Особенности выборов в разных странах мира. Как проходят выборы президентов в разных странах мира. Национальные модели регулирования интеграции

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Избирательная система играет важную роль в политической жизни любой страны. Особенности избирательной системы могут иметь широкие последствия - от раскола партии до распада страны. Так, из-за недостатков избирательной системы в 1970 году в Чили установилась кровавая диктатура. Общепризнано, что идеальной модели избирательной системы не существует. В мире используется более 100 разновидностей избирательных систем. Но базовыми остаются мажоритарная и пропорциональная. Исторически первой стала мажоритарная система.

Мажоритарная избирательная система (majorite - большинство): победителем становится тот, кто получил большинство голосов избирателей. При этом возможны три варианта:

мажоритарная система относительного большинства , когда победителем признается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из его соперников. Ее применяли 43 государства, в том числе США;

мажоритарная система абсолютного большинства , при которой для победы необходимо набрать более 50% поданных на выборах голосов (минимум - 50% плюс 1 голос);

мажоритарная система смешанного типа , когда для победы в первом туре надо набрать абсолютное большинство голосов, если не удалось, проводится второй тур, в котором участвуют кандидаты, занявшие первые два места. Для победы во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов (больше, чем конкурент).

Голоса подсчитываются по одномандатным избирательным округам. От каждого из них может быть избран только один кандидат. Количество одномандатных округов равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны одномандатным избирательным округом становится вся страна.

Достоинства мажоритарной системы:

Универсальность, позволяет избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города);

Выдвигаются и конкурируют конкретные кандидаты, избиратель может учитывать не только их партийную принадлежность (или ее отсутствие), политические программы, приверженность идейной доктрине, но и личные качества, профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя;

Могут реально участвовать и побеждать представители небольших партий и беспартийные независимые кандидаты, а не только представители крупных партий;

Депутаты, избранные по одномандатным мажоритарным округам, не зависят от политических партий и их лидеров, так как получили мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет корректнее соблюдать принцип народовластия - источником власти являются избиратели, а не партийные структуры. Избранный представитель гораздо ближе к своим избирателям, они знают, за кого конкретно голосуют;

Позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

Эти достоинства реализуются не автоматически, зависят от политического режима. В условиях тоталитарного режима любая избирательная система обеспечивает реализацию воли политической власти, а не избирателей.

Недостатки мажоритарной системы:

Значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти, пропадают, не преобразуются во властные полномочия голоса избирателей, отданные за проигравших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов они могут составлять весомую часть, порой не намного меньшую, чем голоса, определившие победителя;

Партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

Две партии, набравшие равное или близкое к равному число голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов;

Более дорогая, финансово затратная система из-за возможного второго тура голосования и того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводятся многочисленные избирательные кампании отдельных кандидатов;

Победа независимых кандидатов и кандидатов небольших партий повышает вероятность формирования мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого снижается. Это характерно для стран с плохо структурированной партийной системой и большим количеством партий.

Пропорциональная избирательная система : депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным за партии голосам избирателей. Голоса подсчитываются по многомандатным округам. Избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за политические партии, за списки их кандидатов. Партии включают в списки столько кандидатов, сколько депутатов посылается в представительный орган от данного избирательного округа. Депутатами становятся кандидаты, стоящие первыми порядковыми номерами в списке.

Голосование проводится в один тур. Вводится барьер проходимости - 4-5% количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей. Мелкие и плохо организованные партии не в состоянии его преодолеть. Поданные за них голоса и соответствующие депутатские мандаты перераспределяются в пользу партий, набравших проходной балл. В основном они достаются партиям, получившим наибольшую сумму голосов. Поэтому в пропорциональной системе заинтересованы прежде всего массовые (централизованные) партии, которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам. В сформировавшихся органах власти представлена реальная картина политической жизни и расстановка политических сил. Эта система способствует развитию многопартийности.

Избрание по партийным спискам обходится дешевле. Но между народным представителем (депутатом) и самим народом (избирателями) появляется политический посредник в лице партийного лидера, с мнением которого списочный депутат вынужден считаться в гораздо большее, чем депутат от мажоритарного округа. Непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.

Трудно сказать, какая избирательная система более демократична, точнее отражает мнение избирателей. На первый взгляд, кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором. В стремлении соединить достоинства мажоритарной и пропорциональной систем сформировалась смешанная избирательная система, при которой часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу, часть - пропорционально. Опыт свидетельствует о том, что данный вариант более демократичен и эффективен для достижения политической стабильности.

Смешанная мажоритарно-пропорциональная система , когда параллельно действуют две основные системы как результат политического компромисса между партиями - сторонниками каждой из них. Конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции между мажоритарной и пропорциональной системой - чаще всего 1:1. При таком соотношении количество одномандатных округов в стране равно половине мандатов в парламенте, другая половина разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу. Таким образом выбираются депутаты Госдумы России и парламентов некоторых других стран.

Предпочтение конкретной избирательной системы нередко зависит от соотношения политических сил в законодательном органе. Те или иные способы подведения итогов выборов оказываются более выгодными отдельным партиям, и они добиваются включения их в избирательное законодательство. Но известны случаи, когда вопрос решается путем общенационального референдума. Так в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной, а Новая Зеландия - наоборот, от мажоритарной к пропорциональной системе.

Нюансы избирательных систем развитых стран

Избирательная система Великобритании

Выборы в Великобритании (парламентская республика) проходят по одномандатным округам по мажоритарной системе . На парламентских выборах страна поделена на 659 округов: 529 - в Англии, 72 - в Шотландии, 40 - в Уэльсе, 18 - в Северной Ирландии. Каждый округ избирает одного члена парламента, каждый избиратель получает в руки один бюллетень. Для победы достаточно простого большинства голосов зарегистрированных избирателей, даже минимальный перевес обеспечивает кандидату парламентский мандат.

Эту систему критикуют в основном небольшие партии, которые практически не имеют шансов попасть в парламент, хотя в общей сложности могут получить значительный процент голосов. Напротив партии, отстающие по общему числу отданных за них голосов, могут получить большинство в парламенте, если по отдельным округам их кандидаты получат большинство. Партия, получившая наибольшее число мест в парламенте, формирует правительство.

В Великобритании нет дня тишины, политическая агитация не запрещена даже в день выборов. За ходом голосования, кроме наблюдателей, следят «счетчики голосов» - партийные добровольцы, которые у избирательных участков ведут учет всех зарегистрированных избирателей, вычисляют потенциальных не проголосовавших сторонников своих партий и призывают их прийти на избирательный участок. Внутри участков им агитировать запрещено. По традиции с 1935 года все парламентские выборы проходят по четвергам. Граждане Великобритании вправе проголосовать по почте.

Избирательная система Канады

В Канаде (парламентская республика), как и в других англосаксонских странах, применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства . Избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем каждый из его противников в отдельности, хотя бы это большинство и меньше половины. Эта система результативна, так как кто-то всегда получает относительное большинство. В Палате общин обычно бывает прочное большинство, что обеспечивает стабильность правительства. Однако система лишает представительства малые партии и искажает соответствие между числом поданных голосов и количеством мандатов, завоеванных той или иной партией. Палата общин избирается сроком на 5 лет.

Политические партии не получают официального признания в избирательном процессе, все кандидаты выступают в качестве частных лиц. Кандидатуру должны поддержать 25 избирателей, их подписи заверяют свидетели. Кандидат обязан принести присягу в том, что он согласен с выдвижением своей кандидатуры, и внести залог в размере 200 канадских долларов. Залог призван оградить избирательную кампанию от «несерьезных» кандидатов. Он возвращается кандидату, если за него проголосовало не менее 15% избирателей, принявших участие в голосовании в данном округе.

Выборы в Канаде проводятся по одномандатным избирательным округам. Их определяют специальные «пограничные комиссии», создаваемыми парламентом по одной для каждой провинции. Они составляют и уточняют карты по итогам очередной переписи населения, проводимой каждые 10 лет, и должны гарантировать примерное равенство всех округов по выборам в Палату общин. При необходимости и по требованию 10 депутатов вопрос о границах округов может обсуждаться на заседаниях палаты.

Запрещено выдвигаться кандидатами должностным лицам, ответственным за проведение выборов, судьям, назначаемым генерал-губернатором, шерифам и государственным служащим. Чиновники могут выдвигать свои кандидатуры только в случае, если на период избирательной кампании уходят отпуск за свой счет, а при избрании теряют государственную должность.

Избирательная система Швеции

В Швеции (парламентская республика) используется система пропорционального представительства . Всеобщие выборы проводятся раз в 4 года одновременно в национальный (Риксдаг), региональный (Совет региона) и местный (Совет муниципалитета) уровни власти. Территория страны поделена на 29 крупных избирательных округов, совпадающих с административно-территориальным делением государства, что позволяет обеспечить большую пропорциональность представительства в сравнении с мелкими округами.

В шведском парламенте Риксдаге 349 мест (310 постоянных и 39 корректировочных, уравнивающих). Не позднее 30 апреля в год выборов Избирательная комиссия обязана определить для каждого из 29 избирательных округов число постоянных мест, исходя из числа избирателей, всего 310 постоянных мест. Остальные 39 мандатов являются уравнивающими и заполняются по общим результатам голосования по всей стране.

Избиратель имеет право голосовать за политическую партию, но внутри этого выбора он имеет возможность повлиять на порядок ранжирования кандидатов, поставив отметку напротив имени одного из них. Персональный голос может быть отдан только за одного кандидата. Право быть представленными в парламенте имеют партии, набравшие не менее 4% общего числа голосов избирателей или не менее 12% голосов в любом избирательном округе. Мандаты, закрепленные за избирательными округами, распределяются между партиями в каждом избирательном округе пропорционально результатам выборов в этом округе.

После того, как все постоянные места распределены между партиями в каждом избирательном округе, эти места агрегируются по всем округам. Затем проводится новое распределение мест, которое основано на большинстве голосов по стране. Таким образом, 349 мест распределяются, рассматривая всю Швецию как один большой избирательный округ.

Результаты двух способов представительства сравниваются. Партии, которые получают больше мест при втором способе (когда вся Швеция рассматривается как один округ), имеют право получить дополнительные (корректировочные) места. Политические партии размещают корректировочные места в тех избирательных округах, где они имеют наибольшее относительное число, следующее за распределением постоянных мест. Если партия не получила ни одного дополнительного места ни в одном избирательном округе, общее число голосов, поданных за нее, используется в качестве относительного числа в тех округах, где она не получила мест при распределении корректировочных мест.

В Швеции с 1976 года на избирательных участках для голосования вместо бюллетеней используются перфорированные карточки, а вместо избирательных урн - счетные машины. Разрешено голосовать по почте. Избиратель в присутствии почтальона и свидетелей дома или на почте помещает свои избирательные бюллетени в специальные конверты с приложением удостоверения на право голосования и передает их почтальону. Свидетели своими подписями на конвертах подтверждают, что данное лицо проголосовало само. Почтовое ведомство открывает временные отделения связи в больницах и других учреждениях. В Швеции нет выездных оперативных избирательных бригад. Каждый гражданин имеет право присутствовать на избирательном участке после его условного закрытия, чтобы лично понаблюдать за подсчетом голосов. Шведам удалось обеспечить высокий уровень доверия населения к организации выборов и избирательному процессу.

Избирательная система Швейцарии

В Швейцарии (парламентская республика) выборы в Национальный совет проводятся по , благодаря этому получают шанс и небольшие партии. До 1919 года выборы в федеральный парламент проходили по мажоритарной системе.

Партии выдвигают своих кандидатов, представляют списки и финансируют предвыборные кампании. В избирательных списках столько кандидатов, сколько вакансий на выборах. На избирательном участке каждый избиратель получает все поданные партиями избирательные списки в форме избирательных бюллетеней и один пустой бюллетень. Ему позволено составить собственный избирательный список или опираться на полученные списки кандидатов, вычеркнуть из них каких-то кандидатов и вписать новых. Если он хочет особенно поддержать кого-то кандидата, то может вписать его фамилию в бюллетень дважды, вычеркнув других.

При подсчете результатов выборов наряду со списками подсчитываются голоса за отдельных кандидатов. Кандидаты, получившие наибольшее число голосов, считаются избранными. Места тех членов Советов, которые по каким-либо причинам выбывают до истечения срока их полномочий, занимают кандидаты, ранее не избранные, но идущие по числу поданных за них голосов вслед за выбывшими депутатами.

Мажоритарная система , в противоположность описанной пропорциональной, применяется тогда, когда проводятся выборы только на одно место или требуется избрать небольшое число кандидатов (например, при выборах в Правительственный совет, Совет кантонов или судебные органы). Для избрания в первом туре необходимо получить абсолютное большинство - 50% действительных голосов плюс один голос. Если несколько кандидатов преодолели барьер абсолютного большинства, то побеждают набравшие наибольшее количество голосов. Если ни один не получил абсолютного большинства, то необходим второй тур выборов, где победу приносит относительное большинство.

Избирательная система Германии

В Германии (парламентская республика) проводятся выборы трех уровней: федеральные (Бундестаг, Европейский парламент), региональные (парламенты земель (ландтаги), гражданские собрания земель-городов) и местные (уездные, земские, общинные советы, бургомистры городов). Страна поделена на 299 избирательных округов, от каждого из которых в Бундестаг избирается по одному депутату. Голосование по партийным спискам проходит в 16 многомандатных округах. Каждая федеральная земля представляет собой отдельный многомандатный округ, от которого избирается определенное число депутатов в соответствии с населением федеральной земли. В каждом многомандатном округе партии представляют отдельные партийные списки, то есть партия представляет 16 партийных списков - по одному в каждом округе (федеральной земле).

Немецкую избирательную систему иногда ошибочно считают смешанной (50% депутатов избирается по одномандатным округам, 50% - по партийным спискам). В действительности при выборах в Бундестаг применяется пропорциональная система , роль «первых» голосов сводится к тому, что избиратели могут непосредственно определить личный состав половины парламента.

Корректнее немецкую избирательную систему назвать персонализированной пропорциональной . Все 598 депутатов Бундестага избираются на пропорциональной основе по партийным спискам, но личный состав половины из них (299 депутатов) определяют сами избиратели. Для этого каждый избиратель на выборах отдает два голоса: «первый» - за депутата в своем одномандатном округе, «второй» - за партийный список. Состав Бундестага отражает соотношение сил между партиями в национальном масштабе, определяемый по итогам голосования по партийным спискам. Считается, что наличие двух голосов у одного избирателя вносит в избирательную систему личностный фактор и укрепляет связь между избирателями и депутатами. Кроме того, такой механизм формирования Бундестага обеспечивает лидерам крупнейших политических партий депутатский мандат даже в случае их поражения по территориальным избирательным округам. Для того чтобы участвовать в распределении мандатов, партии необходимо получить не менее 5% голосов за партийный список по ФРГ в целом или провести не менее 3 депутатов по одномандатным округам по всей стране.

На региональном уровне применяются и иные избирательные системы (кумулятивное голосование). Избирательное законодательство регионов в деталях отличается от общефедерального.

Голосование является добровольным, порог явки отсутствует, но немцы традиционно дисциплинировано ходят на выборы. Даже самая низка за всю послевоенную историю явка на выборах 2009 года достигла 70,8%. Допускается голосование по почте. Практикуется электронное голосование, хотя периодически возникают опасения по поводу обеспечения тайны голосования.

Избирательная система Японии

В Японии (парламентская республика) используется смешанная избирательная система . Нижняя палата парламента - Палата представителей (500 членов) избирается на 4 года. Кандидат вносит избирательный залог 3 млн иен. Он не возвращается, если кандидат не набрал 1/5 части голосов от квоты в данном округе, которая определяется делением действительных в округе голосов избирателей на число причитающихся округу мест.

Верхняя палата парламента - Плата советников (252 депутата) избирается на 6 лет. Через каждые 3 года половина состава советников переизбирается. 152 советника избираются от округов на базе префектур и в столице по той же системе, что и депутаты Палаты представителей, 100 советников - по системе пропорционального представительства . Кандидат в Палату советников должен внести 2 млн иен. Сумма удваивается, если кандидаты выдвинуты списком. Возможен возврат избирательного залога. Так, независимому кандидату, чтобы получить свой залог обратно, необходимо собрать 1/8 часть голосов от квоты, которая определяется так же, как квота при выборах в нижнюю палату. Иными словами, вся Палата представителей и большая часть Палаты советников формируются по системе «единого непередаваемого голоса», которая стимулирует партии внимательно относиться к численности выдвигаемых в округах кандидатов.

В Японии, в отличие от Западной Европы, запрещены обход домов избирателей, агитация на дому и против других кандидатов. В ходе предвыборной кампании (длится месяц) доступ на телевидение крайне ограничен, практикуются ежедневные 8-часовые поездки по городам на агитационных автобусах, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой. Кандидаты выступают прямо с крыши автобуса, проводят пресс-конференции, непосредственно общаются с избирателями (тысячи рукопожатий).

Выборы в местные органы власти и управления проводятся в том же порядке. Они избираются сроком на 4 года.

Избирательная система Франции

Во Франции (президентская республика) нет единой централизованной системы постоянно действующих избирательных органов. Подготовку и проведение выборов обеспечивают Министерство внутренних дел (подсчитывает голоса на выборах, кроме парламентских и президентских, получая информацию от участковых избирательных комиссий), Высший совет телерадиовещания и Национальная счетная комиссия (проверяет финансовые отчеты по предвыборным расходам и финансированию партий). В Национальную счетную комиссию входят 9 членов (по 3 - от Госсовета, Кассационного суда и Счетной палаты), назначаемых на 5 лет.

Президент Франции избирается по мажоритарной системе прямим голосованием на 5 лет. Если в первом туре ни один из кандидатов не получит абсолютного большинства голосов, то через две недели проводится второй тур. В нем участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Кандидату на пост президента необходимо собрать 5 тыс. подписей лиц, занимающих высокие выборные должности (членов парламента, генеральных Советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров). Все подписавшиеся должны представлять не менее 30 департаментов и заморских территорий, их имена публикуются. Кандидаты должны представить в Конституционный совет декларацию о своем имущественном положении, а в случае избрания - обязательство представить новую декларацию перед истечением своего мандата. Декларация публикуется в официальном органе. Для кандидатов на должность президента установлен залог 2 тыс. евро.

Национальное собрание Франции (нижняя палата парламента) избирается по смешанной мажоритарной системе на 5 лет. Для избрания в первом туре нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (более 50% поданных голосов избирателей и не менее 25% от числа зарегистрированных в избирательном округе избирателей), так как от округа избирается один депутат. Если никто не получил абсолютного большинства, то через неделю проводится второй тур. В нем участвуют кандидаты, набравшие минимум 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Если в округе только один кандидат набрал 12,5%, то во втором туре участвует и следующий по количеству набранных голосов кандидат.

Для выборов в Национальное собрание сформировано 577 избирательных округов: 555 округов - в континентальной Франции и 22 округа - в заморских французских территориях, в каждом из которых избирается один представитель. Округа по выборам в нижнюю палату исчисляются с учетом жителей, а не избирателей. Каждый департамент должен быть представлен минимум двумя депутатами, даже если число жителей не позволяет этого.

Сенат обеспечивает представительство административно-территориальных образований страны. 348 сенаторов избираются на 6 лет в 108 избирательных округах на основе непрямых (косвенных) всеобщих выборов Избирательным коллежем (коллегией), который состоит примерно из 145 тыс. человек, 95% из них - делегаты от муниципальных советов. Это единственные выборы, где голосование обязательно для членов Избирательного коллежа. Таким образом, сенаторы фактически избираются многочисленными муниципальными советниками. Каждые 3 года переизбирается 1/3 Сената. В отличие от Национального собрания Сенат не может быть распущен президентом.

В 85 департаментах, от которых избирается не больше 4 сенаторов, и во всех заморских французских территориях сенаторы избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства , а в 14 департаментах, представленных в Сенате 5 и больше сенаторами, - по пропорциональной системе (лишь 69 сенаторов). Голосование происходит в главном городе департамента (он же главный город региона). От департамента члены коллегии избирают 2, 3 и более сенаторов.

В избирательных коллегиях, где сенаторов избирают по пропорциональной системе , избиратели голосуют за партийные списки. Их голоса делятся на количество отведенных для департамента мандатов (избирательная квота). Для определения количества мест, которые получает партия, поданные за списки голоса делятся на квоту. В избирательных коллегиях, которые избирают сенаторов по мажоритарной системе , выборы проводятся аналогично процедуре избрания членов Национального собрания, то есть в два тура.

Кандидатов в сенаторы выдвигают политические партии или это самовыдвиженцы. Кандидат вносит избирательный залог около 400 евро, который возвращается, если его поддержку подано более 10% всех голосов избирателей при самовыдвижении или если партийный список, куда он включен, набрал не менее 5% поданных голосов.

Самая развитая экономика в мире у США. Следом идут Китай, Япония и Германия.

Государство ВВП (указано в долларах США)
Соединённые Штаты Америки 18153487
Китайская Народная Республика 11393571
Япония 4825207
Федеративная Республика Германия 3609439
Соединенное Королевство Великобритании 2782338
Французская Республика 2605813
Индия 2220043
Итальянская Республика 1914131
Бразилия 1835993
Канада 1584301
Российская Федерация 1425703
Южная Корея 1414400
Австралийский Союз 1313016
Королевство Испания 1277961
Мексика 1152770
Республика Индонезия 888958
Турецкая Республика 888818
Голландия 788108
Саудовская Аравия 702099
Швейцарская Конфедерация 680113
Королевство Швеция 540960
Аргентинская Республика 524532
Республика Польша 481280
Королевство Бельгия 475046
Федеративная Республика Нигерия 456389
Королевство Норвегия 430823
Исламская Республика Иран 511755
Австрийская Республика 395634
Королевство Таиланд 388308
Объединённые Арабские Эмираты 375190
Филиппины 369969
Арабская Республика Египет 331297
Королевство Дания 325104
Гонконг 317690
Государство Израиль 309342
Республика Колумбия 307430
Малайзия 307242
Южная Африка 306555
Пакистан 291845
Республика Сингапур 290909
Республика Ирландия 250866
Финляндия 245784
Чили 242312
Бангладеш 216291
Португалия 204909
Греция 203733
Ирак 202002
Вьетнам 190497
Перу 189001
Румыния 186559
Чехия 185560
Новая Зеландия 183341
Алжир 173452
Катар 187756
Казахстан 154947
Кувейт 141738
Венгрия 123400
Марокко 102159
Ангола 98982
Украина 98629
Эквадор 95343
Словакия 91237
Судан 84876
Шри-Ланка 80110
Узбекистан 70841
Оман 75934
Доминикана 68030
Эфиопия 67515
Кения 66886
Мьянма 62401
Гватемала 62846
Болгария 53239
Беларусь 53200
Коста Рика 52644
Уругвай 52449
Хорватия 50491
Панама 48989
Танзания 48539
Азербайджан 46455
Ливан 46129
Словения 44721
Люксембург 44691
Литва 42423
Тунис 42123
Гана 38864
Туркменистан 37762
Макао 38809
Сербия 37258
Иордания 37057
Кот-д’Ивуар 35968
Боливия 33403
Демократическая Республика Конго 32705
Бахрейн 31205
Йемен 28774
Латвия 28685
Камерун 28226
Парагвай 27339
Уганда 27296
Сальвадор 24849
Эстония 23369
Замбия 21643
Тринидад и Тобаго 21397
Непал 21062
Кипр 20105
Афганистан 19937
Гондурас 19579
Исландия 19049
Камбоджа 17934
Босния и Герцеговина 17171
Папуа - Новая Гвинея 16724
Зимбабве 15230
Ботсвана 14879
Палестина 14715
Сенегал 14643
Лаос 14538
Габон 14270
Грузия 14157
Мозамбик 13788
Мали 13551
Ямайка 13424
Бруней 16085
Никарагуа 12599
Маврикий 12325
Албания 12219
Буркина Фасо 11937
Намибия 11457
Армения 11006
Монголия 10742
Мальта 10548
Македония 10374
Чад 10367
Мадагаскар 9877
Таджикистан 9662
Бенин 8939
Конго 8770
Гаити 8488
Руанда 8393
Багамские Острова 8223
Экваториальная Гвинея 7995
Нигер 7712
Молдова 7513
Косово 7000
Кыргызстан 6714
Гвинея 6090
Малави 5833
Южный Судан 9704
Мавритания 4805
Фиджи 4346
Черногория 4340
Барбадос 4226
Того 4088
Суринам 3947
Свазиленд 3803
Сьерра-Леоне 3606
Гайана 3284
Мальдивы 3100
Бурунди 2934
Лесото 2662
Аруба 2543
Тимор-Лешти 2708
Бутан 2000
Центрально-Африканская Республика 1723
Либерия 1720
Белиз 1618
Кабо-Верде 1604
Сейшельские Острова 1459
Антигуа и Барбуда 1352
Соломоновы Острова 1128
Гренада 947
Республика Гамбия 895
Сент-Китс и Невис 869
Независимое государство Самоа 801
Коморские Острова 608
Содружество Доминики 496
Королевство Тонга 430
Микронезия 386
Кирибати 272
Палау 268
Маршалловы Острова 236
Науру 140
Тувалу 57

Каждая отдельно взятая страна имеет свою экономическую политику, в которой неотъемлемо есть как сильные, так и слабые стороны. Если государство богато полезными ископаемыми, то чаще всего экономика строится на экспорте ресурсов, что ослабляет производственную составляющую.

10 самых крупных мировых экономик в 2018 году

США

Самая стабильная экономика в мире принадлежит США, она удерживает свои лидирующие позиции уже более 100 лет. Всесторонне развитая экономическая политика базируется на банковской системе, крупнейшей фондовой бирже, передовых технологиях в области IT и сельском хозяйстве, которое не лишено инновационных решений и прогресса.

Америка благодаря значительному охвату сфер деятельности и передовым технологиям в них обладает большим влиянием в мире и пользуется этим.

Доллар уже много лет является мировой валютой и котируется во всех странах. на 2017 год составили 19,284 триллиона долларов, что позволяет понять: почему экономика США первая, возглавляя рейтинг.

Китай

Самая быстроразвивающаяся экономика, способная вскоре потеснить Америку и сдвинуть ее с занимаемого лидирующего места в ТОП крупнейших экономик мира. В Китае активно разрастается промышленность, сельское хозяйство и технологии. Рынок автомобилестроения крупнее американского и японского вместе взятых.

Китайская одежда и техника поступает на рынки большинства стран, очень развит экспорт во всех направлениях. Китай обеспечивает пищевыми продуктами 1/5 населения планеты, при этом используя лишь 9% земель, предназначенных для сельского хозяйства.

Ежегодно рост ВВП составляет 10%, что дает повод для беспокойства Америке. представлена в ТОП экономик мира в лице Китая, как самой сильной и развитой державы, остальная Азия имеет более слабые показатели.

Несмотря на кризис, который испытывает Европа в последние годы, по-прежнему стабильно стоит на ногах и обеспечивает себе ежегодный прирост ВВП, который на данный момент составил 3,591 триллиона долларов.

Великобритания

Экономика Западной Европы в лице стран участниц представляет размытую картину, но неоспоримым лидером является , которая вошла в общий рейтинг по всем странам планеты. Страна бедна на природные ресурсы, поэтому ее экономическая политика базируется на сфере услуг, промышленности и туризма.

Касаемо промышленности, лидерами являются следующие сферы: авиация и фармацевтика, а также автомобилестроение и текстильная индустрия. Великобритания привлекает инвестиционные вливания бизнес-представителей других стран своей либеральной банковской политикой, которая позволяет реализовывать «отмывание» денежных средств.

Но в 2018 году страна выходит из состава , и специалисты затрудняются предположить: какой урон экономике государства это принесет и как изменится ее положение в мире.

Какие можно узнать на нашем сайте.

Франция

Экономическое положение страны достигнуто благодаря индустриально-аграрной политике. За счёт сельского хозяйства Франция обеспечивает продукцией страны ЕС, ¼ часть всех поставок приходится на долю этого государства.

Лучшие показатели по посещаемости страны были достигнуты во много благодаря Эйфелевой башне, ее узнаваемости и атмосфере романтики, ассоциирующейся с ней.

Но имея высокую посещаемость страны, на туризме не выплывает. Дело в том, что денежные средства, оставляемые туристами в державе, имеют меньший объем по сравнению с Америкой, это связано с тем, что туристы во Франции не задерживаются, а увидев основную достопримечательность, уезжают в соседние страны. ВВП Франции на данный момент составляет 2,537 триллиона долларов США.

Можно на нашем сайте.

5 0 1782

Процедура президентских выборов в США существует уже более двух столетий, но настолько запутана, что ее не понимают порой сами американцы.

Выборы непрямые и проходят в два этапа. Ставя галочку напротив кандидата в президенты, граждане на самом деле голосуют за выборщиков, которые представляют их штат и будут уже в свою очередь избирать президента.

Несмотря на то, что коллегия выборщиков должна заседать в декабре месяце, фактически президент будет определен уже в день выборов, то есть, уже сегодня, им станет тот, за кого проголосовало большинство выборщиков.

За последний месяц президентские выборы прошли в Молдове, Ливане, Болгарии, а также в ряде других государств в рамках всеобщих выборов, например, в Никарагуа.

Как же проходят выборы в этих странах, в том числе и завершившиеся уже в США?

Итак, если вы молдовский гражданин, то впервые за последние 20 лет у вас появилась возможность выбрать президента.

Выборы прямые, глава государства избирается большинством голосов. Голосование проводится в выходной день. Чтобы проголосовать, необходимо предъявить паспорт. Вы сможете проголосовать, если находитесь за рубежом и даже в непризнанном Приднестровье. За голосованием будут следить местные, а также международные наблюдатели, в том числе и за рубежом.

В Ливане президента выбирает парламент, поэтому от вас, как гражданина этой страны, уже ничего не зависит. Это, кстати, привело к тому, что депутаты 2 года не могли прийти к единому решению. Напомню, что подобная ситуация сложилась и в Молдове, где, начиная с 2009 года, почти 3 года парламентариям не удавалось избрать президента.

Если вы болгарский гражданин, то вам предстоит выбрать президента, проголосовав за него на прямых выборах. Вы также можете проголосовать против всех.

Кстати, в истории современной Болгарии прямые президентские выборы проводятся, начиная с 1992 года, но в текущем году они впервые стали обязательными. Избирательные участки открыты и в Болгарии, и за ее пределами. Голосование также проходит в выходные, при предъявлении паспорта. За ходом выборов следят международные и местные наблюдатели.

В Никарагуа президент избирается большинством голосов на прямых выборах. При этом сняты ограничения на сроки переизбрания президента (что стало главным основанием для упреков в недемократичности выборов). Выборы проходят в выходные. За их ходом следят не только местные, но и международные наблюдатели (хотя Евроньюс утверждает обратное, указывая на угрозу США прекратить финансовую поддержку страны в случае нарушения принципов демократии).

Если вы американец, то сможете проголосовать с помощью любого документа, на котором обозначены фамилия и имя (даже бейдж без фотографии подойдет), также можете сделать это в любом месте страны или через электронную почту. Выборы проходят не в выходной день, правда, как отмечают сами граждане, всех отпускают с работы. При этом в США равнодушны к тому, что к ним не приезжают международные наблюдатели. Точнее, приезжают, но посетить могут ограниченное число штатов.

Конечно, каждая страна имеет право на самоопределение в выборе избирательной системы. Поэтому представленное в статье сравнение достаточно условно.

Однако на деле получается, что в стране, которая считает себя «самой демократической страной в мире» и зачастую критикует другие, в реальности не всегда соблюдаются принципы демократии. Например, система президентских выборов в США уже четырежды давала сбой, в результате которого не побеждал кандидат, набравший наибольшее число голосов. Однако существенных изменений в избирательной системе не наблюдается.

В этом свете также интересен отказ США пригласить российских наблюдателей на выборы, за которыми последовало предупреждение об уголовном преследовании в случае появления на избирательных участках российских дипломатов. С другой стороны, тема «российской угрозы» красной нитью прошла через всю избирательную кампанию, особенно накалившись в ее финале. Образ внешнего врага всегда сближает, но, главное, отвлекает от внутренних проблем, например, от растущей в ряде штатов безработицы.

Алла Бучкова, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат социологических наук

Во многих странах национальный сепаратизм стал реальной угрозой их целостности. Для примера можно привести многолетний конфликт в Ольстере (Северной Ирландии), но там помимо национальных противоречий имеет место и религиозное противостояние между ирландцами-католиками и протестантами-англичанами. При попытках решить этот конфликт силой британские власти натолкнулись на сопротивление ирландских террористов. Самой крупной группировкой является ИРА - Ирландская республиканская армия. Особенно громкие террористические акции имели место в Великобритании в 1980-90-х гг. А в Северную Ирландию вводились полицейские и военные силы. Белфаст превратился в прифронтовой город. Однако сломить сопротивление сепаратистских групп не удалось и в конце концов обеим сторонам пришлось сесть за стол переговоров. До сих пор решения, устроившего бы обе стороны, не выработано. Однако террористические акты прекратились. Столь же сложные отношения сложились и между испанским правительством и басками, народом, живущим на севере Испании. Там тоже, из-за безрезультатности остальных методов воздействия на центральные органы власти началось формирование организаций террористического толка. Самая известная из них - ЭТА - и поныне продолжает совершение терактов. Кроме откровенно бандитских групп, существует в Испании и множество других, требования которых весьма разнообразны: от национальной или культурной и языковой автономии до предоставления независимости. В период правления Франко все попытки национального или языкового обособления подавлялись. Не приветствуются они и сейчас. Поэтому я не считаю национальную политику Испании верной. Если страна многоязычна, то это всегда необходимо учитывать. Поэтому в Канаде правительство пошло на многочисленные уступки франкоязычной провинции Квебек, когда там начались требования о предоставлении ему суверенитета. В результате Квебек остался в составе Канады, и сейчас эту проблему практически удалось решить: большинство жителей провинции сейчас высказываются за единство страны. Однако сепаратистские настроения там всё ещё не редкость.

Удачной можно признать и национальную политику США. Начиная с 50-60-х гг. там шла напряженная борьба за расовое равноправие. И на сегодняшний день, по крайней мере, удалось снять открытое противостояние между белыми и цветными американцами. И беспорядки на этой почве в целом прекратились, ушли в прошлое группировки типа «Чёрных пантер» не произошло, правда, и ассимиляции национальных диаспор, живущих довольно обособленно. Поэтому до сих пор неверно было бы говорить о том, что «американец» - национальность. Коренные американцы - индейские племена - до сих пор живут в резервациях, а условия жизни там отнюдь не лучшие. Этот вопрос, скорее всего, требует несколько иного решения, чем ассимиляция. С развалом социалистического лагеря все ранее подавляемые межнациональные противоречия прорвались. В результате распались СССР, Югославия, Чехословакия. Но если в ЧССР «развод» произошёл мирно, то СФРЮ оказалась ввергнута в гражданскую войну на долгие годы. Не обошли межнациональные вооружённые конфликты и бывшие республики Советского Союза, Южная Осетия, Абхазия, Ингушетия, Карабах, Приднестровье, Фергана, Ош, Узген.

Правильной национальной политикой руководствовалась в своих действиях, как ни странно, наднациональная Организация объединённых наций. Именно её вооружённые части вставали между конфликтующими сторонами и таким образом вынуждали их сесть за стол переговоров. К сожалению, в последнем балканском конфликте силы НАТО приняли лишь одну сторону в межнациональном противостоянии в Косово. В результате под систему европейской безопасности заложена бомба большой силы. Очаг терроризма создан чуть ли не в центре Европы и пока у боевиков УЧК не отобрано даже тяжёлое вооружение. В общем, ситуация там развивается по чеченскому сценарию и что будет дальше - неизвестно.

Особняком стоит проблема курдов. Этот народ не имеет собственного государства, хотя насчитывает более миллиона человек, проживающих в основном на территории Турции, Ирака и Ирана. Ни одно из этих государств не желает, не только отдавать часть своей земли под создание независимого Курдистана, но и (например, в Турции и Ираке) запрещает разговаривать на курдском языке. В итоге курды уже десятки лет ведут со всеми тремя государствами партизанскую войну и не прекращают проведение террористических актов. Правда, на эту проблему ООН обращает слишком мало внимания. А данные страны проводят национальную политику, направленную, как мне кажется, на исчезновение народа (расселение его по миру и истребление несогласных ассимилироваться). Афганистан выделяется ещё и тем, что там агрессивная национальная политика переплелась с использованием исламского фундаментализма в качестве государственной идеологии. И гражданская война там может длиться там ещё очень много лет. Здесь очень трудно найти какое-либо приемлемое или осуществимое решение.

Понятие избирательного права и сущность выборов. Выборы осу­ществляются на самых различных уровнях общества: в общественных организациях избирается их руководство, в акционерных обществах - совет директоров или иной орган, в кооперативах - правления и т.д. Многие государственные органы также избираются в центре (парламен­ты или по крайней мере их нижние палаты, президенты), на местах избираются органы местного самоуправления - советы, мэры и т.д. Большинство органов, избираемых гражданами, называются обобщенно представительными. В редчайших случаях избирается непосредственно гражданами премьер-министр: в 1996 г. такие выборы впервые состоя­лись в Израиле. Выборы - это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик государственной жизни, государственного режима.

Выборы государственных органов и должностных лиц государства бывают: всеобщими (на всей территории государства) и региональными;

очередными (в установленный срок) и внеочередными, повторными (если выборы признаны несостоявшимися) и т.д.

Прямые и непрямые выборы. Прямые выборы - это непосредст­венное избрание гражданами своих представителей в органы государ­ства, отдельных должностных лиц (например, президента). Почти всегда (исключение составляет, например, королевство Бутан) прямыми вы­борами избираются депутаты нижней палаты парламента, однопалат­ного парламента, низовые органы местного самоуправления (общинные советы), другие органы местного самоуправления. Однако и в данном случае есть исключения. В некоторых мусульманских странах (Бангла­деш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю па­лату избирается самим парламентом, а в однопалатном парламенте может быть небольшое число депутатов, назначенных президентом из среды выдающихся граждан страны (например, до 10 человек в Египте). Во многих странах прямыми выборами избираются верхние палаты пар­ламентов (Бразилия, США и др.), президенты (Мексика, Франция и др.), нижние палаты законодательных собраний или однопалатные собрания в субъектах федерации, в автономных образованиях. В един­ственной стране - Израиле с 1996 г. прямыми выборами избирается премьер-министр.

Вместе с тем многие высшие органы государства и должностные лица, в том числе в демократических странах, избираются непрямыми выборами. Теоретически прямые выборы демократичнее, но непрямые могут оказаться целесообразнее, если они обеспечивают более профессиональный, взвешенный подход к замещению столь высоких постов v должностных лиц, влияющих на жизнь страны. Поэтому вопрос о приме­нении той или иной системы выборов - это вопрос целесообразности, связанный с конкретными условиями страны, с ее историей, националь­ной спецификой.

Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (их называют иногда многоступенчатыми). Косвенные выборы, имеют два варианта. При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией. Примером этого является избрание президента США, когда избиратели голосуют за выборщиков от той или иной партии, а затем уже выборщики, со­бравшись в столицах своих штатов, голосуют за объявленного заранее кандидата в президенты от той или иной партии. Голоса выборщиков штатов суммируются в Вашингтоне - столице США. Подобный порядок существует в Аргентине, до 90-х годов он применялся с определен­ными поправками в унитарной Финляндии. Косвенными выборами из­бирается сенат во Франции, где голосуют за кандидатов: а) члены ниж­ней палаты парламента, избранные от данного департамента - адми­нистративно-территориальной единицы; б) члены советов - органов местного самоуправления региона - наиболее крупной административно-территориальной единицы; в) члены генеральных советов департаментов; г) специально избранные для такого голосования муници­пальными советами их члены. Косвенными выборами избирается также верхняя палата парламента в Индии, президент в Германии и т.д. При втором варианте выборы проводятся не специально создаваемой изби­рательной коллегией, а постоянно действующим органом. Наиболее от­четливый пример этого - избрание президентов парламентами в Гре­ции, Турции и других странах.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»