Отрасли психологии (Обзор основных отраслей психологии). Отрасли психологии

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Отрасли психологии имеют весьма разветлвенную схему, среди которых различают фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются.

Основной отраслью психологии является общая психология, которая исследует самые общие законы и механизмы развития и функционирования психики человека и животных. В качестве фундаментальной научной дисциплины общая психология занимается изучением вопросов методологии и теории психологии в целом. В общей психологии выделяются разделы, которые представляют (ощущение, восприятие, и ), а также психологию личности, рассматривающую такие структурные образования, как характер, способности, эмоции, потребности, мотивы, волю и . Изучение психологических наук начинается с общей психологии, поскольку без знания основных понятий, законов и механизмов невозможно понимание специальных отраслей психологии.

Специальные, или прикладные, отрасли психологии рассматривают отдельные виды психических явлений и деятельности человека, а их достижения используются на практике. Так, педагогический аспект психологии исследуется педагогической психологией. Она изучает закономерности обучения и воспитания, условия формирования у учащихся познавательных функций, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность усвоения знаний, разрабатывает психологические рекомендации.

Изучает онтогенез различных психических процессов и качеств личности развивающегося человека, возрастные особенности психических процессов, факторы развития личности и т.п. Она делится на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию (психологию пожилого человека). Одна из центральных проблем возрастной и - проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость.

Выявляет и описывает индивидуальные различия людей, генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения человека, их зависимость от генотипа. Медицинские вопросы психологии рассматривает такая отрасль, как . Она исследует психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Она исследует социально-психологические явления в больших группах, проблемы массовой коммуникации (телевидение, кино, пресса и т.п.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, психологию наций, народностей, влияние на людей политических процессов, происходящих в обществе. Социально-психологическая проблематика малых групп включает в себя следующие вопросы: психологическая совместимость в замкнутых группах, межличностные отношения в группах, положение лидера и ведомых в группе, типы групп, восприятия человеком человека и многое другое.

Изучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда. В задачи психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов. Психология труда имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями науки. К ним относятся инженерная психология, изучающая деятельность оператора в автоматизированных системах управления, юридическая психология - рассматривает вопросы, связанные с реализацией системы права, военная психология, которая исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические аспекты взаимоотношений офицеров и их подчиненных.

Наука о методах и правилах постановки психологического диагноза. Психокоррекция рассматривает вопросы, связанные с разработкой методов воздействия на личность с целью исправления тех или иных психических отклонений.

Все отрасли психологии и ее более мелкие дисциплины, очень тесно взаимосвязаны, между ними происходит постоянный обмен экспериментально выявленной научной информацией, что позволяет быстрее и более комплексно решать поставленные практические задачи.

Необходимо отметить, что современная психология занимает особое место среди других научных дисциплин, т.к. объединяет в единое целое самые разнообразные знания о человеке. Швейцарский психолог отмечал, что «...психология занимает ключевую позицию в системе наук. С одной стороны, психология зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, лингвистических, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математических координаций, овладение которыми возможно только через воздействие организма на объекты, и только позволяет изучить эту деятельность в развитии». Таким образом, психология становится важным средством взаимосвязи современных наук в сфере познания человека, объединяя естественнонаучные, технические и общественные научные дисциплины.

Согласно точке зрения Б. М. Кедрова, психология занимает центральное расположение в системе других наук, т. к. она, с одной стороны, является интегративным продуктом других наук, а с другой - выступает в качестве источника дальнейшего развития других научных направлений.

Кратко характеризуя взаимосвязь психологии с естественными науками, следует отметить, например, что психология заимствовала из биологии некоторые теории для обоснования закономерностей филогенетического развития психики. Проблема соотношения наследственных и социальных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие индивида, является одной из центральных в психологии.

В связи с этим для нее важны научные данные такой науки, как генетика, предоставляющей материал о механизмах наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и т.п.

Психология тесно связана с физиологией высшей нервной деятельности. Так, изучает взаимосвязь психики с ее материальным субстратом - мозгом.

Клинические психологи работают в тесном сотрудничестве с медиками (и, в первую очередь, с невропатологами и психиатрами), разрабатывая проблемы диагностики, профилактики, коррекции, реабилитации больных людей.

Психология тесно связана и с гуманитарными науками. Она долгое время развивалась в рамках и многие психологические школы базируются на тех или иных философских системах. Сегодня в психологии разрабатываются многие философские проблемы, такие как отношение материального и идеального, биологического и социального, субъективного и объективного. Психологи активно используют данные истории, антропологии, филологии, языкознания и др. Совместно с социологией - наукой о социальных системах и процессах - психология изучает психологические закономерности взаимодействия личности и ее социального окружения.

Специалисты-политологи изучают поведение индивидов и групп в политическом контексте, поэтому такие проблемы, как разрешение конфликтов, источники власти, её аккумуляция и распределение, являются для психологии чрезвычайно актуальными.

Психология тесно взаимосвязана и с техническими науками. В частности, разработка различных социотехнических систем предполагает учет психических и психофизиологических возможностей человека как самого сложного элемента системы «человек - машина». Математические науки предоставляют психологии статистические методы обработки диагностических результатов психологических исследований. Кроме того, в последнее время широко используется метод моделирования.

Таким образом, психология, с одной стороны, аккумулирует теоретические и эмпирические знания других наук и одновременно предоставляет этим наукам необходимые сведения, связанные с психологическими особенностями человека.

Психология (др. греч. душа; знание, т.е. "наука о душе") - академическая и прикладная наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности. Психология - это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека.

Официальное оформление научная психология получила в 1879 г., когда немецкий психолог В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний – философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.

В центре внимания в разные исторические периоды был разный предмет психологии:
- с древних времен по 17 в. – психология – наука о душе;
- с 17 в. по нач. 20в. – психология – наука о сознании;
- в нач. 20 в. – психология – наука о поведении, наука о бессознательных проявлениях психики и др.;
- современное понимание – психология – наука о закономерностях возникновения, формирования и проявления психики.

Предмет психологии (в самом общем виде) – явления, факты и закономерности психической жизни человека. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Соотношение житейской и научной психологии

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах. Но есть основные различия между житейской и научной психологией.

Научные психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Научные знания систематизированы и носят обобщенный характер, выражаются они в научных (рациональных) понятиях. Формирование этих понятий – основное назначение науки. Понятиям житейской психологии свойственны расплывчатость и многозначность, они носят интуитивный характер.

Научная психология выдвигает гипотезы, которые можно проверить (абсурдные не выдвигает).

Научная – использует научные методы (свои или заимствованные из других наук). Способ получения знаний в житейской психологии – наблюдение и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок.

Трудно передавать накопленный опыт другим людям (эмоции, переживания сложно объяснить) и такая информация субъективна. Плюс проблема «отцов» и «детей» - дети не могут и не хотят перенимать опыт старших. Каждое поколение учится на своих ошибках. Научные знания – закреплены в специальной литературе, передаются без труда.

Но научная психология использует житейские знания для подтверждения закономерностей науки. Таким образом, научная психология изучает психические факты, механизмы психических явлений и закономерностей.

Специфика психологического знания

Психологические знания могут быть получены двумя путями: обыденным и научным;

Система наук обеспечивает научные знания психологии: естественные (анатомия, физиология ВНД, биология) и общественные (философия, история).

Психология рассматривает факты, механизмы, закономерности, изучает происхождение, функционирование, место психического в деятельности субъекта.

Специфика психологического знания связана с ее объектом.

Другие особенности психологического знания:

Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя. Научное сознание человека становится его научным самосознанием.

Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь).

Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый).

Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.

Отрасли психологии разделяют на фундаментальные, которые имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений; и прикладные области – достижения которых исполняется на практике.

Фундаментальные области

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики человека. В рамках общей психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов и процессов регуляции деятельности, а также психические состояния человека.

Психология личности занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.

Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций.

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.

Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и личностных качеств человека.

Прикладные области

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся: педагогическая психология, психология семьи, военная психология, юридическая психология и др.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека.

Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем юридической практики. Подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (или исправительную) психологию.

Психология труда – это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного процесса тренировок, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.

Психология семьи – психологические вопросы формирования семьи, анализ межличностных, бытовых и др. отношений супругов, взаимоотношений родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.

В связи с этим самостоятельно складывается особая отрасль – практическая психология. Она включает несколько основных направлений: психодиагностика, психоконсультирование, психокоррекция, психотерапия, психологическое просвещение.

Психология как наука тесно связана с другими науками. Задача психологии развивать эту взаимосвязь. Сама психология имеет большое значение для решения задач профессионального и личностного роста, образования и воспитания личности, нравственного и духовного развития общества, а также имеет значение для экономики, развития культуры и охраны здоровья людей.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: 1) инженерная психология;

2) авиационная психология; 3) космическая психология и др.

Педагогическая психология имеет предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся:

1) психология обучения; 2) психология воспитания;

3) психология учителя; 4) психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Она подразделяется на: 1) нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;

2) психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; 3) психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; 4) психопрофилактику и психогигиену.

Юридическая психология – отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей, связанной с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей: 1) криминальная; 2) судебная; 3) исправительная;

4) правовая психология.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т. д.

Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

Возрастная психология . Возрастная психология – это особая область психических знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.

Главный принцип – принцип развития психики в деятельности, следовательно, возрастную психологию нельзя представить вне развития (генезиса), вне развертывания.

Она изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности и имеет ряд отраслей: 1) детская психология; 2) психология подростка; 3) психология юности; 4) психология взрослого человека; 5) геронтопсихология (психология старости).

Психология аномального развития , или специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования или функционирования нервной системы.

Дифференциальная (сравнительная) психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки в процессе формирования.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

Психология это наука, которая постоянно развивается. Еще недавно психологию, считали одним из разделов философии. Однако сейчас психология — это самостоятельная наука, с множеством подразделов.

Практически каждый год появляются новые отрасли современной психологии. В основном это связано с увеличивающимся интересом к психологии, вернее сказать к ее результатам, которые она позволяет достичь.

В настоящий момент известно более 100 самостоятельных разделов психологии. Большинство из них появились на волне повышенного интереса и не имеют научной ценности. Про остальные отрасли психологии, такого не скажешь, поскольку их появление, являлось практической важностью.

Главным разделом психологии является «Общая психология» или по другому его называют «Основы психологии». Этот раздел является базисным, для тех кто изучает психологию, на его основе и происходит появление новых отраслей психологии.

Основные отрасли психологии

Общая психология — это раздел познакомит с основными теоретическими принципами и методами используемыми в психологии, а так же с психическими особенностями, процессами, состояниями свойственными личности.

Социальная психология — занимается изучением поведения отдельного человека, так и группы в целом, с целью выявления психологических закономерностей и явлений в процессе общения и взаимодействий друг с другом. В своих исследованиях использует научные методы психологии и социологии.

Возрастная психология — этот раздел психологии, который занимается изучением этапов психологического развития личности, на протяжении всего онтогенеза. При изучении возрастных периодов, во внимание принимаются социальные, биологические и психологические факторы.

Педагогическая психология — психологическая отрасль, которая занимается изучением психологических закономерностей, свойственных при обучении либо воспитании личности. На этой основе ведется разработка методов обучения и воспитания, способствующих эффективному развитию личности.

Психология труда — раздел психологии, который ставит перед собой задачу изучить психологические особенности организации трудовой деятельности и ее совершенствования с целью получения эффективных результатов.

Клиническая психология — отрасль психологии, которая иногда именуется как медицинская психология. Имеет близкие отношения с психиатрией. Этот раздел занимается изучением психических явлений, которые так или иначе имеют связь с заболеваниями. Клиническая психология, это один из разделов, который реально помогает нуждающимся в психологической помощи людям. Поскольку в рамках ее предмета, разрабатываются методики по диагностике психического здоровья, а так же способы коррекции в случае выявленных отклонений.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, которая изучает психологические различия свойственные различным представителям социальных, классовых, этническим и другим группам. В результате выявленные особенности, систематизируются и количественно оцениваются для каждой группы отдельно.

Психофизиология — отрасль психологии, которая занимается исследованием нейрофизиологических механизмов психических процессов. Проще говоря, психофизиология ищет физиологические причины, в психической деятельности человека.

Когнитивная психология — раздел психологии, который занимается изучением интеллектуальных особенностей присущих каждому человеку. На его основе, разрабатываются методики по тренировке памяти, логического мышления, воображения, творческой деятельности, различных способностей и навыков.

Биопсихология — психологическая наука, которая занимается изучением биологических процессов, которые происходят в организме, а так же их влиянием на психику человека. Основываясь на знаниях этой науки, появляются различные стимулирующие психотропные средства.

Сравнительная психология — отрасль психологии, которая занимается изучением поведения животных. Таким образом происходит сравнение психологии животных и человека, что помогает лучше понять мотивы и причины поступков человека.

Кросс-культурная психология — отрасль психологии, которая направлена на изучение культурных особенностей присущих каждому народу. Основная цель данного раздела выделение особенностей развития личности в зависимости от принадлежности к той или иной культуре.

Экспериментальная психология — отрасль психологии, которая является основой для всех видов научно психических исследований. С ее помощью проводятся психологические исследования во всех отраслях психологии.

Судебная психология — раздел психологии в задачи которого входит изучение психологических проблем связанных с судопроизводством. Основываясь на знаниях этого раздела, судебные психологи определяют степень аффекта, вменяемость, жесткость обращения, моральные принципы и другое, что позволяет судье объективно оценить психологическую ситуации и вынести соответствующий приговор.

Психология здоровья — занимается изучением биологических, социальных, психологических факторов с целью определения их влияния на здоровье человека. С ее помощью разрабатываются методики способные влиять на здоровье положительным образом.

Психология личности — раздел психологии, который изучает личность в целом и ее совокупности. Главной целью является создание подробной картины личности, а так же ее взаимосвязей с миром, жизнью, обществом в процессе ее развития.

Психология отношений — раздел психологии, главная цель которого изучение отношений возникающих между различными социальными группами. Большинство тем этой отрасли посвящено отношениям возникающим между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, руководителями и подчиненными.

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям: 1) по сферам деятельности, нужды которых обслуживаются, т.е. по тому, что делает человек (психология труда, педагогическая психология); 2) по тому, кто именно эту деятельность выполняет, т.е. является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа (субъект: человек определенного возраста – возрастная психология); 3) по конкретным научным проблемам, например, проблемам связи, нарушением психики с мозговыми поражениями (нейропсихология).
Общая психология:

1. методология психологи (что и как изучается)

2. психические процессы, функции (познавательные, ощущение, память, эмоциональные, регуляорные)

3. исследование личности (персоналогия)

Психология развития. изучает развит. психики на протяж. всей жизни человека. Выделяют 2 линии:

1. описательная

2. выявление закономерностей развития.

Педагогическая (психологич. аспекты учебы, вопитания)

1. психология обучения

2. психология воспитания

3. психология учителя

Социальная (многообразные явления социальной пси человека Þособенности психического состояния и поведения во взаимодействии с другими). Изучает закономерную психическую жизнедеятельность человека в социуме

Медицинская (изучает психологические факторы возникновения, лечения и профилактики заболеваний, направленных на укрепление здоровья, диагностику и профилактику психических расстройств, психологическая помощь больным)

включает 3 осн. раздела:

1. патопсихология (психол. деят. у людей с психологич. заболев.)

2. нейропсихология (взаимод. психики и мозга)

3. психосоматика (изуч. психолог. факторы возник. соматич. забол.)
косметическая

экономическая

политическая

10. естественно-научная и гуманитарная парадигма в психологии В психологии существует 2 парадигмы: естественно-научная и гуманитарная. Данные парадигмы не исключают друг друга, т.к. каждая из них обладает специфическими способами взаимодействия с психическими феноменами, и проблема заключается лишь в ограничении сферы их применении.

Особенности познания
Е-Н (различные формы проявления душевной жизни: поведение, взаимоотношение, общение) Г. (душевная жизнь человека в ее целостности, несводимая к сумме ее отдельных проявлений)
Принципы
детерминизм Индетерминизм
Цель
Познания объективных законов психического, подведение единичных фактов под общую зависимость Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности
Методы
Объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др. Субъективистские методы исследования: интуиция, герменевтика и др.
Позиция исследователя
Беспристрастная, отстраненная Эмоциональная, эмпатическая, включенная
Способ построения знаний
Гипотеза теоретич.конструкт Беспредпосылочность


11. методы наблюдения и эксперимента в психологии Специфика эксперимента - в нем целенаправленно и продуманно создается искусст ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента - позволяет надежно делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими фено-менами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный . Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они развора-чиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Основным и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения - это такой способ, где явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. На основе наблюд делаются выводы о тех или иных психических процессах. Различают два вида наблюдения - сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу. Результаты наблюдений фиксируются в спец протоколах. Хорошо, когда наблюде-ние ведет не 1 человек, а несколько, и данные сопоставляются и обобщаются. При использовании метода наблюд - следующие требования: 1. Предварительно намечать программу наблюд. с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения. 2. Проводимые наблюд не должны влиять на естественный ход изучаемого явления. 3. Наблюд одного и того же псих явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими. 4. Наблюд должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным.



12. тестирование как метод исследования в психологии. Виды тестов. Тесты являются спец методами психо-диагностического обследования, применяя их можно получить точную кол-в или кач характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются: предполагают четкую процедуру сбора и обработки первич-ных данных, а также своеобразие их последующей интерпре-тации. Виды тестов: вербальные и невербальные, представлен или нет в тесте речевой компонент. Тест на словарный запас - верб, неверб - тест, требующий определенных действий в кач-ве ответа. Груп и индивид тесты отличаются - при групповом тестировании исследуется группа испыту-емых. Тесты достижений и личностн тесты различаются на основе того, какие из свойств личности подвергаются тести-рованию. Тесты достиж - это тесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты способностей, сенсорно-моторные тесты и, конечно, тесты интеллекта. Личн тесты - это тесты на установки, интересы, темперамент и мотивационные тесты. Объективные тесты включают в себя большинство тестов достижений и психофизиологич тестов. Проективные тесты дают ответ, который не может быть расценен как "правильный" или "не правильный", а должен быть дан свободный ответ, т.е. должен быть такой способ построения тестового задания, при котором испыту-емый должен получить ответ «из головы». Прост и сложн тесты различ тем, что последние состоят из нескольких самостоятельных подтестов, по каждому из которых должен быть получен ответ, при этом высчитывается общая оценка. Опросники также могут быть отнесены к тестам. Критериально -ориентированные тесты , позволяющие оценивать испытуемого по отношению к заранее заданной норме, не сравнивая со среднестатистическими данными.


13 методы познания в гуманитарной психологической традиции Основные методологические принципы и положения ГП сводятся к след.: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаевне менее оправдан, чем статистические обобщения ;в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Общая методологическая платформа ГП реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах Маслоу , Франкла , Бюлер и др. Основной областью практики ГП выступает психотерапевтическая практика . Недирективная психотерапия Роджерсаи логотерапия Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. 2область практического приложения ГП - гуманистическая педагогика,основаная на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником, направлена на формирование творческих способностей личности. 3 область ГП - социально-психологический тренинг ,одним из зачинателей которого был Роджерс.Успехи ГП в этих областях во многом определили соц платформу ГП, основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (Маслоу). Сегодня ГП занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

14 понятие практической психологии и ее методы. Психология делиться на: академическую (цель – исслед. псих. реальности) и практическую (задача – изменение псих. реальности)Практическая:

4 формы психологических практики:

1 психологическое консультирование(нацелено на определение психологического запроса, стратегия психологической помощи)

2 психотерапия (псих. помощь направлена на изменение личности и разрешение работы личностных конфликтов): -врачебная (отдельное лечение отдельных видов псих заболев.) и неврачебная

3 психологич. корреляция (исправление отклонен. в психологич. развитии)

4 психологич. тренинг (направл. на формиров. развития каких-либо способностей или навыков)

Методы имитирования психологич. практики

психоанализ

бихевиоральный

гештальттерапия

рационально-эмотивная терапия

гуманитарная психология



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»