Противолодочное обеспечение эсминца арли берк. Военно-морские силы сша. новые подходы судостроения эсминцев класса «Arleigh Burke»

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Тактико-технические характеристики

Тип «Орли Бёрк» (Arleigh Burke)
Водоизмещение: 8300 т. стандартное, 9200 т. полное.
Размерения: длина 142,1 м, ширина 18,3 м, осадка 7,6 м
ЭУ: двухвальная газотурбинная (четыре газотурбинных двигателя LM2500 компании «Дженерал электрик») мощностью 105 000 л. с.
Скорость хода: 32 уз.
Вооружение: две четырехконтейнерные ПУ ПКР «Гарпун» (на первых 25 кораблях), две УВП Мк 41 (90 ЗУР «Стандарт» SM-2MR, КР «Томагавк» и ПЛУР ASROC на первых 25 кораблях, 106 - на остальных), ЗРК «Усовершенствованный Си Спэрроу» на кораблях серии IIA; одна одноорудийная универсальная 127-мм АУ Мк 45, два 20-мм ЗАК «Фаланкс»; два трехтрубных 324-мм ТА Мк 32 (противолодочные торпеды Мк 46/50); вертолетная площадка, начиная с DDG 79, два вертолета SH-60B (SH-60R) системы LAMPS III.
РЭВ: РЛС - многофункциональная SPY-1D системы AEGIS с четырьмя фазированными антенными решетками, ОНЦ SPS-67, навигационная SPS-64, три управления стрельбой SPG-62 (ЗУР «Стандарт»); система РЭР SLQ-32; две ПУ системы постановки ложных целей Мк 36 SRBOC; ГАС -подкильная SQS-53 и SQR-19 с буксируемой антенной решеткой.
Экипаж: 303-327 человек.

Эсминцы УРО типа «Орпи Бёрк», оснащенные газотурбинной ЭУ, пришли на смену ЭМ УРО типа «Кунтц» и крейсерам УРО типа «Леги» и «Белкнап».
Первоначально предполагалось, что это будет более дешевый, чем крейсер типа «Тикондерога», корабль, обладающий меньшими боевыми возможностями. Однако он стал многоцелевым боевым кораблем с очень большими боевыми возможностями, основанными на наличии современного вооружения и других боевых систем.

Эсминец УРО «Орпи Бёрк» (DDG 51) стал первым крупным американским боевым кораблем, построенным с применением технологии «стелс», что уменьшило радиолокационную заметность корабля. Первоначально планировалось использовать эти корабли в противостоянии с ВМФ СССР, но в настоящее время они осуществляют противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону передовых группировок ВМС США, а также наносят удары по наземным объектам в ходе проведения операций в кризисных регионах.
Конфигурация корпуса этих кораблей значительно улучшила их мореходность и позволила поддерживать высокую скорость хода в сложных морских условиях. Конструкции корабля, кроме мачт, изготовленных из алюминиевых сплавов для снижения массы, выполнены из стали. Боевые посты и помещения ЭУ дополнительно защищены кевларовой броней. Как это ни удивительно, эсминцы этого типа стали первыми кораблями в ВМС США, способными вести боевые действия в условиях применения оружия массового поражения за счет полной герметизации корпуса и надстроек.
РЛС AN/SPY-1D с фазированными антенными решетками значительно повысила возможности системы AEGIS, особенно в условиях применения противником средств РЭБ.



Система AEGIS способна отразить массированный удар существующими и перспективными крылатыми ракетами по кораблям американской группировки. Обычная РЛС с вращающейся антенной «видит» цель, когда луч антенны подсвечивает ее один раз за полный оборот вокруг своей оси. Для сопровождения же этой цели требуется другая РЛС.
В РЛС же системы AEGIS эти процессы совмещены. Четыре антенны с фазированными антенными решетками РЛС SPY-1D излучают энергию сразу во все направления, обеспечивая постоянный поиск и сопровождение одновременно. РЛС SPY-1D и система управления стрельбой Мк 99 обеспечивают поражение самолетов и крылатых ракет противника на большой дальности ракетами «Стандарт», запускаемыми из УВП. Для самообороны используются ЗАК «Фаланкс» Block 1.

ВМС США планировали иметь в боевом составе к 2004 году 57 эсминцев типа «Орли Бёрк», однако бюджетные ограничения, наложенные Конгрессом США, отодвинули этот срок до 2008 года. Одним из элементов проекта этих кораблей, подвергавшимся критике, было отсутствие ангара для вертолета, хотя на первых 28 эсминцах имеется площадка для вертолета SH-60.
Вертолетный ангар устанавливается на эсминцах серии ПА. Они также оснащены УВП увеличенного размера, новой 127-мм АУ и усовершенствованным РЭВ.

Ракетный эсминец USS «Arleigh Burke» (DDG 51) является головным эсминцем класса «Arleigh Burke» («Арли Бёрк»), построенный для ВМС США. Назван в честь адмирала Арли Альберта Берка (Arleigh A. Burke), воевавшего на Тихом океане во время Второй мировой войны.

Был построен на верфи Bath Iron Works в Бате, штат Мэн. Контракт на строительство был заключен 02 апреля 1985 года. Церемония закладки киля состоялась 06 декабря 1988 года. Спущен на воду 16 сентября 1989 года. Спонсором корабля стала супруга адмирала Арли Альберта Берка, в честь кого он был назван. Сам адмирал присутствовал на церемонии ввода корабля в состав Атлантического флота 04 июля 1991 года в Норфолке. Порт приписки военно-морская база в Норфолк, штат Вирджиния.

Основные характеристики: Водоизмещение полное 6630 тонн. Длина 153,92 метра, ширина 20,1 метра, осадка 9,3 метра. Скорость хода максимальная 32 узла. Дальность плавания 4400 морских миль при 20 узлах. Экипаж 337 человек, в том числе 23 офицера.

Двигатели: 4 газотурбинные установки General Electric LM2500-30, общей мощностью 108000 л.с. Движитель 2.

Вооружение:

Тактическое ударное вооружение: 2 ПУ системы «Иджис» на 29 (носовая) и 61 (кормовая) ячейку для ракет соответственно. В различной комбинации могут вооружатся: КР «Томагавк» Tomahawk, ЗУР RIM-66 SM-2 «Стандарт-2», ПЛУР RUM-139 ASROC.

Артиллерия: 1х1 127 мм. АУ Mark 45. Mod. 2/54 кал., 680 снарядов.

Зенитная артиллерия: Два 6-ствольных 20 мм. ЗАУ «Фаланкс».

Ракетное вооружение: 2х4 ПКР Harpoon до 74 ракет RIM-66 SM-2 «Стандарт-2».

Противолодочное вооружение: ПЛУР RUM-139 ASROC.

Минно-торпедное вооружение: 2х3 324 мм. ТА Mk. 32 (торпеды Mk.46 и Mk.50).

Авиационная группа: 1 вертолёт SH-60 LAMPS, ангар отсутствует.

В 1993 году участвовал в операции «Provide Promise».

В течение второго боевого развёртывания корабля в 1995 году, прибыл в Средиземное море и участвовал в обеспечении воздушной безопасности Боснии и Герцеговины.

В течение своего третьего морского похода в 1998 году, посетил Средиземное, Адриатическое, Красное и Чёрное моря, как участник многочисленных военно-морских учений с участием ВМС США.

В течение четвёртого дальнего похода корабля в 2000-2001 годах нёс службу в Средиземном и Красном морях и в Персидском заливе, обеспечивая исполнение санкций ООН против Ирака и проводя совместные военно-морские учения с партнёрами США в военно-стратегической сфере.

Во время своего пятого развертывания, который длился с января по июнь 2003 года, эсминец вместе с другими кораблями авианосной ударной группы, сформированной вокруг авианосца , участвовал в операции «Несгибаемая свобода». В течение этого боевого похода эсминец наносил удары по целям в Ираке с помощью крылатых ракет «Томагавк», сопровождал торговые и вспомогательные военные суда, а также боролся с пиратством в Аденском заливе. За время развертывания провёл в море почти 93 процента времени.

В октябре 2007 года привлекался к антипиратским операциям в Сомали.

В 2009 году был развернут на восточном побережье Африки.

В августе 2010 года прибыл на судостроительный завод BAE Systems Ship Repair в Норфолке, штат Вирджиния, для проведения модернизации систем корабля и продления срока эксплуатации до 40 лет.

23 сентября 2014 года произвел из акватории Красного моря запуск ракеты «Томагавк» по наземным целям в Сирии.

28 августа 2018 года покинул порт приписки для запланированного развертывания. В сентябре проведение операций в зоне ответственности Шестого флота США в составе ударной группы авианосца . 25 октября с запланированным визитом в порт Хайфа, Израиль.

Первый эсминец класса "Арли Бёрк I" был принят на вооружение ВМФ Военно-морской флот США в 1991 году. Контракт на постройку кораблей был разделен между двумя компаниями Litton и Ingalls SB.

Корабли серии "Арли Бёрк I" являются основными и самыми многочисленными представителями класса ЭМ Эскадренный миноносец в ВМС Военно-морские силы США - к концу 90-х годов планируется иметь в составе ВМС Военно-морские силы около 50 таких кораблей.

Приступая к созданию эсминца типа "Арли Бёрк I" американцы исходили из двух основополагающих моментов: корабль должен обладать высокой живучестью и иметь МФСО Иджис . Состав вооружения приняли таким же, как на Тикондерога , лишь уменьшив общее число контейнеров-ячеек MK41 со 122 до 90. По сравнению со Спрюенс , скорость немного уменьшилась. Из прочих нововведений следует отметить газотурбинную энергетическую установку с теплоутилизационным контуром, что позволило дать 25-процентную экономию топлива, усовершенствованную систему защиты от оружия массового поражения (в частности, все двери по внешнему контуру оборудованы воздушными тамбурами), устройство для отведения торпед, систему управления артиллерийским огнем с лазерными дальномерами.

ЭМ Эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк I" предназначены, как и крейсера УРО Управляемое ракетное оружие типа Тикондерога , для зональной защиты от средств воздушного нападения соединений НК (в первую очередь АУГ Авианосная ударная группа ), десантных групп и конвоев, борьбы с ПЛ Подводная лодка и НК противника, артиллерийской поддержки десантных операции, слежения за кораблями вероятного противника, обеспечения морской блокады тех или иных районов, а также участия в поисково-спасательных операциях. При этом "Арли Бёрк I", по сравнению с Тикондерога , имеет меньшие размеры, лучшие параметры остойчивости и боевую живучесть (благодаря увеличенной ширине корпуса, отсутствию АМГ в конструкциях надстроек и более рациональному делению корпуса на водонепроницаемые отсеки).

Для "Арли Бёрк I" был разработан новый корпус с полными обводами в носовой части и малым развалом надводных ветвей носовых шпангоутов. По мнению специалистов ВМС Военно-морские силы США, несмотря на некоторый рост сопротивления воды, такая форма корпуса имеет лучшие мореходные качества. К их числу относят плавность и малость размахов качки, умеренность заливания и забрызгивания, малые углы крена на циркуляции. Корпус корабля стальной, с характерным вытянутым далеко в корму полубаком. Он делится водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 13 отсеков и имеет двойное дно на все протяжении, а также две непрерывные палубы не считая верхней. Развал бортов - более чем на 8° на значительной части длины, корпус выполнен низкосидящим. В ходе испытаний была продемонстрирована возможность поддержания скорости хода 30 узлов при ураганном ветре и волнении до 9 баллов.

При проектировании "Арли Бёрк I" особое внимание уделялось вопросам обеспечения конструктивной защиты и живучести. С этой целью минимизировали размеры полностью стальной надстройки, ее наружные поверхности получили наклон к основной плоскости с поверхностями, облицованными радиопоглощающими покрытиями для снижения ЭПР. Для уменьшения теплового поля дымовые трубы оснастили специальными смесительными камерами, в которых выхлопные газы смешиваются с холодным воздухом; жизненно важные боевые посты расположили в корпусе корабля; АП РЭВ распределили по кораблю с целью уменьшения вероятности поражения. Помещения ГЭУ Главная энергетическая установка , РЭВ и постов управления имеют кевларовую противоосколочную защиту. Для защиты механизмов и оборудования ниже КВЛ также служит местное бронирование из высокопрочных алюминиево-магниевых сплавов до 25.4 мм толщиной. Плитами из этих сплавов защищены основные волноводы и кабели, а также наиболее важные боевые посты (помещения БИП, погреба боезапаса и верхние ярусы надстроек). На корабле предусмотрена система коллективной защиты от ОМП. Также для снижения гидроакустической заметности ЭМ Эскадренный миноносец оборудован системами подачи воздуха под днище "Masker" и к кромкам лопастей гребных винтов PRAIRIE.

Основным средством освещения воздушной и надводной обстановки является многофункциональная РЛС Радио-локационная станция AN/SPY-1D с четырьмя ФАР. Для обеспечения кругового обзора они смонтированы на наружных поверхностях носового блока надстройки. РЛС Радио-локационная станция способна обнаруживать и сопровождать воздушные цели на расстояниях до 400 км. Данные об элементах движения воздушных целей передаются в БИУС и систему отображения информации, а также в систему выработки рекомендаций командиру корабля для принятия им решений. Из БИУС Боевая информационно-управляющая система информация о воздушных целях передается в СУ стрельбой ЗРК Зенитно-ракетные комплексы и ЗАК Зенитно-артилерийский комплекс Mk 99, в которых имеются три РЛС Радио-локационная станция AN/SPG-62, предназначенные для управления ЗУР Зенитная управляемая ракета и подсветки обстреливаемых ВЦ. Система ЗУР Зенитная управляемая ракета Mk 99 может одновременно управлять 18 ЗУР Зенитная управляемая ракета . Системы отображения информации и выработки рекомендаций командиру могут также получать информацию от РЛС Радио-локационная станция AN/SPS-67 о воздушной и надводной обстановке, от ГАК Гидроакустический комплекс SQQ-89(V)4 о подводной обстановке и от комплексов AN/SLQ-32 о радиотехнической обстановке. Кроме того, данные системы могут получать информацию от других НК и ЛА. На основании полученной информации вырабатываются решения о применении того или иного оружия.

Особенностью "Арли Бёрк I" в отличие от остальных американских ЭМ Эскадренный миноносец и КР Крылатая ракета УРО Управляемое ракетное оружие является отсутствие вертолетного ангара. Имеется только ВПП Взлётно-посадочная площадка с системой принудительной посадки RAST.

ЭМ Эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк I" принимали участие во всех конфликтах конца ХХ - начала XXI века. Наличие на кораблях ВПУ позволило не только обеспечивать задачи ПВО Противо-воздушная оборона и ПРО Противо-ракетная оборона АУГ Авианосная ударная группа , но и участвовать в нанесении ударов по берегу.

Обобщая выше изложенное можно сделать вывод что эсминцы типа "Арли Бёрк I" являются действительно удачными кораблями высокого класса, способными одинаково успешно действовать в самых разных условиях при выполнении различных задач. Американским кораблестроителям удалось добиться редкой гармонии в мореходных качествах корабля, его архитектуре и вооружении. ЭМ Эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк I" вполне можно назвать одним из лучших кораблей конца ХХ века.

Достойным продолжением серии "Арли Бёрк I" стала серия Арли Бёрк II и серия Арли Бёрк IIA .

DDG -51 Arleigh Burke 1991 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -52 Barry 1992 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -53 John Paul Jones 1993 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -54 Curtis Wilbur 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -55 Stout 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -56 John S. McCain 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -57 Mitscher 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -58 Laboon 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -59 Russell 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -60 Paul Hamilton 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -61 Ramage 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -62 Fitzgerald 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -63 Stethem 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -64 Carney 1996 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -65 Benfold 1996 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -66 Gonzalez 1996 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -67 Cole 1996

12.10.2000 в Йемене, в порту Адена, произошел взрыв на борту корабля. Сначала сообщалось, что крейсер был атакован лодкой, груженой взрывчаткой.

В июне 2011 года командование военно-морских сил США объявило о своих планах на будущее эсминцев из состава US Navy. Перспективные эскадренные миноносцы типа Zumwalt оказались слишком дорогими для массового производства, поэтому было решено оставить основным эсминцем ВМС проект Arleigh Burk. Кроме того, кораблями типа «Орли Берк» флот будет пополняться до начала тридцатых годов этого века. За это время американские верфи соберут две дюжины эсминцев. Исходя из обычных для ВМС Соединенных Штатов сроков службы кораблей, можно сделать предположение, что последний корабль типа «Орли Берк» будет выведен из состава флота только в семидесятых годах этого века. По-видимому, у командования US Navy есть свои соображения, которые позволяют вписывать эти эсминцы в столь отдаленную перспективу.


Для обеспечения преимущества перед военно-морским флотом СССР в середине 70-х американские военные моряки пожелали получить эсминцы нового проекта. Недавно появившиеся «Спрюенсы», хотя и были современными кораблями, все же не имели больших перспектив и требовали, если не замены, то, как минимум, серьезного дополнения. Вдобавок к этому, Spruance class destroyers, несмотря на имевшееся вооружение, в официальных документах значились как обычные эскадренные миноносцы, а время и обстановка требовала полноценных эсминцев УРО (с управляемым ракетным ). Работы по формированию облика нового корабля и технического задания на него заняли несколько лет и конкурс на разработку начался только в 1980 году. Около трех лет понадобилось сразу семи судостроительным компаниям для создания конкурсных аванпроектов, после чего осталось три конкурсанта: Bath Iron Works, Ingalls Shipbuilding и Todd Shipyard. Третья фирма так и не смогла добиться «внимания» конкурсной комиссии, из-за чего строительство первых двух кораблей нового проекта было поручено Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding соответственно. Проект, равно как и головной его корабль, был назван в честь адмирала Орли Альберта Берка, большую часть Второй Мировой войны командовавшего различными соединениями эсминцев. Контракт с Bath Iron Works на 322 миллиона долларов был заключен в апреле 85-го. Однако общая стоимость головного эсминца получилась в несколько раз больше. С учетом всего радиоэлектронного оборудования, вооружения и т.д. он обошелся Пентагону в 1,1 миллиарда.

Постройка USS Arleigh Burke (DDG-51) началась в конце 1988 года, а на День независимости 1991-го он вошел в строй. В дальнейшем двумя верфями – Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding – было построено еще два десятка подобных кораблей. Первые два десятка кораблей нового проекта делались в соответствии с первой версией проекта, которая получила наименование Flight I. Однако вскоре после начала строительства головного проекта первой серии американские судостроители занялись модернизацией. Как результат, заказанный еще в 1992-м эсминец USS Mahan достраивался, как первый корабль второй серии. Строительство эсминцев версии Flight II имело более скромные масштабы: всего семь кораблей. Утверждается, что небольшая вторая серия изначально рассматривалась в качестве переходного звена от первой к третьей. Так и случилось, однако вопреки логике новая версия проекта имела в индексе не тройку, а обозначение IIA. Эта линейка оказалась самой многочисленной. На данный момент построено 34 эсминцев «Орли Берк» серии IIA и строительство их продолжается. Общая численность кораблей по старым планам должна была составить 75 единиц, а пока готовы только 62. Вероятнее всего, те 24 эсминца, которые будут заказаны впоследствии, будут делаться уже по следующему варианту проекта.

Все существующие серии кораблей – I, II и IIA – имеют только незначительные отличия в конструкции. Вызваны они особенностями устанавливаемой аппаратуры и особенностями эксплуатации вертолетов. В остальном конструкция аналогична. «Орли Берк» всех трех серий представляют собой однокорпусные корабли с длинным полубаком. Примечательно, что подавляющее большинство деталей корпуса корабля сделано из высокопрочных сортов стали. Дело в том, что после Второй Мировой войны американские судостроители стали активно использовать алюминиевые детали в конструкции кораблей подобного класса. В инженерном плане это было хорошим начинанием, однако опыт боев с участием алюминиевых кораблей заставил вернуться к стали. Из алюминия на эсминцах «Орли Берк» делаются лишь некоторые детали, например, мачты. Низкосидящий корпус имеет сравнительно малый развал шпангоутов в носовой части и относительно широкую среднюю часть. Такая форма корпуса немного увеличивает сопротивление воды, но улучшает остойчивость и снижает качку. На кораблях серии IIA был добавлен носовой бульб, скомпенсировавший ухудшение обтекания из-за особенностей обводов корпуса. Водонепроницаемые переборки разделяют внутренний объем корпуса на 13 отсеков. Любопытно, что нижние палубы имеют планировку, позволяющую без ограничений перемещаться по кораблю, не выходя на верхнюю палубу. Сделано это для того, чтобы экипаж не подвергался риску в случае применения противником оружия массового поражения. Помимо особым образом спланированных внутренних помещений защита экипажа от химического, биологического и ядерного оружия осуществляется специальной системой вентиляции с многократной фильтрацией забираемого снаружи воздуха.

«Орли Берк» стали первыми американскими эскадренными миноносцами, чей корпус и надстройка выполнены с применением стелс-технологий. Для снижения радиолокационной заметности внешняя поверхность надстройки корабля состоит из нескольких крупных ровных панелей, сопряженных под острыми углами, что приводит к ощутимому рассеиванию радиоволн. Аналогичным образом выполнены кожухи дымовых труб. Кроме того, выхлоп силовой установки перед выбросом проходит через специальную смесительную камеру, где перемешивается с атмосферным воздухом и охлаждается. В итоге корабли типа «Орли Берк» имеют почти в два раза меньшую радиолокационную и тепловую заметность, чем их предшественники типа «Спрюенс». Применение крупных деталей, способствующих снижению заметности, кроме прочего, позволило сделать конструкцию корабля модульной. Благодаря этому от закладки корабля до его спуска на воду проходит 10-15 недель.

Двухвальная энергетическая установка эсминцев «Орли Берк» всех серий имеет в своем составе четыре газотурбинных двигателя LM2500 производства компании General Electric. Каждый двигатель оснащен теплоизоляционным контуром, что позволяет снизить расход топлива почти на четверть, и установлен на амортизирующих опорах, снижающих шум. Вся энергетическая установка корабля представляет собой единый модуль, который при необходимости можно демонтировать целиком. Максимально возможная мощность силовой установки находится в пределах 100-105 тысяч лошадиных сил. В качестве резервных двигателей на эсминцах всех серий имеются по три газотурбинных мотора Allison 2500. Мощность основных и резервных двигателей передается на два вала, вращающие пятилопастные винты изменяемого шага.

Эскадренные миноносцы проекта «Орли Берк» способны развивать скорость до 32 узлов, но максимальная дальность плавания достигается на экономической скорости в 20 узлов. В таком случае эсминцы первой серии могут пройти до 4400 морских миль, а корабли серий II и IIA – на полтысячи миль больше. В то же время, в некоторых американских источниках утверждается, что снижение скорости до 18 узлов может довести дальность плавания до шести тысяч миль. Тем не менее, есть некоторые сомнения на этот счет.

Первые 28 кораблей типа «Орли Берк» (серии I и II) имели экипаж в 320-350 человек: 22-25 офицеров и 300-330 матросов, уоррент-офицеров и т.д. Разница в численности была обусловлена некоторыми отличиями в вооружении и в количестве вертолетов. На кораблях серии IIA было пересмотрено необходимое количество экипажа в ряде служб и добавлена группа технического обслуживания двух вертолетов. Все это привело к увеличению экипажа до 380 человек (32 офицера). Американцы особо отмечают тот факт, что в планировке жилых помещений кораблей «Орли Берк» участвовали дизайнеры и специалисты по эргономике. Благодаря этому при площади около четырех квадратных метров на человека удалось создать все необходимые условия для нормального проживания.

В состав вооружения эсминцев «Орли Берк» входит множество систем, но его основой является система управления Aegis (читается «иджис»). Эта многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС) объединяет в себе целый набор средств обнаружения, управления и поражения. В состав Aegis входят многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, аппаратура радиоэлектронной борьбы, аппаратура связи и т.д. Кроме того, в «Иджис» есть ряд подсистем вывода информации, передачи данных на другие корабли и системы непосредственного управления вооружением.

Основой вооружения эсминцев «Орли Берк» являются ракеты различных типов. В носовой и кормовой частях кораблей всех серий имеются универсальные шахтные пусковые установки Mk 41. На кораблях серий I и II носовая и кормовая пусковая имеют в своем составе 30 и 60 ячеек соответственно. На серии IIA количество ячеек увеличилось до 32 и 64. В одну ячейку может быть помещен транспортно-пусковой контейнер с крылатой ракетой BGM-109 Tomahawk, зенитной SM-2 или SM-3 или блок из четырех контейнеров с зенитными ракетами RIM-7 Sea Sparrow. Аппаратура пусковой установки позволяет одновременно подготавливать к пуску 16 ракет различных типов и производить их запуск с темпом одна ракета в секунду. Кроме пусковых установок Mk 41 имеет несколько кранов для загрузки ТПК с ракетами. Однако особенности кранового оборудования и конструкции эсминца не позволяют производить перегрузку ракет Tomahawk или SM-2/3 с кораблей снабжения. Загрузка таких средств поражения возможна только в условиях базы. Этот недостаток компенсируется гибкостью номенклатуры вооружений: если кораблю предстоит атаковать наземные цели, то он получает «Томагавки», если корабль будет выполнять функции противовоздушной обороны – на него загружаются Sea Sparrow или SM-2/3.

«Главный калибр» артиллерийского вооружения эсминцев – 127-мм установка Mk 45. При этом на первых 30 экземплярах «Орли Берк» устанавливалась Mk 45 Mod. 2, на остальных – Mk 45 Mod. 4. Установка с противопульным бронированием может наводить 127-мм нарезное орудие в пределах от -15° до +65° по вертикали и практически по всем направлениям по горизонтали, конечно, за исключением сектора, закрываемого надстройкой корабля. Темп стрельбы Mk 45 обычными снарядами достигает 20 выстрелов в минуту, а в случае с управляемыми боеприпасами он падает в два раза. Максимальная дальность стрельбы неуправляемым снарядом у Mk 45 mod. 4 составляет 35-38 километров. При использовании управляемого активно-реактивного снаряда ERGM этот показатель увеличивается до 115 километров. В артиллерийском погребе эсминцев «Орли Берк» умещается боекомплект в 680 снарядов различных типов. На загрузку всего этого количества снарядов требуется около 15-16 часов.

Зенитная артиллерия «Орли Берк» может комплектоваться различными типами оружия. На кораблях I, II серий, а также на первых нескольких эсминцах серии IIA устанавливались шестиствольные 20-мм зенитные автоматы Mk 15 Phalanx CIWS с темпом стрельбы до 3000 выстрелов в минуту. Меньшее количество кораблей оснащалось 25-мм автоматическими пушками Bushmaster, а практически все «Орли Берк» имеют на борту несколько (от трех до шести) крупнокалиберных пулеметов Браунинг M2HB. Несмотря на свое первоначальное предназначение, M2HB и «Бушмастер» малоэффективны для противовоздушной обороны. Поэтому они используются только для обучения личного состава и обстрела небольших целей, наподобие легких катеров и моторных лодок.

Для уничтожения более серьезных надводных целей на эсминцах всех трех серий имеются два строенных торпедных аппарата Mk 32 с общим боекомплектом в шесть торпед. Это могут быть Mk 46 или Mk 50. При создании эсминцев «Орли Берк» основной упор делался на ракетное вооружение, поэтому перезарядка торпедных аппаратов силами экипажа после отстрела всех шести торпед не предусмотрена. В ранних версиях проекта инженеры рассматривали возможность использования на «Орли Берк» глубинных бомб, но даже до Flight I это тактико-техническое решение не дошло.

На палубе кораблей первой и второй серии мог базироваться один вертолет SH-60. Рядом с посадочной площадкой размещался бак для керосина и небольшой «склад» с оружием – девятью торпедами Mk 46. На вертолетах, предназначенных для базирования на эсминцах «Орли Берк» устанавливается противолодочная система LAMPS-3, интегрированная в общую БИУС Aegis. По причине ограниченных объемов кораблей первых двух серий на них не было каких-либо средств обслуживания или ремонта вертолета, кроме тех, которые имеются на его борту. Таким образом, любые более-менее серьезные поломки приводили к тому, что корабль оставался без винтокрылых «глаз». При создании версии проекта IIA эти недостатки были учтены и кораблестроители сделали специальный вертолетный ангар в кормовой части корпуса корабля, благодаря чему авиационная группа эсминца увеличилась вдвое. Именно это потребовало ввести в экипаж группу технического обслуживания авиатехники. Также инженеры увеличили объемы арсенала для вертолетного вооружения: на «Орли Берк» серии IIA в нем умещается до 40 торпед, ракеты «воздух-земля» различных типов и даже несколько ПЗРК.

Эсминцы типа «Орли Берк» участвовали в нескольких военных конфликтах, начиная почти с самого начала своей службы. Ирак в 1996, 1998 и 2003-м, Югославия в 1999-м и еще несколько операций. Благодаря своему большому количеству (на данный момент в строю находится шестьдесят кораблей) эти эсминцы участвуют практически в каждом походе американских ВМС. Однако в России эти корабли больше известны благодаря «миссии» эсминца USS McFaul (DDG-74), которую он выполнял в августе 2008 года. Напомним, тогда, через несколько дней после окончания печально известной «Войны трех восьмерок» этот корабль привез в грузинский порт Батуми 55 тонн гуманитарных грузов.

Помимо боевых успехов и интересной конструкции эсминцы «Орли Берк» являются в некотором роде рекордсменами в американском флоте. Дело в том, что при полном водоизмещении около 8500 тонн (серия I), 9000 тонн (серия II) и 9650 (серия IIA) «Орли Берк» является самым массовым американским военным кораблем с водоизмещением более пяти тысяч тонн. Этот факт позволяет предположить, что данный тип кораблей является несомненной удачей американского судостроения. Также в пользу удачности проекта говорит тот факт, что им в свое время заинтересовались японцы. В 1993-95 годах в состав морских сил самообороны Японии вошло четыре эсминца типа «Конго». Фактически, это те же самые «Орли Берк», но доработанные таким образом, чтобы соответствовать юридическим особенностям японского флота.

Как и любой другой проект, «Орли Берк» со временем должен был быть заменен более новой техникой. Но, к сожалению для US Navy, перспективный проект эсминца УРО под названием Zumwalt оказался значительно дороже, чем планировалось. Благодаря такой неудаче «Замволта» «Орли Берк» в будущем останется в строю. При принятии на вооружение этих кораблей планировалось, что служить они будут около 35 лет. Но отсутствие возможности массового производства эсминцев Zumwalt заставило командование американского флота начать в прошлом году создание новой версии проекта (серия III) и обозначить планы по закупке 24 кораблей сверх 75 уже заказанных. Вместе с предположением относительно возможной продолжительности службы «Орли Берк» до семидесятых годов текущего века это может помочь данным эсминцам установить еще один рекорд. На этот раз касающийся срока службы.

…К своим двадцати пяти годам Вася совершенно опустился и потерял смысл жизни. Дурная наследственность и сокращение финансовой помощи от богатых родителей сыграли с ним злую шутку: в общем-то неплохой парень, по словам соседей и знакомых, он окончательно «выбился из колеи» и подсел на иглу. Изможденный скелет с опухшим лицом - все, что осталось от прежнего спортсмена, кандидата в мастера спорта по вольной борьбе.

Бывший претендент на титул победителя областных соревнований по боевым искусствам полностью утратил связь с реальностью и теперь придает значение вещам, мягко говоря, странным - изредка разминает свои дряблые мышцы, обижая малышей во дворе, а большую часть времени проводит в коматозном состоянии, сотрясаясь в судорогах очередной передозировки…

Как уже догадался читатель, речь идет не о живом человеке, а о корабле - эскадренном миноносце с управляемым ракетным оружием (эм УРО) типа . Эсминец во многом необычный, признанный рекордсмен по ряду боевых характеристик и по объёмам строительства.

62 построенных корабля на 2013 год - количество американских «Берков» превышает число эсминцев под флагами всех остальных стран мира, вместе взятых! При этом строительство «Берков» продолжается: еще два корабля новой серии IIA+ были заложены в 2011 году. Всего, согласно планам, серия IIA+ будет включать 9 единиц. А потом хлынут стальной лавиной еще более совершенные «Берки» серии III (Flight III) - двадцать единиц после 2020-го года.

Спуск на воду USS John McCain (DDG-56), 1992 год

Это без учета зарубежных «реплик» американского -эсминца» - японских «Атаго» и «Конго», испанских «Альваро де Басан», южнокорейских «Кинг Сёджон»… Ситуация принимает просто пугающий оборот. «Иджисы» расползаются по миру, словно ядовитые насекомые.

Массовое появление «Берков» - результат максимальной стандартизации и унификации ВМС США: в ближайшей перспективе в составе флота должен сохраниться только один тип универсального эсминца, который заменит собой все существующие (или существовавшие) типы ракетных крейсеров, эсминцев и фрегатов.

Насколько справедливо подобное решение? Сможет ли «Иджис»-эсминец эффективно решать задачи кораблей других классов?

Ответ очевиден - эсминец «Берк» блестяще справятся с задачами любого фрегата, но экономика любой страны «загнется» от такой «стандартизации» - эсминец водоизмещением 10 тыс. тонн вместо 4-5- тысячетонного фрегата! Янки строят свои кораблики в неоплаченный кредит, потому не слишком задумываются насчет непомерных расходов на флот. При том, что стоимость последних «Берков» оценивается в пределах 1,8…2 млрд. долл.

Адмиралы попросят еще 20 эсминцев? Да не вопрос…


Сценарии развития ВМС США до 2042 года. Первый, оптимистичный, предполагает 40-летний жизненный цикл эсминцев. Второй, пессимистичный, при ограниченном финансировании, предполагает 35-летний цикл. В планах - удержать количество эсминцев на отметке 90 ед.
Крейсера типа «Тикондерога» (CG-47) будут однозначно списаны к 2028 году «Берки» I и II серии (DDG-51) постепенно заменяются на DDG-51 серии III «Замволты» (DDG-1000) - узкая полоса, серия из трех экспериментальных эсминцев DDG(X) - эсминец нового поколения. Пока даже никто не знает, как он будет выглядеть

Почему отечественный БПК не уступает «Берку»

90 ракетных пусковых установок. Боевая информационно-управляющая система «Иджис», объединившая в себе все средства обнаружения и связи, комплекс вооружения и системы борьбы за живучесть корабля. Надежная и эффективная ГЭУ. Корпус, построенный с учетом технологии «стелс». Многофункциональный корабль-робот, способный громить цели на земле, под водой и в воздухе.

Однако, первое впечатление обманчиво. Восхищение при знакомстве с «Арли Берком» быстро сменяется подозрением по поводу несоответствия его заявленных боевых возможностей реальному положению дел.

Ведь, создававшийся как «кастрированная» версия ракетного крейсера «Тикондерога», эсминец «Берк» изначально не блистал высокими характеристиками и являлся «шагом назад» в плане создания надводных боевых кораблей. Единственное, что привлекало адмиралов в этом проекте - заявленная дешевизна и эффективность: согласно первоначальным расчетам, эсминец должен был сохранить 2/3 возможностей крейсера при 1/2 его стоимости. Но даже эти цифры оказались чересчур оптимистичным.

Спущенный на воду под звуки фанфар, головной USS Arleigh Burke (DDG-51) оказался далек от представлений об «идеальном» эсминце.

Истина познается в сравнении. Чтобы понять основные проблемы, с которыми столкнулись американские моряки, предлагаю взять для сравнения его советские/российские ровесники - большие противолодочные корабли проектов 1155 и 1155.1.

Даже по своему прямому назначению - в качестве корабля ПВО - конструкция «Берка» вызывала массу вопросов. Первое и самое важное - отчего у суперэсминца имеется всего три РЛС подсветки целей? Из них на переднюю полусферу приходится всего лишь одна. Явное свидетельство того, что эсминец, вопреки заявленным качествам, не способен отражать массированные атаки с воздуха .

Для сравнения - советский БПК, который никогда не позиционировался как корабль ПВО, оснащался двумя антенными постами наведения ракет ЗР95. Каждая РЛС с ФАР обеспечивала ОДНОВРЕМЕННОЕ наведение до 8 ракет по 4 воздушным целям в секторе 60 х 60 градусов.

Малое число РЛС подсветки и ограниченное число обстреливаемых целей - далеко не все проблемы американского эсминца. Руководство ВМС США оставило без внимания претензии моряков к многофункциональному радару AN/SPY-1 (еще бы! после того, как в программу по созданию суперрадара были вложены миллиарды - назад пути нет).

Главный компонент системы «Иджис» - мощная трехкоординатная РЛС с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками, способная засекать и автоматически брать на сопровождение сотни воздушных целей, программировать автопилоты выпущенных зенитных ракет и следить за целями на низкой околоземной орбите.

На практике она показала обратное. Несмотря на свой суперсовременный облик и широкие возможности по контролю воздушного пространства на больших дистанциях, радар AN/SPY-1 оказался «подслеповат» при обнаружении низколетящих целей (НЛЦ) - и поделом!

Обычно на боевых кораблях для обнаружения скоростных НЛЦ применяются специализированные радары - например, отечественная РЛС «Подкат» с узконаправленным лучом поиска и высокой частотой обновления данных или двухдиапазонный японский радар с активной ФАР FCS-3A, работающий в диапазонах частот С (длина волны 7,5 до3,75 см) и Х (длина волны от 3,75 до2,5 см).

Американцы, вероятно, полагали, что они умнее всех, потому пытались решить проблему обнаружения НЛЦ с помощью многофункционального AN/SPY-1 - один радар на все случаи жизни! Ценой огромных усилий команде программистов удалось «заглушить» помехи и научить AN/SPY-1 сканированию узконаправленным лучом по небольшому углу места. Но насколько эффективной оказалась работа AN/SPY-1 в таком режиме?

В открытой печати до сих пор отсутствует информация о поражении «Иджисом» сверхзвуковых воздушных целей на предельно малой высоте - вероятно, американские «Берки» так и не научились бороться с подобными угрозами. Выпущенный «Москит» или русско-индийский «Брамос» с высокой вероятностью прорвется сквозь систему ПВО/ПРО эсминца и поразит цель.

Ко всему прочему, возможности AN/SPY-1 по обнаружению НЛЦ ограничены ввиду неудачного расположения антенных устройств: в отличие от других кораблей, где антенные посты стараются разместить на вершинах мачт, фазированные антенные решетки AN/SPY-1 висят на стенах надстройки, словно картины в Третьяковской галерее.

Это придает кораблю стильный, современный облик, но уменьшает дальность обнаружения НЛЦ (проблема радиогоризонта). Наконец, как следует из специфики работы самого радара, четыре неподвижные ФАР - не самое лучшее решение при отражении массированных атак с одного направления. Одна из решеток становится перегружена информацией, в то время как три остальные бездействуют.

К настоящему времени «Арли Берк» со своим AN/SPY-1 полностью устарел - современные британские «Дэринги», франко-итальянские «Горизонты» или японские «Акидзуки» на голову превосходят американский эсминец по возможностям ПВО, особенно в вопросах перехвата скоростных НЛЦ.

На эсминцах других флотов уже давно применяются РЛС с активными ФАР (SAMPSON, S1850, FCS-3A). Вовсю летают зенитные ракеты с активными головками самонаведения (европейский ЗРК PAAMS с ракетами семейства Aster). Но у американцев нет ничего подобного! «Берк» по-прежнему использует устаревшие технологии с подслеповатым радаром AN/SPY-1 и ЗУР семейства «Стэндерд-2» и RIM-162 ESSM с полуактивным наведением. При том, как уже упоминалось выше, у эсминца всего три РЛС подсветки AN/SPG-62, способных одновременно наводить лишь по одной ракете.

Наличие супербоеприпасов SM-3, способных поражать цели на заатмосферных высотах, ничего не дает эсминцу в реальном бою - трехступенчатый перехватчик SM-3 бесполезен против самолетов и низколетящих ПКР.

Вот такие дела. Супергерой оказался на деле «фраером» с весьма посредственными характеристиками.

Если возможности эсминца «Берк» по отражению воздушных атак можно определить как «средние», то его противолодочные и противокорабельные возможности оцениваются как «ниже среднего», а то и вовсе «никакие».

К примеру, первые 28 эсминцев (Flight I и II) вообще не имели вертолетного ангара - только посадочную площадку на корме. В то время, когда отечественные БПК несли на борту по два противолодочных вертолета!
Дальнейшее сравнение противолодочных (ПЛО) возможностей первых «Берков» с БПК пр. 1155 (шифр «Удалой») подобно «игре в одни ворота».

Наши БПК оснащались грандиозной гидроакустической станцией «Полином» массой 800 тонн. Дальность обнаружения подводных лодок, торпед и морских мин при благоприятных гидрологических условиях могла достигать 40-50 км. Едва ли такими характеристиками смогут похвастаться даже самые современные модификации американского сонара AN/SQS-53.

На борту БПК имелись восемь противолодочных ракето-торпед с дальностью пуска до50 км («Раструб-Б»/«Водопад-НК»), не считая вспомогательных средств в виде РБУ. Для сравнения: модернизировавнные американские ракето-торпеды RUM-139 Vertical Launch ASROC способны поражать цели на дальности не более22 км. С точки зрения реальных условий, 22 и50 км уже не имеют особого значения, ввиду сложности обнаружения субмарин на таких дистанциях. Тем не менее, цифры свидетельствуют против «Берка»…

Противолодочные возможности «Иджис»-эсминцев заметно возросли, лишь начиная с серии IIA (головной эсминец - «Оскар Остин» был введён в боевой состав ВМС в 2000 году). У кораблей этой серии была полностью перекомпонована вся кормовая часть, где появились два ангара для размещения вертолетов «Си Хок» системы ПЛО LAMPS III.

Как ловко выразился один из читателей «Военного обозрения», современные корабли не предназначены для морского боя. Они созданы для комфортного прохождения службы контрактников в мирное время .

Данное утверждение в полной мере относится к эсминцам типа «Арли Берк» - Wi-Fi, бассейны и ресторанное питание,4,4 кв. метра жилого пространства на каждого моряка… Единственное, о чем забыли конструкторы корабля - эсминец должен уметь вести морской бой. А современный «Берк» на это категорически не способен.

БПК «Адмирал Чабаненко» (пр. 1155.1), принят в состав ВМФ в 1999 году.
Новый комплекс ПЛУР «Водопад-НК» с запуском через обычные ТА позволил разместить на борту восемь сверхзвуковых ПКР «Москит». Носовая батарея 100-мм орудий заменена на спаренную автоматическую 130-мм установку АК-130. Скорострельные АК-630 заменены на 2 ЗРАК «Кортик»

Помимо общей «хлипкости» конструкции, свойственной всем современным кораблям (эсминец «Коул» вышел из строя после подрыва лодки с 200-300 кг ВВ рядом с его бортом, 17 погибших моряков, 34 раненых. Полная потеря хода и боеспособности - нетрудно представить, что произойдет в случае прямого попадания в эсминец ВМС США самой скромной ПКР) - помимо низкой живучести и устойчивости к боевым повреждениям, современный «Берк» полностью лишен противокорабельного оружия!

Наличием универсальной «пятидюймовки» и теоретической возможности стрельбы ЗУР по надводным кораблям можно пренебречь.

Как же так?

Очень просто. Эсминцы первых серий оснащались двумя грозными системами морского боя:
- специализированными дозвуковыми ПКР «Гарпун» (дальность стрельбы 130 км, скорость 0,85 М, масса боевой части 225 кг) в двух счетверенных пусковых установках Mk141 на корме эсминца;
- противокорабельными ракетами BGM-109B TASM, являющимися модификацией известной КРМБ «Томагавк». Рельефометрическая система наведения TERCOM заменена на активную радиолокационную ГСН, аналогичную ракетам «Гарпун».

Несмотря на насмешки по поводу дозвуковой скорости (0,75М), противокорабельный «Томагавк» представлял собой труднообнаруживаемый смертоносный боеприпас, летевший на маршевом участке на высоте всего нескольких метров над гребнями волн (в отличие от советских монстров П-500/700/1000, взмывавших ввысь на пару десятков километров). Малая скорость и устаревание данных ЦУ компенсировалось особыми режимами полета на конечной участке траектории (поиск «змейкой»). Наконец, дальность полета в полтысячи километров и боевая часть массой 450 кг - в 2-3 раза больше, чем у обычных малогабаритных ПКР (экзотические громоздкие «Граниты» и «Вулканы» не в счет).

В 1990-е годы некоторое количество BGM-109B Tomahawk Anti-Ship Missle обычно имелось в ячейках установок вертикального пуска на борту эсминцев и крейсеров ВМС США.

Стандартная компоновка кормовой части «Арли Берка» серии I. Две РЛС подсветки AN/SPG-62 для прикрытия кормовых углов (за дымовыми трубами), лафет «Фаланкса» (сам комплекс демонтирован по тех. причинам), наклонные пусковые установки Mk.141 для ПКР «Гарпун» и, наконец, ячейки УВП с «Томагавками»

Увы, к настоящему времени «Берк» совершенно деградировал. Ввиду исчезновения единственного достойного противника - ВМФ СССР, противокорабельный «Томагавк» превратился в ненужный балласт. BGM-109B полностью сняли с вооружения в начале 2000-х.

На эсминцах серии IIA установку противокорабельных ракет вообще почитали ненужным и бесполезным мероприятием. В результате «Берк» лишился своего последнего оружия - ПКР «Гарпун». Разумеется, моряки не думали отказываться от ракет - все решило за них командование флота, стремившееся сократить и без того непомерные расходы.

В результате возникла позорная ситуация: любой иранский корвет или МРК может «огреть» беззащитный «Берк» парой противокорабельных ракет, а американскому эсминцу будет даже нечем огрызнуться.

Понимая свою беспомощность, моряки подняли шум. Результатом прений стал проект LRASM (Long Range Anti Ship Missle) - разработка дозвуковой стелс-ПКР большой дальности на основе авиационной крылатой ракеты AGM-158 JASSM, запускающейся из ячеек УВП Mk41.

Вместо скоростной «гонки на выживание», LRASM делает ставку на «интеллектуальный» прорыв системы ПВО/ПРО противника - высокая автономность, малозаметность, сложные маневры уклонения, постановка помех. Ожидается, что новая ракета поступит на вооружение ВМС США во второй половине этого десятилетия.

Ну а пока… американцы бессильно сжимают кулаки при виде иранских ракетных корветов.

Другой момент деградации «Арли Берка» - последние эсминцы вступают в строй без систем ближней самообороны . Привычный признан устаревшим оружием, взамен эсминец получил … пустое место. Изначально предполагалось, что на смену зениткам с радарным наведением придут ракетные комплексы RIM-116 Rolling Airfame Missle (RAM) - 21-зарядная пусковая установка на лафете «Фаланкса»; конструкция ракеты - фюзеляж от авиационного «Сайдвиндера» + инфракрасная ГСН от ПЗРК «Стингер». Комплекс годится для поражения воздушных целей на дальности до 9 км.

Однако, на ЗРК самообороны было решено сэкономить. «Берк» лишился последнего рубежа обороны.

USS Spruance (DDG-111) эсминец серии IIA. На корме - устаревший «Фаланкс». Спереди - пустота

В настоящий момент ударное вооружение эсминцев типа «Арли Берк» ограничивается крылатыми ракетами «Томагавк» - множество модификаций с различными алгоритмами наведения и типами боевых частей. В этом зачете американским эсминцам равных нет - «Берк» в «ударном» варианте способен принять на борт 56 «Топоров». Мощный ракетодром для ведения локальных боевых действий, способный одним залпом прикончить ПВО любой «банановой республики». Главное - не приближаться близко к берегу, иначе можно здорово «огрести» от контрафактных китайских ПКР C-802 и прочего «вундерваффе», расплодившихся по миру в чрезвычайных количествах. Надежды на AN/SPY-1 нет, а вместо старого доброго «Фаланкса» у американцев теперь, пардон, голый зад.

Планов громадье

Интересно, каким образом янки собираются воевать на этих, даже сейчас устаревших «лоханках», в течение следующих 50 лет? Ведь как бы ни пыжился Пентагон, других эсминцев у ВМС США в ближайшей перспективе не будет (три экспериментальных «Замволта» погоды не делают).

Даже если допустить появление перспективных эсминцев DD(X) в 2030-х гг., «Берки» останутся основой надводного компонента ВМС США как минимум до середины века. А по ряду прогнозов, последние из эсминцев «Берк» покинут действующий состав 2070-х годах! Еще ни один тип корабля в истории не оставался на службе в «первой линии» столь продолжительное время.

Изменением длины ствола пушки с 54 до 62 калибров здесь не отделаешься. Как и добавлением различных хай-тек систем (например, MASKER, подающей к днищу корабля пузырьки воздуха для снижения гидроакустической заметности). Автономные роботы-миноискатели RMS, активно-реактивные снаряды, пять бронированных переборок в надстройке… нет! Нужно что-то принципиально другое!

Янки очень надеются на Третью серию (Flight III). Точная информация по этим кораблям отсутствует. Наверняка даже сами разработчики еще не определились с обликом модернизированного «Берка».

Но уже ясно одно - радар AN/SPY-1 отправится в отставку. Вместо него появится РЛС с активной ФАР AMDR или нечто подобное - чрезвычайно энергоёмкое, для контроля верхних слоёв атмосферы и НОО. Потерпев фиаско с «универсальным» эсминцем, янки все сильнее склоняются к идее превращения «Берков» в плавучие ракетодромы национальной системы ПРО.

Имеются планы по перекомпоновке машинных отделений - взамен газовых турбин эсминцы оснастят полным электродвижением. При необходимости один из вертолетных ангаров будет пожертвован для установки дополнительного генератора.

155-мм дальнобойная пушка AGS вместо носового орудия, активные системы защиты на основе лазерного оружия, новые типы ракетных боеприпасов, целеуказание от радаров истребителей F-35…



Полным ходом идут испытания и мелкосерийная сборка зенитных ракет SM-6. Фирма Raytheon обещает поставить ВМС первую крупную партию в 2015 году. Янки с опозданием на 10 лет все-таки надеются принять на вооружение ЗУР с активным наведением.

«Деградация» эсминца «Берк» - не более чем злобная шутка. Современный американский эсминец действительно не блещет своими ТТХ, но количество рано или поздно переходит в качество. У янки действительно много эсминцев, и еще больше планов по их модернизации.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»