Михаил барятинский израильские танки в бою. Стальной кулак израиля Современный израильский танк

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Каждое лето по городам России ездят евреи в домиках на колёсах. Несколько машин выезжают из Москвы и разделяются по маршрутам. Их путь лежит в большие города и глухие городки, где есть еврейские общины. Эти автомобили - передвижные синагоги, и иногда их называют “танками".

Я принял участие в этнографической экспедиции в качестве блогера, чтобы рассказать вам о том, как это происходит. Среди моих читателей немало людей с еврейским происхождением, но уверен, что этот репортаж будет интересен не только им.

Чтобы крепко стоять на земле, нужно чувствовать корни. Я не помню, когда впервые узнал о своём еврейском происхождении. Никогда этого не скрывал, но и не интересовался. Осознание и гордость пришли значительно позже.

Две тысячи лет назад еврейский народ выгнали со своей земли завоеватели. Рассеяние по планете должно было стереть его память в коридорах времени. Это уже случалось с другими народами, но евреи смогли сохранить свою идентичность, пронести её через все войны и гонения. А потом, впервые в истории, возродить своё государство и собрать из пепла забвения древний язык.

Но в мире ещё живёт много людей, которые хоть и знают о происхождении, не знакомы с еврейскими традициями. Живший в Нью-Йорке раввин Менахем-Мендл Шнеерсон (7-й Любавичский ребе), лидер движения Хабад, придумал способ, как найти как можно большее число людей с “корнями”, но далёких от общины. “Если еврей не идёт в синагогу - синагога идёт к еврею!”. Активисты нью-йоркской общины арендовали два трейлера, которые раскрасили в яркие цвета и установили громкоговорители, а внутрь положили книги и брошюры. На этих машинах молодые раввины стали ездить в разные концы Нью-Йорка для агитации евреев. Акция оказалась успешной, и количество домиков на колёсах стало увеличиваться, а география их поездок - расширяться. Позже синагоги на колёсах появились в других странах мира, в том числе и у нас.

Трагические события 20 века в России прошлись по многим народам нашей страны. Людей переселяли и ссылали, стреляли в затылок и сжигали в печах, заставляли забыть свою историю и идентичность. Это коснулось всех. Взрывали храмы, мечети, закрывали синагоги. Всё, что было дорого и свято, семейные и общинные традиции кидались в жертву новым идеологиям.

В 90-е годы в России стали возрождаться религиозные общины. Даже в крошечных городках находились несколько евреев, начавших собираться вместе. В то же время поднялся “железный занавес”, открылись границы и очень многие уехали жить в Израиль: из Советского Союза репатриировались больше миллиона человек. Но и сегодня остаётся немало людей, потерявших связь с корнями. Еврейские организации проводят образовательные программы для детей, взрослых и пожилых, возят бесплатные туры в Израиль и Европу. Всё это не для того, чтобы люди непременно “свалили”, совсем нет. Чтобы знали и помнили, кто они.

Это была краткая предыстория. Теперь к истории.

1 Наш экипаж “танкистов” - Исроэл, Давид и Менахем-Мендл. Они молодые раввины, учащиеся ешив из разных стран мира. Я присоединился к ним в Казани, до этого ребята полторы недели ездили по городам России и успели побывать в Иваново, Костроме, Рязани, Пензе и Ижевске.

Кстати, "танки" не имеют никакого отношения к военной технике. Так эти машины называл Любавичский ребе, "танки для войны с ассимиляцией".

2 Наша первая точка - база отдыха “Глубокое озеро” под Казанью, где этим летом проводится лагерь “Ган Исраэль”.

3 В лагере находятся 90 детей из поволжских регионов, смена длится две недели. За это время они успевают не только отдохнуть и потусоваться с новыми друзьями, но и узнать многое о еврейских традициях и культуре.

4 Мицва-танк они ждали с самого утра и вышли встречать нас всем лагерем.

5 Вожатые и “танкисты” оказались хорошо знакомы, и это не удивительно, в еврейской тусовке все знают друг друга. В общем, встреча была тёплой.

6 Дети в восторге от домика на колёсах! Каждый хотел зайти внутрь и посмотреть, как там всё устроено. Они буквально засыпали вопросами, и так как раввины были заняты, мне достались самые каверзные: “А спать удобно? Не выпадаешь на ходу?” “А как тут туалет работает?” и тому подобное. Хорошо, у меня есть “бэкграунд”: в прошлом году мы с блогерами ездили в точно таком же автодоме по Татарстану, просветит ребят, что к чему.




7 Исроэл Лазар, сын главного раввина России Берла Лазара, рассказывает ребятам историю об одиноком еврее из Австралии, захотите - расскажу её вам.

9 Прогулялся по лагерю. Пока одни играют,





10 Другие учатся и молятся. В “Ган Исраэль” ребят учат жить по еврейским заповедям, в том числе и молитвам.

11 Чёрные коробочки называются “тфилин”, и это одна из самых важных заповедей для религиозного еврея, совершать ежедневную молитву, возлагая тфилин на руку и голову. Тфилин – символ неразрывной связи между народом Израиля и Всевышним.

В Торе есть четыре отрывка, в которых содержится предписание: "Повяжи их (слова Б-га) в знак на руку твою, и да будут они знамением над глазами твоими!" Эта заповедь, символически предписывающая подчинять действия и сознание воле Творца, на буквальном уровне обязывает взрослых евреев-мужчин возлагать "эти слова" (то есть, слова Торы, содержащиеся в этих отрывках) на руку и на голову. Эти четыре отрывка переписчики священных текстов (софрим, в ед. ч. софер) пишут на маленьких пергаментных свитках, изготовленных из особым образом обработанной кожи кошерного животного. Специальные коробочки (также изготовленные из кожи кошерного животного), в которых содержатся эти отрывки, и называются тфилин. // ru.chabad.org





13 Синагога в Казани. Она находится в самом центре, и я много раз её видел, но внутри бывать не доводилось. Прямо напротив синагоги есть кафе “Сирия”, где готовят ближневосточную еду - хумус, фалафель и всё такое. Всегда было интересно, ходят ли посетители синагоги в это кафе, ведь кухня у соседних стран похожая. Спосил - не ходят, потому что там нет сертификата кошерности, религиозным евреям это важно. А ведь те могли бы получить, от клиентов отбоя бы не было!

Так или иначе, вот чем прекрасен Татарстан - своей веротерпимостью. Регион, где тесно переплетены несколько народов, может быть хорошим примером, как жить в мире.

16 Раввин Казани Ицхак Горелик.

17 Прогуляемся по синагоге. Листайте фотографии влево-вправо при помощи стрелок.

Здание синагоги недавно отметило 100-летний юбилей. Его построили в 1915 году на деньги, собранные общиной.
В советские годы синагогу изъяли и отдали министерству просвещения. И только в 90-е годы здание вернулось к еврейской общине.










17 На других этажах синагоги расположены разные организации и фонды., помогающие общине в жизни. Здесь же есть небольшой музей казанской общины.




18 Строительство продолжается. На верхнем этаже, под крышей, сейчас строят ешиву - учебные классы религиозной школы.

20 Я давно хотел там оказаться: много раз ездил по трассе в Казань, но сюда не добирался, нужно делать большой крюк. А посмотреть в Йошкар-Оле есть что. Покажу в отдельном посте.

21 Мицва-мобиль припарковался в одном из дворов в центре города. Необычная машина привлекает внимание, многие подходят, интересуются, задают вопросы.

22 За всё время мы не встретили никакого негатива или неприятия со стороны прохожих.

23 Община в Йошкар-Оле очень маленькая, а сейчас, летом, большинство людей на дачах. Пришло всего несколько человек, но встреча была тёплой. Своей синагоги здесь нет, как и здания. Арендуют небольшую комнату в полуподвале. Нет и раввина, но это не мешает людям собираться вместе. Большинство из них пожилые, дети и внуки выросли и уехали. Из города бегут очень многие, в Казань и Москву, многие евреи уехали в Израиль ещё в 90-е.

24 Сын руководителя общины погиб во время операции в Газе в начале 2000х.

25 Такие общины меня очень трогают. В 2015 году я тоже ездил с мицва-танком по Поволжью, и больше всего тогда запомнился город Сызрань: ещё меньше “Йошки”. Старый кирпичный домик на окраине, столетняя синагога, которую лишь недавно вернули евреям. Здание требует капитального ремонта, денег на него нет, но люди поддерживают старый дом и друг друга.

26 Подарок от экспедиции - еврейские часы. Вместо цифр здесь буквы алфавита, а стрелки идут в обратную сторону.

27 Раввины предложили поехать домой к людям общины и установить мезузу. Охранные молитвы в пластиковых футлярах, оберегающие дом. Оказалось, мезузы у всех уже есть.

28 После встречи в общины мы поехали посмотреть достопримечательности города. Нет, это не Красная площадь, а одна из многочисленных копий известных зданий в Йошкар-Оле. Говорю же - город необычный.

29 Главная задача экспедиции - познакомиться с деятельностью еврейских общин в России, приобщить людей к изучению истории, культуры и традиций своего народа.

30 Говорить с каждым на близком ему языке. В мицва-танке много литературы, книжки для детей, рассказывающие об истории народа.

31 На пешеходной улочке, возле “Кремля” мужичок в спортивном костюме сдаёт в аренду гироскутеры. Десять минут - сто рублей. Раввины заинтересовались темой, и довольно быстро освоили транспорт, хотя стояли на нём впервые.

32 Сделали эффектный лук!

33 Дальше предстоял трудный ночной перегон в Нижний Новгород и ночлег в машине. В принципе это не проблема, тут же целый дом на колёсах, со спальными местами, душевой и кухней. Но делать это в движении всё-таки не очень просто.

34 Поздний ужин. Ребята устроили целый пир с переменой блюд. Большинство продуктов они везут с собой, но время от времени пополняют запасы в местных магазинах.

36 В Нижнем Новгороде тоже есть синагога и большая община. Это красивое здание в виде свитка Торы, которое не влезло в ширину угла моей камеры, но в интернете можно . Здесь наши дороги разошлись. Раввины и мицва-танк остались в городе встречать шаббат, а я уехал на поезде в Москву, чтобы отправиться дальше.

Понравился пост? Ставьте лайк и пишите комментарий! Больше откликов - больше качественных репортажей:)

Танки армии обороны Израиля

Первые танки ЦАХАЛа

Развертывание бронетанковых войск Армии обороны Израиля началось в период Войны за независимость 1947–1949 годов. Событием, ставшим отправной точкой этой войны, явилось голосование Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 года по вопросу раздела Палестины, находившейся после Первой мировой войны под управлением Великобритании. В 17:31 по нью-йоркскому времени решение было принято большинством в 33 голоса против 13 при 10 воздержавшихся.

В преддверии решения ООН по палестинскому вопросу делегация ишува (еврейского населения Палестины) встречалась с руководством Лиги арабских государств (ЛАГ) с целью попытаться выработать компромиссное решение о разделе сфер влияния в Палестине. Эта попытка была встречена отказом. Председатель ЛАГ, египетский дипломат Аззам-Паша, дал понять еврейским посланникам, что мирного раздела Палестины не будет и свое право на любую часть ее территории им придется отстаивать с оружием в руках.

Согласно резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины, на ее территории должны были быть созданы два независимых государства – еврейское и арабское, а также Большой Иерусалим – территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трех территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Евреи согласились на раздел, а арабы отказались его признавать и требовали создания в Палестине единого государственного образования. Уже на следующий день после голосования, 30 ноября, арабы обстреляли автобус с евреями, направлявшийся из Натании в Тель-Авив, убив пять и ранив семь человек. Началась война.

На первом этапе войны, с 29 ноября 1947 года по 15 мая 1948 года, вялотекущие вооруженные столкновения, происходившие с середины 1930-х годов, переросли в полномасштабные боевые действия почти во всех районах соприкосновения евреев с арабами. Этот этап войны характеризовался противоборством между еврейскими и арабскими иррегулярными формированиями. Британские войска готовились к предстоящей эвакуации и мало интересовались происходящим. Еврейские же и арабские военизированные формирования стремились к максимальному захвату территории и контролю над коммуникациями, занятию ключевых пунктов сразу же после ухода британских войск.

14 мая 1948 года была провозглашена независимость государства Израиль, а в ночь на 15 мая войска пяти арабских государств вторглись в Палестину. Впрочем, описание событий Войны за независимость не является целью этой книги. Нас, собственно, интересуют танки.

Легкий танк H39 «Гочкис» в экспозиции израильского танкового музея в Латруне. Судя по форме командирской башенки, эта машина в годы Второй мировой войны побывала в руках немцев

В строю «русская» рота 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. 1948 год. Машина с номером «612» имеет командирскую башенку французского образца. Обращают на себя внимание танковые шлемы советского образца. Такие шлемы чехословацкого производства использовались в АОИ до конца 1950-х годов

Итак, первые танки были захвачены отрядами еврейской военизированной организации «Хагана» 20 мая 1948 года. Это были 2–3 сирийских легких танка R35. 31 мая 1948 года «Хагана» была преобразована в ЦАХАЛ – регулярную Армию обороны Израиля (АОИ). В июне в ее составе был сформирован 82-й танковый батальон, ставший единственным танковым подразделением АОИ во время Войны за независимость. На его вооружение поступили 10 танков «Гочкис» H39, приобретенные во Франции в марте и прибывшие в Израиль в июне 1948 года. Однако техническое состояние этих машин оставляло желать лучшего, и уже в октябре 1948-го было решено вывести их из боевого состава. Вместо них на свалке в Италии по цене металлолома были приобретены 30 средних танков «Шерман» без вооружения. Впрочем, о «шерманах» мы поговорим отдельно.

Кроме «гочкисов» в 82-м батальоне имелись и два танка «Кромвель» (по разным данным, модификации Mk III или Mk IV), похищенные с английской военной базы в районе города Хайфа в ночь на 30 июня 1948 года.

«Кромвель» и «Шерман» из состава «английской» роты 82-го танкового батальона

В декабре 1948 – январе 1949 года в ходе боев с египетскими войсками было подбито и захвачено девять танков М22 «Локаст», три из которых поступили на вооружение 82-го батальона. Правда, произошло это уже после окончания войны. По состоянию на 1 марта 1949 года один танк этого типа значился как исправный, а два находились в ремонте.

Все вышеперечисленные танки никаких особых обозначений в Израиле не получили, а назывались просто «Рено», «Гочкис», «Кромвель» и «Локаст», без указания моделей и модификаций. Все эти боевые машины были сняты с вооружения в 1952 году.

Следует отметить, что в связи с Войной за независимость упоминаются и танки других типов. Так, например, в 1948 году у египетских войск были захвачены несколько легких танков Mk VI английского производства, но на вооружение они приняты не были. В июле 1950 года в ремонте числился один танк «Валентайн». Происхождение его неизвестно, возможно, он был обнаружен на свалке металлолома на одной из покинутых английских военных баз. На вооружение он также не принимался.

Израильские солдаты осматривают захваченный сирийский танк «Рено» R35. 1948 год

В марте – апреле 1948 года в США были приобретены 35 (по другим данным – 38) легких танков М5А1 «Стюарт». Однако в июле 1948 года они были конфискованы ФБР и в Израиль не прибыли. В течение 1948 года велись переговоры с Чехословакией о закупке 32 легких танков двух типов, именовавшихся в документах «9-тонными» и «16-тонными». Речь шла о танках Pz.38(t) и истребителях танков «Хетцер», а точнее – LT-38/37 и ST-1. Сделка не состоялась, поскольку стороны не сошлись в цене.

Из книги Я дрался на Т-34 автора Драбкин Артем Владимирович

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ № ГОКО-1227с от 11 мая 1942 года Москва, Кремль. О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ВОДКИ ВОЙСКАМ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ 1. Прекратить с 15 мая 1942 года массовую ежедневную выдачу водки личному составу войск действующей армии.2. Сохранить ежедневную

Из книги Маршал Баграмян. «Мы много пережили в тиши после войны» автора Карпов Владимир Васильевич

ПРИКАЗ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ О НАКАЗАНИИ ВИНОВНЫХ В СРЫВЕ БОЕВОГО ПРИКАЗА О СОСРЕДОТОЧЕНИИ ТАНКОВЫХ ЧАСТЕЙ В 40-й АРМИИ № 006 20 января 1944 г. Согласно боевому приказу, отданному мною и военным советом 1-го Украинского фронта, должны были

Из книги Израильские танки в бою автора Барятинский Михаил

ПРИКАЗ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ О ЗАПРЕЩЕНИИ НАГРАЖДЕНИЯ АВТОМАШИНАМИ ЛИЧНОГО СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ № 148 от 3 августа 1944 г. Некоторые военные советы и командующие фронтов и армий, а также командиры соединений и частей награждают отдельных

Из книги Сталинградская битва. От обороны к наступлению автора Миренков Анатолий Иванович

Заместитель Министра обороны СССР, Начальник Тыла Министерства Обороны Кандидатуры командующих войсками военных округов рассматривались, обсуждались и утверждались на заседании Политбюро. (В те дни оно называлось Президиумом ЦК.)Маршал Малиновский предложил

Из книги Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) автора Краснова Марина Алексеевна

Беседа В. В. Карпова с начальником Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителем Министра обороны Российской Федерации генералом армии Исаковым Владимиром Ильичом - Владимир Ильич, простому читателю Маршал Советского Союза Баграмян известен в первую

Из книги Курская битва. Наступление. Операция «Кутузов». Операция «Полководец Румянцев». Июль-август 1943 автора Букейханов Петр Евгеньевич

Танки армии обороны Израиля Первые танки ЦАХАЛа Развертывание бронетанковых войск Армии обороны Израиля началось в период Войны за независимость 1947–1949 годов. Событием, ставшим отправной точкой этой войны, явилось голосование Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947

Из книги Подводник №1 Александр Маринеско. Документальный портрет, 1941–1945 автора Морозов Мирослав Эдуардович

№ 10 ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР № 227 О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПОРЯДКА В КРАСНОЙ АРМИИ И ЗАПРЕЩЕНИИ САМОВОЛЬНОГО ОТХОДА С БОЕВЫХ ПОЗИЦИЙ 28 июля 1942 г.Без публикацииВраг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет

Из книги Бронеколлекция 1996 № 04 (7) Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945 автора Барятинский Михаил

№ 19 ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ № 298 С ОБЪЯВЛЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ О ШТРАФНЫХ БАТАЛЬОНАХ И РОТАХ И ШТАТОВ ШТРАФНОГО БАТАЛЬОНА, РОТЫ И ЗАГРАДИТЕЛЬНОГО ОТРЯДА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ 28 сентября 1942 г.Объявляю для руководства:1. Положение о штрафных батальонах действующей

Из книги Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 автора Коломиец М.

3. ПРИКАЗ НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЙ НА КОМАНДОВАНИЕ 6-Й АРМИИ, КОМАНДИРОВ РЯДА ЧАСТЕЙ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ 10 ноября 1939 г.16 октября на имя т. Сталина и мое поступило письмо военного прокурора 6-й армии т. Нечипоренко о

Из книги автора

1.2. Состояние обороны Орловского плацдарма германской армии, группировка германских войск на плацдарме и планы германского командования по его обороне С августа 1942 года германское командование принимало все меры, чтобы превратить Орловский плацдарм в мощный

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Документ № 7.11 Доклад Главнокомандующего ВМФ адмирала флота В. Н. Чернавина Министру Обороны СССР генералу армии Д. Т. Язову Докладываем.Военный совет Военно-Морского Флота 22 февраля 1990 года рассмотрел многочисленные заявления и просьбы общественных организаций и

Из книги автора

Документ № 7.12 Служебная записка Министру Обороны СССР генералу армии Д. Т. Язову МАРИНЕСКО Александр Иванович, бывший командир подводных лодок М-96 и С-13. Капитан 3 ранга. 1913 г. р., украинец.Подвиг: 30 января 1945 г. подводная лодка С-13 под командованием Маринеско А. И. после

Из книги автора

Американские танки и САУ в английской армии Поражение английских войск на Европейском континенте и потеря ими почти 2/3 своих танков заставили британцев обратиться за помощью к заокеанскому союзнику. Восполнить потери за счет собственного производства у англичан не

Из книги автора

Французские танки в итальянской армии После поражения Франции в 1940 году Италия получила 109 трофейных легких танков Renault R35, 32 средних танка Somua S35 и несколько тяжелых танков В1 bis. Доработка полученной материальной части была сведена к минимуму. На танки установили только

Развертывание бронетанковых войск Армии обороны Израиля началось в период Войны за независимость 1947–1949 годов. Событием, ставшим отправной точкой этой войны, явилось голосование Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 года по вопросу раздела Палестины, находившейся после Первой мировой войны под управлением Великобритании. В 17:31 по нью-йоркскому времени решение было принято большинством в 33 голоса против 13 при 10 воздержавшихся.

В преддверии решения ООН по палестинскому вопросу делегация ишува (еврейского населения Палестины) встречалась с руководством Лиги арабских государств (ЛАГ) с целью попытаться выработать компромиссное решение о разделе сфер влияния в Палестине. Эта попытка была встречена отказом. Председатель ЛАГ, египетский дипломат Аззам-Паша, дал понять еврейским посланникам, что мирного раздела Палестины не будет и свое право на любую часть ее территории им придется отстаивать с оружием в руках.

Согласно резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины, на ее территории должны были быть созданы два независимых государства – еврейское и арабское, а также Большой Иерусалим – территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трех территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Евреи согласились на раздел, а арабы отказались его признавать и требовали создания в Палестине единого государственного образования. Уже на следующий день после голосования, 30 ноября, арабы обстреляли автобус с евреями, направлявшийся из Натании в Тель-Авив, убив пять и ранив семь человек. Началась война.

На первом этапе войны, с 29 ноября 1947 года по 15 мая 1948 года, вялотекущие вооруженные столкновения, происходившие с середины 1930-х годов, переросли в полномасштабные боевые действия почти во всех районах соприкосновения евреев с арабами. Этот этап войны характеризовался противоборством между еврейскими и арабскими иррегулярными формированиями. Британские войска готовились к предстоящей эвакуации и мало интересовались происходящим. Еврейские же и арабские военизированные формирования стремились к максимальному захвату территории и контролю над коммуникациями, занятию ключевых пунктов сразу же после ухода британских войск.

14 мая 1948 года была провозглашена независимость государства Израиль, а в ночь на 15 мая войска пяти арабских государств вторглись в Палестину. Впрочем, описание событий Войны за независимость не является целью этой книги. Нас, собственно, интересуют танки.

Легкий танк H39 «Гочкис» в экспозиции израильского танкового музея в Латруне. Судя по форме командирской башенки, эта машина в годы Второй мировой войны побывала в руках немцев

В строю «русская» рота 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. 1948 год. Машина с номером «612» имеет командирскую башенку французского образца. Обращают на себя внимание танковые шлемы советского образца. Такие шлемы чехословацкого производства использовались в АОИ до конца 1950-х годов

Итак, первые танки были захвачены отрядами еврейской военизированной организации «Хагана» 20 мая 1948 года. Это были 2–3 сирийских легких танка R35. 31 мая 1948 года «Хагана» была преобразована в ЦАХАЛ – регулярную Армию обороны Израиля (АОИ). В июне в ее составе был сформирован 82-й танковый батальон, ставший единственным танковым подразделением АОИ во время Войны за независимость. На его вооружение поступили 10 танков «Гочкис» H39, приобретенные во Франции в марте и прибывшие в Израиль в июне 1948 года. Однако техническое состояние этих машин оставляло желать лучшего, и уже в октябре 1948-го было решено вывести их из боевого состава. Вместо них на свалке в Италии по цене металлолома были приобретены 30 средних танков «Шерман» без вооружения. Впрочем, о «шерманах» мы поговорим отдельно.

Кроме «гочкисов» в 82-м батальоне имелись и два танка «Кромвель» (по разным данным, модификации Mk III или Mk IV), похищенные с английской военной базы в районе города Хайфа в ночь на 30 июня 1948 года.

«Кромвель» и «Шерман» из состава «английской» роты 82-го танкового батальона

В декабре 1948 – январе 1949 года в ходе боев с египетскими войсками было подбито и захвачено девять танков М22 «Локаст», три из которых поступили на вооружение 82-го батальона. Правда, произошло это уже после окончания войны. По состоянию на 1 марта 1949 года один танк этого типа значился как исправный, а два находились в ремонте.

Все вышеперечисленные танки никаких особых обозначений в Израиле не получили, а назывались просто «Рено», «Гочкис», «Кромвель» и «Локаст», без указания моделей и модификаций. Все эти боевые машины были сняты с вооружения в 1952 году.

Следует отметить, что в связи с Войной за независимость упоминаются и танки других типов. Так, например, в 1948 году у египетских войск были захвачены несколько легких танков Mk VI английского производства, но на вооружение они приняты не были. В июле 1950 года в ремонте числился один танк «Валентайн». Происхождение его неизвестно, возможно, он был обнаружен на свалке металлолома на одной из покинутых английских военных баз. На вооружение он также не принимался.

Израильские солдаты осматривают захваченный сирийский танк «Рено» R35. 1948 год

В марте – апреле 1948 года в США были приобретены 35 (по другим данным – 38) легких танков М5А1 «Стюарт». Однако в июле 1948 года они были конфискованы ФБР и в Израиль не прибыли. В течение 1948 года велись переговоры с Чехословакией о закупке 32 легких танков двух типов, именовавшихся в документах «9-тонными» и «16-тонными». Речь шла о танках Pz.38(t) и истребителях танков «Хетцер», а точнее – LT-38/37 и ST-1. Сделка не состоялась, поскольку стороны не сошлись в цене.

«Шерман» и АМХ-13

Первый танк «Шерман» был передан представителям организации «Хагана» 14 мая 1948 года. Сделали это симпатизировавшие евреям английские солдаты, занимавшиеся уничтожением бронетанковой техники, не подлежавшей вывозу из Палестины. Это была машина модификации М4А2 с неисправной пушкой и нуждавшейся в ремонте ходовой частью. Вплоть до 3 июня 1948 года этот танк числился неисправным и в боевых действиях не участвовал. Второй танк М4А2 был обнаружен на свалке металлолома летом 1948 года и отремонтирован к октябрю.

«Шерман» М4А2 из состава 7-й танковой бригады АОИ на параде в Тель-Авиве. Апрель 1953 года

В сентябре 1948 года 41 танк «Шерман» был приобретен в Италии. В некоторых источниках сообщается, что это были танки М4А1 с двигателем Continental и 105-мм гаубицами. Однако модификации М4А1(105) не существовало. В варианте огневой поддержки выпускались только танки М4 и М4А3 со сварными корпусами. При этом звездообразным двигателем Continental оснащался лишь первый. Так что, вероятнее всего, в Италии закупили танки модификации М4(105), вернее, металлолом, а не танки. У всех машин была неисправна ходовая часть, отсутствовали пулеметы, оптика, средства связи и т. д. Но главное, они практически не имели основного вооружения. Формально орудия были, но без затворов и с прорезанными в нескольких местах автогеном стволами. Но и таких машин успели отгрузить лишь 30 единиц, а остальные были конфискованы итальянскими властями. Из прибывших с ноября 1948 по январь 1949 года машин до конца войны удалось полностью восстановить только 4 «шермана», еще 5 были на ходу, но не имели пушек и использовались как учебные и тягачи.

1. Разработки израильского танка «Меркава» начались в 1970 году после того, как Великобритания отказалась продать Израилю партию танков «Чифтен Mk 1». Израильтяне и ранее неоднократно сталкивались со всевозможными эмбарго и срывами поставок вооружений, но все же этот демарш англичан оказался для них неожиданностью, и израильское правительство поставило задачу создания отечественного танка. В 1974 году были созданы первые опытные образцы первого израильского танка, а в 1979 году танк «Меркава Mk.1» был принят на вооружение Армии обороны Израиля.

Танки «Меркава» в музее бронетанковых войск возле израильского селения Латрун
Фото автора

2. За всю историю существования танка было создано четыре его модификации: «Меркава Mk.1», «Меркава Mk.2», «Меркава Mk.3» и «Меркава Mk.4». По словам представителей израильской оборонной промышленности следующим поколением этого танка будет не «Меркава Mk.5», а принципиально новый танк с улучшенными огневыми и защитными характеристиками, маневренностью и скоростью. Исходя из сообщений в прессе, предполагается, что этот танк будет оснащен лазерной пушкой, а его испытания начнутся в 2020 году.


Сравнение основных технических характеристик модификаций танка «Меркава»
Инфографика автора

3. Команду по разработке «Меркавы» возглавил Исраэль Таль, который был не профессиональным инженером, а военным, начавшим свою карьеру в составе «Еврейской бригады», во Вторую мировую войну воевавшей в составе британской армии, а впоследствии принимавшей участие во всех арабо-израильских войнах.

4. Слово «Меркава» переводится с иврита как «колесница» и имеет также религиозно-мистическое значение. Это слово упоминается в видении ветхозаветного пророка Иезекииля и обозначает «Божественную колесницу-трон», в которую запряжены четыре крылатых существа – тетраморфы, каждое из которых имеет четыре крыла и четыре лица: человека, льва, тельца и орла.

5. На конструкцию танка оказал влияние характер оборонительных сражений, которые ведут израильтяне. Танкисты ЦАХАЛ предпочитают располагаться на специально оборудованных позициях, находящихся на скатах возвышенностей. По этой причине вероятность попадания снарядов и пуль в башню танка довольно высока, поэтому в «Меркаве» боевое отделение максимально глубоко перенесено внутрь корпуса.


Танк «Меркава Mk.1» в музее бронетанковых войск возле израильского селения Латрун
Фото автора

6. Еще одним требованием израильских военных к команде разработчиков было максимальное увеличение защищенности экипажа. Поэтому моторно-трансмиссионное отделение было перенесено в переднюю часть танка, что обеспечило танкистам дополнительную защиту.

7. В кормовой части танка расположен отсек для перевозки раненых или десанта. Он же может быть использован и для перевозки боеприпасов. Таким образом, «Меркава» может выполнять функции не только танка, но и БТР и БМП. Данный отсек имеет броневую дверь в корме, через которую экипаж может осуществить эвакуацию, если таковая невозможна через верхний люк.

8. Все вооружение «Меркавы» изготовлено израильским военным концерном Israel Military Industries. На танке установлена американская 105-мм нарезная пушка M68 (лицензионный вариант английской пушки L7); спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт MAG, выпускаемый в Израиле по бельгийской лицензии (установлен слева от пушки); ещё два таких пулемёта закреплены на кронштейнах рядом с люками командира и заряжающего; 60-мм миномёт, установленный на левой стороне крыши башни. Кроме того, над стволом пушки предусмотрена установка дистанционно управляемого пулемёта калибра 12,7 мм.

9. Танк «Меркава Mk.1» был создан позже последней полномасштабной арабо-израильской войны – Войны Судного дня, и боевое крещение принял во время Первой ливанской войны в 1982 году. В этом конфликте Израиль задействовал около 1000 танков, 200 из которых были танки «Меркава» в составе шести танковых батальонов.

10. До 2014 года «Меркава» стояла только на вооружении Армии обороны Израиля, а экспорт танка был запрещен по причине опасений, что его конструкция будет изучена разведками арабских стран. В июне 2010 года танк был рассекречен и выставлен на 10-й международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО «Евросатори-2010» в связи с поиском партнёров для его дальнейшей модернизации. В 2014 году был заключен первый экспортный контракт на поставку танков «Меркава Mk.4» в Сингапур – сумма этой сделки составила 500 миллионов долларов США.

11. На танках «Меркава» установлена израильская система активной танковой защиты «Меиль руах» (ивр. – «ветровка»). Это единственная САТЗ, которая прошла полноценное боевое крещение, неоднократно защитив израильские танки от снарядов, выпущенных в их сторону. В подавляющем большинстве случаев применение «Меиль руах» происходило в секторе Газа или прилегающих к нему районах.

12. В 2006 году телеканал Military Channel назвал десять лучших танков XX века, в число которых вошел и израильский танк «Меркава». Вместе с ним в ТОП-10 попали танки Т-34, M-1 Abrams, «Тигр», WW-1, Centurion, Mk-IV, Challenger, Т-54/55 и М-4 Sherman.

13. Боевые потери танков «Меркава» за время их боевого применения составляют всего 8 экземпляров. Три из них были уничтожены во время Первой ливанской войны, остальные – во время конфликтов в секторе Газа. Ливанская террористическая организация «Хезболла» называет эти данные существенно заниженными.

Танк «Меркава-4», фото которого представлены ниже, впервые был показан широкой публике 24 июня 2002 года. Уже через год началось серийное производство этой модели. По состоянию на сегодняшний день, по версии авторитетного американского военно-аналитического агентства Forecast International, он является одним из лучших боевых танков на планете и превосходит по основным характеристикам немецкого «Леопарда» и российского «Т-90». Слово «Меркава» в переводе на наш язык означает боевую колесницу.

Создатель модели

«Меркава-4», как и три его предшествующих модификации, появился на свет благодаря легендарному израильскому генералу-танкисту Исраэлю Талю. За всю свою карьеру он воевал в составе разных частей и возглавлял офицерские курсы. Анализируя сражения во времена Шестидневной войны и Синайской кампании, в которых он принимал непосредственное участие, он понял, что ни один находящийся на вооружении его страны танк не соответствует требованиям танковой израильской доктрины. В связи с этим Таль пришёл к выводу о необходимости строительства принципиально новой боевой машины. Главное требование к ней заключалось в полном соответствии пожеланиям и военному опыту израильских танкистов, а также театру военных действий. Как результат, позже ему удалось воплотить в реальность свой замысел. Кроме этого, он стал основателем ЦАХАЛа - бронетанковых войск, которые под руководством этого человека добивались самых значимых побед во всех войнах, в которых принимал участие Израиль. Не удивительно, что портрет генерала Таля вывешен в Центре американских танковых войск (зал Великих танковых полководцев) в Форт-Ноксе (США).

Проектирование

История танка «Меркава-4» началась с модификации «Меркава-1». Изначально в создании проекта принимало участие всего лишь 35 специалистов. Благодаря своему большому авторитету генерал Таль смог минимизировать всевозможные бюрократические нюансы. При разработке машины особое внимание уделялось не столько маневренности и огневой мощи, сколько обеспечению наиболее возможной защиты экипажа. По задумке жизнь солдат должна была сохраняться даже при полном выведении из строя танка. Поскольку, по статистике, главной причиной гибели персонала являлась детонация боезапаса, членов экипажа и боекомплект нужно было надёжно прикрыть. В августе 1970 года был утверждён окончательный проект танка «Мераква-1», после чего началось серийное производство модели.

Совершенствование

В каждом новом поколении «Меркавы» израильские инженеры воплощали новейшие идеи мирового танкостроения. В частности, со временем корпус стал изготовляться единой отливкой, а броня - крепиться на специально разработанные для этого болтовые соединения. Последняя версия машины оснащена полностью компьютеризированной системой управления. Она разработана по технологиям израильских конструкторов и не имеет аналогов во всём мире. Следует отметить, что принцип активной брони впервые на планете был воплощён именно на этой модели. С конвейеров сошло уже четыре её поколения. Танк «Меркава-4», характеристики которого более подробно описаны далее, был принят на вооружение израильской армии после ряда испытаний в 2004 году.

Компоновка: принципиальное отличие от аналогов

Компоновка машины принципиально отличается от всех, построенных по классической схеме американских и европейских аналогов. В передней её части располагается управленческое отделение, в центре - боевой отсек, а сзади - моторно-трансмиссионная секция. Двигатель модели «Меркава-4» находится спереди, тем самым играя роль дополнительной защиты для членов экипажа, ведь именно лобовая часть принимает на себя большинство снарядов.

Башня

Машина получила обновлённую башню, что оборудована совершенно новыми броневыми модулями со всех сторон (лоб, борта и крыша). В связи с этим конструкторам пришлось сделать командирский люк более массивным и снабдить его электронным механизмом для открытия и закрытия. Люк заряжающего вообще убран. В связи с такой конструкцией башня отличается ступенчатыми очертаниями. На правом её борту установлен пулемёт, из которого командир экипажа может вести дистанционный огонь на все 360 градусов. Сверху находятся кассеты дымовых гранатомётов.

Пушка

Израильский танк «Меркава-4» оборудован 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Благодаря ряду улучшений теперь она способна выдержать повышенное давление, что позволяет применять здесь мощные осколочно-фугасные снаряды. Их особенность заключается в том, что уже в зарядной пушке ствола происходит программирование в зависимости от требуемой задачи. Эффективность стрельбы существенно повышает интегральный теплоизоляционный кожух, который, помимо всего прочего, уменьшает износ ствола. С пушкой спарен пулемёт (7,62 миллиметра). Штатным является 60-миллиметровый миномет новой конструкции.

За броневой перегородкой установлен полуавтомат заряжания пушки с электрическим барабаном на десять выстрелов, которые он самостоятельно автоматически передаёт заряжающему танкисту. Оставшиеся 38 снарядов упакованы в защитный контейнер, что позволяет предотвратить взрыв внутри корпуса или башни танка «Меркава-4».

Система управления огнём может похвастаться возможностью автосопровождения цели. Сюда относятся усовершенствованные телевизионный, а также тепловизионный каналы. Независимые стабилизационные прицелы имеют командир экипажа и наводчик.

Двигатель и трансмиссия

Теперь несколько слов о двигателе, установленном на израильский танк «Меркава-4». Характеристики силовой установки, которая здесь используется, сущестенно отличаются от моторов других таких машин. Мощность двигателя составляет 1500 лошадиных сил. Конструкторы улучшили массово-габаритные показатели агрегата, параметры мощности, а также топливную эффективность. Разработчики усовершенствовали систему турбонаддува, повысили интенсивность масляного и жидкостного охлаждения поршней. В системе питания применяются топливные индивидуальные насосы с регулируемой подачей топлива. Мотор слаженно функционирует в условиях любых кренов. Этого удалось достигнуть во многом благодаря использованию в машине масляного поддона новой конструкции и дополнительного плоского масляного бака. Управление двигателем осуществляется посредством компьютера, что предоставляет водителю всю необходимую информацию через монитор. Нельзя не отметить и пятискоростную автоматическую, гидромеханическую трансмиссию модели с гидрообъёмным поворотным механизмом. Она поставляется немецкой компанией «Ренк».

Активная защита

Настоящей своей гордостью израильские инженеры считают систему активной защиты танка «Меркава-4», характеристики которой многие мировые эксперты после появления модели назвали революцией в защите бронированной техники. Это и не удивительно, ведь машина способна обнаружить, отследить и уничтожить большинство современных противотанковых ракет на значительной дистанции без нанесения самой себе какого-либо ущерба. Данная система производится двумя израильскими компаниями и называется «Трофи». Справедливости ради следует отметить, что нечто аналогичное в восьмидесятых годах прошлого века использовалось в советских танках. Некоторые источники утверждают, что «Трофи» представляет собой усовершенствованный вариант тех систем.

Другие характеристики и системы

Масса модели «Меркава-4» составляет 65 тонн. Габариты машины в длину, ширину и высоту соответственно равняются 7970х3720х2660 мм. В состав экипажа входит четыре человека. Танк способен развивать скорость в 65 км/ч, а полного бака хватит ему примерно на 500 километров пути.

Чтобы не допустить поражения командира экипажа во время проведения боевых действий, разработчики предусмотрели внутри специальную башенку для него. На корпусе установлены четыре видеокамеры, которые выводят изображение на экран водителя, тем самым помогая ему в управлении. Отличная видимость при этом обеспечивается как в светлое, так и в тёмное время суток. Танк «Меркава-4», помимо всего прочего, оборудован системой автоматического пожаротушения. На башне установлены цепи с шарами, которые служат защитой для нижней её части от гранат РПГ. Для того чтобы облегчить водителю процесс маневрирования в узких местах, на корпус монтируются габаритные штыри.

Завершение

Модели из серии «Меркава» превосходно зарекомендовали себя во время боевой операции Израиля в Ливане. Тогда безвозвратно потеряно было всего пять танков, а практически все поврежденные машины после ремонта вернулись в строй. Это является лишним доказательством их высокой эффективности. Последнее поколение модели способно отлично справляться с ракетной угрозой. В завершение нельзя не акцентировать внимание на том, что здесь воплощена концепция круглосуточного использования танка, для чего предусмотрено место для размещения двух экипажей, один из которых может отдыхать, в то время, пока другой работает.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»