVII столетия, считает, что философия – это естественный человеческий разум, усердно изучающий все дела Творца, чтобы найти и сообщить бесхитростную правду об их порядке, причинах и следствиях.

    Ø Л.Фейербах, немецкий философ первой половины XIX столетия, указывает, что предметом философии является исследование того, как объект жизненных интересов превращается в мысленный предмет, то есть знание о мире; поэтому философия и рассматривалась в античную эпоху как мать наук.

    Обобщив приведенные примеры, можно сделать следующие выводы:

    Ø Предметом философии является то общее, что присуще миру в целом (природе, обществу, человеку). Это - законы возникновения, развития и существования всего сущего (бытия в целом).

    Ø Цель философии: на основе понимания этого общего знания сформировать правильное решения стоящих перед человеком задач, а также понимание своей собственной судьбы с тем, чтобы воплотить их жизнь.

    Какой круг проблем охватывает философии? И какие основные разделы философского знания можно выделить? Их несколько:

    1 Что есть мир, то есть каковы его основы – предельно общие принципы существования бытия и его развития. Эти вопросы исследует онтология (метафизика). Онтология (лат. ontos – сущее) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.


    2 Как, каким способом можно познать мир? Этот раздел философии называется гносеология (эпистемология – раздел гносеологии; лат. gnosis –знание; episteme – научное знание) – теория познания. Гносеология – изучает проблемы познавательной деятельности, исследуя сущность познания, его природу, отношение знания к реальности, исследует всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности, а также возможности рассматривать познавательный результат как объективное знание, отражающее истинное положение вещей.

    3 Что есть Благо? Этот вопрос впервые поставил Сократ, который стремился познать высшую Истину, определяющую ценность и значимость для человека окружающего его мира. Исследование этой проблемы определило формирование аксиологии. Аксиология (лат. axios – ценность) – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

    4 Что представляет собой деятельность человека? Исследование этой проблемы определило формирование праксиологии. Праксиология (лат. praxis – опыт) исследует практическую деятельность людей, которая является условием и средством взаимосвязи человека с окружающим его миром.

    5 Что есть человек? Исследование этой проблемы определило формирование философской антропологии. Философская антропология (лат. antropos – человек) – учение о человеке, его происхождении, социальной сущности, его взаимоотношении с природой и обществом.

    6 Что такое общество? Исследование этой проблемы определило формирование социальной философии. Социальная философия (лат. socialis – общественный) – учение о происхождении общества, его структуре, закономерностях и механизмах, формирования и развития.

    С развитием философии стали выделять такие разделы, как философия культуры, философия науки и техники и др. Важное место в системе философского знания занимает история философии, исследующая условия и причины возникновения философских идей и их воздействие на развитие человека и общества.

    Ответы на поставленные вопросы философы дают на основе анализа практической и познавательной деятельности, которая осуществляется в системе отношений человека с окружающим его миром. Можно выделить:

    Ø систему практических отношений (отношение к природе, материально-производственные, семейно–бытовые);

    Ø идеологические отношения, определяющие формирование различных форм общественного сознания (политическое и правовое сознание, мораль, искусство и другие);

    Ø научно-познавательные отношения;

    Ø ценностные (эстетические, этические) и другие.

    Все они диалектически взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга как части целого в целостной системы общественных отношений, совокупность которых и определяет общественная жизнь.

    Поскольку философия изучает отношения человека к миру, которые складываются в процессе осуществляемой людьми практической и познавательной деятельности, то исходными философскими понятиями являются понятия субъект и объект , необходимые для анализа социальной деятельности. Только через анализ деятельности, в ходе которой человек познает, преобразует и творит новый мир в соответствии со своими потребностями, можно определить его отношение к этому миру.

    Рисунок 1 Структура философии

    Субъект (S) – носитель деятельности (отдельный индивид, социальная группа, класс, общество в целом) - тот, кто познает и творит. Производные от этого понятия – субъективность, субъективная; то, что характеризует субъекта – его желания, стремления, ценности.

    Объект (О) – то, на что направлена познавательная и (или) преобразовательная активность субъекта; это та часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта и с которой субъект взаимодействует.

    Субъект и объект, взаимодействуя друг с другом в рамках социальной практики, противостоят друг другу, но это противопоставление относительное. В процессе деятельности субъекта происходит их переход друг в друга: человек познает мир - объект субъективируется; а затем на основе обретенных знаний человек, осуществляя последующую деятельность, объективирует эти знания в результатах своего труда, то есть он творит некую новую реальность (материальную, например, технический объект, или идеальную, например, новые идеи, теории).

    Подводя итоги проделанному анализу можно сделать следующие выводы: философия позволяет человеческой мысли достичь наивысшего уровня обобщения, увидеть мир как целостную, объективно существующую и развивающуюся по своим законам систему, частью которой является сам человек, и определить отношение человека к этой системе. Это создает возможность, рассматривать философское знание в трех измерениях:

    Ø Философия есть предельно обобщенные знания – результат духовной деятельности, которые содержат в себе значительный пласт научных знаний; опираясь на научные знания (естественные и социально-гуманитарные науки) философия и обретает способность выявлять предельно общие закономерности всего сущего: природы, общества, а также человеческого мышления.

    Ø Философия – это форма общественного сознания, охватывающая предельно общие идеи, составляющие фундамент культуры; поэтому она является фундаментом мировоззрения и определяет отношения человека к миру.

    Ø Философия – это методология познавательной деятельности , выступающая в единстве теории и методов познания; теория отвечает на вопрос, что представляет собой мир в котором живет и творит человек; метод отвечает на вопрос, как познается и преобразовывается этот мир?

    Объект в философии – это предмет философии, рассматриваемый внутри природы вещей и оцениваемый вне зависимости от того субъекта, который познает.

    Нельзя, конечно, рассматривать объект вне зависимости от субъекта, даже если речь идет о философском учении. Вместе с тем многие мыслители старались отыскать такие объекты философии, которые были бы абсолютно самостоятельными.

    Объект философии – это не что иное, как универсум, то есть окружающий мир и та реальность, в которой он существует. Особенное внимание в философском учении уделяется человеку, считающемуся предметом философии.

    Что является объектом в философии?

    Объектом философии является объективная реальность, заключающая в собственных пределах человеческую жизнь. Под видом реальности же выступает все существующее в различных видах (не только явных). Другим ее определением в философии может быть понятием «бытия».

    Когда бытие проявляется для физических чувств, то оно может именоваться действительностью. Та же часть бытия, которая не была проявлена, называется реальностью. Сама реальность считается скрытой, однако умопостигаемой. Это обеспечивает ее универсальность. Единое бытие, таким образом, составлено из сторон:

    • Реальности, являющейся причиной и условием изменения действительности;
    • Действительности, являющейся той же реальностью, которая проявляется в пространственных и временных очертаниях.

    Получается, что действительность управляется умопостигаемой реальностью. Изменчивость бытия, составленного из реального и действительного, способствует возникновению вопроса о закономерности изменчивости бытия. Изменение окружающего мира происходит в ритмичном порядке – даже если говорить о физических законах.

    Вот одной из задач философского познания и является рассмотрение причин постоянного изменения окружающего мира. Когда познание может прогнозировать варианты, связанные с развитием действительности в будущем, оно может называться мудростью. В сущности, мудрость является знанием, которым обладает закономерно развивающееся бытие в самых разных областях. Таким образом, постигается «невидимое» и осуществляется подготовка к будущему.

    О предмете философии

    Не зря неофициально философскую науку называют любовью к мудрости. Если говорить о том, что является объектом философии , то здесь в этом качестве выступают знания о действительности, которая объективно изменяется. Так определяется «внешняя» мудрость, которая проявляется в человеческом отношении к миру, который его окружает.

    Предметом данной науки является знание о различных принципах, а также закономерностях той реальности, которая постигается умом и рождает «внутреннюю» мудрость. Обнаружение «внутренней мудрости» возможно в том отношении, который человек проявляет по отношению к самому себе.

    Общие принципы познавательных процессов определяются единством внутренних, а также внешних отношений человеческого индивида к окружающему миру. Таким образом, философия оказывается внешним проявлением философской мудрости. Сама же мудрость – это внутреннее философское содержание.

    Когда говорят о том, что является объектом изучения философии, рассматривают действительность отношения человеческого индивида и окружающего мира. Для выяснения специфики философского предмета, выясняется угол зрения, под которым осуществляется отображение изучаемого явления.

    Прежде всего, акцент ставится на сущности изучаемых отношений, их первоначалах, специфике мирового устройства, взаимосвязях. Выходит, что предмет философии – это ее же объект, связанные с отношением между окружающим миром и человеком, рассматриваемый вместе с мировой и человеческой сущностью. Изучаются возможности для преобразования человеческой личности, структура мира, в котором человек обитает.

    На различных исторических этапах философский предмет мог представить не в полной целостности, а именно так, как на тот момент требовалось ему предстать для освоения окружающей действительности.

    Сначала мыслители задавались только вопросами первоначал окружающего мира, его устройства и структуры, теми или иными его сторонами. Впоследствии, на основе результатов размышлений формировался смысл бытия, рассматриваемый философами в качестве одной из основных задач.

    Хотя всегда отмечалось многообразие подходов, связанных с отношением между человеком окружающим миром, появлялась потребность в целостном представлении про мир и собственное «я». Подобный подход обуславливался спецификой человеческой жизни.

    Решение проблем, касающихся практической человеческой деятельности, зачастую оказывается невозможным без наличия философски обоснованных представлений о целостности окружающего мира. Собственно, никакая деятельность и невозможна без непосредственного существования мира.

    Задачи философии

    Отсюда вытекают такие важные задачи, существующие для философской науки, как:

    • Обозначение природы окружающего мира.
    • Обозначение социальных и личностных интересов по отношению к миру, их характера и даже направленности.
    • Историческое социальное развитие.

    Для решения вышеуказанных задач философия предлагает несколько подходов. Например, людям необходимо считаться с тем, что существует объективный мир, имеющие объективные закономерности, природные связи. Основой этого мира является материальное начало,а сам человек представляет собой часть окружающего мира.

    Виды объекта философии

    Существуют различные виды объекта философии , связанные с тем, что сама философская дисциплина является многосторонней и многогранной. Соответственно, и изучаемый объект не может быть единственным. Пожалуй, более всего внимание обращается на человека, социум и окружающую природу, как достойные предметы изучения, их закономерности и взаимосвязи.

    Вне зависимости от уровня своего развития общество не представляет собой однородную совокупность различных индивидов, поскольку связано с отношениями между абсолютно разными социально-историческими общностями. Каждая такая общность имеет собственные качественные характеристики, которые необходимо регулярно изучать и анализировать.

    Философская наука характеризует социум в качестве динамической системы, которая саморазвивается. При серьезных изменениях он все равно продолжает сохранять собственную сущность, а также показатели качественной определенности.

    Начальные представления, рассказывающие про системность в окружающей природе и социуме, встречаются уже в трудах некоторых античных мыслителей, когда они говорили о том, что бытие упорядочено и целостно. Из философов нового времени, занимающихся данными вопросами, следует отметить Конта, Спенсера, Дюркгейма, Маркса, Вебера и так далее.

    Сам по себе социум является социальной системой, которая может развиваться сама по себе,а существует за счет человеческой деятельности. Собственно, именно в человеческих материальных или духовных взаимоотношениях и следует искать настоящий системообразующий социальный фактор.

    Социальные системы

    Характеристиками социальной системы являются:

    1. Открытость;
    2. Согласованность подсистем.
    3. Неравновесность.

    Динамика социальных систем может описываться посредством использования специальных моделей. Иногда в роли социальных систем могут выступить некоторые элементы общества, являющиеся его подсистемами, вроде тех или иных областей общественной жизни, взаимосвязи человека и социума, этнических групп, государственных союзов.

    Такие подсистемы объединяются за счет различных рабочих взаимодействий и отмечаются наличием процессов:

    • Самостоятельной регуляции;
    • Самостоятельного воспроизведения;
    • Самостоятельного структурирования.

    Общество в роли социальной системы может характеризоваться согласованностью между подсистемами, открытостью и даже непредсказуемостью, поскольку существует несколько вариантов его развития.

    Если рассматривать природу, как объект философии, то данный термин используется наукой сразу в нескольких интерпретациях:

    • Чтобы обозначить все существующее.
    • Чтобы определить внечеловеческую реальность (мир, существующий вне зависимости от антропологического фактора).
    • Как синоним термину «сущность».

    Представления древних

    Что касается представлений древних, то природа ними соотносилась с людьми, люди поэтому задумывались о том, какой сущностью наделены психические процессы и постепенно начали использовать анимизм, связанный с уверенностью с существовании человеческой души . Можно еще отметить такое определение, как гилозоизм, когда душой наделялся полностью окружающий мир.

    Именно эти мировоззрения послужили последующему формированию рационалистических представлений о том, что представляет собой природа. Так появилось понятие «логоса», то есть всеобщего закона, который способен управлять миром. Он управляет и природой и человеком. Но человеческий разум изначально оспаривал право на самостоятельное преобразование природы.

    Современная философия

    При изучении строения современного материального мира прибегают к использованию системных подходов, предполагающих, что необходимо рассмотрение любых объектов природы в качестве сложных образований. Собственно, выработка самого понятия «система» в свою очередь и была необходима, чтобы обозначать составную целостность объектов. При этом акцент также ставится на наличие взаимосвязей между системными элементами.

    Само определение «элемента» предполагает присутствие неделимого компонента в пределах системы, но только по отношению к представленной системе. Если анализировать отношения элемента к остальным системам, то здесь представлена уже достаточно комплексная система.

    Системная целостность может подразумевать возникновение новых интерактивных свойств после того, как составные части образуют общую систему. В природе и философском ее понимании такие системы могут быть представлены микромиром, макромиром, а также мегамиром.

    Человек как объект философии

    Человек как объект познания в философии рассматривается не только в социальной, но и в родовой совокупности. Если изучать сущность человека через призму философии, возникает достаточно большое количество вопросов, затрагивающих человеческую сущность, познаваемость или непознаваемость явления, универсальность, доминирование биологической или же социальной человеческой природы, эволюционные начала и системы, связанные с человеческими ценностями.

    Философская антропология, занимающаяся ответами на данные вопросы, развивается с древних времен и продолжает развиваться наряду с развитием социоприродных областей человеческого обитания и непосредственного развития самого человека.

    Соответственно, следует говорить и о сегодняшней актуальности и даже злободневности данного вопроса. Причем, такая актуальность порождена не конъектурными особенностями, а результатом человеческой деятельности (в хозяйстве, экологии, социуме и так далее).

    Объект исследования в философии

    Центральным объектом исследования философии является мир в качестве единого целого, благодаря чему определяется общих взгляд на окружающий мир. В качестве же философского предмета рассматриваются закономерности, характеристики, а также формы бытия, которые действуют во многих материальных и духовных сферах.

    Нельзя не говорить о тесной взаимосвязи философской науки и человека. В частности, можно отмечать следующие исторические периоды, связанные с развитием тех или иных точек зрения на проблему человека и его роль в окружающем мире:

    • Сначала уровень понимания проблемы воспринимался, как методологически исходный философский принцип. Человек рассматривался в роли главного объекта или предмета философствования, определялась важность такого принципа.
    • Уровень философского осмысления человеческого индивидуума. Рассматривается самостоятельность человека для философской рефлексии, применяются средства глубинного анализа при изучении проблемы человека.

    Получается, что проблема человека во все времена находилась в глубине философских исследований, вне зависимости от проблем, которыми эта наука была занята.

    Выделяются еще такие периоды философского изучения проблемы человека, как центрального объекта философствования:

    • Рассматривание проблемы метафизическими средствами (античными представителями);
    • Рассматривание проблемы теологическими средствами (средневековыми мыслителями);
    • Анализ проблемы посредством математических и механических методов (философами нового времени);
    • Рассматривание человеческой проблемы биологической наукой.

    Чтобы человек мог быть исследован, как сложный объект для познания, был выработан комплекс понятий, благодаря которому определяется человеческая природа и сущность, смысл человеческого существования.

    В первую очередь, человек представляет собой самый высокий уровень среди живых организмов, обитающих на нашей планете. Кроме философии он является субъектом и объектом изучения многих наук и видов деятельности, включая культуру, а также историческую деятельность.

    Философские понятия о человеке

    Не следует забывать о родовой категории такого понятия, как человек, поскольку одно определение может выражать общие характеристики рода или же социализированного индивида. Данное понятие объединяет различные характеристики человека, включая социальные и биологические.

    Определение «индивид» используется при изучении отдельной человеческой единицы в философской науке. Индивидуальность здесь рассматривается в качестве комплекса самобытных черт и качеств, которыми индивид обладает.

    Личностью являются социальные характеристики, которыми обладает индивид и которые он приобрел при воспитании, духовном развитии или общественном взаимодействии. У личности обязательно присутствуют динамические черты, так как статической она быть просто не способна.

    Человеческая природа изначально предполагает активность и деятельность, так как человек волен самостоятельно творить собственную судьбу, а также творить мировую историю и культуру. Что касается деятельности, то ее можно рассматривать в качестве метода человеческого существования в роли творческого индивида (речь идет не обязательно о культурном творчестве, но человек рассматривается в роли исторического и жизненного творца).

    Жизнь заставляет индивида постоянно меняться и определенным образом менять тот мир, который его окружает. Соответственно, у людских способностей наличествует характер конкретной историчности, которые меняются в процессе деятельности.

    По мнению того же Маркса внешние человеческие чувства формировались под воздействием труда и индустрии. Деятельность делает человека более пластичным и гибким, дает ему физическую энергию и возможности для постоянного поиска.

    Причем человек имеет не только социальный, нот также биологический механизм, ответственный за наследование. Например, социальное наследование проходит в процессе социализации, то есть личностном становлении, которое осуществляется через воспитательные процедуры.

    Еще человек не может без коллективного жизненного образа, так как только подобная деятельность позволяет ему создавать и развивать основные собственные характеристики. Богатый человеческий ум и его эмоциональный мир определяются широтой его коммуникационных возможностей и взаимодействием с остальными индивидами.

    Людям подвластно создание собственных орудий труда и последующее их совершенствование. С опорой на нравственные нормативы, человек регулирует свои взаимоотношения.

    Эволюция философских взглядов

    Необходимо отметить постоянные изменения взглядов разных мыслителей на человеческое существо в разные исторические периоды. Развитие философских взглядов прослеживается с ранних эпох. Причем, взгляды постоянно менялись и были склонны к эволюционированию.

    Можно акцентировать внимание на следующих философских подходах, помогающих определить человеческую сущность:

    • Субъективистский, когда изучается внутренний человеческий мир.
    • Объективистский, когда человек рассматривается в качестве носителя внешних жизненных условий.
    • Синтезирующий, когда человек рассматривается в качестве союза субъективных и объективных причин.

    Среди последователей вышеуказанных подходов разделяются такие определения, как человеческая сущность и человеческая природа или же не разделяются.

    Основным объектом познания в философии является человек и все, что только может быть связано с ним: это отношения с окружающим миром, закономерности развития и существования. Также роль еще одного объекта познания в философской науке играет мир в качестве единого целого, благодаря чему определяется общих взгляд на окружающий мир.

    Человек как объект познания в философии

    Необходимо отметить, что вопрос о человеке занимает одно из самых важных мест в философской науке. В частности, ставятся такие важные проблемы, как значение человека в современном мире, его точное место в социуме.

    Сам же раздел философии, занимающийся решением вышеуказанных вопросов, называется философской антропологией. Проблемы же, связанные с человеком, оказываются важны потому, что одной из целей философии также считается решение мировоззренческих вопросов, связанных со свободой человека, его местом в социуме и перспективами человеческого развития.

    Решать же такие проблемы необходимо потому, что человек является творцом общественной истории, субъектом многих форм деятельности. Соответственно, понимание его сущности практически гарантирует понимание того или иного исторического процесса.

    Об ответственности человека

    Поскольку глобальные проблемы в современное время продолжают обостряться, человек становится еще более ответственным за собственную деятельность. Прежде всего, он отвечает за то, чтобы сохранять земную природу. Философский же подход специфичен потому, что здесь человеческая личность рассматривается в качестве целостности, немало внимания уделяется связям человека с окружающим миром.

    Интересно, что те же античные мыслители (например, Аристотель) не зря называли человеческое существо общественным животным, поскольку так они обозначали его главную сущность. Много позже Плеханов уточнял, что человек представляет собой, действительно, общественное существо, которое может производить и эксплуатировать орудия труда, способствовать изменениями окружающего мира, использовать собственное сознание в качестве функции головного мозга, применять в своих целях членораздельную речь.

    В сущности, можно будет правильно говорить о том, что в человеке соединяется природное с социальным. Решатся же такой вопрос мог абсолютно по разному, в зависимости от философского учения:

    • Натуралистическое отношение к человеку;
    • Социологическое.

    Натуралистические подходы связаны с преувеличением человеческого природного начала, которое непосредственно влияет на человеческую жизнь. Такой пример можно, например, отыскать в учении социального дарвинизма, когда закономерности эволюции был просто-напросто перенесены в социальные законы.

    Человеческая природа, согласно представителям натуралистического подхода, никогда не меняется. Основа человеческой природы может быть:

    • Физической;
    • Генетической;
    • Естественной.

    Общность подобного основания заметна хотя бы в том, что человеческое существо, как и животные, нуждаются в употреблении пищи, в кислороде. Человеческое здоровье определяется основой организма. Без этого социальные функции и их реализация оказываются невозможными.

    Естественная основа подразумевает рассматривание человека в качестве природного явления, который является зависимым от нее. Это, кстати, дополнительно подчеркивает важность экологической проблемы. Человек способен осознавать собственную роль, анализировать свой жизненный смысл, понимать конечность собственного бытия.

    Достаточно важным фактором, необходимым для понимания человеческой сущности, оказывается религия. В контексте философии религиозные вопросы всегда считались важными, а средневековую эпоху – тем более.

    Что касается взглядов философов нового времени на человека, то они достаточно многообразны. Вместе с тем немало мыслителей полагают, что человеческая сущность заключается в адекватной способности отличить прагматичное от целостного. Реальному миру нужна прагматичная и адекватная оценка.

    Выводы об объекте философии

    Как мы видим, объектом философии является окружающий мир, а ее предметом – человеческий индивид. Явственной оказывается взаимосвязь между объектом и предметом, закономерности которой тоже рассматриваются и изучаются философским учением.

    В различные эпохи разными философскими течениями тот же человек и его предназначение рассматривались отлично друг от друга. Вместе с тем определенная общность, связанная с основным местом человека сохранялась.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»