Михаил барятинский израильские танки в бою. Танки Израиля – фото и описание Название израильского танка

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Каждое лето по городам России ездят евреи в домиках на колёсах. Несколько машин выезжают из Москвы и разделяются по маршрутам. Их путь лежит в большие города и глухие городки, где есть еврейские общины. Эти автомобили - передвижные синагоги, и иногда их называют “танками".

Я принял участие в этнографической экспедиции в качестве блогера, чтобы рассказать вам о том, как это происходит. Среди моих читателей немало людей с еврейским происхождением, но уверен, что этот репортаж будет интересен не только им.

Чтобы крепко стоять на земле, нужно чувствовать корни. Я не помню, когда впервые узнал о своём еврейском происхождении. Никогда этого не скрывал, но и не интересовался. Осознание и гордость пришли значительно позже.

Две тысячи лет назад еврейский народ выгнали со своей земли завоеватели. Рассеяние по планете должно было стереть его память в коридорах времени. Это уже случалось с другими народами, но евреи смогли сохранить свою идентичность, пронести её через все войны и гонения. А потом, впервые в истории, возродить своё государство и собрать из пепла забвения древний язык.

Но в мире ещё живёт много людей, которые хоть и знают о происхождении, не знакомы с еврейскими традициями. Живший в Нью-Йорке раввин Менахем-Мендл Шнеерсон (7-й Любавичский ребе), лидер движения Хабад, придумал способ, как найти как можно большее число людей с “корнями”, но далёких от общины. “Если еврей не идёт в синагогу - синагога идёт к еврею!”. Активисты нью-йоркской общины арендовали два трейлера, которые раскрасили в яркие цвета и установили громкоговорители, а внутрь положили книги и брошюры. На этих машинах молодые раввины стали ездить в разные концы Нью-Йорка для агитации евреев. Акция оказалась успешной, и количество домиков на колёсах стало увеличиваться, а география их поездок - расширяться. Позже синагоги на колёсах появились в других странах мира, в том числе и у нас.

Трагические события 20 века в России прошлись по многим народам нашей страны. Людей переселяли и ссылали, стреляли в затылок и сжигали в печах, заставляли забыть свою историю и идентичность. Это коснулось всех. Взрывали храмы, мечети, закрывали синагоги. Всё, что было дорого и свято, семейные и общинные традиции кидались в жертву новым идеологиям.

В 90-е годы в России стали возрождаться религиозные общины. Даже в крошечных городках находились несколько евреев, начавших собираться вместе. В то же время поднялся “железный занавес”, открылись границы и очень многие уехали жить в Израиль: из Советского Союза репатриировались больше миллиона человек. Но и сегодня остаётся немало людей, потерявших связь с корнями. Еврейские организации проводят образовательные программы для детей, взрослых и пожилых, возят бесплатные туры в Израиль и Европу. Всё это не для того, чтобы люди непременно “свалили”, совсем нет. Чтобы знали и помнили, кто они.

Это была краткая предыстория. Теперь к истории.

1 Наш экипаж “танкистов” - Исроэл, Давид и Менахем-Мендл. Они молодые раввины, учащиеся ешив из разных стран мира. Я присоединился к ним в Казани, до этого ребята полторы недели ездили по городам России и успели побывать в Иваново, Костроме, Рязани, Пензе и Ижевске.

Кстати, "танки" не имеют никакого отношения к военной технике. Так эти машины называл Любавичский ребе, "танки для войны с ассимиляцией".

2 Наша первая точка - база отдыха “Глубокое озеро” под Казанью, где этим летом проводится лагерь “Ган Исраэль”.

3 В лагере находятся 90 детей из поволжских регионов, смена длится две недели. За это время они успевают не только отдохнуть и потусоваться с новыми друзьями, но и узнать многое о еврейских традициях и культуре.

4 Мицва-танк они ждали с самого утра и вышли встречать нас всем лагерем.

5 Вожатые и “танкисты” оказались хорошо знакомы, и это не удивительно, в еврейской тусовке все знают друг друга. В общем, встреча была тёплой.

6 Дети в восторге от домика на колёсах! Каждый хотел зайти внутрь и посмотреть, как там всё устроено. Они буквально засыпали вопросами, и так как раввины были заняты, мне достались самые каверзные: “А спать удобно? Не выпадаешь на ходу?” “А как тут туалет работает?” и тому подобное. Хорошо, у меня есть “бэкграунд”: в прошлом году мы с блогерами ездили в точно таком же автодоме по Татарстану, просветит ребят, что к чему.




7 Исроэл Лазар, сын главного раввина России Берла Лазара, рассказывает ребятам историю об одиноком еврее из Австралии, захотите - расскажу её вам.

9 Прогулялся по лагерю. Пока одни играют,





10 Другие учатся и молятся. В “Ган Исраэль” ребят учат жить по еврейским заповедям, в том числе и молитвам.

11 Чёрные коробочки называются “тфилин”, и это одна из самых важных заповедей для религиозного еврея, совершать ежедневную молитву, возлагая тфилин на руку и голову. Тфилин – символ неразрывной связи между народом Израиля и Всевышним.

В Торе есть четыре отрывка, в которых содержится предписание: "Повяжи их (слова Б-га) в знак на руку твою, и да будут они знамением над глазами твоими!" Эта заповедь, символически предписывающая подчинять действия и сознание воле Творца, на буквальном уровне обязывает взрослых евреев-мужчин возлагать "эти слова" (то есть, слова Торы, содержащиеся в этих отрывках) на руку и на голову. Эти четыре отрывка переписчики священных текстов (софрим, в ед. ч. софер) пишут на маленьких пергаментных свитках, изготовленных из особым образом обработанной кожи кошерного животного. Специальные коробочки (также изготовленные из кожи кошерного животного), в которых содержатся эти отрывки, и называются тфилин. // ru.chabad.org





13 Синагога в Казани. Она находится в самом центре, и я много раз её видел, но внутри бывать не доводилось. Прямо напротив синагоги есть кафе “Сирия”, где готовят ближневосточную еду - хумус, фалафель и всё такое. Всегда было интересно, ходят ли посетители синагоги в это кафе, ведь кухня у соседних стран похожая. Спосил - не ходят, потому что там нет сертификата кошерности, религиозным евреям это важно. А ведь те могли бы получить, от клиентов отбоя бы не было!

Так или иначе, вот чем прекрасен Татарстан - своей веротерпимостью. Регион, где тесно переплетены несколько народов, может быть хорошим примером, как жить в мире.

16 Раввин Казани Ицхак Горелик.

17 Прогуляемся по синагоге. Листайте фотографии влево-вправо при помощи стрелок.

Здание синагоги недавно отметило 100-летний юбилей. Его построили в 1915 году на деньги, собранные общиной.
В советские годы синагогу изъяли и отдали министерству просвещения. И только в 90-е годы здание вернулось к еврейской общине.










17 На других этажах синагоги расположены разные организации и фонды., помогающие общине в жизни. Здесь же есть небольшой музей казанской общины.




18 Строительство продолжается. На верхнем этаже, под крышей, сейчас строят ешиву - учебные классы религиозной школы.

20 Я давно хотел там оказаться: много раз ездил по трассе в Казань, но сюда не добирался, нужно делать большой крюк. А посмотреть в Йошкар-Оле есть что. Покажу в отдельном посте.

21 Мицва-мобиль припарковался в одном из дворов в центре города. Необычная машина привлекает внимание, многие подходят, интересуются, задают вопросы.

22 За всё время мы не встретили никакого негатива или неприятия со стороны прохожих.

23 Община в Йошкар-Оле очень маленькая, а сейчас, летом, большинство людей на дачах. Пришло всего несколько человек, но встреча была тёплой. Своей синагоги здесь нет, как и здания. Арендуют небольшую комнату в полуподвале. Нет и раввина, но это не мешает людям собираться вместе. Большинство из них пожилые, дети и внуки выросли и уехали. Из города бегут очень многие, в Казань и Москву, многие евреи уехали в Израиль ещё в 90-е.

24 Сын руководителя общины погиб во время операции в Газе в начале 2000х.

25 Такие общины меня очень трогают. В 2015 году я тоже ездил с мицва-танком по Поволжью, и больше всего тогда запомнился город Сызрань: ещё меньше “Йошки”. Старый кирпичный домик на окраине, столетняя синагога, которую лишь недавно вернули евреям. Здание требует капитального ремонта, денег на него нет, но люди поддерживают старый дом и друг друга.

26 Подарок от экспедиции - еврейские часы. Вместо цифр здесь буквы алфавита, а стрелки идут в обратную сторону.

27 Раввины предложили поехать домой к людям общины и установить мезузу. Охранные молитвы в пластиковых футлярах, оберегающие дом. Оказалось, мезузы у всех уже есть.

28 После встречи в общины мы поехали посмотреть достопримечательности города. Нет, это не Красная площадь, а одна из многочисленных копий известных зданий в Йошкар-Оле. Говорю же - город необычный.

29 Главная задача экспедиции - познакомиться с деятельностью еврейских общин в России, приобщить людей к изучению истории, культуры и традиций своего народа.

30 Говорить с каждым на близком ему языке. В мицва-танке много литературы, книжки для детей, рассказывающие об истории народа.

31 На пешеходной улочке, возле “Кремля” мужичок в спортивном костюме сдаёт в аренду гироскутеры. Десять минут - сто рублей. Раввины заинтересовались темой, и довольно быстро освоили транспорт, хотя стояли на нём впервые.

32 Сделали эффектный лук!

33 Дальше предстоял трудный ночной перегон в Нижний Новгород и ночлег в машине. В принципе это не проблема, тут же целый дом на колёсах, со спальными местами, душевой и кухней. Но делать это в движении всё-таки не очень просто.

34 Поздний ужин. Ребята устроили целый пир с переменой блюд. Большинство продуктов они везут с собой, но время от времени пополняют запасы в местных магазинах.

36 В Нижнем Новгороде тоже есть синагога и большая община. Это красивое здание в виде свитка Торы, которое не влезло в ширину угла моей камеры, но в интернете можно . Здесь наши дороги разошлись. Раввины и мицва-танк остались в городе встречать шаббат, а я уехал на поезде в Москву, чтобы отправиться дальше.

Понравился пост? Ставьте лайк и пишите комментарий! Больше откликов - больше качественных репортажей:)

Израильский основной боевой танк Меркава (Колесница) впервые был показан в 1979 году и удивил многих своей компоновкой, став в итоге предметом споров о том, оправдана ли такая конструкция современного ОБТ . При его разработке учитывалась преимущественно оборонительная тактика боёв и потребность максимальной защиты экипажа, что привело к смене приоритетов. Большинство ОБТ конструируются по принципу огневая мощь-защита-подвижность , Меркава же имеет в приоритете защиту.

Израильтяне создавали ОБТ, который должен был использоваться лишь у них в стране и не экспортироваться в другие. Поэтому Меркава полностью отвечает их специфическим требованиям, имея при этом недостатки, которые были бы заметны в других армиях, но о них поговорим в конце статьи.

Конструкция

Главный конструктор, Исраэль Таль, возглавлял бронетанковую бригаду во время Суэцкого кризиса и дивизию во время Шестидневной войны, поэтому он, как никто другой, знал об особенностях ведения боя и существенно повлиял на бронетанковую доктрину Израиля.

Согласно ей, большинство боевых действий должно было вестись с предварительно подготовленных оборонительных позиций в условиях естественных укрытий из-за перепадов высоты. Таким образом, часто лишь башня будет уязвима для вражеского огня. Поэтому, при разработке Меркавы, фронтальный силуэт её башни уменьшили насколько возможно, а боевое отделение перенесли как можно больше в корпус.

Второй решаемой задачей была максимальная защита экипажа. И здесь машина выделяется опять. Её компоновка не похожа на другие современные ОБТ, поскольку двигатель, трансмиссия и топливный бак перенесены вперед, разделены между собой бронеперегородкой и отделены ещё одной бронеперегородкой от экипажа, который, таким образом, защищён не только лобовой бронёй.

Кроме того, боевое отделение в корпусе максимально увеличено и имеет дверь сзади, таким образом, ОБТ Меркава может транспортировать 6 десантников, 4 носилок с раненными или дополнительные боеприпасы, что является уникальной особенностью.

Бронезащита

Сама по себе защита танка необычна и выделяется на фоне других. Отличия в уже упоминавшейся компоновке, при которой двигатель с трансмиссией выступают дополнительной бронёй, а большая высота способствует большему количеству попаданий. Корпус и башня литые, имеют сильный наклон, а верхний броневой лист может сниматься и имеет специальный выступ, закрывающий собой стык башни и корпуса.

По бортам корпуса расположены экраны, защищающие ходовую часть.

Башня Меркавы, как уже упоминалось, имеет небольшую фронтальную проекцию, что обеспечивается клинообразной формой, которая к тому же увеличивает шансы рикошета. Её конструкция оригинальна, поскольку защита состоит из двух слоёв разнесённой брони, между стенками которой находятся патронные коробки для пулемётов. Бои в Ливане показали, что этого недостаточно, поэтому следующие модификации получили дополнительную броню.

Интересной особенностью являются фары, которые спрятаны в корпусе под прикрытием брони и открываются во время использования.

С каждой модификацией бронезащита Меркавы растёт в большую сторону. Например, появляются дополнительные экраны и модульная броня.

Вооружение

Изначально установили американскую 105 миллиметровую М68, являющуюся лицензионным вариантом английской L7A1, но сразу предусмотрели в конструкции башни установку орудия большего калибра. Боекомплект составляет 62 снаряда, но всегда может быть увеличен за счёт боевого отделения.

Начиная с модификации Мк.3, танк начали оснащать 120 миллиметровым орудием MG251 израильского производства.

Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта и двух дополнительных съёмных пулемётов FN MAG на крыше башни. Общий боекомплект составляет 2000 патронов. Опционально на маску орудия может устанавливаться 12,7-мм пулемёт М2НВ.

Для постановки дымовых завес предусмотрен миномёт, который позволяет вести стрельбу находясь под прикрытием брони начиная с Мк.2.

Система управления огнём Матадор находится на высоком уровне и обновляется с каждой модификацией. Однако точность и скорострельность находятся на довольно посредственном уровне. Это связано как с компоновкой, так и требованиями израильских военных.

Как и во всех современных ОБТ, наведение на цель осуществляется с помощью прицельных приборов. Проблема в том, что расположенный спереди двигатель струями горячего воздуха сильно снижает возможности этих приборов, создавая постоянное тепловое поле вокруг танка. Отчасти это решается тактикой стрельбы из заранее подготовленных позиций и с остывшим двигателем, но далеко не всегда это применимо на практике.

Более того, из-за компоновки передняя часть Меркавы сильно перетяжелена, что создаёт при стрельбе сильные продольные колебания, значительно снижая точность повторного выстрела и вынуждая снижать скорострельность в несколько раз из-за пауз между выстрелами.

Но всё это израильские военные не считают критичным, из-за тактики и применения корректируемых боеприпасов, которые позволяют практически со 100% точностью поражать первым выстрелом цели.

Ходовая часть и двигатель

Израильские инженеры приняли решение создать ходовую часть на основе Центуриона, поскольку его подвеска отличалась отличной стойкостью к минам и взрывным устройствам. В ней применяются спиральные пружины и крепление четырьмя болтами к корпусу каждого узла подвески, что позволяет легко заменять повреждённые части и сделать V-образное днище корпуса, устойчивое к взрывам снизу.

Всего на каждой стороне Меркавы 6 обрезиненных опорных катков, 5 поддерживающих роликов, ведущее колесо спереди и направляющее сзади.

Гусеницы тоже позаимствованы у Центуриона.

На большинстве танков установлены американские дизельные двигатели AVDS-1790 мощностью 900 л.с. и модифицированные американские полуавтоматические трансмиссии Аллисон CD-850-6B. Из-за их специфического расположения, практически любой снаряд, пробивший лобовую броню, обездвиживает машину. Зато собраны они одним модулем, что позволяет в полевых условиях быстро и легко произвести замену. В очередной раз Меркава не похожа на другие ОБТ, в которых в такой ситуации выводится из строя часть экипажа, но сам танк не теряет способности к передвижению.

Модификации

Меркава мк.1

Первая версия, серийное производство началось в 1979 году, всего было создано около 250 единиц. Участвовала в Ливанской войне 1982 года, после чего, учитывая проявившиеся недостатки и уязвимости, было принято решение создать новую версию, в результате чего появилась модификация Меркава мк.2 (Меркава Mk.1B). Все танки первой модификации позже были доведены до нового уровня.

Меркава мк.2

Версия, созданная на основе опыта Ливанской войны. Получила гораздо лучшую защиту, увеличенную огневую мощь и повышенную проходимость. Заменили бортовые экраны и улучшили защиту башни установкой накладных экранов. Сзади башни установлены корзины для имущества и навешены металлические цепи с шариками, всё это даёт дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов.

Были установлены СУО Матадор-2 и тепловизор, трансмиссия заменена на израильскую "Ашот", ёмкость топливных баков увеличена на 25% и модернизирована подвеска.

Всего произведено около 600 таких танков.

Меркава мк.3

На танке применили модульную бронезащиту корпуса и башни, которая состоит из специальных модулей, прикреплённых болтами к корпусу и башни. Такая конструкция позволяет легко и быстро заменять повреждённые участки брони и наращивать защиту Меркавы за счёт простой смены модулей на более совершенные.

Появилась система лазерного излучения LWS-2, предупреждающая экипаж о наведении на танк различного оружия, СУО заменили на Матадор-3, гидравлические приводы поворота башни и наведения орудия заменили на электрические, добавив возможность ручного дублирования.

Для повышения огневой мощи установили 120 миллиметровую гладкоствольную пушку MG251 местного производства, а для улучшения подвижности форсировали дизельный двигатель AVDS-1790-9AR до 1200 л.с. и заменили трансмиссию на израильскую, также улучшили подвеску.

Всего таких модификаций было произведено около 640 единиц.

Меркава мк.4

Последняя и самая совершенная версия.

Ещё больше повышена защита, из-за чего увеличились размеры, масса достигла 70 тонн. Для сохранения подвижности был установлен новый двигатель GD 883 мощностью 1500 л.с. Установлен комплекс активной защиты Trophy, защищающий Меркаву от управляемых ракет и гранат противотанковых гранатометов.

Башня увеличилась в размерах, защищена модульной бронёй и имеет лишь один люк, использующийся командиром, установлена новая командирская башенка. Добавлена защита днища.

Танк Меркава мк.4 обещает стать последним в серии, после чего ему на смену придёт принципиально новая машина следующего поколения.

Эпилог

Как видно из статьи, танк Меркава создавался сугубо под требования израильской армии, поэтому имеет ярко выраженные сильные и слабые стороны. Он не рассчитывался на дальние транспортировки, поэтому большой вес и габариты практически ни на что не влияют. Невозможность точной стрельбы с минимальными паузами как и стрельбы с хода постепенно исправляется новыми СУО и корректируемыми боеприпасами, к тому же современные технологии вполне позволяют исправить повышенное тепловое поле перед приборами наблюдения. Неспособность танка двигаться после пробития лобовой брони с лихвой компенсируется защитой экипажа, который хоть и превращается в простую пехоту после поражения танка, но выживает, и это главное в задумке Меркавы.

Этот танк некорректно сравнивать с другими современными ОБТ, поскольку их стараются делать универсальными и приспособленными к различным климатическим и боевым условиям. Меркава же абсолютно другая.

Если первыми боевыми самолетами, которые оказались в распоряжении израильской армии,стали Мессершмитты чешской послевоенной сборки (S-199), то их первыми танками стали английские «Кромвели». При этом первые два средних танка Cromwell были в буквальном смысле угнаны прямо из-под носа у англичан. В этой детективной истории оказались замешаны два сержанта: ирландец-механик Майкл Фланаган и шотландец Гарри Макдональд. Один из угнанных ими танков до сих пор можно увидеть в Латурне, где расположен израильский музей бронетанковых войск «Яд ле-Ширьон».

В 1947 году Великобритания приняла решение отказаться от своего колониального мандата на управление Палестиной. Англичанам откровенно надоело искать какое-либо решение арабо-еврейского конфликта, поэтому они решили устраниться от данной проблемы. Официально окончание действия их мандата должно было произойти 14 мая 1948 года. В тот же день было объявлено о создании независимого государства Израиль, после чего начался второй этап арабо-израильской войны 1947-49 годов, которая в самом еврейском государстве, как и в большинстве стран мира, носит название «Война за независимость» (в то время как государства, которые сочувствовали антиизраильской коалиции, называют ее по-другому - «Накба», то есть «катастрофа»).


Фактически война на территории Палестины началась еще до того, как ее покинули представители британской администрации. Однако на первом этапе данного конфликта боевые действия носили исключительно позиционный характер, а стороны конфликта главным образом занимались добычей вооружения, строительством фортификационных сооружений и укреплением своих позиций. При этом к началу войны евреи успели создать две крупных военных организации полуподпольного плана - «Хагану» и «Иргун». Обе организации в 1948 году были распущены, влившись в образованную в мае того же года Армию обороны Израиля (ЦАХАЛ).

При этом Армия обороны Израиля была вооружена самым различным по своему происхождению оружием. Сбор различного оружия начался задолго до мая 1948 года. Собранные евреями арсеналы были невероятно разномастные по моделям, калибрам, происхождению и возрасту. К примеру, еще до начала Второй мировой войны в распоряжении Хаганы появились пистолеты-пулеметы, полученные контрабандным путем, это были финские «Cуоми» и американские «Томпсоны», которые были очень удобны для боев в городе и поселениях. Не прекращался поток контрабанды оружия и после завершения большой войны в Европе. С 1946 по 1948 годы в Израиль было передано более 1300 различных пистолетов-пулеметов, а еще примерно 870 пистолетов-пулеметов, главным образом британских «Стэн», было добыто за период 1941-1947 годов непосредственно «на месте». Их похищали с британских складов, покупали у арабских контрабандистов и т.д. Таким же способом шла добыча магазинных винтовок и даже легких минометов.

В результате территория Палестины оказалась буквально нашпигована оружием. Схроны находили по всей стране. Так в 1946 году в Тель-Авиве только в одном здании школы Тахемони представители британской администрации обнаружили более 50 минометов, 50 винтовок и несколько тысяч патронов и мин к ним. А в кибуце Дорот было найдено два десятка пистолетов-пулеметов и ручных пулеметов. Оружие покупалось даже у самих британцев. При этом объяснялось это достаточно просто: дисциплина в войсках, которые уже считали дни до своего ухода из Палестины, мягко говоря, хромала. К примеру, уже в 1951 году в Великобритании был осужден офицер, который в 1948 году продал евреям партию оружия. Первоначально он собирался сбыть всю партию арабам за 25 000 фунтов стерлингов, однако представители Хаганы предложили за нее 30 тысяч и выиграли. В результате этой сделки они получили бронеавтомобиль, машину типа «джип», 180 пулеметов «Браунинг», винтовки и тысячи патронов к ним. При этом «Хагана» скупала оружие не только у британцев, но и у самих арабов на территории Палестины, а также соседних Египта и Сирии.

Шла охота и за серийной бронетехникой, ее добывали у тех же британцев. В некоторых случаях бронеавтомобили просто угонялись. Действовали евреи по всем правилам: брали бронемашину под свое наблюдение и дожидались того момента, пока экипаж отправится искупаться или перекусить. Однако речь шла не о танках. Первые танки, которые стали родоначальниками израильских танковых войск, были угнаны у британского контингента самими британскими военнослужащими гусарского полка, расположенного в Хайфе. Это были два средних танка Cromwell, вооруженных 75-мм пушками.

До отмены действия британского мандата в Палестине Хагана успела раздобыть перечисленные выше два танка «Кромвель», один бронеавтомобиль «Даймлер», два разоруженных танка «Шерман» (были куплены) и разведывательный автомобиль GМС «Оттер». Уже в мае 1948 года началось формирование израильской бронетанковой службы, однако на 15 мая из всех танков только что провозглашенного израильского государства на ходу был лишь один. В июне того же года в Израиль прибыли 10 легких танков «Гочкис» Н-39, которые на тот момент времени являлись безнадежно устаревшими машинами, их купили во Франции. А в июле «Гочкисы», «Кромвели» и «Шерманы» уже приняли участие в боях с арабами в составе 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. При этом из 30 неисправных танков «Шерман», которые спешно были приобретены в Италии, во время войны удалось ввести в строй всего две машины.

Возвращаясь к британскому среднему танку «Кромвель», который по английской терминологии был крейсерским танком, можно отметить, что во время Второй мировой войны этот танк по праву считался одной из лучших британских боевых машин. Данный танк был создан в Великобритании уже в годы войны и, благодаря сравнительно легкому бронированию и мощному двигателю «Роллс-Ройс», отличался высокой скоростью передвижения. Вооруженный 75-мм пушкой танк нашел себе достойное применение в годы Второй мировой войны, сражаясь против немецких войск. История появления данных танков в ЦАХАЛ начинается с идеи, которая пришла в голову Ицхаку Саде - основателю первой танковой бригады еврейского государства. Весной 1948 года, он принял решение воспользоваться проводимой британцами эвакуацией своей армии, для того чтобы просто угнать несколько таких машин, присоединив их к силам «Хаганы».

Первая попытка украсть танки у англичан во время их перегона из сворачиваемой военной базы в Изреэльской долине в Хайфу была запланирована на конец мая 1948 года. Предварительно, специально созданный при «Хагане» отдел «закупок» смог договориться с несколькими британскими солдатами о том, что во время переезда последние танки отстанут от колонны и свернут на боковую дорогу, где их будут поджидать бойцы организации. За каждый из угнанных танков солдатам обещали передать по 3 тысячи фунтов стерлингов. Однако данный план провалился, так как охрана колонны был усилена, что испугало солдат, принявших участие в сделке. Но Ицхак Саде не собирался сдаваться и приказал заниматься поиском новых возможностей, чтобы завладеть танками. Так в начале лета того же года «Хагана» смогла выйти на двух британских сержантов - ирландца-механика Майкла Фланагана и шотландца Гарри Макдональда, который служил командиром одного из танков.

Операция по угону бронетехники была запланирована на ночь с 29 на 30 июня 1948 года, накануне отхода из Палестины последних частей британской армии. Четыре остававшихся танка «Кромвель» планировалось угнать с базы, находящейся при хайфском аэродроме, при помощи двух вышеназванных сержантов и пары еврейских бойцов, которые успели пройти ускоренный курс управления танком Cromwell. За неимением для этого других возможностей британские сержанты обучали своих напарников управлению боевой машиной, проводя лишь теоретические занятия в одном из кафе Хайфы - при помощи чертежей и рисунков.

Вечером перед «днем Х» подготовленные бойцы «Хаганы» проникли на британский аэродром, где спрятались внутри легкого самолета, который принадлежал одному из состоятельных евреев. В назначенный ночной час все четверо угонщиков заняли свои места в заранее подготовленных сержантами к угону танках, которые были нагружены запасными частями и боеприпасами. Однако тут начались первые проблемы. Один из новоиспеченных израильских механиков-водителей не смог завести танк и, бросив боевую машину, сбежал с базы. Три других танка, проломив ворота базы, устремились в сторону киббуца Ягур, находящегося в Изреэльской долине, в нескольких десятках километров к востоку от Хайфы. Здесь окончательно выяснилось, что теоретической подготовки, которая была получена в кафе, явно недостаточно для управления танков. Еще один «Кромвель», которым управлял еврейский водитель, сошел с дороги и буквально увяз в песке. Пытаясь освободить танк из ловушки, неопытный механик-водитель только вывел из строя коробку передач. В итоге боевую машину пришлось бросить. Впоследствии стало понятно, что два оставленных танка помогли скрыться остальным. В атмосфере страшной неразберихи, которая возникла на британской базе после дерзкого угона, офицеры потратили не менее 30 минут на выяснение ситуации и осмотр двух брошенных танков, что позволило двум другим «Кромвелям» успешно оторваться от погони.

Непосредственно в кибуце Ягур танки должны были встретить автомобили-трейлеры, предназначенные для их транспортировки, но грузовиков на месте не оказалось. Ждать их прибытия было опасно, так как британцы к тому моменту подняли в воздух авиацию, которая должна была найти и уничтожить беглецов. Поэтому «Кромвели» помчались в Тель-Авив, но своим ходом. Впереди, указывая танкистам дорогу, следовал джип «Хаганы». А заранее купленные еще в ходе подготовки к проведению операции старые грузовики, загруженные щебнем и с пробитыми шинами, перегораживали вслед за прошедшими танками узловые перекрестки, отрезая их от возможных преследователей. Добравшиеся до Тель-Авива боевые машины были спрятаны непосредственно во дворе жилого дома в одном из восточных пригородов города - Гиватаиме.

Танк, угнанный Майком Фланагеном

Узнав об успешном угоне танков, британское командование было в бешенстве. Офицеры отказались от участия в прощальном банкете, который организовывал мэр Хайфы и, надеясь как-то замять эту позорную для британской армии историю, неофициально предлагали провести обмен, отдав «Хагане» взамен двух угнанных «Кромвелей», три танка другого типа. По всей видимости, предложение оказалось не таким интересным и британские офицеры получили отказ.

А уже неделю спустя оба угнанных танка «Кромвель» оказались в расположении 82-го танкового батальона 8-й танковой бригады Ицхака Саде. Собственно они вместе с танком «Шерман», у которого на тот момент не было орудия, составляли первую и единственную на тот момент времени тяжелую танковую роту израильской армии. Помимо них танковая бригада располагала лишь несколькими легкими французскими танками, которые были отбиты у сирийцев еще во время боев в мае 1948 года.

В июле того же года израильская танковая часть приняла участие в дерзкой и успешной операции «Дани», результатом которой стал последующий захват аэропорта Лидда (сегодня это аэропорт «Бен-Гурион») и других стратегических позиций, расположенных в центре страны. В октябре 1948 года бригада была переброшена на южный фронт, где в ходе операции «Иоав» смогла захватить полицейский форт Ирак-Сувейдан. А во время зимней операции «Хорев» израильские танки сумели разгромить части египтян и вышли на границу с Синаем.

Память о первых израильских «Кромвелях» живет по сей день, силуэт данного танка украсил эмблему, которую можно встретить на беретах израильских танкистов. Сами танки смогли попасть в Музей танковых войск, находящийся на месте британского форта Латрун, который так и не удалось захватить во время Войны за независимость (израильтяне захватили форт только во время Шестидневной войны). Британские сержанты Гарри Макдональд и Майкл Фланаган остались в Израиле, поступив на службу в бригаду Саде. Со временем Макдональд покинул службу и уехал из Израиля, а Фланаган прошел гиюр, женился на Рут Леви, которая служила в том же подразделении, и поселился с ней в киббуце Шаар ха-Амаким.

До сих пор довольно трудно судить о том, что именно заставило двух сержантов британской армии летом 1948 года дезертировать, прихватив с собой танки. Со временем данная история, как это часто бывает, обросла большим количеством легенд - и про девушек, которыми «Хагана» соблазнила сержантов, и про огромное денежное вознаграждение, и про то, что бойцы израильского подполья угрожали сержантом оружием. Возможно, свою роль сыграло и то, что оба угонщика по национальности были ирландцем и шотландцем и в британской армии чувствовали себя не совсем уютно.

Однако Амнон Думани, который лично был знаком с Фланганом на протяжении многих лет, пока тот жил в киббуца Шаар ха-Амаким, убежден, что ирландца на угон танка толкнули вовсе не лирические и коммерческие причины. На его выбор повлияло совсем другое. Майкл Фланган в 16 лет окончил военное училище, а в возрасте 19 лет принял участие в освобождении концлагеря Берген-Бельзен в Европе. В концлагере он увидел то, что сильно потрясло его и навсегда изменило его жизнь. При этом он никогда подробно не рассказывал об увиденном лагере, стараясь уйти от этих разговоров. За время своей службы в Палестине после окончания Второй мировой войны он стал открыто симпатизировать евреям, решив в итоге остаться в стране, чтобы помочь молодому государству устоять в борьбе с арабами. Сержант Гарри МакДональд был его единомышленником, поддержав его выбор.

Источники информации:

На первом этапе танки проходили лишь стандартизацию - ремонт, замену пулемётов и радиооборудования, а также ряд других мелких изменений (запчасти частично производились самостоятельно, частично закупались в Финляндии). Всего в 1968-69 гг. по официальным данным было стандартизовано 146 танков - 139 в 1968 г. и 7 в 1969 г. (ранее в не официальных источниках встречались цифры 147, 151 и 154). В дальнейшем (до войны 1973 г.) оригинальная 100-мм пушка была заменена на 105-мм М68. По некоторым источникам, всего в Израиле были перевооружены 250 танков Т-54/55, включая трофеи 1973 г.

Танки Т-54/55 участвовали в Войне на Истощение 1969-1970 гг. (включая операцию "Равив" 09.09.69 - рейд 6 Т-55 и 3 БТР-50 с парашютистами по африканскому побережью Суэцкого залива), затем в Войне Судного дня 1973 г. (к началу войны они составляли 7.6% израильского танкового парка). Безвозвратные потери Т-54/55 составили 7 машин (следует отметить, что укомплектованная этими танками бригада вступила в бой только 12 октября).

В ходе войны 1973 г. Израиль захватил около 1500 арабских танков (в т.ч. 200 Т-62), из них 550 - исправны. Из этих танков 400 были введены в строй, в т.ч. 72 Т-62. В середине 70-х гг. Т-54/55/62 составляли до 20% танкового парка АОИ. Танки Т-62 проходили такую же стандартизацию, как и Т-54/55, но с сохранением 115-мм гладкоствольной пушки. В конце 70-х - начале 80-х гг. Т-54/55/62 получили навесную динамическую защиту, теплоизоляционный кожух на ствол пушки и др. Возможно, что после войны 1973 г. Т-54 больше не использовались - хватало более совершенных Т-55.

В основных боях войны 1982 г. израильские Т-54/55 не участвовали. Вместе с тем, после начала осады Западного Бейрута некоторое количество Т-54/55 были переброшены по морю в христианские районы, для усиления блокады контролируемых палестинцами районов с востока. Не ясно, были ли они сразу переданы христианским милициям - Израиль поставлял им такие танки с начала 80-х гг. - или же действовали в составе частей АОИ. В войне 1982 г. Израиль захватила до 400 арабских танков (из них до 200 - исправными), главным образом - Т-62, а также Т-54/55 и др. Возможно, некоторое количество из этих машин впоследствии было поставлено на вооружение.

Оценки количества этих танков в АОИ справочником IISS сильно варьируется в разные годы - 250-488 для Т-54/55, 70-150 для Т-62. С 1999 г. оно оценивается в 200 Т-54/55 (на хранении) и 100 Т-62. Что касается JCSS, то для модернизированных Т-55 он давал цифру 250 в 1983-1986 гг., затем началось их снятие с вооружения, завершившееся в 1993 г. Число Т-62 оценивалось в 150 в 1983-1991 гг., 140 1992-94 гг., 70 в 1994-95 гг., 50 с 1996 г. и до сих пор.

Что касается реэкспорта Т-54/55, то, как уже было сказано, с начала 80-х гг. их поставляли ливанским христианским милициям, а также Армии Южного Ливана (АЮЛ). Например, около 18 Т-54 было поставлено АЮЛ в 1987 г. С конца 80-х гг. АЮЛ постоянно имела примерно 30 Т-54/55. Ещё 03.12.99, менее чем за полгода до вывода АОИ из Зоны безопасности в Южном Ливане, журнал "Бамахане" сообщал о намерении Израиля передать АЮЛ ещё 15 таких танков (правда не сообщалось, состоялась ли передача). После развала АЮЛ в мае 2000 г. часть танков вернулась в Израиль, часть была уничтожена (включая бомбардировки израильской авиации), несколько попали к "Хизбалле".

В 1990 г. 30 Т-55 были проданы Эфиопии, а в 1997-98 гг. 15 (11 по другому источнику) Т-55 - в Уругвай.

В АОИ танки Т-54/55, а затем и Т-62, получили название "Тиран", причём слово это не от название острова на выходе из залива Эйлат в Красном море, а "жестокий правитель"...
Различали:
- "Тиран-4" - Т-54;
- "Тиран-4Ш" - Т-54 со 105-мм пушкой;
- "Тиран-5" - Т-55;
- "Тиран-5Ш" - Т-55 со 105-мм пушкой;
- "Тиран-6" - Т-62.
Здесь "Ш" (буква "шин" на иврите) - от слова "Шарир" ("Сильный") - так в АОИ называли 105-мм английскую пушку (как оригинальную L7, так и её американский вариант М68, а также вариант, выпускавшийся в Израиле по лицензии фирмой ИМИ).

Израильская фирма "Нимда" к 1984 г. модернизировала Т-54/55/62 в "Т-54/55/62 серии S" ("Самовар"). Вышеуказанные танки, проданные в Уругвай, были модернизированы по этому проекту. В АОИ название "Самовар" никогда не использовалось.

Последнее сообщение, связанное с "Тиран", появилось в конце 2005 г. ("Хадашот Бамахане", 30.12.2005). В статье говорится, что АОИ меняет танки "Тиран" в подразделениях Южного военного округа на "МАГАХ", а старые "Тиран" будут переоборудованы в тяжёлые БТР.
(Waronline, 2006)

Израиль по праву считается великой танковой державой: танковый парк ЦАХАЛа является одним из крупнейших в мире - на его вооружении находится от 4 до 5 тысяч танков, построенный на израильских танковых заводах танк Меркава, по мнению многих экспертов, является лучшим в мире основным боевым танком, израильские танкисты обладают бесценным боевым опытом, полученным в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах. Израильский боевой пример оказал значительное влияние на развитие стратегии и тактики бронетанковых войск

Израильские танки Меркава Мк1 ведут бой в городе. Бейрут.1982г.

Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2003-2009
© 2003-2009 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора – запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.

Александр ШУЛЬМАН
Стальной кулак Израиля

Израиль по праву считается великой танковой державой: танковый парк ЦАХАЛа является одним из крупнейших в мире - на его вооружении находится от 4 до 5 тысяч танков, построенный на израильских танковых заводах танк Меркава, по мнению многих экспертов, является лучшим в мире основным боевым танком, израильские танкисты обладают бесценным боевым опытом, полученным в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах.

Израильский боевой пример оказал значительное влияние на развитие стратегии и тактики бронетанковых войск: израильские генералы-танкисты Исраэль Таль и Моше Пелед представлены в зале Великих Танковых Полководцев в , вместе с германским фельдмаршалом Эрвином Роммелем и американским генералом Джорджем Паттоном.


Эмблема бронетанковых войск Израиля (Хейль а-Ширьон)

Создание танковых войск
Израильские танковые войска, главная ударная сила сухопутных войск ЦАХАЛа, родились в боях Войны за независимость. В феврале 1948 года была создана Бронетанковая Служба под командованием Ицхака Саде, однако самих танков еще не было - основные производители танков - США, Великобритания и Франция, ввели запрет на продажу вооружений еврейскому государству.

Уже в ходе боев Войны за Независимость удалось приобрести 10 танков Гочкис Н-39, которые вместе с похищенными у британцев танком Шерман М4 и двумя танками Кромвель поступили на вооружение первого танкового подразделения - 82-го танкового батальона. Командиром батальона был бывший майор Войска Польского Феликс Беатус, прошедший от Сталинграда до Берлина. В составе экипажей батальона были танкисты - еврейские добровольцы из разных стран мира, сражавшиеся против нацистов в рядах британской армии и Войска Польского.


Израильский танк Шерман М4. Война за Независимость. 1948г.

Среди них было и несколько бывших офицеров-танкистов Красной Армии. Их называли "смертниками" - они дезертировали из советских оккупационных войск в Германии и разными путями добрались до Эрец Исраэль. В СССР они были заочно приговорены к смерти за "измену Родине". Они прошли через смертельные опасности, чтобы сражаться за еврейское государство.

Уже к середине 1948 года были сформированы 7-я и 8-я танковые бригады, принявшие участие в боях с арабскими агрессорами.


Израильский генерал-танкист Моше Пелед. Портрет из галереи "Великих танковых полководцев" в
Центре танковых войск США им.генерала Паттона

В те годы начала формироваться доктрина танковой войны, принятая на вооружение ЦАХАЛом. Она основывается на следующих принципах:
Первый - «Тотальность танка». Это означает, что танковые соединения, за счет мобильности, брони и огневой мощи способны самостоятельно решать основные задачи сухопутной войны.
Второй - «Бронекулак» как основной танковый маневр», заключающийся в вводе в прорыв крупных танковых сил, способных вести наступление на большой скорости, уничтожая на своем пути силы противника.
Основным боевым соединением израильских бронетанковых войск является танковая бригада. В ходе боевых действий из танковых бригад формируются танковые дивизии и корпуса.


Израильский генерал-танкист Исраэль Таль. Портрет из галереи "Великих танковых полководцев" в
Центре танковых войск США им.генерала Паттона

Анализ танковых сражений показал высокий процент потерь среди танковых командиров. Это связано с требованиями своеобразного кодекса командирской чести, принятого в израильской армии:
«За мной!» - основная команда в ЦАХАЛе, командир обязан личным примером вести за собой подчиненных.
В бой танки идут с открытыми люками - командир, стоя в башне танка с откинутым люком, управляет действиями экипажа. Это заметно расширяет обзор и позволяет вести бой с "открытыми глазами", однако командир становится первоочередной целью для огня противника.

Становление танковых войск
Первая проверка боем этой доктрины прошла в ходе операции Кадеш 1956 года. За три дня 7-я и 27-я танковые бригады, взаимодействуя с пехотными и парашютно-десантными частями, взломали оборону противника и, пройдя Синайскую пустыню, вышли к Суэцкому каналу. В ходе боев было уничтожено или захвачено до 600 единиц вражеской бронетехники, израильские потери составили 30 танков и БТР.


Израильские танки AMX-13. Операция Кадеш.1956г.

Танковый парк ЦАХАЛа начал пополняться современной боевой техникой. В ходе боев хорошо показали себя закупленные во Франции танки AMX-13 - первые современные танки, поступившие на вооружение ЦАХАЛа. Всего на вооружение ЦАХАЛа тогда поступило около 200 таких танков.
В начале 60-ых годов на вооружение ЦАХАЛа поступили сотни танков Супер-Шерман М-50 и М-51.


Израильские танки Супер-Шерман

В начале 1960-х годах США, наконец, согласились продать танки М48, получившие в Израиле название Магах Однако американцы попытались скрыть эту сделку от своих арабских друзей. Поэтому сделка была заключена между Германией и США, а Израиль фомально закупал эти танки у Германии. Всего в рамках этой сделки на вооружение ЦАХАЛа поступили боле 200 танков М48.


Израильские танки Магах М48.

Примерно в то же время на вооружение бронетанковых войск поступили несколько сотен британских танков Центурион, получивших в Израиле название Шот (в переводе с иврита - "кнут")


Израильский танк Шот Центурион.

С этим обновленным танковым парком Израилю предстояло вести ожесточенные танковые сражения в
Шестидневной Войне 1967г. и Войне Йом Кипур 1973г.

В 1964 году главкомом танковых войск стал генерал Исраэль Таль. Этот опытнейший танкист, основываясь на боевом опыте, развивал абсолютно новые тактические приемы ведения танковой войны. В их числе - ведение снайперского огня башенных орудий танков на дальние и сверхдальние дистанции - до 5-6 километров и даже на 10-11 километров. Это сразу дало заметные преимущества в бою.

Проверку боем новые тактические приемы прошли в ходе "Битвы за воду" в 1964-1966гг. Тогда Сирия попыталась отвести воду реки Иордан, и тем самым лишить Израиль водных ресурсов. Сирийцы начали строить отводной канал, чего Израиль допустить не мог.
Было принято решением огнем танковых орудий уничтожить землеройную технику, танки и артиллерийские батареи противника, прикрывавшие строительство.

С этой целью израильское командование укомплектовало подразделения танков Шерман и Центурион подготовленными экипажами, причем место наводчика в одном из танков занял лично генерал Таль, а заряжающего - командир 7-ой танковой бригады полковник Шломо Лахат

В качестве приманки израильтяне пустили на нейтральную полосу трактор. Сирийцы немедленно купились на уловку и открыли огонь. Цели немедленно были засечены. Снайперским огнем израильских танкистов были уничтожены все выбранные цели на расстоянии до 6 километров, а затем танковый огонь был перенесен по целям, находившимся на расстоянии в 11 километров.

Такие танковые огневые удары осуществлялись многократно на протяжении года. Сирийцы понесли тяжелые потери и были вынуждены полностью отказаться от своих планов по отводу воды.

Шестидневная война. 1967 год
Шестидневная война 1967 года стала подлинным триумфом израильских танковых войск. Впервые израильские танковые соединения действовали одновременно на трех фронтах. Им противостояли многократно превосходящие силы пяти арабских государств, но и это не спасло арабов от тотального разгрома.


Шестидневная Война 1967г. Израильские танкисты

На южном фронте удар был нанесен силами трех танковых дивизий генералов Таля, Шарона и Иоффе. В наступательной операции, получившей название «Марш через Синай», израильские танковые соединения, взаимодействуя с авиацией, мотопехотой и парашютистами, совершили молниеносный прорыв обороны противника и двинулись через пустыню, уничтожая окруженные группировки арабов. На северном фронте по труднопроходимым горным тропам наступала 36-я танковая дивизия генерала Пеледа, которая через трое суток ожесточенных боев вышла в предместья Дамаска. На восточном фронте израильские войска выбили иорданские части из Иерусалима и освободили древние еврейские святыни от чужеземных захватчиков.

В ходе боев было уничтожено более 1200 танков противника, захвачены тысячи единиц бронетехники, в основном русского производства. Трофейные русские танки Т-54/55 прошли капитальную модернизацию на израильских танковых заводах и поступили на вооружение танковых войск под названием «Тиран-4/5».


Трофейная русская бронетехника, захваченная в Шестидневной Войне, на параде в Иерусалиме.

9 сентября 1969 года бронегруппа в составе 6 трофейных русских танков Т-55 и трёх бронетранспортеров БТР-50, захваченных в Шестидневной Войне, была скрытно переправлена на десантных судах на египетский берег Суэцкого канала. Основной целью было уничтожение русской системы ПВО, препятствовавшей действиям израильской авиации. В ходе этой блестяще задуманной и исполненной операции, получившей название Равив, израильские танкисты в течении 9 часов огненным валом прошлись по тылам врага, безжалостно уничтожая РЛС, позиции ракетных войск и артиллерии, штабы, склады и армейские базы. Успешно завершив рейд без потерь, израильская бронегруппа благополучно вернулась на десантных кораблях на свою базу.

Война Йом Кипур. 1973г.
Самым тяжелым испытанием для Израиля стала война Судного дня, начавшаяся 6 октября 1973 года, в день одного из самых главных еврейских праздников, когда большинство военнослужащих находились в отпусках. Израиль был внезапно атакован на всех фронтах многократно превосходящим силам агрессоров, включавшими армии Египта, Сирии Ирака, Марокко, Иордании, Ливии, Алжира, Ливана, Судана, тысячи русских "военных советников", кубинских и северокорейских "добровольцев". На просторах от Синая до Голанских высот развернулось одно из крупнейших танковых сражений в мировой военной истории - с обеих сторон в нем приняли участие до шести тысяч танков.

Особенно опасная ситуация сложилась на Голанских высотах - там всего 200 танков 7-й и 188-й танковых бригад противостояли на участке протяженностью 40 километров почти 1400 танкам сирийцев. Израильские танкисты стояли насмерть, демонстрируя массовый героизм.

Имена героев-танкистов, остановивших врага, вошли в историю Израиля. Среди них командир взвода лейтенант Цви Грингольд, командир роты капитан Меир Замир по прозвищу «Тигр», командир батальона подполковник Кахалани.


Лейтенант (на фотографии уже капитан) Цви Грингольд - танкист, совершивший беспримерный подвиг: в ходе боя, продолжавшегося около суток, он уничтожил до 60 русских танков

Танкисты дрались до последнего снаряда, из уцелевших в бою танкистов, только что покинувших горящие танки, тут же формировались новые экипажи, которые вновь шли в бой на отремонтированных боевых машинах. Лейтенант Грингольд трижды шел в бой на новых машинах. Будучи контужен и ранен, он не оставил поле боя и уничтожил до 60 русских танков. Израильские танкисты выстояли и победили, подоспевшая 210-я танковая дивизия под командованием генерала Дана Ланера завершила разгром врага.


Израильские танки Центурион. Война Йом Кипур 1973г. Синайская пустыня

Израильский танк Центурион.Война Йом Кипур 1973г. Голанские высоты

В ходе боев был разгромлен и иракский танковый корпус, брошенный на помощь сирийцам. Израильские войска перешли в контрнаступление и 14 октября были уже в пригородах Дамаска.

Уничтоженная и захваченная русская бронетехника - танки Т-62. Октябрь 1973г. Голанские высоты

Не менее ожесточенное танковое сражение шло в песках Синая, где арабам вначале удалось потеснить части 252-й танковой дивизии генерала Мендлера. Генерал Мендлер погиб в бою, но остановил дальнейшее продвижение врага. 7 октября в бой вступили 162-я танковая дивизия под командованием генерала Брена и 143-я танковая дивизия под командованием генерала Ариэля Шарона. В ходе тяжелых танковых боев были уничтожены основные силы арабов.


Командир 162-ой танковой дивизии генерал Авраам Адан (Брен)

14 октября произошел крупнейший со времен Второй мировой войны встречный бой танковых соединений, «танки против танков», в котором были уничтожены 260 танков противника. Израильские танкисты потеряли 20 своих боевых машин.

16 октября израильские танковые войска перешли в контрнаступление. Танкисты генерала Шарона прорвали фронт, установили понтонную переправу через Суэцкий канал, и на африканский берег хлынули израильские танки. В последовавших боях была окружена египетская армия, уничтожены все ее резервы, открылась прямая дорога для наступления на Каир.

Видео о 14-ой танковой бригаде, сражавшейся во время Войны Иом Кипур на Синае

Война Иом Кипур. Октябрь 1973

В ходе ожесточенных танковых сражений войны Судного дня израильские танковые войска вновь доказали свое превосходство: в боях были уничтожены более 2500 танков противника (Т-62, Т-55, Т-54) и тысячи единиц другой бронетехники. Однако за победу пришлось заплатить высокую цену - в боях погибли более тысячи геройски сражавшихся израильских танкистов.

Танк Меркава
Одним из итогов прошедших войн стало создание собственного танка, в котором наиболее полно были реализованы требования израильских танкистов к боевой машине и учтен их боевой опыт. Еще одной причиной, подтолкнувшей к созданию израильского танка, стали эмбарго на поставки боевой техники, вводимые зарубежными производителями всякий раз, как только начинались войны. Это положение было нетерпимым, поскольку к арабам всегда шел непрерывный поток русских вооружений.

Во главе израильского танкового проекта встал генерал Исраэль Таль, боевой офицер-танкист, прошедший все войны. Под его руководством буквально за несколько лет был создан проект первого израильского танка «Меркава-1», который уже в 1976 году был запущен в серийное производство на израильских танковых заводах. Таких темпов создания танковой промышленности еще не знала история мирового танкостроения.


Командир парашютно-десантной бригады полковник Рафаэль Эйтан и командир танковой дивизии генерал Исраэль Таль. 1967г. Шестидневная Война

Новому танку генерал Таль дал название «Меркава», что на иврите означает «боевая колесница». Слово это пришло из ТАНАХа, оно упоминается в первой главе Книги пророка Иезекииля как символ движения, мощи и устойчивого основания.


Танк первого поколения Меркава Мк1


Танк второго поколения Меркава Мк2


Танк третькго поколения Меркава Мк3


Танк четвертого поколения Меркава Мк4

Первыми танками «Меркава» был оснащен танковый батальон, которым командовал сын генерала Таля. Танк «Меркава» признан лучшим в мире танком для ближневосточного театра военных действий. Израильские конструкторы первыми в мире разработали динамическую броню, применение которой намного уменьшало вероятность поражения танка снарядами и управляемыми ракетами. Блоки динамической защиты “Блэйзер” были установлены на на танках Меркава, и на большей части “Центурионов”, М48 и М60, остававшихся на вооружении ЦАХАЛа
.Сейчас выпускается уже четвертое поколение танков «Меркава», а израильская танковая промышленность стала одной из крупнейших в мире - на более чем 200 предприятиях работают десятки тысяч инженеров и рабочих.

Война в Ливане. 1982г.
«Шлом а-Галиль» (Мир Галилее) – так Генштаб ЦАХАЛа назвал вторжение израильских войск в Ливан, начавшееся 6 июня 1982г. в ответ на нападения палестинских террористов, действовавших с ливанской территории.

На ливанской границе Израиль сконцентрировал 11 дивизий, обьединенных в три армейских корпуса. Каждому корпусу была выделена своя зона ответственности или направление: Западным направлением командовал генерал-лейтенант Екутиель Адам, Центральным направлением - генерал-лейтенант Ури Симхони, Восточным направлением - генерал-лейтенант Януш Бен-Галь. Кроме того, на Голанских высотах, в непосредственной близости от Дамаска, были развернуты две дивизии под командованием генерал-лейтенанта Моше Бар-Кохба. В составе бронетанковых дивизий было 1200 танков. Общее командование операцией было возложено на начальника Генштаба генерал-полковника Р. Эйтана и командующего Северным военным округом генерал-лейтенанта А.Дрори.

Танковые дивизии наступали на приморском направлении и уже 10 июня вошли в пригороды столицы Ливана Бейрута. Позднее Бейрут был полностью захвачен израильскими войсками. В ходе наступления была проведена крупнейшая морская десантная операция, когда в тылу врага с десантных кораблей израильского ВМФ были высажены танковые и мотопехотные части.

Особенно ожесточенные бои развернулись на восточном направлении, где целью наступления было стратегически важное шоссе Бейрут-Дамаск. По условиям соглашения о прекращении огня израильские танки были остановлены примерно в 30 километрах от столицы Сирии Дамаска.


Израильские танки и пехота ведут уличный бой в Бейруте. 1982г.

Операция в Ливане. 2006г.
В ходе операции в Ливане в июде-августе 2006г. ЦАХАЛ отрабатывал абсолютно новые методы ведения войны против террористических формирований.

Террористическая организация Хезболла создала в южном Ливане глубокоэшелонированную систему укрепленных районов, включавшую множество замаскированных подземных бункеров, соединенных десятками километров туннелей. Оружия и снаряжения, накопленного бовиками, по их планам, должно было хватить на многомесячную оборону, в ходе которой они рассчитывали нанести тяжелые потери израильской армии.

Особенное внимание терристами было уделено противотанковой войне - на танкоопасных направления они осуществили сплошное минирование, в том числе закладку десятков фугасов с сотнями килограммов тротила в каждом. Террористы были вооружены самым современным русским противотанковым оружием: ПТУРы «Малютка», «Фагот», «Конкурс», «Метис-М», «Корнет-Э», а также гранатомёты РПГ-7 и РПГ-29 «Вампир».

Несмотря на столь внушительную подготовку боевиков, ЦАХАЛ с минимальными потерями успешно решил все поставленные задачи и полностью ликвидировал террористическое присутствие в приграничных районах.

По израильским данным в ходе боев боевики осуществили сотни пусков противотанковых ракет, однако эффективность их была достаточно низка: отмечается лишь 22 случая пробития брони танков, поврежденные танки вернулись в строй после ремонта еще в ходе боев в Ливане. Безвозвратные потери составили всего 5 танков, из них два подорвались на фугасах. В ходе боев погибли 30 израильских танкистов.

Бронетанковые войска Израиля

Все военные специалисты отмечают высокую живучесть израильских танков, особенно самого современного танка Меркава 4.
Опыт боев в Ливане показал, что несмотря на минимальные потери бронетехники в ходе боев, решением проблемы живучести основного боевого танка и его экипажа на насыщенном противотанковыми средствами поле боя является использование высокотехнологичных средств активной зашиты, обеспечивающих изменение траектории или поражение всех типов подлетающих кумулятивных боеприпасов.

В Израиле разработка средств активной защиты бронетехники ведется военно-промышленным концерном RAFAEL, среди многочисленных проектов следует отметить комплексы активной защиты Iron Fist и Trophy. Израиль лидирует в этом направлении – система активной защиты Trophy стала первой в мире, устанавливаемой на серийно выпускаемых танках Меркава Мк4.

Израильские танковые войска прошли славный боевой путь и по праву считаются одними из сильнейших в мире - по открытым данным известно, что сейчас на вооружении ЦАХАЛа находится до 5000 танков. Это больше, чем, например, в таких странах, как Великобритания, Франция и Германия. Но главная сила израильских танковых войск заключена в людях, чей бесценный боевой опыт и мужество являются гарантом безопасности Израиля.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»